Кто предложил лигу наций. Что такое лига наций

Тяготы Первой мировой войны укрепили политиков и общественность западных стран в стремлении придать международным отношениям проч-ный правовой характер. Уже в годы войны началось активное обсуждение проектов Лиги наций - межгосударственной организации, способной обеспечить всеобщий мир и безопасность. В преддверие Парижской конференции инициативу в этом вопросе проявил президент США В. Виль-сон. Человек глубоко религиозный, известный своими мессианскими настроениями и страстной приверженностью идеалам «новой свободы» (в духе социального либерализма) Вильсон стремился привнести в миро-вую политику дух конструктивного сотрудничества, гуманизма и демок-ратии. Но его идеализм диссонировал с прагматичной стратегией не только английских и французских, но и большинства американских поли-тиков. Обсуждение устава организационных принципов Лиги наций на Парижской конференции проходило в жесткой борьбе, где каждая делега-ция пыталась добиться преимущества для собственной страны.

Итоговая концепция Лиги наций отразила полное преобладание интере-сов европейских держав и их нежелание отказаться от имперской стратегии.

Во многом концепция Лиги наций стала отражением популярного на рубеже XIX-XX вв. представления о «цивилизаторской миссии белого человека». Характерно, что предложение японской делегации о включении в устав организации статьи о равенстве рас было отклонено. Тем не менее создание Лиги наций стало настоящим прорывом в осознании мира в качестве единой политико-правовой системы, где субъекгность отдельного взятого государ-ства, нации или народа неразрывно связана с общими принципами и нормами взаимоотношений.

Разработанный на Парижской конференции устав Лиги наций исчерпывающе характеризовал идеологические и правовые основы новой организации. В преамбуле провозглашались принципы междуна-родного сотрудничества: противодействие войне; развитие открытых, справедливых отношений между странами на основе установления и признания принципов международного права, строгого уважения и выполнения всех обязательств, вытекающих из международных дого-воров. Устав закреплял три типа государственно-правового статуса членов Лиги. Первую группу составили государства-учредители, под-писавшие устав как часть мирных договоров (это были союзные и присоединившиеся к ним державы). Вторая категория состояла из стран, которые не участвовали в мировой войне и подписании мирных договоров - шести европейских, шести латиноамериканских стран и Ирана. Все они были приглашены присоединиться к уставу Лиги. К третьей группе.относились все остальные государства. Для их присое-динения к Лиге необходимо было проводить. специальную процедуру голосования и добиться согласия не менее двух третей государств, представленных на Ассамблее. В соответствии с уставом вступить в Лигу могло любое государство, доминион > или «самоуправляющаяся» колония. Предусматривалась и процедура выхода из Лиги. Стремящее-ся покинуть организацию государство должно было объявить о своем решении за два года, в течение которых было обязано выполнять все требования устава и другие обязательства перед международным сооб-ществом. Исключение из Лиги наций рассматривалось как возможный вариант наказания за нарушение ее устава.

Главными органами Лиги стали Ассамблея, Совет и постоянный Секретариат. Ассамблея являлась собранием, состоявшим из представите-лей всех членов Лиги, и созывалась, как правило, один раз в год или при политической необходимости. Ассамблея могла рассматривать любые воп-росы, касающиеся «мира во всем мире». На заседаниях Ассамблеи делега-ции стран должны были иметь не более трех представителей, и каждая страна имела один голос. Совет Лиги первоначально состоял из пяти постоянных представителей (Великобритании, Италии, США, Франции, Японии) и четырех временных, избиравшихся из членов Лиги на Ассамб-лее. Совет должен был собираться не реже одного раза в год и рассматри-вать весь круг вопросов, находившихся в компетенции Лиги. Каждый член Ассамблеи имел один голос. Любое государство - член Лиги могло уча-ствовать в заседаниях Совета, если обсуждался вопрос, затрагивавший его интересы. За исключением специально оговоренных случаев, все решения, принимаемые на Ассамблее и Совете, требовали консенсуса, т.е. едино-гласного голосования. Решения по вопросам процедуры, а также выборов в различные комитеты принимались большинством голосов. Международ-ный Секретариат создавался для организационного обеспечения деятель-ности организации. Местом его расположения была выбрана Женеве. Первым генеральным секретарем Лиги наций стал английский дипломат Э. Друммонд.

Устав Лиги наций закреплял и важнейшие направления ее деятель-ности. Вводилась практика обязательной регистрации всех международ-ных договоров в Секретариате Лиги с последующим их опубликованием. Под эгидой Лиги наций создавалась система интернациональной опеки бывших германских колоний и арабских провинций Османской империи (мандатная система). Члены Лиги наций призывались активно сотрудни-чать с существующими международными организациями, в том числе Красным крестом, Всеобщим почтовым союзом. Лига наций должна была также добиваться свободы торговых путей и справедливого отноше-ния к торговле со стороны всех членов организации. Она получила право осуществлять контроль за торговлей опиумом и другими опасными лекар-ствами, а также торговлей оружием в странах, где «такой контроль необходим в общих интересах». Совет Лиги наций должен был раз в пять лет разрабатывать планы «снижения вооружений» и предлагать его прави-тельствам для рассмотрения. Государства- члены Лиги обязались обме-ниваться «полной и честной» информацией об уровне национальных вооружений, военных программ, военном производстве.

Государства- члены Лиги принимали на себя обязательства «про-тиводействовать агрессии, уважать территориальную целостность и су-ществующую политическую независимость членов Лиги». В каждом конкретном случае Совет должен был определить степень угрозы агрес-сии и меры, необходимые для ее предотвращения. Агрессия против любого государства - члена Лиги должна было рассматриваться как акт войны против всех членов Лиги. В этом случае, помимо предлагаемых Советом санкций, все государства должны были прекратить любые отношения с агрессором. Сами санкции могли носить только диплома-тический или экономический характер, поскольку своих вооруженных сил Лига наций не имела.

Рассмотрение случаев нарушения норм международных отноше-ний и военной опасности должно было происходить на Совете или Ассамблее по инициативе одного из государств — членов Лиги. Устанав-ливалось правило, в соответствии с которым любые конфликты между государствами - членами Лиги, угрожающие военным столкновением, должны были первоначально рассматриваться в Совете Лиги либо по-средством международном арбитража. Для третейского рассмотрения межгосударственных споров в системе Лиги наций в 1921 г. был создан Международный суд. Его Постоянная палата, состоявшая из 9 судей, представлявших разные страны, располагалась в Гааге.

Устав Лиги наций призывал к развитию справедливых и гуманных условия труда. Для того чтобы расширить сферу этой деятельности, была создана автономная Международная организация труда (МОТ), к вступле-нию в которую приглашались все страны, независимо от их членства в Лиге. Под эгидой МОТ происходили трехсторонние консультации с учас-тием правительственных органов, предпринимателей и профсоюзов. Кон-ференции _МОТ организовывались не реже одного раза в год. Решения этой организации носили, естественно, рекомендательный характер, но сыграли важную роль в формировании основ современного трудового зако-нодательства. Не менее значимой стала деятельность Международной орга-низации здравоохранения (МОЗ), также сформированной под эгидой Лиги наций, но имевшей автономный статус. Конференции МОЗ посвящались преимущественно санитарным проблемам, вопросам повышения квалифика-ции медицинских работников, контролю за использованием опасных меди-цинских препаратов. В 1922 г. при Совете Лиги наций был образован Комитет интеллектуального сотрудничества, впоследствии преобразованный в Меж-дународную организацию интеллектуального сотрудничества (прообраз буду-щего ЮНЕСКО). Его деятельность носила сугубо гуманитарный характер, но весьма способствовала популяризации Лиги наций и идеологическому обо-снованию ее деятельности. Любопытно, что по инициативе Комитета интел-лектуального сотрудничества впервые была разработана концепция измене-ния учебников по истории в европейских странах, призванная воспитывать в молодом поколении дух сотрудничества и миролюбия.

Стратегическим направлением деятельности Лиги наций оставалась борьба за разоружение и утверждение принципов пацифизма в мировой политике. В первые послевоенные годы арбитраж Лиги наций сыграл важную роль в урегулировании нескольких региональных конфликтов в Европе, в том числе между Польшей и Литвой (из-за города Вильно), Финляндией и Швецией (из-за Аландских островов), Грецией и Италией (из-за острова Корфу). Но попытки повлиять на развитие событий в Закав-казье, а также вмешаться в советско-польский конфликт были пресечены Советской Россией.

