Правила и нормы. Виды и функции социальных институтов

Правила, о которых идет речь, представляют собой механизм компенсации нашего неведения о последствиях конкретных действий, а важность, которую мы придаем этим правилам, основана как на масштабе возможного ущерба, который они призваны предупредить, так и на вероятности ущерба, возможного при их несоблюдении. Понятно, что эти правила могут выполнять свою функцию только при длительном их применении. Это вытекает из того, что правила поведения способствуют формированию порядка, поскольку люди следуют этим правилам и используют их для своих целей, по большей части неведомых тем, кто устанавливал эти правила или имеет полномочия их изменить. Там, где, как в случае права, некоторые правила поведения осознанно устанавливаются властями, они выполнят свою функцию, лишь если станут основой индивидуальных планов действий. Таким образом, поддержание стихийного порядка через принуждение к соблюдению правил поведения всегда должно ориентироваться на отдаленные по времени результаты, в отличие от правил организации, которые служат известным конкретным задачам и должны, по существу, стремиться к предсказуемым в ближайшем будущем результатам. Отсюда бросающаяся в глаза разница между подходом администратора, по необходимости озабоченного особыми известными последствиями, и подходом судьи или законодателя, которые должны заботиться о поддержании абстрактного порядка и пренебрегать конкретными предвидимыми последствиями. Сосредоточение на конкретных результатах неизбежно ведет к ориентации только на ближние цели, потому что особые результаты можно предвидеть только в ближней перспективе. Это порождает конфликты между особыми интересами, которые могут быть разрешены только властным решением в пользу той или другой стороны. Таким образом, преимущественная ориентация на видимые краткосрочные эффекты постепенно ведет к дири- жистской организации общества в целом. В самом деле, если мы сосредоточимся на ближайших результатах, свобода обречена на гибель. Номократическое общество должно ограничить применение насилия только задачей принуждения к соблюдению правил, служащих долгосрочному порядку. Идея о том, что структура, наблюдаемые части которой, по- видимому, не имеют назначения или не образуют распознаваемого плана и где неизвестны причины происходящих событий, представляет собой более эффективную основу для успешного преследования наших целей, чем намеренно созданная организация, и что наше преимущество в том, что происходят изменения, причины которых никому не известны (поскольку они отражают факты, которые в целом никому не известны), - эта идея настолько противоположна идеям конструктивистского рационализма, господствующего в европейской мысли с XVII в., что она получила общее признание только с распространением эволюционного или критического рационализма, сознающего не только возможности, но и границы разума, и признающего, что и сам этот разум является продуктом социальной эволюции. С другой стороны, стремление к того рода прозрачному порядку, который отвечает требованиям конструктивистов, должно привести к разрушению порядка, куда более всеохватного, чем любой, который мы могли бы создать осознанно. Свобода означает, что в некоторой степени мы вверяем свою судьбу силам, которые находятся вне нашего контроля; и это представляется невыносимым для тех конструктивистов, которые верят, что человек может быть хозяином своей судьбы - как будто бы именно он создал цивилизацию и даже разум.

Еще по теме Правила могут выполнять свои функции только при длительном применении:

  1. Абстрактные правила справедливого поведения могут определять только возможности, но не конкретные результаты

Институт в рыночной экономике в самом общем виде представляет собой относительно устойчивое проявление комплекса экономических, правовых, социальных и морально-этических отношений,

Институты, согласно определению Т. Веблена, фиксируются в традициях, неформальных нормах, а затем и в писанном праве. Они формируют основу социальных организаций, опосредующих экономические процессы.

Представители «новой институциональной экономики» определяют институты как нормы экономического поведения, возникающие непосредственно из взаимодействия индивидов .

Р. Коуз, основоположник неоинституционального направления экономики исследовал влияние институтов на хозяйство на основе принципов рациональности и индивидуализма. Он предложил практическое использование понятия «институт» и ввел новый термин «трансакционные издержки» , под которыми он понимал все издержки, возникающие при совершении сделки . Он доказал, что развитые рыночные институты сокращают трансакционные издержки, что положительно влияет на экономику в целом.

Представитель современного институционализма, Д. Норт, определяет институты, как правила игры в обществе , или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимодействия между людьми .

Правила – это общепризнанные положения, которые запрещают или разрешают определенные виды действий одного индивида (или группы людей) по отношению к другим. Рациональный выбор возможен только при использовании общепринятых правил, при игнорировании их трансакция становится невозможной.

Экономические правила определяют возможные формы организации хозяйственной деятельности, в рамках которой отдельные индивиды или группы кооперируются друг с другом или вступают в конкурентные отношения. Экономическим правилами являются правила собственности и ответственности.

В правилах отражаются однообразные, повторяемые взаимосвязи и действия, позволяющие сделать рациональный выбор. Например, соблюдение договоренностей о качестве поставляемого товара, сохранение контрактной цены и пр. Но правило не имеет обязательного характера – оно может выполняться или не выполняться. Выбор действия будет зависеть от от наличия общих ценностей, признаваемых субъектами сделки.

