Австрия, вена, венский модерн,отто вагнер, ам-штайнхоф, коломан мозер, сецессион,иозеф мария ольбрих. История архитектуры Поставка голландского оборудования отто вангер

– мировая личность, которая получила признание своего таланта не только австрийским правительством, но и многими мировыми деятелями искусств.

Родился в 1841 году, в Вене, где в 1862 году поступил в венскую академию изобразительных искусств, а также подрабатывал у известного архитектора помощником. Через 2 года он выполнил свою первую работу в – сооружение Курсалона , а затем началась его бурная деятельность и рост карьеры. Он строил не только свои проекты, но и разнообразные проекты на заказ. В 1890 году он выпустил сборник всех своих проектов, и в этом же году стал основателем стиля модерн в архитектуре. Многочисленные ученики , К.Мозе, Д.Хоффман и другие основали , а Вагнер присоединился к нему в 1897 году, внося в свои творения квази-символику стиля модерн.

Работы Отто Вагнера

Был не просто архитектор, но и успешный застройщик, с коммерческой точки зрения. Был открыт новый стиль в архитектуре – Венский сецессион, который основали ученики Вагнера. Основные , над которыми он работал – это крупные градостроительные объекты. И одним из них был – планировка Венского Штадтбана. Так же он создал проект реконструкции южных районов Вены. Одним из проектов, которые он завершил и который отличается своей масштабностью, был проект городской железной дороги.

— это, в первую очередь, реализатор своих проектов. Некоторые, особо крупные выдвигающиеся проекты с 1900-1908 годах, не утверждаются из-за традиционного стиля модерн, но основная масса проектов удачно воплощается в жизнь. В 1907 году строится его возле корпуса психиатрической больницы, и рядом располагаются 2 виллы Вагнера – одна построенная до церкви, а вторая – после. Затем реализуются проекты, утвержденные местными властями Австрии и даже в Венгрии (сооружение синагоги в Будапеште), которые до сих пор привлекают многочисленных посетителей.

В 1912 году Вагнер стал придворным советником императорской семьи по архитектурным вопросам, он был известен и знаменит. Умер архитектор в 1918 году в Вене через 3 года из-за болезни после внезапной смерти своей жены.


Известный европейский деятель искусства Отто Вагнер , выходец венской школы XIX века, появился на свет 13 июля 1841 года в Пенциге. Он рано остался без отца. Однако, несмотря на тяжелое финансовое положение, он получил хорошее образование сначала в политехникуме, потом перевелся в Королевскую строительную Академию. Потом он возвращается в Австрию и поступает в академию изящных искусств.

В 1862 Отто начинает работать в фирме Г.Фёрстера подмастерьем, а уже в 1864 – ему доверяют руководить строительством паркового павильона в Вене. Далее Вагнером было создано и реализовано большое количество проектов, к 1890 году был выпущен сборник его проектов. В самом начале своего пути архитектор работал с различными более опытными специалистами, ему приходилось подчинять свое творчество модным веяниям, что не всегда Вагнеру нравилось. Именно поэтому, свои ранние работы он не любил и не рассматривал их как часть своего творчества.

Почти полувековой путь немецкого архитектора можно разделить на следующие этапы:

ранний период: с шестидесятых годов до конца восьмидесятых XIX века,

— зрелый период: конец восьмидесятых XIX века, начало XX века,

— поздний период: до 1918 г.

В первые четверть века своего пути Отто без устали трудился и искал оригинальные решения в разных направлениях. Наиболее излюбленным в работах Вагнера был стиль городского доходного дома, что способствовало развитию широты мышления. Мыслить шире помогала и разработка конкурсных проектов, что, кроме всего прочего, сделало работы Вагнера узнаваемыми, а его самого – известным в среде профессионалов.

Как уже было отмечено, ранний период творчества был посвящен поиску себя. Поэтому один из первых проектов Вагнера напоминал смесь форм, присущих стилям ренессанс и барокко. Обращение к историзму, однако, можно разглядеть и в других плодах творчества архитектора – доходный дом в Беллария Штрассе, жилой дом Грабенхоф, дом на Шоттенринге в Вене.

