Пилот построил аэродром под омском. Чкалов - летчик и человек великой души Вы не пробовали обратиться на «Первый канал»

Подходя к дому в Большом Казенном переулке, я готовлюсь принять на себя шквал возмущения. Здесь живет младшая дочь легендарного советского летчика Ольга Валерьевна Чкалова. Она не в восторге от нового многосерийного фильма «Чкалов. Крылья», который недавно показал «Первый канал», и ждет меня, чтобы поговорить об этом.

А в пяти минутах езды отсюда, вниз по Садовому кольцу, находится бывшая квартира испытателя, куда он переехал за два года до своей гибели. Сейчас там проживает его старшая дочь Валерия Валерьевна. От телеверсии она также «в ужасе», хотела пригласить нас на разговор к себе, а заодно и показать сохранившийся кабинет отца, но заболела, и потому мы листаем их семейные фотографии вдвоем с Ольгой. Моя собеседница - интеллигентная и ироничная дама, никогда не смотревшая сериалы - пытается понять, почему один из них - под названием «Чкалов. Крылья» - неожиданно вышел якобы с ее одобрения.

Вот отец со своим другом Александром Анисимовым, - Ольга Валерьевна перелистывает следующую страницу и ловит мой взгляд. - Кстати, никакой Марго, жены Анисимова, не было (в сериале супруга летчика Анисимова – танцовщица, которая была влюблена в Чкалова – прим. ред.). А была Бронислава. Очень милая женщина. Мы ее звали тетя Броня.

Я смотрю на ее аккуратный макияж, на портрет жены Чкалова на стене, слушаю, как за стенкой поет гаммы ее внучка Даша и думаю о том, что создатели фильма никогда бы не стали консультироваться с ней. Ведь сериал делался для широкой публики. А публика, как известно, любит погорячее.

Валерий Чкалов и летчик Александр Анисимов. Фото из семейного архива

Ольга Валерьевна, с 1 по 8 октября «Первый канал» показал 8 серий нового фильма «Чкалов. Крылья». Как сказал в одном из интервью режиссер Игорь Зайцев, он постарался дать образ летчика не в документальном, а поэтическом прочтении, и изобразить национального героя. Получилось?

Нет! Отец там выглядит таким глуповатым, хамоватым, вечно пьющим человеком. Да и практически вся остальная компания. И не понятно, когда эти люди вообще работали и достигали чего-то. Сплошная разлюли-малина. А главное, там есть вещи, которые вообще не могли быть. Если вы помните, была такая сцена: мой дед, Павел Григорьевич приезжает навестить отца в Ленинград. И в первый же вечер отец, увлеченный этой Марго, уходит танцевать танго. Этого не могло быть в природе! Именно для того, чтобы мой дед признал его брак, рискуя карьерой, отец пошел в церковь, они с мамой обвенчаны! Вы понимаете, что такое в 37-м году пойти венчаться? Это сделано из уважения к деду, он был очень верующим человеком. Если они хотели показать отца с человеческой точки зрения, то показали человека отвратительного. Он же там еще и предатель! Пьяница, бабник и предатель.

А что касается семейных дел: мама никогда от него не уходила и не забирала детей. Она тоже показана какой-то недалекой, деревенской. В 35-м году отец еще не был допущен до Кремля, он только получил свой первый орден, его ни на какие приемы не приглашали. Все это началось уже после первого перелета. Поэтому та сцена, когда мама после родов, обессиленная, с придыханием и отвислой челюстью не может отказать Сталину в танце, – это невозможно!

В сериале у Чкалова очень неформальные отношения со Сталиным. Он говорит с ним на «ты», зовет «Иосиф» и хлопает по плечу. Это тоже «издержки художественности»?

Моя сестра Валерия Валерьевна смотрела много архивов по разным периодам в жизни отца. Все посещения Сталина фиксировались. Конечно, отец бывал на приемах и присутствовал на совещаниях. Но он же не безумец! Никаких панибратских отношений со Сталиным у него не было. Есть известный факт, что как-то в порыве чувств он попробовал с ним выпить на брудершафт. Отец выпил, а Сталин, по свидетельствам, только пригубил, и охрана очень заволновалась. Но похлопать по плечу и загнать под стол в бильярдной – это невозможно! То же самое с Орджоникидзе: посадить наркома в самолет и с помощью всяких фигур высшего пилотажа душу из него вытрясать – тоже невероятно! Отец мог доказывать свою правоту, аргументируя какими-то техническими возможностями самолета, но вот так… Художественность фильма не должна делать человека дурачком, а в этом фильме отец представлен каким-то недоумком.

- А что касается окружения Чкалова в сериале?

У меня такое впечатление, что это карикатурно показанные люди. Режиссер никому, кроме отца, не дал портретного сходства. Например, Михаил Михайлович Громов (советский летчик, установивший рекорд дальности полета при перелете в США – прим. ред.) . Он высокий, с прямой спиной, человек с аристократическим лицом. Красавец! Там же он старый низкорослый сморчок. Еще и бессловесный. С Поликарповым (Николай Поликарпов, советский авиаконструктор – прим. ред.) тоже никакого сходства. Туполев (Андрей Туполев, советский авиаконструктор – прим. ред.) в этой нелепой надвинутой шляпе! Они все запуганные. Если он хотел показать, что это страшное время, – да, оно страшное. Но это же не так должно быть показано, не с помощью карикатур на людей, которые несмотря ни на что продолжали творить! Никто не помнит, при каком Георге был открыт закон Ньютона. Мы же говорим о том, что сделали эти люди!

Ольга и Валерий Чкаловы с сыном Игорем. Фото из семейного архива

- С матерью есть портретное сходство?

(Ольга Валерьевна указывает мне на портрет Ольги Чкаловой) Нет! Ни портретного, ни внутреннего! А эти дурацкие косички! Она там тоже какая-то идиотичная, деревенская простушка. А вообще-то, мама - петербургская гимназистка и филолог по образованию.

В образе отца там хотя бы в самом актере присутствует некоторое обаяние. Отец сам был человеком очень обаятельным. Он мог говорить обо всем и всегда попадал в точку. Я тут купила книгу воспоминаний Рины Зеленой. Я совсем не ожидала, что прочту там что-то про отца. После концерта, в котором она участвовала, он пришел за кулисы раздавать автографы. И Рине Зеленой он написал так: «Красное? Нет, черное! А почему белое? Потому, что зеленое!» Загадка про черную смородину. Это был человек с живым умом! Когда они с мамой поженились, отец закончил четыре класса летной школы, а мама - институт. Конечно, она была более образована. Но потом она говорила, что отец ее догнал. Потому что он был как губка, все впитывал! Например, из США отец привез пластинки классической музыки. Там Шестая симфония Чайковского, Сибелиус, Брамс. Что поразительно – Рихард Штраус. У нас он тогда вообще не исполнялся!

- Один из самых ярких эпизодов – когда Чкалов признается в любви, пролетая на самолете под мостом.

С этим «Я тебя люблю» (в сериале Чкалов пишет признание на крыльях самолета – прим. ред.) - это, конечно, выдумка. Но это позволительно в художественном фильме. Пусть будет так. А вообще, на той квартире у нас есть обрезанный деревянный пропеллер - в его центр отец вделал мамину фотографию и подарил ей.

- Как вы относитесь к тому, что создатели фильма решили обойти вопрос гибели Чкалова?

Под конец у меня осталось впечатление, что основное внимание было уделено гулянкам и пляскам с цыганами. Идет такое разгульное безумство, потом показывают самолет, а дальше какая-то группа людей, сидящих в пустом пространстве на стульях. Оказывается, это маршал, его семья и еще какие-то люди. Потом ему сообщают, что «русские летят». А дальше уже идет сцена на вокзале и их с мамой безумные объятия в тамбуре… Ну я не знаю, может быть, денег не хватило?

Последняя фотография Валерия Чкалова. Фото из семейного архива

- Вы говорите, что не смотрите сериалы. Как же узнали про премьеру «Чкалова»?

В 2007 году этот Поярков (Алексей Поярков, сценарист сериала «Чкалов» - прим. ред. ) приносил моей сестре 12-серийный сценарий. Валерия прочла, если не ошибаюсь, семь серий, сделала замечания и отдала обратно. И после этого наступила тишина. А потом я прочла в газете, что снимается этот фильм. Мне удалось узнать, кто режиссер (режиссер «Чкалов. Крылья» Игорь Зайцев – прим. ред.), и я ему позвонила. Это было около полугода назад.

Он был со мной очень любезен, сказал, что ему нужно посоветоваться с продюсером, и обещал перезвонить завтра. Может, они решили, что мы хотим участвовать и что-то с этого иметь. У нас и в мыслях этого не было! Конечно, он не перезвонил. Тогда перезвонила я. Он сказал: «Да, да, да! Мы открыты для общения!» То есть меня не обхамили. Но, так сказать, изящно послали. А потом мы увидели фильм уже на экране. Он был предварен тем, что мы как родственники принимали живейшее участие в этом безобразии. Я, безусловно, буду консультироваться с юристами. Как авторы видят все это - это их творческие фантазии, но зачем нас к этому приплетать? Мы оказались причастны к тому, как полили помоями нашего отца, а из мамы - сделали идиотку!

- Вы не пробовали обратиться на «Первый канал»?

Я попросила у одной своей знакомой телефон Эрнста. Но она мне объяснила, что если он увидит, что звонят с незнакомого номера, то вообще не ответит. И я не стала рыть в этом направлении. Но вообще это тенденция, потому что я знаю, что был еще какой-то безумный фильм про Есенина (сериал «Есенин» также снял режиссер Игорь Зайцев - прим. ред.). Мне кажется, только люди, не обладающие большими дарованиями, могут оболгать тех, кто значительно выше их по своему таланту.

- Как отреагировали на фильм знакомые вашей семьи?

Позвонила одна моя близкая подруга, сказала: «Оля, твоя мама, мы же ее помним! Это же ужас!» А сестре позвонил какой-то генерал и сказал, что там один самолет не мог летать вверх колесами. Звонила внучка Белякова Анечка (Александр Беляков, советский летчик, участвовавший вместе с Чкаловым в перелете в США через Северный полюс – прим. ред. ). А вот подружка моей внучки сказала: «А мне фильм понравился! Он воспитывает патриотизм!» Но я лично не поняла, для чего и для кого он был сделан. Если для ребят 15-16 лет, которые ходят с банками пива, то они могут подумать: «О! Этот-то все время поддавал, а смотри, куда забрался! И у нас также будет!»

Ну не могут люди, которые с утра до ночи пьют, испытывать самолеты! Они физически не смогут это делать! Вообще, если присмотреться, самые положительные герои в фильме – это НКВДшники, которые все время разруливают какие-то ситуации. Может быть, это их дань основной профессии нашего президента, я не знаю.

Кадр из фильма «Чкалов. Крылья» на Первом канале.


сыгравшего огромную роль в его судьбе
Егор АРЕФЬЕВ - 10.11.2011
http://kp.ru/daily/25785.3/2767924/
Мы поймали Андрея в образе - в пилотном шлеме, в летной форме 30-х годов...

Расскажите о своем персонаже.

Это реальный человек, Александр Анисимов - друг Чкалова, тоже летчик. Мой Анисимов - романтик в квадрате. От таких представлений о жизни он и погиб. Между нами есть даже некоторое силуэтное сходство, но не буквальное, конечно. В то время авиация СССР была на подъеме, была масса авиаконструкторов, вся страна старалась «догнать и перегнать».

У вас все больше военных ролей...

Война - единственный объединяющий нашу страну факт. Я не знаю, о чем еще мы могли бы говорить вместе. Страна будет существовать, пока мы помним эту войну.

По первому образованию вы радиотехник космического машиностроения! Близки к небу!

Да, но тогда рушилась страна и космопром вместе с ней. А мы снимаем фильм про страну, в которой хотелось бы пожить. Конечно, 30-е годы ассоциируются с репрессиями, но нельзя забывать о техническом подъеме, которого мы достигли силами всего народа. Люди хотели быть счастливыми, поднять страну, свято верили в идею. Это даже некоторую зависть вызывает...

Анисимов погиб во время съемок, выполняя показательный полет?

Да, и наверняка где-то есть хроника, запись этого момента. Тогда проводились авиасалоны типа нынешнего МАКС. Причем наверняка снимали не для восхищения, а для понимания масштабов прогресса. Наш авиапром пугал их. Самолеты росли на глазах, летчики исполняли уникальные фигуры высшего пилотажа. Чкалов и Анисимов делали все, чтобы утереть им нос. Во время таких съемок мой герой и погиб.

Полетать-то удалось?

Конечно. Я пилотировал один из «Яков» того времени. За штурвалом рождается обостренное понимание ценности жизни. При этом первый полет - как наркотик. Хочется возвращаться и возвращаться в машину. И это не глупый адреналин, связанный с риском для жизни, ощущения подобны взгляду в зазеркалье - жизнь с другой стороны.

У вас с Евгением Дятловым, который сыграл Чкалова, отличные отношения. А можно сыграть дружбу, не имея теплых отношений с партнером?

Нельзя - вам это скажет любой актер. Изобразить это невозможно. Мы с Женей недавно очень долго обсуждали эту тему. От дружбы в жизни и рождается импровизация в кадре. Желание и возможность сделать чуть больше, чем написано в сценарии, и происходит от расположенности к партнеру.

«Крылья», телефильм, 8 серий.

Режиссер - Игорь Зайцев.

В ролях: Евгений Дятлов, Андрей Мерзликин, Светлана Фролова, Максим Литовченко и др.

Съемки проходили в Подмосковье и Санкт-Петербурге, где, в частности, снимался знаменитый пролет Чкалова под Троицким мостом.

Ориентировочная дата выхода фильма (весна 2012 года) приурочена к 75-летию перелета Чкалова из СССР в США.

Серия сообщений " ":
Часть 1 -
Часть 2 -
...
Часть 20 -
летчики-испытатели охотно помогали молодому одаренному пилоту. Как и в истребительной эскадрилье, у Чкалова появились друзья. Неиссякаемая энергия и яркость интеллекта привлекали к нему симпатии товарищей по работе. Особенно сдружился Чкалов с командиром звена летчиком Александром Фроловичем Анисимовым. Об Анисимове он слышал задолго до того, как впервые встретился с ним в институте. Еще летчики-истребители Ленинградской эскадрильи с восторгом говорили о полетах Анисимова. В то время он летал в Киеве и славился безукоризненными фигурами высшего пилотажа на малой высоте. Анисимов был смел, решителен, искал новых путей в авиации. У него было много общего с Чкаловым, хотя внешне они совершенно не были схожи. Анисимов, высокий стройный блондин с тонким лицом, казался рядом с Валерием изнеженным и хрупким. Но в действительности его руки с длинными пальцами музыканта умели крепко держать штурвал. Он был блестящим мастером высшего пилотажа. В воздухе Анисимов и Чкалов походили друг на друга. Была у них еще одна общая черта, за которую их любили товарищи, – душевность. Они быстро сошлись. На первых порах, когда Валерий еще только начал выполнять свои новые обязанности, Анисимов помогал ему. Валерий легко усваивал все до мельчайших деталей, но при этом добавлял свое, чкаловское. Анисимову это нравилось. Он высоко ценил незаурядное летное дарование Чкалова и смотрел на него не как на подчиненного, а как на равного себе, возможного соперника в авиационном мастерстве. Позднее Чкалов в свою очередь отнесся с такой же дружеской приветливостью и теплотой к молодому пилоту Георгию Байдукову, который стал потом участником исторических перелетов. В авиацию Байдуков пришел по путевке комсомола. Подростком он работал кровельщиком, поступил в железнодорожную школу. Настоящее свое призвание Байдуков нашел за штурвалом самолета. Он был талантлив и упорен, у него была верная рабочая хватка, он не искал легких успехов, не боялся трудностей. Когда растущему НИИ понадобились новые летчики-испытатели, военные части послали туда лучших своих пилотов. В их числе был и Георгий Байдуков. С Валерием Чкаловым он встретился ночью, на летном поле института. В обязанности Чкалова входило инструктирование вновь поступающих молодых летчиков – так называемые «вывозные» полеты. Он «вывозил» Байдукова, и тот сразу завоевал симпатию Валерия Павловича своей сообразительностью, смелостью и знанием летного дела. – И откуда ты, Байдук, взялся? Сколько лет ты летаешь? – говорил Чкалов, любуясь смелым полетом новичка. С первого же знакомства он стал называть Байдукова ласково: «Егорушка» или «Байдук». У Чкалова была прекрасная черта, в той или иной степени свойственная всем нашим летчикам, – сильно развитое чувство товарищества. Успеху других летчиков он радовался, как своему собственному. С загоревшимися глазами и теплой улыбкой, смягчавшей резкие черты его характерного лица, Чкалов говорил о полетах Громова, восхищался воздушным мастерством своего друга Анисимова, удачными полетами Георгия Байдукова. Когда же дело доходило до соревнования, пусть с самыми лучшими друзьями, Чкалов всегда стремился быть первым и только первым, не уступать в борьбе, обогнать соперника. В период работы в НИИ Чкалов был молод, он еще не научился сдерживать свои порывы, особенно если наталкивался на серьезное препятствие. Пускать его в воздух вместе с Анисимовым считали рискованным. Они так увлекались, что совсем забывали об опасности. Характерен в этом отношении и первый воздушный «бой» Чкалова с Байдуковым. Вот как описал его сам Георгий Филиппович Байдуков: «…Однажды Валерий Чкалов предложил мне подраться в воздухе. Самолеты наши были различных систем, но это было неважно. Чкалов хотел мне показать лобовые атаки истребителя. Мы поднялись в воздух и разошлись на положенную дистанцию. Когда я развернул самолет в его сторону, Валерий был километрах в двух от меня и шел навстречу. Его мотор слегка дымился. Я смотрел в калематор и изредка стрелял фотопулеметом. С каждой секундой расстояние между мной и Чкаловым сокращалось. Ведь встречные скорости огромны. Вот осталось каких-нибудь пятьсот метров, а мы

Главный конструктор и летчик долго обсуждают полет, продолжавшийся всего лишь несколько минут.

А далее начинается кропотливая, с победами и поражениями работа по доводке и совершенствованию новой машины. От полета к полету программа испытаний усложняется, и летчик должен все время быть начеку и быть готовым к худшему.

Когда Чкалов начал первые испытательные полеты на самолете «И-15», на том же Центральном аэродроме уже несколько дней летал его лучший друг Анисимов - летчик НИИ ВВС Красной Армии.

Александр Фролович Анисимов на самолете «И-5» демонстрировал в непосредственной близости от земли фигуры высшего пилотажа, применяемые в воздушном бою. Эти полеты снимались на кинопленку - готовился учебный фильм для строевых летчиков-истребителей.

Валерий Павлович знал, что Анисимов сегодня, 11 октября 1933 года, должен завершить работу с кинооператорами, и поспешил захватить друга около его самолета, чтобы договориться, как вместе провести вторую половину дня.

Октябрьское утро было тихим и солнечным. Валерий, подойдя к стоянкам военных самолетов, заметил уже готовый к полету «И-5». Александр Фролович стоял недалеко от самолета с кинооператором. На летном поле устанавливалась киноаппаратура.

Валерий приветствовал товарища:

А! Народному летному артисту, кинозвезде Фролычу - привет!

Дрессировщику новых истребителей - почтение! - улыбаясь, ответил Анисимов.

Кинооператор уехал на старт. Летчики отошли еще дальше от «И-5»» в поле аэродрома. Чкалов достал шикарные папиросы «Герцеговина флор» и, угощая товарища, сказал:

Ну, Шурка, сегодня едем на ипподром! - и отправился к ангарам завода.

Он уже переключился на мысли о предстоящем полете на «И-15», когда услышал ревущий мотор. Валерий обернулся и увидел, что самолет Анисимова после пробы двигателя начал рулить на старт. А еще через несколько минут «И-5» пронесся над Чкаловым, проделывая на взлете запрещенный двойной переворот сначала влево, затем вправо.

Чкалов подошел к стоянке заводских самолетов, когда заметил, что Анисимов делает уже третий раз пикирование прямо на киноаппарат, а затем с высоты метров около пятидесяти вздымает самолет, заканчивая фигуру иммельманом.

Чкалов хотел было войти в двери заводского ангара, но снова услышал ревущие на пикировании воздушный винт и мотор самолета, повернул голову назад, замер на секунду и вдруг неистово, с отчаянием, закричал:

Что он делает?! - и что было силы побежал в поле, к центру аэродрома.

Валерий Павлович отлично видел, как Анисимов совершенно безошибочно вывел самолет из пикирования и пошел на полупетлю, чтобы в верхней точке перевернуть самолет из положения вверх колесами в нормальное, тем самым завершив фигуру иммельман. Но Анисимов, выйдя в верхнюю точку, застыл в положении вниз головой и, не меняя его, начал резко просаживаться вниз.

Чкалов бежал, ничего не видя, кроме «И-5», падающего вверх колесами.

Выводи! Выводи! Ногу резко! Резко! Ногу! - задыхаясь, вне себя кричал Валерий.

Но самолет даже не свалился на крыло. Он так и грохнулся на посадочный знак в положении вверх колесами.

Аварийная комиссия заключила: катастрофа произошла оттого, что переломилась педаль ножного управления рулем поворотов, без которого на малой высоте невозможно было перевернуть «И-5» в нормальное положение.

После этого несчастья Чкалов стал более холодно относиться к Поликарпову, считая, что он и работавший с ним конструктор Григорович где-то допустили просчет в конструкции.

Ему припомнился летчик Арцеулов, лежащий с поломанными рукой и ногой под обломками первого истребителя Поликарпова «И-400» («И-1»), Он видел, как выпрыгивал с парашютом из попавшего в штопор «И-1» длинный, огромный Громов.

Валерий был очевидцем разрушения на девятом полете поликарповского двухместного истребителя «2И-Н1» при испытании на скорость, когда погибли летчик-испытатель Филиппов со своим хронометражистом.

А теперь эта педаль и Шурка Анисимов.

Авария на «И-15»

Подошла зима. Снежный покров скрыл летное поле. На самолете «И-15» колеса шасси заменили лыжами.

Однажды при полете на максимальной скорости неожиданно оборвался узел крепления переднего амортизатора левой лыжи, и ее носовая часть опустилась вниз. С такой неисправностью при посадке машина могла зацепить грунт вертикально вставшей лыжей, на большой скорости перевернуться через нос и грохнуться на спину, или, как говорят летчики, сделать «капот».

Валерий Чкалов даже не подумал оставить самолет, выпрыгнув с парашютом. Чтобы максимально уменьшить посадочную скорость, Чкалов подвел самолет к земле на большом угле атаки крыла, мотор при этом работал на полной мощности. Машина с задранным носом медленно, вибрируя и вздрагивая, парашютировала, просаживалась вниз. Когда оставалось до земли не больше метра, Чкалов выключил зажигание мотора, самолет плюхнулся на снежную полосу и тут же перевернулся. Но это был не скоростной «капот». Чкалов висел вниз головой и ждал, когда ему помогут освободиться от привязных ремней.

Вскоре летчик выбрался из-под машины и, не обращая внимания ни на Поликарпова, ни на директора завода и врача, обошел вокруг лежавшей вверх пузом машины и, заметив уже вертевшегося здесь механика, хлопнул его по плечу и, смеясь, проокал:

Ну и хороша твоя машина - перевернулась, а ведь целехонькая…

Затем он подошел к Поликарпову и, делая вид, что ничего серьезного не произошло, тихонько сказал главному конструктору:

Не унывай, Николай Николаевич! Растить детей не так просто. Ты уж лучше подумай, как ее теперь-то, не сломав, обратно на ноги поставить.

Поликарпов не выдержал и, обняв Валерия, с дрожью в голосе сказал:

Спасибо великое, Валерий Павлович!

Чкалов добродушно буркнул, садясь в санитарную машину:

Брось ты, дорогуша… Давай чини быстрее, а то ведь нам с тобой еще летать да летать…

Сбежавшиеся со всех сторон люди аплодировали Чкалову и кидали вверх шапки.

Решение Чкалова прежде всего спасти самолет имело огромное значение как для завода, так и для обороны страны.

Поликарпов в короткий срок устранил обнаруженный дефект шасси, и Чкалов быстро закончил все испытания «И-15», после чего его внедрили в серию. Вскоре Николай Николаевич этот тип машины выпустил с более мощным мотором, дав ему название «И-15-бис». Этот истребитель имел максимальную скорость 370 километров в час, потолок около 10 километров, дальность 800 километров. Он был вооружен 4 пулеметами калибра 7,6 миллиметра.

А еще через четыре года этот самолет был досконально модернизирован и получил название «Чайка» («И-153»).

Это был истребитель с убирающимися шасси, он обладал скоростью 443 километра в час. Он строился большой серией и пользовался популярностью у наших летчиков в боях с японской авиацией на Халхин-Голе и в войне с белофиннами. В то время это был самый лучший из когда-либо созданных истребителей-бипланов.

Выпрыгни Чкалов из опытной машины с неисправной лыжей, вряд ли страна получила бы такое грозное оружие, каким оказался «И-15».

Чкалов ведет творческие споры

Продолжая испытания «И-15», Чкалов зорко следил за проектированием, а затем сборкой нового истребителя «И-16».

В декабре 1933 года новый самолет вывели на аэродром. Но все как-то не ладилось - «И-16» подготовили к полету только в канун Нового года.

Дальнейшие испытания по программе также проходили без особых затруднений. Правда, в одном из полетов Чкалов не смог убрать шасси из-за больших физических нагрузок на ручку подъемного механизма. Такое же затруднение испытывал летчик, управляя закрылками.

По замечаниям Чкалова Поликарпов переделал все механизмы уборки и выпуска шасси и закрылков, заменив ручное управление механизированным, с применением пневматических приводов.

После таких доработок испытательные полеты на «И-16» продолжались довольно успешно. Но однажды, при заходе на посадку, Валерий Павлович никак не мог выпустить шасси. С земли видели, что в воздухе происходит что-то неладное, но помочь испытателю ничем не могли.

Можно сказать, что Александр Анисимов - летчик с неимоверным талантом, сегодня несправедливо забыт. Чаще всего упоминания о нем можно встретить в чужих мемуарах. Печатные издания вспоминают об этом легендарном летчике-истребителе практически всегда вскользь и всего лишь как о лучшем друге другого, более известного советского летчика - Валерия Чкалова.

Такое положение дел совершенно несправедливо, поскольку Анисимов Александр -летчик-испытатель, биография которого стоит внимания, а сам он достоин того, чтобы о нем помнили.

Которые исполнял этот поистине талантливый человек, смогли повторить не многие.

Александр Анисимов - летчик. Биография, краткие данные, сохранившиеся до наших дней

К сожалению, до сегодняшнего дня информации о семье, детстве и юности человека, которого при жизни не стеснялись называть гениальным летчиком, сохранилось очень мало. В некоторых источниках датой его рождения указывается 16.11.1897 года, в других - 16.07.1897 года. Доподлинно известно, что на свет он появился в маленькой деревушке под названием Взъезды, которая сейчас территориально относится к Новгородской области.

История семьи

К сожалению, подробностей из юности Анисимова до наших дней не сохранилось. Возможно, какие-то интересные и значимые факты хранятся до сих пор в архивах, но свободного доступа к ним нет. Известно, что его семья была бедной, поскольку она была в списках Въездной рабочей силы. Александр Анисимов (летчик, талантом которого в будущем будут восхищаться тысячи) вместе со своими братьями и сестрой Александрой, в этом списке были обозначены как семья бедняков.

К такому плачевному положению главу семейства и отца будущего летчика-испытателя, Фрола Яковлевича, привела революция. До этого, он был весьма крупным и успешным предпринимателем-купцом, основной сферой заработка которого была обработка льна. Но после революции он вначале был арестован, а затем и расстрелян. Такая же судьба постигла и одного из братьев Александра - Василия, расстрелянного в 1937 году, а затем посмертно реабилитированного.

Полученное начальное образование

Будущий летчик Александр Анисимов (биография, фото которого приводятся в нашей статье) в свое время учился в Медведском училище, окончив три отделения которого, он продолжил обучение в Новгородском городском четырехклассном училище. Свою учебу в этом заведении он окончил в 1912 году и после выпуска получил специальность шофера-механика. Именно им он и работал в последующие два года.

Призыв на первую войну

В 1914 году Александр Анисимов (летчик, известный на весь Советский Союз в скором будущем, а тогда еще простой обычный молодой парень-моторист) был призван в ряды Русской армии. Поскольку в этот период разгорелась Первая мировая война, парень невольно принял в ней участие.

После того как Анисимов попал в армию, он смог использовать свою специальность. В 1915 году Александр он окончил моторный класс при политехническом институте в Петрограде. С февраля 1915 года до октября 1916-го он был мотористом в IV механическом отряде и со временем получил звание старшего унтер-офицера.

Известно, что во время Первой мировой Россия быстрыми темпами теряла очень много своих летчиков при ведении воздушных боев. Царским правительством было принято решение готовить пилотов из самых одаренных и лучших солдат. Показав себя талантливым мотористом и надежным солдатом, Александр прошел отбор и был отправлен на обучение в Петроградскую летную школу. Казалось бы, для молодого человека все сложилось наилучшим способом, и перед ним открылись перспективы стать покорителем неба (о чем многие его сверстники могли только мечтать). Но в 1918 году все изменилось.

Добровольный уход на Гражданскую войну

После того как в 1917 году начинается революция, Анисимов решает бросить свое обучение. Он принимает решение идти добровольцем на поразившую Россию Гражданскую войну. Анисимов имел крестьянское происхождение и искренне верил в светлое будущее, обещанное властью Советов. Закономерно, что на войну он отправился воевать за красных. В 1918 году он становится членом РККА.

Служба в рядах Красной Армии

В течение следующего года после прихода на Гражданскую войну Александр Анисимов (летчик в скором будущем) служил на Восточном фронте и принимал участие в боях с чехословацким корпусом.

Он занимал пост старшего авиамоториста и был приписан к V Социалистическому авиаотряду. В этой же должности авиамоториста, начиная с 1919 года, он был переведен в I Петроградский авиаотряд, который вел бои на Западном фронте с поляками.

Продолжение учебы

Поскольку после завершения Гражданской войны высшего образования в авиационной сфере у Анисимова не было, он отправился на обучение в военно-теоретическую авиашколу, которая располагалась в Егорьевске. Достаточно успешно окончив ее в 1922 году, он продолжил обучение в Качинской и Московской высших авиашколах, а в 1924 году он прошел обучение бомбометанию и воздушной стрельбе в авиационной школе Серпухова.

Летная карьера

Этот молодой мужчина после завершения своего обучения в краткие сроки сумел стать профессиональным летчиком. В течение 5 лет, начиная с 1928-го, он пребывал в НИИ ВВС, занимаясь летно-испытательной работой. В 1931 году он пошел на повышение и был назначен командиром своего отряда.

Этот талантливый летчик-испытатель принимал непосредственное участие в испытании таких самолетов, как И-4 и И-5. Пилотируя первый истребитель, он участвовал в испытании легендарного «Звена-1».

Воспоминания о летчике

Лучшим другом Анисимова в течение всей его жизни был В. Чкалов, который являлся его коллегой. К сожалению, по огромной несправедливости Александра Фроловича, чаще всего и вспоминают в качестве друга Чкалова. Но те, кто помнили самого Анисимова, подтверждали, что он был поистине гениальным летчиком. Техникой пилотирования он владел непревзойденно, все самые сложные фигуры высшего пилотажа, требующие особого мастерства, он всегда выполнял чисто, делал это очень непринужденно и легко.

Говорят, что в свое время, Чкалову в Анисимове больше всего нравилось его стремление узнавать что-то новое в технике и именно испытывать самолеты.

Некоторые из тех, кто был лично знаком с Александром Фроловичем, говорили, что он мог произвести впечатление злобного и агрессивного человека, который страдал излишним самолюбием. Во многом такое мнение обуславливалось тем, что Анисимов никогда и ни с кем не хотел делиться секретами своих трюков. Он считал, что у каждого летчика должен быть свой неповторимый почерк в пилотаже, и каждый должен выработать его самостоятельно. Конечно же, многих это обижало.

При этом Чкалов, будучи сам по себе полностью состоявшейся личностью и пилотом, сумел искренне подружиться с Анисимовым. Этой парочке многие завидовали, поскольку высшее руководство прощало им многое (к примеру, шуточные бои между собой, которые друзья могли устроить во время очередных испытаний), учитывая и уважая их редкий профессионализм.

Трагическая гибель

Александр Анисимов - летчик-испытатель, который ушел из жизни очень рано, на 37-м году жизни. Смерть застала его в небе, но не во время испытания очередного самолета, как многие могли бы предположить. В 1934 году одной из французских кинокомпаний под названием «Ше-Нуар» были начаты съемки документальной ленты «Авиатор». Французы решили, что для исполнения трюков и для съемок подходит только Анисимов, поскольку они считали его воздушным акробатом, человеком-птицей.

Руководство ВВС дало свое согласие на съемки. Первый день, 16 октября 1934 года, прошел великолепно. Анисимов исполнял всевозможные трюки на предельно малой высоте, французы были в восторге. После завершения съемок Луи Шабер (представитель «Ше-Нуар») даже подарил летчику в знак восхищения и признательности швейцарские часы. Несмотря на казавшуюся идиллию, второй съемочный день окончился трагедией.

17 октября Анисимов поднялся в воздух, но поскольку камеры должны были снять его трюки максимально четко, на большую высоту он подняться не мог. Педаль руля поворота не выдержала малой высоты. Она сломалась, а самолет Анисимова стремительно упал и разлетелся на осколки.

Александр Анисимов (летчик): личная жизнь

Конечно же, многих интересуют подробности личной жизни такого выдающегося пилота. Но в открытом доступе информация о его жене и возможных детях отсутствует. Несколько лет назад на Первом канале был показан художественный фильм «Чкалов. Крылья», который был посвящен истории жизни В. Чкалова. Конечно же, сюжетная линия не могла обойтись без лучшего друга героя - Анисимова. В фильме, позиционирующемся в качестве биографического, показано, что у Александра была супруга Марго. Она была танцовщицей и на самом деле любила не Анисимова, а самого Чкалова.

После выхода фильма дочь Чкалова, Ольга, опровергала многие факты, приведенные в этой ленте. В том числе она сообщила, что на самом деле никакой женщины под именем Марго никогда не существовало. По словам Ольги, летчик Анисимов Александр (жена, дети которого вызывали интерес широкой аудитории) имел единственную любимую женщину по имени Бронислава. И, конечно же, основную часть его жизни занимала работа и любовь к самолетам. К сожалению, более подробные факты из личной жизни этого летчика неизвестны.