Самые крутые боевые самолеты. Самые современные истребители мира - ТОП10

Все эти самолеты, упомянутые здесь, невероятно мощные и разрушительные, однако ни один из них еще не видел бой друг против друга во время военных операций. Наш анализ основан на характеристиках самолётов, доступных данных и техническом сравнении. Экспериментальное обучение самолета также важно, поскольку она влияет на пассивные военные возможности истрибителя. Данная статья рассматривает только боевые военные самолеты.

Итак, лучшие самолеты-истребители:

Номер 1 Lockheed Martin / Boeing F-22 Raptor (США)

Воздушный боинг класса Raptor F-22 почти невидим для радаров. Этот самолет оснащён хорошим вооружением на борту. Это - самый современный и самый дорогой производственный истребитель на данный момент. Введён в эксплуатацию 15 декабря 2005 года. Всего произведено 195 единиц. Стоимость самолёта составляет около 146 миллионов долларов.

F-22 Raptor находится под управлением двух отказочустойчивых ЭВМ, которые называются CIP - Common Integrated Processor. Двигатели истребителя позволяют самолету проходить очень большие расстояния. Конструкция фюзеляжа самолета в значительной мере изготовлена из композиционных материалов (графито-эпоксидные, графитотермопластичные материалы и материалы типа углерод-углерод).

F-22 впервые проявил себя как боевой самолёт в 2014 году, когда ВВС Соединённых Штатов Америки атаковали исламистов в Сирии (город Ракка). К февралю 2015 года было выполнено более 100 спец. заданий в небе Сирии.

Максимальная скорость составляет около 2410 км/ч.

Этот современный самолет никогда не предлагался для экспортных клиентов, даже других союзников и стран-членов НАТО. В настоящее время это - лучший когда-либо построенный самолет-истребитель.

Номер 2 Lockheed Martin F-35 (USA)

F-35, также известный как Молния II, является новым бомбардировщиком, разработанным американской компанией Локхид-Мартин. По данным на декабрь 2015 года всего произведено 174 единицы. Стоимость - около ста миллионов долларов (в зависимости от модели).

F-35 был произведен в соответствии с Совместной программой "Борца Заставы", которая была предназначена, чтобы заменить существующие типы самолетов общим видом. В ближайшем будущем F-35 заменит в обслуживании американских ВВС самолёты AV-8B, A-10, F-16 и F/A-18. Также он будет экспортироваться и в другие страны.

У F-35 есть модель, подобная дизайном самолёту F-22 Lockheed Martin, однако она немного меньше и имеет один двигатель. Для пилотов, которые будут летать на F-35 Lightning II, будут делать особый шлем, с помощью которого можно будет «видеть через кабину». Вместо того чтобы подавать изображение на приборную панель, его будут подавать прямо на визоры пилота, снабжая его всевозможными подсказками.

Этот малозаметный бомбардировщик без включения форсажной камеры может набирать скорость до 1700 км/ч. F-35 Lockheed Martin совместим с последними ракетами класса воздух-земля и класса воздух-воздух.

Этот самолет предложен в трех главных вариантах, включая обычный взлет F-35A и приземляющийся самолет, F-35B короткий взлет и вертикальный самолет приземления и основанный на перевозчике самолет F-35C.

Номер 3 Boeing F/A-18E/F Super Hornet (США)

В настоящее время Супер Hornet - один из самых способных палубных истребителей ВМС США. По данным на апрель 2011 года произведено 500 единиц. Супер Hornet также используется Австралией как главный самолет-истребитель.

Боевой радиус F/A-18E/F составляет около 726 км. Супер Hornet оснащен новыми двигателями. Он имеет дополнительный hardpoints и может перевозить больше ракет. Супер Hornet также улучшил авиационную радиоэлектронику. Некоторые меры были приняты, чтобы уменьшить радарное поперечное сечение этого самолета.

В мире хватает любителей составлять рейтинги всего самого-самого. Обычно это ТОП-5 или ТОП-10. Военная техника тоже пользуется популярностью в этих рейтингах. Конечно, сложно говорить об их объективности. Ведь все эти танки, самолёты и корабли чаще всего никогда не встречались в боевых условиях, а потому сравнение их ведётся по ТТХ, взятым из открытых источников. Кроме того, накладываются патриотические чувства, из-за которых составители рейтингов отдают предпочтение родным машинам. Тем не менее, бывает интересно посмотреть на эти ТОПы.

Сегодня у нас британская версия пятёрки лучших истребителей мира. Сравнение велось по следующим параметрам: скорость и маневренность, уровень малозаметности, установленная на борту система вооружений, стоимость производства и обслуживания. Полетели!

5. F/A-18E/F Super Hornet - американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик

Автор рейтинга утверждают, что этот американский истребитель многими аналитиками игнорируется, а зря. «Супер Хорнеты» несут службу в военно-морских силах США и Австралии. У США их около пятисот, а у Австралии - 24 штуки. «Супер Хорнет» обладает отличной крейсерской скоростью и управляемым вектором тяги, но он не столь манёвренный, как Су-35 и F-22. После планируемых модернизаций можно ожидать, что этот самолёт останется в строю до 2040-х или даже до 2050-х. Военно-морские силы США очень любят этот самолёт и постоянно подвергают модернизации, не желая менять на что-то другое.

