Взрослые дочери елены прокловой. Елена Проклова: «Перед рождением Полины За кем замужем дочь прокловой полина

Дочери Елены Прокловой - это Арина и Полина Прокловы. Девушки родились от разных супругов актрисы и с очень большой разницей в возрасте.

Елена Проклова: биография артистки

Елена появилась на свет в 1953 году в столице России, городе Москве. Её родители были талантливыми педагогами. Мама актрисы работала учительницей в школе, а отец был преподавателем в военной академии. Дебют актрисы состоялся в 12-летнем возрасте благодаря кинематографисту, который служил вместе с дедушкой Елены. Виктор Проклов был вторым кинорежиссёром киноленты «Звонят, откройте дверь», но сам отказывался приводить внучку на съёмки.

За участие в киноленте Елену наградили престижной премией, что послужило весомым толчком для развития творческой карьеры будущей популярной актрисы. Участь в школе, девочка сыграла роль Герды в детском кинофильме «Снежная королева», а также одну из главных ролей в картине «Гори, гори моя звезда» и «Переходной возраст». После съёмок Елена приняла решение, что станет киноактрисой.

Девушка экстерном закончила обучение в школе, после чего поступила на актёрский факультет Школы-студии МХАТ. После 5 лет учёбы актриса вплоть до 1991 года служила в Московском Художественном театре. А также периодически снималась в кино, и только в последнее десятилетие уходящего XX века, как многие актёры, приостановила свою актёрскую деятельность.

Однако с начала 2000-х в карьере Елены произошёл новый виток популярности, её снова стали приглашать сниматься в кино и не телевидении.

Личная жизнь Елены

Актриса была трижды замужем и имела многочисленные романы со знаменитыми личностями. Среди возлюбленных значились такие звезды, как О. Янковский, А. Миронов, Л. Прыгунов, декоратор А. Адамович, М. Волонтир.

Первый раз актриса вышла замуж в 18-летнем возрасте. Её супругом стал кинорежиссёр В. Мелик-Карамов. Прожив в браке 4 года, актриса родила девочку Арину и развелась с мужем.

Вторым мужем актрисы стал врач А. Дерябин, в браке с которым Елена родила сыновей-близнецов. Мальчики скончались практически сразу после родов.

Следующий союз актриса заключила с бизнесменом А. Тришиным, который был близким другом её брата. Сначала у актрисы родился мальчик, но скончался спустя неделю после рождения. А через 10 лет совместной жизни у пары родилась дочь. Елена Проклова с мужем назвали её Полиной. Супруги разошлись, прожив совместно 30 лет.

Арина Проклова - дочь Елены Прокловой

В одном из интервью артистка поведала средствам массовой информации, как её старшая дочь, узнав о том, что мама собирается выходить вторично замуж, решила, что не хочет жить вместе с ней. Для актрисы это был непростой период в жизни. В тот момент дочкаЕлены Прокловой сообщила, что собирается жить у своих бабушки и дедушки.

Однако Елена призналась, что сама поступила неправильно во время развода с отцом Арины. Вместе того, чтобы заниматься ребёнком, она устраивала свою личную жизнь.

Арина же настояла на своём решении и росла в семье родственников. Спустя время, когда бабушка с дедушкой ушли из жизни, девушка стала чувствовать себя сиротой, и даже оба живых родителя не могли заменить ей ушедших родственников.

На данный момент известной актрисе Елене Прокловой удалось наладить отношения со старшей дочерью. Однако дочь Арины - Алиса, которой сейчас 22 года, не жалует знаменитую бабушку и старается сводить общение до минимума.

Полина Проклова - дочь Елены Прокловой

Младшая дочь Полина является поздним ребёнком актрисы и её третьего мужа. Появилась на свет девочка за год до того, как у Прокловой родилась внучка Алиса. На данный момент девушке 23 года. Она экстерном окончила школу и прошла обучение в Академии внешней торговли.

Полина, дочка Елены Прокловой,давно встречаетсяс одним молодым человеком. Она живёт отдельно от матери и пытается самостоятельно устроить свою личную жизнь.

«Полина сделалась бордового цвета, но продолжала ровным голосом разговаривать с подругой. А положив трубку, повернулась ко мне: «Мама, извини…» Держалась! Потом вылетела во двор, на дорогу, которая видна из окна нашего дома. И я вижу, как у нее ходуном ходят плечи, как она руками закрывает лицо», - вспоминает Елена Проклова.

- Елена, год назад, когда говорили о своем разводе, вы выражали надежду, что у вашего бывшего мужа еще появится другая семья, дети. В результате вы как жили, так и продолжаете вместе жить. И отношения ваши продолжают оставаться нежными, это видно невооруженным взглядом. Так что, развод оказался ошибкой?

Елена: Развод не был ошибкой уже потому, что наши отношения с Андреем после него стали гораздо лучше. Вот как бывает!.. Наверное, в свое время мы просто перегрузили друг друга претензиями: ты мне должен - ты мне должна. Вроде бы мы давали друг другу свободу во всем, но в душе каждый считал, что ему чего-то недодают. Я разводилась не потому, что я не люблю Андрея, а потому, что отношения зашли в тупик. Когда я сказала ему о разводе, он ответил: «Да, наверное, это правильное решение… Хотя я этого и не хочу…» Но я настаивала: «А я не хочу дальше так жить». Женщине отстоять свою самостоятельность и право на свою жизнь очень непросто, особенно с таким мачо, как Андрей. А сейчас мы ничего друг другу не должны. Два абсолютно свободных и независимых человека! Мы вместе, когда хотим. А когда не хотим - расходимся. И наша жизнь стала счастливой.

- Полина, а вы что думаете по поводу развода родителей?

Полина: У мамы с папой, сколько я себя помню, были очень сложные взаимоотношения. Они жили беспокойно: постоянно ссорились, спорили, кричали. Я всегда находилась между двух огней и очень переживала. Абстрагироваться не получалось. Когда твои родные на такой волне, на таких эмоциях, ты просто не узнаешь их. И в детстве это очень страшно: как это родители, с которыми мы с утра вместе завтракали, мило смеялись и общались, вечером орут, что-то бьют и бегают вокруг дома?! Самым неприятным был момент, когда мама или папа в своем конфликте обращались ко мне как к судье: «Полина, как ты считаешь, кто прав?» И поскольку я всегда поддерживала маму, говорила, что права она, хотя не всегда считала именно так. А папа каждый раз надеялся, что я хоть раз приму его сторону. Но я никогда не сомневалась, что родители будут вместе. Моя любимая поговорка про маму с папой: безумная любовь проходит быстро, а любовь двух безумных - никогда. Мне кажется, они просто слишком яркие индивидуальности, чтобы жить спокойно. Но они счастливы.

Целых пять лет мама не общалась не только со мной, но и со всей семьей Прокловых, вставшей на мою сторону. Я уже думала - это навсегда. Но вот открываются ворота, въезжает машина - мама! Мы молча обнялись...

Бар назывался «РВС». Так и не узнала, как это расшифровывалось. В начале девяностых я устроилась туда работать официанткой, потом стала барменом. Гуляли в баре в основном менты и бандиты. Но я не из робкого десятка. Однажды кто-то из наших постоянных посетителей принес журнал со статьей о Елене Прокловой. А там моя фотография с подписью: старшая дочь актрисы Арина Мелик-Карамова.

