Невидимые нити в осеннем лесу. Пример невидимых нитей в осеннем лесу? Схема невидимых нитей в лесу? Невидимые нити в осеннем лесу примеры

Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»
Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»
Курс «Сопровождение детского отдыха. Школа вожатых»
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС».


ация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы Ф

Пример невидимых нитей в осеннем лесу? Схема невидимых нитей в лесу?

    Все обитатели осеннего леса имеют взаимозависимые отношения: насекомые, грибы, растения даже разрушаясь, выполняют, как минимум, три функции:

    • превращаются в удобрения
    • становятся пищей
    • служат жилищем или материалом для строительства и утепления жилищ.

    Когда какое-то звено цепи разрушается, последствия могут быть катастрофическими. Например, применение пестицидов может погубить растения летом, тогда к осени остальным животным будет нечего есть, негде зимовать, им придется мигрировать, искать более безопасные и более сытые места обитания. Не все животные смогут дойти или долететь, многие просто погибнут.


    Под невидимыми нитями подразумевается взаимосвязь в природе. Например, осенью на дубе жлуди растут. Созревая они падают на землю, а весной из них начинают расти молодые деревья. Но не из всех, потому что желудями питаются животные и птицы, например белка, сойка и т.д. Для них плоды дуба — еда. Сойка переносит желуди и прячет их в разных местах, потом часть из них съедает, а часть остается из которой тоже растут молодые дубки весной. Таким образом дуб помогает птицам и животным кормя их желудями, а животные помогают расселяться дубу. Невидимые нити могут быть между живой и не живой природой.

    Невидимые нити — это связи, которые встречаются в мире повсеместно, но и в лесу в том числе. Если говорить именно об осеннем лесе, то не секрет, что именно в это время самое урожайное, деревья приносят плоды, животные и птицы этими плодами питаются.

    То, что многие птицы улетают в более теплые края — это тоже результат определенных изменений в природе: меньше пропитания, короче день, температура воздуха, воды и земли ниже.

    Невидимыми нитями называют связи между всеми объектами природы. Без невидимых связей природа не может существовать, иначе погибнет вс. А примером невидимых связей в осеннем лесу может послужить такая картина, когда созревают грибы, ягоды и орехи, а птицы и животные их поедают и делают припасы на зиму, чтобы выжить. Или человек тоже собирает все эти дары природы, ходит в осенний лес, дышит чистым свежим воздухом.


    Невидимые нити- это нити, соединяющие всех обитателей леса. Чаще всего, это обычные пищевые цепочки. Ведь понятно, что все растения и животные в лесу в конце концов служат пищей друг для друга, чтобы опять-же, поддерживать существование этого самого леса.

    Невидимые нити в осеннем лесу.

    Дождик — грибы.

    Елка — белка.

    Заяц — лиса.

    Дуб — кабан, который питается желудями.

    Рябина — дрозды, которые кормятся ягодами рябины.

    рябина — свиристель, птица, которая также ест ягоды рябины.

    Представитель одного вида дает пищу другому виду. Растения кормят птиц и животных, дерево дает укрытие животным и птицам, служит им защитой от хищников и человека.

    Солнце — комары. Пока греет солнышко, в лесу полно комаров. Как только солнце спрячется, исчезнут комары.

    Самый видимый пример осенних невидимых нитей солнце — рябина.

    Семенами ели питаются животные, не будь ели, животные могли бы погибнуть зимой от холода.

    Невидимые нити присутсвуют повсеместно, стоит только получше приглядеться и вдуматься. А вот осенний лес может стать ярчайшим тому примером.

    Вот тому наглядный пример нитей в осеннем лесу:

    А вот ещ одна явная невидимая нить осеннего леса:


    Невидимые нити связывают между собой все объекты живой (например животные, растения, грибы, бактерии, микроорганизмы) и неживой (например вода, солнце, луна, камни, воздух) природы.

    Примеры невидимых нитей разбирают, что бы понять взаимосвязь объектов в природе. Например какую пользу приносят растения животным или солнце растениям, для чего нужны все объекты, какую пользу или вред они приносят друг другу.

    Пример невидимых нитей: растения-животные.

    Взаимосвязь: растения для животных пища, укрытие, а животные разносят семена растений, уничтожают вредителей.

