Русские доспехи и оружие средневековья. Рыцарские доспехи (вероятная версия) Сколько весят рыцарские доспехи

Отдавали предпочтение латам. Кольчужная броня начала терять свою актуальность тогда, когда были придуманы большие луки и арбалеты. Их пробивная способность была так велика, что сетки из металлических колец стали бесполезными. Поэтому пришлось защищать себя сплошными металлическими листами. В дальнейшем, когда доминирующее положение заняло огнестрельное оружие, отказались и от лат. Правила диктовал военный прогресс, а оружейники лишь подстраивались под них.

Рыцарь в кольчуге, поверх которой надето сюрко
На плечах имеются эспаулеры (прародители эполет)

Вначале кольчуга закрывала лишь грудь и спину. Затем её дополнили длинными рукавами и рукавицами. К XII веку появились кольчужные чулки. Так что практически все участки тела оказались защищёнными. Но самое главное - это голова. Её закрывал шлем, но лицо оставалось открытым. Затем сделали сплошной шлем, который закрывал и лицо. Но чтобы его надеть, на голову предварительно надевали толстый тканевый чепец. На него натягивали кольчужный наголовник. А уж сверху водружали на голову металлический клёпаный шлем.

Естественно, голове было очень жарко. Ведь изнутри шлем ещё оклеивали замшей. Поэтому в нём делалось множество отверстий для вентиляции. Но это плохо помогало, и рыцари старались сразу же после битвы снять с головы тяжёлую металлическую защиту.

Рыцарские шлемы XII-XIII веков

Щиты делались каплевидной формы. На них наносили рыцарские гербы. Гербы также отображались на специальных наплечных щитках - эспаулерах . Впоследствии их заменили эполеты. Сами же эспаулеры делались не из металла, а из кожи, и выполняли чисто декоративные функции. Нашлемные украшения делались из дерева и обтягивались кожей. Чаше всего их делали в виде рогов, орлиных крыльев или фигур людей, животных.

В вооружение рыцаря входило копьё, меч, кинжал. Рукоятки у мечей были длинными, чтобы их можно было обхватить 2-мя руками. Иногда вместо меча использовался фальшион . Это рубящий клинок, схожий по форме с мачете.

Фальшион сверху и два рыцарских меча

В конце XII века появились первые доспехи для лошадей. Это были вначале стёганые, а затем кольчужные попоны. На морду животного натягивали маску. Делали её обычно из кожи и покрывали краской.

В XIII веке на кольчугу стали накладывать кожаные пластины. Делали их из нескольких слоёв варёной кожи. Добавляли их только на руки и на ноги. Ну и, конечно, сюрко . Это был очень важный элемент одежды. Представлял он собой тканевый кафтан, который надевали поверх доспехов. Богатые рыцари шили себе сюрко из самых дорогих тканей. Их украшали гербами и эмблемами.

Данный вид одежды был обязателен. По понятиям католической морали неприкрытые ничем рыцарские доспехи были сродни голому телу. А поэтому появляться в них на людях считалось неприличным. Поэтому их и закрывали тканью. К тому же белая ткань отражала солнечные лучи, и металл нагревался меньше в жаркие летние дни.

Рыцарь в латах

Рыцари в латах

Как уже говорилось, во второй половине XIII века появились большие луки и арбалеты. В высоту лук достигал 1,8 метра, а выпущенная из него стрела пробивала кольчугу на расстоянии 400 метров. Арбалеты были не такими мощными. Они пробивали доспехи на расстоянии 120 метров. Поэтому пришлось постепенно отказаться от кольчуг, а на смену им пришли сплошные металлические латы.

Изменились и мечи. Раньше они были рубящими, а теперь стали колющими. Острый конец мог вонзиться в сочленение пластин и поразить противника. На шлемы стали крепить забрала в форме вытянутого вперёд конуса. Такая форма не давала стрелам попасть в шлем. Они скользили по металлу, но не пронзали его. Шлемы такой формы стали называть бундхугелями или "собачьими мордами".

К началу XV века латы полностью вытеснили кольчугу, и рыцарские доспехи перешли в другое качество. Металл стали украшать позолотой и чернью. Если же металл был без украшений, то его называли "белым". Продолжали совершенствоваться шлемы.

Слева направо: армэ, бундхугелям, бикок

Довольно оригинальным был шлем бикок . У него забрало не поднималось, а открывалось, как дверка. Самым крепким и дорогим шлемом считался армэ . Он выдерживал любые удары. Придумали его итальянские мастера. Правда, весил он около 5 кг, но зато рыцарь чувствовал себя в нём абсолютно безопасно.

