Каски разных стран. Каска М1

С маскировочной сеткой в комплекте. Из двух частей: парадная каска и стальной боевой шлем. Состояние очень хорошее. Внутри качественный (немецкий!) кожаный подшлемник. В зеленом антибликовом окрасе. Изготовлен по американскому образцу шлема - защитному шлему армии США М1.


Денис Веткин

Защитный шлем - неотъемлемая часть экипировки военнослужащего любой армии мира.
Причём, он является атрибутом не только пехотинца.
В вооружённых силах США первая стальная каска появилась в 1917 году.
К концу второй мировой войны каски можно было увидеть и на летчиках, и на моряках, причем для них разрабатывались специальные образцы.
Об американских касках - и шлемах, сконструированных в этот период, и пойдет речь...

В апреле 1917 года США вступили в первую мировую войну.

В ряды войск Антанты влилась армия сильного государства, оснащённая по последнему слову техники того времени.

После оценки "коэффициента смертельных ранений в голову" американский экспедиционный корпус был снабжён английскими касками образца 1915 года MkI.

Из-за своеобразной формы, напоминавшей большое блюдо, солдаты, воевавшие в Европе, в шутку окрестили эту каску "миской" (Dish Pan). Английский изобретатель Броуди, отец каски MkI, рассматривал шрапнельные снаряды как первоочередную угрозу для солдат войск союзников, находившихся на передовых позициях в траншеях (от пуль винтовок и пулемётов должен был защищать окоп).

Подрывающиеся в воздухе, такие снаряды шрапнелью и осколками поражали голову и плечи бойца.

Атака же противника следовала только после многочасовой артподготовки, превращающей поля сражений в "лунную", покрытую многочисленными воронками поверхность.

С современной точки зрения, силуэт Mkl довольно забавен: высоко сидящая на голове, она не так эффективно защищала голову пехотинца, как немецкая каска или французская Адриана, но простая технологическая форма позволяла производить её в больших количествах при малых затратах.

На завершающем этапе войны американцы освоили выпуск собственных касок М1917. Каска М1917 внешне ничем не отличалась от английской предшественницы, но по сравнению с Mkl была хоть и небольшим, но шагом вперёд.

Каска М1917 была на 10% прочнее, имела более совершенную внутреннюю подвеску и подбородочный ремень (chin strap), который изготавливался из узкого брезентового ремня с надёжным, быстро застёгивающимся замком. Каска имела заводское покрытие из краски, смешанной с песком. В результате она не бликовала на солнце, что улучшило её маскировочные свойства.

Каска М1917 простояла на вооружении американской армии до начала сороковых годов, а различные модификации MkI в странах Британского Содружества - до середины пятидесятых.

По итогам первой мировой войны лучшей была признана немецкая каска. Она обеспечивала лучшую защиту головы по сравнению со всеми остальными. В нескольких странах даже прозвучали предложения принять её на вооружение. Основных контрдоводов было три: во-первых, пережитая мировая война считалась последней, по крайней мере в обозримом будущем второй бойни такого масштаба не предполагалось; во-вторых, немецкая каска была довольно сложна в производстве - она штамповалась в несколько десятков приёмов. Кроме того, сыграл свою роль и психологический фактор - отношение победителей к поверженному противнику.

Тем временем развитие военного искусства и технический прогресс не стояли на месте. Тактика будущих сражений коренным образом изменилась. Солдат стал значительно меньше находиться в окопе, повысилась насыщенность поля боя скорострельным стрелковым оружием, у пехоты появилась своя броня - бронетранспортёры. Американскую армию уже не устраивала каска М1917, и к 1941 году она получила более современный образец, под маркировкой M1. Но от принятия новой каски на вооружение до широкого появления её в войсках прошло ещё полтора года.

Каска изготовлялась штамповкой из стального листа. Она стала более глубокой, чем М1917 и обеспечивала лучшую защиту головы и шеи. Основное её отличие от всех остальных касок - вставляющийся внутрь фибровый лейнер-подшлемник, в котором в свою очередь располагалась подвесная система, регулирующаяся по объёму и глубине. Каска и подшлемник окрашивались в стандартный для армии США оливково-зелёный цвет. Наружная поверхность каски, как и на Ml917, была покрыта краской с песком. Хорошо зарекомендовавший себя подбородочный ремень каски М1917 перекочевал на Ml без каких-либо изменений, собственный ремень имел и подшлемник. Этот кожаный ремешок, регулируемый по длине, служил для фиксации подшлемника с каской.