После этого относиться ко мне на работе стали с недоверием.

Решили - раз дочь звезды, значит, выпендривается, с жиру бесится. Обычно все так реагируют, поэтому я свою родословную не афиширую. Помню, еще девочкой, придя с мамой к ней во МХАТ, услышала за спиной: «Надо же! У красавицы Прокловой такая некрасивая дочь!» Стало страшно неудобно перед мамой, как будто ее подвожу. С тех пор остался определенный комплекс - взвешивать все, что происходит в моей жизни, с расчетом на публичность. Обратная сторона медали…

Так вышло, что мы с мамой никогда не жили вместе: меня воспитали бабушка с дедушкой. Она пыталась забрать к себе, но всякий раз не складывалось. Мы совсем разные, Елена Игоревна человек куда более целеустремленный.

До сих пор не может и секунды усидеть на месте. Обожает шить, вязать, копаться в огороде. Я - абсолютно другая. Более спокойная и размеренная. Любимое занятие - поваляться с книжкой на диване. Так что если мы чем-то и похожи - то силой характеров. Оттого и отношения развивались непросто: однажды так поссорились, что целых пять лет не виделись и не разговаривали. Вот тогда я и оказалась в ночном баре.

Сегодня былые бури улеглись. Я стала старше, мама - мудрее. Мы ежедневно общаемся. Вот только жаль, что нельзя вернуть годы, вычеркнутые из общей истории. А самое обидное, что сделали мы это своими собственными руками...

Когда получала паспорт, могла выбрать фамилию и национальность. Становиться Прокловой я не собиралась, но маму обидеть не хотела.

И записалась: «Мелик-Карамова, русская». Мама шутила: «Слава богу, не «Проклова, армянка». Родители развелись, когда мне было два года. С тех пор мама прожила несколько женских жизней, а папа, Виталий Мелик-Карамов, так больше и не женился. В моем детстве он работал спортивным комментатором в агентстве печати «Новости», затем снимал документальное кино, сейчас пишет сценарии, выпустил книжку воспоминаний.

В семье принято считать, что папа до сих пор любит маму. Недавно признался: «Да, я люблю Лену - но ту, восемнадцатилетнюю. Курносую. Женщина, которую вижу сейчас, мне абсолютно чужая: у нее другой характер, другие привычки, даже другое лицо».

Родители познакомились в компании маминого старшего брата Виктора Проклова. Папа, армянин из Баку, учился вместе с Витей в МАРХИ. Маме тогда всего шестнадцать исполнилось, но она уже была известной артисткой: начала сниматься в кино с одиннадцати лет, когда режиссер Александр Митта выбрал ее на главную роль в картину «Звонят, откройте дверь». Потом сыграла Герду в «Снежной королеве», Христину в «Гори, гори, моя звезда»...

Папа вспоминает, что Лена была очень правильной девушкой. Тусоваться не любила, в девять вечера отправлялась спать. А в один прекрасный день вдруг спросила:

У тебя есть костюм?

Найди где-нибудь.

Мы женимся.

Дядя Витя как раз сделал предложение маминой лучшей подруге. Ей уже шили подвенечный наряд, и мама просто позавидовала. Это ее версия: мол, захотела красивое платье - вот и сделала предложение приятелю Виталику. Ей еще не исполнилось восемнадцати, так что пришлось получать специальное разрешение. Поженились, родилась я. Но папа начал ревновать маму к профессии, запрещал целоваться в любовных сценах. Например, в спектакле МХАТа «Валентин и Валентина» - по советским меркам очень эротичном. Она не могла помыслить, что оставит кино и театр, и оставила папу.

Напомню, это версия, которая бытует в семье. И хотя я слышала ее с младенчества, сегодня мне не верится, что такой легкомысленный повод, как желание покрасоваться в новом платье, может стать причиной замужества.

Да и в причине развода доля правды не самая большая. Конечно, нормальному мужчине вряд ли доставляет удовольствие, что его женщину обнимают другие. Да и меня бы такая работа мужа вряд ли порадовала. Но мало ли что нам не нравится в профессии наших вторых половин, когда есть любовь, уважение, взаимопонимание - все решаемо. Во всяком случае, это не может стать причиной распада семьи.

Думаю, все было проще и банальнее: мало какие браки, заключенные в восемнадцать лет, люди умудряются сохранить. Слишком это безответственный возраст.

На совершеннолетие папа подарил мне свою рукопись.

В нее была вложена записка: «Прошу никогда никому не давать читать. Это касается только тебя и меня. Ты теперь совершеннолетняя, хочу, чтобы все знала». Он написал рассказ об их с мамой расставании - чувствах и эмоциях, которые переживал. Разумеется, подробности я опущу.

Мама тогда уехала с театром на гастроли на два месяца. Едва устроившись в гостинице, позвонила отцу: мол, все в порядке. А еще через день сообщила, что они расстаются. Конечно, папа давно понимал, что отношения разлаживаются, но не хотел этого признавать. Они просто были слишком разные по темпераменту: медлительный, основательный папа и взрывная, импульсивная мама.

Жили они с мамиными родителями. Но после развода мама не осталась в квартире в Большом Каретном.

Давно привыкла к самостоятельности. Да и личную жизнь надо было устраивать: шел всего двадцать второй год, она была чудо как хороша, за ней многие ухаживали. Сняла жилье и съехала. Забрать меня к себе не смогла: настоящая звезда, мама без конца пропадала на съемках, в разъездах, вечерами играла в театре. Ребенка элементарно не на кого было оставить. Затем и папа перебрался на съемную квартиру. Я осталась в Большом Каретном - с дедушкой Игорем Викторовичем, бабушкой Инессой Александровной и прабабушкой Ириной Михайловной.

Если мама ссорилась с бабой Инной, та в сердцах иногда говорила: «Что ты за мать? Кинула собственного ребенка!» Но лишь как последний аргумент - из желания наступить на больную мозоль. Все в семье прекрасно понимали, что мама не живет со мной не потому что не хочет, а потому что не может.

Ничего странного и зазорного в этом никто не видел.

О том, что моя семья устроена не так, как остальные, я узнала, только когда поступила в школу и начала ходить в гости к подружкам. Те жили с родителями - у меня оба были «приходящими». Но они были! С папой мы виделись практически ежедневно. Мама, в силу объективных причин, появлялась реже, уже успев соскучиться: зацеловывала, затискивала, задаривала подарками. А вокруг была куча безумной родни, которая надо мной тряслась.

Когда Прокловых пригласили стать героями программы «Моя родословная», редактор гордо сообщила, что выяснила наши корни до третьего колена. Смешно слышать: мы знаем куда более древних сородичей.

В семье принято рано рожать и долго жить. А как не узнать, откуда ты родом, если несколько поколений завтракают, обедают и ужинают за одним столом? Достаточно сказать, что на сегодняшний момент я - самая старородящая: дочь Алиса появилась на свет, когда мне было уже двадцать два. Она застала одну из своих прапрапрабабушек.

В Большом Каретном переулке жизнь крутилась вокруг бабы Инны. Пока я была маленькой, она работала барменом в ресторане «Москва». Место это не любила, презрительно называла себя «торгашкой» и в день, когда исполнилось пятьдесят пять лет, тут же вышла на пенсию.