  • Максимальная скорость - 1900 км/ч на высоте 12190 метров;
  • Дальность полёта - 2346 км;
  • Боевой радиус - 722 км;
  • Практический потолок - 15 км.

4. Lockheed Martin F-35 Lightning II - американский малозаметный истребитель-бомбардировщик пятого поколения.


wikipedia

На четвёртом месте снова изделие американского авиапрома. Истребитель пятого поколения с технологией «Стелс» начал весьма неудачно. Постоянно появлялись новости о технических неполадках, из-за которых приходилось отменять его поставки и переносить сроки начала массового производства. Стоимость проекта давно превысила запланированную величину. Тем не менее, F-35 с трудом, но пробивает себе дорогу.

F-35 выпускается в трёх вариантах: истребитель наземного базирования для ВВС США, истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой для морской пехоты США и ВМС Великобритании и палубный истребитель для ВМС США.

  • Максимальная скорость - 1950 км/ч;
  • Боевой радиус - 1150 км;
  • Максимальная дальность полёта без.

3. Су-35 - российский многоцелевой сверхманевренный истребитель с двигателями управляемого вектора тяги


wikipedia

Наш самолёт Су-35 даже британец поставил выше хвалёного F-35. Су-35 является результатом глубочайшей модернизации Су-27. Этот самолёт может нести рекордные восемь тонн полезной нагрузки в виде вооружения и боеприпасов. По манёвренности Су-35 не уступает F-22, но способен совершать уникальные фигуры высшего пилотажа, которые не может выполнить ни одна другая машина. Около 60 этих самолётов уже находятся на вооружении. Планируется выпустить ещё 70 штук.

  • Максимальная скорость - 2390 км/ч;
  • Боевой радиус - 3600 км;
  • Практический потолок - 18 км.

2. Eurofighter Typhoon - европейский многоцелевой истребитель четвертого поколения


wikipedia

Ну, вот мы и видим пример субъективности. Поскольку в разработке европейского истребителя принимала участие Великобритания, автор рейтинга поставил «Еврофайтер» выше Су-35. Хотя по виду «Еврофайтер» выглядит вполне заурядно, внутри он напичкан самыми чувствительными датчиками и инновационными технологиями. Изначально этот самолёт задумывался как чистый истребитель, но модернизации значительно расширили его возможности. В последней модификации, названной Tranche, значительно расширены возможности поражения наземных целей, т.е. самолёт способен выполнять функции штурмовика.

  • Максимальная скорость - 2495 км/ч;
  • Боевой радиус - 1390 км;

1. Lockheed Martin F-22 Raptor - американский многоцелевой истребитель пятого поколения


wikipedia

На первое место британцы поставили, как ни странно, американский «Раптор», с которым было так много проблем, что он был снят с производства. Кроме того, это самый дорогой истребитель: в 2006 году он стоил столько же, сколько равное ему по весу золото. Из-за наличия на борту новейших разработок Конгресс США запретил экспорт F-22. Особенностью этого самолёта являются чувствительные радары дальнего радиуса действия, что позволяет «Раптору» поражать цели, не входя в прямой контакт с противником.

В принципе этот самолёт может быть не только истребителем, но и штурмовиком, но тогда он теряет преимущество «невидимости». Фактически ему не нужна эта функция, которая только увеличивает стоимость производства. «Раптор» обладает отличной манёвренностью, только толку от этого немного, поскольку пилотам прямо запрещено совершать некоторые манёвры во избежание потери сознания. Поэтому к полётам на F-22 допускаются только самые опытные пилоты. Всего на вооружении ВВС США находится 187 этих машин.

  • Максимальная скорость - 2410 км/ч;
  • Боевой радиус - 759 км;
  • Практический потолок - 19.8 км.

Будем помнить, что все эти рейтинги довольно субъективны. Как можно, например, ставить на первое место снятый с производства самолёт, который ничем себя не проявил? Или почему европейский самолёт, который успел устареть к моменту своего появления, поставлен выше Су-35? Вопросы, как говорится, риторические. Мы же порадуемся, что наши конструкторы способны создать машину, которая не только не уступает иностранцам, но и превосходит их по многим параметрам.

10

10 место - Пакистан

Истребителей Бомбардировщиков Транспортных самолетов Боевых вертолетов

Королевские ВВС Пакистана были сформированы в 1947 году. ВВС Пакистана активно участвовали в войнах с Индией, а во время Афганской войны перехватывали советские и афганские самолёты, вторгавшиеся в воздушное пространство страны. Пакистан закупает авиатехнику в основном американского и китайского производства. В ВВС служат 65 000 солдат и офицеров (включая 3 000 пилотов). В наличии у государства около 955 боевых, транспортных и учебных самолетов.

9


9 место - Турция

Истребителей Бомбардировщиков Транспортных самолетов Боевых вертолетов

ВВС Турции были основаны в 1911 году. К 1940 году Турция располагала крупнейшими ВВС в регионе Ближнего Востока и Балканского полуострова.Турецкие военно-воздушные силы участвовали во вторжении на Кипр (1974) и в военных операциях на Балканах в 1990-е годы, а также периодически привлекаются к военным действиям внутри страны. Численность личного состава составляет около 60 000 человек. Ведётся разработка собственного истребителя пятого поколения TF-X.

