Программа профильной смены учебно-методический материал на тему. Программа профильной смены отряда юид "радужный светофор" методическая разработка на тему Как подготовиться к проведению смены

С 01 по 08 ноября 2018 года психолог БУ РА «УСПН Шебалинского района» Аргокова Е.О. приняла участие в работе республиканской профильной смены «Страна мира» на базе УТЦ «Семинский перевал».

В осенние каникулы отдохнуть и обучиться основам технологии восстановительной медиации смогли дети из 7 районов Республики Алтай - Онгудай, Шебалино, Усть-Кан, Кош-Агач, Улаган, Турочак, Чоя.

Психолог на смене выступала в качестве воспитателя и тренера-медиатора в 1 отряде «Молодая гвардия» из 19 человек (9 девочек и 10 мальчиков, из них 4 несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН, и 6 несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном контроле, в т.ч. 1 опекаемый ребенок).

По итогам проведения смены была проведена анкета обратной связи. В отряде «Молодая гвардия» опрошено 19 человек, отзывы 100% положительные.

По запросу специалистов УСПН психологом подготовлены справки-характеристики на несовершеннолетних из отряда, состоящих на профилактическом учете (Улаган, Шебалино).



УФНС Республики Алтай
25.01.2020 Председатель Комитета ГС-ЭК РА по национальной политике, образованию, культуре,
24.01.2020 Продолжается конкурс на включение в кадровый резерв Администрации города Горно-Алтайска для замещения вакантных должностей муниципальной службы главной, ведущей и старшей группы.
Администрация города
24.01.2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа подтвердил, что организация получала необоснованную налоговую выгоду, создавая формальный документооборот с подконтрольными компаниями по договорам комиссии.
УФНС Республики Алтай
25.01.2020 Глава района Р.В. Птицын, его первый заместитель М.А. Самыкова и начальник отдела земельных и имущественных отношений Администрации О.М.
Майминский район
24.01.2020 В ходе рабочей командировки по Улаганскому и Кош-Агачскому районам председатель Комитета ГС-ЭК РА по аграрной политике Рустам Байдалаков принял участие в совещании по урегулированию численности волков на территории Улага
Государственное Собрание-Эл Курултай
24.01.2020 В дежурную часть отдела МВД России по Майминскому району с заявлением обратился местный житель, работающий директором пилорамы, принадлежащей обществу с ограниченной ответственностью.
МВД Республики Алтай
25.01.2020 Собранные следователями следственного отдела по городу Горно-Алтайск следственного управления СК России по Республике Алтай доказательства признаны достаточными для вынесения приговора в отношении 27-летнего местного жителя.
Следственный комитет
24.01.2020 Собранные следователями Майминского межрайонного следственного отдела следственного управления СК России по Республике Алтай доказательства признаны достаточными для вынесения приговора в отношении 52-летнего жителя Чема
Следственный комитет
24.01.2020 В Республике Алтай завершается Всероссийская акция «Студенческий десант», приуроченная ко Дню российского студенчества.
МВД Республики Алтай
24.01.2020 В селе Яйлю, центральной усадьбе Алтайского биосферного заповедника, подведены итоги очередного этапа благотворительного социально-экологического проекта «Телецкий дед Мороз».
Государственное Собрание-Эл Курултай
24.01.2020 На основании Закона Республики Алтай от 24 апреля 2003 года № 11-11 «О праздничных и памятных днях, юбилейных датах в Республике Алтай»,
Министерство культуры
23.01.2020 25 января в честь Дня студента «Молодая Гвардия» Республики Алтай при поддержке комитета по физической культуре и спорту Республики Алтай организовала два часа бесплатного катания на коньках для всех пришедших студентов.
Молодая Гвардия
26.01.2020

Региональным общественным благотворительным фондом защиты семьи, материнства, отцовства и детства «МАМА» в сотрудничестве с АУ РА «Комплексный центр социального обслуживания населения» в рамках реализации проекта в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина «Доступная медиация», получившего средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Благотворительным фондом поддержки семьи, материнства и детства «ПОКРОВ» в период с 19-25 июля текущего года проведена республиканская профильная смена «Страна мира».

Участниками профильной смены стали обучающиеся 7-10 классов общеобразовательных организаций МО «г. Горно-Алтайск», МО «Майминский район», МО «Усть-Канский район», МО «Чемальский район», МО «Шебалинский район», в общем количестве – 36 человек.

Смена направлена на обучение школьников навыкам посреднической деятельности при разрешении конфликта, подготовку юных медиаторов. Программа смены включала в себя несколько блоков:

Образовательный. Процесс обучения состоял из теоретического материала, ролевых упражнений, видео презентаций и иных наглядных информационных материалов. Занятия проходили в форме тренинга, где ребята достигали поставленных целей: приобретение навыков по управлению эмоциями, формирование базовых знаний о медиации, иных альтернативных способах разрешения споров, управлении конфликтом, процедуре медиации, приобретение практических навыков участия в процедуре медиации в качестве медиатора.

