Стандарты мэк что. Международная электротехническая комиссия МЭК

)

Международная электротехническая комиссия (МЭК) была основана в 1906 году в результате решения Международного электротехнического конгресса в Сант Луисе (США, 1904 год), т.е. задолго до образования ИСО, и является одной из старейших и наиболее авторитетных неправительственных научно-технических организаций. Основателем и первым президентом МЭК был известный английский физик лорд Кельвин (Уильям Томсон). МЭК объединяет более 60 экономически развитых и развивающихся стран.

Основная цель МЭК, определенная его Уставом, – содействие международному сотрудничеству по стандартизации в области электротехники, включая электронику, магнетизм и электромагнетизм, электроакустику, мультисредства, удаленную связь, производство и распределение энергии, а также связанных общих дисциплин типа терминологии и символов, электромагнитной совместимости, измерений, безопасности и защиты окружающей среды.

Основные задачи деятельности МЭК это:

  • эффективно отвечать требованиям мирового рынка;
  • гарантировать первенство и максимальное использование своих стандартов и схем соответствия по всему миру;
  • оценивать и улучшать качество изделий и услуг через разработку новых стандартов;
  • создавать условия для взаимодействия комплексных систем;
  • способствовать росту эффективности промышленных процессов;
  • вносить вклад в деятельность по совершенствованию здоровья человека и безопасности;
  • вносить вклад в деятельность по защите окружающей среды.

Для реализации основных задач МЭК издает международные стандарты – публикации. Национальные и региональные организации призваны использовать публикации в своих работах по стандартизации, что в значительной мере улучшает эффективность и развитие мировой торговли. МЭК – один из органов, признанных Всемирной торговой организацией (WTO – World Trade Organization), чьи нормативные документы используются как основа для национальных и региональных стандартов с целью преодоления технических барьеров в торговле. Стандарты МЭК представляют собой ядро Соглашения Всемирной торговой организации по техническим барьерам.

В МЭК реализуются две формы активного участия в работах по международной стандартизации. Это – действительные члены – национальные комитеты, имеющие полное право голоса, и – партнеры – национальные комитеты стран с ограниченными ресурсами, имеющие ограниченное право голоса. Ассоциированные члены имеют статус обозревателя и могут участвовать на всех встречах МЭК. Они не имеют право голоса. На 1 июля 2001 года действительными членами МЭК являлись национальные комитеты 51 страны, партнерами – национальные комитеты 4 стран, статус ассоциированных членов имели 9 стран. СССР участвовал в работе МЭК с 1921 года, его правопреемником стала Российская Федерация, которую представляет Госстандарт России. С 1974 по 1976 год президентом МЭК избирался представитель СССР – профессор В.И. Попков. Премии лорда Кельвина, присуждаемой за выдающийся вклад в развитие стандартизации в области электротехники, в 1997 году был удостоен В.Н.Отрохов – представитель Госстандарта России.

Высший руководящий орган МЭК – Совет, который является Генеральной ассамблеей национальных комитетов стран-участников. В управлении работой МЭК участвуют исполнительные и консультативные органы, а также руководители высшего звена – Президент, помощник Президента, вице-президенты, казначей и Генеральный секретарь.

Совет определяет политику МЭК и долгосрочные стратегические и финансовые задачи. Совет – законодательный орган, собирающийся один раз в год. Исполнительным органом, управляющим всей работой МЭК, является Правление Совета. Оно готовит документы для встреч Совета; рассматривает предложения Комитета действий и Правления органа по оценке соответствия; при необходимости основывает консультативные органы и назначает их председателей и членов. Правление Совета собирается на свои заседания по крайней мере три раза в год.

В распоряжении Правления Совета находятся четыре консультативных комитета управления:

  • Президентский консультативный комитет по будущим технологиям, в его задачи входит информировать Президента МЭК о новых технологиях, которые требуют предварительных или немедленных работ по стандартизации;
  • Комитет маркетинга;
  • Комитет коммерческой политики;
  • Комитет финансов.

Функции управления разработкой стандартов, включая создание и роспуск технических комитетов, связи с другими международными организациями возложены на Комитет действий.

Комитет действий координирует работу:

  • Правлений трех секторов: по оборудованию подстанций с высоким напряжением, промышленных систем автоматизации и инфраструктур систем удаленной связи;
  • 200 технических комитетов и подкомитетов, 700 рабочих групп;
  • четырех технических консультативных комитетов: по электронике и удаленной связи (ACET – Advisory Committee on Electronics and Telecommunications), безопасности (ACOS – Advisory Committee on Safety), электромагнитной совместимости (ACEC – Advisory Committee on Electromagnetic Compatibility), по аспектам окружающей среды (ACEA – Advisory Committee on Environmental Aspects), в задачу которых входит координировать работы по включению необходимых требований в стандарты МЭК.

Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран-участников и поступлений от продажи публикуемых документов.

Основная деятельность МЭК заключается в развитии и издании международных стандартов и технических отчетов. Международные стандарты в области электротехники служат основой для национальной стандартизации и как рекомендации при составлении международных предложений и контрактов. Публикации МЭК двуязычны (на английском и французском языке). Национальный комитет Российской Федерации готовит рускоязычные издания. Официальными языками МЭК являются английский, французский и русский.

МЭК признает необходимость развития международных стандартов, основанных на рыночном спросе в свете быстрой смены технологий и сокращающихся циклов жизни изделия. МЭК сокращает время разработки стандартов при поддержании их качества.

За разработку стандартов в различных областях деятельности МЭК отвечают технические комитеты (ТК), в которых принимают участие национальные комитеты, заинтересованные в работе того, или иного ТК. Если технический комитет находит, что спектр его работы слишком широк, организуются подкомитеты (ПК) с более узкой тематикой действий. Например, ТК 36 " Изоляторы " , ПК 36В " Изоляторы для воздушной сети " , ПК 36С " Изоляторы для подстанций " .

МЭК – ключевая организация в подготовке международных стандартов по информационным технологиям. В этой области работает объединенный технический комитет по информационным технологиям – СТК1 (JTC 1), сформированный в 1987 году в соответствии с соглашением между МЭК и ИСО. СТК1 имеет 17 подкомитетов, чья работа охватывает все разработки от программного обеспечения до языков

программирования, компьютерной графики и обработки изображения, взаимосвязи оборудования и методов безопасности.

Подготовка новых стандартов МЭК основывается на нескольких стадиях.

На предварительной стадии (IEC - PAS – publicly available specification) определяется необходимость в разработке нового стандарта, ее продолжительность не более двух месяцев.

Стадия предложения. Предложения о новой разработке осуществляются представителями промышленности через национальные комитеты. На изучение предложений в технических комитетах отводится не более трех месяцев. Если результат положителен и минимум 25 процентов участников комитета обязуются активно участвовать в работе, это предложение включается в программу работы технического комитета.

Подготовительная стадия заключается в разработке рабочего проекта стандарта (WD – working draft) в пределах рабочей группы.

На стадии технического комитета документ предоставляется национальным комитетам для комментариев как проект технического комитета (CD – committee draft).

Стадия запроса. Перед принятием к стадии одобрения двухязычный проект технического комитета для голосования (CDV – committee draft for vote) предоставляется всем национальным комитетам для утверждения. Продолжительность этой стадии не более пяти месяцев. Это последняя стадия, на которой могут быть учтены технические комментарии. CDV одобрен, если за него проголосовало более двух третей членов технического комитета и количество отрицательных голосов не превышает 25 процентов. Если запланировано, что документ станет технической спецификацией, а не международным стандартом, пересмотренная версия посылается в центральный офис для издания. Для выработки заключительного проекта международного стандарта (FDIS – final draft international standard) отводится четыре месяца. Если CDV одобрен всеми членами технического комитета, он направляется в центральный офис для публикации без стадии FDIS.

Стадия одобрения. Заключительный проект международного стандарта направляется на двухмесячный период в национальные комитеты для утверждения. FDIS одобрен, если за него проголосовало более двух третей национальных комитетов и количество отрицательных голосов не превышает 25 процентов. Если документ не одобрен, он отправляется для пересмотра в технические комитеты и подкомитеты.

На международных стандартах МЭК основаны многосторонние схемы оценки соответствия, которые сокращают торговые барьеры, вызванные различными критериями сертификации изделий в различных странах; снижают затраты на испытание оборудования на национальном уровне при сохранении соответствующего уровня безопасности; сокращают время продвижения изделий на рынок. Оценка соответствия МЭК и схемы сертификации изделий призваны подтвердить, что изделие соответствует критериям международных стандартов, в том числе стандартам серии ИСО 9000. Правление органа по оценке соответствия МЭК координирует работу:

  • Системы оценки качества электронных компонентов (IECQ – IEC Quality assessment system for electronic components);
  • Системы проверки соответствия и сертификации электрического оборудования (IECEE – IEC System for conformity testing and sertification of electrical equipment);
  • Схемы сертификации электрического оборудования для взрывоопасных сред (IECEx – IEC Scheme for Certification to Standards for safety of electrical equipment for explosive atmospheres).

МЭК сотрудничает со многими международными организациями. Наибольшее значение имеет сотрудничество МЭК с ИСО.

С учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возможности дублирования деятельности отдельных технических органов между этими организациями в 1976 году заключено соглашение, направленное как на разграничение сферы деятельности, так и на координацию этой деятельности. Многие документы приняты совместно ИСО и МЭК, в том числе Руководство ИСО/МЭК 51 "Общие требования к изложению вопросов безопасности при подготовке стандартов". В этом руководстве рассматриваются вопросы, связанные с учетом требований безопасности в разрабатываемых международных стандартах.

