Николай Манвелов. Обычаи и традиции Российского Императорского флота

Каронимика - это наука (от греческого "КАРАБОС" - корабль, "ОНОМА" - имя). Первоначально термин звучал как «карабонимика», но впоследствии было принято более благозвучное название. Каронимика изучает и происхождение корабельных названий, показывает истоки именования судов, традиции и системы наименований на флотах.

Основные традиции и принципы наименования кораблей русского военно-морского флота были заложены его создателем - Петром Первым. К началу 20 века эти традиции сложились в определенную систему номинации: подбор названий кораблей в соответствии с его классом, назначением, боевыми и мореходными качествами.


Именно Петр Великий закрепил законом, что выбор имен военных кораблей является исключительной привилегией главы государства.

Первым русским венным кораблем принято считать 22-пушечный трехмачтовый галиот, построенный в 1669 г. на Оке. Указ царя Алексея Михайловича гласил: "Кораблю, который в селе Дединове сделан… прозвание дать "Орлом". Поставить на носу и корме по орлу, и на знаменах… нашивать орлы же".

«Орел» - первое корабельное имя в отечественном военно-морском флоте. Орел же был и сегодня снова есть геральдический символ государства российского, изображался на государственном гербе, на первых морских флагах.

"Орел" картины художника Маслакова.

То, что Петр Первый взял на себя разработку правил именования судов и кораблей, вопросов не вызывает. После своей первой заграничной командировки, где он познакомился с иностранной системой геральдики, Петр начал революционную работу не только по созданию флота российского, но и по составлению его геральдики, в которую входило не только имя корабля, но и герб, и девиз.

Можно сказать, что государь император даже несколько увлекся эмблемами, символами и аллегориями. Что сказалось на именах кораблей того времени. Чтобы понять, что имел в виду автор имени корабля, иной раз необходимо было понимать и знать суть девиза. Например, корабль "Бомба" имел девиз "Горе тому, кому достанусь", "Черепаха" - "Терпением увидишь делу окончанье", "Три рюмки" - "Держи во всех делах меру".

«Три рюмки», наверное, самый эпичный по названию русский корабль…

Так как основой для российской каронимики стала книга "Символы и эмблематы", выпущенная в Амстердаме в 1705 году, то многие вещи и принципы Петр просто позаимствовал оттуда. Книга была издана на русском языке по специальному заказу «плотника Алексеева». Она содержала более восьми сотен рисунков с девизами и краткими аннотациями, разъяснявшими систему символико-аллегорических элементов.

Не стоит, наверное, удивляться тому, что первый линейный корабль построенный в Воронеже получил не простое имя. «Гото Предистинация» («Божье предзнаменование») являло собой смесь латыни и немецкого.

Тем не менее, начало массовому строительству кораблей и именованию оных было положено.

А там, где есть массовость, рано или поздно появляется система.

Система именования российских кораблей стала принимать конкретные очертания к 1720-1730 годам, когда Петр Первый приступил к созданию Балтийского флота.

Естественно, много кораблей получали имена религиозного содержания. «Двенадцать апостолов», «Гавриил», «Ягудиил», «Архангел Михаил», «Богоявление господне», «Три иерарха», «Святой Павел», «Святое пророчество».


Линейный корабль "Три святителя"

Участник средиземноморской эскадры адмирала Сенявина, флаг-офицер Свиньин в своих дневниках писал так:

"Никогда так не поражает странность имен некоторых наших кораблей, как при ответах капитанов, когда опрашиваемы они бывают ночью часовыми. На вопрос "Кто идет?" капитан должен назвать имя своего корабля, и потому как странно слышать, что идет "Святая Елена", "Зачатие Святой Анны"…

Конечно, сегодня такой практики нет, и нет давно. Но думаю, что имена вроде «50 лет шефства комсомола", "Имени XXVI съезда КПСС", "Имени 70 лет ВЧК КГБ" звучали бы ничуть не страннее «Трех иерархов».

Помимо религии, имена кораблей увековечивали победы русского . Так, уже в 1710-х годах появились «Азов», «Полтава», «Лесное», «Гангут». Эта традиция продолжится до конца империи и (к счастью) переживет ее.

