Константин циолковский краткая биография. Основные даты жизни и творчества к

Циолко́вский Константи́н Эдуа́рдович (5 (17) сентября 1857, Ижевское, Рязанская губерния, Российская империя - 19 сентября 1935, Калуга, СССР) - русский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель. Основоположник современной космонавтики. Обосновал вывод уравнения реактивного движения, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» - прототипов многоступенчатых ракет. Автор работ по аэродинамике, воздухоплаванию и другим наукам.

Представитель русского космизма, член Русского общества любителей мироведения. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной.

Биография

Константин Эдуардович Циолковский родился 5 (17) сентября 1857 в селе Ижевское под Рязанью. Его отец, Эдуард Игнатьевич, был польским дворянином среднего достатка, а мать, Мария Ивановна Юмашева, имела татарские корни. Обычно с детьми занималась мать. Именно она научила Константина читать и писать, познакомила с началами арифметики. В возрасте девяти лет Костя Циолковский заболел скарлатиной. В результате осложнения после болезни он потерял слух. Наступило то, что впоследствии он назвал «самым грустным, самым тёмным временем моей жизни». Тугоухость лишила мальчика многих детских забав и впечатлений, привычных его здоровым сверстникам. В 1869 он поступает в гимназию. Большими успехами будущий ученый не блистал. Предметов было много, и полуглухому мальчику учиться было нелегко. А вот за шалости он неоднократно попадал в карцер. В 1870, когда Циолковскому было 13 лет, умерла его мама. Горе придавило осиротевшего мальчика. Гораздо острее ощущает он свою глухоту, делавшую его все более и более изолированным. Лишенный поддержки, мальчик учится все хуже и хуже… В 1871 году - отчисление из гимназии c характеристикой «… для поступления в техническое училище». Но именно в это время Константин Циолковский находит свое истинное призвание и место в жизни. Он занимается образованием самостоятельно. В отличие от гимназических учителей книги щедро оделяют его знаниями и никогда не делают ни малейших упреков. В это же время Константин Циолковский приобщается к техническому и научному творчеству. Он самостоятельно изготавливает астролябию (первое измеренное ей расстояние - до пожарной каланчи), домашний токарный станок, cамодвижущиеся коляски и локомотивы. Способности сына стали очевидны для Эдуарда Циолковского, и он решает послать мальчика в столицу. Константин сам находит себе квартиру и, живя буквально на хлебе и воде (отец присылал десять-пятнадцать рублей в месяц), упорно занимается. Каждодневно с десяти утра и до трех-четырех дня пополудни трудолюбивый юноша штудирует науки в библиотеке. За первый год жизни в Москве пройдены физика и начала математики. На втором Константин преодолевает дифференциальное и интегральное исчисление, высшую алгебру, аналитическую и сферическую геометрию.

Однако жизнь в Москве была достаточно дорогой, Циолковский, несмотря на все усилия, не смог обеспечить себя достаточными средствами, так что в 1876 году отец отозвал его в Вятку. Константин становится частным репетитором и зарабатывает самостоятельно, а в свободное время продолжает заниматься в городской публичной библиотеке. В 1880 году Константин Циолковский сдает экзамены на учительское звание и переезжает в Боровск, расположенный в 100 километрах от Москвы по назначению от Министерства просвещения на свою первую государственную должность. Там же он женился на Варваре Евграфовне Соколовой. Молодая чета начинает жить отдельно и молодой ученый продолжает физические опыты и техническое творчество. В доме у Циолковского сверкают электрические молнии, гремят громы, звенят колокольчики, пляшут бумажные куколки. Находясь вдали от основных научных центров России, Циолковский, оставаясь глухим, решил самостоятельно проводить исследовательские работы в интересовавшей его области - аэродинамике. Он начал с того, что разработал основы кинетической теории газов и отослал свои расчеты в Русское физико-химическое общество в Петербурге и вскоре получил ответ от Менделеева: кинетическая теория газов уже открыта… 25 лет назад. Но Циолковский пережил это известие, ставшее для него как ученого ударом, и продолжил исследования. В Петербурге заинтересовались одаренным и неординарным учителем из Вятки и пригласили его войти в состав вышеупомянутого общества.