По мере стабилизации политической ситуации в Европе Лига наций перешла к попыткам создать стабильную систему международной безо-пасности. В сентябре 1922 г. Ассамблеей Лиги наций была принята резолюция, которая предусматривала необходимость заключения между " странами-членами договора о коллективной безопасности. В развитие этой идеи был подготовлен проект «Договора о взаимной помощи», который предусматривал осуждение любой наступательной войны, зак-реплял обязательность поэтапного разоружения, утверждал право на со-здание региональных гарантийных пактов. В 1923 г. проект был разослан правительствам, в том числе и стран, не являвшихся членами Лиги наций. Великобритания, скандинавские страны, Италия, Германия, СССР и США по разным основаниям отвергли его. Наибольшие разногласия вызвало " уточнение возможных форм взаимной помощи и противодействия агрес- ■ сии, а также само юридическое определение агрессии. Правительство Великобритании жестко критиковало идею региональных гарантийных пактов, видя в ней попытку Франции возродить стратегию блоковой дипломатии. Из-за противоборства Великобритании не удалось ратифици-ровать и Женевский протокол об арбитражном урегулировании междуна- I родных споров, утвержденный в 1924 г. на V сессии Ассамблеи Лиги наций. Спустя год на конференции в Локарно французской дипломатии при поддержке активистов пан-европейского процесса из различных стран все же удалось добиться создания первой региональной гарантийной системы. Но в дальнейшем дискуссии о путях обеспечения международ-ной безопасности разгорелись с новой силой.

Не имея возможности преодолеть разногласия в Совете Лиги наций, французская дипломатия попыталась перевести обсуждение проблемы безо-пасности на уровень прямых межгосударственных связей. В 1928 г. по инициативе Франции и США состоялось подписание пакта об отказе от войны как средства политики и признании международного арбитража

обязательным способом урегулирования межгосударственных конфликтов («пакт Бриана-Келлога»). В дальнейшем к пакту присоединились еще 48 государств. Развивая этот успех, Аристид Бриан обратился в сентябре 1929 г. к X сессии Ассамблеи Лиги Наций с «Меморандумом об основных принципах панъевропейского процесса». Бриан завил, что создание панъев-ропейской системы является наиболее эффективным способом «установле-ния мира и ликвидации того анархического состояния межгосударственных связей в Европе, при которых сохраняется сама возможность возникновения конфликтов». В мае 1930 г. правительство Франции разослало всем государ-ствам Европы, включая СССР, «Меморандум об организации режима Феде-ративного европейского союза».

Таким образом, французская дипломатия впервые увязала решение проблемы международной безопасности с созданием наднациональной системы политического, экономического и гуманитарного сотрудниче-ства. Подобный подход получил одобрение со стороны Югославии, Румы-нии, Болгарии, Чехословакии, Греции. Против панъевропейского проекта выступили Великобритания, Нидерланды и Бельгия, опасавшиеся утраты «особых отношений» со своими колониями. Германская дипломатия в целом поддержала панъевропейскую идею, но первоначально добивалась полной отмены несправедливых статей Версальского договора. Фашистс-кая Италия вообще призвала к союзу «молодых наций» против «старой Европы». Ситуация вновь зашла в тупик. Призыв Женевской конференции 1932 г. к созданию «организации мира» в Европе, в том числе к объедине-нию европейских стран пактами о ненападении и взаимопомощи при нападении, а также предоставлению всем участникам этой системы равно-го военно-правового статуса, не возымел действия. Европа и весь мир уже стояли на пороге нового витка гонки вооружений. Появление на междуна-родной арене нацизма предопределило окончательный крах Лиги наций. В 1930-х гг. она стала заложником политики умиротворения, проводимой ведущими западными странами.

В первые месяцы после начала мировой войны ни Совет, ни Ассамблея Лиги наций не обсудили сложившуюся ситуацию. Лишь после начала советско-финской войны по инициативе Финляндии был поставлен вопрос о санкциях против Советского Союза. 14 декабря 1939 г. на чрезвычайной сессии Ассамблеи было принято решение об исключении СССР из Лиги наций. При этом вопрос о нападении Германии на Польшу вообще не обсуждался, поскольку немецкое пра-вительство через свое посольство в Женеве очень недвусмысленно дало понять, что не будет считать себя ограниченным суверенитетом Швейцарии в случае, если «Англия и Франция используют Совет и Ассамблею против Германии в целях пропаганды». В дальнейшем секретариат Лиги наций продолжал исполнять свои функции, но ника-кого реального политического веса организация уже не имела. Оконча-тельно полномочия Лиги наций были прекращены 18 апреля 1946 г., т.е. через полгода после вступления в силу устава Организации Объе-диненных Наций.

Ли́га На́ций - международная организация, основанная в результате Версальско-Вашингтонской системыВерсальского соглашения в 1919-1920 годах. В период с 28 сентября 1934 по 23 февраля 1935 в Лигу Наций входило 58 государств-участников. Цели Лиги Наций включали в себя: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете. Прекратила своё существование в 1946 году.

Основные принципы мирного сообщества наций были сформулированы в 1795 году Иммануилом Кантом, который в своём политико-философском трактате «К вечному миру» впервые описал культурные и философские основы будущего объединения Европы и тем самым выразил идею Лиги Наций, которая могла бы осуществлять контроль конфликтных ситуаций и прилагала бы усилия к сохранению и укреплению мира между государствами. Несмотря на то, что решение об учреждении Лиги Наций хронологически стало первым из принятых на Парижской конференции, именно оно подводило окончательный итог многотрудной работе по формированию новой системы международных отношений. Это решение отражало стремление народов к справедливому, цивилизованному миропорядку, поэтому его следует отнести к наиболее значимым успехам держав-победительниц. Вместе с тем, панегирическая оценка Лиги Наций, которая часто встречается в западной исторической литературе, столь же далека от реальной действительности, как и крайне негативная её характеристика, содержавшаяся в советской историографии. Как и остальные крупные постановления Парижской мирной конференции, создание и функционирование Лиги Наций носило двойственный характер. С одной стороны, провозглашалась благородная цель «развития сотрудничества между народами и достижения международного мира и безопасности». Но, с другой стороны, Лига Наций была призвана охранять не какой-то абстрактный мир, а тот международный порядок, в котором преобладающими являлись интересы его организаторов - стран Антанты и союзных с ними государств. К тому же, правительственные круги ведущих мировых держав - Англии и Франции - изначально не рассматривали Лигу Наций как главный «инструмент мира», больше полагаясь на традиционные дипломатические и, при необходимости, военные средства. Все это не только превращало вновь созданную организацию в своего рода орудие по реализации внешнеполитических установок держав-победительниц, не только снижало эффективность её воздействия на мировую политику, но и в известном смысле обрекало её на бессилие в разрешении насущных международных проблем. Противоречивость исходных принципов не могла не отразиться на Уставе, структуре и практической деятельности

Лиги Наций. Разработанный комиссией под председательством президента США, Устав был подписан в 1919 г. представителями 44 государств. Он включал в себя 26 статей. Анализ их содержания не позволяет согласиться с В. Вильсоном, который считал Устав панацеей от всех войн и конфликтов, от «мировых сил зла» [источник не указан 158 дней ] .

фициальными языками Лиги Наций были: французский, английский и испанский (с 1920 года). Лигой также серьёзно рассматривался вопрос учреждения в качестве рабочего языка эсперанто.

Лига Наций не принимала ни официального флага, ни логотипа. Предложения по принятию официального символа выдвигались начиная с 1920 года, однако государства-члены так и не достигли соглашения.

Основные органы

Секретариат и Ассамблея - Сотрудники Лиги в секретариате отвечали за подготовку повестки дня Совета и Ассамблеи и публиковали отчёты о заседаниях, а также за другие вопросы, действуя как гражданская служба для Лиги. Ассамблея была местом встречи всех государств-членов, при этом каждое государство имело право на трёх представителей и один голос.

Совет - Совет Лиги действовал как тип исполнительного органа руководства Ассамблеи. Совет Лиги Наций включал четырёх постоянных участников (Великобритания,Франция, Италия, Япония) и четырёх непостоянных участников, которые были избраны Собранием в течение трёхлетнего периода. Первыми четырьмя непостоянными участниками были Бельгия, Бразилия, Греция и Испания. США должны были быть пятым постоянным членом, но американский сенат проголосовал 19 марта 1920 года против ратификации Версальского договора, таким образом предотвращая американское участие в Лиге.

