Невидимые нити в весеннем лесу. Пример невидимых нитей в весеннем лесу? Схема невидимых нитей в лесу? Невидимые нити весеннем лесу дополнительный материал

    Невидимых нитей в весеннем лесу достаточно много.

    Основные - это: живая и неживая природа; животные и растения; птицы и насекомые; человек и природа в целом и др. Здесь также не следует забывать о других факторах, таких как солнце, воду, воздух и земля.

    Можно составить такие примеры невидимых нитей в весеннем лесу:

    дуб - личинки - дятел;

    листья - гусеница - птичка;

    солнце - трава - заяц - волк - человек.

    Часто различного рода связи, которые существуют в природе между живыми существами, между живым и неживым, между человеком и окружающим миром, называют невидимыми связями. Связи эти есть везде и надо только уметь их отыскать. Например для весеннего леса можно найти такие связи: Солнце сильнее нагревает воздух, землю, снег стаивает, пробивается первая трава и цветы, распускаются листья на деревьях, оживают насекомые, которых привлекают первые цветы, пыльцой которых они питаются, одновременно опыляя растения. Птицы прилетают из теплых краев, потому что появляются насекомые и растения и теперь им можно не волноваться за свое пропитание. Просыпаются от зимней спячки животные, которым также будет что поесть в весеннем лесу. Реки освобождаются ото льда и начинается нерест рыбы, которую в этот момент стараются поймать лесные хищники.

    Ну а схематично изобразить некоторые виды невидимых нитей можно например так:

    Вся природа взаимосвязана, благодаря невидимым нитям.

    Если рассматривать отдельно природу весеннего леса, то можно обратиться к следующим схемам невидимых нитей:

    Как видим, пищевые цепочки в лесу достаточно длинные и перекликаются друг с другом.

    Например, птицы поедают мелких букашек, которые питаются листвой, корой деревьев. Пчлы собирают нектар в цветков, которые не могут существовать без солнца, плодородной земли, кислорода.

    Невидимые нити - так называют связи, которые есть повсюду, например, между живой и неживой природой, растениями и животными, насекомыми и птицами, человеком и природой.

    Если говорить про связь растения - животные, то можно сделать такой вывод: растения являются для животных, во-первых, пищей, во вторых, укрытием, в третьих материалом для их жилища. А животные распространяют семена растений, уничтожают вредителей.

    А вот наглядный пример связи между человеком и природой:

    вот связь между живой и неживой природой:

    Невидимые нити очень четко прослеживаются в лесу. Вс живое и неживое в той или иной степени взаимосвязанно, что-то в большей степени, что-то в меньшей.

    Приведу следующий довольно простой и наглядный пример:

    Насекомые едят растения, насекомых едят птицы, птиц едят хищники. Все отходы жизнидеятельности всего и всех перечисленных, питают, насыщают землю. В этом всем участвует не только земля, но и вода, воздух, солнце. Вс взаимосвязанно, оборвется одна такая невидимая нить, нарушится баланс.

    С первыми лучами солнца весенний лес преображается: там где была стылая, безжизненная земля, уже пробиваются первые ростки, откуда ни возьмись появляются личинки, червячки, насекомые: одни рыхлят землю, вторые опыляют, третьи - поедают появившиеся молодые побеги, четвертые - сами становятся пищей. Все эти процессы связаны между собой незримыми, но очень крепкими нитями.

    Насекомые - пища для птиц, часть их - пережила суровую зиму, другая часть - вернулась из дальних странствий, и те, и другие - голодны, но полны решимости выжить, найти себе пару, создать потомство и... быть когда-нибудь съеденными хищниками или насекомыми.

    На самом деле весь окружающий нас мир находится в балансе за счт тех самых невидимых нитей.

    Каждое явление, либо объект природы оказывает влияние на какой-то другой объект, который в свою очередь оказывает влияние на третий объект.

    Схематично данная взаимосвязь именно в лесу выглядит следующим образом.

    К примеру, листья на деревьях растут благодаря питательным элементам из почвы, воздуху и солнцу. Гусеница поедает листья на деревьях. В то же самое время, гусеницами питаются птицы.

