Противокорабельные ракеты х 35 уран. Отечественное оружие и военная техника

Разработка корабельного комплекса "Уран" с крылатой ракетой Х-35 для вооружения малых катеров и кораблей среднего водоизмещения задана Постановлением СМ СССР и ЦК КПСС от 16 апреля 1984 года. Головное предприятие - разработчик ОКБ "Звезда" (в настоящее время входит в корпорацию "Тактическое ракетное вооружение") , главный конструктор - Г.И.Хохлов.

Ракета Х-35 (заводской номер 3М24) предназначена для поражения боевых (десантных) надводных кораблей и транспортных судов из состава ударных групп (конвоев) или следующих одиночно водоизмещением до 5000т и аналогична по конструкции американской ПКР AGM-84 "Harpoon" . Ракета предназначена для боевого применения днем и ночью, в любых метеоусловиях, при интенсивных помехах и огневом противодействии противника. Может применяться как одиночно, так и в залпе.

На базе Х-35 кроме корабельного комплекса "Уран" созданы - береговой противокорабельный комплекс "Бал", а также авиационный вариант (две модификации: для самолетов Х-35У и вертолетов Х-35В). Вертолетный вариант ракеты может применяться с вертолетов типа Ка-27 и Ка-28,самолетный - с истребителей МиГ-29К, МиГ-29СМТ, Су-30МК, Су-35, Як-141, фронтового бомбардировщика типа Су-24М, противолодочного самолета Ту-142М и других носителей. Вариант комплекса с размещения ракеты в стандартном 20-футовом контейнере, получивший обозначение Club-K, демонстрировался на МВМС-2011 в Санкт-Петербурге (см. фото 1 , фото 2 , фото 3 , фото 4 ). Комлекс разработан и производится ОАО "Концерн Моринформсистема-"Агат" в кооперации с ОАО "Тайфун" и корпорацией "Тактическое ракетное вооружение".

В настоящее время корпорация "Тактическое ракетное вооружение" предлагает в составе вышеперечисленных комплексов модернизированную ракету Х-35УЭ (см. фото ), обладающую повышенной боевой эффективностью и дальностью полета до 280км. Х-35УЭ является универсальной, и может использоваться не только для установки на авиационные носители, но и в комплексах противокорабельных ракет типа «Уран-Э» и в комплексах противокорабельных ракет наземного базирования «Бал-Э».

АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» в 2015г. сообщил о возможности размещения ракеты Х-35УЭ на борту палубной версии вертолета Ка-52К в случае модернизации бортовой РЛС. Это позволит повысить дальность обнаружения вертолетом целей в 2 раза, что составляет почти 200 км.

На западе ракета получила обозначение AS-X-20 Harpoonsky .

Впервые ракета открыто продемонстрирована в 1992 году на авиационной выставке "Мосаэрошоу-92" в Москве.

Ракеты Х-35 корабельного базирования поставляются в Индию и Вьетнам

Состав

Тактико-технические характеристики

Дальность пуска, км 7-130 (7-260 для Х-35УЭ)
Высота полета над гребнями волн, м:
- на маршевом участке
- на участке самонаведения

10-15
4
Возможный угол поворота от линии курса, град ± 90 (± 130 для Х-35УЭ)
Масса стартовая, кг
- в варианте корабельного (берегового) базирования
- в варианте базирования самолёт/вертолёт

600
520/610
Масса боевой части, кг 145
Точность наведения (КВО), м 4-8
Скорость полета, м/с 270-280
Широта использования, град от 75° С.Ш. до 75° Ю.Ш.
Габариты ракеты, м
- длина (с ускорителем)
- диаметр корпуса
- размах крыла

3.85 (4.4)
0.42
1.33
Радиолокационная ГСН АРГС-35
Угол горизонтального обзора, град от -45 до +45
Угол азимутального обзора,град от +10 до -20
Дальность действия, км 20 (50 для Х-35УЭ)
Вес, кг 40-47,5
Диаметр, мм 420
Длина, мм 700
Ограничения по применению ГСН:
- осадки, мм/с
- волнение моря, баллов
- температура использования, C

до 4
до 6
от -50°C до +50°C
Авиационная пусковая установка
Тип АПУ-78 или АКУ-58
Число ракет на ПУ 1
Вес пустой ПУ, кг 185
Габариты ПУ, мм
- длина
- ширина
- высота

3810
130
220
Условия пуска с самолета:
- высота, м
- скорость,М

200-10000
0.35-0.9
Условия пуска с вертолета:
- высота, м
- скорость,М

200-3500
0-0.25

История

Разработка корабельного комплекса "Уран" с крылатой ракетой Х-35 (другое название ракеты корабельного базирования - 3М24) для вооружения малых катеров и кораблей среднего водоизмещения была задана Постановлением СМ СССР и ЦК КПСС от 16 апреля 1984 года. Головное предприятие - разработчик ОКБ "Звезда", главный конструктор - Г.И.Хохлов.

Комплекс "Уран" состоит из противокорабельной крылатой ракеты морского базирования, транспортно-пускового контейнера, пусковой установки, корабельной автоматизированной системы управления и комплекса наземного оборудования с аппаратурой проверки ракет.

Одной из причин принятия такого решения был военный конфликт (1982 г.) между Великобританией и Аргентиной в районе спорных Фолклендских (Мальвинских) островов с применением ПКР. в соответствие с Постановлением Правительства СССР от 16.03.1983 г. Изначально он разрабатывался как малогабаритный комплекс корабельного базирования для оснащения ракетных катеров и кораблей среднего водоизмещения.

В соответствие с тактико-техническим заданием ракета на дальности 130 км должна была поражать цели прикрытые средствами ПВО и осуществлять полет на высоте 3-5 м над гребнями волн при волнении моря до 6 баллов. При создании ПКР использовались самые современные, в т.ч. и цифровые технологии. Срок готовности КРК был определен в 1986 г.

Эскизный проект был защищен в 1983 г. Однако выполнение требования по оснащению ракеты принципиально новой головкой самонаведения потребовало (ГСН, ОАО "Радар" ММС) более длительных работ, которые завершились в 1992 г. (к началу второго этапа лётно-конструкторских испытаний. Первые 3 пуска с береговой пусковой установки были неудачны. В январе 1987 г. состоялся успешный четвёртый пуск. Второй этап испытаний проходил в 1992-1998 гг. со штатной ГСН. Государственные испытания комплекса успешно завершились в 2003 г.

Корабельный боевой ракетный комплекс "Уран-Э" с противокорабельными ракетами Х-35Э предназначен для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 т и морских транспортов. Комплекс "Уран-Э" применяется для вооружения надводных кораблей, катеров и вспомогательных судов.

Высокая боевая эффективность комплекса "УРАН-Э" обеспечивается за счет:

  • всепогодности применения комплекса в широком спектре боевых и климатических условий;
  • гибкой логики целераспределения системы управления комплексом, в том числе с учетом информации, поступающей от внешних источников, обеспечивающей возможность одновременного обстрела до 6 надводных целей и залпового применения по одиночной либо групповой целям;
  • способностью ракеты Х-35Э успешно преодолевать огневое и радиоэлектронное противодействие противника благодаря своей малозаметности в широком диапазоне информационного поля, обусловленной небольшими габаритами, предельно малой высотой полета и высокой степени скрытности комплексной системы наведения;
  • возможностью залповой стрельбы (до 16 ракет), которая способна обеспечить огневой прорыв противоракетной обороны современных боевых кораблей;
  • достаточно мощной осколочно-фугасной боевой части проникающего типа, способной поражать широкий спектр целей, включая цели класса "эсминец";
  • высокой степенью автоматизации процессов боевого управления, простотой и удобством эксплуатации в широком диапазоне боевых условий.

Особенности

КРК "Уран-Э" значительно увеличивает ударную мощь надводных кораблей. Так, при его установке на ракетном катере пр.20970 "Катран" (ЦМКБ "Алмаз") с 8 ПКР 3М24Э (Х-35) в двух пусковых установках (ПУ) ударная мощь катера, в сравнении с катером пр.205 (205ЭР), возрастает более чем в 3 раза. При значительном (8-16 ракет) боекомплекте и малом интервале пуска обеспечивается массированное применение ракет почти с одновременным их подходом к цели на предельно малой высоте. На ракетном катере пр.1241.8 может быть установлен КРК с 16 ракетами, сгруппированными в пакеты по четыре. Возможна установка КРК "Уран-Э" на сторожевых кораблях пр.11541 "Корсар" и кораблях, предназначенных для экспорта. Целеуказание по надводным целям обеспечивается радиолокационным комплексом 3Ц25Э с активным и пассивным режимами целеуказания. КРК "Уран-Э" может применяться при волнении моря силой 5-6 баллов.

На основе унификации ракеты по носителям на базе КРК 3М24 созданы береговой противокорабельный ракетный комплекс "Бал" и авиационный вариант (для самолетов с ракетой Х-35У и вертолетов с ракетой Х-35В). Вертолетный вариант может применяться вертолетами типа Ка-27 и Ка-28, самолетный - истребителями МиГ-29К, МиГ-29СМТ, Су-30МК, Су-35, Як-141, фронтовым бомбардировщиком типа Су-24М, противолодочным самолетом Ту-142М и другими.

