Как ведет себя наполеон во время переправы через неман(война и мир). Во время переправы через реку Южный Буг перевернулась лодка: погибли две жительницы Николаевской области Поведение на пароме

Бой во время переправы через Рону
Основной конфликт: Вторая Пуническая война

Переправа карфагенской армии через Рону. Ксилография 1878 года
Дата конец сентября 218 до н. э.
Место река Рона , ныне Франция
Итог победа карфагенян
Противники
Командующие
Потери

Предыстория

Сципион после долгого плавания высадился у самого восточного устья реки Рона и узнал, что Ганнибал уже у Роны и готовится к переправе.

Между тем Ганнибал вступил в земли сильного галльского племени вольков, которое не пожелало присоединиться к Ганнибалу. Не рассчитывая победить карфагенян в открытом бою, они заняли левый берег Роны и вознамерились воспрепятствовать Ганнибалу форсировать Рону.

Галлы, которых Ганнибал переманил на свою сторону, согнали все лодки, какие могли, к месту переправы, и построили ещё много лодок, стремясь поскорее избавиться от чужеземной армии. Когда собралось достаточно лодок, Ганнибал призывает своего военачальника Ганнона, сына Бомилькара, и приказывает ему ночью переправиться через Рону и появиться в тылу у вольков.

Переправа

Ночью Ганнон переправился через Рону выше по реке по мелководью. Через день, после отдыха солдат, Ганнон дал сигнал Ганнибалу дымом от костра. Ганнибал тут же начал переправу. Вольки заняли противоположный берег. Тем временем Ганнон ворвался в лагерь вольков и двинулся к берегу. Вольки оказались наполовину окружены. Ганнон атаковал их и через короткое время вольки пустились в бегство. Ганнибал высадился на левом берегу, но преследовать галлов не стал.

Итоги

Таким образом, Ганнибал переправился через Рону, избегнув встречи с римлянами и понеся лишь незначительные потери. После переправы пехотинцев и конников, на паромах были переправлены слоны. В это время нумидийские всадники уходят в разведку по приказу Ганнибала и встречаются с отрядом римских разведчиков. Стычка была ожесточённой, и римляне уже изнемогали от усталости, когда нумидийцы отступили. Римляне потеряли 160 человек, карфагеняне - чуть больше двухсот.