    В осеннем лесу есть такой пример невидимых нитей взаимодействия живой и неживой природы: солнце ниже, значит короче день и прохладнее — животных и насекомых становится меньше так как становится меньше корма, некоторые животные заготавливают корм на зиму, другие впадают в спячку.

    Невидимыми нитями называют такие связи, которые существуют в природе. Их можно наблюдать повсюду. Эти связи могут быть как между животными, так и между растениями, между животными и растениями, между человеком и животными.

    Вот пример связи живой и неживой природы: солнце, воздух оказывают влияние на жизнь животных:

    растения могут служить для животных пищей, домом, укрытием от врагов. Животные, в свою очередь, опыляют растения, спасают их от вредителей, распространяют семена.

    Вот примеры невидимых нитей в осеннем лесу:

    Берза — заяц,

    солнце — рябина,

    Рябина — белка,

    солнце — деревья (начинают падать листья).


    Невидимые нити существуют везде, это связи, которыми соединены все объекты и живой и неживой природы. Солнце связано с ростом растений и поведением зверей, также как и вода и земля и даже ветер. Ягоды и грибы связаны с животными, которые их поедают или запасают на зиму, листопад связан невидимыми нитями с поведением насекомых, птиц и началом зимнего сна у деревьев. Даже человек связан этими нитями с остальной природой, ведь он также ходит в лес за грибами и ягодами, или просто дышит осенним воздухом и любуется буйством красок осеннего леса. Например осенний дуб связан нитями с различными грызунами, птицами и даже крупными животными, которые питаются его желудями или которые живут в его дуплах, ветвях и корнях.

    А вот схематичное представление некоторых невидимых нитей:

Тема урока: «Невидимые Нити.

Невидимые нити в осеннем лесу.

Простейшие способы ориентирования».

ЦЕЛЬ:

  1. Взаимодействие между организмами, входящими в состав природного сообщества;
  2. Характер и последствия вмешательства человека в природное равновесие;
  3. Познакомить с простейшими способами ориентирования;
  4. Воспитание любви к природе, к бережному отношению.

ОБОРУДОВАНИЕ: компас, картинка дуба, плоды дуба, корзинка с грибами, картины с изображением осени, слайды мультимедиа.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

1) Фронтальный опрос.

а) – На какие три группы можно разделить все растения?

– Назовите отличительные черты дерева. Куста. Травы.

– На какие 2 группы можно разделить деревья?

(таблица «Лесные этажи»)

б) Назовите группы животных.

Назовите отличительные черты каждой группы животных.

в) «Собери лукошко грибов» (игра)

Царь грибов на толстой ножке

Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он … Белый.

Под сосною на опушки

Преют рыжие макушки,

В мох душистый две косички

Прячут хитрые … Лисички.

Будто смазанные маслом,

Мы блестим на солнце красном.

Как лесные дошколята

Под сосной растут … Маслята.

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Издали заметных,
Собирай, не мешкай,

Это … Сыроежки.

Возле леса на опушке

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый … Мухомор.

Назовите, какие вы знаете съедобные грибы.

Несъедобные грибы.

(таблицы съедобных и не съедобных грибов)

3. Инсценировка произведения Н.Сладкова

“Муравей и Сороконожка”.

Вот напугал, Муравей! Да ты что- с неба свалился, что ли?

С неба, с неба… С рябиновой ветки я свалился!

А что же ты там делал?

Делал, делал… Коров пас!

А что еще?

Что, что… Доил коров!

А что еще?

Молочко сладкое пил!

А еще что?

Вот пристала! Ну задремал немножечко, да и скатился с листа! Тебе что, у тебя сорок ног, а у меня всего шесть: на двух стою, двумя тлю-коровку держу, двумя молочко тлиное собираю.

О чем вы узнали?

4. Изучение нового материала

1) Работа с учебником (с.55,рис.1)

а)- Кто еще собирает тлиное молочко?

(тлиное молочко - сладкая жидкость)

б) (рис.2)

Какую пользу приносит?

в) (рис.3)

Какую пользу приносит?

Какие невидимые нити связывают их воедино? (пищевые)

2) Экологический прогноз.

Слайд 2(3)

Вы уже знаете, что такое прогноз погоды.

(Это научная предположение о будущем состоянии погоды.)

Но прогноз может быть и экологическим.

Рассказ “Лес” (стр.54-55).