Следование правилам является необходимым условием сохранения института как основы поддержания порядка в процессе взаимодействия. Рациональный выбор может быть осуществлен лишь при использовании общепринятых правил, отражающих повторяемость и однообразность бытия. При игнорировании правил самые простейшие трансакции оказываются невозможными.

Понятие «норма» это узаконенное правило, предполагает обязательность выполнения и применение юридический санкций в случае отклонения от нее, т.е. как должен себя вести индивид в различных ситуациях (добровольно или при наличии санкций). Значимость норм определяется их функциями.

Функции нормы :

1. Обеспечивает предсказуемость поведения субъекта. Норма становится основанием для экономического согласия. Возникнут как результат закрепления взаимовыгодных отношений, норма дает возможность всем участникам сделки понимать намерения каждой стороны, она как бы сообщает другим о намерениях каждого.

2. Снижает степень неопределенности во взаимодействиях субъектов. Норма отражает устойчивость, повторяемость отдельных моментов в поведении людей, поэтому повышает устойчивость связей, как бы объясняет взаимные намерения участников.

3. Обеспечивает достижение поставленной цели. По сути, это узаконенный, порядок организации дела. Сознательное или неосознанное нарушение норм служит источником противоречий, что может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Отдельные нарушения норм индивидом пресекаются организацией, или он лишается возможности выступать лицом организации. Увеличение количества нарушений норм, или количества лиц, нарушающих нормы, ведет к разрушению организации и созданию новой ее формы, с новыми нормами и правилами. Так, цеховики, кооперативы, частные предприниматели последовательно сменяли друг друга.

Так как целью любого организма, любого объединения является его самосохранение, то для соблюдения норм вводятся такой инструмент как санкции. Использование санкций превращает нормы из добровольного соглашения в обязательное, благо за нарушение норм следуют экономические, юридические и социальные наказания. Узаконивание нормы государством позволяет ему контролировать и направлять процесс формирования новых субъектов институциональной экономики

Дуглас Норт выделяет формальные и неформальные правила и механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдение правил.

Формальные правила - правила, созданные централизованно, осознанно и легально. Формальными правилами являются писаные законы, например, законы уголовного или гражданского кодекса, свод правил дорожного движения. Они изменяются достаточно быстро, для этого достаточно издать новое постановление. Наличие таких правил не означает, что граждане будет их обязательно выполнять, и не значит, что каждый будет контролировать выполнение этих правил другими. Для этого создаются специальные органы или эти функции передаются руководству предприятий. Вероятность обнаружения нарушений таких правил весьма низкая. Во многом это зависит от системы контроля. Контроль тоже труд, который требует вознаграждения. Вознаграждение выступает стимулом к добросовестному исполнению своих обязанностей. Если стимулы незначительны – формальные правила могут оказаться менее жесткими, чем неформальные

Неформальные правила – общепризнанные, но незафиксированные централизованно, не требующие внешних механизмов принуждения. К ним могут быть отнесены морально-этические нормы, обычаи, традиции, существующие в обществе. Они контролируются фактическими всеми членами сообщества, но это неофициальный контроль, нарушение замечено, но не исправлено, и виновный не понес наказания.

Формальные и неформальные правила взаимосвязаны: формальные возникают на основе существующих неформальных, и неформальные могут быть продолжением формальных. В принципе соотношение формальных и неформальных правил происходит в трех вариантах.

1. Формальное правило вводится на базе позитивно проявившего себя неформального правила, т.е. оно формализуется. Примером может служить распространенная в былые годы производственная гимнастика.

2. Формальное правило может вводиться как противодействие неформальному, если оно оцениваются обществом негативно, т.е. государство вмешивается в существующий образ жизни. Примером тому может быть ведущаяся в России борьба с курением.

3. Неформальные правила вытесняют формальные, когда последние порождают неоправданные издержки, не давая существенных выгод ни государству, ни субъекту. Формально правило не отменено, но его перестают контролировать и исполнять.

Формальные правила могут быть изменены государством, а неформальные ограничения изменяются очень медленно. И формальные правила, и неформальные ограничения, в конечном счете, формируются под воздействием субъективного мировосприятия людей, которое, в свою очередь, и определяет выбор формальных правил и развитие неформальных ограничений.

Механизмы принуждения в данном случае обеспечивают соблюдение правил.Механизмы принуждения - формальные и неформальные санкции за нарушение правил, а так же информация о наличии санкций.

Если в качестве критерия принять уровень реализации правил, то можно выделить глобальные и локальные правила. Глобальные – конституционанные (политические) и экономические – формируют институциональную среду, локальные правила (контракты) обеспечивают функционирование индивидов и отдельных субъектов.

Конституционные правила устанавливают условия принятия решений на различных уровнях государственной власти. Они определяют иерархическую структуру государства, порядок принятия и контроля за государственными решениями. Основное требование к конституционным правилам – непротиворечивость. Они могут иметь как формальный, так и неформальный характер. Так, правила наследования власти в монархия имеют форму неписанного обычая или традиции, а правила голосования при выборах государственного органа или президента – форму четко прописанного закона.