Ответственность за безопасность во время переправы машин через реки и озера несет должностное лицо, в ведении которого находятся плавсредства. Переправы машин вброд, на лодках, плотах и другими способами, особенно в незнакомых местах, должны производиться только после тщательной подготовки, включающей выбор и изучение места переправы, разработку плана переправы; проверку переправочных, охранных и спасательных средств. Ответственным за подготовку переправы является руководитель, в ведении которого находятся машины. Все участники переправы должны быть подробно ознакомлены с местом переправы и мерами безопасности при ее проведении. Переправы с использованием неисправных или ненадежных переправочных средств и в условиях, не гарантирующих безопасность, запрещаются. Переправы через водные преграды любой ширины в паводки, во время сильного дождя, снега, тумана, ледохода, при сильном ветре запрещаются. При переправах вброд его необходимо обозначать вехами по обеим сторонам от оси намеченной полосы перехода. Проверенная ширина полосы брода должна быть не менее 3 м. Место брода при систематическом пользовании им должно быть отмечено указателем «Брод». Дно реки в месте переправы должно быть твердым и ровным. На трассе брода не должно быть коряг, больших камней, ям и других препятствий. При переезде тракторов через реки и ручьи глубина водоема не должна превышать высоты верхнего полотна гусеницы или осей колесных тракторов. Двигаться следует при открытых дверях на пониженной передаче, при постоянной скорости, не переключая передач и без остановок. При переправах на паромах погрузка и выгрузка тракторов, автомобилей и других машин разрешаются только после швартовки парома у причала. Спуск на паромную пристань должен иметь уклон не более 15°. Въезд на паром и съезд с него автомобилей, тракторов и повозок с находящимися на них людьми запрещаются. После въезда на паром двигатель машины следует заглушить, поставить машину на тормоз, под колеса машины и прицепа подложить деревянные клинья, под гусеницы трактора - подкладки. При размещении машин и повозок на пароме необходимо обеспечивать его равномерную загрузку. Въезд на паром в ночное время должен быть освещен. Движение людей, транспорта (тракторов, самоходных машин и др.) по ледовым дорогам разрешается только по заранее проложенным трассам, обставленным вехами и указателями, после проверки толщины льда и при условии непрерывного наблюдения за его состоянием. Запрещается передвижение машин по льду необследованной трассы. Перед переправой по льду следует внимательно осмотреть данный участок водоема и определить общую пригодность его для переправы. Обследование ледового покрова при выборе места переправы производится двумя работниками с шестами, передвигаю щимися в веревочной связке на расстоянии Юм друг от друга. Первый из них по мере передвижения проверяет прочность льда пешней с петлей, диаметр которой должен быть не менее 25 см, чтобы в случае необходимости можно было легко высвободить из нее руку. Пробное удаление от берега и пробные переходы одного человека с целью определения прочности льда запрещаются. За работой лиц, определяющих прочность льда, должно быть установлено наблюдение с берега (судна) для оказания в случае необходимости немедленной помощи. Наблюдающие должны быть обеспечены баграми, досками, канатами (длиной не менее 50 м) и другими средствами спасения. Первоначальную толщину льда по трассе будущей дороги следует определять через интервалы, равные 1/20 ширины реки. Проводя эти замеры, организаторы переправы должны знать, что при измерении толщины ледового покрова слои снежного и пористого, пропитанного водой льда в расчет не принимаются; при появлении на льду воды нагрузка на ледяную дорогу должна быть снижена до 50-60 %; при расчете нагрузки на лед следует учитывать, что прочность льда весной уменьшается вдвое; при наличии сухих несквозных трещин шириной меньше 3-4 см и глубиной не более половины толщины льда нагрузка на ледяную дорогу должна быть снижена на 30 %. При толщине льда менее 10 см на обоих берегах вывешивают соответствующие дорожные сигнальные знаки и плакаты, запрещающие движение людей, гужевого, тракторного и автомобильного транспорта. В темное время суток эти знаки и плакаты должны быть освещены. Место переправы по льду должно удовлетворять следующим основным требованиям: иметь удобные пологие спуски на лед; хорошее сопряжение льда с берегом; иметь ровный и надежный по прочности ледовый покров без полыней и трещин. В случае, когда лед у берегов ненадежен, зависает, имеет трещины и разломы, между берегом и льдом должен быть оборудован бревенчатый настил. Трасса переправы должна быть обозначена вехами или другими знаками. Расстояние между вехами по ширине полосы должно быть равно 6 м, а по длине - 30 м. Трасса переправы по льду должна пролетать выше открытых участков воды (полыньи, разводья). На ледовых переправах толщина пресноводного льда в зависимости от нагрузок должна быть не менее указанной в табл. 14.4. Указанные в таблице величины определены для прозрачного слоистого пресноводного льда, не замерзающего в нижних слоях. Для определения требующейся толщины льда иной структуры необходимо толщину льда умножить на коэффициент структуры льда (ATI), приведенный в табл. 14.5. Необходимая толщина льда при средней температуре воздуха за 3 сут. "С -10 и ниже Дистанция между машинами и осями полос дпижения. м 14.5. Поправочные коэффициенты учета структуры льда (ATI) Структура льда Зернисто-шуговый лед, состоящий из отдельных льдин 2,19 Очень слабый, кристально прозрачный лед 1,41 Слабый, кристально прозрачный лед 1,18 Очень прочный лед, кристально прозрачный, без включений 0,77 На переправах по льду допускается одновременное движение только в одну сторону. Дистанция между следующими друг за другом машинами приведена в табл. 14.4. При движении по льду запрещается резко тормозить и обгонять идущие впереди машины. Скорость движения автомобилей и тракторов по ледовым переправам не должна превышать 10 км/ч. При переправах по льду люди, сопровождающие машины, должны идти пешком на расстоянии не менее 25 м от них. Водитель должен ехать с открытыми дверьми. 14.5. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВНЫХ ВИДАХ РАБОТ В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ Механизированные работы: почвообработку, посев, посадку, уход за многолетними насаждениями, полив, уборку, тракторные транспортные работы и т.д. проводят в соответствии с требова- киями технологических карт (операционных), технических описаний и инструкций по эксплуатации, выданных заводами - изготовителями машин. Соединение агрегатируемых машин с трактором (плуги, культиваторы, сеялки, сажалки, бороны и др.) и между отдельными машинами должно быть надежным и исключать самопроизвольное их рассоединение. Машины необходимо укомплектовать средствами для очистки рабочих органов. Очистка или технологическая регулировка рабочих органов на движущемся агрегате или при работающем двигателе запрещается. Маркеры должны быть надежно соединены с рамой машины, а фиксирующие устройства исключать возможность их самопроизвольного опускания. В зоне возможного движения маркеров или навесных машин при развороте машинно-тракторных агрегатов не должны находиться люди. Не допускается во время движения одновременное обслуживание одним работником двух или более сеялок. На прицепных сеялках, сажалках, культиваторах и других машинах и орудиях, относительно которых по условиям работы обслуживающему персоналу приходится передвигаться, необходимо наличие поручней и площадки шириной не менее 350 мм с предохранительным бортиком на передней кромке высотой 100 мм, причем в средней части площадки предусматриваются опорно-пре- дохранительная спинка высотой 1000 мм или перила на высоте 900 мм общей длиной не менее 1/3 длины площадки. Агрегаты, в состав которых входят прицепные машины, оборудованные рабочим местом, должны иметь исправные приспособления дистанционной связи, подножные доски и ограждения. Загрузку сеялок и посадочных машин семенным материалом и удобрениями следует производить механическими средствами. Ручная загрузка разрешается только при остановленном сеялоч- ном или посадочном агрегате, выключенном двигателе трактора, с использованием средств индивидуальной защиты и соблюдением предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную. Смену, очистку и регулировку рабочих органов навесных орудий и машин, находящихся в поднятом состоянии, допускается проводить только после принятия мер, предупреждающих самопроизвольное их опускание. Машины и механизмы, работающие в непосредственной близости от крон деревьев, надо оборудовать защитными ограждениями, предотвращающими нанесение травм работающим. Садовые платформы или агрегаты, предназначенные для подъема и перемещения работников, следует содержать в исправном состоянии. Перед началом работ необходимо проверить ис правность перил, а также наличие страховочных цепочек на перилах трапов. Использование садовых платформ, а также машин для контурной обрезки плодовых деревьев на участках с уклоном более 8” и на террасах запрещено. Работающие машинно-тракторные агрегаты, самоходные или стационарные машины следует немедленно остановить при возникновении любой неисправности. Работать на неисправных машинах и машинно-тракторных агрегатах запрещается. При обнаружении взрывоопасных предметов (снарядов, мин, гранат и т. д.) все работы на участках должны быть немедленно прекращены, границы участка обозначены предупреждающими знаками «ОСТОРОЖНО! ОПАСНОСТЬ ВЗРЫВА!», возле них должна быть организована охрана, а затем немедленно передано сообщение в органы МВД. 14.4.

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Ануфриков М. (составитель). Спутник альпиниста. Москва, Физкультура и спорт, 1970 г.


Ануфриков М.

Переправа через горные реки


Особенности горных рек

Областью питания горной реки являются снежники и ледники ее бассейна. Это определяет ряд специфических особенностей горных рек. Для них характерны суточные колебания расхода воды. После восхода солнца вода начинает прибывать и достигает максимума во второй половине дня (16-17 часов) в верхнем течении реки. Вечером уровень реки начинает снижаться и достигает минимума в утренние часы (5-7 часов), служащие поэтому лучшим временем для переправы. Как максимум, так и минимум расхода воды в горных реках неодинаковы и зависят от погоды. В ясную погоду дневные паводки очень интенсивны, зато после ясной ночи утром вода спадает, местами обнажая дно. В пасмурную погоду амплитуда паводков и спадов не столь велика. Дожди и фены могут быстро в неурочное время увеличить мощность потока. Пасмурная, холодная погода приводит к снижению уровня горных рек. Сезонный расход воды в горных реках резко отличает их от равнинных. В самое сухое и жаркое время года (июль — август) наступает паводок. Наиболее низкий уровень наступает в самое холодное время года - ноябрь - февраль (в северном полушарии).

