Зенитно-ракетная геометрия: «Тор-М2Э. Зона поражения по курсовому параметру, км Зенитная ракетная система тор м1

ЗРК "Тор-М1"

После принятия на вооружение комплекса «Тор-М1» в 1991 г. произошел распад Советского Союза, и, как его следствие, развал кооперации по производству этого комплекса. Во время исполнения контракта на поставку "Торов" в Грецию был создан практически российский комплекс «Тор-М1», который мы предлагаем условно обозначить «Тор-М1-1» . Визуально отличие нового комплекса в гусеничном шасси боевой машины 9А331 - вместо минского шестикаткого ГМ-355 используется семикатковое шасси ГМ-5955 производства ОАО "Метровагонмаш". Кроме того, на новое шасси перевели батарейный командный пункт "Ранжир ", который теперь размещается не на МТ-ЛБу, а на российском шасси ГМ-5956 производства ОАО "Метровагонмаш", внешне похожем на КП 9С470М1 ЗРК "Бук-М1".

ЗРК «Тор-М1» - средство ПВО малой дальности, способное эффективно уничтожать как сами элементы ВТО, так и носители высокоточного оружия «воздух - поверхность».

ЗРК "Тор-М1Т" в двухкабинном варианте. Находится на вооружении Ирана.

По состоянию на февраль 2007 года ЗРК "Тор-М1" экспортировался в следующие страны:

  • Китай
  • Греция (несколько комплексов Греция передала Кипру в обмен на размещение на греческом острове Крит киприотских ЗРК С-300ПМУ1)
  • Иран (12 ЗРК "Тор-М1-1" на гусеничном шасси и 17 ЗРК "Тор-М1Т" в двухкабинном варианте на автомобильном шасси и полуприцепе).

Возможно ЗРК "Тор-М1" купит Венесуэла.

Состав ЗРК «Тор-М1-1»

Боевые средства:

боевая машина (БМ) 9А331-1;
зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9М331.

Средства управления:

батарейный командный пункт 9С737М "Ранжир-М".

Средства технического обслуживания, обеспечения и обучения:

Транспортно-заряжающая машина 9Т244
Транспортная машина 9Т245
Машина технического обслуживания 9В887М
Машина технического обслуживания 9В887-1М
Машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М1
Автономный тренажер операторов боевой машины 9Ф678
Мастерская технического обслуживания МТО-АГЗМ1
Комплект такелажного оборудования 9Ф116

Боевая машина (БМ) 9А331-1 способна поражать следующие виды средств воздушного нападения (СВН), имеющие эффективную отражающую поверхность от 0,1м2 и выше:

  • управляемые ракеты класса "воздух - земля";
  • планирующие авиабомбы;
  • крылатые ракеты всех видов базирования;
  • беспилотные летательные аппараты;
  • самолеты и вертолеты тактической авиации.
Боевая машина (БМ) 9А331-1

БМ обеспечивает обнаружение воздушных целей на стоянке и в движении и пуски зенитных управляемых ракет по выбранным для обстрела целям с короткой остановки в любое время суток и при любых погодных условиях. Время реакции БМ от момента обнаружения цели до старта ракеты при работе на стоянке 5-10 секунд. Высокая эффективность БМ достигнута благодаря размещению всех средств разведки, опознавания, целеуказания, управления огнем и огневого поражения на одном легкобронированном шасси повышенной проходимости.

В состав БМ входят:

радиолокационная станция обнаружения целей (СОЦ) с системой стабилизации антенны;
радиолокационный запросчик (НРЗ);
радиолокационная станция наведения и сопровождения целей и ракет (СН);
автономный канал захвата ракет (АКЗ);
телевизионно-оптический визир (ТОВ), обеспечивающий автосопровождение цели по угловым координатам;
быстродействующая мультиплексная цифровая вычислительная система;
аппаратура индикации и отображения воздушной обстановки, контроля функционирования систем и средств боевой машины;
пульты управления;
аппаратура документирования;
система телекодовой и оперативно-командной радиосвязи;
аппаратура навигации, топопривязки и ориентирования (АНТО);
пусковое устройство и система стартовой автоматики;
источник энергопитания с приводом электрогенератора от газотурбинного двигателя или от ходового двигателя шасси;
вспомогательная аппаратура.

