Самоходное орудие 152 мм. От «Акации» до «Коалиции»: современные тяжёлые САУ

Штатная самоходная гаубица дивизионных артполков советской армии.

В начале 1960-х годов начало сказываться отставание СССР в самоходной дивизионной артиллерии. В ответ на разработку в США самоходной 155-мм гаубицы M109 в Советском Союзе запустили создание своего образца, призванного заменить в артполках мотострелковых и танковых дивизий буксируемые 152-мм гаубицы Д-1 , Д-20 и МЛ-20 .

Окончательное решение о создании было принято после того, как была получена надежная информация о включении в состав боекомплекта M109 ядерных снарядов. В условиях применения дивизионной артиллерией «спецбоеприпасов» насущной необходимостью стало резкое повышение мобильности огневых средств, способных быстро выйти из возможной зоны поражения при организации противником контрбатарейной борьбы.

Головным разработчиком самоходки был назначен завод «Уралтрансмаш», артиллерийскую часть разрабатывали на «Заводе № 9». Ее главным конструктором был Федор Петров, главным конструктором шасси — Георгий Ефимов.

Разработку запустили в 1967 году по результатам научно-исследовательской работы, выполненной в 1963−65 годах и определившей технический облик САУ. В конце 1968 года были изготовлены первые два опытных экземпляра самоходки, к октябрю 1969 года закончились заводские испытания. В 1971 году САУ под обозначением 2С3 «Акация» была принята на вооружение.

Управляемый снаряд «Краснополь». Фото: Максим Борисов/Защищать Россию

Артиллерийская часть самоходки — 152-мм гаубица 2А33 (Д-22) с длиной ствола в 28 калибров. В номенклатуру боеприпасов входили осколочно-фугасные, бетонобойные, шрапнельные и кассетные снаряды разных модификаций (в том числе активно-реактивные), а также управляемые снаряды семейств «Краснополь» и «Сантиметр». Кроме того, могли применяться дымовые, осветительные, химические снаряды и снаряды-постановщики помех. Предусматривался и вариант со «специальными» (ядерными) снарядами мощностью 1 кт.

С 1975 года в производство был запущен модернизированный вариант 2С3М, отличавшейся увеличенным боезапасом, измененной конфигурацией люков в кормовой части (для упрощения заряжания при подаче снарядов с грунта) и новой радиостанцией. В 1987 году ее сменила в серии модель 2С3М1 с новым прицельным комплексом, аппаратурой автоматизации целеуказания и заменой радиооборудования. В 2006 году была разработана версия 2С3М2 с автоматизированной системой управления огнем.

Существует также опытный вариант 2С3М3, в котором существенно усовершенствована артиллерийская часть, унифицированная по баллистике с гаубицей 2А64 ( « »), что позволило увеличить дальность действия.

Всего было выпущено около 4 тысяч единиц САУ, она эксплуатируется более чем в 20 странах мира. «Акация» в силу своей неприхотливости и мощности остается пока на вооружении сухопутных войск России, однако в последние 25 лет активно заменяется новыми гаубицами «Мста-С» .

ТТХ САУ (приведен базовый вариант 2С3):

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.



САУ 2С3 «Акация»



152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация»




Разработка САУ 2С3 «Акация» была начата по Постановлению №609-201 от 4.07.1967 г. Проектирование и изготовление опытных образцов артиллерийской части производило ОКБ- 9 («Уралмаш»), а шасси – УЗТМ (г. Свердловск).

Артиллерийская часть САУ была разработана на базе 152- мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы взяты у Д-20 без изменений. Новая гаубица получила заводской индекс Д-22 и индекс ГРАУ 2А33.

Ствол гаубицы Д-22 состоял из трубы-моноблока, двухкамерного дульного тормоза, эжектора, муфты и казенника.

Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа.

Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры противооткатных устройств жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Длина отката нормальная 510-710 мм, предельная 740 мм.



Схема САУ 2С3



Гаубица Д-22, установленная на САУ 2С3


Подъемный механизм гаубицы имеет один сектор, привод механизма ручной. Уравновешивающий механизм пневматический толкающего типа. Гаубица устанавливается в амбразуру башни при помощи закладных цапф.

