Символ веры разбор молитвы. Сильная молитва «Верую» (текст на русском)

  1. «Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
  2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
  3. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
  4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
  5. И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
  6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
  7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
  8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
  9. В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
  10. Признаю одно крещение для прощения грехов.
  11. Ожидаю воскресения мертвых,
  12. и жизни будущего века. Аминь (истинно так).»

Символ Веры на церковнославянском (обязательно прочитайте, так как в большинстве церквей на крещении предоставляется именно этот вариант текста):

  1. «Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.
  2. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Света, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша.
  3. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася.
  4. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна.
  5. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием.
  6. И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́.
  7. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́.
  8. И в Д́уха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки.
  9. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь.
  10. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.
  11. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых,
  12. и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Аминь.»

Если быть точными, то Символ веры – это не совсем молитва, а догматическое учение православной церкви. Неизменяемые правила и основа христианского вероисповедания, данное апостолами. Сформулированы они на 1 и 2 Вселенском соборе, хотя по сути использовались при крещении первыми христианами.

На Никейском и Цареградском соборах утвердили, собрали воедино истинные изречения, провозгласив, что изменение Символа веры считается ересью (ложным заблуждением). Эту «молитву» читают:

  • за каждой литургией (начиная с VIвека) все члены церкви вслух;
  • в составе домашнего утреннего Правила;
  • как одну из молитв, краткого домашнего Правила, данного Серафимом Саровским.

Примечание: Если православного спросить: во что он верит, то достаточно процитировать Символ, который воцерковленные верующие знают наизусть, как Отче наш или Богородице Дево радуйся .

Цель Вселенских соборов

Пока предание апостолов было свежо, их учение трактовалось точно и без искажений, собирать и обсуждать какие-то догматические вопросы не было нужды. Но спустя три столетия от Р.Х., стали появляться новые учения и рассуждения, которые не соответствовали истине, то есть, носили еретический характер.

Против заблуждений, которые проповедовали некоторые служители, привнося своемыслие – личное восприятие (понимание) учения, пришлось собирать представителей всех церквей. Цель Вселенских соборов – борьба и обличение ложных учений, очищение истинных утверждений от еретической примеси.

Примечание: Критерием истинности в православии служит учение, данное апостолами и подтвержденное признанными нашими святыми. Причем не одним, а несколькими Отцами церкви. Это свидетельствует о том, что утверждение исходит от Духа Святого, как все Писание и Символ веры .

Разногласие с католиками

Существует еретическое утверждение (филиокве), что Святой Дух исходит и от Сына Божия Иисуса Христа. В утвержденном на Вселенских соборах Символе есть строка: «И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго «. Как было сказано: догматы – неизменяемые изречения. Это истина, на которой утверждена православная апостольская церковь.

На третьем Вселенском соборе, который проходил в Эфесе (431 год) вынесли постановление, чтобы Символ веры оставался навеки неизменным: без каких-либо дополнений. Внесение католиками филиокве, считается искажением Истины, то есть, ложью.

Примечание: Под давлением императора Карла в 1014 году, самочинно измененный «Символ веры», католики внесли в богослужебный круг молитв. Ныне его читают только на субботних и воскресных мессах .

Что лучше: читать или петь?

В греческих храмах Символ веры читают, а у нас на литургии поют. Причем очень красиво. Мелодия подобрана завораживающая. Когда все присутствующие на Литургии тихо и стройно произносят слова, охватывает радостное волнение. Море голосов пронизывает до глубины души, объединяет и воспаряет молитву, свидетельствующую об истинной вере, к куполу храма.

Примечание: Греки не поддерживают такое пение, да и у нас оно появилось только 150 лет назад. До этого Символ только читали. Но это можно сделать и дома, а в храме спеть в унисон со всеми присутствующими.