8


8 место - Египет

Истребителей Бомбардировщиков Транспортных самолетов Боевых вертолетов

ВВС Египта были созданы 2 ноября 1930 года указом короля Фуада I. Египетская авиация принимала активное участие в арабо-израильских войнах. В 1950-1970-е годы на вооружении состояли главным образом самолёты советского производства. После разрыва отношений с СССР Египет начал закупать авиатехнику в США и Франции. Численность войск - около 40 тысяч человек.

7


7 место - Франция

Истребителей Бомбардировщиков Транспортных самолетов Боевых вертолетов

Созданы в составе французской армии в 1910 году. ВВС Франции активно участвовали в Первой и Второй мировых войнах. После оккупации страны Германией в 1940 году национальные военно-воздушные силы раскололись на ВВС Виши и ВВС «Свободной Франции». Главный производитель авиационной техники – фирма Дассо Авиасьон. Она занимается не только созданием военных типов самолетов, но и региональных, и бизнес-класса. Вторая по размерам компания Airbus S.A.S производит грузовые, военно-транспортные и пассажирские аппараты.

6


6 место - Южная Корея

Истребителей Бомбардировщиков Транспортных самолетов Боевых вертолетов

Основу вооружения составляют самолёты и вертолёты американского производства, но правительством Южной Кореи прикладываются значительные силы для организации производства своей боевой техники и уменьшения зависимости от США в военно-экономическом плане. На вооружении также имеется некоторое количество авиации российского, английского, испанского и индонезийского производства. По числу авиационной техники и численности личного состава ВВС Южной Кореи более чем вдвое уступает Северной, однако на её вооружении больше современной техники, а средний налёт пилотов - выше. С 1997 года в Академию ВВС зачисляются курсанты-женщины. Численность состава составляет около 65 тысяч человек.

5


5 место - Япония

Истребителей Бомбардировщиков Транспортных самолетов Боевых вертолетов

Воздушные силы самообороны Японии созданы в 1954 году. До окончания второй мировой войны авиация напрямую подчинялась императорской армии и флоту Японии. Она не была выделена в отдельный вид войск. После второй мировой войны при формировании новых вооружённых сил были образованы Воздушные силы самообороны Японии, на вооружение которых поступала авиатехника производства США. После того, как в 2007 году США отказались продать Японии истребитель пятого поколения F-22, правительство Японии приняло решение о постройке Mitsubishi ATD-X - собственного самолёта пятого поколения. На данный момент численность личного состава составляет 47 123 человека.

4


4 место - Индия

Истребителей Бомбардировщиков Транспортных самолетов Боевых вертолетов

Военно-воздушные силы Индии были созданы 8 октября 1932 года, а первая эскадрилья появилась в их составе 1 апреля 1933 года. Они сыграли важную роль в боевых действиях на бирманском фронте в ходе Второй мировой войны. В 1945-1950 годах ВВС Индии носили приставку «королевские». Индийская авиация приняла активное участие в войнах с Пакистаном, а также в ряде более мелких операций и конфликтов. На 2017 год численность личного состава составляет 127 000 человек.

3


3 место - Китай

Истребителей Бомбардировщиков Транспортных самолетов Боевых вертолетов

Военно-воздушные силы НОАК были созданы 11 ноября 1949 года после победы Компартии Китая в гражданской войне. Серьезную роль в их создании и вооружении сыграл Советский Союз. С середины 1950-х годов началось производство советских самолётов на китайских заводах. «Большой скачок», разрыв отношений с СССР и «культурная революция» нанесли серьёзный ущерб китайским ВВС. Несмотря на это, в 1960-е началась разработка собственных боевых самолётов. После окончания холодной войны и распада СССР Китай начал модернизацию своих ВВС, закупив у России многофункциональные истребители Су-30 и освоив лицензионный выпуск истребителей Су-27. Позднее, Китай разорвал контракт по поставке российских истребителей и начал выпускать свои самолёты на основе полученных ноу-хау. Численность личного состава - 330 000 человек.

2


2 место - Россия

Истребителей Бомбардировщиков Транспортных самолетов Боевых вертолетов

С 1998 года являлись новым видом ВС России, сформированным в результате объединения Военно-воздушных сил (ВВС) и Войск противовоздушной обороны (ПВО). Основу боевого состава ВВС составляют авиационные базы и бригады войск воздушно-космической обороны. За годы войны было подготовлено 44 093 летчика. Погибло в боях 27 600: 11 874 лётчика-истребителя, 7 837 лётчиков-штурмовиков, 6 613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 лётчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации. После распада СССР в декабре 1991 ВВС СССР были разделены между Россией и другими бывшими советскими республиками. В результате этого раздела Россия получила примерно 40 % техники и 65 % личного состава советских ВВС, став единственным на постсоветском пространстве государством, обладающим дальней стратегической авиацией. Многие самолёты были переброшены из бывших союзных республик в Россию. Некоторые были уничтожены. В частности, 11 новых бомбардировщиков Ту-160, располагавшихся на Украине, были утилизированы в сотрудничестве с США.