Шасси разработано на базе пусковой установки ЗРК «Круг» (об. 123), новое шасси получило индекс «об.303». В САУ отделение управления и моторно-трансмиссионное отделение размещены в передней части корпуса, а боевое отделение – в кормовой части корпуса, а также в башне.

Корпус и башня сварные из катаных броневых листов, которые защищают от пули Б-32 с дистанции 300 мм. Имеется система герметизации обитаемых отделений и фильтро-вентиляционная установка.

Двигатель 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-59. Трансмиссия механическая двух- поточная. Коробка передач находится в одном блоке с планетарным механизмом поворота. Подвеска индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Гусеница с резинометаллическим шарниром, ширина трака 484 мм.

Боекомплект первоначально состоял из 40 выстрелов, находившихся в двух боеукладках (в башне и в корпусе).

Первые два опытных образца 2С3 были изготовлены в конце 1968 года. Заводские испытания их завершены 15 октября 1969 года.

Выявлена большая загазованность боевого отделения,особенно при стрельбе на малых зарядах. По этой же причине не были приняты и еще четыре образца 2С3, изготовленные летом 1969 года для полигонных испытаний.

В конце концов с грехом пополам с проблемой загазованности справились, и в 1971 году САУ 2С3 «АкаЦия» была принята на вооружение.

Серийное производство 2С3 было начато в 1970 году. Головное предприятие-изготовитель – УЗТМ. Первые три серийные САУ изготовлены в декабре 1970 года. В 1971 году – еще 9 САУ, из них 6 – в декабре. На 1973 год был дан план 70 САУ. Стоимость 2С3 на 1973 год составляла 305 тыс. руб.

В 1975 году вместо двух механизированных боеукладок была введена одна – барабанного типа на 12 выстрелов. Это позволило увеличить возимый боекомплект с 40 до 46 выстрелов. Модернизированная САУ получила индекс 2С3М, а гаубица – 2А33.

В 1987 году индекс орудия изменился еще раз – 2С3М1. Цифра 1 означает оснащение САУ аппаратурой приема и отражения командной информации и новым прицелом.

САУ «Акация» авиатранспортабельна, причем самолет Ан-22 может перевозить сразу две установки.

Режимы огня гаубицы:

Скорострельность без перекомплектации зарядов: прямой наводкой из укладки башни, выстр./мин. 3,5 прямой наводкой из укладки корпуса, выстр./мин. 2,6

При стрельбе с закрытых позиций и подаче выстрелов с грунта, выстр./мин. 3,4

Средняя скорострельность при полном расходе возимого боекомплекта, выстр./мин. 1,9

Тепловые ограничения: 30 выстрелов за 10 мин. 75 выстрелов за 60 мин.

Наибольшая предельная дальность (с прицепов прямой наводки ОП5-38), м 4000

В 1970 году для САУ «Акация» была начата разработка специального выстрела ЗБВЗ с дальностью стрельбы 17,4 км.

Кроме того, «Акация» могла вести огонь корректируемыми 152-мм снарядами «Краснополь» (ОФ-38) и спецбоеприпасами.

Подробные баллистические данные других снарядов не приводятся, так как они близки к ОФ- 540. Так, у снаряда ОФ25 начальная скорость – 655 м/с, а максимальная дальность – 17410 м. Несколько больше отличаются гаубичные снаряды. Так, у ОФ- 530 начальная скорость 670 м/с, а дальность 15920 м.

Для борьбы с танками в боекомплект 2С3 входит кумулятивный снаряд БП-540. Стрельба им ведется специальным зарядом Ж6 весом 5,6 кг, начальная скорость снаряда 676 м/с, прицельная дальность 3000 м. По нормали снаряд пробивает броню толщиной 250 мм, под углом 60° – 220 мм, под углом 30° – 120 мм. Бронепробиваемость кумулятивного снаряда от дальности стрельбы не зависит. Кроме того, САУ может стрелять и не входящим в штатный боекомплект снарядом Бр-540Б (тупоголовый с баллистическим наконечником) и снарядом Бр-540 (остроголовым). На дистанции 1000 м Бр-540Б пробивает по нормали 120-мм броню, а под углом 60° – 100-мм; соответственно Б-540 – 115-мм и 95-мм броню.

