Международная организация труда (International Labor Organization) - это. Международная организация труда (МОТ), ее цели, задачи и документы Международная организация труда штаб квартира

Международная организация труда

Междунаро́дная организа́ция труда́ (МОТ) - специализированное учреждение ООН , международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений . На 2009 год участниками МОТ являются 183 государства. С 1920 года штаб-квартира Организации -Международное бюро труда , находится в Женеве . В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

[убрать ]

    1 История создания, развития и задачи МОТ

    2 Структура МОТ и ее основополагающие документы

    • 2.1 Устав МОТ

      2.2 Филадельфийская декларация МОТ

      2.3 Регламент Международной конференции труда

      2.5 Международная конференция труда МКТ

      2.6 Административный Совет

      2.7 Международное бюро труда МБТ

    3 Методы работы и основные сферы деятельности

    4 Государства - члены МОТ

    5 Россия и МОТ

    6 Генеральные директора МОТ

    7 События

  • 9 Примечания

История создания, развития и задачи МОТ

Создана в 1919 году на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиги Наций . Она была основана по инициативе и при активном участии западной социал -демократии. Устав МОТ был разработан Комиссией по труду мирной конференции и стал частью XIII Версальского договора . Необходимость создания МОТ определялась следующими причинами:

    Первая - политическая.

Поводом для создания МОТ послужили революции в России и ряде других Европейских стран. В целях разрешения возникающих в обществе противоречий взрывным, насильственным, революционным путем организаторы МОТ решили создать международную организацию, призванную всемирно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению возникающих социальныых проблем эволюционным мирным путем .

    Вторая - социальная.

Тяжелыми и неприемлемыми были условия труда и жизни трудящихся. Они подвергались жестокой эксплуатации, их социальная защита практически отсутствовала. Социальное развитие значительно отставало от экономического, что тормозило развитие общества .

    Третья - экономическая.

Стремление отдельных стран к улучшению положения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост себестоимости продукции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве стран . В Преамбуле отмечается, что «непредоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах» .

    Первый генеральный директор и один из основых инициаторов создания - французский политический деятель Альбер Тома . В настоящее время генеральным директором является Хуан Сомавиа .

В 1934 году членами МОТ стали США И СССР. В 1940 году в связи со Второй мировой войной штаб -квартира МОТ временно переносится в Монреаль, Канада. Благодаря этому была сохранена непрерывность деятельности Организации. В 1940 году СССР приостановил свое членство в МОТ, возобновил в 1954 году. С этого времени членами МОТ стали Белоруссия и Украина .

    В 1944 году Международная конференция труда в Филадельфии определила задачи МОТ в послевоенное время. На ней была принята Филадельфийская декларация, определявшая эти задачи. Декларация стала приложением и составной частью Устава МОТ. Правительство СССР не приняло приглашения МОТ на участие в конференции. В 1945 году МОТ возвратилась в Женеву .

Цели и задачи МОТ провозглашены в её Уставе . Деятельность МОТ строится на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств - трипартизма .

МОТ- одна из старейших и наиболее представительных международных организаций. Созданная при Лиге Наций, она пережила последнюю и с 1946 года стала первым специализированным учреждением ООН. Если в момент её создания в ней участвовало 42 государства, то в 2000 году их было 174 .

Структура МОТ и ее основополагающие документы

Отличительная черта МОТ - трипартизм, её трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Организации .

Высшим органом МОТ является Международная конференция труда , на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции являются по два представителя от правительства и по одному, соответственно, от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника. Административный совет МОТ, также организованный на трёхсторонней основе, является исполнительным органом МОТ. Международное бюро труда выполняет функции секретариата МОТ. МОТ принимает Конвенции иРекомендации , посвященные вопросам труда. Помимо конвенций и рекомендаций было принято три декларации: 1944 года о целях и задачах МОТ (включенная сейчас в Устав МОТ ), Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике , а также Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда. Конвенции подлежат ратификации странами-участницами и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации. Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в МОТ и присоединения к его уставу по четырём основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларациии МОТ 1998 года. Это принципы свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров; запрета дискриминации в трудовых отношениях; искоренения принудительного труда; и запрета детского труда. Указанным четырём принципам посвящены также восемь Конвенций МОТ (соответственно - Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.

МОТ не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз - в 2001 году в отношении Мьянмы , в течение десятилетий подвергавшейся крититке за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с МОТ. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

Устав МОТ

Филадельфийская декларация МОТ

В 1944 году на сессии в Филадельфии,США Международная конференция труда приняла Филадельфийскую декларацию, в которой уточняются цели и задачи Организации.

    В Декларации воплощены следующие принципы:

    • труд не является товаром;

      свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;

      нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;

      все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального состояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

Регламент Международной конференции труда

Декларация МОТ 1998 года Об основополагающих принципах и правах в сфере труда

Принимая во внимание, что создатели МОТ исходили из убеждения, что социальная справедливость имеет важнейшее значение для обеспечения всеобщего и прочного мира;

Принимая во внимание, что экономический рост имеет важнейшее значение, но недостаточен для обеспечения равенства, социального прогресса и искоренения бедности, что подтверждает необходимость в усилиях МОТ, направленных на поддержку сильной социальной политики, справедливости и демократических институтов;

Принимая во внимание, что МОТ должна, как никогда ранее, использовать все свои ресурсы в области нормотворческой деятельности, технического сотрудничества и весь свой исследовательский потенциал во всех областях своей компетенции, в частности в таких, как занятость, профессиональная подготовка и условия труда, добиваясь таким образом в рамках глобальной стратегии социально-экономического развития того, чтобы экономическая политика и социальная политика взаимно усиливали друг друга, создавая условия для широкомасштабного и устойчивого развития;

Принимая во внимание, что МОТ должна обращать особое внимание на проблемы, стоящие перед лицами, которые имеют особые социальные нужды, в особенности перед безработными и трудящимися-мигрантами, и мобилизовать и поощрять предпринимаемые на международном, региональном и национальном уровнях усилия, направленные на разрешение их проблем, и способствовать проведению действенной политики, нацеленной на создание рабочих мест;

Принимая во внимание, что для усиления связей между социальным прогрессом и экономическим ростом особые значение и смысл имеет гарантия соблюдения основополагающих принципов и прав в сфере труда, так как она позволяет заинтересованным лицам свободно и на равных условиях требовать своей справедливой доли в богатстве, созданию которого они помогали, а также дает им возможность полностью реализовать свой человеческий потенциал;

Принимая во внимание, что МОТ является международной организацией, наделенной по своему Уставу мандатом и являющейся компетентным органом в области принятия и применения международных трудовых норм, и пользующейся всеобщей поддержкой и признанием в том, что касается содействия применению основополагающих прав в сфере труда, являющихся выражением ее уставных принципов;

Принимая во внимание, что в условиях растущей экономической взаимозависимости настоятельно требуется подтвердить неизменность основополагающих принципов и прав, провозглашенных в Уставе Организации, и содействовать их всеобщему соблюдению;Международной Организации Труда Статья >> Государство и право

Устава Международной Организации Труда направляются Генеральному Директору Международного Бюро Труда для... Международной Организации Труда , Генеральный Директор Международного Бюро Труда извещает об этом всех Членов Международной Организации Труда ...