В 1703 г. на петербургских верфях строились фрегаты "Петербург", "Кроншлот", "Дерпт", "Нарва". Далее были "Рига", "Выборг", "Пернов", "Ингерманланд", "Москва", "Астрахань", "Дербент". За исключением «Москвы» все корабли олицетворяли собой победы русского государства и приобретение новых территорий, либо возвращение утраченных.

Одна из главных традиций каронимики, заложенная Петром Великим, - это преемственность корабельных названий, особенно тех из них, которые заслужили это право в боях.

На Балтике повторялись имена периода Азовской флотилии - "Лизет", "Мункер", "Дегас", "Фалк", "Луск" ("Рысь"), "Фалк" ("Сокол"), "Елифант" ("Слон"). Там же, в составе Балтийского флота, до 1725 г. дважды повторились "Нарва", "Выборг", "Шлиссельбург".

Время - главный и самый страшный враг деревянных кораблей. Порой гниль в спокойное мирное время была более эффективна, чем огонь любого сражения. И корабли, естественно, умирали. Но имена не забывались, продолжали жить.

После смерти Петра Великого заложенные им традиции и данные им указания выполнялись исправно. так, в конце 1729г. Адмиралтейств-коллегия писала:

"Корабль "Штандарт" хотя оный именем… императорского величества указом для памяти велено было хранить, но за гнилостью никак в хранение содержать его не можно, …вместо оного "Штандарта" для памяти того имени, такой… сделать новый".

Из Указа Адмиралтейств-коллегии, ноябрь 1929 года.


"Штандарт" в наши дни

Петровская практика передачи имен кораблей от одного поколения к другому, привела к образованию династии - цепочек "одноименцев".

За все время существования русского флота больше других повторялись следующие названия:

"Надежда" - 22
"Москва" - 18
"Нарва" - 14
"Меркурий" - 11
"Выборг" - 10
"Полтава", "Самсон" - 8
"Не тронь меня", "Азов" - 7
"Ингерманланд" - 6
"Штандарт" и "Гангут" - 5

Некоторые имена до сих пор живы, перейдя из российского императорского флота через советский ВМФ снова в российский.

Заслугой Петра Первого, помимо создания флота (то есть величайшая заслуга), стало и формирование определенной системы каронимики.

Линейным кораблям и фрегатам, давались названия в честь мест, где русские войска и флот одерживали победы, городов и земель, а также святых.

Корабли среднего класса крестились именами святых или какими-либо аллегорическими именами.

Гребные и парусно-гребные суда, скампавеи, галеры, прамы носили названия птиц, рыб, зверей, а также рек.

Увеличивался флот, появлялись суда различных назначений, и каронимика приобретала новое содержание.

После смерти Петра традиции именования кораблей тоже претерпели изменения. Петровские «загибы» и иностранные имена в основном исчезли, наиболее часто применялись имена святых и славянских князей («Владимир», «Святослав», «Ярослав», «Всеволод»).

В качестве имен фрегатов появляются прилагательные («Твердый», «Храбрый», «Стойкий»).

Отдельной главой стали имена дома Романовых: 110-ти пушечный корабль «Петр I и II», «Принцесса Анна», «Слава Екатерины». «Слава Екатерины», правда, просуществовала недолго. По личной просьбе самой императрицы ее переименовали в «Преображение Господне». Были два «Графа Орлова» (1770 и 1791).

После войны 1812 года к именам побед на бортах кораблей русского флота, на короткое время добавились новые: «Париж», «Фершампенуаз», «Лейпциг», «Кульм», «Красной». Примерно к середине 19 века начали забываться петровские победы - например, «Лесное» и «Фридрихштадт».

А в начале 19 века в именах впервые появились признаки серийности. - например, три «богини»: фрегаты «Аврора», «Паллада» и «Диана».

Фрегат "Паллада" картина художника Боголюбова

В середине века среди имен фрегатов и корветов утверждаются разнообразные «Варяги», «Витязи», «Осляби» и «Пересветы», будущие крейсеры и броненосцы.

Забавно, но уже тогда политика начала проникать и в мир кораблей. Был такой линейный корабль Черноморского флота «Султан Махмуд» (1837), названный в честь турецкого монарха и в ознаменование заключения Адрианопольского мира 1829 года.

В русском флоте было несколько каронимов, перешедших от трофейных кораблей. Наиболее известен «Ретвизан». Это имя (в переводе «Справедливость») носил шведский линейный корабль, захваченный в ходе Выборгского сражения 1790 года и включенный в состав русского флота.