Спортивно-оздоровительный. В числе мероприятий данного блока: эстафета «Веселые старты», турнир по футболу, турнир по волейболу, квест-игра «Поиски сокровища», пешие походы на стелу и восхождение на вершину горы.

Культурно-досуговый. Организованы и успешно проведены вечерний огонек «Будем знакомы», тематический вечер «День чудес», экологическая викторина «Знаете ли ВЫ?», конкурс рисунков-плакатов на тему «Спасем нашу планету общими усилиями», тематический вечер «День Земли», «Марафон здоровья», «Выбор профессии - выбор будущего!» и др.

Участники смены отмечают, что обрели в течение смены друзей, единомышленников по урегулированию конфликтов. Знания, полученные на занятиях, пригодятся не только для того, чтобы оказать другим людям содействие в урегулировании спорных вопросов, но и для комфортного общения с окружающими и собственного душевного состояния.

По окончании смены «Страна мира» участникам вручены сертификаты о прохождении обучающего курса «Восстановительный подход разрешения конфликтных ситуаций».

1. Паспорт программы

Название программы:

Программа профильной смены летнего пришкольного лагеря МОУ СОШ №12 с дневным пребыванием «Планета Детства» «Перекрёстки времени и пространства»

Цель программы:

Разработать модель организации туристско- патриотического воспитания в условиях летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Планета Детства»

Форма реализации программы:

Задачи:

Воспитание патриотизма, любви к своей малой Родине

Направления

деятельности:

Военно- патриотическое

Туристическое

Историко-

Гражданское

Оздоровительное

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12»

Сроки проведения:

Июнь - июль 2017 г.

Кадровое обеспечение:

1. Начальник лагеря

2. Воспитатели

3. Вожатая

4. Инструктор по физической культуре, туризму

5. Педагоги дополнительного образования, руководители мастерских и кружков

6. Музыкальный руководитель

7. Медицинский работник

1. Игровые комнаты с необходимым набором оборудования

2. Комнаты отдыха

3. Спортивный зал

4. Открытая спортивная площадка

5. Шахматный клуб

6. Медиатека

7. Комната боевой славы

8. Столовая

Социальное партнерство

1. Центральная городская библиотека

3. Городской музей

4. Кинотеатр «Мир»

5. ДК «Строитель»

6. МЧС, пожарная служба

7. Совет ветеранов

2. Концепция программы

Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному краю.

Для растущего человека емким понятием Родина, в сущности, исчерпывается все, что его окружает, все, чем он живет: его родной дом и школа, родители и друзья, родная природа, духовные и материальные ценности, созданные людьми.

Зачастую любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученых от встреч с природой во время походов, прогулок, прослушивания рассказов старожилов об истории родного города, народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к Родине, воспитываем патриотов. Патриотизм - самое широкое, всеобъемлющее и глубокое качество личности. Одна из причин многих недоразумений во взаимоотношениях между людьми заключается в недостаточном знании друг друга, уважении желаний и стремлений другого человека. Это касается всех сторон жизни человеческого общества, в том числе и межнациональных отношений.

Мы живем в городе Новоалександровске. Это наше Отечество, наша малая Родина. И мы не вправе не знать его историю, традиции, обычаи. Углубленное знакомство с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение корней своей семьи, истории Малой Родины оказывают непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания.

Программа поможет больше узнать о крае и городе, где мы живем; познакомиться с историей родного края, сформировать самосознание. Прикосновение к достижениям выдающихся людей усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее уважение и переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания оказываются полезными в будущем. Лагерная смена даёт большие возможности для такой воспитательной деятельности.

В целях обеспечения отдыха, оздоровления, занятости детей в летний период возникает необходимость организованного пребывания детей в летнем пришкольном лагере с дневным пребыванием. Наибольший воспитательный эффект оказывают профильные смены. Смена военно-патриотического направления продолжает деятельность ОУ, как одного из главных направлений воспитательной работы.

Существующая в школе система работы с учащимися по формированию патриотических чувств, воспитанию гражданственности, высокой духовности и морально – нравственных качеств, развитие физической культуры, спорта и туризма успешно может проходить и в условиях летнего пришкольного лагеря.

Вовлечение детей в игровую деятельность туристско – патриотической направленности для формирования качеств патриота и гражданина своего Отечества –основная идея Программы.

Учитывая запросы общества в воспитании патриотизма, положительного отношения к спорту и туризму, взяв за основу общечеловеческое понятие о патриотизме - защите Отечества, любви к Родине, мужестве и героизме, программа расширяет знания и вырабатывает устойчивые умения по целому ряду школьных предметов (Гармонично сочетает оздоровление детей в лагере с патриотическим и физическим развитием).

Данная программа рассчитана на учащихся 7 – 14 лет МОУСОШ №12, организованно посещающих пришкольный лагерь с дневным пребыванием «Планета Детства», где появляется возможность продолжить в условиях летней оздоровительной кампании работу по туристско – патриотическому воспитанию.

Работа в лагере с детьми по данной программе строится .

Для реализации коллективно-творческих дел создаётся

Командир отряда;

Заместитель командира;

Редактор;

Юные инспекторы дорожного движения;

Организаторы досуга.