Появились целые школы мастеров, которые соревновались друг с другом в изготовлении доспехов. Итальянские доспехи внешне сильно отличались от германских и испанских. А те имели очень мало общих черт с английскими.

Совершенствовалось мастерство, росли и цена. Латы стоили всё дороже и дороже. Поэтому в моду вошли доспешные гарнитуры. То есть можно было заказать полный комплект, а можно было оплатить лишь его часть. Количество деталей в таких сборных латах доходило до 200. Вес полного комплекта иногда достигал 40 кг. Если закованный в них человек падал, то уже не мог встать без посторонней помощи.

Но не надо забывать, что люди ко всему привыкают. Рыцари чувствовали себя в латах вполне комфортно. Надо было лишь походить в них недели две, и они становились как родные. Следует также заметить, что после появления лат стали исчезать щиты. Воин-профессионал, закованный в железные пластины, в этом виде защиты уже не нуждался. Щит потерял свою актуальность, так как латы сами по себе выполняли функции щита.

Шло время, и рыцарские доспехи постепенно из средства защиты превратились в предмет роскоши. Связано это было с появлением огнестрельного оружия. Пуля пробивала металл. Конечно, латы можно было делать толще, но в этом случае значительно возрастал их вес. А это негативно сказывалось и на лошадях, и на всадниках.

Стреляли вначале из фитильных ружей каменными пулями, а позже свинцовыми. И даже если они не пробивали металл, то делали на нём большие вмятины и приводили латы в негодность. Поэтому к концу XVI века рыцари в латах стали редкостью. А в начале XVII века они исчезли совсем.

От лат остались лишь отдельные элементы. Это металлические нагрудники (кирасы) и шлемы. Главной ударной силой в европейских армиях стали аркебузиры и мушкетёры. Шпага вытеснила меч, а пистолет заменил копьё. Начался новый этап истории, в котором облачённым в доспехи рыцарям уже не было места .

Отдавали предпочтение латам. Кольчужная броня начала терять свою актуальность тогда, когда были придуманы большие луки и арбалеты. Их пробивная способность была так велика, что сетки из металлических колец стали бесполезными. Поэтому пришлось защищать себя сплошными металлическими листами. В дальнейшем, когда доминирующее положение заняло огнестрельное оружие, отказались и от лат. Правила диктовал военный прогресс, а оружейники лишь подстраивались под них.

Рыцарь в кольчуге, поверх которой надето сюрко
На плечах имеются эспаулеры (прародители эполет)

Вначале кольчуга закрывала лишь грудь и спину. Затем её дополнили длинными рукавами и рукавицами. К XII веку появились кольчужные чулки. Так что практически все участки тела оказались защищёнными. Но самое главное - это голова. Её закрывал шлем, но лицо оставалось открытым.

Затем сделали сплошной шлем, который закрывал и лицо. Но чтобы его надеть, на голову предварительно надевали толстый тканевый чепец. На него натягивали кольчужный наголовник. А уж сверху водружали на голову металлический клёпаный шлем. Естественно, голове было очень жарко. Ведь изнутри шлем ещё оклеивали замшей. Поэтому в нём делалось множество отверстий для вентиляции. Но это плохо помогало, и рыцари старались сразу же после битвы снять с головы тяжёлую металлическую защиту.

Рыцарские шлемы XII-XIII веков

Щиты делались каплевидной формы. На них наносили рыцарские гербы. Гербы также отображались на специальных наплечных щитках - эспаулерах . Сами же эспаулеры делались не из металла, а из кожи, и выполняли чисто декоративные функции. Нашлемные украшения делались из дерева и обтягивались кожей. Чаше всего их делали в виде рогов, орлиных крыльев или фигур людей, животных.

В вооружение рыцаря входило копьё, меч, кинжал. Рукоятки у мечей были длинными, чтобы их можно было обхватить 2-мя руками. Иногда вместо меча использовался фальшион . Это рубящий клинок, схожий по форме с мачете.

Фальшион сверху и два рыцарских меча

В XIII веке на кольчугу стали накладывать кожаные пластины. Делали их из нескольких слоёв варёной кожи. Добавляли их только на руки и на ноги. Ну и, конечно, сюрко . Это был очень важный элемент одежды. Представлял он собой тканевый кафтан, который надевали поверх доспехов. Богатые рыцари шили себе сюрко из самых дорогих тканей. Их украшали гербами и эмблемами. Данный вид одежды был обязателен. По понятиям католической морали неприкрытые ничем рыцарские доспехи были сродни голому телу. А поэтому появляться в них на людях считалось неприличным. Поэтому их и закрывали тканью. К тому же белая ткань отражала солнечные лучи, и металл нагревался меньше в жаркие летние дни.

