Проект "Удивительный лимон!". Совместная деятельность по экспериментированию «Чудо-лимон» (старшая группа) Эксперименты с лимоном в домашних условиях

Оказывается лимон, к которому мы привыкли с детства является кладезью химических веществ, среди которых нас интересуют лимонен и лимонная кислота. С их помощью мы и проведем опыты с лимоном.

Как с помощью лимона надуть воздушный шарик

Для того чтобы надуть воздушный шарик с помощью лимона нам понадобится следующее:

  • уксус — 3 столовых ложки,
  • сода — 1 чайная ложка,
  • лимонный сок,
  • воронка,
  • стеклянная бутылка,
  • стеклянный стакан,
  • изолента,
  • воздушный шарик.

Растворяем в стакане воды соду и переливаем в бутылку. Смешиваем лимонный сок и уксус и добавляем в бутылку. Затем быстро натягиваем на горлышко воздушный шарик и обматываем изолентой для плотности.

Реакция лимонного сока, уксуса и соды происходит с образованием достаточного объема углекислого газа достаточного для того чтобы надуть шарик.

Кстати, можно не только надуть, но и лопнуть воздушный шарик с помощью лимона.

Как с помощью лимона запустить ракету

Основными действующими веществами в этом химическом опыте являются лимонная кислота и сода. Также нам понадобятся:

  • стеклянная бутылка,
  • винная пробка,
  • цветная и туалетная бумага.

Для начала соорудим ракету. Для этого к винной пробке по бокам приклеиваем «стабилизаторы» из цветной бумаги. Растворяем 3 столовых ложки лимонной кислоты в стакане воды и переливаем в бутылку. 1 чайную ложку соды аккуратно заворачиваем в туалетную бумагу чтобы не рассыпалась. Осторожно, но в тоже время быстро закидываем этот сверток в бутылку, мгновенно и не слишком плотно закупориваем пробкой. Через некоторое время ракета с хлопком вылетит из бутылки!

Принцип опыта тот же что и у предыдущего. Ракету выталкивает углекислый газ, выделившийся в результате реакции лимонной кислоты и соды.

Вулкан из лимона

Для создания вулкана из лимона нам понадобятся:

  • лимон,
  • сода,
  • пластиковый поддон или широкая плоская тарелка.

Разрежем лимон пополам. Из одной половинки выжмем сок, больше эта часть уже не понадобятся. У второй половинки срежем верхушку и вырежем сердцевину наподобие жерла вулкана. Ложкой осторожно размягчите «жерло» вулкана. Теперь добавьте туда соду. Лимон начнет пузыриться как вулкан! Чтобы реакция продолжалась, добавляйте в сердцевину предварительно выжатый сок и соду. Если вам кажется, что вулкан слабоват, сделайте раствор жидкого мыла в воде и добавьте туда же. Красивого эффекта можно добиться добавляя в вулкан водные растворы разных пищевых красителей. Этот эксперимент воистину дает широчайший полет фантазии!


Невидимые чернила из лимона

До этого мы проводили похожие опыты с лимоном, сейчас же мы сделаем настоящие невидимые чернила ! Для этого возьмем половину лимона, ватную палочку и чашку с водой. Смешаем в чашке лимонный сок и воду в пропорции 1:1. Обмакнем ватную палочку в полученный раствор и напишем на бумаге какое-то секретное послание. После того как жидкость высохнет, следов надписи будет совсем не видно. Теперь чтобы прочитать невидимый текст достаточно будет немного нагреть бумагу, например, подержав над лампой накаливания. На бумаге отчетливо проявятся написанные слова!

Батарейка из лимона

Лимон способен вырабатывать химический ток ! Сейчас мы проведем еще один очень познавательный эксперимент. Для него нам понадобятся:

  • лимон,
  • стальной гвоздик или скрепка,
  • медная монетка или кусок медной проволоки,
  • два проводка,
  • светодиод.

Предварительно зачистив контакты, вставляем их в лимон на расстоянии не менее трёх сантиметров друг от друга. Медный контакт будет плюсом, стальной — минусом. Чем длиннее будут контакты, тем выше будет вырабатываемое напряжение. Теперь соединяем проводками контакты в лимоне с ножками светодиода. Тут важно соблюдать полярность, т.к. светодиод проводит ток только в одну сторону. Обычно ножки делают разной длины: короткая минус, длинная плюс. Т.е. провод от стального контакта соединяем с короткой ножкой, от медного — с длинной. Если вдруг светодиод не загорелся, поменяйте проводки местами.

Лимон — пятновыводитель

Свойство лимона обесцвечивать различные вещества можно изучить на следующих очень простых примерах. Капните йод на ватный диск. Затем выжмите несколько капель лимонного сока на йодное пятно. Пятно исчезло! Это свойство нам знакомо из повседневной жизни. Добавив дольку лимона в крепкозаваренный чёрный чай, мы можем наблюдать, что чай посветлел. Чем лимон кислее, тем лучше он проявляет свои обесцвечивающие свойства.

Кстати, у нас есть хороший опыт с йодом и крахмалом , наглядно демонстрирующий обесцвечивание веществ с помощью кислоты.

Как мы увидели, лимон является, пожалуй, самым научным фруктом, а опыты с лимоном отличаются большим разнообразием. Экспериментируйте вместе с нами и обязательно повторите это дома!

Все мы привыкли к лимону как к продукту, с которым можно выпить чашечку чая или приготовить хороший десерт, но сегодня я хочу с вами рассмотреть его как кладезь химических веществ!

