Конспект НОД «Прогулка в лес» (старшая группа). Занятие «Прогулка в весенний лес» в старшей логопедической группе с ОНР III уровня Конспект занятия прогулка по лесу старшая группа

Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы

/открытое занятие/

«Прогулка в лес»

Образовательная область «Познание».

Интеграция образовательных областей:

Познание

Коммуникация

Художественная литература

Художественное творчество

Задачи:

Закрепление знаний о многообразииродной природы, формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Развитие связной эмоциональной речи

Поощрение попыток детей высказывать свою точку зрения

Использование ранее заученных стихотворений

Закрепление знаний русских народных сказок

Развитие детского творчества; закрепление умения рисовать деревья, формирование навыков сюжетного рисования

1. Дети получаютписьмо от старичка Лесовичка с приглашением в сказочный лес.

2. Воспитатель предлагает закрыть глаза и послушать звуки леса / фонограмма/. Что услышали?/птицы, сова, кукушка, дятел, волк, ручей, лягушка/

В.Давайте откроем глаза и посмотрим вокруг. Мы очутились на лесной опушке. Что мы видим?

Деревья /какие?/

Птицы /какие?/ответы детей

Грибы, ягоды /какие?/

В. Предлагает детям вспомнить стихотворение Погореловского о лесе.

Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою ночью темной грозовою?

Что там шепчешь на заре весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи, ты же видишь, мы свои!

Отгадайте загадку:

Богатырь стоит богат, угощает всех подряд:

Ваню – земляникой,

Аню – костяникой,

Машу – орешками,

Мишу – сыроежками.

Катю – малиной,

Васю – хворостиной./ответы/

В. Вот сколько всего можно найти в лесу. Почему мы говорим, что лес – наше богатство ?/Ответы детей/

В. Предлагает вспомнить стихи «Дуб» и «Ели» Токмаковой.

Берем корзинки, отправляемся за грибами. Д/и «Найди съедобный гриб»

Несколько грибов оказались волшебными. Под ними спрятаны задания от старичка Лесовичка

1 гриб

Каких животных средней полосы вы знаете?

/Ответы детей/

Знаете ли вы, что:

Волки собираются в стаю для охоты

Лисица охотится одна

-ёжики днем обычно спят, а ночью идут на охоту

Кукушка подкидывает своё яйцо в чужое гнездо

Заучивание новой скороговорки : кукушка кукушонку купила капюшон.

С какого звука начинаются все слова в этой фразе? К. Это гласный или согласный звук?

2 гриб

Отгадайте, кто живет

В норе

В дупле

Вхатке

В берлоге

Влогове

3 гриб

Загадки о животных

Зубовато, серовато,

по полю рыщет,

телят, овец ищет.

Ответ (Волк)

Длинное хвостище,

рыжее волосище,

сама хитрище.

Ответ (Лиса)

Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный?

Ответ (Волк)

Летом, в болоте, вы её найдёте.

Зелёная квакушка. Кто это?

Ответ (Лягушка)

Зелёные мы, как трава,

Наша песенка: "Ква-ква".

Ответ (Лягушка)

Не шагом ходит, не бегает, а прыгает.

Ответ (Лягушка)

Живёт в норке, грызёт корки.

Короткие ножки; боится кошки.

Ответ (Мышь)

Под полом таится, кошки боится.

Ответ (Мышка)

4 гриб

Какие животные часто встречаются в сказках?

/Ответы детей/

5 гриб

Закончить фразу:

Была у меня избушка лубяная…

Несет меня лиса…

Ловись, рыбка…

Ярче, ярче на небе звезды…

Сяду напенек…

6 гриб

В. Делит группу на 3 команды. Кто быстрее соберет картинку пазл.

По лесу погуляли. Корзинка полна грибов.Вам понравилась прогулка? Нужно отблагодарить старичка Лесовичка за приглашение. Давайте нарисуем лесную поляну, чтобы старичок Лесовичок знал, как нам запомнилась эта прогулка.

Рисование. Лесная поляна. Акварель.

Итог.

Демонстрационный материал:

Картинки с изображением леса / лиственный, хвойный, смешанный/

Животные средней полосы

Птицы

Деревья

Грибы

Ягоды

Пазлы по сказкам

Цель : формирование представлений о поздней осени через исследовательскую деятельность.
Материалы: песок, камешки, лейка с водой; «следы» зверей и птиц, которые можно надеть на руки; листы черной бумаги, лупы (на каждого); банка с водой, палочка, клубок ниток, листья, скелетированные листья, таз, игрушка-птичка, коробки от сока для создания кормушек, ключ в тарелке с водой, стакан, спички, тарелка, витаминизированные напитки (ромашка, мята, шиповник) для угощения.