Рыцарь в латах

Рыцари в латах

Как уже говорилось, во второй половине XIII века появились большие луки и арбалеты. В высоту лук достигал 1,8 метра, а выпущенная из него стрела пробивала кольчугу на расстоянии 400 метров. Арбалеты были не такими мощными. Они пробивали доспехи на расстоянии 120 метров. Поэтому пришлось постепенно отказаться от кольчуг, а на смену им пришли сплошные металлические латы. Изменились и мечи. Раньше они были рубящими, а теперь стали колющими. Острый конец мог вонзиться в сочленение пластин и поразить противника.

На шлемы стали крепить забрала в форме вытянутого вперёд конуса. Такая форма не давала стрелам попасть в шлем. Они скользили по металлу, но не пронзали его.

Шлемы такой формы стали называть бундхугелями или "собачьими мордами". К началу XV века латы полностью вытеснили кольчугу, и рыцарские доспехи перешли в другое качество. Металл стали украшать позолотой и чернью. Если же металл был без украшений, то его называли "белым". Продолжали совершенствоваться шлемы.

Слева направо: армэ, бундхугель, бикок

Довольно оригинальным был шлем бикок . У него забрало не поднималось, а открывалось, как дверка. Самым крепким и дорогим шлемом считался армэ . Он выдерживал любые удары. Придумали его итальянские мастера. Правда, весил он около 5 кг, но зато рыцарь чувствовал себя в нём абсолютно безопасно.

Появились целые школы мастеров, которые соревновались друг с другом в изготовлении доспехов. Итальянские доспехи

внешне сильно отличались от германских

и испанских.

А те имели очень мало общих черт с английскими.

Совершенствовалось мастерство, росли и цена. Латы стоили всё дороже и дороже. Рыцарю того времени требовалось несколько видов доспехов: один — для сражений, два - для турниров (для конного и пешего поединка), а также «парадный».
Поэтому в моду вошли доспешные гарнитуры. То есть можно было заказать полный комплект, а можно было оплатить лишь его часть. Количество деталей в таких сборных латах доходило до 200. Вес полного комплекта иногда достигал 40 кг. Если закованный в них человек падал, то уже не мог встать без посторонней помощи.

Но не надо забывать, что люди ко всему привыкают. Рыцари чувствовали себя в латах для сражений вполне комфортно.


Надо было лишь походить в них недели две, и они становились как родные. Следует также заметить, что после появления лат стали исчезать щиты. Воин-профессионал, закованный в железные пластины, в этом виде защиты уже не нуждался. Щит потерял свою актуальность, так как латы сами по себе выполняли функции щита.
Шло время, и рыцарские доспехи постепенно из средства защиты превратились в предмет роскоши.

Связано это было с появлением огнестрельного оружия. Пуля пробивала металл. Конечно, латы можно было делать толще, но в этом случае значительно возрастал их вес. А это негативно сказывалось и на лошадях, и на всадниках.

Стреляли вначале из фитильных ружей каменными пулями, а позже свинцовыми. И даже если они не пробивали металл, то делали на нём большие вмятины и приводили латы в негодность. Поэтому к концу XVI века рыцари в латах стали редкостью. А в начале XVII века они исчезли совсем.

От лат остались лишь отдельные элементы. Это металлические нагрудники (кирасы) и шлемы. Главной ударной силой в европейских армиях стали аркебузиры и мушкетёры. Шпага вытеснила меч, а пистолет заменил копьё. Начался новый этап истории, в котором облачённым в доспехи рыцарям уже не было места.
Сергей Давыдов

Мы ознакомились со стройной, непротиворечивой официальной версией развития рыцарских доспехов. Из неё можно вычленить следующие факты:
1. С IX до середины XIII века господствовала кольчуга. А со второй половины XIII века и вплоть до конца XVI благородные рыцари отдавали предпочтение латам, из-за появления арбалетов и мощных луков.
2. Сплошной стальной шлем изнутри обклеивали замшей. Чтоб голова не перегревалась внутри шлема, в нём делалось множество дырок. Прежде, чем облачиться в шлем на голову одевали тканевый чепец, а на него натягивали кольчужный наголовник.
3. На шлемы стали крепить забрала в форме вытянутого вперёд конуса. Такая форма не давала стрелам попасть в шлем. Они скользили по металлу, но не пронзали его.
4. По понятиям католической морали неприкрытые ничем рыцарские доспехи были сродни голому телу. А поэтому появляться в них на людях считалось неприличным. Поэтому их закрывали тканью (сюрко ). К тому же белая ткань отражала солнечные лучи, и металл нагревался меньше в жаркие летние дни. Богатые рыцари шили себе сюрко из самых дорогих тканей. Их украшали гербами и эмблемами.
5. У рыцаря было несколько видов доспехов: один — для сражений, два - для турниров (для конного и пешего поединка), а также «парадный».