Основные тактико-технические характеристики БМ 9А331-1

Количество одновременно обнаруживаемых целей
Дальность обнаружения, км
Количество целевых каналов
Граница зоны поражения, км
по дальности

1,5-12,0

по высоте

0,01-6,0

по курсовому параметру
Угол места обнаружения

0-32° (32-64°)

Скорость поражаемых целей, м/с
Перегрузка маневра поражаемой цели, ед.
Время реакции (от обнаружения цели до старта ракеты на стоянке), с
Количество ракет на боевой машине, шт.
Вероятность поражения

0,5-0,99

Максимальная скорость движения, км/ч
Масса, кг
Запас хода по топливу, км (при двухчасовой работе аппаратуры)

Зенитная управляемая ракета ЗУР 9М331

Зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9М331 в составе системы «Тор-М1» обеспечивает эффективную борьбу на малых, средних и предельно малых высотах с современными и перспективными средствами воздушного нападения. Ракета 9М331 одноступенчатая, твердотопливная, построенная по аэродинамической схеме «утка». Наведение ракеты на цель - по радиокомандам с БМ. Поражение цели обеспечивается боевой частью осколочно-фугасного действия с активным радиовзрывателем.

Восемь готовых к пуску ракет располагаются в антенно-пусковом устройстве (АПУ) в двух четырехместных транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). Контейнер вместе с зенитными ракетами образует ракетный модуль 9М334. Каждая ракета комплектуется катапультирующим устройством, обеспечивающим ее вертикальный старт.

Наличие у ракеты 9М331 маршевого двигателя позволяет ей длительное время поддерживать скорость, близкую к среднему значению.

Для обеспечения безопасности, в случае нарушения нормального полета, ракета ликвидируется автоматически, а также, в случае необходимости, может быть ликвидирована оператором БМ.

Основные тактико-технмческие характеристика ЗУР 9М331

Размеры и масса ракетного модуля 9М334
масса, кг 937
размеры, мм 3005x1223x444
Размеры и масса ЗУР 9М331
масса, кг 168
длина, мм 2898
максимальный диаметр, мм 235
Боевая часть ЗУР
масса, кг 14,85
Максимальная скорость, м/с 850
Назначенный срок службы ракетного модуля 9М334 не менее 10 лет
Бортовая аппаратура ЗУР 9М331 не требует регламентного контроля в течение назначенного срока службы ракетного модуля 9М334.

«Тор-М1» - первая войсковая система, в радиолокационной станции которой была использована малоэлементная фазированная антенная решетка с электронным управлением сканирования луча. Это позволяет резко снизить время реакции и осуществлять автоматическое сопровождение и поражение с высокой точностью одновременно двух целей (в том числе и ВТО) в секторе 15°х15 . Использование технических решений на уровне "ноу-хау" позволило достичь автоматизации всего процесса боевой работы от анализа воздушной обстановки до поражения цели ЗУР.


© ОАО "ИЭМЗ "Купол"

Возможности боевой машины по обнаружению и поражению ВТО


а) армейская авиация, тактическая авиация, вертолеты огневой поддержки
b) высокоточное оружие (ВТО)
с) зона обнаружения ЗРС "Тор-М1"
© ОАО "ИЭМЗ "Купол"

Зенитная ракетная батарея

Боевая машина (БМ) 9А331-1

Минимальной единицей, способной самостоятельно вести боевые действия -от обнаружения целей до их уничтожения, - является боевая машина. Боевая машина способна выполнять боевую задачу автономно или в составе огневого подразделения - зенитной ракетной батареи (зрбатр), управляемого из батарейного командного пункта (БКП).

Организационно четыре боевых машины ЗРС «Тор-М1» составляют зрбатр, которая является тактическим подразделением, способным самостоятельно решать сложные боевые задачи. При ведении боевой работы в составе батареи управление боевыми машинами осуществляется из БКП 9С737М «Ранжир-М». Обмен командами и информацией между БКП и подчиненными боевыми машинами осуществляется по каналам телекодовой и речевой связи. БКП производит распределение целей между боевыми машинами, что исключает несанкционированное сосредоточение огня на одной цели.

Типовой вариант состава зенитной ракетной батареи включает:

БМ 9А331-1 4 единицы
БКП 9С737М 1 единица
ТЗМ 9Т244 2 единицы
ТМ 9Т245 2 единицы
МТО 9В887М 1 единица
Машина ЗИП 9Ф399-1М1 1 единица
КТО9Ф116 1 единица
Ракетные модули 9М334 по 2 штуки в каждой из четырех БМ,
по 2 штуки на каждой ТЗМ 9Т244,
по 4 штуки на каждой ТМ 9Т245.
Всего - 20 модулей с 80 ракетами
Для обеспечения эксплуатации боевых машин четырех батарей поставляется МТО 9В887-1М и мастерская МТО-АГЗМ1. В зависимости от комплектации технических и обеспечивающих средств и количества эксплуатирующих их специалистов общая численность расчетов вооружения и военной техники зрбатр может составить от 26 до 30 человек.