Парашютные подразделения армии США не имели специальных парашютных касок, которые имелись в других странах. Американцы использовали стандартную каску с модифицированным подшлемником. Для лучшей фиксации каски на голове десантника он имел А-образные ремни, к которым, в свою очередь, крепился кожаный ремень с подбородочной чашкой. После десантирования они обычно убирались внутрь подшлемника, так как мешали при действиях на земле. Этот вариант каски Ml обозначался как Ml С.

На парадах того времени часто можно было увидеть вынутые из касок подшлемники (у офицеров они имели более толстые края, обклеенные тканью) с прикреплёнными или нарисованными знаками различия и эмблемами подразделений. Те же эмблемы и знаки различия можно было встретить и на самой каске, где также наносились различные тактические обозначения.

На каски военных полицейских по окружности наносилась белая полоса, а спереди - буквы "МР" (Military Police - военная полиция). Каски военных медиков несли женевский Красный Крест в белом круге со всех сторон и иногда - сверху. На европейском театре военных действий офицерам предписывалось ношение знаков различия спереди, эмблемы подразделения - спереди и иногда по бокам каски. Особенно чётко идентифицировать офицера или солдата можно было в войсках под командованием Генерала Джорджа С. Паттона. На Тихоокеанском фронте, где активно действовали японские снайперы, такие обозначения наносились только сзади, либо не наносились совсем. На каску могла натягиваться верёвочная сетка, в ячейки которой вставлялись ветки, трава и другой маскировочный материал. Зимой каска иногда красилась белой водоэмульсионной краской, особенно часто использовались куски белой ткани из "освобожденных" (трофейных) немецких маскировочных костюмов. Они обворачивались поверх каски, края их заворачивались внутрь и прижимались подшлемником.

В годы второй мировой войны в морской пехоте США стал применяться камуфляж, специально разработанный для боевых действиях в джунглях и получивший название "Duck Hunter" (Дак Хантер). Камуфляжная расцветка была выполнена в виде небольших округлых пятен зелёного и коричневого цвета на светлом фоне. В комплект входил маскировочный чехол на каску. Некоторые подразделения, участвовавшие в операции "Оверлорд" (Overlord) 6 июня 1944 года при высадке в Нормандии и последующих боях во Франции, были одеты в аналогичную форму, от которой пришлось быстро отказаться ввиду большой схожести с немецким камуфляжем. На Тихом океане форма "Дак Хантер" прижилась и использовалась морской пехотой до конца войны с Японией. Чехлы на каску состояли на вооружении во время Корейской войны, а у некоторых подразделений их можно было встретить даже во Вьетнаме до 1968 года. В начале 60-х годов каска M1 была модернизирована. Подшлемник стали делать из пропитанного специальными смолами нейлона, слегка изменилась подвеска, подбородочный ремень на каску стал крепиться с помощью металлических штампованных переходников, защищающих его от перетирания. Для более комфортного ношения был разработан дополнительный затылочный Т-образный ремень, называвшийся "nape strap". Он крепился с внутренней стороны подшлемника и считалось, что он должен был устранить болтание каски при беге солдата.

На деле в войсках сочли это излишеством и им практически никогда не пользовались. Тогда же был разработан новый камуфлированный двухсторонний чехол, ставший стандартным для всех вооружённых сил США и получивший название "лиственный рисунок" (leaf pattern). На одной из сторон, считающейся основной для летнего периода, чехол имел характерный рисунок, напоминающий дубовые листья. Вывернув чехол на изнанку, можно было получить камуфляж на осень, состоявший из более крупных и продолговатых пятен, чем "Дак Хантер", коричневого и светло коричневого цвета. Покрой чехла был аналогичен "Дак Хантеру" морской пехоты - с такими же "ушами", заправлявшимися между каской и подшлемником. Для размещения дополнительного камуфляжа в чехле были сделаны специальные прорези. Для этой же цели служила специальная узкая эластичная резинка. Этот чехол хорошо подходил к европейскому ландшафту, для которого он и был разработан - возможной арене будущей "большой войны" во времена противостояния Запада и Востока.

Однако, боевое крещение ему пришлось получить за тысячи километров от Европы. Воевавшие во Вьетнаме солдаты нашли довольно нетрадиционное применение чехлу: на него наносились различные рисунки и девизы, как военные, так и пацифистские - в зависимости от личных пристрастий военнослужащего, за резинку затыкались сигареты, спички, магазины для Ml6, всевозможная мелочь.

Для некоторых подразделений, проводивших операции в дельте реки Меконг, каска была единственным сухим местом, где они хранили (сушили) сменные носки и прочие необходимые вещи. Командование армии США не могло противостоять этому "неуставному" использованию экипировки из-за невозможности контролировать каждое отдельное подразделение, находившееся вдалеке от своих основных баз, глубоко в джунглях. Многие офицеры сами позволяли себе эти вольности или просто закрывали глаза на действия своих подчинённых.