    Сначала надо понять, что же этот такое невидимые нити, или как их еще называют, невидимые связи. Это определенная связь между событиями и вообще происходящим в лесу. Простейшими примерами являются растения, которые переопыляются и насекомые, которые этой самой пыльцой питаются, заодно и помогают опылиться. НАверное, к нитям можно отнести и такую связь: листья на деревьях едят гусеницы, самими же гусеницами питаются птицы, некоторые птицы могут стать добычей хищных животных.

    Невидимые нити в весеннем лесу складываются из цепочки

    Животные - животные

    Живая природа - неживая природа

    Растения - животные человек

    На основе приведенной цепочки примеры

    Весенние нити в лесу

    Ель - белка - куница.

    Ель дает пищу жуку-усача, а тот в свою очередь служит пищей для дятла, а дятлу необходимо опасаться ястреба.

    Невидимые нити в лесу связаны друг с другом, например, цепью питания, кто кого ест. Так насекомые связаны с цветком, переносят пыльцу с цветка на цветок. Белка переносит шишки с ели и роняет шишки по дороге, вырастает новая елочка. Солнце светит и распускаются лесные цветы.

    Можно взять любого обитателя леса и провести линию, связывающую его с другим представителем флоры и фауны и получится невидимая цепь.

    И на картинке посмотрите длинные невидимые цепи в весеннем лесу из нескольких звеньев. Кстати, составляя невидимые цепи можно добавить убежище лесных обитателей.

    Во-первых, давайте разбермся с самим понятием невидимых нитей. Вообще невидимые нити присутствуют повсюду, они характеризуют взаимодействия в природе между живой и неживой природой, между животными, между растениями, между растениями и животными, между человеком и животными, между человеком и растениями.

Природа представляет собой необычайно сложную систему. В этой системе задействованы деревья, кустарники, насекомые, животные, птицы и так далее. Выживание всей системы является залогом благополучия каждого из ее элементов.

Что такое невидимые нити в весеннем лесу

Данная взаимосвязь элементов природы называется невидимыми нитями. Они пронизывают жизнь все животных и растений. Эти нити связывают все живое, создавая единую систему. Они протянуты от каждого растения к каждому животному, кустарнику или дереву.

Поэтому, любое, даже самое маленькое насекомое связано множеством нитей с другими обитателями леса или степи.

Эти нити невидимые, но они очень важны и нарушать созданный природой баланс, опасно. Даже незначительное его нарушение может привести к катастрофическим последствиям – гибели отдельных видов или целый экосистем.

Пример нитей в весеннем лесу

Весной сильно повышается уровень влаги в почве и воздухе. Это связано с таянием снега и повышением температуры воздуха. Природа оживает именно весной. В это время невидимые нити наиболее заметны:

  • Влажность почвы, прогретый воздух приводит к росту травы, кустарников и деревьев. Появляются новые ростки, укрепляются и активно растут взрослые деревья;
  • Травой, листвой питаются насекомые. Они становятся удобрением для тех же кустарников или деревьев;
  • Корме того насекомыми питаются птицы и животные. Продукты их жизнедеятельности опять же становятся удобрением, которое обеспечивает рост деревьев;
  • Травоядными животными, птицами питаются хищники. Наличие травоядных является залогом существования хищников, находящихся на вершине пищевой цепи;
  • Погибая, хищники удобряют грунт, способствуя произрастанию новых растений.

Таким образом, в весеннем лесу ничего не пропадает. Все, что происходит служит для общей пользы. Даже гибель животного нужна. Она имеет важное значение для выживания всех остальных. Поэтому, естественный ход вещей не приводит к исчезновению целых видов живых существ.

Подобные взаимосвязи и являются нитями весеннего леса.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГБПОУ «Бугульминский профессионально-педагогический колледж»

Урок по окружающему миру

Тема : «Невидимые нити в весеннем лесу»

МБОУ гимназия № 7

Составила: студентка 221 группы

Специальность: 44. 02. 02

Преподавание в начальных классах

Апалькова Елена Николаевна

Проверила:

Методист:________ /Фаткульдинова Г.Н./

Учитель:__________ /Лихачева М.А./

Дата проведения: 13.04.2017 г.

Рассматривают рисунок и пытаются объяснить.

Читают.

Находят и читают.

