Требования безопасности при водных переправах. Во время переправы через реку Южный Буг перевернулась лодка: погибли две жительницы Николаевской области Переход переправа через реку нормативные требования

В Прокопьевском районе полицейские и сотрудники МЧС эвакуировали девять человек, застрявших на автомобиле во время переправы через реку

В дежурную часть ОМВД России по Прокопьевскому району позвонил мужчина. Он сообщил, что направлялся в компании друзей на отдых в село Тереш Прокопьевского района. В качестве транспортного средства они использовали старый автомобиль ГАЗ. Во время переправы через реку машина заглохла и застряла. Завести транспортное средство самостоятельно водитель не смог, поэтому вместе с пассажирами выбрался на крышу авто. В ожидании помощи компания провела несколько часов.

Непроходимая болотистая местность оказалась непреодолимым препятствием для служебных автомобилей.
На подмогу замерзающим туристам, среди которых оказались двое малолетних детей 2 и 13 лет, полицейские вызвали представителей МЧС со спецтехникой. В результате было эвакуировано 9 человек . У одной из женщин 25 лет медики диагностировали поверхностное обморожение кисти .

Инспекторы ПДН ОМВД России по Прокопьевскому району составили в отношении родителей детей административные протоколы по ст. 5.35 КоАП РФ "Неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних". Собранные материалы направлены в комиссию по делам несовершеннолетних.

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Ануфриков М. (составитель). Спутник альпиниста. Москва, Физкультура и спорт, 1970 г.


Ануфриков М.

Переправа через горные реки


Особенности горных рек

Областью питания горной реки являются снежники и ледники ее бассейна. Это определяет ряд специфических особенностей горных рек. Для них характерны суточные колебания расхода воды. После восхода солнца вода начинает прибывать и достигает максимума во второй половине дня (16-17 часов) в верхнем течении реки. Вечером уровень реки начинает снижаться и достигает минимума в утренние часы (5-7 часов), служащие поэтому лучшим временем для переправы. Как максимум, так и минимум расхода воды в горных реках неодинаковы и зависят от погоды. В ясную погоду дневные паводки очень интенсивны, зато после ясной ночи утром вода спадает, местами обнажая дно. В пасмурную погоду амплитуда паводков и спадов не столь велика. Дожди и фены могут быстро в неурочное время увеличить мощность потока. Пасмурная, холодная погода приводит к снижению уровня горных рек. Сезонный расход воды в горных реках резко отличает их от равнинных. В самое сухое и жаркое время года (июль — август) наступает паводок. Наиболее низкий уровень наступает в самое холодное время года - ноябрь - февраль (в северном полушарии).

Верховье горной реки отличается сравнительно небольшой мощностью потока. Здесь зачастую возможна переправа вброд пеших путешественников и даже преодоление потока по камням. Среднее течение характеризуется увеличением мощности водного потока, большой трудностью и опасностью переправ. Низовья рек, берущих начало в горах, отличаются от рек, целиком текущих по равнине, не характером дна, берегов, скоростью течения, а низкой температурой воды, своеобразными суточными и сезонными колебаниями своего уровня.

Вода горных рек, особенно в верховье, достигает 3-6°. Скорость течения -до 6, а местами и до 10 м/сек. Берега обычно крутые, обрывистые, дно каменистое, склонное к постоянным изменениям рельефа под влиянием паводков.

Горные реки - серьезное препятствие на пути альпиниста. Сбивающее с ног течение, ледяная вода, от которой коченеют ноги, катящиеся по дну крупные камни, способные сбить или поранить переправляющихся, шум воды, мешающий звуковой корректировке и рассеивающий внимание, мелькание водных струй, приводящее к головокружению и потере ориентировки, - все это делает переправу опасной и требует тщательной подготовки к ней.

Выбор места, времени и способа переправы

Место переправы определяется шириной и глубиной реки, характером дна и крутизной берегов, скоростью течения и режимом реки, который зависит от времени суток, времени года, метеорологических условий: наличия мест для организации страховки, наблюдения за переправой и руководства ею.

Для переправы с помощью техническихсредств (над водой) благоприятна суженная часть реки с деревьями на берегу и скальными выступами. Место для брода надо искать там, где река разделяется на рукава или разливается по широкой пойме. Подходящим для переправ по воде (с помощью сплавных средств) считается участок реки с ровным, без бурунов, течением и удобными для причаливания берегами.

Утро - лучшее время суток для переправы, отвечающее условиям наибольшей безопасности. Необходимо, однако, помнить, что в среднем и тем более в нижнем течении больших по протяженности горных рек (крупные горные реки Средней Азии) наблюдается значительное запаздывание суточного паводка.

Способ переправы через реку - вброд, над водой или по воде - выбирается в соответствии с характером участка реки, техническим оснащением и подготовленностью группы.

Способы переправы через горные реки

Переправа вброд. Для брода выбирается участок, где река течет несколькими руслами или широко разливается: ниже островков и крупных каменных глыб, на участках со спокойным течением и гладкой поверхностью воды, что свидетельствует об отсутствии крупных валунов и неровностей дна. Глубокие, выше пояса, броды труднопреодолимы.

Местные жители обычно хорошо знают несколько бродов, которыми пользуются в быту. Однако надо каждый раз уточнять маршрут брода, так как под влиянием паводков русло может неожиданно измениться. На лошадях или верблюдах переправа вброд упрощается, так как они хорошо ведут себя при переходе реки. Ишаки переправляются хуже и зачастую требуют дополнительной страховки во избежание уноса животного потоком.

Если предстоит пешая переправа, надо тщательно разведать реку и наметить точную трассу перехода через нее, с учетом глубины, скорости течения, увлекаемых водой камней, характера дна, а также подготовить места для страховки и наблюдения.