Конституционные правила могут существовать не только на уровне государства, но и на уровне отдельных организаций. Это уставы, различные корпоративные кодексы, формулировки миссий. С юридической точки зрения эти документы, конечно, не носят государственного характера, но по своему смыслу, значимости для данных организаций они являются именно основополагающими, также, как и для государства конституция – основной закон.

Экономические правила определяют формы организации хозяйственной деятельности. К ним относят квоты на экспорт и импорт, сроки действия патентов и лицензий, запреты на использование некоторых видов контрактов, предельные нормы рентабельности, расходов, запретов на слияния, таможенные пошлины, т.е. реально они создают условия для возникновения, осуществления и изменения прав собственности.

Институты помогают человеку экономить ресурсы в ситуации выбора, показывая некий путь, уже пройденный до него другими . Институты выступают и как нормы экономического поведения, возникающие из взаимодействия индивидов.

В основе основных рыночных институтов (присвоение, наём, хозяйствование и пр.) лежат отношения согласия субъектов, входящих в институт по поводу распределения объектов собственности, условий использования рабочей силы, границ и форм предпринимательской деятельности. Признание этого и согласованная обязанность выполнять эти ограничения являются условием и сущностью существования институтов. Поэтому институты можно представить как систему устойчивых отношений по поводу согласования форм совместных деятельности на основе признанных норм и правил.

Различные субъекты реализуют свои потребности в разных формах через институты, которые отличаются разными целями, ценностями, средствами достижения, что позволяет выделить то общее, что у них есть функции. Функция – это внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция указывает на ту роль, которую частное явление или процесс выполняет по отношению к общему, к целому.

Институты представляют собой рамки, в пределах которых люди взаимодействуют друг с другом. Преследуя свои интересы, люди наталкиваются друг на друга и причиняют друг другу ущерб, поэтому институты могут предотвратить этот ущерб.

Поэтому первая функция института - регулирование поведения людей таким образом, чтобы они не причиняли друг другу ущерба, или чтобы этот ущерб чем-то компенсировался.

Вторая функция института - минимизация усилий, которые люди тратят на то, чтобы найти друг друга и договориться между собой.Институт призван облегчить как поиск нужных людей, товаров, ценностей, так и возможность людей договориться друг с другом.

Наконец, третья функция института - организация процесса передачи информации, или обучение. Эту функцию выполняет, например, высшая школа.

4. Основной функцией институтов являетсяобеспечение стабильности с помощью сглаживания различных изменений. Эта институциональная стабильность делает возможным сложный обмен во времени и пространстве. Таковы основные функции института, независимо от сферы его деятельности. Институты - это некие ограничительные рамки, которые люди построили, чтобы не сталкиваться друг с другом, чтобы упрощать путь из точки A в точку B, чтобы легче проводить переговоры и достигать соглашений, и т.п.

Институты сокращают трансакционные затраты (т.е. затраты на поиск информации, ее обработку, оценку и специфическую защиту того или иного контракта) точно так же, как технологии сокращают производственные затраты .

Человечество накапливает информацию об окружающей действительности и в форме норм и правил передает ее хозяйствующим субъектам. Институты, обеспечивая человека информацией, создают условия более рационального поведения человека в данной ситуации. Плановое хозяйство создало в обществе привычки неденежного обмена, вне связи с ценами и затратами. А когда наступила эпоха рыночного хозяйства, этот обмен превратился в бартер, появился институт посредников натурального обмена.

5. Превращение хозяйственного опыта в систему норм и правил, необходимых в данных условиях, – есть содержание информационной функции института.

6. В рамках совместной деятельности происходит координация противоречивых интересов сторон, что позволяет им реализовать общую цель. Важность такого соглашения отражается в русской пословице «согласного стада и волк не берет». Следование общим правилам позволяет прогнозировать действия всех контрагентов, и снижает потери. Это так называемая функция согласования и координации интересов.

7. В системе институтов существует определенная субординация или подчинение. Институт мелкой частной собственности становится в процессе развития зависим от крупного производства, институт труда от института собственности, институты догоняющего развития пытаются копировать институты развитых капиталистических стран. Проявлением этой функции является формирование такой институциональной структуры в обществе, в которой институт собственности определяет характер труда и производства, влияет на содержание всех институтов хозяйствования.

8. Функция развития. Все индивиды действуют согласованно, на основе общих норм и правил, определяющих их поведение. Если все выполняют эти правила, они могут работать в так называемом легальном секторе, в прозрачной экономике. Если же эти правила наносят вред отдельным субъектам, сопряжены со значительными дополнительными издержками, то индивиды заключают дополнительные соглашения, предусматривающие иное поведение и образуют институты, которые пополняют теневую экономику. Так, например, массовое уклонение от налогов привело к тому, что появляются разработчики систем уклонения, специальные консультанты, создающие и внедряющие новые схемы, искажается отчетность, расцветает коррупция. Пренебрежение установленными правилами, их постоянное нарушение приводит к развитию отрицательного отношения к тем основам, на которых построены институты легальной экономики: традиции, национальный опыт, культура, религия. В результате появляется институциональный алгоритм, ведущий к формированию устойчивой неэффективной нормы.