  • Деятельность международной организации труда , ее структура и организация

    Реферат >> Государство и право

    Что такое МОТ? Международная организация труда (МОТ), основанная в... учреждений системы Организации Объединенных Наций. Это - единственная международная организация , состоящая... МОТ стала первой международной организацией , которая занялась рассмотрением...

  • Международное разделение труда (10)

    Реферат >> Экономика

    И международного разделения труда . Внутригосударственное разделение труда - это сис­тема или способ организации труда , при... более квалифицированными. По оценкам экспертов Международной организации труда , каждый трудящийся мигрант привозит в...

  • Международный рынок труда (2)

    Курсовая >> Экономика

    Млн. человек. По оценкам международной организации труда , в странах Евросоюза незаконно проживают... положение мигрантов . Международная организация по миграции считает, ... 178]. Кроме того, Международная организация по миграции подчеркивает: необходимо...

  • История создания и развития МОТ

    Структура и устав МОТ, конвенции и методы работы МОТ

    Раздел 1. История создания МОТ.

    Раздел 2. Причины образования МОТ

    Раздел 3. Структура МОТ.

    Раздел 4. Устав МОТ.

    Раздел 5. Регламент Международной конференции труда.

    Раздел 6. Конвенции МОТ

    Раздел 7. Методы работы и основные сферы деятельности

    Раздел 8. Государства - члены МОТ.

    Раздел 9. Генеральные директора МОТ .

    это

    Международная организация труда (МОТ) - это специализированное агентство системы ООН, которое ставит целью продвижение принципов социальной справедливости, международно признанных прав человека и прав в сфере труда.

    Это специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений.


    Международная организация труда (МОТ, англ. International Labour Organization, ILO) - это специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2012 год участниками МОТ являются 185 государств. С1920 года штаб - квартира Организации - Международного бюро труда, находится в Женеве.


    Международная организация труда - это одна из старейших и наиболее крупных международных организаций, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений.

    Международная организация труда - это межправительственная организация, созданная в 1919 году, впоследствии ставшая специализированным учреждением ООН. МОТ относится к числу организаций, которые наиболее последовательно занимаются вопросами прав трудящихся и регулированием трудовых отношений.


    Международная организация труда - это одно из учреждений системы Организации Объединенных Наций. Eе деятельность направлена на расширение возможностей женщин и мужчин для получения достойной и продуктивной занятости в условиях свободы, справедливости, социальных гарантий и уважения человеческого достоинства. Главные цели Организации - содействовать защите трудовых прав, расширению возможностей достойной занятости, укреплению социальной защищенности и развитию диалога по вопросам, связанным со сферой труда.

    Международная организация труда - это единственное «трехстороннее» учреждение Организации Объединенных Наций, в котором представители правительств, работодателей и трудящихся совместно формируют его политику и программы.

    Международная организация труда - это международный орган, на который возложена ответственность за выработку и соблюдение международных трудовых норм.

    Международная организация труда - это специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, которое согласно Уставу, призвано содействовать установлению всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости путем улучшения условий труда (регламентация рабочего времени, борьба с безработицей, защита трудящихся от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, защита детей, подростков и женщин, равная оплата труда, гарантия зарплаты, организация профтехобучения и др.).

    Международная организация труда -

    Международная организация труда -

    Международная организация труда -

    Международная организация труда -

    Международная организация труда -

    История создания, развития и задачи МОТ

    МОТ была создана в 1919 году, как часть Версальского договора, положившего конец Первой мировой войне, чтобы отразить мнение, что всеобщий и прочный мир может быть достигнут, только если она основана на социальной справедливости.

    Основатели МОТ решительно выступали за создание гуманных условий труда, против несправедливости, лишений и бедности. В 1944 году, во время второго кризисного периода в мировой истории, члены МОТ подтвердили эти цели, приняв Филадельфийскую декларацию; в ней провозглашается положение о том, что труд не является товаром, и определяются основные права человека и экономические права, исходя из принципиального положения о том, что «нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния».

    Конституция была разработана в период с января по апрель, 1919 г. по труду комиссия, созданная по мирной конференции, которая впервые встретились в Париже, а затем в Версале. Комиссия под председательством Самюэль, председатель Американской федерации труда (АФТ) в Соединенных Штатах, состоит из представителей девяти стран:

    Бельгии, Кубы, Чехословакии,

    Франции, Италии, Японии,

    Польши, Соединенного Королевства, Соединенные Штаты.


    Это привело к трехсторонней организации работодателей и работников в органах исполнительной власти. Конституция содержит идеи испытания в рамках Международной ассоциации трудового законодательства, основанного в Базеле в 1901 году. Пропаганда международной организации, занимающейся вопросами труда, началось в девятнадцатом веке, во главе с двумя промышленниками, Роберт Оуэн (1771-1853) в Уэльсе. Движущие силы для создания МОТ были с безопасностью, гуманитарностью, с политическими и экономическими соображениями. Резюмируя их, в Преамбуле Конституции МОТ говорится, Договаривающиеся Стороны были "движимы чувствами справедливости и человечности, а также желание обеспечить постоянный мир во всем мире..." Существовало острое понимание важности социальной справедливости в обеспечение мира, на фоне эксплуатации рабочих в индустриальных странах того времени. Существовало также более глубокое понимание экономической взаимозависимости в мире и необходимость сотрудничества для получения сходства условий труда в странах, конкурирующих на рынках.


    Отражение этих идей, в преамбуле говорится:

    В то время как всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости;

    И в то время как условия труда существуют с такими трудностями несправедливостью и лишением для большого числа людей, чтобы произвести беспорядки настолько велико, что мир и согласие во всем мире подвергаются опасности, а также улучшение этих условий необходимо в срочном порядке;

    Принимая во внимание также не предоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда, является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах.

    Для улучшения работы в преамбуле остаются актуальными сегодня, например:

    Регулирование рабочего времени, включая установление максимального рабочего дня и недели;

    Регулирование трудовых ресурсов, предотвращения безработицы и обеспечения адекватного прожиточного минимума;

    Защита рабочих от болезней, болезней и травм, вытекающих из его работы;

    Защита детей, подростков и женщин;

    Обеспечение по старости и травм, защита интересов трудящихся, работающих в других странах, чем их собственные;

    Признание принципа равного вознаграждения за труд равной ценности;

    Признание принципа свободы объединения;

    Организация профессионально-технического образования, и другие меры.

    Это была первая межправительственная организация-комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства, содействия социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.


    Причины образования МОТ

    Политическая причина.

    Первым поводом для создания МОТ послужили революции в России и ряде других Европейских стран. В целях разрешения возникающих в обществе противоречий взрывным, насильственным, революционным путем организаторы МОТ решили создать международную организацию, призванную всемирно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению возникающих социальных проблем эволюционным мирным путем.

    Социальная причина.

    Тяжелыми и неприемлемыми были условия труда и жизни трудящихся. Они подвергались жестокой эксплуатации, их социальная защита практически отсутствовала. Социальное развитие значительно отставало от экономического, что тормозило развитие общества.

    Экономическая причина.

    Стремление отдельных стран к улучшению положения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост себестоимости продукции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве стран. В Преамбуле отмечается, что «не предоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах».


    Структура МОТ и ее основополагающие документы

    Отличительная черта МОТ - это её трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях, на всех уровнях Организации.

    Высшим органом МОТ является Международная конференция труда, на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции являются по два представителя от правительства и по одному, соответственно, от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника.


    Административный совет МОТ, также организованный на трёхсторонней основе, является исполнительным органом МОТ.

    Международное бюро труда выполняет функции секретариата МОТ. МОТ принимает Конвенции и Рекомендации, посвященные вопросам труда. Помимо конвенций и рекомендаций было принято три декларации: Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах МОТ (включенная сейчас в Устав МОТ), Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике, а также Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда. Конвенции подлежат ратификации странами-участницами и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации.

    Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства МОТ и присоединения к его уставу по четырём основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года.

    Это принципы свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров; запрета дискриминации в трудовых отношениях; искоренения принудительного труда; и запрета детского труда. Указанным четырём принципам посвящены также восемь Конвенций МОТ (соответственно - Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.

    МОТ не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

    В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз - в 2001 году в отношении Мьянмы, в течение десятилетий подвергавшейся критике за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу МОТ. В результате, ряд государств в отношении Мьянмы применили экономические санкции, и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

    Устав МОТ

    Филадельфийская декларация МОТ.

    В 1944 году на сессии в Филадельфии (США) Международная конференция труда приняла Филадельфийскую декларацию, в которой уточняются цели и задачи Организации.

    В Декларации воплощены следующие принципы:

    труд не является товаром;

    свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;

    нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;

    все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального состояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

    Регламент Международной конференции труда

    Международная конференция труда МКТ.

    Конференция является всемирным форумом для обсуждения общих трудовых и социальных проблем и международных трудовых норм; она определяет общую политику Организации. Каждые два года Конференция принимает двухлетнюю программу работы и бюджет МОТ, который слагается из взносов государств-членов.

    Административный Совет.

    Административный совет является исполнительным органом МОТ. Он руководит работой Организации в период между сессиями Генеральной конференции и определяет порядок выполнения ее решений. Ежегодно проводятся три сессии Административного Совета - в марте, июне и ноябре.

    В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, 14 от работодателей и 14 от трудящихся) и 66 их заместителей (28 представляют правительства, 19 работодателей и 19 трудящихся). Десять мест членов Административного совета, представляющих правительства, зарезервированы на постоянной основе за представителями правительств ведущих стран мира:

    Бразилии, Великобритании, Германии,

    Индии, Италии, Китая,

    Российской Федерации, США, Франции и Японии.

    Остальные члены Совета, представляющие правительства других государств, переизбираются Конференцией на ротационной основе каждые три года.

    Международное бюро труда МБТ

    Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом МОТ, оперативным штабом, исследовательским и издательским центром. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний Организации (например, Генеральный доклад Комитета экспертов по применению стандартов, доклады Административного Совета и его комитетов и т.д.). Бюро также осуществляет руководство программами технического сотрудничества, которые обеспечивают нормотворческую деятельность МОТ.


    Бюро имеет в своем составе департамент, который отвечает за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, а также департаменты, отвечающие за деятельность нанимателей и трудящихся. Вопросы администрации и управления децентрализованы и переданы на региональный и субрегиональный уровень и в представительства в отдельных странах.

    Бюро, руководимое генеральным директором, который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, нанимает около 2500 сотрудников и экспертов, работающих в штаб-квартире в Женеве и в более чем 40 представительствах по миру. Регулярно проводятся региональные встречи государств-членов МОТ для обсуждения вопросов, представляющих особый интерес для данного региона.

    Административному совету и Международному бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие главные отрасли промышленности, а также комитеты экспертов вопросам, профессиональная подготовка, развитие управления, охрана труда, трудовые отношения, профессиональная подготовка, а также особые проблемы некоторых категорий трудящихся (молодежь, инвалиды).


    Международная конференция труда:

    Напоминает:

    Что свободно вступая в Международную организацию труда, все государства-члены признали принципы и права, закрепленные в Уставе и в Филадельфийской декларации, и обязались добиваться достижения всех целей Организации, используя для этого все имеющиеся в их распоряжении средства и с полным учетом присущих им особенностей;

    что эти принципы и права получили свое выражение и развитие в форме конкретных прав и обязательств в Конвенциях, признанных в качестве основополагающих как в самой Организации, так и за ее пределами.

    Заявляет, что все государства-члены, даже если они не ратифицировали указанные Конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих Конвенций, а именно:

    свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

    упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

    действенное запрещение детского труда;

    и недопущение дискриминации в области труда и занятий.

    Постановляет, что для обеспечения полного выполнения настоящей Декларации будет применяться способствующий ее реализации механизм, надежный и эффективный, в соответствии с мерами, перечисленными в нижеследующем приложении, которое является неотъемлемой частью настоящей Декларации.

    Конвенции МОТ

    № 1 Конвенция 1919 года о рабочем времени в промышленности

    № 2 Конвенция 1919 года о безработице

    № 3 Конвенция 1919 года об охране материнства

    № 4 Конвенция 1919 года о труде женщин в ночное время

    № 5 Конвенция 1919 года о минимальном возрасте для приема на работу в промышленности

    № 6 Конвенция 1919 года о ночном труде подростков в промышленности

    № 7 Конвенция 1920 года о минимальном возрасте для работы в море

    № 8 Конвенция 1920 года о пособиях по безработице в случае кораблекрушения

    № 9 Конвенция 1920 года о трудоустройстве моряков

    № 10 Конвенция 1921 года о минимальном возрасте в сельском хозяйстве

    № 11 Конвенция 1921 года о праве на объединение в сельском хозяйстве

    № 12 Конвенция 1921 года о возмещении при несчастных случаях в сельском хозяйстве

    № 13 Конвенция 1921 года о свинцовых белилах в малярном деле

    № 14 Конвенция 1921 года о еженедельном отдыхе в промышленности

    № 15 Конвенция 1921 года о минимальном возрасте для грузчиков угля и кочегаров во флоте

    № 16 Конвенция 1921 года о медицинском освидетельствовании подростков на борту судов

    № 17 Конвенция 1925 года о возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве

    № 18 Конвенция 1925 года о профессиональных заболеваниях

    № 19 Конвенция 1925 года о равноправии в области возмещения при несчастных случаях

    № 20 Конвенция 1925 года о ночной работе в булочных

    № 21 Конвенция 1926 года об инспекции эмигрантов

    № 22 Конвенция 1926 года о трудовых договорах моряков

    № 23 Конвенция 1926 года о репатриации моряков

    № 24 Конвенция 1927 года о страховании по болезни в промышленности

    № 25 Конвенция 1927 года о страховании по болезни трудящихся в сельском хозяйстве

    № 26 Конвенция 1928 года о процедуре установления минимальной заработной платы

    № 27 Конвенция 1929 года об указании веса грузов, перевозимых на судах

    № 28 Конвенция 1929 года о защите докеров от несчастных случаев

    № 29 Конвенция 1930 года о принудительном труде

    № 30 Конвенция 1930 года о рабочем времени в торговле и в учреждениях

    № 31 Конвенция 1931 года о рабочем времени в угольных шахтах

    № 32 Конвенция (пересмотренная) 1932 года о защите докеров от несчастных случаев

    № 33 Конвенция 1932 года о минимальном возрасте на непромышленных работах

    № 34 Конвенция 1933 года о платных бюро найма.



    Методы работы и основные сферы деятельности МОТ

    Главные цели МОТ - содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.

    Исходя из этих целей, основными задачами МОТ являются

    разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;

    разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций;

    помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции;

    защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации и т. п.);

    борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;

    содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных;

    разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;

    содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений;

    разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).



    В своей работе МОТ использует различные методы. Из них можно выделить четыре основных:

    развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей;

    разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций;

    оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем.

    В Международной организации труда это называется техническим сотрудничеством.

    Трипартизм - основной метод работы МОТ, её отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.

    Венгрия, Венесуэла, Вьетнам

    Габон, Гаити, Гайана, Гамбия, Гана,

    Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, Германия, Гондурас, Гренада, Греция, Грузия

    Дания, Джибути, Доминика, Доминиканская Республика

    Египет, Заир, Замбия, Зимбабве

    Израиль, Индия, Индонезия, Иордания,

    Ирак, Исламская Республика Иран, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Йемен

    Кабо-Верде, Казахстан, Камбоджа, Камерун, Канада,

    Катар, Кения, Кипр, Кирибати, Китай, Колумбия,

    Коморские Острова, Конго, Корея, Республика, Коста-Рика,

    Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Кыргызстан.

    Лаосская Народно-демократическая Республика, Латвия,

    Лесото, Либерия, Ливан, Ливийская Арабская Джамахирия, Литва, Люксембург

    Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Малави,

    Малайзия, Мали, Мальта, Марокко, Мексика, Мозамбик, Молдова, Республика, Монголия, Мьянма

    Намибия, Непал, Нигер, Нигерия, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия

    Объединенные Арабские Эмираты, Оман

    Пакистан, Панама, Папуа-Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Польша, Португалия

    Российская Федерация, Руанда, Румыния

    Сальвадор, Сан-Марино, Сан-Томе и Принсипи, Саудовская Аравия,

    Свазиленд, Сейшельские Острова, Сенегал, Сент-Винсент и Гренадины,

    Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, Сингапур, Сирийская Арабская Республика, Словакия, Словения, Соединенное Королевство,

    Соединенные Штаты Америки, Соломоновы Острова, Сомали, Судан, Суринам, Сьерра-Леоне.

    Таджикистан, Таиланд, Танзания,

    Объединенная Республика, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Туркменистан, Турция

    Уганда, Узбекистан, Украина, Уругвай

    Фиджи, Филиппины, Финляндия, Франция

    Хорватия, Центральноафриканская Республика, Чад, Чешская Республика, Чили

    Швейцария, Швеция, Шри-Ланка

    Эквадор, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эстония, Эфиопия

    Югославия, Южно-Африканская Республика


    События

    1818. На Конгрессе Священного Союза в Германии, английский промышленник Роберт Оуэн настаивает на ведении положений о защите трудящихся и создании комиссии по социальным вопросам.

    1831-1834. Жестоко подавлены два восстания ткачей на шелкопрядных фабриках в Лионе.

    1864. В Лондоне основан 1-й Интернационал «Международное товарищество рабочих»

    1866. Конгресс 1-го Интернационала требует принятия международного трудового законодательства.

    1867. Публикация первого тома труда Карла Маркса «Капитал».

    1833-1891. Принятие в Германии первого в Европе социального законодательства.

    1889. В Париже основан 2-ой Интернационал трудящихся.

    1890. Представители 14 стран на встрече в Берлине выдвигают предложения, которые повлияют на национальное законодательство по труду ряда стран.

    1900. На конференции в Париже создано первое объединение защиты трудящихся.

    1906. На конференции в Берне принимаются две международных конвенции - об ограничении использования токсичного белого фосфора в производстве спичек и запрещении ночного труда женщин.

    1919. Рождение МОТ. Первая Международная конференция труда принимает шесть конвенций, первая устанавливает 8 часовой рабочий день и 48 -часовую рабочую неделю.

    1927. Проходит первая сессия Комитета экспертов по применению Конвенций.

    1930. Принимается конвенция о постепенной отмене принудительного и обязательного труда.

    1944. Филадельфийская декларация подтверждает основные цели МОТ.

    1946. МОТ становится первым специализированным агентством, ассоциированным с ООН.

    1969. МОТ была присуждена Нобелевская премия мира.

    2002. Учреждён Всемирный день борьбы с детским трудом.

    Источники

    Википедия – Свободная энциклопедия, WikiPedia

    ilo.org – Официальный сайт МОТ

    calend.ru – Календарь событий

    academic.ru – Словари и Энциклопедии

    un.org – Декларации

    Междунаро́дная организа́ция труда́ (МОТ) - специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 год участниками МОТ являются 182 государства. С 1920 года штаб-квартира Организации - Международное бюро труда, находится в Женеве. В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

    Три направления в деятельности МОТ являются на сегодня приоритетными:

    · содействие демократии и трехстороннему взаимодействию (трипартизму),

    · борьба с бедностью и

    · защита трудящихся.

    Главные цели МОТ - содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.

    Исходя из этих целей основными задачами МОТ являются:

    · разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;

    · разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением;

    · помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции;

    · защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации и т. п.);

    · борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;

    · содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных;

    · разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;

    · содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений;

    · разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

    В своей работе МОТ использует различные методы. Из них можно выделить четыре основных: 1. развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм) 2. разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность) 3. оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством 4. проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам. Трипартизм - основной метод работы МОТ, её отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.


    Основные современные направления в деятельности МОТ:

    1. Защита прав человека и контроль за осуществлением международных правовых норм.

    2. Равенство возможностей и обращения для мужчин и женщин.

    3. Содействие занятости и структурная перестройка.

    4. Улучшение условии жизни и труда в сельском и неформальном секторах.

    5. Защита окружающей среды.

    Приоритетные сферы деятельности МОТ вытекают из ее Устава и Филадельфийской декларации. Это:

    · принятие и проведение в жизнь международных трудовых норм;

    · поддержка развития и реформирования социальной инфраструктуры и систем социального обеспечения;

    · предоставление консультаций при разработке законодательства в социально-трудовой сфере;

    · поддержка развития социального партнерства, прежде всего независимых профсоюзов и организаций работодателей, а также трехсторонних институтов, содействующих социальному диалогу между государством и социальными партнерами;

    · улучшение условий труда и жизни, защита трудящихся от несчастных случаев и угрозы здоровью на рабочем месте;

    · консультирование по проведению активной политики на рынке труда, развитию эффективного регулирования вопросов труда;

    · подготовки управленческих кадров и содействие развитию малых и средних предприятий.

    Принято классифицировать по различным основаниям, в том числе по принявшему их органу, юридической силе (обязательные и рекомендательные), сфере действия (двусторонние, локальные, всеобщие).

    Пакты и конвенции ООН являются обязательными для всех стран, их ратифицировавших. Международная организация труда принимает два вида актов, содержащих стандарты правового регулирования труда: конвенции и рекомендации. Конвенции являются международными соглашениями и обязательны для ратифицировавших их стран. В случае ратификации конвенции государство принимает необходимые меры к ее реализации на национальном уровне и регулярно представляет в Организацию доклады об эффективности таких мер. В соответствии с Уставом МОТ ратификация государством конвенции не может затрагивать национальные правила, более благоприятные для трудящихся. По нератифицированным конвенциям Административный совет может запрашивать у государства информацию о состоянии национального законодательства и практики его применения, а также о мерах по их улучшению, которые предполагается принять. Рекомендации не требуют ратификации. Эти акты содержат положения, уточняющие, детализирующие положения конвенций, либо модель регулирования социально-трудовых отношений.

    В настоящее время подход МОТ к созданию конвенций решено несколько модифицировать в целях обеспечения большей гибкости правового регулирования. Будут приниматься рамочные конвенции, содержащие минимальные гарантии прав трудящихся, дополняемые соответствующими приложениями. Одним из первых таких актов стала Конвенция № 183 «О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства». Ряд важных положений об охране материнства содержится в соответствующей Рекомендации. Такой подход позволяет стимулировать страны с недостаточным уровнем зашиты социально-трудовых прав ратифицировать данную Конвенцию и обеспечить тем самым закрепленный в ней минимум гарантий. Некоторые развивающиеся страны опасаются чрезмерной нагрузки на работодателей в результате ратификации конвенций МОТ. Для экономически более развитых стран в этих конвенциях закрепляются ориентиры повышения уровня гарантий. Изучение опыта МОТ показывает, что государства не ратифицируют те или иные конвенции по разным причинам, в том числе в случаях, когда на национальном уровне законодательством или практикой уже обеспечивается более высокий уровень зашиты прав трудящихся.

    Основные направления международного правового регулирования труда

    Международная организация труда ведет активную нормотворческую деятельность . За время ее существования было принято 188 конвенций и 200 рекомендаций.

    К числу основополагающих отнесены восемь конвенций МОТ. В них закреплены основные принципы правового регулирования труда. Это следующие конвенции.

    Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948 г.), Конвенция № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» (1949 г.) устанавливают право всех трудящихся и предпринимателей без предварительного на то разрешения создавать организации и вступать в них. Государственные власти не должны это право ограничивать или препятствовать его осуществлению. Предусмотрены меры по защите права на свободу объединения, защите профсоюзов от дискриминации, а также организаций трудящихся и предпринимателей против вмешательства вдела друг друга.

    Конвенция № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» (1930 г.) содержит требование упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах. Под принудительным или обязательным трудом понимается всякая работа или служба, которая требуется от лица под угрозой наказания и для которой это лицо не предложило своих услуг добровольно. Определен перечень работ, не входящих в понятие принудительного или обязательного груда.

    Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.) ужесточает требования и закрепляет обязательства государств не прибегать к какой-либо его форме в качестве:

    • средства политического воздействия или воспитания либо в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной либо экономической системе;
    • метода мобилизации и использования рабочей силы в целях экономического развития;
    • средства поддержания трудовой дисциплины;
    • средства наказания за участие в забастовках;
    • меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

    Конвенция № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.) признает необходимость проведения национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национальному или социальному происхождению.

    Конвенция № 100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 г.) требует от государств поощрения и обеспечения претворения в жизнь принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности. Этот принцип может применяться путем национального законодательства, любой системы определения вознаграждения, установленной или признанной законодательством, коллективными договорами между предпринимателями и трудящимися, либо сочетания различных способов. Для этого также предусматривается принятие мер, способствующих объективной оценке выполняемой работы на основе затрачиваемого труда. Конвенция затрагивает вопрос основной заработной платы и других вознаграждений, предоставляемых прямо или косвенно в деньгах либо натуре предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним определенной работы. Она определяет равное вознаграждение за труд равной ценности как вознаграждение, определяемое без дискриминации по признакам пола.

    Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 г.) принята в целях устранения детского труда. Минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.

    Конвенция № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999 г.) обязывает государства немедленно принять эффективные меры по запрету и искоренению наихудших форм детского труда. Целенаправленная деятельность МОТ в последние два десятилетия, а также принятие Декларации 1944 г. способствовали увеличению числа ратификаций указанных конвенций.

    Еше четыре конвенции отнесены МОТ к числу приоритетных:

    • № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.) — закрепляет обязательство государств иметь систему инспекции труда на промышленных предприятиях для обеспечения применения положений законодательства, относящихся к условиям труда и охране трудящихся в процессе их работы. Она определяет принципы организации и деятельности инспекций, полномочия и обязанности инспекторов;
    • № 129 «Об инспекции труда в сельском хозяйстве» (1969 г.) — на основе положений Конвенции № 81 формулирует положения об инспекции труда с учетом специфики сельскохозяйственного производства;
    • № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) — предусматривает осуществление ратифицировавшими ее государствами активной политики по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости;
    • № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» (1976 г.) — предусматривает трехсторонние консультации между представителями правительства, работодателей и трудящихся на национальном уровне по вопросам разработки, принятия и применения конвенций и рекомендаций МОТ.

    В целом можно выделить следующие основные направления правового регулирования МОТ:

    • основные права человека;
    • занятость;
    • социальная политика;
    • регулирование вопросов труда;
    • трудовые отношения и условия труда;
    • социальное обеспечение;
    • правовое регулирование труда отдельных категорий работников (особое внимание уделяется запрету детского труда, охране труда женщин; значительное число актов посвящено регулированию труда моряков, рыбаков и некоторых других категорий трудящихся).

    Принятие конвенций нового поколения обусловлено значительным количеством актов МОТ и назревшей необходимостью адаптации содержащихся в них стандартов к современным условиям. Они представляют собой своего рода систематизацию международного правового регулирования труда в определенной области.

    На протяжении всей своей истории МОТ уделяет значительное внимание регулированию труда моряков и работников в рыболовном секторе. Это обусловлено характером и условиями труда указанных категорий лиц, особо требующими разработки международных стандартов правового регулирования. Вопросам регулирования труда моряков посвящено около 40 конвенций и 29 рекомендаций. В указанных сферах в первую очередь были разработаны конвенции МО Г нового поколения: «Отруде в морском судоходстве» (2006 г.) и «О труде в рыболовном секторе» (2007 г.). Эти конвенции должны обеспечить качественно новый уровень защиты социально-трудо- вых прав этих категорий работников.

    Такая же работа была проведена в отношении норм об охране труда — речь о Конвенции № 187 МОТ «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (2006 г.), дополненной соответствующей Рекомендацией. Конвенцией предусмотрено, что ратифицировавшее ее государство содействует постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве. Для этого на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников на национальном уровне разрабатываются соответствующие политика, система и программа.

    Национальная система безопасности и гигиены включает:

    • нормативные правовые акты, коллективные договоры и другие соответствующие акты по безопасности и гигиене труда;
    • деятельность органа или ведомства, отвечающего за вопросы безопасности и гигиены труда;
    • механизмы для обеспечения соблюдения национальных законодательных и нормативных правовых актов, включая системы инспекции;
    • меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне предприятия между его руководством, работниками и их представителями в качестве основного элемента мер профилактики на производстве.

    Рекомендация об основах, содействующих безопасности и гигиене труда, дополняет положения Конвенции и направлена на обеспечение содействия разработке и принятию новых актов, международному обмену информацией в области безопасности и гигиены труда.

    В сфере регулирования трудовых отношений большое значение имеют конвенции по вопросам прекращения трудовых отношений и защиты заработной платы. Конвенция № 158 МОТ «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» (1982 г.) принята в целях защиты работников от прекращения трудовых отношений без законного основания. Конвенция закрепляет требование обоснованности — должно быть законное основание, связанное со способностями или с поведением трудящегося либо вызванное производственной необходимостью. Также перечислены причины, которые не являются законным основанием для прекращения трудовых отношений, в том числе: членство в профсоюзе или участие в профсоюзной деятельности; намерение стать представителем трудящихся; выполнение функций представителя грудящихся; подача жалобы или участие в деле, возбужденном против предпринимателя по обвинению в нарушении законодательства; дискриминирующие признаки — раса, цвет кожи, пол, семейное положение, семейные обязанности, беременность, вероисповедание, политические взгляды, национальность или социальное происхождение; отсутствие на работе в период пребывания в отпуске по материнству; временное отсутствие на работе в связи с болезнью или травмой.

    Конвенция излагает как процедуры, применяемые до и во время прекращения трудового отношения, так и процедуру обжалования решения об увольнении. Бремя доказывания наличия законного основания для увольнения возложено на предпринимателя.

    Конвенция предусматривает право работника на предупреждение о планируемом прекращении трудового отношения в разумный срок или право на денежную компенсацию вместо предупреждения, если он не совершил серьезного проступка; право на выходное пособие и (или) другие виды защиты дохода (пособия из фонда страхования по безработице, фондов помощи безработным либо другие формы социального обеспечения). В случае необоснованного увольнения, невозможности отмены решения об увольнении и восстановления трудящегося на прежней работе предполагается выплата соответствующей компенсации или другого пособия. В случае прекращения трудовых отношений по экономическим, технологическим, структурным или аналогичным причинам на работодателя возлагается обязанность информировать об этом работников и их представителей, а также соответствующий государственный орган. Государства на национальном уровне могут вводить определенные ограничения при массовых увольнениях.

    Конвенция № 95 МОТ «Об охране заработной платы» (1949 г.) содержит значительное число норм, направленных на защиту интересов трудящихся: о форме выплаты заработной платы, об ограничении выплаты заработной платы в натуре, о запрете предпринимателям ограничивать свободу распоряжаться своей заработной платой по своему усмотрению и ряд других важных положений. В ст. 11 данной Конвенции закреплено, что в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке трудящиеся будут пользоваться положением привилегированных кредиторов.

    Международная организация труда приняла также Конвенцию №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 г.). В соответствии с ней государства обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным. Минимальная заработная плата согласно этой Конвенции «имеет силу закона и не подлежит понижению». При определении минимальной заработной платы учитываются следующие факторы:

    • потребности работников и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп;
    • экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости. Для обеспечения эффективного применения всех положений о минимальной заработной плате принимаются соответствующие меры, например надлежащая инспекция, дополненная другими необходимыми мерами.

    Перечень конвенций МОТ, действующих в РФ

    1. Конвенция № 11 “О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве” (1921 г.).

    2. Конвенция № 13 “Об использовании свинцовых белил в малярном деле” (1921 г.).

    3. Конвенция № 14 “О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях”(1921 г.).

    4. Конвенция № 16 “Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов” (1921 г.).

    5. Конвенция № 23 “О репатриации моряков” (1926 г.).

    6. Конвенция № 27 “Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах” (1929 г.).

    7. Конвенция № 29 “О принудительном или обязательном труде” (1930 г.).

    8. Конвенция № 32 “О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов” (1932 г.).

    9. Конвенция № 45 “О применении труда женщин на подземных работах в шахтах” (1935 г.).

    10. Конвенция № 47 “О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю” (1935 г.).

    11. Конвенция № 52 “О ежегодных оплачиваемых отпусках” (1936 г.).

    12. Конвенция № 69 “О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации” (1946 г.).

    13. Конвенция № 73 “О медицинском освидетельствовании моряков” (1946 г.).

    14. Конвенция № 77 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности” (1946 г.).

    15. Конвенция № 78 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах” (1946 г.).

    16. Конвенция № 79 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду” (1946 г.).

    17. Конвенция № 87 “О свободе ассоциации и защите прав на организацию” (1948 г.).

    18. Конвенция № 90 “О ночном труде подростков в промышленности” (пересмотрена в 1948 г.).

    19. Конвенция № 92 “О помещениях для экипажа на борту судов” (пересмотрена в 1949 г.).

    20. Конвенция № 95 “Об охране заработной платы” (1949 г.).

    21. Конвенция № 98 “О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров” (1949 г.).

    22. Конвенция № 100 “О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности” (1951 г.).

    23. Конвенция № 103 “Об охране материнства” (1952 г.).

    24. Конвенция № 106 “ О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях” (1957 г.).

    25. Конвенция № 108 “О национальном удостоверении личности моряков” (1958 г.).

    26. Конвенция № 111 “О дискриминации в области труда и занятий” (1958 г.).

    27. Конвенция № 113 “О медицинском осмотре моряков” (1959 г.).

    28. Конвенция № 115 “О защите трудящихся от ионизующей радиации” (1960 г.).

    29. Конвенция № 116 “О частичном пересмотре конвенций” (1961 г.).

    30. Конвенция № 119 “О снабжении машин защитными приспособлениями” (1963 г.).

    31. Конвенция № 120 “О гигиене в торговле и учреждениях” (1964 г.).

    32. Конвенция № 122 “О политике в области занятости” (1964 г.).

    33. Конвенция № 124 “О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках” (1965 г.).

    34. Конвенция № 126 “О помещениях для экипажа на борту рыболовецких судов” (1966 г.).

    35. Конвенция № 133 “О помещениях для экипажа на борту судов”. Дополнительные положения (1970 г.).

    36. Конвенция № 134 “О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков” (1970 г.).

    37. Конвенция № 138 “О минимальном возрасте” (1973 г.).

    38. Конвенция № 142 “О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов”.

    39. Конвенция № 147 “О минимальных нормах на торговых судах” (1976 г.).

    40. Конвенция № 148 “О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом, вибрацией на рабочих местах” (1977 г.).

    41. Конвенция № 149 “О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала” (1977 г.).

    42. Конвенция № 159 “О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов” (1983 г.).

    43. Конвенция № 160 “О статистике труда” (1985 г.).

    Международная организация труда (МОТ) – международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений, в настоящее время является специализированным учреждением ООН.

    Международная организация труда была создана в 1919 г. одновременно с Лигой наций в соответствии с Версальским мирным договором. Устав МОТ вступил в силу с 1 января 1919 г. (последнее изменение Устава произведено в 1972 г.) .

    В 1944 г. Международная конференция труда приняла Филадельфийскую декларацию, в которой были сформулированы цели и задачи МОТ, а также следующие основополагающие принципы в сфере труда:

    • – труд не является товаром;
    • – свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;
    • – нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;
    • – все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право па обеспечение своего материального состояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

    Здесь следует заметить, что, несмотря на очевидность, простоту и кажущуюся легкость воплощения этих принципов на практике, и в настоящее время большинство из них продолжают оставаться только декларативной целью деятельности многих государств, нежели реальной действительностью.

    США и СССР стали членами МОТ в 1934 г. В 1940 г. СССР приостановил свое членство в МОТ, а возобновил лишь в 1954 г.

    В 1946 г. вскоре после образования ООП (вместо Лиги наций) МОТ стала ее первым специализированным учреждением.

    В 1998 г. была принята Декларация МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда", которая построена на восьми основополагающих Конвенциях МОТ, предусматривающих свободу ассоциаций, упразднение принудительного труда, право на ведение коллективных переговоров, действенное запрещение детского труда, устранение дискриминации в области труда и занятий.

    В настоящее время структура МОТ представлена следующими органами:

    • – Международная конференция труда (МКТ) – высший орган МОТ, который обладает правом принимать международные трудовые нормы. На МКТ каждое государство-участник имеет право направить четырех делегатов: двух от правительства, одного от представителей работников и одного от представителей работодателей. Делегаты вправе выступать и голосовать самостоятельно, независимо друг от друга. Один раз в два года МКТ принимает двухлетнюю программу работы и бюджет МОТ, который образуется из взносов государств-членов. Одновременно МКТ является общемировым форумом для обсуждения трудовых и социальных проблем и международных трудовых норм;
    • – Административный совет – исполнительный орган МОТ, который руководит работой МОТ в период между сессиями МКТ, а также определяет порядок выполнения ее решений. Ежегодно Совет проводит три сессии: в марте, июне и ноябре. В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, 14 от работодателей и 14 от трудящихся) и 66 их заместителей (28 представляют правительства, 19 работодателей и 19 трудящихся). Десять мест членов Административного совета, представляющих правительства, на постоянной основе занимают представители правительств Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, России, США, Франции и Японии. Остальные члены Совета, представляющие правительства других государств, переизбираются Конференцией на ротационной основе каждые три года;
    • – Международное бюро труда (МВТ) – постоянный секретариат МОТ, своего рода оперативный штаб. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний МОТ. Бюро имеет в своем составе департаменты, отвечающие за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, за деятельность нанимателей и трудящихся. Возглавляет МБТ Генеральный директор, который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, он же формирует персональный состав Бюро. Кроме того, МБТ является исследовательским и издательским центром;
    • – вопросы управления децентрализованы и переданы на региональный и субрегиональный уровень и в представительства в отдельных странах. В частности, Россия относится к деятельности Группы технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии (до апреля 2010 г. Группа именовалась Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии). Бюро координирует деятельность МОТ в 10 государствах – Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Российской Федерации, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. Штаб-квартира находится в Москве. В свою очередь, Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии относится к ведению Регионального бюро "Европа и Центральная Азия" со штаб-квартирой в Женеве.

    В настоящее время членами МОТ являются 185 государств. Международной организацией труда принято 396 документов, в том числе 189 конвенций, 202 рекомендации, 5 протоколов.

    Отличительной особенностью МОТ является тринатризм, что означает организацию ее деятельности на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств.

    Международная организация труда создана для обеспечения социальной справедливости и реализации международно-признанных прав человека и трудовых прав. Она помогает создавать условия для достойного труда, экономические и организационные условия труда, которые дают трудящимся и предпринимателям опору для сохранения прочного мира, процветания и прогресса. Ее трехсторонняя структура обеспечивает уникальную платформу для обеспечения достойного труда для всех женщин и мужчин. Основными целями МОТ являются развитие прав в сфере труда, расширение возможностей достойной занятости, расширение социальной защиты и укрепление диалога по вопросам труда.

    В качестве стратегических задач МОТ заявлены следующие четыре цели.

    • 1. Продвижение и реализация норм и основополагающих принципов и прав в сфере труда.
    • 2. Создание более благоприятных возможностей для женщин и мужчин для достойной занятости и достойных доходов.
    • 3. Расширение сферы охвата и повышение эффективности социальной защиты для всех.
    • 4. Укрепление трипартизма и социального диалога.

    Указанные цели достигаются МОТ путем решения следующих задач.

    • 1. Разработка международной политики и программ по содействию реализации основных прав человека, улучшению условий труда и жизни, а также расширению возможностей трудоустройства.
    • 2. Создание международных трудовых норм, опираясь на уникальную систему контроля за их применением.
    • 3. Реализация программ международного технического сотрудничества, которые разрабатываются и осуществляются в активном партнерстве со всеми тремя сторонами.
    • 4. Обучение, образование и научно-исследовательская деятельность, осуществляемые в целях продвижения этих усилий .

    Принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы, является особой и одной из важнейших функций МОТ. И конвенции, и рекомендации разрабатываются и принимаются МКТ с использованием одинаковой процедуры. Вначале каждый документ обсуждается на двух сессиях МОТ, МБТ готовит по нему предварительные доклады, в которых обобщаются законодательство и практика в различных странах. Кроме того, каждая конвенция и рекомендация обсуждается комиссией, сформированной конференцией. В случае одобрения документа большинством в 2/3 присутствующих на соответствующей сессии МОТ делегатов конвенция считается принятой и открывается для ратификации государствами – членами МОТ. В случае ратификации конвенции ее положения подлежат воплощению в законодательство и практику применения в соответствующей стране.

    Правовой статус рекомендаций отличается от правового статуса конвенции. В отличие от последней рекомендации не являются международными договорами и не требуют ратификации. Рекомендация содержит "обращенное к государствам пожелание, предложение (совет) ввести соответствующие нормы в национальное законодательство" . Как указывает сама МОТ, "рекомендации служат руководством в области политики, законодательства и практической деятельности" .

    МОТ классифицирует конвенции по ряду оснований.

    Во-первых, МОТ выделяет восемь фундаментальных (Fundamental) конвенций (табл. 22.1).

    Таблица 22.1

    Название, год и номер Конвенции

    Количество государств, ратифицировавших Конвенцию

    Конвенция 1930 г. о принудительном труде (№ 29)

    Конвенция 1948 г. о свободе ассоциации и защите права на организацию (№ 87)

    Конвенция 1949 г. о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров (№ 98)

    Конвенция 1951 г. о равном вознаграждении (№ 100)

    Конвенция 1957 г. об упразднении принудительного труда (№ 105)

    Конвенция 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий (№ 111)

    Конвенция 1973 г. о минимальном возрасте (№ 138)

    Конвенция 1999 г. о наихудших формах детского труда (№ 182)

    Во-вторых, выделяются четыре руководящие (приоритетные) (Governance (Priority)) конвенции (табл. 22.2)

    Таблица 22.2

    В-третьих, остальные конвенции именуются техническими (Technical). На сегодняшний день Россия ратифицировала все восемь фундаментальных конвенций и две из четырех приоритетных конвенций. Не ратифицированы Россией Конвенция 1969 г. об инспекции труда в сельском хозяйстве (№ 129) и Конвенция 1976 г. о трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы) (№ 144). Кроме фундаментальных и приоритетных конвенций Российская Федерация ратифицировала 59 технических конвенций . Причем 50 конвенций были ратифицированы еще СССР, и в отношении них на Российскую Федерацию распространяется правопреемство; девять – были ратифицированы уже самой Российской Федерацией.

    • 1) свобода объединений, коллективных переговоров и трудовые отношения;
    • 2) принудительный труд;
    • 3) искоренение детского труда и защита детей и подростков;
    • 4) равенство возможностей;
    • 5) трехсторонние консультации;
    • 6) управление трудом и инспекция труда;
    • 7) занятость и трудоустройство;
    • 8) профессиональная ориентация и подготовка;
    • 9) обеспечение гарантий занятости;
    • 10) заработная плата;
    • 11) рабочее время;
    • 12) работа в ночное время;
    • 13) охрана труда;
    • 14) социальное обеспечение;
    • 15) охрана материнства;
    • 16) социальная политика;
    • 17) трудящиеся-мигранты;
    • 18) ВЙЧ и СПИД;
    • 19) труд моряков;
    • 20) труд докеров;
    • 21) коренные народы;
    • 22) особые категории работников.

    Как очевидно из данной классификации, которая является официальной со стороны МОТ, международные нормативные акты, принятые этой организацией, охватывают самый широкий круг вопросов правового регулирования труда. Более того, многие из них выходят за рамки проблематики трудового права, содержат положения, относящиеся к праву социального обеспечения, бытовому обслуживанию работников, статистике труда, профессионально-техническому образованию и профессиональной ориентации, организации и способам деятельности государственных органов по управлению трудом. Также стоит отметить, что многие акты МОТ относятся не только к зависимым (наемным) работникам, но и к независимым работникам, предпринимателям.

  • Трудовое право России: учебник / отв. ред. Ю. II. Орловский, А. Ф. Нуртдинова. С. 601.