Итак, кто же такие рыцари?
Ответ:
Это профессиональные военные, имеющие, как правило, свои собственные воинские формирования и, которые в перерывах между служением короне и церкви, занимались переделом собственности между собой. Об этом красочно повествуют рукописные хроники и многочисленные легенды о подвигах своих знаменитых предков, бережно сохранённые благодарными потомками.
В них предки-рыцари предстают благородными воинами, и обязательно знаменитыми сверхспособностями, не свойственными простым смертным.

Ниже некоторые выдержки, о порой невероятных способностях древних рыцарей, из http://pro-vladimir.livejournal.com/266616.html#comments (здесь подробнее)
Экзоскелеты средневековых рыцарей
...
..."Вы бы сами там (в замке ) стали проводить все свои дни, будучи повелителем окрестных земель? А ездить в полностью облачённом доспехе и даже спать? Ведь даже про «спать», говорят, Рыцарь спал стоя! Это же какая выдержка и сила воли к победе нужна? Чтобы делать под себя прямо в штаны, сидеть в железке в мокрой одежде, в плавающих собственных выделениях, да ещё и спать стоя? Это нечто типа добровольной пытки? Да вы там сгниёте заживо!..

Что известно про Рыцарей в полном доспехе? Что у них даже икроножное сочленение ЦЕЛЬНОЕ и отсутствует пятка как таковая, т.е. «ботинок» сразу загибается на стопу. При этом просунуть ногу стопой вперёд через цельный икроножный доспех можно лишь либо отстегнув ступню, либо не имея оной или растянув доспех, ну или доспех на несколько размеров больше или имея тоненькие ножки. А вот поздние доспехи уже имели дверцы на икроножном сочленении... накладные доспехи из разных материалов использовать вполне логично, но вот использовать доспех целиком из металла, включая ботинки, которые будут скользить, уже не логично... Так же не имели «дверцы» и ранние шлемы, вот забрало открывалось уже позднее, а голову нужно совать через шейное отверстие. При этом это не свитер и не вязанный материал, что растягивается, и не джинса, что можно натянуть, это металл! У кого есть желание, тот может попытаться просунуть голову в 10 литровую банку через узкое горлышко. Если уши пройдут, то пролезет, а вот вытянуть обратно ой проблема!..

Доспех Рыцарями не снимался вне Замка. Что уже странно. Т.е. в походе много дней вы в доспехе, недель! Вы писаете и какаете прямо туда! И чтобы не очень воняло, вас поливают водой через… через приподнимаемое забрало или шейное сочленение. Тут у историков есть версии, в летописях нет точного указания, как поливать водой рыцаря, но есть чёткое объяснение, что лить нужно вовнутрь, сверху и не менее нескольких раз в сутки! Вероятно, это легче всего делать через открывающееся забрало, некоторые шлемы даже сделаны на подобии воронок, де просвет щели изнутри смотрит вверх!..

Упорно, ибо так написано в документах, уверяют, что Рыцари выходили из Замка уже в Доспехах! На приёмах, пирах и прочем они были в Доспехах! Варьируются детали и версии, но сама суть остаётся!

Известны из документов и другие странности, связанные с «железными» Рыцарями. Говорят нам же легенды, что даже со снесённой головой такой Рыцарь мог сражаться! А на гравюрах мы можем видеть, что удаление головы, как конечности не несло Рыцарю поражения...

Известны в истории и случаи, когда Рыцари вели сражение по НЕСКОЛЬКУ дней, а армия оных наблюдала в сторонке, «покуривая», возможно все вместе отмечая это событие, посматривая на сражение. Ведь недаром говорят про театр боевых действий, может оно и было театром, а уже потом зрители начинали бить морды друг другу, а у нас разве так не бывает? Де судью на мыло и понеслась. И вот когда Рыцарь сдался на милость победителя, тогда его воины были переподчинены с СОГЛАСИЯ проигравшего Рыцаря победителю. А так бы их попросту ликвидировали. Т.е. переподчинение происходило с СОГЛАСИЯ проигравшей стороны, нечто типа пакта о капитуляции, а не по самому факту победы. У нас разве не так? А казалось бы зачем? Зачем выносить какие-то ключи от каких-то городов и Замков победителям? Те ведь могут их и так отобрать. Но нет! Даже полностью, ПОЛНОСТЬЮ разгромленные враги ОБЯЗАНЫ подписать что-то там и вынести ключи победителям, иначе никак. Типа победа не засчитывается...