Для общего руководства профильной смены создается штаб лагеря, который является организатором мероприятий смены и решает следующие задачи:

Создание условий для самореализации детей в работе совета;

Вовлечение детей в социально - значимую деятельность в условиях летнего оздоровительного лагеря, с использованием игры, как наиболее эффективного инструмента содержания деятельности;

Создание условий для взаимосвязи педагогического и детского коллектива в решении поставленных воспитательных задач;

В состав штаба входят:

Представитель администрации лагеря;

Воспитатели, вожатая;

Координатор программы;

Совет лагеря;

Командиры отрядов.

Для реализации программы необходимо кадровое обеспечение :

группа осуществляет общий контроль и руководство реализацией программы, распределяет между собой объекты и сферы управления, руководит деятельностью рабочего коллектива, анализирует текущую ситуацию, вносит коррективы, проводит ежедневные оперативные совещания.

осуществляет психолого – педагогическую подготовку реализации программы.

Рабочая группа – осуществляют выполнение запланированных мероприятий, отвечают за организацию работы в отрядах, несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

Этапы реализации программы:

Подготовительный;

Основной;

Итоговый (анализ мероприятий).

Для того чтобы организовать и провести работу профильной туристско – патриотической смены нужна подготовка, которая включает:

- Подготовительный этап

Задачи подготовительного этапа:

Определение содержания смены;

Планирование;

Подготовка необходимого оборудования;

Проведение инструктивных занятий;

Распределение обязанностей в отряде.

Основной этап.

На реализацию основных мероприятий программы необходимо 18 дней, в течение которых необходима ежедневная тренировка и подготовка:

Все мероприятия проводятся под руководством штаба лагеря (воспитателей

Кульминацией проведения профильной смены станет проведение КТД - общелагерной

Итоговый этап .

Финалом профильной смены будет заключительное заседание штаба лагеря, на котором будут подведены итоги проведенных мероприятий. Награждение победителей состоится на линейке закрытия лагерной смены.

Актуальность данной программы заключается в том, что она решает комплекс проблем в сфере патриотического воспитания детей и подростков, предполагает использование новых форм работы, включение детей в разнообразную, соответствующую их возрастным особенностям деятельность. Туристско – патриотическая тематика – основа проводимых в летнем оздоровительном лагере мероприятий.

Используя передовые методики работы с детьми, программный материал призван решать в условиях местных традиций вопросы нравственного, физического и туристско – патриотического воспитания.

Работа по данной программе, в условиях пришкольного лагеря с дневным пребыванием, позволяет пробудить интерес детей к новой деятельности, научить ставить цели, анализировать ситуацию, осуществлять выбор, принимать решения. Туристическая деятельность развивает коммуникативные качества личности и способствует адаптации ребёнка в обществе сверстников и взрослых, а также развивает умения работать в команде и коллективе. Данная программа – комплексная, позволяет работать с разной возрастной категорией (7-14 лет) и с детьми из разной социальной среды.

Целостность данной программы заключается в том, что в течение всей смены проводятся мероприятия на основе имеющихся у детей знаний, умений и навыков, полученных на уроках и занятиях творческих объединений туристско-патриотической направленности.

Цель программы: Разработать модель организации патриотического воспитания в условиях летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Планета Детства»

Форма реализации программы: Сюжетно-ролевая игра «Перекрёстки времени и пространства»

Задачи:

Воспитание патриотизма и любви к своей малой Родине

Развитие интереса к истории Отечества, Ставропольского края, города Новоалександровска

Развитие инициативы в сфере волонтерства

Формирование сознательной дисциплины, ответственности

Воспитание коллективизма, волевых качеств, смелости, находчивости, выносливости

Закрепление знаний, умений, навыков ОБЖ, обучение туристическим умениям и навыкам и действиям в экстремальных условиях

Развитие коммуникативных навыков, способностей работать в коллективе, создание развивающей среды, комфортности

В.А. Сухомлинский

Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, а также осознавая значимость деятельностного подхода в воспитательном процессе, в основе механизма реализации программы - сюжетно – ролевая игра, как ведущий тип деятельности, как универсальное педагогическое средство.

Сюжетно-ролевая игра - это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. Каждый день планируются по 5 направлениям, радиальным маршрутам: «Юнармия», «Моя малая Родина», «Туризм и спорт», «Герои рядом», «Трудовые подвиги земляков». Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на промежуточных и итоговых этапах (фестивалях, праздниках, конкурсах, ритуалах награждения с использованием атрибутики и символики игры) – создает условия для самореализации и развития личности ребенка. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.

Вводная игровая легенда: Ребята – члены поисковых отрядов, которые проводили раскопки и обнаружили порталы времени, а также карту, на которой показано когда и в какое время открывается тот или иной портал. Таким образом, ребята и педагоги в течение смены являются свидетелями и непосредственными участниками туристско- патриотической экспедиции.

В основе игры – маршрутная карта путешествия по ленте времени и пространства с планом-заданием для каждого определенного дня. В карте – 18 пунктов назначения. Отряды - путешественники во времени со своими названиями, девизами, символикой и атрибутикой, которая обсуждается, выбирается и изготавливается детьми. У каждого отряда – свои знаки отличия.