9. Функция накопления. Потребности человека развиваются вместе с обществом, с системой производства и образования, что заставляет людей менять привычки, поведение, и такие массовые изменения приводят к возникновению новых институтов. При этом отбирается не вся информация, а лишь та, которая позволяет реализовать оптимальные и наиболее рациональные формы и способы деятельности, и именно это передается другому поколению.

Взаимодействия индивидов в определенных институциональных условиях направлено на реализацию цели с наименьшими издержками. Совокупность правил и норм, законов и ограничений, морально-нравственных представлений создают среду, в которой действует хозяйственный агент. Институциональная среда – совокупность правил игры, ограничивающих действия агентов и институциональных соглашений в рамках этих правил, которые позволяют выбрать эффективные комбинации производства и сделок.

В процессе действий возможно разрушение формальных правил и игнорирование неформальных норм. Если к этому еще добавляются неэффективные или выборочно, хаотично применяемые санкции, то возникает ситуация институционального вакуум – фрагментарность или отсутствие базовых общепринятых ценностных критериев деятельности.

В единой институциональной системе может начаться несовпадение или столкновение интересов, и, следовательно, и институтов. Начинаются конфликты, ведущие к развитию институциональных противоречий . Их разрешение возможно или путем выработки согласованных условий взаимодействия, или подчинением одних поведенческих норм другим.

Закрепление неэффективных норм поведения и их воспроизводство порождает институциональную ловушку Попытка выйти из нее связана с изменением модели поведения, использования других ограничителей и возможностей, и, как правило, требует дополнительных и часто очень значительных затрат. Поэтому нередко хозяйственные субъекты по инерции продолжают работать по старинке и сопротивляются необходимым переменам.

Выход из такой ловушки возможен при условии получения значительных выгод от привычных схем функционирования. Если агент видит эти преимущества – он идет на перемены, и получает их в форме так называемой институциональной премии, т.е. преимуществ, связанных с укреплением положения на рынке, возрастанием экономической власти, снижение издержек.

Итак, для чего нужны институты в обществе, какие задачи они решают?

1. Институты выполняют главную задачу экономики - обеспечивают предсказуемость результатов определенных действий (прежде всего - социальной реакции на эти действия) и таким образом привносят в экономическую деятельность устойчивость;

2. Институты наследуются благодаря свойственному им процессу обучения. Обучением может заниматься специализированная организация;

3. Институтам присуща система стимулов, без которой они существовать не могут. Института просто нет, если нет системы позитивных стимулов (вознаграждений за следование определенным правилам) и негативных (наказаний, которых люди ожидают за нарушение определенных правил);

4. Институты обеспечивают свободу и безопасность действий индивида в определенных рамках, что исключительно высоко ценится экономическими агентами;

5. Институты сокращают трансакционные затраты (т.е. затраты на поиск информации, ее обработку, оценку и специфическую защиту того или иного контракта) точно так же, как технологии сокращают производственные затраты .

Таким образом, можно сделать вывод, что именно институты и институциональные структуры образуют наиболее важный и неотъемлемый элемент рыночной экономики, составляющий ее качественные характеристики.

Понятие института будет неполным, если не остановится на понятиях субъекта и агента. В качестве институционального субъекта обычно рассматриваются фирма (предприятие, организация), государство, некоторые интегрированные структуры. Общее в них то, что их участники признают регулирующие их деятельность нормы и правила. Функция субъекта в конечном смысле - это воспроизводство самого себя, субъект существует лишь до тех пор, пока он способен это выполнять. Поэтому его целью является сохранение института, даже неэффективного стоки зрения общества (бартер, взаимозачеты). Поддерживая свой статус и выполняя определенную роль субъект осуществляет преобразование ресурсов в целях удовлетворения потребностей более эффективно, чем отдельный агент. Каждый член группы берет на себя не все издержки, а лишь определенную часть. Это условие заставляет отдельных субъектов, согласовывая свои интересы, принимать коллективные решения. Поэтому итституциональный субъект – это совокупность индивидов, объединенных в ассоциацию на основе согласованного принятия и совместного использования ряда требований, ограничивающих масштабы, формы и средства осуществления хозяйственных взаимодействий.

Ассоциированный субъект разделяет базовые норма и функции, присущие одному институту. Институциональный агент может участвовать в деятельности нескольких институтов, так как он одновременно является носителем многих ценностей и воплощает многие нормы. Так, в одной простанственно-временной форме он выступает агентом института потребителей и института производителей, института рынка и института фирмы, института кооперации и института государства и пр.

В результате в одном ассоциированном субъекте может отражаться многообразие институтов, так как он выполняет одновременно разные институциональные роли как агент. Если субъект принимает прямое участие в функционировании института, определяет целевую функцию и методы ее достижения, то агентосуществляет делегированное посредническое участие в поддержании норм и правил. Выделение субъектов и агентов выдвигает проблему включения индивида в тот или институт как субъекта отношений, выявления механизма использования норм и правил в его деятельности.