Ход занятия

В: Стали дни короче,
Длиннее стали ночи.
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Д: Осенью…
В: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в осенний лес, только сначала побудем немного на опушке и рассмотрим песок.
Опыт № 1:
В : Посмотрите внимательно на песок, потрогайте его, пересыпьте с ладони на ладонь. Назовите свойства песка.
Д: Песок может быть сухим, влажным, мокрым, очень мокрым. Песок рыхлый, он сыплется. Песок лепится. По цвету он может быть желтым, светло-коричневым, темным. Песок хорошо пропускает сквозь себя воду.
В: Когда мы ходим по сухому песку, нам удобно? (Ответы детей). Да, очень неудобно. По сухому песку трудно ходить, он осыпается, ноги проваливаются в песок. Алена пройдись по песку и расскажи о своих ощущениях. (Девочка выполняет просьбу). Из сухого пека мы можем лепить? (Ответы детей). Давайте представим, что пошел осенний дождь. Егор, ты будешь дождиком: возьми леечку и полей песок. (Мальчик выполняет пользу). Куда ушла вода?
Д: Вода впиталась в песок.
В: Из сырого песка мы можем лепить? (Ответы детей). А ходить по нему удобно? Милана, пройдись по песку и расскажи о своих ощущениях. (Девочка выполняет просьбу). Теперь протри туфельки тряпочкой. Ребята, Милана ушла, а что осталось на песке?
Д: Следы.
В: Верно, остались следы. Возьмите «следы» зверей и птиц, наденьте их на руки и попечатайте. Назовите тех, кто здесь прогуливался. (Ответы детей). Ребята, а чем неудобен нам песок сейчас, здесь?
Д: Песок остаётся на подошве.
Наблюдение № 1
Воспитатель кладет небольшую горстку песка на лист черной бумаги и предлагает детям рассмотреть песок через лупу: песчинки мелкие, неровные, твердые, разного цвета, округлой формы, расположены отдельно друг от друга, легко передвигаются.
В: Из чего состоит песок?
Д: Песок состоит из очень мелких песчинок.
Наблюдение № 2
Дети берут в руки камешки и песок, сравнивают, гладят, ощупывают, жмут, пытаются сыпать, слушают стук при падении камня, шуршание струйки песка.
В: Назовите свойства камней.
Д: Камни твердые. Они бывают гладкими, шершавыми, разного цвета и формы.
В: Песчинки- это крохотные камешки. Они образуются, когда большие камни труться, ударяются друг о друга.
Опыт № 2
В: Давайте выясним, что тяжелее: камни или песок?
Воспитатель высыпает в банку с водой песок и камни и перемешивает палочкой. Дети наблюдают, как материал оседают на дно. Делают вывод: камни оседают раньше песчинок, они тяжелее.

Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится-
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы-свои! (С. Погореловский)
Игра «Продолжи слово»
В: Ребята, а давайте мы с вами немного поиграем?
Давайте, докажем лесу, что мы свои. Я буду кидать мяч и говорить начало слова, а вы будете возвращать мяч и заканчивать слово.. .
Ли-са, мед-ведь, гри-бы, е-жик, листь-я, бел-ка, оре-хи, за-яц, дере-во, солн-це, цве-ты и т.д.
«Правила леса друзей»
В : Пока тропа не увела нас далеко в лес, давайте вспомним правила друзей леса. Как нужно вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда его обитателям?
(Ребенок называет правило и берет за руку соседа, тот же называет правило и берет за руку своего соседа и т.д.)
Д: Нельзя разводить костры в лесу. Нельзя вытаптывать траву и собирать большие букеты цветов. После отдыха нужно убрать за собой весь мусор. Не надо шуметь в лесу, чтобы не беспокоить зверей и птиц. Нельзя разорять муравейники- они санитары леса. Нельзя ловить насекомых- они опыляют растения и уничтожают тлю. Нельзя ломать ветки деревьев, цветов. Если мы найдем нору животного- нельзя близко подходить к ней. Нельзя далеко отходить от взрослых. Если увидели чужой мусор- нужно помочь убрать его. Нельзя глубоко заходить в водоем. Нельзя руками трогать птичьи яйца в гнезде.
В: Почему необходимо знать и соблюдать правила поведения в лесу? (Рассуждения детей)
Аня: Лес- это дом для животных. Надо уважительно относиться к чужому дому.
В: Чем сейчас мы можем помочь растениям и птицам на нашем участке?
Д: Когда выпадет снег- мы можем укрыть снегом корни деревьев, повесить кормушки и подкармливать птиц..
В: Вот сейчас мы говорили нельзя то, нельзя это… А что можно делать в лесу?
Д: Можно тихо гулять по тропинкам, чтобы услышать голоса лесных жителей, любоваться растениями, цветами. Можно наблюдать за белочкой, дятлом. Если мы поймаем для наблюдения кузнечика или муравья, мы рассмотрим его и отпустим. В лесу можно поиграть в мяч.
В : Правильно, молодцы!
Игра «Признаки поздней осени» (с клубком ниток)
В: Дни корокие, а ночи длинные, темные.
Д: Дует холодный ветер. Листья пожелтели, стали коричневыми, опали. Птицы улетели на юг, потому что нет насекомых. Солнце светит все реже, поднимается невысоко. Небо часто бывает темное, серое. Иногда идет дождь со снегом. Стало холодно, дети и взрослые одеты в теплую одежду. Бывают заморозки, лужи покрываются тонким льдом. Очень часто идет дожди. Земля замерзает. Животные запасают на зиму припасы. Многие животные готовятся к спячке.
В: Физминутка
Выросли деревья в поле
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания - руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд -
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
В: Ребята, расскажите мне пожалуйста, как деревья к зима готовятся.
Д: Деревья и кусты сбросили листья, чтобы их не кормить и не кормить,- им самим нужны силы, чтобы пережить холодную зиму. Листики они сбрасывают на землю, под свои корни чтобы укрыть их, а если они не сбросят листья, на них нападает много снега и ветки сломаются под его тяжестью.
Ничто в природе не происходит случайно. Опавшие листья нужны деревьям, кустам осенью и зимой для утепления. А скоро ещё и снежок прикроет их.
Опыт № 3 с листьями
В: Посмотрите, сколько листьев у нас под ногами! Походите по ним. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
Д: Да, пахнет листьями.
В: А что вы слышите?
Д: Мы слышим как листья шелестят, шуршат.
В : Почему листья завяли, засохли? (Предположения детей). Возьмите по одному листочку. Посмотрите на внутреннюю сторону листочка - она усеяна мелкими точечками. Что это такое? Оказывается, листья- это «форточки» деревьев. Чтобы расти и жить, дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, веткам и попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» открываются, выпускают влагу- листочек охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. (Показать каждому скелетированные листья).
Поздней осенью, как сейчас, в конце ноября, земля замерзает. Воды в дерево поступает мало, солнце не припекает, и «форточки» не нужны. Если летом листья крепко прикреплены к ветке, то осенью между листом и веткой образуется перегородка- пробка. Она отделяет лист от ветки и он плохо держится на ней. Даже небольшой ветерок срывает листья с веток. Так наступает листопад. А теперь кладите листья в таз и Максим польет их из лейки, как будто это дождик. В конце занятия мы посмотрим, что произойдет с ними. (Листья станут мягкими и не будут шуршать).
В: Это кто тут сидит у нас на веточке? Да это же малюсенькая птичка.. Ребята, она наверное проголодалась. Как вы думаете, чем мы можем помочь птичке?
Д: Покормить её.
В : Правильно! А для того, чтобы мы могли покормить её, нам нужно сделать для неё кормушку. Давайте смастерим для наших птиц кормушки.
Дети с воспитателем делают кормушки.
Опыт № 4 «Сухим из воды»
В: Ребята, посмотрите: в нашем лесу лужица ещё не замерзла. (в тарелке- ключ)
Подумайте и скажите, как можно достать ключ не замочив пальцы. (Дети предлагают разные способы и проверяют их)
В: Предлагаю провести ещё один опыт по алгоритму: зажечь внутри стакана бумажку. (Объясняя, демонстрирует опыт). Воздух прогорел. Опрокидываем стакан на тарелку, рядом с ключиком. Через некоторое время бумага в стакане погаснет, воздух начнет остывать, и вода постепенно втянется в стакан, обнажив дно тарелки. Теперь ключ можно достать пальцами. Ребята, расскажите мне, как всё произошло? (Предположения детей). Ещё раз повторяю: воздух сначала прогрелся в стакане и расширился, лишний воздух вышел из стакана. Когда он стал остывать, его стало недостаточно, и воздух снаружи стал давить на воду сильнее, чем в стакане. Под давлением наружного воздуха вода втянулась в стакан.
Экологическое кафе
В : Дети, что мы можем открыть этим ключом? (Ответы детей) Говорят, здесь недалеко открылось необычное лесное экологическое кафе. Думаю, это сорока опять пыталась утащить ключ, да обронила его. Откроем кафе….. Проходите, занимайте места на стульчиках. Не случайно такое кафе открылось именно в лесу: здесь чистый воздух, тихо и красиво. Лес- это дом для зверей, птиц и насекомых. Думаю и вы ребята хорошо знаете обитателей леса. Давайте немного поиграем.
Отгадайте загадки:
Зверь мохнатый, косолапый, он сосет в берлоге лапу. (Медведь)

То рыжая, то серая, а названьем белая. (Белка)

Косолапый, маленький, в белой шубке, валенках. (Заяц)

В: А теперь след. задание: изобразите зверя так, чтобы все догадались, кто это. (Дети играют)
В: След. задание- «Кто живет в родном лесу?» Я буду называть разных животных, а вы- выбирать только тех, которые живут в наших лесах и хлопать в ладоши. Слушайте внимательно: белка, лисица, жираф, бегемот, заяц, олень, крокодил, кашалот, волк, верблюд, морж, тюлень, медведь, слон, обезьяна.
В: Вот наша прогулка и подошла к концу. Ребята, вам было трудно выполнять задания, проводить исследования? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).. А теперь я всех приглашаю попробовать витаминные напитки!