В январе 2008 года главнокомандующий ВВС А. Н. Зелин назвал состояние воздушно-космической обороны России критическим. В 2009 году закупки новой авиатехники для ВВС России приблизились к показателям закупок авиации советских времен. Проходят испытания истребителя пятого поколения ПАК ФА, 29 января 2010 года состоялся его первый полёт. Поступление в войска истребителей 5-го поколения планируется в 2020 году. Численность личного состава - 148 тысяч человек.

1


1 место - США

Истребителей Бомбардировщиков Транспортных самолетов Боевых вертолетов

По численности личного состава и количеству летательных аппаратов являются самыми крупными военно-воздушными силами в мире. В современном виде ВВС США были сформированы 18 сентября 1947 года, вскоре после завершения Второй мировой войны. До этого момента они находились в составе Армии США. Численность личного состава - 329 638 человек.

ВВС США обеспечивают высокую мобильность американских вооруженных сил. В этом компоненте ни одна армия мира не приближается к США даже близко. Военно-воздушные силы - это особый вид войск для США, в состав которых входит сразу две компоненты стратегической триады: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и стратегическая авиация. Именно ВВС США является своеобразным полюсом притяжения для большинства инноваций, которые американцы активно применяют в военной отрасли.

Наиболее важным критерием оценки является боевой опыт. Все представленные истребители, кроме 10 места (но на то есть веская причина), участвовали в боевых действиях. Во-вторых, все без исключения машины обладают каким-то своим явным преимуществом, большинство имеют выдающиеся ТТХ.

10 место – F-22 ”Raptor”

Единственный в мире истребитель 5 поколения, построенный согласно концепции «первым увидел, первым выстрелил, первым поразил цель». Сверхзвуковая «стелс-машина», оснащенная по последнему слову техники, стала объектом жарких споров о ее цене, возможностях и актуальности. Дословно со слов американской передачи: «Зачем тратить 66 миллиардов долларов на программу F-22, если глубокая модернизация F-15 и F-16 может дать сравнимый эффект? Потому что технологии обязаны развиваться, прогресс нельзя остановить…»
Отсутствие реального боевого опыта негативно сказывается на оценке «Рэптора». Самый современный истребитель занимает лишь 10-ое место.

9 место - Messerschmitt Me.262 «Schwalbe»

Первый в мире реактивный боевой самолет. 900 км/ч. Это был прорыв. Использовался в роли истребителя-перехватчика, блиц-бомбардировщика и разведчика.
Комплекс бортового включал в себя 4 30 мм пушки со 100 снарядами на ствол и 24 неуправляемые ракеты, что давало возможность изрешетить 4-х моторный бомбардировщик с одного захода.
Получив трофейные «Ласточки», союзники были впечатлены их техническим совершенством и технологичностью. Чего только стоила кристально чистая радиосвязь.
До конца войны немцы успели выпустить 1900 «Ласточек» из которых только три сотни смогли подняться в небо.

8 место – МиГ-25

Советский сверхзвуковой высотный перехватчик, установивший 29 мировых рекордов. В этом амплуа МиГ-25 не имел конкурентов, но его боевые возможности остались невостребованы. Единственная победа была достигнута 17 января 1991г., когда иракский МиГ сбил палубный истребитель ВМС США F/A-18С Hornet.
Гораздо продуктивнее оказалась его служба в роли разведчика. За время боевой службы в зоне Арабо-Израильского конфликта, МиГ-25Р вскрыли всю систему укреплений линии Бар-Лева. Полеты проходили на максимальной скорости и высоте 17-23 км, что было единственным средством защиты невооруженного разведчика. В таком режиме двигатели сжирали каждую минуту полтонны топлива, самолет становился легче и постепенно разгонялся до 2,8 М. Обшивка МиГа раскалялась до 300 °С., по словам летчиков, даже фонарь кабины нагревался так, что к нему невозможно было прикоснуться. В отличии от титанового SR-71 «Black Bird», тепловой барьер становился проблемой для МиГ-25. Разрешенное время полета со скоростью более 2,5М было ограничено 8 минутами, что, впрочем, было достаточно, чтобы пересечь территорию Израиля.
Еще одной замечательной особенностью МиГ-25Р была его потенциальная способность «захватить» в полет 2 тонны бомб. Это особенно щекотало нервы израильским военным: несбиваемый разведчик - еще терпимо, но несбиваемый бомбардировщик это действительно страшно.

