По черкесскому времени. На Кавказе выпустили календарь со своим летоисчислением

В Кабардино-Балкарии вышел в свет адыгский (черкесский) перекидной календарь. Ценность издания в том, что на его страницах адыгские ученые впервые смогли восстановить хронологию, исходя из которой в будущем году этому народу исполняется 6022 года. Исследования по национальному черкесскому летоисчислению открывают совершенно новые страницы в истории адыгов.

Вскоре издание обещает стать библиографической редкостью, поскольку спрос на него возник не только в России, но и за границей — в тех странах, где есть крупные адыгские диаспоры. Как рассказал один из создателей календаря главный редактор республиканской газеты «Адыгэ псалъэ» Мухамед Хафицэ, это издание заметно отличается от прошлого, а следующее, которое появится в сентябре-октябре следующего года, изменится еще сильнее. В каждом новом издании календаря появляется 200-300 новых имен.

Справка SmartNews

Адыги — общее наименование многочисленной в прошлом группы родственных по происхождению племен Северного Кавказа, называвших себя адыте и известных в европейской литературе со времен Средневековья под именем черкесов. Из современных народов Кавказа к адыгам относятся адыгейцы, кабардинцы и черкесы, говорящие на родственных языках. Традиционный быт адыгов был непосредственно связан с земледелием. В соответствии с этим и сложился черкесский календарь. Существовало огромное количество примет, установленных на основе наблюдений за живой природой, и эти знания лежали в основе черкесского времяисчисления. Изначально разделение года произошло на две части: щIы (в значении «холод») и гъэ («тепло»). Затем произошло разделение года на четыре периода: гъатхэ (весна), гъэмахуэ (лето), бжьыхьэ (осень) и щIымахуэ (зима). Каждый месяц состоял из 30 дней, и будний год состоял из 360 дней. Остающиеся 5-6 дней были праздничными, молебными днями (ТхьэлъэIу).

Адыги считались христианами, но приносили жертвы языческим богам, их похоронные обряды часто были языческие. Придерживались многоженства.

Текст календаря-энциклопедии постоянно обновляется. Мы публикуем все праздники, все знаменательные даты, имена заслуженных представителей народа, интересные факты национальной истории и имена адыгов, внесших заметный вклад в развитие государства. Но я понимаю, что не все достойные имена попали в календарь, — не ошибается тот, кто ничего не делает. Поэтому мы публикуем свой телефон и просим нам звонить каждого, кому есть что добавить.

Названия месяцев на черкесском языке происходят от каких-либо ключевых событий, с которыми связано текущее время года. Причем в различных областях исторической Черкесии эти названия могли не совпадать. Например, месяц апрель мог называться «удзыпэ» (появление зелени) или «мэллъхуэгъуэ» (время появления потомства у овец). Ноябрь («последний месяц осени») земледельцы называли «месяцем привоза сена» — «мэкъукъэшэжыгъуэ», а скотоводы — «месяцем запуска в отару баранов-производителей», «тIы утIыпщыгъуэ», охотники же называли этот месяц «месяцем похода на охоту» — «щакIуэгъуэ мазэ».

Видео

На каждой страничке календаря приводится время восхода и захода солнца в Кабардино-Балкарии и Москве. Оно, конечно, отличается, поскольку между Москвой и Нальчиком не одна тысяча километров, хоть и живет республика по московскому времени. Это результат астрономических наблюдений и замеров, которые адыги пунктуально проводили у себя на родине и в Москве. В календаре адыгские ученые смогли восстановить хронологию, исходя из которой в будущем году народу исполняется 6022 года. Исследования по национальному черкесскому летоисчислению открывают совершенно новые страницы в истории адыгов.

Да, согласно доступным нам историческим документам адыги не только существуют уже около 6 тыс. лет, у них, несмотря на уверения исследователей, была своя письменность. Посмотрите: не было бы письменности — не было бы и хеттов, их предков, клинопись которых трансформировалась в тамги — условные знаки адыгов. Что касается развития письменности, так ведь адыги занимали место возле ворот Кавказа на Ближний Восток — когда им было учиться? Воевали!

И действительно, как свидетельствует «Большая советская энциклопедия», письменность у адыгов появилась в 1918 году.