К концу раннего периода творчества архитектор проектирует доходные дома, делая более современными формы ренессанса таким образом, чтобы они соответствовали свойствам сооружений и учитывали их местонахождение. К концу 1870 годов архитектор работает самостоятельно, занимаясь любимым делом, продавая плоды своих трудов. Таким образом, он получил возможность свободы творчества, стабильный источник дохода. Как предприниматель с опытом, архитектор взял ориентир на состоятельных людей, поэтому создавал доходные дома репрезентативного типа. Вагнер по-прежнему был убежден в том, что жанр доходного дома является самым значительным для городов.

К концу 90х годов XIX века творчество архитектора приобретает характерные черты стиля модерн. Отто Вагнер встретил зарождение нового стиля, уже имея успех и известность. В 1899 году он присоединился к объединению сторонников стиля модерн, которое было создано его учениками и носило название Венский сецессион.

В 1894 г. Вагнера приглашают участвовать в проектировании Венского Штадтбана и станции «Карлсплатц». С этого времени он концентрируется на градостроительном и инфраструктурном проектировании. Вагнер спроектировал реконструкцию южных районов Вены. В рамках проекта, созданного Вагнером, было возведено два дома по набережной Wienzeile и разработан план рынка Нашмаркт. Среди реализованных проектов Вагнера – архитектурная часть Штадтбана (сохранившаяся до наших дней), речные сооружения. Как уже было отмечено, многие из произведений Вагнера периода зрелости в творчестве воплощали его взгляды на архитектуру своего времени и были связаны с реконструкцией австрийской столицы. Этой работой архитектор уже занимался в новом звании. Его назначили профессором архитектуры венской Академии искусств, а так же высшим строительным советником.

В то время Вагнер сконцентрирован на упрощении форм, причудливо сочетающимся с излюбленным декором и кованым железом. Для оформления архитектор выбирал нейтральную основу, декорируя ее серым, зеленым и золотистым цветами. Главная особенность его произведений – тонкие параллельные вертикальные по поверхности плоского пилястра канелюры – стала излюбленным приемом многих архитекторов эпохи модерна. После того, как Вагнер завершил работу над Штадтбаном, он стал уделять внимание проектированию из бетона и алюминия.

Самым значительным проектом можно считать кожно-туберкулезную лечебницу, возведенную в период с 1908 по 1913 гг. в Оттакринге. В проекте архитектор реализовал свою задумку по применению сборного железобетона в виде стенных панелей с расчленением фасада по швам. Эта же техника была предложена при проектировании санатория в Пальмшлоссе. Вагнер предложил подобную технику в сочетании с простотой всех фасадных составляющих и ясностью в планировке. Наиболее ярко идея архитектора по сборному строительству отражена в эскизах венской библиотеки. В основе проекта – каркасное здание, стандартные конструкции. Железобетон предлагается использовать для столбов, стен и перекрытий. При этом стены предлагается выполнить как навесные панели. Проект не был реализован. Не позволяли строительные технологии. Однако, подобные смелые решения в разработке проекта здания таким неординарным способом говорят о том, что в теории архитектор имел представление о развитии архитектуры с использованием железобетонных конструкций.

Отто Вагнер считал необходимым отстаивать свои убеждения, что вдохновило его на публикацию множества изысканий. Основные из них: «Зодчество нашего времени» и «К совершенствованию искусства», вышедшие в 1909 году, «Современная архитектура» — труд, издававшийся с 1865 по 1902 годы, «Большой город», опубликованный в 1911 году и «Качество зодчества» — публикация 1912 года. Основной целью издания трудов было обоснование потребности, диктуемой временем в изменении традиционных форм. Их трансформации в связи с возникновением новых стройматериалов и возможностей, появлением потребностей у человечества, характерных для изменений, продиктованных сменой эпохи.

Поздний период творчества архитектора характеризуется созданием проектов культовых сооружений. Одно из известнейших строений Вагнера – Храм Святого Леопольда. Творение, возведенное в Вене, воплотило в жизнь результаты изысканий на тему облика культового сооружения. Среди результатов поиска – проекты и эскизы культовых сооружений в Эссиге, в Берлине, в Веринге и другие. В данных разработках Отто старался воссоздать современное лицо культового сооружения. Но только Храм Святого Леопольда воплощает новую идею, возникшую сразу в нескольких государствах. Идея концепции – изменение планировки помещения и снабжение всем необходимым для комфортного пребывания. Архитектор сблизил жанр культовой архитектуры со зрелищным жанром. Здесь нет окон у алтаря, есть только окна сбоку, зал представляет собой единое пространство, высотой 20 метров. Углы здания закруглены, что позволяет улучшить слышимость.