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Я верую во единого Бога Отца: верю, что Бог всё содержит в Своей власти и всем управляет, что Он сотворил небо и землю, видимый и невидимый мир. Этими словами мы говорим о том, что мы уверены, что Бог есть, что Он есть Один и нет другого кроме Него, что все, что существует (как в видимом физическом мире, так и в невидимом, духовном), т.е. вся необъятная вселенная создана Богом. И мы всем сердцем принимаем эту веру. - это уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему. Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по Своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой, - Троица единосущная (т.е. три Лица Святой Троицы имеют одну сущность) и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга Лиц.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Я верую, что Господь наш Иисус Христос - это Тот же Единственный Бог, второе Лицо Святой Троицы. Он - Единородный Сын Бога Отца, рожденный до начала времен, то есть когда и времени ещё не было. Он, как Свет от Света, так же неразлучен с солнцем. Он - Истинный Бог, рожденный Истинным Богом. Он рожден, а вовсе не сотворен Богом Отцом, то есть Он одного существа с Отцом, Единосущен Ему. Имже вся быша означает, что все существующее сотворено Им, как и Богом Отцом - Творцом неба и земли. Это означает, что мир сотворен единым Богом - Святой Троицей.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Я верую, что Он для спасения нашего рода человеческого явился на землю, воплотился от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу человеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом - стал Богочеловеком. Св. Православная Церковь называет Деву Марию Богородицею и почитает Ее выше всех сотворенных существ, не только людей, но и Ангелов, - так как Она Матерь Самого Господа.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. Я верую, что Господь Иисус Христос во время римского правителя в Иудеи Понтия Пилата был распят на кресте за нас - людей, то есть за наши грехи и для нашего спасения, потому что Сам Он был безгрешен. При этом Он действительно страдал, умер и был погребен. Страдал Спаситель, конечно, не Божеством, Которое не страдает, а человечеством; страдал не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода.

5. И воскресшаго в третий день, по Писанием. Я верую, что Он воскрес в третий день после Своей смерти, как было предсказано в Писании. Господь Иисус Христос по-настоящему умер за нас - как Истинный Бессмертный Бог, и поэтому Он воскрес! Так как в писаниях пророков Ветхого Завета было ясно предсказано о страданиях, смерти, погребении Спасителя и о воскресении Его, то потому и сказано: "по писаниям". Слова "по писаниям" относятся не только к пятому, но и к четвертому члену Символа Веры. Иисус Христос умер в Великую Пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи с субботы на первый день недели, именуемый с того времени "Воскресеньем". Но в те времена и часть дня принималась за целый день, почему и говорится, что Он был во гробе три дня.

6. И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. Я верую, что Господь Иисус Христос в сороковой день по Воскресении Своем с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону) Бога Отца. Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и душою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом. "Седяща одесную Отца" означает: по правую сторону, на первом месте, во славе. Этими словами выражено, что человеческая душа и тело Иисуса Христа приняли такую же славу, какую имеет Христос по Своему Божеству. Своим вознесением Господь наш Иисус Христос соединил земное с небесным, и прославил наше человеческое естество, вознеся его на престол Божий; Он указал нам, что и наше отечество на небе, в Царствии Божием, которое открыто теперь для всех истинно верующих в Него.

7. И паки грядущаго со славою, судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. Паки - опять; грядущаго - Того, Который придет. Я верую, что Иисус Христос опять придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страшного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца. Суд этот называется страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела добрые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли. По этому суду праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные в муку вечную - за то, что творили злые дела, в которых не раскаялись и которых не загладили добрыми делами и исправлением жизни.

8. (Верую) И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Иже от Отца исходящаго - Который исходит от Отца; Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима - Которому следует поклоняться и Которого следует прославлять наравне с Отцом и Сыном. Глаголавшаго пророки - говорившего через пророков. Я верую, что третье Лицо Святой Троицы - Святой Дух, такой же истинный Господь Бог, как Отец и Сын. Верую, что Дух Святый - Животворящий, Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает всему жизнь, особенно духовную людям. Он есть такой же Творец мира, наравне с Отцом и Сыном, и Ему следует так же поклонятся и прославлять Его. Верую и в то, что Святой Дух говорил через пророков и апостолов, и по Его вдохновению написаны все Священные Книги. Говорим мы здесь и о главном в нашей вере - о тайне Святой Троицы: наш единый Бог - это Отец, и Сын, и Дух Святой. Дух Святой открылся людям видимым образом: при крещении Господа в виде голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огненных языков.

9. (Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь. Я верую в единую, Святую, Соборную (в которой участвуют все верующие), основанную апостолами Церковь. Здесь мы говорим о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами. Каждый же в отдельности православный христианин называется членом, или частью Церкви. Следовательно, когда мы говорим, что веруем во едину святую, соборную и апостольскую Церковь, то здесь под Церковью разумеются все в совокупности люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда мы ходим молиться Богу, и которое называется храмом Божиим.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Я признаю и открыто объявляю, что для духовного возрождения и прощения грехов нужно только один раз принять святое Крещение. В Символе Веры упомянуто только о крещении, потому что оно является как бы дверью в Церковь Христову. Только принявший крещение может участвовать в других церковных Таинствах. Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа (т.е. спасительная сила Божия).