Транспортно-заряжающая машина 9Т244

Машина перевозит один боекомплект ракет (два ракетных модуля 9М334). Она оснащена гидрокраном с манипулятором и обеспечивает перезаряжание (извлечение использованного
контейнера и установку нового с ракетами) в течение не более 18 минут. Боевой расчет ТЗМ - 3 человека.

Ходовая база - автомобиль «Урал-4320». Масса ТЗМ с ЗУР - 15055 кг. Запас хода по топливу - 600 км. Время перевода ТЗМ из походного положения в боевое - до 10 минут.

Транспортная машина 9Т246

Транспортная машина (ТМ) 9Т245 предназначена для перевозки и длительного хранения четырех модулей 9М334 с ракетами и заряжания с нее боевой машины с помощью ТЗМ 9Т244. Ходовая база - автомобиль «Урал-4320». Масса загруженного автомобиля - не более 14000 кг. Запас хода по топливу - 600 км.

Машины технического обслуживания (МТО)

МТО 9В887М предназначена для проведения технического обслуживания и ремонта средствами группового комплекта ЗИП (ЗИП-2А) четырех машин, для контроля функционирования стартовой автоматики боевой машины.

МТО 9В887-1М предназначена для ремонта шестнадцати боевых машин средствами группового комплекта ЗИП (ЗИП-2Б) и анализа процесса боевой работы с помощью аппаратуры расшифровки записи аппаратуры документирования.

Машины технического обслуживания оборудованы на базе шасси автомобиля «Урал-43203» с кузовом фургоном К2.4320. Электропитание МТО осуществляется от прицепного агрегата питания. Масса полностью снаряженных МТО с прицепом не более 13450 + 3400 кг. Запас хода по топливу - 600 км.

Машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М1

Машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М1 предназначена для транспортирования, хранения группового комплекта ЗИП для ремонта боевых машин 9А331-1 в составе зрбатр. Машина ЗИП оборудована на базе шасси автомобиля «Урал-4320» с бортовым кузовом и брезентовым тентом и на базе прицепа 2-ПН-4М (СМЗ-7826). Групповой комплект ЗИП к БМ укладывается в деревянные ящики и размещается в металлических контейнерах, расположенных в кузове автомобиля и в кузове прицепа. Масса машины ЗИП с прицепом 13240 кг + 6320 кг. Запас хода по топливу - 600 км.

Комплект такелажного оборудования (КТО)

КТО предназначен для:

  • проведения погрузочно-разгрузочных работ и пакетирования ракетных модулей;
  • проведения погрузочно-разгрузочных работ с пакетом до четырех модулей и пакетирования от двух до четырех модулей;
  • транспортирования пакета модулей в пределах баз и погрузки их в самолет;
  • хранения и транспортирования оборудования, входящего в комплект.

Автономный тренажер операторов БМ ЗРС «Тор-М1» 9Ф678

Автономный тренажер операторов БМ ЗРС «Тор-М1» 9Ф678 предназначен для тренировки боевых расчетов БМ с целью получения ими навыков управления системой в условиях, максимально приближенных к боевой работе, а также поддержания их функциональной готовности. Тренажер позволяет имитировать групповые налеты, парные цели, налеты одиночных целей, пуски с носителей противорадиолокационных ракет, постановку активных и пассивных шумовых помех, отражение от местных предметов. Тренажер состоит из имитатора аппаратуры БМ и имитатора воздушной обстановки. Задание воздушной обстановки в тренажере производится программно (набор стандартных учебных ситуаций) или вручную в диалоговом режиме. Предусмотрена возможность оперативного изменения воздушной обстановки в процессе тренировки, что позволяет вести дуэльный режим имитации боя. Имитируется совместная работа с батарейным командным пунктом. Предусмотрена автоматизированная оценка работы операторов боевой машины 9А331-1. Тренажер имеет автономный источник электропитания, расположенный на прицепе.

В начале 70-х перед военными встал вопрос улучшения войсковой противовоздушной обороны. Существующая «Шилка» имела уже неудовлетворительный радиус действия, и надо было что-то делать. Как дальнейшее развитие «Шилки» был создан комплекс «Тунгуска», имеющий не только пушки большего калибра, но и ракеты. Однако развитие средств нападения, таких как корректируемые бомбы или крылатые ракеты, требовало пересмотреть взгляды на оборону войск и объектов.