Каждый отряд, выполняя задания игрового дня, получает «артефакт». По количеству «артефактов» в конце смены определяется отряд-победитель.

Все воспитанники лагеря на первоначальном этапе – получают личную книжку «Охранный амулет». В неё заносятся все достижения путешественника: выполнение норм ГТО, туристических навыков, специальности, которые может получить воспитанник лагеря за работу в творческих мастерских, достижения в туристическом и спортивном кружках: журналист, туртехник, спортсмен, мастеровой, игротехник.

5.Структура соуправления

Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива. Каждый день каждый отряд отправляется в экспедицию.

Экспедицию возглавляет начальник поисковой экспедиции (командир-вожатый). В каждом отряде есть командир отряда, картограф (составляет карту экспедиции). Воспитатели являются кураторами отрядов. Начальник экспедиции, начальники отряда, картографы и кураторы входят в состав штаба экспедиции – главного органа самоуправления.

Промежуточные результаты путешествия по ленте времени и пространства подводятся на еженедельных заседаниях штаба экспедиции, окончательные – на итоговом сборе участников экспедиции, где будут подведены итоги, вручены грамоты участникам экспедиции в зависимости от номинации (личностные результаты), а также вручены призы лучшему отряду (коллективные результаты).

Радиальные маршруты

Тематика мероприятий

Военно-спортивная игра «Зарничка»

Квест по памятникам города (изучение истории памятника и возложение цветов)

Спортивно-конкурсная программа «А ну-ка парни!»

Конкурс строя и песни

Игра «Тропа следопытов»

Шефская помощь ветеранам и труженикам тыла

День памяти «Мы помним, мы гордимся»

Квест «Боевые традиции казаков»

Акция «Наше внимание и забота» (уборка территории около обелиска)

Акция «Ветеран живет рядом»

Проект совместно с родителями «Война в истории моей семьи»

Моя малая Родина

День России «Русь, Россия, Родина моя» Организация деятельности народных творческих мастерских «Ремесленный ряд» (изготовление народных игрушек, военной техники)

Конкурс рисунков «Мой город, мой дом»

История названия улиц г.Новоалександровска (Карбышева, Панфилова, Пугач)

Казачьи народные промыслы и ремёсла Ставрополья

Казачья ярмарка

Проект совместно с родителями «Генеалогическое древо моей семьи»

Туризм и спорт

Соревнование по туристическому многоборью (конкурс туристической песни, устройство компаса и ориентирование, укладка рюкзака, установка палатки, виды костров, их назначение, конкурс туристических самоделок, приготовление пищи на костре, вязка узлов и их назначение, туристические кроссворды, топографические знаки)

Туристская игротека совместно с родителями

Туристическая эстафета

Туристический кросс-поход по отработке туристских навыков на местности

День здоровья «О, спорт, ты – жизнь!»

Диагностика здоровья

Спортивные игры

Правила дорожного движения – должны знать все

Дорожная азбука в загадках

Герои рядом

Проект совместно с родителями «Моя семья в истории моей страны»

Социальный проект «Герои рядом»

Социальный проект «Трудовые подвиги земляков»

Экскурсия в районный краеведческий музей

Экскурсия в комнату боевой и трудовой славы школы

Социальный проект «Святой Руси отважные сыны»

Игра «Мой город на карте Ставропольского края»

Трудовые подвиги земляков

Проект совместно с родителями «Профессии моей семьи»

Медаль за бой, медаль за труд (экспедиция к Доске Почёта)

Экскурсии на предприятия (редакция газеты, пожарная часть, почта, военкомат)

Игра «Поиск клада»

Игровая программа «Поэты и художники нашего города»

Имеют разные направленности, все дела дня объединены темой привалов. Логика построения дня такова, что первая половина (до обеда) в основном носит познавательную направленность (мастерские, творческие объединения, спортивные объединения, кружки, экскурсии, акции, проекты), а вторая половина дня – досугово-развлекательная (праздники, викторины, фестивали). В субботу подведение итогов работы за неделю, организация работы пресс-центра экспедиции, заполнение карты путешествия по ленте времени и пространства.

План – сетка

Экспедиция «Перекрестки времени и пространства»

Дни недели

Отряды

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

«Юнармия»

«Герои рядом»

«Туризм и спорт»

«Трудовые подвиги земляков»

«Моя малая Родина»

Юнармия

7.Ожидаемые результаты

· За время пребывания в летнем пришкольном лагере с дневным пребыванием дети отдохнут и повысят свои физические качества,

· Дополнят знания по истории своей Родины, изучения традиций наполнит отдых детей глубоким содержанием (история нашей Родины, Ставропольского края, Новоалександровского района полна интересными событиями).

· Расширят коммуникативные навыки (самоуправление, участие в мероприятиях, играх, КТД, экспедициях поможет формированию в детях инициативы, сознательной дисциплины, воли, смелости, находчивости, выносливости, что способствует расширению их общительности).

· Познакомятся через игру с основами туризма, овладеют приёмами оказания первой медицинской помощи, основами здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Итоги проведения конкурсов, викторин, эстафет являются показателями результативности проведения профильной смены «Перекрёстки времени и пространства».