“Не бывает леса без деревьев ”. Но что бы лес рос хорошо, ему нужны кустарники.

Эта история о том, как в давние времена люди вздумали навести порядок в одном большом лесу.

Главный лесничий рассуждал так. Лес-это деревья, все остальное- лишнее. И по его приказу вырубали кустарники. Чисто и просторно стало в лесу…

Прошел год, второй, третий. И видит главный лесничий, что в его чистом, аккуратном лесу что-то неладно. Куда ни посмотришь, везде торчат высохшие, голые деревья. Призадумался лесничий: «Что же тут случилось? Отчего деревья сохнут?» А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житье.

Развелось их видимо-невидимо. Вот деревья и стали сохнуть оттого, что насекомых стало слишком много, одни листья едят, другие корни грызут. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубил бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых.

3) Вывод (стр. 55).

Невидимыми нитями мы назвали связи, которые есть в природе повсюду. Связаны между собой неживая и живая природы, растения и животные, различные животные. Да и человек тысячами нитей связан с окружающей его природой.

4) Стихотворение «Про всех на свете»:

Все-все,

Все на свете,

На свете нужны!

И мошки на свете нужны,

Чем Слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых,

И даже без хищников –

Злых и свирепых.

Нежны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мёд

И кто делает яд!

Плохие дела

У Кошки без Мышки,

У Мышки без Кошки

Не лучше делишки!

И если мы с кем-то

Не очень дружны –

Мы всё таки очень

Друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой покажется!

Все-все,

Все на свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!

5) Введение в тему «Невидимые нити в осеннем лесу»

А) Стихотворение А.С. Пушкина.

Уж небо осенью дышало,

Уже реже солнышко блистало,

Короче становился день,
Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажилась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван

Тянулся к югу! Приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уже у двора.

Б) Беседа о дубе (картинка)

И высок я, и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок. Дуб

Осенью на дубе созревают плоды-желуди. Внутри каждого желудя находится одно-единственное крупное семя. Созревшие желуди опадают на землю. Весной из них начинают расти новые деревца.

Но не все желуди сохраняются до весны. Часть их осенью и зимой съедают разные лесные животные. Для этих животных дуб – кормилец!

Думаешь, животные только поедают желуди и ничем не помогают дубу? Нет, некоторые из них помогают дубу расселиться. Особенно хорошо это делает сойка.

Осенью сойка прячет желуди про запас в мох, под корни деревьев. Прячет она их почти всегда далеко от дубов. Зимой сойка съедает припрятанные желуди. Но не все. Многие из них она не находит. Весной эти желуди дадут начало молодым дубкам. Вот и получается, что сойка расселяет дуб.

Белка и лесные мышки тоже расселяют желуди.

в) Связь дуба и животных

Работа с учебником (стр. 59).

г) Как животные помогают растениям.

Работа с учебником (стр. 60-61).

IV. ОБЖ.
Простейшие способы ориентирования. Представьте себя, что вы с друзьями пошли в лес и вдруг заблудились. Ваши действия?

Если вы заблудились в лесу, первое и основное правило безопасности: ни в коем случае не подавайтесь панике!

1. Не стоит сразу бежать, куда глаза глядят.

2. Присядьте, успокойтесь и внимательно прислушайтесь, не доносятся ли откуда-нибудь звуки: шум машин и поездов; гудки теплоходов с реки, лай собак, крики домашних животных, птиц и другие звуки, говорящих в близости людей.

3. Уловив звук, повернитесь к нему лицом и идите в этом направлении. Если звук будет приближаться, значит, вы идете правильно.

4. Если у вас есть компас, то перед тем, как зайти в лес, необходимо определить по компасу стороны света, чтобы точно знать, в каком направлении вам надо будет возвращаться.

Если нет компаса, то стороны света можно определить по солнцу.

Солнце восходит на востоке, а заходит на западе.

  1. Поэтому, если утром стать лицом к солнцу, север будет по левую руку, а юг по правую.
  2. Заходя в лес, запомните, в какой глаз вам светит солнце. А при возвращении оно должно светить в другой глаз.

Многие растения являются компасами.