Шлем М1 был принят на вооружение в 1941 году, заменив собой шлем M1917. К сентябрю 1945 года было произведено более 22 миллионов экземпляров М1. Шлем использовался военнослужащими США в ходе Корейской войны . В 1961 году принята на снабжение новая модификация шлема М1 с подшлемником на основе нейлона (наполнитель - пять слоев нейлоновой ткани, связующее - фенолоформальдегидная смола) взамен хлопковой ткани . Целью замены являлось улучшение эргономики и повышение противоосколочной стойкости шлема на 10-15 процентов до уровня 415 м/с при испытаниях стандартным осколочным имитатором FSP массой 1,1 г.

Следующая большая партия шлема М1, количеством около миллиона штук была выпущена в 1966-1967 годах и широко использовалась в ходе Вьетнамской войны . В 1980-е годы был постепенно вытеснен шлемом PASGT.

Характеристики

Каски М1 изготовлялись из марганцовистой стали Гадфильда , имели внутренний подшлемник из органотекстолита на основе нейлона, и снаружи окрашивались в оливковый цвет. Позже в целях повышения маскировки солдат были разработаны камуфлированные чехлы для каски. На чехлах обычно имелись отверстия для размещения в них элементов растительности для более надежной маскировки. Размеры и вес могли варьировать в разное время. Масса шлема М1 времен Второй мировой войны составляла 1290 грамм, глубина 7 дюймов, ширина 9,5 дюймов и длина 11 дюймов. Масса шлема М1 образца 1961 г. в сборе (включая подбородочный ремешок) составляет 1550 грамм. Стоимость 30 долл. США в ценах 1987 года. На лобовую сторону каски обычно наносились знаки различия, а у санитаров - красный крест .

Применение в других странах

Кроме вооруженных сил США каска М1 использовалась вооруженными силами ряда других стран, например, Канады и Израиля. Также в некоторых странах были разработаны собственные каски на основе М1, например, японская Тип 66.

Напишите отзыв о статье "M1 (каска)"

Примечания

Отрывок, характеризующий M1 (каска)

– Вы мне говорили про горючие вещества, – сказал он, – а про то, чтобы зажигать, вы мне ничего не говорили.
– Да как же, батюшка, – заговорил, остановившись, Несвицкий, снимая фуражку и расправляя пухлой рукой мокрые от пота волосы, – как же не говорил, что мост зажечь, когда горючие вещества положили?
– Я вам не «батюшка», господин штаб офицер, а вы мне не говорили, чтоб мост зажигайт! Я служба знаю, и мне в привычка приказание строго исполняйт. Вы сказали, мост зажгут, а кто зажгут, я святым духом не могу знайт…
– Ну, вот всегда так, – махнув рукой, сказал Несвицкий. – Ты как здесь? – обратился он к Жеркову.
– Да за тем же. Однако ты отсырел, дай я тебя выжму.
– Вы сказали, господин штаб офицер, – продолжал полковник обиженным тоном…
– Полковник, – перебил свитский офицер, – надо торопиться, а то неприятель пододвинет орудия на картечный выстрел.
Полковник молча посмотрел на свитского офицера, на толстого штаб офицера, на Жеркова и нахмурился.
– Я буду мост зажигайт, – сказал он торжественным тоном, как будто бы выражал этим, что, несмотря на все делаемые ему неприятности, он всё таки сделает то, что должно.
Ударив своими длинными мускулистыми ногами лошадь, как будто она была во всем виновата, полковник выдвинулся вперед к 2 му эскадрону, тому самому, в котором служил Ростов под командою Денисова, скомандовал вернуться назад к мосту.
«Ну, так и есть, – подумал Ростов, – он хочет испытать меня! – Сердце его сжалось, и кровь бросилась к лицу. – Пускай посмотрит, трус ли я» – подумал он.
Опять на всех веселых лицах людей эскадрона появилась та серьезная черта, которая была на них в то время, как они стояли под ядрами. Ростов, не спуская глаз, смотрел на своего врага, полкового командира, желая найти на его лице подтверждение своих догадок; но полковник ни разу не взглянул на Ростова, а смотрел, как всегда во фронте, строго и торжественно. Послышалась команда.
– Живо! Живо! – проговорило около него несколько голосов.
Цепляясь саблями за поводья, гремя шпорами и торопясь, слезали гусары, сами не зная, что они будут делать. Гусары крестились. Ростов уже не смотрел на полкового командира, – ему некогда было. Он боялся, с замиранием сердца боялся, как бы ему не отстать от гусар. Рука его дрожала, когда он передавал лошадь коноводу, и он чувствовал, как со стуком приливает кровь к его сердцу. Денисов, заваливаясь назад и крича что то, проехал мимо него. Ростов ничего не видел, кроме бежавших вокруг него гусар, цеплявшихся шпорами и бренчавших саблями.
– Носилки! – крикнул чей то голос сзади.
Ростов не подумал о том, что значит требование носилок: он бежал, стараясь только быть впереди всех; но у самого моста он, не смотря под ноги, попал в вязкую, растоптанную грязь и, споткнувшись, упал на руки. Его обежали другие.