В простых случаях, когда снос человека рекой угрожает лишь неприятным купанием, может быть осуществлена переправа вброд без страховки. Наиболее удобными способами в этом случае будут одиночный переход реки с опорой на двухметровый шест, которым упираются в дно против течения; шеренгой - лицом к движению, обнявшись за плечи или за талию, причем сверху по течению становится наиболее сильный (рис. 89, а); по двое - лицом друг к другу, положив руки на плечи товарища и передвигаясь приставным шагом, боком к движению (рис. 89,б); в кругу - взявшись за плечи наподобие хоровода из 4-6 человек (рис. 89, в ); колонной - боком к движению, лицом вверх по течению, положив руки на плечи идущего впереди. Передний опирается шестом о дно.

Переправа группы вброд через реку, представляющую определенную опасность, осуществляется с соблюдением всех необходимых мер предосторожности. Первым на страховке с берега (если возможно - с высокого, во избежание срыва переправляющегося из-за касающейся воды веревки) переходит реку наиболее опытный и сильный альпинист. Желательно, чтобы он имел в руках шест, которым следует упираться в дно против течения (рис. 90).

Выйдя на противоположный берег, первый закрепляет веревку в натянутом положении для использования ее в качестве перил.

Переправляясь вдоль перил, необходимо соблюдать следующие правила: идти ниже веревки (по течению); страховаться, пристегнув грудную обвязку к перильной веревке с помощью карабина или петли из репшнура и придерживаясь руками за перила; схватывающий узел для страховки на перилах не применять; переходить по перилам только по одному человеку. В осложненных случаях (сильное течение, глубокая вода, валуны на дне, ослабевшая группа и т. д.) переправляющиеся страхуются дополнительно с берега веревкой или репшнуром, который выбирается обратно с помощью скользящего по перилам карабина (рис.91). Последний в группе снимает перильную веревку, прикрепляется к ней и, опираясь на шест, переправляется на другой берег. Перильная веревка используется как страховочная.

Как правило, горную реку переходят в ботинках. Носки снимать не следует: ботинок плотнее сидит на ноге, и теплее. После переправы надо вылить воду из ботинок, вытереть их изнутри сухой тряпкой, отжать и выколотить о сухой камень носки.


Решая вопрос о переправе через горную реку, группа обязана трезво взвесить свои возможности и ни в коем случае не идти на риск. Известно много случаев, когда при глубине по колено поток сбивал переправляющихся с ног. Нужны воля и мужество, чтобы выйти победителем из поединка с рекой. Большое значение имеют оперативные действия товарищей на берегу, направленные на оказание всей возможной помощи находящемуся в воде.

Переправы над водой. На подходах альпинисты бывают вынуждены преодолевать верховья рек, боковые ручьи в ущельях, прыгая через поток по камням, выступающим из воды. Перед тем как ступить на первый камень, следует внимательно просмотреть путь, наметить каждый очередной шаг (прыжок), стараясь не пользоваться неустойчивыми, скользкими камнями. Особенно внимательными нужно быть при переходе таким способом непрямой, ломаной трассы, когда во время серии прыжков надо резко менять направление от одного камня к другому. Узкие потоки и отдельные рукава преодолеваются одним прыжком. Иногда такой прыжок приходится делать с разбега. Тогда надо заранее определить место толчка и приземления после прыжка.

При переправе часто требуется страховка (рис. 92). При массовом переходе возможна страховка с помощью натянутой над водой перильной веревки, к которой альпинист пристегивается карабином, находящимся на индивидуальной вспомогательной веревке, обеспечивающей свободу движений (рис. 93). Подробнее об этом см. на стр. 200.

В первую половину сезона в верховьях горных рек можно переправиться через поток по лавинному завалу. В сомнительных случаях организуются страховка и предварительное опробование прочности снежного моста, например, сваливанием на него каменной глыбы.

В среднем течении горных рек, в сужениях, имеющих относительно высокие берега, возможна переправа через реку по поваленному дерезу или по бревну. Укладка бревна через поток требует расчета и смекалки. Обычно бревно, поставленное вертикально на краю берега, с помощью привязанных к верхнему концу веревок опускается на противоположный берег (рис. 94). Непросты также переход по нему первого из группы и организация перил (рис. 95). Вместо бревна могут быть использованы жерди, доски и другой подручный материал, который потребует предварительной подготовки. Короткие жерди можно сколотить или связать в более длинный «хлыст», тонкие, прогибающиеся - в более прочный пучок из нескольких жердей. В предвидении подобных переправ группе желательно иметь топор и даже крупные гвозди. Этот инвентарь будет нелишним и при организации бивуака.

При наличии крутых берегов, скальных глыб на краю берега, растущих на берегу деревьев несложно организовать подвесную канатную переправу. Переправив на противоположный берег первого одним из приведенных выше способов (или даже для экономии сил и времени всей группы- в обход по удаленной переправе, леднику и т. д.), натягивают через реку основную веревку. Чтобы избежать большого провисания веревки во время переправы, а также упростить извлечение веревки с противоположного берега по окончании переправы, натягивается сдвоенная веревка.

Если польуются старой переправой или естественно упавшим через поток деревом, необходимо тщательно осмотреть сооружение, проверить его прочность и только после этого начинать переправу.