5:04 / 17.03.16
РВСН: Стратегический ракетный комплекс шахтного базирования с ракетми УР-100Н (15А30), УР-100НУ (15А35) (РС-18А, РС-18Б)

УР-100Н (индекс ГРАУ — 15А30, по договору СНВ - РС-18А, по классификации НАТО - SS-19 mod.1 Stiletto, в переводе - Стилет) - советская жидкостная межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования. Несёт на борту 6 боевых блоков и комплекс средств преодоления ПРО противника. Принята на вооружение в 1975 году.

Головной разработчик - ОКБ-52 (с 28 февраля 2007 - ОАО «НПО машиностроения»). Система управления разработана харьковским НПО «Электроприбор». () В 1979 году на вооружение принят комплекс УР-100Н УТТХ (индекс ГРАУ - 15А35, по договору СНВ - РС-18Б, по классификации НАТО - SS-19 mod.2 Stiletto) с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Серийное производство УР-100Н УТТХ продолжалось до 1985 года. Срок службы продлён до 33 лет.

Межконтинентальная баллистическая жидкостная ракета 15А30 (УР-100Н) третьего поколения с разделяющейся головной частью индивидуального наведения (РГЧ ИН) разработана в ЦКБ машиностроения под руководством Валентина Челомея. Главный конструктор ракеты - Юрий Дьяченко. Главный конструктор системы управления - Владимир Уралов.


В августе 1969 г. состоялось заседание Совета Обороны СССР под председательством Л.И. Брежнева, на котором обсуждались перспективы развития РВСН СССР и были одобрены предложения КБ "Южное" в части модернизации уже стоявших на вооружении ракетных комплексов Р-36М и УР-100. При этом не была отвергнута и предложенная ЦКБМ схема модернизации комплекса УР-100, а по существу - создание нового ракетного комплекса УР-100Н.

19 августа 1970 года вышло постановление Правительства № 682-218 о разработке ракетного комплекса УР-100Н (15А30) с "самой тяжелой ракетой из легких МБР" (такой термин позже был принят в согласованных договорах). Наряду с комплексом УР-100Н на конкурсной основе создавался комплекс с МБР МР-УР-100 (под руководством Михаила Янгеля). Комплексы УР-100Н и МР-УР-100 предлагались для замены семейства МБР легкого класса УР-100 (8К84), принятого на вооружение РВСН в 1967 г. и развернутого в массовом количестве (пик развертывания был достигнут в 1974 году, когда число одновременно развернутых МБР этого типа достигло 1030 штук).

Окончательный выбор между МБР УР-100Н и МР-УР-100 предстояло сделать после проведения сравнительных летных испытаний. Это решение положило начало тому, что в исторической и мемуарной литературе, посвященной советской ракетно-космической технике, носит название "спор века".

По своим ТТХ комплекс УР-100Н, с весьма совершенной по основным техническим характеристикам ракетой, находился между «легкой» МР-УР-100 и «тяжелой» Р-36М, что, по мнению ряда участников и наблюдателей "спора века", порождало у В. Челомея надежды не только на то, что его ракета сумеет выиграть соревнование с МР-УР-100, но и на то, что ее, как более дешевую и массовую, предпочтут сравнительно дорогой тяжелой Р-36М. Такие взгляды, разумеется, не разделялись М. Янгелем. Кроме того, руководство страны также считало совершенно необходимым для обороны СССР иметь в составе РВСН МБР тяжелого класса, поэтому надежды В. Челомея на «подмену» Р-36М с помощью УР-100Н не оправдались.

Для В. Челомея сложность создания новой ракеты заключалась и в том, что доработка шахтной пусковой установки комплекса УР-100 под ракету УР-100Н с ее "горячим" "газодинамическим стартом" практически выливалась в полный демонтаж существующей ШПУ и строительство новой с осуществлением полного цикла строительных работ (для упрочнения шахтного устройства нужны были полный демонтаж ствола шахты, ее оголовка и мощного фундамента, проведение земляных работ по увеличению диаметра шахты и сооружение новой железобетонной конструкции ШПУ), т.к. в противном случае возникла бы реальная опасность появления в некоторых местах газохода ШПУ сверхзвукового течения газов и скачков уплотнений с резким изменением его режимов (давления, температуры, теплообмена), приводящих к аварийному старту новой перспективной ракеты.

Грубо говоря, от прежней ШПУ оставалась неизменной только осевая линия, в то время как предлагаемая М.К. Янгелем новая и рискованная концепция "холодного" "минометного старта" для обеих разрабатываемых его коллективом ракет позволяла фактически обойтись уже построенными ШПУ с проведением необходимых доработок (это выглядело как более рачительное использование уже построенных ШПУ, т.е. как более экономичный подход).

При проектировании шахтного сооружения нового ракетного комплекса УР-100Н отработка газодинамики старта была поручена ЦНИИмашу. Институт справился с этой задачей, располагая малой по масштабу моделью. На ней были проведены с прецизионной точностью эксперименты и отработаны малогабаритные газоотводные аппараты. Для снижения недопустимо высоких уровней ударно-волнового давления на ракету УР-100Н при запуске ее двигателя в нижней части контейнера по рекомендации института был установлен специально разработанный дюралевый экран. При подъеме ракеты экран под воздействием струй разрушался, чем в дальнейшем обеспечивался эжекционный режим течения.



Фото: voutsen-cv.livejournal.com


Вместе с тем, несмотря на большой объем требовавшихся работ, по данным разведслужб США, ШПУ ОС 15П730 (затем 15П730П, 15П735) удерживали первое место по устойчивости к ПФЯВ среди прочих советских шахтных боевых ракетных комплексов вплоть до принятия на вооружение МБР Р-36М2 «Воевода» (15А18М, ШПУ ОС 15П718М) и РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж60, ШПУ ОС 15П760). При этом лидером стал последний комплекс.

Американские эксперты в 1980-е годы оценивали вероятность уничтожения ШПУ ОС комплекса 15А35 двумя попаданиями ББ Mk12A с БЧ W78 (МБР Minuteman-III) мощностью 335кт каждый как 0.509, в то время как два ББ Mk12 с БЧ W62 (МБР Minuteman-III) мощностью 170 кт каждый уничтожали ту же шахту с вероятностью 0.333, а два ББ Mk4 с БЧ W76 (БРПЛ Trident I C4) мощностью 100 кт каждый уничтожить эту ШПУ вообще не могли (вероятность 0).

Для ШПУ ОС комплекса 15А18 оценки американских аналитиков давали следующие цифры вероятностей: 0.590 (Mk12A), 0.407 (Mk12) и 0.044 (Mk4).()

Испытательный пуск МБР 15А30 / Фото: rbase.new-factoria.ru


Летно-конструкторские испытания МБР 15А30 проводились на полигоне Байконур (председатель госкомиссии - генерал-лейтенант Е.Б. Волков). Первый пуск МБР 15А30 состоялся 9 апреля 1973г. Испытания велись по сокращенной программе, так как разработчики представили расчеты, обосновавшие именно такой подход. Это позволило закончить испытания в октябре 1975 года, когда был выполнен последний из 27 пусков. Во время испытаний были выполнены запуски с моноблочной ГЧ, а также РГЧ ИН с 4 и 6 боевыми блоками.

Первый полк с БРК 15П030 встал на боевое дежурство в 46-й Нижнеднепровской Краснознаменной ордена Октябрьской Революции ракетной дивизии (г. Первомайск, Николаевская обл., УССР) 26 апреля 1975 года. 30 декабря 1975 года Постановлением правительства № 1063-356 ракетный комплекс УР-100Н (15А30) был принят на вооружение. Первый полк с ракетами УР-100Н, оснащенный БРК 15П030П повышенной стойкости к ПФЯВ, встал на боевое дежурство в 60-й Таманской Краснознаменной ордена Октябрьской Революции ракетной дивизии имени 60-летия СССР (г. Татищево, Саратовская обл., РСФСР) 18 декабря 1976 года.

Позже все имевшиеся БРК были доведены до уровня 15П030П. За создание упрочненного ШПУ для ракетного комплекса УР-100Н Ленинскую премию получила группа военных и гражданских специалистов, в том числе министр обороны А.А.Гречко. Сам же "спор века" закончился довольно неожиданно - на вооружение были приняты и УР-100Н и МР-УР-100, хотя последняя в количестве значительно меньшем, чем первая (окончательно - 360 против 150). Работы над комплексом УР-100Н в целом получились более сложными и дорогими (по сравнению с БРК МР-УР-100), но он полностью отвечал перспективам развития ракетного вооружения. Кроме того, по всей видимости, руководство страны опасалось возможности сосредоточения разработки жидкостных МБР всех классов в "одних руках" (КБ "Южное").

Серийное производство МБР 15А30/15А35 было развернуто в 1974 году на Московском Машиностроительном заводе имени М.В. Хруничева. Выпуск маршевых двигателей первой ступени был освоен Воронежским механическим заводом и филиалом Пермского моторостроительного завода имени Я.М.Свердлова. Маршевые двигатели второй ступени и рулевые двигатели выпускались Ленинградским машиностроительным производственным объединением "Красный Октябрь". Двигатели блока разведения изготовлял Усть-Катавский вагоностроительный завод. Компоненты системы управления собирали на Киевском радиозаводе, заводе имени Тараса Шевченко и Харьковском НПО "Хартрон". Блок разведения боеголовок и система управления производились в Оренбургском производственном объединении "Стрела".