Впоследствии его получили еще два парусных (1818 и 1839) и один винтовой (1855) линейные корабли. Наиболее известен последний носитель этого имени - эскадренный броненосец американской постройки (1901), погибший при обороне Порт-Артура.

Два имени не просто произвольно возобновлялись из поколения в поколение, а официально передавались вместе с Георгиевскими флагами, выстраивая схему преемственности.

«Азов», названный в честь одной из петровских побед, получило второе рождение после Наваринского сражения 1827 года. Отличившийся в нем линейный корабль с этим именем дал флоту новое сочетание: «Память Азова». Так стали называть корабли, которым переходил Георгиевский флаг «Азова». Это были два парусных линейных корабля (1831 и 1848) и броненосный крейсер (1890).

Два года спустя, в 1829 году, бриг «Меркурий» отличился в сражении с двумя турецкими линейными кораблями и тоже получил Георгиевский флаг. Так получилось второе почетное имя, переходящее вместе с флагом: «Память Меркурия». Его носили корвет (1865), парусно-винтовой крейсер (1883), а с 1907 года так именовали бронепалубный крейсер «Кагул». В 1965-1995 годах на Черноморском флоте СССР служило малое гидрографическое судно «Память Меркурия» (продано частному владельцу, затонуло неподалеку от Севастополя в 2001-м).

Последней вехой в российской императорской каронимике стал 1917 год. Но о последовавших временах стоит рассказать отдельно.

К тому времени флот уже создал более-менее стройную, хотя и не лишенную исключений систему наименования кораблей. Она сочетала в себе вертикальную традицию передачи исторических имен с горизонтальным разделением между классами кораблей, а также интенсивно развивалась, изобретая каронимы для кораблей новых классов.

Линейные корабли (броненосцы и дредноуты) именовались:

В честь монархов правящего дома (от «Петра Великого» до «Императрицы Марии»);

Группой религиозных каронимов («Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Георгий Победоносец», «Двенадцать апостолов», «Три святителя», «Сисой Великий», «Андрей Первозванный»);

В честь побед России («Полтава», «Чесма», «Гангут», «Петропавловск», «Бородино», «Наварин», «Севастополь»).

Исключения составляли традиционные имена вроде «Слава», «Победа», «Орел» и относящийся к символам монархии «Цесаревич».


Линейный корабль "Императрица Мария"


Броненосец "Чесма"


Броненосец "Полтава"


Броненосец "Слава"

Новый крейсерский класс потребовал и новых имен и правил.

1. Крейсеры забрали себе всю характерную доимперскую и легендарную каронимику: «Варяг», «Рюрик», «Аскольд», «Олег», «Богатырь», «Рында», «Светлана», «Витязь», «Баян», «Новик», «Боярин», «Громобой», а также «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах».


Крейсер "Баян"


Крейсер "Богатырь"

Исключение составили «Ослябя» и «Пересвет», которые были броненосцами.


Броненосец "Ослябя"

2. Крейсерами же были освоены «адмиральские» имена. Это выразилось в серии легких крейсеров, названных в честь Нахимова, Корнилова, Спиридова, Грейга. Традиция эта была сравнительно молодой: первые «адмиралы» (в виде броненосных фрегатов) появились на флоте только в 1860-х годах.


Броненосный крейсер "Нахимов"

3. Была сохранена оригинальная серия «богинь»: после 1905 года построили новую «Палладу» взамен погибшей в Порт-Артуре, а вернувшиеся с войны «Аврора» и «Диана» продолжили службу.


Крейсер "Диана"

4. Легкие крейсеры 2 ранга стали именовать по названиям драгоценных камней («Жемчуг», «Изумруд», «Алмаз»).


Легкий бронепалубный крейсер "Жемчуг"

В виде исключения крейсеры называли в честь побед - «Очаков» и «Кагул», они же «Кагул» и «Память Меркурия» после Севастопольского восстания 1905 года.


Бронепалубный крейсер II ранга «Новик»

Эсминцы и миноносцы.

Миноносцы в основном именовались прилагательными, но оттянули на себя и имена прославленных офицеров флота: «Капитан Изыльметьев», «Лейтенант Пущин», «Инженер-механик Зверев».