Туристско-патриотического самосознания:

1. Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, традициям родного края.

2. Расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов

3. Укрепление физического и психического здоровья детей и подростков.

4. Развитие индивидуальных способностей детей, туристических навыков приобщение к творческой деятельности,

5.Охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул на территории города.

6.Создание необходимых условий для самореализации учащихся в различных сферах деятельности.

7. Улучшение отношений в среде детей и подростков, устранение негативных проявлении, искоренение вредных привычек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

И.А. Фоменко

« _____ » _______________ 2017 г.

ПРОГРАММА ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ

летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Планета Детства» муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12»

«Перекрёстки времени и пространства»

(туристско- патриотической направленности )

Возраст детей 7 – 14 лет

Срок реализации: 26.06.2017-15.07.2017

г. Новоалександровск, 2017 год

1. Паспорт программы

Название программы:

Программа профильной смены летнего пришкольного лагеря МОУ СОШ №12 с дневным пребыванием «Планета Детства» «Перекрёстки времени и пространства»

Цель программы:

Разработать модель организации туристско- патриотического воспитания в условиях летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Планета Детства»

Форма реализации программы:

Сюжетно-ролевая игра «Перекрёстки времени и пространства»

Задачи:

Воспитание патриотизма, любви к своей малой Родине

Воспитание коллективизма

Направления

деятельности:

Военно- патриотическое

Туристическое

Историко-

Гражданское

Оздоровительное

Основной разработчик программы:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12»

Сроки проведения:

Июнь - июль 2017 г.

Кадровое обеспечение:

  1. Начальник лагеря
  2. Воспитатели
  3. Вожатая
  4. Инструктор по физической культуре, туризму
  5. Педагоги дополнительного образования, руководители мастерских и кружков
  6. Музыкальный руководитель
  7. Медицинский работник

Материально-технические условия реализации программы

  1. Игровые комнаты с необходимым набором оборудования
  2. Комнаты отдыха
  3. Спортивный зал
  4. Открытая спортивная площадка
  5. Шахматный клуб
  6. Медиатека
  7. Комната боевой славы
  8. Столовая

Социальное партнерство

  1. Центральная городская библиотека
  2. Городской музей
  3. Кинотеатр «Мир»

5. ДК «Строитель»

6. МЧС, пожарная служба

7. Совет ветеранов

2. Концепция программы

Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному краю.

Для растущего человека емким понятием Родина, в сущности, исчерпывается все, что его окружает, все, чем он живет: его родной дом и школа, родители и друзья, родная природа, духовные и материальные ценности, созданные людьми.

Зачастую любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученых от встреч с природой во время походов, прогулок, прослушивания рассказов старожилов об истории родного города, народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к Родине, воспитываем патриотов. Патриотизм - самое широкое, всеобъемлющее и глубокое качество личности. Одна из причин многих недоразумений во взаимоотношениях между людьми заключается в недостаточном знании друг друга, уважении желаний и стремлений другого человека. Это касается всех сторон жизни человеческого общества, в том числе и межнациональных отношений.

Мы живем в городе Новоалександровске. Это наше Отечество, наша малая Родина. И мы не вправе не знать его историю, традиции, обычаи. Углубленное знакомство с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение корней своей семьи, истории Малой Родины оказывают непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания.

Программа поможет больше узнать о крае и городе, где мы живем; познакомиться с историей родного края, сформировать самосознание. Прикосновение к достижениям выдающихся людей усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее уважение и переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания оказываются полезными в будущем. Лагерная смена даёт большие возможности для такой воспитательной деятельности.

В целях обеспечения отдыха, оздоровления, занятости детей в летний период возникает необходимость организованного пребывания детей в летнем пришкольном лагере с дневным пребыванием. Наибольший воспитательный эффект оказывают профильные смены. Смена военно-патриотического направления продолжает деятельность ОУ, как одного из главных направлений воспитательной работы.

Существующая в школе система работы с учащимися по формированию патриотических чувств, воспитанию гражданственности, высокой духовности и морально – нравственных качеств, развитие физической культуры, спорта и туризма успешно может проходить и в условиях летнего пришкольного лагеря.

Вовлечение детей в игровую деятельность туристско – патриотической направленности для формирования качеств патриота и гражданина своего Отечества –основная идея Программы.

Учитывая запросы общества в воспитании патриотизма, положительного отношения к спорту и туризму, взяв за основу общечеловеческое понятие о патриотизме - защите Отечества, любви к Родине, мужестве и героизме, программа расширяет знания и вырабатывает устойчивые умения по целому ряду школьных предметов (Гармонично сочетает оздоровление детей в лагере с патриотическим и физическим развитием) .

Данная программа рассчитана на учащихся 7 – 14 лет МОУСОШ №12, организованно посещающих пришкольный лагерь с дневным пребыванием «Планета Детства», где появляется возможность продолжить в условиях летней оздоровительной кампании работу по туристско – патриотическому воспитанию.

