Урок по окружающему миру на тему "Невидимые нити в осеннем лесу"(2 класс). Невидимые нити в осеннем лесу — Гипермаркет знаний Невидимые нити в осеннем лесу в виде

Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»
Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»
Курс «Сопровождение детского отдыха. Школа вожатых»
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС».


ация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы Ф

Пример невидимых нитей в осеннем лесу? Схема невидимых нитей в лесу?

    Все обитатели осеннего леса имеют взаимозависимые отношения: насекомые, грибы, растения даже разрушаясь, выполняют, как минимум, три функции:

    • превращаются в удобрения
    • становятся пищей
    • служат жилищем или материалом для строительства и утепления жилищ.

    Когда какое-то звено цепи разрушается, последствия могут быть катастрофическими. Например, применение пестицидов может погубить растения летом, тогда к осени остальным животным будет нечего есть, негде зимовать, им придется мигрировать, искать более безопасные и более сытые места обитания. Не все животные смогут дойти или долететь, многие просто погибнут.


    Под невидимыми нитями подразумевается взаимосвязь в природе. Например, осенью на дубе жлуди растут. Созревая они падают на землю, а весной из них начинают расти молодые деревья. Но не из всех, потому что желудями питаются животные и птицы, например белка, сойка и т.д. Для них плоды дуба — еда. Сойка переносит желуди и прячет их в разных местах, потом часть из них съедает, а часть остается из которой тоже растут молодые дубки весной. Таким образом дуб помогает птицам и животным кормя их желудями, а животные помогают расселяться дубу. Невидимые нити могут быть между живой и не живой природой.

    Невидимые нити — это связи, которые встречаются в мире повсеместно, но и в лесу в том числе. Если говорить именно об осеннем лесе, то не секрет, что именно в это время самое урожайное, деревья приносят плоды, животные и птицы этими плодами питаются.

    То, что многие птицы улетают в более теплые края — это тоже результат определенных изменений в природе: меньше пропитания, короче день, температура воздуха, воды и земли ниже.

    Невидимыми нитями называют связи между всеми объектами природы. Без невидимых связей природа не может существовать, иначе погибнет вс. А примером невидимых связей в осеннем лесу может послужить такая картина, когда созревают грибы, ягоды и орехи, а птицы и животные их поедают и делают припасы на зиму, чтобы выжить. Или человек тоже собирает все эти дары природы, ходит в осенний лес, дышит чистым свежим воздухом.


    Невидимые нити- это нити, соединяющие всех обитателей леса. Чаще всего, это обычные пищевые цепочки. Ведь понятно, что все растения и животные в лесу в конце концов служат пищей друг для друга, чтобы опять-же, поддерживать существование этого самого леса.

    Невидимые нити в осеннем лесу.

    Дождик — грибы.

    Елка — белка.

    Заяц — лиса.

    Дуб — кабан, который питается желудями.

    Рябина — дрозды, которые кормятся ягодами рябины.

    рябина — свиристель, птица, которая также ест ягоды рябины.

    Представитель одного вида дает пищу другому виду. Растения кормят птиц и животных, дерево дает укрытие животным и птицам, служит им защитой от хищников и человека.

    Солнце — комары. Пока греет солнышко, в лесу полно комаров. Как только солнце спрячется, исчезнут комары.

    Самый видимый пример осенних невидимых нитей солнце — рябина.

    Семенами ели питаются животные, не будь ели, животные могли бы погибнуть зимой от холода.

    Невидимые нити присутсвуют повсеместно, стоит только получше приглядеться и вдуматься. А вот осенний лес может стать ярчайшим тому примером.

    Вот тому наглядный пример нитей в осеннем лесу:

    А вот ещ одна явная невидимая нить осеннего леса:


    Невидимые нити связывают между собой все объекты живой (например животные, растения, грибы, бактерии, микроорганизмы) и неживой (например вода, солнце, луна, камни, воздух) природы.

    Примеры невидимых нитей разбирают, что бы понять взаимосвязь объектов в природе. Например какую пользу приносят растения животным или солнце растениям, для чего нужны все объекты, какую пользу или вред они приносят друг другу.

    Пример невидимых нитей: растения-животные.