Она была удивительно легким и беззаботным человеком. Все мы пытаемся подстелить соломки, просчитать варианты наперед.

Она ничего не боялась, ни о чем таком, кажется, даже не задумывалась. Жила не днем - мгновением, даже на вечер планов не строила. Хозяйка была хлебосольная, но совершенно безалаберная, в доме стоял шум и гам. Постоянно наведывался мой папа, дядя Витя «подкидывал» родителям сына Игоря, моего двоюродного брата, приезжала мама с очередным мужем. Непрерывно принимали гостей: бабушка притягивала людей как планета на свою орбиту. Лаяли собаки, мяукали кошки, слава богу, что рыбки по природе молчаливы. А баба Инна внутри этого водоворота чувствовала себя прекрасно! Она была настолько фанатичной собачницей, что однажды даже превратила в борзую поросенка. Решила взять на лето свинку, чтобы откормить, а по осени зарезать. Свинью звали Майка, она стала всеобщей любимицей, бегала с детьми купаться.

Стала поджарой, с втянутым животом. Естественно, в сентябре никто даже представить не мог, что Майку можно «порешить», отдали куда-то в деревню под общий плач. Бабушка держала мраморных догов. Таскала их на собачьи выставки: «сука Проклова» всегда брала первое место.

Как-то догиню Лютю должны были везти на вязку. Кинулись собирать документы, медали и грамоты. Отыскать что-то у нас в квартире можно было только чудом. Несколько дней из всех углов доносилось бабушкино: «Черт, черт, пошутил и отдай». Наконец все нашли, садимся в машину.

Инна, я тебя знаю, - бурчит дед, - проверь все еще раз. Родословную взяла?

Точно? Ладно, поехали.

Километров через пять выяснилось, что забыли... Лютю.

Баба Инна была настоящей душой семьи, источником тепла. Ее просто невозможно было обидеть, любая ссора рассасывалась мгновенно. Хотя сама она могла задеть за живое. Мы с мамой никак понять не могли - то ли характер вредный, то ли просто «не догоняла», как неприятно слышать: «Что-то ты поправилась. И прическа ужасная, и платье такое больше не надевай». При этом саму ее подцепить было трудно. Красивая от природы, она никогда за собой не следила. На любую критику в свой адрес только рукой махнет: мол, глупости - кто меня видит. Хотя деда, полковника танковых войск, гуляку и балагура, бабушка обожала.

Он преподавал информатику в военной академии, занимался первыми вычислительными машинами.

Бабушке все давалось легко, оттого она ничего не доводила до конца. То, что требовало лишних усилий, отметалось как ненужное. Я рано начала проявлять характер, справиться со мной бывало непросто, вот она и не старалась.

Некоторые попытки предпринимала бабушкина мама Ирина Михайловна - в прошлом сотрудник НКВД, вдова генерал-майора. Запомнила ее за пасьянсом, с «Явой» в зубах и болонкой на коленях. По сравнению с уживчивой и безалаберной бабушкой она казалась настоящей гестаповкой. Что значит «Ешь суп!», если он остыл? Я часами просиживала за столом, сцепив зубы. Исподтишка делала пакости болонке.

Потом, наконец, появлялась баба Инна и махала рукой: «Да ладно, пусть не ест». Сегодня жалею, что мы с прабабушкой всегда были в контрах и я ее, по большому счету, так и не узнала.

Мама говорит, что свой характер я начала проявлять совсем крохой. Лето мы проводили на даче под Новым Иерусалимом, в поселке «НИЛ» - «Наука, Искусство, Литература». Здесь жили родители деда - Виктор Тимофеевич и Надежда Георгиевна. Когда приезжала мама, я старалась ее удержать. Года в три упросила проводить: проехаться вместе в машине до колодца через три участка от нашего.

Ты не дойдешь назад, потеряешься, - пыталась сопротивляться мама.

Дойду, - упрямилась я. И настояла на своем.

Помню, что было страшно, когда она меня высадила, но я уже тогда понимала: если сказала, что дойду сама, надо дойти. Мама потом рассказывала, что, конечно, никуда не уехала. Остановилась в лесочке и наблюдала из-за елки, как я постояла-постояла и поковыляла до дачи на растопыренных ножках.

Мамино влияние было магическим. Совсем маленькую зимой меня было невозможно одеть: комбинезонов еще не существовало, а терпеть, что обряжают, как капусту, в штаны-варежки, я отказывалась. «Справиться с тобой могла только Лена, - вспоминает папа. - Она читала стихи, причем серьезных поэтов. Лишь начнет из Бориса Слуцкого: «Люди сели в шлюпки, в лодки сели, лошади поплыли просто так...» - и из тебя можно вить веревки».

Каждое появление мамы было сродни фейерверку. Помню, играла во дворе, а она приехала со съемок картины «Поздняя любовь» по Островскому - не сняв грим и в шикарном бархатном платье коньячно-вишневого цвета, в шляпке с вуалью. Хороша была до невозможности! Девочки-подружки аж обомлели, игрушки побросали, рты открыли. А я просто задохнулась от восторга: вот у меня какая мама, самая лучшая!

Тем не менее всегда знала: с ней не забалуешь. Она человек решительный, даже жесткий. Как-то забрала нас с двоюродным братом Игорем к себе на выходные. Мы обрадовались - настоящее приключение! По дороге зашли в гастроном. Уже тогда сторонница здорового питания, в сторону колбасного отдела мама, естественно, даже не посмотрела. Привела в молочный: «Выбирайте, что хотите на ужин».

На прилавке среди унылого кефира выделялась красивая коробочка с творожной массой с изюмом. Как все дети, мы потянулись за яркой оберткой.

Возьмем одну на двоих, - постановила мама. Но мы начали канючить:

Нет, купи каждому!

Ну, смотрите.

Дома посадила на кухне:

Мы с Игорем ковырнули:

Фу, какая гадость! Не хотим!

Мама рассвирепела: - Нет, минуточку.

Пока не съедите, из-за стола не выйдете.

Я попробовала, конечно, похныкать, но хорошо знала свою маму и понимала, что это бесполезно. Быстро-быстро все слопала. Брат масштаб катастрофы оценил не сразу. И поплакал в эту массу, и соплей туда напустил. Только потом начал в себя впихивать. Я же, сияя от счастья, что уже все съела, вскочила и от переполняющих меня чувств запела: «Кострома, Кострома, государыня моя!» Игорь заревел еще горше. Но мама весь кайф обломала: разрешила брату не доедать. Это было страшно несправедливо!

Одно время я мечтала превратиться в принцессу. Даже подговорила бабушку, чтобы называла меня Элеонорой. Упрашивала маму сшить платье с кринолином. А она привезла из заграничной командировки... джинсы.

Как же я расплакалась! Мама, недолго думая, схватила эти штаны и разорвала их надвое. И я еще долго не получала никаких подарков. Лишь повзрослев, поняла, как ей, наверное, было обидно. Суточных меняли мало, приходилось экономить, во всем себе отказывать, потом выбирала эти джинсы, беспокоилась - подойдут ли...

Человек я, видимо, нефартовый. Мама умудрялась появляться именно в тот момент, когда набедокурю. Забирала меня как-то из детского сада, воспитательница нажаловалась, и мама отчитывала всю обратную дорогу. Я, насупившись, молчала. Дома она сказала: «Иди в угол. Пока не извинишься, не выйдешь». Закончилось, правда, тем, что мама сама уговаривала меня выйти: извиняться я отказывалась категорически. Никогда не просила прощения, если считала, что не виновата.