Последним проектом архитектора стал храм Мира. Он был создан во время Первой мировой войны. Храм стал выражением идеи воли людей к миру. Этот проект по содержанию очень близок к работам раннего Вагнера, из новейших элементовразличные варианты применения железобетона.

В позднем периоде творчества архитектора были сформированы два направления: определение конструкцией и материалом формы (утверждение функционального подхода к проектированию) и пластическое обогащение с модернизацией элементов классики. Из чего можно сделать вывод о том, что, в творчестве Вагнера ярко просматривается конфликт декоративности и рациональности, что еще раз дает право отнести архитектора к эпохе модерна, полной противоречий и контрастов.

Обсуждение: есть 1 комментарий

    Отто Вагнер творец, чьи произведения «знают в лицо». Узнаваемый и любимый мною архитектор. Мне посчастливилось видеть Храм Святого Леопольда..в непогожий, пасмурный день, но все же очень впечатлило.

    Ответить

Зрелый период творчества Вагнера принес ему не только многочисленные почести, но и поражения на ряде конкурсов. В 1899 году, уйдя из Дома художника, почетным членом которого Вагнер состоял, мастер примкнул к Венскому Сецессиону. В связи с этим разразились настоящие битвы против его проектных идей на конкурсах Военного министерства и Городского музея.


Отто Коломан Вагнер родился 13 июля 1841 года в предместье Вены Пенцингс в семье венгерского нотариуса Рудольфа Симеона Вагнера, женатого на дочери богатого придворного архивариуса Сусанне Хельфеншторфер.

С 1850 года Отто посещал классическую гимназию, затем - духовный приют бенедиктинцев в Крем

эмюнстере. Мать мечтала сделать из сына юриста, но Отто избрал карьеру архитектора и в 1857 году поступил в Венский политехнический институт. Спустя несколько лет он перешел в Королевскую строительную Академию Берлина. В 1861 году Отто вернулся в Вену и поступил в Академию изящных искусств. В 1863 г

оду он успешно завершил свое академическое образование, представив проект курзала. Некоторое время Вагнер работал в мастерской Людвига Ферстера и вскоре начал самостоятельную практику.

Почти пятидесятилетняя творческая жизнь Отто Вагнера может быть представлена тремя основными периодами: ранний

С 1863 по 1887 год, зрелый - с 1888 по 1908 годы и поздний период - вплоть до 1918 года. По протяженности ранний и зрелый периоды почти равны, но по масштабности замыслов двадцать зрелых лет далеко превосходят ранний период. Благодаря публикации сохранился один из наиболее ранних проектов Вагнера

1860-х годов - проект дома господина К. в Вене, дающий яркое представление о тогдашних вкусах начинающего зодчего. Он представляет неуклюже-живописное нагромождение архитектурных форм ренессанса и барокко.

Чертами историзма отмечены многие доходные дома Вагнера - например, дом на Беллариаштрассе

(1869), жилой дом Грабенхоф (1874-1877), дом на Шоттенринге (1877) в Вене. Среди лучших вагнеровских домов - доходные дома в центре Вены - на Ратхаузштрассе и на Штадионгассе.

В 1890 году Вагнер издает на собственные средства собрание своих архитектурных произведений "Эскизы, проекты и осуществ

ленные постройки". Именно здесь впервые появился новый девиз творчество "Необходимость - единственный повелитель искусства".

Новый период творчества Вагнера отмечен расширением диапазона работы мастера и появлением среди его произведений большего количества проектов, предназначенных для удовлетв

орения нужд крупного города. Возможно, ключевую роль играет здесь работа архитектора над генеральным планом реконструкции Вены по конкурсу 1892-1893 годов. Работая над проектом перепланировки Вены, Вагнер предполагал более грандиозные преобразования структуры города, чем в проекте постройки Рингштра

ссе. За свой проект Вагнер получил одну из двух первых премий конкурса.