Однако "новаторское" решение разработчиков относительно сокращенной программы испытаний имело и отрицательные последствия. При проведении пусков ракет по программе учебно-боевой подготовки со стрельбами на предельную дальность во второй половине 70-х годов возник серьезный инцидент с ракетным комплексом УР-100Н. Когда был проведен пуск ракеты УР-100Н, стоявшей на боевом дежурстве, на максимальную дальность с целью проверки состояния комплексов, результаты оказались неожиданными. Отклонения точек падения боевых блоков от точек прицеливания намного превосходили расчетные.

Пуск повторили, результаты оказались такими же. Стало ясно, что в конструкции ракеты скрывается какой-то недостаток, не выявленный при проведении испытаний. Но на боевом дежурстве стояли уже десятки ракет, ускоренными темпами готовилась поставка новых. Исследование причин недопустимых отклонений точек падения блоков позволило установить следующее. На последних секундах работы ЖРД 1-й ступени начинались интенсивные продольные колебания ракеты, вызвавшие резонансные колебания элементов системы управления дальностью. В результате этих колебаний бортовые приборы, измерявшие дальность полета, давали ошибочную команду на выключение двигателей, что и вело к недопустимым отклонениям точек падения блоков.

К разработке мер по устранению колебаний ракеты УР-100Н были привлечены самые опытные ракетные организации - КБ, НИИ, полигоны и др. Специальным решением были выделены дополнительные ракеты для летных испытаний. Головной организацией было определено ЦКБ машиностроения, проведение летных испытаний возложено на ту же Государственную комиссию, что вела испытания МБР УР-100Н. Начался период доработки этих ракет. Работа была организована следующим образом. Совет главных конструкторов при ЦКБ машиностроения под председательством В. Челомея разрабатывал предложения по доработке ракеты. Соответствующие изменения вносились на заводе-изготовителе ракет им. М.В. Хруничева. Доработанная ракета отправлялась на полигон Байконур, где и производился ее пуск по программе, предусматривающей полное выгорание топлива первой ступени. Данные, полученные при пусках, позволяли оценить эффективность доработки.

Так было проведено несколько пусков ракет с различными вариантами доработки. Результаты были отрицательными - ликвидировать колебания не удавалось. Между тем истекали сроки и запасы ракет, отпущенных на доработку. Ситуация становилась угрожающей. Вариант решения проблемы был найден совсем не там, где его искали. Генеральный конструктор В. Челомей настаивал на переделке аппаратуры СУ, чтобы избежать резонансных режимов, и замене ее на всех ракетах.

Однако в НИИТП предложили более простое решение: в хвостовом отсеке 1-й ступени ракеты поставить антивибраторы (динамические гасители колебаний), настроенные на опасную частоту и подавляющие ее в спектре вибраций ракеты. Изготовление и установка таких антивибраторов были достаточно простыми и дешевыми операциями.

Юриий Мозжорин / Фото: ЦНИИмаш


ЦНИИмаш под руководством Юрия Мозжорина провел обширный комплекс теоретических и экспериментальных исследований. Свою роль в решении указанной проблемы сыграли стендовые динамические испытания натурной ракеты с установленными гасителями колебаний. В короткие сроки были проведены необходимые расчеты, изготовлены гасители колебаний и установлены на ракету, подготавливаемую к отправке на Байконур. Результаты стали известны сразу же, как только закончили работать двигатели первой ступени - данные о полете передавались на землю телеметрической системой. Недопустимых колебаний не было.

Пуски ракет с гасителями колебаний были срочно повторены. Результаты оказались такими же. Однако в шахтах стояли на боевом дежурстве ракеты без гасителей колебаний. В крайне сложных условиях - на глубине примерно 20 м - гасители были установлены. В последующем контрольные пуски ракет проводились десятки раз. Высокая надежность комплексов была подтверждена. Однако пришлось затрачивать дополнительные усилия и немалые финансовые средства, чтобы устранить недостатки.

16 августа 1976 года вышло постановление правительства № 654-214 об улучшении тактико-технических характеристик (УТТХ) ракетного комплекса УР-100Н. Модернизация ракетного комплекса шла по следующим основным направлениям: повышение устойчивости к ПФЯВ и повышение боевой эффективности комплекса.

От своей предшественницы новая ракета отличалась новой ступенью разведения (более устойчивой к ПФЯВ, позволившей увеличить дальность стрельбы, улучшить построение порядков из элементов боевого оснащения, повысить площадь района разведения ББ), улучшенной системой управления (более устойчивой к ПФЯВ, обеспечившей повышенную точность стрельбы), позволившей выбирать одну из 6 целей, заранее заложенных для ракеты в СУ, что значительно расширило применение БРК), улучшенным КСП ПРО, новыми ББ (более высокоскоростными, мощными, точными и устойчивыми к ПФЯВ), повышенной устойчивостью к ПФЯВ для ШПУ ОС 15П735 и БРК 15П035 в целом (позже все имевшиеся БРК 15П030П были доведены до уровня 15П035 со способностью противостоять давлению в ударной волне до 100 атмосфер).

Значительно упростилась в целом эксплуатация ракетных комплексов при одновременном повышении стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва. Все это было достигнуто без изменения величины массы МБР и забрасываемой массы.

26 октября 1977 года на Байконуре начались летно-конструкторские испытания ракеты 15А35 с улучшенными ТТХ (УР-100Н УТТХ). На этот раз их провели в полном объеме. Всего было выполнено 68 испытательных запусков усовершенствованной ракеты в период с 28 сентября 1977 г. по 26 июля 1979 г. Все пуски в ходе ЛКИ проводились: по району «Кура», по району «Акватория» (на максимальную дальность), по району «Кзыл-Ту» (на минимальную дальность порядка 1000 км).

17 декабря 1980 года Постановлением правительства № 1180-402 ракетный комплекс УР-100Н УТТХ принят на вооружение. Первым полком с новым БРК стал полк в 19-й Запорожской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова ракетной дивизии (г. Хмельницкий, Хмельницкая область, УССР), который полностью стал на боевое дежурство в январе 1981 года. () К 1984 году всего в 4-х позиционных районах страны (кроме 3-х вышеперечисленных - также 28-я гвардейская Краснознаменная ракетная дивизия, г. Козельск, Калужская обл., РСФСР) было развернуто 360 ракет УР-100Н УТТХ. Производство ракет было прекращено в 1985 году.

После постановки усовершенствованных ракет на вооружение с целью наиболее полного использования возможностей комплекса с МБР 15А35 в конце первой - начале второй половины 80-х годов во всех эксплуатирующих частях для повышения устойчивости системы боевого управления были сформированы подвижные запасные командные пункты (ПКП) «Выбор» на шасси МАЗ высокой проходимости. Для обеспечения оперативности расчета полетных заданий в дивизиях были сформированы вычислительные центры.

МБР 15А30 первоначально размещались в ШПУ повышенной защищенности, разработанных Филиалом № 2 ЦКБ машиностроения (ныне - ГНИП "ОКБ Вымпел").

Позже все имеющиеся шахты повышенной защищенности были переоборудованы в шахты высокой защищенности. Всего было построено 360 шахтных пусковых установок высокой защищенности (ШПУ ВЗ). Они размещались в позиционных районах дивизий, дислоцированных под городами Первомайск (90 ШПУ ОС), Хмельницкий (90 ШПУ ОС), Татищево (110 ШПУ ОС) и Козельск (70 ШПУ ОС). Всего было развернуто 360 МБР этого типа.

Начиная с 1988 года, в соединениях, дислоцированных под городами Первомайск и Татищево, началось развертывание твердотопливной МБР 15Ж60 вместо МБР 15А35, снимаемых с дежурства. К концу 1989 года на боевое дежурство было поставлено 56 новых ракет, взамен снято с дежурства 60 15А35. Однако, начиная с 1990 года, этот процесс приостановился вплоть до развала СССР в конце 1991 года. Часть еще развернутых ракет 15А35 (130 единиц) после развала СССР оказалась на территории Украины и была впоследствии ликвидирована в соответствии с буквой международных договоров.

Комплект 15С300 (МБР 15А35 без ГЧ и СУ) / Фото: ЦНИИмаш :

Однако не был уничтожен 31 комплект 15С300 (МБР 15А35 в ТПК без ГЧ и СУ). Россия купила у Украины в 2002-2004 гг. 30 таких комплектов, хранившихся на складах в незаправленном состоянии. По заявлению тогдашнего главкома РВСН РФ Н.Соловцова, эти ракеты могут простоять на боевом дежурстве, по меньшей мере, до 2020 года, а как максимум - до 2030 года.

По официальным данным, на июль 2009 г. РВСН РФ имели 70 развернутых МБР 15А35: 1. 60-я ракетная дивизия (г. Татищево), 41 УР-100Н УТТХ 2. 28-я гвардейская ракетная дивизия (г. Козельск), 29 УР-100Н УТТХ.() Последняя дивизия ранее находилась в процессе ликвидации, однако решением Президента РФ Д.А. Медведева в ноябре 2008 года процесс ликвидации прекращен. Дивизия по-прежнему будет нести дежурство с МБР 15А35 до перевооружения на «новые ракетные комплексы» (по всей видимости - или «Тополь-М» или РС-24).