Созданный Совместный технический консультативный комитет ИСО/МЭК направляет в Техническое руководящее бюро ИСО и Комитет действий МЭК предложения по устранению дублирования в деятельности обеих организаций и разрешению спорных вопросов.

В перспективе деятельность МЭК и ИСО будет постепенно сближаться. На первом этапе – это разработка единых правил подготовки МС, создание совместных ТК.

На втором этапе – возможное слияние, поскольку большинство стран представлено в ИСО и МЭК одними и теми же органами – национальными организациями по стандартизации.

ИСО, МЭК и МСЭ, сферы деятельности которых в области стандартизации дополняют друг друга, образуют целостную систему добровольных международных технических соглашений. Эти соглашения, публикуемые в виде МС или рекомендаций, призваны помочь в обеспечении совместимости технологий во всем мире. Их внедрение может придать дополнительный вес как крупному, так и мелкому бизнесу во всех секторах экономической деятельности, в частности, в области развития торговли. Международные соглашения, разрабатываемые в рамках ИСО, МЭК и МСЭ, способствуют торговле без границ.

7.4. Деятельность Секретариата по международной стандартизации Госстандарта России, www . gost . ru

Согласно Правилам по стандартизации " Организация и проведение работ по международной стандартизации в Российской Федерации " (ПР 50.1.008-95) Госстандарт России является национальным органом по стандартизации и представляет Российскую Федерацию в международных, региональных организациях, осуществляющих деятельность по стандартизации, в том числе в:

  • Международной организации по стандартизации (ИСО);
  • Международной электротехнической комиссии (МЭК);
  • Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК ООН) (в Рабочей группе ЕЭК ООН по политике в области стандартизации);
  • СЕН и СЕНЕЛЕК в соответствии с Соглашением ИСО с СЕН и МЭК с СЕНЕЛЕК .

Госстандарт России организует проведение работ по международной стандартизации в Российской Федерации в соответствии с Уставом и Правилами Процедуры вышеуказанных организаций, а также с учетом основополагающих государственных стандартов Государственной системы стандартизации Российской Федерации.

Основными задачами международного и регионального научно-технического сотрудничества в области стандартизации являются:

  • гармонизация государственной системы стандартизации Российской Федерации с международными и региональными системами стандартизации;
  • совершенствование фонда отечественной нормативной документации по стандартизации на основе применения международных и региональных стандартов и иных международных документов по стандартизации;
  • содействию повышения качества отечественной продукции, ее конкурентоспособности на мировом рынке и устранение технических барьеров в торговле;
  • защита экономических интересов России при разработке международных и региональных стандартов;
  • содействие взаимному признанию результатов сертификации продукции и услуг на международном и региональном уровнях.

Госстандарт России осуществляет деятельность по международной и региональной стандартизации (далее – международная стандартизация) в тесном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, российскими ТК по стандартизации, субъектами хозяйственной деятельности, научными, научно-техническими и другими общественными объединениями.

Организационно-техническую работу по международной стандартизации в Российской Федерации осуществляет Национальный Секретариат по международной стандартизации Госстандарта России (далее – Национальный Секретариат).

Ведение Национального Секретариата осуществляет подразделение Всероссийского научно-исследовательского института стандартизации (ВНИИСтандарт) Госстандарта России по международному сотрудничеству в области стандартизации.

Основными задачами Национального Секретариата являются:

  • организационно-методическое обеспечение и координация деятельности по международной стандартизации в Российской Федерации;
  • учет и контроль за своевременным и качественным выполнением обязательств Российской Федерации в технических органах международных организаций, осуществляющих деятельность по стандартизации;
  • обеспечение представителей Российской Федерации в международных организациях информацией о результатах деятельности руководящих и технических органов, международных организаций и о мероприятиях, проводимых Российской Федерацией по линии международных организаций по стандартизации;
  • осуществление мероприятий по совершенствованию форм и методов деятельности представителей Российской федерации в технических отделах международных организаций;
  • участие в подготовке и проведении заседаний, семинаров и совещаний представителей Российской Федерации в технических органах международных организаций;
  • пропаганда идей и достижений международной стандартизации в Российской Федерации.

Непосредственную работу по подготовке документов по международной стандартизации в Российской Федерации осуществляют российские ТК по стандартизации, субъекты хозяйственной деятельности, научные, научно-технические и другие общественные объединения.

Организации, являющиеся исполнителями работ по международной стандартизации в Российской Федерации (далее - организации-исполнители), участвуют в разработке проектов международных стандартов, формировании и представлении позиции Российской Федерации в технических органах международных организаций в соответствии с Директивами по технической работе ИСО/МЭК, а также Правилами по стандартизации РФ.

