Андрей бартенев биография. Окончил Краснодарский художественный институт

Знаменитый художник современности Андрей Бартенев появился на свет в северном городе Норильске в начале октября 1965 года. Его родители были обычными рабочими, семья жила в коммунальной квартире в небольшой комнате. Мальчик рано заинтересовался музыкой, ему хотелось научиться играть на фортепиано, но дома громоздкий инструмент негде было поставить. Тяга к творчеству оставалась, и Андрей начал лепить, рисовать, что-то резать и клеить из бумаги.

Художник Андрей Бартенев

После окончания 10 класса юноша решил сменить обстановку и из Заполярья направился на юг России в Краснодарский край, где поступил в институт культуры на факультет режиссуры. Буйство южных красок поразило молодого человека, который привык к полярной ночи, вечному снежному покрову и северному сиянию.

Эмоциональное переживание цвета вылилось в творчестве художника в нечто большее, чем просто написание картин. Движение, а не статика - вот что стало основным направлением для него. Это совпало с веянием эпохи, в которую Бартенев органично вписался.

Творчество

В возрасте 20 лет молодой человек уезжает в Москву по приглашению и ее директора. В столице Андрей начинает активно работать с молодыми коллективами. Он ставит первые перформансы, на которые с удовольствием начинают ходить как критики, так и обычные зеваки. Равнодушных не остается.

Вместе с Петлюрой Бартенев создает в галерее «Марс» свои первые работы: «Буйство на горе Ана-Дырь под пение никитинских рыбок» и «Великая корякская чайка». Вскоре с представлением «Ботанический балет» он едет на фестиваль в Ригу, где получает Гран-при.


Зарубежная пресса 90-х, наблюдая за творчеством необычного русского, была в восторге от стилистики его акций, которая напоминала эпоху русского авангарда и футуризма. Перформансы Бартенева - словно ожившие фигуры из картин художников начала XX столетия, которые под музыку современной классики перемещались по пространству с точностью взаимодействия планет.

Сам художник замечает, что круг, вращение - это основные ключи к пониманию его творчества. На родине в середине 90-х Бартенева принимают в ряды Союза московских художников.

В начале 2000-х Андрей Бартенев работал по приглашению Роберта Уилсона в его центре Watermill в Хэмптонсе. Русский дизайнер поставил в США одну из запоминающихся своих работ «Лестница красного». В представлении участвовали настоящие оперные певцы и оркестранты, которые вместо симфонических инструментов для создания звукового фона использовали пустые железные банки. Особый эффект произвели на публику макаронные блюда, которые исполнители кидали с балкона прямо на сцену.


Эпатажный модельер Андрей Бартенев

Андрей Бартенев считает себя прирожденным педагогом. Он рано начал обзаводиться учениками, почти с самого начала своей творческой биографии. Тому поспособствовал его юношеский опыт работы пионервожатым в советских детских лагерях.

В настоящий момент художник преподает не только на Западе. Он собирает молодых творческих ребят в Москве на свои лекции по искусству, а также привлекает особо одаренных в свои перформансы. Наиболее известной российской ученицей мастера стала Саша Фролова, которая уже прославилась своим проектом «Аквааэробика».


Бывшие студенты Бартенева получают высокие оценки мастеров современности, и работают сценографами и артистами в знаменитых коллективах Европы и США.

Одна из последних акций дизайнера «Я тебя люблю» - современная скульптурная композиция, представленная множеством динамиков и микрофонов. Она была создана для первой Московской биеннале, а сейчас выставлена в Музее современности в Москве. Суть ее заключается в том, чтобы сказать в микрофон фразу «Я тебя люблю», которая тут же отзовется пятикратным эхом со спецэффектами, а вслед за этим прозвучит записанный на пленку ответ предыдущего участника акции.

Картины

Как художник, Бартенев создает картины, выполненные в смешанных техниках: декупажа, пастельной живописи, графики, коллажа. Наиболее известными работами Бартенева считаются «Девочка с двумя фейерверками», «Автопортрет в свадебном наряде райской птицы», «Портрет в сапогах», «Спокойствие двух клоунесс», «Я фей, я - фей прекрасный», «Автопортрет в роли Арнольда Нижинского».


Стилистически его картины представляют собой крайнюю степень абстракции. Помимо художественных работ Андрей воссоздает зрелищные представления. Это такие акции, как «Спящие красавицы», «Снежная Королева», «Фауст», «Нижнее белье для Африки», фестиваль иллюстрации «Институт Улыбки», выставка «Люби кутюр!».