7 место - British Aerospace Sea Harrier

Первый самолет вертикального взлета и посадки (сухопутная версия Hawker Siddeley Harrier появилась в далеком 1967 году). Пройдя череду модернизаций, до сих пор остается на вооружении Корпуса Морской Пехоты США под именем McDonnell Douglas AV-8 Harrier II. Неуклюжий с виду самолет очень фотогеничен в полете - вид зависшей на одном месте боевой машины не оставлет никого равнодушным.
Главным секретом британских конструкторов был способ создания подъемной тяги. В отличии от их советских коллег из КБ Яковлева, использовавших схему с 3 независимыми реактивными двигателями, «Харриер» использует единый силовой агрегат Rolls-Royce Pegasus с отклоняемым вектором тяги. Это позволило увеличить боевую нагрузку самолета до 5000 фунтов (около 2,3 тонн).
Во время Фолклендской войны «Харриеры» Королевских ВМС действовали на расстоянии 12000 км от дома и добились отличных результатов: сбили 23 аргентинских самолета, без единой потери в воздушных боях. Весьма неплохо для дозвукового самолета. Всего в боевых действиях принимали участие 20 «Харриеров», из которых 6 были сбиты при атаке наземных целей.
По мнению всех экспертов, без поддержки палубной авиации, Королевский флот не смог бы отстоять Фолкленды.

6 место – Mitsubishi A6M

Легендарный палубный Зеро-сэн. Самолет-загадка от инженеров Mitsubishi, в котором сочеталось несочетаемое. Великолепная маневренность, мощное вооружение и рекордная дальность полета – 2600 км (!) при снаряженной массе 2,5 тонны.
«Зеро» являлся воплощением самурайского духа, всей своей конструкцией демонстрируя презрение к смерти. Японский истребитель был полностью лишен брони и протектированных топливных баков, весь резерв полезной нагрузки был потрачен на топливо и боекомплект.
Целый год самолеты этого типа господствовали в небе над Тихим океаном, обеспечивая победоносное наступление Императорского флота. Под конец Второй Мировой «Зеро» сыграл мрачную роль, став одним из основных средств пилотов-камикадзе.

5 место – F-16 «Fighting Falcon»

Обзор F-16 написан в виде сравнения с МиГ-29, надеюсь это поможет ответить читателям на многие вопросы.

Правило истребительной авиации гласит: кто первым обнаружит своего противника, тот имеет преимущество. Поэтому оптический обзор в воздушном бою имеет большое значение. Здесь «американец» имеет преимущество. Лобовая проекция F-16 почти соответствует МиГ-21, о котором американские пилоты говорили, что на дистанции 3 километра почти невозможно визуально заметить. Обзор из кабины F-16 тоже лучше, благодаря беспереплетному фонарю. Для МиГ-29 невыгодным является то обстоятельство, что двигатель РД-33 на некоторых режимах полета создает плотный шлейф дыма.
В ближнем маневренном бою, благодаря интегральной компоновке и наличию 2-х двигателей, МиГ имеет выдающиеся летные характеристики. F-16 несколько отстает. Скорость разворота МиГ-29 достигает, согласно российским данным, 22,8 °/с, в то время как у F-16 - 21,5 °/с. МиГ набирает высоту со скоростью 334 м/с, скороподъемность F-16 - 294 м/с. Разница не столь велика и хорошие пилоты могут ее нивелировать.

Вооружение фронтового истребителя должно включать как категорию оружия класса «воздух-воздух», так и «воздух-земля». F-16 имеет в распоряжении самый большой набор вооружения, способен применять управляемые и неуправляемые бомбы и антирадарные ракеты. Электроника, размещенная в дополнительном контейнере, делает возможным точечное применение оружия. МиГ-29, напротив, вынужден ограничиваться неуправляемыми бомбами и НУРСами. По грузоподъемности чистый проигрыш: у МиГ-29 этот показатель равен 2200 кг, у F-16 - до 7,5 тонн.

Столь огромная разница объясняется просто: резерв полезной нагрузки МиГ-29 «съел» второй двигатель. Согласно мнению многих экспертов, у МиГа во-многом ошибочная компоновка, 2 двигателя для фронтового истребителя – это перебор. Лучше всего сказал по этому поводу Генеральный конструктор КБ МиГ Ростислав Беляков на Фарнборо-88: "Если бы у нас был такой надежный и тяговитый двигатель, как Pratt&Whitney , мы бы без сомнений спроектировали однодвигательный самолет.» От таких перипетий пострадала и дальность: у МиГ-29 она не превышает 2000 км с ПТБ. У F-16 дальность полета с ПТБ и 2 2000-фунтовыми бомбами может достигать 3000-3500 км.

Оба истребителя равной степени вооружены ракетами средней дальности класса «воздух-воздух». Например, российская Р-77 имеет впечатляющие заявленные ТТХ, тогда как американская AIM-120 не раз подтверждала свои, достаточно скромные, характеристики в бою. Чистый паритет. Но МиГ-29 имеет большую дальность стрельбы из авиапушки и больший калибр. Шестиствольный «Вулкан» F-16 наоборот имеет больший боекомплект (511 снарядов против 150 у МиГа).

