Какой снаряд лучше подкалиберный или кумулятивный. World of Tanks Blitz: как правильно выбрать снаряды

5 лет и 11 месяцев назад Комментарии: 7
Одна из особенностей World of Tanks заключается в том, что в этой игре можно стрелять разными снарядами, которые подходят для различных ситуаций. Это усложняет геймплей и вносит в него разнообразие. Итак, давайте разберемся, какие боеприпасы доступны игрокам в World of Tanks.

Два вида снарядов: обычные и голдовые

Первым делом нужно заметить, что снаряды делятся на обычные , которые можно купить только за серебро, и «голдовые» , которые можно купить или за золото, или за большое количество серебра. Например, для топовой пушки Т20 простой бронебойный снаряд стоит 255 серебра, а «голдовый» подкалиберный уже 4400 (или 11 золотых). Как вы видите, разница очень большая.

До патча 0.8.0 «голдовые» боеприпасы можно было купить только за золото, так что их использовали редко. В основном они применялись только в клановых войнах и на турнирах. Все-таки мало кому будет по душе стрелять, по сути, настоящими деньгами из виртуального орудия по виртуальному танку. Но после патча 0.8.0 «голдовые» снаряды стали активно использоваться и в рандомных боях, что сильно снизило важность брони и дало большое преимущество быстрым и маневренным танкам.

Итак, давайте начнем с обычных снарядов

Во-первых, это Бронебойные снаряды (ББ, «ббэшки») , самый распространенный тип боеприпасов. Ими способно стрелять практически любое орудие в игре, но есть несколько исключений, в основном это орудия САУ. Особенностью бронебойных снарядов является то, что они наносят урон танку только при пробитии. Для бронебойных боеприпасов важен угол, при котором они попадают в броню танка: чем угол острее, тем больше приведенная броня, которую нужно преодолеть снаряду.

Бронебойные снаряды не только уменьшают запас прочности при пробитии, но и могут повредить модули. После пробития снаряд движется внутри танка по прямой, повреждая модули, которые он встречает на своем пути, с определенной вероятностью. Также нужно помнить, что при слишком остром угле попадания бронебойного снаряда в броню возможен .

Также нужно сказать, что бронебойные снаряды обладают нормализацией в пять градусов. Нормализацией называется доворот снаряда при попадании до более оптимального угла, что снижает приведенную броню и, следовательно, увеличивает шанс пробития.

Во-вторых, это осколочно-фугасные снаряды (ОФ, фугасы) , которыми стреляют большинство САУ. На многие танки возможна установка так называемых « », то есть орудий с большим калибром. Они или вообще не стреляют бронебойными, или пробитие у бронебойных снарядов так мало, что применять их практически бессмысленно.

Осколочно-фугасные снаряды обладают небольшим пробитием, но немалым уроном. К тому же, при непробитии они все равно наносят урон, который зависит от толщины брони, хотя он часто и бывает незначительным. Если бронебойный снаряд в игре представляет собой точку, которая внутри танка движется по прямой, то осколочно-фугасный при взрыве образуют сферу, которая наносит урон всему, что в ней оказывается (это и есть, собственно, радиус разлета осколков или «сплеш», который указывается в ТТХ снаряда). Поэтому осколочно-фугасные снаряды наносят много критических повреждений, часто контузят экипаж и способны повреждать несколько танков, если они стоят рядом.

Осколочно-фугасные снаряды не рикошетят , что является их большим преимуществом. Бывает так, что противник показывает только небольшую часть своей машины, это сильно затрудняет нанесение урона бронебойным снарядом из-за крайне высокой вероятности непробития или рикошета. В таких случаях незаменимыми являются осколочно-фугасные снаряды, которые нанесут урон в любом случае, хотя он может быть и небольшим.

Также следует сказать, что часто осколочно-фугасные снаряды используются именно с целью повреждения какого-либо модуля, а не нанесения урона. Например, для сбивания гусеницы или повреждения орудия танкам, которые играют «через башню».

В-третьих, это подкалиберные снаряды , которые используются вместо бронебойных на средних танках десятого уровня. Так как для всех других уровней они являются «голдовыми», то мы опишем их ниже.

Голдовые снаряды в World Of Tanks

Теперь давайте перейдем к «голдовым» боеприпасам , как мы уже сказали выше, их можно купить или за золото, или за большую сумму серебра. Естественно, высокая цена означает увеличение характеристик, иначе в ней бы просто не было смысла.

К «голдовым» боеприпасам относят, во-первых, кумулятивные (КС, «кумулятивы») . Принцип их действия основан на прожигании брони струей раскаленного газа высокой плотности. Кумулятивные снаряды отличает очень высокое пробитие. Например, у китайского Т-34-2 с орудием 122 мм бронебойный снаряд может пробить в среднем 175 мм, а кумулятивный – целых 300 мм. Очевидно, что это дает огромное преимущество в бою и позволяет поражать в лоб тяжелые танки даже выше уровнем.

