Бестиарий. Значение животных в средневековый период

В Средние века человечество еще плохо представляло себе не только самих людей, но и, главное, животных. Мир казался тогда большим, плоским и населенным чудовищами, великанами и неизвестными странными существами .

Bestiarum vocabulum (Слово о животных) стали появляться в XII-XIII веках. Любознательные авторы или, как еще их называли, физиологи описывали поначалу свои путешествия (недалекие, как может показаться, исходя из увиденного), связанные либо с войной, либо с религией (проповедники), либо с торговлей. В задачу авторов не входили цели современной зоологии или ботаники, бестиарии скорее были трактатами, в которых переплетались легенды и реальность. В бестиарии попадали рецепты снадобий, описания свойств камней и минералов - тоже, зачастую, выдуманные. Все это носило характер не просветительский, а назидательно-запугивающий.

Во всех бестиариях к краткому описанию того или иного зверя или чудища прилагалась иллюстрация, которую рисовал художник, подчас никогда не видевший животных, о которых шла речь. Краткость же объяснялась тем, что в средневековье, во-первых, труд писательский был довольно тяжелым - писали же не шариковыми ручками, кроме того не на родном языке, а на латыни. Во-вторых, краткость поощрялась, поскольку экономился ценный пергамент.

Многие путешественники записывали свои приключения в хроники, в которых тоже встречались, наряду с реальными историческими событиями, совсем фантастические. К примеру, в «Хронике» Альбрика ХIII века сообщается, что «в воскресение, после праздника святого Ремигия произошло затмение солнца, а в четверг на следующей неделе видели, говорят, летающего дракона».

Еще один хронист, Матвей Парижский, как и Альбрик, никогда не бывал на Востоке (хотя описывали оба именно Восток). Его перу принадлежит работа по историографии, основанная на трудах монаха из Вендовера и названная «Великие Хроники». Автор собственноручно иллюстрировал первый том, изобразив на страницах книги слона. У карты Палестины Матвей изобразил верблюда. Эту землю европейцы более-менее знали, хотя в описаниях тоже встречаются драконы, пожирающие людей и «всасывающие в себя волны». Но чем меньше было известно о территориях, тем больше возникало вокруг них слухов и легенд о чудовищах. И все чаще они встречались в рассказах хронистов, а оттуда попадали в бестиарии. Некоторые книги о путешествиях или посвященные описаниям той или иной страны непременно сопровождались списком чудищ и животных, обитающих в этих землях.

Интересно, что хронисты в своих текстах опирались не столько на свои личные впечатления, сколько на слухи, и лишь иногда ссылались на других хронистов, впрочем, точно так же писавших по слухам.

Замечательным примером описания по слухам служит книга Иоанна, епископа Султанайи, «Книжица о познании мира».

«Говорят, - пишет автор, - что там [на Кавказе] живут одноглазые, которые питаются человеческим мясом, собачьи, у которых одна половина собачья, а другая человеческая (...) И, как я слышал от людей, достойных доверия, по обе стороны гор говорят на сорока различных языках, враждуют между собой и одеваются по-разному».

Одной из задач бестиария было разделение животных на плохих - слуг дьявола, и хороших - символизирующих Христа. Животные зачастую описывались аллегорически, и воспринимать их нужно через призму христианства. Бестиарии поддерживали и блюли нравы (своеобразно, но, тем не менее), а потому достоверность этих книг оценивалась в последнюю очередь.

Отсюда необычные и смешные описания известных нам животных. Например, барсук - грязное животное, обитающее в горных норах. Один барсук копает, глотая землю, а двое других держат зубами палку. Когда землекоп наполняется «доверху», он цепляется за эту палку, и остальные барсуки вытаскивают его из норы для опорожнения...

Бестиарий

Боннакон - зверь, подобный быку, однако рога его не годны для защиты. Охотиться на боннакона не следует. Он способен выстреливать из-под хвоста поток экскрементов, летящих вдаль на большое расстояние и сжигающих все живое.

Бриллиант - если держать его в доме, то вас не потревожат демоны. Уничтожить бриллиант можно, только растворив его в крови козла.

Верблюд - пьет только грязную воду, способен терпеть жажду 3 дня и может жить до 100 лет, если его не увезти в другую страну, где он умрет от перемены воздуха.

Василиск - помесь петуха и змеи, вырастающая из петушиного яйца. Любит тепло и сухость. Своим запахом убивает змей, дыханием - птиц, а взглядом - людей. Может умереть только от укуса горностая.

Волк - если волк первым увидит человека, то человек потеряет голос. Если человек увидит волка раньше, то волк никогда не нападет. Чтобы отпугнуть волка, нужно снять с себя одежду и бить камнем об камень.

Гадюка - змея, которую невозможно зачаровать музыкой, так как она прижимается одним ухом к земле, а другое затыкает кончиком хвоста. В голове имеет драгоценный камень карбункул. Самка беременеет, когда самец засовывает ей свою голову в рот. Она ее откусывает и проглатывает. Созрев, детеныш гадюки прогрызает чрево матери и выбирается наружу, тем самым убивая ее. Укус гадюки очень ядовит - от него человек потеет кровью и вскоре умирает. Царица Клеопатра покончила жизнь самоубийством, укусив себя гадюкой.

Гиена - двуполая тварь, которая разрывает могилы и пожирает трупы. В ее глазу спрятан камень - если положить его под язык, то можно предсказывать будущее. Собака, наступившая на тень гиены, теряет голос.

Гуси - способны чуять запах человека лучше, чем любые другие животные. Именно гуси спасли Рим от нашествия галлов.

Жемчуг - растет в камнях, называемых устрицами. Иногда они открываются и впитывают свет Солнца, звезд и Луны. Из всего этого образуются жемчужины, которые, будучи растворены в росе, лечат любую болезнь.

Журавли - воюют с пигмеями и набивают себе желудки песком, чтобы быть устойчивее в полете. Когда вся стая спит, сторожевой журавль держит в лапе камень. Если он задремлет, то уронит его и тут же проснется.

Заяц - очень быстрое животное, способное менять свой пол. Зимой едят снег и становятся белыми.

Казарка - дикий гусь, растущий на деревьях. Когда птица достигает достаточных размеров, она отваливается от ветки и падает. Если дерево растет над водой, казарка уплывает в целости, а если над землей - разбивается насмерть.