Важнейшим элементом является авионика. Радары оценивать сложно, т.к производители скрывают точные характеристики. Но по некоторым заявлениям летчиков можно определить, что РЛС МиГ-29 имеет самый большой угол обзора - 140 градусов. Радар APG-66 у F-16А и, соответственно, APG-68 у F-16С имеют уголы обзора не более 120 градусов. Значительное преимущество самолета МиГ-29 заключается в наличии у пилота шлема с прицелом «Щель-ЗУМ», который дает решающее превосходство в ближнем воздушном бою. Но у F-16 опять же находится свое важное преимущество - система управления полетом (Fly-by-Wire) и система управления двигателем HOTAS (Hands on Throttle and Stick), что делает самолет исключительно удобным в управлении. Уже после нажатия единственного переключателя Falcon готов к бою. Напротив, МиГ-29 настраивается вручную, что требует гораздо больше времени для вступления в бой.
КБ МиГ и General Dynamics продемонстрировали абсолютно разные подходы решения для одной и той же задачи. В обоих самолетах реализованы интересные конструкторские решения и в целом вердикт таков: F-16 многофункциональный истребитель, тогда как МиГ – чистый воздушный боец, ориентированный в первую очередь на ближний маневренный бой. Здесь ему нет равных.

Почему же победил Falcon, а МиГ-29 вообще не вошел в рейтинг «10 лучших»? И снова ответом будут результаты боевого применения этих машин. F-16 воевал в небе Палестины, прошел Балканы, Ирак и Афганистан. Отдельной страницей Falcon"а стал налет на Иракский ядерный центр «Озирак» в 1981 году. Преодолев 2800 км, F-16 ВВС Израиля скрытно проникли в воздушное пространство Ирака, уничтожили реакторный комплекс и без потерь вернулись на авиабазу «Эцион». Общее число воздушных побед F-16 под управлением пилотов из стран НАТО, Израиля, Пакистана и Венесуэлы составляет около 50 самолётов. Данных о поражении F-16 в воздушном бою отсутствуют, хотя один самолет этого типа был сбит огнем ЗРК в Югославии.

4 место – МиГ-15

Одноместный реактивный истребитель, имя которого стало на Западе нарицательным для всех советских истребителей. Поступил на вооружение ВВС Советского Союза в 1949 году. Самолет, предотвративший Третью мировую войну.
Дословно со слов Military Channel: «В западном обществе сложилось мнение, что советские технологии – это что-то громоздкое, тяжелое и устаревшее. Ничего подобного не было в МиГ-15. Быстрый и маневренный истребитель с чистыми линиями и элегантной формой…» Его появление в небе Кореи вызвало фурор в западной прессе и головную боль для командования ВВС США. Рушились все планы о нанесении ядерного удара по территории СССР, отныне стратегические бомбардировщики B-29 не имели ни единого шанса прорваться сквозь заслон реактивных МиГов.
И еще один важный момент, - МиГ-15 стал самым массовым реактивным самолетом в истории. Стоял на вооружении ВВС 40 стран мира.

3 место - Messerschmitt Bf.109

Любимый истребитель асов Люфтваффе. Четыре знаменитые модификации: E («Эмиль») – герой битвы за Англию, F («Фридрих») – именно эти истребители «разорвали на рассвете тишину» 22 июня 1941 года, G («Густав») – герой Восточного фронта, самая удачная модификация, K («Курфюрст») – перефорсированный истребитель, попытка выжать из машины все оставшиеся резервы.
104 немецких пилота, сражавшихся на Мессершмитте смогли довести свой счет до 100 и более сбитых машин.
Зловещий, быстрый и мощный самолет. Настоящий Истребитель.

2 место - МиГ-21 vs F-4 «Phantom II»

Два разных взгляда на облик реактивного истребителя 2 поколения. 8-тонный легкий фронтовой истребитель и 20-тонный универсальный истребитель-бомбардировщик, ставший основой истребительного парка ВВС, ВМС и Корпуса Морской Пехоты.
Два непримеримые противника. Жаркие бои в небе Вьетнама, Палестины, Ирака, Индии и Пакистана. Сотни сбитых машин с обеих сторон. Яркая боевая история. До сих пор стоят на вооружении ВВС многих стран.

Советские конструкторы сделали ставку на маневренность. Американцы – на ракеты и радиоэлектронное оборудование. Оба взгляда оказались ошибочными: после первых воздушных боев стало понятно, что «Фантом» зря отказался от пушек. А создатели МиГа осознали, что 2 ракеты «воздух-воздух» - недопустимо мало.

1 место – F-15 «Eagle»

Убийца. 104 подтвержденные воздушные победы без единой потери. Таким показателем не может похвастаться ни один из современных самолетов. F-15 создавался специально как самолет завоевания превосходства в воздухе и 10 лет, до появления Су-27, был вообще вне конкуренции.
Первый раз F-15 пошли в бой 27 июня 1979 года, когда израильские «Иглы» расстреляли в ближнем маневренном бою 5 сирийских МиГ-21. За более чем 30 лет боевой службы трофеями F-15 стали МиГ-21, МиГ-23, Мираж F1, Су-22 и МиГ-29 (4 в Югославии, 5 в Ираке). Не менее впечатляющи были достижения «Иглов» в Азии, так, например, во время учений "Тeam Spirit-82” 24 истребителя F-15, базировавшиеся на о. Окинава, за 9 дней совершили 418 "боевых" вылетов, из них 233 - в течение трех суток. При этом степень боевой готовности всех самолетов почти непрерывно составляла 100%.
Высокие летные характеристики F-15, его возможность действовать автономно в условиях применения противником средств РЭБ, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на больших и малых высотах дали возможность создать на основе его конструкции ударный самолет F-15E «Stike Eagle» (выпущено 340 машин). К 2015 году в войска поступит «стелс»-версия истребителя-бомбардировщика на базе F-15 - F-15SE «Silent Eagle».
Боевое применение F-15 служит причиной многих споров. Особенно подвергается сомнению факт о том, что ни один «Игл» не был потерян в бою. Согласно заявлениям сирийских и югославских летчиков, как минимум десять F-15 были сбиты над Ливаном, Сербией и Сирией. Но подтвердить их слова не представляется возможным, т.к. никто ни одна сторона не смогла продемонстрировать обломки. Несомненно одно, участие F-15 в боевых действиях во многом определяло ход многих военных операций (например Ливанская война 1982 года).
F-15 «Игл» является самой грозной и эффективной боевой машиной, поэтому заслуженно занимает 1 место.

Заключение

К сожалению, многие из выдающихся конструкций остались вне рейтинга «10 лучших». Герой всех авиасалонов Су-27 – лучший самолет мирного времени, летные качества которого позволяют выполнять сложнейшие фигуры высшего пилотажа в рейтинг не попал. Не попал в рейтинг и Supermarine Spitfire – просто хороший во всех отношениях самолет. Слишком много было создано удачных конструкций и было очень тяжело выбрать из них лучших.

Истребители – это вид самолётов, которые используются в военных целях преимущественно для уничтожения противников. Таким образом удается получить господство в воздухе, защищать наземные объекты и сопровождать другие транспортные средства, вроде бомбардировщиков. Среди множества видов таких самолетов со временем были выделены самые лучшие военные истребители в мире.

Несмотря на свое название, транспорт считается оборонительным вооружением. Сами по себе истребители не используются для наступления. Исключение составляют локальные конфликты, когда самолеты поражают наземные (куда реже наводные) цели. Есть мнение, что вскоре на смену истребителям придут БЛА, которые сейчас активно разрабатываются, однако пока что самолеты сохраняют свою ценность.

Десятое место. Дассо «Мираж» 2000

Во времена Второй Мировой войны авиация Франции была практически полностью разбита немецкой армией. С тех пор стране удалось прийти в себя, и тридцать лет назад появился французский истребитель «Мираж», моментально ставший основным в своём типе. Самолет прекрасно показал себя в операциях, которые проводились в Северной Африке.

Успешное применение привело к скорым заказам от Индии. В этой стране «Мираж» тоже показал себя с лучшей стороны. С его помощью уничтожили штабы противника и авиацию, а также проводили нападения с использованием управляемых ракет. В результате сопротивление было сломлено всего за несколько дней.

«Мираж» сняли с производства в 2006 году, однако до сих пор существуют данные, что этот факт не помешал его участию в Ливийской войне. Согласно информации, истребитель нанес серьёзный урон технике армии Каддафи.


Девятое место. F-16 Fighting Falcon

Совсем недавно этот истребитель был в числе наиболее широко используемых во всем мире. Этого удалось достигнуть за счет хорошего качества, которое сочеталось с умеренной стоимостью. На тот период Falcon превратился в главный продукт для экспорта у ВВС США. Сегодня в мире используется более 4700 единиц данного истребителя.

Falcon активно применяется в разнообразных конфликтах. Чаще всего о нем вспоминают на примере операции Нато, которая проводилась против войск Югославии. Также он использовался в Иракской войне. Всего можно насчитать около ста конфликтов с участием такого американского истребителя.

Если рассматривать армию Израиля, то в ней самолет до сих пор остается самым эффективным в своем роде. При этом уже к концу 2017 начнется производство улучшенного, модернизированного варианта данной серии.


Восьмое место. МиГ 35

Фраза «российское производство» может вызывать разнообразные мысли, но только если речь идет не о военной технике. Здесь страна зарекомендовала себя ещё со времен Советского союза. Что касается истребителя МиГ 35, он сумел попасть в рейтинги самых лучших ещё до того, как опытные образцы добрались до боевых действий.

Самолет должны начать использовать только с 2018 года, при этом в нем уже видны значительные улучшения, полученные силами отечественных инженеров.

Например:

  • Истребитель куда экономнее расходует топливо,
  • Имеет возможность автоматизированного управления на время прицеливания,
  • Объем воздуха, продуцируемый кислородной станцией, был увеличен,
  • Производство самолета обходится в три раза дешевле, чем аналоги у зарубежья.

В целом МиГ 35 отличается куда более комфортными условиями для работы пилота. Однако, так как модель ещё не введена в эксплуатацию, в ней остаются разнообразные огрехи в аппаратуре. Возможно, это связано с желанием Министерства Обороны пораньше предъявить истребитель для участия в тендерах.


Седьмое место. McDonnell Douglas F-15 Eagle

В течение практически сорока лет именно этот самолет считался самым успешным проектом Америки. Более того, он гарантированно будет использовать вооруженными силами ещё как минимум до 2025 года, а это значит, что он сохранит свою эффективность и в возрасте пятидесяти лет.

F-15 Eagle показывает отличные результаты в бою. Считается, что он потерпел поражение лишь один раз, что не помешало ему попутно поразить примерно сто других самолетов. Истребитель использовался для ведения боя в Сирии, где летчик Пелед сумел разбить шесть вражеских самолетов и серьёзно повредить ещё четыре.

Данная модель активно используется вооруженными силами многих стран мира. Всего насчитывается около шести сотен Eagle, что является отличным показателем для самолета такого возраста. В среднем считается, что какие-либо неполадки в нем проявляются раз на пятьдесят тысяч часов полета.


Шестое место. Дассо «Рафаль»

Для французской авиации именно этот самолет считается настоящим венцом мысли авиаконструкторов. Неизвестно, каких бы высот удалось добиться с помощью этого истребителя, если бы стоимость его производства не была настолько высока. Для нее требуются объекты точного машиностроения в огромном количестве.

Впервые «Рафаль» стал использоваться пятнадцать лет назад, во времена войны в Афганистане. Затем он прекрасно продемонстрировал свои способности против ливийской армии. Однако, если рассматривать более современные конфликты, истребитель использовался лишь несколько раз для нанесения ударов по Исламскому Государству на территории Ирака.

Сейчас «Рафаль» используется преимущественно для проведения учений. Возможно, это частично связано с многочисленными инцидентами, в результате которых происходили крушения или же взрывы транспортного средства в воздухе. Стоит отметить, что причиной таких происшествий считался человеческий фактор.


Пятое место. Сухой Су-30

Ещё один представитель отечественной авиации. Эта модель истребителя входит в число наиболее надежных. Она прекрасно демонстрирует себя во время учений, но при этом широко используется и в других сферах. Например, с её помощью проводились тренировочные бои с Англией и Америкой, где Су-30 показывал полное превосходство.

Данный истребитель составляет костяк индийских ВВС. Он сыграл огромную роль в операции в Сирии, во многом именно благодаря ему она завершилась успешно. Не меньшее значение «Сухого» наблюдалось и при освобождении Пальмиры.

Однако не все так радужно. С данным самолетом происходили инциденты. За время своего существования их было девять, что является достаточно низким показателем. Однако инциденты были связаны с недостатком топлива и возгоранием двигателя, а не человеческим фактором.


Четвертое место. Eurofighter Typhoon

Данный истребитель во многом можно считать уникальным. В первую очередь, это связано с тем, что он производился совместными усилиями сразу нескольких стран. Это члены Европейского Союза, а именно – Испания, Италия, Германия и Англия. Самолет быстро доказал свою эффективность при проведении реальных операций, например, в Ираке и Сирии.

Одним из главных достоинств «Тайфуна» считается функция создания помех на радарах врага, благодаря чему удается изменять полет управляемых ракет. Самолет имеет один из лучших показателей по дальности стрельбы.

«Тайфун» широко используется вооруженными силами не только стран Европы, но и государств Ближнего Востока. Сейчас введено в эксплуатацию около пяти сотен таких самолетов. Многие из них отличаются своей собственной модификацией и были произведены по уникальным технологиям.


Третье место. Сухой Су-35

Данный истребитель долгое время был чем-то вроде темной лошадки, так как технология его производства хранилась в сильной секретности. Это привело к тому, что многие потенциальные покупатели не решались инвестировать средства в столь, на первый взгляд, рискованный проект.

Всё изменилось, когда Су-35 продемонстрировал себя на деле. Истребители работали вместе с главными атакующими российскими силами ВКС, в результате чего многие обратили на них внимание. В будущем именно этот самолет составит костяк военной базы России в Сирии.

По сути он является модернизацией модели Су-27. Об этом можно судить по одинаковому планеру. Однако это лишь доказывает, что российская техника для авиации отличается долговечностью и следует традициям.


Второе место. F-22 Raptor

Данный истребитель представляет собой очень интересный случай. По сути он по праву может считаться лучшим, так как отличается разнообразными достоинствами. Raptor экономичен, эффективен и мультифункционален. Он является костяком американских ВВС В Сирии, где серьёзно мешает не только радикальным исламистам, но и представителям военных сил ИГ.

Превосходство Raptor демонстрирует история, в которой пилот мало того, то быстро и эффективно справился с поставленной задачей, но и сумел после этого около шести часов оставаться в воздухе, не привлекая к себе внимание врага. Это позволило ему передать координаты нескольких важных позиций.

За последние годы истребитель справился с более чем 200 боевыми задачами и в общем продемонстрировал хорошие показатели надежности. Однако стоимость его производства очень высокая, а присутствие на борту новейших разработок привело к запрету на экспорт. Более того, с этим истребителем возникало так много проблем, что в итоге его сняли с производства.


Первое место. Сухой T-50

Первое место занимает российский истребитель пятого поколения. Его отличает возможность ведения боя сразу с несколькими противниками, причем некоторые из них могут находиться в воздушном пространстве, а другие на земле. Подобное было достигнуто за счет увеличенной маневренности и ряда передовых технологий.

Самолет высоко ценится не только отечественными специалистами, но и западными экспертами, которые отдельно отметили прогресс России в вопросе технологий снижения заметности. Однако Т-50 ещё не введены в полноценную эксплуатацию. На данный момент проходят испытания, причем в закрытом режиме. Даже итоговая версия прототипа ещё не была обнародована.


Видео