Мама негодовала, ругалась, сетовала на мой несносный характер.

Однако проведя очередной воспитательный сеанс, она всегда уезжала. Чем старше я становилась, тем сильнее сопротивлялась такому «точечному» воздействию. Одно дело, когда тобой занимаются ежедневно, совсем другое, если «нравоучать» начинает человек, приезда которого ждешь как праздника.

Лет в девять меня повели во МХАТ на «Амадея». Усадили в ложу. Спектакль настолько впечатлил, что второй акт я смотрела вся в слезах - уже из-за кулис. Сцена, где умершего Моцарта бросают в яму, привела меня в полуобморочное состояние. Мама, тоже игравшая в спектакле, даже попросила, чтобы кастелянши разыскали для меня валокордин. И вдруг я увидела, что мимо по проходу идет артист, игравший Моцарта, и преспокойно жует яблоко.

Этот обман вызвал настоящий шок. В следующий раз в театр меня смогли затащить только лет в двадцать: упиралась руками и ногами.

Единственный, кто пытался всерьез воспитывать, был папа. Следил, чтобы я заправляла постель, чистила зубы, водил на мультики и прогуливал в Нескучном саду. Когда пошла в школу - проверял уроки. Но один в поле не воин. Я росла очень избалованной. Раз папа увидел, как бабушка пытается накормить меня, двухлетнюю, супом. Чтобы я раскрыла рот - видимо, от удивления, - прадедушка со своим братом танцевали на столе. Его это так возмутило! Хорошо еще не знал, как баба Инна впихивала во внучку черную икру: нарезала бутерброды самолетиками и отправляла их мне в рот с лету. Папа страшно переживал из-за отсутствия в моей жизни какого-либо воспитания.

Но ударил меня всего однажды, уже лет в шестнадцать. Я поругалась с бабушкой и, заходя к себе в комнату, сквозь зубы процедила: «Дура». Папа влепил пощечину: «Руку на тебя больше не подниму. Но еще раз услышу, что моя дочь так отзывается о старших, она перестанет для меня существовать».

Если даже папа не мог на меня повлиять, то мужья мамы вообще не имели права голоса. Тем более что со временем каждый из них понимал: во-первых, она не ждет их участия в моей судьбе, поскольку не ищет отца ребенку, а во-вторых, у ребенка такой характер, что только тронь.

Судьба у маминых мужчин была незавидная. Уж слишком Елена Игоревна эмоциональная, даже взрывная. Кажется, сама я вела себя так с мальчиками только лет до восемнадцати.

Мама не цветочков ждала, а дотошных объяснений: почему не так посмотрел, отчего вдруг сменил тон. Требовала, чтобы мужчина ловил каждый взгляд, каждый вздох. Буквально в ней растворялся.

Не раз видела, как она выбегала на улицу, когда ругалась с кем-то из своих мужей: рыдая, чуть ли не босиком, в ночь, и не остановить. С другой стороны, порой казалось, что вся эта феерия - наносное, внутри маму держит очень жесткий стержень. И как бы ни кипела страстями, она не сама влюблялась, а лишь позволяла себя любить.

Александра Адамовича я впервые увидела в Сочи, куда мама взяла меня на съемки картины «Будьте моим мужем». Он был художником-декоратором и отцом Филиппа, который играл маминого сына. В Сочи мне исполнилось семь, Филипп был на год старше, мы постоянно друг друга задирали.

Когда мама сошлась с Сашей, Филя уехал к своей маме во Францию и в Москве бывал редко.

Думаю, мама Адамуху по-настоящему любила. Это был не просто роман, а скорее гражданский брак на несколько лет. В чем-то Саша походил на бонвивана, женщинам такие нравятся, и мама не исключение. У замечательного, интеллигентного, воспитанного и начитанного Адамовича был один недостаток - он сильно пил. Мог держаться, а потом слетал с катушек на несколько недель. Со всеми вытекающими. С таким человеком жить невозможно, женщина все время на стреме, вынуждена караулить, как бы опять не случилось...

И мама ушла, стала встречаться со своим будущим вторым мужем Александром Дерябиным, Адамович узнал и сильно запил.

А тут как раз в школе начались зимние каникулы. Мама взяла нас с братом Игорем под мышку и повезла на дачу, где отдыхал дядя Витя со своей честной компанией.

Тут надо сделать небольшое отступление. Мой дядя - талантливый ювелир, скульптор. Но ведет себя как и подобает свободному художнику: пришла муза - творит, а заблудилась по дороге - работа подождет.

Мама младше брата на шесть лет, но всю жизнь Витю защищала: от мальчишек на улице, от родни, от его собственных пороков. Не знаю ни одного человека, кто не попал бы под дядино обаяние. Витю в семье жалели, вытаскивали из разных передряг, постоянно пихали ему деньги. Вот и остался большим ребенком. Периодически мама с присущим ей энтузиазмом приезжает брата «спасать».

Приводит в порядок вначале дядю, потом его мастерскую. Разгоняет друзей-приятелей, усаживает за стол, становится за спину и смотрит, как Витя работает. Он покорно со всем соглашается: «Ленусик, обещаю, с этого дня - ни-ни, клянусь». А его друзья в это время заглядывают в окно: не уехала ли? Конечно, в какой-то момент маме надоедает выступать в роли воспитательницы, появляются более важные заботы...

Адамович с Витей дружил. Увидев Сашу на даче, мама скомандовала: «Под твою ответственность!» Сплавила нас с Игорем и упорхнула по своим делам. Мы с братом оказались в компании художников и скульпторов, которые продолжали весело отмечать Новый год. До сих пор не могу понять, почему бабушки не отследили наше местонахождение?

Адамуха отчего-то воспринял мамин наказ всерьез. И хотя, пребывая в запое, плохо понимал, что происходит вокруг, старался в те наши каникулы соответствовать образу отца и воспитателя. Ругались мы страшно. Раз не пустил меня гулять. Стою надувшись, злая, а он сидит у камина пьяненький и говорит:

Я сейчас прочитаю стихотворение, которое сочинил специально для тебя:

Это слон.

Отчего летает он?

Оттого, что этот слон

Нежно в бабочку влюблен.

Ну все, девочка, иди.

Через пять минут опять зовет. Подхожу. Начинается все по новой:

Это слон...

До такого исступления довел, что и спустя тридцать лет стих помню!

Было мне тогда одиннадцать. В следующий раз мы увиделись в восемнадцать. Дело вновь происходило зимой. Я, мама и ее нынешний муж Андрюша поехали в гости к Алику Цигалю - замечательному скульптору и деверю покойной Любови Полищук. У него сидела компашка. Вдруг откуда-то из недр мастерской выходит Адамуха в халате. Он совсем спивался, и Цигаль его приютил. Увидел нас, стал извиняться: «Простите, я неприбранный». Быстро оделся, умылся, сел за стол: - Леночка, Ленусечка, как я тебе рад!

А на меня поглядывает как-то странно, будто не узнает. Мама не выдержала:

Это же Ариша!

Ребенком я действительно была некрасивой, но в юности, что называется, получшала.