Драматический театр

Неутомимый Андрей Бартенев попробовал себя и в качестве театрального актера. В начале 2000-х годов он принял участие в постановке «Shlem.com» по произведению . Экспериментальный спектакль, в котором авторы попытались соединить представление, видеопроекцию и общение зрителей в интернет-пространстве, принял участие в Фестивале современного искусства «NET», однако данное действо не произвело впечатления на критиков. Но этот опыт характеризует Бартенева как художника, который находится в поиске новых форм.


Сейчас Андрей много работает в Европе. Он преподает в Норвежской академии театрального искусства. На Западе проведение перформансов выделено в самостоятельный вид искусства, и такая дисциплина преподается отдельно. Российский дизайнер общается со многими представителями западной художественной элиты: Эндрю Логаном, Пако Рабанном, Кельвином Кляйном, Жан-Полем Готье, Робертом Уилсоном, Зандрой Роуз.

Модельер

Андрей Бартенев - регулярный участник светских мероприятий. На различных встречах мастера эпатажа можно увидеть в самых необычных костюмах.


Высокого роста (184 см) стройный художник, который выглядит намного моложе своих лет, является отличной моделью для собственных экспериментов. На фото в Инстаграм Андрея Бартенева можно увидеть в фантастических нарядах, напоминающих инопланетян и загадочных космических существ. Но особенно запомнился публике модельер в костюме малинки.

Скандалы

С именем Бартенева связано немало скандалов, хотя в сущности он безобидный художник-пацифист. Так, например, на одной частной вечеринке для богатого клиента Бартеневу было заказано проведение вечера. Каково же было удивление представителей высшего общества, когда им в качестве развлечения было представлено шоу из нескольких десятков кошек и собак, которые занимались процессом размножения. В тот вечер для Андрея и его друзей все закончилось плачевно.

Личная жизнь

О личной жизни Бартенева известно немного. В своих интервью художник шутя или всерьез говорит, что в параллельной реальности у него есть дружная семья, которая состоит из трех мужей и одной жены. Но детей у эксцентрика нет даже там. Известно, что не так давно Андрей потерял свою маму, которая была самым близким для него человеком.

Андрей Бартенев сейчас

Современные художественные акции Бартенева проводятся в Москве, и все чаще в развлекательных центрах. Художник использует много цвета, воздушных шаров, световых эффектов. Костюмы последних работ отличаются своей простотой, что помогает свободному передвижению актеров.


Новый ведущий шоу “Модный приговор” Андрей Бартенев

В 2016 году успешно прошло несколько акций Бартенева: «Дайте любви!», «Ногами в воде, головой в облаках» и «Портреты счастливых людей». А в начале 2017 года было объявлено, что современный дизайнер с 1 марта начинает вести программу Первого канала «Модный приговор», в которой он на время заменит предыдущего ведущего .

Поклонники историка моды недоумевали - с чем могут быть связаны столько резкие изменения в программе? Васильев поспешил успокоить общественность, сообщив, что Бартенев станет ведущим “Модного приговора” на несколько выпусков, пока Александр будет занят своими сторонними проектами.

Художник, скульптор, модельер Андрей Бартенев родился в Норильске в далеком 1969 году. Детство мальчика прошло в коммунальной квартире. Сам Андрей вспоминает то время как голодное и холодное. А своим главным вдохновением тех времен называет своих домашних питомцев.

Образование Бартенев получил в Институте культуры г. Краснодара. После окончания он уезжает в Сочи, где становится успешным художником, создателем выставок и перформансов.

В 90-х годах Андрей прилетел в Москву самолетом из Адлера. Его встречал Сергей Гагарин, директор группы Браво. Он не только познакомил Андрея со своими друзьями, но и рассказал, как надо жить в Москве. Гагарин посоветовал Бартеневу одеваться более экстравагантно. Андрей быстро понял, чего не хватает его сочинскому шарму. Добавив чуть-чуть блошиного рынка, он с легкостью вписался в круг московской богемы. Первым делом Андрей отправился со своими графическими работами на Малую Грузинскую, где в то время находился Комитет выставок. Там его сразу приняли, и он познакомился с такими людьми как Герман Виноградов, Петлюра, и многими другими талантливыми художниками того времени. Там же была проведена их первая групповая выставка. По совету своих новых друзей, Бартенев отправился в галерею "Марс", где все и началось.

Творчество Андрея Бартенева

Первым большим проектом Андрея того времени стало «Буйство на горе Ана-Дырь под пение никитинских рыбок», в рамках которого он курировал выставку сочинских и московских художников. Сам Бартенев танцевал на том проекте под звуки музыки с пером от сочинского павлина. Тогда в начале 90-х о Бартеневе писали все газеты.