Организации-исполнители в технических органах международных организаций проводят следующую работу:

  • подготавливают и через Госстандарт России (Национальный Секретариат) направляют в технические органы международных организаций предложения по разработке новых стандартов, пересмотру и внесению изменений в действующие международные стандарты;
  • принимают участие в подготовке проектов международных стандартов;
  • ведут по поручению Госстандарта России секретариаты технических органов ИСО и МЭК, закрепленных за Российской Федерацией;
  • формируют и подготавливают технические задания и другие документы для делегаций Российской Федерации на заседания технических органов ИСО и МЭК и согласовывают их с Госстандартом России (Минстроем России);
  • организуют проведение заседаний технических органов ИСО, МЭК и ЕЭК ООН в Российской Федерации;
  • подготавливают предложения по применению в Российской Федерации международных стандартов, в том числе содержащих ссылки на другие международные стандарты.

Организации-исполнители ведут работы на предварительных стадиях разработки международных стандартов (стадии 1, 2, 3 "Директив по технической работе ИСО/МЭК") непосредственно в российских ТК по стандартизации, которые могут по разрешению Госстандарта России осуществлять переписку по этим вопросам самостоятельно.

В случае, если Госстандарт России является ведущим разработчиком проекта международного стандарта, российский ТК по стандартизации назначает руководителя разработки проекта и информирует об этом Госстандарт России. Руководитель разработки проекта организует и несет ответственность за подготовку, согласование и своевременное направление проекта международного стандарта в технические органы международных организаций.

Организации-исполнители, ответственные за подготовку заключения по проекту международного стандарта, при его получении (на английском и/или французском языках) должны:

  • организовать перевод проекта международного стандарта на русский язык и направить его на заключение заинтересованным организациям;
  • обеспечить ответственное хранение контрольного экземпляра перевода проекта международного стандарта с целью его использования на последних этапах работы;
  • организовать рассмотрение проекта международного стандарта в порядке, установленном для проектов государственных стандартов Российской Федерации по ГОСТ Р 1.2;
  • подготовить проект заключения Госстандарта России по проекту международного стандарта.

Окончательную позицию Госстандарта России по техническому содержанию проекта международного стандарта организации-исполнители формируют на стадии 3 "проект комитета" "Директив по технической работе ИСО/МЭК".

Для голосования по проекту международного стандарта, поступившему из центрального органа международной организации после его рассмотрения в порядке, установленном для рассмотрения окончательной редакции проекта ГОСТ Р, организация-исполнитель направляет в Госстандарт России следующие документы:

  • перевод проекта международного стандарта на русский язык;
  • проект заключения Госстандарта России по проекту международного стандарта.

В сопроводительном письме должны быть указаны результаты рассмотрения проекта международного стандарта на заседании ТК или технических совещаний предприятия (организации), предложения по применению международного стандарта в Российской Федерации, информация о наличии или отсутствии аналогичного российского стандарта или другого нормативного документа.

Госстандарт России рассматривает документы и принимает окончательное решение о голосовании по проекту международного стандарта. Бюллетень голосования по проекту международного стандарта, оформленный в соответствии с "Директивами по технической работе ИСО/МЭК", направляется в центральный орган соответствующей международной организации.

Госстандарт России после получения из центрального органа международной организации официально изданного международного стандарта осуществляет:

  • публикацию информации об официально изданных международных стандартах в ежемесячном информационном указателе "Государственные стандарты" (ИУС);
  • уточнение перевода международного стандарта на русский язык;
  • публикацию информации о выполненных переводах;
  • передачу оригинала поступившего международного стандарта в Федеральный фонд стандартов Госстандарта России;
  • обеспечение опубликования переводов официально изданного международной организацией международного стандарта на русском языке и его направление в центральный орган международных организаций.

Распространение официально изданного международной организацией международного стандарта в Российской федерации осуществляет Госстандарт России.

Применение международного стандарта в Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р 1.0 и ГОСТ Р 1.5.

Международная электротехническая комиссия (МЭК) является основной международной организацией по стандартизации в области электрических, электронных технологий и всех связанных с этой областью технологий, включая разработку и производство датчиков температуры. МЭК была основана в Лондоне в 1906 г. Первым президентом МЭК был знаменитый британский ученый лорд Келвин. В ее состав входят представители 82 стран (60 стран - полноправные члены, 22 страны - ассоциированные члены). Россия, Украина и Белоруссия являются полноправными членами МЭК. Представители НК РФ входят в состав многих технических комитетов и рабочих групп МЭК. Стандарты по температурным датчиках разрабатываются в основном в рамках ТК 65В/РГ5 (SC 65B - Measurement and control devices, WG5 - Temperature sensors and instruments). На базе НК РФ МЭК создана Российская группа экспертов по температуре (РГЭ), задачей которой является активное участие в разработке стандартов МЭК по температуре. Подробности - в разделе РГЭ . Вся информация о действующих и вновь разрабатываемых стандартах МЭК получена с портала МЭК: www.iec.ch