В календаре приведены сроки начала и окончания различных месяцев в соотношении с нынешним григорианским календарем. Ключевыми праздниками в адыгском календаре являются МафIэщхьэтыхь — черкесский Новый год (22 марта), Тхьэшхуэгуыхьэж — праздник окончания полевых работ (празднуется в первый четверг после осеннего равноденствия), Дыгъэгъазэ — праздник зимнего солнцестояния (празднуется 22 декабря).

В календаре-энциклопедии содержится информация более чем о 1400 известных в России и мире людях адыгской национальности, например о народном поэте Кабардино-Балкарии, Герое Социалистического Труда и лауреате Госпремии Алиме Кешокове. Здесь также можно найти сведения о Мете Иззет-паше Чунатоко — это генерал, активист Черкесского общества единения и взаимопомощи, автор книг «История Кавказа» (1914), «Хетты» (1915), «Черкесы в Древней Греции» (1915).

Календарь не зря называют адыгской мини-энциклопедией, и не только потому, что он содержит массу эксклюзивных сведений о народе, его обычаях, истории и выдающихся представителях. Он станет стартом для создания адыго-черкесской иллюстрированной энциклопедии в семи томах, первый из которых будет издан уже в этом году.

Видео

[d] Классификация Категория Языки Евразии

Общие сведения [ | ]

Число говорящих на адыгейском языке в России - 117 489 человек ().

Адыгейский язык имеет четыре диалекта, одноимённых племенам их носителей, а именно: абадзехский (на территории России в настоящее время почти вымер, но продолжает использоваться в адыгейской диаспоре), бжедугский , темиргоевский , шапсугский .

В качестве литературного адыгейского языка выбран темиргоевский диалект.

Нескольким известным лингвистам (Э. Форрер, Э. Ларош, И. М. Дунаевская и А. Камменхубер) удалось выяснить грамматическую структуру хаттского языка, и она, по их выражению, «являет черты разительного структурного сходства с западно-кавказскими языками (абхазо-адыгскими)», а лингвистические исследования Г. А. Меликишвили и Г. Г. Гиоргадзе также делают вероятным близкое родство хаттского с языком каски .

Адыгейский язык включается в гипотетическую сино-кавказскую макросемью языков, предложенную С. А. Старостиным в 1980-х гг.

От близкородственного кабардино-черкесского адыгейский язык отличается лабиализованными аффрикатами дзу , цу , спирантами жъу, шъу, шӏу и смычным пӏу ; а также формами наклонений, статичностью; наличием двух специфических категорий принадлежности (отторжимой/отчуждаемой и неотторжимой/неотчуждаемой); использованием суффикса отрицания -эп (в кабардино-черкесском это суффикс къым ); показателя эргативно-косвенного падежа в указательных местоимениях (в адыгейском - Ащ еупчІ и в кабардинском - Абы еупщІ «Его спроси»). Сравните Цӏыфмэ ятхьамыкӏагъо ущдэхьащхы хъущтэп (в адыгейском), Цӏыхухэм я тхьэмыщкӏагъэм ущыдыхьэшх хъунукъым (в кабардинском языке) - «Над чужой бедой нельзя смеяться» (букв.: «Над бедой людей тебе смеяться нельзя»).

Вместе с тем, степень взаимопонимания с носителями кабардино-черкесского языка столь велика, что некоторыми исследователями [какими? ] и некоторыми адыгами они считаются диалектами общего адыгского или черкесского языка [ ] .

Сравните: Бзылъфыгъэм джанэр егыкӏы (в адыгейском) и Бзылъхугъэм джанэр ежьыщІ (в кабардинском языке) «Женщина рубашку стирает»; Сэ осӏонэу сыфай - Сэ бжесӏэну сыхуейщ «Я тебе сказать хочу».

Фонетика адыгейского языка отличается обилием согласных (в диалектах до 67). Вокализм (как и в кабардино-черкесском) трехчленный а - ы - э в отличие от абхазского и абазинского языков, где гласных в первичных корнях может быть лишь два: «а» и «ы». Из стяжения слогов образовались е (эй=йэ), и (ый=йы), о (уэ=эу) . Имя в определённом склонении изменяется по четырём падежам - прямому, косвенному, творительному и превратительному, а в неопределённом - по двум, изредка трём. Глагол, как и во всех абхазо-адыгских языках, богат формами лиц, чисел, времён, наклонений, залогов. Имеется многоличное, т. н. полиперсонное спряжение, когда в спрягаемую форму глагола одновременно включаются два или несколько личных префиксов, показателей субъекта, прямого и косвенного объектов.