Рыцари, как доносят до нас сказания, имели и иные странности. За ПОТЕРЮ Рыцаря всё его войско ликвидировалось вчистую, не засчитывалось поражение с переходом под другого рыцаря, а именно ЛИКВИДИРОВАЛОСЬ физически. Что придавало этому войску вполне неплохой стимул по защите Рыцаря. Этот странный обычай неплохо известен из документов, хотя объяснить его историки не могут никак...

Картинки про рыцарское отношение больше сходят на идеализацию, да и там есть тонкость, что дама сердца Рыцаря ОБЯЗАНА быть за мужем, т.е. ни о каком физическом сношении Рыцаря с дамой не могло быть и речи, только платки и вздохи, причём прилюдно, т.е. на публику. Более того, часто это было вообще визуальным контактом или в одностороннем режиме платка от руки избранной дамы, после протирки глаз и промокания рта дамой! Естественно от чувств-с. И вот такой платок со слезами, облизанный оной и соплями Дамы передавался Рыцарю. Ценность необычайная, коль ради этого аж собирали турниры!..

Автор pro_vladimir предваряет свой пост словами:
"...Некоторым светилам от науки ну очень хочется чтоб устои не трогали. Не теребили странности, что с этих устоев торчат во все стороны. Они ради этого готовы разучится отличать высоту дверного проёма от высоты потолка. Технические элементы готовы заклеймить красивой бесполезностью. Складывается впечатление, что они ради привычного готовы, между военным парадом и гей парадом поставить знак равенства. А фигли, там и тут бесполезные украшения строем. Оказывается, далеко не все в состоянии отличать круглое от квадратного, особенно когда им не хочется замечать разницы. .. с чем я полностью согласен, (как кстати и со всей критикой). Автор также даёт свою версию, объясняющую сверхспособности рыцарей:

..."Совсем другое дело, если это головоногий моллюск, а доспех ему нужен как аквариум, тогда объяснимы все заделанные тщательно щели в доспехе и необходимость выходить в свет только в нём. Да и с необходимостью освежаться внутрь водой, и прочие бытовые мелочи легко объяснимы, как и высокая сила при порой маленьком росте. Ведь физическую механику не обмануть, если у людей скелет внутренний и мышцы базируются на них, то объём мышц имеет значение, а кости скелета мешают наращивать объём их, как и прочность самих мышц имеет предел, ибо попросту порвутся. А вот если вы целиком мышца, то весь доступный объём для вас доступен для наращивания мощи, а внешний панцирь используете как кости, как делают это раки, крабы, да и остальные, имеющие мощные клешни, однако они же для них являются и скелетом...
...Т.е. зачем-то Рыцарь всегда был в доспехах на открытых пространствах, зачем-то ему требовалась вода и довольно много, причём вовнутрь. Может для компенсации испарения и утечек, а не для смыва экскрементов? И для чего-то существовал разрекламированный и растиражированный ритуал передачи «платка» от неких Дам, за сердце или что-то ещё Рыцари то ли сражались, то ли что-то делали? Зачем им вообще этот платок с соплями и выделениями Дам? Фетиш? Или передача генного материала? Ведь моллюски-то гермафродиты и у них нет понятия кто кого и сколько раз, а семенной материал при спаривании они могут и вовсе выпускать в воду. Но тут нет воды, как таковой, а передать через воздушную среду семенной материал можно и платком. Тогда логичен принцип и Дамы замужем и битва за её платок, когда более достойный Рыцарь получает семенной материал и удаляется к себе в замок плодиться и размножаться. Типа рыбка в мобильном аквариуме вышла из своего, добралась до соседнего, получила порцию семян, и увезла в свой аквариум. Всё вполне логично. Уж пологичней чем тиражировать и романтизировать фетишизм на сопливый платок выделений Дам...