16 | | | | | | | | | | | | | | | | | |

Институт – ряд правил, которые выполняют функцию ограничения поведения экономических агентов и упорядочив взаимодействие между ними, а также соответствующие механизмы контроля над соблюдением данных правил.

Виды институтов:

1. С точки зрения происхождения социально-экономические институты можно разделить на:

*естественный

*искусственный .

Институт является естественным, если его возникновение и формирование не предшествовало во времени план – идеальная нормативная модель, существовавшая в сознании субъекта или зафиксированная в знаковой форме.

К искусственным относят институты, сформировавшиеся человеческими действиями, осуществляемые в соответствии с идеальной нормативной моделью. Искусственное предполагает предвосхищение действий, а не реакцию на них постфактум.

2. По уровню формальности и делятся на

*формальные

*неформальные .

Они опираются на формальные и неформальные правила.

Формальные институты обязательны для исполнения всеми или определенными гражданами, за их невыполнение власть (государство, руководитель) применяет соответствующие санкции. За невыполнение неформальных институтов могут последовать санкции в виде изменения отношения со стороны других людей. В структуре формальных институтов имеются политические и экономические институты, институты контрактации и др. Для выполнения функций формальных институтов создаются специальные организации.

3. По типу возникновения и разграничив на:

*пер­вичные (системообразующие, базовые)

*вторичные (производные) , в частности пер­вичные и вторичные контракты. Это связь с тем, что действие механизма, обеспечив соблюдение правил, предпо­лагает набор действий, регламентирующих другим набором правил.

Выделяют и третичные.

4. Внутренние и внешние институты

Осно­вание - в необхо­димости проведения различий между институтами и организациями при определении одного объекта. Например, характеристики организации в терминах структуры оказывают внутренними институтами, тогда как правила, в рамках которые осуществляют взаимодействие с другими организациями, могут быть определены как внешние ин­ституты.



5. По сферам функционирования выделяют институты рынка, фирмы, домашних хозяйств, государства, экономики, политики, идеологии, этики и т.д.

6. По распространенности

* Всеобщие институты (закон о собственности);

* Групповые институты (закон о товарных биржах, правила, распространен в студенческой среде);

* Единичные институты (специфический контракт на покупку сложного изделия).

7. По статусу определенных участников институты можно разделить, на:

* Ориентированные, на конкретных, определенных участников;

* Ориентированные на неопределенных участников – всех, кто может выполнять действия, организуемые данным институтом.

Пересечение этих классификаций дает 4 типа экономических институтов:

1) Формальная структура для неопределенных участников;

2) Формальная структура для определенных участников;

3) Неформальная структура для неопределенных участников;

4) Неформальная структура для определенных участников.

К 1-му типу относят конституции, законы и подзаконные акты, обычное право, постановления, типовые положения и общие контракты,

Ко 2-му – организации, создаваемые для известных будущих ее членов, единичные контракты под конкретную сделку и др.

Третий тип охватывает нормы, обычаи, кодексы, привычки, существовавшие или «внедряемые» в тех или иных совокупностях экономических агентов.

В 4-м рассматриваются неформальные организации, например, клубы, а также нормы и заведенные порядки для определенных групп лиц.

Однако проблема существует в том (в классификации), чтобы определить угол зрения или критерии классификации. Для систематизации институтов используют матричный метод.

По главной диагонали осуществляется поиск институционального равновесия.

Метаинститут – стабилизатор, инициатор новых прообразов (Королевство, Палата лордов), руководит всеми остальными.

Системообразующие – институт эконом. Идеологии, собственности, традиций.

Экономические организации, институты, соглашения и т.п. образуют единую структуру, которую можно назвать институциональной структурой общества. Трёхуровневой схемой исследования, предло­женной Уильямсоном.

Трехуровневая схема исследования

На 1 уровне – индивиды, или экономические агенты;

На 2 уровне – различные институциональные соглашения в виде рынков, фирм;

На 3 уровне – институциональная среда, включающая системообразующие правила игры.

По Уильямсону, институциональная среда – это правила игры, определяющие контекст, в котором осуществляется экономическая деятельность. Базовые политические, социальные и юридические правила образуют основу права, обмена и распределения. Институциональная среда определяет характер отношений и связей между экономическими субъектами, которые формируют институциональные соглашения. Институциональное устройство – это контрактное отношение или структура управления, объединяющая хозяйственные единицы и определяющая способ их кооперации и/или конкуренции. Институциональное устройство влияет на функционирование и типы экономических организаций.

Институты первоначально воз­никают на базе человеческих инстинктов и простейших потребностей; способствуя их удовлетворению, они приобретают самоподдерживающий характерр и по принципу обратной связи формируют сте­реотипы мыш­ления.

Формальные правила включают в себя набор политических (законодательных, юридических) правил, экономические правила и контракты.

* Политические правила в широком смысле определяют иерархию государства, его основную структуру принятия решений и характеристики контроля над «повесткой дня».

