Особенности дипломатии отдельных стран азии, ближнего востока и австралии. Цифровая дипломатия в странах азии Цифровая дипломатия в странах Азии

В 2013 году Китай непрерывно “писал” картину своей экономической дипломатии: начиная от Тихого океана и до Балтийского моря, от Центральной Азии и Южной Азии до Европы, соединяя отдельные точки в линии и даже в плоскости, так что “экономический коридор Шелкового пути” и “Морской шелковый путь 21-го века” дополняли красоту друг друга…

Следует отметить, что важные особенности экономической дипломатии Китая заключаются в сочетании сухопутных и морских путей, в совместном развитии регионального сотрудничества и “зоны добрососедства и дружбы”, а также в мирном сосуществовании нового и старого геоэкономических секторов.

В экономической дипломатии Китая необходимо сначала осуществить “совместное развитие”, то есть благодаря экономической взаимодополняемости Китая и других стран продвинуть искреннее деловое сотрудничество, создать условия для получения взаимной выгоды и сообщество по интересам, обогатить и улучшить мировую экономическую карту, создать для мировой экономики более сбалансированное и рациональное размещение и стратегическую опору.

Проведение Китаем экономической дипломатии не только призвано осуществлять “совместное развитие” с внешним миром, но и соответствовать требованию “всестороннего углубления реформ” внутри страны. Это — реальное отражение единой концепции планирования Китаем внутренней и внешней обстановки.

На закрывшемся недавно Центральном рабочем совещании по проблемам экономики были поставлены главные задачи экономической работы на будущий год. При этом было отмечено, что проведение экономической дипломатии с внешним миром поможет в разрешении таких тернистых вопросов, так перепроизводство, долговой кризис и внедрение инноваций, а также путем коммуникации с внешним миром поможет осуществить прорыв в реформах Китая, уменьшить трудности и риски внутренних реформ.

Экономическая дипломатия является составной частью общей концепции внешней политики Китая, она была выработана и реализована так, чтобы вписаться в эту общую концепцию.

Китай придерживается идеи “дружественности, искренности, выгодности и толерантности” контактов, подчеркивая свое осознание того, что является членом Сообщества с единой судьбой. В последний год председатель КНР Си Цзиньпин и премьер Госсовета Ли Кэцян побывали в 22 азиатских, африканских, европейских и американских государствах. Кроме этого, они приняли в Китае 64 глав государств и правительств зарубежных стран, благодаря чему между Китаем и различными странами мира были подписаны около 800 соглашений о сотрудничестве.

Экономическая дипломатия является значительной поддержкой в процессе реализации контактов КНР с внешним миром на высоком уровне. В этой сфере следует отметить заключенное между Китаем и Россией соглашение о сотрудничестве на огромную сумму, начало переговоров по существу между КНР и США о взаимных инвестициях, реализацию КНР и Европой “Китайско-европейской стратегической программы сотрудничества в период на 2020 год”, объявленные Китаем новые меры и проекты оказания помощи Африке, поддержку со стороны КНР социально-экономического развития Латинской Америки и стран бассейна Карибского моря, усилия Китая в ходе продвижения работ Шанхайской организации сотрудничества, саммит стран Восточной Азии и зоны свободной торговли, которые КНР создала с другими странами в двустороннем или многостороннем форматах…

Ретроспективно оценивая 2013 год, следует отметить, что Китай проводил широкомасштабную внешнюю политику, причем важную роль при этом сыграла экономическая дипломатия, которая вместе с другими сферами международных отношений открыла прекрасные перспективы перед общей дипломатией Китая, стремящегося к взаимной выгоде, обоюдному выигрышу и согласованности.

ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ В СТРАНАХ АЗИИ

Эпова Марина Алексеевна
Забайкальский государственный университет


Аннотация
В данной статье рассматривается практика методов цифровой дипломатии в странах Азии, а именно применение методов ИКТ в работе с аудиторией в Индии, Китае, Южной Корее и Японии. Автор констатирует результаты Тайваня в качестве успешного примера применения новых технологий в сфере цифровой дипломатии. В статье выявлены особенности ведения цифровой дипломатии странами Юго-восточной Азии. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме продвижения методов цифровой дипломатии в процессе привлечения многомиллионной аудитории, применения социальных сетей в качестве инструмента, способствующего активному развитию уровня публичной дипломатии в странах Азии.