ГАЛИНА ЛОГИНОВА
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Прогулка в осеннем лесу!»

Конспект НОД в старшей группе №11 «Радуга»

на тему : «Прогулка в Осеннем лесу по окружающему миру

Воспитатель : Логинова Галина Анатольевна

Цель : Расширение представлений детей о деревьях.

Задачи :

Образовательные : Формировать представления о лесе, о разновидностях деревьев, растущих в лесу .

Развивающие : Развивать память, образное мышление, воображение, умение отвечать на вопросы.

Воспитательные : Воспитывать бережное отношение к природе.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная.

Методы : Словесный, наглядный, игровой, практический.

Приемы : Беседа, загадывание загадок, чтение стихов, рисование, аппликация.

Активизация словаря : Ствол, дуб, береста, хвоя.

Предварительная работа :

Просмотр презентаций о растениях, рассматривание плаката о деревьях, наглядные карточки «С какого дерева листочек?» , составление рассказа о деревьях по схеме.

Дидактические игры : «Покажи дерево, которое назову» , «С какого дерева листочек?» , «Назови пять названий деревьев» , «Строение дерева» - разрезные картинки.

Подвижная игра : Игра - эстафета «Собери названные листочки?» , «Осенние листочки » .

Оборудование : проектор, ноутбук, флэшка с музыкой.

Материал : Презентация : «Прогулка в Осеннем лесу , листочки разноцветные : кленовые, берёзовые, дубовые, рябиновые, каштановые. Ватман, засушенные листья, гуашь, губки, одноразовые тарелочки, влажные салфетки.

Конспект НОД «Прогулка в Осеннем лесу по окружающему миру в старшей группе №11 «Радуга» .

Дети заходят под музыку, встают полукругом.

Воспитатель : Ребята, вот мы с вами и пришли на прогулку в осенний лес . Давайте с вами посмотрим как красиво в лесу (просмотр слайдов 1-15!

Дети : Да, красиво! Вокруг много деревьев и разноцветных листьев!

Воспитатель : Мы с вами увидели, что деревья бывают разные. Чем они отличаются?

Дети : Деревья отличаются друг от друга стволом, листьями, цветами, плодами и размером.

Воспитатель : Какие деревья растут в лесу ?

Дети : В лесу растут разные деревья : клён, берёза, каштан, дуб, ель.

Воспитатель : А зачем нужны деревья?

Вспомните, о какой пользе деревьев я рассказывала вам.

Дети : деревья дают кислород, из дерева добывают дрова.

Воспитатель : Деревья очень важны в природе : они очищают воздух, кормят нас, лечат, спасают от жары, ветра, дождя. Из дерева делают мебель. Зная о пользе деревьев, мы с вами должны беречь, любить, помогать сажать их. Дерево это большой наш друг, которое в нужный момент поможет нам.

Воспитатель : Да листьев очень много и все они разные! А давайте мы с вами поиграем, проверим вашу внимательность, и как хорошо вы знаете деревья?

Дети : Да!

Воспитатель : У меня в руках волшебный сундучок, и он не простой. Этот сундучок мне передал Лесовичок (слайд 16! Предлагаю по очереди из сундучка доставать интересные задания!

1. Игра - эстафета «Собери названные листочки?» (слайд 17)

Воспитатель рассыпает разные листочки на полу, делит детей на 5 команд (по 2 человека) и даёт корзиночку каждой команде. Под музыку по команде воспитателя дети должны собрать листочки : (слайд 18)

1 команда – кленовые листья;

2 команда – берёзовые листья;

3 команда – листья каштана;

4 команда – листья дубовые;

5 команда – листья рябины.

Воспитатель : Давайте проверим, как команды справились с заданием? (воспитатель просит детей показать, какие листочки они собрали, и сказать название). Скажите если в лесу деревья только с листьями, то этот лес … (лиственный, а если только с иголочками, то этот лес… (хвойный, а если и листья и иголочки… (смешенный) лес. Хорошо вы знаете деревья!

Воспитатель : Ребята, давайте представим, что мы с вами листочки и станцуем «Танец листочков» (под музыку дети кружатся) .

Воспитатель : Продолжим, открываем сундучок, чтоб узнать следующее задание.

2. Дидактическая игра «Какая бывает погода осенью » (Слайд 19,20)

Когда дует ветер – Ветреная;

Холодно – Холодная;

Пасмурно – Пасмурная;

Сыро – Сырая;

Когда идет дождь – Дождливая;

Хмуро – Хмурая;

Ясно – Ясная.

3. Провести физкультминутку «Осенние листочки » (слайд 21)

Мы листики осенние ,

На ветках мы сидим.

(присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели

(легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели.

(присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(присесть) .