* Экономические правила определяют права собственности. Контракты определяют условия, правила проведения обмена.

Функция правил заключается в том, чтобы, учитывая начальные способности обменивающихся сторон, облегчить обмен, будь он экономический или политический.

Неформальные ограничения не могут быть точно определены. Они представляют собой некоторое обобщение правил, которые помогают решить бесконечные проблемы, связанные с обменом, но которые не рассматриваются в рамках формальных правил. Они более стойкие во времени, их гораздо сложнее изменить. Они позволяют людям осуществлять обмен без обдумывания каждого шага и без детального анализа всех нюансов заключаемой сделки. Практика, традиции и культура - слова, с помощью которых можно определить постоянство неформальных ограничений. Они состоят из общего соглашения, которое способствует решению проблем координации, причем все стороны заинтересованы в том, чтобы все экономические агенты поддерживали это негласное соглашение (например, правила дорожного движения). Неформальные ограничения включают нормы поведения, которые являются общепризнанными (например, нормы поведения, определенные отношения в семье, бизнесе,), а также кодексы поведения (например, честность). Сами соглашения содержат в себе некоторого рода принуждение. Ведь правила и нормы поведения поддерживаются за счет того, что вторая сторона в случае их не выполнения может осуществить возмездие, или есть некоторое третье лицо, которое может воспользоваться своими полномочиями и применить некоторые социальные санкции. Эффективность этих норм поведения будет завис от эффективности механизма принуждения.

Функции институтов.

Институт – ряд правил, которые выполняют функцию ограничений поведения экономических агентов и упорядочивают взаимодействие между ними, а также соответствующие механизмы контроля над соблюдением данных правил. Можно выделить следующие функции институтов:

1. Структурная и системообразующая. Рыночная модель – определенным образом устроенная и связанная система институтов.

2. Регулятивная (только через институты можно регулировать экономическую систему).

3. Распределительная. (Распределение не только каких-то факторов производства, но и информации. В обществе всегда существует недопроизводство институтов, поэтому любая система имеет относительную эффектность.)

4. Наличие институтов снижает трансакционные издержки(т.е. затраты на поиск и обработку информации, оценку и специфическую защиту того или иного контракта).

5. Институты формируют определенность поведения и снижают таким образом риски. Институты обеспечивают предсказуемость результатов определенной совокупности действий (т.е. социальной реакции на эти действия) и таким образом привносят в экономическую деятельность устойчивость.

1. Принуждение к соблюдению правил Чтобы правило работало, необходима система, поддерживающая его исполнение, например, санкций за его нарушение. Эффективное правило направлено на выигрыш общества в целом (возможно в долгосрочной перспективе), соблюдение правила гарантирует рост благосостояния всех экономических агентов. Примеры: соблюдение контрактов, реализация сделок в срок и без претензий. Но у отдельного агента могут возникать стимулы нарушить правило: в результате доминирования краткосрочных интересов над долгосрочными, из желания снизить индивидуальные издержки подчинения правилу, из желания воспользоваться результатами деятельности других агентов В связи с этим возникает проблема принуждения к исполнению правил. Механизмы принуждения к выполнению правил различаются для формальных и неформальных правил.




Принуждение к неформальным правилам Персональные санкции реализуются индивидуально пострадавшей стороной; Коллективные санкции реализуются группой, членом которой является нарушитель: социальное осуждение, потеря репутации, исключение из группы. Коллективные санкции оказываются эффективными, если принадлежность к группе ценится экономическим агентом. Примеры: первобытная община, гильдии, межбанковские взаимодействия, предприятия, в которых высока роль доверия Группы заинтересованы создать условия, в которых отдельный агент полностью зависит от группы. Чем значимее и интенсивнее социальные связи, тем эффективнее коллективные санкции и сильнее роль неформальных правил Конкретные способы принуждения к исполнению неформальных правил зависят от культуры, ценностей, ментальных моделей.


Принуждение к формальным правилам Условия применения формальных правил социальные связи между агентами слабые; высокие издержки коллективных действий; информация о нарушении приходит несвоевременно, либо не достигает потенциальных контрагентов; существуют альтернативы социальных связей. Нарушитель в состоянии стать участником другой социальной группы и продолжать экономическую и социальную активность. Стимулы к нарушению неформальных правил – высокие. Санкции за нарушение формальных правила не зависят от принадлежности к социальной группе и имеют организованный характер. Так как свобода от групповых ограничений допускает отдачу от масштаба, то санкции за нарушение формальных правил часто вводятся государством.