Тем не менее, у кумулятивных снарядов есть недостатки, которые появились в обновлении 0.8.6.

  • Первое, они могут рикошетить, хотя это и случается реже, чем в случае использования бронебойных.
  • Второе, их пробитие сильно падает при попадании в экран (например, гусеницу), что и логично: раскаленная струя должна сначала прожечь экран, затем пустое место до, непосредственно, танка и только потом саму броню.
  • Третье, у них отсутствует нормализация.

Во-вторых, это подкалиберные. Как уже говорилось выше, они являются обычными для средних танков десятого уровня. Но для всех остальных машин они «голдовые». Они, как и кумулятивные, обладают повышенным пробитием, что позволяет поражать более бронированные цели. Но прибавка в бронепробитии не такая высокая, как в случае кумулятивных. Кстати, самым распространенным видом «голдовых» боеприпасов являются именно подкалиберные, возможность использовать на танке кумулятивные снаряды является большим преимуществом.

Тем не менее, у подкалиберных снарядов по сравнению с обычными бронебойными есть заметные недостатки.

  • Первое, они сильнее теряют бронепробитие с увеличением расстояния до цели, что делает их использование при стрельбе на дальние дистанции малоэффективным.
  • Второе, нормализация составляет всего два градуса (вместо пяти у бронебойных), что означает увеличение приведенной брони, которую нужно преодолеть снаряду.

В-третьих, это «голдовые» осколочно-фугасные снаряды . Большая их часть от обычных аналогов отличается только увеличенным радиусом разлета осколков («сплешем»). Это актуально для САУ при сбивании захвата: даже стрельба вслепую позволяет часто сбить захват, выиграть время для команды и, таким образом, добиться победы.

На британских средних танках девятого и десятого уровня есть возможность применения «голдовых» осколочно-фугасных снарядов, которые отличаются очень высоким бронепробитием, можно сказать, это одна из особенностей высокоуровневых британских средних танков.

В-четвертых, это «голдовые» бронебойные снаряды , они очень редко встречаются в игре, есть всего несколько танков, на которых они применяются. Например, это премиумная советская ПТ-САУ шестого уровня СУ-100Y , на которой наряду с обычными бронебойными снарядами есть и голдовые. Последние отличаются меньшим бронепробитием, но увеличенным уроном.

* Про правила пробития снарядов и цвета трассеров можете прочитать .

Итак, как вы видите, видов снарядов в World of Tanks достаточно много , но на одном танке может применяться не больше трех типов, иногда только два. Для большинства танков набор такой: обычный бронебойные, обычные осколочно-фугасные и «голдовые» подкалиберные (иногда кумулятивные). По большинству целей нужно стрелять бронебойными (они и должны составлять большую часть боекомплекта), «голдовые» использовать только при стрельбе по тяжело бронированным целям в лоб, так как они очень дорогие, фугасные снаряды используются довольно редко: при сбивании захвата, когда нужно снять хотя бы одну единицу прочности, при стрельбе по противнику, который стоит обратным ромбом, и т.д.

Сен 14, 2016 Игровые гайды

В World of Tanks Blitz ты сможешь экипировать свой танк различными пушками. Это классно! Но учти, что несмотря на то, что каждая пушка хороша по-своему, на конечный результат стрельбы повлияет не только она — чтобы нанести максимальный ущерб врагу, тебе необходимо подобрать для себя правильные снаряды! Я постараюсь описать типы снарядов и дать советы о том, какие снаряды в какой ситуации использовать.

Показатели, используемые для обсчёта выстрела

Прежде чем мы перейдём непосредственно к описанию снарядов, хотелось бы обозначить основные показатели и понятия, используемые игрой для подсчёта результативности выстрела.

Первое, о чём следует сказать — броня. Результат выстрела напрямую зависит от брони танка противника. Лобовая броня всегда крепче, боковая и задняя всегда легче — а значит и выстрелы, наносимые по боковой и задней броне, с большей вероятностью нанесут цели больше урона. Но при этом существует также экранная броня специальный вид брони, по сути представляющий из себя двухслойную броню, между слоями которой присутствует пустое пространство. Экранная броня находится в различных местах у разных танков и снижает пробиваемость. Так, например, при стрельбе по днищу сквозь гусеницы сами гусеницы выступают в качестве экранной брони для днища.

Второе — пробиваемость. Каждый снаряд имеет определённый показатель пробиваемости и если этот показатель выше, чем “мощность” брони при попадании, то снаряд пробивает танк и наносит ему высокий урон. Если снаряд выпущен издалека, то показатель пробиваемости при контакте будет ниже. Также он снизится, если выстрел проходит сквозь препятствия на своём пути (урон, который может нанести снаряд, не снизится). Танк на пути снаряда является последним “препятствием” — пробить танк насквозь и попасть в стоящий рядом не получится.

