Презентация по окружающему миру "водные богатства нашего края". Конспект урока "Водные богатства нашего края" (4 класс) учитель начальных классов

Страница 36 из 49

Водные богатства нашего края

1. Выполните задания для групповой работы.

1) Составьте список водных объектов вашего края.

Река Кубань, Азовское море, Черное море, Краснодарское водохранилище, река Белая, река Лаба.

2) Заполните таблицы.

Таблица 1. Описание реки

План описания - Основные сведения

  1. Название – река Кубань
  2. Где находится исток реки – На горе Эльбрус.
  3. Какое течение: быстрое или медленное – быстрое.
  4. Притоки – Лаба, Пшиш, Белая, Псекупс, Теберда и др.
  5. Куда впадает река – Темрюкский залив Азовского моря.
  6. Как река изменяется в разные времена года – летом в засуху воды меньше, в дождливое время с осени до весны – полноводная.
  7. Растения и животные реки – 400 видов зоопланктона, 70 видов рыбы. Растут камыш, осока, тросник.
  8. Использование реки человеком – Перевозка грузов и пассажиров, полив полей.
  9. Как люди влияют на реку – Загрязняют ее.
  10. . Что люди делают для охраны реки – Борются с нарушителями, очищают реку.

Таблица 2. Описание реки Кубань

1. Паводки – За год 6-7 паводков.

2. Источники питания – Атмосферные осадки, ледники, подземные воды.

3. Сколько ледников в бассейне реки – 408.

4. Сколько приток – 14000.

5. Длина реки – 870 км.

6. История реки – Раньше река впадала в Черное море.

7. Дельта реки – Находится в низовьях, недалеко от Азовского моря.

8. Площадь дельты – 4300 квадратных километров.

Каким цветом обозначена вода на карте? Почему планету Земля называют «голубой»?

Одинакова ли вода по вкусу?

Сейчас вы назвали водоемы. Давайте разделим водоемы на 2 группы по их происхождению: водоемы естественные (созданные природой) и искусственные (созданные человеком).

Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера?

Вода, выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Часть ее стекает по поверхности земли, часть испаряется. Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя родники. От родников в виде ручейков вода течет по уклону. Ручейки, соединяясь между собой, образуют … реки.

В реку впадают другие реки. Это ее притоки. Они обычно короче главной реки. Чем больше притоков, тем многоводнее река. Место, где река впадает в другую реку, море, озеро, называется..... Длина рек различна – от десятков километров до нескольких тысяч.

Скорость течения реки зависит от той местности, по которой она протекает. На равнинах течение реки плавное, в горах – бурное.

В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей, а также подземными водами. Много воды в реку поступает весной от таяния снега. В это время реки часто выходят из берегов, затопляют обширные низкие места, начинается половодье.

Зимой реки питаются за счет выхода подземных вод.

Озера в отличие от рек не имеют ни истока, ни устья. Это природные углубления на поверхности суши, заполненные водой. В одних озерах вода пресная, а в других – соленая.

Озера также питаются подземными и поверхностными водами. Часто в них впадают реки. Например, в Ладожское озеро впадает много рек, а вытекает лишь Нева, на которой стоит город….

Зимой наши водоемы покрываются льдом. Сначала лед образуется вдоль берегов, а затем покрывает всю поверхность реки или озера. Однако на многих реках долгое время остаются участки, не покрытые льдом (полные воды – полыньи). Знайте, что эти участки очень опасны для переходов. Не выходите на лед. Не спешите кататься на коньках по тонкому льду.

Весной лед начинает таять сначала вдоль берегов, а затем и на середине. Весенний лед очень обманчив, он пористый, поэтому непрочный. Переходить водоемы по весеннему льду крайне опасно.

Особенно осторожно надо вести себя на воде летом во время купания. Купайтесь только в установленных местах под наблюдением взрослых. Помните хорошую пословицу: «Не зная броду, не лезь в воду».

Работа с картой Челябинской области:

– Какие водоемы расположены на территории нашей области? Покажите их на карте.

– Назовите естественные водоемы.

– Перечислите искусственные водоемы нашей области.

– На берегу какой реки расположен наш город?

– Покажите исток и устье реки, на которой стоит наш город.

– На каком берегу (правом или левом) находится наш город?

– Как это узнать?

– Есть ли у этой реки притоки?

А теперь составьте рассказ-описание реки Миасс по плану на с. 145 учебника.

Презентация по окружающему миру 4 класс «ВОДНЫЕ БОГАТСТВА НАШЕГО КРАЯ»

Выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ Бутурлиновская СОШ

Устименко Юлия Анатольевна


Карта Воронежской области

Найдите свой район на административно – политической карте Воронежской области.


Наша малая Родина – г.Бутурлиновка

Для России наш город – частица, А для нас он – родительский дом. И мы рады, что можем гордиться Малой Родиной, где мы живем!»


Какие виды водоёмов вы знаете?

РЕКА

ОЗЕРО

КАНАЛ

МОРЕ

ОКЕАН

РУЧЕЙ

ПРУД

БОЛОТО

ВОДОХРАНИЛИЩЕ


На какие группы можно разделить водоёмы?