M 1917

Когда в июне 1917 года военный департамент США принял решение о снаряжение солдат американской армии шлемами американского производства, с целью замены шлемов английского производства Mk I, которыми была снабжена американская армия к тому моменту. Введению шлема предшествовали достаточно продолжительные исследования различных экспериментальных моделей, прототипом многих из них были средневековые шлемы. В результате был принят шлем, за основу которого был взят английский шлем Mk I. Однако у американского шлема ширина полей была на 0,5 сантиметра меньше чем у английского прототипа. Новый шлем получил маркировку М 1917. В конце 1917 года в США уже было начато производство новых шлемов.
Первоначально шлем изготавливали из сплава стали, хрома и никеля, но позже сталь для шлемов стали изготавливать по английской технологии с добавлением 12% марганца и впоследствии процент марганца был увеличен до 13%. За год количество выпущенных шлемов достигло 6 500 000 единиц, а в течение последующего года было произведено еще 2 000 000 единиц. Вес шлема составлял 950 грамм, толщина стали 1 мм. Подшлемник, устанавливаемый на М 1917 изготавливался из вощеной ткани, с внутренней стороны к ней крепилась марлевая подкладка и каучуковые амортизаторы, в верхней части купола шлема крепилась войлочная подкладка, закрепленная той же клепкой что и подбородочный ремень. Размер подшлемника регулировалась с помощью шнура в верхней части купола шлема. Крепление подшлемника осуществлялось к подбородочному ремню. Подбородочный ремень изготавливался из кожи и закреплялся с помощью медной клепки расположенной в верхней части купола шлема и продевался через прямоугольные кольца, прилепленные к полям шлема. Под клепкой закреплявшей подбородочный ремень так же подкладывалась краткая инструкция по пользованию шлемом, следующего содержания - "что бы шлем держался на голове просто затяните ремень" и сразу все становится ясно. Длинна подбородочного ремня регулировалась с помощью передвигаемой прямоугольной пряжки изготовленной из латуни. Шлем окрашивался в темно-оливковый цвет с добавлением распыленной пробки или песка. На передовой солдаты наносили на шлем камуфляж.
Шлем этой модели просуществовал без изменения до середины 30-х годов, когда был принят новой шлем - М 1917 А1.


M 1917 А1
Первое массовое применение стальных шлемов в армии США произошло в период Первой мировой войны. Анализ опыта использование шлема в боевых действиях, а так же в послевоенное время позволил армейскому руководству уже к концу двадцатых началу тридцатых годов сформулировать ряд обоснованных претензий к шлему модели 1917 года. Прежде всего, военных не устраивал подшлемник, который не выдерживал долгого нахождения в сырости и был не гигиеничен. Так же претензии касались веса и формы шлема.
С учетом замечаний военных в начале тридцатых годов была создана новая модель стального шлема, которая получила маркировку "Шлем стальной М 1917 А1". Иногда этот шлем рассматривается как транзитная модель, так как имеет схожесть со шлемом предыдущей модели - М 1917, а так же с последующим шлемом - М 1. Новый шлем весил 1000 грамм и изготавливался из сплава стали и марганца. Толщина стенок шлема составляла 2 мм.
Форма шлема напоминала предыдущую модель. Принципиально новой была конструкция подшлемника и подбородочного ремня. Подшлемник состоял из кожаной подкладки, двух перекрещенных алюминиевых полос, которые крепились к куполу шлема и обруча, на который крепилась кожаная подкладка. Подшлемник имел четыре широких кожаных язычка, закрепленных на алюминиевом обруче и соединенных в верхней части кожаным шнуром. Крепление подшлемника осуществлялось с помощью клепки, а в последствии с помощью винта, установленного в куполе шлема и закреплявшего алюминиевые полоски. Под крепежным винтом устанавливалась амортизационная подушка набитая конским волосом. Подбородочный ремень, впервые примененный на этой модели шлема в дальнейшем устанавливался на шлемах М 1 на протяжении всего времени их использования.
Подбородочный ремень изготавливался из ткани и состоял из двух половинок, каждая из которых пришивалась к держателю расположенному на обруче подшлемника. Характерно, что половинки подбородочного ремня дополнительно продевались сквозь специальные скобы, припаянные к поверхности шлема. Новый подбородочный ремень имел уникальную застежку, которая обеспечивала надежное сцепление, и в то же время при необходимости могла быстро расстегивалась. Шлемы М1917 А1 окрашивались в темно-зеленый цвет и в цвет хаки с добавлением песка с целью получения антибликовой поверхности. Первое боевое крещение шлемы этой модели получили при налете японской авиации на порт Перл Харбор 07 декабря 1941 года.
Шлем этой модели использовался в американской армии с 1932 по 1941 год, когда был введен новый шлем М 1.