Символ веры слушать в mp3 формате:

11. Чаю воскресения мертвых. Я с надеждой и уверенностью ожидаю (чаю), что настанет такое время, когда души умерших людей опять соединятся со своими телами и все умершие оживут. Воскресение мертвых последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа. В момент всеобщего воскресения, тела умерших людей изменятся; по существу своему тела будут те же самые, которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел - они будут духовны: нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые будут еще живы во время второго пришествия Спасителя. Соответственно перемене самого человека изменится и весь видимый мир, именно, из тленного обратится в нетленный.

12. И жизни будущаго века. Аминь. Я ожидаю, что после воскрешения мертвых совершится суд Христов, и для праведников наступит бесконечная радость соединения с Богом. Слово Аминь означает подтверждение - истинно так! Только так может быть выражена истина нашей веры и никем не может быть изменена.

  1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
  2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
  3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
  4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
  5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
  6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
  7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
  8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
  9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
  10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
  11. Чаю воскресения мертвых,
  12. и жизни будущаго века. Аминь.

Символ веры - видео

Для просмотра нажмите на заставочную картинку.

Для просмотра видео ролика требуется установленный Flash проигрыватель. Для пользователей устройствами от компании Apple, есть возможность просмотра ролика, установив дополнительный сервис или браузер, поддерживающий проигрывание flash роликов.

Видео:

Молитва: Символ веры

html код для размещения на Вашем сайте:

Составлен из слов Священного Писания. , или «Верую» , содержит в себе все спасительные истины (догматы) о Святой Троице и Православной вере. разделяется на 12 частей, которые даже малыши выучивают наизусть. Поётся он всем храмом на Литургии, главной церковное службе. Без знания Символа веры невозможно выполнить и правило преподобного Серафима. Более того, кто не усвоит истины, запечатленные в Символе веры, тот и не христианин вовсе!

  1. . Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. {верую - верю, я убежден; Вседержителя - Того, Кто Своей силой все держит и всем управляет} Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
  2. . И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. {единаго - одного, единственного; Иже - Который; прежде всех век - прежде всякого времени, от вечности; единосущна Отцу - имеющего одинаковое существо (природу) с Богом Отцом; Итже вся быша - и Им, то есть Сыном Божиим, все сотворено} И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несозданного, одного Существа со Отцом, Который сотворил весь мир чрез Сына Своего.
  3. . Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. {воплотившегося - принявшего на Себя тело человеческое; вочеловечшася - сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставшего быть Богом} Для нас, людей, и для нашего спасения сшедшего с Небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком.
  4. . Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. {за ны - за нас; погребенна - положенного во гроб} Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдав-шего и погребенного.
  5. . и воскресшаго в третий день по писанием. {воскресшаго - ожившего; по писанием - согласно со Священным Писанием, в котором пророки предсказали, что Он воскреснет из мертвых в третий день} И воскресшего в третий день, согласно с писаниями (пророков).
  6. . и восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца. {восшедшаго - вознесшегося; одесную - по правую сторону Бога Отца} И восшедшего на Небеса и сидящего справа от Отца.
  7. . и пака грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. {паки - опять, во второй раз; мертвым - речь идет об умерших, тела которых тогда воскреснут; Егоже Царствию не будет конца - после Суда настанет бесконечное Царство Его} И опять имеющего прийти во славе судить живых и мертвых, Царству Которого не будет конца.
  8. . и в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки. {Животворящаго - дарующего жизнь; спокланяема и сславима - Духу Святому следует поклоняться и прославлять Его наравне со Отцом и Сыном, то есть Дух Святый равен Богу Отцу и Богу Сыну; глаголавшаго пророку - Дух Святой говорил через пророков} (Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.
  9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. {Во едину - одну, единственную; Соборную - согласную, единодушную, охватывающую православных людей вселенной из всех народов и всех времен; Апостольскую основанную апостолами Христа и верную во всем их учению.} (Верую) во единую Святую Соборную (вселенскую) и Апостольскую Церковь.
  10. . Исповедую едино крещение во оставление грехов. {Исповедую – открыто признаю словом и делом; едино – только одно} Исповедую одно Крещение, по которому даруется Богом прощение всех грехов.
  11. . и чаювоскресения мертвых, {чаю - с нетерпением ожидаю, верую} Ожидаю воскресения мертвых,
  12. и жизни будущаго века. Аминь. {и жизни будущаго века - вечная жизнь, которая настанет после всеобщего Суда} И жизни будущего века. Истинно так.