Позволю себе не согласиться с версией моллюска, типа осьминог, внутри доспехов:
Мышцы работают только на сокращение, т. е. для сгибания-разгибания, например, в одном суставе д. б. сгибающая мышца и, соответственно разгибающая, причём движение в суставе с помощью этой пары мышц, возможно максимум на 180 градусов и в одной плоскости. И так для каждого сочленения. Кроме этого мышцы д. б. прикреплены к соседним сегментам доспеха для создания рычага, а это д. б. присоски, и снова с набором специфических мышц, а это снова займёт часть объёма конечности. Если не будет присосок, то конечность гада, сидящего внутри, будет болтаться от стенки к стенке, т. е. щупальцу, не прикреплённому к сегментам доспеха, для обеспечения степеней свободы каждой точки щупальца, д. б. набор пар мышц, подобный человеческому языку, обеспечивающему движение в двух перпендикулярных вертикальных плоскостях и одной горизонтальной, перпендикулярной вертикальным, поэтому сила движения в одном направлении будет обеспичиваться мышцами, занимающими незначительную часть поперечного сечения (6-ю часть), например, руки рыцаря. И вообще зачем моллюску чуждая жизнь, чуждые страсти и чуждые желания?
Ещё замечание об официальном представлении о шлемах рыцарей:
Историк, придумавший замшу и тканевый чепец между головой и сталью шлема, явно откосил в молодости от армии. Такая прокладка не защитит от потери сознания после удара дубиной. Ну и главное, основная масса, особенно якобы более древних доспехов, более качественных, как говорят специалисты-металлурги, изготовлены из штампованной прокатной легированной стали, когда таких технологий ещё не изобрели. Видеоролик, где с трудом изображена резвость в современной реконструкции возможностей рыцаря, облачённого в штампованные латы не убедительна. Если человека одеть действительно в кованные доспехи, для наглядности посмотрите какая толщина шлема,
то упав в полном облачении, он вряд ли бы смог подняться без посторонней помощи. Ещё стоит учесть, что имеется структурное различие между "выносливыми" мышцами и "быстрыми": первые теряют в скорости, вторые - в выносливости.

Ниже из комментариев:
elektromexanik А вот вам ещё про линию глаз...


Здесь для пользования глазами через щели щлема, нормальный человек должен запрокидывать голову назад, чтобы хоть-что нибудь увидеть. Во втором случае, чтобы лицезреть окрестности, нужно запихнуть в шлем чепец размером с подушку.


Ниже действительная находка, пролежавшая в земле какое-то время, хотя точность датировки сомнительна.

Забрало. Археологическая находка, возможно, связана с событиями крестового похода 1396 г. и сражением при Никополе. Музей Велико Тырново, Болгария.

Доспехи рыцарей Средневековья, фото и описание которых представлены в статье, прошли сложный эволюционный путь. Их можно наблюдать в оружейных музеях. Это настоящее произведение искусства.

Они удивляют не только своими защитными свойствами, но и роскошью, величием. Однако мало кто знает, что монолитные железные доспехи рыцарей Средневековья датированы поздним периодом той эпохи. Это уже была не защита, а традиционная одежда, которая подчеркивала высокое социальное положение владельца. Это своеобразный аналог современных дорогих деловых костюмов. По ним можно было судить о положении в обществе. Подробнее об этом мы поговорим дальше, представим фото рыцарей в доспехах Средневековья. Но сначала о том, откуда они пошли.

Первые доспехи

Оружие и доспехи рыцарей Средневековья развивались вместе. Это и понятно. Улучшение летальных средств обязательно приводит к развитию оборонительных. Еще в доисторические времена человек старался защитить свое тело. Первыми доспехами являлась шкура животных. Она неплохо защищала от неострых орудий: кувалд, примитивных топоров и т. д. Совершенства в этом достигли древние кельты. Их защитные шкуры иногда выдерживали даже острые копья и стрелы. Удивительно, но основной упор в защите делали на спину. Логика была такая: в лобовой атаке можно было укрыться от снарядов. Удары в спину увидеть невозможно. Бегство и отступление было частью боевой тактики этих народов.

Матерчатые доспехи

Мало кто знает, но доспехи рыцарей Средневековья в ранний период были из материи. Их трудно было отличить от мирной гражданской одежды. Отличие только в том, что они склеивались из нескольких слоев материи (до 30 слоев). Это были легкие, от 2 до 6 кг, недорогие доспехи. В эпоху массовых боев и примитивности рубящих орудий - идеальный вариант. Любой ополченец мог себе позволить такую защиту. Удивительно, но такие доспехи выдерживали даже стрелы с каменными наконечниками, которые с легкостью пробивали железо. Это происходило за счет амортизации о ткань. Более зажиточные вместо них использовали стеганые кафтаны, набитые конским волосом, ватой, пенькой.