Для обеспечения мер безопасности при массовых переправах необходимо:

1) создать пункт наблюдения и руководства переправой, с которого просматривалась бы вся переправа и можно было подавать необходимые сигналы;

2) ниже по течению в удобном месте создать пост не менее чем из 2 человек, один из которых, надежно страхуемый двумя другими, готов при надобности броситься в реку для перехвата сорвавшегося в воду участника (рис. 97);

3) страхующие на переправах и на посту перехвата должны страховать, выпуская (или выбирая) веревку просто руками (как при страховке через выступ, дерево или крюк), но не через поясницу или через плечо. Здесь 2-3 человека надежно удержат сорвавшегося, смогут в любую минуту выдать слабину и подтянуть упавшего в нужном месте к берегу;

4) обеспечить надежной самостраховкой самих страхующих.

Переправа по воде. При определенных условиях: ровный рельеф дна, достаточная глубина, скорость течения не превышает 3-4 м/сек, подходящие для причаливания берега - возможна переправа через горную реку по воде, конечно при наличии средств переправы.

Переправа вплавь из-за низкой температуры воды, опасности ударов о камни и необходимости последующей сушки имущества в обычных условиях должна быть отвергнута.

Для переправы по воде используются (в зависимости от состояния реки и материальных возможностей) лодки обыкновенные, надувные, надувные бурдюки, плотики из надувных бурдюков (салы), автокамеры, труднозатопляемые предметы (фашины, мешки брезентовые, набитые соломой или ветками, и т. д.). На плавсредствах нужно правильно расположить груз и людей, следить, чтобы судно не кренилось. Груз надежно крепится к «плавсредству», а люди обеспечивают себе страховку и возможность немедленно его покинуть при необходимости (рис. 98). Особое внимание уделяется расчету трассы: определяется скорость течения реки, ее ширина, высчитывается время, необходимое для перегона выбранного сплавного средства через реку при помощи имеющихся в распоряжении группы гребных средств (весла, лопаты, доски и пр.), затем определяется трасса от удобного для спуска к воде места отправления до безопасного места причаливания. На случай проноса судна мимо места причаливания нужно иметь запасной пункт для выхода на берег ниже по течению.

Большое неудобство этого способа переправы - необходимость доставки судна вверх по течению для повторных переправ. Чаще всего это приходится делать «посуху», что затруднительно в условиях крутых берегов горных рек.

В очень редких случаях можно организовать паром - переправу по воде с помощью натянутого над рекой каната, по которому на блоках (карабинах) будет скользить судно, перетягиваемое от одного берега к другому с помощью вспомогательной веревки. Паром имеет смысл устраивать только на местах длительного пользования переправой.

Следует отметить также возможность применения средств переправы по воде для транспортировки людей и грузов сплавным способом вниз по течению на не слишком бурных, хорошо изученных горных реках.

(С. Н. Болдырев)

Общие правила. Горные и таежные реки представляют едва ли не самую большую опасность похода. Жизнь учит, что все правила переправ необходимо выполнять абсолютно точно.

Прежде чем искать место переправы, туристы справляются у жителей последнего перед рекой населенного пункта о всех мостах, кладках, бродах, и, если они пригодны, пользуются ими для переправы.

Прежде всего принимаются во внимание количественный состав группы, опытность и физическая подготовленность туристов. Там, где не смогут перебраться через реку 3-4 человека, 20-30 человек легко наведут безопасную переправу. Конечно, каждый участник должен уметь плавать. Если появятся сомнения в том, преодолима ли река, надо поискать другое место. Для этого реку осматривают вниз и вверх по течению на 2-3 км, а если нужно, то на 10 км и более.

Трудно сразу по внешнему виду определить размеры опасности горных и таежных рек. Чтобы выяснить истинные размеры опасности при переправе, необходимо учитывать скорость течения, наличие катящихся по дну камней, ширину и глубину реки, силу напора воды, расположение камней в русле и т. п.

Сила удара водяной струи зависит от наклона (падения) русла и мощности потока. Опытный турист может «на глаз» определить, преодолима ли струя воды вплавь или вброд. Но все равно надо проверить возможность переправы. Для этого наиболее сильные участники похода должны попытаться перейти или переплыть реку, страхуясь веревкой.

Катящиеся по дну камни могут нанести человеку повреждение, сбить с ног. Обычно с берега можно услышать глухие удары камней о дно и вычислить с помощью часов частоту их движения.

Более или менее точно определить ширину реки «на глаз» можно, надев головной убор с козырьком или приставив козырьком руку ко лбу. Повернуть голову в сторону противоположного берега так, чтобы его кромка совместилась с краем козырька (руки). Не меняя наклона головы, повернуть ее и на своем берегу заметить какой-либо предмет, также совмещающийся с краем козырька (руки). Расстояние до предмета будет равно ширине реки. К нему для гарантии надо прибавить 2-3 м. Промер надо повторить нескольким членам группы и взять среднее расстояние.

Для переправы ширина реки должна быть меньше длины страхующей веревки или длины бревна (если переправляться предполагается по кладке).

Сильно влияют на ход переправы время суток и погода. В горных реках воды меньше всего в 4-6 часов утра и больше - к вечеру. Теплые ветры с гор и дожди в течение нескольких часов, а иногда десятков минут могут резко поднять уровень воды и увеличить ширину русла реки и мощность потока.

Большую роль для переправы играют наличие и расположение камней в реке. По торчащим из воды камням можно перейти иногда, казалось бы, непреодолимый поток. В белых бурунах за камнями можно отдыхать, так как из-за встречных потоков (завихрений) напор воды здесь минимальный (рис.). Но если за торчащие из воды камни зацепится страхующая веревка, может произойти авария. Переправа-серьезное мероприятие, поэтому подготовительные работы к ней нельзя ограничивать временем. На переправу вместе с подготовкой может уйти 2-3 часа, а иногда - 1-3 дня. В подготовке участвует вся группа, при этом используется все снаряжение, обеспечивающее безопасность.