Каладриус - белая птица, предвестник смерти. Если она смотрит вам в лицо, то вы выздоровеете, а если повернулась задом - умрете.

Катоблепас - четырехногий бык, голова которого так тяжела, что он может смотреть лишь в землю. От этого его глаза налиты кровью. Каждый, кто посмотрит в них, умрет.

Крокодил - чудовище, которое горько плачет всегда после того, как съест человека.

Ласточки - покидают здания непосредственно перед тем, как они рухнут.

Лев - царь зверей. Спит с открытыми глазами, заметает следы хвостом, боится белого петуха, ест в один день, а пьет в другой. Заболев, пожирает в качестве лекарства обезьяну. Самец и самка совокупляются не как животные, а как люди - лицом к лицу.

Левкрота - помесь львицы и гиены, имеющая лошадиную голову и широкий рот от уха до уха. Вместо отдельных зубов у левкроты на каждой челюсти растет цельная кость.

Летучая мышь - нечистая птица с зубами, производящая птенцов не из яиц, а прямо из своего чрева.

Лягушки - мелкие водные твари. Особи, живущие на суше, погибают, едва попав под дождь.

Мандрагора - целебный корень, похожий по форме на человека и растущий на востоке, рядом с раем. Верещит, когда его вытаскивают из земли. Каждый, кто услышит этот крик, умирает или сходит с ума. Поэтому мандрагору выкапывают следующим образом - привязывают к ней голодную собаку и манят ее издалека куском мяса. Слонихам, чтобы забеременеть, необходимо отведать этого корня.

Медведь - свирепый зверь, спящий зимой так крепко, что его можно ранить до крови, а он все равно не пробудится. Медвежата рождаются бесформенными кусками мяса, но мать вылизывает их, придавая нужный вид. Самец и самка спят в берлогах раздельно, выкопав меж собою борозду.

Муравьи - насекомые, выступающие стройными рядами и несущие в своих ртах зерно (если у одного муравья нет зерна, он попытается отнять его у другого), которое потом складывают прозапас на зиму. Эфиопские муравьи имеют вид собак и копают песок, добывая оттуда золото.

Мышь - самозарождается в земле, из гумуса, отсюда и ее имя (mus).

Обезьяна - тварь, которую еще зовут simia, поскольку она очень похожа (англ. - similar) на человека. Любимых детенышей носит в руках, нелюбимых - на спине. Однако если ее преследует охотник, она бросает любимое чадо, чтобы освободить руки, а нелюбимое, таким образом, спасается.

Онагр - осел, кричащий 12 раз во время равноденствия. Вожак стада откусывает половые органы молодым онаграм, чтобы те, повзрослев, не составили ему конкуренцию.

Попугай - птица, которую можно научить говорить по-человечески в юном возрасте. Старую, впрочем, тоже - для обучения ее следует бить по голове железным прутом.

Пчелы - мельчайшие из птиц. Развиваются из червей, живущих в падали (особенно - в телах крупного рогатого скота).

Рысь - пятнистый волк, моча которого затвердевает в драгоценный камень наподобие карбункула. Рысь засыпает ее песком, чтобы человек не мог найти сокровище.

Саламандра - ящерица, которая так холодна, что может спокойно находиться в огне и даже потушить его. Из ее шкуры делают огнестойкую одежду.

Скорпион - червь с ядовитым жалом на хвосте. Ранит человека куда угодно, но только не в ладонь.

Слоны - их ноги лишены колен, поэтому, упав на землю, слоны больше не могут подняться. По той же причине они спят, прислонившись к дереву. Чтобы поймать слона, охотнику нужно лишь подпилить ствол.

Сова - грязная птица, которая гадит в своих собственных гнездах и летает задом наперед.

Удав - огромная змея, живущая в Италии. Для питания ей нужен скот. Она не проглатывает коров, а обвивает их кольцами и доит, причем иногда отнимает так много молока, что жертвы умирают.

Хорек - грязное животное, зачинающееся подобно гадюке (через голову во рту) и рождающееся из ушей матери: справа выходит самец, слева - самка.

Ящерица - если слепнет от старости, то выползает из норы и смотрит на Солнце, которое быстро сжигает пелену на ее глазах.

Кажется парадоксальным, что одним из источников современного жанра энциклопедии является жанр богословский, мифотворческий - в общем, средневековый во всех смыслах этого слова. Причиной этого, вероятно, является сама противоречивая природа бестиария, в котором удивительным образом переплелись античная догматика и средневековое метафорическое сознание.

Истоки: античность

Одним из отцов бестиария можно считать Аристотеля с его знаковым трудом “Historia animalium”, который не являлся бестиарием в полном смысле этого слова (данный жанр предполагает специфическую структуру, о которой речь пойдет ниже), но послужил источником сведений для средневековых авторов. Обширными сведениями как о реальных, так и о мифологических существах располагает “История” Геродота - к примеру, в ней мы видим одно из первых в истории упоминание грифона. В Александрии во 2 в. н. э. был составлен анонимный “Физиолог” (позднее это слово становится нарицательным и обозначает отдельный литературный жанр), содержащий подробное описание и реальных, и мифических животных.

До нас “Физиолог” дошел уже в средневековой, исправленной версии, в которую была добавлена “мораль”- урок, который мы можем вынести из наблюдения за данным существом. Стилистический анализ позволяет нам предполагать, что в первоначальной версии этих вставок не было. Так или иначе, “Физиолог” оказал значительное влияние на представление о мире фауны - текст был переведен на многие языки и считался авторитетным источником во многих культурах, в том числе в православном мире.

Вообще физиолог как жанр развивается параллельно с бестиарием. Принципиально важно не путать эти два понятия: физиолог является прямым предком современных энциклопедий, так как содержит исключительно научные (по крайней мере, на тот момент) факты и служит прежде всего просветительским целям.

Бестиарий же имеет гораздо более сложную и специфическую функцию. В статье мы постараемся проследить судьбу и бестиария, и физиолога, держа в голове это принципиальное различие.

Античную традицию нельзя считать в полном смысле идейной основой жанра бестиария, но именно она придала этому жанру законченность и особенный, во многом противоречивый характер, сочетающий в себе авторитетность и претензию на научность и творческую составляющую, связанную с метафорической природой содержания бестиария.