Народы Кавказа вплоть до 19-го века использовали подобную защиту. Их валяная из шерсти бурка редко разрубалась саблей, выдерживала попадание не только стрелы, но и пуль от гладкоствольных ружей со 100 метров. Напомним, такое оружие было в нашей армии вплоть до Крымской войны 1955-1956 года, когда наши солдаты гибли от нарезных европейских ружей.

Кожаные доспехи

На смену матерчатым пришли доспехи рыцарей Средневековья из кожи. Широкое распространение они получили и на Руси. Мастера по коже широко ценились в то время.

В Европе они слабо были развиты, так как применение арбалетов и луков - излюбленная тактика европейцев в период всего Средневековья. Кожаная защита применялась лучниками и арбалетчиками. Она защищала от легкой кавалерии, а также от собратьев по оружию противоположной стороны. С дальних расстояний они могли выдержать болты и стрелы.

Особенно ценилась кожа буйвола. Достать ее было практически невозможно. Только самые богатые могли себе это позволить. Были относительно легкие кожаные доспехи рыцарей Средневековья. Вес был от 4 до 15 кг.

Эволюция доспехов: ламмелярные доспехи

Далее происходит эволюция - начинается изготовление доспехов рыцарей Средневековья из металла. Одна из разновидностей - ламмелярые доспехи. Первые упоминание подобной технологии наблюдаются в Междуречье. Доспехи там делались из меди. В подобную защитную технологию стали применять из металла. Ламмелярные доспехи представляют собой чешуйчатые панцири. Они оказались самыми надежными. Пробивались только пулями. Главный их недостаток - вес до 25 кг. Надеть его одному невозможно. Кроме того, если рыцарь падал с коня, то был полностью обезврежен. Подняться было невозможно.

Кольчуга

Доспехи рыцарей Средневековья в виде кольчуги были самыми распространенными. Уже в 12-м веке они получил широкое распространение. Доспехи кольчатые весили относительно немного: 8-10 кг. Полный комплект, включая чулки, шлем, перчатки, достигал до 40 кг. Главное преимущество - доспехи не стесняли движение. Позволить их себе могли только самые зажиточные аристократы. Распространение среди среднего класса происходит только в 14-м веке, когда богатые аристократы надели латные доспехи. О них пойдет речь далее.

Латы

Латные доспехи - вершина эволюции. Только с развитием технологии ковки металла можно было создать такое произведение искусства. Латные доспехи рыцарей Средневековья своими руками сделать практически невозможно. Это был единый монолитный панцирь. Позволить себе такую защиту могли только самые богатые аристократы. Их распространение приходится на Позднее Средневековье. Рыцарь в латных доспехах на поле боя - настоящий бронированный танк. Сразить его было невозможно. Один такой ратник среди войска склонял чашу весов в сторону победы. Италия - родина такой защиты. Именно эта страна славилась мастерами по производству доспехов.

Желание иметь тяжелую защиту обусловлено тактикой битвы средневековой кавалерии. Во-первых, она наносила мощный стремительный удар сомкнутыми рядами. Как правило, после одного удара клином против пехоты битва заканчивалась победой. Поэтому в первых рядах шли самые привилегированные аристократы, среди которых был сам король. Рыцари в латах почти не погибали. Убить его в бою было невозможно, а после боя пленных аристократов не казнили, так как все друг друга знали. Вчерашний враг сегодня превращался в друга. Кроме того, обмен и продажа пленных аристократов составляли порой главную цель сражений. Фактически, средневековые битвы были похожи на На них редко погибали «лучшие люди», однако в реальных боях это все же бывало. Поэтому необходимость в совершенствовании постоянно возникала.

«Мирная битва»

В 1439 году в Италии, на родине лучших мастеров кузнечного дела, произошла битва у города Ангиари. В ней приняло участие несколько тысяч рыцарей. После четырех часов баталии погиб только один ратник. Он упал с коня и попал под его копыта.

Конец эпохи боевых доспехов

Англия положила конец «мирным» войнам. В одной из битв англичане, возглавляемые Генрихом XIII, которых было в десятки раз меньше, использовали мощные уэльские луки против французских аристократов в латах. Маршируя уверенно, они чувствовали себя в безопасности. Каково же было их удивление, когда сверху начали сыпаться стрелы. Шок был в том, что до этого они никогда не поражали рыцарей сверху. Против лобового поражения использовали щиты. Сомкнутый строй из них надежно защищал от луков и арбалетов. Однако уэльское оружие смогло пробить доспехи сверху. Это поражение на заре Средневековья, где погибли «лучшие люди» Франции, положило конец подобным битвам.

