Воздушные массы атмосферные фронты циклоны и антициклоны. География: тема: Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

Теплый атмосферный фронт

Холодный фронт

Холодный фронт Тёплый фронт 1. Образуется при вторжении холодного воздуха в область, занятую тёплым. 2. Проникает клином, выталкивая ТВ вверх. 3. Погода меняется быстро. Ливень, гроза, шквалистый ветер. 4. После прохождения фронта похолодание. Образуется при вторжении тёплого воздуха в область, занятую холодным. 2. Поднимается плавно над ХВ, оттесняя его. 3. Погода меняется постепенно, идут затяжные дожди. 4. После прохождения фронта -- медленное потепление. Атмосферный фронт -это полоса, разделяющая разные по своим свойствам воздушные массы

Циклоны Антициклоны Атмосферный вихрь с низким давлением в центре Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре Движение воздуха от окраин к центру против часовой стрелки Движение воздуха от центра к окраинам по часовой стрелке В центре-восходящее движение воздуха В центре-нисходящее движение воздуха Погода изменчивая, ветреная, облачная, с осадками. Погода устойчивая, безветрен- ная, безоблачная, без осадков. Летом -тёплая, зимой - морозная.

Синоптическая карта 1.Какое время года изображено на карте? 2. Где на территории страны самое низкое давление? 3. Сколько циклонов (антициклонов) зафиксировано на карте? 4. Где отмечается наиболее низкая температура и чему она равна? 5. Какое состояние неба преобладает над страной? 6. Где над территорией страны отмечается безоблачное небо? 7. Для чего составляются синоптические карты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлена презентация по теме: "Классификация химических реакций" в 8 классе. Рассмотрены вопросы: 1.Что такое химические реакции? ...

Опыт возник и осуществляется в условиях общеобразовательной средней школы № 4 г. Лабинска Лабинского района.В течении 3 лет систематизировался материал по применению видеометодов (мультимедийных...

Данная презентация может быть использована учителем для объяснения нового материала по теме Сокращение алгебраических дробей по учебника А.Г. Мордковича Алгебра 7 класс...

Дождь... Снег... Пронизывающий ветер... Палящее солнце... Эти проявления погоды знакомы каждому из нас с глубокого детства. Но даже прилежно изучив в школе географию, мы всё равно иногда удивляемся резким перепадам температуры и необычным природным катаклизмам. С климатическими скачками неизменно связаны атмосферные фронты. Они формируют каждодневную погоду и определяют границы времён года.

Атмосферный фронт

Слово "фронт" (от латинского "frontis" - лоб, передняя сторона) подразумевает тонкую грань между чем-то. Она может проходить, например, между разными районами боевых действий: областями концентрации сил противника и дружеской армией. Если мы употребляем словосочетание "фронт атмосферный", то имеем в виду границу в воздухе, некий рубеж в атмосфере. Что именно он разделяет, и как это влияет на нас?

Матушка-природа сформировала благоприятный климат, в котором человек может существовать, размножаться и развиваться. Мы живём в тропосфере, нижней части атмосферы, которая не только даёт нам кислород, но и пребывает в постоянном движении. Некие объёмные в ней время от времени взаимодействуют. В середине каждого из этих образований свои небольшие очаги микроклимата, которые отличаются по свойствам, но в целом являются однородными, сохраняя стабильную температуру и влажность. Массы двигаются над поверхностью Земли, встречаются и даже сталкиваются. Но никогда не перемешиваются. Граница между ними и называется атмосферным фронтом.

Основные виды

Ширина полосы между одинаковыми по свойствам воздушными массами достигает отметки в десятки, иногда сотни километров. где всегда происходят скачки давления воздуха, смена облачности и температуры. То есть именно на этих участках можно наблюдать, как на смену жаркому солнцу приходит холодный дождь и наоборот. Если соприкасаются очень близкие, фактически однородные массы, фронт атмосферный не возникает. В результате погода не меняется.

Существует несколько фронтов. Они сформировались на основе главные показатели которых остаются константными.

  1. Арктический. Отделяет холодный арктический воздух от умеренного.
  2. Полярный. Расположен между умеренной и тропической воздушными массами.
  3. Тропический. Это граница между тропической и экваториальной зонами.

В случае полной неподвижности фронт принял бы горизонтальное положение. В этом случае пласт холодного воздуха находился бы всегда внизу, а тёплого - вверху. Но в результате постоянной цикличности он расположен под углом к поверхности земли.

