Первый прыжок с парашютом. Действия в особых случаях

УКЛАДКА ПАРАШЮТНОЙ СИСТЕМЫ Т-4 СЕРИИ 4М (СЕРИИ 4МП)

Укладка парашюта Т-4 серии 4М для прыжка с принудительным раскрытием выполняется в пять этапов.

Для укладки парашютной системы подбирают ровную площадку, имеющую твердое покрытие или чистый сухой грунт. Парашютные системы, как основные, так и запасные, укладывают также в специальных парашютных классах или в других помещениях, где можно растянуть укладочное полотнище на всю длину.

При укладке парашютов используется специальная укладочная принадлежность (рис. 3.23), в комплект которой входят укладочное полотнище для укладки на нем парашюта 1, подкладочное полотнище для предохранения купола от загрязнения 2, одиннадцать металлических костылей 3 для крепления укладочного полотнища к земле, три грузика 5 для удобства укладки купола, три вспомогательные шпильки 8 для удобства затяжки ранца, укладочный крючок 7 для укладки строп, укладочная линейка 6 для удобства заправки клапанов ранца, укладочная рамка 11 для удобства укладки строп, укладочная трубка 9 для сборки шарового парашюта, контровочная нить 10 для контровки прибора, шнур 4 для удобства затяжки клапанов ранца. Комплект укладочной принадлежности хранится и переносится в специальной сумке.


Рис. 3.23. Укладочная принадлежность:
1 - укладочное полотнище; 2 - подкладочное полотнище; 3 - костыли; 4 - шнур-затяжка; 5 - грузики; 6 - укладочная линейка; 7 - укладочный крючок; 8 - вспомогательные шпильки; 9 - укладочная трубка; 10 - контровочная нить; 11 - укладочная рамка; 12 - сумка

Укладка парашюта Т-4 серии 4М выполняется поэтапно как для совершения прыжка с принудительным раскрытием ранца, так и для совершения прыжка с ручным раскрытием ранца. Каждый этап представляет собой законченную операцию, контролируемую офицером воздушно-десантной службы.

Первый этап. Проверка наличия, исправности частей парашютной системы и подготовка их к укладке

Расстилают укладочное полотнище на всю длину и закрепляют одиннадцатью костылями. Накрывают укладочное полотнище подкладочным полотнищем, вынимают парашют из парашютной сумки, кладут на середину подкладочного полотнища и вытягивают на всю длину. Отделяемые части раскладывают в таком порядке, в каком они будут включаться в работу при раскрытии парашюта.

Для укладки парашютной системы на принудительное раскрытие применяются следующие части: вытяжное звено, звено зачековки, чехол звена зачековки, звено ручного раскрытия (трос с петлей), вытяжной шаровой бесстропный парашют, чехол купола, звено купола, купол со стропами, подвесная система, ранец, паспорт, парашютная сумка.

Убедившись в соответствии номера паспорта номеру на куполе и в правильности заполнения паспорта, проверяют наличие и исправность всех частей. После проверки наличия и исправности частей соединяют петлю звена зачековки 1 (рис. 3.24) с петлей чехла 2. Прикрепляют звено зачековки в чехле 1 (рис. 3.25) к петле 2 вытяжного звена 3. Продевают звено зачековки в шланг, расположенный на верхнем клапане ранца, шланг при этом вынимают из шлевки, но оставляют в петле, пришитой к правому наспинно-плечевому обхвату. Вытяжное звено временно укладывают под ранцевые резины правого клапана ранца. Складывают вытяжной парашют (рис. 3.26) и зачековывают шпилькой-чекой, соединяют чехол купола основного парашюта с вытяжным парашютом узлом-удавкой.


Рис. 3.24. Звено зачековки с чехлом:
1 - петля звена зачековки; 2 - петля чехла


Рис. 3.25. Вытяжное звено со звеном зачековки:
1 - чехол звена зачековки; 2 - петля звена зачековки; 3 - вытяжное звено

Присоединяют конец с малой петлей звена купола (рис 3.27) к пучку строп на полюсном отверстии купола, конец с большой петлей пропускают через чехол купола и коуш вытяжного парашюта. Надевают большую петлю звена купола на сложенный вытяжной парашют и получившийся в результате этого узел-удавку затягивают на его коуше.

Устанавливают кольцо звена ручного раскрытия в карман на левом соединительном ремне, а его трос с петлей продевают в шланг. Выравнивают плечевые обхваты на одинаковый размер и проверяют исправность замков ОСК и парашютной сумки.


Рис. 3.26. Складывание вытяжного шарового бесстропного парашюта


Рис. 3.27.
Соединение вытяжного шарового бесстропного парашюта с уздечкой чехла

Обнаруженные при проверке дефекты анализируются, и делается заключение о пригодности парашютной системы к применению. Ремонт или замена неисправных частей производится в ремонтной мастерской части.

При контроле первого этапа проверяются:

  • крепление звена зачековки к петле вытяжного звена и наличие на нем чехла;
  • соединение чехла купола с вытяжным парашютом;
  • присоединение эвена купола к куполу и вытяжному парашюту;
  • наличие эвена ручного раскрытия в своем кармане.

Второй этап. Укладка купола основного парашюта и надевание чехла на него

Закрепляют вершину купола основного парашюта на укладочном полотнище с помощью металлического костыля. Разделяют стропы правой и левой групп и левую половину купола перебрасывают на правую сторону. Берут 14-ю стропу у кромки купола в левую руку, 15-ю стропу в правую руку. Растягивают полотнище, заключенное между 14-й и 15-й стропами, на всю длину по радиальным швам и перебрасывают правой рукой через верх справа налево, перекладывают 15-ю стропу в левую руку, а правой берут 14-ю стропу и т. д. Действуя в указанной последовательности, укладывают купол до 21-й стропы. Берут 21-ю стропу, выбирают слабину клапана до его натяжения и, захватив стропу управления этого клапана вместе с 22-й стропой, перебрасывают полотнище таким образом, чтобы все стропы звена управления разместились в 21-м полотнище. При дальнейшей укладке необходимо помнить, чтобы полотнища, заключенные между 26, 27, 28, 1, 2 и 3-й стропами, не должны провисать и иметь одинаковое натяжение с другими полотнищами.

Укладывая второй клапан и его звено управления, выбирают слабину клапана, захватывают его вместе с 8-й стропой и стропой управления и укладывают в 7-е полотнище так, чтобы все стропы звена управления оказались в этом полотнище. Заканчивается укладка полотнищ разравниванием 14-го полотнища, при правильной укладке 14-я стропа должна оказаться сверху.

Переворачивают купол и кладут его 14-м полотнищем и 14-й стропой вниз. Раскладывают купол на две половины, при этом марка завода-изготовителя на куполе должна находиться с правой стороны (рис. 3.28).