По-видимому, в ближайшем будущем количество ракет 15А35, стоящих на боевом дежурстве, будет сокращаться и далее вплоть до стабилизации на уровне порядка 20-30 единиц с учетом закупленных ракет. Для сравнения с данными июля 2009 года (когда фигурировало число в 70 МБР) - по состоянию на январь того же года ракет данного типа было развернуто 97 штук, в январе же 2008 года 110 штук.

Ракетный комплекс УР-100Н УТТХ является исключительно надежным - проведено 165 испытательных и учебно-боевых пусков, из них только три были неудачными. Американский журнал "Ассоциации ракетчиков ВВС" назвал ракету УР-100Н УТТХ "одной из наиболее выдающихся технических разработок "Холодной Войны". Первый комплекс, еще с ракетами УР-100Н, был поставлен на боевое дежурство в 1975 году с гарантийным сроком эксплуатации 10 лет. При его создании были реализованы все лучшие конструкторские решения, отработанные на предыдущих поколениях "соток" (8К84/УР-100,8К84М/УР-100М,15А20/УР-100К,15А20У/УР-100У).

Достигнутые затем при эксплуатации улучшенного комплекса с МБР УР-100Н УТТХ высокие показатели надежности ракеты и комплекса в целом позволили военно-политическому руководству страны поставить перед Министерством обороны, Генеральным штабом, командованием Ракетных Войск Стратегического Назначения и головным разработчиком в лице НПО Машиностроения задачу постепенного продления сроков эксплуатации комплекса с 10 до 15, затем до 20, 25 и, наконец, до 30 лет и далее.

В 1990-х годах, после распада СССР, военно-политическим руководством страны было принято решение о начале работ по существенному продлению сроков эксплуатации РК с МБР УР-100Н УТТХ вместо окончательного снятия его с вооружения и заменой комплексом с МБР РТ-23 УТТХ "Молодец", как первоначально планировалось во второй половине 1980-х годов.

Эта задача, при острой нехватке бюджетных средств, выделяемых на поддержание существующих и закупку новых образцов стратегического и другого вооружения, была определена военно-политическим руководством страны как особо приоритетная.() В этих условиях значимо возросла роль многолетнего взаимодействия НПО машиностроения и РВСН.

С 1996 года НПО машиностроения, как головное предприятие в совместной кооперации с другими предприятиями, решает важнейшую задачу - проведение работ по продлению сроков эксплуатации ракетного комплекса с МБР УР-100Н УТТХ в условиях несения боевого дежурства (тема «Зарядье»).

В целях проведения указанных работ, по инициативе НПО машиностроения, в 2000 году был создан Совет Генеральных (главных) конструкторов, в задачу которых входит координация работ всей кооперации предприятий - разработчиков (изготовителей) составных частей комплекса и служб РВСН. Раз в два года Совет проводит свою работу непосредственно на объектах эксплуатации. По результатам работ Совета оформляется соответствующее решение, определяющее порядок обеспечения и продления сроков эксплуатации РК с МБР УР-100Н УТТХ.

Основным результатом проведения работ по этой тематике является подтверждение высокой надежности стоящих длительное время на боевом дежурстве ракетных комплексов с МБР УР-100Н УТТХ. Задача по обеспечению столь длительной эксплуатации комплекса при сохранении высоких боевых и технических характеристик была решена впервые в мире. Потребовалось реализовать множество научных исследований и опытно-конструкторских работ, объединенных в одну комплексную программу. Были найдены подходы к прогнозированию состояния комплекса не менее чем на 2-3 года вперед.

Определяются запасы прочности силовых конструкций, тщательно проверяется состояние стенок топливных баков, анализируется состояние компонентов ракетного топлива, проводятся ускоренные испытания в климатических камерах, обеспечивающих эквивалентные воздействия параметров окружающей среды на конструкции узлов и агрегатов ракетного комплекса. Полученный опыт является универсальным и используется для продления сроков эксплуатации всех комплексов с жидкостными ракетами.

Важным этапом по подтверждению основных ТТХ ракеты являются регулярно проводимые пуски УР-100Н УТТХ с космодрома "Байконур". Для пуска выбирается ракета с максимальным сроком эксплуатации. Последний на текущий момент запуск был проведен 22 октября 2008 года, когда с Байконура была запущена ракета УР-100Н УТТХ. Головная часть успешно поразила цели на полигоне "Кура".

Проведенный пуск подтвердил неизменность основных летно-технических характеристик МБР РС-18Б, а также показал высокую степень надежности системы эксплуатации боевых ракетных комплексов. В декабре 2008 года по результатам проведенных испытаний и исследований принято решение о продлении сроков эксплуатации ракет до 33 лет. Экономические расчеты показывают, что сохранение ракет УР-100Н УТТХ в составе СЯС РФ только за последние 10 лет дало возможность высвободить несколько десятков миллиардов рублей для решения важных государственных задач.

Отмечено, что за время эксплуатации были проведены пуски ракет УР-100Н УТТХ не только на максимальную (10000 км), но и на минимальную (около 1000 км) дальность, что обеспечивает гибкость ее использования в современных меняющихся геополитических условиях. Значительный объем экспериментальных данных для продления сроков эксплуатации МБР РС-18Б также приобретается в рамках осуществления программы использования конверсионных РН "Рокот", поставка блока 15С300 для которых (1-я и 2-я маршевые ступени МБР 15А35 в штатном ТПК 15Я64) осуществляется от РВСН к Космическим войскам после проведения соответствующих проверочных мероприятий.

По результатам проведенных НИР в феврале 2011 г. было объявлено о возможности увеличения гарантийного срока эксплуатации МБР 15А35 до 36 лет.() В течение последнего десятилетия в СМИ неоднократно появлялась информация разного рода, содержащая сведения о необходимости и даже начале работ по созданию в РФ силами отечественной кооперации производителей новой жидкостной МБР массой порядка 100 тонн с РГЧ ИН с тем, чтобы поставить ее на вооружение в период "после 2015 года", однако никаких конкретных указаний на начало работ в этом направлении в течении длительного времени официально не озвучивалось.

Как сторонники, так и противники этой идеи отмечали, что, по всей видимости, окончательное решение по этому направлению будет принято по конечным результатам работ МИТа над перспективными образцами вооружения - МБР с РГЧ ИН РС-24 и БРПЛ с РГЧ ИН Р-30 "Булава", эти результаты должны окончательно заявить о себе в ближайшие год-два (о нахождении МБР РС-24 в войсках и несении на данном комплексе опытно-боевого дежурства было объявлено в июле 2010 года, а уже в марте 2011 года было объявлено о постановке данного комплекса на боевое дежурство).

Если эта работа будет выполнена удачно и новейшие мобильные твердотопливные МБР и БРПЛ с РГЧ ИН поступят на вооружение РВСН и ВМФ РФ в достаточном количестве, то необходимость создания перспективной жидкостной МБР, вероятно, отпадет. Кроме того, противники создания новой жидкостной МБР, главным плюсом которой является возможность размещения значительного числа ББ большой мощности на одной ракете,указывают на то,что в современных условиях (действие договора СНВ-3, наличие у целого ряда стран высокоточного оружия и пр.) главный ее плюс, наряду с базированием в ШПУ ОС, станет и главным недостатком - большое число боевых блоков может быть выведено из строя нанесением удара по сравнительно небольшому числу стационарных носителей в ШПУ ОС.

Вместе с тем, в феврале 2011 г. было объявлено о возможности создания перспективной тяжелой МБР со значительным числом ББ на борту как замене МБР Р-36М2 "Воевода" и УР-100Н УТТХ с поступлением на вооружение к 2020 году. В апреле 2011 года о создании такой ракеты, которая будет иметь значительно повышенную боевую живучесть за счет конструктивного совершенства, усиленной фортификационной защиты ШПУ ОС и принятия других мер пассивной и активной защиты (в том числе и средств ПВО и ПРО района базирования) при максимально возможном использовании уже развернутой инфраструктуры ракет-предшественниц, было заявлено официально со стороны представителей РВСН. Принятие на вооружение новой ракеты планируется уже к концу 2018 г., в ее создании примут и предприятия "военно-морской" кооперации, создававшей ранее жидкостные БРПЛ, во главе с ГРЦ им. В.П. Макеева.

На Западе ракета 15А35 (УР-100Н УТТХ) получила обозначение SS-19 mod.3 Stiletto (по договору ОСВ-1 РС-18Б), а 15А30 (УР-100Н) - SS-19 mod.1,2 Stiletto (по договору ОСВ-1 РС-18А).

Состав


МБР РС-18 (СССР) 1975 г. 1 - корпус первой ступени; 2 - корпус второй ступени; 3 - герметичный приборный отсек; 4 - боевая ступень; 5 - хвостовой отсек первой ступени; 6 - обтекатель головной части; 7 - двигательная установка первой ступени; 8 - бак горючего первой ступени; 9 - трубопровод подачи окислителя; 10 - бак окислителя первой ступени; 11 - кабельный короб; 12 - магистраль ПГС; 13 - двигательная установка второй ступени; 14 - силовой элемент корпуса соединительного отсека; 15 - бак горючего второй ступени; 16 - бак окислителя второй ступени; 17- магистраль ПГС; 18 - твердотопливный тормозной двигатель; 19 - приборы системы управления; 20 - боевой блок. / Изображение: www.e-reading.club


МБР 15А35 - двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета, выполненная по схеме "тандем" с последовательным разделением ступеней. Ракета отличается очень плотной компоновкой и практически отсутствием "сухих" отсеков.