Холодный фронт

Сменится ли погода в нашем регионе и какой она будет - всё это продемонстрирует карта атмосферных фронтов. На ней чётко видно, что тёплый фронт всегда наклонён в ту сторону, в которую движется, холодный - в противоположную. Когда последний перемещается в зону высокой температуры, причём проникает в неё своеобразным клином, выталкивая вверх, на данной территории наступает похолодание. Тёплые массы постепенно остывают, из них освобождается влага - так образуются облака и тучи.

Первым признаком приближения холодного фронта являются дождевые кучевые образования, которые появляются на горизонте. При этом ветер дует порывами, резко меняя направление. Стена проливного дождя обрушивается внезапно. Небо мрачное, его рассекают молнии, гремит гром, иногда идёт град. Ненастье длится не больше двух часов, по истечении которых осадки прекращаются. Температура воздуха опускается, иногда сразу на 5-10 градусов, так как пространство атмосферы полностью занимает холодный фронт, вытеснивший прогретый солнцем воздух.

Тёплый фронт

Он образуется, когда зона высокой плюсовой температуры "натекает" на холодную массу. Она как будто бы скользит по ней, постепенно поднимаясь. Погода меняется плавно, без непредвиденных резких скачков и перепадов. Перистые облака - первый признак того, что надвигается фронт атмосферный, в центре которого довольно высокая температура воздуха. Ветра пока не наблюдается. Если же он есть, то его дуновения всегда приятные и лёгкие.

Постепенно облака тают, и на небе образуется сплошная белая пелена небольших слоистых образований, которые перемещаются по чистому голубому небосводу. Через какое-то время они сбиваются в кучу: плотный слой опускается ниже, поднимается ветер, моросит дождь или падает небольшой снег. Осадки усиливаются, идут несколько часов, иногда дней, после чего наступает потепление. Хорошая погода держится недолго. Фронт атмосферный, в котором температура низкая, догоняет зону тепла, так как движется быстрей и стремительней.

Циклон

Воздух на поверхности земли распределён неравномерно. В результате этого образуются зоны с высоким и низким давлением. В первой области воздух в избытке, во второй - в недостатке. Из зоны высокого давления он вытекает наружу, как бы переливаясь через край стакана, и заполняет собой образовавшиеся "дырки" на том участке, где Это явление природы мы называем ветром.

Участок низкого давления это и есть циклон. Он имеет форму вихря. Посмотрите, как вытекает вода из раковины, - она образует воронку. Тот же принцип демонстрирует нам и погода. Циклон - та же воронка в раковине, только перевёрнутая вверх ногами. В её центре полюс пониженного давления, который со всех сторон затягивает в себя воздух и устремляется вверх, причём закручивается он по часовой стрелке в и против - в северном. Внутри циклона облачно, поскольку вместе с ветром он "всасывает" в себя и облака. Они как с горки скатываются в него из тех зон, где давление повышенное.

Антициклон

Он работает с точностью до наоборот. В центре - высокое давление, воздуха там очень много, поэтому он расползается во все стороны, как будто выдавленный из кондитерского пакета крем. Потоки закручиваются по часовой стрелке в северном полушарии, против - в южном. Приведём ещё один пример: если в трубочку вы втянете газированный напиток, а потом отпустите, он неизменно стечёт в бокал. Аналогичное явление происходит в антициклоне. Только с помощью воздуха и в глобальных масштабах.

Погода в антициклоне обычно ясная, так как высокое давление вытесняет с этого участка облака. При этом летом всегда очень жарко: преграды в виде тучек, мешающие солнцу прогревать воздух, отсутствуют. Зимой всё наоборот. Солнце находится достаточно низко, но прогреть воздух оно не может: нет облаков, а поэтому ничто не задерживает тепло. В результате зимой, когда приходит антициклон, погода ясная, но морозная. Кстати, изучая атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, их движения, видоизменения и трансформацию, синоптики составляют прогноз погоды для того или иного региона.

Что день грядущий нам готовит?

Самое трудное, говорят синоптики, это предвидеть погоду на ближайшие трое суток. То есть после сбора всей необходимой информации нужно быстро её обработать, учитывая все капризы атмосферных фронтов, изменения циклонов и антициклонов. И только сопоставив данные, можно делать заключение.

Прогнозы погоды бывают следующими:

  1. Краткосрочный - максимум на трое суток.
  2. Среднесрочный - до десяти суток.
  3. Долгосрочный прогноз погоды - на месяц или сезон.

Первые два вида - это решение синоптиками уравнений термодинамики и динамики, которые описывают состояние атмосферы. Для этого специалисты анализируют возможность смены выпадения осадков, предполагаемые скачки давления и влажности воздуха. Долгосрочный прогноз погоды никогда до конца не бывает точным. Даже имея самое новое оборудование, синоптики не могут предвидеть все сюрпризы, приготовленные природой. Но составлять его в любом случае необходимо, так как в таком прогнозе имеются в виду ожидаемые месячные или сезонные погодные аномалии.

Презентация является опорным конспектом урока. Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрированного рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видеофильмами. Слайд-лекция – это такая форма обучения, которая позволяет акцентировать влияние учащихся на значимых моментах информации, излагаемой учителем, с использованием наглядных эффективных образов в виде схем, карт, фото, видеослайдов, таблиц и т.п. Используя программное приложение MS office «Power Point», я имею возможность быстрого доступа к необходимой информации, возможность осуществлять просмотр в необходимом, на данный момент, режиме - ускорить его или, наоборот, замедлить по ходу объяснения темы. Во время проведения слайд лекции ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и слухом, что создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала. Для проведения урока используется новая педагогическая технология – Слайд-лекция. Достоинства применения слайд-лекции в том, что происходит концентрация внимания учащихся на основных моментах учебного материала. Учащиеся не просто слушают лекцию, а видят наглядный материал о погодных явлениях. На уроке успешно сочетается устный лекционный материал с изображением фотоматериалов, картами, видео. Контроль усвоения материала выполняется с помощью заполнения таблицы. Учащиеся получают более чем достаточно информации на данную тему и учатся её применять на практике.

Просмотр содержимого документа
«Урок Климат России»

Урок-презентация с использованием элементов слайд - лекции.

Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрированного рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видеофильмами, объединенными вместе при помощи программы Power Point в презентацию. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедиапроектора, так и на отдельных компьютерах.

Открытый урок с использованием презентации по теме:

«Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны».

Класс: 8 класс

Учитель: Боханова Светлана Александровна

Цели урока:

ОЦ: Дать представления об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на

РЦ: Выделить главное, обеспечить осмысление и усвоение учащимися нового материала;

Определять и объяснять состояние погоды нашей местности в данное время;

Развивать умения определять по синоптическим картам состояние погоды на ближайшее

ВЦ: Способствовать воспитанию наблюдательности за признаками погодных явлений и интереса

к прогнозированию погоды.

Задачи урока:

    Способствовать развитию познавательного интереса к прогнозированию погоды;

    Совершенствовать умения анализировать и работать с синоптическими картами;

    Воспитывать наблюдательность.

Оборудование: атласы по географии, ЦОР «Тёплый и холодный атмосферные фронты», синоптическая карта России, снимки из космоса, презентация «Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны», мультимедийное оборудование с проектором, таблица для самоконтроля «Сравнительная характеристика циклона и антициклона»

Методы и формы учебной деятельности : обзорная лекция с элементами беседы и практической деятельностью учащихся.

Ход урока:

I . Организационный момент:

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

1. Перед изучением новой темы учитель ставит проблемный вопрос, на который учащиеся должны ответить и определить тему изучения нового материала.

Что мы будем изучать сегодня на уроке на основе увиденных фотографий? (СЛАЙД 1, 2)

«Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны». (СЛАЙД 3)

2. В 7 классе мы изучали климатообразующие факторы. Вспомним их и определим, какой из них сильно влияет на состояние погоды? Этот фактор мы и будем изучать сегодня. (СЛАЙД 4. Ответ: «Движение воздушных масс»)

II . Мотивационный момент:

Сегодня на уроке мы

    познакомимся с синоптическими картами, научимся их «читать», определим движение воздушных масс.

    узнаем, как составляется прогноз погоды на ближайшее время.

    определим погоду на завтра и послезавтра (для своей местности).

III . Изучение новой темы:

Как вы уже догадались, речь пойдёт о ясной и пасмурной погоде, о её предсказании.
- Определите, какой день будет, если утром наблюдаем туман? (СЛАЙД 5)

Вспомните, видели вы туман утром? (Учащиеся отвечают )

Учитель на этом примере начинает объяснение.

Это явление природы связано с тем, что утренний холодный воздух сталкивается с приходящим тёплым воздухом. При столкновении двух воздушных масс с разными температурами образуется конденсат в виде тумана. Чем больше разница температур, тем гуще будет туман. (СЛАЙД 5) При этом, день будет ясный, а температура воздуха теплее.

(СЛАЙД 6) Определение понятия «воздушная масса».

(СЛАЙД 7) Типы воздушных масс, встречающихся у земной поверхности.

(СЛАЙД 8) Движение воздушных масс очень хорошо просматривается из космоса. Что вам напоминает каждый из этих космических снимков? (Ответ: Движение лопастей вентилятора)

(СЛАЙД 9) На примере слайда, мы можем определить направление движения такого вихря, а это значит, что можно определить какую погоду принесёт этот вихревой поток. Так составляются прогнозы погоды на ближайшее время с использованием космических снимков воздушных масс.

Воздушные массы бывают двух видов – это циклоны и антициклоны.

(СЛАЙД 10) Циклоны – это вихрь с низким давлением в центре. Рассмотрим механизм образования циклона и его характеристики. Основное направление передвижения циклонов с запада (Атлантический океан) на восток.

(СЛАЙД 11) Антициклон – это вихрь с высоким давлением в центре. Рассмотрим механизм образования антициклона и его характеристики. Приходят в основном из центральных и южных районов континентального климата. Суша прогревается быстрее, поэтому летом приходит жара с засухой. Зимой континент остывает быстрее, воздух ясный и морозный. Самый крупный антициклон, формирующийся над Евразией – Сибирский антициклон.

(СЛАЙД 12) Какие атмосферные вихри принесут такую погоду в наш район? (По фотографиям погоды в Зимовниках учащиеся определяют, где господствует циклон, а где антициклон)

(СЛАЙД 13) Закрепляем умения определять название господствующих воздушных потоков.

(СЛАЙД 14) Все воздушные вихри передвигаются один за другим, изменяя погоду. После просмотра ЦОРов о тёплом и холодном фронтах определим:

Когда идут ливневые дожди?

Когда наблюдается моросящий дождь?

(в папке есть видео тёплого и холодного фронтов, если не открывается в презентации)

(СЛАЙД 16) Видео тёплого фронта.

(СЛАЙД 17) Видео холодного фронта.

Сейчас познакомимся с синоптической картой. Увидев её, мы сразу можем составить прогноз погоды своей местности, не дожидаясь её озвучивания.

(СЛАЙД 18) Как изображены циклоны? Их направления? Как изображены антициклоны?

Какая погода будет в Свердловске (сейчас Екатеринбурге), если циклон уходит, а антициклон приближается? (Ответ: Пасмурная и дождливая погода через день сменится ясной и солнечной погодой. С 16 марта начнётся потепление )

(СЛАЙД 19) Какая погода будет в Ростове-на-Дону летом? (Ответ: Похолодание, пасмурная и дождливая погода).

IV . Практическая часть урока : Заполним таблицу для закрепления изученного

материала.(СЛАЙД 20)

Сравнительная характеристика циклона и антициклона: (СЛАЙД 21) Проверяем ответы.

Признаки сравнения

Циклон

Антициклон

Давление в центре

Давление на периферии

Токи воздуха

Восходящие

Нисходящие

Направление ветра

Против часовой стрелки

По часовой стрелке

Особенности погоды

Зимой: снег, ветер, облачно, потепление.

Летом: дождь, ветер, облачно, похолодание.

Зимой: морозно, ясно, без осадков.

Летом: жарко, ясно, без осадков.

Рефлексия:

1. Определите о какой погоде (циклоне или антициклоне) идёт речь в стихотворении А.С.Пушкина?

Буря мглою небо кроет, Под голубыми небесами

Вихри снежные крутя, Великолепными коврами,

То как зверь она завоет, Блестя на солнце снег, лежит

То заплачет как дитя, А.С.Пушкин

А.С.Пушкин (Антициклон)

    Сегодня на уроке мне было ….

    Знания, полученные на уроке, мне пригодятся….

    Сегодня я…..

    Мне было легко…

    Мне было сложно…

    О том, что я узнал (а), я расскажу…

3.(СЛАЙД 23)

Посмотрим за окно. Какая погода сейчас?

По каким признакам вы сделали такой вывод?

Что будет с погодой, если передали приближение циклона?

Подведение итогов урока. Домашнее задание: параграф 11 на стр.73-80.

Сегодня я хотела показать изменчивость погоды и объяснить причины перемен состояния воздушных масс. Именно на уроке происходит обучение практическому применению полученных знаний в виде предсказания погоды на ближайшее время по синоптической карте. Собираясь в школу, учащиеся будут рассматривать погоду сегодняшнего дня, научно объясняя её. Но большее удовлетворение они получат от правильного предсказания погоды на завтра. (Например, при быстром приближении циклона в сентябре предсказываем сильный ветер и дождь с похолоданием). Стихотворения показывают состояние погоды, а учитель пытается на практике закрепить полученные знания учащимися и развивает умения объяснять процессы, происходящие в атмосфере. Заинтересованность в данном вопросе является движущей силой в приобретении знаний. Хочется верить, что мой урок будет опробован многими учителями. А презентация к уроку будет опорным конспектом для проведения урока.

Просмотр содержимого презентации
«Климат России»

Презентация составлена учителем МБОУ Зимовниковской СОШ №10 Бохановой Светланой Александровной.

Урок географии в 8 классе.


Что объединяет эти фотографии? ( Ответ связан с природными процессами)


Что отличает эти две фотографии?

Что мы будем

изучать сегодня

на уроке на основе увиденных фотографий?



  • Географическая широта.
  • Подстилающая поверхность.
  • Движение воздушных масс.






ЦИКЛОНЫ

1.Образуются при вторжении тёплого воздуха в холодный.

2. В центре циклона область пониженного атмосферного давления.

3. Движение воздуха

восходящее, против

часовой стрелки

4. Обладают большой

подвижностью.

5. Приносят

пасмурную, ветреную,

сырую погоду,

смягчают жару летом

и мороз зимой.


АНТИЦИКЛОНЫ

  • Образуются при вторжении холодного воздуха в тёплый.
  • В центре антициклона область повышенного атмосферного давления.
  • Движение воздуха

нисходящее, по

часовой стрелке.

4. Малоподвижны.

5. Приносят ясную

безветренную погоду,

усиливают жару летом

и мороз зимой


Какие атмосферные вихри принесут такую погоду?



Тёплый и холодный фронт

  • Когда будут проходить ливневые дожди?
  • Когда идёт мелкий моросящий дождь?

1. Просмотр видео тёплого фронта.

2. Просмотр видео холодного фронта.






Характеристика циклона и антициклона

(сравнительная)

Признаки сравнения

Циклон

Давление в центре

Антициклон

На периферии

Токи воздуха

Направление

ветра

Особенности погоды

Районы преобладания


Проверим:

Признаки сравнения

Циклон

Давление в центре

На периферии

Антициклон

Токи воздуха

восходящие

Направление

ветра

нисходящие

Против часовой стрелки

Особенности погоды

По часовой стрелке

Зимой: снег, ветер, облачно, потепление

Летом: дождь, ветер, облачно, похолодание

Районы преобладания

Зимой: морозно, ясно, без осадков;

Летом: жарко, ясно, без осадков

Северные и центральные районы России

Южные районы России


  • Сегодня на уроке мне было ….
  • Знания, полученные на уроке, мне пригодятся….
  • Сегодня я…..
  • Мне было легко…
  • Мне было сложно…
  • О том, что я узнал (а), я расскажу….

  • Посмотрим за окно.

Какая погода сейчас?

  • По каким признакам вы сделали

такой вывод?

  • Что будет с погодой, если передали

приближение циклона?

  • Какая будет погода, если утром вы

видели сильный туман?


  • http://st.gdefon.ru/wallpapers_original/wallpapers/81934_priroda_pole_zemlya_nebo_oblaka-cveta_2560x1600_(www.GdeFon.ru).jpg
  • http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/76/522/76522134_3ec79da59daa.gif
  • http://fotki.yandex.ru/users/iuspas/view/382895/?page=1
  • http://www.photoforum.ru/f/photo/000/598/598988_36.jpg
  • http://www.vseokrasote.ru/linked/userpic/x_90bb510b.jpg
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/5/iuspas.2/0_49ed_dfc3fecf_L
  • http://basik.ru/images/rain/short.jpg
  • http://fotki.yandex.ru/users/iuspas/view/150329/?page=0#preview
  • http://fotki.yandex.ru/users/iuspas/view/264498/?page=0#preview
  • http://festival.1september.ru/files/articles/50/5069/506981/img7.JPG
  • Тёплый фронт http://www.youtube.com/watch?v=xdd1b3XBPCg
  • Холодный фронт http://www.youtube.com/watch?v=UAvlyBF7tb8
  • http://shools-geograf.at.ua/publ/fizicheskaja_geografija/atmosfera_pogoda_i_klimat/ciklony_i_anticiklony/18-1-0-105

Погода на территории нашей страны неустойчива. Особенно это проявляется в европейской части России. Это происходит из-за того, что встречаются разные воздушные массы: теплые и холодные. Воздушные массы отличаются по свойствам: температуре, влажности, запыленности, давлению. Атмосферная циркуляция позволяет воздушным массам перемещаться из одной части в другую. Там, где соприкасаются разные по свойствам воздушные массы, формируются атмосферные фронты .

Атмосферные фронты наклонены к поверхности Земли, их ширина достигает от 500 до 900 км, а в длину они простираются на 2000-3000 км. Во фронтальных зонах возникает поверхность раздела двух типов воздуха: холодного и теплого. Такая поверхность называется фронтальной . Как правило, эта поверхность наклонена в сторону холодного воздуха - он как более тяжелый располагается под ней. А теплый воздух, более легкий, располагается над фронтальной поверхностью (см. рис. 1).

Рис. 1. Атмосферные фронты

Линия пересечения фронтальной поверхности с поверхностью Земли образует линию фронта , которую кратко также называют фронтом .

Атмосферный фронт - переходная зона между двумя разнородными воздушными массами.

Теплый воздух, как более легкий, поднимается вверх. Поднимаясь, он охлаждается, насыщается водяными парами. В нем образуются облака и выпадают осадки. Поэтому прохождение атмосферного фронта всегда сопровождается выпадением осадков.

В зависимости от направления перемещения, движущиеся атмосферные фронты подразделяются на теплые и холодные. Теплый фронт образуется при натекании теплого воздуха на холодный. Линия фронта при этом перемещается в сторону холодного воздуха. После прохождения теплого фронта наступает потепление. Теплый фронт образует сплошную полосу облаков длиной в сотни километров. Идут затяжные моросящие дожди, и наступает потепление. Подъем воздуха при наступлении теплого фронта происходит более медленно по сравнению с холодным фронтом. Предвестником приближающегося теплого фронта служат образующиеся высоко в небе перистые и перисто-слоистые облака (см. рис. 2).

Рис. 2. Теплый атмосферный фронт ()

Образуется при подтекании холодного воздуха под теплый, при этом линия фронта перемещается в сторону теплого воздуха, который вытесняется наверх. Как правило, движется холодный фронт очень быстро. Это вызывает сильные ветры, обильные, часто ливневые осадки с грозами, а зимой метели. После прохождения холодного фронта наступает похолодание (см. рис. 3).

Рис. 3. Холодный фронт ()

Атмосферные фронты бывают стационарными и движущимися. Если воздушные потоки не перемещаются ни в сторону холодного, ни в сторону теплого воздуха вдоль линии фронта, такие фронты называются стационарными . Если воздушные потоки имеют скорость перемещения, перпендикулярную линии фронта, и перемещаются либо в сторону холодного, либо в сторону теплого воздуха, такие атмосферные фронты называются движущимися . Атмосферные фронты возникают, движутся и разрушаются примерно за несколько дней. Роль фронтальной деятельности в формировании климата более ярко выражена в умеренных широтах, поэтому для большей части России характерна неустойчивая погода. Самые мощные фронты возникают при соприкосновении основных типов воздушных масс: арктических, умеренных, тропических (см. рис. 4).

Рис. 4. Образование атмосферных фронтов на территории России

Зоны, отражающие их многолетние положения, называют климатическими фронтами . На границе между арктическим и умеренным воздухом, над северными районами России, формируется арктический фронт. Воздушные массы умеренных широт и тропическиеразделяет полярный умеренный фронт, который расположен преимущественно южнее границ России. Главные климатические фронты не образуют сплошных полос линий, а разбиты на отрезки. Многолетние наблюдения показали, что арктический и полярный фронты смещаются зимой к югу, а летом к северу. На востоке страны арктический фронт зимой достигает побережья Охотского моря. К северо-востоку от него господствует очень холодный и сухой арктический воздух. В европейской России арктический фронт перемещается не столь далеко. Здесь сказывается отепляющее воздействие Северо-Атлантического течения. Ветви полярного климатического фронта протягиваются над южными территориями нашей страны только летом, зимой они пролегают над Средиземным морем и Ираном и изредка захватывают Черное море.

Во взаимодействии воздушных масс принимают участие циклоны и антициклоны - крупные движущиеся атмосферные вихри, переносящие атмосферные массы.

Область низкого атмосферного давления с определенной системой ветров, дующих от краев к центру и отклоняющихся против часовой стрелки.

Область высокого атмосферного давления с определенной системой ветров, дующих от центра к краям и отклоняющихся по часовой стрелке.

Циклоны имеют внушительные размеры, простираются в тропосферу на высоту до 10 км, а в ширину до 3000 км. В циклонах давление увеличивается, а в антициклонах - понижается. В северном полушарии дующие к центру циклонов ветры отклоняются под воздействием силы осевого вращения земли вправо (воздух закручивается против часовой стрелки), а в центральной части воздух поднимается вверх. В антициклонах направленные к окраинам ветры отклоняются тоже вправо (воздух закручивается по часовой стрелке), а в центральной части воздух опускается из верхних слоев атмосферы вниз (см. рис. 5, рис. 6).

Рис. 5. Циклон

Рис. 6. Антициклон

Фронты, на которых зарождаются циклоны и антициклоны, почти никогда не бывают прямолинейными, для них характерны волнообразные изгибы (см. рис. 7).

Рис. 7. Атмосферные фронты (синоптическая карта)

В образовавшихся заливах теплого и холодного воздуха образуются вращающиеся волчки атмосферных вихрей (см. рис. 8).

Рис. 8. Образование атмосферного вихря

Постепенно они обособляются от фронта и начинают перемещаться и переносить воздух самостоятельно со скоростью 30-40 км/ч.

Атмосферные вихри живут до разрушения 5-10 дней. А интенсивность их образования зависит от свойств подстилающей поверхности (температуры, влажности). Ежедневно в тропосфере формируется несколько циклонов и антициклонов. В течение года их образуются сотни. Ежедневно наша страна находится под воздействием какого-либо атмосферного вихря. Поскольку в циклонах воздух поднимается вверх, с их приходом всегда связана пасмурная погода с осадками и ветрами, прохладная летом и теплая зимой. В течение всего времени пребывания антициклона господствует безоблачная сухая погода, жаркая летом и морозная зимой. Этому способствует медленное опускание воздуха вниз из более высоких слоев тропосферы. Опускающийся воздух нагревается и становится менее насыщенным влагой. В антициклонах ветры слабые, а во внутренних их частях наблюдается полное безветрие - штиль (см. рис. 9).

Рис. 9. Движение воздуха в антициклоне

В России циклоны и антициклоны приурочены к основным климатическим фронтам: полярному и арктическому. А также формируются на границе между морскими и континентальными воздушными массами умеренных широт. На западе России циклоны и антициклоны возникают и перемещаются в направлении общего переноса воздуха с запада на восток. На Дальнем Востоке в соответствии с направлением муссонов. При движении с западным переносом на востоке циклоны отклоняются к северу, а антициклоны - к югу (см. рис. 10). Поэтому пути прохождения циклонов в России чаще всего проходят по северным районам России, а антициклонов - по южным. В связи с этим атмосферное давление на севере России ниже, много дней подряд может быть ненастная погода, на юге больше солнечных дней, сухое лето и малоснежная зима.

Рис. 10. Отклонение циклонов и антициклонов при движении с запада

Районы прохождения интенсивных зимних циклонов: Баренцево, Карское, Охотское моря и северо-запад Русской равнины. Летом циклоны наиболее часты на дальнем Востоке и на западе Русской равнины. Антициклональные погоды преобладают весь год на юге Русской равнины, на юге Западной Сибири, а зимой над всей Восточной Сибирью, где устанавливается азиатский максимум давления.

Движение и взаимодействие воздушных масс, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны изменяют погоду, влияют на нее. Данные об изменениях погоды наносятся на специальные синоптические карты для дальнейшего анализа погодных условий на территории нашей страны.

Движение атмосферных вихрей приводит к изменению погоды. Её состояние на каждый день фиксируется на специальных картах - синоптических (см. рис. 11).

Рис. 11. Синоптическая карта

Наблюдения за погодой осуществляются обширной сетью метеорологических станций. Затем результаты наблюдений передаются в центры гидрометеорологических данных. Здесь они обрабатываются, и информация о погоде наносится на синоптические карты. На картах показывают атмосферное давление, фронты, температуру воздуха, направление и скорость ветра, облачность и осадки. Распределение атмосферного давления свидетельствует о положении циклонов и антициклонов. Изучив закономерности протекания атмосферных процессов можно прогнозировать погоду. Точный прогноз погоды - исключительно сложное дело, поскольку трудно учесть весь комплекс взаимодействующих факторов в их постоянном развитии. Поэтому даже краткосрочные прогнозы гидрометцентра не всегда оправдываются.

Источник).).

  • Пылевая буря над аравийским морем ().
  • Циклоны и антициклоны ().
  • Домашнее задание

    1. Почему в зоне атмосферного фронта выпадают осадки?
    2. В чем главное отличие циклона от антициклона?

    Общей циркуляцией атмосферы называют совокупность основных воздушных течений на Земном шаре. Общая циркуляция атмосферы включает воздушные течения тропо-, страто- и мезосферы. Наиболее изучена циркуляция тропосферы.

    Если предположить, что поверхность Земли однородна и Земной шар освещается Солнцем одинаково в северных и южных полушариях (весна и осень), то циркуляция была бы очень простой. Над экватором будет экваториальная депрессия, у полюсов – области повышенного давления, и, следовательно, возникает меридианный перенос (от полюсов к экватору). Но т.к. Земля вращается вокруг оси, то направление движения воздуха происходит с запада на восток (геострофический ветер). Если учесть, что поверхность Земли неоднородна и нагревается и охлаждается неодинаково (особенно в умеренных широтах), то картина общей циркуляции очень усложняется и несколько изменяется по сезонам.

    Летом (июль) картина поясов атмосферного давления смещается немного к северу, а зимой – немного к югу, т.к. изменяется угол падения солнечных лучей. Вслед за изменением положения поясов атмосферного давления происходит и смещение основных крупномасштабных атмосферных движений, входящих в общую циркуляцию.

    Основными атмосферными движениями являются:

    1) воздушные течения, вызванные разностью между температурой различных широтных зон;

    2) струйные течения;

    3) пассаты (тропические ветры) – их направление постоянно весь год;

    4) муссоны – 2 раза в год меняют направление;

    5) западные ветры (умеренных широт) – их направление постоянно весь год;

    6) воздушные течения в циклонах и антициклонах.

    Циклоны – восходящие атмосферные вихри с наклонной осью вращения, представляющие собой замкнутые области пониженного давления (барический минимум), с циклонической системой ветров от периферии к центру области (в северном полушарии против часовой стрелки). Антициклоны – нисходящие атмосферные вихри с наклонной осью, представляющие собой замкнутые области повышенного давления (барический максимум), с антициклонической системой ветров от центра к периферии области (в северном полушарии по часовой стрелке). Вихри эти относительно плоские, имеют в диаметре 1500-3000 км, а высота их 2-3 км (максимально до 15 км).

    Циклоны образуются во фронтальной зоне. Признаками циклона в умеренных широтах являются пониженное атмосферное давление, выпадение осадков, усиление ветра, зимой - потепление, летом - похолодание. Циклоны обычно существуют несколько суток, движутся чаще всего с запада на восток со скоростью 20-40 км/ч (700 км в сутки). В начале развития циклон движется быстро, затем движение его замедляется, и циклон становится малоподвижным. Иногда циклон в конце своего развития вновь начинает развиваться, т.е. регенерирует. Это бывает в тех случаях, когда в область старого циклона вторгаются новые порции ХВ или ТВ. Так, на одном атмосферном фронте последовательно возникает до 3-4-х циклонов – серия циклонов. Прохождение серии циклонов составляет в среднем 5-6 суток, но может быть до 12 суток. Сотни фронтальных циклонов существуют одновременно в каждом полушарии, оказывая огромное влияние на погоду. В поднимающемся воздухе образуются облака, и как следствие – выпадают осадки.

    В тропических широтах развиваются циклоны огромной силы, в которых возникают ураганные ветры. От циклонов умеренных широт они отличаются меньшими размерами – их поперечник не более 1000 км. В них возникают обильные ливни, сильные грозы. Образуются тропические циклоны над теплой (не ниже +27 о С) поверхностью океана, между 5 о ш. и 20 о ш. в каждом полушарии. Тропические циклоны со скоростью ветра более 30 м/с называются тропическими ураганами. Их максимальная скорость более 100 м/с.

    В центре циклона (вихря) находится глаз бури – область затишья (диаметр около 30 км) – небо тут ясное, безоблачное, а вокруг – мощные «С в » облака, ливни и грозы. На Земле каждый год возникает до 70 тропических циклонов, причем в северном полушарии их бывает больше, чем в южном. Наиболее часто они зарождаются в Тихом океане, у берегов юго-восточной Азии (здесь их называют тайфунами) и в восточной акватории океана, к западу от Мексики. В Атлантическом океане наиболее часто – в Карибском море, в Индийском океане – в северной его части (Аравийское море, Бенгальский залив). Смещаясь в умеренные широты, тропический циклон теряет свои свойства и становится обычным циклоном (внетропический циклон).

    В атмосфере могут образовываться и вихри малого диаметра – в несколько десятков или сотен метров. Ось такого вихря слабо наклонена. Воздух в вихре вращается со скоростью 50-200 м/с, скорость движения самого вихря – 10-20 м/с. Над морем вихрь называется смерчем, над сушей – тромбом (в Северной Америке – торнадо). Возникают такие вихри при неустойчивом вертикальном равновесии атмосферы.

    Антициклоны развиваются в умеренных широтах между циклонами. Они тоже движутся с запада на восток со скоростью 30-40 км/ч. Развитие антициклона начинается с возникновения приземной области повышенного давления. В первой стадии развития молодой антициклон представляет собой сравнительно небольшой нисходящий вихрь до высоты 3 км. Во второй стадии – стадии максимального развития – в антициклонное движение включаются все более высокие слои – до высоты 8-12 км. В третьей стадии – стадии разрушения – антициклон малоподвижен.

    Для антициклона характерно повышенное атмосферное давление. В антициклонах образуются температурные инверсии. Погода малооблачная и без осадков. В центре антициклона у земной поверхности – штили, на периферии могут быть ветры. Летом в умеренных широтах устанавливается жаркая погода, зимой – морозная. Антициклоны более устойчивы, чем циклоны, и более продолжительны.