Подтягивают стропы, выравнивают и разделяют их на правую и левую группы. Стропы управления на месте входа их внутрь купола разводят в стороны на 40-50 мм. Заворачивают кромку правой половины купола, выравнивают, слабину клапана выбирают и укладывают его между полотнищами, аналогично выравнивают кромку левой половины купола. Выровняв кромки купола, полотнища правой и левой половины купола подгибают по всей длине на ширину чехла и накладывают грузики по всей длине купола. Проверяют звено купола и, убедившись, что оно не перекручено, на вершину купола надевают чехол, при этом петлю из красного шнура, пришитую на кромке полюсного отверстия купола, совмещают с уздечкой полюсного отверстия купола и надевают их на костыль, которым крепится укладочное полотнище.

Отворачивают основу фартука чехла. Берут основу чехла (рис. 3,29) за нижнюю часть и, снимая грузики, натягивают чехол на купол до меток 1, расположенных на расстоянии 350 мм от нижней кромки купола.


Рис. 3.28.
Уложенный купол парашюта Т-4 серии 4М


Рис. 3.29. Надевание чехла на купол:
1 - метка; 2 - стягивающий резиновый шнур с петлями для сот

Отсоединяют петлю из красного шнура от костыля и, оставляя уздечку купола на костыле, купол подтягивают за стропы. Выводят резиновые соты стягивающего шнура 2 в окно основы фартука на внешнюю сторону чехла и временно зачековывают укладочной линейкой. Расправляют основу фартука до уровня нижней кромки купола, оставляя предохранитель строп собранным.


Рис. 3.30. Проверка уложенного купола парашюта Т-4 серии 4:
1 - стропы верхней пары свободных концов подвесной системы; 2 - укладочная линейка; 3 - чехол купола

Вставляют в карманы чехла 3 (рис. 3.30) укладочную рамку, кладут ранец подвесной системой вниз, подвесную систему расправляют в направлении от плечевых к ножным обхватам, при этом плечевые обхваты должны быть выровнены и иметь одинаковый размер. Приступают к проверке купола, для чего укладочной линейкой 2 отделяют стропы 1 верхней пары свободных концов и с ней проходят вдоль строп от подвесной системы к куполу. Если укладка купола выполнена правильно, то верхняя ее половина должна приподняться и стропы левой половины должны отделиться от строп правой половины, при этом перекручивание строп не допускается.

При контроле второго этапа проверяются: правильность укладки купола; положение чехла на куполе.

Третий этап. Укладка строп в соты чехла

Берут все стропы на расстоянии 450 мм от нижней кромки купола и кладут их на чехол между сотами, а фартук чехла кладут на съемные резиновые соты. Продевают двойные и одинарные съемные резиновые соты в окно фартука.

При замыкании фартука стропами оставляют слабину строп для исключения выбивания их из замыкающих сот при проваливании купола в чехле в начале работы парашюта. Вынув из резиновых сот стягивающего шнура укладочную линейку, временно их замыкающую, затягивают в них пучок строп.

Захватывают крючком стропы и протаскивают их в левую двойную съемную соту так, чтобы метки на стропах оказались на изгибе в левой двойной съемной соте. Таким же образом протаскивают пучок строп в правую двойную съемную соту.

Пропускают крючок через левую одинарную соту и в нее затягивают пучок строп, аналогично затягивают пучок строп в правую одинарную соту.


Рис. 3.31. Зачековка карманов ранца резиновыми сотами:
а - исходное расположение свободных концов на дне ранца; б - зачековка карманов на резиновые соты; в - зачековка резиновых сот пучками строп: г - окончательное положение строп в сотах; 1- карманы; 2 - резиновые соты; 3 - дно ранца

Укладку строп ведут с самой верхней левой ячейки сот, не допуская перекручивания строп. По мере укладывания строп в соты подвесную систему подтягивают к куполу. Заканчивают укладку строп в соты у отметки на стропах, находящейся на 1,3 м от свободных концов подвесной системы.

Передвигают ранец к куполу, свободные концы накладывают на дно 3 (рис. 3.31) ранца так, чтобы каждая пара свободных концов оказалась между съемной сотой и карманом 1, не допуская при этом попадания клевантов в стропы.

Зачековывают вначале правый карман на резиновую соту 2 общим пучком строп, а затем левый.

Складывают свободную часть звена купола зигзагообразно, заправляют его в резиновую петлю на звене купола и укладывают в чехол купола.

При контроле третьего этапа проверяются:

    укладка строп в соты чехла и соты ранца

    укладка звена купола в чехол купола;

    размещение свободных концов с клевантами на ранце.

    Проверяют расположение звена зачековки в шланге, чехол звена зачековки должен быть надетым на шланг и прикрывать часть шланга до петли.

Четвертый этап. Укладка купола в чехле на ранец и затяжка ранца

Подгибают правый и левый карманы под ранец, нижний клапан 1 (рис. 3.32) оставляют откинутым. Кладут купол предохранителем строп 2 на ранец к нижнему клапану. Укладывают два сложения купола по длине ранца, используя укладочную линейку 3, кромку в чехле заправляют в карманы.


Рис. 3.32. Укладка купола на ранец:
1 - нижний клапан; 2 - предохранитель строп; 3 - укладочная линейка; 4 - вершина чехла; 5 - вытяжной шаровой бесстропный парашют

Продолжают укладку купола в чехле на ранец таким образом, чтобы вытяжной парашют 5 уложенного зигзагом купола в чехле 4 был обращен к нижнему клапану и обеспечил равномерное заполнение ранца при его затяжке.

Кладут вытяжной парашют на купол, располагая его конус 4 (рис. 3.33) против третьего сверху люверса на правом клапане 5, а отверстие в конусе вдоль ранца, при этом соту 1 для шпильки-чеки 2 обращают в сторону нижнего клапана.


Рис. 3.33. Затяжка ранца на средний конус:
1 - сота; 2-шпилька-чека; 3 - вспомогательная шпилька; 4 - конус вытяжного шарового парашюта; 5 - правый клапан

Прижимая вытяжной парашют к боковым сторонам уложенного купола, накладывают на него правый боковой клапан ранца, вынимают шпильку-чеку из конуса вытяжного парашюта, надевают третий люверс правого бокового клапана на конус вытяжного парашюта и вставляют вспомогательную шпильку 3 в отверстие конуса поверх люверса.

Накладывают левый боковой клапан, пропускают шнуровое кольцо через средний люверс правого бокового клапана и зачековывают клапаны вспомогательной шпилькой, шпильку-чеку вытяжного парашюта убирают с помощью ленты в соту.

Подтягивают верхний клапан ранца, на его конус надевают люверсы левого и правого клапанов, на первую шпильку звена зачековки надевают тросовую петлю звена ручного раскрытия и эту шпильку вставляют в отверстие первого конуса. Вставляют среднюю шпильку звена зачековки в шнуровое кольцо, вынимая вспомогательную шпильку. Надевают нижний люверс правого бокового клапана на конус и вставляют третью шпильку звена зачековки. Подтягивают нижний клапан, временно вынимают шпильку из третьего конуса, на конус 2 (рис. 3.34) надевают пряжку-люверс 1 и третью шпильку звена зачековки вновь вставляют в третий конус, а вспомогательную шпильку вынимают из конуса вытяжного парашюта. Заправляют с помощью линейки верхний и боковые клапаны. При заправке клапанов необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить укладочной линейкой ткань вытяжного парашюта, чехла купола и купол.