Отцы церкви и аллегория

Сам жанр бестиария как таковой зародился уже в средневековой Европе, причем из источника, казалось бы, далекого от научных изысканий античных ученых, - проповеди. Первые проповедники использовали аллегории, чтобы более наглядно донести до паствы свою мысль, и опирались они как на античные ученые труды (подавляющее число служителей церкви были грамотны, и многие знали и даже восхищались сочинениями великих язычников - свидетельства это можно найти даже в “Исповеди” Блаженного Августина), так и на Ветхий Завет, источник описания многих животных, как реальных, так и вымышленных. Средневековая культура учит нас тому, что из любой закономерности окружающей нас природы человек может вынести полезный для себя урок- иначе и быть не может, ведь все, что мы видим вокруг себя, создано Богом, и цель нашей жизни - внимать Его слову и повсюду находить следы Его воли.

Неграмотность подавляющей части населения Европы оказала огромное влияние на формирование не только средневековой культуры, но и средневекового сознания вообще. Среди доступных форм донесения информации были возможны только зрительные образы (поэтому мы встречаем в старых католических церквях так много изображений, иллюстрирующих Священное Писание: подобная форма позволяла любому прихожанину, не умевшему читать, быть знакомым с основными библейскими сюжетами и историями из жизни святых) или устные жанры.


Пеликан. Иллюстрация к манускрипту MS. Ashmole 1511 (XII-XIII вв.)

Очевидно, что богословие - не самая простая наука, поскольку оно занимается, в числе прочего, смыслом жизни, добром и злом и другими вопросами, однозначный ответ на которые принципиально невозможен. Донесение сложной мысли до масс в максимально доступной форме - целое искусство, которому частично была посвящена работа отцов Церкви. Именно эта необходимость породила невероятную популярность аллегорий - устойчивых иносказаний, значение которых каждый средневековый человек буквально впитывал с молоком матери. Любой крестьянин, видя изображение двух архангелов, точно знал, кто из них Гавриил, а кто Михаил (первый всегда изображается с лилией в руке, а второй - с мечом) и легко мог прочитать по фрескам на церковных стенах целую историю, из которой он непременно извлек бы для себя нравственный урок. То же и с устными проповедями: как мы с самого детства привыкли к тому, что лиса хитрая, а заяц трусливый, так и для средневекового сознания было очевидно, что единорог учит нас благочестию, а волк - осторожности. Поэтому бестиарий выполнял, с одной стороны, функцию справочника проповедника, а с другой стороны, был своеобразным авторитетным источником, исключающим разногласия между служителями церкви в данных вопросах.

В структуре бестиария отчетливо видна двойственная сущность происхождения этого жанра. Каждая статья состоит из двух частей: первая подробно описывает внешность, свойства и повадки животного, а вторая часть является своеобразным выводом, моралью, которую можно вынести из особенностей или поведения этого существа. Интересно, что речь идет не только о реальных свойствах, но и тех, которым современная наука не находит подтверждения. Например, в знаменитом “Физиологе” епископа Теобальда, одном из первых и самых авторитетных представителей жанра, говорится, что пантера во время охоты испускает из пасти аромат, привлекающий жертву. Такое представление о пантере нашло большой отклик и перекочевало во многие другие бестиарии, об этом свойстве упоминал даже Данте Алигьери в своем трактате “О народном красноречии”.

Донесение сложной мысли до масс в максимально доступной форме - целое искусство, которому частично была посвящена работа отцов Церкви.

Более того, речь не всегда идет о действительно существующих животных: наряду с реальными существами вроде льва, лисы, кита или ягненка, составители бестиариев могут рассматривать единорога, дракона или сирену, подробно описывая их внешность и повадки.

Интересно также то, как причудливо составители выстраивают отношения в животном мире: ни одно из животных не рассматривается само по себе, оно всегда взаимодействует тем или иным образом с другими животными или с человеком. В любой статье можно узнать, что привлекает это существо, кого оно боится (или кто боится его) и как можно использовать его шерсть, слюну или чешую.

Для наглядности рассмотрим отрывок из “Физиолога” епископа Теобальда (перевод мой):

Наблюдения за слоном

Воистину велики слоны, что родятся в далекой Индии,

Размером сравнимы они с высокими горами,

И подобны плывущим ладьям, когда бродят в поиске пищи -

Этим они никогда не заняты в одиночку.

Слон живет триста лет, принося лишь однажды потомство.

Мать выносит дитя сроком ровно два года.

Когда же приходит время явить миру чудо рожденья,

Мать ищет воды поглубже и разрождается стоя,

Дитя же падает в воды, ибо твердь сулит ему гибель.

Когда же слон утомлен, он ищет высокое древо

И дремлет в его тени, в прохладе и в сонной неге.

Однако не может лечь - не гнутся его колени,

И вынужден век свой длинный стоя он коротать.

Когда же лукавый охотник, приметив заветное древо,

Подрежет его незаметно, ловушку слону готовя,

И тот, уснув по привычке, придавлен деревом будет,

Трубить станет, чтобы на помощь пришли его кровные братья,

И те, почуяв опасность, с собой приведут слоненка,

Что мал, но собратьев умнее, и справиться сможет с бедою.

Один он придумает способ, как дерево можно поднять,

И братья, его послушав, спасут несчастного брата.

А если удастся волос слоновий зажечь, то дымом

Прогонишь и змей, и гадов других ядовитых навечно.

С тех пор, как Адам был изгнан из сада Господнего Рая,

Ни Моисей, ни пророки греха его не искупили.

Лишь Иисус, пришедший в мир наш из всех последний,

Малый и плотью слабый, - таким Господь его создал -

Смог нам спасенье дать, и слово Его так велико,

Что, словно дивный запах, гонит прочь грех и тьму.

Конечно, для проповедника реальность или вымышленность животного не имеет большого значения - ему важна именно аллегория, но известно также, что на протяжение нескольких столетий бестиарии имели большой авторитет и за пределами церковной среды и считались достаточно надежными источниками. Понадобилось много времени, прежде чем у науки выработался здоровый скептицизм по отношению к христианским сочинениям и появилась возможность четко разделять научный факт и религиозное мифотворчество.

История и дальнейшее развитие жанра

Один из известнейших на сегодняшний бестиариев - так называемый Абердинский бестиарий, английский документ, датированный 12 веком.