Действующие стандарты:

Об участии Российских специалистов в разработке стандартов МЭК - в разделе

  • 2.5. Процедура присоединения Республики Беларусь к вто
  • 2.6. Основные положения Соглашений вто по техническим барьерам в торговле (тбт) и санитарным и фитосанитарным мерам (сфс)
  • Международная организация по стандартизации исо (International Organization Standardization iso)
  • Цели, задачи и объекты стандартизации исо
  • 3.2. Категории членства в исо
  • 3.3. Организационная структура исо
  • Iso 1238:1998,
  • 3.4. Сотрудничество Республики Беларусь с исо
  • 4. Международная электротехническая комиссия мэк (International Electrotechnical Commission iec)
  • Цели, задачи и объекты стандартизации мэк
  • Организационная структура мэк
  • Iec 62255-5:2006,
  • Совместная деятельность исо и мэк
  • 4.4. Порядок и стадии разработки международных стандартов исо (мэк)
  • 4.5. Виды нормативных документов по стандартизации исо и мэк
  • 4.6. Сотрудничество Республики Беларусь с мэк
  • (International Telecommunication Union itu)
  • 5.1. Цели, задачи и классы членства мсэ
  • 5.2. Организационная структура мсэ
  • Itu-t g.782:2006,
  • Сотрудничество Республики Беларусь с мсэ
  • Тема 6. Международные организации, участвующие в международной стандартизации
  • 6.1. Продовольственная и сельскохозяйственная организация оон фао (Food and Agriculture Organization fao)
  • 6.2. Всемирная организация здравоохранения воз (World Health Organization who)
  • Деятельность воз осуществляется в следующих направлениях:
  • К основным задачам воз относятся:
  • 6.3. Комиссия Кодекс Алиментариус
  • 6.4. Основные требования системы анализа рисков и критических контрольных точек (хассп) (Hazard Analysis and Critical Control Points насср)
  • 6.5. Международная федерация пользователей стандартов мфпс (International Federation of Standards Users ifan)
  • Официальный сайт: www.Ifan.Org
  • 7.1.2. Организационная структура сен
  • 7.1.3. Виды нормативных документов сен и порядок их разработки
  • 7.1.4. Сотрудничество Республики Беларусь с сен
  • 7.2. Европейский комитет по стандартизации в электротехнике сенэлек (European Committee for Electrotechnical Standardization cenelec)
  • 7.2.1. Цели, задачи и объекты стандартизации сенэлек
  • 7.2.2. Организационная структура сенэлек
  • 7.2.3. Сотрудничество Республики Беларусь с сенэлек
  • 7.3.1. Цель, задачи и членство етси
  • 7.3.2. Организационная структура етси
  • 7.4. Европейская экономическая комиссия оон (еэк оон) (United Nations Economic Commission for Europе unece)
  • 7.5. Деятельность ес в области технического регулирования и стандартизации. Концепция Нового и Глобального подхода
  • 7.6. Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (еасс, еаsс) (Межгосударственный совет по стандартизации (мгс))
  • 8. Национальная стандартизация за рубежом (опыт зарубежных стран в области стандартизации)
  • 8.3. Французская ассоциация по стандартизации (afnor)
  • 8.5. Японский комитет промышленных стандартов (jisc)
  • Учебно-методические материалы по дисциплине «Международная стандартизация» Основная литература
  • Дополнительная литература
  • 4. Международная электротехническая комиссия мэк (International Electrotechnical Commission iec)

      1. Цели, задачи и объекты стандартизации мэк

    Крупнейшим партнером ИСО в области стандартизации является Международная электротехническая комиссия (МЭК, IEC). Начало сотрудничества в области электротехники относится к 1881 г., когда состоялся 1-й Международный конгресс по электричеству.

    15 сентября 1904 г. делегаты конгресса, проводимого в г. Сент-Луисе (США), приняли решение о создании специальной организации по вопросам стандартизации терминологии и параметров электрических машин.

    В июне 1906 г. в г. Лондоне (Англия) состоялось официальное открытие головного офиса организации с участием представителей 13 стран мира.

    К 1914 году были сформированы четыре технические комитеты, которые занимались терминологией, обозначением и оценкой параметров электрических машин.

    Деятельность МЭК направлена на стандартизацию в области электротехники, электроники и смежных областях промышленного производства.

    Основными целью и задачей МЭК являются содействие международному сотрудничеству в вопросах стандартизации и унификации в сфере электротехники, электроники и смежных областях промышленного производства путем разработки и внедрения международных стандартов и документов по стандартизации, включая разработку и издание соответствующей технической литературы.