М 1
Стальные шлемы, существовавшие в армии США к началу войны не обеспечивали достаточной защиты солдата. Шлем транзитной модели М 1917 А1 по сути копировавший устаревшую модель М 1917 необходимо было заменить на более современный шлем. Для этого из архива был возвращен проект чиновника военного министерства Роберта Патерсона (Robert G. Patterson), предложившего еще в 1928 году конструкцию шлема состоявшего из двух частей - непосредственно стального шлема и подшлемника, изготовленного из картона или другого легкого основания и мог бы сниматься без ущерба для шлема. Создатель самого известного американского шлема H. G. Sydenham развил эту идею изменив при этом форму шлема, отказавшись от английского типа.
В начале 1941 года прошли первые испытания шлема, показавшие его эффективность. В результате проведенных испытаний были проведены небольшие доработки крепления подшлемника, которое в первоначальном виде осуществлялось одной клепкой в своде шлема. В ноябре 1941 года шлем был принят на вооружение американской армии и было оперативно начато производство. Новый шлем получил маркировку "Helmet steel M-1" патент № 137.390, зарегистрированный Патентным ведомством Вирджинии.
Шлем М-1 принципиально отличался от всех шлемов существовавших в мире в то время. Шлем состоял из двух частей - непосредственно стального шлема, изготовленного из сплава стали и марганца, и легкого подшлемника, изготовленного из спрессованного картона, окрашенного с наружной стороны в оливковый цвет. С внутренней стороны подшлемника устанавливались тканевые ленты, выполнявшие амортизационные функции, закрепленные специальными латунными держателями. Такая система была сконструирована Джоном Риделем (John T. Riddel), предприятие которого выпускало защитную экипировку для американского футбола, в том числе и шлемы, в которых использовалась такая конструкция подшлемника.
Как уже было сказано, шлем изготавливался из сплава стали и марганца. При этом в течение войны технология изготовления сплава пересматривалась, так как марганец, придававший шлему прочность, одновременно делал его хрупким. Вес шлема с подшлемником составлял 1500 грамм, вес подшлемника составлял 250 грамм. В первых партиях шлема подшлемник был изготовлен из картона. Однако первые отправки солдат в тихоокеанский регион вскрыли серьезный недостаток - под воздействием влаги подшлемники быстро приходили в негодность. Этот факт заставил пересмотреть технологию изготовления подшлемника и его стали изготавливать из более прочных синтетических материалов. Внутри подшлемника устанавливался амортизатор из тканевых лент песочного цвета (с 1944 года цвет лент стал оливковым) при этом лента, определяющая размер обшивалась полоской из кожи. Размер регулировался с помощью пряжки, установленной в затылочной части. На подшлемнике устанавливался подбородочный ремень, представляющий собой узкий кожаный ремешок со стальной пряжкой, как правило, закрепляемый на козырьке. На поверхности подшлемника располагалось небольшое вентиляционное отверстие в лобной части.
Подбородочный ремень шлема изготавливался из ткани и состоял из двух частей, скрепляющихся между собой оригинальной латунной (в конце войны стальной) застежкой, унаследованной от шлема М 1917 А1. Каждая из частей подбородочного ремня пришивалась к специальным крепежам, расположенным в нижних части шлема с правой и левой стороны. До 1943 года металлические скобы, к которым пришивался подбородочный ремень, припаивались к поверхности шлема. Однако такое крепление способствовало быстрому перетеранию подбородочного ремня. Уже в 1943 году крепежные скобы были изменены. Они стали подвижными, так как закреплялись специальными фиксированными держателями, надежно припаянными к шлему.
Производство шлемов осуществлялось в огромных количества к концу войны общее число выпущенных шлемов достигло 22 363 015 единиц!
Шлем окрашивался в темно оливковый цвет. При окрашивании в краску добавляли перетертую пробку с целью достижения антибликового эффекта. В течение войны на шлемы могли быть нанесены обозначения подразделений, а так же воинские звания. В частности одна белая вертикальная полоса указывает, что владелец шлема имеет звание лейтенанта. Однако в боевых условиях любые демаскирующие элементы экипировки убирались. В целях маскировки применялись маскировочные чехлы и сети. Шлемы, используемые санитарами, имели изображение красного креста на белом фоне.
М-1 был одним из лучших шлемов Второй мировой войны. Доказательством этому служит долгая жизнь, которую прожил шлем. Принятый в армии США в 1941 году он был заменен более современными кевларовыми шлемами только в 1988 году. При этом были проведены в разное время проводились минимальные доработки конструкции шлема. После войны шлем данной модели использовался большим количеством стран Европы, Азии, Африки, Южной Америки и др.