3. Описание деятельности по Программе

Работа в лагере с детьми по данной программе строится на самоуправлении под руководством воспитателей .

Для реализации коллективно-творческих дел создаётся структура отрядного самоуправления:

Командир отряда;

Заместитель командира;

Физорг;

Редактор;

Юные инспекторы дорожного движения;

Организаторы досуга.

Для общего руководства профильной смены создается штаб лагеря, который является организатором мероприятий смены и решает следующие задачи:

Создание условий для самореализации детей в работе совета;

Вовлечение детей в социально - значимую деятельность в условиях летнего оздоровительного лагеря, с использованием игры, как наиболее эффективного инструмента содержания деятельности;

Создание условий для взаимосвязи педагогического и детского коллектива в решении поставленных воспитательных задач;

В состав штаба входят:

Представитель администрации лагеря;

Воспитатели, вожатая;

Координатор программы;

Совет лагеря;

Командиры отрядов.

Для реализации программы необходимо кадровое обеспечение :

Административно – координационная группа осуществляет общий контроль и руководство реализацией программы, распределяет между собой объекты и сферы управления, руководит деятельностью рабочего коллектива, анализирует текущую ситуацию, вносит коррективы, проводит ежедневные оперативные совещания.

Консультативно методическая группа осуществляет психолого – педагогическую подготовку реализации программы.

Рабочая группа – осуществляют выполнение запланированных мероприятий, отвечают за организацию работы в отрядах, несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

Сроки реализации программы (одна смена)

Этапы реализации программы:

Подготовительный;

Основной;

Итоговый (анализ мероприятий).

Для того чтобы организовать и провести работу профильной туристско – патриотической смены нужна подготовка, которая включает:

- Подготовительный этап

Задачи подготовительного этапа:

Определение содержания смены;

Планирование;

Подготовка необходимого оборудования;

Проведение инструктивных занятий;

Распределение обязанностей в отряде.

Основной этап.

На реализацию основных мероприятий программы необходимо 18 дней, в течение которых необходима ежедневная тренировка и подготовка:

Все мероприятия проводятся под руководством штаба лагеря (воспитателей

Кульминацией проведения профильной смены станет проведение КТД - общелагерной игры «Россия, тебе славу пою»

Итоговый этап .

Финалом профильной смены будет заключительное заседание штаба лагеря, на котором будут подведены итоги проведенных мероприятий. Награждение победителей состоится на линейке закрытия лагерной смены.

Актуальность данной программы заключается в том, что она решает комплекс проблем в сфере патриотического воспитания детей и подростков, предполагает использование новых форм работы, включение детей в разнообразную, соответствующую их возрастным особенностям деятельность. Туристско – патриотическая тематика – основа проводимых в летнем оздоровительном лагере мероприятий.

Используя передовые методики работы с детьми, программный материал призван решать в условиях местных традиций вопросы нравственного, физического и туристско – патриотического воспитания.

Педагогическая целесообразность. Работа по данной программе, в условиях пришкольного лагеря с дневным пребыванием, позволяет пробудить интерес детей к новой деятельности, научить ставить цели, анализировать ситуацию, осуществлять выбор, принимать решения. Туристическая деятельность развивает коммуникативные качества личности и способствует адаптации ребёнка в обществе сверстников и взрослых, а также развивает умения работать в команде и коллективе. Данная программа – комплексная, позволяет работать с разной возрастной категорией (7-14 лет) и с детьми из разной социальной среды.

Целостность данной программы заключается в том, что в течение всей смены проводятся мероприятия на основе имеющихся у детей знаний, умений и навыков, полученных на уроках и занятиях творческих объединений туристско-патриотической направленности.

Цель программы: Разработать модель организации патриотического воспитания в условиях летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Планета Детства»

Форма реализации программы: Сюжетно-ролевая игра «Перекрёстки времени и пространства»

Задачи:

Воспитание патриотизма и любви к своей малой Родине

Развитие интереса к истории Отечества, Ставропольского края, города Новоалександровска

Развитие инициативы в сфере волонтерства

Формирование сознательной дисциплины, ответственности

Воспитание коллективизма , волевых качеств, смелости, находчивости, выносливости

Закрепление знаний, умений, навыков ОБЖ, обучение туристическим умениям и навыкам и действиям в экстремальных условиях

Развитие коммуникативных навыков, способностей работать в коллективе, создание развивающей среды, комфортности

4.Механизм реализации программы

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, а также осознавая значимость деятельностного подхода в воспитательном процессе, в основе механизма реализации программы - сюжетно – ролевая игра, как ведущий тип деятельности, как универсальное педагогическое средство.

Это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. Каждый день планируются по 5 направлениям, радиальным маршрутам: «Юнармия», «Моя малая Родина», «Туризм и спорт», «Герои рядом», «Трудовые подвиги земляков». Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на промежуточных и итоговых этапах (фестивалях, праздниках, конкурсах, ритуалах награждения с использованием атрибутики и символики игры) – создает условия для самореализации и развития личности ребенка. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.