В дополнение к ракетно-пушечной «Тунгуске» требовалось создать чисто ракетный зенитный комплекс малой дальности. Основная его цель – сопровождать войска на марше и, если есть такая необходимость, прикрывать от атак с воздуха стационарные объекты. Создание ЗРК поручили московскому Научно-исследовательскому электромеханическому институту (НИЭМИ); созданием ракеты занялось МБК «Факел». И уже в 1986 году на вооружение приняли ЗРК «Тор». Новый самоходный ЗРК, как и «Тунгуска», получил боекомплект из восьми ракет, но ЗУР 3М330 «Тора» имеет больший радиус поражения – до 12 километров против восьми у «Тунгуски». Также «Тор» обладает большей высотой поражения целей – до 6 км.


В качестве ходовой части для «Тора» было избрано гусеничное шасси ГМ-335 Минского тракторного завода. Как и в случае «Шилки», ракетный комплекс должен был иметь возможность сопровождать войска на марше, в том числе и на пересеченной местности. Еще на стадии создания облика ЗРК из техзадания исключили требование по преодолению водных преград вплавь: в таком случае комплекс получился бы гораздо сложнее и дороже. Характерными чертами «Тора» стали вертикальное расположение ракет и вращающаяся «башня» - антенно-пусковое устройство, несущее на себе две антенны РЛС (станции обнаружения целей и наведения), также в нем вертикально расположены пусковые установки для восьми ракет.

В конце 80-х была проведена модернизация комплекса. Помимо обновленной аппаратуры «Тор-М1» получил новый транспортно-пусковой контейнер под индексом 9Я281 для ракет. Теперь они загружались не по одной, но «пакетами» по четыре. За счет нового ТПК удалось сократить время перезаряжания ЗРК до 20-25 минут. Также на основе ракеты 9М330 была создана 9М331: она получила новую боевую часть и некоторые усовершенствования конструкции.

С начала 2000-х идет работа над следующей модификацией «Тора» - «Тор-М2». В очередной раз был пересмотрен состав электронной аппаратуры комплекса. Главная цель, которую преследовали конструкторы, – обеспечение работы ЗРК в условиях радиоэлектронного противодействия, в том числе и атака целей с низким ЭПР. Для этого «Тор-М2Э» получил некоторое количество новых модулей оборудования (точный состав замены, естественно, засекречен), щелевую фазированную решетку и новое программное обеспечение станции обнаружения целей. Список потенциальных целей «Тор-М2Э» теперь включает в себя не только самолеты и вертолеты, но и высокоточное (ракеты и бомбы), беспилотные летательные аппараты и т.д. Так, для атаки целей теперь используется не два канала, как у «Тор-М1», а четыре, а высота поражения целей увеличена до 10 км.

Состав «Тор-М2Э» выглядит следующим образом:

Боевая машина. Либо 9А331МУ на гусеничном шасси, либо 9А331МК на колесном МЗКТ-6922. Обе ходовые части изготовляются на Минском тракторном заводе. При этом «башня» с пусковыми установками и антеннами РЛС, а также оборудование полностью аналогичны.

Зенитно-ракетный модуль 9М334, состоящий из контейнера, четырех ракет 3М331 и двух специальных балок для соединения его с другими контейнерами. Ракета 3М331 может поражать аэродинамические цели, летящие со скоростями до 700 м/с и маневрирующие с перегрузкой до 10 единиц. Для противодействия «пляскам» цели ракета может маневрировать с перегрузкой до 30 единиц. Пуск ракеты производится минометным образом, а на высоте около 15-20 метров происходит запуск ее маршевого двигателя. Также двигатель может включаться через 1 секунду после выброса ракеты из ТПК либо при отклонении ракеты от вертикали на угол более 45-50°.

Транспортно-заряжающая машина 9Т244, комплект такелажного оборудования и т.д.

Аппаратура боевой машины позволяет обнаруживать, опознавать и сопровождать цели как на стоянке, так и на ходу. Для пуска ракеты, в свою очередь, требуется остановка машины. После пуска ракеты «Тор-М2Э» может снова трогаться с места и догонять сопровождаемое подразделение. Одновременно «Тор-М2Э» может «видеть» 48 целей и сопровождать десять из них, попутно определяя их опасность. Для повышения эффективности работы «Тор-М2Э» имеет т.н. конвейерный режим работы: для атаки одной цели используется один целевой канал; как только ракета по командам с земли выводится на цель и поражает ее, канал может быть моментально переключен на атаку другой. Таким образом, «Тор-М2Э» имеет большие возможности по отражению массированных атак противника, чем его предшественники.

Еще одно нововведение «Тор-М2Э» касается взаимодействия боевых машин. При необходимости две машины могут быть объединены в звено и обмениваться информацией о целях. Иными словами, о цели, обнаруженной одной машиной, сразу же узнает другая и наоборот. Также режим «звено» позволяет распределить окружающее пространство между двумя машинами и, как следствие, обеспечить более эффективное прикрытие объекта. Кроме того, ракета, выпущенная одной машиной, может наводиться на цель средствами второго комплекса. Помимо совместной работы «звено» позволяет не выходить из боя машине с поврежденной станцией определения целей – в таком случае вся нужная информация будет идти с другого «Тора», состоящего в звене.

За счет большой автоматизации оборудования удалось сократить экипаж с четырех человек у «Тора» до трех у «Тор-М2Э».

Впервые широкая общественность узнала о «Торе-М2Э» на авиасалоне МАКС-2007, а уже в следующем году комплекс приняли на вооружение российской армии. Последняя на данный момент модификация «Тора» заинтересовала и зарубежные страны: с Белоруссией уже подписан контракт на дивизион ЗРК, а контракт с Ливией от 2008 года, похоже, вряд ли будет выполнен по объективным политико-экономическим причинам.

Новейшая разработка ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» и входящего в него ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол» – ЗРК «Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении. Он обладает высокой надежностью и эффективностью в борьбе с активно маневрирующими воздушными целями, управляемыми и планирующими авиационными бомбами, противорадиолокационными, управляемыми и крылатыми ракетами, беспилотными летательными аппаратами, самолетами и вертолетами.

Комплекс оснащен современными вычислительными средствами и РЛС, позволяющими обнаруживать до 144 отметок целей, одновременно сопровождать до 20 (в режиме «звено») наиболее опасных целей и обеспечивать одновременное поражение четырех из них.

Автомобиль Тата с автономным боевым модулем комплекса «Тор-М2КМ» на марше

«Тор-М2КМ» – модульный комплекс, который обеспечивает размещение автономного боевого модуля (АБМ) и технических средств на любых автомобильных шасси, полуприцепах, прицепах, других платформах соответствующей грузоподъемности, а также в стационарном варианте . АБМ, в котором размещены вся специальная аппаратура, вычислительный комплекс, радиолокационные и оптические средства, ракетное вооружение, операторский отсек, система автономного и дополнительного электропитания с собственным запасом топлива, системами жизнеобеспечения, вентиляции и кондиционирования, устанавливается на автомобильное шасси и другие платформы при помощи трех специальных быстросъемных кронштейнов.

Конструкция кронштейнов позволяет быстро производить перестановку АБМ с одной платформы на другую, что занимает не более 10 минут и осуществляется обычным 25-тонным краном. Существует лишь одно ограничение – технические характеристики платформ должны соответствовать следующим требованиям: грузоподъемность – не менее 20 т, ширина – не менее 2500 мм и длина – не менее 7100 мм.

Для технических средств – транспортно-заряжающей машины, мастерской техобслуживания, группового комплекта ЗИП, батарейного командного пункта – достаточно грузоподъемности 5-8 т, ширины –2500 мми длины –6000 мм.

Пуск зенитной ракеты комплекса «Тор-М2КМ» с автономного боевого модуля, размещенного на базе автомобиля Тата индийского производства

АБМ не связан с платформой ни механическими или гидравлическими приводами, ни энергетическими системами . У него имеется собственный источник питания в виде газотурбинного агрегата (ГТД), который обеспечивает выработку электроэнергии требуемых параметров и мощности. Время выхода на рабочий режим ГТД составляет не более 60 секунд. Общее время приведения АБМ в боевую готовность – не более 3 минут.

В качестве дополнительного источника электропитания в модуле впервые применен электростатический преобразователь, который преобразует электроэнергию трехфазного напряжения 380 В и частотой 50 Гц, поступающую от любого внешнего источника, в электроэнергию трехфазного напряжения 220 В и частотой 400 Гц.

ЗРК «Тор-М2КМ», размещенный на серийном автомобильном шасси индийской компании Тата Motors, был показан на Международном авиасалоне МАКС-2013 . Тем самым мы продемонстрировали, что «Купол» разработал и изготовил зенитный ракетный комплекс, боевые и технические средства которого могут размещаться на любых автомобильных шасси и других платформах по желанию заказчика.

Предусмотрена также возможность размещения АБМ на крышах зданий и сооружений, на труднодоступных площадках, прицепах, полуприцепах, на железнодорожных платформах и даже на малотоннажных судах. Это позволяет значительно расширить функциональность комплекса, обеспечить противовоздушную оборону различных воинских соединений, кораблей и судов разных видов и родов вооруженных сил, важнейших государственных, военных и промышленных объектов, крупных городов (мегаполисов), обеспечить надежную защиту от воздушных террористов крупных международных спортивных мероприятий, например, Олимпийских игр или чемпионатов мира по футболу.

Автономный боевой модуль ЗРК «Тор-М2КМ» в полностью снаряженном состоянии весит не более 15 т , что обеспечивает его транспортировку на внешней подвеске тяжелого транспортного вертолета Ми-26Т или его зарубежных аналогов. Таким образом, АБМ может быть доставлен и установлен в самых труднодоступных местах: на господствующих высотах, крышах зданий и сооружений, где обеспечит надежную защиту объектов от любых средств воздушного нападения, вошедших в 15-километровую зону поражения комплекса.

Весь процесс боевой работы ЗРК «Тор-М2КМ» полностью автоматизирован , человек лишь выбирает для уничтожения 1 (первую) из 10 целей, предложенных ему машиной, которая берется машиной на автосопровождение, остальные 3 цели, находящиеся в секторе 30°, машина находит автоматически и тоже берет на автосопровождение, уже без участия человека. По готовности пуска ЗУР командир четыре раза нажимает кнопку «Пуск».

Четыре зенитные управляемые ракеты (ЗУР) автоматически наводятся на четыре сопровождаемые цели. В точках встречи ракет и целей производится подрыв боевых частей ракеты. Таким образом, все четыре воздушные цели оказываются поражены. После поражения первой цели освобождаются целевой и ракетный каналы, машина автоматически осуществляет поиск следующей цели, автоматически берет ее на сопровождение и по готовности пуска ЗУР командир нажимает кнопку «Пуск». Этот процесс повторяется по мере освобождения целевых и ракетных каналов автоматически до тех пор, пока в воздухе будут цели, а в АБМ – ракеты.

Боевое снаряжение ЗУР содержит осколки сложной геометрической формы, изготовленные из специального высокоплотного сплава (вольфрам-никель-железо), что обеспечивает высочайшую пробивную способность осколка и практически полностью исключает возможность рикошета. Малые ошибки в точке встречи, адаптация радиовзрывателя к типу воздушной цели в сочетании со специальным боевым снаряжением ЗУР обеспечивают комплексу высокую вероятность поражения всех типов воздушных целей. Вероятность поражения одной ракетой одной цели составляет не ниже 0,98 .

Зенитный ракетный модуль обеспечивает транспортировку, хранение и пуск четырех ЗУР. В каждом АБМ находится по два зенитных ракетных модуля. Транспортно-заряжающий модуль, средства технического обслуживания и ремонта, групповой комплект ЗИП и тренажер комплекса, размещенные в унифицированных кузовах-контейнерах, могут быть установлены на автомобильное шасси, аналогичное шасси АБМ, или на любые автомобильные шасси, полуприцепы и прицепы по желанию заказчика.

ЗРК «Тор-М2КМ» оснащен навигационной системой ГЛОНАСС/GPS , разработанной российской компанией «Навис». Она не только с очень высокой точностью определяет местоположение комплекса, но и обеспечивает измерение угловых параметров АБМ в разных плоскостях. От расчета при этом не требуется наличие геодезических навыков, которые были необходимы при использовании приборов предыдущего поколения. Безусловно, применение нового оборудования и расширение функциональных задач потребовало внесения определенных изменений и в программное обеспечение АБМ.

В октябре-ноябре2013 г. на полигоне Министерства обороны РФ Капустин Яр прошли испытания ЗРК «Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении, размещенными на автомобильном шасси автомобиля Тата индийского производства. В ходе испытаний были полностью подтверждены все заявленные тактико-технические характеристики, в частности, боевые возможности комплекса по поражению целей на дальней границе зоны поражения15 км, летящих со скоростью 700 м/с, а также целей, летящих с курсовым параметром более6 кмна дальности12 км.

Была подтверждена всепогодность, всесуточность комплекса и его ходовые качества. Кроме того, в процессе испытаний было проверено взаимодействие в группировке, состоящей из АБМ, транспортно-заряжающего модуля 9Т244К, РЛС дежурного режима «Каста-2Е2» и унифицированного батарейного командного пункта «Ранжир-МК». ЗРК «Тор-М2КМ» с честью выдержал все испытания.

Вариант размещения модуля комплекса «Тор-М2КМ» на корвете

В настоящее время ОАО «ИЭМЗ «Купол» совместно с ОАО «Северное ПКБ» и ОАО «Зеленодольское ПКБ», входящих в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», при участии НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ РФ проводятся работы по размещению ЗРК «Тор-М2КМ» (ЗРК «М-Тор») на различных кораблях российского флота.