Шлем морской артиллерии Mk 2
Среди специальных шлемов, используемых американской армией в течение Второй мировой войны особенно выделялся шлем, разработанный для морских артиллеристов. Прежде всего, шлем выделялся большим размером, это было обусловлено необходимостью использования шлема связистами не снимая наушников. Размер шлема был в два раза больше обычного армейского шлема.
Военно-морской департамент поручил разработку шлема скульптору Beaver Edwars. После утверждения проекта он был немедленно отправлен в производство. Производство шлемов было начато компаний Manufacturing Company Detroit Michigan. Первые шлемы этой модели были распределены в US NAVY. Первоначально шлем использовался радистами, обеспечивающими связь кораблей друг с другом и с центральным штабом. Начиная с 1940 года и до 1945 года компаниями McCord Radiator и Manufacturing Company Detroit Michigan было произведено 400000 единиц шлемов. Постепенно шлемы этой модели получили широкое распространение в частях военно-морского флота США, а так же среди подразделений береговой артиллерии. Изготовленный из марганца шлем имел относительно небольшой для своих размеров вес (1800 грамм) и обеспечивал лучшую защиту, чем уже устаревший М 1917 А-1. Подшлемник имел очень оригинальную конструкцию. Изготовленный из каучука или пенорезины подшитый тканью и приклеенный к своду шлема он позволял использовать шлем радистам не снимая наушников, кроме того, шлем позволял одновременно использовать противогаз. Подбородочный ремень изготавливался из лошадиной кожи. Крепление подбородочного ремня осущетвлялось к двум дугообразным креплениям закрепленных с помощью двух клепок. Размер регулировался двумя алюминиевыми пряжками.
Первые шлемы были окрашены в оливковый цвет и в цвет хаки. Начиная с 1942 года шлемы стали окрашивать в синий и серо-синий цвет. При окрашивании шлема в краску добавлялась перетертая пробка для создания антибликового эффекта.

Танковый шлем 1938 года (M 38)
В 1938 году после нескольких лет поисков и выбора между пехотным и кавалеристским образцами шлемов было выделено направление для развития американского танкового шлема. Были тщательно рассматрены результаты тестирования различных шлемов в том числе тесты шлема пехотного и кавалерийского стиля, а так же несколько видов частных разработок, так же были рассмотрены образцы разработок футбольных шлемов. Рассматриваемые шлемы должны были обеспечивать защиту от падений и ударов, а так же защищать от пуль.
В то время когда в Европе появилась угроза большой войны, американским военным руководством было принято решение ускорить разработку и выпуск танкового шлема. В 1938 году производственная коорпорация Rawlings, получила приглашение от американских военных на участие в программе разработки и производства танкового шлема. Rawlings были переданы критерии шлема и поставлены задачи по его разработке. Компания Rawlings дала согласие на участие в проекте и собрала группу разработчиков, в которую входили: Mason Scudder, Elmer Nolte и Harry Latina. К 1940 году разработка шлема была закончена и модель танкового шлема М 1938 стала реальностью. Шлем отвечал следующим требованиям:
- он был легким;
- имел хорушую вентиляцию
- легко снимался и одевался;
- в нем отсутствовала сложная система подбородочного ремня;
- был приспособлен к установке наушников.
Официально этот шлем называется "Танковый шлем", но коллекционеры часто называют его М 1938, по году начала проекта либо М 1942, по году получению патента (№130.678.2.282.830).
Этот вариант вобрал в себя черты шлемов которые уже находились в производстве на тот момент, а так же характеристики разработанные в процессе тестов.
Танковый шлем М 1938 состоял из трех частей, верхняя часть изготавливалась из химических волокон. В ней делалось десять отверстий, которые обеспечивали вентиляцию. Кроме химимического волокна основным материалом, используемым для большинства компонентов шлема была кожа.
Так же из химического волокна изготовливалось заднее крыло, закрывающая шею и крепившееся сздади к полусфере шлема. Из кожи изготавливались, так называемые, боковые крылья, крепившиеся с правой и левой стороны и прикрывающие наушники. Боковые крылья были соеденины с задним крылом эластичными ремнями. На них устанавливались накладки из того же материала что и полусфера шлема. Наушники ставились в отверстия боковых крыльев и держались на своем месте с помощью металлического зажима, обшитого кожей и прикрепленного к верхней части шлема. Боковые крылья крепились на так называемых "сшитых петлях", что позволяло им свободно двигаться и благодаря чему шлем мог легко сниматься.
Шлем этой модели был очень легкий его вес сотавлял 500 грамм. Для защиты от пуль и осколков М 1938 был разработан таким образом, что бы на него мог одеваться стальной шлем М 1 без подшлемника. Наушники использованные в М 1938 были станадртными, такие же как использовались во многих армейских подразделениях включая экипажи самолетов. Подшлемник изготавливался из кожи и состоял из четырех лепестков, скрепленных в верхней части шнуром.
К тому моменту, как США вступили во Вторую мировую войну большинство шлемов было пехотного или кавалеристского образца. Шлем модели 1938 года стал появляться в армии в ограниченных количествах к концу 1941 года. С открытием второго фронта потребность в шлемах возрастала и Правительство США для производства шлемов привлекло допонительно несколько компаний. К концу войны были уже по крайней мере четыре компании, которые производили танковые шлемы. Это были Rawlings Manufacturing Corporation, Wilson Athletic Goods Manufacturing Company, Sears Saddlery Company, A.G. Spaulding & Brothers. Каждая компания ставила на шлеме свою маркировку. М 1938 делался нескольких размеров с 6-1/4 до 7-5/8. Окрашивался шлем в оливковый цвет. Шлем М 1938 не был защищен от пуль и был достаточно не привлекателен, однако не смотря на это он был принят танковыми войсками.
М 1938 экспортировался в Великобританию, Австралию, Индию и Китай. Однако являясь промежуточной моделью, до разработки полноценного танкового шлема, с высокими защитными характеристиками. Тем не менее шлем этой модели использовался в войне в Корее, в начале Вьетнамской войны, а так же армией Израиля во время арабо-израильского конфликта. После окончания Второй мировой войны некоторые европейские страны, в частности Бельгия и Нидерланды, организовали выпуск танковых шлемов для своих войск имеющих значительное внешнее сходство с американским шлемом М 1938.

Шлем Гражданской обороны США
Для снабжения сотни тысяч добровольцев и резервистов, поступающих на службу во вспомогательные службы, в том числе в службу гражданской обороны, Правительство США в 1943 году заказывает выпуск специальных шлемов. Производство этих шлемов было относительно дешевым и за короткое время в распоряжение сил гражданской обороны было поставлено большое количество шлемов.
Шлем имел внешнюю схожесть с английским шлемом Mk I. Шлем этой модели имел более слабые технические характеристики, чем боевые армейские шлемы, так как изготавливался из более легкого сплава. Вес шлема составлял 1150 грамм, толщина стали 1,1 мм. На шлем устанавливался подшлемник из матерчатых лент, схожий с тем, что устанавливали на боевые шлемы, однако в отличие от армейского образца крепление лент подшлемника осуществлялось с помощью шести алюминиевых клепок непосредственно к раковине шлема.
Подбородочный ремень изготавливался из ткани, его длинна регулировалось с помощью прямоугольной стальной пряжки. Окрашивался шлем в белый цвет. Иногда на фронтальную часть шлема наносились эмблемы. С внутренней стороны на полях шлема имелась надпись "US GOV PROPETY OCD", означавшая что шлем является собственностью Правительства Соединенных Штатов. К декабрю 1943 года Т2 получил новую маркировку М3. Являясь модификацией М1, М3 имел некоторые отличия: прежде всего шлем имел более упрощенную систему подшлемника. В отличие от М1, имевшего извлекаемый подшлемник, на М3 подшлемник крепился клепками к стальному обручу, который был приварен непосредственно к поверхности шлема. По бокам были сделаны овальные вырезы для наушников. Для защиты наушников боковые вырезы были прикрыты двумя подвижными стальными пластинами, которые крепились по бокам шлема. Внутри пластин помещались войлочные подушечки. К этим пластинам крепился трехсоставной подбородочный ремень. Шлем окрашивался в темно-оливковый матовый цвет снаружи и изнутри и снаружи покрывался фетровой пылью перемешанной со специальным клеем, такое покрытие было необходимо для предотвращения замерзания шлема на большой высоте и уменьшения вероятности возникновения статического электричества. 3. "The M-1 helmet. A History of the U.S. M-1 Helmet in World War II " Mark A. Reynosa.
4. "Painted steel. Steel pots vol. II ", Chris Armold, 2000;
5. "US Army Tank Crewman 1941-45 ", Steven J Zaloga, Osprey publishing Ltd 2004.
Фотографии свалки с сайта