Миноносец "Лейтенант Пущин"

Малые миноносцы, помимо разного рода «Донских казаков» и «Сибирских стрелков», собрали имена национальных меньшинств империи («Финн», «Трухменец») и переняли от клиперов середины 19 века имена вроде «Всадник» и «Гайдамак».


Миноносец "Финн"

Явным исключением стал миноносец принципиально нового типа, восходящий к крупным минным крейсерам и получивший потому крейсерское имя «Новик». Но «Новики» по своим характеристикам были уже иным классом, классом эскадренных миноносцев.


Эскадренный миноносец типа "Новик"

Канонерские лодки и вспомогательные корабли.

Мир канонерских лодок, как и мир их именбыл обширен. Прилагательные, национальные меньшинства («Гиляк», «Кореец», «Хивинец»), животный мир («Бобр», «Сивуч») или погодные явления («Шторм», «Вьюга»).


Канонерская лодка "Кореец"


Канонерская лодка "Сивуч"

Во второй половине 19 века была построена серия броненосных лодок с оригинальными мифологическими именами («Перун», «Вещун», «Колдун», «Русалка», «Чародейка»). Имели место даже конфликты с церковью, отказавшей в церемонии официального крещения кораблям с языческими именами.


Канонерская лодка "Русалка"

Минные заградители именовались в честь российских рек («Амур», «Енисей», «Аргунь»).


Минный заградитель "Енисей"

Последними свою систему именования получили подводные лодки. Субмарины главным образом именовались рыбами и морскими гадами. Более поздние подлодки типа «Барс» заложили еще одну традицию - по именам хищных зверей. Она будет частично восстановлена на российском флоте после 1992 года.
Единственным крупным исключением стала «шефская» субмарина «Фельдмаршал граф Шереметьев», построенная на деньги рода Шереметьевых.

Систематичность присвоения имен в сериях в целом все же хромала. Ровные серии (например, однотипные броненосцы «Полтава», «Севастополь», «Петропавловск», наследовавшие им одноименные дредноуты или линейные крейсеры типа «Измаил») сменялись совершеннейшим винегретом.

Отличным примером являются пять однотипных броненосцев: «Бородино», «Князь Суворов», «Орел», «Император Александр III» и «Слава».

В малых сериях «Император Павел I» мог соседствовать с «Андреем Первозванным», а стандартный «Адмирал Макаров» - с той самой «Палладой» и «Баяном».

Проанализировав каронимы Российского императорского флота, можно сделать следующие выводы.

Флот не имел привычки обвешиваться многосоставными наименованиями, более характерными для позднесоветского периода.

Так, «адмиральские» серии крейсеров обозначали не воинское звание, а принадлежность к касте флотоводцев. Именно «адмиральские», а не «маршальские» или «генеральские». Исключение за все время существования российского императорского флота было сделано только для Суворова.


Броненосец "Суворов"

Забавно, но «захапав» для именования кораблей названия сухопутных побед, флот, не пускал на борта имена армейских военачальников. Отечественная война 1812 года дала имя броненосцу «Бородино». И все.


Броненосец "Бородино"

Правители допетровского периода популярностью во флоте под конец существования империи не пользовались. Исключением были разве что «Дмитрий Донской», «Олег» и «Владимир Мономах», а «Александр Невский», наоборот, исчез.


Крейсер "Олег"

Какой бы ни была, точной или неточной, каронимическая система Российского императорского флота, она была полностью разрушена двумя революциями. Но стоит заметить, что советская послевоенная система каронимики в процессе развития восстановила часть имперской традиции именования.

20 января 1991 года был введен в эксплуатацию тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», единственный в составе ВМФ в своем классе. Этот авианосец называют «кораблем с тысячью имен», так как за время своего существования он сменил множество названий.

Переименование тех или иных кораблей было распространенной практикой. Сменялся строй, люди, в честь которых они были названы, становились непопулярными. Были и другие причины. Мы решили рассказать о нескольких кораблях, которые имели много названий.

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер на данный момент является единственным в составе ВМФ РФ в своем классе. Корабль предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника. Относится к 1-му рангу кораблей ВМФ. Как правило, требует командира в звании капитана 1-го ранга. В настоящий момент в России корабли подобного класса не строятся. Несмотря на сведения, что в период с 2015 по 2020 год должна начаться постройка атомных авианосцев (по одной единице на каждый из флотов, и один в запас, на случай ремонта другого авианосца), действующая государственная программа развития вооружений ГПВ-2020 до 2020 года строительство авианосных кораблей не планирует.