ВОДОЁМЫ

Естественные

Искусственные

Создал человек

Создала природа

Река, озеро, море, океан,

болото, ручей

Пруд, канал, водохранилище


Части реки

Части реки.

Левый берег

Правый берег

На своём пути река встречает другие речки

и ручейки, которые впадают в неё и отдают

свою воду. Они называются притоками .

Если смотреть в сторону течения реки,

то справа будет правый берег,

а слева – левый.

Русло –это углубление, по которому

То место, где река впадает в другую

течёт река.

реку, в озеро или море, называют устьем .

У реки есть правый и левый берега .

Как их определить?

Как называют начало реки?

Что такое устье реки?

Что такое русло реки?


Какое значение имеют водоёмы для природы и человека?

Для питья и

приготовления пищи

Для хозяйственных

нужд человека

Дом для животных

и растений

Для работы

заводов и фабрик

Место отдыха


Карта г.Бутурлиновка

  • Рассмотрите карту г.Бутурлиновка, найдите и покажите водные ресурсы нашего города.
  • Как называется река в нашем городе?
  • Что вы знаете о ней?

Река Осередь в Бутурлиновке

Река Осередь - левый приток Дона. Течет с северо-востока на юго-запад по Калачской возвышенности и впадает в Дон в городе Павловске-на-Дону. Река начинается в 4 километрах к востоку от города Бутурлиновка в заболоченной балке. Общая длина равна 89 километрам. Левее реки Осередь на юг распространяются степи, а правее вдоль реки шириной 10–12 километров тянется Шипов лес. В нём преобладают преимущественно лиственные деревья, большей частью дубы.

р. ОСЕРЕДЬ

Шипов лес это памятник природы; наиболее значительная по площади 35,6 тысяч га - островная дубрава. Шипов лес имеет большое защитное и водоохранное значение - находится под охраной.

Наиболее заметные притоки слева, ручьи - Гаврило и Данило. Ледостав с декабря по март. Река протекает по условной границе степной и лесостепной зоны. Правый берег более высокий, достигает отметки 187 метров.


Лекарственные растения реки Осередь

МАТЬ - и - МАЧЕХА

МЯТА

БЕССМЕРТНИК

КРАПИВА

ПОДОРОЖНИК

ДУШИЦА




Как люди влияют на реку

1. Общее состояние реки далеко неблагополучное. Начатая очистка реки в 1984 году не завершена. Ил выброшенный на берег реки смывается с талыми и осадковыми водами обратно в реку, заиливая реку. В результате этого река обмелела, произошло заболачивание поймы реки, Осередь заросла осокой и камышом. Очистка реки проводимая в 2007 году несколько улучшила положение реки. На некоторых участках она стала более глубокой.

2. Также неблагоприятное влияние на реку оказывают нерадивые жители, выбрасывая бытовой мусор, металлолом, навоз на берег реки и непосредственно в саму реку

3. Некоторые автолюбители моют свои машины на берегу реки Осередь. Из-за чего нефтепродукты попадают в воду, тем самым загрязняя её.


Рефлексия

  • На сегодняшнем уроке я узнал..
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану в учебнике; составлять план описания другого водного водоȅма (например, озера, пруда). Моделировать значение водных богатств в жизни людей, выявлять источники загрязнений, обсуждать рассказ «Бутылочная почва» из книги «Великан на поляне», участвовать в водоохранных мероприятиях в городе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия «река», «озеро», правила поведения на воде.

Уметь показывать на карте, глобусе реки, различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

К. - формулировать своȅ мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения

Основные понятия и определения

«река», «озеро», правила поведения на воде.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем подробнее о водных богатствах родно-го края, об их значении в жизни человека, об их охране. Будем учиться описывать водные объекты своего края по предложенному или со-ставленному.

Вспомни, какие моря, озёра, реки есть в Рос-сии. Что ты уже знаешь о водных богатствах своего края?

самостоятельно плану.

Изучение нового материала

Водные богатства нашего КРАЯ

1.С помощью карты края и краеведческой литературы составьте список рек, озёр и других водных объектов вашего края.

2.По своим наблюдениям, а также с помо-щью карты и краеведческой литературы составь-те описание реки, озера, моря (в зависимости от того, что есть в вашем крае).

В качестве ориентира можете использовать план описания реки, приведённый в учебнике. Если будете готовить описание другого природ-ного объекта, составьте план самостоятельно.

План описания реки

1.Название.

2.Где находится исток реки.

3.Какое течение: быстрое или медленное.

4.Притоки.

5.Куда впадает река.

6.Как река изменяется в разные времена года.

7.Растения и животные реки.

8.Использование реки человеком.

9.Как люди влияют на реку.

10. Что люди делают для охраны реки.

3.Результаты работы обсудите в классе. Если потребуется, внесите поправки и дополнения в составленные вами список и описание.

ЗНАЧЕНИЕ ВОДНЫХ БОГАТСТВ И ИХ ОХРАНА

Велико значение рек, озёр, морей в жизни человека. Они украшают Землю, радуют нас своей красотой. Люди отдыхают на их берегах. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из рек и озёр люди берут воду, без ко-торой невозможно обойтись ни в быту, ни на производстве.

Осмысление и понимание полученных знаний

Река Вятка с высоты 300м

Река Вятка Исток

Река Пижма Тужинский район .

Рекама Молома