Адыгейский язык - полисинтетический . Для адыгейского языка характерна многосоставность сказуемого, в состав которого могут входить личные префиксы, приставки места, направления и личного отношения, а иногда именные корни. Как и почти все северокавказские языки , адыгейский язык - эргативный : подлежащее при непереходном сказуемом и объект переходного глагола стоят в одном и том же падеже (в зависимости от традиции именуемом именительным, прямым или абсолютивным), агенс при переходном падеже стоит в эргативном, или косвенном, падеже. Относительное определение стоит перед определяемым, а качественное - после определяемого. Обычный порядок слов в предложении: подлежащее, прямое дополнение, остальные члены, сказуемое.

В лексике современного адыгейского языка выделяются первичные корни типа открытого слога. Из сочетания их образуется большинство адыгейских слов. После Октябрьской революции была создана письменность на основе арабского алфавита, который был заменён в 1927 году латинским, а в 1938 году - кириллическим.

Алфавит [ | ]

Адыгейский алфавит и названия букв:

А а Б б В в Г г Гу гу Гъ гъ Гъу гъу Д д
Дж дж Дз дз Дзу дзу Е е (Ё ё) Ж ж Жъ жъ Жъу жъу
Жь жь З з И и Й й К к* Ку ку Къ къ Къу къу
КІ кІ** Кӏу кӏу Л л Лъ лъ ЛІ лІ М м Н н О о***
П п ПІ пІ Пӏу пӏу Р р С с Т т ТІ тІ Тӏу тӏу
У у Ф ф Х х Хъ хъ Хъу хъу Хь хь Ц ц Цу цу
ЦІ цІ Ч ч ЧІ чІ Ш ш Шъ шъ ШІ шІ Шӏу шӏу Щ щ
(Ъ ъ)

пытэ тамыгь

Ы ы (Ь ь)

шъэбэ тамыгь

Э э (Ю ю) (Я я) I Іу

В адыгейском алфавите 64 буквы: 7 передают гласные звуки и 57 согласных. Буквы ё, к, ъ, ь, ю, я используются преимущественно в заимствованиях; «о» передает дифтонг уэ/эу, кІ>чІ. Ранее в алфавит входили буквы щІ , щӏу .

В адыгейском языке для обозначения на письме звуков (фонем) используются те же буквы, что и в русском языке. Кроме них, дополнительно введена в адыгейский алфавит буква I («палочка»).

Для обозначения специфических (гортанных, губных, смычных, щелевых, боковых) звуков используются комбинации с «у», «ь», «ъ», «I»: гу, гь, гьу, къ, къу, кІ, кӏу, жъ, жъу, шъ, шъу, шІ, шӏу и др. Эти буквосочетания обозначают один звук (фонему), как и в русском языке, скажем: ль, ть, сь .

В кабардинском языке и адыгейском жь и жъ произносится совершенно одинаково, но различается по написанию. В кабардинском языке вместо жъ пишут жь (жъы / жьы «старый»), вместо чІ - щІ (чӏыгу / щӏыгу «земля»), вместо шъ - щ (пшъашъэ / пщащэ «девочка»), вместо шъу - ф (шъузы / фыз «жена»; уцышъо / удзыфэ «зелёный»), вместо шІ - щІ (пшӏы / пщӏы «десять»), вместо ф - ху (фай / хуейщ «хотеть»), а вместо шӏу - фІ (шӏои / фӏей «грязный»).

Кириллица Произношение Слова
А а ачъэ, апчъы
Б б b баджэ́, бэ
В в v
Г г ɣ гыны́, чъыгы
ɡ
Гу гу ɡʷ гу, гущыӀ
Гъ гъ ʁ гъатхэ́, гъэмаф
Гъу гъу ʁʷ гъунэ́гъу, гъунджэ
Д д d дыджы́, дахэ
Дж дж джан, лъэмыдж
Дз дз dz дзыо, дзын
Дзу дзу dzʷ хьандзу, хьандзуачӀ
Е е e ja aj ешэн, еплъы́н
(Ё ё) o jo ёлк
Ж ж ʒ жэ, жакӀэ
Жъ жъ ʐ жъы, жъажъэ
Жъу жъу ʐʷ жъун, жъуагъо
Жь жь ʑ жьыбгъэ, жьау
З з z занкӀэ, зандэ
И и i ə jə ихьан, икӀыпӀ
Й й j йод, бай
К к k кнопк, ручк
Ку ку кушъэ, ку
Къ къ q къалэ, къэкӀон
Къу къу къухьэ, къушъхьэ
КӀ кӀ kʼ kʼʲ tʃʼ кӀымаф, кӀыхьэ (кӀ, шкӀэ )
КӀу кӀу kʷʼ кӀун, кӀуакӀэ
Л л l лы, кӀалэ
ɮ блы, чылэ, мыл
Лъ лъ ɬ лъэбэкъу, лъащэ
ЛӀ лӀ ɬʼ лӀы, лӀыгъэ
М м m мэзы́, мэлы
Н н n нэ, ны
О о o w wa aw мощ, коны (о, осы, ощхы )
П п p пэ, сапэ
ПӀ пӀ пӀэ, пӀэшъхьагъ
ПӀу пӀу pʷʼ пӀун, пӀур
Р р r рикӀэн, риӀон
С с s сэ, сэшхо
Т т t тэтэ́жъ, тэ
ТӀ тӀ тӀы, ятӀэ
ТӀу тӀу tʷʼ тӀурыс, тӀурытӀу
У у u w ушхун, убэн
Ф ф f фыжьы́, фэен
Х х x хы, хасэ
Хъ хъ χ хъыен, пхъэн
Хъу хъу χʷ хъун, хъурай
Хь хь ħ хьэ, хьаку
Ц ц ts цагэ, цы
Цу цу tsʷ цуакъэ, цу
ЦӀ цӀ tsʼ цӀынэ, цӀыфы
Ч ч tʃ kʲ чэфы, чэты
ЧӀ чӀ tʃʼ чӀыпӀэ, чӀыфэ
Чъ чъ чъыгай, чъыӀэ
Ш ш ʃ шы, шыблэ
Шъ шъ ʂ пшъашъэ, шъабэ
Шъу шъу ʂʷ шъугъуалэ, шъукъакӀу
ШӀ шӀ ʃʼ шӀын, шӀэны́гъ
ШӀу шӀу ʃʷʼ шӀуцӀэ, шӀуфэс
Щ щ ɕ щагу, щатэ
(Ъ ъ)
Ы ы ə ыкӀи, зы
(Ь ь)
Э э a этаж, нэнэжъ
(Ю ю) u ju Юсыф, Юныс
Я я jaː яй, ябгэ
Ӏ ʔ Ӏэ, кӀасэ
Ӏу ʔʷ ӀукӀэн, Ӏусын, Ӏудан
Кириллица Международный Фонетический Алфавит
Гъу гъу ʁʷə
Гъо гъо ʁʷa
Жъу жъу ʐʷə
Жъо жъо ʐʷa
Ку ку kʷə
Ко ко kʷa
Къу къу qʷə
Къо къо qʷa
КӀу кӀу kʷʼə
КӀо кӀо kʷʼa
Шъу шъу ʂʷə
Шъо шъо ʂʷa
Ӏу ʔʷə

Диалектные буквы

зы - «один» тӏу - «два»
щы - «три» плӏы - «четыре»
тфы - «пять» хы - «шесть»
блы - «семь» и - «восемь»
бгъу - «девять» пшӏы - «десять»
пшӏыкӏузы - «одиннадцать» пшӏыкӏутӏу - «двенадцать»
пшӏыкӏущы - «тринадцать» пшӏыкӏуплӏы - «четырнадцать»
пшӏыкӏутф - «пятнадцать» пшӏыкӏухы - «шестнадцать»
пшӏыкӏублы - «семнадцать» пшӏыкӏуи - «восемнадцать»
пшӏыкӏубгъу - «девятнадцать» тӏокӏы - «двадцать»
тӏокӏырэ зырэ - «двадцать один» тӏокӏырэ тӏурэ - «двадцать два»

При обозначении количества все количественные числительные кроме зы (один) ставятся после определяемого существительного: зы кӏалэ «один парень», кӏэлитӏу «два парня», мэфэ мин «тысяча дней». За исключением апэрэ («первый») образуются с помощью префикса я- и суффикса -нэрэ .

Разделительные числительные образуются посредством повторения числительного с использованием инфикса -ры : зырыз «по одному», тӏурытӏу «по два», щырыщ «по три», плӏырыплІ «по четыре», тфырытф «по пять» и т. д. В предложении: Еджакӏохэр экзаменым тӏурытӏоу чӏахьэщтыгъэх «Учащиеся заходили на экзамен по двое».

Дробные числительные образуются от количественных при помощи суффикса -(а)нэ : щы «три» - щанэ «одна треть», плӏы четыре - плӏанэ «одна четверть», хы «шесть» - ханэ «одна шестая» и т. д.

Литература [ | ]

  • Адыгейская орфография (Адыгэ орфографиер)/ Подгот. Д. А. Ашхамаф при участии Н. Ф. Яковлева. - 2-е изд. - Майкоп: Адыгнациздат, 1938. - 24 с.
  • Ашхамаф Д. А. Краткий обзор адыгейских диалектов. - Майкоп: Адыгнациздат, 1939. - 20 с.
  • Яковлев Н. Ф., Ашхамаф Д. А. Грамматика адыгейского литературного языка/ Отв. ред. И. И. Мещанинов, С. Л. Быховская. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. - 464 с.
  • Русско-адыгейский словарь (Урыс-адыгэ гущыӏалъ)/ Под редакцией Х. Д. Водождокова; С приложением краткого грамматического очерка адыгейского языка 3. И. Керашевой . - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1960. - 1098 с.
  • Рогова Г. В., Керашева З. И. Грамматика адыгейского языка. - Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1966. - 462 с.
  • Сборник статей по синтаксису адыгейского языка/ Отв. ред. Б. М. Берсиров, К. X. Курашинов. - Майкоп, 1973. - 220 с.
  • Адыгейско-русский словарь (Адыгэ-урыс гущыӏалъ)/ Под ред. Ж. А. Шаова. - Майкоп: Адыгейский НИИ, 1975. - 440 с.
  • Сборник статей по адыгейскому языку/ Отв. ред. М. А. Кумахов, К. X. Меретуков. - Майкоп, 1976. - 422 с.
  • Строение предложения в адыгейском языке: Сб. статей/ Редкол.: З. Ю. Кумахова, Ю. А. Тхаркахо. - Майкоп, 1976. - 156 с.
  • Блягоз З. У. Адыгейско-русское двуязычие. - Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1982. - 135 с.
  • Тхаркахо Ю. А. Становление стилей и норм адыгейского литературного языка/ Отв. ред. 3. Ю. Кумахова. - Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1982. - 192 с.
  • список слов адыгейского языка содержится в категории «Адыгейский язык »
На сегодняшний день английский язык является самым важным языком в мире. Он изучается по всему миру и является официальным языком многих стран. Раньше эта функция была у латинского языка. На латинском языке изначально говорили латиняне. Это были жители Лациума, центром которого был Рим. С расширением Римской империи распространился язык. Во времена Античности латинский был для многих народов родным языком. Они проживали в Европе, Северной Африке и Передней Азии. Однако разговорная латынь отличается от классической латыни. Это был разговорный язык, который назывался народной латынью. В романских областях были разные диалекты. Из диалектов в Средневековье развились национальные языке. Языки, которые происходят из латинского, являются романскими языками.

К ним относятся итальянский, испанский и португальский. Также французский и румынский основаны на латыни. В действительно латынь не умерла. До 19 века она была важным торговым языком. И она оставалась языком образованных. Для науки латинский языка и сегодня имеет значение. Потому что многие термины имеют латинское происхождение. Также в школах латинский язык изучают еще в качестве иностранного. И в университетах часто требуются знание латыни. Тем самым, латынь не умерла, даже если сейчас и не говорят на латинском языке. В течение последних лет латинский язык даже переживает некоторое возвращение. Количество людей, которые учат латинский, постоянно увеличивается. Он до сих пор считается ключом к языку и культуре многих стран. Итак, смело учите латинский! Audaces fortuna adiuvat, смелым судьба помогает!