Крис — сакральный кинжал. Крис — сакральное оружие Экзотическое клинковое оружие Азии

Как нельзя себе представить кавказского горца без кинжала, так и настоящего индонезийца в своем национальном костюме невозможно представить без криса – очень специфического вида обоюдоострого кинжала, характерного исключительно для малайского мира, переплетенного с его культурой и особенностями жизни. Крисы распространены на всей территории Индонезии, Малайзии, а также в некоторых районах Камбоджи, южного Таиланда и Филиппин. А само его название на древнеяванском означает «колоть», «пронзать». Считается, что первые крисы появились в IX-X вв., а свою классическую форму они приобрели в XIV веке. Происхождение криса, как это часто бывает с национальными видами , окружено мифами и легендами. Считается, что характерная для него форма клинка стала результатом длительной эволюции, что удалось установить благодаря исследованиям скульптурных изображений и барельефов в храмах Юго-Восточной Азии, самыми известными из которых были Боробудур и Канди Прамбанан, построенные в период, соответствующий царству Маджапахит (1292 г. – начало XIV века). В малайской культуре крис считается более чем простым боевым оружием, так как в своих разнообразных формах он буквально пропитан мистическими символами, которые с древних времен придают ему магические силы и делают в высшей степени почитаемым. Крис передается от родителей к сыновьям как величайшая реликвия, являясь одним из самых ценных видов приданного. Он может даже в брачной церемонии заменить собой жениха. То есть женщина может выйти замуж за… «кинжал», таким почтением это оружие пользуется в Малайзии.

Малайцы с крисами. Пусть даже дети, но… если возраст пришел имеешь право носить крис!

Одновременно можно носить три криса (особенно на войне), но при этом знать, что делается это следующим образом: один носят слева, один, принадлежавший покойному отцу – справа и, наконец, третий – на спине (вернее за спиной), и этот крис может принадлежать отдаленному предку или быть получен в качестве приданного с целью защиты от «дурного глаза» и предательских нападений.


Церемониальный крис из коллекции Хорхе Каравана.

Правилами хороших манер не допускается заходить в дом друга с крисом за поясом. Существуют специальные подставки для криса у двери дома, где он (либо они, если у хозяина их несколько) должны всегда располагаться в вертикальном положении, чтобы не потерять своей магической «силы», которой они наделены. Если он находится в горизонтальном положении, считается, что тогда крис может летать и при этом пронзить того, кто замышляет что-то дурное в отношении его хозяина. Последнее, разумеется, совсем неплохо – ты сам спишь, а твой крис летает и разит твоих врагов. Но… крису может не понравиться и случайный прохожий, либо ему захочется крови, так что если вы не хотите найти возле своего дома поутру труп и отвечать за него, то лучше крис все-таки поставить в специальную стойку.


Типичный яванский крис с изображением змеи на клинке. Коллекция Хорхе Каравана.

В не столь отдаленном прошлом даже было разрешено, чтобы дворянин, выходя из мастерской эмпу (то есть кузнеца, кователя крисов), испытывал его крис, пронзив первого плебея, которого он встречал на своем пути. При этом он делался всегда на заказ в соответствии с личностью и социальным статусом эмпу и пришедшего к нему заказчика. По этой причине двух одинаковых крисов, за исключением тех, которые изготовлены сегодня для продажи в магазинах, нет. Однако и эти крисы тоже ручной работы.


Крис XIX века с прямым клинком, двумя змеями и «пистолетной рукояткой». Коллекция Хорхе Каравана.

Клинок криса состоит из верхней зоны (ганджа) и нижней зоны (песи) и может иметь несколько видов форм: полностью прямой (дапур), в форме змеи (дапур бинер), «ползущей змеи» (дапур лу) или смешанной формы. В волнообразном клинке число изгибов всегда делалось нечетным. Чаще всего встречаются клинки, имеющие по семь и тринадцать изгибов.


Названия частей клинка криса.

Число кривых (люк) напрямую связаны с психологическим настроем своего создателя, таким же образом, как и памор, то есть рисунок на поверхности клинка. Последний, кстати, имеет две большие разновидности: заранее спланированный (памор рекам) и незапланированный (памор тибан), ставший следствием импровизации мастера.

Крис XVI века с «гибридным клинком». Длина 68 cм; длина клинка 38 см. Коллекция Хорхе Каравана.

Технология изготовления криса очень похожа на изготовление современной дамасской стали. В результате комбинации различных сортов железа и никеля на клинках получались различные узоры, которых всего известно больше 100! Все они имеют свои творческие названия: «рисовое зерно», «арбуз», «пальмовый лист», «золотой дождь». То есть малайские кузнецы были настолько искусны, что могли получить тот или иной узор по своему желанию и… требовался «особый настрой», чтобы у мастера вышло нечто новое и не имеющее названия! Неоднородная структура металла, имевшего вкрапления никеля, дает особый узор, который появлялся после того, как клинок мастер протравливает в растворе из мышьяка и сока лайма. Кстати, ухаживая за клинком соком же лайма его и протирают!


Крис, изготовленный в ХХ веке в Малайзии. Использованы слоновая кость, серебро, рубины, крашеное дерево. Полная длина 65, 5 см. Длина клинка 47 см. Коллекция Хорхе Каравана.

Именно из-за этих технологических сложностей работа кузнеца над крисом может занять несколько месяцев, пока он будет ожидать лучшей луны или астральной связи. Рукоять также могла иметь различную форму. Почти всегда она была связана с географией происхождения криса, так как в разных местах ее формы различались. Отличались и материалы, среди которых на первом месте было дерево, затем шла слоновая (и даже мамонтовая кость!) кость, серебро золото. Правда, известно, что издавались даже законы, ограничивающие последние материалы для определенных социальных групп. То есть очень уж роскошные рукоятки всякий, кто этого хотел, иметь не мог. Что касается региональных различий, то они были следующими: на Яве в моде были «пистолетные рукоятки», на острове Мадури – прямые, покрытые сложной резьбой, на Бали – фигурные, часто изображавшие демонов-ракшасов, на Суматре, пожалуй, самые интересные в виде фигуры человека, обнявшего плечи руками и словно трясущегося от озноба.


Прямой крис длиной 57 cм; длина клинка 50 cм. Ножны отделаны чеканным серебром. Коллекция Хорхе Каравана.

Кольцо, соединяющее рукоять с клинком (мендак), обычно делалось из металла (серебра, золота, латуни), и почти всегда украшалось драгоценными камнями. Ножны в верхней части были в форме лодки (ранга), фасолины, и были изготовлены из ценных пород дерева и очень редко из серебра или слоновой кости. Эта верхняя часть символизировала женское начало, в вот пронзающую ее собственно емкость для клинка – мужское.


Филиппинский крис с острова Моро. Полная длина 60, 5 cм; длина клинка 42, 5 cм. Ранга имеет характерную форму португальского корабля. Коллекция Хорхе Каравана.

Нижняя часть ножен состоит из деревянной части (гандара), покрытой внешней декорированной накладкой (пендок) из латуни, меди, серебра или золота, а также инкрустированной драгоценными камнями, что определяет социальный статус его владельца. Имел значение и цвет ножен. Например, ножны красного цвета предназначались для использования высокопоставленными лицами в суде.


Королевский крис с острова Целебес. Национальный музей в Куала-Лумпуре, Малайзия.

Поединки на крисах основаны на нанесении ими колющих ударов. Причем сражаться можно было как с одним, так и с двумя крисами в руках. В этом случае второй использовался в качестве оружия, которым парировались удары. В ряде регионов их использовали и как орудие для казни. Эти кинжалы имели длинный и тонкий прямой клинок.


Антропоморфная подставка для криса. Коллекция Хорхе Каравана.

Характерная особенность клинка криса - это асимметричная пята, расширяющаяся возле самой его рукояти, причем к ней кузнечным способом крепится полоска металла – «ганджа». Ее делают из того же металла, что и сам клинок, а потом насаживают на его и приваривают настолько прочно, что он часто кажется с клинком одним целым. В клинке также делаются два небольших углубления для пальцев – большого и указательного.


Крис с острова Суматра, после 1900 г. Ножны – слоновая кость и серебро. Рукоятка – слоновая кость. На клинке инкрустированное золотом изображение змеи.

Кинжалы этого типа очень часто ломались. Но технология сборки криса была такова, что новый крис было совсем несложно сделать из разных деталей. Поэтому иногда в одном кинжале можно найти детали, присущие разным регионам и удивляться этому не надо.


Крисы в экспозиции Национального музея в Куала-Лумпуре, Малайзия.

Несмотря на все магические и сакральные качества, которые придавали этому кинжалу, например, этимология его название вполне обычна: в переводе с древнего языка жителей острова Явы крис означает «колоть». Именно там, на Яве, он и появился, причем не позднее 9−10 века нашей эры. А вот та форма кинжала, которая дошла до наших дней, окончательно сформировалась лишь спустя пять веков после его изобретения, то есть приблизительно к веку XIV. При этом, этот кинжал использовался абсолютно по-разному: как для заказных убийств или казни, так и в сражениях, для которых он все же был мало приспособлен. Считается, что он был особенно полезен для боев в замкнутых пространствах, например, внутри здания или в джунглях, где большое оружие представляется весьма громоздким. Не имея перекрестия, крис все равно оставался грозным колющим оружием, что обеспечивалось за счет его необычного асимметричного расширения к основанию клинка, называемого «пятой»: такая форма создана как раз для прочного упора при нанесении удара.

По размерам сам кинжал варьировался от 15 до 60 см (но, по мнению некоторых исследователей, мог достигать и вовсе метра в длину). Его клинок символизировал священную змею Нагу, поэтому по форме он мог быть двух видов. Тот, что с прямым лезвием, говорит о спокойном состоянии змеи, в то время как извилистый клинок, напротив, — об активном. При этом изгибов у кривого клинка, кстати очень похожего на европейские фламберги, насчитывалось от 7 до 13. Также ради большего эффекта на клинке было принято изображать саму змею (либо только голову, либо тело целиком и, что характерно, с чешуей в качестве узора).

Крис появился на острове Ява не позднее 9−10 века нашей эры

Кстати, эти самые узоры, образующиеся на клинке при его изготовлении, также имеют специальное название — «помор». Их насчитывается более ста, причем каждая линия или развод, как верили и верят до сих пор жители Индонезии, имеет свое сакральное значение. Например, по их представлению, узоры расплывчатых и облаковидных очертаний должны были обсепечить владельцу устойчивое положение в обществе и помогали разбогатеть. При этом священной частью ножа считался только клинок, в то время как ножны и рукоять могли меняться в зависимости от желания и статуса владельца.


Рукоять криса выполняется из различных материалов: в ход идет и дерево, и рог, и драгоценные металлы. Исследователи отмечают, что в основном преимущество отдавалось именно дереву. А вот золото и серебро, которыми по большей части украшали рукоять кинжала, были естественно привилегией высших сословий. Более того, в одно время издавались целые указы, запрещавшие простолюдинам украшать свое оружие драгоценными металлами.

Клинок кинжала символизировал священную змею Нагу

Кстати, форма рукояти во многом зависела от места происхождения оружия: так, на Яве предпочитали гладкие прямые со слегка загнутым навершием, причем в месте изгиба головки ножа вырезали маску мифического чудовища. А вот на острове Мадури, мастера использовали и дерево, и слоновую кость, украшая рукоять оружие резным, травным орнаментом, в то время как на Бали из них делали фигурки, похожие на небольшие скульптуры. А вот ножны зачастую дополнялись металлическим футляром с резьбой, гравированными или чеканными рисунками. А вот деревянный выступ, который наблюдается в верхней части ножен, символизирует либо индонезийскую лодку, либо фасоль.


«Пята» криса

Крис является олицетворением мужского начала, в то время как его ножны — символ начала женского. Каждый мужчина был просто обязан иметь хотя бы один такой нож, хотя и считается, что у некоторых мужчин их могло быть даже три: один родовой, второй личный, а третий — подарок родственников невесты в день свадьбы, как знак того, что они приняли жениха в свой дом и семью. Исторически его вручение юноше проходило на процессе инициации: по сути, кинжал служил символом взросления и становления мужчины—воина.

В 2005 году крис был включен в состав наследия ЮНЕСКО

В некотором смысле он являлся синонимом культуры остров Малайского архипелага и образа жизни: это был своего рода объект почитания и уважения. Например, в домах было принято закреплять крис на крыше, чтобы защитить дом. Правда, как отмечают коллекционеры, «каждый такой кинжал имеет свою историю».