Изображение: rbase.new-factoria.ru

Корпус первой ступени состоит из хвостового, топливного отсеков и переходника. Топливные баки - несущей конструкции,с общим днищем. Двигательная установка первой ступени РД-0234 (15Д96) состоит из четырех маршевых жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) РД-0233 (15Д95)

(ЖРД) РД-0233 (15Д95) / Фото: rbase.new-factoria.ru


Каждый двигатель закреплен шарнирно на раме в хвостовом отсеке и может отклоняться от нейтрального положения в соответствующей плоскости. Двигатели имеют турбонасосную систему топливоподачи с дожиганием генераторного газа. Верхнее днище бака окислителя первой ступени имеет сложную форму и состоит из конической части, направленной внутрь бака, и сферической центральной части, имеющей выпуклость наружу. В образовавшемся таким образом пространстве размещается сопло маршевого ЖРД второй ступени. Наддув баков маршевых ступеней осуществляется с помощью горячих газов.

Разделение первой и второй ступени происходит по "горячей" схеме за счет рулевого двигателя второй ступени, который запускается до подачи команды на выключение ЖРД первой ступени. Отработанные газы работающего рулевого двигателя второй ступени выводятся с помощью специальной системы окон в корпусе первой ступени. Затем по команде происходит разрыв механических связей между ступенями, увод первой ступени и запуск маршевого двигателя второй ступени. Торможение первой ступени осуществляется четырьмя твердотопливными тормозными двигателями, установленными на хвостовом отсеке.


Элементы корпуса ракеты / Фото: users.livejournal.com

Корпус второй ступени состоит из укороченного хвостового и топливного отсеков. Топливные баки - несущей конструкции. Двигательная установка второй ступени включает в себя маршевый ЖРД РД-0235 (15Д113), установленный неподвижно, и четырехкамерный рулевой двигатель РД-0236 (15Д114).

Маршевый двигатель имеет схему топливоподачи с дожиганием, а рулевой - без дожигания генераторного газа. Отделение третьей ступени от второй происходит при неработающем ЖРД за счет тяги тормозных твердотопливных двигателей второй ступени. Тормозные двигатели обеих маршевых ступеней разработаны в КБ-2 завода № 81. К верхней части второй ступени корпуса ракеты крепится агрегатно-приборный блок разделяющейся головной части, в котором размещаются приборы инерциальной системы управления и двигатель разведения боевого оснащения.

Боевые блоки прикрыты обтекателем. Ракета оснащена комплексом преодоления ПРО. Ядерные боезаряды МБР УР-100Н разработаны в НИИ-1011 (ныне ВНИИТФ, г. Снежинск Челябинской области).

УР-100Н была принята на вооружение с двумя взаимозаменяемыми ГЧ: "легкая" моноблочная ГЧ с термоядерным боезарядом мощностью 5.3Мт и РГЧ ИН с 6 неуправляемыми ББ, мощность каждого - 400кт (КВО - не более 650м на предельной дальности 9650км). Ядерные боезаряды для УР-100Н УТТХ разработаны в КБ-11 (ныне ВНИИЭФ, г. Саров Нижегородской области).

УР-100Н УТТХ была принята на вооружение с одним вариантом ГЧ - РГЧ ИН с 6 неуправляемыми ББ, мощность каждого - 550 кт (КВО - не более 350 м на предельной дальности 10 000 км). Боевое оснащение УР-100Н УТТХ позволяет уверенно поражать высокозащищенные и прикрытые системой ПРО точечные и площадные цели. По данным западных экспертов, рассматривались версии оснащения РГЧ ИН МБР 15А35 новыми легкими малогабаритными ББ малого класса мощности спецзарядов, что позволило бы увеличить при необходимости число ББ на одной ракете до 18 единиц.

ЖРД РД-0237 (15Д114) / Фото: rbase.new-factoria.ru


Двигатель разведения РД-0237 - жидкостный с вытеснительной системой подачи топлива, без дожигания генераторного газа. Двигатель разведения, а также маршевые ЖРД первой и второй ступеней созданы в Конструкторском бюро химической автоматики под руководством А.Д.Конопатова (г. Воронеж). В качестве топлива все ступени используют азотный тетраоксид и несимметричный диметилгидразин. Разработка указанных ЖРД и их отработка осуществлялись в 1969-1974 гг.

Владимир Сергеев / Фото: www.space.com.ua


Система управления разработана в харьковском НИИ-692 (позднее - НПО «Хартрон») под руководством Владимира Сергеева. На ракету устанавливается автономная инерциальная система управления с БЦВМ 15Л579. Бортовой вычислительный комплекс унифицирован с ракетой 15А18. При несении боевого дежурства все важнейшие параметры ракеты непрерывно контролируются. Высокие характеристики СУ подтвердились при пусках. КВО не превышает 350 м (в начальный период эксплуатации для МБР 15А35 эта величина составляла 430м)

Для систем управления МБР 15А35 и 15А18 впервые в СССР была разработана новая технология отработки программно-математического обеспечения, включающая т.н. "электронный пуск", при котором на специальном комплексе, включающем ЭВМ БЭСМ-6 и изготовленные блоки системы управления МБР моделировался полёт МБР и реакция системы управления на воздействие основных возмущающих факторов. Эта технология обеспечила также эффективный и полный контроль полётных заданий. Коллектив разработчиков "электронного пуска" был удостоен Государственной премии УССР. Установка новой аппаратуры контроля дала возможность полностью автоматизировать цикл проверок технического состояния ракет и систем пусковой установки.

ШПУ 15П735 / Фото: rbase.new-factoria.ru


Боевой стартовый комплекс УР-100Н УТТХ включает 10 ракет в ШПУ 15П735, командный пункт 15В52У и ремонтно-техническую базу. Унифицированный командный пункт повышенной защищенности шахтного типа разработан в ЦКБТМ под руководством Б.Р.Аксютина.

С сайта украинского музей РВСН - макет командного пункта 15В52У / Фото: hfrantsouzov.livejournal.com


Ракета 15А35 имеет газодинамическую схему старта, при которой она выходит из транспортно-пускового контейнера 15Я54, размещенного в ШПУ, по направляющим на внутренней поверхности ТПК за счет действия силы тяги двигательной установки первой ступени ракеты. Баки с топливом ампулизированы, весь период эксплуатации ракета находится в заправленном состоянии в транспортно-пусковом контейнере, который обеспечивает требуемый температурный режим. Конструкция ТПК позволяет производить техническое обслуживание систем ракеты, заправку и слив компонентов топлива после установки ракеты в шахту.


Разрез ШПУ МБР УР-100Н: 1 - «ствол» шахтной конструкции; 2 - защитный оголовок шахты; 3 - защитная крышка шахты; 4 - входной люк; 5 - элементы подвески ТПК; 6 - ТПК с ракетой; 7 - газоотбойное устройство / Изображение: www.e-reading.club

Система поддержания заданного температурно-влажностного режима в ТПК позволяет на всех этапах эксплуатации ракеты содержать ее в требуемых условиях хранения. В шахтной пусковой установке ТПК ракеты закреплен с помощью высокоэффективной системы амортизации, обеспечивая дополнительную защиту ракеты от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва. По данным американских аналитиков, МБР 15А35 способна стартовать спустя не более 3 минут после непоражающего термоядерного воздействия по ШПУ ОС. ТПК заполнен инертным газом - азотом. Во время боевого дежурства ракеты подвергается промежуточному регламентному осмотру раз в три месяца и главному раз в три года. В результате выполнения всех работ по улучшению ТТХ защищенность сооружений ракетного комплекса повысилась на порядок. Управление пуском - дистанционное.

Тактико-технические характеристики

РН способна выводить полезный груз массой 1950 килограмм на орбиту высотой 200 километров или 1250 килограмм на орбиту высотой 1500 километров. Относительная масса полезного груза - 1,82 %.

На базе ракет 15А35 в НПО Машиностроения создан ракетно-космический комплекс “Стрела”, предназначенный для запуска космических аппаратов с космодрома "Свободный" из модернизируемой шахтной пусковой установки 15П720, предназначенной для запуска ракет 15А20.


Установка космической головной части РН "Стрела" в ШПУ / Фото: www.npomash.ru

Отсек измерительной аппаратуры с макетом КА на кантователе / Фото: www.npomash.ru

РН "Стрела" на старте в ШПУ / Фото: www.npomash.ru

Заправка РН "Стрела" / Фото: www.npomash.ru



Основной концепцией, реализованной в этом проекте, является сохранение максимальной преемственности КРК "Стрела" с базовым комплексом. Использование космического ракетного комплекса "Стрела" обеспечит экономически выгодные запуски малых космических аппаратов на орбиты с различными высотами и наклонениями. Ракета 15А20 меньше по габаритам и по энергетике, чем ракета 15А35.

Для этого шахта 15П720 углубляется и усиливается ее нижняя часть. Изменяется и геометрия верхней части ШПУ подобно верхней части ШПУ 15П735 для установки газоотводящей решетки.