Другие органы

Лига наблюдала за Постоянной палатой международного правосудия и несколькими другими агентствами и комиссиями, созданными для решения международных проблем. Они включали Комитет по изучению правового статуса женщин, Комиссию разоружения, Организацию здравоохранения, Международную организацию труда, Комиссию мандатов, Международную комиссию по интеллектуальному сотрудничеству (предшественник ЮНЕСКО), Постоянный центральный опийный совет, Комиссию для беженцев и Комиссию рабства. Несколько из этих учреждений были переданы Организации Объединенных Наций после Второй мировой войны - Международная организация труда, Постоянная палата международного правосудия (как Международный суд) и Организация здравоохранения (реструктурированная как Всемирная организация здравоохранения) стали учреждениями ООН.

Статья 8 соглашения Лиги поставила перед ней задачу сокращения вооружений к минимальным объёмам, совместимым с национальной безопасностью и осуществлением общих действий международных обязательств. Существенное количество времени и энергии Лиги было посвящено разоружению, даже при том, что много правительств-членов сомневались, что такое обширное разоружение могло быть достигнуто или даже желательно. Силы союзников были также под обязательством по Версальскому договору, ограничивающему их вооружения, введённым в отношении побеждённых стран; это было названо первым шагом в направлении разоружения во всём мире. Члены Лиги придерживались различных взглядов на разоружение. Французы отказывались уменьшать свои вооружения без гарантии военной помощи, если они подвергнутся нападению, Польша и Чехословакия чувствовали себя уязвимыми к нападению с запада. Страх перед нападением увеличился, поскольку Германия восстановила силы после Первой мировой войны, особенно после того, какАдольф Гитлер получил власть и стал канцлером в 1933 году.

Решение о роспуске Лиги принято единогласно представителями 34 стран, участвовавших в последнем заседании Генеральной Ассамблеи: «Лига Наций должна прекратить своё существование» . Решение также установило дату ликвидации Лиги: на следующий день после закрытия сессии. 19 апреля 1946 года, Председатель Ассамблеи, Карл Дж. Хамбро из Норвегии, заявил, что «двадцать первая и последняя сессия Генеральной Ассамблеи Лиги Наций закрыта.» В результате, Лига Наций прекратила своё существование 20 апреля 1946 года .

Организа́ция Объединённых На́ций , ОО́Н - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

«ООН остается универсальным форумом, наделённым уникальной легитимностью, несущей конструкцией международной системы коллективной безопасности, главным элементом современной многосторонней дипломатии» .

Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано вДекларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств . 15 октября 1945 года Польша также подписала Устав, вступив, таким образом, в число первоначальных членов Организации. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.

Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления международного мира, безопасности, развития сотрудничества между странами.

Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 г., когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран нацистского блока.

Первые контуры ООН были очерчены на конференции в Вашингтоне в особняке "Думбартон-Оукс". На двух сериях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944 г., США, Великобритания, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации.

11 февраля 1945 г. после встреч в Ялте лидеры США, Великобритании и СССР Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин заявили о своей решимости учредить "всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности".

25 апреля 1945 г. представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН.

В Сан-Франциско собрались делегаты стран, представляющие свыше 80% населения земного шара. В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в работе Конференции, достигало 3 500. Кроме того, было более 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда-либо имевших место.

На повестке дня Конференции стояли предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в "Думбартон-Оуксе", на основе которых делегаты должны были выработать Устав, приемлемый для всех государств.

Устав был подписан 26 июня 1945 г. представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее, и стала 51-м государством-основателем.

ООН официально существует с 24 октября 1945 г. - к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. 24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.

В преамбуле Устава говорится о решимости народов Объединенных Наций "избавить грядущие поколения от бедствий войны".

Целями ООН, закрепленными в ее Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру, и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.

Членами ООН являются 192 государства мира.

Главные органы ООН:
- Генеральная ассамблея ООН (ГА ООН) - главный совещательный орган, состоит из представителей всех государств‑членов ООН (каждое из них имеет 1 голос).
- Совет Безопасности ООН действует постоянно. По Уставу на СБ возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Если использованы все пути мирного разрешения конфликта, СБ компетентен направлять на поддержание мира наблюдателей или войска в районы конфликтов с целью ослабления напряженности и разъединения войск враждующих сторон.

За все время существования ООН миротворческими силами ООН было проведено около 40 операций по поддержанию мира.
- Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) уполномочен проводить исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения, прав человека, экологии и т.п., давать по любому из них рекомендации ГА.
- Международный суд ООН, главный судебный орган, образованный в 1945 году, разрешает правовые споры между государствами с их согласия и дает консультативные заключения по правовым вопросам.
- Секретариат ООН создан для обеспечения надлежащих условий деятельности организации. Секретариат возглавляет главное административное должностное лицо ООН - генеральный секретарь ООН (с 1 января 2007 г. - Пан Ги Мун (Корея).

ООН имеет ряд собственных специализированных учреждений - международных межправительственных организаций по экономическим, социальным и гуманитарным вопросам (ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, МВФ, МОТ, ЮНИДО и другие) связанных с ООН, через ЭКОСОС, международными соглашениями. Большинство членов ООН - участники специализированных учреждений ООН.

РИА Новости http://ria.ru/spravka/20100425/225397629.html#ixzz4CzxX7ONk

Лига Наций и ее историческая роль.

Цель создания Лиги Наций, ее задачи и роль в новой послевоенной системе международных отношений, разногласия держав Антанты по поводу ее Устава.

Идея создания Лиги Наций принадлежит Великобритании. В конце 1915 года министр иностранных дел Грей предложил создать международную организацию по борьбе за мир.

Вопрос о Лиге в повестке дня оказался одним из главных как минимум по двум основным причинам. Во-первых, как международный орган Лига в самом деле могла внести практический вклад в регулирование международных отношений и уменьшение опасности войны. Во-вторых, Лига и ее Устав были призваны дать правовую и моральную санкцию политике великих держав, легализовать ее в глазах общественного мнения, которое к 20-м годам ХХ века уже становилось важным политическим фактором - прежде всего в демократических и либеральных странах.

Была создана комиссия по изготовлению устава Лиги во главе с Вильсоном. Началась борьба между Англией, Францией и США относительно проекта устава. Позднее Англия и США объединились.

Вопросы создания Лиги вызвали серьезные споры между главными участниками конференции. На одном из первых заседаний выяснилось, что планы ее создания, исходящие от разных делегаций, отличаются мерой пространности и степенью проработки деталей. Французский план, в частности, был гораздо детальнее британского. Париж непримиримо требовал включения в Устав пункта о создании международных вооруженных сил, способных поддерживать безопасность в Европе. Франция надеялась использовать свое превосходство в сухопутных силах и сделать их основой будущей международной армии, которую при необходимости можно было бы направить против Германии. Одновременно французская делегация считала, что сначала необходимо подготовить и подписать договор с Германией, а потом заниматься созданием международной организации.

В этом Клемансо встретил очень серьезное сопротивление Вильсона, полагавшего, что создание мирового порядка нужно начинать как раз со строительства Лиги. По мнению США, Лиге как главной международной организации по созданию новой системы коллективной безопасности можно было даже вообще делегировать право разработки мирного договора с Германией. Вильсон настоял на подготовке проекта создания Лиги специальной комиссией. В рамках конференции был образован (25 января 1919 г.) комитет по подготовке проекта Лиги наций. Резолюция о его учреждении, предложенная британской делегацией, предусматривала, что Лига:

     будет создана для урегулирования всех вопросов, связанных с установлением мира и содействия международному сотрудничеству, осуществлению гарантий выполнения принятых международных обязательств;

     станет неотъемлемой частью общего договора о мире и останется открытой для присоединения каждой цивилизованной нации, которая примет и поддержит ее цели;

     обеспечит периодические встречи ее членов на международных конференциях (сессиях), в интересах чего будут созданы постоянная организация и секретариат для обеспечения работы Лиги в перерывах между конференциями (сессиями).

Принятие резолюции было несомненным успехом Вильсона, но оно не гарантировало подготовки Устава организации до окончания работы по договору с Германией. Оппоненты Вильсона не скрывали надежд на провал работы комиссии под его председательством. Но американская делегация проявила упорство. Сам президент США с помощью члена американской делегации Д.Х.Миллера дважды перерабатывал свой исходный проект Лиги. Последний был закончен уже 2 февраля 1919 г.