Использование на кораблях новейшего зенитного ракетного комплекса малой дальности ЗРК «Тор-М2КМ» (ЗРК «М-Тор») позволит значительно повысить обороноспособность как одиночных кораблей, так и их группировок от ударов высокоточного оружия: противокорабельных ракет, крылатых ракет различного типа, противорадиолокационных ракет, управляемых авиационных бомб, а также вертолетов и самолетов палубной и тактической авиации противника.

Вячеслав КАРТАШОВ

Так, во всех конфликтах нападающей стороной делалась ставка на применение средств воздушного нападения: самолеты тактической авиации, крылатые ракеты и высокоточное оружие. Перед ними ставились задачи:

Подавления средств ПВО;

Уничтожения военных объектов: складов, арсеналов, пунктов управления, скоплений боевой техники и военнослужащих в местах рассредоточения;

Дезорганизации управления обороняющейся стороны и принуждения ее к выполнению требований нападающей стороны.

В свою очередь обороняющейся стороной делались попытки противостоять ударам с воздуха имеющимися средствами ПВО. Именно отсутствие у обороняющихся современных средств ПВО, способных поражать не только самолеты тактический авиации, но и в первую очередь крылатые ракеты и высокоточное оружие (ВТО), во всех случаях приводило к поражению обороняющейся стороны.

К таким средствам ПВО относятся ЗРК малой дальности, которые предназначены для непосредственного прикрытия войсковых соединений Сухопутных войск, объектов ВВС, ВМФ, важнейших государственных и военных объектов от средств воздушного нападения.

Одним из самых эффективных комплексов малой дальности сегодня является ЗРК семейства «Тор-М2». Он специально разработан для борьбы с наиболее распространенными средствами воздушного нападения, такими как высокоточное оружие (противорадиолокационные ракеты, управляемые и планирующие авиационные бомбы), маневрирующие, пилотируемые и непилотируемые, высокоскоростные авиационные объекты.

ЗРК «Тор-М2У», боевая машина которого размещена на специальном гусеничном шасси высокой проходимости производства ОАО «Мытищинский машиностроительный завод», поставляется в подразделения Сухопутных войск и обеспечивает ПВО мотострелковых и танковых подразделений.

ЗРК «Тор-М2К», боевая машина которого размещена на специальном колесном шасси производства Минского завода колесных тягачей, обеспечивает выполнение задач ПВО подразделений армии Республики Беларусь.

ЗРК «Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении является новейшей разработкой ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» и ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол».

Вся специальная аппаратура этих боевых средств на 100% аналогична и полностью взаимозаменяема. Зенитные управляемые ракеты, применяемые в ЗРК «Тор-М2У» и ЗРК «Тор-М2К», тоже одинаковые.

В ЗРК «Тор-М2КМ» применяется модернизированная ЗУР, которая обеспечивает этому комплексу расширение зоны поражения до 15 км по дальности. Остальные боевые характеристики всех трех комплексов аналогичны. К ним относятся прежде всего: способность одновременно поражать четыре воздушные цели; способность защищать протяженные объекты и точечные объекты, находящиеся на удалении 8-10 км от боевой позиции ЗРК; способность работать в «звене», объединяя зоны обнаружения и зоны поражения двух боевых единиц; высочайшая автоматизация процесса боевой работы и помехозащищенность; высокая скорострельность – 2,5 с; способность поражать малоразмерные, высокоскоростные и активно маневрирующие (с перегрузками до 30 единиц) цели, стратегические и тактические крылатые ракеты, противорадиолокационные и управляемые ракеты, противокорабельные ракеты, летящие на предельно малой (до 5 м) высоте и управляемые, в том числе самонаводящиеся, и планирующие авиационные бомбы, пилотируемые и беспилотные летательные аппараты выполненные по технологии stealth.

Принципиальным отличием ЗРК «Тор-М2КМ» от двух других комплексов семейства является модульное исполнение его боевых и технических средств. Это обеспечивает их размещение на любых автомобильных шасси (самоходный вариант комплекса), полуприцепах или прицепах (перевозимый вариант комплекса) или других платформах, соответствующей грузоподъемности, а также в труднодоступных точках, на господствующих высотах, на крышах зданий и сооружений, на палубах малотоннажных кораблей и других объектах (стационарный вариант).

В автономном боевом модуле (АБМ) ЗРК «Тор-М2КМ» размещены радиолокационные и оптические средства, специальная аппаратура, ЗУР, основной и резервный источники питания, боевой расчет. Для АБМ разработан специальный корпус с унифицированными узлами крепления, обеспечивающий его установку и эксплуатацию на различных платформах и в стационарном варианте.