Предлагают свои ответы.

Приводят свои примеры.

Цепь питания всегда начинается с растения. Растение питается энергией солнца и минеральными веществами из почвы. В цепь питания входят живые организмы. В дубраве растения и животные взаимосвязаны, приспособлены к совместной жизни. Они друг без друга не смогут просуществовать. Мы говорили о невидимых нитях, а вот теперь увидели явную нить, которая их связывает.

Выполняют физкультминутку.

Личностные: Обоснование выбора своего способа решения. Формирование уверенности в собственных знаниях.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, формулируют собственную позицию.

5. Первичное закрепление

Поработайте в группе, выполните задание и попытайтесь доказать, что произойдет, если нарушится экологическое равновесие.

Повторим правила групповой работы.

1 группа, 3 группа

Если запретить охоту на хищных птиц, но вырубить все крупные деревья, сохранятся ли в данной местности хищные птицы?

2 группа, 4 группа

Пример пищевой цепи:

Слива-- тля----- муравей ------- дятел ------- сова (насекомоядная (хищная птица)

Что произойдет при уничтожении хищных птиц?

Молодцы, ребята!

Для закрепления знаний давайте выполним задание № 1 в рабочей тетради. Открываем станицу 50.

Если вырубить крупные деревья, то уменьшится численность хищных птиц, т.к. деревья – это дом для них, там они строят гнезда. Хищники оказывают пользу, т.к. они являются санитарами леса.

Уничтожение хищных птиц приведет к тому, что увеличится количество грызунов. А если увеличится численность грызунов, то пострадают растения. Истребление хищников из числа птиц приведет к увеличению численности насекомоядных птиц.

Выполняют задание.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, формулируют собственную позицию

Когнитивные: продуктивное использование учебных действий;

Личностные;

Регулятивные: самоконтроль.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Тема: «Невидимые нити в весеннем лесу».

    Что насекомые переносят с цветка на цветок?

А) пыльцу

Б) нектар

    Какая птица поедает мохнатых гусениц?

А) воробей

Б) сокол

В) кукушка

    Какие насекомые кормятся на цветущих растениях?

А) пчелы, шмели

Б) мухи, комары

    Какая птица не строит гнезда?

А) скворец

Б) кукушка

    Приведи пример невидимых нитей в весеннем лесу:

_________________________________

Выполняют тест.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные : выбор наиболее эффективных способов решения проблем;

Личностные.

7. Итог занятий. Рефлексия деятельности

Подводит итог урока:

Что нового узнали?

Как узнали, что помогло?

Где пригодятся знания?

Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксирует удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работы на уроке.

Регулятивные: контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,

Личностные: самоопределении

Урок окружающего мира

по теме:

«НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ»

2 класс «Перспектива»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Сергеева.Г.В.

по теме: НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ

2 класс, «Перспектива», по учебнику Плешакова А.А..

Задачи урока: продолжить формирование знаний о связях в природе; научить детей выявлять эти связи в весеннем лесу на конкретных примерах.

Задачи:

Образовательные

Объяснить понятие «невидимые нити»

Систематизировать и расширить знания детей о природных связях.

Развивающие:

Развитие логического мышления, воображения.

Развитие познавательного интереса к предмету.

Развитие способностей работать парами, группами.

Развитие чувства ответственности.

Воспитательные:

Прививать любовь к природе,

Вырабатывать сопереживание ко всему живому.

Планируемые результаты: узнать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.
Оборудование: ПК , Проектор, карандаши, листы бумаги.

Ход урока

1.Организационный момент.

Доброе утро, ребята. Несмотря на плохую погоду давайте улыбнемся и пожелаем друг другу добра.

2.Актуализация знаний

1.Проверка домашнего задания:

Работа в парах

Рябята, я раздала вам задания. Вы должны как можно быстрее и правильно ответить на вопросы теста

Подчеркните правильный ответ

Какие птицы селятся в домиках, сделанных для них человеком?

Стрижи Скворцы

Дятлы Ласточки

У каких животных весной изменяется окраска шерсти?

Зайцы Белки

Бобры Медведи

Какое животное просыпается весной после зимней спячки?

Заяц Барсук

Лиса Лось

Какие птицы прилетают к нам последними?