Рис. 3.34. Затяжка клапанов ранца парашюта Т-4 серии 4:
1 - пряжка-люверс; 2 - конус

Временно связывают концы тесьмы-завязки на верхнем клапане и тесьмы-завязки кармана ППК-У-405А.

Зажимают крючки ранцевых резин в проволочных петлях на клапанах ранца, резины продевают в шлевки и застегивают на дне ранца, при этом застежка ранцевых резин верхнего клапана производится в последнюю очередь.

Заправляют конец шланга и часть чехла, надетого на шланг, под правый боковой клапан.

Заправляют вытяжное звено под верхнюю и нижнюю ранце вые резины на правом боковом клапане и контрят его для чего промежуточную петлю связывают с кольцом, закрепленным на правом клапане, контровочной нитью в два сложения.

Укладывают карабин вытяжного звена в карман на правом боковом клапане ранца.

При контроле четвертого этапа проверяются:

    положение петли троса на первой шпильке звена зачековки;

    зачековка клапанов ранца шпильками звена зачековки;

    наличие шпильки-чеки вытяжного парашюта в соте;

    заправка вытяжного звена на правом клапане.

Пятый этап. Подгонка подвесной системы и проверка парашютной системы

Регулируя длину наспинно-плечевых обхватов, грудной перемычки, поясного и ножных обхватов, подгоняют подвесную систему по росту таким образом, чтобы верхний обрез ранца был на уровне плеч парашютиста-спортсмена, при этом она должна без излишней слабины облегать тело, а замки ОСК должны располагаться на уровне ключиц. После подгонки подвесной системы проводят окончательную проверку парашюта.

Проверяют размещение шпилек звена зачековки в конусах и убеждаются, что на верхней шпильке поверх конуса находится петля троса звена ручного раскрытия, третий сверху люверс на правом клапане ранца совпадает с люверсом на вытяжном парашюте, а его конус виден через отверстие. Застегивают предохранительный клапан после проверки.

Проверяют, чтобы крючки ранцевых резин на клапанах были зажаты, а ранцевые резины проходили в шлевки на дне ранца и были застегнуты на соответствующие проволочные петли, причем резины верхнего клапана проходили поверх резин боковых клапанов.

При контроле пятого этапа проверяются:

    узел присоединения вытяжного звена к звену зачековки;

    размещение вытяжного звена под резинами ранца;

    контровка промежуточной петли к кольцу на клапане ранца;

    исправность карабина и его размещение в кармане на правом клапане ранца.

Укладка парашюта Т-4 серии 4М для прыжка с ручным раскрытием

Укладка производится в той же последовательности, что и для прыжков с принудительным раскрытием, за исключением следующего. При укладке парашюта Т-4 серии 4М для прыжка с ручным раскрытием звено зачековки, чехол звена зачековки, звено ручного раскрытия (трос с петлей) не используют, а применяют звено ручного раскрытия (трос с тремя шпильками), ППК-У-405А, шнур включения ППК-У-405А.

На первом этапе устанавливают звено ручного раскрытия (трос с тремя шпильками) в карман для кольца, его трос пропускают в шланг, свободный шланг вставляют в специальную петлю. Шнур включения ППК-У-405А соединяют с концевой петлей вытяжного звена.

Объем укладки до пятого этапа не имеет отличий от укладки данного парашюта для прыжка с принудительным раскрытием ранца.

На пятом этапе производится монтаж парашютного прибора, при этом проверяют внешним осмотром и на срабатывание ППК-У-405А, для чего устанавливают шкалу высоты анероида на отметку в соответствии с задачей прыжка и с учетом превышения площадки приземления над уровнем моря, вставляют гибкую шпильку в затвор, взводят вытяжной механизм, устанавливают стрелку часового механизма по шкале времени на заданную отметку (в пределах 3-5 с) и контрят гибкую шпильку в затворе прибора.

Отсоединяют ранцевые резины верхнего клапана, верхнюю и среднюю резины правого клапана.

Устанавливают шланг ППК-У-405А со стороны кармана для ППК-У-405А под правую группу свободных концов подвесной системы и выполняют байонетное соединение шланга с пластиной на верхнем клапане, с учетом того, что трос ППК-У-405А при выбранной слабине и совмещении его петли с верхним конусом должен быть длиннее на 10-15 мм. При затяжке клапанов ранца на первую шпильку звена ручного раскрытия надевают петлю прибора так, чтобы она была надетой на шпильку в промежутке между конусом и спайкой шпильки.

Привязывают шланг ППК-У-405А тесьмой-завязкой, размещают ППК-У-405А в кармане, привязывают за направляющую трубку тесьмами-завязками, застегивают ранцевые резины, прижимая шланг ППК-У-405А на верхнем и боковом клапанах.

Заправляют вытяжное звено под верхнюю и нижнюю ранцевые резины на правом клапане, контрят его и укладывают карабин вытяжного звена в специальный карман.

После подгонки подвесной системы и окончательной проверки парашюта делают запись в паспорте о произведенной укладке. Офицер воздушно-десантной службы, который осуществлял проверку парашютных систем, расписывается в паспорте, после чего их укладывают в парашютные сумки, опечатывают и сдают на хранение.

ПРОВЕРКА ОСНОВНОГО И ЗАПАСНОГО ПАРАШЮТОВ ПЕРЕД ПРЫЖКОМ

Под контролем тренера парашютист-спортсмен должен проверять запасной и основной парашюты перед каждым прыжком.

Проверка производится в пять этапов, при этом в каждом из них проверяются:

первый этап - запасной парашют:

  • наличие, исправность и крепление ранцевых резин (пружин);
  • исправность замыкающего устройства ранца;
  • правильность контровки и наличие печати;
  • положение кольца звена ручного раскрытия в кармане ранца;
  • исправность петель свободных концов промежуточной подвесной системы;
  • аккуратность заправки угловых отворотов ранца;
  • исправность выступов рамы жесткости ранца для крепления его к ранцу парашютной системы;

второй этап - подвесная система:

  • исправность подвесной системы и ее подгонка по росту и под обмундирование;
  • исправность всех карабинов;
  • исправность скобы крепления запасного парашюта и фиксаторов;
  • наличие кольца, исправность его кармана и положение троса звена ручного раскрытия в шланге;

третий этап - сборка замка ОСК:

    правильность захода пряжки в замок;

    правильность монтажа замка ОСК - сигнальные красные точки на рычаге и корпусе замка должны быть закрыты;

    закрыт ли замок, для чего одной рукой взяться за свободный конец подвесной системы и потянуть его вверх, а другой рукой (при натянутом свободном конце) нажать на гашетки замка и потянуть на себя - при правильной сборке замка ОСК пряжка свободного конца подвесной системы не должна выходить из замка;

четвертый этап - основной парашют:

    исправность конусов, люверсов, шпилек звена зачековки, а также свободно ли передвигаются шпильки в конусах ранца;

    исправность шланга и звена ручного раскрытия;

    наличие ранцевых пружин, их исправность и правильность крепления на ранце;

    аккуратность заправки карманов ранца;

    правильность расположения вытяжного парашюта в ранце - центр его основания должен находиться под средним конусом;

    плотность застежки предохранительного клапана;

пятый этап - монтаж парашютного прибора на ранец:

  • присоединение петли троса прибора к первой шпильке звена зачековки;
  • установка времени и высоты на шкалах прибора; контровка гибкой шпильки;
  • присоединение шнура включения прибора к вытяжному звену;
  • не выступает ли упор анероида над поверхностью платы;
  • исправность вытяжного звена и его заправка.
11 12 ..