Члены Лиги наций.

Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.

Страны-учредители отмечены звездочкой (*). Год принятия и/или год заявления о выходе (вступало в действие по истечении двух лет) указаны в скобках.

Австралия*
Австрия (принята в 1920, аннексирована Германией в 1938)
Албания (принята в 1920, аннексирована Италией в 1939)
Аргентина*
Афганистан (принят в 1934)
Бельгия*
Болгария (принята в 1920)
Боливия*
Бразилия (вышла в 1926)
Венгрия (принята в 1922, вышла в 1939)
Венесуэла* (вышла в 1938)
Гаити* (вышла в 1942)
Гватемала* (вышла в 1936)
Германия (принята в 1926, вышла в 1933)
Гондурас* (вышел в 1936)
Греция*
Дания*
Доминиканская Республика (принята в 1924)
Египет (принят в 1937)
Индия*
Ирак (принят в 1932)
Ирландия (принята в 1923)
Испания* (вышла в 1939)
Италия* (вышла в 1937)
Канада*
Китай*
Колумбия*
Коста-Рика (принята в 1920, вышла в 1925)
Куба*
Латвия (принята в 1921)
Либерия*
Литва (принята в 1921)
Люксембург (принят в 1920)
Мексика (принята в 1931)
Нидерланды*
Никарагуа* (вышла в 1936)
Новая Зеландия*
Норвегия*
Панама*
Парагвай* (вышел в 1935)
Персия (Иран)*
Перу* (вышла в 1939)
Польша*
Португалия*
Румыния* (вышла в 1940)
Сальвадор* (вышел в 1937)
Сиам (Таиланд)*
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии*
Союз Советских Социалистических Республик (принят в 1934, исключен в 1939)
Турция (принята в 1932)
Уругвай*
Финляндия (принята в 1920)
Франция*
Чехословакия*
Чили* (вышла в 1938)
Швейцария*
Швеция*
Эквадор (принят в 1934)
Эстония (принята в 1921)
Эфиопия (принята в 1923)
Югославия*
Южно-Африканский Союз*
Япония* (вышла в 1933)

Главные задачи Лиги Наций

Построение мира через сотрудничество;

Гарантия мира через коллективную безопасность;

Это было первым случаем в истории, когда гарантом международного обычая должна была стать международная организация.

Главным пунктом Устава ЛН. являлось:

предоставления гарантий странам членам:

Коллективные действия в случае нарушения устава и войны

Сохранение независимости и территориальной целостности держав

Если конфликт не удается решить самостоятельно, его участники могут обратиться в арбитраж или Совет ЛН.

Стороны не должны прибегать к военным действиям на протяжении 3 месяцев после созыва конференции по конфликту (то есть война разрешается!)

Мероприятия против нарушений:

нарушения мира рассматривается как война против всех членов Лиги

Ведения полной экономической и политической изоляции

Формирования войск из национальных контингентов с целью принуждения к миру

Эти санкции применялись в 1935 против Италии во время агрессии а Эфиопии. Неэффективно.

Минусы Устава ЛН и вообще минусы

санкции не имели всеохватывающего характера

Решения в Ассамблее принимались по принципу единодушия, и любой член ЛН мог положить вето и парализовать деятельность ЛН

ЛН не приобрела влиятельного характера из-за отсутствия США и СССР

Количество комитетов не была лимитирована - их было огромное количество. Отсутствующий координационный орган и лишь в последние годы было создано 2 Комитеты по координации.

Структура.

Лига наций включала в себя государства – члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял ок. 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).

В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги наций. Сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре, кроме того, время от времени созывались специальные сессии. Каждый член Ассамблеи обладал одним голосом. Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги. Параграф 3 Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире». Внутренняя структура Ассамблеи отвечала принципам построения законодательного органа, она включала 7 постоянных комиссий, которые обычно действовали параллельно техническим службам Лиги.

Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.

Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.

Функции.

Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств – членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.

Причины краха Лиги наций .

Объективный, непредубежденный подход к оценке миротворческой деятельности Лиги наций, взвешенный анализ итогов ее деятельности свидетельствуют, что этой международной организации были присущие как отрицательные, так и положительные черты. И хотя она оказалась неспособной предотвратить Вторую мировую войну, своей деятельностью на первом этапе (20-ые годы) Лига оказывала содействие мирному урегулированию десятков конфликтов. Впервые ответственность за коллективные действия против нарушителя международного права воплощалась в конкретные решения. Новым явлением было и то, что Лига наций имела глобальный характер и несла глобальную ответственность за предотвращение войны согласованными действиями ее членов. Устав предусматривал гарантии членам организации в сохранении их политической независимости и территориальной целостности против внешней агрессии. Организация создавалась с целью обеспечения мирного решения конфликтов, предотвращения войны. Устав предусматривал коллективные действия всех членов Лиги наций в случае нарушения агрессором Устава и развязывания войны. Устанавливалась определенная процедура решения конфликтов. Если конфликтующие стороны оказывались несостоятельными решать спорный вопрос путем переговоров, они должны были обратиться в арбитраж, Постоянного Суда международной справедливости или Совета Лиги. Конфликтующие стороны не должны были прибегать к войне по крайней мере на протяжении трех месяцев после принятия решения органом, который рассматривал конфликт. Но после этого срока руки конфликтующих сторон были фактически развязаны. Важный недостаток Устава Лиги состоял том, что война как метод решения спорных вопросов не запрещалась. Меры против нарушителей мира регламентировались Уставом. Нарушение мира рассматривался как акт войны против всех членов Лиги. Предполагалась немедленная тотальная экономическая и политическая изоляция нарушителя. Совет имел право рекомендовать и военные санкции, включая создание объединенных вооруженных сил из контингентов членов Лиги.

Тем не менее много важных положений Устава не были воплощены в жизни вследствие позиции главных участников организации, прежде всего Англии и Франции, интересы которых во многом не совпадали. Предусмотренные санкции ослаблялись также возможностью такой интерпретации Устава, которая давала возможность каждому члену самостоятельно решать вопросы об участии в общих действиях организации. А реалии свидетельствовали о том, что среди членов Лиги не властвовало убеждения, что любая война, где бы она не началась, была для них угрозой. Слабость Лиги как инструмента поддержания мира предопределялась уже самим Уставом организации. Решения и Ассамблеи, и Совета принимались по принципу единогласия. Исключением являлось лишь голосование по процедурным вопросам и о принятии в члены Лиги, когда решения принимались двумя третями, то есть квалифицированным большинством. Учитывая наличие острых разногласий между членами Лиги, понятными становятся преграды на пути к принятию организацией срочных, неотложных решений из политических, военных и других важных вопросов. Важным недостатком Устава являлось и то, что обязательную силу имели лишь решение Ассамблеи и Совета по административным вопросам, которые касались самой Лиги. Даже санкции фактически были добровольными, поскольку решения имели характер рекомендаций.

Тяготы Первой мировой войны укрепили политиков и общественность западных стран в стремлении придать международным отношениям прочный правовой характер. Уже в годы войны началось активное обсуждение проектов Лиги наций - межгосударственной организации, способной обеспечить всеобщий мир и безопасность. В преддверие Парижской конференции инициативу в этом вопросе проявил президент США В. Вильсон. Человек глубоко религиозный, известный своими мессианскими настроениями и страстной приверженностью идеалам «новой свободы» (в духе социального либерализма) Вильсон стремился привнести в мировую политику дух конструктивного сотрудничества, гуманизма и демократии. Но его идеализм диссонировал с прагматичной стратегией не только английских и французских, но и большинства американских политиков. Обсуждение устава организационных принципов Лиги наций на Парижской конференции проходило в жесткой борьбе, где каждая делегация пыталась добиться преимущества для собственной страны.

Итоговая концепция Лиги наций отразила полное преобладание интересов европейских держав и их нежелание отказаться от имперской стратегии.

Во многом концепция Лиги наций стала отражением популярного на рубеже ХГХ-ХХ вв. представления о «цивилизаторской миссии белого человека». Характерно, что предложение японской делегации о включении в устав организации статьи о равенстве рас было отклонено. Тем не менее создание Лиги наций стало настоящим прорывом в осознании мира в качестве единой политико-правовой системы, где субъектность отдельного взятого государства, нации или народа неразрывно связана с общими принципами и нормами взаимоотношений.