Проект носил название «Советский Союз». 1 сентября 1982 года, когда корабль был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода, он получил название «Рига». Это был пятый по счету тяжелый авианесущий крейсер СССР. От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлетов и посадки на него самолетов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полетную палубу и трамплин для взлета самолетов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн. Еще до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь — «Леонид Брежнев». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву. 11 августа 1987 года был переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провел цикл летно-конструкторских испытаний самолетов, предназначенных для базирования у него на борту. 4 октября 1990 года был переименован в очередной раз и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Это название используется по настоящее время.

Крейсер «Красный Крым»

Это легкий крейсер ВМФ СССР. При закладке крейсеру было присвоено наименование «Светлана» в честь одноименного крейсера, героически погибшего 28 мая 1905 года в Цусимском сражении. Являлся головным кораблем в серии легких крейсеров Российского императорского флота. Принимал участие в боях в составе Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны и удостоен звания «гвардейский корабль».

24 ноября 1913 года в присутствии морского министра состоялась закладка легкого крейсера «Светлана», однако в связи с неподготовленностью верфи и задержками в поставках материалов фактическая сборка корабля на стапеле началась только с 1 апреля 1914 года. Еще больше постройку крейсера осложнило вступление России в Первую мировую войну — начались проблемы с поставкой оборудования. К 13 ноября 1917 года на крейсер «Светлана» были погружены все готовые и полуготовые изделия и материалы, имеющиеся на тот момент на заводе и необходимые для достройки корабля, и он был отбуксирован в Петроград для достройки на Адмиралтейском заводе. После Октябрьской революции было принято решение о прекращении достройки крейсера, и проект был законсервирован. Однако через семь лет, в 1924 году, корабль был передан на Балтийский завод для достройки. Там он был полностью достроен и модернизирован. 5 февраля 1925 года, в соответствии с приказом по Морским силам РККА, крейсер сменил название на «Профинтерн». Пройдя все необходимые проверки и испытания, в 1928 году корабль был зачислен в состав Морских сил Балтийского моря и поднял военно-морской флаг СССР. С этих пор начались годы его военной службы. 31 октября 1939 года крейсер «Профинтерн» был переименован в «Красный Крым».

Броненосец «Князь Потемкин»

Строительство корабля было заложено 28 сентября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве. На броненосце впервые использовали централизованное управление артиллерийским огнем — из центрального поста, расположенного в боевой рубке. Он стал первым кораблем Российского флота с котлами для жидкого топлива. В сентябре 1900 года броненосец «Князь Потемкин-Таврический» был спущен на воду, а летом 1902 года переведен в Севастополь — для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй был сорван пожаром, вспыхнувшим в котельном отделении. Урон был таким, что котлы пришлось заменить на котлы под твердое топливо. Во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Их тоже пришлось заменять новыми. Во время революции в России 1905-1907 годов на крейсере произошло восстание, и корабль был переименован в «Пантелеймон». С таким названием он ходил вплоть до 13 апреля 1917 года, когда и был переименован обратно, но получил более короткое название «Потемкин-Таврический». С 11 мая 1917 года стал называться «Борец за свободу». В 1925 году был исключен из списков судов РККФ. В настоящее время одна из мачт броненосца используется в Крыму как основа для одного из маяков.

Бронепалубный крейсер «Очаков»

13 августа 1901 года на стапелях был заложен бронепалубный крейсер 1-го ранга «Очаков». Это крейсер Русского Черноморского флота, команда которого в ноябре 1905 года приняла активное участие в Севастопольском восстании в период Первой русской революции 1905-1907 годов. Благодаря этому он и получил широкую известность.

15 ноября 1905 года восстание на корабле было подавлено огнем эскадры и береговых батарей. В результате обстрела крейсер получил тяжелые повреждения. Восстановительный ремонт длился более трех лет. 25 марта 1907 года корабль был переименован в «Кагул», а 31 марта 1917 года ему вернули название «Очаков». В сентябре 1919 года, находясь в Одессе, его назвали «Генерал Корнилов». В 1933-м крейсер был разобран на металл.

Примерный перечень документов, необходимых для регистрации

присвоения (изменения) названия судна

Общие сведения

Название судна должно быть написано буквами русского алфавита и соответствовать правилам правописания. В названии судна не рекомендуется использовать более двух слов.

Название судна не должно оскорблять нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Использование в названиях судов имен общественных деятелей, национальных героев, Героев России, Советского Союза, Героев Социалистического Труда, выдающихся деятелей науки, искусства и литературы, выдающихся спортсменов, ветеранов Великой отечественной войны, ветеранов труда и других выдающихся личностей производится с соблюдением этических норм и не должно ущемлять честь и достоинство этих лиц.

Названия судов, в которых используются имена выдающихся личностей, должны быть изменены на новые, не имеющие государственного или общественного значения, в следующих случаях:

При продаже за рубеж,

При предоставлении в пользование и во владение иностранному фрахтователю по бербоут-чартеру с временным переводом под флаг иностранного государства.

Собственник судна вправе использовать в названии судна имена своих родственников, имена иных лиц, а также свое имя.

Перечень документов

2. Справочная информация о лице, именем которого предлагается назвать судно,

3. Уведомление собственнику судна о наличии в реестрах данного морского порта судна с аналогичным названием (при соответствующем запросе собственника судна),

4. О предстоящем изменении названия судна орган государственной регистрации судов немедленно уведомляет залогодержателей зарегистрированных ипотек судна,

5. Согласие в письменном виде залогодержателей зарегистрированных ипотек на изменение названия судна,

6. Документ об оплате государственной пошлины:

За изменения, вносимые в Государственный судовой реестр РФ

За выдачу Свидетельства о праве собственности на судно

За выдачу Свидетельства о праве плавания под Госфлагом РФ

7. Классификационное свидетельство,

8. Мерительное свидетельство,

9. Документ, удостоверяющий личность заявителя,

10. Доверенность на подачу заявления об изменении названия судна (должна быть нотариально удостоверена),

11. Документы, подтверждающие полномочия представителя собственника судна,

12. Свидетельство о праве собственности на судно (а также его копия, заверенная Капитаном морского порта) и Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ (ранее выданные при регистрации судна в Государственном судовом реестре).

Примечание:

Перед подготовкой документов ознакомиться с Приказом Министра транспорта РФ № 277 от 9 декабря 2010 года «Правила регистрации судов и прав на них в морских портах»,

Во всех документах (заявление, анкета судового реестра и т.д.) название судна и его данные должны соответствовать регистровым документам,

Все документы предъявляются в оригиналах и копиях (кроме заявления, анкеты судового реестра), уставные документы – нотариально заверенные копии,

Документы, исполненные более чем на одном листе, должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены: Ф.И.О., подписи и печати сторон,

Документы, исполненные за границей, должны быть переведены на русский язык и легализованы в установленном порядке,

При проведении правовой экспертизы предъявленных документов, орган регистрации судов вправе принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений.

Название, привлекающее неудачу.

Судно с названием, которое является слишком самонадеянным, постоянно будет привлекать к себе неудачу. Таким можно считать название, которое бросает вызов морю или ветру, или хвастается, что неуязвимо для бури. Богам нравятся скромные названия лодок.

Называть корабль Титаник – также напрашиваться на неприятность. В Греческой мифологии, наиболее важный из этих 12 титанов, мстительный Кронос, отрезал гениталии своего отца серпом, и выбросил их в море. Можно представить, что Нептун, бог моря, чувствовал бы относительно названия корабля по имени титанов. Вообще-то, Титаник был обречен с самого начала - он был спущен на воду без церемонии наименования, таким образом, очень оскорбил богов.

Кроме того, следует избегать названий, символизирующих принадлежность к морской стихии, как например: «Волна», «Чайка», « Sea Horse ». Яхта с таким названием может быть признана принадлежащей богам и поглощена стихией как своя.

То же самое относится и выбору цвета корпуса. Зеленый и в определенной степени синий во всех его оттенках могут считаться собственностью океана со всеми вытекающими последствиями.

Украсить яхту подобным образом – не катастрофа, но явный вызов богам моря, которые эти символы могут принять за обозначение имущества, принадлежащего им и прибрать яхту к себе на дно...


Изменение названия яхты.

«Да! … и погибли они потому, что меняли названия своих кораблей!»

Стивенсон, «Остров сокровищ».

Конечно, лучше этого не делать, но и не стоит слишком пугаться, если пришлось. Просто при изменении названия лодки важно соблюсти некоторые правила, включая проведение малоизвестной церемонии переименования.

Первое требование - удалить старое название с бортов и кормы лодки, а также со всех элементов оборудования и снабжения, где оно было. Отнесите старый судовой журнал на берег. Проверьте книги и карты на отсутствие упоминаний о старом названии. Будьте безжалостны. Закрашивание не может считаться достаточным. Удалите и замените название, вырезанное в дереве или, как минимум, зашпаклюйте и закрасьте. Проведите церемонию отмены старого названия, решите сами – делать это в присутствии зрителей или втихаря. Сделайте ее короткой и простой, баз пафоса. Два основных элемента церемонии: мольба и возлияние. Обращайтесь непосредственно к богам ветра (Аэолис), и моря (Нептун), и любым другим, и просите, чтобы они исключили из их списков старое название судна. Затем просите их в продлении их доброжелательности и защиты этого судна с новым названием, которое будет оглашено в отдельной церемонии именования. Не упоминайте новое название в процедуре закрытия старого!

Затем без дальнейших слов лейте по носовой части шампанское, самое лучшее, которое вы можете себе позволить. Будьте щедры. Вы можете выпить пару глотков сами и предложить гостям, если таковые вообще имеются, но не чувствовать себя при этом равным среди богов, иначе вы пожалеете об этом. И даже если вы абсолютно ограничены в средствах, не используйте дешевую замену настоящего шампанского. Помните: шампанское символизирует жертвенную кровь. Именно оно освобождает вас от необходимости зарезать любимую жену или дочь, так что не скупитесь на шампанское.

Сразу после этого, или в любое удобное время, вы можете проводить церемонию наименования судна, как нового. Часто в процедуре наименования, совмещенной с первым спуском на воду, ключевую роль играет «крестная мать», которая не приносится в жертву, а просто произносит короткую, но трогательную речь с пожеланиями удачи новому судну. И, так как жертвы крови в наше время не только не поощряются, но даже жестоко караются, понадобится еще одна бутылка шампанского. НАСТОЯЩЕГО шампанского! Или даже не одна. J

Носовые украшения.

Носовые украшения служат доказательством принесенной жертвы древним богам ветра и моря. Они должны всегда быть представлены людьми и никогда созданиями моря . Как исключение – жертвами могут быть и сухопутные животные, но боги предпочитают людей, а самое главное – душа жертвы переселяется в судно: тут с животными не все так однозначно и предсказуемо.

На заре мореплавания реальные человеческие головы жертв насаживались на бушпритах судов, отправлявшихся в первое плавание, и наиболее часто это были головы красивых девушек (возможно, поэтому первый выход называется maiden voyage .) Эта большая жертва была предназначена гарантировать безопасное плавание судна и экипажа в штормовых водах, подконтрольных Нептуну. Также предполагалось обеспечить корабль нежной и чистой душой непорочной жертвы, так как каждый корабль нуждается в душе. Вера была в то, что, когда голова помещалась под бушприт, это было знаком того, что боги восприняли жертву, и душа вселилась в корабль.

Здесь вопрос носового украшения пересекается с названием, т.к. по идее, имя жертвы автоматически должно стать названием нового судна. С этой точки зрения модная нынче традиция называть яхты именами своих жен и дочерей, так же выглядит немного странно.

Сегодня, в годы широкой эмансипации и даже феминизации, моряки больше не смеют использовать головы барышень для носовых украшений, что может быть и привело к перенасыщению бездушными и безликими однообразно белыми пластмассовыми яхтами, которые заполняют наши марины.

Где строился корабль, к назначенному времени собирались люди со всей округи. Красавец-корабль стоял на стапеле, казалось, вот-вот - и соскользнет в воду. Но без того, чтобы о форштевень не разбить бутылку крепкого напитка, и речи не могло быть о спуске. Главная во все времена объединяла религиозный символизм, средневековые каноны и понятия морского закона.

Своеобразные традиции

Первые «отчеты» о традиции крещения корабля относятся еще ко второму тысячелетию до нашей эры, когда египтяне спускали на воду судно фараона. Затем, несколько упоминаний касаются трудов в этом направлении римлян и греков. Как это происходило, информации мало, ясно только, что хотели любым способом задобрить богов, чтобы судьба у судна была счастливая. Для этого предпринимались разные меры.

Окропить палубу кровью (и не только жертвенных животных) было обыденным делом во времена викингов.

В Средневековье, пока Великая Инквизиция занималась поиском ведьм, всей процессией крещения новых кораблей руководили священнослужители. Все (как и при крещении ребенка): молебен, благословение, освещение «водой» (на самом деле – вином, как минимум!), наречение именем. Затем, отдавали приказ о спуске на воду, причем, выбивать клинья из-под корабля должны были преступники, приговоренные к смертной казни. На всякий случай, чтобы опасная работа, если и сыграет злую шутку с человеком, то его было не так жалко.

В более позднее время, в 16-м веке, народ, видимо, морально не смог выдержать традицию, когда серебряный кубок, из которого поливали палубу вином, выбрасывался в море в дар Посейдону. Поэтому, кубок заменили бутылкой. Доподлинно известно, что впервые о нос корабля разбили бутылку именно в Англии в 1699 году. А в 19-м веке священника заменила женщина – «крестная мать» судна. Нет, женщина к беде – на корабле, а возле – она - «крестная». История умалчивает, почему, но именно с тех пор, процесс спуска на воду кораблей изобилует курьезными и, порой, печальными моментами.

Однажды, назначенная «крестной» одна принцесса, не рассчитав сил, отправила на больничную койку почетного гостя церемонии. Бутылка разбилась (судьбе корабля ничего не грозило!), но вот голова гостья пострадала изрядно. После этого события пришлось предпринять меры – бутылку стали привязывать к форштевню. А после того, как несколько раз зеваки были ранены осколками бутылки, саму емкость пришлось закутывать в сетку.

Предрассудки и судьба кораблей

Кораблям повезло, что коты не любят воду. Иначе бы точно существовала традиция запрета переплывать перед носом судна черным котам. Но зато есть много других суеверий, предрассудков и дурных знаков. Причем, их столько, что счастливо спустить на воду корабль – это скорее большая удача, чем правило.

Судите сами:

Бутылка должна разбиться с первого раза. Обязательно. Иначе, как утверждает история, будет беда. Показательный пример был связан с «крестной» судна «Альбион», принцессой Алисой, которая трижды (!) не смогла разбить бутылку о нос крейсера. Когда корабль уже пополз вниз по стапелю, нервы кого-то из зрителей не выдержали, и, благодаря усилиям одного неравнодушного товарища, бутылка все-таки разбилась. Но поздно. Волна от ударившегося о гладь воды корабля, смыла с берега несколько человек.

На американских верфях даже есть такая должность как «ловец бутылок», его функция - поймать неразбившуюся бутылку и довести дело до конца! А вообще, бутылка не должна остаться целой, запутаться в эллинге, и ни в коем случае, опрокинуться!

В бутылке должно быть спиртное. Корабль ВМС США «Конститьюшн» пытались спустить на воду посредством бутылки с водой. Ничего не вышло до тех пор, пока командор не взял бутылку выдержанной мадеры и не разбил ее о нос судна.

Имя кораблю должно быть дано при ритуале крещения, и не может быть изменено, иначе, все – гибель и крушение.

После крещения, судно должно плавно войти на водную поверхность. Факт: во время спуска на воду «Титаника», одно из бревен вылетело из-под корабля и убило попавшего под него человека. Еще тогда это расценили, как дурное предзнаменование.

В капитанской рубке даже сегодня обязательно должна храниться пробка от первого спуска судна на воду. Это своеобразный амулет, оберегающий корабль от беды. Там же должен висеть и портрет «крестной».

Крещение корабля в наше время

Сегодня спуск на воду корабля или яхты – это феерическое шоу, парадное зрелище, на которое собираются тысячи зевак. Обязательно о нос судна разбивается бутылка шампанского.

Правда, сейчас принято «упаковывать» ее в специальную сетку, чтобы осколки не омрачили радость зрителей. К тому же, так меньше вероятность поцарапать рисунок или нарушить замысловатый .

И еще один интересный факт. Традиционные бутылки шампанского, как назло, обычно очень прочны. Поэтому, чтобы не испытывать судьбу, берут бракованную бутылку. Чтобы разбилась уже наверняка!