Невидимые чернила из лимона

Для этого забавного таинственного эксперимента возьмите: лимон, ватную палочку, миску с водой. Выдавите сок лимона, смешайте в чистой посуде 1:1 сок и воду. Мокните ватную палочку в воду и на листке бумаги напишите секретный текст. Дайте надписи высохнуть, теперь наш лист пуст, и на нем ничего нет. Теперь самое интересное: необходимо наш лист подержать над заранее зажженной свечой, на приличном от пламени расстоянии, и о чудо, наша секретная надпись начинает проявляться! Теперь вы точно знаете, как передать секретное послание, чтобы никто не знал о нем!


Вы не любите надувать воздушные шарики? В этом вам поможет ЛИМОН!


Для этого опыта нам понадобится:
сок одного лимона
сода -1 столовая ложка
воздушный шарик
уксус-3 столовые ложки
изолента
стеклянная банка
стакан
Растворите соду в бутылке с водой. Добавьте сок лимона и уксус. Быстро натяните воздушный шарик на горло бутылки и замотайте для плотности изолентой. Реакция, коротая произойдет в бутылке между содой, уксусом и соком лимона, позволит надуть наш шарик. Это реакция углекислого газа.

Как мы с вами сегодня убедились, лимон можно не только употреблять в пищу, но и делать с ним много интересных опытов!

Удачных экспериментов!

Фотографии взяты из открытых источников.

НЕОкухня «Опыты с лимоном»

Цель: посредством поисково – исследовательской деятельности поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта в успешной собственной исследовательской деятельности и формированию мотивационной готовности к обучению в школе.

Образовательные задачи:

Способствовать формированию умения детей анализировать результаты наблюдения и делать выводы;

Способствовать развитию интереса к окружающему миру, логического мышления в процессе проведения элементарных опытов.

Развивающие задачи:

Способствовать развитию сенсорных чувств, речи, внимания.

Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с фруктами

Расширить представления детей о значимости фруктов в жизни человека.

Воспитательные задачи:

Содействовать воспитанию доброжелательных отношений друг к другу, учитывая индивидуальные особенности детей.

Воспитывать самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности .

Материалы: 3 стола, 3 коробки для тактильного обследования, 4 стакана с лимонным соком, тарелка (пиала, стакан) с соком лимона и 11 одноразовых ложек, поднос с муляжами фруктов, таз с водой, прозрачный графин, лимоны 15 шт. ,1 очищенный лимон, салфетки, бейджики 3-х цветов, 12 резиновых перчаток, фартуки, лупы, кружки по числу детей (10), блюдца 10 шт., 4 стакана с землей, 4 косточки лимона, 4 лейки, чай в пакетиках. Готовый поднос с чаем, отдельно нарезанный лимон на зубочистках. Зубочистки, 2 яблока. Фломастеры 10 шт. Ватные диски. Мультимедиа, презентация, технологические карты.

1. Организационный момент. Звучит музыка. Дети входят в зал, здороваются с гостями

Доброе утро! (Поворачиваются друг к другу,

Улыбнись скорее! Разводят руки в стороны .

И сегодня весь день Хлопают в ладоши

Будет веселее.

Разотрем ладошки Движения по тексту

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы потрем

И здоровье сбережем (Разводят руки в стороны)

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!

Ребята, как вы думаете, что нам помогает сохранить здоровье? (ответы детей: здоровый образ жизни, занятия спортом, и правильное питание)

Сегодня, я всех вас приглашаю на необычную кухню. Кто бы мог подумать, что хорошо знакомые всем овощи или фрукты, или другие вещества, которые можно обнаружить на обычной кухне, обладают чудесными свойствами! Эти свойства изучает химия - очень интересная наука. Я приглашаю вас на НЕОкухню! Где мы узнаем много интересного, а заодно и перекусим. Согласны?

Сегодня мы с вами проведем несколько опытов и экспериментов с одним из фруктов. Какой это фрукт, вы догадаетесь сами, когда его исследуете на ощупь, на вкус и запах. Когда будете проводить исследование, я прошу вас вслух не говорить, если вы уже догадаетесь, о чем идет речь. Скажете тогда, когда пройдете все три этапа обследования.

По цвету бейджиков, разделитесь на три команды. Встаньте около столов.

Здесь мы будем определять по запаху. Что будем делать? (Нюхать)

Здесь мы будем определять на ощупь (показывает).

Здесь пробовать на вкус. Ложки в стакане с соком (Воспитатель дает установку по использованию ложки и кладет на отдельную тарелку).

Начинаем работать, после завершения, меняемся местами.

(Дети идут по кругу, звучит спокойная музыка).

А теперь возьмите карточку с изображением того фрукта, который по вашему мнению вы обследовали. А Вова с Ланой возьмут муляж этого фрукта и покажут всем.

Что это?

Как вы догадались? (Кислый, овальный, запах лимона)

А запах приятный или нет?

Он почти, как апельсин

С толстой кожей, сочный

Недостаток лишь один

Кислый очень, очень.

Как часто вы употребляете лимон?

Все ли части лимона целебны?

Чудесны ли свойства лимона?

Во всех этих вопросах мы попытаемся разобраться на нашей неокухне.

Хочу вам напомнить несколько правил, которые необходимо соблюдать в НЕОкухне.

Все, что будем делать - должно быть безопасным для окружающих.

Будьте внимательными и осторожными

Если необходимо, помогите друг другу. Технологическая карта.

1-опыт. Возьмем лимон с кожурой и очищенный. Какой лимон тяжелее? Возьмем неочищенный лимон и поместим его в воду. Лимон не тонет. А очищенный – утонул. Почему?

2-опыт. (Садятся за столы)

Давайте с помощью лупы исследуем кожуру лимона.

Что вы видите? (ответы)

Вывод : Кожура лимона очень рыхлая, пористая и содержит в порах много воздуха, поэтому лимон не тонет.

3-опыт. Есть ли в лимоне сок? Давайте проверим.

Возьмите с тарелки половинку лимона. Положите его на салфетку срезом вниз. Теперь поднимите лимон.

Что вы заметили? (салфетка стала мокрой)

Почему она стала мокрой? (у фруктов есть сок)

Какой это сок, если он из лимона? (лимонный)

Как выжать сок из лимона?

Пальчиковая гимнастика. (Стоя )?

Представьте себе, что в одной руке у вас находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулачок. Почувствуйте, как напряжена правая рука. Затем бросьте «лимон» в левую руку, сожмите и расслабьте руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, овальный он.

С силой я его сжимаю-

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Надеть перчатки и выдавить сок на тарелку

Рассмотрите сок. Какого он цвета? (не прозрачный, желтоватый)

Имеет ли запах?

4-й опыт. Яблоки и лимон – друзья

Разрезать яблоко пополам. На одну половину кладем лимон, другую оставляем открытой. Результат опыта мы увидим через несколько минут, а пока предлагаю вам посмотреть на экран. (приготовить заранее яблоко с лимоном)

Презентация о лимоне

Вернемся к яблоку. Что вы видите? Свободная половинка потемнела, а под лимоном светлая. Почему?

Многие фрукты и овощи со светлой мякотью на срезе меняют цвет под воздействием кислорода, а вот цитрусовые - нет, потому что в их ткани очень много аскорбиновой кислоты. Значит, лимонный сок можно использовать для предотвращения потемнения фруктов.

5-й опыт. Лимон-пятновыводитель. (Убрать на столах коробки и поставить фломастеры и 3 миски с соком и ватные диски пот количеству детей )

Поскольку под действием лимона яблоко светлеет, у меня возникла идея использовать лимон как пятновыводитель. Нарисуйте фломастером черту на ткани и попробуем с помощью сока лимона ее обесцветить.

Научное обоснование результата:

Лимонная кислота при взаимодействии с веществами, входящими в состав чернил фломастера, образуют очень прочные бесцветные комплексы, хорошо растворимые в воде, поэтому лимон можно использовать как пятновыводитель.

Итак. Что мы сегодня узнали о свойствах лимона?

Выводы детей…

Лимон очень полезен, (широкий спектр применения ) он содержит много витаминов , он помогает при простуде, повышает иммунитет. Но мы должны знать, что сок лимона в чистом виде, может разрушить эмаль зубов, поэтому, если съел лимон, не забудь прополоскать рот водой.

Чистый сок лимона пьют? Нет. Его можно добавить в пищу. Очень вкусными получаются многие кулинарные блюда, если в них добавить лимонного сока. Я предлагаю вам добавить лимонный сок в чай и выпить его, а также угостить наших гостей этим полезным напитком. Будьте все здоровы!

Индивидуальное поручение (Работа по подгруппам. Надеть фартуки)

1. Готовит чай с лимоном.

2.Посадка лимонных косточек.

3.Полив из леек.

Что нового узнали о лимоне?

Воспитатель (вывести на экран мультимедиа)

Он заклятый враг простуды, (повторяют за воспитателем.)
Им с тобой лечиться будем.
Дольки в чай его кладем,
С удовольствием мы пьем,
Добавляя мед с малинкой,
Потому что в серединке
Он содержит аскорбинку.
Кислотой наполнен он,
Доктор Айболит – лимон.

Расскажите дома о полезных свойствах лимона. В этом вам поможет памятка о нашей работе в НЕОкухне.

До свидания! До новых встреч в НЕОкухне

Руководитель: Спирина Ольга Александровна Учитель начальных классов МОУ Оржицкая ООШ.

Ломоносов 2015 год.

  1. Теоретическая часть
  1. Актуальность.
  2. Цели и задачи проекта
  3. Лимон – что же э такое?
  4. О родине лимона.
  5. Интересные факты о лимоне.
  6. Легенды о лимоне.
  7. Влияние витамина С на организм человека.
  8. Свойства лимона.
  1. Практическая часть
  1. Опыт №1 «Чай с лимоном».
  2. Опыт №2 «Лимон - пятновыводитель».
  3. Опыт №3 «Засекреченное послание».
  4. Опыт №4 «Лимон надувает воздушный шарик».
  5. Опыт № 5 «Лимонная батарейка».
  6. Опыт №6 «Лимонная кислота».
  1. Приложение.
  1. Результаты анкетирования детей 1 класса МОУ Оржицкая ООШ.
  2. Интервью со школьной мед.сестрой Шаповаловой Натальей Викторовной.
  3. Применение лимона в различных областях.
  4. Полезные советы.
  5. Это интересно.
  1. Выводы
  1. Список источников

«Волшебная сила лимона!»

Актуальность:

В зимний период многие из нас испытывают воздействие зимних и весенних авитаминозов – состояний, вызванных отсутствием и недостатком витаминов. В такую погоду нас выручает чай с лимоном. Почему именно этот напиток нам нравится больше всего? А потому, что он придаёт хорошее самочувствие и отличное настроение не только в зимний период, но и утоляет жажду летом. Да, все знают, что лимон содержит довольно много витамина «С».

Поэтому мне очень захотелось узнать, какие еще вещества входят в состав лимона, и какое действие он оказывают на организм человека.

Цель и задачи проекта:

Тема проекта: «Волшебная сила лимона!»

Гипотеза: Предположим, что лимоны обладают не только целебными свойствами, но имеют и волшебную силу при взаимодействии с другими веществами.

Цель проекта: Познакомиться с ролью лимона в жизни человека и выделить его достоинства и волшебные особенности.

Задачи проекта:

  1. Изучить литературу о полезных свойствах лимона, о составе веществ, содержащихся в его плодах;
  2. Изучить историю лимона;
  3. Доказать важность применения лимонов в жизни;
  4. Провести серию опытов по изучению свойств и взаимодействия его с отдельными веществами;
  5. Провести социологический опрос среди учащихся для выяснения пользы лимона;
  6. Описать полученные результаты исследования.

Объект исследования: лимон

Предмет исследования: свойства лимона

Методами исследования были:

  1. сбор и анализ информации по данной теме;
  2. социологический опрос;
  3. интервью с врачами;
  4. эксперимент;
  5. наблюдение.

Составление плана исследования:

  • Определение темы, цели и задач;
  • Выдвижение гипотезы;
  • Выбор методов исследования.

Проблемные вопросы:

  1. Положительное влияние витамина С на организм человека?
  2. Что входит в состав лимона?
  3. Как люди используют лимоны?
  4. Насколько популярен лимон среди детей?
  5. Какую волшебную силу таит в себе драгоценный дар природы?

Время работы над проектом - 1 месяц

Режим работы - внеурочный

Тип проекта - информационно-исследовательский

Материалы о оборудование:

  • Источники информации по теме;
  • Компьютер;
  • Фотоаппарат;
  • Лимоны;
  • Материалы для опытов (Чайник с заваренным чаем, две кружки, йод, ватные диски, л ист бумаги, ватная палочка, настольная лампа, пищевая сода, пластиковая бутылка с узким горлом, воздушный шарик, саморезы или гвозди, медные монетки, медные провода, светодиод, чайник с известковым налетом, лимонная кислота).
  1. Теоретическая часть

Лимон – что же это такое?

Лимон – вечнозелёное субтропическое дерево высотой от 3 до 7 м семейства рутовых, с колючими ветками и яркими белыми цветками с фиолетовым венчиком. Выращивают их повсюду в странах субтропического природного пояса.

Многочисленные сорта лимона в культуре делят на две группы - древовидные (высокорослые - до 6 м высотой - деревья; плоды образуются в глубине кроны) и кустовидные (небольшие (до 3-4 м высотой) кусты с менее густой кроной; плоды образуются на концах ветвей). Кустовидные сорта менее урожайны, чем древовидные.

Листья кожистые, зелёные, длиной 10-15 см, шириной 5-8 см. Цветки пазушные, одиночные или парные.

Плод длиной 6-9 см, диаметром 4-6 см, яйцевидный или овальный, к обоим концам суженный, с соском на верхушке, светло-жёлтый, с трудно отделяющейся бугорчатой или ямчатой коркой , содержащей множество желёзок с эфирным маслом.

Внутренняя часть плода с несколькими гнёздами. Семена яйцевидные, жёлто-зелёные или белые, в разрезе зеленоватые.

Мякоть составляет около 60 % веса плода, корка - около 40 %.

О родине лимона

Родиной лимона считаются тропики и субтропики Китая, Индии и Бирмы. В настоящее время культивируется в Странах Средиземноморья, США, на Кавказе.

Лимон – древнее профилактическое и витаминное средство. На английском флоте в конце XVIII века был введён обязательный приём 30 грамм лимонного сока ежедневно, что надёжно охраняло моряков от цинги в дальних походах. В средние века считали, что лимоны предохраняют от чумы и являются противоядием при укусах змей.

Название «лимон» произошло от малайского слова «лемо». В Индии этот плод называется «ниму», а в Китае «лимунг», что означает полезный для матерей.

Интересные факты о лимоне

Древнегреческий философ Теофраста, приблизительно 300 лет до н.э., впервые упомянул о лимоне. Он писал, что душистый плод совершенно не употребляли в пищу, а использовали только для борьбы с молью. Ароматные кусочки лимона прятали в складки одежды. Но уже позднее о лимоне заговорили по-другому. И началось всё с легенды…

Легенды о лимоне

Однажды любимый слуга одного из кавказских царей за какую-то провинность попал в немилость. Разъяренный повелитель велел немедленно посадить своего слугу в тюрьму и приказал стражникам кормить заключенного только одним видом пищи. На вопрос, каким именно, владыка, смилостивившись, ответил: "Пусть выбирает сам". Заключенному ничего не оставалось делать, как исполнить царскую волю. И он ее выполнил, попросив давать ему только... лимоны . А недоуменным стражникам пояснил: "Аромат лимона будет веселить мне мысли, кожура плодов и зерна будут полезны для моего сердца, в мякоти же лимона я найду себе пищу, а соком буду утолять жажду".

Родина лимонов - Индия и тихоокеанские тропические острова.

Известно, что это войска Александра Македонского привезли лимоны из Индии в Грецию и Палестину. Тогда лимон называли «индийское яблоко» или «цитрон».

В ХІІІ веке крестоносцы привезли лимоны в Италию, а оттуда фрукт попал во Францию, где сразу же завоевал популярность среди модниц - дамы считали, что кислый сок лимона делает губы ярче.

Лимоны - низкокалорийные плоды, но их питательной мощи посвящены сказания, легенды и даже греческие мифы. Их исследователи считают, что именно лимоны являлись теми золотыми яблоками Гесперид, которые необходимо было добыть Гераклу, чтобы черпать из них энергию и силу для свершения своих подвигов.

«Древние скандинавы в своих мифах называли лимоны «яблоками бессмертия» за способность исцелять и предотвращать дряхление, а в русских сказках лимоны называли «золотыми молодильными яблочками».
Скандинавские легенды упоминают “золотые яблоки бессмертия”. Кому посчастливилось полакомиться ими, тот не знал в своей жизни болезней – длительных, изнуряющих, с болью и муками в старости. Под этими поэтическими названиями скрываются отнюдь не яблоки, а лимоны, особые свойства которых известны уже многие сотни лет.

В Россию лимон попал во времена Петра I.

Положительное влияние витамина С на организм человека

  • Прежде всего тем, что содержит витамин С, что очень важно для укрепления иммунитета. Лимоны спасают от сезонных простуд и инфекций.
  • Выводит шлаки и токсины из организма.
  • Улучшает работоспособность.
  • Улучшает внимание и память.
  • Снижает кислотность желудка.
  • Контролирует давление.
  • Обладает мягким мочегонным действием.
  • Убивает микробы, препятствует развитию бактерий.
  • Укрепляет стенки кровеносных сосудов.
  • Разжижает кровь.
  • Обладает ранозаживляющим действием при наружных проблемах с кожей.
  • Лимон полезен для волос.
  • Лимоны улучшают цвет лица, сохраняют молодость кожи.
  • Укрепляет ногти.
  • Борется с грибком.
  • Снимает зуд и покраснения кожи.

Состав лимона

  • Органические кислоты;
  • Витамины;
  • Красящее вещество;
  • Минеральные соли;
  • Сахар;
  • В кожуре эфирное масло.

Свойства лимона многогранны

  • Бактерицидное;
  • Тонизирующее;
  • Антисептическое;
  • Ароматизирующее;
  • Общеукрепляющее;
  • Восстанавливающее;
  • Отбеливающее.
  1. Практическая часть

Опыт №1. «Чай с лимоном»

Цель: Узнать, как ведет себя лимон с натуральным красителем чая, который меняет цвет наших зубов.

Гипотеза: Предположим, что лимон из-за своей кислоты, обесцвечивает цвет чая.

Я взяла 2 кружки и налила в них крепкий чай. После этого, я положила в одну из кружек кусочек лимона.

Вывод – наша гипотеза подтвердилась.

Лимон обесцветил чайную окраску, тем самым защитил наши зубы от появления на них желтоватого оттенка.

Опыт №2. «Лимон – пятновыводитель»

Цель: Узнать, как ведет себя лимон с пятнами на ткани, одежде.

Гипотеза: По результату предыдущего опыта, мы увидели, что лимон может выбеливать цвета. Значит, он может помочь вывести некоторые пятна.

Я взяла йод и капнула на ватный диск. Затем выжала несколько капель лимонного сока на йодное пятно. Пятно исчезло.

Вывод - наша гипотеза подтвердилась.

Лимон может помогать выводить некоторые пятна с одежды, без применения химических веществ.

Опыт №3. «Засекреченное послание»

Цель: Узнать, как ведет себя лимон при нагревании

Я выжала несколько капель лимона, взяла ватную палочку и нарисовала на листе солнышко. Но рисунок мой не был виден и, поэтому, я стала нагревать мой рисунок перед лампой. Сначала ничего не было видно, а затем мой рисунок нагрелся и проявился.

Вывод: Лимонный сок при нагревании приобретает желтый оттенок на бумаге. Наше «послание» оказалось рассекреченным. Опыт можно применить в игре.

Опыт №4. «Лимон надувает воздушный шарик»

Цель: Узнать, как взаимодействует лимон с пищевой содой.

Гипотеза: При гашении соды в кулинарии используют уксусную кислоту, значит, сок лимона тоже может быть гасителем соды и выделять летучий газ.

В пластиковую бутылку я насыпала соду, затем туда же влила выжатый лимонный сок и быстро надела на бутылку воздушный шарик. Так как в бутылке начался процесс выделения газа, мой воздушный шарик начал надуваться.

Вывод:

При взаимодействии соды и кислоты лимона, образуется газ, который может надуть шар.

Опыт №5. «Лимонная батарейка»

Цель: Изучить лимон, как проводник электричества.

Я приготовила 4 лимона, 4 медные проволочки (примерно по 10 см. каждая), 4 медных монетки, 4 шурупа и 1 светодиод. Папа зачистил противоположные концы проволок на расстоянии 2-3 см. Сделали в лимонах надрезы и вставили в них монетки и проволочки. К другим концам проволочек прикрутили по одному шурупу к каждой. Воткнули в лимоны на расстоянии 1-1,5 см. от монеток. А в одном месте к разным концам проволочек я поднесла светодиод. Что произошло? Да! Лампочка загорелась!

Вывод: Лимонная цепь, без наличия источника тока - зажигает светодиод!

Опыт №6. «Лимонная кислота»

Цель: Узнать, как взаимодействует лимон с известковым налетом в чайнике.

Гипотеза: Предположим, что лимонная кислота удаляет известковый налет из чайника.

Когда долго пользуешься чайником, то на дне появляется известковый налёт. Снять этот налёт очень легко с помощью лимонной кислоты. Для этого просто надо налить в чайник воды, высыпать туда пакетик лимонной кислоты, прокипятить и дать чуть-чуть постоять. Затем воду слить, а чайник ополоснуть. И наш чайник снова как новый.