Верховье горной реки отличается сравнительно небольшой мощностью потока. Здесь зачастую возможна переправа вброд пеших путешественников и даже преодоление потока по камням. Среднее течение характеризуется увеличением мощности водного потока, большой трудностью и опасностью переправ. Низовья рек, берущих начало в горах, отличаются от рек, целиком текущих по равнине, не характером дна, берегов, скоростью течения, а низкой температурой воды, своеобразными суточными и сезонными колебаниями своего уровня.

Вода горных рек, особенно в верховье, достигает 3-6°. Скорость течения -до 6, а местами и до 10 м/сек. Берега обычно крутые, обрывистые, дно каменистое, склонное к постоянным изменениям рельефа под влиянием паводков.

Горные реки - серьезное препятствие на пути альпиниста. Сбивающее с ног течение, ледяная вода, от которой коченеют ноги, катящиеся по дну крупные камни, способные сбить или поранить переправляющихся, шум воды, мешающий звуковой корректировке и рассеивающий внимание, мелькание водных струй, приводящее к головокружению и потере ориентировки, - все это делает переправу опасной и требует тщательной подготовки к ней.

Выбор места, времени и способа переправы

Место переправы определяется шириной и глубиной реки, характером дна и крутизной берегов, скоростью течения и режимом реки, который зависит от времени суток, времени года, метеорологических условий: наличия мест для организации страховки, наблюдения за переправой и руководства ею.

Для переправы с помощью техническихсредств (над водой) благоприятна суженная часть реки с деревьями на берегу и скальными выступами. Место для брода надо искать там, где река разделяется на рукава или разливается по широкой пойме. Подходящим для переправ по воде (с помощью сплавных средств) считается участок реки с ровным, без бурунов, течением и удобными для причаливания берегами.

Утро - лучшее время суток для переправы, отвечающее условиям наибольшей безопасности. Необходимо, однако, помнить, что в среднем и тем более в нижнем течении больших по протяженности горных рек (крупные горные реки Средней Азии) наблюдается значительное запаздывание суточного паводка.

Способ переправы через реку - вброд, над водой или по воде - выбирается в соответствии с характером участка реки, техническим оснащением и подготовленностью группы.

Способы переправы через горные реки

Переправа вброд. Для брода выбирается участок, где река течет несколькими руслами или широко разливается: ниже островков и крупных каменных глыб, на участках со спокойным течением и гладкой поверхностью воды, что свидетельствует об отсутствии крупных валунов и неровностей дна. Глубокие, выше пояса, броды труднопреодолимы.

Местные жители обычно хорошо знают несколько бродов, которыми пользуются в быту. Однако надо каждый раз уточнять маршрут брода, так как под влиянием паводков русло может неожиданно измениться. На лошадях или верблюдах переправа вброд упрощается, так как они хорошо ведут себя при переходе реки. Ишаки переправляются хуже и зачастую требуют дополнительной страховки во избежание уноса животного потоком.

Если предстоит пешая переправа, надо тщательно разведать реку и наметить точную трассу перехода через нее, с учетом глубины, скорости течения, увлекаемых водой камней, характера дна, а также подготовить места для страховки и наблюдения.

В простых случаях, когда снос человека рекой угрожает лишь неприятным купанием, может быть осуществлена переправа вброд без страховки. Наиболее удобными способами в этом случае будут одиночный переход реки с опорой на двухметровый шест, которым упираются в дно против течения; шеренгой - лицом к движению, обнявшись за плечи или за талию, причем сверху по течению становится наиболее сильный (рис. 89, а); по двое - лицом друг к другу, положив руки на плечи товарища и передвигаясь приставным шагом, боком к движению (рис. 89,б); в кругу - взявшись за плечи наподобие хоровода из 4-6 человек (рис. 89, в ); колонной - боком к движению, лицом вверх по течению, положив руки на плечи идущего впереди. Передний опирается шестом о дно.

Переправа группы вброд через реку, представляющую определенную опасность, осуществляется с соблюдением всех необходимых мер предосторожности. Первым на страховке с берега (если возможно - с высокого, во избежание срыва переправляющегося из-за касающейся воды веревки) переходит реку наиболее опытный и сильный альпинист. Желательно, чтобы он имел в руках шест, которым следует упираться в дно против течения (рис. 90).

Выйдя на противоположный берег, первый закрепляет веревку в натянутом положении для использования ее в качестве перил.

Переправляясь вдоль перил, необходимо соблюдать следующие правила: идти ниже веревки (по течению); страховаться, пристегнув грудную обвязку к перильной веревке с помощью карабина или петли из репшнура и придерживаясь руками за перила; схватывающий узел для страховки на перилах не применять; переходить по перилам только по одному человеку. В осложненных случаях (сильное течение, глубокая вода, валуны на дне, ослабевшая группа и т. д.) переправляющиеся страхуются дополнительно с берега веревкой или репшнуром, который выбирается обратно с помощью скользящего по перилам карабина (рис.91). Последний в группе снимает перильную веревку, прикрепляется к ней и, опираясь на шест, переправляется на другой берег. Перильная веревка используется как страховочная.

Как правило, горную реку переходят в ботинках. Носки снимать не следует: ботинок плотнее сидит на ноге, и теплее. После переправы надо вылить воду из ботинок, вытереть их изнутри сухой тряпкой, отжать и выколотить о сухой камень носки.


Решая вопрос о переправе через горную реку, группа обязана трезво взвесить свои возможности и ни в коем случае не идти на риск. Известно много случаев, когда при глубине по колено поток сбивал переправляющихся с ног. Нужны воля и мужество, чтобы выйти победителем из поединка с рекой. Большое значение имеют оперативные действия товарищей на берегу, направленные на оказание всей возможной помощи находящемуся в воде.