Тип снаряда Индекс снаряда Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Тип взрывателя
Осколочно-фугасный ОФ-540 0Ф-540Ж* ОФ-5ЭО ОФ25 43,56 43,56 40,0 43,56 5,86 5,86 6,86 6,88 РГМ, В-90 РГМ, В-90 РГМ, В-90, РГ-6 РГМ-2, В-90, АР-5
Бетонобойные Г-545 Г-530 56,0 40,0 4,2 5,1 КДТ,ДБТ, КТД
Кумулятивный БП-540 27,4 ГПВ-3, ГКВ
Осветительный** С1 40,2 Т-7
Химический 3X3 вещество Р-35 РГМ-2

* «Ж» означает железокерамический поясок, снаряд с ним летит на 0,5% дальше, чем ОФ-540 с медным пояском.

** Осветительный парашютный снаряд с железокерамическим пояском, время свечения 40 секунд.


Таблица стрельбы для снаряда ОФ-540
Номер заряда Полный №1 №2 №3 №4 №5 №6
Вес заряда, кг 8,3 7,6 4,4 3,0 2,41 1,85 1,3
Начальная скорость, м/с 651 603 509 425 385 335 282
Дальность, м 17053 15900 13300 11100 10000 8740 6751

В штатный боекомплект 2С3М обычно входит 42 осколочно-фугасных снаряда ОФ- 540 и ОФ-540Ж, и четыре кумулятивных снаряда БП-540.

В настоящее время гаубица может вести огонь практически всеми 152-мм снарядами как от гаубицы-пушки MJ1- 20 и пушки-гаубицы Д-20 (в индексах их снарядов стоит цифра 540), так и снарядами 152-мм гаубицы Д-1 (в индексе ее снарядов стоит цифра 530).


Гаубицы с картузным заряжанием для САУ « Гвоздика» и «Акация»

В связи с сильной загазованностью боевых отделений закрытых САУ «Гвоздика» и «Акация» МОП 11 декабря 1967 года издало постановление о начале работ по созданию гаубиц с картузным заряжанием. В ОКБ-9 для САУ «Гвоздика» и «Акация» были спроектированы 122- мм гаубица Д-16 и 152-мм гаубица Д-11 на базе штатных гаубиц Д-32 и Д-22. Заряжание новых гаубиц картузное, а затворы полуавтоматические поршневые с пластинчатым обтюратором.

Были изготовлены опытные образцы обеих гаубиц и произведены полигонные испытания их.

Дальность стрельбы, кучность и пламенность выстрелов были те же, что и у Д-32 и Д- 22. Скорострельность у Д-11 та же, что и у Д-22 из-за конструктивных недостатков экспериментального образца пневмодосылателя и неудобств в работе с пеналом, где хранятся картузы.

По результатам испытаний 122-мм гаубица Д-16 подверглась доработке, досылатель пневматического типа был заменен электромеханическим. Заодно – в обеих гаубицах несколько увеличили объем зарядной каморы, чтобы помещать больший заряд и применить новые снаряды улучшенной аэродинамической формы. Новые варианты гаубицы получили индексы Д-16М и Д-11М.

Так, дальность стрельбы из 152-мм гаубицы Д-11М составила 19,3 км вместо 17,6 у Д-22.

Гаубица Д-16М была на 60% унифицирована с Д-32:


Гаубицы Д-32 Д-16М

Вес снаряда, кг

Вес заряда, кг

Начальная скорость, м/с

Давление в канале, кг/см²

Дальность стрельбы, км

Скорострельность, выстр./мин.

Угол ВН, град.

– 4°; +70° -4°; +70°

Вес качающейся части, кг


В марте 1972 года МОП приняло решение прекратить работы по гаубицам картузного заряжания Д-16М и Д-11, так как они «не имеют существенных боевых преимуществ перед Д-32 и Д- 22». Результаты отработки поршневого затвора было рекомендовано использовать при проектировании 152-мм пушки «Гиацинт-К», а испытания снарядов улучшенной аэродинамической формы (по сравнению с ОФ-462) проводить в дальнейшем на 122- мм буксируемой гаубице Д-30.