Вывод: При кипячении чайника с добавлением лимонной кислотой, известковый налет удаляется.

Вывод по результатам исследования:

За время нашего исследования мы изучили роль лимона в жизни человека, выделили его достоинства и волшебные особенности.

Гипотеза, выдвинутая нами, что лимоны обладают не только целебными свойствами, но имеют и волшебную силу при взаимодействии с другими веществами оказалась верной.

Цель и задачи нашей работы достигнуты. Проведенные исследования и обзор литературы позволили нам не только сделать правильные выводы о пользе лимона, но и узнать историю лимона, где применяется лимон и сделать соответствующие выводы. Лимонные свойства многогранны. Лимон служит как тонизирующее, отбеливающее, ароматизирующее, общеукрепляющее, восстанавливающее, бактерицидное полезное вещество.

Лимон имеет широкое применение как в кулинарии, фармацевтике, так и в бытовых ситуациях. Поистине лимон полезный фрукт, таинственный фрукт, волшебный и загадочный фрукт. Ни одно растение не может соперничать по своим целебным свойствам и волшебной силе с лимоном.

На этом свои исследования мы хотим окончить, и по нашему мнению, ту цель, которую мы перед собой поставили, выполнили сполна. Я даже сама не ожидала, что лимон окажется таким чудо-фруктом. Ведь я его только употребляю как витамин, да пью чай, чтобы не заболеть.

Моя исследовательская работа получилась интересной, я много узнала, и на этом не буду останавливаться, буду дальше изучать вещи и явления находящиеся вокруг меня.

Осмелюсь всем дать совет:

Попробуйте начинать день с чашки тёплой воды с лимонным соком, т.к. он бодрит и повышает иммунитет. Запах лимона способен повысить работоспособность, снизить сонливость. И если разложить кусочки лимона в классе, это окажет благоприятное воздействие на учеников.

Подружитесь с лимоном, доверяйте его волшебной силе и будете здоровы. Надежный лекарь избавит вас от старых болезней и убережет от новых. Будьте здоровы!

/ПРИЛОЖЕНИЕ №1/

Результаты анкетирования

Когда я увлеклась этой темой, то мне стало интересно, много ли моих одноклассников любят лимон?

Следующим шагом моих исследований стало анкетирование моих одноклассников о роли в их жизни лимона. Анкета - опросник

Вопрос №1

Вопрос №2

Вывод: Большинство детей нашего класса любят есть лимон. Но, к сожалению, мало кто из них знает, что все части лимона полезны, кроме косточек.

/ПРИЛОЖЕНИЕ №2/

Интервью со школьной медсестрой

Наталья Викторовна, расскажите, пожалуйста, чем же определяется польза лимона?

Н.В.: Прежде всего, конечно, аскорбиновой кислотой, или витамином «С», лечебное значение которого известно многим. Сегодня известно, что витамин «С» повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, особенно так называемого простудного характера. Вот почему лимоны можно рекомендовать (наряду с другими фруктами и овощами) как средство для неспецифической профилактики гриппа и гриппоподобных заболеваний. Тем более что насыщенность организма этим витамином повышает сопротивляемость к воздействию холода. Помимо этого, данный витамин обладает способностью ускорять заживление ран, ожогов и переломов костей, содействует более быстрому выздоровлению при ревматизме, туберкулезе, аллергических поражениях. По некоторым данным больные различными инфекциями также испытывают облегчение при лечении аскорбиновой кислотой.

Наталья Викторовна, как часто в нашей школе дают детям лимон, и в какие блюда его добавляют?

Н.В.: Профилактика гриппа, особенно в зимнее и весеннее время, в нашей школе проводится ежедневно. В том числе с помощью витамина С. В рацион детей добавляют либо лимон (его режут в чай), либо в компоты добавляют лимонную кислоту, что тоже повышает иммунитет детей.

Спасибо, Наталья Викторовна, за познавательную беседу.

/ПРИЛОЖЕНИЕ №3/

Применение лимона в различных областях

Много интересного я узнала о применении лимона:

  1. Он входит в состав многих мазей, эмульсий, масок, лосьонов, туалетных вод, применяемых для гигиенического ухода за кожей и выведения веснушек.
  2. В настоящее время плоды лимона находят широкое применение в кондитерской промышленности (для приготовления цукатов, конфет, эссенций, соков, напитков и т. д.). Возможно применение в кулинарии в соусах, заправках для салатов, выпечке. В различных книгах по кулинарии встречаются указания по приготовлению тех или иных блюд, например такие: «Добавьте цедру лимона или апельсина».
  3. Фармацевты используют лимон. Из прессованной свежей кожуры плодов получают лимонное масло, которое используется для улучшения вкуса и запаха лекарств.
  4. В парфюмерии из цветов, листьев и плодов лимона добывают ценные эфирные масла, которые идут на изготовление духов.
  5. В домашних условиях можно приготовить лимонад. Такой лимонад выходит не только на много дешевле, чем магазинный, но и полезней.
  6. Рекомендуется применять при уборке помещений. Платок или ватный шарик с несколькими каплями лимонного сока в шкафу помогает избавиться от моли. А можно поместить в шкаф лимонные корки.
  7. Пятна от ржавчины легко можно убрать с помощью лимона. На сухую ткань нанесите сок лимона, оставьте на полчаса, затем стирайте в машинке с обычным порошком.

/ПРИЛОЖЕНИЕ №4/

Полезные советы:

Как выбрать лимон?

  • Часто мы в магазинах или на рынке можем увидеть очень красивые, глянцево-натертые лимоны. Они обычно больше средних размеров. Их могут натирать воском. Нужно знать, что с возрастом кожура лимона становится все толще и толще, а витаминов под ней все меньше и меньше.
  • Отсюда вывод: большой размер для лимона - не главное. Лучше покупать небольшие лимоны и для нас лучше всего, наверно, абхазские лимоны. Лимон что моложе, всегда с зеленым хвостиком. Кожура его тоньше, с зеленоватым цветом. Черные точки на кожуре - плохой знак. Такие лимоны были переморожены. Полезных веществ в них меньше, а горечи больше.
  • Самое неполезное в лимоне - это косточки. Они могут спровоцировать сильное выделение желчи и аллергическую реакцию. А самое полезное - белая прослойка. В ней больше всего витамина С.
  • Наверно, каждая хозяйка знает, что полезно очень протирать разделочные деревянные доски, которыми мы пользуемся каждый день, соком лимона. Уничтожаются все микробы. Не забывайте периодически это делать.

/ПРИЛОЖЕНИЕ №5/

Это интересно:

О возрасте лимонов

Плоды некоторых цитрусовых иногда не опадают 1,5-2 года. Как правило, лимоны и апельсины сами не опадают на первом году созревания. Если их не срезать до зимы желтыми, то они снова начинают зеленеть весной. Летом их кожура очень утолщается, осенью она снова желтеет, как бы поспевает вторично. Но двухлетние плоды, несмотря на величину, имеют меньше вкусовых и лечебных качеств, то есть содержат меньше витаминов, кислот. Поэтому не гонитесь за большими толстокожими плодами, они могут быть "старыми". Надо учитывать и то, что, как правило, лимоны срывают еще зелеными, со спелыми их нельзя даже сравнивать по лечебным свойствам. Чтобы сделать незрелые плоды полезнее, их надо употреблять с медом.

Лимонный фестиваль

Жители городка на целых три недели погружаются в сказочный мир - все раскрашено в яркие желто-оранжевые цвета, дома и улицы декорированы всевозможными композициями и скульптурами, сооруженными из лимонов и апельсинов, зажигаются огни фейерверков, а по городу гуляют десятки фольклорных музыкальных групп, исполняя французские народные мелодии.

Список использованной литературы:

  1. Энциклопедия «Я познаю мир», М. А. Торопова
  2. Большая энциклопедия дошкольника., РООССА
  3. Детская энциклопедия. «Росмен», Д. Элиот
  4. Энциклопедия полезных комнатных растений. Лимон. А. Блейз.
  5. НЯМ - Большая энциклопедия детского питания
  6. Лимон

    http://relaxic.net/lemon-festival/

Краткое содержание: Химический опыт - невидимые чернила. Опыты с лимонной кислотой и содой. Эксперименты с поверхностным натяженим на воде. Могучая скорлупа. Научи яйцо плавать. Анимация. Опыты с оптическими иллюзиями.

Ваш малыш любит всё таинственное, загадочное и необычное? Тогда обязательно проведите вместе с ним описанные в этой статье нехитрые, но очень любопытные опыты. Большинство их них удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.

Ваши сын или дочь непременно заслужат уважение сверстников, показывая им опыты как фокусы. Например, они смогут заставить "кипеть" холодную воду или с помощью лимона запускать самодельную ракету. Подобные развлечения можно включить в программу дня рождения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Невидимые чернила

Для проведения опыта вам понадобятся: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.
1. Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды.
2. Обмакнём спичку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой.
3. Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включённой настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.

Лимон надувает воздушный шар

Для проведения опыта вам понадобятся: 1 ч.л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.
1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.

2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.

3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.
Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Лимон запускает ракету в космос

Для проведения опыта вам понадобятся: бутылка (стекло), пробка от винной бутылки, цветная бумага, клей, 3 ст.л лимонного сока, 1 ч.л. пищевой соды, кусочек туалетной бумаги.

1. Вырезаем из цветной бумаги и приклеиваем с обеих сторон винной пробки полоски бумаги так, чтобы получился макет ракеты. Примеряем "ракету" на бутылку так, чтобы пробка входила в горлышко бутылки без усилий.

2. Наливаем и смешиваем в бутылке воду и лимонный сок.

3. Заворачиваем пищевую соду в кусочек туалетной бумаги так, чтобы можно было просунуть в горлышко бутылки и обматываем нитками.

4. Опускаем пакетик с содой в бутылку и затыкаем её пробкой-ракетой, но не слишком плотно.

5. Ставим бутылку на плоскость и отходим на безопасное расстояние. Наша ракета с громким хлопком взлетит вверх. Только не ставьте её под люстрой!

Разбегающиеся зубочистки

Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.

1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.
3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!
Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

Могучая скорлупа

Для проведения опыта вам понадобятся: 4 половинки яичной скорлупы, ножницы, узкая липкая лента, несколько полных консервных банок.
1. Обернём липкую ленту вокруг середины каждой половинки яичной скорлупы.

2. Ножницами отрежем излишки скорлупы так, чтобы кромки были ровными.

3. Положим четыре половинки скорлупы куполом вверх так, чтобы они составили квадрат.
4. Осторожно кладём сверху банку, затем ещё одну и ещё... пока скорлупа не лопнет.

Вес скольких банок выдержали хрупкие скорлупки? Суммируйте вес, обозначенный на этикетках, и узнаете, сколько банок можно положить, чтобы фокус удался. Секрет силы - в куполообразной форме скорлупы.

Научи яйцо плавать

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.
2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.
3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

"Наживка" для льда

Для проведения опыта вам понадобятся: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.

Поспорь с приятелем, что с помощью нитки ты вытащишь кубик льда из стакана с водой, не замочив рук.

1. Опустим лёд в воду.

2. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.

3. Насыпем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут.
4. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.

Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.

Может ли "кипеть" холодная вода?

Для проведения опыта вам понадобятся: плотный носовой платок, стакан воды, аптечная резинка.

1. Намочим и выжмем носовой платок.

2. Нальём полный стакан холодной воды.

3. Накроем стакан платком и закрепим его на стакане аптечной резинкой.

4. Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см погрузился в воду.
5. Переворачиваем стакан над раковиной вверх дном.
6. Одной рукой держим стакан, другой слегка ударим по его дну. Вода в стакане начинает бурлить ("кипит").
Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит".

Соломинка-пипетка

Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.

1. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.

2. Опустим соломинку в воду.

3. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.

4. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.

По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

Соломинка-флейта

Для проведения опыта вам понадобятся: широкая соломинка для коктейля и ножницы.
1. Расплющим конец соломинки длиной около 15 мм и обрежем его края ножницами.
2. С другого конца соломинки прорезаем 3 небольших отверстия на одинаковом расстоянии друг от друга.
Вот и получилась "флейта". Если легонько подуть в соломинку, слегка сжав её зубами, "флейта" начнёт звучать. Если закрывать пальцами то одно, то другое отверстие "флейты", звук будет меняться. А теперь попробуем подобрать какую-нибудь мелодию.

Соломинка-рапира

Для проведения опыта вам понадобятся: сырая картофелина и 2 тонкие соломинки для коктейля.
1. Положим картошку на стол. Зажмём соломинку в кулаке и резким движением попытаемся воткнуть соломинку в картофелину. Соломинка согнётся, но картошку не проткнёт.
2. Возьмём вторую соломинку. Закроем отверстие вверху большим пальцем.

3. Резко опустим соломинку. Она легко войдёт в картошку и проткнёт её.

Воздух, который мы зажали большим пальцем внутри соломинки, делает её упругой и не позволяет ей перегибаться, поэтому она легко протыкает картофелину.

Птичка в клетке

Для проведения опыта вам понадобятся: кусок плотного картона, циркуль, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, толстые нитки, иголка и линейка.
1. Вырезаем из картона круг любого диаметра.
2. Иголкой прокалываем на круге по две дырки.
3. Сквозь дырки с каждой стороны протащим по нитке длиной примерно 50 см.
4. На лицевой стороне круга нарисуем клетку для птиц, а на оборотной - маленькую птичку.
5. Вращаем картонный круг, держа его за концы нитей. Нитки закрутятся. Теперь потянем их концы в разные стороны. Нитки будут раскручиваться и вращать круг в обратную сторону. Кажется, что птичка сидит в клетке. Создаётся эффект мультипликации, вращение круга становится невидимым, а птичка "оказывается" в клетке.

Как квадрат превращается в круг?

Для проведения опыта вам понадобятся: прямоугольная картонка, карандаш, фломастер и линейка.
1. Положим линейку на картонку так, чтобы одним концом она касалась её угла, а другим - середины противоположной стороны.
2. Поставим фломастером на картонке 25-30 точек на расстоянии 0,5 мм друг от друга.
3. Проткнём острым карандашом середину картонки (серединой будет пересечение диагональных линий).
4. Уприте карандаш в стол вертикально, придерживая его рукой. Картонка должна свободно вращаться на острие карандаша.
5. Раскрутим картонку.
На вращающейся картонке появляется круг. Это всего лишь зрительный эффект. Каждая точка на картонке при вращении движется по кругу, как бы создавая непрерывную линию. Ближайшая к острию точка двигается медленнее всего, её-то след мы и воспринимаем как круг.

Сильная газета

Для проведения опыта вам понадобятся: длинная линейка и газета.
1. Положим линейку на стол так, чтобы она наполовину свисала.
2. Сложим газету в несколько раз, положим на линейку, сильно стукнем по свисающему концу линейки. Газета улетит со стола.
3. А теперь развернём газету и накроем ею линейку, ударим по линейке. Газета только слегка приподнимется, но никуда не улетит.
В чём же фокус? Все предметы испытывают давление воздуха. Чем больше площадь предмета, тем сильнее это давление. Теперь понятно, почему газета стала такой сильной?

Могучее дыхание

Для проведения опыта вам понадобятся: одёжная вешалка, крепкие нитки, книга.
1. Привяжем книгу с помощью ниток к одёжной вешалке.
2. Повесим вешалку на бельевую верёвку.
3. Встанем около книги на расстоянии приблизительно 30 см. Изо всех сил подуем на книгу. Она слегка отклонится от первоначального положения.
4. Теперь подуем на книгу ещё раз, но легонько. Как только книга чуть-чуть отклонится, подуем ей вслед. И так несколько раз.
Оказывается, такими повторяющимися лёгкими дуновениями можно сдвинуть книгу гораздо дальше, чем один раз сильно подув на неё.

Рекордный вес

Для проведения опыта вам понадобятся: 2 жестяные банки из-под кофе или консервов, лист бумаги, пустая стеклянная банка.
1. Поставим две жестяные банки на расстоянии 30 см друг от друга.
2. Положим сверху лист бумаги, чтобы получился "мостик".
3. Поставим на лист пустую стеклянную банку. Бумага не выдержит веса банки и прогнётся вниз.
4. Теперь сложим лист бумаги гармошкой.
5. Положим эту "гармошку" на две жестяные банки и поставим на неё стеклянную банку. Гармошка не прогибается!