Через какое-то время мужчины отправились за выпивкой и закуской, ну и он с ними. Возвращается и дарит всем женщинам - их в компании было несколько - по шикарной алой розе. А передо мной распахивает пальто, а там - целая охапка белых нарциссов! Где можно было раздобыть нарциссы в заснеженной советской Москве, даже не представляю. Они еще засушенные стояли в вазе, когда Адамухи не стало. Его гибель - какая-то тайна. Знаю только, что Сашу застрелили в аэропорту, когда он летел в Париж.

Говорили, в эту темную историю были замешаны спецслужбы и, следовательно, никаких подробностей никто толком не знает.

Думаю, мои теплые воспоминания об Адамовиче прежде всего связаны именно с трагизмом его ухода. Пока жил с мамой, он особого любопытства ко мне не испытывал, да и моих мыслей не занимал. А вот со вторым маминым мужем, Александром Дерябиным, мне довелось пожить какое-то время вместе.

Периодически мама пыталась забрать меня к себе. Но совместная жизнь не складывалась. Впервые это случилось, когда мне было года три. Мама поругалась с бабушкой и решила стать самостоятельной. В комнате, которую она снимала в театральном общежитии, царил чудовищный бардак. На следующий день идем из детского сада.

У меня для тебя сюрприз.

Начинаю гадать я. - Платье, как у принцессы?

Сейчас увидишь.

Приходим в общежитие, мама открывает дверь и провозглашает:

Посмотри, как здорово мы убрали!

Я, естественно, в рев. Мама страшно разобиделась. Ведь старалась! А ребенок проявил неуважение к ее труду. Положила меня спать и ушла к друзьям в соседнюю комнату. Помню, как лежала ночью одна и очень себя жалела.

Когда мама вышла замуж за Сашу Дерябина, у нее уже была кооперативная квартира на улице Красина.

И я подросла: в двенадцать лет могла самостоятельно и из школы доехать, и спать лечь. Короче, решила меня мама снова забрать.

Саша был известным в Москве целителем. Маму познакомила с ним актриса МХАТа Лилия Журкина - тогдашняя жена Евгения Евстигнеева. Когда у меня открылась язва, Журкина рассказала о замечательном докторе, который помогал ей избавиться от пристрастия к выпивке. Сеансы проходили в квартире Евстигнеевых на Суворовском бульваре. Собиралось человек по пятнадцать. Садились в кружок. Саша, как завзятый гуру, произносил свои мантры оздоровления. Члены «секты» - иначе их не назвать - благоговейно внимали. После этого Дерябин раздавал всем по чайной ложечке масла и каждому делал клизму.

Так рядком - кто на полу, кто на диване - и лежали попами кверху. Однажды как раз во время сеанса из театра вернулся Евстигнеев. Глянул в комнату из коридора грустными глазами, снял шапку и, ничего не сказав и даже не поздоровавшись, тихо-тихо ушел в недра квартиры, плотно закрыв за собой дверь.

Поначалу мне очень хотелось жить с мамой. Но опять ничего не вышло. Прежде всего, я сильно тосковала по дому - тому, к которому привыкла. Распорядок дня, укорененные с младенчества привычки, в конце концов, банальная еда - у мамы все было иначе, чем в Большом Каретном. Бабушка кормила голубцами, жареной картошечкой, домашними котлетками. Мама сидела на диетах, применяла какие-то йоговские практики, бесконечно «очищалась». Как все актеры, она человек увлекающийся, а тут еще рядом «травник» Дерябин.

В школу мне давали прокаленную на сковороде гречку - естественно, сырую и без масла. По утрам надо было выпивать специальный отвар по Сашиному рецепту - сбор из сорока двух трав. Такой гадкий, что теперь я, наверное, даже горечь полыни не почувствую.

На этом оздоровительном питании я протянула пару месяцев. Колбаса в дом покупалась только для собаки, бассета Груши. Стыдно сказать, но когда мама уходила в театр, я воровала у нее из миски. Жить захочешь - пойдешь и не на такое.

Кроме того, справедливо решив, что бабушка меня «обленила и распустила», мама рьяно принялась за мое воспитание. К двенадцати годам сопротивление было натренировано: никто никогда меня не муштровал, а тут здрасьте!

Короче, недовольство росло и радужные картинки счастливой семейной жизни, которые мы обе себе рисовали, разбились о быт. В один прекрасный день я призналась бабушке:

Не хочу больше жить с мамой. Но не знаю, как ей сказать.

Не волнуйся, деточка, я сама, - пообещала сердобольная баба Инна.

У мамы в тот день был спектакль, она позвонила в антракте. Сейчас, мол, доиграет и приедет за мной. Бабушка сообщила: можешь не торопиться, Арина возвращаться не собирается.

Думаю, для мамы мое решение стало ударом. Она все равно хотела меня забрать, пыталась дожать силой. На этой почве у них с бабушкой был серьезный конфликт. Со временем все наладилось и утряслось, но примерно год после моего побега мы с мамой не разговаривали.

Нашла коса на камень. Хотя, конечно, обе сильно переживали.

Дерябина в семье не полюбили. Летом на даче вся семья собиралась за длинным столом на террасе. Стоило опоздать на пять минут, прадедушка лишал завтрака или обеда, он даже своему сыну-полковнику раздавал подзатыльники. И вот представьте: все уже сидят, входит Саша. Смотрит, как Виктор Тимофеевич отрезает кусок ароматной свинины, и громогласно восклицает: «Мертвечина! Как вы можете это есть?» Потом откусывает от капустного листа: «Царская еда, божественная пища!» Была в нем какая-то экзальтация, причем ненатуральная. Однажды мы с Игорем увидели, как он... тайком поедает шпроты. И Дерябин нас увидел! Так и замер: одна рыбка во рту, вторую от неожиданности выронил.

Но я восхищаюсь душевностью моих родных. Отчим иногда приводил в дом больных, раз на той же даче поселил мальчика с мамой из своего родного Запорожья. У того был рак лимфы, на ногах - чудовищные язвы. Как правило, мы стараемся не видеть чужого страдания, будто оно нас не касается, а тут моя семья на несколько месяцев приютила чужого больного ребенка.

Когда мне сказали, что скоро должны родиться два брата, никакой угрозы я не почувствовала. У меня была своя семья, у мамы - своя. В моей детской голове они никак не пересекались. Но, к несчастью, детям на свет появиться было не суждено. Мама с Сашей не смогли пережить потерю близнецов - горе их развело.

Вообще от той трагедии в памяти остались лишь фрагментарные картинки. Вот сижу у маминой постели, прикладываю к ее голове холодные полотенца.

Маме плохо, под кровать подложены кирпичи: доктор велел держать ноги выше головы.

Прибегаю с волейбола, узнаю, что мама уехала в Москву. Саша остался на даче: наверное, поругались. Мы все волнуемся, как мама себя чувствует, идем пешком три километра до дома отдыха, где есть будка-автомат и можно позвонить в Москву. На Красина гостила Сашина мама, которая и сообщила: «Лена в больнице. Она потеряла детей». Следующий кадр - рыдающий на коленях Саша. Прямо на асфальте. Ну а на финальных титрах через несколько дней появляется мама, такая же счастливая, как всегда. Мы долго гуляем с ней по лугу.