В 1892 году Константин Циолковский был переведен учителем в Калугу. Там он также не забывал о науке, об астронавтике и аэронавтике. В Калуге Циолковский построил специальный туннель, который позволил бы измерять различные аэродинамические показатели летательных аппаратов. Поскольку Физико-химическое общество не выделило ни копейки на его эксперименты, ученому пришлось использовать семейные средства для проведения исследований. К слову, Циолковский на свои средства построил более 100 экспериментальных моделей и протестировал их - не самое дешевое удовольствие! Через некоторое время общество все таки обратило внимание на калужского гения и выделило ему финансовую поддержку - 470 рублей, на которые Циолковский построил новый, усовершенствованный туннель. В ходе аэродинамических экспериментов Циолковский все больше стал обращать внимание на космические проблемы. В 1895 году была опубликована его книга «Грезы о земле и небе», а через год вышла статья о других мирах, разумных существах с других планет и об общении землян с ними. В том же 1896 году Циолковский приступил к написанию своего главного труда «Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя». В этой книге были затронуты проблемы использования ракетных двигателей в космосе - навигационные механизмы, поставка и транспортировка топлива и другие.

Первые пятнадцать лет ХХ века были самыми тяжелыми в жизни учёного. В 1902 его сын Игнатий покончил жизнь самоубийством. В 1908 во время разлива Оки его дом затопило, многие машины, экспонаты были выведены из строя, а многочисленные уникальные расчеты утеряны. В Физико-химическом обществе не оценили значимость и революционность представленных Циолковским моделей. При Советской власти условия жизни и работы Циолковского радикально изменились. Ему была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность плодотворной деятельности. Разработки Циолковского стали интересны новой власти, которая оказала ему значительную материальную поддержку. В 1918 Циолковский был избран в число членов-соревнователей Социалистической академии общественных наук (в 1923 году переименована в коммунистическую академию, а в 1936 её основные институты были переданы Академии наук СССР), а 9 ноября 1921 учёному была назначена пожизненная пенсия за заслуги перед отечественной и мировой наукой. Эту пенсию выплачивали до 19 сентября 1935 - в тот день величайший человек, Константин Эдуардович Циолковский умер в ставшем ему родным городе Калуге.

Теория Циолковского

Первые научные исследования Циолковского относятся к 1880-1881 году. Не зная об уже сделанных открытиях, он написал работу «Теория газов», в которой изложил основы кинетической теории газов. Вторая его работа - «Механика животного организма» получила благоприятный отзыв И. М. Сеченова, и Циолковский был принят в Руское физико-химическое общество. Основные работы Циолковского после 1884 были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. После знакомства с Николаем Жуковским, который был учеником Столетова, Циолковский стал заниматься механикой управляемого полета, в результате чего им был спроектирован управляемый аэростат (слово «дирижабль» тогда еще не придумали). Циолковский первым предложил идею цельнометаллического дирижабля, и построил его работающую модель, создал прибор для автоматического управления полетом дирижабля и схему регулирования его подъемной силы. Первым печатным трудом о дирижаблях был «Аэростат металлический управляемый» (1892), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. Прогрессивный для своего времени проект дирижабля Циолковского не был поддержан; автору было отказано в субсидии на постройку модели. Обращение Циолковского в Генеральный штаб русской армии также не имело успеха. В 1892 году он обратился к новой и мало изученной области летательных аппаратов тяжелее воздуха. Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. В статье «Аэроплан или Птицеподобная (авиационная) летательная машина» (1894) даны описание и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду и аэродинамической компоновке предвосхищал конструкции самолётов, появившихся через 15-18 лет. В аэроплане Циолковского крылья имеют толстый профиль с округлённой передней кромкой, а фюзеляж - обтекаемую форму. Но работа над аэропланом, так же как над дирижаблем, не получила признания у официальных представителей русской науки. На дальнейшие изыскания Циолковский не имел ни средств, ни даже моральной поддержки. Много лет спустя, уже в советское время, в 1932 он разработал теорию полёта реактивных самолётов в стратосфере и схемы устройства самолётов для полёта с гиперзвуковыми скоростями. Циолковский построил в 1897 первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней и в 1900 на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и других тел. С 1896 года Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов. Мысли об использовании ракетного принципа в космосе высказывались Циолковским ещё в 1883, однако строгая теория реактивного движения изложена им в 1896. Циолковский вывел гениальную формулу (она получила название «формула Циолковского»), установившую зависимость между:

скоростью ракеты в любой момент
cкоростью истечения газов из сопла
массой ракеты
массой взрывных веществ

Разумеется, он ни на секунду не подозревал, сколько радости доставит впоследствии историкам находка пожелтевших и измятых листков. Ведь написав дату вычислений, Циолковский, сам того не ведая, закрепил cвое первенство в вопросах научного освоения космоса. В 1903 году он опубликовал книгу «Исследования мировых пространств реактивными приборами», где впервые доказал, что единственным аппаратом, способным совершить космический полет, является ракета. В этой статье и последовавших ее продолжениях (1911 и 1914) он заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя. В этом пионерском труде Циолковский:

полностью доказал невозможность выхода в космос на аэростате или с помощью артиллерийского орудия,
вывел зависимость между весом топлива и весом конструкций ракеты для преодоления силы земного тяготения,
высказал идею бортовой системы ориентации по Солнцу или другим небесным светилам
проанализировал поведение ракеты вне атмосферы, в среде, свободной от тяготения
была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы.

Так на берегах Оки взошла заря космической эры. Правда, результат первой публикации оказался совсем не тот, какого ожидал Циолковский. Ни соотечественники, ни зарубежные ученые не оценили исследования, которым сегодня гордится наука. Оно просто на эпоху обогнало свое время. В 1911 году опубликована вторая часть труда «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Циолковский вычисляет работу по преодолению силы земного тяготения, определяет скорость, необходимую для выхода аппарата в Солнечную систему («вторая космическая скорость») и время полета. На этот раз статья Циолковского наделала много шума в научном мире. Циолковский обрел много друзей в мире науки. В 1926-1929 годы Циолковский решает практический вопрос: сколько нужно взять топлива в ракету, чтобы получить скорость отрыва и покинуть Землю. Выяснилось, что конечная скорость ракеты зависит от скорости вытекающих из нее газов и от того, во сколько раз вес топлива превышает вес пустой ракеты. Расчет показывает: для того чтобы ракета с людьми развила скорость отрыва и отправилась в межпланетный полет, нужно взять топлива в сто раз больше, чем весит корпус ракеты, двигатель, механизмы, приборы и пассажиры, вместе взятые. А это вновь создает очень серьезное препятствие. Ученый нашел оригинальный выход - многоступенчатый межпланетный корабль. Он состоит из многих ракет, соединенных между собой. В передней ракете, кроме топлива, находятся пассажиры и снаряжение. Ракеты работают поочередно, разгоняя весь поезд. Когда топливо в одной ракете выгорит, она сбрасывается, при этом удаляются опустошенные баки и весь поезд становится легче. Затем начинает работать вторая ракета и т. д. Передняя ракета, как по эстафете, получает скорость, набранную всеми предыдущими ракетами. В эти же годы он оценил влияние сопротивления атмосферы на полет ракеты и дополнительные затраты топлива при этом. Циолковский - основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полётов. Он первым изучил вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полётах.

Циолковский выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены: газовые рули (из графита) для управления полётом ракеты и изменения траектории движения её центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки космического аппарата (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла; насосная система подачи компонентов топлива; оптимальные траектории спуска космического аппарата при возвращении из космоса и др. В области ракетных топлив Циолковский исследовал большое число различных окислителей и горючих; рекомендовал топливные пары: жидкие кислород с водородом, кислород с углеводородами. Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя; в 1927 опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке. Он первый предложил «выдвигающиеся внизу корпуса» шасси. Космические полеты и дирижаблестроение были главными проблемами, которым он посвятил свою жизнь. Но говорить о Циолковском только как об отце космонавтики - значит обеднить его вклад в современную науку и технику. Циолковский отстаивал идею разнообразия форм жизни во Вселенной, явился первым идеологом и теоретиком освоения человеком космического пространства, конечная цель которого представлялась ему в виде полной перестройки биохимической природы порожденных Землей мыслящих существ.

Писатель-фантаст

Научно-фантастические произведения Циолковского мало известны широкому кругу читателей. Возможно, потому, что они тесно связаны с его научными трудами. Очень близка к фантастике его ранняя работа «Свободное пространство», написанная в 1883 году (опубликована в 1954 г.). Константин Эдуардович Циолковский является автором научно-фантастических произведений: «Грезы о Земле и небе», «На Весте», повести «На Луне» (впервые была опубликована в приложении к журналу «Вокруг света» в 1893 году, неоднократно переиздавалась в советское время).