Предложить детям занять свои места

4. Игра «Скажи правильно!» (слайд 22,23)

«У дуба листочки? – дубовые;

У осины? -… осиновые;

У березы? -… березовые;

У рябины? - … рябиновые;

У клена? - … кленовые;

У тополя? - … тополиные».

5. Игра «Собери дерево» (слайд 24)

Ребята, перед вами лежат разрезные картинки, по моей команде вам нужно собрать дерево, какое я назову! Вам нужно разделиться на две команды по 5 человек. Вы по очереди подбегаете к столу с картинками, собираете дерево, берёте с собой и передаёте эстафету другому. На старт , внимание, марш :

Воспитатель : Давайте посмотрим, как справились команды?

6. Игра «Загадки от Лесовичка» (Слайд 25 - 45)

1) Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом -

Чудеса увидишь в нём!

(лес)

2) И на горке, и под горкой,

Под березой, да под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

(грибы)

3) Она не ходит по земле,

Как птица не летает.

Предпочитает жить в дупле,

Орешки запасает.

(белка)

4) Я хитрая и ловкая,

Меня зовут плутовкою.

А мне вот больше нравится,

Когда зовут красавицей.

(лиса)

5) Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(ежик)

6) Там деревьев много разных,

Трав, лишайников, кустов,

Птиц, зверей, грибов и ягод,

И, конечно – комаров.

Там всегда полно чудес –

Я люблю прогулки в . (лес!

7) Я живу в глухой избушке,

Знаю каждую опушку,

Каждый холмик и нору,

Ведь работаю в бору. (Лесник)

8) На опушке слышен храп :

Спит зимой медведь Потап.

Где он спит, скажите,

Домик назовите. (Берлога)

9) Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его. (медведь)

10) Что за зверь такой лесной?

В белой шубке он зимой.

Всех боится зверь-трусишка.

Как зовут его? (Зайчишка) .

Воспитатель : Ребята вам понравилась прогулка по Осеннему Лесу ?

Дети : Да, очень! В лесу очень красиво , много разных деревьев, свежий воздух, поют птицы. С деревьев красиво опадают листья на землю, и получается ковёр из листьев. (Слайд 46)

Воспитатель : А давайте всё, что мы сегодня увидели с вами в осеннем лесу , попробуем перенести вот на этот ватман. Подходите, ребята к столу, давайте мы все закроем на минутку глаза, чтоб вспомнить всё, что мы видели в лесу ! А теперь, за дело (дети берут листья, макают их в разноцветную краску и прикладывают к ватману, приглаживают, а с помощью губок рисуют облака, землю, траву, птиц, животных! Давайте покажем что у нас получилось!

Итог занятия. Сегодня мы с вами путешествовали по осеннему лесу и говорили о деревьях. Что мы с вами узнали? Дети : Что деревья бывают разными по своему строению. Деревья приносят большую пользу для всего живого на нашей земле. Мы будем беречь природу, охранять и заботиться о растениях на нашем участке.

Дети : Да! (Слайд 47)

Цель: воспитание экологической культуры личности.

Задачи:
— расширять представления детей об охране природы;
— дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;
— закреплять правила поведения в природе;
— развивать образное восприятие, творчество;
— обогащать словарный запас, развивать связную речь детей;
— формировать бережное и заботливое отношение к окружающей природе.

Ход занятия:

Воспитатель обращается к детям: Дети, кто знает, что такое лес?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, я приглашаю вас на прогулку в лес. Согласны?
Ответ детей.
Воспитатель и дети берутся за руки:

Дружно за руки возьмемся,
В центре круга соберемся,
Тихо скажем раз-два-три,
Лес волшебный нас прими!

Дети выполняют все действия и оказываются в «лесу». Звучит запись пения птиц, шум деревьев.

Воспитатель: вот мы и в лесу!
Богдан:

Здравствуй, лес, волшебный лес!
Разных полон ты чудес.
Ты о чем шумишь листвой?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои!

Слышится шарканье ног и кряхтение. Выходит Лесовичок.

Лесовичок: Кто здесь свои? Зачем пришли?
Воспитатель: это мы, дети, пришли на прогулку в лес. А ты кто?
Лесовичок: я, Лесовичок, охраняю этот лес!
Восп.: Здравствуй, Лесовичок. Разреши нам погулять в твоем лесу.
Лесовичок: а правила поведения здесь вы знаете?
Вос.: конечно. Дети, расскажем Лесовичку как нужно себя вести в лесу, что нельзя делать.

Дети по очереди говорят по одному правилу поведения в лесу.

Витя:

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играть, только, чур, не забывать,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.

Вика:

Ветки дуба не ломать, никогда не забывать.
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать!
Арсений: Из рогатки не стрелять- в лес приходят отдыхать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить, топать, хлопать, палкой бить!

Егор:

Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги!

Лесовичок: молодцы, все правильно сказали! Проходите, только я буду за вами все время наблюдать, на всякий случай….