DIGITAL DIPLOMACY IN ASIA

Epova Marina Alekseevna
Transbaikal State University


Abstract
This article examines the practice of digital diplomacy in Asia, namely the application of ICT in the work with the audience in India, China, South Korea and Japan. The author notes that the results of Taiwan are a successful example of the application of new technologies in the field of digital diplomacy. The article revealed peculiarities of digital diplomacy in countries of South-east Asia. The article is devoted to the burning question of promotion of digital diplomacy in the process of attracting an audience of millions people, the use of social media as a tool to promote active development of the level of public diplomacy in Asia.

Внешняя политика развивается и адаптируется на наших глазах, не только новые технологии, но и персонификация власти влияет на этот процесс. Благодаря медиа-ресурсам и появлению цифровой дипломатии, это преобразование происходит довольно быстро и затрагивает саму сущность, как правительства взаимодействуют друг с другом и аудиторией. В настоящее время в мировом сообществе часто появляются новые негосударственные субъекты, они привносят изменения в современный миропорядок и побуждают акторов международных отношений сбалансировать свое внимание так, чтобы как совмещать новые приоритеты, взаимодействуя с гражданским обществом, так и демократизировать дипломатический процесс.

Технологии и инновации стали ключевыми элементами в этом процессе. Практика внешней политики претерпела большие изменения за последние двадцать лет. На протяжении веков послы и дипломаты занимались традиционной дипломатией, получали инструкции своих столиц и исполняли поручения. Модернизация почтовой службы и изобретение телеграфа, а позднее телефона ускорила связь. Сегодня с появлением Интернета один человек говорит, тысячи людей слышат. Интернет дал новую жизнь дипломатии, изменения произошли быстро и довольно внезапно. Сейчас министры, дипломаты, послы используют все средства массовой информации, что очень эффективно, но в тоже время рискованно, так как работа интернет сетей часто нарушается и еще чаще они подвержена кибертерроризму.

В современном мире потребность в новостях и обновлениях в режиме реального времени возросла до крайности и сейчас главная задача достичь баланса. С одной стороны, необходим механизм для контроля над цифровой дипломатией. С другой стороны, мы должны использовать средства массовой информации для того, чтобы лучше взаимодействовать с общественностью как дома, так и за рубежом.

Сегодня в мире так много акторов и вопросы настолько сложны, что «быстрая дипломатия» является выходом, однако, она не должна быть целью, а скорее должна упрощать поиск ответов и способствовать улучшению взаимодействия всех акторов как традиционных, так и менее традиционных. Таким образом, цифровые технологии получили широкое признание в качестве инструментов дипломатии.

Страны Азии не стали исключением. Как показывают исследования внешней политики Китая, стран АСЕАН и других , методов традиционной дипломатии становится недостаточно для решения назревших проблем. Поэтому можно говорить о том, что эти страны и постепенно присоединяются к практике цифровой дипломатии. Для большинства стран Азии, чьи устои основаны на традициях, переход к цифровой дипломатии является сменой парадигм.

Рассмотрим несколько примеров. В системе Министерства иностранных дел Индии создал орган, целью которого стало позиционирование Индии в сети Интернет, представление интересов индийского народа и контакты с аудиторией по средствам социальных сетей. В июле 2010 г. был открыт аккаунт в Twitter. Страница с более чем 100 000 подписчиков является наиболее активной, информирует правительство об общественном мнении и в тоже время ищет способы помочь разрешению проблем населения. Страница в Twitter оказалась очень эффективной при эвакуации индийских граждан во время войны в Ливии. Официальные сайты Индии полны привлекательного контента и информационно заполнены. Такая активность похвальна, но содержание сайтов в основном касается культуры, искусства, кухни Индии, то есть главным образом ориентированы на стереотипных представлениях об Индии. Такой информации переизбыток.

Не смотря на запреты в использовании интернет ресурсов, Китай также способствует развитию цифровой дипломатии. Китайские власти признают доминирование иностранных СМИ в Китае и то, что большая часть информации не соответствует действительности. В политических кругах это называют отрицательной стороной «мягкой силы». По средствам Интернета существенный вклад в распространение китайской позиции вносит население Китая. В Интернете Китай имеет свою «армию», созданную для доминирования на онлайн беседах и формирование общественного мнения внутри страны и за рубежом. В стране работают около 300 000 человек, которые для продвижения правительственной линии, размещают соответствующую информацию на форумах, сайтах, блогах. Правительство поддерживает таких «кибер-солдат», они в свою очередь, активно работают на зарубежных форумах, противостоят любой негативной информации о Китае. Также данная стратегия используется в пропаганде «китайской мечты» как новой идеологической конструкции.

В настоящее время в революцию цифровой дипломатии активно включилась Южная Корея. Среди азиатских городов Сеул имеет наиболее развитую инфраструктуру. Страна действительно заинтересована в развитии публичной дипломатии, применяя современные инновационные технологии. В 2012 году правительство подписало соглашение с корейским неправительственным агентством об обучении 500 студентов основам кибер дипломатии. Правительство стремится привлечь молодые кадры в развитие корейской цифровой дипломатии.

Япония также осознает важность цифровой дипломатии. В Японии фактически любой сайт имеет две версии, версию на английском и на японском. Японские страницы в Twitter,Face book имеют тысячи подписчиков, видеоролики на You Tube набирают несколько тысяч просмотров.

В то время пока мировые азиатские державы пытаются постичь пользу цифровых технологий, существуют многочисленные примеры успешного применения новых технологий другими странами Азии. Так Тайвань является отличным примером, продемонстрировавшим высокие результаты в области привлечения инновационных технологий в сфере цифровой дипломатии. Была разработана программа под названием Adoc (APEC Digital Opportunity Center), программа направлена на сокращение цифрового разрыва между членами Азиатско-Тихоокеанского форума экономического сотрудничества (АТЭС). Тайвань в силу своего уникального положения в международной политике как часть Китая, претендующая на независимость, ограничен в участии в большинстве международных организаций. Таким образом, Adoc является попыткой обойти все эти препятствия и создать еще одну площадку для взаимодействия и установления новых связей.

Интернет открывает новые возможности перед правительствами стран. Наиболее интересная тенденция настоящего времени это иностранные правительства. Западные правительства по средствам социальных сетей контактируют с азиатской аудиторией. В Азии проживает почти 45% пользователей Интернета. Для дипломатов это прекрасная возможность участвовать в жизни азиатских государств. В одной Индии имеется почти 100 миллионов пользователей Face book, что уступает только США. Перед визитом в Китай британский премьер Дэвид Камерон зарегистрировался на Sina Weibo, в первый же день собрав более 10 тысяч комментариев от пользователей сети. Отступив от традиций, новоназначенный посол США в Индии говорил с гражданами по You Tube после представления верительной грамоты индийскому президенту.

Для будущего цифровой дипломатии в Азии необходимо сделать акцент на таких социальных каналах, основанных на видео и изображениях. Так как основной язык всех сайтов английский, большинство азиатских стран это не устраивает, поэтому здесь предпочтение стоит отдать таким медиа платформам как Instagram, Snapchats и другие. Вторая тенденция это необходимость в ведении блогов. Ведение блога является эффективным инструментом для участия в общественном дискурсе.

С 2009 года цифровой дипломатией заинтересовались в странах Юго-восточной Азии. Молодые дипломаты Ассоциации государств Юго-восточной Азии (АСЕАН) все чаще отходят от традиционных способов ведения дипломатии, используя новые технологии для повышения качества работы. Секретариат АСЕАН имеет свой аккаунт в Twitter для информирования общественности о его деятельности. Уже несколько лет президент Филиппин Бениньо Акино III использует Face book для связи с населением, министр иностранных дел Сингапура Джордж Ео также регулярно пишет и отвечает на вопросы своих подписчиков на Face book, темы вопросов касаются как внешней, так и внутренней политики. Почти все лидеры стран АСЕАН сейчас имеют учетную запись на Face book.Бывший премьер-министр Таиланда Апхисит Ветчачива также общается с подписчиками на Face book, обсуждая такие вопросы как конфликт вокруг Прэахвихеа с Камбоджой. Однако в АСЕАН существует рад препятствий на пути к новой форме дипломатии. Одно из них это изменение мышления традиционалистов. Многие дипломаты старой школы не согласны с тем, чтобы дипломатия стала открытой, считая, что все должно решаться за закрытыми дверями.

Таким образом, в то время как традиционная дипломатия сосредоточена на формальностях, переговорах, коммюнике и договорах, цифровая дипломатия дает простор для неформальных действий, то есть придает дипломатии более непосредственный и менее официальный вид. Сегодня цифровая дипломатия еще относительно нова, но продолжает развиваться. Сейчас Интернет имеет все шансы стать платформой для общения между правительством страны и населением, отвлечь внимание правительства от традиционных вопросов и обратить внимание на злободневные проблемы населения. С применением инструментов цифровой дипломатии уровень публичной дипломатии стран Азии будет непрерывно расти.


Библиографический список
  1. Седунов А.М., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. США во внешнеполитической стратегии Китая//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 175-176.
  2. Тимофеева М.Л., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. Отношения Китая с Корейской народной демократической республикой//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 176.
  3. Гурулева Т.Л., Ширяева О.А., Скрипкарь М.В. Взаимодействие Китая с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (тезисы)//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 4. С. 146.
  4. Скрипкарь М.В. «Китайская мечта» как национальная особенность в процессе бренд-билдинга приграничных территорий Северо-Востока КНР//Молодой ученый. 2013. № 7. С. 362-365.

Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по

Вопросы экономической дипломатии Росиии заняли, на наш взгляд, существенное место в дипломатической теории и практике России после её отказа от претензий на наследие СССР в качестве гегемона одной из геополитических сил в противоборстве двух великих держав.

Теоретические и практические аспекты экономической дипломатии России в последние годы были обстоятельно рассмотрены в ряде фундаментальных исследований отечественных дипломатов и государственных деятелей. Сочетание теории и практики деятельности в области экономической дипломатии нашло всестороннее рассмотрение в работах академика РАН И.Д. Иванова, который длительное время возглавлял это направление работы в советском правительственном аппарате и российском МИДе. Научно-концептуальные основы геоэкономической политики России были недавно рассмотрены в фундаментальном докладе Общественной академии наук геоэкономики и глобалистики.

Однако мы не должны забывать, что в современном мире существуют и такие концепции зарубежных глобалистов, в основе которых лежат положения о несправедливости сложившегося всемирного разделения, когда 2,5% населения земного шара владеют 14% суши и примерно 50% запасов мировых ресурсов, в соответствии с чем необходим их передел мирным путем в рамках специально созываемых международных конференций.

В связи с этим следует отметить, что сложившееся в настоящее время соотношение между объемами геоэкономических направлений внешнеэкономических связей России (ВЭС), будучи исторически обусловленным, не является, на наш взгляд, оптимальным с точки зрения долговременных интересов экономической безопасности нашей страны. ЕС и Евро-Атлантический блок в целом - сегодня слишком сложные институциональные структуры, в которых прохождение и согласование решений по сотрудничеству с аутсайдерами являются весьма длительными, а конечные результаты далеко не всегда представляются последовательными.

В конечном итоге они нередко выражают позицию глобального политического гегемона. Нужно готовиться к тому, что нашим интересам на будущее соответствует более сбалансированное соотношение между тремя основными мировыми центрами экономической силы - Атлантическим союзом, включающим США и ЕС, СНГ+ШОС и АТЭС. При этом важно обсудить, какими аргументами может располагать российское политическое и экономическое руководство для проведения такой политики, какие специфические особенности будут составлять стержневую основу дальнейшего сотрудничества с этими центрами и какие тренды ВЭС можно ожидать в конечном итоге.

Главными ожидаемыми изменениями и целесообразными сдвигами в геоэкономических направлениях ВЭС России по всей видимости станут:

Привлечение инвестиционных и технологических ресурсов стран ЕС и АТР для расширения добычи нефти и газа в труднодоступных районах евроазиатских континента и шельфа, сжижения и регазификации природного газа, его межконтинентальной транспортировки;

Участие стран АТР в комплексном освоении Северо-Востока России; активное привлечение стран СНГ и ШОС к аутсорсингу в трудоемких отраслях для восполнения дефицита трудовых ресурсов России и активизация ее миграционной политики с учётом задач модернизации национальной экономики;

Обновление транспортной и энергетической инфраструктуры на постсоветском пространстве при ведущей проектно-технологической роли России;

Заметное приращение международных транспортных услуг России, положительно влияющее на состояние данной статьи ее платежного баланса, за счет поступлений от эксплуатации Северного морского пути, трансконтинентальных и кросс-полярных перелетов, трансконтинентального железнодорожного и автомобильного грузового сообщения при повышении скорости, надежности и сохранности перевозки грузов, ввода в строй новых поколений отечественных морских и речных судов российских судоходных компаний, в том числе для обслуживания международных перевозок;

Изменение стратегии международного движения российского капитала с учетом накоплений в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, активизации внешних связей (в том числе обмена активами) российских производственных компаний и финансово-банковских структур.

Таким образом для данной части наших рассуждений основное значение имеют не столько геополитически значимые экспортные ресурсы России (нефть, газ, металлы, лес, морепродукты, высокотехнологичная техника и технологии оборонного, космического и атомного назначения, алмазы и золото) и их влияние на будущее участие России в переустройстве международных экономических отношений, сколько избранные технологические ниши сотрудничества на геоэкономических направлениях с учетом движения всех четырех факторов воспроизводства (товаров, услуг, труда и капитала).

Для экономики России в ближайшее десятилетие, да и в последующие годы наибольшее практическое значение представит в рамках общего сценария взаимодействия с основными (для нее) мировыми экономическими центрами выделение специфических особенностей сотрудничества с каждым из этих центров исходя из необходимости решения наиболее неотложных для нас проблем. Из всего перечня таких проблем целесообразно выделить, по крайней мере, четыре.

Во-первых , существенное отставание в динамике прироста запасов добычи нефти и газа, которые сегодня и в обозримой перспективе остаются главным экспортным ресурсом России, от динамики добычи. Как отмечалось на научной сессии Общего собрания РАН в декабре 2005 г., начиная с 1993 г. детальная разведка новых запасов нефти и газа не восполняет их добычу. Более чем в 2 раза были уменьшены объемы глубокого параметрического, поискового и разведочного бурения - с 4,5 млн м3 до 1,2 млн в 2003 г. Резко сократились научно-исследовательские, геофизические, геологические и геохимические работы, а также поиски новых перспективных объектов. К тому же за эти годы, без серьезных обоснований, в погоне за высокой рентабельностью было изъято из государственного баланса (списано) более 5 млрд т разведанных запасов нефти, на подготовку которых затрачены огромные средства. Несмотря на все более широкое привлечение зарубежных геофизических, буровых и других так называемых «сервисных» инжиниринговых фирм, на весьма низком уровне остаются вложения в технологию.

Так, инвестиции в основной капитал на 1 т добытой нефти в ведущих российских компаниях ТЭКа в 2 раза меньше, чем в зарубежных компаниях. С учетом того, что ресурсная база нефти и газа в нашей стране и акционерные общества по их добыче и переработке сегодня все же находятся под жестким контролем государства, если речь идет о способах расчета за поставки оборудования и техническое содействие, то было бы целесообразно рассмотреть возможности привлечения зарубежных специализированных фирм (норвежских и др.) к широкому сотрудничеству в данной области. Это вполне вписывается в рамки глобальной энергобезопасности, которая по инициативе российской стороны являлась ведущей темой саммита «восьмерки» 2006 г. Продолжить эту линию в рамках экономической дипломатии (зондажа в отношении потенциальных участников), а затем перевести ее в плоскость разработки конкретных программ, проектов и соглашений под руководством соответствующих федеральных служб настоятельно необходимо, иначе Россия не справится со своими обязательствами по поставкам указанных ресурсов ни в западном, ни в восточном геоэкономических направлениях. И дело даже не в объемах финансирования, поскольку Россия перенасыщена сегодня финансовыми ресурсами, а в быстром наверстывании накопившегося за 15 лет отставания российских геолого-поисковых и геологоразведочных служб в методах, оборудовании и сопутствующей инфраструктуре с помощью авторитетных западных фирм (прежде всего норвежских, канадских и австралийских). Особенно это касается шельфа северных морей российской части Арктики и других труднодоступных газо- и нефтеперспективых районов. Что касается привлечения фирм из северо-западной части АТР (Китая, Японии, Тайваня, Южной Кореи, северо-запада Канады, Аляски), то здесь просматривается возможность их специального, по особым соглашениям, привлечения к работе по месторождениям Якутии и Чукотки, где имеются признаки наличия существенных запасов углеводородного сырья. К тому же указанные регионы Дальневосточного федерального округа России особенно нуждаются в развитии современной транспортной инфраструктуры и практическом осуществлении в перспективе проекта межконтинентального сообщения через Берингов пролив.

Во-вторых , нарастающее в России сокращение трудовых ресурсов, особенно в отраслях обрабатывающей промышленности, что вызывает необходимость импорта не только изделий, связанных с высокими технологиями, но и рядовых потребительских товаров. Вполне вероятно, что через десяток лет в ряде отраслей промышленности и сельского хозяйства просто не останется возможности их пополнения свежими рабочими кадрами, несмотря на все усилия по применению трудосберегающих технологий (к сожалению, пока это не очень заметно). В то же время в ряде стран СНГ - Армении, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, а также особенно в соседнем Китае существуют прямо противоположные тенденции. В этих странах растет численность молодой части населения, заметно увеличивается или сохраняется высокий уровень безработицы.

В связи с этим возникает обоюдовыгодная необходимость и возможность переноса значительной части трудоемких производств из России в азиатские страны постсоветского пространства и приграничные регионы Китая на основе аутсорсинга, то есть создания там дочерних или совместных предприятий с использованием местной рабочей силы. И дело не только в том, что в этих странах более низкая по сравнению с Россией среднемесячная зарплата. В ряде производств с успехом могут быть использованы уже имеющиеся трудовые навыки местного населения (овощеводство и плодоводство, животноводство и пищевая промышленность, текстильное и обувное производство, металлообработка), но и целесообразность организации, используя навыки ручной работы женской части восточной молодежи в ковроткачестве для сборочных производств высокотехнологичного сектора в кооперации с российскими «кремниевыми долинами». Важно, что при этом не потребуется массового перетока рабочей силы в Россию даже на обучение. Необходимо правильно организовать этот процесс, а не пустить его, как это часто сегодня случается в России, на самотек. Прежде всего нужен заказ со стороны Правительства РФ в адрес Торгово-промышленной палаты для изучения международной практики и проработки этого вопроса как внутри страны, так и с потенциальными зарубежными партнерами в отраслевом и региональном аспектах. Далее, нужна подготовка соответствующих международно-правовых основ такой деятельности через парламентские структуры СНГ - необходимо выйти туда с законодательной инициативой. Затем, наряду с производственными мощностями в указанных странах потребуется создать постоянно действующие средние учебные заведения и фабрично-заводские училища современного уровня частично с российскими преподавателями там, где возникнет необходимость, и возможностью поступления в профильные российские вузы вне конкурса после двух-трех лет работы на таких предприятиях. И, наконец, было бы целесообразно подключить к этой конкретной работе аппарат Исполкома СНГ, поскольку здесь могут быть задействованы интересы семи государств Содружества (не все они являются членами ЕврАзЭс).

В -третьих , нарастает острая необходимость быстрого обновления основных фондов как в России, так и в других странах постсоветского пространства, тесно связанных между собой транспортными системами и энергетическими коммуникациями, в связи с угрозами техногенных катастроф. За этим стоит масштабное увеличение из нашей страны поставок строительно-дорожных и путевых машин, новых поколений подвижного состава, контрольно-измерительной аппаратуры и другого оборудования прежде всего в страны СНГ и Балтии, а также в страны-члены ШОС. Одновременно это будет способствовать облагораживанию структуры нашего экспорта хотя бы в связях с данным регионом. При этом необходимо сделать следующее замечание. Реальная интеграция стран СНГ состоит отнюдь не в создании таможенного инструментария, а прежде всего материальной основы сотрудничества, путем разработки проектов совместного обновления экономики и углубления её специализации.

В -четвертых , за последние 15 лет, несмотря на тревожные сигналы со стороны ученых и администрации субъектов федерации Дальневосточного федерального округа, возрастает экономический отрыв его от остальной территории России. Есть явная тенденция к превращению этой части России в эксклав, т.е. экономическую вставную челюсть стран АТР, вклинившуюся в нашу территорию без нарушения госграниц. Но если не принять меры, то в результате бездеятельности нашей законодательной и исполнительной власти эта важнейшая часть России постепенно будет экономически отторгнута от нашей страны.

В связи с этим необходимо законодательное обустройство по двум направлениям:

А) о приобретении российского гражданства гражданами КНР, имеющими постоянную работу и образовавшими семьи в результате смешанных браков на территории ДФО;

Б) о создании тарифных и иных преференций, обеспечивающих восстановление хозяйственных, научных и культурных связей ДФО с регионами Европейской части РФ. В этой области некоторые шаги уже предпринимаются, хотя пока в основном носят сезонный характер (льготы на авиабилеты дальневосточникам).

Особо важное значение в этих условиях имеет разработка российских предложений по укреплению сотрудничества с Азиатско-Тихоокеанским регионом для обсуждения в ходе подготовки и проведения саммита АТЭС во Владивостоке. Однако в рамках Министерства экономического развития такая подготовка ведется вяло и недостаточно квалифицированно. Следует более активно привлечь к этой работе МИД и дальневосточные научные и практические организации.

По нашим предварительным расчетам за 2012 г. рост объемов товарооборота России, несмотря на тревожные рассуждения по поводу воздействия мирового экономического кризиса, в данном случае не оправдавшиеся, уже в текущем году превысит 530 млрд долл. Но дело не в цифрах, а в их соотношении между геоэкономическими направлениями. И здесь доля Евро-Атлантического блока в общем товарообороте России составляет 55%, Евро-Азиатского блока - 24%, а АТР - только 17%.

Что касается численности населения (характеризует объем внутризональных рынков), то для ЕС эти соотношения составляют -25 - 460,1 млн человек; СНГ - 270 млн; АТЭС - 2603, 9 млн человек. Во второй таблице: Евро-Атлантический блок - 775,6 млн человек; Евро-Азиатский блок - 3685,4 млн; АТР - 836,5 млн человек. Однако с учетом того, что Китай состоит из трех крупных экономических зон, а его Восточная, наиболее заселенная зона явно тяготеет к связям со странами АТЭС, к рынку СНГ- ШОС можно отнести лишь Центральную и Западную зоны КНР, то соотношения объемов рынков будут несколько иными: при сохранении объемов Евро-Атлантического рынка, Евро-Азиатский составит 3010,4 млн человек., а АТР - 1511, 5 млн человек.

Из этого можно сделать вывод о потенциальном увеличении зависимости Евро-Атлантического центра экономической силы от двух других вышеназванных центров по мере роста их экономики и покупательной способности. Видимо этот процесс станет определяющим в формировании нового мирового экономического порядка в первой половине ХХI в.Подводя итоги, следует подчеркнуть, что МИДу и Минэкономразвития необходимо уделить особое внимание долгосрочным тенденциям развития не только торговых, но и внешнеэкономических связей в целом России с основными мировыми центрами экономической силы и привлечь к этой работе не только науку, но и аналитические службы крупных компаний и общественных организаций.

В сфере международного экономического сотрудничества Казахстан продолжает следовать стратегическому курсу углубления интеграции в мировой рынок и формирования открытой национальной экономики.
Знаковым событием стало участие Главы государства в работе Всемирного экономического форума (ВЭФ) по Ближнему Востоку в Шарм аль-Шейхе, по итогам которого достигнуты договоренности о реализации ряда многомиллиардных экономических проектов.
Казахстанская делегация также приняла участие в первом саммите ВЭФ Европа - Центральная Азия, прошедшем недавно (30 октября – 1 ноября) в Стамбуле. В следующем году мы вновь привлечем внимание мирового бизнес-сообщества к нашей стране, которая в третий раз станет местом проведения Евразийского саммита ВЭФ.
МИД продолжает работу по содействию процессу вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию. Завершены переговоры с двумя из, так называемых, стран «большой четверки» - Канадой и Австралией, произошло сближение позиций по общесистемным вопросам с США и ЕС. На данном этапе отчетливо обозначилась необходимость выбора одного из сценариев вступления Казахстана в ВТО с учетом перспектив членства в региональных интеграционных объединениях.
В рабочем режиме ведется сотрудничество с международными финансово-экономическими организациями и институтами развития, взаимные визиты приобрели систематический и конкретный характер, возросли объемы привлекаемых займов, их соответствие приоритетным целям социально-экономического и индустриально-инновационного развития страны.
Ведется планомерная подготовка к проведению осенью будущего года в Астане 18-й сессии Генеральной Ассамблеи Всемирной туристской организации.
Вместе с тем, мы призываем государственные органы и национальные компании более полно использовать богатый опыт и потенциал экономических структур ООН, в том числе Организации по индустриальному развитию (ЮНИДО), Конференцией по торговле и развитию (ЮНКТАД), Комиссией по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Важным шагом для развития практического сотрудничества стали начатые в этом году работы по открытию регионального центра ЮНИДО в Казахстане.
В качестве одного из динамично развивающихся экспортеров энергетических ресурсов наша страна заявила о себе как активный участник усилий мирового сообщества по обеспечению энергобезопасности. В будущем году будут предприняты практические шаги по реализации инициатив Главы государства о разработке в рамках ООН Глобальной энергоэкологической стратегии и принятия Евразийского пакта стабильности энергопоставок.
Растущая роль Казахстана в международном сотрудничестве, в том числе, в деле оказания помощи развитию обусловили необходимость формирования национального механизма оказания экономической помощи иностранным государствам. Нами уже начата соответствующая работа, направленная на повышение эффективности и придание системности международной деятельности Казахстана в области содействия развитию.
В соответствии с поручением Главы государства, преодоление последствий мирового кризиса для Казахстана определено как основная повестка дня работы Правительства на 2009-2010 годы. Поэтому с учетом проходящих кризисных явлений в мировой экономической и финансовой системе МИД продолжит оказывать содействие реализации национальных целей индустриально-инновационного развития, повышения конкурентоспособности страны, модернизации экономики, продвижения интересов и защиты отечественного капитала за рубежом в изменившихся условиях.

В эпоху ускоряющейся динамики развивающихся восточноазиатских экономик и низких темпов западных стран Япония находится в буквальном смысле на поворотном этапе своего политического, дипломатического и экономического развития.

По итогам 2010 года Япония стала третьей экономикой мира после США и Китая. Небывало длительная рецессия японской экономики, а также катастрофические последствия землетрясения и цунами в марте 2011 года, создавшие угрозу радиоактивного заражения региона, выдвигают на первый план внешней и внутренней политики страны экономическую компоненту национального интереса. Экономическая дипломатии Японии становится не просто фактором укрепления государственного могущества, призванного компенсировать недостающие военно-силовые элементы, входящие в комплексную характеристику современного государства, а приобретает дополнительное политическое значение, являясь ответом как на новые внешние вызовы, так и на возросшие требования японского населения к уровню и качеству жизни. Эту её роль подтверждает и премьер-министр Наото Кан: «Излишне говорить, что дипломатия является важной в любую эпоху. Тем не менее, сейчас мир вступил в эпоху, которую по праву можно назвать историческим водоразделом, в период, когда дипломатия становится всё более важной для Японии и для всего мира». Конкретизируя эту мысль, он полагает, что экономическая дипломатия является одной из пяти основ внешней политики и национальной безопасности Японии, наряду с такими, как японо-американский альянс в качестве краеугольного камня японской внешней политики, новое развитие внешних связей со странами Азии, усилия для решения глобальных вопросов и среда безопасности вокруг современной Японии.

На фоне всплеска прогностических оценок потенциальных последствий японской катастрофы для стран Азии и других крупных экономик мира, по мере распространения ядерной тревоги рождаются все новые и новые вопросы. Насколько японская катастрофа может помешать развитию мировой экономики? Как долго Западу и остальному миру придется жить с сильной иеной? Ответ на подобные вопросы в какой-то степени может дать анализ экономического развития Японии.

Япония может упустить новый жизненно важный этап в своем экономическом развитии, если не сможет сконцентрировать через согласованную политику, экономику и дипломатию свои усилия для удержания экспортных рынков, попавших под воздействие глобального финансового и экономического кризиса, а также для давно назревших изменений сложившейся системы хозяйственной практики страны. Вот почему оценка соотношения внешнеэкономических ориентиров Японии с общей политико-экономической ситуацией в Восточной Азии позволяет говорить о том, что Япония - это крупнейшая экономическая проблема в современном мире. В тоже время зарубежные эксперты констатируют повышение интереса Запада к экономической политике Японии как достаточно сильному сопернику и партнеру по внешнеэкономическим связям, неплохо использующего свои стратегические преимущества, такие, как социальное страхование, потенциал экспортных рынков в разных регионах мира, национальные способы рефинансирования государственного долга. «Ситуацию в экономике США и Европы всё чаще сравнивают с обстановкой в Японии в последние 20 лет. Однако Япония, - подчеркивает экономист Макстон Грэм, - показала нам пример достаточно успешной адаптации к стагнирующей экономике. Её экономика испытывала продолжительную рецессию и дефляцию, но не потерпела сильных потрясений от очень высокого уровня долга, хотя это, возможно, ещё впереди. Ни в США, ни в Европе нет тех механизмов адаптации, которыми располагала Япония. У них нет таких социальных страховочных сеток, как в Японии, нет таких экспортных рынков, нет таких способов рефинансирования долга. Так что я думаю, что и США, и большинству стран Европы придется пережить несколько очень тяжелых лет». Однако после катастрофических последствий землетрясения и цунами ситуация в Японии изменилась. Как полагает американский специалист Стивен С. Роуч, «даже в самом худшем случае полного нарушения японской экономики прямые последствия для экономики США будут исчисляться в не более нескольких десятках долей процента от их годового роста».