Доспехи - символ аристократизма

Доспехи во все времена были символом аристократизма не только в Европе, но и во всем мире. Даже развитие огнестрельного оружия не положил конец их использованию. На доспехах всегда был изображен герб, они были парадным мундиром.

Их надевали на праздники, торжества, официальные встречи. Конечно, парадные доспехи делали в облегченном варианте. Последний раз их боевое применение было в Японии уже в 19-м веке, во времена восстаний самураев. Однако огнестрельное оружие показало, что любой крестьянин с винтовкой намного эффективнее, чем профессиональный воин с холодным орудием, облаченный в тяжелые латы.

Доспехи рыцаря Средневековья: описание

Итак, классический комплект среднестатистического рыцаря состоял из следующих вещей:

Оружие и доспехи не были едиными за всю историю Средневековья, так как они выполняли две функции. Первая - защита. Вторая - доспехи являлись отличительным атрибутом высокого социального положения. Один сложный шлем мог стоить целые деревни с крепостными. Не каждый мог себе его позволить. Это касается и сложных доспехов. Поэтому найти два одинаковых комплекта было невозможно. Феодальные доспехи - это не унифицированная форма солдат-рекрутов в поздние эпохи. Они отличаются индивидуальностью.

Скорее всего, говоря о средневековых доспехах, воображение большинства из нас рисует рисует нечто тяжелое, грузное и громоздкое. Что-то вроде этого:

И далеко не все знают, что на самом деле все было не совсем так.

Вот так уже лучше:

Этот красиво обработанный кислотным травильным раствором бронекостюм позднего средневековья уже не так похож на тяжеловесный панцирь, однако всё ещё создаёт впечатление громоздкой и неудобной брони. Тем не менее, он был создан специально для ношения и имеет определённые параметры, которые должны подходить под размеры хозяина, поэтому на человеке он будет смотреться намного лучше.

А вот это уже совсем другой разговор!

Знакомьтесь – это доктор Тобиас Кэпвелл, полностью облачённый в самодельные доспехи, созданные по подобию скульптурного изображения, датируемого 1450-ми годами. Эта прекрасно подогнанная “вторая кожа” предназначена для защиты жизни и здоровья своего владельца на турнирных состязаниях или в пешем поединке. Вот теперь видно, насколько устрашающе могут выглядеть правильные доспехи – кажется, будто он и без меча способен обратить в бегство целую армию.

“Средневековая броня стесняла движения и была тяжёлой”

Должным образом созданная броня не ограничивает движения своего носителя. Более того, вышепредставленные доспехи ещё и позволяют человеку увеличить амплитуду движения. Точный вес этого боевого снаряжения неизвестен, однако обычно средневековые воины предпочитали не надевать на себя броню тяжелее 30 килограмм. Хотя эта броня была мастерски создана из современных материалов, её дизайн полностью наследует панцирную защиту, созданную более 500 лет назад.

“Рыцари фактически дубасили друг друга, пока один из них не падал”

Методики исторического фехтования в западных и восточных странах немного разнятся. Вот, к примеру, гравюра 15 века немецкого мастера фехтования Ханса Тальхоффера, на которой демонстрируется приём “Mordschlag” (нем. смертельный удар) и противодействие ему. Конечно, колющие и режущие удары меча малоэффективны против полного комплекта закрытой брони, однако используя его в качестве молота, можно серьёзно оглушить противника рукоятью или гардой.

Вот “Mordschlag” в действии

Здесь показана как возможность этой разрушительной атаки, так и крепость брони – без неё череп человека давно бы лишился целостности. А так носитель брони (предварительно готовый к такому приёму) всего лишь потерял сознание из-за воздействия ударной мощи и не смог продолжать бой. Следует также учитывать, что рыцарей обучали приёмам рукопашной борьбы, работе с одноручными и двуручными орудиями, кинжалами, стилетами, ножами, методам для противодействия и способам противодействия противодействиям.

Вот это, наверное, является апофеозом средневекового искусства исполнения доспехов

Это боевое снаряжение было создано для английского короля Генриха VIII и его участия в пеших рыцарских состязаниях на турнирах. Возможно, кому-то эти доспехи покажутся нелепыми из-за дизайна стального зада, однако стоит лишь хорошо присмотреться, и вы поймёте, что это один из первых защитных бронекостюмов, который полностью скрывает уязвимую человеческую плоть от безжалостного острия оружия. Кстати говоря американское аэрокосмическое ведомство NASA подробнейшим образом изучала эти доспехи при создании первого космического скафандра.

И напоследок пример того, что рыцарю необязательно нужно иметь меч в руке, чтобы поразить противника щитом.