М1917 - американская каска, разработанная в период Первой Мировой войны. Применялась в обеих Мировых войнах.
Соединенные Штаты Америки вступили в Первую мировую войну (1914 - 1918 год) в апреле 1917 не имея своих касок на вооружении. Американский экспедиционный корпус был снаряжен британскими касками "Mk2".

Еще до вступления Штатов в войну проводились исследования и эксперименты по созданию собственной каски. Было рассмотрено множество касок различных стран и различные собственные прототипы, основой многих из них были средневековые шлемы, как европейские, так и восточные. В июне 1917 года департамент вооруженных сил США принимает решение снабдить американского пехотинца касками собственного производства. За основу берется все тот же британский шлем "Mk2", ему уменьшают поля на пять миллиметров, присваивается официальная маркировка - "М1917". И уже в конце 1917 в США налажено производство новых касок.

Изначально "М1917" изготавливали из сплава стали, никеля и хрома (позже в сталь начали добавлять марганец 12 - 13%, как у англичан). За первый год выпуска касок изготовили около 6,5 миллионов штук. Всего же было выпущено около 10 миллионов касок "М1917". Толщина стали на каске - 1 мм, вес около 950 грамм. Подшлемник производили из вощеной ткани и с марлевой подкладкой с каучуковыми амортизаторами, в верхней части купола находилась войлочная подкладка. Каски были единого размера и регулировались по размеру головы с помощью шнура в верхней части подшлемника. Подбородочный ремень был кожаный. В верхней части купола изнутри крепилась инструкция к применению каски приблизительно такого содержания:

затяните подбородочный ремень и подрегулируйте сеть, для того, что бы подогнать шлем

"М1917" окрашивалась в темно-оливковый цвет, в краску добавляли песок или распыленную пробку. Дополнительный камуфляж солдат уже делал или наносил сам, на передовой.

После окончания Первой мировой войны армейское руководство исходя из практического опыта применения шлемов "М1917" выдвинуло ряд требований для улучшения уже существующей каски, либо созданию новой. Из основных требований это: новый парашют - подшлемник (старый был не гигиеничен и не выдерживал долгого пребывания в сырости), так же не устраивал вес каски, форма и защитные свойства. Было принято решение пойти более простым путем, то есть не выдумывать новый шлем, а модернизировать старый. И вот в начале 30-х годов был принят на вооружение шлем нового образца, получивший маркировку "М1917А1". Новые каски изготавливали из сплава стали и марганца. Толщина металла увеличилась до 2 миллиметров, а вес до 1 килограмма. Общая форма шлема практически не изменилась, а вот подшлемник поменялся полностью. Теперь он состоял из двух перекрещенных полос и кожаной подкладки. Подбородочный ремень так же был принципиально новый, изготавливался из ткани и имел уникальную застежку, которая при необходимости быстро и легко расстегивалась и при этом обеспечивала отличное сцепление. Застежка этого же типа без изменений использовалась и в следующем американском шлеме "М1". Каски "М1917А1" окрашивались в хаки или в темно-зеленый цвет, в краску добавляли мелкий песок, чтобы получить антибликовое покрытие.


Каска M1917 использовалась армией США и морской пехотой в Первой Мировой войне. Не смотря на модернизацию 30-х годов шлем использовался во всех армейских структурах США. Начиная с 1935 года каски стали поставляться в армию Филиппинского Содружества. Боевое крещение "М1917А1" получил во время нападения Японии на Перл Харбор (7 декабря 1941 года). Шлем стоял на вооружении пехоты до 1941 года, пока не был заменен более новым "М1". На флоте, тыловых службах и на службе гражданской самообороны шлем стоял на вооружении до конца Второй мировой войны в 1945 году. Но тем не менее, M1917 и её модификация использовались американцами во время захвата японцами островов Гуам и Уэйк, защите Филиппин в 1942 году. Филиппинцы также применяли этот шлем. Из американского обихода на передовой M1917 И M1917A1 исчезли только к битве на Гудалканале в августе 1942 года.