Экскурсии в гпд. Виды прогулок в гпд Игровая прогулка в гпд зимой конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат (II вида) № 33 Выборгского района Санкт - Петербурга

План – конспект прогулки в ГПД

Воспитатель: Данилова Э.Ф.

I . Прежде чем выйти на школьный двор – обсуждаем форму одежды.

II. Берём необходимый для прогулки инвентарь. (Например: мяч, бадминтон, скакалки, обручи; в зимнее время года: санки, и т.д.)
Формы, методы, приёмы: упражнения; повторение; закрепление.

Цель: - Отдых детей на свежем воздухе, укрепление здоровья, учить детей видеть изменение в природе, совершенствовать знания об изменениях в живой и неживой природе; расширять, обогащать словарь; учить делать выводы; играть в подвижные игры.

Ход прогулки:

  1. Организационный момент. (психологический настрой)

Отгадайте загадку, узнаете,о чём будем говорить:

Что будем делать?

(- Будем отгадывать загадку)

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, -

Значит, к нам пришла... (зима)

2. Сообщение темы и цели прогулки.

Будем говорить о зиме, играть, наблюдать

Что будем делать?

- (Будем….).

3. Отметить состояние погоды.(индивид. Работа для …….)

Отметь, какая сегодня погода?

Сегодня погода:

  • Тёплая (холодная)
  • Ясная (пасмурная)
  • Идёт дождь(дождя нет)
  • Идёт снег (снега нет)
  • Дует ветер (ветра нет)
  • Небо чистое
  • Плывут облака (тучи)

(В это время провожу групповое задание за изменением в природе. Цель: Научить анализировать, обобщать, делать вывод об изменении в природе)

Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - Зиме». На дворе зима, а как же называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль.)

А какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

4. Наблюдение за изменением в природе.

Ребята я предлагаю вам поиграть в игру, для этого давайте все встанем в круг. А игра называется «Подбери слово». Игра с мячом: Зима «Какая?» Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная, красивая и т. д. Молодцы! Все знаете признаки зимы.

5. Д.ИГРА

Будем играть.

Что будем делать?

(Будем ……)

Игра называется « Хлопни в ладоши»

Как называется игра?

(….)

Игра « Хлопни в ладоши».

Цель : Коррекция внимания.

Ребята, будьте внимательны.

Задание: - Слово, относится к зиме – хлопни.

Слово не относиться к зиме – топни.

Слова: листопад, тает, снежинка, ярче, холодно, набухают, солнышко, прилетают, мороз, метель, и другие.

- Молодцы! Найдите лишние слова.(Задание дано для развития лог. мышления)

Что мы делали?

Мы ………

7. Подвижные игры.

Игры планирую с учётом индивидуальных способностей детей.

«Найди себе пару»(повторение)

Цель : учить детей реагировать на сигнал, бегать, не толкая друг друга; развивать внимание, ловкость, быстроту. Учить детей в самостоятельной деятельности использовать разнообразные по содержанию подвижные игры, проведение техники безопасности при игре. Сплочение коллектива.

Словарь : - Толкать друг друга нельзя.

Не кричать, не махать руками.

Внимательно слушать воспитателя.

Ход игры

Говорю детям: «Сейчас будем играть в игру «Найди себе пару»

Спрашиваю детей, как правильно играть в игру?

Дети бегают по площадке, по сигналу флажка, дети строятся парами. По желанию детей игра повторяется 2 – 3 раза.

Наблюдения воспитателя:

Во время игры, наблюдая за ходом, выясняю, что умеет ребёнок, что знает, что боится, что ему нравиться, а что не нравиться. Благодаря чёткости игровых правил, игра становится великолепной школой произвольного поведения, школы самодисциплины и самоорганизации.

8. Итог прогулки:

Что мы делали на прогулке?

(Мы …….)

В какую н игру мы играли?

(Мы играли ……)

Поощрение……

Во время наблюдения создавала ситуации побуждающие детей к речевой деятельности.(Что это? Что ты видишь?)

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким.

  1. Воспитателям при проведении прогулок, использовать все виды прогулок.

Сезонное планирование прогулок: зима.

Задачи: 1. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе зимой, названия зимних месяцев.

2. Познакомить с народными приметами, стихами, загадками, подвижными играми зимней тематики.

3. Развивать внимание, наблюдательность, умение выделять причинно-следственные связи.

4. Формировать умение видеть красоту природы.

5. Воспитывать бережное отношение к птицам, стремление помогать им.

Сезонное планирование прогулок: осень.

Задачи: 1. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе осенью, названия осенних месяцев.

2. Познакомить учащихся с цветочными, лекарственными и дикорастущими травянистыми растениями, деревьями.

3. Учить детей видеть взаимосвязи в природе.

4. Формировать эстетические чувства при наблюдениях за красотой осеннего леса.

5. Развивать познавательный интерес, любовь к родной природе.

1-я неделя

Рассматривание цветочных растений на клумбах

За насекомыми

За грозой

За листвой деревьев

Рассказ воспитателя

Сенсорные упражнения

Загадки, приметы

Дид. игра

Вопросы

Рассматривание

Труд в уголке природы: уход за комнатными растениями

- «Цветы»

- «Цветы и ветерки»

- «4 стихии»

- «Узнай цветок по описанию»

2-я неделя

За листопадом

Плоды и семена - путешественники

За трудом взрослых

Хвойные и лиственные деревья

Опыт: определи, какой лист легче

Сенсорные упражнения

Рассматривание

Стихи

Загадки

Пословицы

Приметы

Сбор семян для поделок, подкормки птиц зимой

Посильная помощь взрослым

- «Найди такой же листок»

- «С какого дерева лист?»

- «С какой ветки эти детки?»

- «Составь узор из листьев»

- «Зайцы в огороде»

Сезонное планирование прогулок: весна.

Задачи: 1. Закрепить знания о признаках весны, названия весенних месяцев.

2. Познакомить с народными приметами, стихами, пословицами о весне.

3. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, речь.

4. Учить детей понимать взаимосвязи в природе.

5. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.

2-я неделя

За цветением черёмухи

За появлением насекомых

За поведением птиц

За цветением одуванчика (длительное): 2) цветы в пасмурную погоду

Рассматривание

Сенсорные упражнения

Загадки

Рассказы детей

Сравнение

Уборка территории (мётлами)

- «Садовник»

- «Бабочки»

- «Пчёлки и ласточка»

- «Ловишки в кругу»

3-я неделя

За цветением яблони

За распусканием листьев

За первой грозой

За цветением одуванчика (длительное): 3) «Золотой луг» (в солнечную погоду)

Рассматривание

Пословицы

Стихи

Речевые упражнения

Обобщение

Уход за многолетниками на клумбах

Подготовка почвы к посадкам

- «Мышка в домике»

- «Пчёлки и ласточка»

- «Зайцы в огороде»

- «Мы весёлые ребята»

Речевой материал к прогулкам.

Осень.

I. Декоративные растения .

Задания:

Срезать несколько цветов для составления букета.

Собрать семена цветов.

Выкопать нераспустившиеся растения для уголка природы.

Вопросы:

Что приносят цветы людям?

Какое у вас настроение, когда вы смотрите на цветник?

Где человек использует цветы?

Какие садовые цветы до первого снега цветут?

Дидактические игры: «Найди цветок по описанию», «Садовник».

Рассказ воспитателя о хризантеме (легенда о её происхождении), о георгинах, об астре. (В книге В.А. Корабельникова «Краски природы»)

II. Насекомые .

Наблюдения:

1. В солнечный день за бабочками.

2. За летящей серебристой паутинкой, на них молодые паучки совершают перелёты.

Дом. задание: нарисовать паутинку и паука.

Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Вопросы:

Можно ли трогать насекомых руками?

Какое значение в природе имеют комары?

Можно ли коллекционировать насекомых?

Каких полезных насекомых вы знаете?

Какую пользу приносят пчёлы, осы, шмели?

Паук – это насекомое или нет?

Есть ли в наших лесах ядовитые пауки?

Какую пользу приносят пауки?

Что помогает пауку поймать добычу?

Откуда появляется паутина? (Из паутинных бородавок выделяется тугая жидкость).

III. Гроза, дождь, тучи, небо в пасмурную погоду .

Вопросы:

В каком месяце больше всего гроз? (Июль в народе называют грозник, молнии мечет, дубы калечит).

Что нельзя делать при грозе? (Стоять под высоким одиноко стоящим деревом; плавать в реке; ехать в автомобиле; прятаться под навесы с железной крышей).

Какие птицы предсказывают дождь?

Какие бывают облака?

Какое универсальное средство от дождя было изобретено в Китае? (Зонт)

Опыт: определи расстояние до грозы.

Речевое упражнение:

Назови одним словом: погода какая?

Игра с пальчиками «Дождик».

Рассказ воспитателя о грозе: «Гроза – это сильный дождь с молнией и громом, иногда с градом. Влажный тёплый воздух поднимается на большую высоту, резко охлаждается и ливнем дождевых капель обрушивается вниз. При этих процессах в облаках образуется электричество, и тогда между двумя облаками или между облаком и землёй проскакивает искра – молния. Когда молния проходит сквозь воздух, она мгновенно нагревает его на тысячи градусов. От такого перегрева воздух взрывается. Этот взрыв мы и слышим как гром. Грома бояться не надо – это только звук. А вот молния действительно опасна. Молния ударяет преимущественно в места, обладающие хорошей электропроводностью».

IV. Дикорастущие лекарственные растения .

Рассказ воспитателя: « Пижма – или дикая рябинка. Листья у неё замечательные: их рёбра всегда направлены с севера на юг. Пустыри, заросшие пижмой, преображаются, становятся красочными. Лекарственное растение. Полынь – очень горькое растение. Если просто побродить по зарослям полыни, то во рту будет ощущаться горечь. Где растёт полынь, там нет мышей, крыс. Подорожник – если приложить листок к ранке, то кровь остановится. Крапива – жгучее растение, на листьях находятся волоски, которые при прикосновении легко обламываются, а в них находится муравьиная кислота. Употребляют в пищу люди и животные, богата витаминами. Лекарственное растение. Лопух – у молодого лопуха 1-го года жизни растут только листья. На 2-й год он цветет, и появляются шарики-комочки (семена), и зовут его уже «репейник». Корни имеют целебные свойства, соком укрепляют волосы».

Вопросы:

Какие придорожные растения ты знаешь?

Чем они полезны? (Имеют целебные свойства, их семенами питаются птицы, они первыми осваивают почвы, на которых не могут расти другие растения).

V. Перелётные птицы.

Рассказ воспитателя: «Птицы – великие путешественники, стаями и в одиночку летят они из мест, где родились, туда, где проведут зиму. Птичьи стаи летят, в основном, по ночам, поэтому мы редко видим улетающих птиц. Во время полёта птицы придерживаются определённого порядка. Так им удобней и легче лететь. Стаю ведёт вожак. Журавли летят «клином» (углом). У них самый красивый и строгий порядок. «Шеренгой», крылом к крылу летят цапли и гуси. Утки при дальних перелётах выстраиваются в «линию» друг за другом. Но есть утки, строй которых напоминает пологую «дугу». У скворцов, дроздов и других мелких птиц никакого порядка не заметно. Так и летят «скученной стаей». Только большие хищные птицы (орлы, ястребы) летят самостоятельно, в одиночку».

Речевая игра «Прилетели птицы,

Голуби, синицы…»

Вопросы:

Какие птицы прилетают на участок, встречаются в городе?

Каких птиц уже не видно? Почему?

Кто наблюдал отлёт стаи птиц?

Почему птицы улетают на юг?

Любая ли птица может быть вожаком стаи?

Какие птицы называются перелётными?

Наблюдения: понаблюдать за птицами на участке, их повадками. Отметить внешний вид, голоса. Закрепить названия. Предложить детям попрыгать, как воробей, и походить, часто переступая ногами, как голуби.

Игры: «Птицелов», «Охотники и утки», «Перепёлочка», «Журавли-журавли».

VI. Лес, деревья, кустарники, листопад, плоды и семена.

Вопросы:

Какого цвета листья на деревьях? (от лимонно-жёлтого до тёмно-багрового)

Есть ли в парке сосны и ели? Какого они цвета?

Какой главный цвет осени? Поэтому раннюю осень называют золотой.

Листья каких деревьев чаще жёлтые? (берёза, липа, тополь) Красные? (рябина, осина, клён) Зелёные? (ольха, ива, сирень)

О чём говорит появление жёлтых листьев на деревьях?

Почему желтеют листья? (В зелёных листьях есть особое вещество – хлорофилл, который постоянно разрушается, но на свету образуется вновь. Летом солнце светит долго, поэтому лист остаётся зелёным. С наступлением осени света листья получают меньше, хлорофилл разрушается и не успевает восстанавливаться, лист желтеет. Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода).

Где больше жёлтых листьев: на верхушке или внизу? внутри кроны или снаружи?

Отметь и сравни раскраску берёзы, растущей на открытом месте и в тени. Чем она отличается?

Найдите самое высокое дерево. Как оно называется? Самое низкое.

У какого дерева кора гладкая, у какого шероховатая?

Послушать звуки осеннего леса. Почему стало тихо?

Понюхать запахи осеннего леса.

За что люди любят рябину? Какую пользу приносит рябина человеку, птицам?

Что такое листопад? Почему опадают листья?

Пользу или вред приносит деревьям листопадность?

Что помогает деревьям быстрее сбросить листву? (ветер)

Назови красные ягоды опасные для человека. (Бузина, волчья ягода)

Из чего стреляет акация и зачем?

Почему у плодов деревьев есть крылышки?

Сколько крыльев у кленового и берёзового семечка?

Лиственница – почему так называется? Хвойное это дерево или лиственное?

Колючие иголки у лиственницы или нет?

Речевые упражнения:

Как называют рябиновую рощу? Варенье из рябины? Куст рябины?

Что может делать листок? (лететь, кружиться, дрожать, шелестеть, падать, распускаться, желтеть и т.д.)

Опыт: определить, какой лист легче: жёлтый или зелёный? Почему?

Игры: «Раз, два, три, к дереву беги!», «Разведчики леса», «Найди дерево по листку», «Найди такой же листок», «Где детки с этой ветки?», «Найди дерево по семенам», «Путаница» (плоды одного дерева положить к листьям другого и предложить распутать).

Игровые упражнения: послушать, как падают листья; побегать по опавшим листьям; подбрасывать листья вверх, понаблюдать, как кружатся; поваляться на кучах листвы; собрать букет из листьев, собрать веточки лиственницы с шишечками для зимнего букета.

Рассказ воспитателя о бабьем лете: (с 14 по 21 сентября). «С давних времён бабье лето считается лучшей порой осени. Если первый день бабьего лета будет ясным, то и вся осень будет тёплая».

Рассматривание плодов кустарников (ягод) с рассказом воспитателя: «Красные ягоды на калине, рябине, шиповнике, боярышнике, бузине – как светофор на кустах. Но это светофор не для людей, а для птиц: «Прилетайте, угощайтесь!» Растения привлекают гостей не зря. Внутри ягод находятся семена, которые птицы распространяют на далёкие расстояния. У рябины – кисти ягод. Ягоды похожи на маленькие яблочки. Ягоды калины – кисти, но она отличается более густым бордово-красным цветом и ярким блеском, круглые, без отверстий, съедобны, лечебны. Ягоды бузины – мелкие, словно бусинки, сочные, как гроздья винограда. Имеют неприятный запах, ядовиты для человека. Волчья ягода – имеет блестящие красные плоды размером с горошину, почти сросшись, по две рядом плотно сидят на ветке. Ягоды ядовиты. Ягоды боярышника – блестящие красные, чуть вытянутые, внизу у них маленькие тонкие листочки – усики. Ягоды съедобны, лечебны. Плоды шиповника – почти такие же по форме, как и у боярышника, но ягода более округлая, а в нижней части вытянута в форме бутылочки. Полезны».

Рассматривание семян деревьев и кустарников с рассказом воспитателя: «Плод клёна состоит из 2-х частей, каждая имеет крупное крыло, поэтому плод клёна называют крылаткой. Понаблюдайте, как крылатка падает: она быстро вращается, поэтому долго держится в воздухе. А ветер, подхватывая её, далеко относит от дерева. Вскроем плод: внутри его находится семя – зародыш дерева. Акация – плоды – стручки лопаются, слышен треск, оттуда высыпаются маленькие горошины, так она размножается. Мелкие орешки берёзы – имеют два прозрачных крылышка по бокам. А светло-коричневое семечко лиственницы расположилось с краю, похожего на парус крылышка. Подхваченные ветром семена, разлетаются в разные стороны, падают на землю и ложатся спать на зиму. Весной они прорастут и станут новыми деревьями».

Рассказ воспитателя о лиственнице: «Иголки лиственницы – это тоже листья, только изменённой формы, их называют хвоя. У лиственницы крепкая древесина, она не гниёт в воде. В постройках столетиями сохраняет свою прочность. Лиственница имеет большое значение в народном хозяйстве, имеет целебные свойства. Живёт 300-500 лет».

VII. Воздух, ветер, роса, солнце, небо, облака, туман, тень .

Рассказ воспитателя: «Небо – это воздух, который окружает нашу землю. Воздухом дышат люди, животные, растения. Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Солнце нагревает воздух».

Рассказ воспитателя об использовании ветра человеком (ветряная мельница, флюгер, корабли с парусами, самолёты, аэростаты и т.д.); о полезном и опасном ветре (торнадо, смерч, ураган, песчаная буря, цунами, шторм).

Рассказ воспитателя о росе: «Роса – это капельки воды, которые оседают из воздуха при понижении температуры воздуха. Весенняя роса обладает лечебными свойствами».

Рассказ воспитателя о солнце: отметить более низкое положение солнца на небе, чем летом. Зависимость живой природы от солнца, как источника тепла и света. Небесный путь солнца укорачивается, день уменьшается, тепла и света вся живая природа получает меньше.

Рассказ воспитателя об облаках: «Облака – это скопления водяной пыли. Вода тяжелее воздуха, недаром дождевые тучи плывут ниже других облаков. Не падают они на землю только потому, что их поддерживает восходящий поток воздуха, постоянно идущий от земли».

Рассказ воспитателя о тумане: «Осенью часто стелятся туманы. Туман – это охлаждённые капельки воды, повисшие в воздухе. При отсутствии облаков ночью земля охлаждается сильнее, чем в пасмурную погоду. Это вызывает выпадение росы, инея, появление туманов. Самый туманный месяц – сентябрь».

Опыты: 1. Положить в воду кусочек сахара, что произойдёт. (Вокруг сахара появились пузырьки воздуха).

2. Потихоньку выпускайте воздух из воздушного шара. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, его можно почувствовать.

3. Утопи в луже пустую закрытую бутылку и полную бутылку. Почему пустая бутылка не тонет? Теперь откроем пустую бутылку, наклоним её, вода входит в бутылку, а воздух выходит: появились пузырьки воздуха.

4. Подуй на листок, пёрышко. Что выдувается изо рта? На чём удерживается пёрышко?

Вопросы:

Можно ли увидеть, услышать или потрогать воздух?

Где воздух холоднее внизу или вверху? У подножья высокой горы или на её вершине? (У подножья горы цветут цветы, на вершине лежит снег).

Где легче дышится: в лесу или на улицах города? В квартире или в парке?

Для чего нужно регулярно проветривать класс, квартиру?

Что загрязняет воздух?

Что должен делать человек, чтобы воздух был чистым.

Что такое ветер? Как определить, есть ли ветер?

Почему галки и вороны сидят носом к ветру? (иначе ветер поднимал бы пёрышки и леденил бы тело).

Чем роса отличается от инея?

На что похожи облака?

Стоят облака на одном месте или передвигаются? От чего зависит движение облаков?

Какого цвета облака? Какой они формы? Много или мало их на небе в ясный день?

Что происходит, когда облако закрывает солнце?

В какое время года и в какую погоду можно наблюдать кучевые облака? Перистые облака?

В какую погоду можно наблюдать тень? Почему? Когда тень длиннее, когда короче?

Где летом люди спасаются от жары? Почему в тени не так жарко?

Задания: 1. Найди на участке тень от деревьев, строений. Тень всегда движется за солнцем. 2. Найти на участке места, где можно спрятаться от своей тени (в тени деревьев, строений)

Речевые упражнения:

Подбери родственные слова к слову «ветер» (ветерок, ветерочек, ветрище, ветрило, ветрогон, ветродуй, ветряк и т.д.)

Каким может быть ветер? (сильным, слабым, северным, южным, холодным, тёплым, ураганным и т.д.)

Каким может быть солнышко? (активизация в речи слов-определений).

Речевая игра «Солнышко ясное»:

Кто светит нам издалека? (На все вопросы дети хором отвечают:

Кто красит яблочкам бока? «Солнышко ясное!»)

Кто любит раньше всех вставать?

Кто раньше всех ложится спать?

Игры с ветром: бумажные ленточки, ветряки, вертушки, самолётики бумажные.

Игры с солнцем: пускание солнечных зайчиков с помощью зеркала.

Игры с тенью: «Убеги от своей тени», «Обрисуй мою тень».

VIII. Заморозки, иней, первый снег, Покров.

Рассказ воспитателя: «Иней – замёрзшие капельки воды, находящейся в воздухе. Когда иней покрывает деревья, вид у них сказочный. В холодном воздухе влага находится в виде мелких взвешенных кристаллов. Коснувшись предмета, кристаллики задерживаются на нём. Чаще всего иней бывает при тумане, слабом ветре».

Речевые упражнения:

Каким может быть снег?

Подбери слова-определения к слову «иней».

IX. Труд взрослых осенью.

(Перекопка клумб, посадка деревьев, кустарников, уборка и сжигание листвы, сбор овощей, заготовка кормов для животных, уборка зерна, засолка, консервирование овощей, фруктов).

Дидактические игры: «Природа и человек» (что создано человеком и что даёт человеку природа), «Волшебный мешочек», «Узнай по описанию» (угадать овощи, фрукты на ощупь, по описанию).

Трудовые поручения: привлечь детей к посильной помощи взрослым.

Зима.

Речевые упражнения:

Подбор прилагательных к словам: снег, мороз,

небо, погода, деревья.

Вопросы: 1.Почему зимой идёт снег, а не дождь?

2. Почему говорят, что декабрь год завершает, а зиму начинает?

3. Почему иногда падают красивые вырезные снежинки, а иногда снежные колючки или снежные хлопья?

4. Какие птицы какой корм едят?

5. Когда начинается астрономическая зима?

6. Зимой деревья спят или умирают?

Опыты.

В морозную погоду снег рассыпчатый, из него нельзя лепить. От тепла рук снег становится влажным.

В тёплую погоду снег влажный, из него можно слепить снежок.

Снег сохраняет тепло. В морозную погоду вынести 2 бутылки с водой: одну закопать в снег, другую оставить на воздухе. В конце прогулки сравнить, в какой бутылке вода более холодная.

Происхождение осадков. Превращение снега - в воду при таянии, воды - в лёд при замерзании, воды - в пар при кипячении, пара – в воду при охлаждении.

Весна.

Опыты.

1. Предложить потрогать рукой нагретый солнцем ствол дерева. С южной стороны ствол тёплый, здесь снег подтаивает, образуется воронка.

2. Вспомнить, куда осенью делись насекомые. Предложить поискать под корой деревьев, в трещинах. Кусок коры принести в класс, положить на белый лист бумаги, понаблюдать, как оживают насекомые, выползшие из коры.

Вопросы:

Почему снег зимой не падал с крыши, а сейчас стал падать?

Какую птицу называют вестником весны?

Что такое сокодвижение?

Откуда берутся осадки?

Как образуются сосульки?

Какие деревья обрезают и с какой целью?

Почему нельзя жечь прошлогоднюю траву?

Почему молодые листочки клейкие?

Составитель – Барабанова Светлана Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ ЦО №1613 ЮЗАО г. Москвы.

2012-2013 учебный год


Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня

Введение

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с нравственным воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: в - первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во - вторых, собственно экологическое воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников нравственного отношения к действительности вообще и к природе как ее части.

Проблема нравственно - экологического воспитания сегодня волнует всех – ученых, педагогов, методистов, практиков. Чему учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире? Не вызывает сомнений, что основной ориентир в решении этой проблемы – это цель нравственно - экологического образования. Интегративная сущность таких понятий, как экологическая ответственность, ответственное отношение к окружающей среде, экологическая культура, говорит о том, что экологическое образование по своей сути имеет сложный, комплексный характер, а его содержание поаспектно раскрывается системой учебных предметов школы. Помимо выше сказанного, огромная роль в нравственно - экологическом воспитание может играть группа продленного дня, которая относится к внеклассной работе с учениками.

Гипотеза: процесс нравственно – экологического воспитания на экскурсиях в группе продленного дня будет эффективным, если:

1. На экскурсиях учащимся демонстрируются результаты положительного и отрицательного вмешательства человека в природу;

2. Будут использоваться различные методы и приемы нравственно- экологического воспитания младших школьников;

3. Воспитатель личным примером в процессе экскурсий будет способствовать воспитанию нравственности;

Одной из форм экологического воспитания является экскурсия. На экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель экскурсии - формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке.

Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения.

Весной необходимо обращать внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна - набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы. Любуясь природой, дети вместе с воспитателем вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях поэтов

В начале экскурсии воспитатель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы... Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года.

На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения.

Дети на практике познают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, они понимают, какое значение для человека имеют растения и животные, как человек заботится о них.

Эффективным приемом формирования нравственно-экологического отношения к природе является постановка проблемных ситуаций во время экскурсий.

Познавательные ситуации чаще предлагаются воспитателем. Например, он показывает картину: на заснеженной лесной поляне - следы белки, зайца, видны мышиные норки в снегу, плоды клена и липы, объеденные шишки, погрызы на коре осины.

Ставятся вопросы: какие животные здесь побывали? Что о них можно сказать по этой картине? К ответу дети подготовлены, так как на предыдущих занятиях они получили необходимые знания.

Важны в воспитательном отношении такие проблемные ситуации, которые требуют от детей решения той или иной нравственной задачи. Например: «Подруги, возвращаясь из леса, увидели ежа. Лена обрадовалась и положила его в корзинку, чтобы отнести домой. Катя остановила подругу и что-то сказала ей. Лена вынула ежа из корзинки и отпустила его». Ставятся вопросы: как вы думаете, что сказала Катя подруге? Права ли она? Успех экскурсии в лес в основном зависит от умения воспитателя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные. Рассмотренные выше приемы и методы обучения делают экскурсионные занятия по ознакомлению с окружающим миром не только полезными, но и интересными, привлекательными для детей.

Воспитатель в своей работе тщательно готовится к экскурсии и составляет подробный план подготовки.

1. Намечает тему экскурсии. Стараюсь, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать детей.

2. Определяет цель, задачи экскурсии и составляю предварительный план экскурсии.

3. Выбирает место проведения экскурсии, заранее побывав там, разрабатывает маршрут. Предусматривает места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности детей.

4. Уточняет содержание воспитательного и познавательного материала, подбирает игровой материал, стихи, загадки, викторины.

5. Продумывает методику проведения экскурсионного занятия.

6. Планирует организационные формы деятельности детей (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределяет обязанности между подгруппами или отдельными детьми.

Часто предлагают детям заучивать перед экскурсией стихотворение о природе. На экскурсии используют загадки. Перед экскурсией дают также детям различные задания по наблюдению за животными, птицами и растениями.

Практически на каждой экскурсии уделяют большое внимание повышению познавательной активности детей. Для этого проводятся дидактические игры, такие как: «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было.

Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, углубляются, дополняются на художественно-речевых занятиях. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений.

Экскурсия в осенний парк «Осень - прекрасная пора!»

Цель: показать детям многоцветность окружающего мира: чем больше мы всматриваемся в природу, тем больше цветов и их оттенков мы видим.

Главный вопрос: сколько разных цветов вы видите вокруг себя? К концу занятия нужно подвести детей к выводу, что цвет живой природы - зеленый, т. е. доминантой в пору бурного развития жизни является цвет зеленого растения. Но оттенков зеленого цвета очень много, это тоже мы наблюдали, не сходя с одного места: трава, листья, стебли растений. Цвет неба и воды, земли и растений, цветов и травы, весны и лета, зимы и осени. Хоть доминантой является цвет зеленый, но мир в любую пору и в любом месте - разноцветный. К концу экскурсии обучающиеся должны не только выполнить практические задания, но собрать природный материал (листья, осенние цветы и т.д)

Экскурсия «Где растут растения?».

Цель: показать, что растения можно найти везде, но в разных средах обитания растут разные растения. Вводится понятие «среда обитания». Выяснить чем отличается лес и луг? Растут ли на берегу реки растения? А в самой реке? Выяснить чем отличаются растения леса и луга.

Экскурсия в лес «Природа готовится к зиме».

Цель: наблюдения в той же среде обитания, но при других условиях (отсутствие листьев на деревьях, практически нет живых существ). Как изменился цвет?

Вопросы: Какие цвета вы видите? Что осталось зеленым?

Почему нет ярких цветов?

Игра: Что я вижу наверху, внизу, сбоку? – «По кругу».

Экскурсия в зимний лес «В гостях у зимушки-зимы».

Цель: показать детям чудо белого цвета, увидеть деревья зимой, разнообразие коры деревьев.

Воспитатель предлагает детям прислушаться, как стало тих в лесу.

Показать детям дуб, какой у него толстый ствол, какие неровные, корявые ветки, какого цвета у дуба кора и что она шероховатая. Показать детям кору березы.

Воспитатель предлагает отыскать еще одно дерево.

Какое? Послушайте.

Ее всегда в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет под Новый год -

Ребята будут рады,

Хлопот веселых полон рот Готовят ей наряды.

Обратить внимание детей на характерные особенности ели, которые отличают ее от других деревьев. Предложить детям погладить ствол, потрогать иголки, показать руками строение дерева.

Провести игру «Угадай-ка».

Цель: упражнять детей в выборе дерева по принципам, указанным педагогом или ребенком, раскрывающем особенности строения и поведения данного обитателя. Ход игры: предлагается описание дерева взрослым или ребенком, а остальные должны узнать о каком дереве идет речь, найти и подбежать к нему.

Экскурсия «Разноцветные облака в разноцветном небе».

Цель: дать детям возможность увидеть небо и причудливость облаков.

С детьми мы выясняли, что такое облака, что такое небо.

При восходе и закате солнце окрашивает небо в разные цвета. При этом окрашиваются причудливые формы облаков: появляется огромное разнообразие цвета на небе. Часть детей рисует "небо", а другая - рвет из бумаги "облака".

Экскурсия Природа просыпается.

Цель: наступление весны - смена условий существования.

С детьми наблюдаем за окружающей природой и замечаем, что потекли ручьи, пригрело солнышко, зазеленела травка и т.д. Мы наблюдали за тем, как изменяется цвет природы; сиреневый цвет верхушек берез, пушистые шарики верб, первая травка и цветы - цвета нежные, хрупкие. Дети изображали весну в технике "монотипия".

Экскурсия в лес: «Лес, ярусы леса»

Цель: Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.

Заключение

В результате можно сделать следующие выводы:

1.Нравственно-экологическое воспитание школьников - приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование нравственно-экологической культуры.

2.Теоретические основы нравственно-экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.

3.Несмотря на оживление работы по нравственно-экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.

4.Для систематизации работы необходима программа нравственно-экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

5. Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом нам могут помочь занятия нетрадиционной формы: например экскурсии. На таких занятиях можно добиться того, чего невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия учеников в подготовке занятия, заинтересованности в том, чтобы экскурсия прошла хорошо. Экскурсии, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому экскурсии особенно важны для формирования нравственно - экологического сознания у школьников.

6.При проведении нестандартных занятий у школьников не только повысился уровень нравственно-экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.

7.Целенаправленная систематическая работа по нравственно-экологическому воспитанию, способствует значительному повышению нравственно-экологической культуры школьников.

Целью исследования взаимодействия нравственного и экологического воспитания является формирование человека с высоким уровнем нравственно-экологической культуры, сочетающего в себе нравственно-экологические знания и убеждения, устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых нравственно-экологическими ценностями.

Нравственно-экологическое образование и воспитание учащихся осуществляется в урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа более интересна для учащихся своей свободной формой, а классная - несёт больше информации.

ЛИТЕРАТУРА

1.Айзерман, Л.С. Уроки нравственного прозрения / Л.С. Айзерман. - М.: Педагогика, 1983.- 128 с.

2. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание/ Н.В. Архангельский - М.: Просвещение, 1979.- 92 с.

3. Богданова, О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / О.С. Богданова, О.Д. Калинина. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

4. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы/ Н.Ф. Виноградова- М.: Просвещение, 1990. .- 240 с.

5. Высотина, Л.А. Нравственное воспитание младших школьников / Л.А. Высотина. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.- 160 с.

6. Головко, Е.В. Формирование нравственной устойчивости младшего школьника к отрицательным влияниям микросреды [Текст] : монография/ Е.В. Головко. – Белгород, Изд-во: ООО «ГиК», 2008. – 128 с.

7. Дмитриев, К.Е. История педагогики: учеб. пособие / К.Е. Дмитриев. – М.: Просвещение, 1998.- 267с.

8. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. - 1993. - №2. – С. 26 -30.

9. Монахов, Н. И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика.: метод. пособие для учителей / Н.И. Монахов. - М.: Просвещение, 1981.- С. 73-79

10. Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. - М.: Педагогика, 1988. – 192 с.

11. Экологическое образование школьников. /Под ред. Зверева И. Д.,

Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983. – 180 с.

Соловьева Виктория Ивановна

МКОУ Заброденская СОШ

Приложение 1.

Осенняя экскурсия в парк

Цели: организовать коллективную прогулку; понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе; расширить и углубить знания об объектах природы; воспитывать в детях эстетические чувства.

Ход мероприятия

Воспитатель не только проводит инструктаж о поведении во время экскурсии, но и готовит детей эмоционально к восприятию природы, к наблюдению за сезонными изменениями.

Накануне экскурсии ребята читают стихи об осени, разгадывают загадки, знакомятся с народными приметами, пословицами и поговорками.

В сентябре лето кончается, осень начинается.

Сентябрь холоден, да сыт.

От осени к лету поворота нету.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Уж не солнце ль виновато,

Что висит на небе вата? (Облака.)

Е. Серова

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду, Покуда он идет. (Дождь.)

С.Я. Маршак

Летит орлица

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча.)

Без рук, без ног

По полю скачет,

Под окном стучится,

В дом просится. (Ветер.)

Пришла пора -

Опустели леса:

Листья опадают,

Птицы улетают. (Осень.)

Детям раздаются для заучивания стихи о природе, об осени, о деревьях и птицах.

Во время экскурсии им предлагается понаблюдать за погодой

Какая сегодня погода?

Какое небо?

Какое солнце?

Сравните сентябрьские дни с летними днями.

Воспитатель обращает внимание детей на краски осеннего парка;

Как изменились краски осеннего парка по сравнению с летом Воспитатель и дети наблюдают за листопадом:

Что называют осенним листопадом?

Начался ли осенний листопад?

Как вы думаете, в какую погоду листьев облетает больше? Почему?

Воспитатель обращает внимание детей на отдельные деревья и кустарники. Учит детей отличать деревья:

Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?

Какие лиственные деревья вы знаете?

Видите ли вы их в парке?

Как выглядит их ствол?

Какую форму имеют их листья?

Воспитатель и дети рассматривают цветущие травянистые рас тения в парке. Называют цветы, которые они видят.

Воспитатель обращает внимание детей на насекомых:

Каких насекомых можно увидеть в парке летом?

Много ли насекомых в парке сейчас?

Почему пропали насекомые?

Куда они делись?

Дети наблюдают за птицами. Называют их. Дети гуляют по осеннему парку, вслушиваются в шелест листь ев под ногами, собирают яркие осенние листочки. Читают прекрасные стихи русских поэтов об осени наизусть (предварительно выученные по заданию воспитателя): Н. Некрасова «Славная осень!», Бунина «Лес точно терем расписной...» и др. После экскурсии дети делятся своими впечатлениями о том, что особенно понравилось, что удивило, что нового узнали и увидели. Делают рисунки, аппликации из листьев.

Приложение 2.

Экскурсия Тема "Осень - прекрасная пора".

образовательная - развивать у детей понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях;

развивающая - развивать любознательность, познавательный интерес к сезонным изменениям природы и творческие способности детей.

воспитательная - развивать эстетическое мировоззрение, раскрывая причины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде;

Проведение экскурсии.

I. Начинаю экскурсию с места, к которому подступают деревья кустарники, тронутые палитрой осенних красок.

Экскурсию начинаю стихотворением И. Бунина "Листопад":

"Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца..."

Раскрываю для детей тайны удивительных вещей природы.

II. В ходе рассказа конкретизирую понятие "дерево", "кустарник", "трава", обращаю внимание дошкольников на их многообразие, ввожу видовое название растений. Объясняю им:

* причины изменения окраски листьев, листопада;

* чем вызвано многообразие плодов;

* чем объяснить сравнительную тишину осеннего дендрария.

При объяснении использую стихотворение Ф. Тютчева "Есть в осени первоначальной"

"Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера..."

III. Ближе познакомиться с миром природы помогает игра "Найди свое дерево".

Играют в паре. Один из детей выполняет роль слепого (закрывает глаза), а другой роль поводыря. Поводырь подводит слепого своей дорогой к одному из деревьев; слепой должен обследовать это дерево с закрытыми глазами, потрогать руками шероховатости, неровности коры, ощутить его запах. Затем поводырь возвращает слепого на исходные позиции, и тот уже один находит верную дорогу и по своим ощущениям определяет "свое дерево".

Игру использую с целью развития познавательной активности детей. Игра помогает прививать интерес к предмету.

IV. После экскурсии выясняю, как учащиеся усвоили материал по данной теме. Для этого использую следующие вопросы:

1. Чем кустарник отличается от дерева?

2. Какие осенние явления можно наблюдать в жизни цветковых растений?

3. Как объяснить смену осенью окраски листьев?

4. Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме?

5. Какие плоды преобладают у кустарников?

6. Как они распространяются?

7. У каких растений быстрее желтеют листья - у деревьев или кустарников?

В беседу включаю занимательные вопросы, пословицы, загадки, например:

Почему говорят: "Если лист ничком ложиться, когда опадает, - к урожаю на будущий год";

"Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы".

Отгадайте: "Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает" (лес).

"Многорук, а нога одна" (дерево).

"Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос" (береза)

"Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет, упадет - почернеет" (лист).

"Летом одевается, зимой раздевается" (растения)

В конце беседы отмечаю смышленых, наблюдательных, организованных ребят.д.елаю вывод, придав материалу целостность.

VI. Напоминаю о сроках письменного ответа. Каждый из школьников представляет самостоятельно выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы.

Приложение 3.

Экскурсия: лес, ярусы леса.

Цели экскурсии:

1.Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.

2.Научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

3.Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природных объектов с натуры.

4.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

1.Блокноты и простые карандаши.

2Маленькие грабельки и совок.

Предварительная подготовка:

1.Выучить наизусть отрывки из стихотворений, приведенные ниже:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Юный лес в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет.

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

2.Разделить класс на 3 группы.

3.Приготовить задания для практической работы по группам.

Задание для 1 группы.

Какие растения относятся к первому ярусу?

Назовите и покажите их.

Пронаблюдайте за деревьями: какие животные селятся среди их ветвей, в дуплах, под корой (попросите помощи у учителя).

Подумайте, почему эти животные поселились именно на деревьях?

Задание для 2 группы.

Какие растения относятся ко второму ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

Пронаблюдайте за кустарниками: какие животные селятся среди их ветвей, под корой (попросите помощи у учителя), у корней.

Подумайте, почему эти животные поселились именно на кустарниках?

Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 3 группы.

Какие растения относятся к третьему и четвертому ярусу?

Назовите и покажите эти растения.

Как их отличить друг от друга?

Пронаблюдайте за травами и мхами: какие животные селятся среди них (воспользуйтесь грабельками и совком)

Подумайте, почему эти животные поселились именно на нижних ярусах?

Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Ход экскурсии.

1.Организационный момент.

Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом, чтобы учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве. Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.

Как нужно вести себя на природе?

Где вы можете ходить?

Что можете делать?

Чего нельзя делать на природе?

2.Вводная беседа.

Ребята, где мы с вами находимся?

Вам здесь нравится?

Гуляя по лесу, я часто вспоминаю различные стихотворения. Может быть с вами тоже это происходит?

Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных учеников) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните.(Дети читают наизусть четверостишия.)

Понравились вам отрывки из стихотворений?

Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)

А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.)

О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)

А какое время года сейчас?

Какой сейчас месяц, год и число?

Какая погода стоит на дворе?

3.Изучение новой темы.

А что такое лес?

Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)

Чем они отличаются друг от друга?

Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.

На какие группы можно разделить растения этого леса? Найдите несколько вариантов ответа. (1. Хвойные и лиственные. 2. Деревья, кустарники, травы и мхи. 3. Может встретиться ответ: высокие, средние и низкие растения.)

Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потому что они растут ярусами - этажами: выше всех деревья, ниже - кустарник, еще ниже - травы, грибы, а в самом низу - мхи.)

А теперь назовите номера этажей - ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы. (Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)

Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)

Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)

К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.)

4.Практическая работа.

Только ли растения живут в лесу?

Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких еще живых существ лес является родным домом.

Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должны обследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своих исследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты, карандаши и инструменты, которые можно получить у учителя (или бригадира).

(Дается некоторое время, чтобы дети могли разбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты с заданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, а учитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)

5.Отчет по практической работе.

По сигналу учителя группы собираются вместе и предоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникам могут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоит решить на месте, если для этого не будет препятствий.

6.Подведение итогов экскурсии.

Понравилась ли вам экскурсия?

Какие открытия вы сделали сегодня?

Как размещаются растения и животные в лесу?

Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?

Как нужно относиться к растениям, животным и почему?

Пособие предлагает модель организации внеурочной деятельности учащихся,
ориентированную на реализацию ФГОС. Построение воспитательного пространства второй половины дня в режиме ГПД комплексно охватывает все направления и виды занятий со школьниками. Прогулки и экскурсионные занятия, разработанные по технологии развития критического мышления, позволят педагогу активизировать познавательную деятельность учащихся, развить художественное творчество, способности анализировать информацию с позиции логики и постановки любознательных вопросов, аргументированно вести рассуждения, принимать решения в нестандартных практических ситуациях.
Предназначено воспитателям групп продленного дня, учителям начальных классов, организаторам детского досуга.

Подробное описание

Введение

Дети, посещающие группу продленного дня, испытывают выраженный дефицит двигательной активности. Специалисты утверждают, что для нормального развития младшего школьника на работу мышц должно приходиться до 75 % всего дневного времени. Как показывает практика, лишь 30 % школьников привлечены к внеурочным формам занятий физическими упражнениями, ведут активный образ жизни, регулярно гуляют на свежем воздухе, а остальные 70 % – посещают только уроки физкультуры и их пребывание на свежем воздухе ограничивается лишь дорогой в школу и домой.

Заболеваемость детей, регулярно посещающих группу продленного дня и ежедневно пребывающих на свежем воздухе, играющих в разнообразные подвижные игры, значительно ниже, так как умеренные физические нагрузки, прогулки повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и поэтому являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются все физиологические механизмы защиты иммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечения гармоничного развития человека.

Прогулка – это одна из форм отдыха детей в группе продленного дня.

Выделяют разнообразные виды прогулок, что дает педагогу возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать. Прогулка может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха или же, наоборот, быть насыщенной подвижными играми и развлечениями.

Виды прогулок

Прогулка-наблюдение. В ее основе лежат наблюдения
за предметами, объектами, растениями, животными, сезонными изменениями в природе, природными явлениями или аномалиями.

Прогулка с заданием. Перед началом или во время прогулки дети получают задание, которое выполняют индивидуально или в группах.

Поисковая прогулка. Предполагает поиск какого-либо заранее спрятанного предмета или объекта, чтение следов зверей
и птиц на снегу, состязание команд по прохождению маршрута, работу с компасом и т. д.

Информационная прогулка. Содержит богатый познавательный материал, побуждает детей к самостоятельному поиску информации.

Творческая прогулка. Этот вид прогулки направлен на развитие творческих способностей детей. В ходе прогулки воспитанники создают букеты из листьев, композиции из снега, придумывают загадки и сказочные истории , делают зарисовки с натуры.

Прогулка-практикум. В ходе прогулки дети проводят практические опыты и ставят эксперименты.

Целевая прогулка. Имеет одну, четко обозначенную цель, например: запомнить название улицы, заметить «следы» хорошего или плохого поведения человека.

Прогулка-развлечение (игровая прогулка). Такая прогулка включает в себя веселые игры и забавы с использованием различного спортивного инвентаря (скакалки, мячи, гимнастические палки, бумеранг) или без него, ритмические музыкальные игры, хороводы, разгадывание занимательных задач, шарад, ребусов, показ фокусов.

Пешеходная прогулка. Это прогулка, в основе которой лежит ходьба.

Спортивная прогулка. Она включает в себя лыжные пробеги, соревнования по скоростному спуску с горы на санках, метание снежков в цель, велогонки.

Экскурсионные занятия в группе продленного дня имеют оздоровительно-воспитательные цели, отличаясь от учебных экскурсий. Это одна из форм отдыха, поэтому, используя их, следует применять методы и средства организации досуга.

На обществоведческих экскурсиях необходимо показывать детям, как на практике происходит разделение общественного труда, раскрывать специфику массовых профессий, освещать трудовые и боевые традиции народа на примерах родного края. В результате такой работы формируются общественно ценное отношение к труду и людям труда, потребность трудиться.

На природоведческих экскурсиях происходит ознакомление школьников с многообразием окружающей природы и преобразующей природу деятельностью человека.

Цели и задач и прогулок и экскурсий: организовать практическую деятельность в природе (наблюдение, выращивание растений, уход, посадка, уборка, сбор); участвовать в общественно полезном труде в природе (уборка территории, прополка клумб, изготовление кормушек, скворечников); развивать стремление к познанию, наблюдательность, любознательность, умение ориентироваться на местности; формировать правильные представления и понятия об окружающем мире , уважительное отношение к людям труда, умение правильно вести себя в природе, желание изучать и охранять природу; активизировать самостоятельную деятельность детей; выявлять закономерную связь явлений в природе; изучать законы развития природы; воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, товарищества, бережное отношение к природе; обеспечивать двигательную активность детей на воздухе.

Конспекты прогулок и экскурсионных занятий, представленные в пособии, разработаны с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления (КМ) .

Критическое мышление – это активный процесс познания, способность анализировать информацию с позиции логики
с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, ставить вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые решения.

Занятие на основе технологии развития критического мышления имеет свою структуру, представляющую собой трехступенчатую модель: вызов, осмысление, размышление (рефлексия) (ВОР).

Рассмотрим более подробно трехступенчатую модель ВОР.

I ступен ь. Вызов.

На данной стадии осуществляется активизация важных познавательных видов деятельности детей.

Во-первых, определяется уровень знаний детей. Полученные ранее знания становятся базой для усвоения нового материала.

Во-вторых, активизируется подсознательный интерес, который определяет личную цель каждого из учащихся.

II ступен ь. Осмысление.

На данной ступени обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Этот контакт может принимать форму выполнения опытов, наблюдения, рассматривания, чтения текста, прослушивания текста, сочинительства и др. Здесь воспитатель оказывает наименьшее влияние на обучаемого, ставя перед собой задачу – подобрать методы и формы работы, которые будут поддерживать высокий уровень активности детей.

III ступен ь. Размышление (рефлексия).

На данной ступени происходит закрепление новых знаний
и активное перестроение своих представлений с тем, чтобы включить в них новые понятия. Именно на этой стадии учащиеся присваивают знания, делают их своими. Это своеобразный анализ собственных мыслей, попытка выразить новую информацию собственными словами, обмен идеями.

На всех трех стадиях могут использоваться индивидуальные формы работы, работа в парах, в группах сменного либо постоянного состава, коллективная работа.

Наиболее часто используемые методы КМ на прогулках
и экскурсионных занятиях.

1. Мозговой штурм.

За минимум времени нужно выяснить максимум знаний, имеющихся у учащихся по данному вопросу. Короткие ответы учащихся фиксируются на доске или на листах бумаги.

2. Карта Кластера.

Выделение смысловых единиц информации и графическое их оформление в виде паутинки (грозди). Это рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово или понятие,
а по сторонам от него фиксируются идеи, связанные с ним, указываются связи между гроздями. Используется этот метод для систематизации, группирования материала, подведения итогов.

3. Прогноз.

Текст произведения детям преподносится по частям. После каждой прочитанной части участники прогнозируют дальнейшие события.

4. Перепутанные логические цепи.

Необходимо составить логическую цепочку (расположить
в хронологическом порядке события, цитаты из текста, последовательность действий и т. д.).

5. Синквейн (пятистрочие).

Первая строка заключает в себе одно слово (существительное); вторая строка – два слова (прилагательные); третья строка – три глагола; четвертая – фразу из четырех слов, выражающую личное отношение к описываемому предмету; в пятой строке – одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Например:

Технология.

Новая, интересная.

Помогает, увлекает, действует.

Предлагает новые приемы работы.

Мастерство.

Введение 3

Литература 167

Введение 3

Конспекты прогулок и экскурсий 8

Правила поведения в природе (беседа) 8

Цветущие клумбы (прогулка-наблюдение) 12

Сентябрь – вересень, желтень, хмурень (информационная прогулка) 14

Сентябрь-рябинник (прогулка-наблюдение) 16

Растения огорода (экскурсия на пришкольный участок) 19

Адрес школы (целевая прогулка) 23

Трудовая атака (прогулка с заданием) 25

Туристический поход (заочная прогулка) 27

Листопад (прогулка-наблюдение) 30

«Листья желтые, скажите, что вам снится?» (прогулка-творчество) 33

Приметы осени (экскурсия в природу) 35

Туман (прогулка-практикум) 37

Букеты из листьев (прогулка-творчество) 39

Не жгите опавшей листвы (прогулка-предостережение) 40

Бабье лето (прогулка-наблюдение) 43

Октябрь – грязник, капустник, хлебник (информационная прогулка) 46

Живое должно жить (экологическая беседа с прогулкой) 48

Дождь (информационная прогулка) 59

Как измерить дождь? (прогулка-практикум) 62

Лужа (прогулка-наблюдение) 63

Магазин (обществоведческая экскурсия) 66

Ноябрь – полузимник, ледень (прогулка с заданием) 68

Ветер (прогулка-практикум) 73

Декабрь – студень, хмурень (информационная прогулка) 75

Поэтические названия декабря (информационная прогулка) 77

В поисках волшебной палочки (поисковая прогулка) 79

Медицинский кабинет (экскурсия) 82

Январь – месяц бога Януса (информационная прогулка) 87

Моя помощь птицам зимой (трудовая акция) 89

Январь – сечень, просинец (информационная прогулка) 93

Снежные чудеса (прогулка-творчество) 94

Обморожение (информационная прогулка-беседа) 96

Аптека (обществоведческая экскурсия) 98

Иней (прогулка с заданием) 101

Зимний лес (парк) (экскурсия) 103

Февраль – бокогрей и ветродув (информационная прогулка) 105

Откуда снег пришел? (прогулка-практикум) 108

Какого цвета снег? (прогулка-наблюдение) 110

На что похожи снежинки? (творческая прогулка) 111

Куда исчезают снежинки? (прогулка-практикум) 114

Добрый снег, ты подумал обо всех! (прогулка с заданием) 116

Снежная сказка (трудовая операция) 118

Лепим снеговика (прогулка-творчество) 119

Март – сухий, свистун, ветронос и зимобор (информационная прогулка) 120

Весна идет (целевая прогулка) 123

Водоем (река, озеро) (экскурсия) 127

Поэтические названия апреля (прогулка-наблюдение) 130

Запахи и звуки (прогулка-наблюдение) 132

Сохраним в чистоте нашу Землю (трудовая акция) 135

За что люди любят Солнце (прогулка с заданием) 137

Спину прямо ты держи, своей осанкой дорожи (целевая прогулка) 141

Кто живет в муравейнике (целевая прогулка) 144

Радуга (прогулка-наблюдение) 149

Май – с цветами (прогулка-наблюдение) 153

Гроза. Поведение во время грозы (прогулка-практикум) 155

Облака (прогулка с заданием) 158

Бабочка – удивительный цветок (прогулка-наблюдение) 161

Запускаем бумеранг (прогулка-развлечение) 163

Следы человека (целевая экскурсия) 164

Литература 167