ПАРАШЮТ Т-4 СЕРИИ 4М

Тренировочный парашют Т-4 серии 4М (рис. 17,) предназначен для спортивно-тренировочных прыжков и является переходным к более сложным спортивным парашютам.

Рис. 17. Общий вид уложенного парашюта Т-4 серии 4М

Тактико-технические данные парашюта

1. При общей массе парашютиста с парашютами не более 100 кг парашют Т-4 серии 4М обеспечивает:

─ надежную работу на высоте до 1500 м при немедленном введении его в действие на скорости 400 км/ч;

─ максимальные перегрузки не более 15 g ;

─ ручное раскрытие, принудительное раскрытие ранца и принудительное стягивание чехла с купола;

─ минимальную безопасную высоту прыжка с горизонтально летящего самолета 150 м

при немедленном введении в действие на скорости полета 120─ 400 км/ч;

─ вертикальную скорость снижения, приведенную к стандартной атмосфере и массе парашютиста 100 кг, на участке 30─35 м от земли ─ не более 6,3 м/с; при полностью натянутых стропах управления скорость снижения увеличивается на 1 м/с;

─ отсутствие самопроизвольного раскрытия;

─ устойчивость при снижении;

─ потерю высоты при скольжении с отсутствием явлений складывания купола;

─ управление парашютом в воздухе при снижении как с помощью строп управления, так и посредством свободных концов подвесной системы; разворачивание купола в желаемую сторону и горизонтальное перемещение парашютиста в процессе снижения, причем один оборот купола на 360° в любую сторону при натяжении одной стропы управления совершается за время не более 5,0─6,5 с

─ горизонтальное перемещение парашюта вперед происходит со скоростью до 4 м/с,

назад ─ со скоростью до 2,3 м/с (при максимальном натяжении строп управления); нейтральность купола, т. е. отсутствие горизонтального перемещения, при сильном натяжении строп управления;

─ усилия, потребные для управления парашютом, незначительны и, наконец, управление куполом в воздухе не приводит к складыванию купола;

─ быстрое отсоединение купола парашюта посредством одного замка от подвесной системы в случае надобности при снижении, а также при гашении купола во время протаскивания по земле;

─ применение страхующих парашютных приборов для автоматического раскрытия парашюта;

─ применение запасных парашютов типа 3-2, 3-1П, 3-4 и 3-5;

усилие, необходимое для выдергивания вытяжного> кольца, ─ не более 16 кгс.

2. Габариты уложенного парашюта, мм:

длина 540+20; ширина 345+20; высота 260+20.

3. Масса парашюта без парашютного страхующего прибора и переносной сумки не превышает 13,2 кг.

4. Парашют рассчитан на количество прыжков не менее 5 на высоте до 1500 м и скорости 400 км/ч.

Или не менее 400 в течение 5 лет эксплуатации со дня выпуска, или 300 прыжков в течение 12 лет со дня выпуска на скорости до 300 км/ч, как при немедленном введении его в действие, так и с любой задержкой раскрытия ранца при условии своевременного проведения ремонта и замены чехла купола.

Тактико-технические данные частей парашюта

1. Вытяжной шаровой бесстропный парашют площадью 0,22м² имеет устройство, аналогичное устройству шарового вытяжного парашюта спортивного парашюта Д-1-5У.

2. Чехол купола из капронового полотна имеет форму рукава длиной 3900 мм.

3. Купол (Рис. 18), изготовленный из капронового полотна арт. 56005П или 56005крП, имеет форму правильного> 28-угольника площадью 64 м² . Диаметр полюсного отверстия 450 мм, общая площадь вырезов составляет 8,4 м² . В качестве соединительного звена используется, капроновый шнур прочностью 550 кгс и длиной 1100 мм.

Рис. 18. Форма купола парашюта Т-4 серии 4М в плане:

1─ купол; 2 ─ клапан; 3 ─ радиальная щель; 4 ─ вертикальные отверстия:

5 ─ срезанные полотнища; 6 ─ знак звена строп управления;

7 ─ линияограничения натягивания чехла при укладке

4. Подвесная система выполнена из капроновой ленты ПЛК-44. Для правильного присоединения свободных концов к замкам подвесной системы (ОСК) задние свободные концы отмечены словами <левый>, <правый>. Длина свободных концов подвесной системы 430 мм. К каждой пряжке-полукольцу монтируется по семь строп.

5. Ранец конвертообразной формы, изготовлен из капронового авизента. Двойное дно ранца укреплено рамой жесткости. Длина одинарной ранцевой резины с кулонами 325─340 мм, двойной ─ 375─390 мм.

6. Шланги гибкие предназначены для направления движения троса вытяжного кольца или троса принудительного раскрытия ранца. Изготовлены из специальной профилированной стальной ленты и обтянуты капроновой лентой ЛПКПкр-40-700.

Длина шлангов ─ 510- 520 мм.

7. Вытяжное кольцо ─ металлическое. Длина троса от последней шпильки до ограничителя включительно равна 1070 мм. Шпильки троса расположены одна от другой на расстоянии 150 мм. Первая шпилька, считая от корпуса кольца, имеет длину 38 мм, остальные ─ по 32 мм.

8. Вытяжное кольцо с тросовой петлей также металлическое, длина троса с петлей ─ 785 мм.

9. Предохранительный чехол изготовляется из плащ-палатки и имеет форму рукава длиной 390 мм.

10. Вытяжная веревка из капронового шнура ШККП-1200 длиной 3000 мм. Вторая петля находится на расстоянии 1400 мм от первой.

Тренировочный парашют Т-4 серии 4М (рис. 1) предназначен для спортивно-тренировочных прыжков и является переходным к более сложным спортивным парашютам.

Рис. 1. Общий вид уложенного парашюта Т-4 серии 4М

Тактико-технические данные парашюта

1. При общей массе парашютиста с парашютами не более 100 кг парашют Т-4 серии 4М обеспечивает:

  • надежную работу на высоте до 1500 м при немедленном введении его в действие на скорости 400 км/ч;
  • максимальные перегрузки не более 15 g;
  • ручное раскрытие, принудительное раскрытие ранца и принудительное стягивание чехла с купола;
  • минимальную безопасную высоту прыжка с горизонтально летящего самолета 150 м при немедленном введении в действие на скорости полета 120 - 400 км/ч;
  • вертикальную скорость снижения, приведенную к стандартной атмосфере и массе парашютиста 100 кг, на участке 30-35 м от земли - не более 6,3 м/с; при полностью натянутых стропах управления скорость снижения увеличивается на 1 м/с;
  • отсутствие самопроизвольного раскрытия;
  • устойчивость при снижении;
  • потерю высоты при скольжении с отсутствием явлений складывания купола;
  • управление парашютом в воздухе при снижении как с помощью строп управления, так и посредством свободных концов подвесной системы; разворачивание купола в желаемую сторону и горизонтальное перемещение парашютиста в процессе снижения, причем один оборот купола на 360° в любую сторону при натяжении одной стропы управления совершается за время не более 5,0-6,5 с
  • горизонтальное перемещение парашюта вперед происходит со скоростью до 4 м/с, назад - со скоростью до 2,3 м/с (при максимальном натяжении строп управления); нейтральность купола, т.е. отсутствие горизонтального перемещения, при сильном натяжении строп управления;
  • усилия, потребные для управления парашютом, незначительны и, наконец, управление куполом в воздухе не приводит к складыванию купола;
  • быстрое отсоединение купола парашюта посредством одного замка от подвесной системы в случае надобности при снижении, а также при гашении купола во время протаскивания по земле;
  • применение страхующих парашютных приборов для автоматического раскрытия парашюта;
  • применение запасных парашютов типа 3-2 , 3-1П, 3-4 и 3-5 ;
  • усилие, необходимое для выдергивания вытяжного кольца, - не более 16 кгс.

2. Габариты уложенного парашюта, мм:

  • длина 540+20;
  • ширина 345+20;
  • высота 260+20.

3. Масса парашюта без парашютного страхующего прибора и переносной сумки не превышает 13,2 кг.

4. Парашют рассчитан на количество прыжков не менее 5 на высоте до 1500 м и скорости 400 км/ч.

Или не менее 400 в течение 5 лет эксплуатации со дня выпуска, или 300 прыжков в течение 12 лет со дня выпуска на скорости до 300 км/ч, как при немедленном введении его в действие, так и с любой задержкой раскрытия ранца при условии своевременного проведения ремонта и замены чехла купола.

Тактико-технические данные частей парашюта

1. Вытяжной шаровой бесстропный парашют площадью 0,22м² имеет устройство, аналогичное устройству шарового вытяжного парашюта спортивного парашюта Д-1- 5У .

2. Чехол купола из капронового полотна имеет форму рукава длиной 3900 мм.

3. Купол (Рис. 2), изготовленный из капронового полотна арт. 56005П или 56005крП, имеет форму правильного 28-угольника площадью 64 м². Диаметр полюсного отверстия 450 мм, общая площадь вырезов составляет 8,4 м². В качестве соединительного звена используется, капроновый шнур прочностью 550 кгс и длиной 1100 мм.

Рис. 2. Форма купола парашюта Т-4 серии 4М в плане:

1 - купол; 2 - клапан; 3 - радиальная щель; 4 - вертикальные отверстия; 5 - срезанные полотнища; 6 - знак звена строп управления; 7 - линия ограничения натягивания чехла при укладке

4. Подвесная система выполнена из капроновой ленты ПЛК-44 . Для правильного присоединения свободных концов к замкам подвесной системы (ОСК) задние свободные концы отмечены словами <левый>, <правый>. Длина свободных концов подвесной системы 430 мм. К каждой пряжке-полукольцу монтируется по семь строп.

5. Ранец конвертообразной формы, изготовлен из капронового авизента. Двойное дно ранца укреплено рамой жесткости. Длина одинарной ранцевой резины с кулонами 325-340 мм, двойной - 375-390 мм.

6. Шланги гибкие предназначены для направления движения троса вытяжного кольца или троса принудительного раскрытия ранца. Изготовлены из специальной профилированной стальной ленты и обтянуты капроновой лентой ЛПКПкр-40- 700.

Длина шлангов - 510-520 мм.

7. Вытяжное кольцо - металлическое. Длина троса от последней шпильки до ограничителя включительно равна 1070 мм. Шпильки троса расположены одна от другой на расстоянии 150 мм. Первая шпилька, считая от корпуса кольца, имеет длину 38 мм, остальные - по 32 мм.

8. Вытяжное кольцо с тросовой петлей также металлическое, длина троса с петлей - 785 мм.

9. Предохранительный чехол имеет форму рукава длиной 390 мм.

10. Вытяжная веревка из капронового шнура ШККП-1200 длиной 3000 мм. Вторая петля находится на расстоянии 1400 мм от первой.

11. Переносная сумка прямоугольной формы из авизента, имеет размеры 590X260X420 мм.

12. Вытяжной трос предназначается для принудительного раскрытия ранца парашюта.

Длина троса с петлей равна 1037-1057 мм.

13. Подушка изготовляется из авизента с поролоновой прокладкой толщиной 40 мм.

14. Страхующий парашютный прибор типа КАП-3 или ППК-У со шлангом длиной 405 мм.

15. Паспорт необходим для записи сведений о приеме, передаче, эксплуатации и ремонте парашюта.

Назначение.

Тренировочный управляемый парашют Т-4 серии 4МП предназначен для совершения спортивно-тренировочных прыжков спортсменами-парашютистами. Т-4 серии 4МП – круглый щелевой классический купол. В настоящее время может использоваться как тренировочный для выполнения учебных прыжков с ручным раскрытием. Вводится в действие как ручным, так и принудительным способом.

Купол в плане имеет форму правильного 28-угольника. Площадь купола 61 м 2 .

Основные технические данные

Наименование Значения
Конструкция
Площадь, м 2
Материал купола, - Капрон арт. 56005П и 56004П
Воздухопроницаемость ткани, дм 3 /м 2 сек арт. 56005П - 60 - 120, арт. 56004П - 350 - 750
Ранец, - Конвертообразный, 4-х клапанный, ткань - капроновый авизент
Устройство отсоединения основного купола, - Кольцевое замковое устройство отцепки купола в случае его отказа
Механизм раскрытия, Ручное - расчековка клапанов ранца вытяжным кольцом или прибором. Принудительное - вытяжной веревкой.
Переносная сумка, - Входит в комплект
Масса системы, кг Не более 14
Тип прибора, - ППК-У-405А; КАП-3П-405
Принадлежности, Согласно комплектации
Совместимость, - Запасные парашюты З-1П, З-2, З-3, З-4, З-5.
Материал строп, - Шнур капрон. ШКП-150
Масса купола, кг 6,7
Габариты уложенного (ДхШхВ), см 54 х 34,5 х 26
Эксплуатационные ограничения
Срок службы системы, лет (года)
Полетная масса, кг
Скорость применения, км/ч До 400
Высота применения, м До 1000
Min. высота, м 150 м - на скорости 120-400 км/ч при немедленном введении парашюта в работу после отделения от ЛА
Назначенный ресурс, - 5 применений на скорости 400 км/ч; 400 применений на скорости 300 км/ч в течение 5 лет, или 100 применений на скорости 300 км/ч в течение 12 лет
Динамические характеристики
Усилие ввода в работу, кгс Не более 16
Динамические перегрузки, g Не более 16
Горизонтальная скорость, м/с Вперед - 4,0 ; Назад - 2,3
Вертикальная скорость, м/с До 6,12
Время разворота на 360 o , - 6,5
Управление, - Натяжением строп управления

Конструкция парашюта при общем полетном весе парашютиста с парашютами 100 кг обеспечивает:
1) надежную работу на высоте 150-1000 м при немедленном введение его в действие на скорости полета горизонтально летящего самолета до 400 км/ч и после любой задержки раскрытия ранца, при условии ввода парашюта в действие на высоте 500-1000 м, при этом максимальные перегрузки, возникающие в момент наполнения купола парашюта, не превышает 16;
2) минимальную безопасную высоту прыжка из горизонтально летящего самолета на скорости полета 120-400 км/ч при немедленном парашюта в действие - 150 м;
3) среднюю вертикальную скорость снижения, приведенную к стандартной атмосфере, замеренную на участке 30-35 м от земли, до 6,12 м/с; при полностью натянутых стропах управления скорость снижения увеличивается на 1 м/с;
4) устойчивость при снижении;
5) управление парашютом при помощи двух строп управления;
6) разворот купола и горизонтальное перемещение, при чем:
- разворот купола на 360 o в любую сторону за время не более 6,5 с, при натяжении одной из двух
строп управления;
- горизонтальное перемещение парашюта вперед со средней скоростью до 4 м/с;
- горизонтальное перемещение парашюта назад (реверс) со средней скоростью до 2,3 м/с при
максимальном натяжении строп управления;
- при плавном натяжении строп управления снижение устойчивое;
7) отсоединение купола от подвесной системы, как на земле, так и в воздухе;
8) применение прибора раскрытия парашюта ППК-У-405А или КАП-ЗП-405;
9) приземление запасного парашюта типа З-2, З-1П, З-3, З-4 и З-5 в случае ненормальной работы основного парашюта, при этом необходимо полное отсоединение купола основного парашюта, за исключением случая не раскрытия ранца;
10) усилие, необходимое для выдергивания звена ручного раскрытия и звена отсоединения, не более 16 кг;
11) управление куполом в воздухе не приводит к складыванию купола;
12) количество прыжков - 5 на скорости полета горизонтально летящего самолета 400 км/ч или 400 прыжков на скорости полета горизонтально летящего 300 км/ч в течении 5 лет эксплуатации со дня выпуска; или 100 прыжков в течение 12 лет выпуска на скорости полета горизонтально летящего самолета 300 км/ч при условии своевременного проведения войскового ремонта и замены узлов из числа запасных частей;
13) габарит уложенного парашюта не более:
длина - 540+20 мм,
ширина - 345+20 м,
высота - 260+20 мм.
14) вес парашюта не более 14 кг с прибором без переносной сумки.

Описание

При отделении парашютиста от самолета парашют вводится в действие путем принудительного раскрытия ранца вытяжной веревкой, закрепленной при помощи карабина за трос, натянутый внутри самолета, или ручным способом, путем выдергивания звена ручного раскрытия или автоматическим прибором.

При ручном способе введения парашюта в действие три шпильки троса звена ручного раскрытия, а при принудительном раскрытии ранца вытяжной веревкой или звеном раскрытия три шпильки вытяжного троса выходят из конусов и освобождают клапаны ранца, которые под действием пружинного механизма раскрывается и вытягивает чехол с уложенным в него основным куполом из-под карманов на дне ранца.

Пучки строп у свободных концов подвесной системы выходят из резиновых сот на дне ранца и расчековывают карманы.

Свободные концы подвесной системы поднимаются со дна ранца и натягиваются, стропы купола выходят из сот чехла купола, чехол сходит с купола и последний наполняется. Чехол купола и вытяжной шаровой бесстропный парашют после схода с купола остаются привязанными при помощи соединительного звена к вершине купола.

Внимание! В случае отказа или ненормальной работы основного парашюта запасной парашют вводится в действие только при полностью отсоединенном основном куполе.

При снижении на наполненном куполе отпущенные правый и левый клапаны и щели, расположенные в задней половине купола по отношению к парашютисту, обеспечивают перемещение парашютиста в горизонтальной плоскости вперед. Втянутые внутрь купола правый и левый клапаны и перекошенные щели купола обеспечивают перемещение парашютиста в горизонтальной плоскости назад.

Скорость горизонтального перемещения зависит от величины вытягивания строп управления. При полностью отпущенных стропах управления обеспечивается максимальная скорость горизонтального перемещения вперед. При максимальном натяжении строп управления обеспечивается максимальная скорость горизонтального перемещения парашютиста назад и происходит увеличение вертикальной скорости снижения на 1м/с.

Втягивание или отпускание двух щелей и двух клапанов купола осуществляется самим парашютистом при помощи двух строп управления, одни концы которых смонтированы на передних свободных концах подвесной системы, а другие концы присоединены к коушу звена управления, связанному соответственно с двумя клапанами купола.

На расстоянии 1450 м от пряжек-полуколец подвесной системы стропы управления смонтированы со стропами 5 и 24. Правый клапан купола связан со стропой управления, смонтированной со стропой 5 и закрепленной на правом переднем свободном конце подвесной системы, левый клапан купола связан со стропой управления, смонтированной со стропой 24 и закрепленной на левом переднем свободном конце подвесной системы.

Разворот парашютиста вокруг вертикальной оси вправо или влево производится путем натяжения соответствующей стропы управления парашютистом.

При натяжении стропы управления, закрепленной на правом переднем свободном конце, втягивается внутрь купола правый клапан и перекашивается щель, расположенная между стропами 4 и 5, разворот парашюта происходит в правую сторону за счет реактивного момента струй воздуха, выходящих из-под купола через щели, образованные отпущенным левым и втянутым правым клапанами купола, а также за счет струй воздуха, выходящих из отверстий, расположенных между стропами 24 и 25, и перекошенного отверстия между стропами 4 и 5.

Подобным образом происходит разворот парашюта в левую сторону при натяжении левой стропы управления, закрепленной на левом переднем свободном конце подвесной системы.

Американская десантная парашютная система Т-11

Капитан 2 ранга С. Прокофьев

Осенью 2006 года в ходе проведения операции по уничтожению отрядов талибов частями и подразделениями Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF) в течение 12 дней самолетами сил специальных операций ВВС США МС-130Н были десантированы на парашютах несколько групп боевого управления и разведывательных групп из состава ССО США и европейских стран НАТО общей численностью около 150 человек. Их целью являлось осуществление боевого управления экипажами самолетов и вертолетов ISAF при нанесении ударов по наземным целям, ведении разведки и организации засад на путях вероятного выдвижения противника. Позднее им трижды сбрасывались снабженческие грузы на парашютно-грузовых системах для пополнения боеприпасами, продовольствием и доставки некоторых видов вооружения и снаряжения.
В ночь на 6 марта 2007 года в районе населенного пункта Бирао (Центрально-Африканская Республика) был высажен парашютный десант из состава частей СпН ВС Франции общей численностью 58 человек для оказания срочной поддержки французскому гарнизону, насчитывающему 58 человек и подвергшемуся нападению превосходящих сил незаконных вооруженных формирований. Десантирование осуществлялось на управляемых планирующих парашютных системах с высоты 4 000 м на удалении несколько километров от площадки приземления.
Эти примеры наглядно подтверждают, что десантирование на парашютах с последующей доставкой необходимых грузов по воздуху с помощью ПГС остается одним из основных способов скрытного вывода подразделений СпН в район выполнения боевой задачи.

В ходе десантирования в Афганистане несколько военнослужащих получили травмы при приземлении на незнакомые и необорудованные площадки приземления. Это явилось результатом, как полагают американские специалисты, превышения полетной массы и, как следствие, увеличения вертикальной скорости приземления. Подобные случаи в ходе боевого десантирования отмечались в ВС США и ранее. Например, при проведения операции «Справедливое возмездие» в Панаме (1989) 4 проц. военнослужащих 2-го батальона 75-го полка СпН «Рейнджерс» получили травмы при приземлении в ходе высадки парашютного десанта и выбыли из строя. Все они имели полетную массу 159-197,5 кг при допустимой полетной массе десантной парашютной системы типа Т-10 136 кг. Почти все травмы в приведенных выше случаях классифицировались как переломы или разрывы суставной сумки ног в области голеностопного сустава. Но и в том случае, если полетная масса парашютиста не превышает допустимую, вертикальная скорость снижения при приземлении на ПС типа Т-10 различных модификаций, которые широко применяются для десантирования подразделений СпН НАТО, считается довольно высокой - 6,4-7,9 м/с. Несмотря на предпринимаемые в ВС США меры (например, разработка и принятие на снабжение устройства фиксации голеностопного сустава, которое парашютисты надевают поверх обуви, привело к снижению подобного рода травм на 80 проц.), общий уровень травматизма остается, по мнению американских специалистов, высоким.
Это привело к необходимости разработки новых десантных ПС, которая ведется в странах НАТО.
В вооруженных силах США завершаются испытания десантной ПС типа Т-11 по программе ATPS (Advanced Tactical Parachute System), работы над которой ведутся с середины 1990-х годов. Она предназначена для замены находящейся на снабжении с 1950-х годов ПС типа Т-10, которая несколько раз модернизировались, однако, по мнению американских специалистов, исчерпала ресурс для проведения таких работ в дальнейшем. Окончательные требования к разработке всех составных частей новой ПС, содержащие 58 пунктов, были утверждены в феврале 1997 года.
7-8 июня 2004 года на полигоне Юма (США) были проведены испытания пяти типов ПС, допущенных к участию в конкурсе и представленных как американскими, так и иностранными фирмами. В ходе их использовались биодинамические манекены, оснащенные датчиками, позволяющими установить перегрузки, действующие на них по различным осям координат в момент раскрытия купола парашюта, угол колебания парашюта по тангажу, вертикальную скорость снижения, потерю высоты в процессе раскрытия купола парашюта и возможность уклонения от препятствий на этапе снижения и приземления. В наземных условиях проверялись соответствие массо-габаритных характеристик ПС техническому заданию и время, необходимое для укладки ПС, а также возможность крепления оружия и снаряжения к подвесной системе. Всего было проведено 87 сбросов манекенов. По результатам испытаний 3 августа 2004 года были отобраны две ПС для проведения дальнейших их проверок: типа MTR-1C фирмы «Пара-Флайт» (Para-Flight, США), разработки которой начались в 1993 году, и типа 8mLLP фирмы «Ирвинг аэроспейс»
(Irving Aerospace, Великобритания), которым присвоили условные обозначения XT-11 и XT-12 соответственно.
Позже были проведены дополнительные испытания этих ПС на биодинамических манекенах для изучения возможности десантирования одновременно в два потока (из боковых дверей) с самолетов типа С-17, а затем, в мае 2005 года, по результатам второго этапа с участием парашютистов-испытателей для дальнейших проверок и доработки была выбрана ПС XT-11 фирмы «Пара-Флайт». Основные ее преимущества перед конкурентом: меньшая вертикальная скорость снижения, отсутствие колебаний по тангажу на этапе снижения и приземления, меньшие габаритные размеры в уложенном виде, большая полетная масса, а также менее сложный процесс укладки. На снабжение войск она будет поступать под обозначением Т-11.
Парашютная система Т-11 предназначена для десантирования и безопасного приземления военнослужащих полетной
массой до 182 кг из самолетов и вертолетов на скорости до 278 км/ч по прибору с высоты 150-7 600 м. Она состоит из трех основных частей: основной парашютной системы Т-11, запасного парашюта T-11R и унифицированной подвесной системы.
Купол основной ПС имеет крестообразную форму в раскрое с тормозной площадью 115 м2. Он изготовлен из низкопористого нейлона. На снабжение будет поставляться ПС с куполом зеленого цвета. Каждая из четырех лопастей основного купола сшита из семи полотнищ с двойным каркасированием, вдоль которых для упрочнения располагаются ленты продольного каркаса, которые переходят в стропы.
К куполу крепятся 28 подвесных строп с тефлоновым покрытием длиной 6,4 м. Они сводятся в четыре группы по семь строп, каждая из которых крепится к D-образной пряжке свободного конца. Свободные концы крепятся через кольцевое замковое устройство (КЗУ) к унифицированной подвесной системе. КЗУ предназначено для отсоединения основного купола перед вводом в действие запасного парашюта или для гашения купола и предотвращения протаскивания парашютиста по земле после приземления. Кроме того, имеются две управляющие стропы, позволяющие осуществлять разворот на куполе на 360°.
Нижние края лопастей основного купола сшиты между собой с оставлением щелей длиной 2,6 м в верхней части, которые предназначены для уменьшения динамических нагрузок при наполнении купола парашюта, а также для осуществления разворота при втягивании управляющих строп. Парашютная система обеспечивает приземление парашютиста с максимальной полетной массой со скоростью 4,9 м/с. Масса уложенного основного парашюта с подвесной системой составляет 17,25 кг. Ранец парашюта и камера основного купола изготовлены из материала кордура, имеющего повышенную абразивную прочность и влагостойкость.
Основной парашют вводится в действие принудительно от бортового троса принудительного раскрытия парашюта (ПРП) воздушного судна. Длина вытяжного фала зависит от типа воздушного судна, с которого совершается прыжок: 6,1 м при прыжках с самолетов С-17 и С-47 и 4,6 м при прыжках с самолетов С-130 и С-141. После отделения парашютиста от воздушного судна вытяжной фал выдергивает шпильку, зачековывающую ранец ПС, раскрывается, и вводится в действие вытяжной парашют. Он имеет конусообразную форму и крепится к центру основного
купола. Кромка парашюта армирована упругим материалом для быстрейшего его раскрытия и наполнения.
Вытяжной парашют извлекает из ранца камеру основного парашюта с уложенными стропами. После вытягивания строп и извлечения из камеры основного купола происходит его наполнение. Для уменьшения аэродинамических нагрузок, действующих на купол при наполнении, осуществляется искусственное замедление процесса раскрытия с помощью устройства рифления («слайдера»), которое по мере наполнения купола опускается по стропам к свободным концам подвесной системы. После наполнения основного парашюта вытяжной остается сверху на куполе основного. Потеря высоты парашютистом с момента отделения от воздушного судна до полного наполнения основного купола и начала устойчивого снижения не превышает 84 м.
По мнению американских специалистов, уменьшение скорости приземления на ПС типа Т-11 по сравнению с ПС типа Т-10 снижает вероятность получения травм при приземлении. Кроме того, купол крестообразной формы позволяет использовать безотходную технологию раскроя ткани, он проще в изготовлении и дешевле осе-симметричного парашюта аналогичного класса, а также имеет хорошие стабилизирующие и тормозные характеристики. По расчетам американских экспертов, нормальное функционирование основной парашютной системы обеспечивается с вероятностью не ниже 0,95 (у ПС типа Т-10-0,75-0,80).
Срок службы ПС 16,5 лет, в том числе 4,5 года - нахождение на складском хранении. Время укладки основного парашюта одним укладчиком не превышает 17 мин. В течение рабочего дня он должен уложить не менее 25 ПС типа Т-11. Интервал переукладки ПС 120 сут.
Запасный парашют (ЗП) T-11R разработан британской фирмой «Ирвинг» на базе спасательной парашютной системы летчиков, которая успешно применяется в составе катапультных кресел канадской фирмы «Мартин-Бейкер» (Martin-Baker). При его разработке исходили из требований обеспечения максимально быстрого наполнения купола после ввода в действие, минимального схлопывания купола после наполнения и минимальной потери высоты при его наполнении. ЗП предназначен для обеспечения безопасного приземления парашютиста в случае частичного или полного отказа основного парашюта. Запасный парашют также может применяться и при полностью наполненном куполе основной ПС. Купол ЗП имеет конусообразную форму в плане площадью 42 м2. По мнению его разработчиков, такая форма купола уменьшает вероятность различных неисправностей в работе, например перехлестывания купола подвесными стропами. Масса запасного парашюта 6,67 кг.
К полюсной части купола присоединяется вытяжной парашют круглой формы с тормозной площадью 2,6 м2 и 12 стропами. В верхней, конусной части купола ЗП, нашиты специальные карманы для ускорения наполнения купола после ввода в действие, а внутри вставлено пружинное устройство для ускорения ввода в поток конусной части с карманами и вытяжного парашюта. К нижней кромке купола запасного парашюта крепятся 20 подвесных строп длиной 6,18 м, которые сводятся в четыре группы по пять строп и крепятся к четырем свободным концам. Свободные концы попарно сводятся вместе, сшиваются в нижней части и крепятся к карабину с пряжкой. Карабины крепятся к D-образным пряжкам подвесной системы, которые, в отличие от ПС типа Т-10, расположены не на уровне пояса парашютиста, а в области плеч. Это сделано для равномерного распределения нагрузки и снижения возможности получения парашютистом травм в области поясничного отдела при вводе в действие ЗП в случае полного отказа основного. Вертикальная скорость снижения на запасном парашюте 8,22 м/с.
ЗП вводится в действие с помощью звена ручного раскрытия, выполненного в виде мягкой полупетли. В случае частичного отказа основной ПС перед вводом запасной парашютист должен произвести отсоединение купола основной ПС. Для этого ему нужно сдернуть с помощью двух цветных лент (красного или желтого цвета) блокировки КЗУ и одновременно нажать на обе кнопки замка. Свободные концы отсоединятся от подвесной системы, и парашютист любой рукой выдергивает звено ручного раскрытия запасного парашюта. Под воздействием пружинного устройства конусная часть парашюта вбрасывается
в поток, одновременно выталкивая перед собой вытяжной парашют. Тот наполняется и извлекает из ранца уложенный «змейкой» основной купол запасной ПС, а затем стропы. Происходит наполнение купола запасного парашюта. Время его наполнения при массе парашютиста 173 кг и скорости полета при вводе в действие ЗП 278 км/ч составляет 0,7 с.
Унифицированная подвесная система предназначена для крепления основного и запасного парашютов, равномерного распределения нагрузки на тело парашютиста в момент раскрытия парашюта, удобного размещения парашютиста на этапе снижения и приземления, а также для крепления оружия и снаряжения. Вместо основного купола системы типа Т-11 к ней может крепиться основной купол ПС типа МС-6, которая также применяется с запасным парашютом Т-11R. Подвесная система может регулироваться по размерам парашютиста и, по заявлениям американских специалистов, соответствует стандартам для 95 проц. военнослужащих-мужчин и 5 проц. военнослужащих-женщин.
К летным испытаниям ПС Т-11 в ВВС приступили в октябре 2005 года. Всего было выполнено 252 успешных прыжка без отказов в работе парашютных систем вместо требуемых 229. Войсковые испытания ПС начались в январе 2007 года в Форт-Брэгг на базе 18 ВДК. Согласно плану испытаний должно быть совершено не менее 3 289 прыжков без отказов в работе парашютной системы.
Принять на снабжение ПС типа Т-11 планируется в конце октября 2007 года. Первыми в 2008-2009 годах новые системы получат 75-й полк СпН «Рейнджере», учебный центр по подготовке укладчиков парашютов и учебный центр парашютно-десантной подготовки (ПДП), в котором проходят начальный курс ПДП все военнослужащие ВС США. Остальные части и подразделения, включая 18 ВДК, будут переоснащены в 2009-2011 годах. Всего до 2014 года планируется закупить свыше 52 тыс. ПС типа Т-11 и полностью снять со снабжения образцы ПС типа Т-10.
Таким образам, по заявлениям представителей Международной ассоциации производителей ПС и СД, на разработку десантной ПС потребовалось 10 лет. За это время были созданы 94 прототипа и модификации новой ПС при почти полном отсутствии финансирования со стороны заказывающих управлений МО США, что, по их мнению, неизбежно повлечет удорожание ПС в связи с необходимостью компенсации расходов, связанных с ее разработкой. Кроме того, как полагают зарубежные специалисты, принятие на снабжение в ВС США новой десантной парашютной системы повлечет за собой постепенное снятие со снабжения ПС типа Т-10 в ВС других стран НА ТО и ее замену на Т-11.