  1. Мхи и лишайники любят тень, поэтому растут преимущественно на северной стороне стволов деревьев.
  2. Кора у деревьев обычно темнее и грубее с северной стороны. Особенно это заметно у березы, осины и сосны.
  3. В сухую, жаркую погоду ели и сосны больше смолы выделяют с южной стороны.
  4. Муравьи устраивают свои жилища обычно с южной стороны ближайших деревьев, пней и кустов. Южная сторона муравейника более пологая, чем северная.

1. Никогда не забывайте о своих товарищах. В лесу нужно держаться вместе и не терять друг друга из виду.

2. Если вы заблудились, а на пути у вас река или большой ручей, идите вниз по течению. Путь вниз по течению, как правило, ведет к жилью.

В любом случае, перед тем, как действовать, следует сначала осмотреться и правильно определить обстановку.

А чтобы не случилось с вами беды подобного рода, помните: в лес ходить одному без взрослых нельзя.

VI. Итог урока.

Фронтальная беседа.

Что мы сажаем, спасая леса?

Мачты и реи – держать паруса,
Рубку и палубу, ребра и киль –

Странствовать по морю

В бурю и штиль.

Что мы сажаем, спасая леса?
Легкие крылья – лететь в небеса.

Стол, за которым ты будешь писать,

Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

Что мы сажаем, спасая леса?

Чащу, где бродит барсук и лиса,

Чащу, где белка скрывает бельчат,

Чащу, где пестрые дятлы стучат.

Что мы сажаем, спасая леса?

Лист, на который ложится роса,

Свежесть лесную, и влагу и тень –

Вот что сажаем в сегодняшний день.

VII. Домашнее задание.

Учебник (стр. 54-61).


    Все обитатели осеннего леса имеют взаимозависимые отношения: насекомые, грибы, растения даже разрушаясь, выполняют, как минимум, три функции:

    • превращаются в удобрения
    • становятся пищей
    • служат жилищем или материалом для строительства и утепления жилищ.

    Когда какое-то звено цепи разрушается, последствия могут быть катастрофическими. Например, применение пестицидов может погубить растения летом, тогда к осени остальным животным будет нечего есть, негде зимовать, им придется мигрировать, искать более безопасные и более сытые места обитания. Не все животные смогут дойти или долететь, многие просто погибнут.

    Под невидимыми нитями подразумевается взаимосвязь в природе. Например, осенью на дубе жлуди растут. Созревая они падают на землю, а весной из них начинают расти молодые деревья. Но не из всех, потому что желудями питаются животные и птицы, например белка, сойка и т.д. Для них плоды дуба - еда. Сойка переносит желуди и прячет их в разных местах, потом часть из них съедает, а часть остается из которой тоже растут молодые дубки весной. Таким образом дуб помогает птицам и животным кормя их желудями, а животные помогают расселяться дубу. Невидимые нити могут быть между живой и не живой природой.

    Невидимые нити - это связи, которые встречаются в мире повсеместно, но и в лесу в том числе. Если говорить именно об осеннем лесе, то не секрет, что именно в это время самое урожайное, деревья приносят плоды, животные и птицы этими плодами питаются.

    То, что многие птицы улетают в более теплые края - это тоже результат определенных изменений в природе: меньше пропитания, короче день, температура воздуха, воды и земли ниже.

    Невидимыми нитями называют связи между всеми объектами природы. Без невидимых связей природа не может существовать, иначе погибнет вс. А примером невидимых связей в осеннем лесу может послужить такая картина, когда созревают грибы, ягоды и орехи, а птицы и животные их поедают и делают припасы на зиму, чтобы выжить. Или человек тоже собирает все эти дары природы, ходит в осенний лес, дышит чистым свежим воздухом.

    Невидимые нити- это нити, соединяющие всех обитателей леса. Чаще всего, это обычные пищевые цепочки. Ведь понятно, что все растения и животные в лесу в конце концов служат пищей друг для друга, чтобы опять-же, поддерживать существование этого самого леса.

    Невидимые нити в осеннем лесу.

    Дождик - грибы.

    Елка - белка.

    Заяц - лиса.

    Дуб - кабан, который питается желудями.

    Рябина - дрозды, которые кормятся ягодами рябины.

    рябина - свиристель, птица, которая также ест ягоды рябины.

    Представитель одного вида дает пищу другому виду. Растения кормят птиц и животных, дерево дает укрытие животным и птицам, служит им защитой от хищников и человека.