Дальность стрельбы, км 10000 (9 650 с РГЧ ИН)
Длина ракеты, м 24.3 (24.0 для 15А30)
Максимальный диаметр корпуса, м 2.5
Стартовая масса, т 105.6
Масса головной части, кг 4350
КВО, км 0.35 (0.65)
Гарантийный срок хранения, лет 10 (для 15А35 продлен до 33 лет)
ДУ 1-ой ступени
- тяга в вакууме, кН
- тяга на уровне моря, кН,
- удельный импульс в вакууме, с
- удельный импульс на уровне моря, с
- время работы, с

2070
1870
310
285
121
ДУ 2-ой ступени
- тяга в вакууме (маршевый), кН
- удельный импульс в вакууме (маршевый),с
- время работы (маршевый), с
- тяга в вакууме (рулевые в связке), кН
- удельный импульс в вакууме (рулевые), с
- время работы (рулевые), с

Унификация вооружения и военной техники является одной из главных тенденций последнего времени. Использование общих компонентов позволяет упростить производство новых систем, а также сократить расходы на их эксплуатацию. Прекрасным примером подобного подхода к созданию нового вооружения является российская противокорабельная ракета Х-35. В различных модификациях это изделие может использоваться кораблями, самолетами, вертолетами и даже береговыми ракетными комплексами. Подобные особенности использования значительно повышают боевой потенциал ракеты Х-35.

Изначально противокорабельная ракета (ПКР) Х-35 предназначалась для вооружения ракетных катеров и кораблей среднего водоизмещения. Использовать ее предлагалось в составе ракетного комплекса «Уран». Разработка подобного была начата в соответствии с постановлением Совмина от 16 апреля 1984 года. Главным конструктором проекта был назначен Г.И. Хохлов. Основные работы по проекту были возложены на ОКБ «Звезда». К настоящему времени эта организация вошла в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ).


Целью проекта Х-35 (ракета 3М24) было создание перспективной ПКР для вооружения катеров и кораблей малого и среднего водоизмещения. Ракета должна была использоваться для поражения кораблей и судов противника водоизмещением до 5 тыс. тонн. Также техническим заданием требовалось обеспечить возможность одиночного запуска и стрельбы залпом. Новая ПКР должна была применяться в любое время суток, в любых метеоусловиях, а также при использовании противником средств РЭБ и ПВО.

Ракета Х-35 была построена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образными крылом и хвостовым оперением. Внешняя поверхность корпуса ракеты образована несколькими цилиндрами разного диаметра. Средняя и хвостовая части корпуса выполнены асимметричными: в нижней части предусматривается специальная гондола, в передней части которой находится воздухозаборник маршевого двигателя. Также в состав базовой версии ракеты Х-35 входил твердотопливный стартовый ускоритель. Последний имел цилиндрический корпус и оснащался раскладываемым при старте оперением.

ПКР Х-35 имеет общую длину 3,85 м. При установленном ускорителе длина ракеты увеличивается до 4,4 м. Максимальный диаметр корпуса составляет 0,42 м. Разложенные крылья имеют размах 1,33 м. Стартовый вес ракеты в базовой корабельной конфигурации (с ускорителем) составлял 600 кг.

Изделие 3М24 имело компоновку, свойственную некоторым ракетам подобного класса. В головной части корпуса разместили аппаратуру головки самонаведения. За ней размещалась боевая часть. В средней части корпуса предусматривался изогнутый канал воздухозаборника, вокруг которого был «обернут» топливный бак. В хвосте корпуса расположили турбореактивный двигатель. Свободные объемы корпуса и нижняя гондола вмещали различную аппаратуру. Стартовый ускоритель имел крайне простую конструкцию. Внутри цилиндрического корпуса помещался только твердотопливный ракетный двигатель.

При разработке ракеты Х-35 учитывалась необходимость надежного захвата и поражения цели вне зависимости от помеховой обстановки, что сказалось на архитектуре систем наведения. Новая ПКР получила комбинированную систему наведения. На маршевом участке полета ракета должна была использовать инерциальную навигационную систему и радиовысотомер. При выходе в район цели предлагалось включать активную радиолокационную ГСН, которая отвечала за поиск и поражение цели.

В проекте Х-35 использовалась активная радиолокационная головка самонаведения АРГС-35, разработанная в НПП «Радар ММС». Эта система позволяла производить обнаружение и сопровождение цели. Кроме того, при помощи изделия АРГС-35 производилось непосредственное наведение ракеты на обнаруженную цель. Антенна активной радиолокационной ГСН располагалась в головной части ракеты под радиопрозрачным обтекателем. Обеспечивался обзор горизонтального сектора шириной 90° (по 45° вправо и влево от продольной оси), вертикальный обзор: от -10° до +20°. Первая модификация головки АРГС-35 имела дальность обнаружения целей до 20 км.


Схема ракеты Х-35. Рисунок Rbase.new-factoria.ru

Позади головки самонаведения в корпусе ракеты Х-35 устанавливалась проникающая боевая часть весом 145 кг. За счет осколочно-фугасно-зажигательного действия использованная боевая часть должна была обеспечивать надежное поражение кораблей и судов водоизмещением менее 5 тыс. т. Боевая часть получила прочный корпус со сравнительно толстыми стенками, что позволяло пробить борт вражеского корабля и произвести подрыв внутри, тем самым нанеся максимально возможные повреждения.

В хвостовой части корпуса ПКР Х-35 расположен турбореактивный двухконтурный двигатель ТРДД-50АТ с тягой 450 кгс. Такой двигатель запускается при помощи пиропатрона и использует авиационный керосин. Использованная силовая установка позволяет ракете развивать скорость до 280 м/с и лететь на дальность от 7 до 130 км. В составе комплекса «Уран» ракета 3М24 комплектуется твердотопливным ускорителем, при помощи которого покидает транспортно-пусковой контейнер. В таком случае запуск маршевого двигателя производится после сброса ускорителя.

ПКР Х-35 получила систему управления, обеспечивающую наибольшую эффективность боевого применения. Для этого на маршевом участке полета, до выхода в район цели, ракета должна лететь на высоте не более 10-15 м над гребнями волн. После начала поиска цели и во время наведения на нее высота полета сокращается до 4 м. Малая высота полета в сочетании с малой ЭПР самой ракеты значительно снижает вероятность своевременного обнаружения ракеты, а также затрудняет ее сопровождение и атаку при помощи имеющихся средств ПВО.

Также эксплуатация ракет семейства Х-35 в определенной мере облегчается за счет автоматизации подготовки к пуску. Контроль состояния изделия и ввод полетного задания производятся в автоматическом режиме. На все процедуры подготовки к пуску уходит не более 1 минуты.

Ракеты семейства Х-35, предназначенные для использования кораблями и береговыми ракетными комплексами, поставляются предприятием-изготовителем в цилиндрических транспортно-пусковых контейнерах. Ракеты авиационного базирования так же поставляются в контейнерах, но перевозятся и запускаются со штатных устройств самолетов или вертолетов.

За несколько месяцев работы сотрудники ОКБ «Звезда» подготовили эскизный вариант проекта Х-35. В ходе рассмотрения предложенной документации были выявлены определенные проблемы. В частности, разработанная активная радиолокационная ГСН не в полной мере соответствовала техническому заданию. На выполнение всех доработок и совершенствование проекта ушло несколько лет. Первый запуск опытной ракеты с наземной пусковой установки удалось выполнить только 5 ноября 1985 года. В дальнейшем были изготовлены еще несколько ракет-прототипов, которые испытывались в течение 1986 года. Все эти запуски окончились неудачей.

Первый штатный запуск с нормальной работой всех систем состоялся 29 января 1987 года. После этого отработка бортовых систем продолжилась. До 1992 года ОКБ «Звезда» и смежные предприятия провели 13 испытательных пусков. По некоторым данным, использовавшиеся в этих испытаниях ракеты оснащались весовым имитатором радиолокационной ГСН ввиду отсутствия полноценного образца такой аппаратуры. Разработка головки самонаведения завершилась только в начале девяностых годов.

Из-за распада Советского Союза и массы экономических проблем разработка проекта Х-35 почти остановилась. В течение нескольких следующих лет организация-разработчик была вынуждена вести все необходимые работы за свой счет. Среди прочего это привело к резкому сокращению испытательных пусков: в 1992-97 годах удалось собрать и проверить только четыре опытные ракеты.

Резкое сокращение расходов на оборону привело к невозможности продолжения работ и закупке готовых ракет. По этой причине первый контракт на поставку комплексов «Уран» с ракетами Х-35 был заключен с зарубежным заказчиком. В начале девяностых о существовании нового проекта узнали военные Индии. После ряда переговоров в 1994 году представители индийских военно-морских сил заказали ракетные комплексы российской разработки в экспортной конфигурации «Уран-Э».

В состав ракетного комплекса «Уран-Э» корабельного базирования входит ракета Х-35 с ТПК, пусковая установка 3С-24Э, а также система управления и комплекс аппаратуры для проверки боеприпасов. Аппаратура комплекса может устанавливаться на различные катера и корабли, имеющие подходящие характеристики. Пусковая установка комплекса «Уран-Э» представляет собой металлическую раму с креплениями для транспортно-пусковых контейнеров. В конструкции пусковой установки предусмотрены амортизаторы, снижающие нагрузку на ракеты при погрузке и при волнении моря. Пусковая установка построена таким образом, что ракеты стартуют под углом 35° к горизонту.