Только спустя время поняла, как тяжело было тогда маме, что пришлось пережить. Виду она не показывала. А дети жестоки, смерти для них просто не существует.

Начинают чувствовать чужую боль, лишь когда испытали свою.

Как у всякого ребенка, у меня в голове застревали некоторые фразы, услышанные от взрослых. А в семье говорили: может, все, что случается, - к лучшему? Хорошо, что Лена развелась с Сашей. И вот примерно через год сидели у нее в гримерке перед спектаклем. Зашел разговор о детях, я возьми и ляпни:

Может, и к лучшему, что близнецы не родились, - и впервые увидела, как выглядит опрокинутое лицо.

Мама не стала ругаться, сказала только:

Задумайся на секунду: ты радуешься смерти двоих детей. Как так можно?

Тот разговор стал для меня важной ступенькой взросления. Поняла: на все следует смотреть с разных точек зрения, а для этого надо приглядеться к тому, кто рядом, выбраться из своей узкой колеи. Если человек не показывает страдания, это не значит, что он его не испытывает. Мне казалось, мама все переживает легко, потом поняла, что она просто очень сильная. От того одинока: не может разделить ни с кем свое горе. Не от гордыни или недоверия - от невозможности. Не случайно у мамы никогда не было подруг.

Мама развелась с Сашей. В квартире, где они жили, тоже не могла оставаться. Чтобы сменить обстановку, переехала к Вите в мастерскую. Заодно в очередной раз занялась его воспитанием.

Но в тот раз принялась за брата особенно рьяно. В один прекрасный день в подвал позвонили, мама открыла.

На пороге - незнакомый молодой человек.

Вы к кому?

К Виктору.

И хотя мама всех посетителей брата гоняла, этого почему-то впустила. Им оказался Андрей, ставший ее третьим и последним мужем. Единственным, с которым - спустя пять лет после регистрации - мама обвенчалась. Думаю, совершая этот серьезный шаг, она тем самым хотела поставить себя в рамки. Обозначить флажки, за которые уже нельзя выходить. В любой семье происходят конфликты, но мама всегда повторяет: «Мы венчаны. Говорить не о чем: поклялись быть вместе до гроба». В этом смысле она молодец: сама создала себе твердь, на которую смогла опереться.

Когда мама познакомилась с Тришиным, Андрей работал в часовой мастерской. В Перестройку устроился водителем в немецкую фирму: в семье тогда было трудно с деньгами. Сегодня занимается в основном строительством.

Они вместе уже больше двадцати лет. Почему в конце концов мама выбрала именно Андрея? Мой папа любит повторять, что из Лены вышла бы отличная жена генерала. По менталитету, внутреннему строению молекул она совсем не артистка. На фоне коллег - как мощный трактор в окружении газонокосилок. Актерам свойственно смешивать реальность и искусство, играть с живыми людьми как с партнерами на сцене. А мама четко разделяет жизнь и кино. Елена Игоревна на этих словах может покрутить пальцем у виска: мол, кого вы слушаете? Это я-то не артистка? Но мне кажется, что актерство для нее лишь профессия, никак не образ жизни.

Оттого сумела сохранить трезвый взгляд на коллег, в которых, как правило, много женского начала. А мама всегда уважительно относилась к мужчинам с абсолютно брутальными интересами. И шла за своими увлечениями. Заинтересовалась медициной - вышла за Дерябина. Со временем ей захотелось дома, семьи, уюта, и мама создала все это вместе с Андреем. Найдя общие интересы в охоте, рыбалке, путешествиях.

Когда они съехались, мне было четырнадцать, Андрею двадцать пять: его даже в армию призвали, мама ездила навещать. А в этих возрастах мужчины и женщины пребывают примерно на одном психоуровне. Как-то - еще до их свадьбы - осталась на Красина ночевать. Гладила школьную форму. Доски у мамы почему-то не было, разложила костюм прямо на полу, на ковре.

Мама была на спектакле. Андрей предложил: «Давай устроим темную Груше». Начали собаку ловить, заворачивать в плед, она визжит, мы хохочем. А потом почувствовали запах гари: утюг я оставила на ковре и он выжег немаленькую дырку. Оба поняли, что влетит от мамы, и придумали... засунуть под ковер записку: «Мамочка, я тебя очень люблю». Нам, конечно, досталось. Но без записки было бы хуже.

Если я приезжала, редко видевшая меня мама, естественно, стремилась уделить дочке максимум внимания. И Андрей поначалу ревновал. Речь о мелочах: почему его мама пилит, что не помыл за собой чашку, а мою просто не замечает?

Однажды поругалась с бабушкой. Она и скажи: - Не хочешь слушаться?

Отправляйся к родителям!

Я в ответ:

Да пожалуйста! - собрала вещи и - в третий и уже в последний раз - перебралась к маме.

Вначале все было замечательно. За некоторые уроки до сих пор ей благодарна. Я тогда впервые влюбилась, причем безнадежно. Плакалась:

Он не обращает на меня никакого внимания!

И правильно делает, - отвечала мама. - Посмотри на себя: вся в прыщах, волосы сальные.

Но бабушка говорит, часто мыть голову вредно.

Глупости. Ходить с грязными волосами тоже не полезно. Что это за челочка в три волосинки? Ты хотя бы слышала, что такое дезодорант?

Конечно, оскорбительные слова ранили. Но такую встряску дали, что я начала следить за собой. Мама учила меня краситься, давала надевать в школу свои свитера, купила только появившуюся тогда заколку-краб. Я чувствовала себя принцессой на балу. Мы друг по другу соскучились и вступили в игру «как нам хорошо вместе». Но уже через месяц пошло-поехало: невымытая посуда, полное мусорное ведро...

Как-то прихожу, Андрей с мамой сидят набыченные: «Мы посмотрели дневник, у тебя очередная двойка». Я подумала привычно: «Интересное дело! Никогда маму мои оценки не интересовали. Какие теперь могут быть претензии?» Она, наверное, ждала объяснений, а я встала в позу и укатила обратно к бабушке.

Мне было четырнадцать, а у любого подростка обид на родителей - вагон и маленькая тележка. Совсем не важно, живут ли они в одной квартире или в разных городах.

Училась я из рук вон плохо и будущее представляла с трудом. Папа мечтал, чтобы поступила в МАРХИ, где учились он, дядя, папина сестра Лена, который, даст Бог, окончит и моя дочь Алиса. Но я влюбилась и вместо того, чтобы ходить к репетиторам, целовалась по подъездам. Закончилось это плачевно. В институт меня взяли, но уже на первой сессии сообщили, что в семье не без урода. До пересдачи я так и не дошла - забрала документы. О чем потом сильно жалела.

Рычагов для управления такой свободолюбивой девушкой ни у кого не было.

Могла творить, что хотела. А ведь для женщины очень важно овладеть профессией: мы постоянно находимся на грани того, чтобы впасть в зависимость от мужчин. А любая несвобода разрушает, это дорога в никуда. Сегодня думаю: может, у меня было детство счастливее, чем у Алисы, но у нее, надеюсь, сложится более благополучная и спокойная жизнь.

Папа обиделся на много лет. Отрезал: «Больше ничем помогать не буду». В метаниях кинулась к маме: не податься ли в артистки? Ничего, что не выношу театр, вдруг стерпится-слюбится? Олег Табаков как раз набирал курс, впоследствии ставший «Табакеркой». Просила маму замолвить словечко. Она ответила жестко:

Да, я могла бы. Но ты готова унижаться ради ролей, спать с людьми, которые тебе противны?