Т-34 и КВ в больших количествах стали поступать на фронт, гитлеровские вояки, наконец, осознали, что их так называемые "магистральные" танки T-III и T-IV (последний имел 30-мм бронирование и 75-ми короткоствольную пушку) не идут с ними ни в какое сравнение.
Германская танковая промышленность в срочном порядке выпустила ряд танков и самоходных орудий с усиленней броней и мощным вооружением. Накануне Курской битвы, напутствуя свои войска, Гитлер заявил: "До сих пор достигнуть того или иного успеха русским помогали танки. Мои солдаты! Наконец вы имеете теперь лучшие танки, чем они".
Финал грандиозной танковой битвы под Курском известен: полторы тысячи бронированных машин и 70 тысяч солдат потерял вермахт в этом сражении. И громадная заслуга в разгроме фашистской танковой армады принадлежит самоходным артиллерийским установкам САУ-152. впервые примененным в этих боях. Их дебют оказался для гитлеровцев поистине ошеломляющим; пятидесятикилограммовые снаряды самоходок буквально проламывали броню тяжелых танков, срывали с них орудийные башни... Хваленые "пантеры", "тигры" и "фердинанды" оказались бессильными против крепкой брони и могучего артиллерийского удара САУ-152.
Тяжелые самоходные орудия и ныне состоят на вооружении Советской Армии. В нашем журнале рассказывалось о современных мобильных, артиллерийских системах (см. № 9 за 1984 год и №2 за 1986 год). Сегодня мы знакомим читателей с одной из самых мощных самоходок - СУ-152. Созвучие в обозначениях современной гаубицы на гусеничном ходу и 152-мм самоходного орудия времен Великой Отечественной войны не случайно - в боевой наших дней сфокусировались многие достижения советской военной науки и военно-инженерного мастерства, основы которых закладывались в суровые годы войны.
Первое знакомство со 152-мм самоходной гаубицей у непосвященного человека чаще всего вызывает недоумение: почему это боевую машину, почти неотличимую от танка, называют самоходной гаубицей?
В самом деле, их основные признаки фактически совпадают: броневой корпус характерной формы с башней, орудие, гусеничный ход. И все-таки - самоходка, типичная артиллерийская система, на которую возлагается выполнение огневых задач, присущих исключительно классической артиллерии.
Специалисты дают ей такое определение: 152-мм самоходная гаубица - боевая гусеничная , имеющая мощное вооружение, броневую защиту, высокую и приспособленная Для ведения боевых действии в условиях применения оружия массового поражения.
Основная задача, которую она должна решать в бою, - уничтожение и подавление средств ядерного нападения. Разумеется, помимо этого, гаубица может успешно применяться и для поражения артиллерии, минометов, других огневых средств и живой силы противника как на позициях, так и в местах сосредоточения, она способна подавлять его тылы и .
Но и это еще не все. Напомним, гаубица - такое артиллерийское орудие, которое может вести навесную стрельбу. /Траектория снаряда в этом случае Довольно крутая, снаряд, образно говоря, "навешивается" на цель, бьет ее сверху. Такой метод стрельбы обеспечивает наилучшие условия для разрушения полевых и долговременных оборонительных сооружений, СУ-152 ведет огонь по целям с большой Точностью и в короткое время наносит им значительный ущерб.
В решении этих боевых задач большую роль играет мощность вооружения. Установленная в башне гаубица (раньше орудия такого калибра - 152 мм - - называли шестидюймовками) способна поражать цели на дальности до 17,3 км. Причем в район цели доставляется снаряд массой без малого полцентнера - 43,56 кг. Огонь обычно ведется с закрытой огневой позиции. Конструкция орудия позволяет стволу перемещаться в башне по вертикали от угла снижения, в - - 4° До максимального угла возвышения, равного +60°. Сама же вместе со стволом орудия вращается в горизонтальной плоскости вкруговую.