Переправы над водой. На подходах альпинисты бывают вынуждены преодолевать верховья рек, боковые ручьи в ущельях, прыгая через поток по камням, выступающим из воды. Перед тем как ступить на первый камень, следует внимательно просмотреть путь, наметить каждый очередной шаг (прыжок), стараясь не пользоваться неустойчивыми, скользкими камнями. Особенно внимательными нужно быть при переходе таким способом непрямой, ломаной трассы, когда во время серии прыжков надо резко менять направление от одного камня к другому. Узкие потоки и отдельные рукава преодолеваются одним прыжком. Иногда такой прыжок приходится делать с разбега. Тогда надо заранее определить место толчка и приземления после прыжка.

При переправе часто требуется страховка (рис. 92). При массовом переходе возможна страховка с помощью натянутой над водой перильной веревки, к которой альпинист пристегивается карабином, находящимся на индивидуальной вспомогательной веревке, обеспечивающей свободу движений (рис. 93). Подробнее об этом см. на стр. 200.

В первую половину сезона в верховьях горных рек можно переправиться через поток по лавинному завалу. В сомнительных случаях организуются страховка и предварительное опробование прочности снежного моста, например, сваливанием на него каменной глыбы.

В среднем течении горных рек, в сужениях, имеющих относительно высокие берега, возможна переправа через реку по поваленному дерезу или по бревну. Укладка бревна через поток требует расчета и смекалки. Обычно бревно, поставленное вертикально на краю берега, с помощью привязанных к верхнему концу веревок опускается на противоположный берег (рис. 94). Непросты также переход по нему первого из группы и организация перил (рис. 95). Вместо бревна могут быть использованы жерди, доски и другой подручный материал, который потребует предварительной подготовки. Короткие жерди можно сколотить или связать в более длинный «хлыст», тонкие, прогибающиеся - в более прочный пучок из нескольких жердей. В предвидении подобных переправ группе желательно иметь топор и даже крупные гвозди. Этот инвентарь будет нелишним и при организации бивуака.

При наличии крутых берегов, скальных глыб на краю берега, растущих на берегу деревьев несложно организовать подвесную канатную переправу. Переправив на противоположный берег первого одним из приведенных выше способов (или даже для экономии сил и времени всей группы- в обход по удаленной переправе, леднику и т. д.), натягивают через реку основную веревку. Чтобы избежать большого провисания веревки во время переправы, а также упростить извлечение веревки с противоположного берега по окончании переправы, натягивается сдвоенная веревка.

Если польуются старой переправой или естественно упавшим через поток деревом, необходимо тщательно осмотреть сооружение, проверить его прочность и только после этого начинать переправу.

Для обеспечения мер безопасности при массовых переправах необходимо:

1) создать пункт наблюдения и руководства переправой, с которого просматривалась бы вся переправа и можно было подавать необходимые сигналы;

2) ниже по течению в удобном месте создать пост не менее чем из 2 человек, один из которых, надежно страхуемый двумя другими, готов при надобности броситься в реку для перехвата сорвавшегося в воду участника (рис. 97);

3) страхующие на переправах и на посту перехвата должны страховать, выпуская (или выбирая) веревку просто руками (как при страховке через выступ, дерево или крюк), но не через поясницу или через плечо. Здесь 2-3 человека надежно удержат сорвавшегося, смогут в любую минуту выдать слабину и подтянуть упавшего в нужном месте к берегу;

4) обеспечить надежной самостраховкой самих страхующих.

Переправа по воде. При определенных условиях: ровный рельеф дна, достаточная глубина, скорость течения не превышает 3-4 м/сек, подходящие для причаливания берега - возможна переправа через горную реку по воде, конечно при наличии средств переправы.

Переправа вплавь из-за низкой температуры воды, опасности ударов о камни и необходимости последующей сушки имущества в обычных условиях должна быть отвергнута.

Для переправы по воде используются (в зависимости от состояния реки и материальных возможностей) лодки обыкновенные, надувные, надувные бурдюки, плотики из надувных бурдюков (салы), автокамеры, труднозатопляемые предметы (фашины, мешки брезентовые, набитые соломой или ветками, и т. д.). На плавсредствах нужно правильно расположить груз и людей, следить, чтобы судно не кренилось. Груз надежно крепится к «плавсредству», а люди обеспечивают себе страховку и возможность немедленно его покинуть при необходимости (рис. 98). Особое внимание уделяется расчету трассы: определяется скорость течения реки, ее ширина, высчитывается время, необходимое для перегона выбранного сплавного средства через реку при помощи имеющихся в распоряжении группы гребных средств (весла, лопаты, доски и пр.), затем определяется трасса от удобного для спуска к воде места отправления до безопасного места причаливания. На случай проноса судна мимо места причаливания нужно иметь запасной пункт для выхода на берег ниже по течению.

Большое неудобство этого способа переправы - необходимость доставки судна вверх по течению для повторных переправ. Чаще всего это приходится делать «посуху», что затруднительно в условиях крутых берегов горных рек.

В очень редких случаях можно организовать паром - переправу по воде с помощью натянутого над рекой каната, по которому на блоках (карабинах) будет скользить судно, перетягиваемое от одного берега к другому с помощью вспомогательной веревки. Паром имеет смысл устраивать только на местах длительного пользования переправой.

Следует отметить также возможность применения средств переправы по воде для транспортировки людей и грузов сплавным способом вниз по течению на не слишком бурных, хорошо изученных горных реках.

Во время передвижения по территории, контролируемой противником, на пути группы будут встречаться реки, притоки, ручьи, каналы систем орошения, другие водные преграды, которые, вполне вероятно, придется преодолевать с ходу, без предварительной разведки этих препятствий и тщательной подготовки, не имея специально предназначенных для этого средств, в любую погоду, днем и ночью.