Вводная игровая легенда: Ребята – члены поисковых отрядов, которые проводили раскопки и обнаружили порталы времени, а также карту, на которой показано когда и в какое время открывается тот или иной портал. Таким образом, ребята и педагоги в течение смены являются свидетелями и непосредственными участниками туристско- патриотической экспедиции.

В основе игры – маршрутная карта путешествия по ленте времени и пространства с планом-заданием для каждого определенного дня. В карте – 18 пунктов назначения. Отряды - путешественники во времени со своими названиями, девизами, символикой и атрибутикой, которая обсуждается, выбирается и изготавливается детьми. У каждого отряда – свои знаки отличия.

Каждый отряд, выполняя задания игрового дня, получает «артефакт». По количеству «артефактов» в конце смены определяется отряд-победитель.

Все воспитанники лагеря на первоначальном этапе – получают личную книжку «Охранный амулет». В неё заносятся все достижения путешественника: выполнение норм ГТО, туристических навыков, специальности, которые может получить воспитанник лагеря за работу в творческих мастерских, достижения в туристическом и спортивном кружках: журналист, туртехник, спортсмен, мастеровой, игротехник.

5.Структура соуправления

Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива. Каждый день каждый отряд отправляется в экспедицию.

Экспедицию возглавляет начальник поисковой экспедиции (командир-вожатый). В каждом отряде есть командир отряда, картограф (составляет карту экспедиции). Воспитатели являются кураторами отрядов. Начальник экспедиции, начальники отряда, картографы и кураторы входят в состав штаба экспедиции – главного органа самоуправления.

Промежуточные результаты путешествия по ленте времени и пространства подводятся на еженедельных заседаниях штаба экспедиции, окончательные – на итоговом сборе участников экспедиции, где будут подведены итоги, вручены грамоты участникам экспедиции в зависимости от номинации (личностные результаты), а также вручены призы лучшему отряду (коллективные результаты).

Радиальные маршруты

Тематика мероприятий

Юнармия

Военно-спортивная игра «Зарничка»

Квест по памятникам города (изучение истории памятника и возложение цветов)

Спортивно-конкурсная программа «А ну-ка парни!»

Конкурс строя и песни

Игра «Тропа следопытов»

Шефская помощь ветеранам и труженикам тыла

День памяти «Мы помним, мы гордимся»

Квест «Боевые традиции казаков»

Акция «Наше внимание и забота» (уборка территории около обелиска)

Акция «Ветеран живет рядом»

Проект совместно с родителями «Война в истории моей семьи»

Моя малая Родина

День России «Русь, Россия, Родина моя» Организация деятельности народных творческих мастерских «Ремесленный ряд» (изготовление народных игрушек, военной техники)

Конкурс рисунков «Мой город, мой дом»

История названия улиц г.Новоалександровска (Карбышева, Панфилова, Пугач)

Казачьи народные промыслы и ремёсла Ставрополья

Казачья ярмарка

Проект совместно с родителями «Генеалогическое древо моей семьи»

Туризм и спорт

Соревнование по туристическому многоборью (конкурс туристической песни, устройство компаса и ориентирование, укладка рюкзака, установка палатки, виды костров, их назначение, конкурс туристических самоделок, п риготовление пищи на костре, вязка узлов и их назначение, т уристические кроссворды, топографические знаки )

Туристская игротека совместно с родителями

Туристическая эстафета

Туристический кросс-поход по отработке туристских навыков на местности

День здоровья «О, спорт, ты – жизнь!»

Диагностика здоровья

Спортивные игры

Правила дорожного движения – должны знать все

Дорожная азбука в загадках

Герои рядом

Проект совместно с родителями «Моя семья в истории моей страны»

Социальный проект «Герои рядом»

Социальный проект «Трудовые подвиги земляков»

Экскурсия в районный краеведческий музей

Экскурсия в комнату боевой и трудовой славы школы

Социальный проект «Святой Руси отважные сыны»

Игра «Мой город на карте Ставропольского края»

Трудовые подвиги земляков

Проект совместно с родителями «Профессии моей семьи»

Медаль за бой, медаль за труд (экспедиция к Доске Почёта)

Экскурсии на предприятия (редакция газеты, пожарная часть, почта, военкомат)

Игра «Поиск клада»

Игровая программа «Поэты и художники нашего города»

Каждый день смены – 5 пунктов назначения экспедиций - имеют разные направленности, все дела дня объединены темой привалов. Логика построения дня такова, что первая половина (до обеда) в основном носит познавательную направленность (мастерские, творческие объединения, спортивные объединения, кружки, экскурсии, акции, проекты), а вторая половина дня – досугово-развлекательная (праздники, викторины, фестивали). В субботу подведение итогов работы за неделю, организация работы пресс-центра экспедиции, заполнение карты путешествия по ленте времени и пространства.

Среда

Четверг

Пятница

Обозначения радиальных маршрутов

«Юнармия»

«Герои рядом»

«Туризм и спорт»

«Трудовые подвиги земляков»

«Моя малая Родина»

7.Ожидаемые результаты

· За время пребывания в летнем пришкольном лагере с дневным пребыванием дети отдохнут и повысят свои физические качества,

· Дополнят знания по истории своей Родины, изучения традиций наполнит отдых детей глубоким содержанием (история нашей Родины, Ставропольского края, Новоалександровского района полна интересными событиями).