Пусковая установка 2С-24Э. Фото Rbase.new-factoria.ru

Корабельная автоматизированная система управления, отвечающая за проверку ракет, ввод полетного задания и выполнение других операций, изготавливается в виде двух контейнеров. Подобная архитектура систем управления позволяет монтировать их на любых подходящих кораблях и катерах. Контейнеры занимают площадь 15 кв.м и 5 кв.м.

Индийский заказ позволил завершить необходимые работы и развернуть серийное производство новых ПКР. Первые компоненты комплекса «Уран-Э» были переданы заказчику в 1996 году. 15 декабря того же года завершились работы по интеграции ракет в комплекс вооружения эсминца INS Delhi (D61). В дальнейшем аналогичную аппаратуру получили еще несколько индийских кораблей.

В начале двухтысячных годов ситуация с финансированием вооруженных сил России начала меняться к лучшему. Появление соответствующей возможности позволило вспомнить о существующих разработках. В 2003 году прошли испытания комплекса «Уран», по результатам которых он был рекомендован к принятию на вооружение. Аппаратура этого ракетного комплекса может устанавливаться на катера и корабли нескольких типов.

В начале двухтысячных годов продолжилась и была завершена разработка берегового ракетного комплекса «Бал», в составе которого предлагалось использовать ПКР Х-35. Береговой комплекс предназначается для слежения за территориальными водами и защитой военно-морских баз или иных объектов. В составе комплекса «Бал» имеется набор различных средств, обеспечивающих своевременное обнаружение и уничтожение кораблей противника.

Береговой комплекс «Бал» состоит из нескольких основных компонентов, выполненных в виде самоходных машин на базе шасси МАЗ-7930. За слежение и поиск целей отвечает самоходный командный пункт управления и связи (СКПУС). В состав батареи комплекса может входить до двух таких машин. Также в каждую батарею входит до четырех самоходных пусковых установок (СПУ). Каждая такая боевая машина имеет крепления для восьми ТПК с ракетами. Обслуживание СПУ выполняется транспортно-перегрузочными машинами. Кроме того, батареи оснащаются собственными машинами связи.


СПУ комплекса "Бал"

Использование самоходной техники позволяет быстро перебросить все средства комплекса «Бал» в заданный район и начать там боевую работу со слежением за указанной акваторией. Допускается возможность развертывания комплекса на удалении до 10 км от береговой черты. Типовая батарея может произвести запуск до 32 ракет. Общий боекомплект при этом составляет 64 ракеты.

В середине двухтысячных годов завершилась работа над авиационной версией ракеты Х-35. Для применения в качестве вооружения вертолетов была предложена ПКР Х-35В. Основные ее отличия заключаются в ином стартовом ускорителе. Его характеристики соответствуют предполагаемому способу запуска с летательного аппарата, имеющему относительно малую скорость полета. Для самолетов была предложена ракета без стартового ускорителя. Такая ПКР должна была разгоняться до скорости включения маршевого двигателя за счет самолета-носителя.

В 2011 году был представлен оригинальный проект пусковой установки для ракет Х-35, замаскированный под стандартный 20-футовый контейнер. При этом внутри контейнера удалось разместить как четыре ТПК с ракетами, так и набор необходимой аппаратуры управления. Перспективы подобного проекта до конца не ясны. Информация о возможных контрактах на поставку такого оружия не поступала.

Дальнейшим развитием ракеты Х-35 стало изделие Х-35У. За счет внедрения некоторых новых узлов и агрегатов удалось удвоить максимальную дальность полета. Х-35У может поражать цели на дальностях до 260 км от точки пуска. Такие характеристики обеспечиваются новым двигателем и иной конструкцией канала воздухозаборника, благодаря которой удалось увеличить запас топлива.

В 2009 году была представлена модернизированная версия ракеты Х-35У под названием Х-35УЭ, предназначенная для поставок зарубежным заказчикам. После всех доработок стартовый вес ракеты достиг 670 кг. Габариты остались на прежнем уровне. Двигатель и топливный бак, взятые у Х-35У, обеспечивают новой ПКР дальность полета до 260 км. По некоторым данным, возможен пуск на дальность до 300 км. Важнейшим нововведением проекта стало обновление систем наведения. Инерциальная навигационная система была дополнена спутниковой, а активную радиолокационную АРГС-35 заменили активно-пассивной радиолокационной ГСН типа «Грань-К». Дальность обнаружения цели увеличена до 50 км.


Активная радиолокационная ГСН ракеты Х-35Э. Фото Ru.wikipedia.org

На данный момент основными эксплуатантами ракет Х-35 и ракетных комплексов семейства «Уран» являются Россия, Индия и Вьетнам. К настоящему времени собрано несколько сотен ракет, переданных ВВС и ВМФ России, а также ВМС Индии и Вьетнама. Зарубежные заказчики пока не проявляют интереса к авиационным ракетам, однако активно используют ракетные комплексы корабельного базирования.

В некоторых зарубежных источниках упоминается, что ракеты Х-35 российской разработки были скопированы конструкторами Северной Кореи. Копии Х-35 северокорейского производства предположительно эксплуатируются в КНДР и некоторых зарубежных государствах.

Как и другие противокорабельные ракеты, оружие семейства Х-35 имеет преимущества и недостатки. Основным преимуществом считается комбинированная траектория полета с маловысотным участком на подлете к цели. Такая особенность ракет Х-35 затрудняет их обнаружение и уничтожение на безопасном расстоянии от корабля-цели. Также следует отметить достойное соотношение веса ракеты и боевой части. Использованные радиолокационные ГСН способны работать в условиях постановки помех, что повышает вероятность поражения цели. 145-кг осколочно-фугасно-зажигательная боевая часть предназначена для поражения кораблей водоизмещением до 5 тыс. т. Таким образом, ракеты Х-35 могут поражать широкий спектр боевых кораблей и вспомогательных судов.

Отдельного упоминание достойна гибкость применения ракет Х-35. Они могут использоваться в качестве ударного вооружения кораблей, самолетов, вертолетов и специализированных береговых комплексов. Таким образом, военные получают возможность использовать комплекс, наиболее полно отвечающий требованиям тактической обстановки.

Главный недостаток ПКР Х-35 и комплексов с их использованием заключается в узкой тактической нише. Ракеты этого семейства могут применяться только для поражения надводных целей. Специфическая траектория полета и характеристики радиолокационной ГСН не позволяют использовать такое оружие для атаки наземных объектов. В контексте корабельных ракетных комплексов это приводит к необходимости использования отдельных систем для поражения наземных целей. В определенных ситуациях минусом может быть дозвуковая скорость ракеты, способная повысить вероятность ее перехвата.

Ракеты первых версий имели дальность полета до 130 км, что накладывало некоторые ограничения на их использование. Существовал риск приблизиться к цели на расстояние ответного удара с соответствующими рисками. Особенно ярко эта особенность могла проявляться при запуске ракет с летательных аппаратов, вынужденных приближаться к цели и рисковать попасть под удар средств противовоздушной обороны.

Необходимо отметить, что советский/российский проект ПКР Х-35 в определенной мере похож на некоторые зарубежные разработки аналогичного назначения. Незадолго до начала работ по Х-35 и комплексу «Уран» во Франции была создана ракета Exocet, а в США появилось изделие AGM/RGM/UGM-84 Harpoon. Х-35, «Экзосет» и «Гарпун» являются дозвуковыми ракетами сравнительно малых габаритов, а также оснащены комбинированными системами наведения.

Зарубежные аналоги Х-35 неоднократно использовались в различных вооруженных конфликтах и показали свои возможности. На счету ракет Exocet и Harpoon имеются несколько крупных побед в нескольких боях. ПКР Х-35 и ее модификации пока не использовались в реальных вооруженных конфликтах. Тем не менее, сравнение характеристик различных ракет и опыт использования зарубежных аналогов позволяют предполагать, что ракеты Х-35 являются весьма эффективным оружием и могут считаться одними из лучших образцов своего класса в мире.

По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://army.lv/
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://ktrv.ru/
http://arms-expo.ru/

«Уран» - корабельный ракетный комплекс (КРК) с противокорабельной ракетой (ПКР) Х-35 на СКР «Сметливый»

Корабельный ракетный комплекс (КРК) «Уран» с противокорабельной крылатой ракетой (ПКР) типа Х-35 разработан по Постановлению СМ и ЦК КПСС от 16.04.1984 г. кооперацией предприятий во главе с ОКБ Калининградского машиностроительного завода «Стрела» (ныне ОАО «Корпорация тактическое ракетное вооружение», главный конструктор Г.И. Хохлов). Изначально он разрабатывался как малогабаритный комплекс корабельного базирования для оснащения ракетных катеров и кораблей среднего водоизмещения.
В настоящее время головной разработчик и производитель ракетного комплекса Уран-Э — ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».
Комплекс «Уран» состоит из противокорабельной крылатой ракеты морского базирования, транспортно-пускового контейнера, пусковой установки, корабельной автоматизированной системы управления и комплекса наземного оборудования с аппаратурой проверки ракеты.

Пуск противокорабельной крылатой ракеты Х-35 (3М24) ПКР «Уран»

Ракета 3М-24 противокорабельного ракетного комплекса «Уран» предназначена для поражения кораблей водоизмещением до 5000 т и аналогична по конструкции американской противокорабельной ракете «Harpoon». Ракета предназначена для боевого применения днем и ночью, в любых метеоусловиях, при интенсивных помехах и огневом противодействии противника. Ракета может применяться как одиночно, так и в залпе.

Х-35У «Уран-У» Модификация с увеличенной до 260 км дальностью и ГСН с дальностью действия до 50 км.

Крылатая ракета 3М-24, входящая в состав корабельного ракетного комплекса «Уран», по своим массогабаритным характеристикам превосходит лучшие мировые образцы ракетного оружия этого класса. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имеет складное крыло и оперение. Планер ракеты изготовлен из алюминиевых сплавов. Воздухозаборник маршевого турбореактивного двигателя расположен в нижней части корпуса. Крылатая ракета в корабельном и вертолетном вариантах снабжена складным крестообразным оперением большого удлинения и стартовым твердотопливным ускорителем, расположенным тандемно с маршевым. На вертолетном варианте РДТТ имеет меньший суммарный импульс. Боевая часть – осколочно-фугасная, проникающая. Ракета оснащена комбинированной системой управления, в которую входит автопилот и активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН) с высокой степенью защиты от радиоэлектронных помех противника. Имеется вариант ракеты с тепловизионной ГСН. Радиолокационная ГСН ракеты обеспечивает: обнаружение надводной цели, выбор цели, подлежащей поражению, определение положения цели по азимуту и углу места, дальности до цели и скорости сближения с целью, выдачу координат цели в систему наведения ракеты. Ракета Х-35 оснащена инерциальной системой управления, обеспечивающей управление ракетой в полете и активной радиолокационной головкой наведения, обеспечивающей обнаружение, наведение и уничтожение цели.

Противокарабельная ракета (ПКР) Х-35 «Уран»: 1- активная радиолокационная головка самонаведения; 2- фугасно-кумулятивная боевая часть; 3- инерциальная система управления; 4- топливный бак; 5- турбореактивный двигатель; 6- руль; 7 - стартовый двигатель; 8- стабилизатор; 9- рулевой привод; 10- механизм подачи топлива; 11- всасывающее устройство.

Система наведения ракеты обладает высокой живучестью против электронного противодействия противника. Для успешного преодоления системы противоракетной обороны противника ракета имеет малую отражающую поверхность и низкую траекторию полета. В начальной фазе высота полета составляет 10-15 м над уровнем моря, но в фазе подлета к цели ракета при скорости 280-300 м/сек снижается до высоты 3-5 м над уровнем моря. Минимальные и максимальные дальности полета от 5 до 130 км.
Наведение ракеты на цель на конечном участке осуществляется по сигналам от помехозащищенной активной радиолокационной системы наведения. Поражение цели обеспечивается проникающей осколочно-фугасной частью, подрыв которой происходит по сигналам контактного взрывательного устройства. На маршевом участке ракета движется на высоте 5-10 метров и благодаря высокой точности радиовысотомера может отслеживать волнение моря высотой до 3-5 метров. Полетный вес — 603 кг. При пуске с наземной или корабельной ПУ она запускается наклонно стартовым ускорителем и в это время ракета практически неуправляема. Её траектория не позволяет атаковать корабли на удалении менее 5 км. Для примера есть траектория гарпуна, траектория Х-35 на неё очень похожа.

Траектория полета ПКР Х-35 при пуске ракеты с надводного корабля или с наземной ПУ

Ракета 3М-24 помещается в транспортно-пусковой контейнер 3С-34 (завод-изготовитель ОАО «Красный гидропресс», г. Таганрог под контролем военных представителей), который представляет собой металлический цилиндр с внутренними направляющими. С торцов он закрыт крышками, открываемыми пружинным механизмом после срабатывания пироболтов. В его центральной части имеются прямоугольные шпангоуты, служащие для объединения транспортно-пускового контейнера в пакеты и крепления их на пусковой установке.

Завод-изготовитель транспортно-пусковой контейнер 3С-34 ОАО «Красный гидропресс», г. Таганрог

По сравнению с авиационной модификацией для уменьшения размеров ТПК крыло ракеты выполняется складным, а в задней части дополнительно размещается стартовый твердотопливный ускоритель. После использования ракеты возможно повторное использование контейнера при проведении восстановительных работ. Пусковая установка представляет собой металлическую конструкцию (раму), закрепленную на фундаменте под углом 35 градусов относительно горизонтальной плоскости корабля. Каждая пусковая установка рассчитана на размещение четырех ракет в транспортно-пусковых контейнерах. В состав установки может также входить приспособление для размещения на ней пакета с контейнерами. Пусковые установки, обеспечивают не только пуск ракет и хранение на корабле, но и безударную их погрузку в ТПК на корабль при волнении моря. Они также снижают до допустимого для ракеты уровня ходовые, ударные и импульсные перегрузки, возникающие, например, при взрыве вблизи корабля мины, бомбы и другого оружия. Контроль состояния ракеты, ввод полетного задания и проведение пусковых операций автоматизированы; время подготовки к пуску из холодного состояния составляет 60 секунд. Важной особенностью ракеты 3М-24 является ее унификация (по носителям) благодаря ее относительно малым массогабаритным характеристикам. Корабельный вариант ракеты существенно расширяет боевые возможности надводных кораблей Военно-морского флота. Малые габариты и относительно невысокая стоимость, в сочетании с высокими боевыми возможностями, определяют очень широкий круг кораблей, оснащённых ракетами Х-35: от лёгких ракетных катеров, до эсминцев.

Корабельная модификация Х-35 входит в состав вооружения следующих кораблей:
– ракетных катеров проектов: 1241 «Молния», 10411 «Светляк», 20970 «Катран»;
– корветов проектов: 20380 «Тигр» (Стерегущий), 25 «Курки» (Индия), 25А «Кора» (Индия);
– фрегатов (сторожевых кораблей) проектов: 11540 «Ястреб» (Неустрашимый), 11541 «Корсар», 11661 «Гепард» (Татарстан), 22460 «Рубин», 16 «Годвари» (Индия), 16А «Брахмапутра» (Индия);
– больших противолодочных кораблей проектов: 61 «Комсомолец Украины» (модернизированный по проекту 01090);
– эскадренных миноносцев проектов: 15 «Дели» (Индия).

Ракетный катер «Р-44″ с ПКР 3М-24 «Уран»

По заявлению производителя, практически любое судно (в том числе и гражданское) в короткий срок может быть оснащено ракетным комплексом «Уран». Боезапас корабля может варьироваться в широких пределах в зависимости от решаемых задач и технических ограничений.Так, при замене состоящих на вооружении устаревших комплексов ракетный боезапас может быть увеличен с 4 до 16 и более единиц без увеличения водоизмещения, ухудшения архитектуры и обитаемости корабля. На Черноморском флоте таким примером может служить СКР «Сметливый». Этот большой противолодочный корабль проекта 61 при модернизации его в 1990-95 гг. по проекту 01090 на месте имевшихся двух снятых РБУ-1000 получил 8 направляющих для контейнеров противокорабельных ракет «Уран».

Пусковые установки противокорабельного комплекса «Уран» на СКР «Сметливый» (фото А.Бричевский, 24 октября 2008 г.).

На базе 3М-24 кроме корабельного комплекса «Уран» созданы – береговой противокорабельный комплекс «Бал», а также авиационный вариант (две модификации: для самолетов – ракета Х-35У и вертолетов – ракета Х-35В).

Подвижный (мобильный) береговой ракетный комплекс «Бал-Э». Старт противокорабельной ракеты типа 3М-24Э (Х-35Э)

Подвижный (мобильный) береговой ракетный комплекс «Бал-Э» с противокорабельной ракетой типа 3М-24Э (Х-35Э) предназначен для контроля проливных зон и территориальных вод, а также для защиты военно-морских баз, береговых объектов и участков побережья.

Ракетный комплекс «Уран» авиационной модификации – самолетные ракеты Х-35У.

ПКР Х-35 под крылом корабельного истребителя МиГ-29К

Схема применения противокорабельной крылатой ракеты Х-35 с самолёта-носителя

Ракета Х-35 оснащена двойной системой наведения. На начальном этапе полёта, после её пуска, работает инерциальная система наведения, координаты цели в которую закладываются до пуска с самолёта-носителя (можно используя данные самолётов ДРЛО). На конечном участке полёта ракета переходит на самонаведение от активной радарной системы. Боевая часть ракеты весом 145 кг позволяет уверенно атаковать морские цели классом до крейсера. Пуск ракеты, обычно, происходит с предельной дальности.

Вертолетный вариант ракеты Х-35В может применяться с вертолетов типа Ка-27 и Ка-28,самолетный — с истребителей МиГ-29К, МиГ-29СМТ, Су-30МК, Су-35, Як-141, фронтового бомбардировщика типа Су-24М, противолодочного самолета Ту-142М и других носителей. Дальность стрельбы всех вариантов ракеты до 130 км.

ПКР Х-35 на подвеске модифицированного вертолета Ка-27

Противокорабельный вертолет Ка-32А7 вооружен противокорабельными ракетами Х-35

Ка-32А7 — противокорабельный вертолет, разработанный в ОКБ им. Камова на базе многоцелевого вертолета Ка-32А. Представляет собой вооруженный вариант вертолета для охраны 200-мильной морской экономической зоны. Предусмотрено вооружение вертолета противокорабельными ракетами Х-35.