Последнее обстоятельство имеет чрезвычайно важное значение, например, в случае, когда на самоходную гаубицу движется противника. Это настолько опасно, что необходимо Открывать огонь немедленно. Ведь на самоходную гаубицу возлагается задача борьбы с танками и другими важными бронецелями. Надо лишь уточнить; откуда движется танк противника - - прямо, сбоку, или сзади? Самая критическая ситуация, когда атакуют сзади. К примеру, расчету обыкновенной буксируемой гаубицы по команде " сзади" приходилось срочно выкатывать (и только на руках!) орудие из окопа и разворачивать его на 180°.
Ну а наводчик экипажа самоходной гаубицы, получив столь Тревожную команду, включает электромеханический привод и через 18 с башня с гаубицей будет развернута в противоположном направлении - скорость наведения орудия в горизонтальной плоскости составляет не менее 10° в -секунду. Сама же боевая машина останется на месте.
Огонь по танкам с открытой огневой позиции ведется прямой наводкой. Отличительная особенность самоходки в том, что она способна бороться с танками противника на значительных расстояниях: наибольшая дальность стрельбы с помощью прицела прямой наводки составляет 4 км!
Представим себе небольшой эпизод боевой учебы артиллеристов. Самоходные гаубицы движутся на марше в походном порядке и в этот момент поступает команда занять огневую позицию.
На ее подготовку не потребуется много времени. Тем более что окопы рыть не надо: экипаж и все оборудование надежно укрыты броневой защитой.
Но вот звучит команда "к бою!". Сноровисто, умело и быстро действует экипаж. Проходят считанные минуты - и грозная боевая машина уже готова обрушить тяжелые снаряды на указанную цель.
Здесь уместно привести такую важную характеристику, как СУ-152. На нее влияет множество факторов - технических, весовых, габаритных... Конструкторы применили для орудия раздельно-гильзовое заряжание. Дело в том, что артиллерийский выстрел в виде унитарного патрона был бы весьма "увесистым". Напомним, масса осколочно-фугасного снаряда. более 43 кг, а полного переменного заряда с с гильзой. - еще 16 кг. Итого: круглым счетом 60 кг! И хотя заряжать орудие унитарным патроном можно в один прием, справиться с такой работой по силам разве что штангисту... На СУ-152 только одну операцию заряжающий; выполняет вручную - когда переносит снаряд и гильзы с лотка боеукладки на лоток гаубицы. Остальные же механизированы - на помощь приходит досылатель укладки.
В соответствии с этими особенностями и определена техническая скорострельность 152-мм самоходной гаубицы.
Артиллерийская команда завершается, как обычно, энергичным приказом - "огонь!". По этому сигналу орудие наводят, заряжают и производят выстрел. Командир самоходной гаубицы диктует наводчику данные угломера и прицела. Тот выполняет горизонтальную и вертикальную наводку орудия.
В это время заряжающий, нажав на рукоятку затвора, открывает его. Повернувшись, вынимает из боеукладки снаряд, устанавливает и с помощью досылателя вводит в ствола. Затем, снова повернувшись, берет гильзу, устанавливает заряд, вставляет гильзу в зарядную камору, закрывает затвор - клин вертикального типа поднимается вверх и надежно запирает канал ствола.
По сигналу командира наводчик нажимает на спуск. От команды "огонь" до выстрела секундная стрелка должна отсчитать не более 20 делений - таков неумолимый закон боевого норматива.
Итак, скорострельность самоходной гаубицы составляет три выстрела в минуту. Для столь мощного орудия это достаточно высокий показатель. Если батарея самоходных гаубиц в составе четырех боевых машин ведет беглый огонь по "точечной" цели, например, долговременному оборонительному сооружению, то в течение одной минуты на нее обрушится 12 гаубичных снарядов общей массой более полутонны!