Разработанный на Парижской конференции устав Лиги наций исчерпывающе характеризовал идеологические и правовые основы новой организации. В преамбуле провозглашались принципы международного сотрудничества: противодействие войне; развитие открытых, справедливых отношений между странами на основе установления и признания принципов международного права, строгого уважения и выполнения всех обязательств, вытекающих из международных договоров. Устав закреплял три типа государственно-правового статуса членов Лиги. Первую группу составили государства-учредители, подписавшие устав как часть мирных договоров (это были союзные и присоединившиеся к ним державы). Вторая категория состояла из стран, которые не участвовали в мировой войне и подписании мирных договоров - шести европейских, шести латиноамериканских стран и Ирана. Все они были приглашены присоединиться к уставу Лиги. К третьей группе.относились все остальные государства. Для их присоединения к Лиге необходимо было проводить специальную процедуру голосования и добиться согласия не менее двух третей государств, представленных на Ассамблее. В соответствии с уставом вступить в Лигу могло любое государство, доминион или «самоуправляющаяся» колония. Предусматривалась и процедура выхода из Лиги. Стремящееся покинуть организацию государство должно было объявить о своем решении за два года, в течение которых было обязано выполнять все требования устава и другие обязательства перед международным сообществом. Исключение из Лиги наций рассматривалось как возможный вариант наказания за нарушение ее устава.

Главными органами Лиги стали Ассамблея, Совет и постоянный Секретариат. Ассамблея являлась собранием, состоявшим из представителей всех членов Лиги, и созывалась, как правило, один раз в год или при политической необходимости. Ассамблея могла рассматривать любые вопросы, касающиеся «мира во всем мире». На заседаниях Ассамблеи делегации стран должны были иметь не более трех представителей, и каждая страна имела один голос. Совет Лиги первоначально состоял из пяти постоянных представителей (Великобритании, Италии, США, Франции, Японии) и четырех временных, избиравшихся из членов Лиги на Ассамблее. Совет должен был собираться не реже одного раза в год и рассматривать весь круг вопросов, находившихся в компетенции Лиги. Каждый член Ассамблеи имел один голос. Любое государство - член Лиги могло участвовать в заседаниях Совета, если обсуждался вопрос, затрагивавший его интересы. За исключением специально оговоренных случаев, все решения, принимаемые на Ассамблее и Совете, требовали консенсуса, т.е. единогласного голосования. Решения по вопросам процедуры, а также выборов в различные комитеты принимались большинством голосов. Международный Секретариат создавался для организационного обеспечения деятельности организации. Местом его расположения была выбрана Женеве. Первым генеральным секретарем Лиги наций стал английский дипломат Э. Друммонд.

Устав Лиги наций закреплял и важнейшие направления ее деятельности. Вводилась практика обязательной регистрации всех международных договоров в Секретариате Лиги с последующим их опубликованием. Под эгидой Лиги наций создавалась система интернациональной опеки бывших германских колоний и арабских провинций Османской империи (мандатная система). Члены Лиги наций призывались активно сотрудничать с существующими международными организациями, в том числе Красным крестом, Всеобщим почтовым союзом. Лига наций должна была также добиваться свободы торговых путей и справедливого отношения к торговле со стороны всех членов организации. Она получила право осуществлять контроль за торговлей опиумом и другими опасными лекарствами, а также торговлей оружием в странах, где «такой контроль необходим в общих интересах». Совет Лиги наций должен был раз в пять лет разрабатывать планы «снижения вооружений» и предлагать его правительствам для рассмотрения. Государства- члены Лиги обязались обмениваться «полной и честной» информацией об уровне национальных вооружений, военных программ, военном производстве.

Государства- члены Лиги принимали на себя обязательства «противодействовать агрессии, уважать территориальную целостность и существующую политическую независимость членов Лиги». В каждом конкретном случае Совет должен был определить степень угрозы агрессии и меры, необходимые для ее предотвращения. Агрессия против любого государства - члена Лиги должна было рассматриваться как акт войны против всех членов Лиги. В этом случае, помимо предлагаемых Советом санкций, все государства должны были прекратить любые отношения с агрессором. Сами санкции могли носить только дипломатический или экономический характер, поскольку своих вооруженных сил Лига наций не имела.

Рассмотрение случаев нарушения норм международных отношений и военной опасности должно было происходить на Совете или Ассамблее по инициативе одного из государств - членов Лиги. Устанавливалось правило, в соответствии с которым любые конфликты между государствами - членами Лиги, угрожающие военным столкновением, должны были первоначально рассматриваться в Совете Лиги либо посредством международном арбитража. Для третейского рассмотрения межгосударственных споров в системе Лиги наций в 1921 г. был создан Международный суд. Его Постоянная палата, состоявшая из 9 судей, представлявших разные страны, располагалась в Гааге.

Устав Лиги наций призывал к развитию справедливых и гуманных условия труда. Для того чтобы расширить сферу этой деятельности, была создана автономная Международная организация труда (МОТ), к вступлению в которую приглашались все страны, независимо от их членства в Лиге. Под эгидой МОТ происходили трехсторонние консультации с участием правительственных органов, предпринимателей и профсоюзов. Конференции МОТ организовывались не реже одного раза в год. Решения этой организации носили, естественно, рекомендательный характер, но сыграли важную роль в формировании основ современного трудового законодательства. Не менее значимой стала деятельность Международной организации здравоохранения (МОЗ), также сформированной под эгидой Лиги наций, но имевшей автономный статус. Конференции МОЗ посвящались преимущественно санитарным проблемам, вопросам повышения квалификации медицинских работников, контролю за использованием опасных медицинских препаратов. В 1922 г. при Совете Лиги наций был образован Комитет интеллектуального сотрудничества, впоследствии преобразованный в Международную организацию интеллектуального сотрудничества (прообраз будущего ЮНЕСКО). Его деятельность носила сугубо гуманитарный характер, но весьма способствовала популяризации Лиги наций и идеологическому обоснованию ее деятельности. Любопытно, что по инициативе Комитета интеллектуального сотрудничества впервые была разработана концепция изменения учебников по истории в европейских странах, призванная воспитывать в молодом поколении дух сотрудничества и миролюбия.

Стратегическим направлением деятельности Лиги наций оставалась борьба за разоружение и утверждение принципов пацифизма в мировой политике. В первые послевоенные годы арбитраж Лиги наций сыграл важную роль в урегулировании нескольких региональных конфликтов в Европе, в том числе между Польшей и Литвой (из-за города Вильно), Финляндией и Швецией (из-за Аландских островов), Грецией и Италией (из-за острова Корфу). Но попытки повлиять на развитие событий в Закавказье, а также вмешаться в советско-польский конфликт были пресечены Советской Россией.

По мере стабилизации политической ситуации в Европе Лига наций перешла к попыткам создать стабильную систему международной безопасности. В сентябре 1922 г. Ассамблеей Лиги наций была принята резолюция, которая предусматривала необходимость заключения между странами-членами договора о коллективной безопасности. В развитие этой идеи был подготовлен проект «Договора о взаимной помощи», который предусматривал осуждение любой наступательной войны, закреплял обязательность поэтапного разоружения, утверждал право на создание региональных гарантийных пактов. В 1923 г. проект был разослан правительствам, в том числе и стран, не являвшихся членами Лиги наций. Великобритания, скандинавские страны, Италия, Германия, СССР и США по разным основаниям отвергли его. Наибольшие разногласия вызвало " уточнение возможных форм взаимной помощи и противодействия агрес-сии, а также само юридическое определение агрессии. Правительство Великобритании жестко критиковало идею региональных гарантийных пактов, видя в ней попытку Франции возродить стратегию блоковой дипломатии. Из-за противоборства Великобритании не удалось ратифицировать и Женевский протокол об арбитражном урегулировании междуна-I родных споров, утвержденный в 1924 г. на V сессии Ассамблеи Лиги наций. Спустя год на конференции в Локарно французской дипломатии при поддержке активистов пан-европейского процесса из различных стран все же удалось добиться создания первой региональной гарантийной системы. Но в дальнейшем дискуссии о путях обеспечения международной безопасности разгорелись с новой силой.

Не имея возможности преодолеть разногласия в Совете Лиги наций, французская дипломатия попыталась перевести обсуждение проблемы безопасности на уровень прямых межгосударственных связей. В 1928 г. по инициативе Франции и США состоялось подписание пакта об отказе от войны как средства политики и признании международного арбитража обязательным способом урегулирования межгосударственных конфликтов («пакт Бриана-Келлога»). В дальнейшем к пакту присоединились еще 48 государств. Развивая этот успех, Аристид Бриан обратился в сентябре 1929 г. к X сессии Ассамблеи Лиги Наций с «Меморандумом об основных принципах панъевропейского процесса». Бриан завил, что создание панъевропейской системы является наиболее эффективным способом «установления мира и ликвидации того анархического состояния межгосударственных связей в Европе, при которых сохраняется сама возможность возникновения конфликтов». В мае 1930 г. правительство Франции разослало всем государствам Европы, включая СССР, «Меморандум об организации режима Федеративного европейского союза».

Таким образом, французская дипломатия впервые увязала решение проблемы международной безопасности с созданием наднациональной системы политического, экономического и гуманитарного сотрудничества. Подобный подход получил одобрение со стороны Югославии, Румынии, Болгарии, Чехословакии, Греции. Против панъевропейского проекта выступили Великобритания, Нидерланды и Бельгия, опасавшиеся утраты «особых отношений» со своими колониями.

Германская дипломатия в целом поддержала панъевропейскую идею, но первоначально добивалась полной отмены несправедливых статей Версальского договора. Фашистская Италия вообще призвала к союзу «молодых наций» против «старой Европы». Ситуация вновь зашла в тупик. Призыв Женевской конференции 1932 г. к созданию «организации мира» в Европе, в том числе к объединению европейских стран пактами о ненападении и взаимопомощи при нападении, а также предоставлению всем участникам этой системы равного военно-правового статуса, не возымел действия. Европа и весь мир уже стояли на пороге нового витка гонки вооружений. Появление на международной арене нацизма предопределило окончательный крах Лиги наций. В 1930-х гг. она стала заложником политики умиротворения, проводимой ведущими западными странами.

В первые месяцы после начала мировой войны ни Совет, ни Ассамблея Лиги наций не обсудили сложившуюся ситуацию. Лишь после начала советско-финской войны по инициативе Финляндии был поставлен вопрос о санкциях против Советского Союза. 14 декабря 1939 г. на чрезвычайной сессии Ассамблеи было принято решение об исключении СССР из Лиги наций. При этом вопрос о нападении Германии на Польшу вообще не обсуждался, поскольку немецкое правительство через свое посольство в Женеве очень недвусмысленно дало понять, что не будет считать себя ограниченным суверенитетом Швейцарии в случае, если «Англия и Франция используют Совет и Ассамблею против Германии в целях пропаганды». В дальнейшем секретариат Лиги наций продолжал исполнять свои функции, но никакого реального политического веса организация уже не имела. Окончательно полномочия Лиги наций были прекращены 18 апреля 1946 г., т.е. через полгода после вступления в силу устава Организации Объединенных Наций.

Разработка концепции ООН. Организация Объединенных Наций не стала правопреемницей Лиги наций, хотя «унаследовала» от нее немало организационных структур, имущества и кадров. Во многом идеологическое и политическое становление ООН происходило даже в противовес традициям Лиги наций. Огромную роль в этом процессе играли США, не вступившие в свое время в Лигу, и СССР, исключенный из нее. Британская позиция по проблемам создания новой международной организации определялась в годы войны Уинстоном Черчиллем, известным критиком политики «умиротворения» и «европейского равновесия». Что же касается французской дипломатии, то она смогла принять участие в формировании ООН лишь на самом последнем этапе войны.

Первый шаг к оформлению концепции ООН был сделан на личной встрече Ф. Рузвельта и У. Черчилля 9 августа 1941 г. в бухте Арджентиа у берегов Ньюфаундленда. По результатам консультаций оба лидера подписали Атлантическую хартию. В этой декларации США и Великобритания заявляли, что не стремятся к территориальным или «иным» приращениям в ходе войны. Все территориальные изменения должны были осуществляться в соответствии со свободным волеизъявлением вовлеченных народов. Заявлялось, что все народы должны иметь полное право выбирать форму правления, которая их устраивает. Суверенитет стран, которые были насильственно лишены его, должен быть восстановлен. Всем большим и малым государствам гарантировался равный доступ к торговле и сырью, необходимым для их экономического процветания. Предусматривалось сотрудничество всех наций, имеющее своей целью улучшение условий труда, экономическое развитие и социальную защищенность. Западные лидеры также заявляли, что после разрушения нацистской тирании должен был быть установлен мир, обеспечивающий безопасность всем нациям в пределах их границ и свободное бытие всех людей, мир, предусматривающий свободный доступ к морским путям. Все это подразумевало необходимость создания прочной системы международной безопасности.

Следует отметить, что американский президент первоначально с большим скептицизмом относился к возможности формирования каких-либо влиятельных наднациональных структур. Первоначальный проект хартии, представленный Черчиллем, включал формулировку: «Они (Соединенные Штаты и Британия) добиваются такого состояния, при котором не только навсегда будет уничтожен нацизм, но и обеспечена защита территориальной неприкосновенности всех государств силами международной организации...». Но Рузвельт вычеркнул слова «...силами международной организации...». Для британского лидера проект новой международной организации также не был приоритетным. Однако он пытался придать формирующемуся англо-американскому союзу стратегический, долговременный характер, подчеркнуть глобальный характер его целей. Компромиссом стала обновленная формулировка последнего пункта хартии, который гласил: «Все государства мира должны по соображениям реалистического и духовного порядка отказаться от применения силы, поскольку никакой будущий мир не может быть сохранен, если государства, которые угрожают или могут угрожать агрессией за пределами своих границ, будут продолжать пользоваться сухопутными, морскими и воздушными вооружениями. Черчилль и Рузвельт считают, что впредь до установления более широкой и надежной системы всеобщей безопасности такие страны должны быть разоружены».

По мере оформления антигитлеровской коалиции необходимость четкого определения принципов послевоенного мирового устройства становилась все более очевидной. Уже 1 января 1942 г. во время визита Черчилля в США лидерами двух стран, а также послом СССР Литвиновым и министром иностранных дел Китая Суном была подписана Декларация Объединенных Наций. Проект декларации был выработан на основе англо-американских предложений. Полная победа над противником объявлялась в этом документе необходимым условием защиты жизни, свободы, независимости и религиозной свободы, а также прав человека и справедливости. Правительства, подписавшие декларацию, заявляли о том, что употребят все свои военные и экономические ресурсы для борьбы против Германии, Италии и Японии, будут сотрудничать друг с другом и не станут заключать сепаратного перемирия или мира с противником. Некоторые советские дипломаты возражали против упоминания «религиозной свободы», однако Сталин, сочтя январь 1942 г. не лучшим временем для дискуссий о границах демократии, принял западную трактовку.

Вновь вопрос о создании международной организации был поднят на конференции союзных держав в Москве. В декларации от 30 октября 1943 г. СССР, США, Великобритания и Китай провозгласили, что «они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые». В целом, речь шла о поддержке принципов Атлантической хартии, но инициативу на этот раз проявляла американская, а не британская дипломатия. Рузвельт все активнее пропагандировал свою идею «четырех полицейских» - обеспечение послевоенного международного порядка на основе влияния четырех «великих держав». Новая мировая система представлялась американскому президенту как воплощение императивных (общеобязательных) идеологических принципов и правил межнационального взаимодействия, способных не только покончить с военной угрозой, но и обеспечить прогресс и процветание всего человечества.

Британские политики относились к проекту новой международной организации с большей осторожностью. Черчилль считал, что либерализация мирового порядка будет угрожать имперским интересам Великобритании. Ускорить процесс оформления ООН позволили интенсивные консультации по проблемам торговой и финансовой политики. Актуальность этого вопроса стала очевидной еще накануне войны, когда экономический кризис потряс основы мировой финансовой системы. По инициативе авторитетного английского экономиста Д. Кейнса был подготовлен проект крупномасштабного договора о формировании послевоенной мировой валютно-финансовой системы и учреждении Международного банка реконструкции и развития. Для обсуждения этих проблем под эгидой Организации Объединенных Наций была созвана специальная конференция. Она начала работать 28 апреля 1944 г. в городе Бреттон-Вудсе (США). Поддержав предложения Кейнса по организации МБРР, американцы добились и формирования параллельной структуры -Международного валютного фонда. В соответствии с уставом МВФ, утвержденным на конференции в Бреттон-Вудсе. были введены строгие правила эмиссии и валютного обращения, которые фактически предопределили «долларизацию» послевоенной экономики.