Интересно также то, как причудливо составители выстраивают отношения в животном мире: ни одно из животных не рассматривается само по себе, оно всегда взаимодействует тем или иным образом с другими животными или с человеком.

Этот бестиарий интересен прежде всего тем, что мы можем не просто изучать его текст, но и работать с иллюстрациями - манускрипт выложен в оцифрованной версии на сайте Абердинского университета.

В середине 13 века во Франции был написан “Бестиарий любви” неким Ришаром де Фуринвалем, являющийся весьма своеобразным литературным памятником: во-первых, статьи в нем объединены общей сюжетной канвой и логично вплетены в нее; во-вторых, аллегорическая часть каждой статьи отсылает нас не к христианской морали, а к отношениям между возлюбленными. Таким образом, "Бестиарий любви", хоть и является формально полноценным представителем жанра, на деле уходит от его основной функции.

Элементы жанра можно найти не только в европейской традиции. Широко известен древнекитайский трактат Шан Хай Цзинь, или "Каталог гор и морей". Это своеобразный географический справочник, описывающий территорию Китая и ее особенности, в том числе ее фауну. Здесь мы видим характерное для средневековых бестиариев сочетание реализма и фантастики: наравне с привычными нам животными мы встречаем девятихвостую лису, плачущую, как дитя, собаку с человеческим лицом и даже тигра с собачьей головой и лошадиным хвостом.

Своеобразный ренессанс бестиарий пережил в эпоху Великих Путешествий. Так, например, элементы жанра можно найти в записках Марко Поло.

Впрочем, очевидно, что основная функция бестиария умирает вместе со Средневековьем, поэтому большинство исследователей приходят к выводу, что последующие подражания и стилизации уже нельзя в полной мере считать представителями жанра.

Понадобилось много времени, прежде чем у науки выработался здоровый скептицизм по отношению к христианским сочинениям и появилась возможность четко разделять научный факт и религиозное мифотворчество.

В современной литературе всплеск интереса к мифологии (связанного, прежде всего, с популярностью жанра фэнтези) возродил также и интерес к бестиариям, особенно к их фантастической составляющей. Когда же на волне популярности Средиземья Толкиена начали появляться целые фентезийные миры со своей культурой, историей и географией, жанр бестиария получил свое очередное воплощение именно в рамках этих миров. Так появился “Бестиарий” Анджея Сапковского и книга “Волшебные твари и где их искать” Джоан Роулинг. В очередной раз сделаем оговорку, что данные произведения нельзя в полной мере считать бестиариями, поскольку основная функция бестиариев устарела. Если говорить точнее, эти произведения (по крайней мере, по своей форме) больше подходят под определение физиолога, хотя и его черты наследуют лишь частично (не будем забывать, что физиологи воспринимались как научная литература, а не как художественное чтиво).

Так или иначе, жанр бестиария, хоть и оказывается нежизнеспособным в современном мире, является интереснейшим литературным феноменом, открывающим перед нами еще одну из сторон удивительного, безграничного, таинственного мифа о Средневековье. ■

Александра Левина


Средневековые бестиарии - сборники зоологических статей, в которых подробно описывались различные животные в прозе и стихах, главным образом, с аллегорическими и нравоучительными целям - были чрезвычайно популярными произведениями. В них рассказывались истории не только о существующих представителях флоры и фауну, но и о фантастических существах. Большинство таких бестиариев были опубликованы в XII и XIII веках, но интересны они и сегодня.

1. Якул


В VII веке Исидор Севильский приступил к амбициозному проекту. Он решил собрать все знания человечества. Результатом его работы стала энциклопедия "Этимологии". Один из её разделов был посвящен животным, как известным, так и существующим только по слухам. Так, он написал о животном, о котором упоминал римский поэт Лукан, - об африканской летающей змее якул. По словам Лукана, когда якул охотится, он поджидает добычу в кроне дереве. После того, как змея замечала подходящую жертву, то она стрелой бросалась на нее с ветвей. Также якул был упомянут в Абердинском бестиарии.

2. Каладриус


История о белоснежной птице каладриус есть во многих бестиариях. Чем-то эта птица была похожа на гуся с лебединой шеей. Каладриус обладал невероятными целебными свойствами. Помет этой птицы, как утверждалось, был в состоянии вылечить слепоту при нанесении непосредственно на глаза человека. Плиний Старший утверждал, что эта птица (которую он называл иктерус) была особенно хороша при лечении людей, страдающих от желтухи. Мифическая птица также была способна предсказать, выздоровеет ли больной. Когда каладриус приземлялся на постель тяжело больного человека и отводил от него взгляд, это значило, что человек умрет. Если птица смотрела прямо в лицо человека, то она якобы "вытягивала" из него болезнь, после чего улетала, а пациент излечивался.

3. Бонакон

Бонакон был описан еще Плинием и являлся одним из основных существ в средневековых бестиариях. Изображенный как имеющий голову быка на теле лошади бонакон также отличался рогами, которые были загнуты назад. У этого существа был очень необычный метод самозащиты. Когда бонакону угрожали, то он метал во врага навоз, который мало того, что ужасно пах, так еще и сжигал все, к чему прикасался. На сегодняшний день было высказано предположение о том, что бонакон на самом деле являлся крупным копытным, таким как зубр, и возможно, что вся эта история появилась после того, как животного испугали до такой степени, что она потеряло контроль над своим кишечником.

4. Дипса


Лукан говорит, что дипса была одним из 17 различных видов змей, которые были созданы, когда Персей отрубил голову Медузы. Кровь капала из отрубленной головы Медузы, которую Персей забрал с собой, тем самым распространяя змей по всему миру. Дипса появилась в пустынях Ливии. Эта змея имела невероятно мощный яд, а жертвы ее укуса постепенно сходили с ума от боли, поскольку их плоть медленно сгорала. Эти змеи были прокляты бесконечной жаждой. Лукан утверждал, что когда его друг путешествовал в Ливии, то он наткнулся на могилу с изображением дипсы. Ее клыки были погружены в ногу человека, а группа женщин лила на него воду в попытке остановить агонию. Надпись на могиле утверждала, что человек был укушен при попытке украсть яйца змеи.