    К основным объектам стандартизации МЭК относятся:

    Материалы для электротехнической промышленности (например, диэлектрики, магнитные материалы и др.);

    Электротехническое оборудование производственного назначения (например, сварочные аппараты, светотехническое оборудование и др.);

    Электроэнергетическое оборудование (например, паровые и гидравлические турбины, генераторы, трансформаторы и др.);

    Изделия электронной промышленности (например, интегральные схемы, микропроцессоры и др.);

    Электронное оборудование бытового и производственного назначения;

    Электроинструменты;

    Оборудование для спутников связи;

    Терминология.

    По состоянию на 2012 г. в состав МЭК входят национальные органы по стандартизации 82 стран мира, в т.ч. 60 стран – комитеты-члены.

      1. Организационная структура мэк

    Организационная структура МЭК представлена на рисунке 3.

    В рамках организационной структуры МЭК высшим руководящим органом является Совет МЭК, состоящий из национальных комитетов всех стран. Ежегодные заседания Совета проводятся поочередно в разных странах-членах МЭК. Решения в МЭК принимаются простым большинством голосов, но президент имеет право решающего голоса в случае равного распределения голосов.

    Координирующий орган МЭК – Комитет действий , основной задачей которого является координация работы технических комитетов организации. Комитет действий определяет приоритетные направления работ в области стандартизации; разрабатывает методические документы, обеспечивающие техническую работу; участвует в решении вопросов сотрудничества с другими международными и региональными организациями, выполняет задания Совета МЭК.

    Комитету действий подчиняются 5 технических консультативных комитетов по аспектам безопасности:

    - АСО S (АКОС) – по безопасности;

    - АСТЕ L (АСТЕЛ) – по телекоммуникациям (электросвязи);

    -А C Е C (АКЕК) – по электромагнитной совместимости;

    -CISPR (СИСПР) – международный специальный комитет по радиопомехам;

    -АСЕА ( ACEA ) – по аспектам окружающей среды;

    - АСТА D (АКТАД) – по передаче и распределению электроэнергии.

    Деятельность данных консультативных комитетов направлена на поиск защиты от различных видов рисков (опасных факторов), например, пожарной опасности, взрывоопасности, опасности поражения электрическим током, химической и биологической опасности, опасности от излучений оборудования (звуковых, инфракрасных, ультрафиолетовых, радиационных и т.д.).

    A С OS занимается координацией и руководством работ в области безопасности электрооборудования. Состав консультативного комитета формируется из членов, назначенных Комитетом действий и членов соответствующих технических комитетов.

    АСТЕ L осуществляет руководство работой технических комитетов в области электросвязи, разъясняет сферы их деятельности, дает рекомендации по разработке новых стандартов и их применению. В состав консультативного комитета входят председатели и секретари технических комитетов, занимающихся вопросами в области телекоммуникаций. Данный комитет осуществляет обмен информацией между МЭК и Международным союзом электросвязи и занимается согласованием работ по разработке международных стандартов и документов на аналогичные объекты стандартизации во избежание их дублирования.

    А C Е C занимается координацией работ технических комитетов в области электромагнитной совместимости. В работе комитета принимают участие индивидуальные члены, члены CISPR и члены ТК 77 «Электромагнитная совместимость».

    К основным направлениям деятельности CISPR относятся:

    Защита радиотехнической аппаратуры от различных видов радиопомех;

    Разработка методов измерений радиопомех и соответствующего оборудования;

    Установление характеристик помех от различных источников и определение их предельных величин (например, помехи от промышленной, научной и медицинской радиочастотной аппаратуры, высоковольтной аппаратуры, радиоприемников, электробытовых приборов и др.);

    CISPR также принимает участие в разработке правил по технике безопасности в части требований к подавлению помех электрооборудования.

    В состав специального комитета входят представители национальных комитетов МЭК и другие международные организации, занимающиеся проблемами снижения радиопомех в различных видах электротехнической продукции.

    Примечание – Разработкой международных стандартов и нормативных документов по стандартизации занимаются 8 подкомитетов CISPR , а также такие международные организации, как Международная организация радио и телевидения, Международный союз производителей и распределителей электротехнической энергии, Международные союзы железных дорог и общественного транспорта и др.

    АСТА D занимается вопросами,связанными с передачей и распределением электроэнергии, в т.ч. определяет потребности рынка в разработке новых стандартов, выявляет технологии, нуждающиеся в стандартизации, и дает рекомендации техническим комитетам МЭК по повышению эффективности их работы с компаниями малого и среднего бизнеса.