Ласточки Утки

Скворцы Грачи

Какие птицы улетают от нас весной на север, в таёжные леса?

Грачи Овсянки

Соловьи Свиристели

3.Самоопределение к деятельности.

Отгадайте загадки. (Слайд2)

Я из крошки бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

стал высок я и могуч,

не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

То рыжая, то серая. А названьем белая. (белка)

Синих крылышек красу разглядеть нельзя в лесу.

По сучкам порхает бойко с резким хриплым криком …(сойка)

Прогрызу я в доме щёлку и себе устрою норку;

Ну, а лето на носу - я и в поле и в лесу.(мышь)

Как вы думаете, существуют ли связи между отгадками? (ответы учеников)

Каким образом связаны между собой дуб и белка?(ответы учеников)

Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня с вами узнаем?

Сегодня на уроке мы будем говорить о связях в природе. Мы их будем называть невидимые нити. Но прежде чем мы перейдём к разбору новой темы, давайте посмотрим на доску и поставим цели для себя(дети выбирают цели слайд3)

На сегодняшнем уроке вы узнаете на конкретных примерах, какие связи существуют в природе.

Что мы относим к живой природе? (ответы)

А что относится к неживой природе? (ответы)

А как определить к какой природе относится предмет? Предметы живой природы должны:

1) рождаться 2)расти 3)дышать 4)давать потомство 5) умирать,

а предметы неживой природы этих признаков не имеют. (слайд 4)

Назовите объекты живой природы леса .Слайд5

Какие животные живут в лесу?

- Как связаны между собой растения и животные? Слайд6

Какую пользу приносят растения животным?

А животные растениям?

Подведём итог:

Как вы думаете, что значит растения для животных и животные для растений ?Слайд 7

4. Работа по теме урока.

Молодцы, аккуратно сели и поработаем с учебниками. Рассмотрите рисунок на с. 90 учебника --Кто узнал, что за дерево здесь нарисовано? (ива)

По какому признаку вы определили, что это ива? (по серёжкам)

Что уносят с ивы осы, пчелы и бабочки? (нектар)

Как можно назвать иву по отношению к осе, пчеле и бабочке? (кормильцем)

Как пчелы, осы и бабочки помогают иве? (опыляют)

Учащиеся читают текст на с. 90-91 учебника. Затем класс делает вывод: «Ива является кормильцем для осы, пчелы и бабочки».
Затем дети рассматривают схему на с. 91 учебника(Слайд 8), а учитель задает вопросы: «Почему стрелки на схеме двойные? Чем полезны осы, пчелы и бабочки иве?(Ответы детей.)

- Ребята, вы правы, связи в природе всегда обоюдные. Эти связи бывают таких видов: слайд9

Неживая природа- Живая природа

Животные- животные

Растения- животные

Человек- природа

Давайте попробуем привести примеры.(ответы детей)

Физкульминутка .

Молодцы, мы хорошо поработали, нужно немного отдохнуть!

(физминутка под видео)

5.Закрепление изученного материала

- А теперь соберитесь в свои команды. Посмотрите на слайд и установите. Какие связи существуют между елью и белкой, клестом. дятлом, мышью, зайцем (дети обсуждают)

Слайд10

Какая команда готова отвечать?

Итак, невидимые нити – это связи, которые есть в природе повсюду .

А теперь, я раздам вам листочки, слушайте внимательно задания!

Задания командам: подумайте и приведите примеры связей между: слайд 11

1) животными и растениями - 1 команда

2) человеком и природой- 2 команда.

3) животными и животными – 3 команда

. 4 участника команды одновременно выполняют работу и передают друг другу по кругу листок бумаги с написанным на нём примером связи . Потом по одному участнику из команды отвечают.

Все вместе подумайте и назовите примеры связей между неживой и живой природой Слайд12

Давайте посмотрим, какие примеры связей подобрала для вас я. Слайды 13,14,15

Слайд 16 -Ребята посмотрите на экран, перед вами несколько фотографий. Что вы на них видите?

На 1 фотографии все хорошо, а на второй и третьей все изменилось

А как вы думаете, почему так случилось? Что нарушилось в природе? Нарушились связи. На лес что-то подействовало

Что повлияло на лес? (Природные явления, человек)

Ребята, какой мы можем сделать вывод? Кто или что влияет на связи в природе?