5. Амфисбена


Амфисбена - ядовитая змея с головой на каждом конце, что позволяет ей легко перемещаться в любом направлении. Позже ей также пририсовали крылья, ноги и рога. Кожа этой змеи, по слухам, является сильнодействующим лекарством от различных болезней, но греческий фольклор утверждал, что если беременная женщина переступала через живую амфисбену, то у нее практически гарантированно случался выкидыш. Римская мифология утверждала, что если амфисбену поймать и обернуть вокруг трости, то она будет защищать обладателя трости от нападений любых существ. Исидор Севильский утверждал, что у этой змеи глаза светятся в темноте, как фонари, а также писал, что это была единственная змея, которая могла охотиться на холоде.

6. Леокрота


Это индийское существо, похожее на лошадь, является чистым воплощением кошмара. Полуолень-полулев с головой лошади обладал одной ужасающей особенностью: пастью от уха до уха. При этом пасть леокроты была заполнена не зубами, а сплошной зазубренной костяной пластинкой. Это животное якобы умело имитировать человеческую речь и кричало по ночам, чтобы заманить ничего не подозревающих жертв. Плиний утверждал, что леокрота была потомком эфиопских львов и гиен. Она была рожден с силой льва и лукавством гиены и охотилась в лесистых районах вокруг деревень на людей, полагаясь на их любопытство.

7. Гидра


Утверждалось, что гидры жили вдоль реки Нил, где рыскали вдоль воды в поисках крокодилов. Когда это существо обнаруживало спящего крокодила, то оно заползало ему в рот. Далее оно прогрызало путь через внутренности рептилии и съедало ее внутренние органы, в конце прогрызая путь наружу из живота крокодила. Исидор писал о гидрах еще в седьмом веке. Изображения гидр различаются: некоторые бестиарии описывают их как птиц, в то время как другие показывают гидр в виде змеи.

8. Мускалет


Мускалет впервые был описан в бестиарии, написанным загадочной фигурой по имени Пьер де Бове. Он утверждал, что только переводил тексты, но никто не смог определить, что же за более ранние работы он переводил. Среди животных в его бестиарии есть мускалет - странное существо, обитающее на деревьях. Пьер де Бове описал его как имеющее тело маленького зайца, нос крота, уши ласки, а хвост и лапы белки.

Мускалет покрыт жесткой щетиной свиньи и имеет зубы кабана. Животное умеет прыгать с дерева на дерево и излучает столько тепла, что листья, которых оно касается, засыхают. Маленькое существо роет норы под деревьями, где убивает все, что найдет под деревом.

9. Моноцерос


Моноцерос является причудливой разновидностью единорога, который встречался во всех бестиариях от древних времен до средневековья. У него было тело лошади и знакомый длинного рога обычного единорога, но у этого зверя также были ноги слона и хвост оленя. Плиний наделил это существо хвостом кабана и головой оленя. Рог моноцероса, как утверждалось, имел все высоко востребованные свойства, которые приписывали рогу единорога. Моноцерос обладал не столь положительным нравом, как единорог: он убивал любого человека, которого встречал на своем пути. Также эта разновидность единорога издавала оглушительный, вызывающий ледяной ужас рев.

10. Саламандра


Саламандры очень даже реальны, но саламандры в средневековых бестиариях были существами, которые не только могли жить в огне, но и сами выдыхали огонь. Святой Августин впервые написал, что саламандры являются воплощением сопротивления души адскому пламени, утверждая, что власть саламандры над огнем была доказательством того, что нечто мирское может столкнуться с огнем ада и не будет уничтожено.

В то время как ранние саламандры древней Персии были символами божественности, саламандры средневекового мира были не только огнеопасными, но и ядовитыми. Саламандра, которая упала в колодец, могла отравить и убить целую деревню.

Многим уже известны забавные картинки из серии «Страдающее Средневековье». А , знают не многие.

На протяжении долгого периода история не рассматривала сюжеты, связанные с животными. Все интересные истории про животных, казались историкам пустыми и не нужными. Освещать животным целые исследования считалось бессмыслицей. Но это мнение – устарело. Ученые заметили, что животное, рассмотренное в определенном контексте, помогает анализировать разные области истории: социальной, юридической, символической, религиозной и другими. Основную роль в понимание образа животного в истории сыграли медиевисты. Стоит отметить, что документы, с которыми работают медиевисты. В этих источниках ученные постоянно встречают упоминание о животных. Животных можно увидеть в изображениях, народном творчестве, ругательствах. Так же животных являются убранством церквей.

Основными источниками о животных являются бестиарии. Бестиарий – сборник статей о животных, в которых подробно описываются всевозможные существа реальные и не существующие на самом деле. Можно отнести к особому средневековому жанру литературы. Бестиарий можно поделить на две части. В первой части описывалась физиология животного. В этой части описывали строение животного, его повадки. Вторая часть – теологическая. Здесь рассматривается значение животного в христианском мире. Но обе части описания животных тесно переплетены друг с другом. Особенно популярны были бестиарии в XII-XIII веках, появились разнообразные бестиарии, набор живых существ отличался у каждого автора.

В бестиариях появляется идея зверя не только как природного, но и как культурного феномена. Животные используются, как символы. Изображения животных можно читать, как текст. В бестиариях идет объяснение животного. Такое объяснение нельзя найти, например, в храмах. Там есть только изображение без текста. Средневековые люди постоянно искали язык Бога. Бог не имеет языка, но как он общается с людьми. Он общается с помощью символов. Языком вещей, таким образом, звери – вещи, с помощью которых разговаривает Бог. В языке Бога всегда присутствует антитеза: добро и зло, праведник и грешник. То же самое средневековые люди замечали у животных. Каждое животное могло рассматриваться со стороны добра и со стороны зла.

В своей работе я хочу понять, какую роль занимали животные в средневековом обществе. Как люди понимали животных? Какое место им отводилось в мире? Что хотели сказать средневековые люди, изображая разнообразные существа в украшениях храмов, домов, своих гербах.

Средневековый бестиарий дает возможность, понять, как наши предки думали об окружающем мире. Средневековый человек всегда искал связь между видимым и скрытым. Главным образом это относится к тому, что находится в этом мире и тем, что находится в потустороннем. Так животные в средневековье являются нечто иным, не тем, чем пытаются казаться, таким образом, в бестиариях сталкивается две реальности: одна видимая. А другая символическая. Так в Средневековье часто занимались семиотикой, то есть объединением разных частей в одно целое. Так часто средневековые люди изображали дьявола, используя различные части тела разных животных. Что бы объяснить такие изображения, безусловно, нужно понять символический смысл каждого. То есть средневековые творцы отклонялись от привычного, это отклонение помогал показать столкновение противоположностей. Всегда две части разного объединенные в целое несут различный символ.