    ACEA рассматривает аспекты, связанные с охраной окружающей среды, координирует и согласовывает деятельность технических комитетов МЭК во избежание дублирования их работ по экологическим вопросам при разработке международных стандартов. Данный консультативный комитет дает рекомендации по включению экологических требований в разрабатываемые стандарты, а также занимается вопросами экологической маркировки и декларирования электротехнической продукции. АСЕА занимается актуализацией руководства IEC Guide 109:2012 «Вопросы, касающиеся окружающей среды. Включение в стандарты на продукцию электротехнического назначения» и дает консультации по его применению.

    Совету МЭК подчиняются 4 комитета по управлению:

    - PACT – Президентский консультативный совет по технологиям будущего(President s Advisory Committee on future Technology );

    - MC – комитет по маркетингу (Marketing Committee );

    - SPC – комитет по торговой политике (Sales Policy Committee );

    - CDF – финансовый комитет (Finance Committee ).

    Непосредственно разработкой и принятием международных стандартов занимаются технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы.

    По состоянию на 2012 г. в МЭК работают 94 ТК и 80 ПК. В разработке международных стандартов и других публикаций МЭК участвуют более 10000специалистов.

    Официальными языками издания международных стандартов и документов МЭК являются: английский, французский и русский.

    Стандарты МЭК нумеруются в диапазоне от 60000 до 79999.

    Пример обозначения международного стандарта МЭК.

    Международная электротехническая комиссия (МЭК)

    Работы по международному сотрудничеству в области электротехники были начаты в 1881 г., когда был созван первый Международный конгресс по электричеству. В 1904 г. на заседании правительственных делегатов Международного конгресса по электричеству в Сент-Луисе (США) было принято решение о необходимости создания специального органа, занимающегося вопросами стандартизации терминологии и параметров электрических машин.

    Формальное создание такого органа - Международной электротехнической комиссии (МЭК) - состоялось в 1906 г. в Лондоне на конференции представителей 13 стран.

    Сферы деятельности ИСО и МЭК четко разграничены - МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения, ИСО - во всех остальных отраслях.

    Официальные языки МЭК - английский, французский и русский.

    Целями МЭК, согласно ее Уставу, является содействие международному сотрудничеству в решении вопросов стандартизации и смежных с ним проблем в области электротехники и радиоэлектроники.

    Основной задачей комиссии является разработка международных стандартов в названной области.

    Высшим руководящим органом МЭК является Совет, в котором представлены все национальные комитеты стран (рис. 4.2). Выборными должностными лицами являются президент (избираемый на трехлетний период), вице-президент, казначей и генеральный секретарь. Совет собирается ежегодно на свои заседания поочередно в различных странах и рассматривает все вопросы деятельности МЭК как технического, гак и административного и финансового характера. При Совете действует финансовый комитет и комитет по вопросам стандартизации потребительских товаров.

    При Совете МЭК создан Комитет действия, который по поручению Совета рассматривает все вопросы. Комитет действия подотчетен в своей работе Совету и представляет ему свои решения на утверждение. В его функции входят: контроль и координация работы технических комитетов (ТК), определение новых направлений работ, решение вопросов, связанных с применением стандартов МЭК, разработка методических документов по технической работе, сотрудничество с другими организациями.

    Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран и поступлений от продажи международных стандартов.

    Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО: технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ). В целом в МЭК создано более 80 ТК, часть которых разрабатывает международные стандарты общетехнического и межотраслевого характера (например, комитеты по терминологии, графическим изображениям, стандартным напряжениям и частотам, климатическим испытаниям и др.), а другая - стандарты на конкретные виды продукции (трансформаторы, изделия электронной техники, бытовая радиоэлектронная аппаратура и др.).

    Процедура разработки стандартов МЭК регламентируется ее Уставом, Правилами процедуры и Общими директивами по технической работе.

    В настоящее время разработано более двух тысяч международных стандартов МЭК. Стандарты МЭК являются более полными, чем стандарты ИСО, с точки зрения наличия в них технических требований к продукции, методам ее испытаний. Это объясняется тем, что требования по безопасности являются ведущими в требованиях на продукцию, входящую в сферу деятельности МЭК, а опыт работы, накопленный в течение многих десятилетий, позволяет более полно решать вопросы стандартизации.

    Международные стандарты МЭК являются более приемлемыми для применения в странах-членах без их переработки.

    Стандарты МЭК разрабатываются в технических комитетах или подкомитетах. Правила процедуры МЭК устанавливают порядок разработки стандартов МЭК, который идентичен порядку разработки стандартов ИСО.

    Стандарты МЭК носят рекомендательный характер, и страны имеют полную независимость в вопросах их применения на национальном уровне (кроме стран, входящих в ГАТТ), однако они приобретают обязательный характер в случае выхода продукции на мировой рынок.

