Памяти елены викторовны назаровой. Памяти елены викторовны назаровой Общий стаж работы

​ОБРАЗОВАНИЕ

Высшее. Специалитет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова​:08.00.00 Экономические науки

Кандидат наук, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2000, Экономическая теория

Ученое звание: доцент

Владение иностранными языками

Немецкий. Референт-переводчик

Преподавательская деятельность

​Сентябрь 2015 года - н.в. РЭУ им. Плеханова, доцент кафедры Экономики промышленности

Сентябрь 1998 года - август 2015 года Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, старший преподаватель, доцент, профессор кафедры Экономической теории и инвестирования

Сентябрь 1988 года - 1992 года Московский государственный строительный университет им. В.В. Куйбышева ассистент кафедры Политической экономии

Список читаемых курсов

Экономика организации

Экономика и организация предприятия

Экономика некоммерческих организаций

Производственный менеджмент

Микроэкономика

Макроэкономика

Экономическая теория

Общий стаж работы

Стаж работы по специальности

​31 лет

Повышение квалификации / профессиональная переподготовка

Образовательная программа "Микроэкономика:продвинутый уровень" Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента. НИУ "Высшая школа экономики". Москва, 2015 год.

Образовательная программа "Трансформация вуза в онлайновый университет". ФГБОУ ВПО МЭСИ. Москва, 2014 год.

Образовательная программа "Проблемы развития малого и среднего предпринимательства". ФГБОУ ДПО "Международная академия современного знания". Обнинск, 2011 год.

Образовательная программа "Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавтеля вуза. Система управления базами данных Microsoft Access". Государственная академия инноваций. Москва, 2009 год.

Образовательная программа "Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавтеля вуза. Табличный процессор Microsoft Excel". Государственная академия инноваций. Москва, 2009 год.

Образовательная программа "Технологии работы с Информационным центром дисциплин" в режиме on-line. ФГБОУ ВПО МЭСИ. Москва, 2009 год.

Образовательная программ "Эффективная фасилитация учебного процесса". Направление "Коммуникативные компетенции преподавателя высшей школы"Attendance confirmed by Jozefa Fawcett - Learning Specialist MA, FITOL, Chartered MCIPD, MECLO, Associate Member IFTDO. ФГБОУ МЭСИ. Москва, 2008 год.

Образовательная программа "Управление проектами". ГОУ ДПО "Международная академия современного знания". Обнинск, 2008 год.

Образовательная программа "Преподаватель в среде e-Learning". ФГБОУ ВПО МЭСИ. Москва, 2007 год.

Образовательная программа " Образовательные IT, используемые при работе с активной доской". ФГБОУ ВПО МЭСИ. Москва, 2005 год.

Образовательная программа "Технология создания презентаций в MS Power Point". ФГБОУ ВПО МЭСИ. Москва, 2003 год.

Образовательная программа " Использование Интернет в работе преподавателя". ФГБОУ ВПО МЭСИ. Москва, 2000 год.

Научные исследования

Научные проекты

НИР "Изучение возможностей практического использования модели оптимизации инвестиционного портфеля с применением нечётких множеств на российском финансовом рынке". РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2016 год.

НИР "Сравнительный анализ использования человеческого капитала в российской и зарубежной практике на основе компетентностного подхода". РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2016 год.

НИР "Разработка методологии оценки общественного благосостояния и научно-обоснованных рекомендаций по повышению качества жизни населения и достижению устойчивого социально-экономического развития общества". РФФИ №14-06-00003 а. 2013-2015.

НИР "Разработка стартап-проекта и взаимодействие с инвесторами. Правовая охрана и защита объектов интеллектуальной собственности". Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. 2013.

НИР "Исследование инновационного потенциала вузов Москвы в области проведения олимпиад в системе "Средняя школа-вуз по дисциплине "Экономика", разработка методических рекомендаций по созданию оптимальных схем проведения олимпиад и соответствующей конкурсной документации". 2006 - 2009.

НИР "Разработка концепции мотивации студентов в изучении материалов до екционных занятий с эффективной и адекватной системой контроля в рамках БРС". 2007-2008.

Дополнительная информация

Профессиональные интересы

Контакты

На 82-ом году жизни скончалась Елена Викторовна Назарова.

Ровно полвека Елена Викторовна отдала работе на Моховой, став одним из старожилов нашей театральной школы.
Она принадлежала к поколению, которое в детстве пережило войну и тяжелейшие послевоенные годы. Е.В. Назарова пришла в институт в 1967 году на должность методиста кафедры драматического искусства и, будучи по рождению человеком театра и унаследовав по прямой линии «театральные гены» – ее мать служила актрисой в Александринском театре, – мгновенно вошла в жизнь института. Уже спустя три года Е.В. Назарова возглавила отдел аспирантуры ЛГИТМиКа (сейчас – РГИСИ). В этой должности она проработала более сорока лет.
Через всю жизнь пронесла глубокое понимание и любовь к театру, уважение к нелегким сценическим профессиям. Тесно связанная с театральной культурой нашего города, не понаслышке знакомая с историей петербургской сцены, с несколькими поколениями ее мастеров, Елена Викторовна отдала много сил, душевного тепла и терпения благородному делу организации подготовки аспирантов.
Ее заботу, искреннюю заинтересованность в судьбах студентов, тонкое ощущение психологических аспектов развития творческой личности, умение поддержать и найти решение любых проблем будут помнить многие сегодняшние педагоги и ученые, кандидаты и доктора наук, доценты и профессора, как в нашем институте, так и далеко за его пределами, в разных городах России и за рубежом.
По своей основной профессии Елена Викторовна Назарова – преподаватель русского языка и литературы, и хотя эта профессия не стала ее основной стезей, она всю свою жизнь оставалась в высшей степени достойной высокого звания учителя. Чрезвычайно порядочная, ответственная, отзывчивая Елена Викторовна всегда умела поддержать, вселить уверенность в самых трудных ситуациях.

В последние годы Е.В. Назарова была архивариусом РГИСИ. Благодаря ее опыту, знаниям, а главное – неравнодушной природе и неиссякаемой энергии памятные даты, юбилеи, презентации новых книг и многие другие творческие события превращались в увлекательные встречи с историей института. В ее рассказах оживали легендарные педагоги, а маститые корифеи сцены вновь представали юными студентами. Она помнила всех, кто за последние полвека учился в институте, их учебные роли, защиты дипломов и диссертаций.
Рассказы Е.В. Назаровой о прошлом – даже рассказы о трагических страницах истории института в ХХ веке – никогда не обходились без баек и юмористических историй. Елена Викторовны очень любила легенды Моховой и щедро делилась своими воспоминаниями.
Работа Елены Викторовны Назаровой была отмечена многочисленными благодарностями, а ее государственные награды – звание «Заслуженный работник культуры Бурятии» и медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» - символически отразили две важнейшие черты ее работы: заинтересованное отношение ко всем, кто приезжал учиться на Моховую из самых разных регионов России, и собственно петербургскую традицию, истинным представителем которой она была и останется в памяти учеников и коллег.
Выражаем искренние соболезнования родным и близким Е.В. Назаровой. Светлая память.

Каждый работник вуза знает, что есть в его, вуза, пределах люди легендарные. Такой была Елена Викторовна Назарова, многолетняя заведующая аспирантурой на Моховой и на Исаакиевской.

Человек насквозь театральный, с детства помнившая великих и их детей как друзей дома, она была остроумным и зорким наблюдателем жизни института, помнившим все «веселые случаи на уроках», оживавшие в ее бесконечных рассказах очень выпукло, по-киношному.

Кажется, только она дотошно помнила, кто и как возмущался в тот момент, когда с белой лестницы института исчез ковер (а это, как вы понимаете, означало падение культуры и образования вообще. Полное). Только она в свои 80 могла рассказать, когда, с кем и у кого был роман, кто когда был отчислен и кто был вообще-то антисемит, хотя и скрывал… Только она знала всех детей педагогов и студентов, часто справлялась о них, не путая имен… «Давайте поставим камеру на сутки, будем меняться и запишем все», — вполне не шутя предлагала год назад Е. Тропп, потому что все мы ощущали, что Елена Викторовна — кладезь, «уходящая натура», замечательно живой архивариус…

Что надо ее записывать (и не записали) — мы особенно остро почувствовали полтора года назад, когда, по инициативе неугомонной Назаровой, делали книгу «Театральный педагог Аркадий Кацман». Тихо-тихо она втравила нас в эту историю, а когда пошла верстка, каждый вечер, крадучись, приходила в подвал, извиняясь, понимая, что поздно, но несла, несла, несла и втюхивала нам с верстальщицей новые и новые найденные вдруг фотографии. А их сопровождали бесконечные рассказы. Мне было смертельно некогда слушать про каждого на групповой фотографии, Елена Викторовна это понимала, я довольно истерически нервничала, потому что с каждой новой фоткой мы все больше не успевали, а для Елены Викторовны каждое лицо было лицом реального человека — с биографией, судьбой, ролями…

У нее была прекрасная русская речь. Безупречно ленинградская интеллигентность. Неиссякаемый юмор. Так странно, что сегодня пришло это известие… Наверное, ее увел за собой муж Слава, замечательный переводчик, в заботе о котором проходили ее последние годы. Он ушел совсем недавно. Теперь вот и она. Со всем своим остроумием, памятью и доброжелательностью, с любовью к жизни, которая теперь закончилась…

Елены Викторовны Назаровой больше нет.

Много людей помнят добро и свет. Известие о кончине этого человека так больно ударяет, задевает душу. Она и была душой всех этих наших стен и коридоров, на Исаакиевской и на Моховой, независимо от чехарды названий института. И она хранила память обо всех. Не представить какого-либо события без ее участия, без ее заметок к случаю, полных чудесного юмора и просто тепла. В нашем присутствии творилась живая история института.

Вся ее паства не исчезала для нее с окончанием аспирантуры, ассистентуры-стажировки; она всегда видела, и очень хорошо, людей, именно людей. Такой дар.

Сама же была по-настоящему глубоким человеком, феноменально скромным, исключительно добрым. Она выросла в актерском доме, актрисой была мать, в ближайших друзьях дома был Николай Симонов. Мужем ее был Святослав Свяцкий, литератор, переводчик с польского. Его недавнюю смерть она не перенесла. Остались дети, в Петербурге и в Америке. Пишу это и слышу прекрасное пение Андрея Свяцкого. Звучит здесь и ее душа.

Мы публикуем сегодня текст Елены Викторовны из книги «Театральный педагог Аркадий Кацман», в котором отчетливо слышен ее голос, ее интонация.

Он был как выпад на рапире

Б. Л. Пастернак

Так сказал Б. Л. Пастернак о Ленине в «Высокой болезни» в свой ранний период. Но так хочется сказать о А. И. Кацмане. Фехтование — воспитание благородства, а Кацман был вечным рыцарем правды театра и остался им в памяти всех, кто его знал, как остался он и «домовым» Моховой 34, где было столько великих фигур, а «домовой» только он, личность возможно в чем-то комическая, но представлявшая собой много больше, чем иные предполагали.

Восхитительны и удивительны были все его учебные спектакли, а в профессиональном театре он так ничего и не поставил. В кино сыграл всего один эпизод, но сыграл блистательно — в фильме «Секундомер» своего ученика Вадима Гаузера.

По окончанию в 1946 году нашего театрального института попал в Нижнетагильский драматический театр, но к счастью, меньше, чем через год, вернулся оттуда на Моховую преподавать под началом своего учителя Леонида Сергеевича Вивьена, о котором все грозился написать, говоря о своем чувстве долга, но так ничего и не написал. И сам остался легендой.

Как-то разыскивал он в институте Александру Александровну Пурцеладзе — вот уж кого так же, как и Кацмана, Бог создал для того, чтобы учить будущих актеров и режиссеров. Она принимала устный вступительный экзамен по литературе и русскому языку. Последний отвечающий. На вид лет шестнадцать, из глубинки. В билете очерк Горького о Ленине и «Рудин» Тургенева. Хуже очерка в билетах был только вопрос по роману Горького «Мать». Это то, что почти никто не читал, а если и читал, то забыл. Экзаменующийся был растерян и подавлен. А. А. задает наводящие вопросы и получает ответы: «Горький одобрял Ленина за то, что Ленин одобрял Толстого, что он хоть и граф ходил босиком и подпоясывался веревочкой…» Аркадий Иосифович — Александре Александровне: «Он живописью интересуется, уже хорошо!» И спрашивает юношу, хотя не имеет права не только спрашивать, но и присутствовать на экзамене, какие ему нравятся портреты Толстого, может быть, видел репродукции. Тот оживает и вдруг вспоминает из очерка: «Ленин смеялся от радости, что никого в Европе нет лучше Толстого». Мы не смеемся. А Аркадий Иосифович спрашивает, видел ли он кинофильмы или спектакли о Ленине, и просит показать, как Ленин смеялся. И тут происходит чудо: экзаменующийся вместе со стулом отодвигается от стола экзаменатора, лицо его перестает быть глупым и страдающим, становится лукавым, он смеется глухим коротким смешком непростого человека, да еще и руки потирает, как написано в очерке. Значит, читал, не врет!

Александра Александровна переходит ко второму вопросу. Он честно признается, что ничего про «Рудина» не знает, не читал. Читал только «Накануне», но забыл, кого как звали и что было. Зато хорошо помнит рассказ «Муму» — недавно сыграл Муму на экзамене по мастерству актера. Аркадий Иосифович опять оживляется, но Александра Александровна его останавливает и просит абитуриента показать схему разбора предложения (третий вопрос по русскому языку)… Это были какие-то кривые квадраты, соединенные тоже кривыми линиями, она сделала серьезное лицо и сказала «хорошо», передав листок мне. Я тоже сказала «хорошо». Кацман сказал «очень хорошо», хотя его никто не спрашивал.

Александра Александровна подвела итог: первый вопрос — четыре, второй — три, третий — четыре, общая — четыре. Шура сказала, что если он поступит, то хоть стипендию будет получать, и оба они улыбались. Какие замечательные были у них улыбки!

Эта приветливая искренняя улыбка отличала Аркадия Иосифовича и в те тяжелые годы, когда он был так одинок, так беден. Приехав вместе с выпускным курсом в Ленинград, оказался в общежитии института, тут же на Моховой 34, в одной комнате с Патей Крымовым, терпел его, заступался, когда того хотели отчислить за скверный характер. Уже тогда проявилось у него это редкое чутье на талант. Став педагогом актерских курсов, называл своих студентов мальчиками и девочками, почитал их за детей и часто сам был ребенком среди них. Почему-то ему нравилось присутствие животных и птиц в аудитории, их участие в происходящем, иногда нелепое. Петух, оказавшийся на встрече студентов с Евгением Алексеевичем Лебедевым, так бурно себя повел, что встреча с Лебедевым превратилась во встречу с петухом. А на дне первокурсника по заявке Аркадия Иосифовича на сцене Учебного театра был ослик, который так нервничал, что перекричал всех. Во времена даргинской студии в спектакле участвовала собака, и студенты жаловались на мастера, который так орет, что не только они, но и собака не может репетировать. И даже в знаменитой стенгазете «Не верю!», из-за названия которой были такие неприятности с райкомом КПСС (кому это в театральном институте они не верят???!!!), появилась карикатура и стихи: Сердце джигита — острый кинжал,

Мастер, будь осторожен,
Чуть не дожал, чуть пережал:
Не вынешь кинжал из ножен.

Аркадий Иосифович бранил студентов за то, что те неверно держат собаку за поводок, и решил показать, как надо. Он гордо вышел с собакой и поводком в руке, а та с испугу так рванула, что вместе с поводком и Кацмана утащила за кулисы.

Никто не помнит сейчас, когда Аркадий Иосифович стал носить длинный красный шарф, как у Бежара, но все уверяют, что до Пиотровского — знаменитого директора Эрмитажа. Вероятно, сам придумал. Отменный вкус у него был на все и всегда. А еще он мог увидеть этот шарф в Русском музее на автопортрете замечательного ленинградского художника Ярослава Николаева. Ведь Кацман так любил живопись и сам прекрасно рисовал. Шарф появился у него еще до дубленки. Дубленка была мечтой, и когда в 1968 году он с А. З. Юфитом и группой студентов поехал в Болгарию, казалось, эта мечта осуществится. И вот посольство СССР в Болгарии приглашает наших в Дом приемов, а у него — приступ язвы, он болен, не может подняться. Вызваны врачи. З. Аврутин, легендарный председатель студенческого профкома тех лет, студент режиссерского курса Л. Ф. Макарьева, заходит его проведать, и Аркадий Иосифович слабым голосом просит: если будут что-то дарить — не забыть про него. Зорик клятвенно обещает и сообщает о его просьбе Юфиту. Подарки были знатные: каждому подарили по маленькой керамической чашечке для кофе. Когда вернулись, Юфит узнал, что Аркадия Иосифовича подлечили, приступ пришел, и больной чувствует себя нормально. Юфит просит Зорика разыграть Кацмана — сказать, что всем, кто был, подарили по дубленке. Зорик отказывается. Юфит уверяет, что встанет за дверью и придет на помощь по первому зову.

— Принес? — спрашивает Кацман.
— Да, — отвечает Зорик и подает ему чашечку.
— А другим?
— А тем, кто был, по дубленке.
— И ты мне не взял? Кацман бледнеет.
— Анатолий Зинович! — кричит Зорик.

Входит Юфит с чашечкой для кофе…

Сам Юфит говорил, что Кацман всегда был старше его. Потом почему-то решил, что они сравнялись, но самым удивительным для Юфита оказалось что Кацман утверждал — он моложе.

Аркадий Иосифович тоже любил розыгрыши, а ходить на разные заседания терпеть не мог. Но тут его все-таки заставили посидеть на отчетно-выборном профсоюзном собрании института. На сцене был стол президиума. В центре рядом с председателем собрания А. Н. Куницыным сидела начальственная дама, по бокам — уважаемые члены нашего коллектива. М. Л. Рехельс на это собрание опоздал, и когда он бочком-бочком и сел на ступеньки, эта дама из обкома куда-то вышла. Тогда Кацман попросил свою соседку (кого не помню) написать Рехельсу записку, что его выбрали членом президиума, что если он уважает коллектив, то должен подняться и сесть рядом с Куницыным, так как ему, Рехельсу, поручено писать резолюцию.

Рехельс был человеком скромным, коллектив уважал, и на виду у всех снова бочком прошел на сцену и сел на место ушедшей дамы, которая не замедлила через минуту вернуться к своему месту. Рехельс обомлел, и вся аудитория — тоже, но тут вскочил Кацман, прервав кого-то, кто выступал, и громко обратился к Куницину:

— Товарищ председатель! Почему человек, опоздавший на собрание, вместо того, чтобы скромно сидеть на ступеньках, увидев свободное кресло в президиуме, никем не избранный идет и садится именно в это кресло, к тому же принадлежащее даме.

Что было с Рехельсом, словами не передать. Дама вообще ничего не поняла, так как Куницын тут же встал и посадил ее по центру, а сам вышел вперед. Собрание ликовало и довольно быстро закончилось, но не для Рехельса, так как рейтинг его подскочил настолько, что он единогласно был тогда избран председателем профсоюзного комитета ЛГИТМиКа.

Вообще присутствие Кацмана на любых мероприятиях, заседаниях, уроках всегда что-то привносило.

Когда он ездил принимать дипломные спектакли у своих студентов-режиссеров, всегда у тех был страх, что если Кацману что-то не понравится, он может выскочить и высказаться, даже если в зале уже сидит зритель. Студенты предупреждали Аркадия Иосифовича, что худсовет театра спектакль принял, это премьера, все замечания — потом. «За кого вы меня принимаете?» — возмущался Кацман… И выскакивал.

То же бывало и на зачетах. Он мог нарушить процесс. На курсе Л. Малеванной, его ученицы, показ — звери и птицы. Был у нее студент по фамилии Орел. Он изображал шакала. Аркадий Иосифович внимательно смотрел, как обычно морщился, не понимал, потом наклонился к Ларисе и тихо спросил: «Это кто?» — «Орел», — шепотом ответила Лариса. Нервы сдали. Кацман выскочил на площадку с криком: «Какой это орел? Это какая-то мерзкая противная собака».

Когда репетировали «Ах, эти звезды», он все хотел, чтобы Петя Семак-Челентано что-нибудь еще придумал: пел, стоя на голове или на руках, и тот придумал. Он пел, ступая по скользким, узким боковинам-перилам, идущим к ложам в зале Учебного театра. Это был почти цирковой трюк. Тогда в 1983 году на ногах у Пети-Челентано были кеды, потому что кроссовок не было еще ни у кого.

Аркадий Иосифович любил, сказав что-то резкое, сделать серьезное лицо и добавить: «Простите-извините». П. Семак в этюде «Митя Карамазов» где-то тоже произнес «простите-извините». «Петя! — сорвался Кацман. — Так не говорят. Люди говорят либо простите. Либо извините». И возвращаясь на свое место, произнес: «Простите-извините!»

…А. И. идет на урок. Это не просто так. Он настраивается, приветствует по дороге тех, кого знает. Это театр. Театр одного актера, но массовка тоже имеет место.

В тот день Левка Эренбург был командиром дня. Он с утра ничего не ел, бежал в столовую и увидел входящего А. И. Решил спрятаться за колонной, но не тут-то было. «Лева! Стойте!» — издалека кричал А. И. — «Случилось невероятное: студент нашего курса Александр Бельский смертельно оскорбил актрису БДТ Призван-Соколову. Георгий Александрович вне себя! Будем разбираться.»

Лева потерял дар речи. Г. А. и так страшен, а когда он вне себя?! Но где и каким образом мог оскорбить Призван-Соколову Сашка Бельский, самый тихий и воспитанный студент их курса?

Разобрались, правда, быстро: во-первых, не Саша Бельский, а Саша Мирочник с курса эстрады, во-вторых, не Призван-Соколову, а Скопа-Родионову, а в-третьих, вовсе никто никого не оскорблял, а интересовался, почему у него три по сольному пению.

…1981 год. 35 аудитория. Товстоногов с комиссией обсуждает итоговую оценку по специальности, поступающих на его режиссерский курс. Кацман называет фамилию «Эренбург». Товстоногов: «Четыре». А. И. просто вспыхивает:

— Гога, кто нам даст принять человека с фамилией Эренбург при четверке по специальности?! Ему надо поставить пятерку. Вы же с самого начала говорил, что вы его возьмете!

— Конечно, он мне интересен, и я его беру на курс, но он же не идиот, он прекрасно понял, что отвечал отнюдь не отлично.

Спор накаляется. Кацман даже встает для монолога.

В самом начале спора из аудитории тихо-тихо и незаметно по стенке выходит аспирантка Ирина Малочевская и довольно быстро возвращается и идет уже открыто по центру аудитории прямо к спорщикам: «Г. А.! А. И.! Какая радость!»

Товстоногов и Кацман одновременно: «Какая? Какая?»

Ирина громко: «Эренбург татарин!»

Товстоногов мрачно: «Четыре с минусом Эренбургу!»

…Это случилось, когда Аркадий Коваль был на курсе командиром дня, но он, по обстоятельствам, известным его окружению, не только не пришел заранее, но опоздал к началу. Ворвавшись в последний момент, натянул на себя тот хлам, который соответствовал месту действия этюда с условным названием «бомжатник» и в последний момент, забыв, куда бросил куртку, накинул на себя первое, что попалось из висевшей верхней одежды. А это «что попалось» была дубленка А. И.

Когда он выскочил на площадку, на ходу всовывая руки в рукава дубленки Мастера, аудитория оцепенела. А. И. побледнел, но сохранил лицо.

Хуже было с партнерами. Для них реальная дубленка А. И. совершенно не вписывалась в круг предлагаемых обстоятельств этюда. Коваль же ничего, ничего не видя, один оставался в замысле своего воображения и наигрывал, как шакал, пока А. И. не крикнул: «Стоп!»

Кроме этого «стоп» ни одного слова, ни по поводу этюда, ни об остальном он не произнес.

Моховая, 34 — это дом Аркадия Иосифовича, где многое было ему в радость, особенно аудитория, возникшая по его замыслу и проекту, в которой он работал в последние годы. Но одна мысль не давала ему покоя: почему нельзя снова положить на мраморную лестницу красную ковровую дорожку. Ведь по этой лестнице, по красной ковровой дорожке, ходили когда-то великие педагоги русской театральной школы и бегали многие тогда неизвестные студенты, ставшие потом гордостью этой школы…

Умерла Елена Викторовна Назарова. И я думаю, что нет ни одного человека хоть как-то связанного с РИИИ, который сейчас не вспоминал бы о ней добрым словом. Елена Викторовна проработала в институте с 1958 года (т.е. с момента реорганизации НИИ Театра и Музыки в НИИ Театра Музыки и Кинематографии) И пережила вместе с институтом бесконечную череду укрупнений, реорганизаций, слияний и разделений. После объединения института с ЛГИТМиКом она работала заведующей аспирантурой. После разделения институтов заведовала аспирантурой и в ЛГИТМиКе и в РИИИ.
Елена Викторовна не просто любила всех своих аспирантов, она бесконечно обо всех заботилась, помогала, защищала, делала все, чтобы человека ни дай бог не отчислили. Она вообще была очень добрым и необычайно светлым человеком, обладавшим к тому же удивительной памятью. Она помнила всё про всех. Она помнила всех научных сотрудников, всех аспирантов, все темы, всех научных руководителей, всех администраторов и функционеров. И про всех могла рассказать массу забавных историй. Причем в этих историях даже последняя сволочь выглядела по-своему милой и человечной.
Истории эти хотелось записывать (и многие и записывали). Однако, насколько мне известно, есть лишь одна публикация, сделанная Женей Хаздан в юбилейном Временнике (Назарова Е. Невыдуманные истории с Исаакиевской и Моховой // Временник Зубовского института. № 8. 2012. С. 111-128) Публикация, как мне кажется, замечательная. Потому что голос звучащий в ней - именно голос Елены Викторовны. К сожалению, в интернете этого номера нет. А из-за ограничений по объемам поста здесь нельзя выложить всю эту публикацию целиком. Поэтому выкладываю несколько фрагментов (отобранных скорее за краткость, чем за что-то особенное).


Краткая история слияния институтов

Николай Евгеньевич Серебряков — директор Театрального на Моховой — спас институт во время войны. Он был такой красивый человек с трубкой. Хороший директор, руководитель курсов, выпустил замечательную карачаево-черкесскую студию. Знал каждого студента Института. Его любили, уважали, выдающаяся профессура с ним считалась. Потом вдруг — то ли он недостаточно был идеологически подкован, то ли еще что-то… Его «скинули», когда все «укрупнялось», Институт расширялся. Серебрякова уволили, отправили на пенсию. Решили сделать ректором Бердникова, — это такой специалист по Чехову, без чеховского вот этого, понимаете, нерва. Но наверху он был очень угоден. Я думаю, что он все-таки понимал, что стоит Исаакиевская, какие там люди. Не хотел с ними расставаться.
Это такой абсурд был, такой эксперимент. Партия и правительство все время экспериментировали. Было слияние институтов: одного академического, научного, другого — педагогического, в общем, очень хорошего, с великими традициями, но с научной точки зрения никакого… Сотрудничество между ними было человеческое, но не официальное.
Самое страшное, что институт на Исаакиевской стал научно-исследовательским отделом Театрального института — самой низкой — третьей категории. С самой низкой зарплатой. Ведь у нас были времена, когда аспирантам повысили стипендию. Были случаи, когда, например, младший научный сотрудник получал 120 рублей, а руководимый им аспирант — 150. Зарплаты были такие: с той поры и пошли эти нищенские зарплаты.
Бердников правил недолго: женился и уехал в Москву. С этого времени нам ставили ректорами историков. Был такой Шишкин Виталий Федорович — милейший человек, — он ни во что не вникал: он писал докторскую диссертацию по марксистско-ленинской эстетике. А проректором по науке был Соболев, преподававший эстетику. Он, так сказать, пытался двинуть в умы наших педагогов и студентов марксистско-ленинскую эстетику. Потом, когда Шишкин защитил в Герцена свою диссертацию, и захотел уйти, нам поставили Николая Михайловича Волынкина. И вот с приходом Волынкина, и с уходом Шишкина и Соболева, появился Виктор Евгеньевич Гусев.

Конференция на Моховой

Наука в основном базировалась на Исаакиевской. Но требовалось, чтобы и на Моховой ею занимались, проводили конференции. Однажды на Моховой шла конференция на кафедре музыкального воспитания, — где студентов учили вокалу, где ансамбли пели, готовилась музыка к учебным спектаклям. Там преподавали хорошие педагоги, но их научный уровень был совершенно не тот, что на секторе музыки. Виктор Евгеньевич, как проректор, на этих конференциях должен был присутствовать.
В один из понедельников на Моховой проходила такая конференция. Одновременно на Исаакиевской шло заседание сектора музыки. Почему-то Виктору Евгеньевичу пришло в голову, что надо отменить заседание, и всем сектором поехать на конференцию по музыкальному воспитанию студентов.
Заведовал кафедрой на Моховой Александр Павлович Утешев, недавно нас покинувший. Он был человеком очень образованным, знающим, авторитетным в композиторской среде, но диссертации не написал, и очень снисходительно относился к научному уровню на своей кафедре. Он говорил: я сам не защищенный.
Короче говоря, Виктор Евгеньевич потребовал, чтобы все отправились на Моховую. Все были раздосадованы: никто не понимал, зачем это нужно. Гозенпуд взял свой портфель, который всегда был больше, чем сам Гозенпуд. Все срываются с Исаакиевской, едут на Моховую. Такси тогда, правда, дешево очень стоили: взяли группами такси и поехали. Гозенпуд, Сохор, Орлов, Раабен, Валерий Смирнов, — еще кто-то….
Конференция начиналась в два тридцать, поэтому приехали к самому началу. На Малой сцене сидит человек 20 педагогов этой кафедры, концертмейстеры… — в общем, уровень как раз для Орлова, Гозенпуда… На трибуне Утешев делает доклад. Когда дверь открылась, и появился сначала портфель (у Гозенпуда был такой довоенный портфель: сначала появлялся портфель, потом — Гозенпуд. Он как-то так ходил — с портфелем вперед). Потом — Генрих. Первые ряды все свободны, народ сидел, конечно, в конце зала. И сектор музыки разместился в первом ряду. Представляете, что было с Утешевым? Мне-то его было жалко. Когда они все вошли, то Утешев, успевший произнести, наверное, два-три предложения «о выдающихся достижениях педагогической науки по музыкальной подготовке актеров», произнес: «Вот и все, что я хотел сегодня сказать. Теперь слово предоставляется Зинаиде Антоновне Лаурен».
Вышла Лаурен, которая преподавала вокал на кафедре оперетты. В прошлом — замечательная певица. Окрыленная присутствием таких выдающихся деятелей с Исаакиевской, она стала просто приводить примеры, как она с ними поет и — петь. Первым вышел из зала Орлов. Встал очень спокойно, — когда она кончила, ее никто не прерывал. Но, когда вышла вторая такая же окрыленная дама… Представляете: эти бывшие оперные певицы, которые вокал преподавали? Кстати, Зинаида Антоновна хорошо очень преподавала, она вообще славная была, ребята ее обожали. Вторая дама вышла, — доктора наук ее тоже выслушали и потом тихо все выбрались из зала. Кроме Раабена, — он был заведующий сектором, ему надо было сохранять лицо…
Как они потом все ругались! А Виктор Евгеньевич хотел, я не знаю… хорошего: взбодрить всех.

Подходящее имя

Виктор Евгеньевич Гусев, тратя огромное время на проректорскую деятельность, на занятия с аспирантами, в то же время продолжал работать как ученый. Как-то однажды он мне сказал: «Вы знаете, со мной какая-то странная история происходит, — иногда вдруг я чувствую, что выскальзывают из памяти отчества тех людей, которых вроде бы и величал раньше». Потом прошло какое-то время, и он говорит: «Какой ужас: я забываю имена!» Я спрашиваю: «А что делать?» Он отвечает: «Я не знаю, что делать, но если я вижу человека, и он идет мне навстречу, и я с ним давно знаком и даже помню его труды, но забыл, как его зовут, то я не мычу. Я называю его тем именем-отчеством, которое, я считаю, ему подходит». И в связи с этим была одна смешная история.
Когда секретарем научной части Института стала Тамара Тимофеевна, новое лицо, — он поначалу не мог запомнить, как ее зовут, и величал по-разному. Однажды он вызывает нас с Тамаркой — говорит, что он очень недоволен нами как работниками, и что мы должны будем объясниться. Мы приходим к нему в кабинет, он что-то строчит. Говорит: «Присаживайтесь, — он же вежливый такой был, — присаживайтесь, пожалуйста». И потом объявляет: «Я пишу ректору докладную по поводу того, что не сделан целый ряд вещей, которые по плану уже должны были быть сделаны. И вы за это отвечаете. Но еще один человек кроме вас тоже за это отвечает. Поэтому пока я пишу, я хочу, чтобы все были здесь, попрошу Вас…» — тут он посмотрел на Тамарку, и я поняла, что он совершенно забыл, как ее зовут. Но он не растерялся и повторил: «Поэтому я прошу Вас, Глафира Полуектовна, пойти и привести немедленно…» — тут я поняла, что он забыл того третьего человека, которого надо наказать. Была большая пауза, после чего он сказал с достоинством, потому что «вспомнил»: «Привести сюда товарища Крузо»… Когда он произнес «Глафира Полуектовна», Тамарка ко мне обернулась и говорит: «К кому это он обращается?» Я отвечаю: «К Вам. Меня он помнит, как зовут, — все-таки с ним давно работаю». — «А как он меня назвал?» — «Глафира Полуектовна». А она опять спрашивает: «А кто это Крузо?» Я говорю: «Кто Крузо, я не знаю, Тамар. Не знаю. Никаких ассоциаций». Я обращаюсь к Гусеву: «Виктор Евгеньевич, можно нам вместе выйти? — Мы быстрее его отыщем» — «Да, пожалуйста». И мы покидаем кабинет.
Я начинаю ломать голову, кто такой Крузо, и думать, за что он нас карает. В чем мы провинились? И понимаю, что дело идет о студенческом научном обществе, за которое — почему мы отвечаем, — не знаю. А студенческое научное общество возглавлял аспирант Витька Якобсон — будущий наш проректор Виктор Петрович Якобсон, ученый секретарь диссертационного совета и замечательный историк театра. Значит, «Якобсон» — «Робинзон» — «Крузо». Пошли за Якобсоном, нашли, привели, — оказалось в десятку, именно его Гусев и хотел видеть. Виктор Евгеньевич прочитал нам докладную ректору, потребовал, чтобы мы написали объяснительные. Тамарка сказала, что писать ничего не будет, потому что работает недавно и вообще даже не знала, что существует у нас научное общество. Мы с Якобсоном расписались, что читали его докладную и с ней согласны, и дальше дело не пошло.

Аспиранты и профессура

Многие будущие аспиранты, которые приезжали в Институт, на сектор музыки, считали, что ученые, по книгам которых они готовились — уже давно умерли. Понимаете: Генрих Орлов — это же «История русского симфонизма», правильно? Они вообще не ожидали, что Генрих Орлов — такой сухощавый молодой красавец: синие глаза, седые волосы. Он был похож на актера из западного фильма…
Когда я пришла на Исаакиевскую, меня тут же разыграли. Я знала, что есть такой Гозенпуд, и даже пользовалась его «Оперным словарем». Но самого Абрама Акимовича никогда не видела. Он был очень маленького роста, и его в шутку называли Гозенграмм — не Гозен-пуд — а Гозен-грамм. Мне сказали, чтобы я пошла и спросила Гозенграмма. А я думала, что это — разные люди, что Гозенграмм тоже есть, — пошла и спрашивала Гозенграмма. Его не было, к счастью.
Когда Абрам Акимович в первый раз должен был поехать за границу, кажется, в Чехословакию, его аспиранты решили, что нельзя допустить, чтобы он поехал с таким портфелем. Как же он поедет такой — сколько он писал про музыку, про оперу, про своего любимого Яначека… Но портфель было совершенно невозможно достать, это было такое время — 70-е годы. Бегали-бегали по магазинам. Хотели купить и в виде сюрприза принести ему портфель (он не знал ничего). Он бы тут же деньги отдал: подарки делать было не принято, считалось даже — неприлично, хотели просто сделать ему красиво. Был «конкурс»: кто быстрее достанет портфель Гозенпуду. Никто не мог достать. И потом Игорь Виденин — теперь он профессор в Белорусской консерватории — нашел портфель. Такой прекрасный был портфель, кстати, чешский!
Абрам Акимович, когда получил этот портфель, сказал, что, если он был женщиной, наверное разрыдался бы. Было у аспирантов, кроме восхищения, еще и какое-то теплое чувство к этим людям…
(Записала Е. В. Хаздан. Санкт-Петербург, июнь 2012 г.)

«Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкой своего настроения»

А.П.Чехов

Профессию выбрала я по душе, нелегкая эта работа.
Добрые чувства взрастить в малыше, общая наша забота.
Профессии этой достойнее нет, я кропотливый ваятель.
Я и художник, я и поэт, я - детских душ воспитатель!

О себе

Я, Назарова Елена Викторовна работаю в МБДОУ "Детский сад № 247" воспитателем. В своей профессиональной деятельности руководствуюсь следующими принципами:

- уважай в ребенке личность;

- развивай и совершенствуй свое мастерство;
- заинтересуй ребенка так, чтобы он вновь и вновь ждал встречи с тобой.
Учить и учиться – вот девиз, с которым стараюсь идти по жизни. Учить слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и высказывать, а главное – чувствовать. Учиться у детей открытости, светлому взгляду на жизнь.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

Мой взгляд на мир

Мир наш прекрасен и давайте жить в нём осознанно и вдохновенно, наполняя каждый день смыслом, радостью и непередаваемым ощущением счастья от того, что мы живем!

Моё портфолио

На свете есть много различных профессий,
И в каждой есть прелесть своя.
Но нет благородней, нужней и чудесней
Чем та, кем работаю я!

Добавить грамоту в портфолио