Способы ношения

Также считается, чтобы оружие не потеряло своих свойств и качеств, владелец был обязан проводить специальные обряды: он должен был «купать» крис, причем не в простой воде, а чуть ли с цветами, рисом и всяческими благовониями. В противном случае, дух кинжала может оставить его, а значит и своего владельца, а индонезийцы верили, как и викинги, как и японские самураи, что дух воина после смерти переходит в оружие хозяина. Так, кинжал, который принадлежит малайзийской королевской семье сегодня, как говорят, сделан из железа, полученного из комбинации девяти кинжалов старших кинжалов из девяти малайзийских штатов. Собственно, неудивительно, что в В 2005 году крис как достояние почти всей Юго-Восточной Азии включили в состав нематериального наследия ЮНЕСКО.

Оружие начинает свою историю со времён пещерных людей. Как выяснили учёные, первое оружие стал создавать человек прямоходящий (Homo erectus) сотни тысяч лет назад. Изначально это оружие представляло собой довольно примитивные изделия из камня и дерева, однако с ходом времени оно всё более и более совершенствовалось. Уже несколько тысяч лет назад оружие стало настолько разнообразным, что стало насчитывать сотни и даже тысячи видов по всей Земле. Больше того, у каждого народа появились свои отличительные черты оружия, традиционные, которые были придуманы на территории данной страны и активно использовались местными воинами.

Видов холодного оружия насчитывается огромное количество. Они отличаются как по форме, так и по своим характеристикам. Так как в древние времена войны были частым явлением, а основным оружием зачастую являлись именно кинжалы, сабли, мечи и так далее, мастера-кузнецы постоянно пытались усовершенствовать эти предметы, сделать их более удобными для боя, более эффективными и наносящими максимальный урон противнику. Кроме того, древние мастера заботились не только о боевой мощи оружия, но также и его красоте.

Одним из самых интересных видов оружия является кинжал под названием «Крис » или «Керис ». Данный клинок был распространён в Индонезии, на Филиппинах и в Малайзии. Отличительными чертами данного клинка является его изогнутая форма лезвия, а также особый вид стали — памор. Сталь изготавливалась из нескольких слоёв, которые отличаются своим составом. В результате ковки, на лезвии получался интересный узор. Коме того, такой способ изготовления, очень похожий на процесс ковки дамасской стали, делал кинжал Крис очень прочным. В древние времена Крис использовали и в боях и в сакральных целях, например, для совершения какого-либо религиозного, культового или магического действа.

Сегодня Крис остаётся национальным оружием некоторых стран и пользуется среди коллекционеров повышенным вниманием. Если вы как раз хотите приобрести древний ритуальный кинжал Крис для своей коллекции холодного оружия, для украшения своего дома или в подарок, то вам обязательно стоит зайти на сайт www.vipkeris.ru , который занимается продажей Керисов. Здесь вы сможете найти и приобрести такие экземпляры, которые станут достойным украшением вашего дома или украсят вашу коллекцию. Далее вы можете увидеть подборку фотографий, чтобы наглядно понять, что это за кинжал и как он выглядит.

Кинжал Крис (Керис) фотографии






При упоминании Криса человеческое сознание «рисует» волнообразный кинжал, с необычной рукоятью и своеобразными ножнами. Это удивительное этническое орудие, впитавшее в себя традиции и культуру Индонезии. Кинжал использовался не только в боевых целях, но и в качестве аксессуара к традиционному индонезийскому костюму.

Происхождение

С точки зрения историков, Крис возник в 12 веку нашей эры. Родину клинка установить не удалось, так как в его создании принимали участие жители разных индонезийских островов. Но по предположениям, прародителями клинка выступают яванцы, ведь первое упоминание о клинке зафиксированы на острове Ява.

Кинжал эксплуатировался наемниками, использовался для общественной казни, а также в активных боевых действиях, но был совершенно неадаптирован к ним. Крис был опасен в замкнутом пространстве, где длинное лезвие охватывало широкий радиус поражения.

Клинок использовался исключительно для нанесения колющих ударов. Волновые стороны оружия зачастую были тупыми, или слабо заостренными.

В Индонезии клинок почитают, и местные жители предполагают, что в нем содержится сакральная или магическая сила. Но это холодное оружие, ведь в переводе с языка яванцов, Крис означает «колющий, наносящий колотые раны».

Конструкция

Длина клинка варьировалась от 20 до 60 сантиметров, но с точки зрения экспертов, лезвие достигало одного метра в длину. Орудие представляет собой волнообразное лезвие и широкую, длинную рукоять. Лезвие символизировало священную змею Нагу, поэтому клинок имел двойную форму.