Дальнейшие шаги "стиля практической полезности" связаны с двумя большими конкурсными победами Вагнера, воплотившимися в зданиях храма и Венской сберкассы. Храм Св. Леопольда в западном районе Вены Штейнгоф построен в 1904-19

07 годы как важнейшая часть комплекса зданий психиатрической лечебницы. Замысел Вагнера основан на более ранних исканиях образа культовой постройки, которые мастер вел прежде: необходимо назвать проекты церкви в Эссеге (1890), эскизы берлинского собора (1891), построенную в 1895 году капеллу Иоанна

в Веринге, проекты церкви капуцинов и приходской церкви в Веринге (1898). Во всех этих замыслах Вагнер стремился создать современный облик храма, но удалось ему это выполнить только в проекте церкви в Штейнгофе.

В овладении "новым евангелием строительства" для поиска "современного", бесспорно, и

сключительно важное место занимает спроектированное Вагнером здание Венской Центральной сберегательной кассы. Оно было возведено в 1904-1906 годах в северо-восточном конце Рингштрассе. Главным фасадом здание выходит на маленькую площадь (карман) Георга Коха. Она является как бы небольшим вестибюлем

перед зданием кассы, организация пространства площади связана с фасадом вагнеровской постройки. Сберкасса заняла целый квартал неправильной формы.

Одна из лучших осуществленных работ Вагнера - кожно-туберкулезная лечебница в районе Вены Оттакринге. Она была построена в 1908-1913 годы.

период творчества Вагнера принес ему не только многочисленные почести, но и поражения на ряде конкурсов. В 1899 году, уйдя из Дома художника, почетным членом которого Вагнер состоял, мастер примкнул к Венскому Сецессиону. В связи с этим разразились настоящие битвы против его проектных идей на конку

рсах Военного министерства и Городского музея.

В 1900 году профессор Вагнер выступил с предпроектным предложением по созданию Городского музея в Вене. Оно было в принципе одобрено властями и на его основе разработали конкурсную программу. В 1901 году на предварительном конкурсе Вагнер завоевал о

дну из восьми премий и право участия в первом туре официального конкурса. Он состоялся в 1902 году с участием многочисленных идейных противников Вагнера во главе со строительным советником Ф. Шахнером. Проекту Вагнера жюри не решилось отдать предпочтение, и конкурс был продлен. Лучшим участникам был

о предложено изготовить модели проектов, в 1903 году на первом туре модели появились. Лучшими были признаны проекты Вагнера и Шахнера, определенного решения не последовало.

Однако Вагнера это не обескуражило, с твердым намерением победить он в 1907 году представил на второй тур конкурса другой в

ариант своего проекта. В 1908 году Ф. Шахнер внезапно скончался, но победа не оставалась за Вагнером. Третий тур конкурса провели в 1908-1909 годы и выдвинули условие представить шаблон фасада в натуральную величину. У Вагнера шаблон был выполнен на полотне, его разорвал ветер... Третий тур вновь не

дал результатов.

Возможно, менее упорный и решительный человек после этого отступил бы, тем более что было изменено предлагаемое место строительства музея - его предложили проектировать в местечке Шмельц на периферии Вены. Это означало крушение всех прежних замыслов, но Вагнер разработал новый

проект - четвертый вариант Городского музея, в сущности, совершенно новый, во многом не схожий с предшествующими вариантами.

Стремление к пластическому обогащению архитектуры при общей нацеленности вагнеровского искусства на упрощение форм создает сложные переплетения в ряде проектов как зрелого

Так и позднего периода. Среди них наиболее крупными являются проекты Дворца Мира в Гааге (1905), так называемого "Хаус оф Глори" в Сан-Франциско (1908), Дворца Венского Общества (1908), комплекса Академии искусств в предместье Шмельц Вены (1898) и храма Мира в Вене (1917).

Проект храма Мира -

одна из последних творческих работ Вагнера, скончавшегося в 1918 году. Потребность публично отстоять свои убеждения привела Отто Вагнера к созданию публикации целого ряда теоретических трудов. Это несколько изданий "Современной архитектуры" (1895, 1899, 1902), "Зодчество нашего времени", (1909), "Бо

льшой город", (1911), "Качество зодчего" (1912), "К совершенствованию искусства, (1909). Книгам Вагнера присущ характер манифеста в большей мере, чем одновременно издававшиеся сочинения о современном искусстве Анри ван де Вельде.

Программная мысль выступления Вагнера - "единственным исходным пун

ктом нашего творчества может быть только современная жизнь". Теория Вагнера тесно связана с его педагогической деятельностью в 1894-1914 годы в венской Академии искусств. В 1911 году отмечалось семидесятилетие архитектора. Как впоследствии писала газета "Нойе фрайе Прессе": "...Кто вздумает писать в

ерную историю венского зодчества, тот должен назвать главу - и одну из интереснейших - так: Отто Вагнер и его школа".

В самом деле, педагогическая деятельность профессора Вагнера сыграла важную роль для развития зодчества. Он вел большой архитектурный класс неутомимо и талантливо, много времени

и сил отдавая ученикам. Многочисленные проекты студентов публиковались на страницах журнала "Архитектор". Такие публикации придавали еще больший вес его школе. Вагнер стремился научить своих учеников реалистически, рационально мыслить. Школа Вагнера снискала себе мировое признание. В 1906 году Л. Хе

Отто Вагнер
Otto Koloman Wagner
Основные сведения
Гражданство
Дата рождения
Дата смерти
Работы и достижения
Работал в городах
Архитектурный стиль
Важнейшие постройки

Почтовая сберегательная касса, церковь Am Steinhof, квартал Wienzeile 38-40 (все - Вена)

Градостроительные проекты

Венский штадтбан (реализован), реконструкция центра и южных районов Вены (не реализованы)

Научные труды

Современная архитектура (1895), Искусство нашего времени (1909), Большой Город (1911),

Отто Вагнер на Викискладе

О́тто Колома́н Ва́гнер (13 июля - 11 апреля ) - австрийский архитектор, мастер стиля модерн , лидер его австрийской ветви - сецессиона .

Биография

Образование и начало карьеры

Отто Вагнер родился в семье преуспевающего придворного нотариуса в Пенцинге (сегодня - район Вены, примыкающий к императорской резиденции Шёнбрунн). Отец умер, когда Отто было пять лет. Несмотря на нужду, мать сумела дать ему достойное образование. В 1857-1862 Вагнер обучался вначале в Венском политехникуме , затем в Академии изобразительных искусств . В 1862 Вагнер устроился подмастерьем на фирму архитектора Генриха Фёрстера (сына Людвига Фёрстера, строителя Рингштрассе). В 1864 Фёрстер доверил Вагнеру первую самостоятельную работу - руководство постройкой главного павильона (de:Kursalon Hübner) в венском городском парке. В последующие два десятилетия Вагнер успешно строил чужие и собственные проекты в стиле поздней эклектики . На рубеже 1870-х - 1880-х годов Вагнер создал массу проектов; некоторые из них он реализовал как независимый застройщик, но в целом этот этап его творчества остаётся мало изученным. Первый печатный сборник его проектов вышел в 1890.

Эпоха модерна

В середине 1890-х годов Вагнер отходит от эклектичного историзма - к модерну. В отличие от ведущих архитекторов модерна, которые в это время только начинали профессиональную деятельность (Виктор Орта , Чарлз Ренни Макинтош , Л. Н. Кекушев - поколение родившихся в 1860-х), Вагнер застал рождение модерна уже будучи известным, коммерчески успешным архитектором и застройщиком. Его ученики основали успешное объединение сторонников нового стиля, Венский сецессион , тогда как сам Вагнер в этот период строил относительно немного. Сам он присоединился к движению сецессиона только в 1899 году.

Венский Штадтбан, станция Gumpendorfertstrasse

С 1894 года, когда Вагнер был привлечён к планировке Венского Штадтбана, он сосредоточился на крупных градостроительных и инфраструктурных проектах. Его проект реконструкции южных районов Вены (от Рингштрассе до реки Вена на юге и до Шенбрунна на западе) 1892-1893 годов не был реализован (были построены только два дома по набережной Wienzeile и спланирован рынок Нашмаркт). Вагнеру удалось завершить не менее масштабный проект - архитектурную часть городской железной дороги (Штадтбана), большая часть которой сохраняется по сей день, а также защитный гидроузел на реке Вене . В 1900-1908 Вагнер последовательно создал четыре конкурсных проекта музея города Вены; конкурсы ознаменовались скандалами и непримиримым столкновением разных творческих школ. В итоге здание так и не было построено при жизни архитектора; современный музей Вены на Карлсплац - скромная постройка в духе 1960-х годов.

Особенности архитектуры Вагнера этого периода - стремление к упрощению форм зданий (гладкие стены, расчленённые вертикалями плоских ризалитов и пилястров), в сочетании с характерным вагнеровским «золотым» декором и широким применением кованого железа. Цветовая гамма - белая или светло-серая основа, украшенная нейтрально-серым, тёмно-зелёным и (или) золотым декором. Традиционная вагнеровская деталь - тонкие параллельные вертикальные канелюры по поверхности плоского пилястра - была моментально растиражирована архитекторами модерна.

Поздний период

Церковь св. Леопольда Am Steinhof, 1904-1907

Наиболее заметные постройки Вагнера датированы 1900-ми годами, когда архитектор завершил проектирование Штадтбана. В 1904-1906 он строит из бетона и алюминия, в 1904-1907 - церковь Am Steinhof . В те же годы Вагнер проектировал аналогичные общественные здания для Гааги , Сан-Франциско и других городов, а также Храм Мира в Вене (1918). Крупнейший реализованный проект тех лет - госпиталь в пригороде Вены (современный Otto-Wagner-Spital (1906-1910-е).

ВАГНЕР, ОТТО (Wagner, Otto) (1841–1918), австрийский архитектор и теоретик искусства, один из основоположников архитектуры модерна.

Родился в Пенцинге (предместье Вены) 13 июля 1841 в семье нотариуса. Избрав карьеру зодчего, учился в венском Политехникуме (с 1857), а затем в Королевской строительной академии в Берлине (1860); завершил образование в венской Академии художеств (1861–1863). Работал в мастерской Л.Ферстера, но вскоре начал самостоятельную практику. Жил в Вене.

Стиль его ранних произведений 1860–1870-х годов (доходные дома на Беллариаштрассе, Шоттенринге, Ратхаусштрассе, Штадионгассе и др.) в целом не выходит за рамки ренессансно-барочного историзма. Этапную роль в становлении концепций Вагнера, тесно связывающих форму здания с его назначением, сыграли его градостроительные работы. Частично реализуя свой грандиозный план реконструкции Вены (1892–1893), он руководил постройкой нескольких городских железных дорог, а также ряда гидротехнических сооружений на Дунайском канале. В железнодорожных сооружениях (1894–1897; среди них наиболее известна станция «Карлсплатц») проступили уже черты зрелого модерна, сочетающие в творчестве Вагнера кристально-четкую конструктивность с живописностью броского, обычно растительного орнамента. Иногда лишь внешнее убранство включало здания в круг новой архитектуры (как в двух доходных домах на Линке Винцайле, где мастер в 1897–1898 выступил лишь как оформитель, украсив один из фасадов золоченым, а другой – т.н. майоликового дома – многоцветным керамическим узором). В главных же своих произведениях (Почтовой сберегательной кассе, 1904–1906 и 1910–1912; и психиатрической больнице Ам Штайнхоф с церковью Санкт-Леопольд, 1904–1907) он, не забывая об изысканном декоре, сумел придать особую экспрессию и самой структуре: к примеру, смело отказавшись в здании кассы от карниза и обнажив плоскость крыши, а внутри – подчинив интерьер с новаторским стеклянным потолком ритму железобетонных столбов и перекрытий; по-своему строго функционален и образ больничного храма, технически и композиционно рассчитанный на то, чтобы само пространство воздействовало на зрителя своим целительным комфортом. Масса замыслов Вагнера осталось в стадии эскизов и проектов, составив богатое графическое наследие.

Плодотворно работал как педагог, будучи профессором венской Академии художеств в 1894–1912; среди его учеников были Й.Ольбрих и А.Лоос. С 1899 входил в состав Венского Сецессиона, программно направлявшего национальное искусство в русло модерна. Опубликовал несколько книг – главный свой труд, Современную архитектуру (1896), а также книги Большой город (1911), Зодчество нашего времени (1914), Критерии качества архитектора (1912); призывал следовать запросам современной жизни, согласуя с ними возможности, скрытые в новых конструкциях и материалах.