Далее — нормализация. Нормализация снаряда вычисляется в градусах и означает способность снаряда менять своё направление при контакте с бронёй. Снаряды заострены на своём конце и “вгрызаются” в броню под определённым углом, повышая шанс на пробитие. Чем выше калибр снаряда относительно толщины брони, тем выше показатель нормализации — снаряды крупного калибра лучше пробивают броню под углом, чем снаряды мелкого калибра.

Четвёртое важное понятие — рикошет. Снаряды могут рикошетить от танка при попадании под углом выше 70 градусов (с учётом нормализации снаряда). При рикошете танк не получает урона, но снаряд продолжает движение и может попасть в другой танк, идущий рядом. Также, если калибр снаряда в три раза превышает толщину брони, рикошет игнорируется и снаряд пробивает броню.

Пятое, о чём нужно знать — модули и экипаж. Танки — не просто банки на гусеницах, в них присутствуют отдельные функциональные детали и члены экипажа. Для каждого танка существует свой набор экипажа и модулей, а также их расположение. Всего видов модулей можно насчитать 8 (пушка, двигатель, радио, оптика, башня, топливные баки, отсек для снарядов и гусеницы), а членов экипажа — 5 (командир, водитель, стрелок, связист и заряжающий). Повреждённые модули начинают хуже функционировать (например, повреждённые топливные баки повышают шанс возгорания танка при получении урона), а уничтоженные, что логично, перестают функционировать (уничтоженные гусеницы лишат возможности двигаться). При получении ранений экипажем, снижается эффективность танка (например, ранение заряжающего снизит скорость перезарядки вдвое) и навыки экипажа, привязанные к раненому танкисту, перестают функционировать. Если весь экипаж ранен — танк считается уничтоженным.

В принципе, на этом всё. Перейдём к описанию снарядов!

Какие бывают типы снарядов?

На данный момент в WoT Blitz можно воспользоваться пятью основными типами снарядов: AP, APCR, HE, HEAT и HESH. Все эти снаряды ведут себя по-разному и некоторые из них (HESH) могут использоваться только на определённых танках. Также снаряды типов APCR, HEAT и HESH могут быть куплены как премиум — они будут более эффективны, но при этом обойдутся в копеечку. Премиум-снаряды покупаются за золото или за кредиты в отношении 1:400, где 1 это золото, а 400 — кредиты. Так, предположим, снаряд стоимостью в 10 единиц золота, обойдётся в 4000 кредитов. Безусловно, золото всегда можно приобрести за реальные деньги.

AP (Armor Piercing) — это стандартные и самые дешёвые патроны, которые можно найти в игре. Они обладают средними показателями и наносят урон только при условии пробития брони. Если такой снаряд не пробивает броню или рикошетит, то цель не получает урона.

APCR (Armor Piercing Composure Rigid) — как следует из названия, APCR являются разновидностью AP. Отличие в том, что снаряды этого типа имеют более высокие показатели пробиваемости и скорости полёта — пробивать ими броню проще, а значит и проще наносить урон. Но минус в том, что расстояние, на котором уровень пробиваемости снаряда начинает снижаться, у APCR значительно ниже, чем у AP — это значит, что при стрельбе на высоких расстояниях эти снаряды будут менее эффективны, чем стандартные AP. Также снаряды данного типа имеют тенденцию к рикошету ввиду сниженной нормализации.

HE (HIgh Explosive) — это взрывающиеся при контакте снаряды. Они не обладают высокими показателями по параметру пробивания — но практически в любом случае наносят небольшой ущерб. Если же такой снаряд всё-таки пробил броню противника, то он получит очень высокий урон и скорее всего лишится части экипажа и/или повредит отдельные модули. Урон, наносимый такими снарядами, приходится по площади, так что даже при отсутствии прямого попадания вы можете, в некоторых случаях, нанести противнику урон.

HEAT (High Explosive Anti-Tank) — специальные противотанковые снаряды, обладающие высоким показателем пробиваемости (сравнимым с APCR), который не зависит от расстояния выстрела. Пробив броню танка, снаряд HEAT взрывается внутри, нанося массивные повреждения модулям и экипажу. В отличие от HE, этот снаряд не наносит урона при отсутствии пробития брони и практически бесполезен против экранной брони и гусениц.

HESH (High Explosive Splash Head) — снаряд, схожий с HE, но имеющий более высокий показатель пробиваемости (но меньший, чем у HEAT) и более низкую скорость полёта. При этом HESH-снаряд наносит значительно больше урона при пробитии, но, как и HE-снаряды, взрывается при контакте в случае отсутствия пробития брони (при этом всё ещё нанося ущерб, превышающий таковой у стандартных HE-снарядов).

Для чего использовать каждый тип снарядов?

  1. Armor Piercing

Снаряды типа AP являются стандартными снарядами и используются практически всеми игроками. Они дешёвые и простые в применении. Учитывая тот факт, что они не наносят урона при отсутствии пробития, пользоваться ими следует аккуратно — используйте орудия высокого калибра или с повышенной пробиваемостью и цельтесь в слабые места танков. Не стреляй ими просто так и не старайся попасть во врага “как попало” — это может сделать твои выстрелы бесполезными. Старайся стрелять перпендикулярно поверхности танка — в таком случае вероятность пробития выше. Этими снарядами можно пользоваться на средних и близких расстояниях — при расстоянии свыше 100м уровень пробиваемости будет снижен, что сделает снаряд бесполезным.