Уходит. Воспитатель обращает внимание детей на доску, на которой прикреплены иллюстрации деревьев.

— Ребята, смотрите, как много деревьев растет в лесу, назовите по очереди — как они называются.
Дети отвечают полным ответом: «Это дерево называется дуб», «Это дерево — рябина» и т.д. Одна картинка с изображением дерева со сломанными ветками.
Воспитатель: Ой, у дерева сломаны ветки! Как вы думаете можно ломать деревья? Почему?
Дети отвечают: деревья – живые существа. Растут, дышат, питаются. Листья задерживают пыль. Растения дают кислород, которым мы дышим и очищают воздух.
Воспитатель: Правильно. Давайте поставим для других людей знак, что ветки деревьев ломать нельзя!
Ставят знак около деревьев.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья сложили назад.

Звучит запись пения птиц.

Воспитатель: Слышите? Это же лесные птицы. Присядем на лесной полянке и попробуем узнать их по голосу?
Ответ детей: «Да!». Дети отгадывают, воспитатель прикрепляет на магнитную доску иллюстрации птиц: кукушка, дятел, синица, сова, ворона.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой знак здесь мы можем поставить для людей.
Ответ детей.
— Правильно, птиц убивать, ловить нельзя!
Ставят около птиц знак, запрещающий стрельбу из рогатки в птиц.

Выходит Лесовичок, у него в руках следы диких животных.

Лесовичок: Молодцы, ребята! И деревья знаете и птиц. А сможете узнать по отпечатку следа животных моего леса?
Ответ детей.
Лесовичок: давайте попробуем.

Лесовичок показывает следы медведя, волка, зайца, лисы, белки, кабана. Дети отгадывают, а воспитатель прикрепляет картинки соответствующих животных.

Воспитатель: как вы думаете, какое правило по обращению с дикими животными мы должны запомнить?
Ответы детей: нельзя подходить близко, обижать, убивать, брать домой.

Ставят знак с правилом около животных.

Лесовичок: Молодцы! Скажите, что ещё растет в моем лесу?
Ответы детей – грибы.
Лесовичок: Правильно. Вы знаете, пока я гулял по лесу, увидел сбитые грибы на полянке. Помогите мне их разобрать. Вот вам корзинки, разложите съедобные грибы в одну, несъедобные в другую корзинку.

Дети выполняют задание, называя каждый гриб.

Воспитатель: Какое правило мы можем запомнить о грибах?
Ответы детей – нельзя сбивать грибы, даже если они несъедобные, так как многие животные питаются и лечатся этими грибами. Ставят знак с правилом около корзинок.
Лесовичок: Вы настоящие знатоки леса!
Воспитатель: Лесовичок, мы с ребятами хотим отблагодарить тебя за интересную и познавательную прогулку по лесу.

Дети вместе с воспитателем выполняют коллективную работу – аппликация «Лес и его обитатели» под запись шума леса и пение птиц. Затем обмениваются подарками с Лесовичком.

Лесовичок: Спасибо! Я тоже хочу вручить вам небольшие подарки от меня.

Он вручает каждому ребенку медаль «Друг леса».

Кирилл М.:

— Добрый наш волшебный лес!
На одной большой планете
Нам с тобою вместе жить.
Будем взрослые и дети
Дружбой с лесом дорожить!

Все вместе:
— Будем с лесом мы дружить, охранять его, любить!
Воспитатель: Ребята, как быстро летит время в лесу. Но, нам пора возвращаться домой. Пришло время сказать до свидания Лесовичку и его чудесному лесу.
Воспитатель и дети берутся за руки:

Дружно за руки возьмемся,
В центре круга соберемся,
Тихо скажем три-два-раз,
Возвратимся в сад сейчас!

Воспитатель: дети, что мы сегодня узнали о лесе? Какие правила запомнили?
Ответы детей.

















воспитатель,
МДОУ д/с №84 «Тополек», г. Вологда, Вологодская область, Россия

Представлен конспект занятия для старшей группы.Закрепить имеющиеся у детей знания о лесе и его обитателях: диких животных и зимующих и перелетных птицах; учить детей называть признаки весны, происходящие в природе изменения;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии «Прогулка в лес» в старшей группе.

Цель: закрепить имеющиеся у детей знания о лесе и его обитателях: диких животных и зимующих и перелетных птицах; учить детей называть признаки весны, происходящие в природе изменения; закрепить знания детьми правил поведения в природе, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней; активизировать речь детей, расширять словарный запас, развивать кругозор детей, логическое мышление, воспитывать любознательность.

Оборудование: иллюстрации с изображением леса, куста сирени, рыси, дятла; с изображением зимующих и перелетных птиц; карточки «Собери дерево» (по типу пазлов, из частей - целое); 2спила, плоды ели, сосны, дуба, клена и ясеня; кора березы и липы; грамзаписи «Голоса птиц», голоса рыси и дятла, видеофильм о буром медведе.