Во время передвижения по территории, контролируемой противником, на пути группы будут встречаться реки, притоки, ручьи, каналы систем орошения, другие водные преграды, которые, вполне вероятно, придется преодолевать с ходу, без предварительной разведки этих препятствий и тщательной подготовки, не имея специально предназначенных для этого средств, в любую погоду, днем и ночью. Поэтому в наше непростое время полезно знать, как в короткие сроки и с соблюдением мер безопасности преодолеть встретившиеся на пути водные преграды, как оборудовать простейшие переправочные средства, используя подручные материалы, научиться оценивать встречающиеся на пути препятствия и выбирать наиболее подходящие способы их преодоления.

Переправы через реки относятся к числу наиболее опасных препятствий- Поэтому перед форсированием водных преград необходимо всесторонне оценить возможные сложности, которые могут возникнуть при переправах через незнакомые реки, учесть количество людей в группе, их физическую подготовленность, опыт старшего и других людей в совершении переправ.

Равнинные реки отличаются широким руслом, медленным спокойным течением, мягким или илистым дном, часто большой глубиной, горные реки - быстрым течением, меняющимся в течение суток уровнем воды, низкой температурой. Дно у горных рек твердое, каменистое, продольный профиль ступенчатый, с порогами и водопадами, в верховьях течение стремительное, неровное.

Осложнить переправу могут сезонный паводок, непогода. Во время ливневых продолжительных дождей или вскоре после них уровень рек может подняться. В горных реках уровень воды самый низкий перед рассветом и самый высокий к вечеру. Это связано с таянием снега и льда в горах. Но в среднем и нижнем течении больших по протяженности рек суточный паводок запаздывает.

Резко отличается сезонный уровень воды в горных и равнинных реках. В самое сухое и жаркое время года, когда равнинные реки мелеют,- в разгаре паводок на горных. Это нужно учитывать, разрабатывая план действий и график движения.

Выбор места для переправы. Для обеспечения безопасности важно уметь правильно выбрать место переправы. Обстоятельства не всегда позволят группе заранее исследовать водный рубеж и выбрать подходящее место для переправы. Облегчить эту задачу помогает топокарта. По ней можно определить направление и скорость течения реки, ее ширину и глубину, берега, броды. К сожалению, такая подробная информация содержится только на военных картах. На обычных, имеющихся в продаже, таких подробностей нет. Учитывая, что с военных топокарт масштаба 1:200000 (в 1 см 2 км) сняты грифы секретности и ДСП, постарайтесь иметь у себя такую.

Приблизительно определить скорость течения реки можно простым способом. Для этого бросают в реку щепку и отмечают расстояние, которое она проплывет за одну секунду.

Определив направление и скорость течения реки, ее ширину, можно найти величину возможного сноса при переправе вплавь или на подручных средствах. Для этого цифру 2,5 умножают на скорость течения (м/с), полученный результат умножают на ширину реки (м). Это и будет величина сноса. Прикинув, на сколько метров отнесет людей вниз по течению, нужно выбрать наиболее подходящий район высадки на противоположном берегу.

При выборе места переправы учитывают не только скорость течения и ширину русла, но и глубину реки, наличие мест для организации страховки, наблюдения и руководства переправой. Кроме этого учитываются характер дна и катящиеся по нему камни, которые обычно дают о себе знать глухими ударами о дно.

При переправе через бурную реку ниже по течению целесообразно организовать пост для перехвата людей в случае их падения в воду и сноса течением. Пост устанавливается в точке, на которую должно вынести упавшего в воду. Это место определяется брошенной в воду веткой с места возможного срыва. В воду можно бросить также бревно, щепки. Если их несет на коряги, водовороты или острые камни, место для переправы непригодно.

Необходимо также проверить место для страховочного поста. Люди на нем должны быть сами в безопасности и суметь оказать помощь. Пост для страховки должен располагаться в таком месте, чтобы веревка но пересекала опасные места или препятствия. Желательно, чтобы рядом находились дерево или скала, которые можно было бы использовать для заведения веревки.

На конце спасательной веревки привязывают какой-либо поплавок. Одной рукой берут половину или треть мотка, а другой, свободной, бросают спасаемому оставшуюся часть веревки (предварительно аккуратно уложенной во избежание запутывания во время броска). При этом оставляют нескрученным конец длиной 3,5-4 метра.

Веревку нужно бросать в то место, куда течение несет сорвавшегося на переправе,- вниз по течению перед попавшим в воду.

Спасатель, вытаскивающий пострадавшего, должен закрепить веревку за скалу или дерево, чтобы легче удерживать человека, когда он схватится за веревку.

Попавший в воду обязан знать место расположения страховочного поста и, в ожидании брошенной веревки, должен развернуться лицом вниз по течению. Схватившись за веревку, спасаемый должен быть готов к рывку и сильному противодействию течения. За спасательный конец нужно держаться крепко, но не обматывая веревку вокруг руки. Потерпевший должен приближаться к берегу, перебирая веревку руками, пока не достигнет мелководья. После этого веревка используется, чтобы удержаться на ногах но время выхода на берег.

Для переправы необходимо подыскивать наиболее безопасные участки. При этом иной раз предстоит решить, где лучше переправиться: там, где безопаснее, но велика вероятность захвата противником или там, где противника нет, но опаснее будет сама переправа. Во всех случаях необходимы здравый рассудок и практичность, Неплохо сделать анализ и решить, где возможных потерь будет меньше.

Подходы к реке и место выхода на противоположный берег должны обеспечивать максимальную скрытность группы, чтобы она могла подготовиться к переправе и привести себя в надлежащую готовность после переправы. Надо подыскивать такое место, чтобы берег реки, с которого будет идти переправа, был выше противоположного, это позволит лучше контролировать окружающую местность.

Если позволяют время и обстановка, то для разведки другого берега, куда лежит путь группы, целесообразно переправиться одному человеку и только по его сигналу начинают переправу остальные.

Во всех случаях при переправе через водные преграды необходимо сохранять оружие и боеприпасы в боевой готовности, а одежду и обувь, по возможности, сухими.