  1. Armor Piercing Composure Rigid

Снаряды типа APCR похожи на снаряды AP в том, что они также не наносят урона при отсутствии пробития. Отличие заключается в том, что эти снаряды пробивают броню с большей вероятностью — но только на ближних дистанциях. Показатель пробиваемости у ACPR начинает снижаться на дистанции вдвое ниже, чем у AP. Пользоваться APCR следует, всё также, с орудиями с высокими показателями пробиваемости, но при этом следует сделать упор на скорострельность орудия — учитывая, что данные снаряды более эффективны в ближнем бою, тебе понадобится стрелять ими чаще, чем стандартными AP. Учитывая специфику ближнего боя и данных снарядов, старайся пробраться к задней части вражеского танка — скорострельное орудие с такими патронами позволит тебе нанести несколько хороших критических ударов по противнику.

  1. High Explosive

Эти снаряды обычно не считаются основными и полезными — так как их показатель пробиваемости довольно низок, итоговый урон, который они наносят, тоже низкий. Но, в отличие от типа AP, снаряды HE наносят урон практически в любом случае, пускай и низкий. Это делает их незаменимыми для того, чтобы отгонять соперников от захвата базы — при получении любого урона танком-захватчиком, таймер захвата базы обнуляется и отсчёт начинается заново. Также, если ты понимаешь, что твои AP-снаряды не помогают против “раненого” бронированного танка, можно попробовать добить его при помощи HE. Атаковать полностью “здоровые” средние и тяжёлые танки при помощи HE не рекомендуется — скорее всего твой выстрел нанесёт слишком мало урона и ты лишь привлечёшь огонь соперника. Данные снаряды лучше использовать с орудиями высокого калибра — чем выше калибр, тем выше вероятность пробития брони, а значит и шанс нанесения врагу колоссального урона. Также данные снаряды наносят хороший урон модулям танка, так что их можно использовать для разрушения гусениц.

  1. High Explosive Anti-Tank

Эти снаряды направлены на уничтожение экипажа. Пользоваться ими нужно с большой осторожностью — при отсутствии пробития они бесполезны, но при пробитии уничтожают танк изнутри. Их плюсом является то, что они не теряют пробиваемости при стрельбе на большие расстояния, но при этом также лишены нормализации и необязательно пробивают броню при “тройном калибре”. Стрелять такими снарядами следует из больших пушек — чем выше калибр, тем полезнее снаряд HEAT. Использовать эти снаряды можно на любых расстояниях — но предпочтительно на дальних, так как данные снаряды скорее предназначены для “снайперского” отстрела врагов, чем для активного боя, в котором тебе будет труднее прицелиться по слабым точкам врага.

  1. High Explosive Splash Head

Снаряды данного типа направлены на уничтожение модулей и по сути представляют собой более мощную версию HE-снарядов — они наносят больше урона, их радиус поражения выше и они с большей вероятностью пробивают броню. Пробив броню, такой снаряд с высокой вероятностью уничтожит пару модулей и ранит члена экипажа, но пробить им броню всё также непросто — целься по плоским поверхностям и избегай углов при выстреле, так как снаряд не нормализуется при попадании и просто взрывается, не пробив броню. Также ими не следует стрелять сквозь разрушаемые объекты — некоторые из них спровоцируют взрыв снаряда. Снаряды типа HESH являются “привилегией” британских танков, так что воспользоваться ими ты сможешь лишь на высокоуровневых танках этой нации.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что для постоянной игры вам прежде всего понадобятся снаряды типа AP — они универсальны и подходят для многих ситуаций. Снаряды типа HE также следует брать с собой в игру по крайней мере в небольшом количестве — для сброса соперников на захвате базы. APCR дороже, но позволят тебе помочь союзникам в ближнем бою и быстро уничтожить соперника. HEAT понадобятся снайперам на ПТ-САУ, а HESH , по сути, являются дорогими и мощными HE, и могут быть применены как их более мощный аналог в критических ситуациях — например, чтобы взорвать танк, который не берут твои пробивающие снаряды.

Надеюсь, что данный гайд поможет тебе лучше разобраться в специфике твоей амуниции и ты сможешь одержать ещё много побед в World of Tanks Blitz!

Уважаемые игроки!

Сегодня мы поговорим о танковой аммуниции. Разнообразие видов представленных в игре снарядов ставит перед танкистами выбор, какие снаряды использовать.

Одни снаряды хорошо подходят для уничтожения вражеских САУ и легких танков , другие превосходно наносят урон тяжелым и средним танкам. В Мире Танков есть снаряды, которыми лучше стрелять из коротких и крупнокалиберных орудий, а есть снаряды которые лучше использовать при стрельбе из длинных и мелкокалиберных орудий танков.

Снаряды в Мире Танков также делятся на обыкновенные и премиумные. Премиумные снаряды обладают повышенными характеристиками и дают преимущество в бою, но при этом стоят значительно дороже обыкновенных. Фан сайт игры "Мир Танков", сайт надеется, что приведенные описания снарядов, принципы их действия и наши советы по использованию тех или иных боеприпасов в различных ситуациях, помогу Вам повысить эффективность и результативность в бою .

Снаряды World of Tanks

Обыкновенные снаряды

Бронебойные снаряды

Бронебойные снаряды (ББ) - основной тип снарядов, которым может стрелять любое орудие. Бронебойные снаряды ориентированы на поражение высокобронированных целей в уязвимых местах. Чем выше броня у танка, тем большей бронепробиваемостью должен обладать снаряд, чтобы пробить её.

Результаты выстрела при попадании снаряда в танк противника сопровожаются специальными сообщениями, которые Вы не услишите, стреляя другими типами снарядов:

  • «Пробитие» и «Есть пробитие» - Снаряд нанес максимально возможный урон и пробитил броню противника.
  • «Попадание» и «Есть попадание» - Снаряд повредил модули или экипаж, попав в нужное место.
  • «Не пробил» - Пробивной мощи снаряда недостаточно, он пробил броню и не нанес урона .
  • «Рикошет» - Снаряд попал в броню под слишком острым углом и рикошетировал не нанеся урона.

Осколочно-фугасные снаряды

Осколочно-фугасные снаряды (ОФ) - имеют самый большой потенциальный урон, но незначительную бронепробиваемость. Если снаряд пробил броню, он взрывается внутри танка, нанося максимальный урон и дополнительный урон модулям или экипажу от взрыва. Осколочно-фугасному снаряду необязательно пробивать броню цели - при непробитии он взорвется, нанеся меньший урон, чем при пробитии. Урон в этом случае зависит от толщины брони - чем толще броня, тем больший урон от взрыва она гасит. Осколочно-фугасные снаряды также могут повредить несколько танков одновременно, так как взрыв имеет определённый радиус действия. У танковых снарядов меньший радиус фугасного действия, у снарядов САУ - максимальный.

Подкалиберные снаряды

Подкалиберные снаряды (БП) - основной тип снарядов для средних танков 10 уровня и лёгкого T71. Принцип действия подкалиберных снарядов аналогичен бронебойным, но они обладают увеличенной бронепробиваемостью и сильнее теряют её с расстоянием. Подкалиберные снаряды чаще всего бывают премиумными, но в World of Tanks встречаются и обыкновенные.

Премиумные снаряды

Снаряды этой категории покупаются как за игровое золото, так и за кредиты с недавнего времени. Стоимость премиумного снаряда за кредиты в разы превосходит стоимость обыкновенного снаряда. Обычно игроки пополняют аммуницию танков премиум снарядами во время специальных акций, покупая боеприпасы со скидкой.

Подкалиберные снаряды

Подкалиберные снаряды (БП) - это самые распространенные премиумные снаряды в игре, устанавливаемые почти в любое орудие. Принцип действия аналогичен бронебойным. При этом подкалиберные снаряды обладают увеличенной бронепробиваемостью , которая значительно зависит от дальности до цели. Чем больше расстояние, которое пролетит подкалиберный снаряд, тем ниже становится его бронепробиваемость.

Кумулятивные снаряды

Кумулятивные снаряды (КС) - премиумные снаряды для САУ и прочих короткоствольных орудий, имеющих низкую начальную скорость снаряда. Пробиваемость у них заметно выше, а наносимый урон на уровне бронебойных (ББ) для того же орудия. Эффект пробития достигается не за счёт кинетической энергии кумулятивного снаряда (как у ББ или БП), а за счёт энергии кумулятивной струи, образующейся при подрыве взрывчатого вещества определённой формы на некотором расстоянии от брони. Отсюда отличия от ББ и БП - кумулятивные снаряды не рикошетят от брони и на них не распространяется правило нормализации.

Осколочно-фугасные снаряды

Осколочно-фугасные (ОФ) снаряды премиумного класса отличаются от обычных осколочно-фугасных большим радиусом взрыва для САУ либо повышенной бронепробиваемостью при стрельбе из британских средних танков 9-10 уровней . Максимальная эффективность при стрельбе из САУ премиумными осколочно-фугасными снарядами достигается, когда целью является плотное скопление танков противника .

Какие снаряды лучше в World of Tanks?

Безусловно, премиумные снаряды, обладающие высокой эффективностью, лучше чем обыкновенные. Однако, часто использовать премиумные снаряды бывает нецелесообразно из-за их значительной стоимости. Так, например, на премиумных танках обыкновенные бронебойные снаряды стоят в пределах от 100 до 300 кредитов за единицу. Ведь именно сниженная стоимость аммуниции позволяет премиумным танкам отлично фармить. Однако, на премиумные снаряды , даже для премиумного танка, скидка не распространяется. При этом стоимость одного кумулятивного, подкалиберного или осколочно-фугасного премиумного снаряда может достигать 4800 кредитов за единицу. Как видите сами премиумные снаряды в ряде случаев могут быть дороже обыкновенных снарядов в 15 раз . Поэтому для фарма и зарабатывания кредитов, используют только обыкновенные снаряды .

Премиумные же снаряды в подавляющем большинстве случаев используют в ротных боях и клановых войнах, когда важен именно командный результат.

Бронепробитие в WoT: теория, особенности и отличия от реальности.
Часть первая: снаряды и их характеристики

Противостояние брони и орудий – одна из основ нашей игры, именно поэтому ключевую роль в World of Tanks играет механика взаимодействия снарядов и брони. Неопытному игроку, только начинающему свой путь в игре, кажется, что здесь нет ничего сложного – болванка летит в цель, и в зависимости от своего бронепробития наносит урон или танк остается невредимым. Но со времени у игрока возникает масса вопросов – почему один и тот же снаряд не всегда пробивает броню одного и того же танка, почему снаряды рикошетят, почему снаряды не пробивают танки на большом расстоянии и многие другие.

Ответы на эти вопросы есть, а чтобы найти их, нужно подробно рассмотреть теорию пробития брони в WoT. Именно об этой теории мы и хотим поговорить здесь.

Некоторые замечания и терминология

Прежде, чем приступать непосредственно к теории, нужно сделать важное замечание: WoT – это не симулятор танкового боя в чистом виде, поэтому в игре используются упрощенные механики. В первую очередь, это касается реализации снаряда, расчета его траектории полета, взаимодействия с броней и рикошетов. С другой стороны, разработчики предприняли попытку приблизить механику взаимодействия снаряда с броней к реальности, что отражено в разбросе пробития, в падении пробития с расстоянием, взаимодействии снарядов различного типа с броней и т.д.

Для понимания теории пробития брони нужно запомнить несколько важных понятий.

Угол вхождения снаряда. Под этим понятием принимается угол, отмеряемый между нормалью, проведенной к касательной, и вектором скорости снаряда конкретно в той точке, где он касания с броней. Здесь сразу нужно предупредить часто возникающую путаницу: при совпадении вектора скорости снаряда с нормалью угол берется за 0°, хотя фактически снаряд ударяется о броню под углом 90°. Это всегда следует учитывать и понимать, что 85° - это не почти прямое вхождение снаряда, как можно было бы подумать, а напротив – почти параллельный пролет, гарантирующий рикошет.

Нормаль. Это перпендикуляр к касательной, проведенной через точку брони в месте хождения снаряда. Наиболее просто нормаль находится на плоском бронелисте – это его перпендикуляр. На кривых поверхностях для нахождения нормали сначала нужно провести касательную (вспоминаем школьный курс геометрии), а только затем провести нормаль.

Вектор скорости снаряда. Это направление движения снаряда в каждой точке его траектории движения. Необходимость использования вектора скорости обусловлена тем, что снаряд летит не по прямой, а по баллистической траектории, которая представляет собой дугу (в игре она представлена в виде параболы). Эту дугу использовать для расчетов нельзя, а вектор – можно.

Баллистическая траектория снаряда. В нашей с вами реальности расчет баллистики снаряда очень сложен, в него входит учет множества действующих на летящий снаряд сил и моментов – сопротивления воздуха, учета вращения Земного шара (силы Кориолиса), аэродинамических показателей самого снаряда, характеристик ветра, наличия дождя, собственного движения снаряда (вращения вокруг оси, девиации) и проч. Просчитать в игре все эти силы просто невозможно, поэтому полет снарядов в WoT моделируется по самой простой баллистической траектории с учетом только лишь силы притяжения. Этой путь представляет собой параболу, в каждой точке которой летящая болванка имеет разный вектор скорости, что и учитывается при расчете его взаимодействия с броней.

Приведенная толщина брони. Это фактическая толщина брони, которую приходится преодолевать снаряду, вошедшему под тем или иным углом от нормали. Например, в случае попадании в 100-мм броневой лист под наклоном 45° снаряду придется преодолеть чуть более 141 мм.

Экранная и основная броня. Тип и характеристики брони «прописаны» в коллижн-модели каждой машины, и в зависимости от типа брони выбирается сценарий развития событий: при попадании в экран пробитие снаряда падает на 5% на каждые 10 см пути, при контакте с основной броней вступает в силу правило 10-ти калибров. Об этом подробно рассказано во второй части статьи.

Что такое снаряд в WoT

Для максимального упрощения расчетов принято, что снаряд в нашей игре является материальной точкой с нулевыми размерами. Именно поэтому снаряды могут пролетать в щели любых размеров, главное, чтобы такие щели присутствовали в коллижн-моделях танков и текстурах карт. Но с другой стороны, такие снаряды не оставляют после себя отверстий в броне, поэтому в игре невозможно напихать кучу снарядов в одну дырку.

Однако несмотря на такое упрощение, снаряд может быть причислен к одному из четырех классов – бронебойный (ББ), бронебойный подкалиберный (БП), осколочно-фугасный (ОФ) и кумулятивный (КС). При этом все снаряды обладают пятью основными характеристиками:

Базовое бронепробитие;
Базовый урон;
Урон по внутренним модулям (скрытый параметр снаряда);
Скорость полета в начале траектории (от среза ствола);
Нормализация.

Часть этих характеристик одинакова для всех типов снарядов, часть – характерна только для определенных типов снарядов. Об этом укажем при рассмотрении отдельных характеристик и механик.

Бронепробитие

У каждого снаряда в игре есть базовое бронепробитие, которое может в случайном порядке изменяться в пределах +/- 25 %. То есть, для снаряда с пробитием 100 мм разброс составляет от 75 до 125 мм. Это правило действует для всех типов снарядов.

Для бронебойных и подкалиберных снарядов действует несколько правил:
Базовый пробой наблюдается только на расстоянии от 0 до 100 метров;
На расстоянии от 100 метров бронепробитие снарядов линейно уменьшается (этот показатель неодинаков для снарядов разного калибра и типа, для подкалиберных снарядов падение бронепробития больше, для ББ – меньше, в среднем на 500 метров пробой уменьшается на 3 – 15%);
Снаряды малоуровневых пулеметов и автоматических пушек полностью теряют пробитие на 400 метрах (до патча 9.8 ограничение составляло 350 метров).

При этом осколочно-фугасные и кумулятивные снаряды с увеличением расстояния не теряют своего пробития.

Различия между пробитием разных типов снарядов обусловлено неодинаковыми физическими принципами, заложенными в основу этих снарядов. Обычные ББ и БП снаряды пробивают броню за счет запасенной кинетической энергии (в сущности, это камень, брошенный с большой скоростью), а так как скорость снаряда с расстоянием падает, то снижается и его кинетическая энергия – отсюда и падение бронепробития. Осколочно-фугасные снаряды – это бомбы со взрывателями, которые срабатывают при контакте с броней, для них скорость встречи с препятствием не имеет значения, поэтому и на срезе орудия, и на расстоянии в 700 метров пробитие ОФ-снаряда одинаково. Кумулятивные снаряды тоже срабатывают при контакте с броней независимо от скорости встречи, и их пробитие обусловлено только пробитием кумулятивной струи, и никак не связано с дальностью полета.

Кстати, очень часто игроки жалуются на то, что рандомизация пробития снаряда в 25% - это слишком много и плохо вписывается в игру. В действительности проблема лежит гораздо глубже, а такой разброс позволяет не учитывать в игре такие параметры, как качество и структуру брони. В реальности снаряд и броня изготовлены из различных сплавов, и в некоторых случаях снаряд при попадании в танк может просто-напросто разрушиться или деформироваться – в этом случае никакого пробития не происходит, а разброс пробития превышает 100%. Такое положение вещей в игре недопустимо, поэтому разработчиками разброс пробития искусственно ограничен, а броня и снаряды у нас «сферические в вакууме» (то есть, идеальные, в них не учитывается материал и его характеристики). Если бы мы играли по реальным механикам, то возмущение игроков достигало бы космических масштабов.

Нормализация снаряда

Это один из тех параметров, которые вызывают жаркие споры, но с ним нельзя не считаться – нормализация существует и используется в реальных снарядах. Нормализация – это угол доворота снаряда (уменьшения угла к нормали) в случае, если он не отрикошетил. Нормализация обусловлена тем, что снаряды с затупленным концом как бы «закусывают» броню при встрече с ней под углом и доворачивают не некоторый угол. Так как при нормализации уменьшается угол между вектором скорости снаряда и нормалью, то и снижается приведенная броня, а значит – повышается вероятность пробития.

Для разных типов снарядов величина нормализации неодинакова:
У обычных бронебойных снарядов – 5°;
У подкалиберных снарядов – 2°;
У всех кумулятивных и ОФ – нормализации нет.

Таким образом, у обычных ББ-снарядов при ударе о наклонную броню вероятность пробития снарядов наиболее высока, так как за счет нормализации может происходить значительное уменьшение толщины приведенной брони. Нормализация БП-снарядов меньше, поэтому изменение приведенной брони для них незначительное, что часто выливается в непробития. А для ОФ и КС нормализации нет, поэтому для них приведенная броня рассчитывается только по углу входа.

Важно отметить, что в игре действует практически неизвестное игрокам правило 2-х калибров. Если калибр снаряда в 2 и более раз больше толщины брони (реальной толщины, а не приведенной) в точке входа, то итоговая нормализация рассчитывается по формуле: итоговая нормализация = базовая нормализация*1,4*калибр снаряда/2*толщина брони.

То есть, если запустить снаряд калибром 122 мм с нормализацией 5° в броню толщиной всео 60 мм, то его нормализация становится равна чуть более 7°. Так что крупнокалиберные снаряды с большей вероятностью пробьют тонкую броню, что в определенных случаях (например, при встрече высокоуровневых ПТ-САУ или ТТ с легкими танками) приближает игру к реальности.

Игровая механика такова, что нормализация учитывается каждый раз при пробитии экранной брони, при пробитии основной брони и рикошетировании. То есть, если снаряд встречается с экраном, то при его пробитии учитывается нормализация, и если за экраном есть основная броня, то нормализация учитывается во второй раз. Данный параметр учитывается и в том случае, если болванка при рикошете вновь попадает на броню или экран.

Однако здесь есть одна интересная хитрость, на которую разработчики пошли ради упрощения расчетов: нормализация используется только для расчетов бронепробития, но она не изменяет траекторию движения снаряда в броне и в заброневом пространстве. В реальности снаряд из-за нормализации несколько меняет путь своего движения, за счет этого, собственно, и происходит уменьшение приведенной брони. В нашей же игре снаряд проходит тот путь, что и без учета нормализации, но толщина приведенной брони считается меньшей, чем она есть – это делает расчеты проще и не вынуждает серверы и клиенты обрабатывать большие объемы информации.

Рикошеты снарядов

Рикошет – это особая тема и особая проблема, которую разработчики решают давно, но и сегодня она все еще доставляет головную боль.

В общем случае правила рикошета просты:
Угол рикошета для ББ и БП снарядов установлен в 70° (еще раз напомним – угол измеряется по отношению к нормали);

Угол рикошета для КС установлен на уровне 85° (ранее КС вообще не рикошетили);
ОФ-снаряды не рикошетируют никогда.

При проведении расчетов рикошетирования нормализация не принимается во внимание, она входит в расчеты только при углах менее 70° для ББ и БП, и меньше 85° для КС.

Рикошетировавший снаряд продолжает свой полет, однако в настоящее время траектория движения рикошетировавшего снаряда определяется случайным образом, что в ряде случаев очень удивляет. До недавнего времени рикошетировавший снаряд мог двигаться только в пределах одного танка (например, отрикошетить от ВЛД в нижнюю часть маски орудия, от крышки МТО в корму башни, от бортового бронелиста в надгусеничную полку и т.д.), однако с недавнего времени снаряды могут рикошетировать и в другие танки, нанося им урон.

Рикошетировавшие снаряды обладают базовой нормализацией, однако их пробитие падает на 25%. При этом для одного снаряда возможен и второй рикошет, но в этом случае после отскока от брони он просто перестает существовать. В случае рикошета кумулятивного снаряда падения бронепробития не происходит.

В игре действует противоречивое правило 3-х калибро в, которое гласит: если калибр снаряда в 3 и более раз превышает реальную (не приведенную) толщину брони в расчетной точке входа, то вероятность рикошета становится равной нулю. Проще говоря, для крупнокалиберных снарядов нет разницы, как он встретится с тонкой броней – пробитие все равно произойдет. Данное правило распространяется только для ББ и БП-снарядов, ОФ-снаряды взрываются на броне под любым углом (хотя для них в любом случае учитывается приведенная броня), а КС рикошетируют по обычному правилу.

Теперь, зная о снарядах и некоторых их характеристиках, можно рассмотреть механику пробития брони – об этом читайте во второй части.

Понимание основ механики помогает сражаться на передовой и легче расправляться с вражеской техникой. Начинающему танкисту необходимо метко стрелять и знать, чем отличаются и как поменять патроны. Игрокам доступно четыре вида боеприпасов:

  1. Бронебойный;
  2. Подкалиберный;
  3. Осколочно-фугасный;
  4. Кумулятивный.

Какие снаряды лучше в World of Tanks? Рассмотрим каждый из них по отдельности.

Бронебойный

Бронебойные патроны причиняют урон в случае пробития брони, повреждают модули и экипаж. Если броня противника слишком толстая, бронебойный боеприпас не нанесёт урона. Кроме того, под острыми углами велик шанс рикошета, при этом вражеский танк не получит урона.

Подкалиберный

Как переключать снаряды в World of Tanks, если бронебойные не пробивают ? Используйте подкалиберные! Сила пробития подкалиберных боеприпасов лучше, чем у бронебойных, но стоимость намного выше. Поэтому прежде чем переключаться, заранее узнайте их цену.

Осколочно-фугасный

ОФ наносят колоссальное количество урона, но принцип действия отличается от предыдущих патронов. При контакте с поверхностью ОФ детонирует и создаёт сферу из осколков, которые повреждают попавшие в радиус поражения объекты. Если вы атакуете легкобронированные цели и думайте на какой поменять патрон, смело переключайтесь на осколочно-фугасные боеприпасы.

Кумулятивный

У кумулятивных боеприпасов максимальный показатель бронепробиваемости, который не зависит от расстояния до цели. Во время стрельбы поражайте уязвимые места и избегайте защитных экранов. Теперь вы знаете, как поменять снаряды в World of Tanks, если не удаётся пробить броню врага!