· Расширят коммуникативные навыки (самоуправление, участие в мероприятиях, играх, КТД, экспедициях поможет формированию в детях инициативы, сознательной дисциплины, воли, смелости, находчивости, выносливости, что способствует расширению их общительности).

· Познакомятся через игру с основами туризма, овладеют приёмами оказания первой медицинской помощи, основами здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Итоги проведения конкурсов, викторин, эстафет являются показателями результативности проведения профильной смены «Перекрёстки времени и пространства».

Воспитанник с заложенными основами туристско-патриотического самосознания:

1. Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, традициям родного края.

2. Расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов

3. Укрепление физического и психического здоровья детей и подростков.

4. Развитие индивидуальных способностей детей, туристических навыков приобщение к творческой деятельности,

5.Охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул на территории города.

6.Создание необходимых условий для самореализации учащихся в различных сферах деятельности.

7. Улучшение отношений в среде детей и подростков, устранение негативных проявлении, искоренение вредных привычек.


    Профильная смена – это лагерная смена, деятельность которой подчинена профильным приоритетам, т.е. определенному направлению, специфике.

В основном хар-ся небольшой продолжительностью (5-10 дней)

Воспитательный процесс, организуемый в профильной смене, по своим целям, содержанию, структуре и ресурсам во многом отличается от практики традиционного поведения летних лагерных смен в летних лагерях.

Профильные смены имеют свои особенности:

    Для работы привлекаются вожатые, педагоги и специалисты, обладающие соответствующими профилю навыками

    Проводятся для подростков, детей и молодежи, объединенными общими интересами, членством в общественной организации, трудной жизненной ситуации и т.д.

Проф. Смены проводятся для освоения ее участниками новых знаний, расширения социального опыта, развития и совершенствования каких-либо творческих, профессиональных или специальных навыков. Основным в содержании деятельности профильной смены может являться практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде социального, художественного, научно-технического и т.п.видов творчества.

Проф. Смену нужно рассматривать как проект, как минимум три этапа:

    Додействие – подготовительный период до начала смены, разработка программы, набор участников, профильная подготовка вожатых, набор специалистов.

    Действие – сама смена

    Последействие – вывод результатов смены

Любая профильная смена начинается с идеи.

    Идея – это то, ради чего задумана смена, она определяет ее общую направленность.

Она может вытекать из имеющихся ресурсов, или рождаться из потребностей и проблем. В первом случае содержание смены будет опираться на возможности организации (смены актива, добровольчества, творческой и интеграционной смены и др.)

Если же есть опред. Потребности и проблемы, то идея такой смены будет направлена на решение этой проблемы. Например, нужно сформировать актив, развить лидерские качества у детей – смена актива; сформировать толерантность у детей – интегрированные смены и т.п.

    Социальная значимость – определяет материальные и нематериальные блага, которые получит общество в ходе реализации программы, какой вклад смена может внести в решение какой-либо определенной проблемы.

Возможна ли оценка социальной значимости? Конечно, да. Некоторые проявления социального эффекта могут быть точно измерены. Такие как, например, площадь очищенного от мусора леса; количество задействованных в смене детей, находящихся в трудной ситуации; количество мероприятий, проведенных для определенных социальных групп людей и др.

Например, социальным эффектом добровольческой профильной смены «Твори добро» можно считать расширение социальных контактов воспитанников детских домов инвалидов, с которыми на протяжении всех смен взаимодействовали добровольцы – участники смены. Результаты такого взаимодействия видны в более активном включении детей в игры и мероприятия, развитии навыков общения детей-инвалидов.

Как подготовиться к проведению смены.

Предварительная подготовка приобретает особое значение.

Причины многих педагогических промахов в проведении профильной смены кроются в пренебрежении.в недостаточном внимании организаторов к подготовке смены.

Подготовка смены – это комплексная работа, включающая в себя множество аспектов.

    Обсуждение целей и задач смены.

    Распределение ролей.

    Проработка сценария.

    Подготовка средств для работы на смене.

Примеры профильных смен .

    Смена «Твори добро». Подготовка волонтеров и разработка программы для общения, завлечения, мероприятий с детьми детских домов.

    Смена «Спасатель». Изучение навыков оказания первой помощи, азы работы с пожарным оборудованием, поведения в экстренных ситуация, работа с опытными сотрудниками МЧС.

    Смена «Казачий сполох». Изучение истории казачества, традиций, песен, работа с казачьим оружием (под присмотром опытных казаков).

    Смена «Патриот».Формирование активной гражданской позиции.

    Смена «Доброволец». Подготовка участников смены к дальнейшей работе в сфере благотворительности, оказание адресной социальной поддержки, создание проектной базы в сфере благотворительности и помощи детям, развитие навыков коммуникативного общения.

    Смена «Экологическая».Воспитание целесообразного отношения к природе, выражающегося в заботливом отношении к живым существам в осознанном выполнении определенных норм поведения на природе. Обучаются оценке экологического состояния лагеря, приобретение навыков трудовых дел экологического характера.