Неужели нельзя без этого обойтись? Тебе же не пришлось так прокладывать себе дорогу? А потом, они же будут знать, что я твоя дочь.

От этого им будет только интереснее. А что касается меня, просто повезло - я в профессии с детства.

Не знаю, была ли в маминых словах доля правды, скорее - желание отговорить меня от актерства. И правильно, не мое это.

Я немного поработала секретарем на телефоне: торговала программными продуктами. Но вскоре выскочила замуж и работу оставила. У моего бывшего есть финансовая жилка: Леша умеет зарабатывать деньги. Но мы не то что характерами не сошлись - вообще непонятно, зачем поженились. Я просто использовала брак как самый легкий ответ на вопрос: что делать дальше?

Прожили пять лет, но последние два - только благодаря Алисе.

Рожали мы с мамой одновременно. У меня с младшей сестрой Полиной разница в двадцать два года. Когда сообщила маме, что беременна, она тут же взяла все в свои руки. Проблемы со здоровьем у нас наследственные, а мама к этому времени разбиралась в них не хуже любого врача. Несколько лет вымаливала, вымучивала, выпрашивала себе счастье стать еще раз матерью. Ведь после близнецов на ее долю выпало потерять еще одного мальчика - уже от Андрея. Я была старше и эту трагедию восприняла горше. Ребенок появился на свет в срок, мама чувствовала себя счастливой. Жила с мыслью, что родила здорового малыша и скоро его заберет. Мы с Андреем постоянно ее навещали. Врачи сообщили, что у ребенка проблемы со здоровьем, только перед его смертью.

Никак маму не подготовили. Мальчик родился без надпочечников и прожил всего неделю.

Дочек мы рожали в одной клинике, у одного врача. Даже животы были одного лилово-бурого цвета после назначенных обеим шестисот уколов для разжижения крови, которые делали себе сами. Когда поступила «на сохранение», маму как раз отвозили на каталке рожать. Меня и положили в ее палату, на ее койку, кажется, даже постельное белье решили не менять: все-таки родные люди.

Помню, как мы с Андреем и Лешей маялись в коридоре, пока маме делали кесарево. Пол ребенка известен не был. Андрей волновался страшно. Вышла врач Анна Арамовна: «Все нормально. Девочка. Поздравляю». Андрей так перенервничал, что вообще не выразил никаких эмоций.

Мужчина он брутальный, думаю, мечтал о мальчике, продолжателе рода. Особенно после трагедии с умершим ребенком. Спокойно сказал: «Хорошо» - сел в машину и был таков. Вернулся только на следующий день. Похоже, мама до сих пор не может простить ему этого «побега».

Андрей еще долго привыкал к тому, что родилась дочь. Понятия не имел, как к ней подступиться. А сейчас, как любой родитель, и мысли не допускает, что мог быть мальчик вместо любимой Полины.

Кстати, Андрей оказался еще и прекрасным отчимом. Не раз меня в этой жизни выручал. Когда через несколько лет решилась уйти от мужа, мама была в больнице, папа в отъезде. Именно Андрей перевез мои вещи к дяде в мастерскую, где поселилась на первое время.

Позвонил маме: «Все сделал, все в порядке». Надеюсь, я тоже в чем-то ему помогала.

Первый брак навсегда избавил меня от искушения заглядываться на состоятельных мужчин. Я была слишком гордая, никогда ничего не просила. Уходя, забрала только носильные вещи.

Целых пять лет мама не общалась не только со мной, но и со всей семьей Прокловых, вставшей на мою сторону. Я уже думала - это навсегда. Но вот открываются ворота, въезжает машина - мама! Мы молча обнялись...

Бар назывался «РВС». Так и не узнала, как это расшифровывалось. В начале девяностых я устроилась туда работать официанткой, потом стала барменом. Гуляли в баре в основном менты и бандиты. Но я не из робкого десятка. Однажды кто-то из наших постоянных посетителей принес журнал со статьей о Елене Прокловой. А там моя фотография с подписью: старшая дочь актрисы Арина Мелик-Карамова.

После этого относиться ко мне на работе стали с недоверием.

Решили - раз дочь звезды, значит, выпендривается, с жиру бесится. Обычно все так реагируют, поэтому я свою родословную не афиширую. Помню, еще девочкой, придя с мамой к ней во МХАТ, услышала за спиной: «Надо же! У красавицы Прокловой такая некрасивая дочь!» Стало страшно неудобно перед мамой, как будто ее подвожу. С тех пор остался определенный комплекс - взвешивать все, что происходит в моей жизни, с расчетом на публичность. Обратная сторона медали…

Так вышло, что мы с мамой никогда не жили вместе: меня воспитали бабушка с дедушкой. Она пыталась забрать к себе, но всякий раз не складывалось. Мы совсем разные, Елена Игоревна человек куда более целеустремленный.

До сих пор не может и секунды усидеть на месте. Обожает шить, вязать, копаться в огороде. Я - абсолютно другая. Более спокойная и размеренная. Любимое занятие - поваляться с книжкой на диване. Так что если мы чем-то и похожи - то силой характеров. Оттого и отношения развивались непросто: однажды так поссорились, что целых пять лет не виделись и не разговаривали. Вот тогда я и оказалась в ночном баре.

Сегодня былые бури улеглись. Я стала старше, мама - мудрее. Мы ежедневно общаемся. Вот только жаль, что нельзя вернуть годы, вычеркнутые из общей истории. А самое обидное, что сделали мы это своими собственными руками...

Когда получала паспорт, могла выбрать фамилию и национальность. Становиться Прокловой я не собиралась, но маму обидеть не хотела.

И записалась: «Мелик-Карамова, русская». Мама шутила: «Слава богу, не «Проклова, армянка». Родители развелись, когда мне было два года. С тех пор мама прожила несколько женских жизней, а папа, Виталий Мелик-Карамов, так больше и не женился. В моем детстве он работал спортивным комментатором в агентстве печати «Новости», затем снимал документальное кино, сейчас пишет сценарии, выпустил книжку воспоминаний.

В семье принято считать, что папа до сих пор любит маму. Недавно признался: «Да, я люблю Лену - но ту, восемнадцатилетнюю. Курносую. Женщина, которую вижу сейчас, мне абсолютно чужая: у нее другой характер, другие привычки, даже другое лицо».


Родители познакомились в компании маминого старшего брата Виктора Проклова. Папа, армянин из Баку, учился вместе с Витей в МАРХИ. Маме тогда всего шестнадцать исполнилось, но она уже была известной артисткой: начала сниматься в кино с одиннадцати лет, когда режиссер Александр Митта выбрал ее на главную роль в картину «Звонят, откройте дверь». Потом сыграла Герду в «Снежной королеве», Христину в «Гори, гори, моя звезда»...

Папа вспоминает, что Лена была очень правильной девушкой. Тусоваться не любила, в девять вечера отправлялась спать. А в один прекрасный день вдруг спросила:

У тебя есть костюм?

Найди где-нибудь.