Так, например, одно из самых популярных животных в Средневековье - это лев. Львы встречаются повсюду, в изображениях, скульптурах, ткацких узорах. Особенно популярны львы в церковном убранстве. Так же его можно увидеть в декоре книг. Лев - самая частая фигура в средневековой геральдике. На 15 % гербов можно найти изображение этого хищника. Даже многие наследные правители помещали льва на свои гербы, исключение из правил является император и король Франции. Все признаю льва царем зверей. Авторы бестиариев приписывают ему доблестные качества война.

Многие видели во льве образ Христа. Это доказывалось из-за физиологии и повадок этого животного.

1. Львы любят охотиться на возвышенностях. Если он замечает преследование, то заметает свои следы хвостом, его невозможно найти. То же можно сказать о Христе. Дьявол пытался его искушать, но тот не поддался.

2. Львы спят с открытыми глазами. Так же Господь, был убит в человеческом обличие, но его божественная сущность бодрствовала.

3. Львицы рождают детенышей мертвыми, и они остаются мертвыми в течение трех дней, пока не придет отец - лев и не оживит их своим дыханием. Точно так же поступил Бог, воскрешая Иисуса Христа на третий день.

4. Так же по отношению к людям львы очень терпеливы, они никогда не нападут первыми. Только ранение может разгневать это животное. То есть лев - это благородное животное.

5. Так же лев никогда не переедает. Они принимают пищу и воду в разные дни. А так же если они чувствуют, что много съели. То осторожно лапами достают мясо из пасти.

Все эти особенности позволяли средневековым людям считать льва воплощением Христа.

Название животного трактуется, как производное от греческого слова leon, что переводится как «король». То есть даже в его название сосредоточена власть и сила.

Как и в любом животном средневековые люди видят во льве и негативные стороны. Он жестокий, жаждет крови, он часто испытывает гнев. Он не использует свои силу во благо. То есть иногда борьба человека со львом рассматривается, как бой с Сатаной. Это можно проследить в таких сюжетах про Давида или Самсона. Часто в изображениях дьявола используется одна черта льва - это гнев. Гнев на средневековых творениях изображают в виде лежащей 8. Такое же положение губ изображают на полотнах со львами или дьявола.

Но чаще всего образ льва ассоциируется с добром. Таким образом, нужно было найти противопоставление царю зверей. То есть сделать плохого льва, который хочет занять место хорошего. Таким львом стал леопард. Он внешне очень похож на льва, только не имеет гривы, и у него пятнистая окраска. Он свергнутый царь зверей. Его пятна - это главный показатель его греховности. Каждое пятно - фигура греха. Так в средневековом искусстве, часто дьявол изображается рябым, это отсылка к греховному леопарду.

Если продолжать рассматривать семейство кошачьих, то еще одним добрым животным является пантера. В Средневековом мире пантера и леопард тождественно не равны. В средневековой культуре это разные животные. Пантера черного цвета, на ней нет пятен. У этого зверя нет врагов, кроме дракона. Пантера вкусно пахнет, этот запах отпугивает дракона и тот бежит от запаха пантеры. Это один из главных символов добра, потому что дракон всегда рассматривался средневековыми людьми, как дьявол.

Дракон для Средневекового человека, это абсолютно реальное животное. Это самый большой среди всех змей и других животных. В бестиариях можно встретить различные описания драконов. С одной стороны - это просто большой змей. С другой стороны, его описывали, как большую летающую ящерицу. Главная особенность дракона - это то, что он подстерегает. Он ждет свою добычу, а потом ее убивает. То же самое делает и дьявол он подстерегает человека на пути к Богу. Если рассматривать этого животного с точки зрения литературы, то многие рыцари изображающиеся с щитом, на котором был изображен дракон - были язычниками.

Интересно отметить то, что в бестиариях всегда отмечено много не существующих существ: русалки, единороги, мантикоры и другие. Для современного человека, очевидно, что это мифологические существа, но средневековые люди не осмысливали критически многие данные, они использовали древних авторов, как проверенные и достоверные источники. Многая информация, которая попала в бестиарии, являлась преданиями разных людей. Так, например, охотники говорили. Что медведица рождает бесформенные глыбы. У авторов не было оснований не верить им. Ведь сам он никогда не встречался с медведем.

Так одной из особенностей средневековья является вера в то, что море полностью повторяет сушу. Что в мире все параллельно. На суше есть собака, в море есть ее аналог - акула. Нельзя поспорить с тем, что на суше есть конь, а в воде обитают морские коньки. Значит, если все животные имеют своих двойников, то можно в море найти и двойников людей. Так, в 1554 году было опубликован рисунок рыбы-епископа, ранее это существо принималось за чудовище. Некоторые ученые подозревают, что этими животными были моржи. Но самое главное в этой теории о двойниках, является то, что мифологические существа - являлись нормой для средневекового человека. Так русалки или водяные - это просто водные мужчины и женщины.

Но не только устные рассказы и теории, так же огромное место занимают мифологические сюжеты. Так, жители Нила, напуганные бедуином на коне, приняли его за невиданное существо, которое назвали кентавром. Это было отмечено в пергаментах. Этот сюжет уже давно забылся, но авторы бестиариев относились к ним серьезно и описывали в своих трудах.

Так же большое значение имела древняя религия, когда люди поклонялись различным богам. Так многие из этих богов имели черты человека и животного. Из этих ранее религиозных верований тоже появлялись необычные существа. Например, крылатого персидского быка впоследствии описывали, как грифона.

Еще одна причина появления невиданных животных это - этимология. Ученые того периода были увлечены переводом, транскрипцией и интерпретациями. Библия же была написана на нескольких языках и постоянно переводилась. Но часто случалось, что один язык не мог предоставить аналогов какого-либо слова. Из этого возникали языковые проблемы. Например, василиск появился только из-за появившейся буквы с в слове базилик. Эти изменения неизбежны, так как бестиарии переводились и переписывались в течение долгих лет.

Бестиарии имели огромное значение для Средневекового человека. Ведь в любом своем действие он видел разговор с Богом. Так, например, в Средневековый период прекратилась охота на кабана. Теперь люди хотели поймать тихого оленя вместо буйного кабана.

Кабан, животное, которое восхваляли античные охотники и считали честью завалить на охоте кабана, в Средневековый период потерял свою привлекательность. В бестиариях это животное собрало в себе шесть смертных грехов: жестокость, гнев, гордыня, похоть, чревоугодие, зависть и праздность. Так же об аде напоминает и внешний вид животного: черная шерсть, вздыбленная ключица, неприятный запах, ужасающий рев, торчащие острые клыки.

Противопоставляется кабану - олень. Олень - это животное Христа. Олень становится чистым целомудренным животным, поэтому занимает место королевской добычи. Хотя в Античное время олень занимал место трусливого зверя, на которого не стоит тратить время.

Таким образом, Средневековая культура перевернула ритуал охоты совершенно в новом направлении.

Церковь никогда не приветствовала охоту, но полностью искоренить ее была не в силах. Но с помощью трактовки животных и символов церковь смогла направить охоту в более миролюбивое русло. Она сделала охоту менее опасной. Опасная охота на кабана или медведя была неверным путем, христианин не должен был по нему идти. Он должен был выбрать оленя. Таким образом, символизация животных помогала регулировать этот аспект.

В Средневековье отношение к животным было двойственным. С одной стороны животное должно резко отличатся от человека. Человек создан по образу и подобию Бога, а животное - существо несовершенное, нечистое. Именно поэтому животные так часто появляются в средневековых изображениях или писаниях. Это попытки показать разницу. Между животным и человеком не может быть ничего общего. Именно поэтому в средневековье запрещалась, переодевается в животное или подражать поведению животного. Так же нельзя было чествовать животных. Люди не должны были иметь с животными отношений, начиная с привязанности к отдельному животному, например лошади или собаке, заканчивая злодеяниями, как колдовство и скотоложство.

Но с другой стороны, некоторые средневековые авторы говорят о родстве всех живых существ. Они задавались вопросом о том, что Иисус Христос пришел спасти всех живых существ, все ли животные входят в определение «все» и входят ли вообще. Одни из доказательств того, что животные тоже получили спасение - это рождение Иисуса Христа в хлеву, рядом с животными. В конце XIII века так же обсуждались вопросы о будущей жизни животных: о попадание животных на небеса. Так же обсуждались и земная жизнь животных: должны ли животные поститься, и можно ли заставлять их работать в воскресенье. Но главным вопрос: можно ли животное считать морально ответственным за свои поступки существом.

Интерес к моральной ответственности животных можно ярко проиллюстрировать, рассмотрев судебные процессы над животными. Эти процессы известны с середины XIII века, известно, что они проводились примерно три столетия.

В 1386 году в Фалезе в Нормандии была проведена казнь свиньи. Она была одета в человеческую одежду. Сначала животное привязали к лошади и проволокли по улицам. На ямочной улице был установлен эшафот и построена виселица. Свинья была изуродована, ей отрезали пол морды и мясо с ляжек, а потом повешена за задние ноги. Из-за ран животное быстро скончалось. В конце труп свиньи еще раз проволокли по улицам. Останки животного были сожжены. Чуть позже это событие было увековечено на на панно в церкви.

Осуждена свинья была на такую смерть из-за того, что была виновна в смерти младенца. Она частично съела его лицо и ноги. Именно такие телесные повреждения были нанесены и ей. Интересно отметить, что не хозяин свиньи, не родители, оставившие ребенка, не были наказаны. Считалось, что для хозяина наказанием является потеря свиньи, а, следовательно, дохода. Родители же наказаны потерей ребенка.

Это не единичный случай, когда животное казнили. Это была распространённая практика. Животное, которое совершило преступление, сначала заключали под стражу, чуть позже проводили слушание и объявляли приговор, потом происходило его исполнение. У животного даже был адвакат, но его функция была скорее формальной, потому что он не стремился никаким образом оправдать животное.

Так же можно сделать заключение, что во время содержания под стражей животных могли пытать. Например, в 1457 году зафиксирована, что под пытками свинья призналась в том, что убила ребенка и частично его съела накормив своей жертвой своих шестерых поросят.

Процессы и наказания проводились не только над домашними животными, и не всегда в единичном порядке. Так лесные мыши, слизни или майские жуки могли быть наказаны. Этими наказаниями обычно занималась церковь. Так часто разных животных или насекомых отлучали, подвергали анафеме за то, что они наносят вред посевам. Так в 1516 году в районе Вильнокса саранче предлагалось мирно покинуть виноградник в течение шести дней, иначе саранчу бы отлучили от церкви. Такие угрозы звучали в адрес многих видов: слизней, гусениц.

Эти коллективные дела оставили на много информации в архивах, возможно, это произошло из-за того, что ими занималась церковь.

Таким образом, можно выявить типологию процессов над животными, их можно поделить на три типа.

1. Индивидуальные дела, возбуждающие против домашних животных, одной особи. Обычно это было убийство или ранение человека. Это дело относится к уголовному преступлению. Этими делами никогда не занимается церковь. Это дело светской власти. Обычно провинившаяся особь проходила через все стадии процесса, но если ей удавалось бежать, то ее заменяли другой. Единственным исключением было то, что приговор не исполнялся.

2.Коллективные дела против крупных или мелких животных. Это могут быть волки или кабаны, а так же мелкие крысы или даже насекомые. Они обвинялись либо в том, что угрожают безопасности людей, или в том, что уничтожают урожай. Этими делами занималась церковь, обычно она проклинала, предавала анафеме или отлучению от церкви весь вид. Этот процесс объяснялся тем, что Бог проклял змея, который стал орудием Дьявола.

3.Это преступления связанные со скотоложством. Об этом типе мало, что известно, потому что после приговора документы, связанные с этим делом сжигались вместе с преступниками. Преступников человека и животное живыми помещали в один мешок и заживо сжигали.

Чаще всего к судам привлекались свиньи. Это можно объяснить по–разному. Во-первых, свиньи были самым популярным домашним животным. Во-вторых, эти животные обладали более свободным перемещение, чем другие. В городах, они исполняли роль мусорщиков, поэтому их можно было увидеть везде. Именно поэтому, им было достаточно просто причинить ущерб и стать причиной несчастных случаев. В-третьих, это родство с человеком. Для средневекового человека – свинья это самое близкое животное. Они считали, что это животное больше других похоже анатомически на человека. А если свинья похожа на человека анатомически, скорее всего она похожа на него и душевно.

Все эти процессы служила в средневековье, как назидание. Это некий ритуал, который демонстрирует справедливое правосудие. Это демонстрация того, что даже животные не могут уйти от закона. Так же это действие показывает весь инквизиционный процесс.

В Средневековье люди во всем искали смысл. Язык вещей – язык смыслом считался языком с Богом. Бестиарии давали трактовку каждому животному, объясняли его смысл. С одной стороны, это помогало церкви регулировать социальные действия, например охоту. С другой стороны, светская власть могла использовать животных, как устрашение и демонстрацию своей справедливости. Нельзя не рассмотреть важность церковных изображений, где разные части животного описывают дьявола.

Нельзя забывать о том, что с другой стороны животное всегда ставилось ниже человека, ведь оно не было создано по подобию божьему. Поэтому любое поклонение принималось, как отклонение от веры.

Список литературы

1. Пастуро М. Символическая история европейского средневековья.С-Пб.: Alexandria, 2012. 163с.

2. Уайт Т. Средневековый бестиарий. Что думали наши предки об окружающем их мире. М.:Центрополиграф, 2013 183с.

Единорог

В христианстве единорог - это символ божественного единства, духовной власти и благородства, в связи с этим и становится он образом Христа.
Его белая окраска символизирует чистоту, то, что необходимо приобретать, следуя путями сыновей Божьих.

Единорог славит Папу Гонория IV.
"Пророческие видения Пап Римских". Англия 1300 г.

Но весь этот возвышенный символизм не мешал относится к этому животному эээээ..., ну потребительски что ли.
Всё дело в его роге: издревле его рогу приписывались лечебные свойства (в частности, считалось, что это лучшее средство от любых ядов).

Вообще единорог в Средневековье имел мало общего с белым конём с рогом во лбу. Роста он был небольшого, да и вида иного.
Прекрасный единорог на лапках из английского бестиария XIII века.

Немного об охоте на единорога...
Все авторы сходятся на том, что в качестве приманки нужна непорочная дева.
Тут сложная символика. Он - эмблема целомудрия.
Изображение первоначально было с Девой Марией, он ей голову на колени клал.
А потом трактовка расширилась и стали считать, что единорог голову на колени кладёт любой девственнице, поклоняется чистоте, устоять не может. Если не девственница его попытается подманить, убьёт.

Несчастный единорог, рядом дева, скорбно взирающая на эту жуткую сцену. Такая драма. Из Английского бестиария XIII века.

Злобный вьюнош пронзает копьём единорога.Англия, средина XIII века.

Вот только имеются существенные расхождения в облачении девы: в некоторых произведениях дева должна быть одета, в других должна быть с обнаженной грудью, в третьих обнажённой полностью.

И тогда единорог становится смирным... Мда... Способ поимки более чем интересный.
Попробуйте представить себя на месте единорога:)))
Тебя преследует толпа охотников, собаки лают, рога трубят. Короче: шум, гам, неразбериха.
И тут тебе под копыта сваливается обнаженная дева... Любой бы офигел и присмирел.

Всё та же сцена. Только здесь дева негодующая, возмущённая жестокостью охотника. Псалтирь Ормсби. Восточная Англия, конец 13-нач.14 века.

Дева, горозящая пальцем охотнику...Англия,13 век.

Хотя деве в данном бардаке тоже не сахар: как порой писано в бестиариях, что единорог прыгает в пазуху/или на грудь/ девы.
О_о жуть! Представьте, что такое животное, ошалевшее от преследования, с разбега прыгает тебе на грудь!.. Хорошо если сумеешь отвернуться от рога! Короче, какой- то варварский способ ловли...
Но пожалуй хватит о девах, теперь немного об образе единорога подробнее.

Книга судьбы. Италия, вторя половина 15 века.

В XV-XVI веках изображение однорогого зверя красуется на медальонах, гравюрах, шпалерах. на знаменах и гербах. Он незаменим там, где поэтизируется рыцарское служение даме, где славят верность и целомудрие. Единорог был очень популярен в эпоху средневековья и Возрождения. Единорогомания захлестывает мир.

Слава единорога поддерживалась не только поэзией.
На гербах многих сиятельных господ этот символ означал не их благородство или одиночество, а обычное для того времени метафорическое истолкование: от храброго мужа враги бегут, как яд от чудесного рога.
В эпоху Возрождения фигурка единорога частенько красовалась над аптеками.
Так-то вот.

Миниатюра на полях рукописи."Роман о Ланселоте".Франция, начало 14 века.

На Западе дракона всегда представляли злобным.
Одним из классических подвигов героев - Геркулеса, Сигурда, Св.Михаила, Св.Георгия - была победа над драконом и его убиение.
В германских мифах дракон охраняет драгоценные предметы.
В "Беовульфе"- англосаксонской эпической поэме, дракон стоит на страже сокровища три сотни лет.

Дракон довольного вида. Весёлый и бодрый. Английский бестиарий конца 13 века.

Тут откуда не возьмись
Появился вдруг...
Дракон, коего взяла оторопь от выхода такого вот нудиста обнажённого человека. Короче, испуганы оба.
Бестиарий. Франция,Lorraine (Метц),первая часть 14 века

Дракон лижет спящего человека, отравляя его прикосновением своего языка.
Здесь идёт ассоциация со сплетниками, кои тоже незаметно для людей травят их речами своими. Bestiaire d"Amour, начало 14 века.Франция,Lorraine (Metz)

Св.Иоанн в "Откровении" дважды упоминает дракона: "Древний змий, называемый диаволом и сатаною...".
Св.Августин в том же духе пишет, что дьявол - "это лев и дракон: лев по своей ярости, дракон по своему коварству".

Дракон и какой-то драконский собрат дружно держат меч, предвещая конец света. Внизу молящиеся люди. Сцена из Апокалипсиса. Англия. 1315-1325 гг.

Люди верили в реальность этого существа.
В середине шестнадцатого века дракон упоминается в "Historia Animaiium" Конрада Геснера, труде вполне даже научном. Время и только оно, сильно подорвало престиж дракона.

Дракон с мечом в лапе. "Пророчества римских пап".Италия 1600 год.