Успех переправы определяется не только механической прочностью страхующих средств, но и видом страховки. Во время переправы через опасные реки организуется не менее двух видов страховки. Например, если прикрепленного карабином к перилам, но сорвавшегося с кладки туриста затянет водой под бревно, его может выручить второй вид страховки - веревка, завязанная на спине. С помощью такой веревки сорвавшегося легко подтянуть к берегу.

При переправах больших групп выставляется спасательный пост не менее чем из 3 человек. Спасательный пост ставится в 15-20 м по течению, в месте, куда река может понести сорвавшегося. Надо обязательно проверить, насколько реальна помощь спасательного поста в данных условиях. Для этого один из спасателей на страхующей веревке плывет к месту, где предполагается помочь сорвавшемуся с переправы. Если спасателя от этого места сносит течением, пост надо снять и переправляться с исключительной осмотрительностью, создающей гарантию от срывов.

Очень ответственна страховка идущего первым. Она применяется при перепразах вброд, при организации навесной переправы, во время разведки реки. Первого страхуют с помощью основной капроновой веревки, конец которой привязывают узлом «булинь» на спине туриста. В таком положении удобнее идти. Кроме того, узел на спине помогает вытаскивать сбитого течением в положении лежа на спине: ему легче дышать, так как вода образует над его головой как бы колпак. Если узел завязан на груди, вытаскиваемого человека переворачивает на грудь, и вода бьет ему прямо в лицо; ни дышать, ни смотреть, а следовательно, и предпринять что-либо для своего спасения потерпевший не сможет.

На грудной обвязке делается одно плечико (а не два, как обычно), чтобы узел от плечика оказался не сзади, а спереди. Тогда, достигнув другого берега, идущий первым может без посторонней помощи быстро отвязать плечико, передвинуть узел на грудь и развязать его. Но прежде он должен закрепить веревку (например, обойдя вокруг ствола дерева), а потом отвязаться.

К грудной обвязке страхуемого прикрепляется карабином 30-метровая вспомогательная веревка, отходящая к берегу под некоторым углом к основной веревке - ниже нее по течению (рис. 78). Вес всех веревок на идущем впереди должен быть минимальным. Поэтому страхующие выдают веревку не больше необходимого, стараясь поднимать ее над водой.

Страховка через плечо и поясницу при переправах совершенно недопустима, так как веревку приходится в зависимости от обстоятельств то очень быстро выдавать, то так же быстро выбирать. Вот почему страхующую веревку 2-3 человека просто держат в руках. В случаях, когда надо быстро выдать веревку вслед идущему (например, при прыжке) или плывущему, часть собранной кольцами страхующей веревки выбрасывают против течения.

Рис. 78. Правильная страховка при переправе

Чтобы вытащить идущего, сбитого течением, необходимо удержать его на основной веревке. Одновременно надо подтягивать его к берегу вспомогательной веревкой, протянутой перпендикулярно течению или несколько против него ниже основной веревки. Но, если натяжение основной веревки мешает страхуемому держаться над водой или дышать, следует немедленно вытравить веревку, чтобы дать возможность туристу спокойно сплывать по течению или встать. Этого можно достигнуть, перебежав с веревкой в руках по берегу ниже по течению.

Надо всегда помнить, что наиболее опасно, когда основная страхующая веревка, вытягиваясь втугую, удерживает сорвавшегося. При этом течением тянет его вниз, а веревка не позволяет ему ни встать, ни плыть. Вот почему надо так организовать страховку, чтобы в любой момент можно было ослабить веревку и дать туристу возможность плыть вниз по течению и одновременно подтягивать его к берегу.

Идущему первым иногда приходится делать не одну попытку, прежде чем удастся достигнуть другого берега. Но смущаться этим не следует: с каждой попыткой приобретается опыт преодоления данного участка реки.

Веревочные перила наводятся с помощью основной веревки для переправы вброд, по камням, по кладке, по снежному мосту. Чтобы перила были прочные, веревку надо вытянуть втугую и привязать к опорам. Опорами обычно служат стволы деревьев.

Если один ствол недостаточно надежен (например, дерево тонковато или непрочно сидит в почве), конец веревки дополнительно привязывают ко второму, более прочному, дереву (рис. 79, а). Перила могут быть привязаны к кусту. Веревку обертывают сразу вокруг нескольких веток куста ближе к его корням (рис. 79, б). Иногда конец ее дополнительно привязывают к вбитому в землю колу, чтобы предупредить соскальзывание ее через верхушки ветвей.

Опорами для перил могут служить прочно лежащие камни (рис. 79, в) или скалы. Надо следить, чтобы камни при натяжении перил не сорвались в воду. Особенно осторожно выбирают камни, лежащие на краю подмываемого водой берега или на снежном мосту через реку.

Для перехода через снежный мост перила укрепляются на древках ледорубов, вогнанных в снег по крайней мере на половину своей длины и слегка наклоненных в стороны, противоположные натяжению веревки. Веревка несколько раз обкручивается вокруг древка около самого снега.

Надо тщательно выбрать место установки опор - ледорубов, чтобы в случае обвала моста не был увлечен в реку и тот снег, на котором держатся ледорубы.

Перила можно привязать к кольям, вбитым в грунт берега (рис. 79, г). Для безопасности страховки надо забить 2-3 кола на глубину примерно 0,5 м на расстоянии 1 м друг от друга.

На берегу реки, где нет ни деревьев, ни подходящих камней и где нельзя вбить кол, опоры строят из альпенштоков или палок, высотой примерно 1,5 м. Для этого связывают концы 3-4 палок и, раздвигая их шалашиком, ставят на землю. К их основаниям привязывают две поперечные перекрещенные палки. Шалашик до самого верха засыпают камнями любого размера (рис. 79, д). Получается надежная опора, которую при натяжении перил не в состоянии поколебать даже 10-15 человек. Устанавливается такая опора примерно в 2 м от воды.