Прямой клинок свидетельствовал о благосклонном и спокойном настроении змеи, волнообразный – о готовящейся к броску рептилии. Количество волн определялось от размера лезвия, и варьировалось от 5 до 15 изгибов. На оружии должно присутствовать обязательно нечетное количество изгибов, ведь по приданию, змея извивалась нечетное количество раз.

На лезвии присутствовал чешуйчатый узор («помор), свидетельствовавший о максимальной приближенности к структуре тела змеи. Существует бесчисленное количество вариаций наносимых узоров, по подсчетам исследователей, не менее ста. Иногда, на рукояти клинка присутствовала змеиная голова, с закрытой или открытой пастью.

Рукоять изготовлялась из дерева или рога крупных животных. Для ритуального Криса использовались драгоценные металлы, как правило, золото. Еще одним интересным фактом выступает то, что золотая или серебряная рукоять присутствовала у высших сословий. В Индонезии вышел закон, запрещавший простому люду изготавливать рукоять из драгоценного металла.

Крис дозволялся носить мужчинам и женщинам, за исключением того, что женский вариант орудия был несколько короче. Считалось, что лезвие олицетворяет мужское начало, а ножны – женское.

Колющие свойства оружия действительно поражали. Волнообразное лезвие, проникая в тело противника, расширяло рану, ведь изгибы, ближе к основанию, становились шире. Выжить после такого ранения было практически невозможно.

Крис нельзя назвать историческим оружием, ведь он используется, по сей день на индонезийских островах. Чтобы понять особенности строения клинка, и заложенный в нем сакральный смысл была создана отдельная наука – «крисология».

Этот кинжал с ярко запоминающейся асимметричной формой клинка, резко расширяющемуся в корневой части и богато украшенной рукоятью – является национальной гордостью жителей Индонезии и Малайзии. Крисы начали изготавливать на острове Ява еще из метеоритного железа.

Благодаря наличию в этих осколках природного никеля, на клинках крисов проявлялись «муаровые» узоры, которые стали одной из отличительных черт этого боевого и статусного кинжала, наравне с традиционными Т-образными ножнами. Крисы начального периода имеют свое собственное название – «маджапахиты», образованное по месту их производства.

Индонезийцы относятся к своему легендарному кинжалу с огромным уважением и хранят их как самую большую семейную ценность. Крис – обязательный атрибут каждого мужчины-индонезийца, который молодой человек получает на совершеннолетие.

С кинжалом связано много обрядов и правил. Так, обмен кинжалами означал вечную дружбу; рукоять оружия нельзя было обнажать, находясь в гостях – это тяжелейшее оскорбление хозяина дома, поэтому его прятали под одеждой; ношение криса в мирное время осуществлялось на правом боку, а во время войны на левом; утрата оружия считалась одним из самых ужасных проступков. После покупки кинжала его владелец должен был в первую же ночь положить оружие под подушку, и если ему снились плохие сны – срочно пойти и заменить крис на другой, настолько сильное значение придается ментальной связи оружия и его хозяина. Иногда крис вешали над входной дверью в дом, как оберег для защиты.

Во многих регионах существовали особенные разновидности криса, предназначенные для казней – с длинным тонким и прямым клинком. Известно, что для убийства конкретного человека специально изготавливали особенный крис.

В более поздние периоды клинок криса изготавливался из многослойной стали «помор», а рукоять выполнялась из дерева, нефрита или горного хрусталя. Искусство создания клинка с узорами на металле у оружейников Индонезии и Малайзии очень развито, и можно было получить клинок с рисунком вплоть до изречений из Корана, однако наиболее магически сильным считался крис со случайным узором, где просматривались силуэты людей или животных.

Клинок криса может быть прямым и изогнутым (обязательно с нечетным числом изгибов), в корневой части имеются два небольших углубления для указательного и большого пальца. С другой стороны пяты, к которой приварена металлическая полоска «ганджа», имеются небольшие шипы. Рукоять криса деревянная или, реже, из металла, богато инкрустированная и разукрашенная, имеет как правило, изогнутую форму «а-ля пистолет» — благодаря такой конструкции, кинжал предназначенный для нанесения колющего удара становится как бы продолжением указательного пальца. Ножны деревянные.

В 2005 году крис объявлен ЮНЕСКО как шедевр мирового наследия и даже существует особенная наука изучения конструкции, истории, социальных и культурных аспектов, и даже мистических свойств криса — крисология.