Переправа вброд . Участок для переправы следует искать там, где есть мелководье, так как в этих местах грунт дна и берегов всегда плотнее. Броды, которыми местные жители систематически пользуются, легко определить по входу дороги или тропы в воду и продолжению ее на противоположном берегу. Места, пригодные для брода, можно определить по следующим признакам:

Видимые отмели при прозрачной воде;

Места с отлогими берегами, где река расширяется и образует разливы;

Мелкая рябь на поверхности воды со слабым течением;

Перепады воды.

Заболоченные реки, русла которых заросли тростником, осокой, водорослями, в большинстве случаев малопригодны для переправы вброд из-за большой топкости и вязкости дна.

Прежде чем переходить реку вброд, особенно в местах, которыми уже пользовались войска или местные жители, нужно обязательно проверить, не заминирован ли брод, выявить, не находится ли он под наблюдением противника.

Глубину реки и состояние грунта дна определяют шестом. В илистый грунт шест входит легко, в глинистый или песчаный - с трудом. При определении глубины брода вместе со слоем воды следует учитывать и слой ила до твердого грунта.

Проходимость реки вброд зависит от глубины и скорости течения. Так, при скорости течения 1 м/с вполне безопасно и без страховки можно переходить речку глубиной 1 метр, при скорости 2 м/с безопасна глубина 0,6-0,8 метра. Облегчает переправу мелкокаменистое дно.

Выбирая место для брода, нужно учесть, что переходить через реку лучше под углом 40-45" вниз но течению, особенно при большой скорости потока. Никогда не пытайтесь переходить реку в непосредственной близости к водопаду. Поток надо пересекать там, где на противоположном берегу есть удобное мелководье или песчаная коса.

Через горные реки переправляться лучше всего утром, так как в середине дня и особенно к вечеру усиливается таяние ледников и повышается уровень воды.

На малых реках, где глубина невелика - до колен, а скорость течения не затрудняет движения, возможна переправа без страховки и наведения перил, но перед этим необходимо разведать путь. Разведка осуществляется способом «стенка» или шеренгой.

Для переправы в команду разведчиков следует назначить наиболее высоких и сильных людей. Самый сильный из них становится выше по течению. Он будет испытывать наибольшее давление потока. Другие 2- 3 участника становятся рядом с ним в одну шеренгу вдоль направления потока, кладут руки на плечи друг другу, держась за плечо, лямки наспинных укладок, и продвигаются вперед небольшими шагами.

Не менее надежен и «таджикский» способ. Четыре-шесть человек, обнявшись за талию или за плечи, образовывают круг и, стараясь согласовывать движения, идут не торопясь, чтобы каждый мог нащупать наиболее надежные места для ног.

На более сложных местах страховка идущего первым обязательна. Его страхуют основной и вспомогательными веревками, концы которых связаны у него на спине.

В таком положении удобнее идти, а снесенному течением легче плыть. При подтягивании его к берегу человек плывет на спине, и вода не заливает лицо.

Снесенного течением удерживают на основной веревке, одновременно подтягивая к берегу вспомогательной. Поэтому страхующие со вспомогательной веревкой располагаются на берегу ниже по течению от основной веревки.

При срыве переправляющегося иногда приходится бегом перемещаться по берегу, так как туго натянутая основная веревка может мешать держаться над водой. При этом очень важна согласованность действий страхующих основной и вспомогательной веревками. Пока первые дают возможность плыть переправляющемуся но течению, вторые должны подтягивать его к берегу.

На горных реках переправляться следует в ботинках, чтобы не травмировать ноги. Для устойчивости пользуются крепким шестом, который упирают % дно со стороны течения, Ставя ногу, ощупывают дно и ищут надежную опору. После того как переправился первый, натягивают перила и переправляются остальные.

Наведение перил. Даже в тех случаях, когда через реку есть кладка, которой пользуются местные жители, или надежный ствол упавшего дерева сам образовал мост, необходимо наведение перил. Если река неширокая, с более или менее спокойным течением и ниже по течению нет явно опасных мест (водопады, пороги, острые камни и т. п.), перила можно сделать из жерди, которую два человека держат каждый на своем берегу. Идущий по кладке страхуется веревкой с берега.

Веревочные перила наводятся для переправы вброд по камням, по бревну на другой берег.

Перила должны быть туго натянуты, так как слабо натянутая веревка может оказаться опаснее, чем если бы ее вообще не было. Поэтому оба конца веревки привязывают к опорам. Лучший вариант - деревья на обоих берегах.

Если дерево тонковато, тот же конец веревки привязывают еще к одному дереву, кусту или опоре, вбитой в землю и заваленной камнями. Для опоры может быть использован и крупный кустарник; веревку следует вязать у самого его корня и подстраховаться так же, как при тонких деревьях. Достаточно надежны скальные выступы, большие валуны, вбитые в землю колья или заваленные камнями жерди. Надежность перил проверяет идущий первым со страховкой с берега.

Конец веревки, закрепляемый на берегу, от которого начинается переправа, нужно завязать на опоре узлом, который можно легко развязать после завершения переправы. Если сильно потянуть за веревку, которая привязана к свободному концу узла - узел легко распустится. Остается вытащить веревку из воды.

Переправы по выступающим камням проводятся на перекатах неглубоких горных потоков и рек. Если в отдельных местах реки камни расположены далеко, можно сделать искусственные островки. Для самостраховки в руках должен быть шест, которым прощупывается дно, плотность расположения камней, их подвижность, создается дополнительная опора.

На переправах по камням через опасные реки всегда необходима страховка.

Навесная переправа , Этот вид переправы самый сложный, поэтому применяется лишь тогда, когда нет другого выхода. При отсутствии достаточного количества веревок навесные переправы невозможны. Выбор места переправы определяется следующими требованиями:

Ширина реки должна быть меньше длины основных (несвязанных) веревок на 8 - 10 метров;

- оба берега должны быть приподняты над

водой с учетом неизбежного провисания веревки;

Берег, откуда проводится переправа, должен быть выше противоположного, кроме того на нем должны быть деревья, скала или выступающие камни, за которые можно привязать веревку.