    Взаимосвязь: растения для животных пища, укрытие, а животные разносят семена растений, уничтожают вредителей.

    В осеннем лесу есть такой пример невидимых нитей взаимодействия живой и неживой природы: солнце ниже, значит короче день и прохладнее — животных и насекомых становится меньше так как становится меньше корма, некоторые животные заготавливают корм на зиму, другие впадают в спячку.

    Невидимыми нитями называют такие связи, которые существуют в природе. Их можно наблюдать повсюду. Эти связи могут быть как между животными, так и между растениями, между животными и растениями, между человеком и животными.

    Вот пример связи живой и неживой природы: солнце, воздух оказывают влияние на жизнь животных:

    растения могут служить для животных пищей, домом, укрытием от врагов. Животные, в свою очередь, опыляют растения, спасают их от вредителей, распространяют семена.

    Вот примеры невидимых нитей в осеннем лесу:

    Берза — заяц,

    солнце — рябина,

    Рябина — белка,

    солнце — деревья (начинают падать листья).


    Невидимые нити существуют везде, это связи, которыми соединены все объекты и живой и неживой природы. Солнце связано с ростом растений и поведением зверей, также как и вода и земля и даже ветер. Ягоды и грибы связаны с животными, которые их поедают или запасают на зиму, листопад связан невидимыми нитями с поведением насекомых, птиц и началом зимнего сна у деревьев. Даже человек связан этими нитями с остальной природой, ведь он также ходит в лес за грибами и ягодами, или просто дышит осенним воздухом и любуется буйством красок осеннего леса. Например осенний дуб связан нитями с различными грызунами, птицами и даже крупными животными, которые питаются его желудями или которые живут в его дуплах, ветвях и корнях.

    А вот схематичное представление некоторых невидимых нитей:

Цель: формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир.

Задачи: закреплять понятие «живая» и «неживая» природа; систематизировать и расширять представление учащихся о животных, растениях леса и их образе жизни; проанализировать изменения, происходящие в осеннем лесу; систематизировать и обогатить знания о природных связях; воспитывать бережное отношение к природе; развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, оценивать свой вклад в общий результат.

К концу урока должны знать взаимосвязи в природе и уметь находить «невидимые нити» в лесу.

Оборудование: иллюстрации с изображением объектов живой и неживой природы, детские минирефераты, рисунки учащихся, презентация «Экологический поход в осенний лес», презентация.

В ходе урока используются формы деятельности: доклады учеников о жизни животных осенью, стихотворения, загадки, работа в группах, в парах; беседа учителя о животных и растениях в осеннем лесу и их связях между собой. Ученикам предлагается найти «невидимые» нити - природные связи.

I. Организационный момент.

(запись на доске)

У. В. Бианки писал: «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное. Самое увлекательное занятие в мире».

Мы сегодня тоже попытаемся открыть тайну.

II. Сообщение темы и целей урока.

У. На доске разбежались буквы. Соедините их по точкам и получите название темы:

У. Итак, тема: Невидимые нити.(запись на доске)

А где мы их будем находить, вы мне подскажете, отгадав загадки:

Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает,
Весной опять оживает.

У. Какая тема урока получилась?

Д. Невидимые нити в лесу.(на доске) Приложение 1

У.А в какое время года, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.

У. Итак, сформулируйте тему урока.

Д.Невидимые нити в осеннем лесу.(на доске)

У.А чем мы будем заниматься на уроке?

(На доске)

Д.Закреплять знания о живой и неживой природе.

Устанавливать невидимые нити в осеннем лесу.

III. Актуализация знаний.

У.1. Назовите природные явления осени.

Чтобы отправиться в лес мы должны взять с собой багаж - багаж знаний.

У. В некотором царстве. В некотором государстве жили-были…Нет. Каждое царство особенное. Они находятся вокруг нас. Это царства живой природы. Какие?

Д. Животных, растений., бактерий, грибов, микроорганизмов.

Вывешиваются картинки с царствами.

У. А что относится к неживой природе?

Д. Вода. Камни. Солнце. Воздух, … Схема - опора на доске.

У. Какие невидимые нити - связи в природе можно увидеть?