Успех Бреттон-Вудской конференции позволил перейти к окончательному оформлению «архитектуры» ООН. Организационные принципы и компетенция ООН обсуждались на конференции в Думбартон-Оксе (22 августа - 28 сентября 1944 г.). К этому времени уже была достигнута договоренность о том, что в организации будет круг избранных - постоянных членов Совета Безопасности. Как писал один из участников конференции, «американцы были склонны считать, что создание такой системы станет неким талисманом, обладающим мощной способностью улаживать споры между нациями». Причем ни у кого не вызывало сомнений, что постоянными членами Совета должны быть США, СССР и Великобритания. Было также решено предоставить постоянное место в Совете Безопасности Франции и Китаю.

При обсуждении полномочий Совета безопасности столкнулись американская и советская позиции. Американцы исходили из системы вето для постоянных членов Совета, но уточнили, что члены организации, вовлеченные в обсуждаемый конфликт, должны воздерживаться от голосования. Советская сторона настаивала на сохранении права вето для постоянных членов Совета во всех случаях, даже если обсуждается конфликтная ситуация с их участием. В итоге был достигнут компромисс: Совет Безопасности мог предпринимать усилия по урегулированию конфликта, невзирая на позицию государств, вовлеченных в конфликт. Постоянные члены Совета Безопасности, тем не менее, сохраняли право вето, даже будучи вовлеченными в конфликт, если речь шла о применении силы.

На Крымской конференции 4-11 февраля 1945 г. советская сторона согласилась с американским предложением, согласно которому постоянный член Совета Безопасности не мог голосовать, если вопрос касался непосредственно его интересов. Одновременно, Сталин поддержал постановку Рузвельтом вопроса об опеке ООН над колониальными территориями. Реакция Черчилля была самой негодующей. Он заявил, что не допустит вмешательства в дела Британской империи. «Новая международная организация должна принять во внимание эту особую ответственность великих держав- и должна быть построена таким образом, чтобы не нарушать их единства или мешать их способности эффективно действовать, - утверждал он. - В то же самое время международная организация не может основываться на диктатуре великих держав. Их долг - служить миру, а не господствовать над ним».

Несмотря на сохранение разногласий по самому болезненному для Великобритании вопросу процесс создания ООН шел быстрыми темпами. Учредительная конференция по созданию Организации Объединенных Наций проходила с 25 апреля по 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско. Единственным вопросом повестки дня была разработка Устава ООН, который был подписан представителями 50 стран и вступил в силу с 24 октября 1945 г. Существенных дискуссий на конференции в Сан-, Франшско уже не возникло. Лишь британская делегация добилась поправки, касающейся выборов в Совет Безопасности. Теперь требовалось равномерное географическое представительство держав, а также учет их вклада в обеспечение международной безопасности. И, главное, британская делегация наконец пошла на уступки по вопросу о системе опеки. Правда, всеобъемлющей концепции, которую желал видеть Рузвельт, не получилось - американский проект распространялся пока лишь на острова Тихого океана. Однако, с точки зрения будущего, самым важным был ввод двух категорий мандатных территорий. Первая определялась как стратегические районы (здесь опеку обеспечивал Совет Безопасности). В районах, зачисленных во вторую категорию, опеку обеспечивала Ассамблея через Совет по опеке. Идея «опеки над стратегическими районами» уже вскоре окажется важнейшим политическим оружием англо-американской дипломатии.

  • 1. Основные функции, направления деятельности, полномочия и акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
  • В основе идеи Лиги Наций лежит доктрина пацифизма. Термин пацифист и пацифизм появились лишь в начале 20 в. Однако к тому времени пацифистское движение имело долгую историю. В его активе уже был целый ряд международных встреч.

    В Париже через сто лет после Французской революции и отмены рабства, во время Всемирной промышленной выставки произошли два очень важных для пацифистского движения события: первая Межпарламентская конференция и первый Всеобщий конгресс мира. После этого парламентарии и пацифисты стали проводить периодические встречи.

    Именно в 1901 г. на X Всеобщем конгрессе мира в Глазго несколько участников сначала неформально, а затем открыто выступили за введение понятий пацифист и пацифизм. Дискуссия показала, что, несмотря на видимое единство, движение включало различные идеологические тенденции, которые не всегда преследовали одни и те же цели. Впрочем, эти тенденции были заметны уже с самого начала пацифистского движения.

    Прежде всего, следует отметить, что в Англии и в Соединенных Штатах уже в то время имелись возможности для создания ассоциаций и свободы выражения мнений, тогда как на Европейском континенте ничего подобного не было. Особо важная роль в жизни местных обществ принадлежала индивидуальным инициативам. Квакеры выступили пионерами в вопросах сохранения мира. Вдохновленные нравственными и религиозными идеями, они основали первые общества мира. В 1815 г. торговец Дэвид Л. Лодж создал Нью-Йоркское общество мира. Одновременно в Соединенных Штатах возникли и другие аналогичные общества. В 1816 г. квакер Уильям Аллен основал Лондонское общество мира, которое в течение первой половины 19 в. оставалось маяком пацифистского движения в Европе. Его пропаганда за пределами Англии вскоре достигла Севера Европы и других континентов.

    Вместе с тем значительно усилились связи между американскими и английскими квакерами. Так, американский кузнец Элиу Бурритт решился пересечь Атлантику, чтобы совершить в мае 1846 г. турне по Англии и основать Лигу братства, которая очень скоро уже насчитывала до 6000 членов. Лига оказала сильное влияние на многих лидеров английского пацифистского движения и в 1857 г. слилась с Лондонским обществом мира. Как признавал Ричард Кобден, без рвения и упорства квакеров никогда бы не было обществ и конференций мира. Если менталитет, религиозные и экономические факторы, политические структуры были в числе главных причин, побудивших англосаксов стать защитниками мира и инициаторами пацифистской доктрины, то на Европейском континенте эта доктрина приобрела иную ориентацию, отразив местные условия и политические реалии.

    Прошло еще несколько лет, прежде чем пацифистское движение укрепилось на европейском континенте. Предвестников этого движения Ричарда Кобдена, Джона Брайта и Генри Ричарда привлекала скорее идея о свободных экономических общинах. На Парижском конгрессе мира 1849 г. Бастиа так говорил об основах своей пацифистской идеи: «Религия и мораль не выясняют являются ли гармоническими или антагонистическими интересы людей». Они призывают людей: «Живите в мире независимо от того, выгодно это вам или нет, так как это ваш долг». Затем политическая экономия добавила: «Живите в мире, ибо ваши интересы гармоничны, а внешний антагонизм, часто вкладывающий в ваши руки оружие, являет собой грубейшую ошибку». Бастиа сформулировал предпосылки создания всеобщего мира, который должен основываться на добрых естественных законах и дарованной Богом гармонии. Мысль Бастиа об обязательном миропорядке содержала в себе веру в Бога.

    Международную и постоянную лигу мира Пасси основал 21 мая 1867 г., ее президентом стал промышленник Жан Дольфюс. Созданная Пасси лига ставила целью найти практические средства, чтобы предотвращать войны, сокращать постоянные армии, снижать национальную и конфессиональную вражду, передавать международные конфликты на решение государствам-арбитрам. Лига отличалась умеренными позициями и религиозной терпимостью. Поэтому нет ничего удивительного, что она привлекла внимание большого числа деятелей религиозного толка. В нее вошли великий раввин Исидор, протестантский пастор Мартен Пашу, отец Гиасинт Лоуйсон и отец Гратри. Не смотря на частные разногласия, на заседаниях лиги шел плодотворный диалог. Лига избегала обсуждать темы, которые могли бы задеть ее членов, или касались социальных и политических вопросов.

    Пасси не прерывал отношений с английскими пацифистскими кругами, которые с самого начала поддерживали морально и финансами все его инициативы. Между лигой и Лондонским обществом мира существовало множество контактов. Пасси пригласил Общество мира прислать своих представителей на первую генеральную ассамблею лиги. Пастор Генри Ричард и сопровождавший его Эдвард Пиза приняли участие в ассамблее.