Однако, чтобы сделать переправу безопасной, простого натяжения перил между прочными опорами, как правило, недостаточно. Такие перила при опоре на них могут прогнуться сверх меры. А веревка, которая неожиданно проваливается под рукой, уходит под напором руки в сторону или наваливается на туриста, часто становится причиной аварии.

Вид сверлу

Рис. 80. Увеличение жесткости перил

Чтобы увеличить прочность перил, к обоим концам их на расстоянии 1-2 м от берега (над водой) надо привязать «схватывающими» узлами два репшнура, затем репшнуры сильно оттянуть в сторону и привязать к дополнительным опорам. Таким образом, каждый конец перил закрепляется на берегах двумя веревками, расходящимися под углом 60-90°. При таком закреплении веревка во время переправы сохраняет свое положение над рекой почти так же прочно, как деревянные хорошо устроенные перила (рис. 80).

Для натяжения временных перил на безопасных переправах туристы держат веревку, как при обычной страховке через плечо во время скалолазания.

Виды переправ . В зависимости от условий местности и возможностей группы выбирают вид переправы: по камням, вброд с шестом, вброд таджикским способом, по кладке, по снежному мосту.

Переправа по камням обычно проводится на сравнительно узких горных потоках. Очень важно, чтобы камни находились на расстоянии шага или прыжка друг от друга, лежали в русле устойчиво и не были слишком скользкими.

Перешагивая с камня на камень, надо пробовать, насколько прочно лежит каждая опора, и только тогда переносить на нее всю тяжесть тела. Если расстояние между камнями велико, следует не прыгать, а сделать более широкий, растянутый, или дополнительный шаг по мелководью и для равновесия несколько отклониться назад. Когда до камня остается 20-30 см, нужно медленно выпрямиться и, перенеся центр тяжести вперед, опереться о камень ногой. Если шаг окажется настолько широким, что будет невозможно сразу встать на камень обеими ногами, тогда легким толчком стоящей сзади ноги перенести центр тяжести тела несколько вперед, одновременно отрывая сзади стоящую ногу от камня и ставя ее рядом с впереди стоящей. Если прыжок неизбежен, его совершают резким толчком с небольшим предварительным приседанием вперед одной ногой, как бы одним широким шагом. В ботинках, подбитых триконями, или в обуви с резиновой подошвой, не скользящей на камнях, прыгать безопаснее.

Для самостраховки в руках прыгающего должен быть альпеншток или ледоруб. Если поток не особенно глубокий, альпеншток (ледоруб) упирается в дно (камень). Если расстояние между камнями слишком велико или вода глубока, альпеншток берется в обе руки (левая - в 15-20 см от штычка, правая - недалеко от верхней части древка).

В момент прыжка делается резкий взмах руками вверх. Достигнув камня или берега, турист с силой ударяет штычком альпенштока (ледоруба) о камень или в грунт берега, создав таким образом третью точку опоры.

При переправе по камням через опасные реки необходима страховка веревкой. Надо высчитать, хватит ли веревки на всю ширину реки: короткая веревка при последнем прыжке с камня на берег может дернуть прыгающего назад и сбросить его в воду.

Перед каждым прыжком с камня на камень прыгающий проверяет, не зацепилась ли веревка за камни сзади, хватит ли ее для очередного прыжка. Веревку могут выдать в начале прыжка страхующие. Но иногда прыгающему удобнее самому выбрать нужную длину веревки, сложив ее крупными витками около ног на камне или взяв в руки, но так, чтобы в момент прыжка можно было легко освободить их.

Правильное расположение Неправильное расположение

страхующей веревки по страхующей веревки по

отношению к камням

Рис. 81. Переправа по камням

Особенно важно правильно расположить всю страхующую веревку. Нельзя допустить, чтобы при срыве туриста в воду веревка зацепилась за камень: вытянутая втугую веревка и сильная струя воды не дадут упавшему ни плыть, ни встать, ни даже поднять голову над водой. Выбрать зацепившуюся веревку с берега часто невозможно. В таком положении турист может утонуть на глазах у товарищей.

Веревка от страхуемого должна идти на берег всегда ниже по течению, чем лежат камни, по которым переправляется турист (рис. 81). Только в этом случае она не помешает сорвавшемуся некоторое время плыть вниз по течению.

Страхующие должны дать возможность сорвавшемуся проплыть место, откуда нельзя его подтянуть к берегу или к камням. Но сразу после этого надо, не теряя ни секунды, энергично и быстро подтянуть его к берегу.

Страхующую веревку ни в коем случае нельзя закреплять на берегу намертво. Ее держат в руках 2-3 человека и, если надо, быстро выдают или выбирают либо бегут с ней вдоль берега. Один человек иногда не только не в состоянии вытащить на берег сорвавшегося в бурную реку, но даже просто удержать его на месте.

Переправа вброд требует большой осмотрительности, опыта и физической силы переправляющегося и страхующих. Главная опасность при таких переправах-скорость течения воды, поэтому для перехода вброд выбираются наиболее широкие места, с мелкокаменистым дном, лучше там, где речка разбита на несколько рукавов: течение там значительно тише и переходить гораздо легче.

Когда место переправы выбрано, с берега намечают маршрут - обычно от камня к камню через белые буруны и по местам, где вода течет медленнее. Затем выясняют, куда и с какой быстротой начнет сносить туриста, если он будет сбит течением на наиболее трудном и опасном участке переправы. Для этого в место возможного срыва бросают сухие сучья или щепки и следят за направлением и быстротой их движения. Если щепку несет на острый камень, в водоворот или под корягу, надо предусмотреть соответствующую безотказную страховку. Если ее организовать нельзя, следует искать новое место переправы.

Переправляющийся первым надевает ботинки (можно без носков) и штормовые брюки, плотно подвязанные к ногам, чтобы умень-шить-сопротивление воде. Идет он несколько против течения, сильно упираясь в дно палкой (со стороны течения), и, ставя ногу, ощупывает дно, ища прочную точку опоры. Если в реке есть торчащие из воды камни, надо идти ближе к ним: в бурунах ниже камней слабее ударная сила воды.

Переправившись, турист закрепляет веревку за дерево или камень, отвязывается и разогревается. По веревке ему переправляют теплую одежду.

Веревку вытягивают втугую все участники группы и привязывают на такой высоте, чтобы она оказалась на уровне груди человека, стоящего в реке.

Участники переправы поочередно обвязываются грудной обвязкой и прикрепляются карабином к перилам. Веревка от груди до перил должна быть короче длины рук, иначе человек, сорванный водой, на сильном течении не встанет.

От спины переправляющегося идет вспомогательная веревка, которую страхующие (не менее 2 человек) держат в руке, стоя по течению выше, чем натянуты перила. Благодаря такому положению при срыве переправляющегося карабин, которым он скреплен с перилами, будет скользить легче, когда страхуемого начнут подтягивать к берегу.

Переправляющийся держится за перила двумя руками лицом на встречу течению и передвигается боком. Он откидывается назад, упираясь ногами в дно, чтобы упругие силы веревки не повалили его вперед (рис. 82).

Рис. 82. Переправа вброд с помощью перил

Последний снимает перила, обвязывается основной веревкой (узлом «булинь» на спине) и переходит реку с альпенштоком на страховке.

Если перила натянуты из сдвоенной веревки и ее можно выдернуть после переправы всех, тогда и последний пользуется перилами.

Вброд таджикским способом , без страховки, переправляются через неопасные реки. Взявшись за плечи, поставив наиболее сильных по краям, туристы идут несколько против течения, помогая друг другу, осторожно делая каждый шаг.

Успех такой переправы зависит от согласованности движений переправляющихся: когда один делает шаг, другой его поддерживает. Прежде чем перенести тяжесть тела с одной твердо стоящей ноги на другую, нужно ощупать ногой дно, найти удобное место, где она не скользит и где камни лежат прочно, и только тогда сделать шаг вперед, согласовав его с движениями товарищей.

На опасной реке все идущие (3-4 человека) предварительно обвязываются основными страхующими веревками с узлами на спине. Конец каждой веревки держат на берегу страхующие. Согласованность движения приобретает в этом случае исключительное значение.

Переплава вплавь допустима лишь для туристов, умеющих хорошо плавать, и в местах, доступных для плавания. Выбирается участок реки с наименьшей скоростью течения. Для умеющего плавать глубокая, свободная от посторонних предметов река может облегчить переправу. Торчащие из воды камни, коряги, таежные завалы, ниже по течению, плывущие по воде бревна или поленья делают переправу опасной. На таких участках переправляться запрещается.

Для переправы вплавь через горную реку надо выбрать такое место, где большую часть русле занимает спокойная вода. Страхующая веревка необходима (узел «булинь» на спине). Важно, чтобы на всю длину веревки ниже по течению не было опасных камней, коряг, порогов.

Во время преодоления вплавь участка с быстрой водой страхующую веревку лучше поддержать некоторое время на весу, непрерывно выдавая ее, чтобы не тормозить движения пловца, а затем выбросить выше по течению несколько витков. Это надо проделать умело, чтобы веревку не нанесло на пловца.

При бурной воде очень важно найти такое место, где можно было бы пройти часть русла по камням, по лежащему или выдвинутому над водой бревну. С последней прочной опоры надо как можно дальше прыгнуть и оставшийся участок реки преодолеть с максимальной быстротой. В момент прыжка пловца следует выбросить несколько витков веревки вверх по течению.

Таежную реку переплывают, придерживаясь за бревно, за вязанку сухих веток и т. п. Когда первый турист переправился, можно страхующей веревкой подтягивать очередного. Рюкзаки переправляются на небольшом плоту, сделанном в виде рамы из 4 бревен с легким настилом сверху, плотно обернутые палаткой. Плот буксируется с берега на берег с помощью веревки.

Переправа по кладке наиболее безопасна даже при сильном течении и большой глубине реки. При реальной опасности ударов катящимися по дну камнями она незаменима. Самостоятельно положить кладку малоопытным туристам сложно, поэтому здесь даются советы о переправе по бревну, уже положенному.

Если бревно заливает водой, следует сложить на берегу груду камней и поднять на нее конец бревна. Первым должен идти турист, у которого лучше всех в группе развито чувство равновесия. Его задача - привязать на той стороне конец веревочных перил. Он должен идти на страховке основной веревкой. Достигнув противоположного берега, идущий первым натягивает перила с таким расчетом, чтобы после оттяжки основной веревки вспомогательной она заняла необходимое по отношению к бревну положение. Перила располагаются на высоте плеча на 0,5 м вправо или влево от бревна или над головами идущих по нему.

При переправе через опасную реку каждый участник обвязывается грудной обвязкой и прикрепляется к перилам с помощью карабина. В особо опасных случаях добавляется вспомогательная веревка, середина которой с помощью карабина прикрепляется к грудной обвязке переправляющегося, а концы держат страхующие на обоих берегах. Бежать по кладке воспрещается.

Если бревно мокрое и скользкое, его следует обмотать основной веревкой или сделать на нем крупные поперечные зарубки.

Последний снимает перила и переходит по бревну (или передвигается по нему верхом) со страхующей веревкой.

Переправа по непрочному снежному мосту опасна. В случае обвала переправляющиеся, даже при страховке, теряются и могут попасть в тяжелое положение. Переправляться следует только по прочным снежным мостам.

Прежде всего обследуется состояние снежного моста. Для этого осторожно спускаются к воде и осматривают снежный тоннель, в котором скрывается река. Обычно у входа в него свод тонок и непрочен, в глубине толщина свода возрастает, и можно установить, в каком месте лучше всего вести переправу.

Первым по мосту идет турист без рюкзака на страховке основной веревкой (узел на груди). Он осторожно двигается, зондируя ледорубом снег. Снежный мост переходят по одному. Если прочность его вызывает опасения, то при переходе каждого страхуют с помощью основной веревки через ледоруб или через большой камень, лежащий на берегу.

На поверхности снежного моста, круто наклоненной в сторону воды, необходимо сделать перила.

Для того чтобы перейти реку вброд нужно четко знать все правила безопасности, так как опрометчивое поведение может привести к серьезным последствиям. Пересекать реку впервые нужно в присутствии инструктора, так как почерпнуть всю важную информацию только из литературы, не прибегая к практике, не получится. Все тонкости и подробности организации переправ вы узнаете, прочитав эту статью.

Перед тем как организовать переправу через реку, нужно правильно оценить ситуацию для того чтобы подобрать подходящий способ, а также сделать выводы об эффективности такой затеи. Как известно, неразрешимых задач нет, но иногда правильным вариантом будет выбор обходного пути.

Что нужно знать перед переправой через реку

Часто вовремя - раздельно походов, особенно в горной местности, на маршрутах путешественников туристов встречаются реки, которые могут стать серьезной преградой для неподготовленного человека. Для организации переправы через реку сперва нужно оценить ее по четырем критерием:

  • ширина;
  • глубина;
  • поверхность дна;
  • течение.

Сильное течение, даже при небольшой глубине и ширине реки, создаст дополнительные сложности при переправе. В случае с горной рекой критерии имеют еще большее значение, так как они могут заметно изменятся (мягкий знак) в зависимости от метеорологической ситуации (дождь, гроза, таяние снегов и т.д.).

Внимание! Переходить реку в брод с сильным течение (таким считается течение со скоростью более 3 м/с) не безопасно. В этом случае от переправы стоит отказаться.

Проведем измерения

Для того чтобы определить скорость течения можно воспользоваться простейшим арифметическим уравнение: V=S/T. В уравнении V - скорость течения, S - путь, пройденный объектом, и T - время, за которое объект прошел этот путь. Организовать такое измерение на местности наиболее удобно вдвоем. Для этого нужно:

  • вам и вашему спутнику стать параллельно реке на отмерянном расстоянии S друг от друга;
  • сбросить в воду объект, к примеру небольшую щепку;
  • засечь время T за которое объект преодолеет участок отмерянного пути S.

Формула для расчета скорость течения

Узнать глубину реки можно по нескольким показателям. Если водная преграда не очень широкая, достаточно будет вооружится веткой максимально доступной длины, которую можно найти неподалеку. После, прощупав дно в нескольких местах, найти максимальный результат, изучив границу увлажненного участка ветки. Также этот метод позволит узнать и поверхность дна, благодаря остаткам песка или другого вещества на конце палки. В случаях, когда ширина реки не позволяет замерять глубину с берега нужно будет ориентироваться по визуальным показателям. К примеру, небольшая рябь или волны с образованием так называемых «барашков» на поверхности будет означать мель. Спокойная поверхность воды при наличии хотя бы минимального ветра (практически штиль) сообщает о большой глубине. Обычно такое поведение характерно для русла реки с глубиной 2-3 метра.

Способ измерения ширины реки

Если вы не часто берете свою лазерную рулетку собой в поход, то перед вами станет вопрос о том, как узнать расстояние до другого берега, то есть ширину реки. Для этого есть не слишком точный, но весьма простой метод, знания которого в походе будет полностью достаточно. Способ основывается на пропорциональном изменении угла поля зрения и расстояния. Для организации таких измерений нужно:

  • подобрать травинку или тонкую прямую ветку;
  • выбрать два неподвижных объекта на противоположном берегу, расположенных на расстоянии друг о друга (деревья, камни или особенности рельефа, которые могут выступить в роле условных точек);
  • взять ветку или травинку и на вытянутых руках (постоянно следите за этим) расположить ее таким образом, чтобы ее концы визуально касались условных точек (выбранных объектов);
  • сломав ветку максимально ровно пополам, взять ее таким же образом и начать отходить назад до тех пор, пока объекты снова не окажутся на ее концах.
  • измерять расстояние, пройденное вами от местоположения в начале и конце мероприятия.

Это расстояние и будет шириной реки. Основываясь на таких данных можно просчитать нужное количество материалов для организации переправы, к примеру, при помощи бревен.

Как узнать ширину реки

Способом можно воспользоваться и в другом порядке, использовав изначально сложенную вдвое травинку и подходя к реке развернуть ее в полный размер.

Способы переправы через реку

Переправа вброд через реку является наиболее распространенным вариантом пересечения водных объектов, но для ее выполнения также, как и для других способов, понадобится небольшая подготовка в целях безопасности. Конечно же такой вариант возможен только если глубина не будет превышать полу метра для горных рек или немного более этого для рек с меньшим течением. Для осуществления переправы вброд нужно подобрать место, где река разливается наиболее широко. Для перехода нужно оснаститься прочной опорой (палкой), длиной около 2,5-х метров (выше вашего роста с вытянутой рукой), которая способна выдержать ваш вес. Опора выполняет несколько ролей:

  • помогает удержать равновесие;
  • позволяет прощупать дно на шаг вперед.

Найти идеальные условия для переправы через реку удается редко, так как идти долгое время вдоль русла - утомительное занятие. Переходить вброд в опасных участках желательно группами, где первым в качестве разведки реку пересекает наиболее опытный участник. Шест, используемый как опора ставится против течения. Если же шест будет упираться в дно по течение, его может в любой момент смыть, что вероятнее всего приведет к потере равновесия. Во время групповой переправы используется несколько методов для обеспечения дополнительной безопасности. Наиболее простой вариант, когда за первого участника, имеющего опору, держится второй. Роль второго участника удерживать первого за бедра с упором, создавая дополнительное давление на дно. При переходе реки по одному, используется трос, которым закрепляться первый участник. Надежно закрепив трос на человека, веревка под углом обхватывается за дерево, что позволяет получить большее сопротивление. По мере преодоления реки, участники, находящиеся на берегу, понемногу добавляют длину троса.

Внимание! Старайтесь держать трос в натянутом состоянии, это предотвратит его попадание в воду. В реке плохо натянутый трос может зацепится за камни или другие преграды.

Переход реки вброд со страховочными тросами

Участник, дошедший до противоположного берега первым, сможет зацепить трос за дерево или другую опору. Сделав таким образом канатный поручень, придерживаясь за него, остальные путешественники смогут безопасно перебраться на другой берег. Для еще большей безопасности с поручнем могут использоваться карабины.

Навесная переправа через реку

Также после того, как группе удастся переправить одного из участников на противоположный берег можно будет организовать навесную переправу через реку. Существует два вида навесных переправ, которые можно разделить по признаку перехода:

  • вертикальный (участники держаться за верхнюю веревку, стоя при этом на нижней);
  • горизонтальный (здесь также присутствует две веревки, но в качестве опоры используется лишь одна, вторая может служить для переправки грузов или в критических ситуациях - пострадавших).

Пример навесной переправы для вертикального перемещения

При переходе по навесным переправам часто используются карабины. Организация вертикальной переправы без карабина не возможна, так как нижняя веревка при помощи него крепится к верхней. Если с переправой в вертикальном положение все очевидно и для ее организации достаточно надежно закрепить концы веревок на деверьях при помощи любого узла, к примеру восьмерки, и натянуть конструкцию, то в случае с горизонтальным, где присутствует транспортировочный трос, все будет немного сложнее. Нижняя веревка здесь не испытывает какого-либо натяжения, а используется для передвижения грузов. Верхний канат должен быть максимально натянут, за него и цепляется карабин, прикрепленный к проводнику (узел) на подвижном тросе.

Схема построения навесной переправы

Как выбраться из болота

Путешествие по болотистой местности - не лучший вариант развлечения. Но, если ситуация не оставляет вам выбор, нужно обязательно знать, что делать. Стоит понимать, что идти по болоту невозможно. С каждым шагом оно будет засасывать вас все глубже и глубже, и любые необдуманные действия могут лишь усугубить ситуацию. Существует один действенный вариант как выбраться из болота. Ступая в топь, вооружитесь палкой выше своего роста. В случае попадания в болота не пытайтесь идти по дну, его там нет. Положите палку в горизонтальное положение, сместите свой вес и обопритесь о нее. После этого нужно приложить максимум усилий на палку, не делая лишних движений ногами. Подтягиваться таким образом весьма затруднительно, но это единственный вариант, который позволит выбраться из болота. Подтягиваясь вы перемещаете свой корпус с каждым усилием все выше, до тех пор, пока не окажитесь ближе к поверхности болота. На этом этапе площадь соприкосновения с поверхностью станет максимальной, и вы сможете удерживаться на поверхности. Оказавшись на поверхности, нужно ползти по-пластунски, пока не доберетесь до берега.

В болотистой местности как нигде, желательно находится в группе, так как ваш спутник, находясь еще на твердой земле, сможет помочь вам выбраться, протянув палку или даже просто руку.

Будь это переход реки вброд или внезапно возникшее на вашем пути болото, всегда нужно быть подготовленным, так как всего несколько простых правил безопасности позволят сохранить жизнь. Также стоит помнить, что путешествия в одиночку или же группой неопытных участников не лучшая затея.

В заключение смотрите видео о переправе через реку полиспаст:

На реке Южный Буг перевернулась лодка с компанией молодых людей - две девушки погибли.

Об этом сообщают в Главном управлении Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины в Николаевской области.

В понедельник, 22 января, в 01:15 спасателям сообщили о гибели двух девушек. Выяснилось, что 24-летний мужчина и две 20-летние девушки днем выплыли на лодке из села Новокантакузовка Доманевского района в село Бугское Вознесенского района. После того, как они перестали выходить на связь, родственники отправили на из поиски.

Примерно через полтора часа они нашли мужчину, который находился в шоковом состоянии и с признаками переохлаждения. Его доставили домой и отогрели, сейчас его состояние расценивают, как удовлетворительное. По его словам, при переправе (ширина реки в этом месте примерно 60-70 метров), в 15-20 метрах от берега, лодка перевернулась. Все трое упали в ледяную воду. Он вытащил одну из девушек на берег, вторая также уже была почти на берегу.

В свою очередь родственники нашли на берегу одну из девушек без признаков жизни. Вторую обнаружили в полутора километрах от места происшествия по дороге в село Бугское. По предварительной информации первая девушка утонула, а вторая умерла от переохлаждения.