(На связи в природе влияет человек и природа).

Слайд17 - Что же будет, если что-нибудь нару шить в этой семье: вырубить деревья или уничтожить всех зверей?

Останется ли лес жить дальше или умрёт?

6. Подведение итогов урока.

Молодцы. Давайте подведём итоги урока. Слайд18

Что мы называем невидимыми нитями?

Какие невидимые нити можно обнаружить в осеннем лесу?

Кто или что может разрушить «невидимые нити»?

Слайд 15. Домашнее задание:

Давайте запишем домашнее задание: теоретический материал на с. 90-93 учебника, привести по 2 примера по каждому виду связи в природе.

7. Рефлексия

Итак, ребята, у вас на столе лежат смайлики. Если вам на уроке все было понятно и все понравилось- поднимите зеленые смайлики, если вы не все еще поняли- поднимите желтые смайлики, если вы ничего не поняли и вам не понравилось- поднимите красные смайлики.(У некоторых спросить что понравилось и что не понравилось)

Спасибо, ребята, за урок!

ЖИВОТНЫЕ РАСТЕНИЯ

ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА

ЖИВОТНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Вспомним

  1. Какие невидимые нити мы обнаружили в осеннем лесу? А в зимнем?
  2. О каких связях в природе мы уже узнали, изучая тему «Весна и лето»?
  3. Как мы обозначали невидимые нити на схемах?

С кем дружит ива

Отправимся на поиски невидимых нитей в весенний лес.

Вот на опушке цветущая ива. Её жёлтые серёжки заметны издалека. Подойдём поближе и услышим негромкий гул. Присмотревшись, обнаружим, что это жужжат пчёлы и шмели. В цветках ивы они находят богатое угощение - нектар и пыльцу.

Здесь же увидим и бабочек, которых тоже привлёк сладкий нектар. Для всех этих насекомых ива - кормилица. Но они не остаются в долгу: опыляют растение. Что это значит? Насекомые невольно переносят с цветка на цветок цветочную пыльцу, прилипшую к их мохнатому тельцу. Для растения это очень важно: без опыления у него не будет плодов и семян!

Не только ива, но и другие цветущие растения весеннего леса дружат с насекомыми. Крылатые гости кормятся на цветках и в то же время опыляют растения.

  • Рассмотри рисунок. Найди пчёлу, шмеля, бабочку. Соотнеси рисунок со схемой. Объясни, почему стрелки на схеме направлены в обе стороны.

Как связаны между собой деревья, насекомые и птицы

Не бывает леса без деревьев, без насекомых, без птиц. И все они между собой связаны, все друг от друга зависят. Великое множество насекомых кормится на деревьях - грызут древесину, кору, листву. А насекомыми кормятся птицы. Сами их едят и своим птенцам в гнёзда приносят. Помнишь, сколько раз в день прилетают к гнезду скворцы или синицы? Так и другие птицы. Нелегко прокормить потомство! А для деревьев это хорошо. Ведь если бы не птицы, некоторые насекомые так размножились бы, что от листьев и веточек ничего бы не осталось!

Даже кукушка, хотя и не строит гнезда и не кормит птенцов, деревья защищает. Кукушки поедают опасных для леса мохнатых гусениц, которых другие птицы есть не могут.

  • Рассмотрите рисунок. Какая птица сидит на ветвях дерева? Соотнесите рисунок со схемами. Сравните схемы между собой. Объясните связи между деревьями, насекомыми и птицами.

Подумаем!

  1. Что произошло бы в весеннем лесу, если бы вдруг исчезли все деревья? все насекомые? все птицы?
  2. Какие изученные на уроке связи относятся к связям между растениями и животными? различными животными?
  3. Приведи свой пример невидимых нитей в весеннем лесу.

Проверим себя

  1. Какие насекомые кормятся на цветущей иве? Как они помогают иве?
  2. Как связаны между собой деревья, насекомые и птицы?

Сделаем вывод

Цветущие растения весеннего леса связаны с насекомыми: насекомые кормятся на цветках и в то же время опыляют растения. Лесные деревья тесно связаны с насекомыми и птицами.