Система контроля за соблюдением правил Контролирующая сторона Правила Санкции за нарушение правил Система принуждения к соблюдению правил Агент Ценности, моральные и этические нормы Санкции самого агента, зависящие от моральных норм Самоконтроль Участники взаимодействия Неформальные контракты Санкции, осуществляемые участниками взаимодействия самостоятельно Неформальные контракты, обещания


Система контроля за соблюдением правил Контролирующая сторона Правила Санкции за нарушение правил Система принуждения к соблюдению правил Социальная группа Моральные и этические нормы, принятые в социальной группе Санкции, осуществляемые социальной группой Неформальный контроль со стороны социальной группы Организация Внутренние правила организации Система принуждения, принятая в организации Система контроля, принятая в организации Государство Государственные законы и формальные контракты Государственная система принуждения Система права


Классификация санкций Общественное осуждение - неодобрение поступка словом или жестом, утрата уважения, потеря репутации санкционируемого агента; Официальное порицание – устное или письменное замечание, сделанное гарантом правила (может содержать угрозу последующей более серьезной санкции в случае повторного нарушения правила); Денежный штраф, налагаемый на нарушителя; Силовое прекращение начатого действия;


2. Понятие институтов Институты – это совокупность, состоящая из правила (формального или неформального) и механизма принуждения агента к их выполнению. Понятия «институт» и «организация» связывают. Институты правила игры, организации игроки, действующие по этим правилам. Институт влияет на многие организации, при этом организация регулируется набором институтов.


Институты - правила Согласно Э. Остром, правила определяют, какие действия или ситуации для агентов являются необходимыми, запрещенными или разрешенными. Правила включают: возможные роли агентов; позиции агентов и порядок их изменения; действия, которые агенты могут, должны и не должны предпринимать; результаты, которые агенты могут, должны и не должны добиваться. Правила задают рамки, в которых участники делают выбор, а не предписывают выбор.


Институты - правила Правила задают: перечень ролей и число агентов, которые могут играть определенную роль; технологию выбора среди агентов кандидатов на те или иные роли и смену ролей; результаты и издержки альтернатив; набор доступных стратегий для агента в определенной роли при взаимодействии с другими агентами; функцию принятия решений для каждой ситуации; разрешенные каналы и форму коммуникации между агентами, которые играют ту или иную роль.


Институты - равновесия По Э.Шоттеру, институты это равновесия в стандартной повторяющейся координационной игре. В процессе взаимодействия агентов происходит их обучение, новые знания определяют изменения их стратегий поведения, имеет место долгосрочная эволюция взаимодействия, эволюция институтов. Система институтов это свойство равновесного состояния взаимодействия. Важно не содержание правил, а то, какие результаты они приносят.


3. Формальные и неформальные институты В основе формальных институтов лежат формальные правила, санкции за их нарушение являются организованными. В основе неформальных институтов лежат неформальные правила, санкции за их нарушение носят неорганизованный характер и реализуется спонтанно.


Описание института содержится в памяти агентов, которые следуют входящим в него правилам (адресат знает как следует себя вести, гарант знает, что представляет собой нарушение и как реагировать на него). Содержание института может иметь представление и в виде текста, которые могут быть 1) описаниями обычаев и норм или 2) законами, кодексами, сводом правил и инструкций. Описание обычаев и норм никого ни к чему не обязывает. Законы и инструкции являются официальными публикациями, осуществляемыми от имени государства, и обязывают их исполнять.


Формальные и неформальные институты Иногда неформальные правила и институты понимаются как нежесткие, а формальные трактуются как жесткие. Хотя: вероятность обнаружения нарушения формальных правил может быть ниже, чем неформальных; исполнение формальных правил определяется стимулами к добросовестному выполнению обязанностей гаранта, эффективностью специализированной деятельности гаранта.


Преимущества и недостатки неформальных институтов Преимущества неформальных институтов: -быстрая адаптации к меняющимся условиям; -гибкость применения санкций в каждом конкретном случае. Недостатки неформальных институтов: -неоднозначностью трактовки правил; -возможность возникновения дискриминации отдельных участников; -снижение доверия и эффективности


Формальные и неформальные институты Соотношение формальных и неформальных институтов в динамике имеет сложный характер: Формальный институт вводится на базе позитивно проявившего себя неформального института; Формальный институт вводится для противодействия сложившимся неформальным нормам, если они оцениваются государством негативно; Неформальный институт вытесняет формальный, который несет неоправданно высокие издержки и не приносит ощутимых выгод обществу или гаранту; Возникающие неформальные институты способствуют реализации введенных формальных институтов.


Формальные и неформальные институты Формальные институты связаны с государством. Сильное государство имеет: 1)монополию в организации санкций; 2)преимущества в распространении информации; 3)преимущества в инвестировании в технологии мониторинга и принуждения; 4)ресурс доверия граждан; 5)подтверждения достоверности санкций. Если государство слабое, то могут возникать альтернативные институты («крыши», «черные» арбитражные суды).


4. Функции институтов Поведение агентов, следующих правилу, приводит к регулярности. Основная роль институтов - уменьшение неопределенности и формирование устойчивой структуры взаимодействия между людьми. Существование института говорит о том, что действия агентов зависят друг от друга и влияют друг на друга. Действия агентов создают экстерналии.


Функции институтов Функции институтов условно можно разделить на 2 группы: 1) функции отдельных институтов; 2) функции институциональной среды в целом. Институциональная среда – совокупность основных социальных, политических, юридических и экономических правил, определяющих рамки поведения экономических агентов.