    Основными объектами стандартизации МЭК являются материалы, применяемые в электротехнике (жидкие, твердые и газообразные диэлектрики, магнитные материалы, медь, алюминий и его сплавы), электротехническое оборудование общепромышленного назначения (двигатели, сварочные аппараты, светотехническое оборудование, реле, низковольтные аппараты, распределительные устройства, приводы, кабель и т. д.), электроэнергетическое оборудование (паровые и гидравлические турбины, ЛЭП, генераторы, трансформаторы), изделия электронной промышленности (дискретные полупроводниковые приборы, интегральные схемы, микропроцессоры, печатные платы и схемы), электронное оборудование бытового и производственного назначения, электроинструмент, электротехническое и электронное оборудование, применяемое в отдельных отраслях промышленности и в медицине.

    Одно из ведущих направлений стандартизации в МЭК - разработка терминологических стандартов.

    Международная электротехническая комиссия МЭК (IEC) создана в 1906 году. Цель деятельности - содействие международному сотрудничеству по вопросам стандартизации в области электротехники, радиоэлектротехники и связи. В отличие от ИСО, МЭК состоит из национальных комитетов, которые представляют интересы всех отраслей промышленности. В качестве таких национальных комитетов выступают национальные организации по стандартизации.

    Международная электротехническая комиссия разрабатывает стандарты в области электротехники, радиоэлектроники, связи. Разновременность образования и разная направленность МЭК и ИСО определили факт параллельного существования двух крупных международных организаций. С учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возможности дублирования деятельности отдельных технических органов между этими организациями заключено соглашение, которое направлено, с одной стороны, на разграничение сферы деятельности, а с другой - на координацию технической деятельности.

    Число членов МЭК (62 страны по состоянию на 2006 год) меньше, чем членов ИСО. Это обусловлено тем, что многие развивающиеся страны практически не имеют или имеют слаборазвитую электротехнику, электронику и связь. Россия является членом МЭК с 1911 года. Высший руководящий орган МЭК - Совет, в котором представлены все национальные комитеты. Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран - членов этой организации и поступлений от продажи международных стандартов. Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО: технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы. В МЭК функционируют 174 комитета и подкомитета, часть которых (как и в ИСО) разрабатывает международные стандарты (МС) общетехнического и межотраслевого характера, а другая - МС на конкретные виды продукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансформаторы, изделия электронной техники).

    В настоящее время разработано свыше 5200 стандартов, техничеcких отчетов, рекомендаций. Следует отметить важность проводимых МЭК работ по установлению требований безопасности для бытовых электроприборов и машин. В связи с различным подходом к обеспечению безопасности в разных странах ТК 61 «Безопасность бытовых электроприборов» выпущено более 40 МС, устанавливающих требования практически ко всем электробытовым приборам и машинам. Разработка МС в этой области имеет особенно важное значение в связи с созданием в МЭК системы сертификации электробытовых приборов и машин на соответствие их МС МЭК.



    В перспективе, по прогнозу отдельных специалистов, деятельность МЭК и ИСО будет постепенно сближаться: на первом этапе - это разработка единых правил подготовки МС, создание совместных ТК (такой опыт имеется по вопросам информационной технологии), а на втором этапе - возможное слияние, тем более что большинство стран представлено в ИСО и МЭК одними и теми же органами - национальными организациями по стандартизации.

    Актуальной задачей является сокращение сроков подготовки МС ИСО и МЭК, так как в настоящее время разработка их занимает в среднем четыре-пять лет. Тенденция к сокращению сроков морального старения продукции, необходимость оперативного реагирования на запросы международной торговли в стандартах ставят задачу резкого сокращения сроков разработки МС. Все чаще начинает практиковаться процедура обсуждения проектов МС в рамках телеконференций. В отличие от традиционных заседаний рабочих органов по стандартизации, на которые командируются специалисты из разных стран, телеконференции могут проводиться чаще, организованнее и оперативнее. По оценкам специалистов, проведение телеконференций экономит 80% средств и 60% времени, затрачиваемых на разработку МС в рамках традиционных процедур.

    Глобализация мирового рынка, характеризующаяся стиранием границ на пути свободного перемещения людей, товаров, капитала и информации, требует перехода стран на единые стандарты. Пока средний показатель использования странами - членами ИСО международных стандартов в общем числе национальных - 22%, в странах с более высоким уровнем развития - 40%. Как идеал выдвинут принцип единого стандарта; единых испытаний; сертификатов, признанных повсюду. Этот принцип реализовался в проекте ИСО, предложенного в 2001 г. как «Мечта 1/1/1» (1/1/1 «Dream»). Смысл проекта - в устранении разнообразия в стандартах, в исключении повторов в испытаниях и процедурах подтверждения. Имеются примеры воплощения «Мечты»: на мировом рынке такие объекты стандартизации, как контейнерные перевозки, кредитные карточки, кораблестроение, отвечают стандартам и оцениваются по единым процедурам соответствия.