Предварительная работа: чтение рассказов В.Бианки из книги «Синичкин календарь»; наблюдение за птицами в природе, беседы, загадки о птицах, проект «Животные нашего леса», заучивание «Птицы в лесу», рисование и лепка диких животных, проведение дидактических игр «Деревья», «Птицы», «Животные».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться погулять в лес. Я подскажу вам, что надо взять с собою в лес. Мы возьмем наши глазки (зачем?) – чтобы увидеть и полюбоваться красотой природы, мы возьмем наши ушки (зачем?) – чтобы услышать голоса природы, мы возьмем наши ручки (зачем?) – чтоб помогать природе, и нашу улыбку (зачем?) – чтобы было весело в пути. Согласны? Тогда беритесь за руки и отправляемся («змейкой»):

По тропинке мы шагаем – воспитатель

Раз, два, три, четыре, пять! – дети

В лес весенний на полянку – воспитатель

Собрались мы погулять – дети

Ну-ка, встанем на носочки, - воспитатель

Чтоб опушку увидать – дети

Вон виднеется тропинка – воспитатель

Можно быстро добежать – дети

Подходим к доске с иллюстрацией леса, встаем полукругом (на доске обратной стороной иллюстрации рыси и дятла). Посмотрите, где это мы с вами находимся? (в лесу). В каком лесу? (В тихом, очень красивом, хвойном, лиственном, поющем, шумном, сказочном, волшебном). Какие красивые слова вы сказали о лесе. А кто главные жители леса? Чего в лесу много? (деревьев). Верно! Назовите, какие вы знаете деревья? Из каких частей состоит дерево? Дидактическая игра «Собери дерево» (карточки), добавляю иллюстрацию - куст. А это что? (куст). Как называется? (сирень). Чем отличается дерево от куста? (У дерева один ствол, а у куста много стволов). А здесь что-то стоит. Это кузовок, а в нем что-то лежит. Ребята, а ведь это лес приготовил для вас задания. Давайте посмотрим:

1. Что это у меня? (спилы деревьев). Можно ли по ним узнать, сколько дереву лет? (да) Как? (посчитать кольца, сколько колец столько дереву лет). Посчитай Алина и Даня.

2.Вот 2 шишки, с каких они деревьев? (длинная, чешуйки прижаты – с ели, а поменьше и круглая – с сосны).

3.Узнайте с какого дерева кора? (с березы – кора белого цвета с черными пятнами). А это, с какого дерева? Потрогайте ее, она гладкая или шероховатая? Какого она цвета? Это кора с самого большого дерева на нашем участке, как оно называется? (липа).

4.Это плоды, сравните их и узнайте с каких они деревьев? (это с ясеня – плод называется крылатка, а это - с клена). По-научному плод называется двукрылаткой. Как вы думаете почему? Из скольких частей состоит плод? (из двух) и на что похожа каждая часть? (на крыло).

5.Как называется этот плод? (желудь). С какого он дерева? (с дуба). Сейчас мы с вами будем выращивать дуб. Разделимся на три группы. Первая группа будет работать с карточками. Вторая группа будет собирать из частей целое, а третья группа по типу пазлов. Приступаем. Проверяем, как справились. А теперь, ребята, давайте посидим под деревьями (на стулья, рядом елочки) и вдохнем чистого воздуха. А кто еще в лесу живет? (звери, птицы, насекомые). Назовите зверей, которые живут в лесу? А сейчас лес нам одного из них покажет, мы издали за ним понаблюдаем. (Включается грамзапись о буром медведе). Видно он чувствует, что мы где-то рядом, давайте не будем его беспокоить. А лучше поиграем в веселую игру «Кто живет в родном лесу?» (я называю животных, а вы выбираете только тех, кто живет в наших лесах, если живут – хлопайте в ладоши, если нет – топайте):

Белка = мышка = жираф = кашалот =

Заяц = кабан = крокодил = бегемот =

Волки = верблюды = моржи и тюлени =

Медведь = слоны = обезьяны = олени =

Воспитатель: Молодцы! А лес – то наш волшебный, здесь каждый о себе сам рассказывает (переворачиваю картинку рысь, сразу же включается грамзапись, на которой записан небольшой рассказ): «Здравствуйте, ребята! Не надо меня бояться, я ваш новый лесной друг – Рысь. Расскажу немного о себе: от своих кошачьих родственников я отличаюсь тем, что лапы у меня короткие, а на ушах – кисточки. Я очень ловкая и на земле и на деревьях. Да и плаваю я отлично. Я – хищница, охочусь обычно на зайцев, но иногда нападаю на лосей и кабанов. Добычу подстерегаю в засаде. Зимой меня спасает густая шерсть, широкие лохматые лапы помогают мне передвигаться по снегу. Живу я в лесной чащобе, людей здесь почти не бывает. На земле нас рысей осталось не так уж и много. Нас надо беречь!»