Триумф Бартенева в Европе начался в 1993 году. Там Андрей со своим Ботаническим балетом попадает в репортаж журнала Stern. Фотография Андрея на весь разворот, где он весь в пуговицах стоит в метро со стеклянным цветком и с брошками Эндрю Логана, облетела весь мир. Последовал звонок от жены Юрия Визбора, которая сообщила Андрею, что его приглашают на фестиваль во Франкфурт-на-Майне. Позже Бартенев нон-стоп ездил по всем городам Европы, и в 1995 году оказался в Лондоне, где прожил следующие 10 лет.

В 2000-х годах Бартенев уходит от больших музеев и галерей, и его приоритетом становится перформанс. Его работы в этом жанре обошли все ведущие площадки мира.

Ботанический балет - один из самых известных перформансов Бартенева, с которым он получил Гран-При в 1992 году в Юрмале на «Ассамблее неукрощенной моды». Он имитирует детскую игру «лепи из снега» при помощи картона и папье-марше.

Другая не менее известная работа мастера – постановка «Снежная королева». Этот причудливый перформанс невероятной фантастичности задействует пестрые движущиеся скульптуры и объекты. Зарубежной публике эта работа напомнила творчество Кандинского.

Еще один нашумевший перформанс Бартенева называется «Я тебя люблю!». Зрители произносят эти три слова, которые затем с помощью длинного ряда огромных динамиков, расположенных по извивающейся линии, возвращаются к нему самому.

Личная жизнь

Несмотря на доброту, улыбчивость и дружелюбие, Андрей старается никого не впускать в свою личную жизнь. Известно, что детей у него нет. А самым близким человеком всегда была мама, которая ушла из жизни несколько лет назад.

Российский художник, скульптор, дизайнер, акционист, экспериментатор и создатель множества провокационных выставок и перформансов.

Андрей Бартенев. Биография и творческий путь

Андрей Бартенев родился в Норильске в октябре 1965 года в обычной семье, проживавшей в коммунальной квартире. В детстве он мечтал получить музыкальное образование, однако жилищные условия не позволяли разместить дома габаритное пианино. В юные годы всё его творчество, по словам Бартенева, ограничивалось пластилином и ножницами: мальчик лепил различные фигурки и создавал коллажи из цветной бумаги.

Окончив школу, Бартенев перебрался в Краснодар, где поступил в институт искусств на факультет театральной режиссуры. По специальности проработал порядка полугода, после чего в конце 1980-х годов приехал в Москву, где вскоре познакомился с эпатажной Жанной Агузаровой . По признанию Андрея, тогдашний директор певицы Сергей Гагарин помог ему начать карьеру в столице.

Андрей Бартенев: Потом появились знакомые мирового масштаба - Эндрю Логан, Пако Рабанн, Кельвин Кляйн, Жан-Поль Готье, Роберт Уилсон, Зандра Роуз… Они стали не только моими хорошими знакомыми и друзьями, но и примером того, как можно смоделировать свою жизнь». люблюодеваться и жить согласно своему воображению… Я одеваюсь так, как хочу. Причем если в любой европейской стране мой внешний вид вызывает доброжелательное любопытство, то в России яркая и необычная внешность провоцирует агрессию.

В начале творческого пути Андрей ориентировался на русскую классику и авангард 1911 - 1914 годов. В середине 90-х один из своих перформансов Бартенев посвятил художнику-авангардисту Казимиру Малевичу .

В 1992 году на фестивале в Риге Андрей Бартенев удостоился Гран-при за свой проект «Ботанический балет».

Завоевав популярность, Андрей все больше становился участником различных музыкальных фестивалей, устраивая мультимедийные перформансы. Кроме того, сфера занятий дизайнера и модельера Бартенева: графика, проектирование скульптур, писательская деятельность. Он проводит мастер-классы как в России, так и за рубежом - в Америке, Британии, других европейских странах. Одно время преподавал в театральной академии в Норвегии на факультете сценографии.

Особый интерес у зрителей вызывают необычные динамичные перфомансы Андрея, работы которого находятся в российских и зарубежных галереях, частных собраниях, выставляются в крупнейших музеях современного искусства за границей. В числе его детищ: выставка «Люби кутюр!», фестиваль иллюстрации «Институт Улыбки», проекты «Спящие красавицы», «Минеральные воды», «Нижнее белье для Африки», «Ботанический балет», «Снежная королева», которая также, как и другие работы, потрясла иностранных искусствоведов.

В числе всемирно известных перформансов Бартенева проект «Я тебя люблю!», представляющий собой габаритную конструкцию из множества огромных динамиков. Они расположены друг за другом по кривой. Зритель же, произнося заветные слова, наблюдает, как проживающая недолгую жизнь фраза возвращается обратно.

В 2015 году в Музее современного искусства в Москве Андрей представил ретроспективу своих работ, создаваемых автором в течение четверти века.

Андрей Бартенев: Я люблю общественные пространства: стадионы, магазины, аэропорты. Я не против наполнить их своими формообразованиями. Чем больше людей увидят их, тем больше они зарядятся моим пониманием дружбы и любви.

В 2016 году, например, выставка Андрея под названием «Дайте любви!» открылась в торгово-развлекательном центре столицы Кунцево Плаза. В том же году он поработал художественным руководителем галереи «Здесь на Таганке», где сделал успешные выставки «Ногами в воде, головой в облаках» и «Портреты счастливых людей», которые посетило рекордное количество людей.

Андрей Бартенев - член Союза художников и Академии дураков Вячеслава Полунина.

В конце февраля 2017-го стало известно, что Бартенев с 1 марта на время займет «трон», на котором в рамках программы «Модный приговор » на Первом канале восседал с лета 2009 года историк моды Александр Васильев , сменивший на этом месте прежнего телеведущего популярного шоу Вячеслава Зайцева , покинувшего проект по состоянию здоровья.

Андрей Бартенев празднует сегодня свой 50-й день рождения. Мы не нашли способа лучше поздравить художника, кроме как поговорить с ним обо всем: о детстве в Норильске, о Тарковском, снах, твороге, Вселенной, облаках, страхах и, разумеется, об искусстве тоже

А ндрей Бартенев отмечает юбилей. Поверить в предлагаемую цифру сложно, да и зачем, когда сам художник возраста не замечает и вообще считает его понятием весьма отстраненным. За последние месяцы он успел подготовить сразу несколько персональных выставок, включая ретроспективу в Московском музее современного искусства, опутавшую весь особняк на Гоголевском бульваре, и экспозицию в галерее RuArts. В последней как раз сегодня открывается проект «И зазвенел цветогривый вихрь», название которого весьма метко описывает явление по имени Андрей Бартенев. Мы решили избавить художника от очередного рутинного интервью и отправили разговаривать с ним Ольгу Дарфи — режиссера, постоянного автора Buro 24/7 и по совместительству давнего друга Андрея. Беседа получилась долгой и личной.

А что это Buro 24/7 придумал по Skype разговаривать?

Ольга Дарфи: Да это потому, что я в Крыму, в селе, а ты в Москве. А решили, что именно я должна взять у тебя интервью, так как мы лет двадцать уже знакомы.

АБ: О, как бы я хотел тоже сбежать к морю, солнцу и ветру, сидеть на лугу...

ОД: Есть домашний творог...

АБ: О, творог — моя любимая еда.

ОД: И что же тебя удерживает?

АБ: Ну что, что... Любовь к творческим экспериментам. Вот сейчас четыре дня сидел в Суздале на керамическом заводе Дымова, не разгибая спины напряженно и вдумчиво работал... Минус три позвонка, плюс одна выставка. Сегодня открытие в галерее «Роза Азора» (Андрей имеет в виду открытие выставки «Слон в посудной лавке», которая работает с 7 по 22 октября. — Прим. Buro 24/7 ).


ОД: Ну, я тебя особо не буду спрашивать про открытие твоей огромной выставки-ретроспективы, про нее уже только ленивый не написал.

АБ: Большое сделаешь мне одолжение. Действительно, все есть в интернете, пусть почитают, кому интересно.

ОД: Спрошу только... Вот ты пришел на свою выставку-ретроспективу, посмотрел на свои объекты, картины и подумал: «Как хорошо! Это мой творческий итог!». Или: «Какое у меня блистательное начало!». Или что?

АБ: Ага... торжественно облизнулся и замер от удовольствия. Нет, конечно! Никакой это не итог и не начало, обычный рабочий момент. Я посмотрел и подумал, есть много идей, которые надо развивать. Вот и все. Надо двигаться дальше.

ОД: А как появилось название ретроспективы «Скажи: я тебя люблю!»? Кто его придумал?

АБ: Здесь нет никакой особенной легенды специально для журналистов. Его придумала Ольга Свиблова по названию одноименной звуковой скульптуры. Заходите, сами поймете, что и почему.


ОД: Ладно, на этом мои искусствоведческие вопросы, пожалуй, закончатся.

АБ: Слава богу! А то о смысле современного искусства, перформансах девяностых и отличии одного от другого, а чего-то третьего — от моих объектов уже столько раз спрашивали, что прямо зевать хочется. В конце концов для этого же искусствоведы есть.

ОД: Нет, мы будем только о жизни и о душе. Например, твое творчество пронизано иронией. Это способ отразить мир или такая игра в прятки?

АБ: Да, ирония — это такая форма наслаждения, формула счастья, если хочешь. Я считаю, все держится на этой способности человека к самоиронии. Иначе мир бы давно раздуло от важности и гордости, он бы лопнул. Так что все и всех спасает ирония. Я постоянно рефлексирую и смеюсь над собой. Мне дико смотреть на художников, серьезно относящихся к своему творчеству.

ОД: Ну как, есть мнение, что художники, которым нечего сказать, у которых нет серьезного заявления миру, вот они иронизируют. Все хиханьки и хаханьки у них.

АБ: Ага, вот как раз серьезные заявления миру и есть самая невероятная скука и путь в никуда, я считаю. Спать от этого хочется. На мой взгляд, как только ты понял, что тебе есть что сказать миру великого, то все, это уже стагнация. Это же как нужно к себе относиться, чтобы действительно считать, что ты можешь что-то такое сообщить, от чего Вселенная перевернется. Надо сказать спасибо, если Вселенная разрешит капельку к себе прикоснуться. Откроет миллиметр своей сущности, которую ты будешь интерпретировать или отражать. Иронично, разумеется.

«Все держится на этой способности человека к самоиронии. Иначе мир бы давно раздуло от важности и гордости, он бы лопнул» ОД: А тебе снятся скульптуры? Бывает такое?

АБ: Конечно, бывает! Например, скульптура «Восьминогая собака» — результат сновидений. Также мне, например, приснилось название. Сейчас выходит книга воспоминаний про Вадика Мамышева-Монро, у меня там есть рассказ, название приснилось: «Я тебя узнал по цвету небритых волос на ногах».

ОД: Круто. А весь сон расскажешь?

АБ: Нет, конечно! Это эротический сон. Расскажешь такое, так все тут же решат, чтоэто не сон, а было на самом деле. Народ же вечно путает вымысел и реальность, сон и явь. Да еще сами потом придумают детали по ходу изложения, сочинят недосказанное — и такое начинается. Здесь главное — поменьше говорить.


ОД: Точно. Однажды Максим Шостакович мне рассказывал, что на все вопросы журналистов он отвечает: «Не знаю. Не помню. Забыл». Ну хорошо. Как известно, журналисты часто задают довольно глупые вопросы...

АБ: Да уж. За двадцать пять лет вопросов у меня все ответы от зубов отскакивают. Присылают список вопросов, я читаю, говорю: «Девушка, возьмите мои предыдущие интервью и сами напишите, ладно?».

ОД: Ну а есть вопрос, на который бы ты хотел ответить?

АБ: Дарфи, такое тоже спрашивали. Соригинальничать хотела? Не получилось! Нет, всегда интересно разговаривать с личностью, неважно, какие именно вопросы, разговор ни о чем — самый интересный.

ОД: Так и напишем, интервью между вопросами.

АБ: Да, читаем между строк. Ты, главное, не пиши, что я — модный модельер, вот у меня одно только требование.

ОД: О-о-о, а можно написать: «И тут в дверном проеме нарисовалась художница Бартенева...»?

АБ: Ха-ха-ха... это отлично! Вот такого еще не было, никто меня не спрашивал: «А какой ваш пол?». Это хороший вопрос!

ОД: А есть такое, о чем бы ты предпочитал никогда не говорить?

АБ: Есть.

ОД: И что это?

АБ: Ну я ведь не хочу об этом говорить.


ОД: Хорошо. Продолжим наш блиц. Можешь в трех словах сказать, что ты транслируешь миру?

АБ: В трех не могу. Могу в семи. «К солнцу, свету и луне мы летим в одной трубе». Вот.

ОД: А, тема вечного движения.

АБ: Да, все мы путешествуем, внутрь себя или вовне. И наша Галактика тоже путешествует: мы несемся, создавая по пути Красоту. Ну в идеале, конечно.

ОД: Точно. А кто был твоим учителем?

АБ: У меня много учителей.

ОД: А вот если один и главный?

АБ: Тарковский. В городе Норильске, как и многие советские дети по всей стране, я прогуливал школу и ходил в кино. В кинотеатре тогда шло два фильма: «Сталкер» и «Служебный роман». Сеансы шли одновременно. Я купил билет за десять копеек и стоял перед афишами, делал выбор. Про один фильм было написано, что-то там вроде драматическая история любви, а про другой — научная фантастика. Я пошел смотреть «Сталкер» — и это изменило мою жизнь. Мне было девять лет, и я понял, что всякие вариации возможны. Конечно, я не смог бы тогда четко сформулировать концепцию вариативности, но я твердо понял, что нет единого пути для всех. Надо делать то, что только ты сам хочешь. И уж я ни в чем себе больше не отказывал, перевоспитать меня стало невозможно. С тех пор я делал только то, что считал интересным для себя.

ОД: Что, например?

АБ: Ну что, лепил то, что я хочу, а не зайчиков и самолеты или что там нам велели в художественной школе. Вел себя так независимо, все время у меня было «неудовлетворительно» по поведению. Не изменял себе, словом.

ОД: Мне это понятно. Скажи, пожалуйста, вот 9 октября тебе исполняется — это что-то невероятное — 50 лет. Что такое возраст для тебя?

АБ: Даже не знаю. Ничего. Я его не замечаю, не чувствую. У меня такая эмоционально насыщенная жизнь, что некогда замечать время. Думаю, это люди, которым нечего делать, считают свои годы. Мне не бывает скучно или тоскливо или чтобы поясницу прихватило — я все время работаю. Что касается здоровья, я решаю текущие задачи: вовремя сходить к стоматологу, уши полечить или, например, позвоночник. Я всегда правильно питаюсь, не пью алкоголь. С другой стороны, меняется жизнь вокруг тебя, ты развиваешься, идешь вперед. Можно сказать, что возраст — это движение вперед. Ой, подожди, тут мой племянник звонит, пять лет его не слышал.

Разговор с племянником: Ага, ага, моя самая камерная выставка в галерее «Роза Азора». А что это ты мне подарки раньше времени несешь? ... Давай. ... Я буду в образе слона, никогда я не был еще в образе слона. Первый раз сегодня. Дебют, так сказать. «Слон в посудной лавке» — название выставки. Да, вход бесплатный.

АБ: Да, прости, возвращаюсь к тебе.

ОД: А медведем ты уже был?

АБ: Ой, ну кто не был медведем? Петлюра календарь делал. Я там у него какой-то месяц представлял в образе медведя. Надо было надевать вонючую тесную грязную шкуру. Я даже смотреть на нее не мог без отвращения, чуть не скончался, хотелось все бросить и бежать домой, но нельзя подводить товарища. Я тогда и подумал: если я это сейчас вынесу, то уже все смогу. Так я и стоял в этой шкуре. А потом выяснилось, что там даже было не видно, что это я, любой человек мог стоять там. Такой бред.


ОД: Вот-вот, я испытывала примерно те же чувства, когда участвовала у тебя в перформансе в образе ракеты-пожарника. Костюм, правда, не вонял, но я никак не могла разглядеть, куда мне идти по подиуму и где он заканчивается. Шла, повинуясь вибрациям света и музыки. Ладно, это лирическое отступление. А боишься ли ты чего-то?

АБ: Я тут недавно набрал студентов, и это оказался какой-то клуб самоубийц: все они были готы и думали, что современное искусство — это красивый способ уйти из жизни. Целый год пришлось с ними работать, объяснять, что есть радость, добро, свет, какими-то такими базовыми вещами с ними заниматься. Их родители должны мне сказать большое спасибо. Ну, если серьезно, боюсь того же, что все люди: смерти, убийства, хамства, неприятных случайных людей. Вот недавно летели в Ниццу с подругой, сидели спорили о том, что такое современное искусство, никак не могли договориться. Разругались насмерть, и вдруг самолет начинает падать. Вот это настоящий ужас. Зато я моментально почувствовал, запомнил, что в самолетах нельзя ругаться. Да вообще ни с кем в жизни нельзя ругаться. Теперь, когда лечу в самолете, разговариваю с облаками, мысленно прошу у них прощения. Микросистемы, которые образуют облака, они разумные. Они безобидные, светлые и красивые, они летают себе, парят воздушно, а тут какой-то адский железный монстр начинает их рассекать. Им же больно, но они терпеливо переносят вмешательство людей. Иногда им надоедает, и вот — загадочные крушения самолетов. Я теперь всегда прошу прощения у этих милых субстанций. Да вообще так называемый материальный мир не такой уж бесчувственный и бессловесный, как в своей гордости думает человек. Надо поаккуратнее жить.


ОД: На что тебе не хватает денег?

АБ: Да ни на что не хватает!

ОД: Как? Ну на еду хоть хватает? Ты не голодаешь? Питаешься хотя бы два раза в день?

АБ: Для меня еда не самое главное. А вот на самое главное не хватает. Мое воображение всегда идет впереди моих финансовых возможностей, я не могу делать тот объем скульптур, то качество и количество, которое хочу. Мечтаю о том, чтобы появилось какое-нибудь инопланетное существо, которое бы стало коллекционировать мои объекты. И расплачивалось со мной какими-нибудь булыжниками из золота.

ОД: Ты хочешь делать скульптуры из золота?

АБ: Нет, конечно! Крашеный алюминий — мой любимый материал.

ОД: Ну и прилети золотой булыжник к тебе, что бы ты стал с ним делать?

АБ: Я бы сделал скульптуры для своих любимых городов. Подарил бы их Нью-Йорку, Венеции, Парижу. Я бы строил фонтаны. Обожаю фонтаны. Вот это зрелище, когда вода, разбрызганная словно пудра, словно медуза попала в миксер, здорово! Красиво. Мне нравятся эти новые технологии, когда в городах стоят разбрызгиватели и мы видим светящиеся капли воды. Вот я бы работал с этим материалом. Я предлагал московскому правительству установить фонтан на Лубянке, его эскиз есть на YouTube. Всем все понравилось, но как-то безрезультатно. Кстати, я тогда даже не знал, что в девятнадцатом веке именно на этом месте уже был фонтан.


ОД: Слушай, ну ты же можешь коммерциализировать свое искусство. Сделать линию одежды, например, трусы от Бартенева или светильники-стрекозы в образе слона, нет?

АБ: Ой, нет! Коммерческая линия одежды — это что-то другое, вне моей компетенции, это надо быть бизнесменом, а я художник. И потом, столько прекрасных талантливых людей этим занимается. Да и честно говоря, скучно это, неинтересно.

ОД: Вот ты рассуждаешь как типичный эгоист. «Мне скучно, я это не буду делать». А вдруг люди мечтают носить трусы от Бартенева, сложно это сделать для человечества?

АБ: Да, ты правильно сказала, я заправский эгоист и считаю, что главное в художнике — следовать своему художественному видению и чутью. Коммерциализировать свое творчество — сущая скука и растрачивание своей собственной жизненной энергии впустую.

ОД: Хорошо, согласна, я сама такая. А кто для тебя герои сегодня?

АБ: Да все те же. Люди, которые верны себе. Вадик Монро, Данила Поляков, Паша Пепперштейн, Александр Сокуров, Кира Муратова, Олег Каравайчук — словом, все те, кто про сердце и душу. К счастью, их не так мало на самом деле. Оля, давай уже последний вопрос, а то у меня еще пять встреч и пить охота. Пока мы с тобой разговаривали, у нас в офисе кулер украли.

«Коммерциализировать свое творчество — сущая скука и растрачивание своей собственной жизненной энергии впустую»
ОД: Хотя твой родной город и Норильск, где все в руинах, как ты мне рассказывал, но все же есть и Москва. Что в этом звуке для сердца твоего слилось и отозвалось?

АБ: Москва. Москва для меня — экспериментальная база и тяжелое производство. Это где я стругаю, точу болванки. Где вечно бетон закладывают, где все гремит и грохочет, а ты все время прыгаешь, чтобы на какашки не наступить — и в прямом, и в переносном смысле. Деревья в Москве не стоят прямо: тут что-то ремонтируют — дерево туда наклонили, потом там чинят — дерево сюда пошло; жалко их, они вечно кланяются и нагибаются. И мы так же: вечно должны прогибаться. Все время должны прыгать через какие-то траншеи и обходить какие-то заборы. Стиль города — минное поле. Это утомляет и не дает сосредоточиться. Думать о вечном и делать красоту в Москве невозможно, придумать что-то стоящее нельзя, я всегда уезжаю куда-нибудь. Вот ты молодец, сбежала отсюда. Искусство в Москве получается дерганое, как электрошок. А мы все очень нервные. Ладно, давай, поешь там на воле творожка домашнего за меня...

Бартенев Андрей родился в Норильске и любит все, что связано с радостью жизни. Окончив в Норильске институт, он уехал в Сочи по распределению. Параллельно устраивал перформансы в "Салоне свободных художников", где открытие художественных выставок сопровождалось театрализованными действиями на простые сюжеты.

В 1989 году Андрей встретил Жанну Агузарову и ее директора Сергея Гагарина, который убедил талантливого юношу переехать в Москву и заняться карьерой всерьез.

В 1990-м Бартенев уже активно работает в столице. Знакомство с Петлюрой, галерея "М"АРС", где они показывали перформансы: "Буйство на горе Ана-Дырь под пение никитинских рыбок" и "Великая корякская чайка". В 92-м Андрей едет в Юрмалу на фестиваль авангардной моды и получает Гран-при. В 93-м году - во Франкфурт-на-Майне на арт-фестиваль. А после этого постоянно ездит в Европу со своими скульптурами и выставками.

Своим учителем Андрей считает художника Пауля Клее. Отдает предпочтение прекрасно-эмоциональным импрессионистам, Пикассо, Гауди, эпохе австрийского модерна и Микеланджело. Ценит разную - светлую, добрую, сильную или драматичную - музыку. Среди его пристрастий - Перселл, Верди, Моцарт, Бах, Бетховен, Прокофьев, Чайковский, Шуман. Питая особое пристрастие к балету, увлекается хореографией Мориса Бежара и Пины Буш, американскими труппами "модерн". Самым сильным киновпечатлением называет "Цветок 1001 ночи" Пазолини. Кинематограф Сокурова, Параджанова, Гринуэя, Феллини, Антониони, Висконти в равной степени привлекает его внимание. Он любит поэзию Мандельштама, Цветаевой, Ахматовой, Пастернака, а наряду с ними зачитывается фантастическими произведениями.

Андрей говорит: "Мне близко не пассивное, а активное проживание жизни.
В ходе постоянного внутреннего эксперимента происходят неожиданные вещи - столько всего фантазируется и эмоционируется. Складывается ощущение, что находишься внутри огромного водяного, летящего вверх потока. Он проходит через тебя, а ты успеваешь фиксировать лишь малую его часть. Когда мне кажется, что мои силы и идеи иссякают, это обманчивое впечатление. Когда я продолжаю опыт, надеясь повторить его в новом качестве, он всегда повторяется иначе - в новом качестве эмоции. Этот поток, летящий вверх (а не падающий вниз мертвым грузом), поражает своей нескончаемостью".

Работы художника носят интригующие названия: "Девочка с двумя фейерверками", "Автопортрет в свадебном наряде райской птицы", "Монпансье в зоопарке", "Портрет в сапогах", "Спокойствие двух клоунесс" (уехавшее после аукциона Сотбис на "АРТ-МИФЕ" 93" в частную коллекцию в Торонто), "Я фей, я - фей прекрасный", "Автопортрет в роли Арнольда Нижинского". Стилистика его произведений, естественно абсолютно удалена за границы реализма.

Андрей Бартенев - художник с равным успехом работающий в жанре коллажа, декупажа, линейной графики, пастели, инсталляции. Наиболее известен как автор перформансов и черно-белой коллекции костюмов из папье-маше под названием "Ботанический Балет", потрясший Ассамблею неукрощенной моды в Юрмале. Подобно райской птице московской художественной тусовки, часто радует глаз восхитительными нарядами, попадающими в объектив фоторепортеров всего мира.

Недавно Бартенев дебютировал также как актер драматического театра. Спектаклем с его участием Shlem.com по роману Виктора Пелевина "Шлем ужаса" завершился фестиваль NET. Постановка претендует на новое слово в языке российского театра. Использовались три пространства: сцена, экраны с видеоартом, мониторы ноутбуков в руках у зрителей, которые комментировали увиденное в чате. Несмотря на эти приемы, наладить интерактивное взаимодействие авторам спектакля почти не удалось. Самому спектаклю театральные критики поставили низкую оценку.

Однако участие в нем художника Бартенева интригует само по себе. Это еще одно свидетельство одержимости Андрея идеей преодоления традиционных границ искусства, страсть к организации единого мультимедийного пространства, тем более что материал спектакля - переложение легенды о Тесее и Минотавре в форму интернет-чата - к подобным экспериментам располагает.

Андрея всегда интересовало не сочетаемое. Например, синтез пластического и звукового образов. Его последняя скульптура называется "Скажи: я тебя люблю". Это акустический перформанс для Первой московской биеннале (проект "Вторжение" Ольги Свибловой). Теперь эта скульптура выставлена в Московском музее современного искусства на Петровке. Это двести динамиков, закрепленные на изогнутой спирали. Программа включает девять блоков динамиков. Стоит микрофон. Играет музыка. Зритель подходит к микрофону. Говорит "Я тебя люблю", и его звук начинает лететь по этим динамикам, трансформироваться. В компьютере есть библиотека, записывающая предыдущие голоса. Когда вы подходите, ваш голос бежит эхом пять-шесть раз, и седьмой раз из библиотеки вылетает звук в ответ. Получается, тебе признается в любви предыдущий голос. Это звуковая форма в чистом виде.

В своих постановках он всегда хотел воплотить пластику звука.

Например, в Нью-Йорке Андрей делал перформанс "Лестница красного" для Роберта Уилсона. Выходили реальные оперные певцы и пели арии, например, второй реинкарнации собаки. Постановщики активно использовали звуки падающих пустых банок из-под кока-колы и шлепания пасты, приготовленной на огромных блюдах. Специально приглашались "крикуньи", которые со второго этажа опрокидывали макароны на сцену.

"То была изумительная какофония! Экспрессия звука дает эмоциональный толчок для хореографии. Я это использую" - делится Бартенев .