Координация Институты ограничивают доступ к ресурсам и разнообразие вариантов их использования, т.е. играют роль ограничений в задачах принятия решений. Ограничивая способы действия и стратегии поведения институты координируют поведение агентов, давая знания о том, как должен агент себя вести. Проблема координации решается через информированность агентов о содержании института, которая обеспечивается путем информационной инфраструктуры и доступа к ней всех потенциальных участников отношений. Пример: правила дорожного движения


Координация Координационный эффект создается за счет 1) снижения издержек изучения; 2) прогнозирования поведения агентов, 3) снижения уровня неопределенности среды. Система принуждения координационным институтам не требуется, поскольку следование правилу является доминантной стратегией участников отношений, т. е. координационные институты -самоподдерживающиеся. Координационный эффект возникает и проявляет себя как фактор, позитивно влияющий на экономику, если институты согласованы между собой по предписываемым действиям агентов, в противном случае неопределенность среды может возрастать. Пример: противоречие законодательных норм.


Кооперация Институты кооперации ограничивают деятельность агентов таким образом, чтобы избежать социально неэффективных результатов и достигнуть общественно эффективного результата. Институты кооперации используют механизм принуждения. Пример: контрактное право Институты часто решают одновременно проблему координации и кооперации. Пример: правила дорожного движения



Распределение Ограничения на возможные способы действия определяет распределение ресурсов, выгод и издержек. Координация отношений между агентами влияет на равновесие во взаимодействии и может иметь как следствие неравенство или равенство между ними. Примеры: аукционы, приоритет выплат в случае банкротства, зонирование земель, правила выдачи лицензий. Кроме последствий для отдельных агентов институты могут иметь общий распределительный эффект. Пример: изменение правил русского языка, запрет на предпринимательскую деятельность в СССР.






Функции институциональной среды Институциональные соглашения – договоренности между индивидами или группами индивидов, определяющие способы кооперации и конкуренции Институциональная среда – совокупность основных социальных, политических, юридических и экономических правил, определяющих рамки поведения экономических агентов. Функции институциональной среды Надконституционные правила – общие неформальные правила, связанные с историческими корнями, религиозными представлениями, стереотипами поведения. Они определяют иерархию ценностей общества, отношение к власти, психологические установки на кооперацию или противостояние. Конституционные правила устанавливают иерархическую структуру государства, определяют правила формирования государственных органов власти, формы и правила действий государства со стороны общества Экономические правила определяют формы организации хозяйственной деятельности агентов, в рамках которых формируются соглашения и принимаются решения об использовании ресурсов (квоты на экспорт и импорт, сроки действия патентов).


Функции институциональной среды Рамочное регулирование. Институциональная среда определяет доступные альтернативы и регулирует деятельность агентов, снижая издержки конфликтов и обеспечивая координацию. Предсказуемость и стабильность. Институциональная среда дает предсказуемость выгод и издержек от действий агентов и гарантирует некоторую устойчивость экономической ситуации. Обеспечение свободы и безопасности. Институциональная среда обеспечивает свободу и безопасность действий агентов в заданных рамках. Контракты, экономические и конституционные правила задают рамки, в которых агентов не накажет закон и они могут действовать защищенные законом. Надконституционные правила определяют рамки, в которых агенты свободны действовать, не вызывая общественного порицания.


Функции институциональной среды Минимизация затрат взаимодействия. Институциональная среда в процессе координации и создании условий для кооперации способствует сокращению издержек по поиску добросовестных партнеров (выполняющих обязательства). Примеры: бумажные деньги, бартер, кредит Обучение и передача знаний. Институциональная среда способствует передаче и закреплению знаний о правилах. Примеры: формальное обучения правилам институт высшего образования, неформальное обучения правилам институт семьи, передача знаний – деятельность в фирме.


5. Институты новой экономики Новая экономика объединяет отрасли, где: бόльший вклад капитала человеческого и интеллектуального, а не материального; нематериальные активы обладают специфичностью или уникальностью; высокая инновационная активность. Примеры: информационные технологии, консультирование; аудит; юридические услуги; маркетинг; оценочная деятельность; доверительное управление активами; технологический и финансовый аудит; подбор персонала; реклама и пиар; аналитические услуги. Новая экономика составляет около 10% ВВП


Специфика социальных и экономических отношений Новая экономика создала новые инструменты и области взаимодействия агентов. Интернет дал новые технологии взаимодействия, что создало запрос на институты, регулирующие поведение в условиях Интернет-технологий. Особенности взаимодействий Интернет- пространстве: 1)возможность анонимности агента; 2)невозможность идентификации агента с социальной группой.


Нормы Интернет - сети и проблемы принуждения к исполнению Социальные связи в Интернет – сетях слабые, отношения анонимные, группы нестабильные и динамичные. В результате эффективность неформальных норм – низкая. Динамичны не только группы, но и нормы поведения меняются. Открытость, кооперация и свободный обмен замещаются коммерческими интересами и анонимностью. Проблема формального принуждения наталкивается на отсутствие законов.