Когда место выбрано, нужно закрепить веревку на противоположном берегу. Делается это по-разному: можно бросить сдвоенную веревку с привязанными к ее середине небольшими камнями или палками в надежде, что они захлестнутся за деревья. Если найден брод, сильнейший из группы на тщательной страховке или вплавь на подручных средствах тоже со страховкой отправляется на противоположный берег, где закрепляет две основные веревки за дерево, выступающую скалу или забитые крючья. Оставшиеся туго натягивают веревки и закрепляют их.

С помощью вспомогательной веревки, закрепленной серединой, на другой берег переправляются укладки, затем люди. Располагаются переправляющиеся головой в сторону переправы, чтобы можно было подтягивать себя руками к берегу при провисании веревки.

К грудной обвязке на спине крепят середину вспомогательной веревки, чтобы помочь подтянуться к противоположному берегу и вернуть назад грудную обвязку и беседку для использования следующим человеком, Замыкающий закрепляет веревки так, чтобы можно было после его переправы снять их с противоположного берега.

Переправа по кладке наиболее удобна и безопасна, особенно в холодное время года, при большой глубине и силе потока, перекатывающихся по дну камнях. Обычно кладки встречаются в лесах и используются местными жителями. Это поваленный ствол дерева или несколько скрепленных жердей, закрепленных на берегах, Такие кладки непостоянны, часто уносятся водой после паводков, поэтому нередко их приходится делать заново. Иногда удается найти подмытый участок берега с сильно наклонившимся в сторону другого берега деревом. Такое дерево можно свалить и использовать в качестве моста. Только предварительно нужно обрубить ветви и сучья, которые будут мешать при переправе. Чтобы дерево не упало преждевременно, а легло в нужном месте, его подстраховывают веревками. Кроме того, эти веревки послужат перилами для переправляющегося первым. Во многих местах в горах и тайге по берегам рек встречаются упавшие деревья. Убедившись, что ствол дерева пригоден для переправы и поднять его по силам группе, приступают к работе. Прежде всего его очищают от веток и сучьев. Чтобы ствол не был скользким, особенно во время дождя, его поверхность покрывают насечками.

Для подготовки кладки сначала делается упор из камней или отрывается яма. Затем к более тонкому концу ствола привязывается веревка в средней своей части, а ствол кладется параллельно берегу. Толстую часть ствола кладут около упора, а за концы веревок держатся две небольшие группы. После этого по команде обе группы начинают тянуть за растяжки и приподнимают ствол. В целях безопасности старшему группы нужно следить, чтобы в радиусе ствола не было людей, Ствол поднимают под углом 40-45 градусов к земле, Увеличивать угол нежелательно, так как бревно может упасть, а при меньшем угле его будет трудно удерживать и направлять в нужную сторону.

Затем, не опуская ствол, медленно заводят его в сторону другого берега и по команде старшего медленно опускают. Если его просто бросить, оно может сломаться. После того, как бревно легло концом на другой берег, проверяют его устойчивость, при необходимости подкладывают камни или забивают колья. Затем оба конца веревки натягивают до предела, превращая ее в перила для первого участника, который идет со страховкой и после переправы готовит уже качественные перила.

Верхушку ствола можно сплавить на противоположный берег, используя силу течения, Этот способ под силу и небольшой группе.

Для этого ствол кладут параллельно берегу, надежно укрепив комель в гнезде. Затем веревку привязывают серединой к тонкому концу ствола. После этого ствол постепенно сталкивают в реку, удерживая комель, пока его не подхватит течение, Когда конец ствола начнет приближаться к противоположному берегу, его стараются приподнять немного повыше и вытолкнуть на берег, натягивая обе растяжки.

Ствол не должен захлестываться водой. Если во время переправы первого человека бревно проседало и касалось воды или уходило в воду, он, переправившись и привязав к опоре веревку для перил, должен постараться передвинуть конец ствола повыше.

Чтобы не сорваться в воду, идти по кладке нужно спокойно, на одном бревне не должно быть одновременно двух и более переправляющихся.

Переправа вплавь. Для преодоления реки вплавь следует выбирать наиболее узкие участки русла или переправляться в местах, где есть островки или отмели, на которых можно отдохнуть.

При переправе вплавь в одежде нужно помнить, что вес пловца увеличивается за счет

воды, набирающейся в одежду и обувь. Чтобы не допустить чрезмерного увеличения веса, необходимо расстегнуть рукава и воротник, вывернуть карманы и снять обувь.

Такой плотик отлично подходит для транспортировки вещей, но для людей он слишком мал. Держась одной рукой за плотик, его толкают перед собой и так переправляются на другой берег. Если течение быстрое, то плотик целесообразно привязать веревкой к руке, чтобы его не унесло. Для скрытного преодоления водной преграды можно использовать ствол дерева. Его обхватывают одной рукой и плывут, отталкиваясь ногами и загребая другой рукой.

Для маскировки можно использовать плавающие ящики или самостоятельно сделанный искусственный островок. Эти способы хороши для небольшой группы из 2-3 человек, так как большее количество этих предметов на воде может вызвать подозрение и стрельбу по ним.

На пути у альпинистов часто встречаются горные реки, которые представляют серьезные препятствия. Берега горных рек крутые, дно каменистое, с движущимися под водой валунами, вода очень холодная со скоростью течения 5-8 м в 1 с. Характерным для горных рек является резкое суточное колебание количества воды Самый высокий ее уровень бывает во второй половине дня, самый низкий - ночью, рано утром. Кроме того, уровень и скорость потока горной реки зависят от погоды и времени года. В ясную погоду, когда происходит обильное таяние снега и льда, паводки очень интенсивные, после ясной ночи утром вода спадает. Дожди и фены (теплые ветры) могут быстро увеличить мощность потока. С похолоданием уровень воды падает. С наступлением осени и зимы таяние ледников и снега уменьшается, уменьшается и количество воды в реках. В зимнее время переправиться через горные реки можно без особого риска. В летние месяцы переправы сложны и опасны.

СПОСОБЫ ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ ГОРНЫЕ РЕКИ

В практике применяются три вида переправ: над водой, вброд и вплавь при помощи плавательных средств. В зависимости от глубины, скорости потока, ширины реки и крутизны берегов выбирают тот или иной вид и способ переправы.

Переправа над водой самая надежная. К такого рода переправам относится переход по камням, находящимся на недалеком расстоянии друг от друга, со страховкой с берега или при помощи перил (рис. 115, 116).

Переходить через реку можно и по бревну (рис. 117). Этот способ надо проводить с применением перил и самостраховки, так как бревно может быть узким, шатающимся и скользким.

Переправа вброд. Существует несколько способов переправы вброд: в одиночку, групповой с опорой и без опоры. Выбор способа переправы зависит от все тех же особенностей горной реки. Спокойные не очень глубокие реки (до пояса) целесообразно преодолевать по одному с опорой на шест (выше по течению реки) (рис. 118) или с применением перил.

При переправе по перилам, закрепленной веревке, используется карабин или короткая петля, идущая от страховочного пояса. Схватывающий узел применять нельзя. Переправляющийся должен находиться ниже перил вниз по течению реки (рис. 119).

При подготовке переправы вброд необходимо соблюдать максимум мер предосторожности. Следует использовать не менее двух видов страховки, а при особо сложпых ситуациях следует организовать пост перехвата, ниже по течению, с надежной страховкой перехватывающих.

В зависимости от условий - ширины реки, ее глубины и силы потока, переправу вброд можно осуществлять переходом, опираясь на ледоруб, двойками, тройками и четверками (рис. 120).

При групповой переправе переправляющиеся руками крепко держат товарища за ткань штормовки. Штормовые брюки внизу должны быть растегнуты, в противном случае вода, наполнив брюки, придаст упавшему в несколько раз большую массу, а следовательно, увеличит нагрузку для страхующего. Во всех случаях следует переправляться в горной обуви.

Если берега реки высокие и крутые, или каньон - веревку надо закрепить за вбитые в скалы крючья или завязать ее за ствол дерева, чтобы организовать подвесную канатную переправу. В этом случае основная сложность переправы заключается в том, чтобы доставить первого на противоположный берег для организации страховки последующих. Обычно это делает самый опытный, физически подготовленный альпинист. Для его переправы делают кладки из бревен от камня к камню или набрасывают камни. Переправляющийся на страховку перепрыгивает с камня на камень или по кладке к другому берегу. Если переход через реку чрезвычайно труден и опасен, то 2-3 человека налегке поднимаются вверх по течению в поисках лучшего места перехода на противоположный берег, после чего спускаются по нему до уровня группы, перебрасывают веревку к товарищам для подвесной переправы. Делать это всей группе нецелесообразно, так как займет много времени.


Для переправы группы и грузов натягивают двойную веревку, по которой в “беседке” (подвешенной карабином к веревке) скользит альпинист. К карабину “беседки” прикрепляют веревку и тянут переправляющегося (рис. 121). Применение блока, вместо карабина, облегчает переправу (рис. 122). Переправляющийся способствует своему передвижению, перебирая руками по канату. При наклонном положении веревки скольжение идет вниз “самоходом”, без посторонних усилий.

Если река широкая и глубокая, нет стремительного течения и опасных пороговых препятствий, переправу можно осуществлять на плоту по воде. Для этого используют надувные или поролоновые матрацы, связанный хворост или плот, сбитый из жердей и бревен, и др. При такой переправе следует учитывать скорость течения воды, возможности причала, обеспечение страховки плота и людей. Страховку можно организовать с одного или обеих берегов с тем, чтобы плот не ушел по течению. Плот можно перемещать как паром, перетягивая с берега на берег. Этот способ переправы требует много времени, зато он надежен.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ ГОРНЫЕ РЕКИ

1. Перед организацией переправы необходимо произвести тщательную разведку берегов, дать оценку обстановке с учетом силы и скорости потока, глубины и рельефа русла, возможности использования опор, учесть наличие материалов и снаряжения для проведения переправы.

2. Установить способ переправы, учитывая возможности группы.

3. Определить место и время переправы.

4. Установить место для наблюдения и руководства переправой, с которого просматривается вся переправа и откуда можно давать указания.

5. Ниже по течению, в наиболее удобном месте создать пункт перехвата, подобрав двух-трех наиболее опытных, физически подготовленных и решительных спортсменов, способных в любой момент броситься на перехват.

6. При особо сложной ситуации пользоваться только двойной страховкой.

7. Руководителю группы проверять правильность действий с веревкой, обвязкой и карабинами.

8. Прежде чем начать переправу, следует проверить надежность точек закрепления, состояние веревок и карабинов.

9. Произвести инструктаж в группе о последовательности действий и точности выполнения приемов.

10. Выпускать на переправу первым наиболее опытного альпиниста, который показывает правильные приемы переправы.

11. При переправе вброд двигаться наискось вверх по течению, с обязательной страховкой с двух точек (“усы”), страхующие должны располагаться выше и ниже по течению реки. В случае падения альпиниста в воду страхующий выше по течению закрепляет и стравливает страхующую веревку, а страхующий снизу по течению подтягивает упавшего в воду к берегу.

12. При переправе с опорой на шест упираться шестом следует выше по течению.

13. При переправах с организацией для страховки перил двигаться следует сбоку перил ниже по течению.

14. Не употреблять при переправе петли со схватывающим узлом.

15. Не допускать к переправе одновременно двух и более альпинистов.

16. При больших расстояниях между берегами применять для перил только сдвоенные веревки.

17. На подвесной переправе скользить по веревке на карабине или на блоке, сидя в “беседке”, только ногами вперед, с тем, чтобы не удариться головой о противоположный берег.

18. На подвесной переправе рюкзаки, ледорубы и другое снаряжение транспортируется отдельно, альпинисты переправляются налегке.

19. Соблюдать дисциплину и порядок во время переправы. Каждому альпинисту до вызова к переправе находиться в безопасном месте.

20. Организаторы и страхующие должны быть на надежной самостраховке.