Работы по ракетоплаванию и межпланетным сообщениям

  • 1903 - «Исследование мировых пространств реактивными приборами. (Ракета в космическое пространство)»
  • 1911 - «Исследование мировых пространств реактивными приборами»
  • 1914 - «Исследование мировых пространств реактивными приборами (Дополнение)»
  • 1924 - «Космический корабль»
  • 1926 - «Исследование мировых пространств реактивными приборами»
  • 1927 - «Космическая ракета. Опытная подготовка»
  • 1928 - «Труды о космической ракете 1903-1907 гг.»
  • 1929 - «Космические ракетные поезда»
  • 1929 - «Реактивный двигатель»
  • 1929 - «Цели звездоплавания»
  • 1930 - «Звездоплавателям»
  • 1932 - «Реактивное движение»
  • 1932-1933 - «Топливо для ракеты»
  • 1933 - «Звездолёт с предшествующими ему машинами»
  • 1933 - «Снаряды, приобретающие космические скорости на суше или воде»
  • 1935 - «Наибольшая скорость ракеты»

Награды Циолковского и увековечение его памяти

За особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР Циолковский в 1932 награжден орденом Трудового Красного Знамени. Накануне 100-летия со дня рождения Циолковского в 1954 АН СССР учредила золотую медаль им. К. Э. Циолковского «3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений». В Калуге и Москве сооружены памятники учёному; создан мемориальный дом-музей в Калуге; его имя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический институт (ныне Калужский Государственный Педагогический университет), школа в Калуге, Московский авиационно-технологический институт. Именем Циолковского назван кратер на Луне.

Русский советский ученый и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолета и дирижабля, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября (5 сентября по старому стилю) 1857 года в селе Ижевское Рязанской губернии в семье лесничего.

С 1868 года вместе с родителями Константин Циолковский жил в Вятке (ныне Киров), где учился в гимназии .

После перенесенной в детстве скарлатины он почти полностью потерял слух. Глухота не позволила продолжить учебу в гимназии, и с 14 лет Циолковский занимался самостоятельно.

С 1873 по 1876 год он жил в Москве и занимался в библиотеке Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека), изучал химию и физико-математические науки.

В 1876 году он вернулся в Вятку и .

Осенью 1879 года Циолковский экстерном сдал экзамены в Рязанской гимназии на звание учителя уездных училищ.

В 1880 году он был назначен преподавателем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии. В течение 12 лет Циолковский жил и работал в Боровске. В 1892 году он был переведен на службу в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище.

Циолковский практически с самого начала трудовой деятельности совмещал преподавание с научной работой. В 1880-1881 годах, не зная об уже сделанных открытиях, он написал свою первую научную работу "Теорию газов". Вторая его работа, вышедшая в те же годы, "Механика животного организма", получила положительные отзывы крупнейших ученых и была издана. После ее публикации Циолковский был принят в Русское физико-химическое общество.

В 1883 году он написал работу "Свободное пространство", где впервые сформулировал принцип работы реактивного двигателя.

С 1884 года Циолковский работал над проблемами создания дирижабля и "обтекаемого" аэроплана, с 1886 года — над научным обоснованием ракет для межпланетных полетов. Систематически занимался разработкой теории движения реактивных аппаратов и предложил несколько их схем.

В 1892 году вышел в свет его труд "Аэростат металлический управляемый" (о дирижабле). В 1897 году Циолковский сконструировал первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью .

Он разработал методику эксперимента в ней и в 1900 году на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и других тел.

В 1903 году в журнале "Научное обозрение" появилась первая статья Циолковского по ракетной технике "Исследование мировых пространств реактивными приборами", в которой была обоснована реальная возможность применения реактивных приборов для межпланетных сообщений.

Она прошла незамеченной для широких научных кругов. Вторая часть статьи, опубликованная в журнале "Вестник воздухоплавания" в 1911-1912 годах, вызвала большой резонанс. В 1914 году Циолковский издал отдельной брошюрой "Дополнение к "Исследованию мировых пространств реактивными приборами".

После 1917 года его научная деятельность получила поддержку государства . В 1918 году Константин Циолковский был избран членом Социалистической академии общественных наук (с 1924 года — Коммунистическая академия).

В 1921 году ученый оставил педагогическую работу. В эти годы он работал над созданием теории полета реактивных самолетов, изобрел свою схему газотурбинного двигателя.

В 1926-1929 годах Циолковский разработал теорию многоступенчатого ракетостроения, решил важные задачи, связанные с движением ракет в неоднородном поле тяготения, посадкой космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы, рассмотрел влияние атмосферы на полет ракеты, выдвинул идеи о создании ракеты — искусственного спутника Земли и околоземных орбитальных станций.

В 1932 году он разработал теорию полета реактивных самолетов в стратосфере и схемы устройства самолетов с гиперзвуковыми скоростями.
Циолковский — основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, осуществимость межпланетных полетов и освоения человеком космического пространства. Он первым рассмотрел вопросы о медико-биологических проблемах, возникающих при длительных космических полетах. Кроме того, ученый выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены газовые рули для управления полетом ракеты, использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки космического корабля и многое другое.

ЦИОЛКОВСКИЙ, КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ (1857–1935), русский ученый, пионер космонавтики и ракетной техники. Родился 17 (29) сентября 1857 в селе Ижевское под Рязанью. После перенесенной в детстве скарлатины почти полностью потерял слух, что лишило его возможности поступить в учебное заведение. Образование получил самостоятельно, в 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя. Преподавал физику и математику в Боровском уездном училище Калужской губернии, а затем в гимназии и епархиальном училище в Калуге, где проработал до выхода на пенсию в 1920. Циолковский проводил свои исследования в своего рода интеллектуальном вакууме, хотя его и поддерживали некоторые крупные ученые (одна из его работ получила благоприятный отзыв И.М.Сеченова). Первые работы посвящены разработке конструкций цельнометаллического управляемого дирижабля, обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке. В 1897 Циолковский построил первую в России аэродинамическую трубу и провел испытания простейших моделей.

В 1890-х годах Циолковский начал заниматься исследованиями, связанными с использованием реактивного движения для создания межпланетных летательных аппаратов. В 1903 увидела свет его статья Исследование мировых пространств реактивными приборами . В ней и последовавших работах (1911 и 1914) ученый вывел широко известное теперь уравнение движения ракеты как тела с переменной массой, обосновал возможность применения ракет для межпланетных сообщений, предсказал явление невесомости, изложил основы теории жидкостных ракетных двигателей, рассмотрел и рекомендовал к использованию различные топлива (в качестве наиболее эффективного – смесь жидких кислорода и водорода). Высказал идею создания околоземных орбитальных станций как промежуточных баз для межпланетных полетов.

Испытал влияние «философии общего дела» Н.Федорова . В своих сочинениях философского характера ученый развивал учение «панпсихизма» («монизма»), согласно которому космос представляет собой живое и одушевленное существо. Атомы образуют во Вселенной бесконечное разнообразие форм жизни, в том числе, человека (об этом шла речь в работах 1898–1914: Научные основания религии , Этика или Естественные основы нравственности , Нирвана и др). В позднем творчестве Циолковского центральное место занимает грандиозная планетарная и космическая утопия. В создании идеального общества Циолковский решающую роль отводил науке, ее новым, поистине фантастическим возможностям (социальному проектированию посвящены его работы: Горе и гений , 1916; Идеальный строй жизни , 1917; Общественный строй , 1917; Социология (фантазия), 1918; Приключения атома , 1918). С разочарованием ученого в цивилизации и возможностях научного познания связаны его религиозно-мистические искания последнего периода жизни и опыт построения новой этической системы (Живая Вселенная , 1923; Воля Вселенной , 1928; Будущее земли и человечества , 1928; Научная этика , 1930; Космическая философия , 1935).

Работы Циолковского не получили признания, и лишь после появления в 1923 в Германии статьи Г.Оберта по теории космического полета в СССР начали популяризировать исследования Циолковского. В 1924 Циолковский был избран почетным профессором Академии воздушного флота им. А.Е.Жуковского. Умер Циолковский в Калуге 19 сентября 1935.

> > Константин Циолковский

Биография Константина Циолковского (1857-1935 гг.)

Краткая биография:

Место рождения : Ижевское,
Рязанская губерния,
Российская империя

Место смерти : Калуга , РСФСР , СССР

– советский ученый и изобретатель: биография с фото, вклад в науку и культуру, первая модель ракеты, аэродинамические эксперименты.

Константин Циолковский был русским учёным, занимавшимся аэронавтикой, аэродинамикой и астронавтикой, изобрёл ракету и исследовал космос. Циолковским – разработчик первой модели ракеты для космического полёта. Но его жизнь закончилась до запуска.

Местом рождения Константина Эдуардовича Циолковского стал Ижевск. Его отца, Эдуарда Игнатьевича, знали как польского дворянина со средним достатком, а у мамы, Марии Ивановны Юмашевой было татарское происхождение. Будущему учёному досталась «гремучая смесь» генов. Девятилетнего Костю Циолковского поразила скарлатина, а её осложнения привели к глухоте.

По прошествии четырёх лет он потерял маму. Этим двум трагедиям суждено было сыграть определяющую роль в формировании жизненного сценария Константина. Будущему учёному пришлось заниматься домашним самообразованием, что привело к развитию замкнутости у ребёнка. Дружил он только с книгами. Он сильно увлёкся математикой, физикой и космосом. 16-летнему Циолковскому в Москве предстояло в течение трёх лет заниматься изучением химии, математики, астрономии и механики.

Общение с окружающими осуществлялось с помощью специального слухового аппарата. Но стоимость московской жизни была довольно высокой и Циолковскому, вопреки всем усилиям, не удалось получить достаточных средств, и в 1876 году по настоянию отца он очутился в Вятке. После сдачи экзаменов и получения учительского диплома им было начато преподавание. Боровская школа, где он работал, находилась на расстоянии ста километров от Белокаменной. В Боровске ему выпало жениться, его супругой стала Варвара Ефграфовна Соколова.

Российские научные центры были далеко, глухота не покидала, но Циолковскому это не помешало заняться самостоятельными аэродинамическими исследованиями. Сначала им была разработана кинетическая теория газов. В ответ на его послание с расчётами Русскому физико-химическому обществу Менделеев сообщил, что эту теорию уже открыли четверть века тому. Циолковскому удалось пережить этот удар, и не прекращать исследований. Петербург обратил внимание на одарённого и неординарного вятского учителя, он получил предложение членства в вышеупомянутом обществе.

С 1892 года местом работы Константина Циолковского стала Калуга. Занятия учителя наукой, астронавтикой и аэронавтикой продолжались. На новом месте Циолковским было осуществлено строительство специального туннеля для измерения различных аэродинамических показателей, которыми характеризуются летательные аппараты. Физико-химическим обществом не было выделено никаких средств на проведение экспериментов, учёный продолжал исследования с использованием семейных сбережений. Деньги Циолковского пошли на экспериментальные модели (свыше 100) и их тестирование. Когда обществом была, наконец-то, выделена финансовая поддержка калужскому гению в размере 470 рублей, Циолковским было осуществлено строительство нового, усовершенствованного туннеля.

Аэродинамические эксперименты усилили интерес Циолковского к космическим проблемам. 1895 стал годом публикации его «Грёз о земле и небе», в следующем году он опубликовал статью, посвящённую другим мирам, разумным существам, населяющим другие планеты, и их общению с землянами. Тогда же Циолковским начато написание «Исследований космического пространства с помощью реактивного двигателя». Книга, ставшая главным трудом учёного, была посвящена проблемам, связанным с использованием ракетных двигателей в космическом пространстве – навигационным механизмам, поставке и транспортировке топлива и т.д.

О первых пятнадцати годах двадцатого столетия можно сказать, как о самых тяжёлых из прожитых учёным. 1902 стал годом самоубийства сына Игнатия. В 1908 году Ока разлилась так, что произошло затопление дома, что привело к потери многих машин, экспонатов и уникальных расчётов. Физико-химическим обществом не была дана должная оценка значимости и революционности, которые были присущи железным моделям Циолковского.

Большевики, получив власть, в некоторой мере изменили ситуацию – новая власть заинтересовалась разработками учёного, что выразилось в оказании Циолковскому значительной материальной поддержки. 1919 год принёс Циолковскому избрание в члены социалистической Академии (позже ставшей Академией наук СССР), с 09.11.1921 г. учёный получал пожизненную пенсию, как человеку обогатившему отечественную и мировую науку. Эта пенсия выплачивалась до 19.09.1935 г. – дня смерти величайшего человека, Константина Эдуардовича Циолковского. Местом смерти стала уже родная учёному Калуга.

Русский и советский ученый-самоучка, изобретатель и исследователь в области аэродинамики и воздухоплавания, основоположник современной космонавтики.

Константин Эдуардович Циолковский родился 5 (17) сентября 1857 года в семье уездного лесничего Эдуарда Игнатьевича Циолковского (1820-1881), проживавшего в селе Спасского уезда Рязанской губернии. В 1866 году перенес заболевание скарлатиной, из-за которого почти потерял слух.

В 1869-1871 годах К. Э. Циолковский учился в Вятской мужской гимназии. В 1871 году из-за глухоты был вынужден покинуть учебное заведение и занимался самообразованием.

В 1873 году К. Э. Циолковский предпринял попытку поступить в Высшее техническое училище в , закончившееся неудачей. Тем не менее, он остался в городе, решив продолжить образование самостоятельно. В 1873-1876 годах К. Э. Циолковский жил в , занимался в Чертковской публичной библиотеке (позднее переведенной в здание Румянцевского музея), где познакомился с . За три года освоил гимназическую программу и часть университетской. По возвращении в в 1876-1878 годах занимался репетиторством, проявил способности талантливого педагога.

В 1879 году в 1-й Рязанской гимназии К. Э. Циолковский успешно сдал экстерном экзамен на право занимать должность учителя уездных училищ. По итогам экзамена он получил от Министерства просвещения направление в город Калужской губернии, куда отправился в начале 1880 года.

В 1880-1892 годах К. Э. Циолковский служил учителем арифметики и геометрии в Боровском уездном училище. Он достаточно успешно продвигался по службе, к 1889 году получил чин коллежского асессора. К периоду работы в Боровске относятся его первые научные исследования. В 1881 году К. Э. Циолковский самостоятельно разработал основы кинетической теории газов и направил эту работу в Русское физико-химическое общество, которое отметило у автора «большие способности и трудолюбие». С 1885 года он занимался преимущественно вопросами воздухоплавания.

В 1892 году К. Э. Циолковский был переведен на службу в , где прожил до конца своих дней. До 1917 года он преподавал физику и математику в городской гимназии и епархиальном женском училище. Его добросовестный труд был отмечен орденами Святого Станислава 3-й степени (1906) и Святой Анны 3-й степени (1911).

Параллельно с преподавательской деятельностью К. Э. Циолковский занимался исследованиями в области теоретической и экспериментальной аэродинамики, разрабатывал проект цельнометаллического дирижабля. В 1897 году ученый создал первую в России аэродинамическую трубу, разработал методику эксперимента в ней, провел и описал опыты с простейшими моделями.

К 1896 году К. Э. Циолковским была создана математическая теория реактивного движения. Его статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903) стала первым в мире научным трудом по теории реактивного движения и теории космонавтики. В нем он обосновал реальную возможность применения реактивных приборов для межпланетных сообщений, заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя.

После Октябрьской революции 1917 года К. Э. Циолковский участвовал в работе Пролетарского университета в . В это время он много и плодотворно трудился над созданием теории полета реактивных самолетов, разработал схему газотурбинного двигателя. Им впервые была теоретически решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы. В 1926-1929 годах К. Э. Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет, в 1932 году - теорию полета реактивных самолетов в стратосфере и схемы устройства самолетов для полета с гиперзвуковыми скоростями. В 1927 году он опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.

К. Э. Циолковский стал основоположником теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей и осуществимость межпланетных полетов. Он первым изучил вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли и о создании околоземных орбитальных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и служащих промежуточными базами для межпланетных сообщений. К. Э. Циолковский первым решил задачу о движении ракеты в неоднородном поле тяготения и рассмотрел влияние атмосферы на полет ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.

К. Э. Циолковский также получил известность как талантливый популяризатор, автор философско-художественных произведений («На Луне», «Грезы о Земле и небе», «Вне Земли» и др.), разрабатывавший вопросы космической философии и этики.

Научная работа К. Э. Циолковского пользовалась покровительством Советской власти. Ему были созданы все условия для творческой деятельности. В 1918 году ученый был избран в число членов-соревнователей Социалистической академии общественных наук (с 1924 года - Коммунистическая академия), с 1921 года ему была назначена пожизненная пенсия за заслуги перед отечественной и мировой наукой. За «особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР», К. Э. Циолковский в 1932 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

К. Э. Циолковский скончался в