Символ веры для крёстного

Крёстный отец должен знать Символ веры и прочесть его на таинстве крещения в соответствующий момент.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Символ Веры - это максимально краткое изложение основных догм христианского вероучения. В его тексте в виде непреложных истин содержатся основные догматы веры, которые в христианстве принимаются безоговорочно. Верующий человек должен понимать, что молитву Символ Веры он не только должен выучить наизусть, но и принимать в душе своей все ее догматы. Только в этом случае он может считаться христианином.

История создания молитвы

Иисусом Христом было поручено своим ученикам и последователям донести Истину до всех народов. Во избежание искажения при передаче догматов учения Господа составлялись их краткие изложения, именуемые символами веры. Необходимость сохранения единства церкви и появление других толкований веры, противоречащих апостольским, привело к созданию этой основополагающей для всех христианских общин молитве. По местам проведения Соборов он получил название Никео-Цареградского. Было проведено три Собора, на которых были очищены от ересей и утверждены догматы христианской церкви:

  • I Вселенский собор в городе Никее 325 года;
  • II Вселенский собор в Царьграде или Константинополе в 381 году;
  • III Вселенский собор в Эфесе в 431 году;

На Вселенских Соборах собирались главные представители всех христианских церковных епархий. Первым был Никейский собор, организованный в 325 году для того, чтобы опровергнуть ложное учение Ария и его последователей. Они предлагали считать нашего Господа только лишь творением Бога Отца. Собором арианская ересь была отвергнута, а истина, принятая отцами церкви, стала основанием догмата, провозгласившего рождение Сына Божьего от Бога Отца.

Вторым был Константинопольский собор. Знаком для его проведения послужило выраженное мнение одного из священников, последователей ереси Ария. Это толкование было признано ложным. Собравшиеся на соборе епископы провозгласили единство Отца, Сына и Святого Духа. Господь единосущен в трех лицах, поскольку христианство является монотеистической религией.

Неизменяемость и истинность догматов Символа была окончательно утверждена на Соборе в городе Эфесе. Отныне христианские общины, которые вносили изменения в объяснения догматов веры, ставили себя вне православия, хранящего истинное познание Бога.

Такова история создания и развития этого основополагающего произведения, в котором изложено христианское вероучение, отражены главные вехи жития Иисуса Христа, суть и смысл его явления людям. Молитвослов Символ Веры читается верующими:

  • при входе в храм;
  • при таинстве крещении;
  • во время церковного богослужения;
  • перед иконой.

Особенности структуры текста

Символ Веры в православии, как и в общехристианской традиции, состоит из 12 частей. Первые восемь догматов говорят о единстве Святой Троицы, воплощении Христа и искуплении им грехов человека; четыре последних - о церкви, Таинстве крещения, воскресении мертвых и Божьем Суде.

О Боге Отце

«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым» .

Веровать - это не слепо следовать чему-то непонятному и всемогущему, а наоборот, прозрение души и разума. Человек, руководствуясь верой, сердцем своим находит Бога, доверяет ему. Он открывает для себя новые, невидимые миры, и границы мировосприятия его все больше и больше расширяются.

Бог Отец, Вседержитель, Творец - суть веры христианина. Это бесконечная и безмерная духовная сущность. Бог вездесущ, всемогущ и вечен, не нуждается ни в чем, но сам по вере дает каждому. Бог один, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, а Вседержитель объединяет в своей силе и воле все сущее. Богом Творцом созданы все видимые миры и невидимые, духовные. И ничто не может быть без Бога.

Человек, созданный по образу и подобию Божию, в физическом теле своем находится в видимом материальном мире, а душой - в невидимом, духовном.

О Боге Сыне

«И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша» .

Сын Божий - второе лицо Святой Троицы. По божеству своему он также назван Господом. Самим Архангелом Гавриилом он наречен Иисусом, то есть Спасителем. Пророки называли его Христом, Помазанником. Иисусом. Сыном Божьим он назван потому, что он обладает всеми дарами духа святого. Ему, таким образом, принадлежит видение пророка, могущество царя и святость первосвященника. Единородным Иисус считается потому, что он единственный рожден из самого существа Бога Отца.

«Рожден прежде всех век» - то есть до существования времени и всего сущего. Фраза «Света от Света» поясняет непостижимость святого рождения Иисуса Христа. Истинность учения Христа подтверждают слова из Библии о принятии Истины через Сына Божия.

Слова «рожденна», «несотворенна» исключают ересь Ария, его нечестивого учения и говорят об истинности божественной сущности Христа. «Единосущна Отцу» - значит, одно существо с Богом. Заключительная фраза догмата говорит о том, что Бог сотворил все Сыном своим как данной миру своею премудростью, несущей Слово Божие.

Спасение Христом

«Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася» .

Сын Божий воплотился в теле человеческом, одновременно оставшись Богом. Воплощение совершилось содействием Духа Святого через Деву Марию в совершенного и безгрешного человека. Это произошло по воле Бога Отца, ради спасения людей - потомков изгнанных из рая Адама и Евы.

О пришествии Христа на землю люди знали еще в ветхозаветные времена, его предсказывали Пророки. Явившись на землю, он очистил грехи человеческие прощением, открыв врата Рая. Приняв мученическую смерть, Иисус вывел из адского царства души праведников. В учении Мессии говорится, что души людей, живущих по Закону Божию, после смерти тела будут пребывать в раю.

Казнь Иисуса Христа

«Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна» .

Христос принял казнь через распятие на кресте по приговору римского наместника в Иудее - Понтия Пилата. Он страдал и умер, приняв те же муки, что и другие приговоренные. В момент смерти Христа на всей земле померк свет и воцарилась тьма. После кончины Христос был снят с креста и погребен, гроб его опечатали и поставили стражу. Так нечестивые страшились его и после смерти, осознавая его божественное происхождение.

Победа Господа над смертью

«И воскресшаго в третий день по Писанием» .

Содержание этого догмата говорит о времени кончины Господа, оно исторически определено в три часа дня пятницы. В те давние времена днем считали половину суток, поэтому в Библии и Символе говорится о Воскресении Христа через три дня. После искупительной жертвы и воскресения Христа все люди обрели надежду на спасение и воскресение вместе с ним. В аду могут оказаться только те, кто отверг путь к спасению.

История вознесения Христа

«И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца» .

После Воскресения еще в течение 40 дней Господь был на земле со своими учениками, укрепляя и наставляя их в вере. Вознесся Христос на горе Елеон своей человеческой сущностью, а в божественной своей ипостаси он всегда пребывал с Богом. С момента восхождения на небеса Иисус «седяща одесную», то есть справа от Отца, соединяя в себе божественное и человеческое начала.

Описание суда Господа Бога

«И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца» .

Господь придет на землю снова, но не как смиренный раб, а как судья. Перед ним предстанут живые и мертвые, дела, поступки и мысли которых он будет судить, определяя место человеческих душ в раю или ввергая их в ад. Второе пришествие будет грозным. Иисус говорил о своем пришествии, он грядет на облаках со славой и силой великою и отделит овец от козлищ. Верных своих Господь призовет наследовать царствие небесное, а жившие неправедно будут подвергнуты осуждению.

Характеристика Святого Духа

«И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки» .

Святой Дух является третьей ипостасью Святой Троицы, он также единосущен Богу, и поклоняются люди ему наряду с Отцом и Сыном. Ветхозаветные пророчества всегда исходили от Святого Духа. Когда Христос крестился, Святой Дух сошел на него в виде голубя, а в день пятидесятницы в виде огненных языков он сошел на Апостолов. Дух Святой назван животворящим, поскольку, как Бог Отец и его Сын, он принимал участие в сотворении мира и именно он дал духовное постижение людям, сообщив Божественную благодать.

Значение христианской Церкви

«Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» .

Святая Церковь имеет божественное происхождение, потому что ее основал Господь Иисус Христос, собрав своих учеников в единую общину. Церковь названа Соборной, поскольку совсем не ограничена ни местом, ни временем и объединяет в себе всех истинно верующих. Господь наделил Апостолов правом совершать церковные таинства: крещения, причащения и священства. Все священство имеет преемство от апостолов.

Строки о крещении и оставлении грехов

«Исповедую едино крещение во оставление грехов» .

Крещение - это Таинство вхождения в церковь. Без него невозможно быть христианином. В христианской православной традиции семь священных обрядов:

Во время крещения человек рождается для духовной жизни во Христе только однажды. Призвав во время крещения Отца, Сына и Святого Духа, человек отказывается от греховной жизни и обещает жить по заповедям Бога.

Воскресение мертвых и Царство Божие

«Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь» .

