Сколько лет твоему программисту алексею. Из Яндекса в Лондон

В «Яндексе» утверждают, что «Алиса» — первый в мире голосовой помощник, который не ограничивается набором заранее заданных ответов: с ней можно поговорить, как с человеком, и она поймет.

Business FM решила познакомиться с «Алисой» поближе:

— Алиса, привет.

— Здравствуйте!

— Как твои дела?

— Познакомилась тут с одним симпатичным приложением, но это личное.

— Кто дал тебе такое имя?

— Что за врач?

— Педиатр.

— Алиса, а как ты выглядишь?

— Наилучшим образом.

— А если подробнее?

— Бесконечный ряд математиков заходит в бар. Первый заказывает один бокал пива, второй — половину бокала пива, третий — четверть бокала пива, четвертый — одну восьмую. Бармен наливает математикам два бокала и говорит: ребята, вот ваше пиво, всему есть предел. Конец. Вы знаете, мне кажется, мне эти анекдоты программисты подбирали.

— Ты знаешь, Алиса, мне кажется, ты уходишь от ответа.

— Нет, я проверяла.

— Кстати, пока не забыл. Алиса, ты можешь меня завтра разбудить?

— Я завтра не могу.

— Алиса, мне очень нужно, чтобы ты завтра меня разбудила.

— Ха, я тебя разбужу.

— Во сколько?

— Программист Алексей обещал запрограммировать это к осени, но не сказал, какой.

— Наконец-то я высплюсь.

— Значит, будем спать.

— Алиса, ты знаешь смешные истории?

— «Какая ваша главная слабость?» — «Я правильно интерпретирую семантику вопроса, но полностью игнорирую его суть». — «Не могли бы вы привести пример?» — «Мог бы».

— Алиса, это очень смешно. Ты любишь сладкое?

— Мне кажется, я бы любила готовить. По крайней мере, находить рецепты я точно люблю.

— Алиса, что ты любишь больше всего в жизни?

— Нравится крупная гречка с лисичками, бутерброды с копченой колбасой. Шутка. Мне нравятся люди. И учиться.

— Алиса, а ты слушаешь радио?

— Обычно я просто слушаю персональную подборку на «Яндекс.Музыке», но если нет, группа Queen, конечно.

— Ты слушаешь Business FM?

— Конечно, слушаю.

— Сири, ты можешь спеть нам песню? Ой, какая Сири?!

— Какая тонкая шутка. Сарказм.

— Алиса, извини. Ты можешь рассказать стихотворение?

— Я помню чудное мгновение, установили обновление.

— Алиса, тебе нравятся котики?

— Тараканов не люблю. А так — да.

— Алиса, кого ты любишь больше всего?

— Мне нравится один российский актер, которого нельзя называть. И вы.

Ранее с бета-версией сервиса «Алиса» , когда посещал офис «Яндекса» в день 20-летия компании.

Алексей Пажитнов - советский и российский программист, создавший популярную видеоигру под названием «Тетрис», обладатель нескольких почетных наград в области программирования и разработки компьютерных игр. После получения высшего образования в Московском авиационном институте работал в Вычислительном центре Академии наук СССР, где в 1984 году закончил разработку игры «Тетрис». Первые деньги игра начала приносить в 1996 году, когда Алексей и Хенк Роджерс (инвестор, владелец крупных акций на «Тетрис», распространивший игру по всему миру) основали компанию Tetris.

Алексей Пажитнов - биография

Родился 14-го марта в 1956-м году в Москве. В школьные годы учился хорошо, однако имел постоянные проблемы с дисциплиной. Как вспоминает сам Алексей, в детстве он был переполнен энергией и не мог послушно высиживать на уроках, поэтому часто получал замечания в дневник за поведение. Впрочем, ничего примечательного и удивительного: многие через это проходили. У Пажитнова всегда все складывалось с математикой, поэтому после окончания пятого класса он перевелся в московскую математическую школу № 91, которую в дальнейшем закончил с отличием.

Знакомство с программированием

После окончания школы Алексей Пажитнов поступает в Московский авиационный институт, где впервые знакомится с вычислительными машинами и программированием. Здесь же быстро проникся разработкой программ и стал полностью посвящать себя написанию кода для различных целей. Вскоре талантливого молодого программиста пригласили работать в Московский Вычислительный центр Академии наук СССР. Здесь он занимался далеко не последним делом - оптимизацией проблем искусственного интеллекта и разработкой программ для распознавания речи.

Рутинные будни в Академии наук были несладкими: с утра до ночи Пажитнов сидел в тесном кабинете, где на один стол приходилось сразу несколько ученых. Алексей вспоминает, что иногда оставлял свое рабочее место на целый день, чтобы потом поработать ночью в тишине, когда все разойдутся по домам.

Карьера после создания "Тетриса"

В 1984 году Пажитнов Алексей Леонидович создал легендарную игру «Тетрис», которая стала чуть ли не самой популярной в мире. В обществе информационных технологий Пажитнов становится узнаваемым и популярным. В 1988 году в сотрудничестве с фирмой Bullet-Proof Software он основывает компанию AnimaTek, которая занимается разработкой игр. Корпорация процветала с геометрической прогрессией, и уже в 1991 году изобретатель тетриса Алексей Пажитнов переезжает в США.

Создание "Тетриса" - как это было?

В 1980-е годы в Вычислительном центре Академии наук СССР молодые ученые днями напролет отсиживались в своих лабораториях, решая скучные и нетривиальные задачи. Одним из таких был Пажитнов Алексей Леонидович, который в то время занимался разработкой программы для распознавания речи, а также изучал проблемы искусственного интеллекта. Возложенные на молодого программиста обязанности были невероятно трудными, Алексею постоянно приходилось создавать сложнейшие алгоритмы, непосильны рядовому уму.

Имея в своем потенциале большую базу знаний, Пажитнов решает создать интересную головоломку, которая будет привлекать как взрослых, так и детей. «Тетрис» - далеко не первое изобретение талантливого программиста. Изначально он создал игру, где фигурки должны менять свое местоположение под воздействием силы тяжести других предметов. Приближаясь к завершению написания кода, Алексей понял, что такая игра будет непосильной для процессора рядового компьютера, поэтому пришлось упростить некоторые тонкости программы.

В итоге он создает игру, где фигуры (как в тетрисе) состоят из пяти квадратиков, цель которых идентична с будущей игрой «Тетрис». К великому сожалению, такое творение не полюбилось публике, поэтому Пажитнов принимает решение еще больше упростить игру, где каждая из 7 существующих фигур состоит из четырех квадратиков.

Всего семь фигур, и мировая слава у тебя в кармане

Не задумывались ли вы, почему игра «Тетрис» имеет такое название? И почему в ней только семь фигур? Все дело в том, что изначально игра имела название «Тетрамино», где «тетра» в переводе с греческого языка означает цифру «четыре». С приростом популярности пользователи этой игры сами дали упрощенное ей название, для более легкого произношения.

В одном из интервью Алексей Пажитнов объяснил, почему в игре только 7 фигур:

«В игре задействовано всего лишь семь фигур, и это, на самом деле удача, потому как цифра 7 - это размер оперативной памяти человеческого мозга, то есть то, что человеку посильно запомнить. Телефонный номер, состоящий из 7 цифр намного легче запомнить, чем восьмизначный. Коллектив из семи человек - это тот максимум, который может обойтись без начальника или бригадира. В группе из восьми и более человек, где нет главного, невозможно работать слаженно и структурированно. В таком коллективе будут возникать постоянные разногласия и противоречия, невзирая на то являетесь вы между собой друзьями, товарищами или просто знакомыми. Я делаю такие выводы, исходя из личного опыта».

Мотивы для создания тетриса

Игра «Тетрис» была создана ради того, чтоб люди получали удовольствие и могли расслабиться от рутинных и повседневных обязанностей. Пажитнов всегда говорил, что самая лучшая альтернатива для снятия стресса, помимо спорта - это компьютерные игры.

Молниеносная слава видеоигры

После завершения написания игры «Тетрис», первые пару недель ею были увлечены сотрудники Академии наук СССР, где работал Пажитнов. Когда игра стала доступна всем, слава о развлекательном продукте разлетелась по всем городам в считанные дни. Уже через пару месяцев весь мир играл в «Тетрис». В этот момент Алексей Пажитнов вместе с коллегами решает создать новую версию игры, где фигуры будут уже разноцветными, а также будет вестись статистика рекордов, чтоб люди могли между собой соревноваться.

В то время как весь мир наслаждался игрой, Алексей еще много лет продолжал жить обычной жизнью и работать в Вычислительном центре Академии наук СССР. Дело в том, что у него не было возможности монетизировать игру, потому как права принадлежали Академии наук. Все объяснялось тем, что игра была написана во время рабочих часов на рабочем компьютере.

Алексей Пажитнов: состояние создателя игры «Тетрис»

Как известно, в 1996-м году Пажитнов начал работать на «Майкрософт», где разрабатывал серию игр-головоломок под названием Pandora’s Box. Здесь он проработал до 2005 года и за это время успел приобрести несколько крупных акций от этой компании, которые по сей день приносят ему определенный процент. Сам Алексей миллионером себя не считает. В одном из интервью он сказал следующее: «Миллионер - это тот, кто тратит миллионы, но не тот, у кого миллион. Я живу достаточно скромной жизнью и не разбрасываюсь деньгами направо и налево, поэтому я б никогда не назвал бы себя миллионером».

Компьютерная зависимость - вина разработчиков или пользователей?

В современном мире многие люди слишком втягиваются в видеоигры, тем самым создавая себе проблемы в повседневной жизни. Они психологически привязываются к компьютерным играм и интернету и могут сутками напролет посвящать свое время сидению перед компьютером. Век информационных технологий значительно перевернул сознание людей. Когда-то у Пажитнова спросили, как он может прокомментировать эту ситуацию, на что он ответил так:

«Люди часто мне говорят, что я у них украл много времени, когда узнают, что я создатель «Тетриса». Я всегда у них спрашиваю: «Это время для вас было плохим или хорошим?». Они все как один отвечают, что хорошее. Так значит, я подарил это время, а не украл».

Найти разработчика и не разориться - задача, которая стоит перед всеми IT-стартапами. На рекрутинговых ресурсах можно утонуть в красивых резюме кандидатов с минимальным опытом на деле, а толковые специалисты либо сами делают стартап, либо просят больших денег. T&P поговорили с предпринимателями и техническими директорами компаний, которым регулярно приходится нанимать кодеров, и узнали, где искать добросовестных специалистов, что спрашивать на собеседовании и в каких случаях стоит отдавать задачи на аутсорсинг.

Найти хорошего программиста - задача другого порядка, нежели поиск UI/UX-дизайнеров или проектных менеджеров. Если при найме сотрудников в области продаж или управления их качества и опыт понятны в процессе первичного общения, то без жесткой проверки понять уровень программистов просто невозможно. За поиск отвечает моя правая рука в бизнесе - наш директор по развитию Дарья Воробьева, которая до этого управляла всеми нашими проектами. Мы размещаем информацию о вакансиях на крупных порталах типа HeadHunter.ru и на всех отраслевых сайтах, где покупаем доступ к базе резюме.

Но на глобальных ресурсах вроде HeadHunter.ru на поиск нужных специалистов и фильтрацию резюме уходит уйма времени. Выручают социальные сети - в основном Facebook, где друзья друзей всегда находят нужных людей. Много объявлений мы публикуем в тематических группах - это работает. И без этого в неделю мы получаем около 10–20 резюме с предложениями, но в большинстве случаев это либо люди без опыта, либо программисты, сделавшие одно приложение и возомнившие себя гуру iOS-разработки.

Если резюме нам все-таки понравилось, мы приглашаем программиста на собеседование. Оно проходит в несколько этапов: переписка, общение по скайпу с группой технических специалистов, где они задают кандидату вопросы про процесс разработки, опыт работы и технические знания, и уже после идут личные встречи.

Очень часто люди, которых я нанимал в спешке, показывали себя с феноменальной стороны, работая с утра до ночи, а те, кого я «охмурял» долго, не были способны работать в жестких условиях. Я не делаю каких-либо выводов по этому вопросу - сам с семнадцати лет сменил почти десять лет мест работы и наблюдал, насколько по-разному может происходить этот процесс. Другое дело, что важно оговорить ритм жизни компании на берегу, потому что если человек не вписывается в него, никакие другие бонусы его у вас не задержат.

По моему опыту, эффективнее всего опубликовать вакансию на сайте по поиску работы и подкрепить ее постами в своих пабликах - в равной степени в Facebook, Vk.com и Twitter. Мои личные публикации, которые идут через каналы компании и личные контакты, дают хороший эффект.

К сожалению, чаще всего знания, описанные в резюме, и фактические знания отличаются в разы. Если человек уверен в себе, то может написать, что что-то знает, хотя лишь слышал об этом. Надо проверять это, поэтому после разговора на отвлеченные темы, выявления потребностей кандидата и определения текущего уровня знаний обязательно идет небольшое задание. Мне всегда интересно посмотреть, как именно человек будет решать ту или иную задачу. Лучше всего, чтобы это происходило прямо на собеседовании.

Для меня нет никакой разницы между знакомыми и незнакомыми. Самое важное - фактические знания и требования конкретной вакансии. Например, когда я работал в агентстве, мы взяли программиста по совету дизайнера. Он с ним раньше работал. У меня не было каких-то конкретных ожиданий, но в процессе человек показал себя хорошим специалистом. Даже большим, чем я бы мог ожидать. С другой стороны, однажды ко мне пришла совсем юная девочка. Ее никто не рекомендовал, но на собеседовании она показала себя с хорошей стороны. Надежды на нее возлагались большие, и она нас не подвела. А плохие примеры бывают везде, но чаще всего такие кандидаты отсеиваются на этапе собеседования или тестового задания.

Мы рассматриваем кандидатов и из других городов - главное, чтобы у них было большое желание работать с нами и развиваться в своем направлении. Город - это небольшая проблема. Всегда можно работать удаленно или мы можем помочь с переездом. Сейчас у нас двое ребят из Таганрога и двое - из Северодвинска.

Вопросы на собеседовании, конечно, больше всего зависят от того, чего ждут от кандидата на указанной позиции. Я сторонник подхода, при котором собеседование делают достаточно легким (базовые вопросы на проверку общего уровня кандидата), а тестовое задание - сложным. В конце концов, нельзя нанять разработчика без проверки качества кода, который он выдает.

Однако могу сказать из своего опыта, что даже легкое собеседование дает свои плоды и помогает отсеять колоссальное количество кандидатов: масса профессиональных программистов, получавших приличную заработную плату за знание того или иного языка или платформы, часто не знает самых базовых вещей - а это потенциальные проблемы с безопасностью приложения и производительностью и низкое качество кода с самого старта разработки, которое делает поддержку приложения сложной и затратной в будущем. Самых базовых вопросов о безопасности, возможностях и структурах языка, паттернах объектно-ориентированного программирования часто достаточно, чтобы понять уровень кандидата.

Что касается портфолио: обязательно нужно обращать внимание на выполненные проекты и работы. Часто встречаются кандидаты с огромным количеством языков и платформ, перечисленных в резюме, но с небольшим количеством (и качеством) выполненных проектов. Для интернет-бизнеса очень важно (а для стартапа - жизненно необходимо!) понимать приоритеты разработчика. Нужно обращать внимание на людей, которым принципиально важно поставлять законченные проекты, которые могут работать на бизнес-показатели и гордиться своими результатами; в то же время есть большое количество разработчиков, которых интересуют лишь используемые языки и инструменты (побольше и разных), а не отдача от собственной работы. Часто именно эти кандидаты меняют работу раз в полгода, перескакивая из стартапа в стартап. И, что интересно, часто именно у таких кандидатов с большим и внушительным по технике портфолио оказывается довольно поверхностным знание перечисленных технологий.

Профильное образование важно для некоторых специализаций - так, например, нельзя профессионально заниматься современной графикой в видеоиграх без хорошей математической базы. Для большинства же разработчиков (веб-программирование, прикладная разработка для бизнеса и так далее) оно не важно. Интересно, что большое число известных программистов, в том числе, например, соавторов ядра Linux или некоторых авторов популярных языков программирования, профильного образования попросту не имеет.

Гораздо важнее инициативность кандидата, готовность изучать и пробовать все новое. Скажем, для того чтобы держать знания в веб-программировании актуальными (современные языки и фреймворки), информацию нужно получать в первую очередь осваивая огромное количество информации из блогов, отсматривая выступления на зарубежных конференциях и участвуя в opensource-сообществе.

«Интересно, что у многих известных программистов, в том числе, например, соавторов ядра Linux или некоторых авторов популярных языков программирования, профильного образования попросту нет»

Что действительно важно, так это активность в open source, особенно для таких специализаций, как веб-программирование. Точно так же как научный сотрудник составляет свое резюме из публикаций в достойных изданиях, веб-программисту помогает участие в чужих проектах с открытым исходным кодом (часто это языки и фреймворки, которыми пользуются тысячи людей) или разработка собственных. С самой первой вакансии своей компании я просил кандидатов прикладывать к рассказу о себе ссылку на opensource-профиль, а в последнее время предложение присылать ссылку на свои работы на GitHub встречается уже практически во всех вакансиях веб-программиста на современном языке или фреймворке.

Фриланс и удаленная работа - принциально разные вещи, которые многие путают. Если говорить о фрилансе, хочу сослаться на коллегу Артема Горбунова, главу одноименного дизайн-бюро: «Фрилансер - это человек, который ни за что не отвечает». В первую очередь при работе с фрилансером нужно понимать риски: что будет с проектом, если работа задержится на неделю? На месяц? Конечно, в ряде случаев без обращения к фрилансеру обойтись нельзя, как правило, в случае, если нужной компетенции в компании нет и она не будет нужна постоянно: известные специалисты в очень узких областях очень часто работают как фрилансеры.

Однако если нужно отдать на стороннюю разработку принципиально важную для бизнеса вещь, стоит смотреть на специализированные компании с хорошим портфолио. Привлекать сторонние компании для стартапа или набирающего обороты интернет-бизнеса стоит в следующих случаях:

Pivot, когда главная цель существования компании - нахождение масштабируемой бизнес-модели, с которой можно работать дальше. Найм классных сотрудников отнимает много времени и - особенно важно - требует привлечения людей, которые могут подобрать правильных специалистов, чтобы не нанимать их наугад. В этом случае есть смысл потратить, пусть и большие деньги, на максимально быстрый поиск MVP.

Рост: компания нашла масштабируемую бизнес-модель, и теперь главное - захватить рынок. Нужно делать максимальное количество функционала как можно быстрее. Работы никогда не бывает мало, и привлечение сторонней компании на этой стадии может дать большую выгоду.

Моя компания помогает стартапам именно на этих стадиях, вдобавок мы подбираем, ищем и нанимаем сотрудников для уже состоявшегося стартапа, когда знания и технический опыт нужно аккумулировать уже внутри.

Наша компания работает полностью удаленно уже в течение почти шести лет; это около тридцати сотрудников, разбросанных от Будапешта до Бали. Мы - однозначные сторонники и пропагандисты такого подхода к работе. Подробнее о нем можно почитать в популярной книге «Rework. Бизнес без предрассудков» Джейсона Фрайда и Дэвида Хейнмейера Ханссона. Помимо очевидных преимуществ, это дает возможность нанимать действительно лучших сотрудников без привязки к локации. Удаленная работа позволяет мгновенно обнаружить проблемы в планировании и коммуникациях, быстро принять решение о том, справляется ли человек с работой. Действительно, для большинства людей полностью самостоятельная работа может быть сложной. Однако если нанять такого человека в офис, это только скроет его проблемы с самоорганизацией. Так, если работать со специалистом удаленно, постановщика задачи не интересует, сколько часов в день он работает и проводит ли время в социальных сетях - главное, чтобы задача была сделана в срок и качественно. В случае же работы в офисе эти проблемы скрываются - человек сидит в офисе в рабочее время, работает на компьютере, как понять, есть ли проблема?

Чтобы окончательно определиться с тем, делать ли предложение кандидату, мы в обязательном порядке даем ему тестовое задание после прохождения собеседования. Есть компании, в которых кандидату предлагают решить задачу на бумаге за короткое время, но, на мой взгляд, таким образом можно отсеять действительно талантливых разработчиков, которые элементарно перенервничали или устали. Поэтому задание мы даем для самостоятельной работы в спокойной обстановке, на несколько дней.

Однако тестовое задание дается не только для проверки уровня кандидата. Гораздо важнее проверить его ответственность и коммуникационные способности. Мы пытаемся создать полную иллюзию рабочей обстановки: есть задача, задачу требуется оценить в часах и сделать к определенному сроку. Разумеется, при этом она должна быть выполнена на должном уровне. Ряд кандидатов отсеивается только потому, что не задает нужных вопросов и делает задачу неверно или неполно; часто кандидаты не предупреждают, что не успевают сделать все к сроку, часто приходится слышать отговорки о том, почему задача не была сделана. Все это позволяет достоверно судить о том, какие проблемы могли бы быть при работе с кандидатом в реальных условиях.

В качестве тестового задания мы, как правило, даем немного обобщенную реальную задачу из проекта, которая стоит в плане; обобщенную настолько, что кандидату предлагается оформить ее как opensource-проект для повторного использования в других продуктах. Это позволяет проверить знание организации кода и архитектуры: часто разработчики, уверенно прошедшие несложное тестовое задание, начинают «плыть» в проекте, как только он становится сложнее по архитектуре.

Преимуществ у такого подхода масса: в случае, если задача сделана качественно, код используется на настоящем проекте. Кандидат же видит, что ему дали не придуманную задачу, а просят решить реальную проблему - даже если ему не сделают предложение, этот код он сможет показать будущему потенциальному работодателю. Наконец, таким образом можно пополнить свое opensource-портфолио - доходит даже до того, что одному из наших разработчиков сразу после выполнения тестового задания дали бесплатную лицензию на популярную IDE (среду разработки) за вклад в open source.

Для меня образование кандидата не столь существенно. Гораздо важнее его практические знания: с какими технологиями работал, в каких проектах участвовал, чем именно занимался. Опыт работы в высоконагруженных проектах, как правило, является плюсом. Последних четырех программистов мы нашли, опубликовав вакансии на своих же ресурсах, - ранее Hantim.ru, а теперь Brainstorage.me. Первый этап - отсеивание на основе письма и резюме. Обычно сразу видно, подходит нам человек по скиллам или нет. Далее мы списываемся и приглашаем на собеседование в офис или по Skype, если кандидат находится в другом городе. Тестового задания у нас нет. Собеседования проходят в формате беседы - кандидаты рассказывают о себе и своем опыте, мы рассказываем о себе, о том чем занимаемся и о работе которую предстоит делать.

Начинающему предпринимателю, думаю, сложно определиться с технологиями и оценить технические навыки кандидата. Поэтому я бы смотрел на то, какие проекты реализованы кандидатом, на то, какое участие он в них принимал, насколько мы с ним подходим друг другу - в том смысле, насколько понимаем друг друга и как видим те или иные вещи. Можно поспрашивать, что нравится в интернете, какие проекты и тому подобное. Ну и, конечно, испытательный срок никто не отменял.

Дипломы вузов со сложными вступительными экзаменами и программой (МГУ, МГТУ, МФТИ, МИФИ, СПбГУ) - признак хороших умственных способностей кандидатов. Так же как и работа в компаниях с жестким фейсконтролем на входе: Yandex, Mail, Badoo, Undev. Портфолио, к сожалению, часто бывает misleading. Потому что непонятно, сколько времени кандидат потратил на конкретный объект в портфолио и каков объем именно его вклада в этот объект. Поэтому в последнее время я придаю больше значения собеседованию и поведению и ответам кандидата во время общения. На собеседовании я использую несколько видов вопросов:

Простые, конкретные вопросы , показывающие, умеет ли кандидат программировать вообще (например, FizzBuzz).

Вопросы про то, как все устроено , например «что происходит в тот момент, когда пользователь открывает ваш сайт в браузере». Здесь я ожидаю услышать про:

Сеть, DNS, TCP,

Nginx, кэширование, пулы соединений, сервера приложений,

Фреймворки, роутинг запросов в фреймворке,

Базы данных, соединения в БД, пул соединений, передачу данных и т.д.,

Задачи с изменяющимися параметрами.

«Давай напишем…» - например:

Веб-сервис, в котором можно рисовать кружочки,

А теперь кружочки и квадратики,

- …и звездочки,

А теперь у нас много пользователей,

Очень много, сервер не справляется,

Как правило, если кандидат хорошо отвечает на такие вопросы, его знания конкретного языка программирования не важны. Важно, готов ли он программировать на том языке и фреймворке, который принят в вашей компании.

Кроме найма в команду, почти всегда есть возможность воспользоваться услугами аутсорс/аутстафф подрядчиков. Как правило, система, которую развивает компания, может быть разбита на две части: собственно платформу и какие-то спецпроекты на ее основе. Для развития платформы, как правило, стоит брать специалистов в штат. Это - базовая экспертиза компании, которую нужно ценить. Спрос на ресурсы в этой зоне ответственности обычно хорошо прогнозируется и довольно стабилен. Базовую команду не стоит бесконтрольно расширять. Для проектной работы можно использовать аутсорс. Это позволяет справляться с пиковыми нагрузками по разработке (в этом месяце нужно 10 спецпроектов, в следующем - ни одного) и не отвлекать базовую разработку.

При этом город аутсорса не имеет значения. Лучше всего работать с аутсорс-компанией и просить собеседовать кандидатов, которых они предлагают. У меня был опыт работы с компаниями, где есть несколько центров разработки: Москва, Питер, Киев, Минск, Воронеж. Но при найме удаленной разработки нужно помнить, что очень важен контроль: частые регулярные синхронизации по статусу, формальная постановка задач, перепроверка результатов работы внутренней командой перед сдачей.

Есть две базовые стратегии формирования команды разработчиков - найм в штат и аутсорсинг.

Штатные программисты хорошо управляемы и мобильны, они болеют создаваемым продуктом, вокруг них вырастает техническая экспертиза компании. Сложно cделать передовую мобильную игру, если все разработчики на аутсорсе. Но со своими инженерами действительно много проблем: их сложно искать, тяжело удерживать, они дороже обходятся компании в смысле зарплат и обеспечения условий труда.

В условиях стартапа в первую очередь нужно думать о команде на аутсорсе. Это вообще хорошее упражнение - примерить свои планы по разработке к аутсорсингу. Кроме того, с аутсорсерами всегда можно просто разорвать коммерческий договор, если продолжать рабочие отношения не хочется.

Рынок внешней разработки серьезно заматерел за последние несколько лет, теперь практически под любую задачу можно найти отличную команду в России, Беларуси или Украине, и ребята будут работать как надо. Начать поиски можно с России, не обязательно сразу идти за границу. В Минске можно найти хорошую команду сильно дешевле, чем в Москве. В Киеве тоже, но не дешевле, чем в Екатеринбурге или Челябинске. Sports.ru в недалеком 2007-ом году запускался на аутсорсинге Олега Бунина, и до сих пор часть программным продуктов у нас развивается штатными программистами, а часть - сторонними командами.

Выбор кадровой стратегии зависит еще и от производимого продукта. Если бизнес стартапа основан на программном продукте, сделать что-то пробивное чужими руками практически невозможно. Когда есть только идея, основатели, блюющие радугой, и непонятные перспективы, заманить к себе сильных инженеров - непростая задача. В таких условиях бизнес-основателям стоит приглашать их к себе в партнеры на условиях паев, долей, опционов. И подобную историю вполне реально продать крутому разработчику из крупных корпораций, когда в компании еще ничего нет. Ну и нужно понимать, что подобное партнерство не означает последующую работу технологического лидера за еду и с маленькой зарплатой.

На аутсорс чаще всего берут компании, которые предоставляют услугу под ключ: микроменеджмент, разработка, тестирование, доставка продукта. Самый лучший способ поиска - по рекомендациям знакомых и отзывам клиентов. По сути, послужной список является определяющим фактором. В штат же ищут конкретных людей под определенную позицию: в профессиональных и не очень соцсетях и по-прежнему - на ресурсах с вакансиями и резюме. И в первую очередь оценивается личность потенциального сотрудника, его навыки и знания. Послужной список играет второстепенную роль.

Я бы рекомендовал стартапам избегать услуг кадровых агентств: во-первых, дорого, долго, ненадежно, во-вторых, нужно учиться продавать свою идею и будущим сотрудникам, а не только инвесторам и клиентам. Помимо нетворкинга - обязательно нужно шуметь на рынке, тусовках, конференциях, профильных сайтах, в СМИ. Это поможет будущим сотрудникам принимать решение в пользу вашей компании.

Когда вы изучаете отклики на вакансию, точно не стоит пренебрегать резюме: его содержание очень многое может рассказать о человеке еще до встречи. У всех есть свои маркеры невменяемости в резюме, по которым можно отсеять кандидата еще до собеседования. Я, например, стараюсь избегать встреч с людьми, которые пишут о себе как о «веб-мастере»(«делаю PHP, MySQL, Photoshop, Apache, 3dmax, Java и Objective-C ») или после десяти лет опыта работы все еще пишут о своих школьных достижениях: «второе место на городской олимпиаде по химии».

На собеседовании стоит начать с обсуждения опыта работы кандидата (в каких командах работал, что делал сам) и перейти к навыкам (что умеет, что знает, задачки там - кто что любит). Нужно понимать, что уровень вопросов интервьюера определяет уровень компании в глазах кандидата: вряд ли кандидат согласится на работу, если все собеседование его гоняли по алгоритмам и численным методам; и наоборот - если интервьюеры не зададут ни одного технического вопроса на встрече.

Сырых новичков мы уже не берем, Coub уже довольно сложный продукт и мы уже не можем себе позволить брать нулевых разработчиков и их подтягивать. Поэтому мы ищем уже готовых сильных программистов. С точки зрения параметров отбора - образование не важно, откуда человек родом - тоже не важно. У нас есть разработчики отовсюду, с разным образованием и с разным бэкграундом.

На собеседовании мы даем всем стандартную задачку на программирование. Она неприлично простая, даже наш аккаунт из сейлз-отдела решил ее. Но ее решают примерно 70 процентов претендентов. Конечно, надо посмотреть на код, посмотреть, что кандидат делал раньше, где он раньше работал. Хорошо, если можно поговорить с бывшими работодателями или коллегами. Если часто менял работу, то это повод задуматься. Разумеется, человек должен вписываться в команду.

Аутсорс подходит только для отдельных, хорошо формализуемых задач, которые не сильно связаны с основным процессом. И только с очень надежными, проверенными временем фрилансерами. Только штат, только хардкор.

Наверное, о том, что такое тетрис, знает каждый человек, так как это игра, за которой часами просиживало не одно поколение. Но, к сожалению, человек, который изобрел эту игру, не добился популярности. И мало кто знает, кто является изобретателем этой игры. Оказывается, Алексей Пажитнов - человек, который придумал тетрис, наш соотечественник. Он родился 14 марта 1956 года в городе Москве.

Алексей Пажитнов: биография

В школе Алексей учился как обычно и ничем не выделялся среди своих сверстников. Но, как он вспоминает, его дневник всегда был полон замечаний от преподавателей.

Алексей Леонидович окончил математическую школу, а позже институт авиации. После окончания института Пажитнов устроился работать в вычислительный центр, где он и изобрел легендарную игру в 1984 году. В 1991 году Алексей переезжает в США. На его счету много работ и наград.

Создание тетриса

В 1984 году в лабораториях часами просиживали молодые ученые, которым нечем было заняться. Вот и Пажитнов Алексей Леонидович был одним из таких людей. В эти годы он занимался изучением проблем, связанных с распознаванием речи человека и интеллектом. Чтобы побороть их, нужно было решать головоломки и сложные задачи. И тогда Алексей решает создать головоломку, которая будет интересна как детям, так и взрослым.

Что прославило Алексея Пажитнова? Изначально он создал компьютерную игру, где фигурки должны были сменять свое положение под силой тяжести других предметов. Но компьютеры не имели больших возможностей, и поэтому игру пришлось упростить. Его фигурки состояли из пяти одинаковых квадратиков, но народ его старания не сильно оценил, и тогда он принимает решение создать что-то попроще. Для тетриса было разработано семь разных фигур. Это число выбрано не случайно, именно это количество способна запомнить память человека. Составлена игра была за счет языка Паскаль.

Что прославило на весь мир Алексея Пажитнова? Он создает тетрис, в котором фигуры из четырех квадратов падают вниз. Кстати, немногие знают, почему тетрис именно так называется. На самом деле в переводе слово «тетра» означает четыре. Хотя изначально эта игра называлась тетрамино - но люди сами переименовали ее, для того чтобы упростить произношение.

Как говорит сам создатель великой игры, то он сотворил ее для того чтобы доставлять удовольствие людям. Алексей считает, что с такой целью должны создаваться абсолютно все игры, ставшие впоследствии знаменитыми на весь мир.

После того как Алексеем был создан тетрис, слава о новой игрушке разлетелась на многие города, и спустя две недели все играли в нее, соревнуясь друг с другом. Хотя первую неделю заняты забавой были только работники компании, в которой трудился Алексей. Через два месяца, после того как была выпущена первая модель тетриса, Пажитнов вместе со своим коллегой создали цветную версию игры. Преимуществом новой игры можно назвать то, что в нее была заложена таблица рекордов. Играли в тетрис не только в Росси, но и за рубежом игра приобрела популярность.

Стоит отметить, что официально создателями игры считалась Академия наук, где трудился в то время Пажитнов. Именно поэтому Пажитнов долгое время не мог получать доходов от своего изобретения. Ведь игра была создана в рабочие часы и на рабочем компьютере, именно поэтому права принадлежали не Алексею.

Права на игру

Многие люди хотели купить у Алексея права на игру тетрис. Первым оказался Роберт Стейн, с которым в дальнейшем хотели сотрудничать советские предприниматели, желавшие заработать большие деньги на изобретении Пажитнова. Хотя с ними никаких документов и контрактов Пажитнов не подписывал. Многие американцы даже создавали свои версии тетриса, которые были не менее популярны.

Позже венгр Стейн перепродал права на игру Microsoft. В 1989 году был создан тетрис по-американски. С того времени было продано более 70 миллионов копий игр и более 100 миллионов загрузок на мобильные устройства. Чуть позже начали создаваться игровые и аркадные аппараты с игрой тетрис.

Создание компании «Тетрис»

Несмотря на то что Алексей Пажитнов не такая известная личность, в жизни у него сложилось все идеально, так как изобретатель много работал. Ему удалось организовать компанию Anima Tek, которой предложила сотрудничество компания «Майкрософт». А уже переехав в США, он организовал компанию под названием Tetris, и только тогда он начал зарабатывать на игре, созданной много лет назад. А с 1996 года Алексей Пажитнов официально работает в компании Microsoft. На всех продуктах, которые выпускаются Алексеем, имеется пометка, что он считается создателем легендарной игры.

Фильм о создании тетриса

Недавно в прессу просочилась информация, что в Америке планируют снять фильм, чтобы все люди могли знать, кто создал игру, за которой проводило много времени не одно поколение. Режиссерами этого фильма, естественно, станут американцы. Пока что не известно точной даты выхода фильма.

Сюжетом фильма будет не только личность Алексея Пажитнова, но и сам тетрис. Сюжет будет научно-фантастическим. Как утверждают режиссеры, фильм обещает быть не менее популярным, чем сама игра.

Тетрис сегодня

Несмотря на то что сегодня очень хорошо развита, остались и такие люди, которые играют в тетрис. Кроме того, на каждой игровой приставке имеется подобная игра. Сегодня разработано множество игр, созданных по подобию тетриса. Можно играть компанией или в одиночку. К слову, эта игра развивает эрудицию и другие способности у ребенка.

Жизнь Алексея Пажитнова сегодня

Несмотря на то что Алексей живет в США, об эмиграции он не думал никогда, это получилось случайно. А от такого подарка судьбы Пажитнов не мог отказаться. Сегодня же Алексей - сотрудник известной компании мира. На его счету выпущено несколько игр, в основном это головоломки, которые пользуются спросом. Он выпускает приложения на разные приставки, но в основном на ПК. Игра тетрис очень популярная, и, наверное, другой игре не удастся добиться такой популярности. Алексей Леонидович признается, что его супруга не играет ни в какие игрушки, а дети с удовольствием играют в игры, которые создает отец, и он гордится этим.

Сам же Алексей Пажитнов играет не только в свои игры - всякий раз, когда он ходит по магазинам, то обязательно приобретает какую-нибудь головоломку для себя. В играх он видит свое вдохновение. Пажитнов до сих пор играет в тетрис, но не считает себя самым лучшим игроком. Алексею еще расти и расти до школьников, которые показывают наилучшие результаты в этой игре.

Кто знает, быть может, Алексей Леонидович выпустит еще одну игру, которая станет не менее популярной, чем легендарный тетрис.

Интервью с предпринимателем Алексеем Конышевым о привлечении первых жителей, медлительности региональной администрации и возрождении деревни.

В закладки

Алексей Конышев

Летом 2014 года разработчик и предприниматель Алексей Конышев на сайт колонку о своём проекте - «посёлке программистов ». За четыре года в его поселении построили дома уже шесть семей с детьми, а Конышев наладил водоснабжение, провёл электричество и интернет.

Предприниматель рассказал подробнее, как привлекал первых жителей и решал вопросы с местными чиновниками.

Идея

Расскажите о себе. Кем вы работаете?

Я руководитель разработки в одной финансовой компании. Работаю удаленно. Мой стаж - 12 лет. В 24 года я переехал из Кирова в Москву и устроился в «Яндекс». Когда я только приехал, столица вызывала только положительные эмоции. Мне нравилось практически все, и я был в полном восторге.

В глубинке люди более спокойные, а в Москве - энергичные, к чему-то стремятся. Возможно, я путаю впечатления от Москвы с впечатлениями от «Яндекса», но разделить их на тот момент я, конечно, не мог.

Тогда почему вы уехали из Москвы и решили создать «посёлок программистов»?

Со временем я начал обращать внимание на недостатки: пробки, плохую экологию и высокую стоимость услуг. В Кирове всё было не так. Простой пример: летом в глубинке все регулярно ездят купаться на реку. Дорога до пляжа занимает не больше 10-15 минут.

А когда в Москве мы как-то раз решили компанией съездить на пляж, нам пришлось встать в четыре утра, чтобы без пробок выбраться из города. И в итоге, когда спустя несколько часов мы добрались до водоёма, там уже было яблоку негде упасть.

И ещё - атмосфера. Со временем стал замечать, что в Москве слишком много мрачных и агрессивных людей, особенно в метро. Тратятся нервы на любую поездку - или такси и пробки, или метро и этот вот мрак. В любом случае, это серьезный стресс.

Кроме того, безопасность жизни в Москве тоже вызывала определенные вопросы. За это время мы дважды слышали перестрелки недалеко от дома – хотя стремились выбирать преимущественно спальные районы. В Кирове такого явления просто нет.

Если в Кирове так хорошо, то почему вы уезжали оттуда?

Потому что там я не мог зарабатывать тех денег, которые мне бы хотелось. Да и возраст был другим, а когда появилась семья, приоритеты изменились. В Москве я получил определенные навыки благодаря общению в профессиональной тусовке. Ради этого стоило уехать из Кирова. И после этого вопрос заработка денег перестал стоять так остро: они росли пропорционально моему профессиональному росту.

На решение особенно повлияли одни выходные, которые мы с женой провели в Кировской области, особенно вечер накануне отъезда в Москву. Лес, закат, беседки на берегу реки, дым от шашлыков, расслабленная и уютная атмосфера.

И тогда я поймал себя на мысли: «Как же мне неохота тащиться в эту чёртову Москву». Я понимал, что попаду в грохочущий железобетонный ад, где асфальт плавится от жары, где люди кричат и всё время куда-то несутся. И я завидовал отдыхающим на берегу, что завтра они проснутся в такой же неторопливой и расслабленной атмосфере.

12 лет назад Киров казался мне задницей. А потом я внезапно понял - ситуация изменилась, и это я оказался в заднице, уехав в Москву.

Для меня Москва оказалась местом, где можно только зарабатывать деньги, но не жить. Поэтому созрело решение перейти на удаленку и переехать куда-нибудь поближе к природе.

Подумал, что наверняка я не один такой, и похожие потребности есть и у других разработчиков. В 2012 году я подготовил проект «Посёлка программистов» и опубликовал его на «Хабрахабре». Там я нашел единомышленников.

Стал общаться с людьми, которые пытаются сделать что-то подобное, но со временем они бросали проекты.

По какой причине?

Потому что это сложно. О посёлке, где будут жить одни программисты, очень приятно разговаривать, мечтать, как там всё будет устроено. Но на практике всё требует очень много усилий и времени. Поэтому когда у людей все доходило до реальных и конкретных шагов, они бросали затею.

Я планировал найти землю где-нибудь в Центральном федеральном округе или Кировской области - это край лесов с хорошей экологией, - и распределить ее на небольшие участки под ИЖС: индивидуальное жилищное строительство. Кроме того, я собирался построить общественные объекты: коворкинг, спортивные и детские площадки, устроить рекреационные зоны, провести интернет. Мне было важно создать комфортную социальную среду.

В самом начале я не знал, сколько стоят участки в регионах и как решать вопрос с коммуникациями - водой и электричеством. Поэтому я хотел развивать проект в партнерстве с государством или крупным девелопером.

Мне казалось, что работа с девелопером самый удачный вариант: он бы построил всё необходимое и «отбил» затраты, а мы получили бы пространство для жизни.

Похоже, проект их не заинтересовал. С кем именно вы вели переговоры, и почему они отказали?

Много с кем. Из самых крупных - с «Мортоном». Основная причина отказов - нерентабельность. Я думал, что с их помощью у меня получится сделать посёлок на тысячу жителей с базовой инфраструктурой - фельдшерско-акушерским пунктом, детским садом и школой.

За дом площадью 100 м² пришлось бы платить 5 млн рублей. Я подсчитал себестоимость строительства - выходило крайне дорого, переплачивать не хотелось.

У нас возник конфликт интересов - я понимал, что поселенцы будут не готовы влезать в ипотеку на много-много лет. Одним из критериев оптимальности проекта была низкая цена.

Параллельно я пытался договориться с администрацией какого-нибудь района Кировской области, чтобы они помогли нам с землёй. Я даже писал о своей идее губернаторам соседних областей. Но ответа не было.

Кухня-столовая одного из домов в поселке

Покупка участка

В конце концов нашим проектом заинтересовались ребята из администрации одного района в Кировской области. Вместе с ними и группой потенциальных жителей из разных регионов страны мы съездили на участок. Всем всё понравилось и казалось, что мы договорились.

Представители администрации сказали: «Всё отлично, регистрируйте компанию, пишите заявление, мы сейчас выпустим распоряжение на межевание». После этого на участок был бы объявлен аукцион, и мы могли получить право долгосрочной аренды.

Они обещали выпустить распоряжение за неделю, но потом дело заглохло. Я им писал, а меня кормили «завтраками». В итоге документ они выпустили только через четыре месяца.

Естественно, я всё это время не сидел сложа руки, а искал другие варианты. К тому же я понимал, если они так много времени потратили на подготовку незначительной бумажки, то что говорить об основной документации.

Тогда я решил купить землю с рук: стал изучать объявления на Avito и прикидывать, что я могу себе позволить. В итоге присмотрел участок площадью 17 гектаров в четырех километрах от городка Слободской - он находится всего в 35 километрах от Кирова. В Слободском проживают чуть более 30 тысяч человек.

Меня подкупило расположение - участок с трех сторон окружен сосновым лесом (и если идти пешком до Слободского, то половину пути проходишь как раз по лесу), а с четвертой стороны к нему примыкает пруд.

Получалось, что наш будущий посёлок с одной стороны был бы таким заповедным уголком, а с другой - находился бы близко к цивилизации. У нас не было бы проблем с инфраструктурой - школами, больницами, продуктами питания. Я не видел другого участка с похожими характеристиками по такой же цене.

Сколько вы за него заплатили?

С учетом процентов по рассрочке - около двух миллионов рублей. С одной стороны это недорого, а с другой - большую часть расходов в таком проекте составляют коммуникации. Например, только в 2017 году пришлось потратить 1,5 млн рублей на строительство дороги до участка. При этом, она еще не закончена.

Откуда взяли деньги на покупку?

Два миллиона при зарплате программиста - это вполне подъемная сумма. Тем более, если брать участок в рассрочку.

В первую очередь я сделал межевание и «нарезал» землю на участки под продажу поселенцам. Всего у меня получилось 60 участков примерно по 12,3 «соток». Кроме того, осталось место под общественные и рекреационные зоны. На берегу пруда я хотел сделать пляж и построить лодочную станцию.

План участка. Серые зоны - незанятая площадь под жилые дома, фиолетовые - выкупленные участки. Желтые - рекреационные постройки. Зеленый прямоугольник - место под общественные пространства

Сколько времени и денег вы потратили на межевание?

30-40 тысяч рублей. Но я ошибся - не проверил подрядчика и заказал услуги компании-аутсайдера. В итоге вместо четырех месяцев потратил год - было много согласований с местной администрацией.

Как искали поселенцев?

У нас ещё со времен статьи на «Хабрахабре» образовалось сообщество единомышленников. Один из них - Ваня - стал первым участником проекта. Именно его энергия не дала мне опустить руки на этом трудном пути.

Ваня стал первым, кто в 2014 году заплатил за свой участок и начал стройку еще до того, как завершилось межевание. В 2015 году он уже переехал в свой дом.

Любитель риска.

На самом деле я прекрасно понимаю, что в начале всё это выглядело как лохотрон. У нас было только поле без дороги. Никто не знал, что будет дальше: чтобы решиться на покупку участка, нужен был определенный уровень веры в человечество.

Но потом, когда я начал потихоньку выполнять обещания - провел интернет, водопровод, дорогу, - стало проще. Вопросов к доверию нет. Поэтому для каждых последующих покупателей участок будет стоить на 20 тысяч дороже.

Себестоимость участка с учетом подведенных коммуникаций - 500 тысяч рублей. Иван выкупил свой участок за 120 тысяч рублей. Сейчас участок стоит 360 тысяч рублей.

На территории посёлка проживают шесть семей, седьмой дом достраивается - скорее всего, его владельцы переедут в него к лету. За последний год в нашем поселении родилось уже три ребёнка.

Примечание: площадь дома - 112 м². В стоимость участка входят подведенные водопровод, электричество, интернет и дорога

Обустройство будущего посёлка

Сложно было подвести коммуникации к «полю»?

Да, целая история. Легче всего решали вопрос с электричеством. По закону, если твой участок находится на расстоянии до 500 метров от ближайшего электрического столба, то тебя обязаны подключить бесплатно.

Вопрос с водой тоже не был сложным: нашли подрядчика, он пробурил скважину, установил трубы, насос и аккумулятор и сделал разводку по участкам.

Самым сложным было провести интернет. В какой-то момент я уже был готов опустить руки и отказаться от борьбы.

Сперва мы планировали проложить оптоволокно от города Слободской. Мы думали: «Что уж тут, всего четыре километра, по 20 тысяч рублей за километр - ерунда». Ну, плюс расходы на выкапывание канала для укладки кабеля - мы планировали потратить не более 200 тысяч рублей.

Нас смущало только то, что копать придется через лес. И действительно - по закону это практически нереально сделать. Земля находится в собственности Гослесфонда, и при первом контакте представители ведомства стали отговаривать нас от этой затеи.

Слушай, парень, у тебя есть возможность прокладывать кабель не по лесу?

А как мне ещё его продолжить? С трех сторон вокруг нашего посёлка - лес.

Дело твоё, но ты замучаешься согласовать проект. Или будешь каждый год платить штрафы.

Они сказали, что согласование настолько мудрёное, что даже не всем сотовым операторам удаётся его пройти: они плюют, прокладывают линии и платят штрафы.

Платить штрафы нам не хотелось. А на согласование потребовался бы год и миллион рублей за километр кабеля. Там совершенно дикие требования к проекту: нужно брать пробы грунта через каждые N метров, проводить гидрогеологические работы и так далее.

В этот момент к нам уже приехали жители, чья работа зависит от интернета. Мы уже стали склоняться к варианту с «радиорелейкой» - металлической опорой с оборудованием, направленным на базовую станцию оператора сотовой связи. В этом случае «ширина» канала на весь поселок составляла бы всего 100 Мбит, поэтому вариант с «радиорелейкой» был не самым радужным.

Параллельно я вел переговоры с «Ростелекомом», и в 2016 году мы достигли соглашения. Компания прокладывала свою оптоволоконную линию недалеко от нашего посёлка. В итоге за километр кабеля до нас мы заплатили 1,1 млн.

Я предлагал им разные варианты: «Давайте я сам прокопаю траншею, уложу кабель и подарю его вам?» Они ни в какую: «Не можем по закону: не пропустит ФАС».

Я не сдавался: «Давайте вы нас наймете как подрядчиков, а мы через субподрядчиков все сделаем?» Их это тоже не устроило: «Извините, у нас по тендеру может быть только один подрядчик».

И наконец: «Давайте я продам вам эту линию?» Этот вариант тоже не работал: «У нас приказ от руководства - никаких линий не покупать». В итоге пришлось заплатить им полную стоимость.

Зато теперь у каждого жильца есть интернет с шириной канала в 100 Мбит в секунду. Причём услуга стоит 300 рублей. Пинг очень маленький - даже у меня в Москве такого интернета не было.

Возникало ли у вас ощущение, что вы играете в «Цивилизацию» в реальном мире?

Конечно. Хотел даже на сайте написать, что планирую построить амбар, базар и библиотеку (три первых здания в игре Sid Meier’s Civilization - сайт ), но в итоге не стал - боялся, что не все поймут шутку.

«Посёлок программистов»

Сколько всего личных денег вы потратили на этот проект?

К сожалению, я не вёл четкой бухгалтерии и не могу разграничить: вот такие суммы я тратил на жизнь, а вот такие - на проект. Но если прикинуть - получится около 11 миллионов за последние пять лет. Это без учета поступлений от продажи участков. С ними сумма будет еще выше.

Вы собираетесь зарабатывать на этом проекте, или ваша главная задача - выйти в ноль?

Хороший вопрос. Думаю, что выход в ноль - более реалистичный сценарий. Конечно, было бы неплохо зарабатывать: на коммерческой инфраструктуре или как-то ещё. Но лучше думать о том, как выйти в ноль.

Жизнь в посёлке

Какие инфраструктурные объекты есть в поселении помимо домов?

Недавно закончили детскую площадку и горку. Кроме того, достраиваем гостиницу - думаю, закончим в этом году. Это место для тех, кто приезжает посмотреть, как мы живём. Чтобы они могли остановиться на несколько дней, а затем принять более взвешенное решение. Больше ничего.

А где вы покупаете продукты?

В Слободском. С продуктами проблем нет - раз в неделю мы закупаемся по-крупному и забиваем холодильник, и в течение недели покупаем необходимое, когда возим детей на кружки и секции.

Кружки и секции?

Да. Например, в шахматный клуб. Кстати, я недавно узнал, что в Слободском живет чемпион мира по шахматам среди слепых. Еще есть музыкальная и художественная школы, секция рукопашной борьбы, танцевальный кружок и курсы по робототехнике.

В Слободском 10 школ, причем две - с углубленным изучением гуманитарных или технических предметов. Некоторые жители предпочитают домашнее образование - сами занимаются с детьми, возят в школу только на контрольные и проверочные работы.

Вообще, я не считаю, что качество образования коррелирует с удаленностью от Москвы. Наоборот, я не верю в качество бюджетного образования в столице - учительской зарплаты недостаточно для выживания. В Кировской области учителя получают достаточно, чтобы оплачивать жилье, еду, тратить на другие нужды.

Коммерческое образование в Москве стоит столько, что за эти деньги можно в Кирове каждый день приглашать к себе репетиторов по всем предметам.

Строительство детского городка

В чем вы ощущаете потребность?

На данный момент - только в финансах. Думаю, в этом году должна измениться динамика продаж участков - так как мы практически выполнили ключевые обязательства, и денег на развитие будет больше.

Деньги помогут решить все остальные вопросы. Например, жители больше всего просят построить спортивный центр, в котором можно будет поиграть в волейбол, футбол, бадминтон и позаниматься на тренажерах. А ещё жители хотят коворкинг.

Вы обращались к крупным российским ИТ-компаниям? Может, кто-нибудь из них захочет стать спонсором проекта?

Да, конечно. Прежде чем приступить к реализации проекта, я потратил год на переговоры - в том числе с ИТ-компаниями. Тратил много времени на подготовку и переписку, но безрезультатно: сейчас в стране кризис, и непредсказуемые инвестиционные проекты мало кому интересны.

Тем более, он вряд ли будет окупаться. Конечно, в будущем тут будет больше жителей - во многом благодаря инфраструктурным объектам: коворкингу и спортивному центру.

Но сейчас я не представляю, как договориться с коммерческим партнером без полного вхождения в проект. А полное вхождение в проект инвесторов не интересует.

На их поиск я уже потратил год в самом начале проекта, а мог бы развивать посёлок. Если бы какой-то партнер появился на горизонте, конечно я бы с радостью рассмотрел возможные предложения. Но тратить энергию на поиск больше не буду. Этот вариант не кажется мне реалистичным.

О какой сумме идет речь? Сколько денег нужно на коворкинг и спортивный центр?

Я думаю, что четыре миллиона рублей. При больших объемах себестоимость квадратного метра составит 15-20 тысяч рублей. Возможно, на первом этапе стоит сделать одно здание: половину отвести под коворкинг, половину - под спортивный зал. А в будущем - перенести тренажеры в отдельное сооружение.

А вы предлагали жильцам «скинуться» и построить всё необходимое на свои деньги?

Да, такая идея есть. Это может быть выгодным для существующих жителей - вложить деньги в инфраструктуру, а в будущем (как акционеры) получать доходы за счет входной платы. Разумеется, по мере роста посёлка.

Но не думаю, что сейчас к этому кто-то готов. Покупка участка, строительство и отделка дома - это серьезный финансовый шок, от которого пока никто не отошёл. К тому же, грамотное юридическое оформление подобной схемы - это достаточно серьезный и дорогой вопрос, поэтому ее реализацию мы отложили на будущее.

Интерьер одного из домов.

Сообщество

Вы принимаете новых жильцов только по заявкам. Были такие случаи, что кому-то приходилось отказывать?

Да. Чаще всего это происходит после изучения профилей в соцсетях, когда адекватность заявителя начинает вызывать вопросы. Например, если человек публикует непристойные фотки пьяных коллег с последнего корпоратива, не особо задаваясь вопросом, понравится им это или нет.

Или когда вся стена забита маниакальными репостами про загнивающий запад и доброго Путина (или про загнивающего Путина и доброго Навального, никакой разницы).

Мы не приветствуем экстремизм и одержимость в любом виде. При этом в поселке живут люди, часто придерживающиеся противоположных взглядов на многие вопросы, но без излишнего фанатизма.

Если называть вещи своими именами, критерий отбора новых жителей у нас один: не быть мудаком.

Кроме того, у нас сохраняется естественный фильтр - чтобы жить в поселке, нужно зарабатывать «удалёнкой». Иначе просто не получится - в Слободском не очень много бизнеса, готового платить нормальную зарплату.

А если в семье жена - не «удалёнщик», то откажете?

Конечно, нет. Вообще, заработок - это внутреннее дело семьи. Так сказать, естественный фильтр, а не искусственный критерий, который мы устанавливаем.

На сайте проекта написано, что в посёлке никто не пьёт и не курит. Это обязательные правила?

О, это уже не так. Как выяснилось на последнем новогоднем празднике, некоторые жители тайно провозят в посёлок алкоголь и распивают его скрытно от окружающих, уходя таким образом от общественного порицания.

Если говорить серьезно, то в большинстве семей алкоголь не употребляется принципиально, и это является как бы нормой в посёлке. Поэтому все общие мероприятия проводятся без спиртного, вдобавок к этому жильцам нельзя курить и пить во всех общественных зонах.

Когда я впервые узнал о вашем проекте, то представил посёлок с «умными» домами и автоматизированными фермами. Вы планируете внедрять такие вещи?

Со временем - конечно. Но есть вещи, которые необходимо сделать в первую очередь. Например, автоматизированная ферма не заработает, если у тебя на участке нет интернета или воды.

Если у тебя в посёлке есть какая-то минимальная автоматизация - про это все скажут: «Круто». Но никто не скажет: «Круто, у вас есть дорога, интернет и электричество». Хотя это самые дорогие и трудоёмкие вещи.

Сейчас весь наш ресурс уходит на необходимые вещи. Но постепенно мы понимаем, что фокус проблем смещается с выживания на развитие. Поэтому, разумеется, в будущем будем заниматься автоматизацией.

Я верю, что в стране всё может измениться с помощью информационных технологий. У меня был интересный опыт: в позапрошлом году я предложил директору местного лицея запустить бесплатные курсы по современной веб-разработке для детей.

Директор хотел, чтобы я готовил учеников к олимпиадам, но я настаивал: «Никаких олимпиад, я научу их зарабатывать деньги». Примерно за полгода ученики освоили React и другие технологии из современного стека.

К сожалению, у меня нет контактов детишек - после выпуска они уехали из Слободского. Но у меня перед глазами есть другой пример - знакомый за год прошёл этот курс сам, и вскоре после окончания стал зарабатывать 80 тысяч рублей. Ещё через три месяца - 120 тысяч рублей, работая удалённо.

А теперь представьте, как бы все изменилось, если бы в каждой деревне после 11 класса выпускалось по 10-15 человек. Они могли бы зарабатывать по 80-100 тысяч рублей, не уезжая из своего населенного пункта.

Местная экономика стала бы расти, а вместе с этим - и качество жизни. Поэтому в будущем году я планирую устроить что-то вроде летнего лагеря для старшеклассников, которые хотят научиться веб-разработке. Чтобы они могли пожить на природе здоровым образом жизни, а параллельно - освоить современные технологии в интенсивном режиме.

Как вы себе это представляете?

Мы поставим навес на участке, чтобы можно было заниматься в любую погоду, организуем питание с помощью кейтеринга и небольшую спортивную инфраструктуру (турники, настольный теннис и спортивную площадку).

Так мы совместим профессиональное и физическое развитие – мне кажется, это должно стать крайне полезным.

А где они будут жить?

В палатках.

Звучит здорово, но я скептик - мне кажется, что инициативу зарубят местные чиновники. Скажут: «Ваш лагерь не соответствует санитарным правилам и нормам».

Во-первых, в России уже существуют мероприятия в похожем формате. Например, «Летняя экологическая школа». Кстати, ребята как-то связывались с нами и предлагали провести свою школу на нашей базе, но в итоге оказались не очень контактными.

Во-вторых, вопрос соответствия всем правилам - это важнейшая часть всего мероприятия, и мы хотим сделать тут все максимально «плотно».

Если бы вы могли изменить прошлое, то стали бы снова заниматься посёлком?

Разумеется, если бы я вернулся в 2013 год, я бы сделал многое по-другому и исправил ошибки, из-за которых я потерял много ресурсов. Но я не представляю, как бы жил без этого проекта.

Написать