Воспитатель: Спасибо, тебе Рысь за рассказ. А сейчас я вам загадаю загадку:

«Вдруг в лесу раздался стук,

Это кто-то долбит сук,

Он деревья не калечит,

Он деревья клювом лечит» (дятел).

(Переворачиваю картинку и снова включается грамзапись с рассказом о дятле): «Конечно это я. Меня вы услышите сразу. Целый день стучу я клювом, насекомых из – под коры добываю. У меня длинный тонкий язык с зазубриной на конце. Им я из любой трещинки достану личинку или жучка. Посмотрите, какие у меня коготки цепкие, острые. Они помогают мне по самому гладкому стволу, как по лесенке бегать. Клюв у меня очень крепкий. Им я сам достаю разных насекомых, жуков, личинок. А зимой я срываю сосновую шишку, нахожу дерево с расщелиной, воткну туда шишку, усядусь на стволе, хвостом упрусь и начинаю шишку долбить. Такая расщелина – где я шишку долблю, называется «дятлова кузница». Ну, мне пора! Тук – тук».

Воспитатель: Спасибо, дятел. Ребята, а давайте повторим дробь дятла (пальчиковая гимнастика):

«Дятел на суку сидит,

Клювом дерево долбит.

День долбит, два долбит,

Клювом в небо угодит» (стучат пальцы вместе – врозь).

Воспитатель: Мы с вами так громко стучали, что разбудили весь лес (включается грамзапись «Голоса птиц»). Чьи голоса раздаются в лесу? Каких птиц вы узнали по голосу? (ворона, кукушка). Можно ли услышать ее сейчас в природе? (нет). Почему? (еще не возвратились перелетные птицы). А что птицы умеют делать? (петь, чирикать, жить, кормиться, щебетать, куковать, гнезда вить, лес лечить, перелетать с ветки на ветку, летать в небе). А вы знаете, что перед полетом птицы разминаются.

Физкультминутка «Птицы в лесу».

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки – плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Крылья сложим назад (дети на места).

Воспитатель: А как называются птицы, которые с нами зимовали? (зимующие) Назовите их. А как называются птицы, которые улетели от нас в теплые края? (перелетные) Назовите их. Какие птицы улетели от нас самыми первыми? (стрижи и ласточки) Почему? (питаются насекомыми, а их не стало) Какие улетели чуть позже? (грачи, дрозды, кукушки). Почему? (они кроме насекомых могут питаться ягодами, плодами, зернами). А какие улетели от нас самыми последними? (утки, гуси, лебеди). Когда? (когда замерзли водоемы). А какое сейчас время года? (весна). А какие-то птицы к нам уже прилетели? (да, грачи). Давайте убедим перелетных птиц, что они могут возвращаться в наши края. Называем признаки весны по серии сюжетных картин . Хороший рассказ получился. Я думаю, что вы убедили птиц. Давайте сделаем им друзей, которые будут их встречать.

Конструирование птиц (квадратик из материала, в него комок ваты, перетянуть резинкой, наклеить из бумаги глаза, клюв и крылья).

Воспитатель: Вот сколько птиц к нам прилетело. Скажите, для птицы дерево – это…..(столовая, пища, дом, место укрытия от врагов, место для

постройки гнезда). Для жука дерево – это…..(жилище, место, где откладывает личинки, место, где находит пищу). Для человека дерево – это……..(пища, место, где можно укрыться от жары, место, где можно отдохнуть).

Воспитатель: А вы, ребята, отдыхали в лесу с родителями? (да) А мусор после себя оставляли? А куда вы его убирали? А как надо вести себя в лесу, чтобы он оставался чистым и красивым? А как вы думаете, в лесу есть мусор?

Дидактическая игра «Очистим лес от мусора» (елки, пеньки, целлофановый пакет, фантик, бумага, пластиковая бутылка, стаканчик, опавшие листья, сухая трава, веточки, соломинка). Дети убирают мусор в пакет, остаются листья, сухая трава и веточки.

Воспитатель: А это мусор? (нет) Куда все это денется, кому все это будет нужно? (веточки, травка – птицам для постройки гнезда, опавшие листья со временем съедят дождевые черви). В природе все так взаимосвязано, что лишнего ничего нет. Вот мы с вами очистили лес от мусора, помогли ему, а лес поможет людям. Ученые установили, что многие лесные деревья укрепляют иммунитет, снимают усталость. Вот мы с вами по лесу прогулялись, свежим воздухом надышались, пора и возвращаться. Но теперь надо с лесом проститься, положим, руку на дерево, чувствуете, как деревья отдают нам силу, энергию, а мы им наши добрые пожелания:

«Добрый лес, могучий лес,

полный сказок и чудес!

Ты расти на радость людям,

Мы дружить с тобою будем!»

Давайте скажем: «Спасибо, лес!» Песня «Лесной марш» (беремся за руки, нам пора возвращаться в детский сад).