Елена Игоревна Проклова – маленькая Герда из «Снежной королевы» и предприимчивая туристка из комедии «Будьте моим мужем». Елена стремилась завоевать спортивный Олимп, а покорила кинематограф. В личной жизни белокурая красавица также непринужденно разбивала сердца влюбленных поклонников.

Детские годы и молодость

Елена Проклова – коренная москвичка. Она родилась в педагогической семье – 02.09.1953 г. Отец – Игорь Викторович преподавал в военной академии, а мама – Анна Михайловна трудилась в обычной школе.

У девочки был старший брат, поэтому ей были знакомы все мальчишеские выходки. Она с удовольствием гуляла в компании брата и была настоящим сорванцом. Бабушка и дед по линии отца были актерами. Виктор Тимофеевич служил в МХАТе, позже стал работать на киностудии.

Лена в детстве была очень активным и неугомонным ребенком, поэтому ее отдали в спортивную секцию. С 4 лет девочка активно занималась гимнастикой, участвовала в различных соревнованиях. В 11 лет уже получила звание мастера спорта.

В молодости

Вся семья была уверенна, что будущее девочки будет связано только со спортом. Но случайность изменила их планы. Елена часто навещала дедушку на киностудии «Мосфильм». Там ее и заметил режиссер картины «Звонят, откройте дверь».

Дебют юной Елены оказался таким успешным, что последующие годы она больше пропадает на съемочных площадках, чем в школе или гимнастическом зале. Лене приходилось заниматься с педагогами по вечерам после съемок. Затем она просто сдавала экзамены по изученному материалу и начинала изучать программу за следующий класс.

Среднюю школу девочка закончила экстерном. Получив аттестат в 15 лет, она уже была вполне состоявшейся актрисой. Лена Проклова приходит на вступительные экзамены в Школу-студию МХАТ. Из-за возраста девочку принимать в состав студентов не хотели, но благодаря актерскому опыту сделали исключение.

Ради учебы на время Елена прекратила сниматься. Предложения на нее сыпались одно за другим, но политика учебного заведения запрещала своим студентам сниматься в фильмах. Гораздо позже Елена Проклова получит второе высшее образование. Она окончит Институт архитектуры, факультет ландшафтного дизайна.

Кинокарьера

Первую роль в кино Лена сыграла в 11 лет. Она исполнила школьницу Таню в картине «Звонят, откройте дверь!». До нее режиссер А. Митта просмотрел тысячи девочек, и никто не подходил под его представление о главной героине. Елену же он увидел случайно в коридорах Мосфильма.

Пригласив ее на пробы, он практически сразу понял, что нашел свою Татьяну. Елена на съемках получила хороший практический опыт. Она снималась с Роланом Быковым и Олегом Ефремовым. Именно этот фильм открыл в девочке актерские способности.

После выхода его на экраны Елена Проклова стала знаменитой. За свою первую роль она была признана лучшей актрисой Мосфильма. После этого белокурую девочку пригласили исполнить роль Герды в сказке «Снежная королева». Для 12-летней Елены съемки были увлекательной игрой.

Картина получила несколько наград и призов на различных кинофестивалях, включая заграничные. Девочка стала купаться в лучах славы и зрительской любви. В 15 лет Елена снова исполняет главную роль в драматической картине «Переходный возраст» (1968).

Через 2 года ей представилась уникальная возможность поработать на съемочной площадке с и Олегом Ефремовым в фильме «Гори, гори, моя звезда». В 1975 г. фильмография пополнилась картиной «Единственная», где ее экранным партнером стал сам Владимир Высоцкий.

Успешные фильмы с участием Елены Прокловой выходили ежегодно. Но и эпизодические роли Лена обыгрывала так талантливо, что они запоминались зрителю. Например, в «Мимино» она исполнила стюардессу Ларису Ивановну. Роль капризной Марселы в музыкальной комедии «Собака на сене» также стала украшением фильма.

В 1992 г. она сыграла главную роль в мелодраматической истории «А спать с чужой женой хорошо!?» и покинула профессию из-за проблем в личной жизни. Вернулась в кино она только спустя 6 лет, в 1998 г. Елена Проклова появилась в небольшом эпизоде сериала «Чехов и Ко» и «Досье детектива Дубровского».

В 2001 г. ей предложили главную роль в комедийной картине «Желтый карлик». Через несколько лет Елена сыграла в многосерийной ленте «Счастье по рецепту». В последние годы она редко снимается, предпочитая заниматься телевизионными проектами.

Театр и телевидение

Получив диплом актрисы, Е. Проклова приходит работать в МХАТ в 1973 г. Она участвует в следующих постановках: «Вишневый сад», «Синяя птица», «Эшелон» и другие. Актриса числилась в составе труппы МХАТа до 1991 г. Затем на протяжении нескольких лет отказывалась от выхода на театральную сцену.

Давний друг Елены Александр Абдулов уговорил ее попробовать себя в антрепризе. На телевидении актриса впервые появилась в качестве участницы экстремальных телепроекта «Последний герой». В 2006 г. стала соведущей в программе о здоровье «Малахов +». Актриса и в жизни интересуется народными методами лечения, поэтому поднимаемые темы в передаче ей были близки.

Осенью 2010 г. Елена Проклова появилась в социальном проекте «ЖКХ» на центральном канале. Она стала единственной ведущей. Также актриса снималась в рекламе косметической продукции Дешели.

Личная жизнь

Первое замужество случилось в 18 лет. Тогда юная красавица, избалованная мужским вниманием и славой, просто захотела примерить свадебное платье. В этот период за ней красиво и настойчиво ухаживал режиссер-документалист Виталий Мелик-Карамов. И она просто сама предложила ему жениться на себе.

С Виталием Мелик-Карамовым. Свадьба.

Виталий о таком даже мечтать не мог. Он хотел детей, крепкую и счастливую семью. Однако Елена была увлечена только съемками. Через год семейной жизни девушка забеременела. Только благодаря уговорам мужа она оставила ребенка.

За несколько дней до 19 дня рождения Елена Проклова родила дочку – Арину. Но занимались ее воспитанием в основном бабушки и дедушки. Елена постоянно была только на съемках, то на гастролях. Муж сильно ревновал Елену к работе и поставил ультиматум: либо семья, либо работа.

Тогда актриса безо всякого сожаления сделала выбор не в пользу мужа и дочки. Этот брак продлился всего 4 года. Следующим супругом стал врач народной медицины Александр Дерябин. Впервые они встретились еще в студенческие годы, но девушка не обратила на несмелого паренька никакого внимания.

На этот раз их вместе свела болезнь дочери. Она обратилась к нему за помощью, поскольку другие врачи уже не могли помочь. Дочь Александр смог вылечить. Между молодыми людьми возникли взаимные чувства, которые привели их в ЗАГС. В этом браке Елена снова забеременела, но это была желанная беременность.

Александр Дерябин — второй муж

Вскоре на свет появились мальчики-близнецы. Однако спустя несколько дней они скончались в больнице. Трагедия сильно подкосила актрису. Муж являлся постоянным напоминанием о том, что случилось. Елена не смогла с ним жить и развелась.

Больше года актриса пыталась забыться в работе. Выйти из депрессии ей помог друг ее брата – Андрей Тришин. Он и стал ее следующим мужем. В этом союзе Елене снова пришлось пережить смерть новорожденного ребенка. В течение последующих лет она не могла забеременеть.

С Андреем Тришиным и дочерью