Максимальный вес АБМ в снаряженном состоянии не превышает 15 т, что обеспечивает его транспортировку на внешней подвеске вертолета для доставки в различные труднодоступные места, на господствующие высоты, крыши зданий и сооружений.

АБМ снабжен собственной системой электропитания, обеспечивающей его автономную работу во всех климатических условиях при самом разном варианте размещения. АБМ имеет и резервный источник электропитания, который обеспечит работу АБМ в любом из вариантов размещения: от промышленной электросети или любой подвижной электростанции, вырабатывающей трехфазное напряжение 220В 50Гц, мощностью не ниже 80 кВт. Боевой расчет АБМ – 2 человека.

Конструкция средств ЗРК «Тор-М2КМ» обеспечивает их транспортировку всеми видами транспорта, а также перевозку на внешней подвеске вертолета Ми-26Т и его аналогов, имеющих грузоподъемность не менее 15 т. Способность к размещению АБМ на различных платформах заказчика значительно расширяет диапазон применения ЗРК семейства «Тор-М2», увеличивает объем решаемых боевых задач и многократно снижает затраты на его эксплуатацию.

Возможность транспортировки АБМ на внешней подвеске вертолета позволяет размещать ЗРК в самых труднодоступных местах (например, в горах на господствующих высотах, в городах на крышах зданий и сооружений и т.д.).

Только ЗРК «Тор-М2КМ» впервые позволяет полностью решить задачу противовоздушной обороны крупных городов (мегаполисов).

Размещение АБМ на палубе малотоннажных судов обеспечивает противовоздушную оборону самих судов, их группировок, военно-морских баз и крупных международных портов.

При размещении на различных платформах ЗРК «Тор-М2КМ» способен выполнять задачи противовоздушной обороны различных подразделений и соединений Сухопутных войск, ВВС, РВСН, ВМФ и защиты от воздушных ударов крупных мегаполисов, стратегических и важнейших военных, государственных объектов, промышленных центров.

Обороняемая площадь объекта одним АБМ ЗРК «Тор-М2КМ» составляет более 400 квадратных километров.

ЗРК «Тор-М2КМ» обладает высокой надежностью и эффективностью в борьбе с активно маневрирующими воздушными целями, управляемыми и планирующими авиационными бомбами, противорадиолокационными и крылатыми ракетами, беспилотными летательными аппаратами, самолетами и вертолетами. Комплекс оснащен современными вычислительными средствами и РЛС, позволяющими обнаруживать и обрабатывать до 144 целей, отображать информацию о 20 наиболее опасных целях, обеспечить одновременное поражение четырех из них.

Весь процесс боевой работы ЗРК «Тор-М2КМ» полностью автоматизирован, человек лишь выбирает из числа предложенных машиной цель для уничтожения и нажимает кнопку «Пуск». ЗУР автоматически наводится на цель, и в точке встречи ракеты и цели производится подрыв боевой части ракеты. Боевое снаряжение ракеты весом 14 кг содержит осколки сложной геометрической формы, изготовленные из специального сплава (вольфрам-никель-железо), что обеспечивает высочайшую пробивную способность осколка и практически полностью исключает возможность рикошета. Малые ошибки в точке встречи, адаптация радиовзрывателя к типу воздушной цели в сочетании со специальным боевым снаряжением боевой части ЗУР обеспечивают комплексу высокую вероятность поражения всех типов воздушных целей. Вероятность поражения одной ракетой одной цели – не ниже 0,98.

Комплекс оснащен современной спутниковой навигационной системой, позволяющей с высокой точностью определять местоположение АБМ и его угловые параметры.

Два зенитных ракетных модуля, находящиеся в каждом из АБМ, обеспечивают транспортировку, хранение и пуск восьми ЗУР.

Транспортно-заряжающий модуль может быть установлен на автомобильное шасси, аналогичное шасси АБМ.

Средства технического обслуживания и ремонта, групповой комплект ЗИП и тренажер комплекса размещены в унифицированных кузовах-контейнерах, обеспечивающих их установку на любые автомобильные шасси, полуприцепы и прицепы, предназначенные для перевозки 20-футовых морских контейнеров.

ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» и ОАО «Ижевский электромеханический завод» вместе с разработчиками кораблей и заводами изготовителями проводят проработку возможности применения ЗРК семейства «Тор-М2» на боевых кораблях ВМФ России различного водоизмещения как на вновь создаваемых, так и на ремонтируемых взамен устаревших и снятых с производства морских ЗРК.