Н павлова зимние сказки зимняя пирушка. Как зимуют деревья? Приблизительный поиск слова

Приветствую вас, читатели моего блога! Я с нетерпением жду начала нашего зимнего квеста, в котором мы вместе с другими увлечёнными мамами и, конечно, нашими детками, будем читать новогодние сказки, выполнять различные интересные задания, играть, творить, ставить зимние опыты и многое другое. А пока предлагаю ознакомиться со списком зимних новогодних сказок для детей, подготовленным проектом .

Список зимних сказок для детей

  1. В.Виткович, Г.Ягдфельд «Сказка среди бела дня» (Лабиринт ). Приключения мальчика Мити, который познакомился с необычной снежной девочкой Лёлей и теперь защищает её от злых Снежных баб и Старого года.
  2. М.Старосте «Зимняя сказка» (Лабиринт ). Испекла Снегурочка пряничного человечка - Хрустика. Но любознательный Хрустик не захотел лежать в корзине с другими подарками, вылез… и решил отправиться к ребятам под ёлку раньше времени. На этом пути его ждало множество опасных приключений, в которых он чуть было не пропал. Но Дед Мороз спас героя, а тот в свою очередь пообещал без спроса никуда не уходить.
  3. Н.Павлова «Зимние сказки» «Зимняя пирушка» (Лабиринт ). Заяц все лето подкармливал белочку с перебитой лапкой, а когда пришло время ответить добром на добро белке стало жалко своих припасов. Какие только она задания не выдумывала, чтобы отвадить зайца, но в конце концов совесть её замучила и они устроили настоящий зимний пир. Динамичный и понятный ребенку сюжет, иллюстрации Н.Чарушина станут хорошим поводом для обсуждения с малышом вопросов щедрости и взаимовыручки.
  4. П.Бажов «Серебряное копытце» (Лабиринт ). Добрый сказ о сиротке Даренке и Коковане, который рассказывал девочке о необычном козле с серебряным копытом. И однажды сказка стала былью, прибежал к балагану козел, бьёт копытцем, а из под него драгоценные камни сыплются.
  5. Ю.Яковлев «Умка» (Лабиринт ). Сказка о маленьком белом медвежонке, который открывает для себя огромный мир во всем его многообразии, о его маме - белой медведице и их приключениях.
  6. С.Нурдквист «Рождество в домике Петсона» (Лабиринт ). У Петсона и его котенка Финдуса были большие планы на это Рождество. Но Петсон подвернул ногу и не может даже сходить в магазин и за ёлкой. Но разве это препятствие, когда есть смекалка и дружелюбные соседи?
  7. Н.Носов «На горке» (Лабиринт ). Рассказ о хитром, но не очень дальновидном мальчике Котьке Чижове, который испортил горку, которую ребята строили целый день, посыпав её снегом.
  8. Одус Хилари «Снеговик и снежный пёс» (Лабиринт , Озон ). История о мальчике, который недавно потерял собаку. И, найдя «одежду» для снеговика, решил слепить обоих: и снеговика, и пса. Снежные скульптуры ожили и их ждала масса удивительных приключений вместе. Но пришла весна, снеговик растаял, а пёс… стал настоящим!
  9. Туве Янссон «Волшебная зима» (Лабиринт ). Однажды зимой проснулся Муми-тролль и понял, что спать ему больше не хочется, а значит настало настоящее время приключений. А их будет в этой книге хоть отбавляй, ведь это первый Муми-тролль, который не спал весь год.
  10. У.Масло «Рождество у крестной» (Лабиринт ). Добрые и волшебные сказки о приключениях Вики и её феи-крестной, которая творит чудеса для крестницы своими руками. Совсем как мы, увлеченные мамы 🙂
  11. В.Зотов «Новогодняя история» (Лабиринт ). Накануне Нового года Дед Мороз навещает ребят, чтобы узнать, что они на самом деле хотят получить на праздник. И вот дедушка оказался в гостях у мальчика Вити, который был грубияном дома, тихоней в школе и при этом мечтал о настоящем автомобиле. А получил кинопроектор, который показывает поведение мальчика со стороны. Отличный педагогический ход!
  12. Петер Никл «Правдивая история о добром волке» (Лабиринт ). Сказка о волке, который решил изменить свою судьбу и перестать быть только пугающим и устрашающим всех зверем. Волк стал доктором, но прежняя слава никак не давала раскрыть свой талант в полной мере, пока звери не убедились в добрых намерениях волка. Многослойная, философская сказка. Думаю, что читатели разных возрастов найдут в ней что-то своё.
  13. (Лабиринт ). Народная сказка о хитрой лисе и недальновидном доверчивом волке, который пострадал больше всех, остался без хвоста, да так и не понял, кто виновница всех его бед.
  14. (Лабиринт ). Народная сказка о дружбе и взаимовыручке, в которой животные построили себе избу и вместе оборонялись от лесных хищников.
  15. (Лабиринт ). Народная сказка в которой дед потерял рукавичку и все звери, которым было холодно приходили в рукавичку погреться. Как и заведено в сказках, в рукавичку поместилось много животных. А как собака залаяла, звери разбежались, и дед поднял с земли обычную рукавичку.
  16. В.Одоевский «Мороз Иванович» (Лабиринт ). Приключения Рукодельницы, которая уронила ведро в колодец и обнаружила на его дне совершенно иной мир, в котором его хозяин - Мороз Иванович одаривает всех по справедливости. Рукодельнице - серебряные пятачки да брильянтик, а Ленивице - сосульку да ртуть.
  17. (Лабиринт ). Самобытная народная сказка о Емеле, который поймал и отпустил на волю волшебную щуку и теперь во всем царстве происходят странные и неожиданные вещи по его повелению.
  18. Свен Нурдквист «Рождественская каша» (Лабиринт ). Сказка шведского писателя о том, что люди позабыли традиции и решили больше не подносить отцу-гному кашу перед Рождеством. Это может вызвать гнев гномов и тогда людей ждет целый год неприятностей. Гномиха решается спасти положение, она хочет напомнить людям о себе и поднести кашу для гнома.
  19. С.Козлов «Зимние сказки» (Лабиринт ). Добрые и трогательные истории о Ёжике и его друзьях, об их дружбе и желании прийти друг другу на помощь. Оригинальные решения главных героев и добрый юмор автора делают понятной эту книгу малышам и интересной для ребят постарше.
  20. Астрид Линдгрен «Веселая кукушка» (Лабиринт ). Гуннар и Гунилла болели уже целый месяц и папа купил им часы с кукушкой, чтобы дети всегда знали который час. Но кукушка оказалась не деревянная, а живая. Она веселила деток и помогла с подарками к Рождеству для мамы и папы.
  21. Валько «Новогодний переполох» (Лабиринт ). В заячьей долине наступила зима. Все готовятся к Новому году и мастерят друг другу подарки, но вот случился снежный обвал и домик зайца Якоба оказался полностью разрушенным. Звери помогли построить ему новый домик, спасли незнакомца и встретили Новый год в большой дружной компании.
  22. В.Сутеев «Ёлка» (сборнике зимних сказок в Лабиринте ). Ребята собрались праздновать Новый год, а ёлки нет. Решили тогда они письмо Деду Морозу написать и передать его со Снеговиком. Снеговика поджидали опасности по пути к Деду Морозу, но с помощью друзей он справился с задачей и на Новый год у ребят была праздничная ёлка.
  23. Э.Успенский «Зима в Простоквашино» (Лабиринт ). Дядя Федор с папой отправляются праздновать Новый год в Простоквашино. Сюжет немного отличается от одноименного м/ф, но в конце мама все также присоединяется к семье, приехав к ним на лыжах.
  24. Е.Ракитина «Приключения Новогодних игрушек» (Лабиринт ). Небольшие приключения, рассказанные от имени разных игрушек, которые происходили с ними за все время их жизни, большую часть которой они проводили на ёлке. Разные игрушки - разные характеры, желания, мечты и планы.
  25. А.Усачёв «Новый год в зоопарке» (Лабиринт ). Сказка о том, как жители зоопарка решили встречать Новый год. А рядом с зоопарком Дед Мороз в аварию попал и его кони разбежались кто-куда. Жители зоопарка помогли доставить подарки и встретили Новый год вместе с Дедушкой Морозом.
  26. А.Усачев «Чудеса в Дедморозовке» (Озон ). Сказочная повесть про Деда Мороза, Снегурочку и их помощников - снеговиков и снеговичек, которых вылепили из снега и оживили в начале зимы. Снеговики уже помогли Деду Морозу с доставкой подарков к Новому году и устроили праздник у себя в деревне. А теперь продолжают учиться в школе, помогать Снегурочке в теплице и немножко безобразничать, из-за чего попадают в смешные ситуации.
  27. Леви Пинфолд «Чёрный пёс» (Лабиринт ). «У страха глаза велики», говорит народная мудрость. А эта сказка показывает какой смелой может быть маленькая девочка, и как юмор и игры могут помочь справиться даже с большим страхом.
  28. «Старый мороз и молодой морозец» . Народная литовская сказка о том, как легко можно замерзнуть на морозе, укутавшись в теплые одеяла, и, как нестрашен мороз во время активной работы с топором в руках.
  29. В.Горбачев «Как Хрюша зиму зимовал» (Лабиринт ). История про Хрюшку-хвастунишку, который по своей неопытности и доверчивости отправился с лисой на север и остался без провизии, попал в берлогу к медведю и еле унес ноги от волков.
  30. Бр. и С. Патерсон «Приключения в лисьем лесу» (Лабиринт ). В Лисьем лесу наступила зима и все готовились к Новому году. Ежонок, Бельчонок и Мышонок готовили подарки, но карманных денег было мало и они решили подзаработать. Новогодние песни и сбор хвороста не помогли им заработать денег, зато помощь карете, которая попала в аварию, подарила им знакомство с новым судьёй и впереди их ждал новогодний бал-маскарад.
  31. С.Маршак «12 месяцев» (Лабиринт ). Сказочная пьеса в которой добрая и трудолюбивая Падчерица получила в декабре от месяца Апреля целую корзину подснежников.

Материал подготовлен администрацией сайта

Совсем скоро завьюжит, заметет снегом зима, задуют холодные ветры и ударят морозы. Мы будем наблюдать из окошек домов проказы зимы, а в погожие дни устраивать зимние фотосессии, кататься на санках, лепить снежных баб и устраивать снежные бои. А вот длинные зимние вечера как будто предназначены для совместного чтения зимних сказок, наполненных приключениями, чудесами и волшебством. Мы подготовили список именно таких сказок, чтобы сделать чтение действительно интересным и захватывающим.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Список зимних сказок для детей

  1. В.Виткович, Г.Ягдфельд «Сказка среди бела дня» (Лабиринт ). Приключения мальчика Мити, который познакомился с необычной снежной девочкой Лёлей и теперь защищает её от злых Снежных баб и Старого года.
  2. М.Старосте «Зимняя сказка» (Лабиринт ). Испекла Снегурочка пряничного человечка — Хрустика. Но любознательный Хрустик не захотел лежать в корзине с другими подарками, вылез… и решил отправиться к ребятам под ёлку раньше времени. На этом пути его ждало множество опасных приключений, в которых он чуть было не пропал. Но Дед Мороз спас героя, а тот в свою очередь пообещал без спроса никуда не уходить.
  3. Н.Павлова «Зимние сказки» «Зимняя пирушка» (Лабиринт ). Заяц все лето подкармливал белочку с перебитой лапкой, а когда пришло время ответить добром на добро белке стало жалко своих припасов. Какие только она задания не выдумывала, чтобы отвадить зайца, но в конце концов совесть её замучила и они устроили настоящий зимний пир. Динамичный и понятный ребенку сюжет, иллюстрации Н.Чарушина станут хорошим поводом для обсуждения с малышом вопросов щедрости и взаимовыручки.
  4. П.Бажов «Серебряное копытце» (Лабиринт ). Добрый сказ о сиротке Даренке и Коковане, который рассказывал девочке о необычном козле с серебряным копытом. И однажды сказка стала былью, прибежал к балагану козел, бьёт копытцем, а из под него драгоценные камни сыплются.
  5. Ю.Яковлев «Умка» (Лабиринт ). Сказка о маленьком белом медвежонке, который открывает для себя огромный мир во всем его многообразии, о его маме — белой медведице и их приключениях.
  6. С.Нурдквист «Рождество в домике Петсона» (Лабиринт ). У Петсона и его котенка Финдуса были большие планы на это Рождество. Но Петсон подвернул ногу и не может даже сходить в магазин и за ёлкой. Но разве это препятствие, когда есть смекалка и дружелюбные соседи?
  7. Н.Носов «На горке» (Лабиринт ). Рассказ о хитром, но не очень дальновидном мальчике Котьке Чижове, который испортил горку, которую ребята строили целый день, посыпав её снегом.
  8. Одус Хилари «Снеговик и снежный пёс» (Лабиринт , Озон ). История о мальчике, который недавно потерял собаку. И, найдя «одежду» для снеговика, решил слепить обоих: и снеговика, и пса. Снежные скульптуры ожили и их ждала масса удивительных приключений вместе. Но пришла весна, снеговик растаял, а пёс… стал настоящим!
  9. Туве Янссон «Волшебная зима» (Лабиринт ). Однажды зимой проснулся Муми-тролль и понял, что спать ему больше не хочется, а значит настало настоящее время приключений. А их будет в этой книге хоть отбавляй, ведь это первый Муми-тролль, который не спал весь год.
  10. У.Масло «Рождество у крестной» (Лабиринт ). Добрые и волшебные сказки о приключениях Вики и её феи-крестной, которая творит чудеса для крестницы своими руками. Совсем как мы, увлеченные мамы:-)
  11. В.Зотов «Новогодняя история» (Лабиринт ). Накануне Нового года Дед Мороз навещает ребят, чтобы узнать, что они на самом деле хотят получить на праздник. И вот дедушка оказался в гостях у мальчика Вити, который был грубияном дома, тихоней в школе и при этом мечтал о настоящем автомобиле. А получил кинопроектор, который показывает поведение мальчика со стороны. Отличный педагогический ход!
  12. Петер Никл «Правдивая история о добром волке» (Лабиринт ). Сказка о волке, который решил изменить свою судьбу и перестать быть только пугающим и устрашающим всех зверем. Волк стал доктором, но прежняя слава никак не давала раскрыть свой талант в полной мере, пока звери не убедились в добрых намерениях волка. Многослойная, философская сказка. Думаю, что читатели разных возрастов найдут в ней что-то своё.
  13. (Лабиринт ). Народная сказка о хитрой лисе и недальновидном доверчивом волке, который пострадал больше всех, остался без хвоста, да так и не понял, кто виновница всех его бед.
  14. (Лабиринт ). Народная сказка о дружбе и взаимовыручке, в которой животные построили себе избу и вместе оборонялись от лесных хищников.
  15. (Лабиринт ). Народная сказка в которой дед потерял рукавичку и все звери, которым было холодно приходили в рукавичку погреться. Как и заведено в сказках, в рукавичку поместилось много животных. А как собака залаяла, звери разбежались, и дед поднял с земли обычную рукавичку.
  16. В.Одоевский «Мороз Иванович» (Лабиринт ). Приключения Рукодельницы, которая уронила ведро в колодец и обнаружила на его дне совершенно иной мир, в котором его хозяин — Мороз Иванович одаривает всех по справедливости. Рукодельнице — серебряные пятачки да брильянтик, а Ленивице — сосульку да ртуть.
  17. (Лабиринт ). Самобытная народная сказка о Емеле, который поймал и отпустил на волю волшебную щуку и теперь во всем царстве происходят странные и неожиданные вещи по его повелению.
  18. Свен Нурдквист «Рождественская каша» (Лабиринт ). Сказка шведского писателя о том, что люди позабыли традиции и решили больше не подносить отцу-гному кашу перед Рождеством. Это может вызвать гнев гномов и тогда людей ждет целый год неприятностей. Гномиха решается спасти положение, она хочет напомнить людям о себе и поднести кашу для гнома.
  19. С.Козлов «Зимние сказки» (Лабиринт ). Добрые и трогательные истории о Ёжике и его друзьях, об их дружбе и желании прийти друг другу на помощь. Оригинальные решения главных героев и добрый юмор автора делают понятной эту книгу малышам и интересной для ребят постарше.
  20. Астрид Линдгрен «Веселая кукушка» (Лабиринт ). Гуннар и Гунилла болели уже целый месяц и папа купил им часы с кукушкой, чтобы дети всегда знали который час. Но кукушка оказалась не деревянная, а живая. Она веселила деток и помогла с подарками к Рождеству для мамы и папы.
  21. Валько «Новогодний переполох» (Лабиринт ). В заячьей долине наступила зима. Все готовятся к Новому году и мастерят друг другу подарки, но вот случился снежный обвал и домик зайца Якоба оказался полностью разрушенным. Звери помогли построить ему новый домик, спасли незнакомца и встретили Новый год в большой дружной компании.
  22. В.Сутеев «Ёлка» (сборнике зимних сказок в Лабиринте ). Ребята собрались праздновать Новый год, а ёлки нет. Решили тогда они письмо Деду Морозу написать и передать его со Снеговиком. Снеговика поджидали опасности по пути к Деду Морозу, но с помощью друзей он справился с задачей и на Новый год у ребят была праздничная ёлка.
  23. Э.Успенский «Зима в Простоквашино» (Лабиринт ). Дядя Федор с папой отправляются праздновать Новый год в Простоквашино. Сюжет немного отличается от одноименного м/ф, но в конце мама все также присоединяется к семье, приехав к ним на лыжах.
  24. Е.Ракитина «Приключения Новогодних игрушек» (Лабиринт ). Небольшие приключения, рассказанные от имени разных игрушек, которые происходили с ними за все время их жизни, большую часть которой они проводили на ёлке. Разные игрушки — разные характеры, желания, мечты и планы.
  25. А.Усачёв «Новый год в зоопарке» (Лабиринт ). Сказка о том, как жители зоопарка решили встречать Новый год. А рядом с зоопарком Дед Мороз в аварию попал и его кони разбежались кто-куда. Жители зоопарка помогли доставить подарки и встретили Новый год вместе с Дедушкой Морозом.
  26. А.Усачев «Чудеса в Дедморозовке» (Озон ). Сказочная повесть про Деда Мороза, Снегурочку и их помощников — снеговиков и снеговичек, которых вылепили из снега и оживили в начале зимы. Снеговики уже помогли Деду Морозу с доставкой подарков к Новому году и устроили праздник у себя в деревне. А теперь продолжают учиться в школе, помогать Снегурочке в теплице и немножко безобразничать, из-за чего попадают в смешные ситуации.
  27. Леви Пинфолд «Чёрный пёс» (Лабиринт ). «У страха глаза велики», говорит народная мудрость. А эта сказка показывает какой смелой может быть маленькая девочка, и как юмор и игры могут помочь справиться даже с большим страхом.
  28. «Старый мороз и молодой морозец» . Народная литовская сказка о том, как легко можно замерзнуть на морозе, укутавшись в теплые одеяла, и, как нестрашен мороз во время активной работы с топором в руках.
  29. В.Горбачев «Как Хрюша зиму зимовал» (Лабиринт ). История про Хрюшку-хвастунишку, который по своей неопытности и доверчивости отправился с лисой на север и остался без провизии, попал в берлогу к медведю и еле унес ноги от волков.
  30. Бр. и С. Патерсон «Приключения в лисьем лесу» (Лабиринт ). В Лисьем лесу наступила зима и все готовились к Новому году. Ежонок, Бельчонок и Мышонок готовили подарки, но карманных денег было мало и они решили подзаработать. Новогодние песни и сбор хвороста не помогли им заработать денег, зато помощь карете, которая попала в аварию, подарила им знакомство с новым судьёй и впереди их ждал новогодний бал-маскарад.
  31. С.Маршак «12 месяцев» (Лабиринт ). Сказочная пьеса в которой добрая и трудолюбивая Падчерица получила в декабре от месяца Апреля целую корзину подснежников.

Скажем вам по секрету, что мы решили не просто читать сказки, а читать и играть по их сюжетам в ожидании Нового 2018 года. Нас ждут приключения, квесты, игры и творческие задания. Если вы хотите такого же сказочного адвента длиною весь декабрь, то приглашаем вас на Новогодний квест «Пёс спасает Новый год».


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ

МИЛЛИОНЫ МИЛЛИОНОВ И ОДНА СНЕЖИНКА

Эту сказку о снежинках и белых лилиях рассказал мне ветер. Он знаком со всеми снежинками на свете, а с белыми лилиями познакомился только нынче летом.
Но сказка ветра не о лете, а о зиме, когда от белых лилий остаются одни чешуйчатые луковицы и лежат они в земле, прикрытой сухими листьями.
Листья расстелила голубоглазая девушка. Она ухаживала за лилиями всё лето, а когда земля стала замерзать, девушка забеспокоилась - оживут ли лилии весною? Она каждое утро приходила к большой круглой клумбе и с тревогой поглядывала то на землю; то на небо.
А на небе не было ни облачка.
Но вот однажды утром появилась огромная тёмная туча.
И жили в этой туче сестрёнки-снежинки - маленькие, нарядные. Все красавицу. Но одна краше всех: посередине у неё лепёшечка с шестью уголками, а от уголков - лучи. И каждый луч вырезан так, что похож на весёлую ёлочку с поднятыми к небу ветками. И такое всё это прозрачное, так блестит! Чудо как хороша была эта снежинка, и сёстры прозвали её Хорошинкой.
- Иди к нам, Хорошинка, - дай тобой полюбоваться, - звали её снежинки то с одного края тучи, то с другого.
Хорошинке бы просто радоваться, что на неё так приятно смотреть, а она загордилась. Позовут её сестрёнки играть, а Хорошинка отвечает:
- Только, чур, водить буду я!
Сестрёнки-снежинки всегда соглашались. Да и на самом то-деле, не всё ли равно, кому водить первым?
Но чем дальше, тем больше капризничала Хорошинка. Видит, что сестрёнки затевают игру, нарочно отбежит в сторону и кружится там одна, пока за ней не прибегут и не начнут упрашивать:
- Иди же, сестрица, к нам! Без тебя игра - не игра!
Хорошинка еле даст себя уговорить. А однажды сёстрам так и не удалось её уломать. Раскапризничалась, надулась, а сама думает: «Пусть, пусть игра расстроится».
А игра-то и не расстроилась. Уговаривали Хорошинку сёстры, уговаривали, но вдруг одна из них - озорница с обломанным лучом - крикнула:
- Ну и пусть! Не хочет - не надо! И без неё не соскучимся! Давайте-ка, сестрички, считаться, кому водить!
Тут все снежинки закричали:
- Считаться! Считаться!
И упорхнули.
Хорошинка осталась одна. Вот так история! А издали доносятся весёлые голоса:
- Ветер, и холод, и снег, и вода, -
Ветер, и холод, и лёд.
Вышла, вышла, тебе водить!
До чего же обидно было Хорошинке! Да ещё плакать-то нельзя: заплачешь - растаешь.

Весело жили сестрёнки в своей родной туче. Но пришло время её покидать: спускаться на землю. Снежинки не испугались. Они много слышали о земле от ветра, и им захотелось увидеть её своими глазами.
- Подумайте, сестрицы, - земля нисколечко не прозрачна!
- Подумайте, земля так прочно стоит на своём месте, что даже ветер не может её столкнуть! - говорили снежинки.
- На земле живут люди, - сказала Хорошинка. - Помните, ветер..рассказывал нам про голубоглазую девушку и про белые лилии, которые она так любит. Нас эта девушка полюбила бы ещё больше: мы красивее всяких цветов. Особенно я.
- Люди любят не только красивое, но и полезное, - сказал ветер, услышав слова Хорошинки. - Они будут очень рады вам, снежинки.
- А разве от нас может быть
- Большая польза, - ответил ветер, - потому что вас миллионы миллионов. Только помните одно - держаться, всем вместе!
- Слышите, сестрицы! - закричала снежинка с обломанным лучом, - держаться всем вместе, и от нас будет большая польза. Вот хорошо-то! А я думала, мы никому не нужны. Ну давайте сыграем в последний раз в пятнашки. Считаться! Считаться!
Ветер, и холод, и снег, и вода,
Ветер, и холод, и лёд.

И это действительно была последняя игра снежинок. После весёлых пятнашек снежинки, кружась, стали тихо спускаться на землю. Снежинка с обломанным лучом, подлетая к земле, увидела большую круглую клумбу, покрытую сухими листьями, и крикнула:
- Сестрицы, давайте ляжем на эту подушку.
И все снежинки, которые услышали её голосок, дружно опустились на клумбу. Остальные падали рядом: на дорожки, на кусты, на лужайки, на огород. И вскоре вся земля побелела,
А в воздухе ещё долго кружилась одна бесприютная снежинка. Это была красавица Хорошинка. Она ждала людей. И дождалась: к клумбе подошла голубоглазая девушка. Хорошинка подлетела к ней и опустилась на её пушистый воротник.
«Какое удачное место я выбрала! - подумала Хорошинка. - Теперь и люди узнают, какая я красавица. Как обрадуется девушка, когда опустит глаза и увидит меня!»
Но девушка посмотрела на клумбу, улыбнулась и сказала:
- Как хорошо, что выпал снег! Теперь я спокойна.
А когда она говорила эти слова, на её воротник пахнуло теплом. Тёплый ветерок коснулся Хорошинки - и она растаяла.
Хорошинки не стало.
Но остались миллионы миллионов снежинок на земле.
- Спасибо, снежинки, - сказали им из земли луковицы белых лилий. - Вы нас согрели, и мы вам расскажем сказки о тех, кто живёт в земле.
А когда на небе появилось солнце, оно послало свои лучи на землю.
- Спасибо, снежинки, - сказали солнечные лучи. - Мы не можем согреть землю зимою, вы это сделали за нас, а мы расскажем вам сказки о том, что видели по пути от солнца к земле.
- Сестрицы, - крикнула снежинка с обломанным лучом, - слышите, как все нас благодарят?! Оказывается, все нас любят! И подумайте, сестрицы, как много на свете сказок!

ЗИМНЯЯ ПИРУШКА

Заяц всё лето кормил хромую белку: озорной мальчишка перебил ей лапку. А когда белка поправилась, она простилась с зайцем и сказала:
- Спасибо тебе, зайчик, спасибо! Смотри; никаких запасов на зиму себе не делай. Летом ты меня кормил, а зимой я тебя прокормлю.
Заяц обрадовался: ведь он и не умел делать запасов на зиму.
Но с тех пор заяц белку не видел.
голодал. Тогда он вспоминал белку: «Стоит мне её найти, позабуду о голоде» - и ему становилось веселей.
И вот, наконец, заяц натолкнулся на белку. Она сидела на сучке у своего дупла.
- Здравствуй, белочка! - крикнул заяц. - Как я тебе рад! Очень соскучился!
- Ия тоже! Но тебя не узнать: ты так похудел!
- Ещё бы! Два дня не ел!
- Ну, потерпи ещё немножко, сейчас поставлю самоварчик, приготовлю угощенье.
Тут белка оглянулась на свои запасы, и вдруг ёй стало, их жалко. Так жалко, что она решила схитрить и сказала:
- Вот беда! Ведь нечем самовар согреть. Принёс бы ты мне, зайчик, берёзовых веточек. Я бы нажгла угольков.
А белка вынула мешки под орехи и приготовила заплатки. Думает: «Когда-то заяц ещё найдёт берёзку. А я тем временем уложу свои запасы и перетащу в другое место.
Но не успела белка вдеть нитку в иголку, а заяц тут как тут.
- На, получай берёзовые веточки, хлопотунья!
- Быстро же ты обернулся!
- Да ведь берёзу-то нетрудно найти: с опушки видно, как березнячок белеется.
- Самоварчик-то я поставлю, а как на стол накрою?
Ведь стола-то у меня нет. Принёс бы ты мне дубовых брёвнышек, напилила бы я досочек, сделала бы дубовый стол.
- Принесу, принесу, хлопотунья, - сказал заяц и помчался.
А белка думает: «Ну, уж дуб ты не скоро отыщешь. Трудно ведь узнать дерево без листьев. Берёза не в счёт - она белая».
Но не успела белка мешок починить, а заяц тут как тут.
- На, получай дубовые брёвнышки, хлопотунья!
- Быстро же ты обернулся!
- Да ведь дуб-то нетрудно найти: большущий, толстый да корявый, а на ветках тут и там - засохшие листья.
«Это верно», - подумала белка. И давай хитрить дальше:
- Стол-то я сделаю, а помыть, потереть его нечем. Принёс бы ты мне липовой мочалки.
- Принесу, принесу, хлопотунья, - сказал заяц и помчался.
А белка думает: «Ну, уж липу ты зимой не скоро отыщешь».
Но не успела она ссыпать орехи в мешок, а заяц тут как тут.
- На, получай липовое лыко, хлопотунья!
- Быстро же ты обернулся!
- Да ведь липу-то нетрудно найти: у неё каждая ветка посередине прогнулась, будто на ней медвежонок сидел.
«Это верно», - подумала белка. Видит, что заяц уже устал. Нелегко ведь бегать на пустой желудок. Жалко ей стало зайца, но своих запасов ещё жальче. И белка давай хитрить дальше:
- Пировать-то мы с тобой попируем, но какой это пир без музыки? Принёс бы ты мне кленовых брёвнышек. Сделала бы я балалаечку.
- Принесу, принесу, хлопотунья, - сказал заяц и помчался.
Но не успела она мешок с орехами перевязать, а заяц тут как тут.
- Быстро же ты обернулся!
- Да ведь клён-то нетрудно найти: у него все прутики сидят парами, вот как человек стоит, руки кверху поднял; тело - это ветка, руки - прутики. Только и загоняла же ты меня, хлопотунья! Ну да ничего, для такого праздника стыдно не постараться. Да и лапы у меня большие, крепкие - не чета твоим.
Тут белка вспомнила, как заяц за ней ухаживал, как всё лето кормил. И белке стало стыдно, так стыдно, что она даже покраснела.
- Посиди немножко, зайчик, - сказала белка, - я сейчас всё приготовлю. - И она быстро нажгла из берёзы углей, разожгла самовар, сделала дубовый стол, вымыла, протёрла его липовой мочалкой и наставила на него всякой всячины. Всего, всего наставила, как для большого пира.
Долго они пировали, а когда подкрепились, белка наладила кленовую балалайку и заиграла. Тут пошло у них веселье. То белка играет, а заяц пляшет, то заяц играет - белка пляшет.
Такое пошло веселье, что даже деревья жалели, что у них нет ног, чтобы поплясать.

СЁСТРЫ ШИШКИ

Выросли как-то на еловой ветке три шишки. Да такие длинные, такие чешуйчатые - всем на удивление.
Первую в лесу прозвали Длиннушенькой, вторую, что была ещё длиннее, - Длиннушей, а самую длинную - Длинным-Длиннушей.
Длиннушенька пряталась в тени ветвей, а её сёстры висели на самом виду у всех и хвастались:
- А нас-то все видят, а нами-то все любуются: и звери, и птицы, и даже звёзды! Ни на земле, ни на небе нет больше таких длинных шишек.
А Длиннушеньку сёстры поддразнивали:
- А мы-то длиннее, а мы-то виднее!
- Ну и пусть! - спокойно отвечала Длиннушенька. - Мне и дела нет, любуется мною кто-нибудь или нет.
Вот как! Сёстры только об этом и думают, а ей и дела нет!
- Я о другом думаю: о наших малютках, о семенах. Как бы получше сберечь их до весны. Ведь из каждого семечка может вырасти ёлочка. Сохраню я все свои семечки, будет целый еловый лесок.
- Лесок? Дурочка, да ведь тебя тогда и на свете не будет.
- Ну так что же? А лесок будет. Я хочу, чтобы он вырос вон там, где всегда светло. Ветер называет это место полянкой.

Наступила зима, и пухлый снег прикрыл еловые ветки. Однажды ветер стряхнул комок снега прямо на Длиннушеньку.
- Что же ты, дружок, наделал! - упрекнула она его. - Всю меня залепил снегом!
- Погоди, ещё будешь мне благодарна, - ответил ветер и улетел.
- Мне теперь, сестрёнки, даже вас не видно, - пожаловалась Длиннушенька.
- Подумаешь, что за беда! - ответила Длинным-Длин-нуша, - да и тебе ведь всё равно, любуются тобою или нет. Ну, и сиди под снегом!
- А я даже рада, что ты теперь не в счёт, - сказала Длиннуша. - Остались только мы: две самые длинные, самые чешуйчатые шишки.
- Смотри, какой красивый зверёк! - вдруг крикнула Длинным-Длиннуша и подтолкнула сестру. - Да вон там, на той ёлке. Видишь, как он глядит? Наверно, восхищается нами! Эй, зверёк, иди-ка сюда!
Длиннуша не успела и взглянуть на соседнюю ёлку, как зверёк, это была белка, - прыг! - и очутился рядом. Белка потянулась к Длинным-Длиннуше, как будто собиралась её поцеловать. А сама откусила её от ветки! Потом взяла в передние лапы и давай отгрызать чешуи, выбирать семена.
- Как ты смеешь портить моё платье! - закричала Длинным-Длиннуша.
А белка будто и не слышит. Отгрызла все чешуи, съела семена, сбросила остатки в снег, - прыг! - на верхний сучок. Только её и видели!

Длиннушенька очень жалела сестру. А Длиннуша хоть бы что: сначала перепугалась, а потом успокоилась и говорит:
- Жаль, что мне теперь не с кем поговорить, но зато я теперь самая длинная, самая чешуйчатая шишка во всём лесу.
Об этом она твердила всем и очень любила приманивать птиц, чтобы покрасоваться перед ними.
Бойкие синички стайками опускались на ёлку и щебетали:
- Зюити, зюити, смотрите, смотрите, как она длинна!
Но вот однажды Длиннуша заманила к себе незнакомую ярко-красную птицу - клеста.
- Пригласила, так угощай гостя, - сразу же сказал клёст.
И только тут Длиннуша заметила, какой у гостя необыкновенный клюв: нижняя половина загнута крючком вверх, верхняя - вниз. Это испугало Длиннушу, и она сказала клесту:
- Улетай-ка подобру-поздорову, откуда прилетел. Нечем мне тебя угощать.
- Не хочешь, - угощусь сам.
Тут клёст протянул к ней когтистую лапу и давай разворачивать клювом чешуи. А клюв-то его как будто для этого и сделан.
Так и погибла Длиннуша.
И осталась на еловой ветке одна Длиннушенька. Скучно, было бы ей, тоскливо, если бы не друг - ветер. Ветер её утешал:
- Не грусти, Длиннушенька, думай о весне. Вот потеплеет, распахнёшь ты свои одежды, и оттуда полетят семена. А я их подхвачу и отнесу на полянку - прорастайте, поднимайтесь над землёю ёлочками.
- Спасибо тебе, ветер! Я так хочу, чтобы там, на светлой полянке, вырос мой лесок. Скажи, а ты будешь туда прилетать?
- Ну, конечно, буду. И обязательно расскажу твоим ёлочкам историю трёх сестёр - трёх самых длинных шишек во всём лесу.

_____________________

Распознавание и форматирование - БК-МТГК, 2017 г.

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»

Реферат по дисциплине: «Отечественная и мировая детская литература»

«Методика работы над литературными произведениями:

Н. М. Павловой “Зимняя пирушка”в детском саду и африканской сказкой "Похождение дикого кота Симбы" в начальной школе»

Работу выполнила:

___________________________

Кто будет главным героем сказки?

Как вы думаете, где он живёт?

Что значит слово: похождения? Замените синонимом.

А почему у кота такая интересная кличка: Симба?

И путешествовать мы отправляемся в Африку.

Что вы знаете об Африке?

Показ из атласа животного мира Африки.

Какие животные могут стать персонажами сказки?

б) Рассматривание иллюстрации.

Каким на иллюстрации показан кот?

Чем он занят?

5. Работа с текстом во время чтения.

а) Чтение сказки самостоятельно про себя.

Похож ли кот Симба из африканской сказки на русского котика серого лобика Ваську?

б) Чтение вслух по абзацам с комментариями

1-й абзац.

Что умеет царь котов?

2-й абзац.

Почему голуби добровольно шли на съедение коту?

Что можно сказать о голубях?

А о коте Симбе?

3-й абзац.

Почему сова решила помочь голубям?

Почему слово Сова написано с большой буквы?

4-й и5-й абзацы.

Как Сова решила “проверить” хвастовство Симбы?

6-й и 7-й абзацы.

Что значит “останется от него только мокрое место”?

Что спасло Симбу?

Наказан ли Симба за хвастовство?

Дети читают цепочкой, сами задают вопросы по прочитанному.

в)Чтение до конца.

Как понимаете слова “выбились из сил”?

Как подшутил над Гиппопотамом и Слоном кот Симба?

6. Итог урока.

В чём заключена идея сказки?

Она “спрятана между строк” или высказана прямо?

Чтение слов, записанных на доске:

“Ум стоит гораздо больше силы”.

“Не тот сильный, в ком больше мяса”.

Могли ли похожие события произойти в реальной жизни?

Для чего же африканцы придумали такую сказку?

Чему учит эта сказка?

8. Выставление отметок.


Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять

“Сказка - ложь, да в ней намёк…”

Бытовые, волшебные, анималистические.

Русскому народу.

Он герой сказки.

Сообразительность, хитрость, находчивость, ловкость, кот был душой компании.

Важна не столько сила и физическая мощь, сколько сила умственная.

Самообладание в минуту опасности, находчивость и остроумие, хитрость и смелость.

Когда есть угроза жизни.

Все народы во все времена ценили умных, мудрых людей.

Ум, находчивость, метко сказанное слово, житейская мудрость часто спасали людей в трудные минуты.

Кот, но не домашний, а дикий.

Приключения.

Это африканская сказка.

Лицо у кота доброе, глаза - хитрые.

Хоть у кота доброе лицо, но хитрые глаза и острые коготки готовы сослужить ему службу.

Чтобы голуби ему поверили.

Поверили ему, хотели спасти остальных

Они были с ней дружны, Сова сочувствовала

Здесь является именем собственным.

Разобьётся, погибнет.

И да, и нет. Голуби ему больше не поверят, но он спасся и наелся мёда.

Кого пригласил бороться Симба?

Как понимаете слово "Гиппопотам"?

Почему слова "Гиппопотам" и "Слон" написаны с большой буквы?

Что хотел доказать царь котов вожаку слонов? (Не тот самый сильный, в ком больше мяса.)

Поверили Гиппопотам и Слон коту, что он может их побороть? (Нет, они посчитали кота хвастливым.)

Очень устали.

Высказана в последнем предложении.

“Не сердитесь, друзья,- сказал им Симба,- я только хотел доказать вам, что ум стоит гораздо больше силы”.

Конечно же, нет.

Все животные в сказках говорят и ведут себя, как люди. Что бы придумать такие сказки, нужны ум и наблюдательность: ведь люди в них должны узнавать себя.

Учит выходить из трудных ситуаций с помощью находчивости, остроумия, самообладания.


^ Шанская Надежда Ивановна

Место работы: Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Зеленодольск, Республика Татарстан
Должность: учитель начальных классов

Источники:


  1. Живые страницы. Книга для чтения в школе и дома. 1 класс /
    Сост. В. В. Занков, Ю. Н. Оленичева. - М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство Оникс, 2008. - 160 с.: ил.

  2. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (старшая группа). Учебное пособие – М., Педагогическое общество России, 2007. – 176 с. (С.81-82)

  3. http://www.ivalex.vistcom.ru/metod24-8.htm

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»

Реферат по дисциплине: «Отечественная и мировая детская литература»

«Методика работы над литературными произведениями:

Н. М. Павловой “Зимняя пирушка”в детском саду и африканской сказкой "Похождение дикого кота Симбы" в начальной школе»

Работу выполнила:

___________________________

студентка 4 курса 41 группы

педагогического факультета

Витебск, 2009

Методика работы со сказкой

Конспект занятия для старшей группы тема:

Н. М. Павлова «Зимняя пирушка»

Источники:

Методика работы со сказкой

Отбор литературного материала.

В работе используются сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина, П. Ершова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Г.-Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др.

Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки - кульминации - катарсиса.

Направления в работе

Названные выше функциональные особенности сказки определяют ведущие направления в работе со сказкой:

Познавательное развитие

Социальное развитие

Физическое развитие

Развитие творческого воображения

Формы организации

игровые занятия;

комплексные занятия;

самостоятельная игровая деятельность детей;

самостоятельная продуктивная деятельность детей;

экскурсии;

встречи с интересными людьми;

праздники.

Методы и приемы

В качестве основных методов и приемов используются:

элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами;

моделирование сказочных сюжетов;

творческие задания;

пластические игры и упражнения;

элементы драматизации.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.

Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой.

Вся работа проходит в форме игры , но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "от простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.

Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции «глаза - в – глаза».

Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.

Моделирование сказок

Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

Можно использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры.

Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.
Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.).


пиктографические изображения

Ребенок (сначала вместе с взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их.


Выразительные движения

Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П.И. Чайковского.

Например, изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с саблями" А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.

Проблемные ситуации

(от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса :

Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен "Снежная Королева?).

Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский "Крокодил Гена").

Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц". Русская народная сказка).

Творческие задания

Могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка":

Рассказать знакомую сказку по кругу.

Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).

Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).

Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).

Разыгрывание придуманных сказок.

Могут быть и другие творческие задания

Сказки, но по-новому

Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами

Колобок добрый волк

Лиса хитрая колобок

Сказки о бытовых предметах

Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

Реальное начало сказочное продолжение

Узнай сказку по песенке героев

Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")

Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога")

Козлятушки, ребятушки!

Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")

Продолжи сказку

Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

От точек - к сказке

Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.

Нарисуй сказку

Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).

Игровые задания

При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей

Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.

Умение согласовывать свои действия с действиями другого.

"Варим кашу" . Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

"продукты" по порядку входят в круг - "горшочек".

Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: "пых"). Огонь прибавляют (начинаю говорить "пых" в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).

Кашу помешивают (все идут по кругу)

Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).

Раз, два, три,

Горшочек, не вари!

Дидактические игры:

"Составить портрет героя сказки" (Художественное, эмоциональное развитие)

"Треугольник и квадрат" (математическое развитие)

"Хорошо плохо" (оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков "Три поросенка").

"Добрые - злые" (развитие эмоций, изобразительных навыков) - См. эти игры в приложении (Т.Т.)

Цели:

Познакомить детей с новой сказкой. Учить оценивать поступки героев.

Закреплять умения детей полно отвечать на вопросы, по содержанию текстаа.

Обогащение словаря новыми словами: хлопотунья, запасливая, хитрая, жадная, заботливая, добрый.

Воспитывать у детей желание быть добрыми, заботливыми, помогать всем.

Индивидуальная работа.

Предварительная работа: беседа с детьми о том, как готовятся звери к зиме, чтение об этом рассказов, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок. Подготовить необходимый инвентарь для рисования.

Ход занятия:

Воспитатель. Дети, скажите, кто живет в лесу?

Дети. Зайцы, лисы, белки и др.

Воспитатель. Расскажите, как каждый из них готовиться к зиме. (Дети рассказывают, а воспитатель дополняет рассказы детей и поощряет их). Послушайте сказку про зверей, как они живут в лесу зимой. Называется она «Зимняя пирушка», написала её Н. Павлова . (Читает).

Понравилась сказка? – Понравилась.

Как она называется? – «Зимняя пирушка».

Как вы понимаете слово «пирушка»? – Пировать – много есть. (Если дети не могут объяснить, то воспитатель сама объясняет значение слова).

Расскажите, как белка готовилась к зиме? А заяц? Дети рассказывают.

Какой случай произошел летом?

Выполнила белка своё обещание? – Нет.

Почему? – Она пожадничала, хотя и была запасливая. У неё всего было много. Хитрая была белка.

Какой был зайчик? Что про него можно рассказать? Рассказ ребенка по тексту.

Чем эта вся история закончилась? – Они помирились. Белке стало стыдно за свою жадность. Они сначала пировали, а потом веселились, белка играла на балалайке. Она стала доброй и веселой.

Воспитатель. Давайте и мы поиграем. В лесу живет лиса. В какую игру можно поиграть? Хитрая лиса! Дети повторяют игру два раза.

Садитесь. Продолжим играть, но в другую игру. Она называется: «Кто больше знает и расскажет». Задание: описать зверя, который живет в лесу. Описывать надо так: назвать его, описать, какой он, что делает зимой. Послушайте, я расскажу про медведя. Он огромный, бурый, косолапый, ловкий, потому что лазит по деревьям и бегает быстро, любит ягоды, рыбку и мед. Но зимой такой еды нету. Вот он и ложиться спать в берлогу до весны. А теперь вы рассказывайте. Заслушаем 3-4 рассказа. Оцениваем.

Воспитатель. Молодцы! Хорошо рассказывали. А сейчас мы вспомним загадки про зверей, где они описаны так, что мы их сейчас сразу узнаем и отгадаем загадку.

Не мышь, не птица в лесу резвится.

На деревьях живет и орешки грызёт .

(Белка)

Дети продолжают загадывать загадки про зверей друг другу.

Н. М. Павлова «Зимняя пирушка»

Зимняя пирушка

Заяц всё лето кормил хромую белку: озорной мальчишка перебил ей лапку. А когда белка поправилась, она простилась с зайцем и сказала:

Спасибо тебе, зайчик, спасибо! Смотри, никаких запасов на зиму не делай. Летом ты меня кормил, зимой я тебя прокормлю.

Но с того дня заяц белку не видел. Последняя травка скрылась под снегом. И остались зайцу, чтобы поглодать, только голые веточки да кора. В непогоду он часто голодал. Тогда он вспоминал белку, и ему становилось веселее: «Стоит мне только её найти, а тогда заживём!»

И вот наконец заяц наткнулся на белку. Она сидела на сучке у своего дупла.

Здравствуй,- крикнул заяц,- какое счастье, что я тебя нашёл! Ведь как раз сегодня я с утра ничего не ел.

Ладно, ладно, поставлю для друга самовар,- сказала белка.- Вот только принёс бы ты мне берёзовых веток, я бы из них угольков нажгла.

А белка-то хитрила. Ей стало жаль своих запасов. И она нарочно отослала зайца. «Когда-то он ещё найдёт берёзку,- думала белка.- А я тем временем потихоньку перетащу все свои запасы в другое дупло и сделаю вид, будто меня куница съела». Но не успела белка вдеть в иголку нитку, чтобы починить мешок, а заяц тут как тут.

На, получай берёзовые ветки, хлопотунья!

Быстро же ты обернулся,-- сказала белка.

Да ведь берёзку-то нетрудно найти,- сказал заяц,- с опушки видно, как березнячок белеется.

Угольки-то у меня будут, а разжечь-то мне их нечем. Принёс бы ты мне осиновых веток, а я бы из них спички сделала.

Принесу, принесу, хлопотунья,- сказал заяц и умчался.

А белка думает: «Ну, осину-то ты зимой не скоро отыщешь: ведь без листьев все деревья друг на друга похожи, одна берёзка белая ото всех отличается».

Но не успела белка первую заплату на мешок положить, а заяц уж тут как тут.

На, получай осиновые ветки, хлопотунья.

Да ведь осину-то нетрудно найти,- сказал заяц,- осинничек как частокол стоит. Осинки тоненькие, пряменькие, серо-зелёные, а кора у них горькая.

«Это верно»,- подумала белка. И давай хитрить дальше:

Самоварчик-то я поставлю, а как я на стол накрою? Ведь стола-то у меня нету. Принёс бы ты мне дубовых брёвнышек, напилила бы я досочки, сделала бы дубовый стол.

Принесу, принесу, хлопотунья,- сказал заяц и помчался.

А белка думает: «Ну, дуб-то ты зимой не скоро отыщешь».

Но не успела белка десяти орешков в мешок сложить, а заяц уж тут как тут.

На, получай дубовые брёвнышки, хлопотунья.

Быстро же ты обернулся,- сказала белка.

Да ведь дуб-то нетрудно найти,- сказал заяц,- большой, толстый да корявый, а на веточках зимой, как флаги, висят засохшие листья.

«Это верно»,- подумала белка. И давай хитрить дальше:

Стол-то я сделаю, а пошоркать его нечем. Принёс бы ты мне липовой мочалки.

Принесу, принесу, хлопотунья,- сказал заяц и помчался.

А белка думает: «Ну, липу-то ты зимой не скоро отыщешь!»

Но не успела белка мешок с орехами перевязать, а заяц тут как тут.

На, получай липовую мочалку, хлопотунья.

Быстро же ты обернулся.

Да ведь липу-то нетрудно найти,- сказал заяц,- у неё каждая ветка посередине прогнулась, будто на ней в этом месте сидел верхом медвежонок.

«Это верно»,- подумала белка. И давай хитрить дальше:

Пировать-то мы с тобой попируем, но какой же это пир без музыки? Принёс бы ты мне кленовых брёвнышек. Сделала бы я из них балалаечку.

Принесу, принесу, хлопотунья,- сказал заяц и помчался.

А белка думает: «Ну, клён-то ты зимой уж не скоро отыщешь!»

Но не успела первый мешок с орехами взвалить на плечи, а заяц тут как тут.

На, получай кленовые брёвнышки, хлопотунья.

Быстро же ты обернулся,- сказала белка.

Да ведь клён-то нетрудно найти,- сказал заяц,- у него все прутики сидят парами, вот как человек стоит, руки кверху поднял: тело - это ветка, руки - прутики. Только и загоняла же ты меня, хлопотунья! Ну да ничего, уж для такого праздника стыдно не постараться. Да и лапы у меня большие, крепкие, не чета твоим. Я, когда летом перевязывал тебе лапку, всё удивлялся, как такие лапочки

могут выдержать твои прыжки?

Тут белка вспомнила, как заяц за ней ухаживал, как всё лето её кормил, и белке стало стыдно. Ей стало так стыдно, что она вся покраснела и из серенькой стала опять рыжей.

Посиди немножко, зайчик,- сказала белка тихо и ласково.- Я всё сейчас приготовлю.

И она быстро сделала из осины спички, нажгла берёзовых углей, растопила самовар, сделала дубовый стол, отшоркала его липовой мочалкой и наставила на него всякой всячины. Всего-всего наставила, как для большого пира.

А когда они с зайцем немножко подкрепились, белка наладила кленовую балалаечку и заиграла. И тут у них с зайцем такое веселье пошло, что даже все ближние деревья в этот вечер жалели, что у них нет ног, чтобы потанцевать.

Африканская сказка "Похождение дикого кота Симбы" (урок чтения)

Цели урока:

Знакомство с африканской сказкой.

Формирование умения отвечать на вопросы, думать, сопереживать героям сказки.

Развитие антиципации (умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, группе ключевых слов).

Воспитание умения выходить из трудной ситуации с помощью самообладания, находчивости, остроумия.

1. Организационный момент.

Делаем зарядку, громко и выразительно говорим.


















2. Проверка домашнего задания.

а) Повторение видов сказок.

Как называется раздел, который мы читаем?

Как понимаете эти слова?

Чем отличается сказка от других произведений?

Какие виды сказок знаете?

К какому виду относится прочитанная сказка “Напуганные медведь и волки”?

б) Соотнесение найденных в сказке рифмованных выражений с нарисованными к ним иллюстрациями.

Какие рифмованные выражения запомнились?

Котишко-мурлышко, серый лобишко.

Кот-коток, серенький лобок.

Где плохо лежит - тут у него и брюхо болит.(Ругали кота-вора и разбойника).

Ко мне придёт зять, где будет сметаны взять? (Баба била кота, да приговаривала.)

По горам, по долам, по сыпучим пескам.

Ах ты, серый кот, бестолковый лоб!

Как вы думаете, почему больше всего разных обращений именно к коту?

Что помогало коту выходить из затруднительных ситуаций?

Какой мудрости учит сказка?

в) Сравнение с богатырской киргизской сказкой “Дышканбай и дэв”.

Вспомните, в какой сказке герой победил огромных великанов не силой, а умом, хитростью?

Что объединяет героев двух сказок: кота из русской сказки и Дышканбая из киргизской?

В какой момент особенно ценны эти качества?

Давайте сформулируем совет, который даёт сказка читателям.

Каких людей ценили во все времена?

Какие качества спасали людей в трудные минуты?

г)Физминутка под музыку.

3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы отправимся на другой континент и познакомимся с новой сказкой.

4. Работа с текстом сказки до чтения.

а)Чтение заглавия и ответы на вопросы.

Кто будет главным героем сказки?

Как вы думаете, где он живёт?

Что значит слово: похождения? Замените синонимом.

А почему у кота такая интересная кличка: Симба?

И путешествовать мы отправляемся в Африку.

Что вы знаете об Африке?

Показ из атласа животного мира Африки.

Какие животные могут стать персонажами сказки?

б) Рассматривание иллюстрации.

Каким на иллюстрации показан кот?

Чем он занят?

5. Работа с текстом во время чтения.

а) Чтение сказки самостоятельно про себя.

Похож ли кот Симба из африканской сказки на русского котика серого лобика Ваську?

б) Чтение вслух по абзацам с комментариями

Часть 1.

1-й абзац.

Почему кот Симба стал говорить ласковым голосом, а не стал кричать?

Что умеет царь котов?

2-й абзац.

Почему голуби добровольно шли на съедение коту?

Что можно сказать о голубях?

А о коте Симбе?

3-й абзац.

Почему сова решила помочь голубям?

Почему слово Сова написано с большой буквы?

4-й и5-й абзацы.

Как Сова решила “проверить” хвастовство Симбы?

6-й и 7-й абзацы.

Что значит “останется от него только мокрое место”?

Что спасло Симбу?

Наказан ли Симба за хвастовство?

Часть 2.

Дети читают цепочкой, сами задают вопросы по прочитанному.





в)Чтение до конца.

Как понимаете слова “выбились из сил”?

Как подшутил над Гиппопотамом и Слоном кот Симба?

6. Итог урока.

В чём заключена идея сказки?

Она “спрятана между строк” или высказана прямо?


Чтение слов, записанных на доске:

“Ум стоит гораздо больше силы”.

“Не тот сильный, в ком больше мяса”.

Могли ли похожие события произойти в реальной жизни?

Для чего же африканцы придумали такую сказку?


Чему учит эта сказка?

7. Домашнее задание.

8. Выставление отметок.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять




“Сказка - ложь, да в ней намёк…”



Бытовые, волшебные, анималистические.




Русскому народу.









Он герой сказки.

Сообразительность, хитрость, находчивость, ловкость, кот был душой компании.

Важна не столько сила и физическая мощь, сколько сила умственная.





Самообладание в минуту опасности, находчивость и остроумие, хитрость и смелость.

Когда есть угроза жизни.

Все народы во все времена ценили умных, мудрых людей.

Ум, находчивость, метко сказанное слово, житейская мудрость часто спасали людей в трудные минуты.







Кот, но не домашний, а дикий.

В лесу.

Приключения.

Это африканская сказка.





Лицо у кота доброе, глаза - хитрые.

Хоть у кота доброе лицо, но хитрые глаза и острые коготки готовы сослужить ему службу.








Чтобы голуби ему поверили.

Летать.

Поверили ему, хотели спасти остальных

Глупые.

Хитрый.

Они были с ней дружны, Сова сочувствовала

голубям.

Здесь является именем собственным.






Разобьётся, погибнет.

И да, и нет. Голуби ему больше не поверят, но он спасся и наелся мёда.



Кого пригласил бороться Симба?

Как понимаете слово "Гиппопотам"?

Почему слова "Гиппопотам" и "Слон" написаны с большой буквы?

Что хотел доказать царь котов вожаку слонов? (Не тот самый сильный, в ком больше мяса.)

Поверили Гиппопотам и Слон коту, что он может их побороть? (Нет, они посчитали кота хвастливым.)


Очень устали.




Высказана в последнем предложении.

“Не сердитесь, друзья,- сказал им Симба,- я только хотел доказать вам, что ум стоит гораздо больше силы”.




Конечно же, нет.