    Инициатива Женевского конгресса 1867 г. была вероятно поддержана масонскими кругами, которые стремились установить всеобщий мир международно-правовыми средствами. Этот конгресс завершился 12 сентября 1867 г. созданием Лиги мира и свободы. Результаты конгресса вызывают множество споров прежде всего из-за состава участников, представлявших различные политические и социальные круги и особенно из-за участия Гарибальди, выступившего с антиклерикальной речью, которая была встречена в штыки женевскими кальвинистами. Основанная в тот же год, что и Лига Пасси, Лига мира и свободы собрала деятелей, представлявших несколько идеологических течений - от либерального консерватизма до нигилистских и анархических идей Бакунина. Социалистический интернационал оказал некоторое идеологическое влияние на начальную деятельность лиги. Утопический социализм Фурье, Прудона и Оуэна, а также английский утилитаризм нашли отражение в политических и социальных устремлениях программы лиги, ставившей перед собой задачу создания «Соединенных Штатов Европы» (так назывался издаваемый лигой журнал). В этих целях она стремилась стать «Школой гражданского долга», программа которой служила бы образцом для европейской демократии. Работая во благо мира, можно было бы положить начало эре республики и демократии.

    Первым руководителем Лиги мира и свободы стал философ и горячий республиканец Шарль Лемоннье, давний сторонник идей Сен-Симона. Из-за политической ситуации Лига избрала Женеву местом своей резиденции.

    Роль квакерских кругов и британских сторонников свободного обмена на Европейском континенте была в определенной мере решающей. Национальные общества мира не получили бы столь широкого развития без активного участия англичанина Ходсона Пратта. Хотя этот человек и не получил общественного признания (он несомненно был достоин нобелевской премии мира), ему принадлежала честь придания нового импульса европейскому движению мира. Коллеги Пратта считали его настоящей моделью человека будущего, или просто человеком мира, патриотом человечества. С начала 1830-х годов он путешествовал по Европе в поисках личных контактов с людьми, которые помогли бы ему выполнить главную задачу его жизни - освободить человечество от бедствий войны.

    Пратт лично финансировал миротворческую пропаганду. Его можно было бы считать предшественником американского филантропа, пацифиста и промышленника Карнеги, хотя его средства были неизмеримо скромнее капиталов сталелитейного магната. Пратт воплощал в себе одновременно теоретика и практика миротворчества. Он был неутомимым оратором, ему случалось читать по нескольку лекций в день. Хотя иногда он и бывал разочарован недостатком интереса к его идеям, в частности в Германии и Австро-Венгрии, но он с неизменным усердием продолжал свою миссию. В 1887 г. журналист Эрнесто Монета (Нобелевская премия 1907 г.) под влиянием идей Пратта основал Ломбардский союз мира. На протяжении более 50 лет этот союз оставался главной пацифистской организацией на итальянском полуострове. 19 век был несомненно чрезвычайно щедр на конгрессы и международные конференции. Мир организовался. Всякое усилие должно было приводить к конкретным воплощениям. Международное пацифистское движение существовало уже несколько десятилетий. Однако ему недоставало общего руководства и организации. На Парижском конгрессе мира 1878 г., собравшемся во время Всемирной выставки, участники колебались между идеей создания федерации мира и бюро. Эти сомнения отражали столкновение двух направлений: федеративная и более умеренная тенденции, представители которой считали, что момент для объединения в федерацию еще не наступил.

    После попытки создания федерации пацифисты на II всеобщем конгрессе, состоявшемся в Лондоне в 1890 г., вновь вернулись к идее основать бюро. Фредерик Байер представил там проект временного устава постоянного международного бюро мира (МБМ) по образцу Международного почтового союза. Проект был утвержден, и МБМ было открыто в Берне 1 декабря 1891 г., получив в Швейцарии статут международного юридического лица, и в качестве такового получало субсидии от правительства Швейцарии.

    Под руководством и наблюдением административной комиссии из 15 человек, представлявших общества мира различных стран, МБМ выполняло многочисленные функции. Оно информировало заинтересованные ассоциации и отдельных лиц по вопросам, относящимся к пропаганде мира; разрабатывало повестку дня конгрессов и конференций; выполняло принятые решения, хранило архивы и создало специализированную библиотеку. МБМ собирало также арбитражные решения и постоянно пополняло библиографию по вопросам мира.

    Первым почетным президентом МБМ стал Элие Дюком-мюн, который согласился служить делу мира при условии, что не будет получать никакого вознаграждения. Дюком-мюн полностью посвятил себя этому делу, особенно после 1896 г., когда ушел с должности секретаря Компании железнодорожных дорог Жюра-Симплон.

    Дюкоммюн поддерживал постоянные контакты с коллегой Альбертом Гоба, секретарем Межпарламентского союза. Семья Гоба жила в Берне недалеко от дома семьи Дюком-мюна. К несчастью сотрудничество, которое стремились наладить обе эти организации оказалось трудно осуществимым. Некоторые парламентарии считали, что их деятельность не следует смешивать с деятельностью пацифистов. Дело в том, что первые годы существования Межпарламентского союза были омрачены рядом противоречий. Многие парламентарии оспаривали честь инициативы создания этой организации. В действительности же заслуга принадлежит англичанину Ричарду Кремеру и Фредерику Пасси, которые в 1889 г. созвали в Париже представителей парламентов. Пропагандистская активность, которую развили Международное бюро мира и Межпарламентский союз (один общественный, а другой парламентский) свидетельствовала о стремлении объединить усилия с помощью рациональной организации пацифистских сил. Однако не будем заблуждаться насчет того, что обе эти организации располагали большой властью. Они служили связующим звеном между различными национальными обществами мира и организовывали всемирные и ежегодные конференции. Тем не менее таким образом пацифистское движение стремилось создать себе статут, доказать свое право на существование и убедить правительства в своей дееспособности.

    За исключением некоторых благоприятных моментов, преимущественно в первые годы своего существования, обе эти организации сталкивались с многочисленными трудностями, в основном финансового характера. Международное Бюро мира, которое финансировалось национальными обществами и получало добровольные пожертвования и небольшую субсидию от Федерального совета Швейцарии, продолжало свою деятельность вплоть до 50-х годов, а затем ушло в забвение. Межпарламентский союз недавно торжественно отметил столетие со дня основания: он умело адаптируется к обстоятельствам, расширяя деятельность в направлении различных вопросов экономического, социального и гуманитарного характера.

    История терминов пацифизм и пацифист имела продолжение, французская академия только 12 ноября 1930 г. на заседании редколлегии своего словаря высказалась за оба слова. Пацифизм был определен как «теория тех, кто верит в воцарение общего мира».

    Под знаменем пацифизма укрывалось несколько тенденций. Движение пацифистов не было единым. В 1910 г. движение шло к серьезному кризису. С одной стороны, обозначились «сентиментальные» пацифисты, которые интерпретировали мир в абстрактном и метафизическом смысле, смешивая его с любовью к ближнему; с другой - существовали «реалисты», которые стремились политически организовать род человеческий.

    Таким образом, пацифизм стал двойственной доктриной, так как для обозначения одной и той же реальности имелись два слова (пацифизм и патриотизм), что затрудняло выявление противоречия. Эта двойственность проявилась в сентябре 1911 г. во время итало-турецкой войны, когда часть пацифистов превратилась в «воинственных пацифистов», одобряющих интервенцию Италии в Триполитанию. Защита национальных интересов, понятие «справедливой войны» и пользы для Италии от оккупации этих земель представлялись в глазах пацифистов рациональными аргументами, тогда как на самом деле они дали возможность националистическому общественному мнению оказать влияние на население. Таковы первые этапы истории европейского пацифизма. Вдохновлявшееся религиозными идеями и будучи по своему происхождению англосаксонским, это движение быстро развивалось своими политическими и социальными оттенками. С 1889 г. началось организованное оформление пацифистского движения, которое в 1901 г. получило название и доктрину. Как мы видели, эта доктрина была далеко не гармоничным и единичным учением, но тем не менее ее достоинство состояло в том, что она стала объектом периодических дискуссий, в ходе которых вырабатывались предложения по вопросам сохранения мира, сближения народов, актуальности постоянного суда и Лиги наций.

    Пацифисты, которых современники считали идеалистами и утопистами, заложили тем не менее основы нового международного миропорядка регулируемого справедливостью и арбитражной практикой. Их идеи осуществлялись после первой мировой войны в процессе создания Лиги наций.