    Солнце - комары. Пока греет солнышко, в лесу полно комаров. Как только солнце спрячется, исчезнут комары.

    Самый видимый пример осенних невидимых нитей солнце - рябина.

    Семенами ели питаются животные, не будь ели, животные могли бы погибнуть зимой от холода.

    Невидимые нити присутсвуют повсеместно, стоит только получше приглядеться и вдуматься. А вот осенний лес может стать ярчайшим тому примером.

    Вот тому наглядный пример нитей в осеннем лесу:

    А вот ещ одна явная невидимая нить осеннего леса:

    Невидимые нити связывают между собой все объекты живой (например животные, растения, грибы, бактерии, микроорганизмы) и неживой (например вода, солнце, луна, камни, воздух) природы.

    Примеры невидимых нитей разбирают, что бы понять взаимосвязь объектов в природе. Например какую пользу приносят растения животным или солнце растениям, для чего нужны все объекты, какую пользу или вред они приносят друг другу.

    Пример невидимых нитей: растения-животные.

    Взаимосвязь: растения для животных пища, укрытие, а животные разносят семена растений, уничтожают вредителей.

    В осеннем лесу есть такой пример невидимых нитей взаимодействия живой и неживой природы: солнце ниже, значит короче день и прохладнее - животных и насекомых становится меньше так как становится меньше корма, некоторые животные заготавливают корм на зиму, другие впадают в спячку.

    Невидимыми нитями называют такие связи, которые существуют в природе. Их можно наблюдать повсюду. Эти связи могут быть как между животными, так и между растениями, между животными и растениями, между человеком и животными.

    Вот пример связи живой и неживой природы: солнце, воздух оказывают влияние на жизнь животных:

    растения могут служить для животных пищей, домом, укрытием от врагов. Животные, в свою очередь, опыляют растения, спасают их от вредителей, распространяют семена.

    Вот примеры невидимых нитей в осеннем лесу:

    Берза - заяц,

    солнце - рябина,

    Рябина - белка,

    солнце - деревья (начинают падать листья).

    Невидимые нити существуют везде, это связи, которыми соединены все объекты и живой и неживой природы. Солнце связано с ростом растений и поведением зверей, также как и вода и земля и даже ветер. Ягоды и грибы связаны с животными, которые их поедают или запасают на зиму, листопад связан невидимыми нитями с поведением насекомых, птиц и началом зимнего сна у деревьев. Даже человек связан этими нитями с остальной природой, ведь он также ходит в лес за грибами и ягодами, или просто дышит осенним воздухом и любуется буйством красок осеннего леса. Например осенний дуб связан нитями с различными грызунами, птицами и даже крупными животными, которые питаются его желудями или которые живут в его дуплах, ветвях и корнях.

    А вот схематичное представление некоторых невидимых нитей:


Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы центр образования № 1420

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ

(Программа «Перспектива», учебник: авт. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.)

Учитель: Коношенко Любовь Васильевна

Тема: Невидимые нити в осеннем лесу.

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с невидимой пищевой цепью в дубовом лесу.

Задачи:

    выявить невидимую связь между животными и растениями в осеннем лесу;

    расширить представление учащихся об экологических связях,

    воспитывать бережное отношение к природе.

Предметные результаты:

    приводить примеры невидимых связей в осеннем лесу;

    делать выводы: 1) о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире; 2) о возможности построения разных вариантов схем для отображения одних и тех же связей;

Метапредметные результаты:

    извлекать из текста информацию о связях в природе;

    анализировать рисунок и схему

    моделировать связи в осеннем лесу

    формулировать правила экологической этики

Личностные результаты:

    осознавать важность взаимосвязей между растениями и животными

Оборудование:

    желуди, орехи;

    разнообразные схемы: опорные знаки для моделирования связи между растениями и животными дубового сообщества;

    презентация в программе Power Point «Невидимые нити»;

    у учителя и учащихся компьютер Macbook (1 на парту);

    а/з 2 куплета песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева);

    рисунки животных и растений;

    клубок ниток;

    у учащихся клей, цветные карандаши или фломастеры.

ХОД УРОКА

I . Орг. момент.

Виталий Бианки писал: «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное. Самое увлекательное занятие в мире».

Мы сегодня тоже попытаемся открыть тайну.

II . Сообщение темы и целей урока.