Помимо орудия, на башне самоходки установлен пулемет ПКТ - пулемет Калашникова, танковый. Его калибр 7,62 мм, наибольшая прицельная дальность стрельбы составляет 1500 м, питание ленточное, каждая лента снаряжается 250 патронами. Так что при необходимости боевая машина может "огрызнуться" свинцовым огнем.
Самоходная гаубица спроектирована весьма рационально и структурно разделена на три отделения: управления, силовое и боевое, отделение управления расположено в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. В нем размещается механик-водитель.
Силовое отделение - также, в носу корпуса и занимает его правую часть. Здесь находится со всеми обслуживающими механизмами и системами.
Боевое отделение - в средней и кормовой частях корпуса, к нему относится также башня. Сиденье наводчика установлено слева от гаубицы, а заряжающего - справа. Место командира самоходки - сзади наводчика. Прямо над его сиденьем в крыше башни встроена командирская башенка с люком. Под руками у командира радиостанция, переговорного устройства, щиток командира и планшетка для записей.
Сама же гаубица состоит из следующих основных частей: ствола, затвора с полуавтоматикой, люльки с ограждением, противооткатных устройств, подъемного и уравновешивающего механизмов, досылателя и электрооборудования.
Много внимания уделили конструкторы СУ-152 разработке электромеханических приводов наведения. И в этом есть большой смысл; чем быстрее и точнее нацелишь орудие и произведешь прицельный выстрел, тем больше шансов опередить противника. Вот почему это сложное "хозяйство" способно безотказно работать в широком температурном диапазоне - от -40° до +45° при относительной влажности воздуха до 98%. Все приводы сохраняют работоспособность и в горных условиях - на высоте до 3 тыс. м над уровнем моря, а также выдерживают тряску, вибрации и запыленность воздуха, без чего немыслимы реальные условия эксплуатации.
Рассказ о конструкции самоходной гаубицы и ее вооружении будет неполным, если не упомянуть о приборах наблюдения и прицеливания. С их помощью артиллеристы, находясь внутри боевой машины, могут вести разведку местности, обнаруживать цели. Причем вести наблюдение и стрелять можно в любое время суток, днем и ночью.
Масса самоходной гаубицы составляет 27 т, но, несмотря на это, боевая машина обладает хорошей маневренностью, она весьма подвижна, поворотлива и имеет высокую проходимость.
По грунтовой дороге эта машина способна двигаться со скоростью 25 - 30 км/ч. а по шоссе - до 48 - 45 км/ч. движения по шоссе может достигать 62 км/ч.
Запас хода или дальность действия и маневра на одной заправке топливом - полтысячи километров. Характеристика весьма значительная. Если в ходе боевых действий самоходные гаубицы оторвутся на значительное расстояние от базы снабжения, большой запас хода будет иметь первостепенное значение.
Немаловажна и такая слагаемая маневренности, как поворотливость, которая позволяет СУ-152 быстро изменять направление движения. Эта способность имеет большое значение в современном бою, насыщенном разнообразными огневыми и ударными средствами, а также при движении в лесу. населенных пунктах. Гаубица может развернуться практически "на пятачке". Минимальный радиус поворота равен ширине колеи, что для гусеничной машины равнозначно расстоянию между серединами гусениц - 2720 мм.
И еще одна характеристика маневренности - проходимость, то есть способность орудия двигаться по бездорожью и преодолевать препятствия. На этот параметр влияют и , и удельное давление гусениц на грунт, и клиренс.
Начнем с того, что длина опорной поверхности составляет 4622 мм и при массе 27 т СУ-152 оказывает такое же , как ступни взрослого человека - около 0,6 кгс/см2 К тому же и клиренс машины весьма значительный - 450 мм. Этого вполне достаточно для движения по бездорожью, в том числе по заболоченным участкам, сугробам, пням, по грунтовым дорогам с глубокими колеями.
Двигатель мощностью 520 л. с. легко несет боевую машину. Максимальный угол подъема составляет 30°. А при движении поперек склона гаубица может накреняться на угол до 25° от вертикали. СУ-152 не остановит не только траншея, но даже ров шириной до 3 м. "Возьмет" она и вертикальную стенку высотой до 0,7, м. Правда в отличие от более легкой СУ-122, плавать она не может - водные преграды преодолевает вброд, если глубина не превышает 1 м,
Выше приводилось определение самоходной гаубицы, которое заканчивалось словами: "...Приспособленная для ведения боевых действий в условиях применения оружия массового поражения". Это значит, что она оснащена системой противоатомной защиты автоматического действия. В ней установлен чувствительный . Как известно, возникающие при ядерном взрыве потоки гамма-излучения распространяются со скоростью света. При Вспышке это излучение практически мгновенно достигает машины и фиксируется прибором, который тотчас вырабатывает команды, поступающие на ряд исполнительных механизмов. Мгновенно происходит автоматическая обитаемых отделений - боевого и управления.
Экипаж надежно защищен также от радиоактивной пыли и химических отравляющих веществ. В обитаемых отделениях создается избыточное давление воздуха, к тому же он очищается с помощью фильтровентиляционных установок.
В бою всякое может случиться. Например, пожар. И тут придет в действие - система противопожарного оборудования. В первую очередь защищаются от огня силовое и боевое отделения СУ-152, то есть ее двигатель и члены экипажа. Система противопожарного оборудования состоит из термодатчиков (четыре из них размещены в силовом отделении, а три - в боевом), и распылителей, которые с помощью магистральной трубы подсоединены к баллонам с составом "3,5" (бромистый этил и углекислота).
Проследим за механизмом действия этой системы. Допустим, возник пожар в силовом отделений. Температура воздуха в замкнутом объеме быстро повышается - при этом обязательно срабатывает один из термодатчиков. Электрический тут же подключит систему противопожарного оборудования. В одном из баллонов сработает пиропатрон, который пробьет мембрану, и огнегасящий состав поступит к штуцерам распылителей, в результате пламя сбивается и гаснет.
152-мм самоходная гаубица обладает высокими огневыми и эксплуатационными возможностями. Сочетание мощного вооружения с самоходным делает эту бронированную машину современным и высокоэффективным средством вооруженной борьбы.