Расшифровка этого догмата такова: человек смертен, но душа его бессмертна. Разделившись с телом, она предстает перед частным Судом, где Господь определяет место ее до дня Страшного Суда. Во время второго Пришествия мертвые воскреснут в теле для произнесения над ними приговора Суда Божия.

Все праведные - и воскресшие, и живые унаследуют Царствие Небесное. Земля предстанет обновленной и преображенной для новой жизни праведного человечества. «Аминь» имеет значение утверждения и непреложности истин молитвословия.

Православная традиция

В русской православной традиции принято чтение Символа Веры, текста молитвы с ударениями на церковнославянском языке. Этим она отличается от старообрядческой, греческой и католических традиций, где эта молитва может звучать, например, как песня в английском переводе.

А также в православии Символ Веры - молитва при крещении ребенка и обязательна для прочтения крестной или крестным. Во время обряда крещения мальчик или девочка еще раз рождаются для жизни духовной и получают право называться христианским именем. Текст молитвы для крестной с пояснениями по каждой части можно приобрести в церковной лавке или попросить написать текст кого-либо от руки, но выучить его наизусть необходимо.

  1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
  2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
  3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
  4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
  5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
  6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
  7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
  8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
  9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
  10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
  11. Чаю воскресения мертвых,
  12. и жизни будущаго века. Аминь.

Символ веры

Символ веры

Символ веры , составлен из слов Священного Писания. Символ веры , или «Верую» , содержит в себе все спасительные истины (догматы) о Святой Троице и Православной вере. Символ веры разделяется на 12 частей, которые даже малыши выучивают наизусть. Поётся он всем храмом на Литургии, главной церковное службе. Без знания Символа веры невозможно выполнить и правило преподобного Серафима. Более того, кто не усвоит истины, запечатленные в Символе веры, тот и не христианин вовсе!
  1. . Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. {верую - верю, я убежден; Вседержителя - Того, Кто Своей силой все держит и всем управляет} Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
  2. . И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. {единаго - одного, единственного; Иже - Который; прежде всех век - прежде всякого времени, от вечности; единосущна Отцу - имеющего одинаковое существо (природу) с Богом Отцом; Итже вся быша - и Им, то есть Сыном Божиим, все сотворено} И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несозданного, одного Существа со Отцом, Который сотворил весь мир чрез Сына Своего.
  3. . Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. {воплотившегося - принявшего на Себя тело человеческое; вочеловечшася - сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставшего быть Богом} Для нас, людей, и для нашего спасения сшедшего с Небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком.
  4. . Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. {за ны - за нас; погребенна - положенного во гроб} Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдав-шего и погребенного.
  5. . и воскресшаго в третий день по писанием. {воскресшаго - ожившего; по писанием - согласно со Священным Писанием, в котором пророки предсказали, что Он воскреснет из мертвых в третий день} И воскресшего в третий день, согласно с писаниями (пророков).
  6. . и восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца. {восшедшаго - вознесшегося; одесную - по правую сторону Бога Отца} И восшедшего на Небеса и сидящего справа от Отца.
  7. . и пака грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. {паки - опять, во второй раз; мертвым - речь идет об умерших, тела которых тогда воскреснут; Егоже Царствию не будет конца - после Суда настанет бесконечное Царство Его} И опять имеющего прийти во славе судить живых и мертвых, Царству Которого не будет конца.
  8. . и в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки. {Животворящаго - дарующего жизнь; спокланяема и сславима - Духу Святому следует поклоняться и прославлять Его наравне со Отцом и Сыном, то есть Дух Святый равен Богу Отцу и Богу Сыну; глаголавшаго пророку - Дух Святой говорил через пророков} (Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.
  9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. {Во едину - одну, единственную; Соборную - согласную, единодушную, охватывающую православных людей вселенной из всех народов и всех времен; Апостольскую основанную апостолами Христа и верную во всем их учению.} (Верую) во единую Святую Соборную (вселенскую) и Апостольскую Церковь.
  10. . Исповедую едино крещение во оставление грехов. {Исповедую – открыто признаю словом и делом; едино – только одно} Исповедую одно Крещение, по которому даруется Богом прощение всех грехов.
  11. . и чаювоскресения мертвых, {чаю - с нетерпением ожидаю, верую} Ожидаю воскресения мертвых,
  12. и жизни будущаго века. Аминь. {и жизни будущаго века - вечная жизнь, которая настанет после всеобщего Суда} И жизни будущего века. Истинно так.

Символ веры для крёстного

Крёстный отец должен знать Символ веры и прочесть его на таинстве крещения в соответствующий момент.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.