Д. Животные- животные, живая природа- неживая природа., растения-животные- человек.

Вывешивается схема - опора.

VI. Физкультминутка.

V. Работа над новой темой.

У.Итак, багаж собран, отправляемся в лес. Представителей, каких царств живой природы можно встретить?

У. Какие растения нам встретятся, мы с вами узнаем из загадок. (Ученик, отгадавший загадку, берет растения, развешанные по классу и прикрепляет к доске)

Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой коркой, растут под горкой. (береза)

Что за дерево стоит-
Ветра нет, а лист дрожит. (осина)

Зимой и летом одним цветом.(ель)

У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (сосна)

Весной зеленела, летом загорела.
Осенью надела красные кораллы. (рябина)

У. А название лесных кустарников и кустарничков вы найдете в кроссворде. Работаем в паре.

1-6-11 - лещина
4-7-9 - калина
2-8-16 - брусника
10-15-16 - черника
3-5-12 - бересклет

У. А что вы можете сказать про грибы? (заслушиваются рассказы детей, подготовленные дома).

У. Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Грибницы срастаются с корнями растений и помогают им всасывать из почвы воду, а растения «делятся» с грибами питательными веществами. Грибы помогают гниению растений.

У. А теперь назовем животных, которые встретятся в лесу.

У. На доске на плакате написаны животные.

Прочитайте и найдите лишнее животное.

У. На какие группы разделим животных? Назовите признаки этих групп.

Д. Птицы - есть оперение, насекомые -6 пар лап, звери - тело покрыто шерстью.

Д. Среди животных, которые находятся по всему классу, найдите птиц и расположите их в нашем лесу.

У. А теперь находим насекомых, зверей.

У. А какой группы животных не хватает?

У. Почему?

Д. Они живут в воде и тело покрыто чешуёй.

У. Наконец - то, мы в нашем осеннем лесу. А похож ли наш лес на летний?Назовите отличия.

Д. Листья изменили окраску, меньше птиц, меньше насекомых, зверей.

У. С чем это связано?

Д. С изменениями в неживой природе: солнце ниже, день короче, на улице прохладнее. Меньше корма, идет подготовка к зиме у деревьев, у животных.

У. Какую связь мы установили?

Д. Между живой природой и неживой.

У.А как будут вести себя ежи, медведи, насекомые?

(рефераты детей)

У. Какую связь установили?

(рефераты детей)

У.Давайте найдем все невидимые нити в лесу.

Дети подходят к доске, рисуют нити и называют тип связи.

У.А чем являются растения для животных?

Д. Домом, убежищем, пищей.

У. А как помогают растения животным?

Д. Расселяют их семена, съедая плоды или перенося на шерсти.

У. Какой вывод можно сделать?

Д. Все в природе связано.

VI. Закрепление.

У.Сейчас будем работать в группах (группы дифференцированные).

Перед вами находятся предметы живой и неживой природы. Вы должны:

  1. установить нити и указать тип связей;
  2. назвать причины, по которым может произойти разрыв этих связей.

Каждая группа рассказывает о своей работе.

У. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Что мы этим можем показать.(ответы детей)

Да, круг - это символ сплоченности, дружбы. Это солнце, которое нам дает тепло и свет. Это животный мир, среди которого мы живем, и мы все связаны. Это наша планета Земля и её проблемы - это наши проблемы.

У. Какой вывод сделаем?

Д. Между всеми объектами живой и неживой природы есть связь. И если её нарушить, то произойдет разрыв нитей и в другом месте.

У. А больше или меньше невидимых нитей в осеннем лесу? Почему?

У. Что мы с вами рассматривали?

У. Что запомнили?

VIII. Рефлексия.

У. Зачем нам нужен этот урок?

У. Перед вами Дерево ТВОРЧЕСТВА. А рядом есть плоды, листья разных цветов, цветы. Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, то прикрепите плод, если довольно неплохо- цветок, если так себе, то- зелёный лист, а если пропащий урок, то желтый лист.

У. Мы видим, что на нашем дереве висят одни плоды. Значит, урок прошёл для нас не зря.

IX.Домашнее задание.