1 - дульный , 2 - , 3 - кронштейн крепления гаубицы по-походному, 4 - 152-мм гаубица, 5 - корпус, 6 - прицел, 7 - башня, 8 - пулемет ПКТ, 9 - приборы наблюдения, 10 -

История создания САУ 2С3 Акация

До середины 60-х годов в войсках Советской Армии продолжали служить САУ ,
и
, созданные и принятые на вооружения ещё в период Великой Отечественной войны. Они сочетали в себе качества пушечно-гаубичной артиллерии с противотанковыми возможностями, и за эту универсальность нравились военным, чьи взгляды на способы ведения боевых действий сформировались в ходе войны.

Однако когда военное поколение офицеров и генералов стало постепенно сменяться послевоенным, стали формироваться новые взгляды на использование самоходной артиллерии.

Так, в частности, главным врагом танка был объявлен не артиллерийский снаряд, а ПТУРС. Поэтому посчитали, что самоходная артиллерия с одной стороны не может быть противотанковой, а с другой, ей не нужна противоснарядная броня, поскольку ПТУРСы её всё равно пробьют, сколь бы крепкой она ни была. А по сему САУ должна быть максимально подвижной, желательно плавающей и авиатранспортабельной, а следовательно иметь лишь противопульное бронирование. Орудие же для максимального манёвра огнём должно размещаться не в бронерубке, а во вращающейся башне с возможностью кругового обстрела и высокого угла подъёма ствола. Кроме того, орудие должно было иметь возможность стрелять и ядерными снарядами.

Исходя из этих взглядов, совместным постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №609-201 от 4 июля 1967 года Свердловскому машиностроительному заводу «Уралтрансмаш» было выдано техническое задание на разработку самоходной гаубицы 2С3 Акация .

Конструкция 2С3 Акация

Акация была спроектирована по классической башенной схеме: сварной корпус, разделённый на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое.

В ходе проектирования гаубицы, рассматривалось несколько вариантов шасси. Среди них были: Объект 118 (Гусеничный минный заградитель), Объект 123 (шасси СПУ 2П24 ЗРК «Круг»), Объект 124 (шасси СНР 1С32 ЗРК «Круг»). Также рассматривался вариант использования в качестве шасси среднего танка «Объект 432». После проведения исследований и анализа полученных данных, в качестве базы было рекомендовано использовать шасси производства Свердловского машиностроительного завода.
При проектировании серийного образца, в конструкции 2С3 были использованы детали и узлы опытных самоходных установок «Объект 105»(СУ-100П), «Объект 120» (СУ-152 «Таран», в качестве базы было использовано шасси ЗРК «Круг», башенка командира была взята с «Объекта 118» (Гусеничный минный заградитель). Конструкторам удалось добиться разрешения на усиление брони до 30-миллиметровой толщины и, соответственно, отказа от плавучести. Однако авиатрансппортабельность военным отстоять удалось, и Акация может перевозиться в грузовых кабинах военно-транспортных самолетов. Так, тяжёлыйлый военно-транспортный самолёт
может взять на борт две таких установки.

Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса шасси справа. В нём размещены: двигатель, системы силовой установки и трансмиссия.

Боевое отделение находится в кормовой части самоходки, которое образовано из башни с полом и кормовой части корпуса с оборудованием. На днище корпуса расположена вращающаяся платформа пола, которая опирается на пять роликов и установлена на шариковом погоне. Сиденье заряжающего расположено справа от гаубицы, а наводчика – слева. Командир находится за наводчиком.
Боекомплект был первоначально размещён в двух механизированных боеукладках. Для стрельбы с подачей боеприпасов с грунта в корме корпуса имеется специальный люк.