(На доске изображение осеннего дуба, объектов живой и неживой природы)

Ребята, на доске разбежались карточки, соедините их и получите тему сегодняшнего урока.

В ОСЕННЕМ ЛЕСУ




«Невидимые нити в осеннем лесу»

Какую цель поставим себе на уроке?

(На доске)

Закреплять знания о …

Устанавливать ….

1) Закрепим знания о живой и неживой природе.

2) Установим связи в осеннем лесу.

3) Научимся строить цепь питания.

III . Актуализация знаний.

Назовите царства живой природы. (Животных, растений, бактерий, грибов, микроорганизмов.)

- А что относится к неживой природе?

( Вода. Камни. Солнце. Воздух, …)

Как связаны между собой неживая и живая природа?

Какую пользу приносит вода растениям, животным, человеку?

Какую пользу приносят растения животным?

Какую пользу приносят грибы растениям?

А как помогают животные растениям?

На доске схема – опора. Что вы видите на этой схеме?

Животные Живая природа

Животные Неживая природа

Растения Животные Человек.

Итак, мы в осеннем лесу. А отличается ли он летнего?

Назовите природные явления осени. С чем это связано?

( Листья изменили окраску, меньше птиц, меньше насекомых, зверей. С изменениями в неживой природе: солнце ниже, день короче, на улице прохладнее. Меньше корма, идет подготовка к зиме у деревьев, у животных.)

Какую связь мы установили?

Какой можно сделать из этого вывод? (Все в природе взаимосвязано)

IV . Работа по новой теме.

Давайте обратимся к нашему учебнику.

а) Прочитайте внимательно текст на стр. 102

(Читает вслух ученик, остальные следят по учебнику).

О чем узнали из этого отрывка ? (О том, что дуб кормит желудями различных животных). Рассмотрите плоды дуба (на парте на каждого ученика).

Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Кто узнал эту птицу? (Это сойка).

Мини-рассказ сойки (подготовленная ученица)

Сойка: Я, сойка, - большая любительница желудей. Много перетаскаю их за день. Сорву клювом желудь и улетаю далеко в лес. Где-нибудь сяду на дерево, прижму лапкой желудь к ветке и начинаю его расклёвывать. Но расклёвывать могу не каждый. Самые крепкие падают на землю. Из множества потерянных желудей какой-нибудь прорастет, и через год -другой в траве появится маленький, слабенький росточек будущего могучего дуба.

О каких связях узнали?

(Из рассказа сойки поняли, что она питается желудями, припрятывает их про запас, а те, которые она не съедает, прорастают весной).

Покажем стрелочкой, что сойка питается плодами дуба, направим стрелочку на сойку. А что должна показать другая стрелка? (Сойка помогает дубу расселяться)

А вы знаете, кто еще любит лакомиться желудями? (Мыши, белки, кабаны).

Добавим стрелки на схеме. (К белке и мыши).

С помощью чего составлена эта схема? (С помощью картинок и стрелок).

А что еще видите на доске? (Еще одну схему из карточек со словами и стрелочек)

Сравните две схемы.

(Различие: 1 – представлены рисунки, 2 – карточки со словами. Общее: схемы об одних и тех же связях между дубом и животными.)

Физминутка.

V . Моделирование связей «Невидимые нити в осеннем лесу».

I шаг

Продолжим работу с учебником. Прочитаем текст на стр. 104.

Чем, кроме желудей, еще питается белка? О какой птице узнали? (Яркие кисти рябин радуют не только человеческий глаз, но и птиц, которые кормятся ее ягодами. Это дрозд-рябинник.)

У вас на партах лежат орехи. Рассмотрите их.

Оказывается, мыши и белки способствуют распространению по лесу не только дубов, но и орешника.

II шаг

Выполнение задания № 1 и 2 в рабочей тетради на стр. 60.

Наклейте в окошки схем рисунки и впишите названия животных.

Проверьте со схемами на доске.

III шаг

(Моделирование пищевой цепи в ролевой игре)

Давайте составим пищевую цепь. Вызвать к доске троих учащихся.

(Шапочки мыши, лисы; листочки дуба; клубок ниток)

Какие роли будут выполнять Даня, Артемий, Таня? Подумайте, кому вы дадите клубок ниток, чтобы разматывая его, показать пищевую цепь. Что самое главное в цепочке?

Какой можем сделать вывод?

(Цепь питания всегда начинается с растения. Растение питается энергией солнца и минеральными веществами из почвы. В цепь питания входят живые организмы. В дубраве растения и животные взаимосвязаны, приспособлены к совместной жизни. Они друг без друга не смогут просуществовать. Мы говорили о невидимых нитях, а вот теперь увидели явную нить, которая их связывает.)

VI . Закрепление изученного

А сейчас я предлагаю поработать в парах с презентацией «Невидимые нити». Какие связи вы увидели? (На втором слайде связи представлены с помощью картинок, на третьем – картинки дуба и карточек с названием животных.)

Рябина → дрозд → ястреб. Береза → заяц → волк.

Береза → лось → волк. Желудь → сойка → орел.

Листья дуба → гусеница → кукушка → орел.

Желудь → мышь → лиса.

Желудь → кабан → волк. Желудь → лось →волк.

Приведите свой пример невидимых нитей в осеннем лесу и изобразите его в виде схемы (задание № 3 в рабочей тетради). Выберите для себя наиболее удобную схему.

Физминутка для глаз.

VII . Прогнозирование детей о нарушении невидимых связей.

1). Вы уже знаете, что такое прогноз погоды.

(Это научное предположение о будущем состоянии погоды.)

Но прогноз может быть и экологическим.

- Что произойдет, если люди срубят могучий дуб? (Нарушится «экологическое равновесие».)

2). Послушайте 2 куплет песни И.Николаева «Расскажите, птицы

Расскажите, птицы, времечко пришло,

Что планета наша хрупкое стекло.

Чистые березы, реки и поля

Сверху все это нежнее хрусталя.

Неужели мы услышим со всех сторон

Хрустальный звон, прощальный звон?

Почему в песне поется, что планета наша хрупкое стекло?

Человеку необходимо знать природные связи и благодаря этому предвидеть последствия своих поступков, чтобы не допускать нежелательных последствий.

3). Поработайте в группе, выполните задание и попытайтесь доказать, что произойдет, если нарушится экологическое равновесие.

Повторим правила групповой работы.

1 группа, 3 группа

Если запретить охоту на хищных птиц, но вырубить все крупные деревья, сохранятся ли в данной местности хищ ные птицы?

2 группа, 4 группа

Пример пищевой цепи:

Слива-- тля----- муравей ------- дятел ------- сова
(насекомоядная (хищная птица)

птица)

Что произойдет при уничтожении хищных птиц?

Проверка работы групп.

(Если вырубить крупные деревья, то уменьшится численность хищных птиц, т.к. деревья – это дом для них, там они строят гнезда. Хищники оказывают пользу, т.к. они являются санитарами леса.

Уничтожение хищных птиц приведет к тому, что увеличится количество грызунов. А если увеличится численность грызунов, то пострадают растения. Истребление хищников из числа птиц приведет к увеличению численности насекомоядных птиц.)

Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие. Посмотрите, как всё просто и как всё сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями. И сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки.

Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

(Цепь питания начинается с растения, а взаимосвязь организмов называется невидимыми нитями.)

Достигли ли поставленных целей?

Возьмите лист оценивания, поставьте знаки «+» или «?» .

Утверждения

Поставь знак «+» или «?»

1). Тема урока мне понятна.

2). Я достиг цели урока.

3). Я могу построить пищевую цепь.

4). Я умею приводить пример связей в осеннем лесу.

5). Мне необходимо поработать над …

VIII . Итог урока.

- Мне хочется закончить урок словами ученого, путеше ственника Тура Хейердала:

« Мы настолько изменили все вокруг себя, что теперь, для того чтобы существовать, мы должны изменить себя»

Любите, берегите, изучайте и охраняйте родную природу, и любовь эта возвратится к вам.

Осенью на дубе созревают плоды - жёлуди. Внутри каждого жёлудя находится одно-единственное крупное семя. Созревшие жёлуди опадают на землю. Весной из них начинают расти новые деревца.

Но не все жёлуди сохраняются до весны. Часть их осенью и зимой съедят разные лесные животные. Для них дуб - кормилец!

Думаешь, животные только поедают жёлуди и ничем не помогают дубу? Нет, некоторые из них помогают дубу расселяться. Особенно хорошо это делает сойка.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки