Маятник практической стрельбы. Качание маятника Передавай бабушка приехала

кл слова: Мискин, рукопашный бой, русский стиль, спас, анализ, история, рассказ

Вывод напрашивается сам - если спас и является системой пластунов (кстати, действительно предтечи советской (и нынешней) войсковой разведки), то как минимум эта система прошла обработку и обкатку армией. Иными словами, ни о какой передаче традиции внутри семьи не может быть и речи - т.е. мы возвращаемся вновь к версиям об армейском происхождении спаса.

Что же получаем в итоге? Сергей Черный, двоюродный дедушка Леонида Петровича, у которого, собственно, Леонид Петрович и учился, наиболее вероятно был опытным профессионалом-военным, прошедшим горнило Великой Отечественной войны, а спас вероятнее всего - одна из армейских систем ряда спецподразделений (например, войсковой разведки или контрразведки СМЕРШ).

Какие есть тому еще подтверждения, помимо моих собственных рассуждений, которые могут быть и ошибочными? Например, схожесть подготовки войсковых разведчиков из книги Булочко, ряда моментов из подготовки партизан (книга "Спутник партизана", М. - 1942г.), а также инструкций по проведению занятий по рукопашному бою времен ВОВ с подготовкой в спасе. Или, например, схожесть с некоторыми другими армейскими системами. > Теперь давайте рассмотрим эти другие системы. Например, возьмем красочное описание практики СМЕРШа из не менее красочного романа Богомолова "В августе 44-го, или Момент истины". Да, речь пойдет о том самом "качании маятника", вокруг которого уже сломано столько копий. Например, о стрельбе "по-македонски" - т.е. стрельбе из 2-х пистолетов одновременно, причем в движении. В спасе существует целый раздел, посвященный стрельбе из пистолета и из 2-х пистолетов - причем всё происходит как раз в движении или на противника, или уходя с траектории его выстрелов в сторону, за укрытие. Только называется это всё не "стрельба по-македонски" или "качание маятника" - а совершенно по-другому. Хотя на само слово "гойдок" советую обратить пристальное внимание - выражение "качать маятник" с русского на украинский можно перевести как "хитати маятник", а можно и как "гойдати маятник" (но к этому мы также вернемся позже).

Скепсис критиков относительно "качания маятника" заключается опять же в не совсем верном понимании условий, в которых данная техника могла быть реализована. Конечно, если на открытой местности, да на большом расстоянии от противника шмальнуть перед собой веером из пистолета-пулемета - никакой "маятник" никогда не поможет. Такая техника могла быть реализована в условиях, когда противник не ожидает самого нападения - или он не успел выхватить оружие, или ему уже "сбили целик" путем отвлечения внимания разными способами. Огромное, решающее значение играет и расстояние - свыше 5-ти метров от противника на открытом пространстве проблема применения "маятника" становится очень и очень проблематичной. И вообще, когда говорят "качать маятник", создается впечатление, что его можно качать, как метроном, сколь угодно долго. Это, конечно же, полная чушь! "Маятник" реально выполнить, уклонившись от одного, максимум двух выстрелов противника - и то крайне быстро меняя траекторию своего движения: а за это время нужно или успеть уйти за укрытие, или самому успеть застрелить противника. Т.е. всё происходит буквально в доли секунды - раз, два и готово. Фантазёров, воображающих, что можно ходить под пулями, будто заговорённый, сколь угодно долго, попрошу не беспокоить.

А чтобы не быть излишне голословным, советую обратиться к книгам А.Потапова "Приемы стрельбы из пистолета. Практика СМЕРШа" и С.Иванова-Катанского "Шаг-маятник" - там проиллюстрированы многие варианты поведения в данной ситуации. Одни из вариантов "качания маятника" рассчитаны на выхватывание оружие и поражение противника, уклонившись от его выстрела. Другие рассчитаны на уклонение от выстрела противника и подход к нему вплотную для его обезоруживания или поражения в упор. Сразу подчеркну - все эти варианты указанных авторов являются абсолютно рабочими и реальными, но не исчерпывающими. Например, мною за много лет были собраны и другие варианты "качания маятника", с которыми меня ознакомили или бывшие военные, или дети (внуки) бывших военных и передававшиеся в их семье военные навыки. Правда, со ссылкой или на дедушку войскового разведчика времен ВОВ, или на прохождение службы в спецподразделениях.

И сразу подчеркну - в указанных книгах гойдка нет, хотя отдаленно похожие варианты имеются. Самым же интересным является факт, что под описание "качания маятника вразножку", когда Таманцев именно "приплясывал" в "маятнике", ни один из вариантов в книгах Потапова и Иванова-Катанского не подходит! Зато когда на моих глазах Леонид Петрович с 2-мя муляжами пистолетов стал двигаться в гойдке - я понял, как именно "приплясывал" тот самый "волкодав" Таманцев. По крайней мере, под описание Богомолова подходит полностью! И вообще, параллелей со спасом очень и очень много - хотя автор романа "Момент истины" не описал, например, работу с ножом или безоружную технику, имеющую место быть в спасе.

Рассмотрим теперь еще одну систему, вокруг которой также нагромождено немало мифов - питерский скобарь. Хотя сам руководитель данного направления, Андрей Вадимович Грунтовский, всячески открещивается от этого названия, предпочитая называть свое направление просто русским кулачным боем. Название скобарь было растиражировано журналистами и дано с легкой руки этнографа Мехнецова, усмотревшего в пластике движений Андрея Грунтовского и его учеников многие элементы скобаря, народного наигрыша и танца под него ряда северо-западных районов России. Сам Андрей Вадимович неоднократно указывал, что данной технике его обучил отец - Вадим Иосифович Грунтовский, который, в свою очередь, обучался данной технике в ШАР (школе армейской разведки) в 1953г. в учебном центре в г.Бровары под Киевом. Среди тем курсанты проходили рукопашный бой, основанный на ударной технике, ножевой бой, приемы обезоруживания, способы перемещений и стрельбу из огнестрельного оружия. По воспоминаниям Вадима Иосифовича, инструкторы только лишь приемы борьбы и обезоруживания при помощи болевых на руки называли "джиу-джицу", всё остальное называя только рукопашным боем, тем самым подчеркивая его отличие от джиу-джицу. Кстати, "маятник", или "скок" - один из терминов, употреблявшихся в этой школе. Возможно, подчеркивая название "джиу-джицу", инструкторы хотели подчеркнуть именно полицейский характер данных приемов. Тогда как остальная техника была направлена на гарантированное уничтожение противника, даже превосходящего количественно - т.е. налицо армейский характер системы (стояла задача УНИЧТОЖИТЬ - а не АРЕСТОВАТЬ). Причем понимаю, что данный факт вызовет у части украинской аудитории откровенное негодование - но этой технике обучали служащих спецподразделений, задачей которых была борьба, выражаясь лексикой того времени, с "бандеровскими бандформированиями", т.е. с отрядами ОУН-УПА. Это не очень приглядная страница истории - но из песни слов не выкинешь. Хотя данных об участии именно Вадима Иосифовича в подобных операциях у меня нет - он просто не успел в них участвовать, т.к. осенью 1953г. учебный центр был закрыт и расформирован.

По характеру обучения, рисунку тренировок и самой технике и манере движения техника школы армейской разведки и спаса не идентичны - но очень близки. Иными словами, это родственные - хотя и не аналогичные системы. Имел честь в этом убедиться сам, познакомившись на практике и со скобарем.

В своих поисках корней спаса я также несколько раз натыкался на какие-то слухи о неких других учебных центрах армейских систем рукопашного боя, помимо учебки в Броварах. Сущей находкой для меня стала встреча с Ш-овым Владимиром Ивановичем в том же 2005г. (полностью фамилию этого человека не называю в силу ряда обстоятельств морального характера - но лично засвидетельствовать его реальное существование могут несколько человек из числа тех, кто со мной занимался спасом). Владимир Иванович прожил трудную жизнь, в начале 70-х служил в спецподразделении, находившемся в подчинении ГРУ Минобороны СССР. Задача, которую выполняло его подразделение, состояла в скрытном приближении к объектам противника и установке на них радиомаяков - для последующей пеленгации их и уничтожения или путем высадки десанта (сфера деятельности ДШБ - десантно-штурмовых батальонов), или нанесения по ним ракетно-бомбового удара. Поэтому на первый план выходила именно маскировка и скрытное приближение к вражеским объектам. Вступление в рукопашный бой было равнозначно провалу операции. По этой же причине отсутствовала и техника снятия часовых - исчезновение часового или обнаружение его трупа сигнализировало противнику о нахождении в его зоне ответственности вражеской РДГ (разведывательно-диверсионной группы). Но тем не менее интересную версию армейского рукопашного боя им также преподавали - основной задачей, раз уж член группы обнаружен и вступил в рукопашный бой, было нанести противнику удар, прежде всего лишающий его возможности кричать - чтобы не поднял тревогу. Идеально было, если этим же ударом противник уничтожался. На первый план поэтому выходил нож. Если же данное условие не соблюдалось, удар наносился невооруженной рукой в уязвимые зоны, лишающие противника возможности кричать - а уже затем он добивался. При этом операция была провалена, но сохранялась возможность уйти от преследования и сохранить численный состав группы. Очень многие техники данной системы совпадают со спасом - мои знакомые также имели возможность в этом убедиться, что также могут засвидетельствовать.

Со спасом и скобарем эту технику роднит сходная пластика движений, сходная структура и сходная методика тренировок. И хотя гойдок Владимир Иванович не продемонстрировал, многие его движения напоминают гойдок очень и очень сильно. При этом Владимир Иванович подчеркивал, что им дали "неполную" версию - хотя их инструкторы "более полной" версии обучали другое подразделение, специализацией которого было+ как раз уничтожение РДГ противника!

Совпадений со спасом - просто множество. Например, то же место для тренировок называлось "полигоном", а сухожилия, например, и там, и там назывались "жижки". Применялись сходные имитаторы оружия и сходные условия тренировок. Более того, даже ряд историй, запомнившихся Владимиру Ивановичу и услышанному им от своих инструкторов, были чуть ли не полным аналогом спасу! Например, Леонид Петрович рассказывал о происхождении танца гопак - мол, казаки, умевшие ездить на коне, приходя в села на постой и участвуя в вечерницах, чтобы хоть как-то показать свое молодечество перед сельскими хлопцами, в танце часто выполняли движения, применявшиеся в конном бою - спешивание с коня, запрыгивание на него и толкание коня противника. Почти аналогичную историю рассказал Владимир Иванович - при этом отмечу, что данная история нигде еще не была опубликована (во избежание т.н. вторичного эффекта фольклора).

Качание маятника наверное стало известным в народе с легкой руки Богомолова "В августе 44го". С более детальным описанием того что же оно из себя представляет столкнулся лишь недавно пролистав книгу А. Потапова "Приемы стрельбы из пистолета. Практика СМЕРШ". Собственно суть этого качания маятника, довольно подробно там описанного, можно выразить цитатой из самой книги: "Работа в «маятнике» - это своеобразная тактико-акробатическая комбинация, в которой, как в мгновенной шахматной игре, учитываются и задействуются все факторы, которые могут сыграть на пользу: и левостороннее тактическое правило, инертность противника в поводке оружия за целью, свою натренированность в скорости исчезновения в нижнем уровне с последующим перемещением в неожиданную для противника сторону, применение отвлекающих моментов, использование укрытий."

Левостороннее тактическое правило это собственно смещение влево от себя наружу (за спину) от противника как на фото, что усложняет его прицеливание в отличии от аналогичного смещения внутрь противника. Кстати делать этот шаг нужно вперед под углом 45 градусов, а никак не в сторону и не назад. Шаг вперед увеличивает угол смещения руки для перенацеливания давая таким образом дополнительные доли секунды. Собственно об этом принципе говорит и Gabe Suarez, один из наиболее востребованных инструкторов в Штатах, в своем видео Advanced close-range gunfighting. Причем по его словам он почерпнул это от одного из знатоков Пекити-Тирсиа, то бишь это ихний женский треугольник получается.

Само же качание маятника по описанию манеры передвижений и фотам позиций собственно вызывало у меня настойчивые ассоциации со стилем пенчак силата Харимау, который также характеризуется кувырками, внезапной сменой направлений перемещений, а также уровней перемещений с верхнего в нижний и наоборот. В общем надо подумать как пистолет мог бы лечь на все это хозяйство.

О том что качание маятника все-таки вещь рабочая уже писалось , где собственно можно посмотреть нечто подобное в действии у абсолютно неподготовленного человека мотивированного страхом смерти.

Метательные ножи

Ием современных веяний всегда является упрощение и деградация, что явно видно на примере Муай Тай. Современный его вариант практикуемый на ринге суть полное убожество по арсеналу приемов мало чем отличающееся от кикбоксинга. Древний же Муай Тай (Муай Боран) гораздо более интересен - помимо ударного арсенала он включал броски и заломы и сильно напоминает определенные стили Пенчак Силата. В этом я еще больше убедился просмотрев ряд семинаров полковника Амнат Пооксрисук (имена у них однако!). То как он использует треугольник очень схоже с его употреблением в Силате и Кали. Также прослеживаются некие другие общие принципы. В результате дополнительного просмотра роликов на эту тему, обнаружил один со страницами какой-то книги в которой приведена сидячая отработка приемов в Муай Тай так же как это практикуется в ряде стилей силата, таких как Силек Туо и Чиманде - кто видел тот знает:). Кстати сей полковник являлся наставником Тони Джаа снявшегося в фильме Онг-Бак и Том Юм Гоонг, с которых в мире и начался интерес к традиционному Муай Тай. По его уверению традиционные принципы и приемы скрыты в танце (Кхон), который по иронии выполняется на ринге собственно перед его примитивной версией.

Просмотрел ряд материалов по физической подготовке в этой разновидности борьбы распространенной на севере Индии и в Пакистане. По форме Кушти - обычная вольная борьба, а вот методика развития силы очень напоминает таковую в Пахлаване, иранском единоборстве. Такие же вращения булавами, гантелями и прочими тяжестями. Сама борьба проводится в земляной яме которую ежедневно заново роют тоже с целью подготовки. Особенно впечатлили занятия на столбе, фактически столб это как гимнастический снаряд получается на котором помимо акробатических упражнений они выполняют еще и йогические асаны. Тоже самое кстати он вытворяют и на веревке. В общем очень самобытные традиционные методы подготовки, женщины определенной профессии могли бы позавидовать.

Почему то многие практикующие при ударах произносят пыщщщ, не знаю то ли они какую-то энергию выпускают таким образом, но у меня это всегда вызывало смех. Пошло это от Дэн Иносанто, так что по этому пыщщ можно сразу опознать его учеников. Вот например дочка Иносанто Диана постоянно пщикает вместе со своим мужем Рон Балики.

На Гаваях оказывается тоже своя борьба имеется под названием Луа. У них порадовало интересное оружие - небольшой кол на веревке. Веревка привязывается к руке чтоб кол не потерялся ну и используется также как саронг в силате для различных удушений плюс завалов тела прям на этот кол, плюс можно отдельно колом работать как короткой палкой или ножом.

Современного человека очень сложно чем-то удивить. Тем не менее, постоянно находятся личности, готовые бежать куда-угодно и тратить какие-угодно деньги на получение «тайных знаний». Секретные техники рукопашного боя тибетских монахов, секретные техники , секретные техники хождения в туалет новозеландской контрразведки — всего и не перечислить. А главное, к реальности это, как правило, имеет очень отдалённое отношение. Но магические слова «секретная техника» своё дело делает — сразу же находятся апологеты нового учения, которые с пеной у рта берутся доказывать его истинность, уникальность и универсальность. Не стала исключением и техника «Маятник» , которая позиционируется как уникальная разработка СМЕРШ и предназначена для уклонения от пуль и сверхметкой стрельбы. Остановимся на этом чуть более подробно.

Для начала — голые факты. Впервые о технике «Маятника» было упомянуто в художественном романе Владимира Богомолова «В августе 44-ого». в 1973 году. Сам автор утверждал, что большая часть повествования основана на реальных события, поскольку сам на тот момент служил в военной разведке. Вот только углублённые исследования биографии гражданина Богомолова, а также проверки архивов и воспоминаний современников ставят эти слова под сомнение. Так что существует альтернативная версия, что Богомолов к СМЕРШу не имеет ни малейшего отношения и всё им написанное — чистый вымысел. Что из этого правда, а что нет — решать не нам.

В дальнейшем про секретную технику «Маятник» , разработанную агентами СМЕРШ писали различные авторы, среди которых особо известны Г. Потапов и С. Иванов-Каменский . Практически во всех случаях технику преподносили как уникальное боевое искусство, специально разработанное для тренировки сотрудников СМЕРШ в годы Великой Отечественной войны . Дескать «Маятник» позволяет уходить чуть-ли не от выстрела в упор, маневрировать под перекрёстным огнём и при этом эффективно поражать противника. И что потом эти технику засекретили и только благодаря стараниями авторов, добывших каким-то образом секретные архивы и общавшихся с агентами СМЕРШ, согласившимися обучить их этому уникальному искусству. Впечатляет, не правда ли?

Снова о фактах. Техника «Маятник» не стоит на вооружении официальных спецподразделений ни одной страны мира. Техника «Маятник» не применяется в идейных наследниках СМЕРШа — . В настоящее время все адепты этого уникального боевого стиля — последователи Потапова и других авторов. А сколько среди них настоящих боевых офицеров — большой вопрос.

Теперь мысли. Тренированный солдат способен произвести из табельного оружия до 5 выстрелов за пару секунд. Скорость реакции человека — в пределах 200 мс в самом благоприятном случае. Скорость полёта пули из пистолета Макаров — 315 м/с. Значит за 200 мс, которые нужны человеку на реакцию на выстрел, пуля пройдёт около 60 метров. Можно ли от этого увернуться физически? Нет.

Идём дальше. Основной принцип техники «Маятника» заключается в раскачивании тела, постоянном изменении направления движения и положения конечностей с корпусом, смещении центра масс. Можно ли при такой акробатике метко стрелять? Как показала практика — да, можно. Можно ли метко стрелять, если в тебя попадают вражеские пули? Нет.

Тогда на что расчёт? А на то, что противник будет дезориентирован вашим поведением, что даст вам драгоценные доли секунд, чтобы поразить его первым. Вроде бы логично, но профессиональных военных такими танцами с толку не собьёшь. Да, движение предсказать сложно, но от них не требуется с одного выстрела вас убивать — засевшая в любой части тел пуля серьёзно отбивает возможность и желание кувыркаться дальше. С перекрёстным огнём всё точно также, особенно если учитывать, что скорость реакции вашего врага ничуть не хуже вашей и он действительно готов по вам стрелять на поражение.

Идём дальше. Помимо непосредственно движения, в технике «Маятник» присутствует описание быстрого выхватывания оружия и стрельбы. И это уже куда больше похоже на правду. К примеру, были разработаны кобуры, которые сокращают время подготовки табельного оружия для стрельбы до долей секунд за счёт автоматического взведения предохранителя и сокращения количества движений руки. Также разработаны методы стрельбы их неудобных положений, а также в движении. И это реально используется современным спецназом. Было ли это гениальной разработкой СМЕРШ? Возможно. Помогает ли это увернуться от пули? Нет, но помогает стрелять раньше и точнее .

Могли ли агенты СМЕРШ в принципе обладать особой техникой, позволяющей им уклоняться от пуль и стрелять с невиданной меткостью? Итак, СМЕРШ был создан в 1943 году, когда военные действия гитлеровской Германии уже перестали быть сокрушительным наступлением, поэтому враг был вынужден уделять больше внимания диверсионно-террористической деятельности. Было ли у агентов СМЕРШ время на разработку, прохождение и адаптацию каких-либо секретных техник?

В стране война, линия фронта постоянно колеблется, на счету каждый день и каждый человек. Немецкие диверсанты неплохо подготовлены, поэтому текучка кадров весьма велика. Время на особую подготовку каждого агента тупо не хватает. Им дают базовые знания и отправляют действовать, потому что именно это от них и требуется в условиях войны. Да, уникальные навыки стрельбы присутствовали, однако было ли это заслугой подготовки или личными особенностями агентов? Скорее второе. Ведь никто не кричит о «уникальной подготовке снайперов красной армии» основываясь только на опыте Василия Зайцева . То, что в годы жесткого прессинга у агентов СМЕРШ получалось эффективно устранять противника — заслуга не какой-либо особой подготовки, а незаурядные личные качества людей, готовых пойти на всё, ради блага своей родины.

Так в чём-же состоит феномен техники «Маятника» ? А в том, что люди ХОТЯТ ВЕРИТЬ, что обладают знанием, которое позволит им контролировать опасную ситуацию и выйти из неё победителем. Да, некоторая логика в рекомендуемых техниках и методиках присутствует, но это не делает их панацеей. Намного проще предотвратить приближения противника на минимальную дистанцию, чем эффектно качать перед ним «маятники». Намного удобнее заставить его действовать необдуманно и выдать своё месторасположения, чем пытаться принимать нелепые позы под перекрёстным огнём. намного эффективнее «раскачать» ситуацию, выбить противника из равновесия , чем раскачивать тело, которое уже через секунду будет нашпиговано свинцом.

Возможно настоящий «Маятник» — это именно умение контролировать ситуацию, заставлять противника действовать именно так, как нужно бойцу? Кто знает. К сожалению, на войне нет единственно-верной тактики, которая на сто процентов гарантирует выживание в боевых условиях, чтобы там не говорили носители «сверхсекретных техник боя сверхсекретных разведок мира».

5 (100%) 3 vote[s]

Data-medium-file="https://i2.wp..gif?fit=300%2C134&ssl=1" data-large-file="https://i2.wp..gif?.gif" alt="" width="550" height="245">

Передавай БАБУШКА ПРИЕХАЛА. В ПОМОЩИ НЕ НУЖДАЕМСЯ.

Владимир Богомолов «Момент истины»

Уже на данном блоге, наверное рассмотрены мною все вариации « » — но вспомнил что все-же упущено описание самого главного способа «Маятника Таманцева» описанного в книге Владимира Богомолова «Момент Истины» — с которого собственно все и началось... (Кстати вроде и читал как-то эту книжку в детстве, так средненько довольно таки — растянуто и мало что понятно. Больше всего запомнились похождения фашиста-разведчика. С пистолетом-трубой в рукаве. Как он на мотоцикле ездил, с девушкой помощницей насколько помню. А потом там путанница такая, что сразу и не разберешь. Или это вообще была какая то другая книжка про контрразведчиков — совершенно на самом деле незапоминающиеся произведения. Скучные — не в пример, например Конан Дойль про Шерлока Холмса, или даже Агата Кристи — а здесь все таки совершенно не удалась книжка, не запоминающаяся совершенно.)

Но и между тем, выдержки из книги Владимира Богомолова «Момент Истины» про легендарный «Маятник Таманцева» — что же так заинтересовало людей в этой книге, какие-такие сверхъестественные возможности ее главного героя.

... Он очнулся, заслышав на поляне голоса Алехина и Таманцева, и оглянулся. Таманцев подходил к костру быстрой упругой походкой так легко и бодро, словно весь день отсыпался где-то неподалеку и, только что проснувшись, поспешал к ужину. Андрей подумал, что Таманцев сейчас или после ужина будет еще обязательно не менее получаса тренироваться в силовом задержании, в «качании маятника», в различных прыжках, финтах и перебежках, будет до третьего пота вырабатывать суплес, и Андрей с особой силой ощутил свою неполноценность...

... – Тут есть еще весьма существенный моральный аспект, о котором одни просто не знают, а другие обычно забывают… А следовало бы знать и помнить… В случае войсковой операции каждого из этих тысяч привлекаемых необходимо предупредить: это тебе не на передовой; даже если в тебя будут стрелять, даже если тебя будут убивать, ты должен взять их живыми!.. А ведь такое предупреждение фактически является приказом. Можно ли это требовать от армейских военнослужащих или даже от пограничников из частей по охране тыла фронта? – оборачиваясь к сидевшим за столом, спросил Егоров. – Я лично считаю, что нет, нельзя… Требовать это можно только от умеющих качать маятник, от чистильщиков! Это их привилегия, их удел…

... Опередивший его Таманцев с двумя наганами в поднятых на уровень плеч руках уже пританцовывал у них на виду – «качал маятник», стремительно смещаясь от кустов влево...

... В некоторой растерянности он помедлил, и за эти секунды я успел оказаться от него со стороны солнца и, таким образом, задействовал подсветку. Для острастки, для давления на психику я немедля «пощекотал ему уши»: произвел по одиночному выстрелу из обоих наганов так, что пули прошли впритирку с его головой, – это впечатляет.

Чтобы затруднить ему прицеливание, я непрерывно «качал маятник»: пританцовывал левым плечом вперед, рывками перемещая корпус из стороны в сторону и все время передвигаясь и сам, – нечто похожее, только попроще, проделывает боксер на ринге. Для дальнейшего психологического воздействия я держал его на мушке и фиксировал взглядом, всем своим видом показывая, что вот-вот выстрелю. ...

... Он выстрелил в меня двумя пулями, не попал, добавил погодя секунды еще одну и снова – мимо. Чему-чему, а как «качать маятник», я мог бы поучить и его, и тех, кто готовил его в Германии, к тому же Пашины выстрелы сбоку, несомненно, действовали ему на нервы, а подсветка значительно снижала меткость.

Тем не менее он был опытный, находчивый парш, сразу понявший, что я опаснее других и что в первую очередь надо разделаться со мной. И я перед тем оценил его правильно: он действовал толково, уверенно, стрелял в отличие от «лейтенанта» умело, не торопясь, и если бы не подсветка и не моя сноровка в «качании маятника», он бы, возможно, меня уже свалил. ...

... Все, что в эти минуты делал Таманцев, он проделывал за три с лишним года войны несчетное число раз. Каждое его движение и в «качании маятника», и в силовом задержании было отработано не только боевой практикой, но и постоянными тренировками – с момента появления из кустов он, без преувеличения, действовал с четкостью и быстротой автомата. Блинов и старшина-радист – оба они старались и теперь бросились выполнять его приказание – по сравнению с ним двигались, естественно, медленнее и своей неискусностью и, как ему казалось, неповоротливостью раздражали его. ...

Качание маятника – это не только движение, оно толкуется шире, чем можно здесь понять со слов Таманцева. Его следует определить как «наиболее рациональные действия и поведение во время скоротечных огневых контактов при силовом задержании». Оно включает в себя и мгновенное выхватывание оружия, и умение с первых же секунд задействовать фактор отвлечения, фактор нервозности, а если возможно, и подсветку, и моментальную безошибочную реакцию на любые действия противника, и упреждающее стремительное передвижение под выстрелами, и непрестанные обманные движения («финт-игра»), и снайперскую меткость попадания в конечности при стрельбе по-македонски («отключение конечностей»), и непрерывный психологический прессинг до завершения силового задержания. «Качанием маятника» достигается захват живьем сильного, хорошо вооруженного и оказывающего активное сопротивление противника. Судя по описанию, Таманцев «качает маятник» в наиболее трудном и эффективном исполнении – «вразножку».

Вот собственно и вся информация с первоисточника, на которой и стали строить свои «маятники» любители боевых искусств. Такой вот «Маятник Таманцева» на самом деле.

И еще выдержка про стрельбу «по-македонски»

– Толк будет! Как говорил товарищ Христос: ищите и обрящете!.. Ты пойми… – Таманцев неожиданно обнял Андрея и быстро доверительно зашептал: – Я обучу тебя стрельбе по-македонски, силовому задержанию… Поднаберешься опыта, оперативная хватка появится – да тебе же цены не будет!.. Мы с Пашей сделаем из тебя настоящего чистильщика!.. Волкодава!.. Да ты любого парша голыми руками брать сможешь!..

То, что москвичи знали Таманцева в лицо, Андрея не удивило. Он слышал, что весной Таманцев ездил в Москву и показывал там свое искусство в стрельбе по-македонски большой группе офицеров и генералов. Стрелял он так, что начальник Главного управления наградил его именным оружием – присланным вслед пистолетом с дарственной гравировкой.

В феврале – мае 1943 года – старший преподаватель Берлинской разведшколы абвера. Вел семинары: «Основы маскировки и конспирации в советской прифронтовой полосе», «Переход линии фронта при возвращении» и «Поведение на допросах в органах НКВД», обучал курсантов стрельбе по-македонски. На занятиях появлялся только в темных очках и парике, с усами и бородой.

47 — Стрельба по-македонски – стрельба на ходу из двух пистолетов (или револьверов) по движущейся цели.

(тоже довольно загадочная вещь интересно посмотреть может быть они как-то связаны между собой «маятник» и «стрельба по-македонски» (и почему «по македонски»?). Но самое интересное в книге указано еще одно довольно загадочное упражнение Таманцево, которое в силу стереотипов совершено прошло мимо внимания целых поколений боевых искусств и называется оно — суплес. И его наверное стоит рассмотреть поподробнее.)

И отклики из читательской почты, Владимира Богомолова — это в далеком 1974 — 1976 люди размышляли (Комменты значит такие — почтой отсылали). Интересно любители боевых искусств сразу отметили новую технику — и вот напрямую написали писателю чтобы разузнать. (Даже особо и не обратили внимание что это произведение — не более чем художественный вымысел.) Так вот интересовались боевыми искусствами. И это ведь еще не все отзывы, и не все заинтересованные люди написали. Их ведь было значительно больше — если спорят как выполнять и по сей день...

С. Васильев (г. Обнинск)

Узнал из Вашей книги, что во время войны «оперативников-розыскников» обучали «Русскому стилю». Из книги вычитал о суплесе, «качании маятника», силовом задержании, а также о различных прыжках, финтах и перебежках, чем занимался во время отдыха Таманцев. Я хотел бы узнать об этом больше... Сейчас почти все интересуются восточными единоборствами, а мне хотелось бы заняться истинным «Русским стилем» рукопашного боя.

Мы не должны терять свои традиции.

Г. Пичугин, учащийся школы МВД (г. Ташкент)

Стою дневальным, 3 часа ночи, читаю Вашу книгу еще раз. В ней много для меня непонятного. Вы описываете жизнь ст. л-та Таманцева, фигура - ничего не скажешь, а вот вопрос: он что, за все время ни разу не любил девушку, не пил спиртного? И второй вопрос - «стрельба по-македонски» ведется с двух пистолетов одновременно или поочередно?.. Я теперь всегда буду брать пример с Таманцева. Очень хочется, чтобы в нашей школе преподавали «стрельбу по-македонски», «качание маятника». Тогда ни один преступник не уйдет от погони.

Л. Матвеев, студент МЭИ (г. Москва)

Пишу по поручению всей секции самбо института. Ребята молодые, хорошие, романтики и очень смелые дружинники... Описание «качания маятника» вызвало бурные споры, поскольку точное знание приемов защиты от пистолета заинтересовало каждого. Мы хотим этому научиться.

М. Пантюхов (г. Заринск)

Меня восхищает умение Таманцева «качать маятник». В книге хоть и сказано, но этого мало. Очень прошу Вас рассказать поподробнее об этом; как «при качании маятника» у Таманцева совмещались тело, ноги, таз, голова, где находились руки и какие движения они в это время выполняли?

И интерпретация «Маятника Таманцева» в фильме «В августе 44-го» так вот поняли идею «маятника» создатели данного фильма.

И соответственно скачать книгу Владимира Богомолова «Момент Истины» — можно по ссылке с Облака Майл Ру . (форматы ТХТ и PDF)

”Маятник” представляет собой систему ведения боевых действий наступательно- оборонительного характера, позволяющую поставить противника в невыгодные для него условия стрельбы и самому находиться в таком месте и таким образом, чтобы не задело чужой пулей. «Маятник» был разработан еще до революции русскими офицерами. Я так полагаю, что Гордиков имеет в виду В.С. Ощепкова.

Термин «маятник», мягко говоря, неточен, так как происходит от слов «маята», «маячить». Эти слова у славян имели негативное значение. Но современные люди о означают этим термином равномерные свободные колебания, поэтому я и назвал этот комплекс «Маятники». «Балагаярь» – это слово из языка души, то есть истинного сердечного способа общения, раскрывающего суть явлений и вещей. Ба – это божественный дух; Ла – индивидуальная душа; Га – путь, движение; Ярь – совокупная Сила, обеспечивающая жизнь и противоположная Хмари, отвечающей за умирание. Вот из этих составляющих попробуйте создать для се я понимание значения комплекса «Балагаярь».

”Маятник” – это совокупность правильных индивидуально-групповых тактических действий, помноженных на способность сотрудника вести точную эффективную стрельбу при перемещениях в разных уровнях и направлениях. ”Маятник” – это приемы ухода от чужого выстрела, это основа подвижного пистолетного оперативного боя на реальных для пистолетного огня дистанциях, когда для выигрыша задействуются максимум мгновенной наблюдательности, реакции от прямого и бокового зрения, звериного чутья, а также абсолютная мобилизация физических и психофизических резервов.

Что такое маятник? "Это непрерывное движение от края к краю."

Каковы его свойства?

2. Он не имеет ни начала, на конца.

3. Имеет края, глубину, мягкость, жесткость и т.д.

4. Помогает быстрому движению- он молниеносен.

5. Имеет силу.

6. Ввводит в необычное состояние.

7. Создает своеобразное, эстетически верное движение.

8. Он ОЧЕНЬ эмоционален."

С п.2 по п.8- относится к внутренней и внешней стороне стиля. Т.е. край, глубина и т.д.- существуют не только снаружи, проявляясь в движении, но и внутри… в состоянии сознания и психики бойца…
Как в маятнике достигается единство внутреннего и внешнего? Просто. Правильное движение (правильный маятник)- создает соответствующее внутреннее состояние. И наоборот- соответствующее внутреннее состояние делает правильным маятник.

Отсюда следует тонкость, не постигнув которой трудно рассчитывать на успех… традиция исходит из того, что пришедший учиться- болен. Часто физически, и всегда- духовно. Как достигается исцеление? Качая маятник человек убирает паталогические психические и физические «зажимы»- те искажения себя, которые он нарабатывал годами. Работа происходит по двум направлениям- от тела и от сознания.

От тела- все психические проблемы «вылезают» на теле… проявляясь в ограничении свободы, амплитуды движений и выражаясь в излишнем напряжении определенных групп мышц. Существует методика снятия этих напряжений- что благотворно сказывается на психике… здесь есть определенные пересечения с телесно ориентированной терапией….

От психики- балансируется тело, балансируется психика… в принципе, качающий позволяет своей душе отреагировать- т.е. проявить себя в движении… «высказать» скрытое и отследить его… а отследив- убрать… или преобразить…

"Маятник" напоминает хаотичное движение, как полет бабочки! Но єто только на первій вигляд так воспринимается- на самом деле там работают восмеркообразніе движения плеч и ног человека..Нужно прежде всего быть псиологически готовым, двигаться не предсказуемо,а значит и думать немного по другому. Одними физическими тренировками этого не достичь. И если у вашего опонента в руках что-то автоматическое и скорострельное, то ситуация явно не в пользу маятника. Тут комплекс, уход и выстрел на поражение. Работа тонкая, требующая наблюдения учителя…В биокинематическую систему человека также входят каркас, каркасные точки и перекрестные натяги между ними. Если вы при выполнении упражнений комплекса будете использовать идеомоторную картинку каркаса и внутренних натягов, то эффект появится моментально .

В комплекс «Маятники» входят: «Большие маятники», два варианта маятника «Часы», «Котомка», «Пружина» и уже изученный нами в упражнении «Дыхание Перуна» самый важный «Внутренний маятник». Упражнения можно выполнять индивидуально и в парах.

В начале изучения предпочтительнее работать в парах. Самое важное – научиться различать, когда вы используете для движения волевое усилие, а когда процесс осуществляется за счет внутренней гибкости, то есть взаимодействия внутренних натягов (рис. 4).

Рис. 4. «Биомеханический каркас человека»: а – каркас, б – большое плечо, в – верхнее и нижнее плечо

При правильной работе маятник дает о себе знать очень приятными, комфортными ощущениями в теле. И еще одно напоминание – вдумывайтесь в названия упражнений, моделируйте образ этих объектов, в них заложен ключ движения, необходимый результат.

УПРАЖНЕНИЕ «МЕТРОНОМ»

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельны, руки опущены, состояние «Подвес». Мысленно представим себе, что Земля находится на уровне тазобедренных суставов. Точка опоры маятника – Зарод. Короткий вдох, отклоняемся верхней частью тела вправо, очень незначительно. Пытаемся ощутить внутреннее натяжение, возникшее с противоположной стороны. Используя это натяжение, отпускаем тело для качка влево. Точно так же осуществляем без пауз последующие колебания (рис. 5). Стимулятором для свободных маятниковых движений должно быть только дыхание. Вдох – вправо, выдох – влево, или наоборот, по желанию. Этот принцип действия справедлив для всех видов упражнений-маятников. Далее я его повторять не буду, а опишу только внешнюю сторону упражнений. Есть еще боевое, или «собачье», дыхание, но это понадобится не всем.

Рис. 5. Упражнение-маятник «Метроном»: а – мыслеобраз, б – вправо-влево, в – вперед-назад

Парный вариант этого упражнения называется «Ванька-встанька». Партнер производит несильный толчок в плечо, в направлении заданного движения (вправо-влево или вперед-назад). При затухании маятника также производим толчок, поддерживая колебания партнера.

УПРАЖНЕНИЕ «ПУГАЛО»

Меняется направление движения маятника: колебания осуществляются вокруг центральной оси (рис. 6).


Рис. 6. Упражнение-маятник «Пугало»: а – мыслеобраз, б – вид спереди, в – вид сверху

Парный вариант упражнения носит название «Точильное колесо». Партнер производит толчок в плечо в переднезаднем направлении, запуская маятник сподручника. Это упражнение из «маятниковых» освоить легче всего.

Упражнение «Большой маятник»

Его рекомендуется выполнять перед «Побудой» для вхождения в нужное состояние. Так же как «Часы», это упражнение выполняется вправо-влево и вперед-назад. Встаньте прямо, ноги почти вместе, руки свободно опущены, «Подвес». Точка опоры маятника совпадает с естественной опорой тела – землей – и находится посредине, между стоп. Покачивания осуществляются цельно, всем телом. Используйте образ «большого плеча» каркасной конструкции. Стимуляция колебаний также осуществляется дыханием (рис. 7).

Рис. 7. Упражнение «Большой маятник»

УПРАЖНЕНИЕ «СТУПКА»

Объединенный вариант «Большого маятника» – «Ступка». Это упражнение объединяет два предыдущих. Тело будет рисовывать в пространстве объемный конус, где вершина конуса – точка между стоп, а основание – эллипс – формируется траекторией головы и плеч (рис. 8) .

Рис. 8. Упражнение «Ступка»

Движения осуществляются по часовой стрелке и против нее. Хотелось бы, чтобы вы идеомоторно смогли создать ощущение вращения космической веревки (Свили), маленьким фрагментом которой вы и являетесь, то есть ощущение того, что не вы раскручиваете Свилю, а она вращает вас. Это очень важно для дальнейшей плодотворной работы.Маленькое дополнение. Обратите особое внимание на стопы. При правильной работе они должны «ожить».

Упражнение «Котомка»

Упражнение выполняется одиночно и в парах (последнее предпочтительнее), в трех вариантах: вправо-влево, вперед-назад и в варианте «Веретено», совмещающем первые два.

Это упражнение по-настоящему лечебное, так как устраняет застой в поясничной области. Это неприятнейшее явление наблюдается у очень многих людей, так как нынешний сидячий образ жизни не дает возможности двигаться правильно и в необходимом объеме. Застой энергии в поясничной области приводит к нарушению кровообращения, патологическим изменениям в данном отделе позвоночника. Все это порождает целую гамму заболеваний: от полового бессилия и почечной недостаточности до воспаления седалищного нерва и геморроя.

Итак, мыслеобраз этого упражнения, как всегда, заложен в названии. Представим стену, в нее вбит гвоздь, на нем висит сумка-котомка. Качните ее, вот вам и маятник. Этот самый гвоздь «вбит» в межбровье, а та самая сумка-котомка – это ваш таз (рис. 9) .


Рис. 9. Упражнение-маятник «Котомка»: а – мыслеобраз, б – направление вправо-влево,в – направление вперед-назад

Парный вариант гораздо предпочтительнее. К сожалению, как показывает опыт занятий в группах, данное упражнение освоить самостоятельно способны немногие. Причина этому явлению – огромное количество проблем в поясничной области буквально у всех приходящих на занятия «Славянской гимнастикой». С партнером упражнение осваивается значительно легче и быстрее. Для этого необходимо, чтобы партнер давал импульсы рукой в тазобедренный сустав в заданном направлении. И все получится.

Упражнение «Веретено»

Далее следует вариант «Веретено». Это базовое упражнение имеет мистический характер. Несмотря на внешнюю простоту, оно обладает несколькими уровнями сложностями. К «Веретену» мы будем возвращаться не раз. Оно лежит в основе изучения легендарной «Свили» и славянского «Спаса».

Стартовый вариант. Встаньте прямо, ноги на ширине, чуть меньшей ширины плеч, стопы параллельны, выполните «Подвес». Несколько раз повторите «Котомку» вправо-влево и вперед-назад, ощутите состояние маятника (то есть алертности).

Только после этого легко, не напрягаясь, начинайте вращение «веретена» вокруг центральной оси (рис. 10). Постарайтесь достичь ощущения инициирования вращения извне. Это поможет избежать «соскока» на тривиальное, малополезное, а частенько и вредное вращение тазом. В отличие от упражнений маятников, при выполнении которых действия производятся за счет внутренних энергонатягов, то есть имеют энергоинформационный характер, простое вращение тазом лишь усиливает трение суставных поверхностей, приближая их физиологический износ. Пожалуйста, не обманывайтесь внешней простотой «маятников». «Маятники» – это мощнейший ключ к переходу на энергоинформационный уровень.

ВАРИАНТ 1 Работа с опущенными вниз руками. Постарайтесь упорядочить дыхание следующим образом: пол-оборота «веретена» – вдох, пол-оборота – выдох. Навдохе чуть замедляйтесь, усиливая «Подвес», на выдохе ускоряйтесь – спуртуйте вниз. Получается своеобразная гравитационная горка – качели, где спурт – ускорение вниз – дает заряд для нового оборота. Эдакий прообраз «вечного двигателя». Такой подход даст возможность быстрее добиться ощущения инициирования вращения извне. Когда вы «поймаете» маятник «Веретено», поверьте мне, вы не ошибетесь. Внутри вас прозвучит голос: «Вот оно!!!»


Рис. 10. Упражнение «Веретено»: а – мыслеобраз, б – схема выполнения упражнения, в – фазы дыхания

И еще несколько указаний к выполнению «Веретена».

ВАРИАНТ 2 Выполняется точно так же, изменения касаются только положения рук. Возьмите две школьные тетрадки или тонкие книжки того же формата, зажмите их под мышками, руки согните в локтях, чтобы предплечье находилось под углом 90° к плечу, и начинайте выполнять «Веретено», плотно удерживая тетрадки. Обратите внимание на вытянутые кисти, кончики пальцев должны описывать ту же траекторию, что и таз.

Меняйте направление движения через зависание в «подвесе». Таким образом очень быстро можно добиться важнейшего свойства телесных движений – цельности (рис. 10).

Упражнение «Пружина»

Это упражнение также решает важнейшие задачи энергокинематики. Оно дает возможность ощутить в себе внутреннюю пружину, действующую вдоль оси позвоночника, а также в каждом инерционном узле тела, то есть суставе. «Пружина» обучает навыкам сбрасывания негативной энергии, уплотнению собственного Ведогона и, самое главное, включает процесс «детонирования» – оживления нашей энергии. Это важнейший момент, необходимый при освоении энергозащит и умения «мерцать», но об этом я расскажу позже.

Необходимо прежде всего вспомнить картинку биомеханической цепи человека в профиль и запомнить зоны последовательной упругости тела и его эфирного двойника, соответствующие гребням телесной волны. Напомню, что механика физического тела почти идентична механике тела эфирного, хотя у последнего больше возможностей перемещения в пространстве (рис. 11).

Упражнение можно выполнять как в паре, так и самостоятельно. Примите позу «Кучер», попросите партнера произвести толчок в грудь по направлению к Земле. Постарайтесь ощутить внутреннюю пружину вокруг позвоночника и суставов, за счет этой упругости создать колебания маятника «Пружина». Далее работайте самостоятельно. меняя частоту и амплитуду колебаний маятника (рис. 12).

Рис. 11. Биомеханические основы маятника «Пружина»: а – биомеханическая цепь человека в профиль, б – зоны упругости телесной волны

Рис. 12. Упражнение-маятник «Пружина»: а – одиночное упражнение, б – направление импульса при парном выполнении упражнения

Как уже было сказано, комплекс «Маятники» имеет древнее название «Балагаярь», где Ба – Божественная Сила, Дух Божий; Ла – бессмертная душа; Га – путь движения души; Ярь – духовная мощь человека. Итак, Балагаярь означает Божественного Духа и души яростные движения. Наши предки верили, что когда душа помещается в тело, придавая ему движение, крови тепло, а очам блеск, она подвешивается на нитях (вервях, свилях и сутужинах) в определенном жизненном пространстве (Соби). Часть этих нитей-натягов тянет душу в Небеса, часть – к Земле. Пока эти натяги гармонично уравновешены, душа находится в теле, несмотря на ее постоянное стремление в Мир Горний. Как только наше мышление становится дебёлым, то есть слишком материалистичным, приземленным, душа уходит из тела. Мы сами себя «удушаем».

Как же работает маятник? Теперь вы понимаете, что за натяги действуют в нашем энергоинформационном пространстве. За счет того, что душа всегда стремится вверх, она путем перераспределения усилий в натягах будет возвращать тело к центральной Оси, то есть к Вертикальной Свиле, выходящей через макушку как

Острие Духа. Маятник будет иметь инерционный потенциал всегда, пока на нас действует тяга Матери Земли. Великое значение «Балагаяри» заключается в том, что, выполняя маятниковые движения, мы обеспечиваем жизненное пространство для движений души (Лаги) внутри Соби, то есть не даем раньше времени телу матереть, дебёлиться.

В дальнейшем, усердно изучая и практикуя Славянскую гимнастику или ОБС «Медведь», вы почувствуете движение души, то есть Лагу. Сначала – в центрах сознания, а затем – во всем теле и Ведогоне. В дальнейшем мы вплотную подойдем к изучению состояния «Спас», где телеса входят в состояние Балухтани. На современном языке квантовой механики этот процесс можно назвать рекогеренцией нашей личности или возвратом в квантовое состояние, объединяющее нас с Богом и всем Мирозданием. Очень рекомендую изучить труды М. Заречного, а главное, Веды – как славянские, так и индоарийские.

Упражнение «Пластунский маятник»

Рассмотрим упражнение на примере «Большого маятника» в вертикальной плоскости (то есть выполняем качания справа налево и слева направо всем телом).

Встаньте прямо, стопы параллельны, находятся на ширине плеч. Руки опущены вдоль тела. Войдите в состояние «Подвес». Дайте своему телу двигательный импульс. Раскачивайтесь в «Большом маятнике», постепенно увеличивая амплитуду. Поддерживайте качание дыханием. Вдох – вправо, выдох – влево или наоборот. Должны появиться комфортные ощущения в области Яра. Ваше физическое тело расслаблено. Ведогон находится в натянутом состоянии, между Землей и Небесами. Поработайте так какое-то время.

Начинаем «Пластунский маятник». Для этого Ведогон усилием воли запустите в противофазе с телом. Постарайтесь напрячь ваше воображение и увидеть прозрачно-искрящееся тело Ведогона, качающееся в противофазе и имеющее с вами общее основание – стопы. Чтобы было легче работать, сопровождайте движение Ведогона своим взглядом. Особое внимание обратите на момент прохождения Ведогоном и вашим телом средней линии. Со временем вы почувствуете в этот момент характерные ощущения и услышите звук – как будто одновременно чиркают несколько спичек о длинный коробок.

Работайте в «Пластунском маятнике», сколько душа пожелает. Подобным образом необходимо работать со всеми разновидностями упражнений-маятников, описанных выше.Я, пожалуй, воздержусь от описания важности этой работы и пользы от нее. Лучше упражняйтесь – и все поймете сами.

Собственно, это я пытался описать медицинский аспект стиля… Как это связано с боем? Прямо. «Нормальный» человек свободен в восприятии- т.е. адекватно оценивает ситуацию, и свободен в действии по ситуации- и физически и духовно он идет не от рожденных в уме патологий, а от здорового духовного начала…Как это работает в бою?

Помимо самой специфики маятника как движения- позволяющей всегда находиться в плоскости, параллельной плоскости атаки противника, есть такое понятие как эмоциональность и образность. Эмоциональность дает энергетическое наполнение маятника, образность канализирует эту энергию в определенное русло…

Подход к движению … считается, что существует одно (иногда несколько) оптимальных двигательных решений ситуации. И что подсознание (интуиция, инстинкт- кому что нравится) всегда выбирает именно его. Отсюда задача- не мешать. Убрать контролера. Мы не нарабатываем приемов- мы учимся осозновать и реагировать… конечно же, есть технические тонкости- но нет «правил для реагирования».

Как это достигается? В том числе- Игрой. Играй с партнером, играй с противником… серьзность- это остановка жизни… остановка жизни- возможная смерть…Радость- вот что должен испытывать качающий… если ты не радостен- ты не в маятнике…С чего начать и как работать с маятниковыми формами?

Начинать нужно с уч. формы (ф.1) и долбить ее до тех пор, пока не поймаешь суть безостановочного движения и не станешь четко приходить в края. Я работал только эту форму месяца полтора, пока не начало получаться нормально. Во времена далекие, теперь почти былинные... учеников выдерживали в уч.форме по полгода- т.к. помимо физ.навыков эта форма дает необходимое уплотнение внутреннего ритма и выравнивает психику.

После чего начинают изучаться ф.4 и 5, через некоторое время или параллельно - ф.2 и ф.3. Ф. 4 и 5 работаются как самостоятельно, так и с партнером- он бьет, ты качаешь. После четкого усвоения ф.4 и 5 - можно продолжать изучение других форм, но обычно к этому моменту человека пробивает на импровизацию (комбинирование) маятниковых форм. Дальше- процесс творческий. Для работы с формами применялись различные хитрости- качали на положенном на землю тележном колесе (у него сильно выступает ступица), качали бегая по двум поставленным параллельно на высоте над землей бревнами и т.д. Все это обязательно должно сочетаться с дыхательными (через 1-2 месяца после начала- хотя, думаю, это индивидуально) и статическими упражнениями. А вот и повод испытать радость... ученическая (начальная) маятниковая форма:

Ноги вместе, руки на бедрах (к паху). Тело натянуто- прямые спина, ноги, шея. Плечи развернуты. Корпус чуть подан вперед- в целом это напоминает строевую армейскую стойку.

Тело ЦЕЛЬНО поворачивается влево- затем без остановки вправо... и сразу назад... и снова... Точка вращения- голеностоп. Т.е. на месте остаются только стопы, все остальное- слитно движется. Глаза открыты.

ВАЖНО- поймать в крайней точке момент, когда движение начинается в обратную сторону САМО. Этот момент и это положение тела называется "край".

Не стоит гнаться за скоростью. Сначала стоит прочувствовать край, избавиться от излишнего напряжения и почувствовать сам принцип неприрывного движения...

Вот. Продолжу по ученической форме. Дополнительное упражнение- И.п. тоже, но ноги на ширине плеч. Начинаете качать как описано выше. Через некоторое время руки ставятся на пояс- потом на нижние ребра (контроль вдоха)- затем кладуться сзади на шею- выпрямляются вверх ладонями вместе- далее руки идут вниз - шея, ребра, пояс, пах. Качание, как вы понимаете, при этом не прерывается.

Веерные блоки. Из И.п. при начале движения в левый край расслабленная левая рука выносится по траектории влево- вверх в краю достигая максимума. Движение идет к другому краю- лывая рука идет вниз, правая с края начинает движение вверх, достигая максимума в правом краю (левая, соответственно- минимума). И так... можно очень долго Основная задача- увлечься тем, что делаешь. Кстати, ловите образы, которые рождает это движение- один из них (или несколько) будут ваши. И будут включать это движение...

Хлест. Из И.п. при начале качания руки отпускаются в свободый полет. Выглядит это примерно так - при качке в левый край лывая рука захлестывает до правого бока, правая- до левого. Руки должны быть совершенно расслаблены и летать свободно. Отслеживайте плечевой и локтевой зажимы- их надо убрать. Высоту захлеста и место приложения кисти можно произвольно менять- от ног до головы. Помимо освоения специфического хлестового движения этим упражнением делается набивка тела, а также- самомассаж...

Форма 2. Из И.п. - качание влево - вправо, точка сгибания- поясница, ноги чуть уходят в сторону, обратную наклону. Угол наклона - 5-10 гр., задача - качать без остановки, пружиня из стороны в сторону. Качание без зависания в конечной точке, голова качается равно с телом. В принципе, эта форма используется для уклонения от прямого удара в голову без смещения опоры (или работы с опоры), основная же ее задача - дать человеку почувствовать "натяжение" возникающее в теле - специфические напряжения, результат которых - ощущение тела как натянутой струны.

Желающим поработать эту форму с прямым ударом - на небольшой скорости (возрастает по желанию)- партнер бьет - уклон, возвращение без задержки в и.п. с выносом руки с бедра как в веерном блоке (при уклоне вправо левой и наоборот). Бьющую руку противника сбивают или захватывают. Следует удар другой рукой - и уклон в другую сторону. Угол уклона в этой отработке - по чувству!!! Не вычисляйте градусы...

Форма 3. Из И.п. - качание вперед - назад, точка сгибания- поясница, ноги и тело по отношению к точке сгибания образуют один угол - 5-10 гр., задача - качать без остановки, пружиня из вперед/назад. Качание также без зависания в конечной точке, голова качается равно с телом. Всегда помните - край там, где для продолжения дальнейшего движения в эту сторону требуется дополнительное усилие! Отслеживайте ощущение натяжения в теле.

Эта форма - при работе с базы - когда тело назад- работает против удара в голову (бокового или короткого прямого), тело вперед - обрабатывается удар в живот. Можно попробовать - противник бьет в голову - уклон, сразу за ним - возвращение с контратакой руками - любым способом. Пря атаке прямым ударом можно делать захват бьющей руки с одновременной протяжкой на себя и прямым контратакущим ударом ногой... Угол уклона в этой отработке - также по чувству!!! Впрочем, и манера исполнения, и тип контратаки - все как вам удобнее, так пусть и будет...

Форма 4. Из И.п . - толчком стоп тело выносится в левый край, разворачиваясь перпендикулярно фронту. При этом вес тела - на левой ноге,шея, корпус и нога (прямая) - составляют прямую линию, положение - крайнее перед точкой падения. Лицо и корпус с тазом развернуты вправо. Правая нога прямая, носком цепляется за землю - контроль точки падения такой - если отпустить носок правой ноги - начнете падать на спину или вбок. Руки прямые, вынесены в стороны, особое внимание - на прямоту ладоней и пальцев. В начале изучения форма фиксируется в крайней точке- важно прочувствовать напряжения, возникающие в теле и убрать лишние. Откат к другому краю производится общим сбросом напряжения. Важно заметить, что небольшое напряжение - тонус - все равно остается в теле при переходе от края к краю. Выглядит это примерно так: край - максимум напряжения - сброс и переход - минимум напряжения - край - максимум.

Буду благодарен, если неясности по этой форме напишите мне в гостевой или мылом. Форма эта - учебно/боевая.

Некоторые тонкости. Чтобы движение от края к краю не затухало, всегда сохраняйте в теле тот минимум напряжения, который позволяет поддерживать заданый ритм и темп. Т.е. маятник на постоянном расслаблении просто не качается - никак, это противно его природе. В краях напряжение достигает своего максимума, между краями - минимума, но никогда не исчезает совсем!

Форма 5. Из И.п. (такое, как в ученической форме) - толчком стоп тело выносится в левый край, разворачиваясь перпендикулярно фронту. При этом вес тела - на левой ноге,шея, корпус и левая нога (прямая) - составляют прямую линию, положение - крайнее перед точкой падения. Лицо и корпус с тазом развернуты влево. Правая нога прямая, носком цепляется за землю - контроль точки падения такой - если отпустить носок правой ноги - начнете падать вперед или вбок.

Руки прямые, вынесены в стороны, особое внимание - на прямоту ладоней и пальцев, в свое время это натяжение даст вам почувствовать, что такое "жива". В начале изучения форма также фиксируется в крайней точке. Откат к другому краю производится общим сбросом напряжения, при это руки падают к бедрам как плети и, задев их примерно на середине пути к другому краю, снова идут вверх. Особое внимание- опорной ноге. Стоять на ней нужно жестко, стопа- не доворачивается в сторону движения, смотрите за "замком" в бедрах. Форма эта - учебно/боевая.

В нее можно уходить, к примеру, от бокового рукой (хука)- хук правой- уход к правому краю, при этом левая рука подцепляет бьющую руку противника и... дальше как угодно! В этой же форме нарабатывают прямой удар. И много еще чего...

Некоторые тонкости. Очень важная деталь, которую я явно не указал- в маятниковых формах 4,5 и производных от них- обязательно происходит отклонение центральной вертикальной оси тела (условно делит тело человека пополам) в сторону края, причем вместе с телом гармонично отклоняются и голова и ноги.

Для отработки форм используется следующий метод: напротив вас встает товарищ с колом в руках и наносит удар сверху вниз ровно по вашей центральной оси. Вы выполняете одну из форм (4 или 5). Товарищ мерно бьет в это место (где был ваш центр в ИП), вы в это время переходите от края к краю. В ф.4 палка должна максимум попадать по колену свободной ноги, в ф.5- чиркать по ягодицам. Это минимальное отклонение оси, которое можно позволить.

Форма 6.Итак, форма маятникового "сжатия". Выполняется так - из И.П. уход на левую ногу, колено сгибается, корпус наклоняется к ноге, как бы вбивая ногу в пол. Тело скручивается- в конечном положении лицо смотрит на пятку свободной ноги, соответственно закручивается корпус. Руки захлестнуты вокруг тела. Это край. К другому краю- вылетают руки, обычно это получается выше уровня головы (траектория рук)... т.е. как бы собрался в шар- из шара вылетел и на вылете руками до неба дотянулся можно листочки сбивать, ветка должна быть на расстоянии вытянутой руки... и снова- в край, в шар. Эта форма ухода от боковых и круговых ударов.

Немного про "боевой" маятник. В чем отличие "боевого" варианта от учебного? В ногах. В боевой ситуации человека "зажимает" инстинктивно - он старается минимизировать себя как цель, быть поближе к земле, соответственно, колени подгибаются и "втягивается" пах. Т.е. в боевом варианте более ярко выражено такое свойство маятника, как "расширение-сжатие". Расширение (распрямление ног, подъем по вертикали, раскрытие рук) - на активных действиях - атаки, контратаки, сжатие- уходы, уклоны, перемещения, варианты защиты.

Зачем в ученических формах прямые ноги? Во-первых, для освоения собственного центра тяжести, принципа маятникового движения и таких специфических вещей, как напряжение и натяжение.

Как нарабатывается "боевой" маятник? Как вариант предлагаю работу в ф.5. Ставится два стула примерно так, чтобы в краях ягодицы касались их сидений. И начинается обычное качание- от сиденья к сиденью. Можно - с ударом разноименной рукой наискось к фронту в сторону края. Затем стулья убираются, и работается такой вариант- несколько качков в приседе- выход в краю вверх с ударом рукой или ногой- снова вниз- потом опять вверх. Избегайте "качания" на месте, когда человек фактически только крутится вокруг свой центральной оси, не отклоняя ее от вертикали - это бальшая ошибка. Отклонятся должно все тело соразмерно- и ноги, и корпус.

Еще про "боевой" маятник. Есть такая внутренняя штука, называется "насос". Познается он как разница между напряжением в краю и расслаблением посередине траектории. Возникает своеобразное чувство внутренней "накачки", своеобразного энергетического подъема... с помощью насоса можно влиять на противника... если внимание держать на нем...

Работа с центром тяжести в движении. Делается примерно так - край по любой форме, движение к другому краю продолжается толчком живота - точнее, низом живота под пупом. Этот толчок задает направление движения. В краю движение начинает раскручиваться к другому краю - толчок животом позволяет ломать траектория. Получается нечто, похожее на перемещения пьяного человека. Руки свободны (на определенном этапе цельности руки могут вести, может голова...). Ноги вбиваются в землю четко и ритмично - топотуха должна быть качественной. При правильном исполнении внизу живота ощущается зона локального напряжения...

Некоторые тонкости. При качании ф.4, 5 и других распространена ошибка - голова в крайнем положении вытягивается вперед или опускается к груди. Подобного делать нельзя, т.к. это проявление контролера. Голова держится прямо! Для убирания ошибки качают продев за спиной (вверху) под руками гимнастическую палку.

Комбинирование форм. Делается оно просто - к примеру, в краю ф.5 доворачиваемся на опорной ноге в край ф.4, из него - переходим в обратный край ф.4 и в нем доворачиваемся уже в край ф.5, из него - в обратный край ф. 5 и повторяем цикл. Подобные комбинации можно плодить во множестве, главное уловить принцип их построения. Вот пример использования подобной комбинации (лучше сначала попробовать медленно): напарник бьет прямой - уход в край ф.4, второй прямой - в край ф.5, третий прямой - в край ф.4 и т.д. и т.п.

Наработка прямого удара. Для начала - как складывается кулак: на ладонь левой кладем мизинец правой и сжимаем кулак, не слишком плотно обхватывая мизинец. Вытаскиваем палец - получается крепкая, но полая конструкция Большой палец боком первой фаланги плотно прижимается к боковине второй фаланги указательного пальца. Амортизация такой конструкции позволяет гасить встречный импульс при столкновении с поверхность без потери ударной силы, сброс которой происходит в первое мгновение контакта, причем возникающая деформация кулака практически не представляет травматической опасности.

Собственно по отработке удара. Начинают его нарабатывать из ф.5, соблюдая все требования к этой форме в плане правильности выполнения. Из и.п. (руки предварительно подняты на уровень лица по бокам-у щек) рука вылетает одновременно с поворотом тела, при этом важно чтобы рука была достаточно свободной, т.е. ее дивижение включалось естественно от запуска тела, а не волевым ипульсом, особенно следите за тем, чтобы не закрепощать плечо.

В конечной точке фиксации нет- т.е. удар пришел-тюк- точка- и сразу к другому краю. Свободная рука ждет на уровне лица, локти прижаты (только зажимать их не следует) к телу. Локоть в конечной точке смотрит вниз. Рука прямая или чуть согнута-как получится. Есть еще один вариант отработки - также работается ф.5, только удар производится не по направлению движения, а под углом гр. в 45 к нему. В этом же варианте можно работая сесть низко- как я описывал в "боевом" маятнике.

Как держать спину. Стать прямо. Плечи максимально свести вперед (вверх не поднимать). Спина при это выгнется дугой. Копчик чуть подать вперед-вверх (по направлению к подбородку). Спина натянута - руки расслаблены. Это боевой вариант постановки спины. Это маятник "расширения-сжатия". При выполнении технических действий такой маятник работает вместе с маятником качания.

Как не "засыпать". "Засыпание" - это обычная ошибка у всех тех, кто начинает работать маятник. Выражается оно в "опрокидывании" всего внимания внутрь тела и, как результат - улете от реальности. Т.е. человек оказывается не в настоящем моменте, а в некоей псевдореальности, провоцируемой движением. Это чревато всякими осложнениям. Как избежать "засыпания"? Во-первых, для этого используется качание на одной ноге (уч.ф., вторая нога сгибается и поджимается к опорной у сгиба колена) или любой неустойчивой поверхности (два кирпича, поставленные на торцы и т.п.). Состояние, возникающее при этом следует запомнить и руководствоваться этим ощущением как эталоном. Во- вторых, внимание следует распределять равномерно, часть в теле, часть снаружи. В-третьих, надо помнить себя. Т.е. не улетать в мыслях в ту или иную сторону, а четко осозновать кто ты, где ты и что делаешь. Для этого надо чувствовать тело полностью.

Есть специальные упражнения. Сидя или стоя сосредотачиваем все внимание на чувстве правой стопы и ощущениях в ней. Стопу надо воспринимать целиком. Далее внимание переносится на голень, происходит расширение сферы внимания, которая теперь охватывает ногу до колена. Далее ход такой - бедро-правая половина тела, правая половина головы, правая рукая начиная с кисти или плеча (или рука-потом голова, если так удобнее). Далее, удерживая внимание на правой стороне тела, расширяем внимание на левую, начиная со топы и далее. Одновременно происходит своеобразное "объединение" внимания и ощущения тела в нечто целое. Когда объединения завершено, переносим внимание на звуки вокруг. Надо стремиться воспринимать все звуки одновременно, такое возможно только при расширении внимания без привязки к источнику звука.

Аналогично - с запахами, ощущать все запахи, достигающие носа. Последнее - взгляд. Фиксируясь на предмете стараемся воспринимать переферическим зрением и обстановку вокруг него. Перенос точки фиксации - перенос сферы обзора. В достигнутом состоянии начинаем качать формы, при этом добавится эмоциональная составляющая, о ней потом. Да, не стоит "тужиться" стараясь удержать внимание, должен присутствовать тонус, но не напряг. Полезно перенести данный способ внимания в повседневную жизнь.

СТОГНЫ ЧелоВека.

Итак, Ведогон – это индивидуальное энергоинформационное пространство Души и Духа, условно ограниченное энергией Соби, то есть эго. Для того чтобы познавать предмет изучения, необходимы азы, то есть некоторые базовые представления, от которых можно отталкиваться. Вот они. Ведогон выглядит как капля, окружающая физическое тело и имеющая вверху Острие Духа (фото 1 ).

Фото 1. Ведогон

Известны приблизительные размеры внешней границы Ведогона . У среднестатистического человека радиус Ведогона составляет примерно 3 метра. При меньших размерах энергетика человека понижена, и это опасно для его здоровья. Если Ведогон шире, то личность обладает различными паранормальными способностями. Расширение границ Ведогона, означающее расширение сознания, не имеет пределов.

Острие Духа – тонкоматериальная субстанция, соответствующая традиционному понятию нити судьбы (жизни). Она идет от макушки в мир горний. За поддержание или пресечение Нити Судьбы отвечает Великая мать – богиня Макоша (Макошка, Макушка).

Внутренняя граница Ведогона – это эфирное тело, – двойник, полностью повторяющий по форме физическое тело. Оно обладает значительно большим количеством степеней свободы, чем физическое тело, для которого это значение составляет 256. Нормальное расстояние от внутренней границы Ведогона до физического тела – 40 сантиметров.

Ведогон называют "телом сновидений". Мы путешествуем в нем по различным измерениям, когда наше тело спит. В нем же мы восходим на "рандеву" с Богом каждую ночь, во время глубокой фазы сна. Согласно Праведам Северной традиции, одно из имен Всевышнего – ОН. Соответственно слово "с-он" определяет истинный смысл этого процесса.

Наряду с Подвесом (Острием Духа), человеку необходимо иметь Корни. Корни – это энергетические каналы, соединяющие нас с Силой Земли, дающие нам Заземление. Для нашего тела жизненно необходим плотный контакт с Матерью Сырой Землей. Это позволяет "сливать" негатив из тела в землю или воду и пополнять состав Силы Живы, тель творящей.

Об упражнении "Подвес" (его древнее название – "Забачивание", то есть тяга в облака) рассказывается в книге "Славянская гимнастика. Свод Здравы Перуна" . Комплексы, позволяющие достичь "коренения", описаны мной в другом издании – "Славянская гимнастика. Свод Здравы Велеса" .

Далее. Поскольку все есть мысль, а мысль есть волна, спираль, несущая информационное поле, то наше естество живет по законам волнового (квантового) мира. Есть зоны, или узлы, пересечения энергопотоков. В старину их называли стогнами, то есть перекрестками. В нашем естестве их огромное множество. Каждый узел связан с определенной планетой или другим космическим телом. Стогны влияют друг на друга в соответствии с принципом макро-и микрокосмоса, выраженным в свое время Трижды Величайшим Тотом Гермесом: "Что внизу, то и вверху; что справа, то и слева; что внутри, то и снаружи".

Для успешного освоения ОБС "Белый Медведь" нам понадобятся знания о наиболее мощных и важных стогнах человека. Перечислим их снизу вверх:

Исток – расположен на длину ладони ниже промежности. Принимает и адаптирует Восходящий поток Силы, который движется против часовой стрелки, против солнца, то есть коловрат.

Зарод – расположен на уровне лонного сочленения. Обеспечивает взаимодействие на уровне Яви.

Живот – находится на 1-2 пальца выше пупка. Является центром людской воли.

Ярло – сердечный центр, расположен на уровне солнечного сплетения, отвечает за чувства человека, за способность анализировать информацию.

Лель – находится на уровне правого плечевого сустава. Обеспечивает взаимодействие с внешним миром.

Лада – расположен на уровне левого плечевого сустава и отвечает за взаимодействие с внутренним миром человека.

Горло – находится на уровне яремной ямки. Отвечает за генерацию образов, идей.

◊ Чело – пребывает в межбровье человека. Опреде ляет Силу разума, его сверхвозможности.

Родник – расположен на длину ладони выше макушки. Отвечает за прием и адаптацию Нисходящего потока Силы, который движется посолонь, то есть по часовой стрелке, по направлению хода солнца.

Б. Бреннан в своей книге «Свет исходящий», помимо детального рассмотрения тонких тел человека (ауры), упоминает и другие измерения. По ее мнению человек существует в четырех измерениях: первое измерение – физический мир, второе измерение – аурический уровень, третье измерение – уровень хары, четвертое – уровень духовного ядра. Хара существует в измерении более глубоком, нежели аура, но Б. Бреннан не утверждает, что это пятимерная материальность. Харический уровень состоит из трех главных точек, связанных между собой т.н. харической линией.

Линия Хара заключает в себе инкарнационную цель нашей жизни, - цель, которая часто утрачивается под воздействием эмоций вроде страха, гнева, ярости, чувства вины, депрессии и самоуничижения, а также неспособности к действиям. Очистка и высвобождение этих негативных эмоций с их последующим преобразованием в позитивные чувства - существеннейший фактор выздоровления и достижения жизненных целей. Тимус, или чакра вилочковой железы, на Линии Хара соединяет последнюю с каналом Кундалини; именно здесь достигается восприятие универсального Единства. Негативные эмоции усугубляют ощущение разъединенности, которое пагубно действует и на духовность, и на здоровье. Хара-чакра на одноименной линии отвечает за волю к жизни и волю к достижению той цели, которую человек ставит перед собой, прежде чем воплотиться.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРАКТИКИ ХАРА – это источник внутренней энергии, жизненная сила человека, данная ему при рождении. Именно этот источник подпитывает наш Дух энергией, и чем больше открыт этот источник, тем сильнее наш Дух.

Силу этого источника упоминают как Змiеву Силу (силу Кундалини), которая символизируется свернутой в 3,5 кольца коброй. Другой образ, связанный с этой силой - энергетический смерч, вихрь, поднимающийся по позвоночнику – ХаРаМна (Ха - путь, Ра - свет, сияние, Мна – во мне). В психологическом плане Хара является неиссякаемым источником энергии или вратами в мир сверхсознательного. Активизация Хары-это начало духовного озарения, главный шаг к самореализации и осознанию Реальности.

Итак, что же это за Сила такая, которая как электрический ток, бегущий по проводам, распространяется по телу человека через нервную систему, наполняя его жизненной силой? Нервная система человека состоит из 2 подсистем: Центральной и Автономной нервной системы. ЦНС составляют те части нашей нервной системы, которые входят в головной и спинной мозг с ответвлениями, идущими от них.

Эта подсистема управляет такими проявлениями животной жизни организма, как чувствительность, желания, ощущения и т.д. Она включается при всех ощущениях зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, приводит органы тела в движение, работает, когда человек думает, когда работает его сознание. Жизненная сила, которая управляет нашей ЦНС и которая проявляется в телесной активности, называется Джива (живая сила, сила внутренних движений).

Автономная подсистема охватывает собой сеть нервов, расположенную главным образом, в грудной, брюшной и тазовой полости, и тем самым регулирует деятельность внутренних органов тела. Эта подсистема управляет вневолевыми процессами такими, как рост тела, питание, кровообращение и т.п.

В случае же объединения этих двух подсистем, чувствительность нашего организма невероятно увеличивается, мозг начинает воспринимать поступающие сигналы и объединяет их в единый сигнал, единую психическую энергию, по частоте совпадающей с общекосмической, получившей название АкАсса (Акаша). В результате проявляется эффект причины и следствия, другими словами осознание Реальности, ум соединяется с телом. Этот эффект и достигается с помощью пробуждения Змиевой Силы.

В результате этого и происходит трансформация личности. Один человек может стать поэтом, другой увидеть Бога и т.д. и т.п. Изменяется качество восприятия, изменяется качество Сознания, могут измениться приоритеты и привязанности. Нейтрализуются результаты неправильного программирование в детские годы, происходит процесс очищения тела, наступает процесс омоложения. Проснувшаяся Змиева Сила часто дает возможность проявления необычных или паранормальных возможностей человека.

Существует также центр Светоч, через который осуществляется непосредственное взаимодействие с Богом (в северной традиции он называется Тиу). Светоч находится приблизительно там, откуда у казаков рос аселетец, а у вайшпавов – шика. Этот центр имеет сакральную связь с шишковидной железой. Необходимо запомнить также расположение стогнов, находящихся в энергокинематических сферах крупных суставов. К этим стогнам относятся два плечевых стогна, два локтевых, два лучезапястных, два тазобедренных, два коленных, два голеностопных (фото 2).

Перейдем к рассмотрению основных каналов, по которым течет Сила, и центров Сознания (царств), где эта Сила созидается. Существуют три главных центра или царства Сознания.

Золотое царство. Аккумулирует умную Силу-Тяму, которая порождает образы для действия, формирует событийную объемную мозаику.