Найти и нарисовать те связи осеннего леса, которые не были указаны на уроке.

Осенью на дубе созревают плоды - жёлуди. Внутри каждого жёлудя находится одно-единственное крупное семя. Созревшие жёлуди опадают на землю. Весной из них начинают расти новые деревца.

Но не все жёлуди сохраняются до весны. Часть их осенью и зимой съедят разные лесные животные. Для них дуб - кормилец!

Думаешь, животные только поедают жёлуди и ничем не помогают дубу? Нет, некоторые из них помогают дубу расселяться. Особенно хорошо это делает сойка.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

МБОУ «Зверосовхозская средняя общеобразовательная школа»

Урок окружающего мира

с применением сингапурских структур

по теме: «НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»

2 класс «Перспектива»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Курбангалина Э.Х.

Урок окружающего мира с применением сингапурских структур

по теме: НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ОСЕННЕМ ЛЕСУ

2 класс, «Перспектива», по учебнику Плешакова А.А..

Задачи урока: продолжить формирование знаний о связях в природе; научить детей выявлять эти связи в осеннем лесу на конкретных примерах.

Задачи:

Образовательные

Дать понятие «невидимые нити»

Систематизировать и обогатить знания детей о природных связях.

Развивающие:

Развитие логического мышления, воображения.

Развитие познавательного интереса к предмету.

Развитие способностей работать парами, группами.

Развитие чувства ответственности.

Воспитательные:

Прививать любовь к природе,

Вырабатывать сопереживание ко всему живому.

Планируемые результаты: узнать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу.
Оборудование: ПК , Проектор, карандаши, листы бумаги.

Ход урока

1.Организационный момент. Хай файв.

2.Актуализация знаний

1.Проверка домашнего задания:

Фронтальный опрос

Как встречают зиму лягушки,жабы, змеи и ящерицы?

Почему осенью звери линяют?

Назовите зверей, которые запасают корм и которые не запасают. Почему?

Назовите зверей, которые впадают в спячку, т.е.не просыпаются, чтобы поесть.

Какие зверьки улетают осенью в тёплые края?

3.Самоопределение к деятельности.

Отгадайте загадки. (Слайд2)

Я из крошки бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

стал высок я и могуч,

не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

То рыжая, то серая. А названьем белая. (белка)

Синих крылышек красу разглядеть нельзя в лесу.

По сучкам порхает бойко с резким хриплым криком …(сойка)

Прогрызу я в доме щёлку и себе устрою норку;

Ну, а лето на носу - я и в поле и в лесу.(мышь)

Как вы думаете, существуют ли связи между отгадками? (ответы учеников)

Сегодня на уроке мы будем говорить о связях в природе. Мы их будем называть невидимые нити. Но прежде чем мы перейдём к разбору новой темы, давайте вспомним, что вы уже знаете по ней. Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» с.102. учебника.

Какое значение имеет вода в жизни растений, животных, человека?

Что будет с растениями, животными и человеком, если воды рек, озер, морей, океанов будут загрязнены отходами производства?

Какую пользу приносят растения животным? Какую пользу приносят грибы растениям? А растения грибам?

На сегодняшнем уроке вы узнаете на конкретных примерах, какие связи существуют в природе.

Что мы относим к живой природе?

А что относится к неживой природе? А как определить к какой природе относится предмет? Предметы живой природы должны:

1) рождаться 2)расти 3)дышать 4)давать потомство 5) умирать,

а предметы неживой природы этих признаков не имеют.

Назовите объекты живой природы леса .Слайд3

- Как связаны между собой растения и животные?

Какую пользу приносят растения животным?

А животные растениям? Слайд4

Подведём итог: что значит растения для животных и животные для растений . Слайд 5

4. Работа по теме урока.

Молодцы, аккуратно сели и поработаем с учебниками. Рассмотрите рисунок на с. 102 учебника --Кто узнал, что за дерево здесь нарисовано? (дуб)

По какому признаку вы определили, что это дуб? (жёлуди)

Что уносят с дуба белка и птица сойка? (жёлуди)

Что ест под дубом лесная мышь? (жёлуди)

Как можно назвать дуб по отношению к мыши, белке и сойке? (кормильцем)

А чем являются желуди для дуба?»

Хорошо читающий ученик читает три первых абзаца текста на с. 102 учебника. Затем класс делает вывод: «Дуб является кормильцем для мыши, белки и сойки».
Затем дети рассматривают схему на с. 103 учебника, а учитель задает вопросы: «Почему стрелки на схеме двойные? Чем полезны мышь, белка и сойка дубу? Вспомним, как эти животные готовятся к зиме». (Ответы детей.) слайд 6

Физкульминутка .

Микс-фриз групп . Дети под музыку двигаются по классу и после остановки музыки объединяются в группы по определённому числу человек, число - ответ на вопрос.

Сколько ног у насекомых?

Сколько ног у птиц?

Сколько времён года?

Сколько месяцев в году?

5.Закрепление изученного материала

Посмотрите на слайд и установите. Какие связи существуют между елью и белкой, клестом. дятлом, мышью, зайцем слайд7

Финк - райт- раунд робин .(подумай, запиши, обсуди в команде). Обдумайте ответ запишите и обсудите в команде. Один ученик отвечает.

Связи между объектами какой природы мы рассмотрели? (живой)

Слайд8 Итак невидимые нити – это связи, которые есть в природе повсюду.

Сималтиниус раунд тейбл

Задания командам: подумайте и назовите связи между:

1) животными и растениями - 1 команда

2) человеком и природой- 2 команда.

3) животными и животными – 3 команда

. 4 участника команды одновременно выполняют работу и передают друг другу по кругу листок бумаги с написанным на нём примером связи . Потом по одному участнику из команды отвечают.

Все вместе подумайте и назовите примеры связей между неживой и живой природой

Давайте посмотрим, какие примеры связей подобрала для вас я. Слайды 9,10,11, 12

Слайд 13 -Ребята посмотрите на экран, перед вами несколько фотографий. Что вы на них видите?

На 1 фотографии все хорошо, а на второй и третьей все изменилось

А как вы думаете, почему так случилось? Что нарушилось в природе? Нарушились связи. На лес что-то подействовало

Что повлияло на лес? (Природные явления, человек)

Ребята, какой мы можем сделать вывод? Кто или что влияет на связи в природе?

(На связи в природе влияет человек и природа).

Слайд14 - Что же будет, если что-нибудь нару шить в этой семье: вырубить деревья или уничтожить всех зверей?

Останется ли лес жить дальше или умрёт?

6. Подведение итогов урока.

Молодцы. Давайте подведём итоги урока.

Что мы называем невидимыми нитями?

Какие невидимые нити можно обнаружить в осеннем лесу?

Кто или что может разрушить «невидимые нити»?

Слайд 15. Домашнее задание: теоретический материал на с. 102-105 учебника, вторая часть задания № 2 на с. 60 рабочей тетради, задание № 3 на с. 61 рабочей тетради.


Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы центр образования № 1420

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ

(Программа «Перспектива», учебник: авт. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.)

Учитель: Коношенко Любовь Васильевна

Тема: Невидимые нити в осеннем лесу.

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с невидимой пищевой цепью в дубовом лесу.

Задачи:

    выявить невидимую связь между животными и растениями в осеннем лесу;

    расширить представление учащихся об экологических связях,

    воспитывать бережное отношение к природе.

Предметные результаты:

    приводить примеры невидимых связей в осеннем лесу;

    делать выводы: 1) о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире; 2) о возможности построения разных вариантов схем для отображения одних и тех же связей;

Метапредметные результаты:

    извлекать из текста информацию о связях в природе;

    анализировать рисунок и схему

    моделировать связи в осеннем лесу

    формулировать правила экологической этики

Личностные результаты:

    осознавать важность взаимосвязей между растениями и животными

Оборудование:

    желуди, орехи;

    разнообразные схемы: опорные знаки для моделирования связи между растениями и животными дубового сообщества;

    презентация в программе Power Point «Невидимые нити»;

    у учителя и учащихся компьютер Macbook (1 на парту);

    а/з 2 куплета песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева);

    рисунки животных и растений;

    клубок ниток;

    у учащихся клей, цветные карандаши или фломастеры.

ХОД УРОКА

I . Орг. момент.

Виталий Бианки писал: «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное. Самое увлекательное занятие в мире».

Мы сегодня тоже попытаемся открыть тайну.

II . Сообщение темы и целей урока.

(На доске изображение осеннего дуба, объектов живой и неживой природы)

Ребята, на доске разбежались карточки, соедините их и получите тему сегодняшнего урока.

В ОСЕННЕМ ЛЕСУ




«Невидимые нити в осеннем лесу»

Какую цель поставим себе на уроке?

(На доске)

Закреплять знания о …

Устанавливать ….

1) Закрепим знания о живой и неживой природе.

2) Установим связи в осеннем лесу.

3) Научимся строить цепь питания.

III . Актуализация знаний.

Назовите царства живой природы. (Животных, растений, бактерий, грибов, микроорганизмов.)

- А что относится к неживой природе?

( Вода. Камни. Солнце. Воздух, …)

Как связаны между собой неживая и живая природа?

Какую пользу приносит вода растениям, животным, человеку?

Какую пользу приносят растения животным?

Какую пользу приносят грибы растениям?

А как помогают животные растениям?

На доске схема – опора. Что вы видите на этой схеме?

Животные Живая природа

Животные Неживая природа

Растения Животные Человек.

Итак, мы в осеннем лесу. А отличается ли он летнего?

Назовите природные явления осени. С чем это связано?

( Листья изменили окраску, меньше птиц, меньше насекомых, зверей. С изменениями в неживой природе: солнце ниже, день короче, на улице прохладнее. Меньше корма, идет подготовка к зиме у деревьев, у животных.)

Какую связь мы установили?

Какой можно сделать из этого вывод? (Все в природе взаимосвязано)

IV . Работа по новой теме.

Давайте обратимся к нашему учебнику.

а) Прочитайте внимательно текст на стр. 102

(Читает вслух ученик, остальные следят по учебнику).

О чем узнали из этого отрывка ? (О том, что дуб кормит желудями различных животных). Рассмотрите плоды дуба (на парте на каждого ученика).

Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Кто узнал эту птицу? (Это сойка).

Мини-рассказ сойки (подготовленная ученица)

Сойка: Я, сойка, - большая любительница желудей. Много перетаскаю их за день. Сорву клювом желудь и улетаю далеко в лес. Где-нибудь сяду на дерево, прижму лапкой желудь к ветке и начинаю его расклёвывать. Но расклёвывать могу не каждый. Самые крепкие падают на землю. Из множества потерянных желудей какой-нибудь прорастет, и через год -другой в траве появится маленький, слабенький росточек будущего могучего дуба.

О каких связях узнали?

(Из рассказа сойки поняли, что она питается желудями, припрятывает их про запас, а те, которые она не съедает, прорастают весной).

Покажем стрелочкой, что сойка питается плодами дуба, направим стрелочку на сойку. А что должна показать другая стрелка? (Сойка помогает дубу расселяться)

А вы знаете, кто еще любит лакомиться желудями? (Мыши, белки, кабаны).

Добавим стрелки на схеме. (К белке и мыши).

С помощью чего составлена эта схема? (С помощью картинок и стрелок).

А что еще видите на доске? (Еще одну схему из карточек со словами и стрелочек)

Сравните две схемы.

(Различие: 1 – представлены рисунки, 2 – карточки со словами. Общее: схемы об одних и тех же связях между дубом и животными.)

Физминутка.

V . Моделирование связей «Невидимые нити в осеннем лесу».

I шаг

Продолжим работу с учебником. Прочитаем текст на стр. 104.

Чем, кроме желудей, еще питается белка? О какой птице узнали? (Яркие кисти рябин радуют не только человеческий глаз, но и птиц, которые кормятся ее ягодами. Это дрозд-рябинник.)

У вас на партах лежат орехи. Рассмотрите их.

Оказывается, мыши и белки способствуют распространению по лесу не только дубов, но и орешника.

II шаг

Выполнение задания № 1 и 2 в рабочей тетради на стр. 60.

Наклейте в окошки схем рисунки и впишите названия животных.

Проверьте со схемами на доске.

III шаг

(Моделирование пищевой цепи в ролевой игре)

Давайте составим пищевую цепь. Вызвать к доске троих учащихся.

(Шапочки мыши, лисы; листочки дуба; клубок ниток)

Какие роли будут выполнять Даня, Артемий, Таня? Подумайте, кому вы дадите клубок ниток, чтобы разматывая его, показать пищевую цепь. Что самое главное в цепочке?

Какой можем сделать вывод?

(Цепь питания всегда начинается с растения. Растение питается энергией солнца и минеральными веществами из почвы. В цепь питания входят живые организмы. В дубраве растения и животные взаимосвязаны, приспособлены к совместной жизни. Они друг без друга не смогут просуществовать. Мы говорили о невидимых нитях, а вот теперь увидели явную нить, которая их связывает.)

VI . Закрепление изученного

А сейчас я предлагаю поработать в парах с презентацией «Невидимые нити». Какие связи вы увидели? (На втором слайде связи представлены с помощью картинок, на третьем – картинки дуба и карточек с названием животных.)

Рябина → дрозд → ястреб. Береза → заяц → волк.

Береза → лось → волк. Желудь → сойка → орел.

Листья дуба → гусеница → кукушка → орел.

Желудь → мышь → лиса.

Желудь → кабан → волк. Желудь → лось →волк.

Приведите свой пример невидимых нитей в осеннем лесу и изобразите его в виде схемы (задание № 3 в рабочей тетради). Выберите для себя наиболее удобную схему.

Физминутка для глаз.

VII . Прогнозирование детей о нарушении невидимых связей.

1). Вы уже знаете, что такое прогноз погоды.

(Это научное предположение о будущем состоянии погоды.)

Но прогноз может быть и экологическим.

- Что произойдет, если люди срубят могучий дуб? (Нарушится «экологическое равновесие».)

2). Послушайте 2 куплет песни И.Николаева «Расскажите, птицы

Расскажите, птицы, времечко пришло,

Что планета наша хрупкое стекло.

Чистые березы, реки и поля

Сверху все это нежнее хрусталя.

Неужели мы услышим со всех сторон

Хрустальный звон, прощальный звон?

Почему в песне поется, что планета наша хрупкое стекло?

Человеку необходимо знать природные связи и благодаря этому предвидеть последствия своих поступков, чтобы не допускать нежелательных последствий.

3). Поработайте в группе, выполните задание и попытайтесь доказать, что произойдет, если нарушится экологическое равновесие.

Повторим правила групповой работы.

1 группа, 3 группа

Если запретить охоту на хищных птиц, но вырубить все крупные деревья, сохранятся ли в данной местности хищ ные птицы?

2 группа, 4 группа

Пример пищевой цепи:

Слива-- тля----- муравей ------- дятел ------- сова
(насекомоядная (хищная птица)

птица)

Что произойдет при уничтожении хищных птиц?

Проверка работы групп.

(Если вырубить крупные деревья, то уменьшится численность хищных птиц, т.к. деревья – это дом для них, там они строят гнезда. Хищники оказывают пользу, т.к. они являются санитарами леса.

Уничтожение хищных птиц приведет к тому, что увеличится количество грызунов. А если увеличится численность грызунов, то пострадают растения. Истребление хищников из числа птиц приведет к увеличению численности насекомоядных птиц.)

Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие. Посмотрите, как всё просто и как всё сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями. И сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки.

Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

(Цепь питания начинается с растения, а взаимосвязь организмов называется невидимыми нитями.)

Достигли ли поставленных целей?

Возьмите лист оценивания, поставьте знаки «+» или «?» .

Утверждения

Поставь знак «+» или «?»

1). Тема урока мне понятна.

2). Я достиг цели урока.

3). Я могу построить пищевую цепь.

4). Я умею приводить пример связей в осеннем лесу.

5). Мне необходимо поработать над …

VIII . Итог урока.

- Мне хочется закончить урок словами ученого, путеше ственника Тура Хейердала:

« Мы настолько изменили все вокруг себя, что теперь, для того чтобы существовать, мы должны изменить себя»

Любите, берегите, изучайте и охраняйте родную природу, и любовь эта возвратится к вам.