Вооружение 2С3 Акация


Основным вооружением Акации является гаубица 2А33 (Д-22) с длиной ствола 27 калибров . Разработкой этой артсистемы занималось ОКБ-9, в качестве базы использовалась 152-мм пушка-гаубица Д-20 , изготавливалась в Перми на Мотовилихинском заводе. По конструкции ствола 2А33 отличается от Д-20 только наличием эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела, а по баллистике и боеприпасам она полностью соответствует Д-20. Орудие с вертикально-клиновым затвором, двухкамерным дульным тормозом и эжектором размещено в поворотной закрытой бронированной башне. Стрельба возможна только с места.


2А33 имеет гидропневматические противооткатные устройства, цилиндры которых жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Нормальная длина отката равна 510-710 мм, предельная – 740 мм. Для защиты расчета от удара откатных частей гаубицы на люльке смонтировано ограждение. Работа заряжающего существенно облегчена за счет использования досылателя снаряда и гильзы в камору ствола. При ведении стрельбы прямой наводкой без перекомплектации зарядов из боеукладок башни и корпуса скорострельность составляет 3,5 и 2,6 выстрела в минуту соответственно. А при ведении стрельбы с закрытых позиций с подачей выстрелов с грунта скорострельность достигает четырёх выстрелов в минуту. При наведении гаубицы на цель поворот башни производится вручную или с помощью электропривода (угол горизонтального обстрела 360°), а наведение в вертикальной плоскости – только ручным подъемным механизмом, который имеет один сектор и уравновешивающий пневматический механизм толкающего типа Диапазон углов вертикального обстрела – от -4° до +60°.

Первоначально возимый боекомплект состоял из 40 выстрелов: 36 выстрелов с осколочно-фугасными снарядами ОФ-540 (масса снаряда 43,56 кг, взрывчатого вещества – 5,86 кг) . Имелось также четыре кумулятивных снаряда БП-540. Для стрельбы осколочно-фугасными снарядами были предусмотрены полный и шесть уменьшенных зарядов, максимальная дальность стрельбы составляет 17410 м. Прицельная дальность стрельбы кумулятивным снарядом равна 3000 м, он способен пробивать расположенную под прямым углом плиту броневой стали толщиной 250 мм.
Вспомогательное вооружение самоходной установки состоит из 7,62-мм пулемета ПКТ, установленного на турели на башенке командира. Стрельбу из него можно вести как по наземным, так и по воздушным целям.

Двигатель 2С3 Акация

В качестве силовой установки Акации используется V-образный двенадцатицилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-59У жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Этот дизель-мотор ведёт своё происхождение от двигателя В-2, стоявшего сначала на танке
, а потом на
и на

. При 150-миллиметровом диаметре цилиндра и 180-миллиметровом ходе поршня его рабочий объём был равен 38 880 см 3 .
Для передачи крутящего момента к ведущим звёздочкам используется механическая двухпоточная трансмиссия с планетарным механизмом поворота. Самоходка имеет индивидуальную торсионную подвеску катков с гидравлическими амортизаторами телескопического типа.

Серийное производство Акации началось в 1973 году. В 1975 самоходка была модернизирована. В усовершенствованной машине две боеукладки заменялись одной барабанного типа на 12 выстрелов, в боекомплект вводились активно-реактивные боеприпасы. Длина ствола была увеличена на один калибр. Модернизированная гаубица получила обозначение 2С3М. В 1987 году на гаубицу установили аппаратуру приема и отображение информации и новый перископический прицел. В боекомплект ввели корректируемый боеприпас ОФ-38 «Краснополь». Модификация получила обозначение 2С3М1.
САУ 2C3 Акация до сих пор состоит на вооружении артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий. В советские времена самоходка поставлялась в страны организации Варшавского договора, Ирак, Ливию и Сирию, где также состоит на вооружении.

Русские САУ

Су-85 Боевая масса – 30 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 85-мм пушка. Толщина брони: лоб и борт корпуса – 45 мм. Двигатель – В-2-34, 500 л. с. Макс, скорость – 55 км/ч. Запас хода по шоссе – 300 км.

Смотрите также:

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску