Платформа «отель»: как Андрей Якунин построил свой бизнес. "РЖД и сын": как Андрей Якунин построил свой бизнес на железной дороге «Я находился на другой стороне сделки»

Семья

Супруга - Наталья Викторовна Якунина . По профессии инженер, познакомились в девятом классе, поженились на четвёртом курсе. В настоящее время занимается благотворительной и общественной деятельностью.

В июле 2013 года Владимир Якунин и его жена соучредили и возглавили эндаумент-фонд Мирового общественного форума "Диалог цивилизаций", зарегистрированный в Женеве.

Якунины имеют двух сыновей и троих внуков.

Сын - Андрей Владимирович Якунин - (родился в 1975 году) закончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Работал в гостиничном комплексе "Прибалтийская" в Петербурге, был соучредителем компании "Тристар Инвестмент Холдингс", занимал пост директора британской инвестиционной компании Venture Investments & Yield Management (VIYM). По оценке отца, Андрей Якунин обладает "блестящими аналитическими способностями", "трудоголик". Читает курс лекций в СПГУ. Имеет сына и дочь.

В 2009 году принадлежащая Андрею Якунину Региональная гостиничная сеть (РГС) подписала с компанией The Rezidor Hotel Group стратегическое соглашение об открытии 20 отелей под брендом Park Inn by Radisson в крупных городах России. К июлю 2016 года уже были построены и работали отели этого брэнда в Казани, Астрахани, Ижевске, Ярославле, Волгограде, Сочи и Новосибирске.

Младший сын Владимира Якунина - Виктор Якунин (родился в 1978 году) закончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, продолжил образование в европейском университете, с середины 2000-х работал в российском офисе трейдинговой компании Gunvor, с 2007 года занимал пост директора по юридическим вопросам, курировал вопросы юридического обеспечения проектов Gunvor в России. Является руководителем департамента инвестиций в инфраструктуру в фирме старшего брата VIYM. Его супруга Дарина владеет издательством детской литературы "Поляндрия".

Биография

Впоследствии вспоминал, что был в этой деревне всего два раза в жизни: когда родился и второй раз - когда навещал своих бабушку и дедушку.

Детство до 14 лет провёл в Эстонии в Пярну, где служил его отец, лётчик пограничных войск. Мать работала бухгалтером. Родным городом считает Санкт-Петербург, куда в 1964 году после демобилизации отца переехала семья.

В Ленинграде Владимир Якунин окончил 366-ю среднюю школу.

В 1972 году окончил Ленинградский механический институт ("Военмех", ныне Балтийский государственный технический университет имени Д.Ф. Устинова) по специальности "Производство летательных аппаратов", инженер-механик, специализировался в сфере проектирования и обслуживания баллистических ракет дальнего радиуса действия.

После окончания вуза Якунин работал в Государственном институте прикладной химии, который в то время был закрытой структурой, работавшей на нужды ВПК. В 1974 году поступил на службу в Управление КГБ СССР по Ленинграду и Ленинградской области. С 1975 по 1977 год учился на факультете Высшей школы КГБ им. Ф. Э. Дзержинского.

В 1977 году был направлен в качестве офицера действующего резерва в Государственный комитет экономических связей при Совете министров СССР. В 1982 году получил перевод в 1 Службу УКГБ по Ленинграду и Ленинградской области.

В 1982-1985 гг. - начальник иностранного отдела Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе АН СССР.

В 1985 году переходит на дипломатическую работу. Второй, а потом первый секретарь Постоянного представительства СССР при ООН.

В 1991 году ушел с государственной службы и занялся предпринимательской деятельностью. Вместе с группой бывших сослуживцев создал Международный центр делового сотрудничества. Одновременно участвовал в создании банка "Россия". Впоследствии он был вице-президентом НПП "Темп", генеральным директором ЗАО "Бикар".

В 1996 году вместе с Владимиром Путиным и шестью другими пайщиками основал кооператив "Озеро".

В 1997-2000 гг. - начальник Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления президента Российской Федерации (с марта 1997 года ГКУ, после переезда из Петербурга в Москву, возглавлял Владимир Путин).

С октября 2000-го по февраль 2002 года - заместитель министра транспорта Российской Федерации, курировал развитие торгового флота и деятельность морских портов РФ.

В феврале 2002 года Якунин стал первым заместителем министра путей сообщения.

24 октября 2003 года совет директоров ОАО "Российские железные дороги" единогласно утвердил кандидатуру Владимира Якунина в качестве первого вице-президента компании. В компании он курировал финансово-экономический блок.

В 2005 году распоряжением Правительства Российской Федерации Владимир Якунин был назначен президентом ОАО "Российские железные дороги".

В 2008, 2011 и 2014 годах полномочия Якунина продлялись Правительством на трехлетние сроки.

В 2012 году был назначен на пост председателя Международного союза железных дорог сроком на два года, в 2014 году - переназначен повторно.

Главной целью Владимира Якунина в РЖД было реформирование железнодорожной отрасли .

Он должен был превратить бывшее министерство в эффективную коммерческую компанию, привлекательную для бизнеса и удобную пассажирам.

В соответствии с задачами, которые возложило на руководство РЖД правительство, компания была коренным образом реструктурирована. В отрасль впервые пришли частные компании – как в грузовой, так и в пассажирский сектор.

Осуществив сделку по выкупу 75% акций логистического оператора Gefco, Якунин сделал РЖД полноценным участником европейского рынка перевозок.


При Владимире Якунине вновь ожили забытые советские проекты на Восточном полигоне.

Так, продолжилось строительство и модернизация Байкало-Амурской магистрали. Проект предусматривает прокладку 13 новых железнодорожных линий. За 10 лет существенно увеличилась пропускная способность Транссиба. Этого удалось добиться за счет электрификации ряда участков магистрали, достройки вторых и объездных путей. Завершен проект строительства дублирующей смычки между Китайскими железными дорогами и Транссибирской магистралью.

Все это позволило сократить прохождение грузов. Так, от Германии до Китая поезд идет 11-15 дней против более чем месяца по морю. В полтора раза выросла и маршрутная скорость контейнерных поездов – к 2016 году она достигла почти 1000 километров в сутки против 650 километров в сутки в 2006 году.

На северо-западном направлении Якунин проводил политику формирования логистической независимости России от прибалтийского транзита. В течение нескольких лет были построены железнодорожные подходы к находящемуся в Ленинградской области порту Усть-Луга, ставшему одним из главных центров морских грузоперевозок в регионе.

Реформировались пассажирские перевозки. Так, за время руководства Якунина на железных дорогах появляются дневные экспрессы – поезда с сидячими местами для коротких маршрутов протяженностью 3-8 часов. Обновился подвижной состав. В строй вошли новые скоростные и высокоскоростные поезда: "Сапсаны" на рейсах между Москвой и Санкт-Петербургом, "Аллегро" - между Санкт-Петербургом и Хельсинки, "Стрижи" - между столицей и Нижнем Новгородом и Берлином.


Более десяти маршрутов "Ласточек" связывают сразу несколько городов России. "Ласточки" перевозили зрителей Олимпиады в Сочи и работают на МЦК. На оживленных направлениях появились совершенно новые двухэтажные поезда. Старые немецкие вагоны международных составов были заменены новыми отечественного производства.

Большое внимание Якуниным уделялось локализации железнодорожной техники.

Так, если производство "Сапсанов" на территории России развернуть было невозможно из-за небольшой закупочной партии, то в случае "Ласточек" (адаптированная к российским условиям модификаций немецкого поезда Siemens Desiro) удалось добиться производства большей части комплектующих и сборки поездов на территории России. Сегодня эти поезда выпускают под Екатеринбургом на заводе в Верхней Пышме.

В 2007 году компания провела ребрендинг. Фирменными цветами вместо зеленого стали красный и серый. Компании удалось избежать существенных затрат на ребрендинг, включив окраску в новые цвета в плановые работы: подвижной состав и инфраструктура перекрашивались во время плановых ремонтов в течение нескольких лет.

За прошедшее десятилетие компания отремонтировала большинство столичных и крупных региональных вокзалов. Модернизации подлежало и вокзальное пространство – шаурму сменили фудкорты, в залах ожиданий установили станции зарядки гаджетов и бесплатные WiFi-точки.

Один из последних крупных проектов, созданный при участии Владимира Якунина в РЖД – Московское центральное кольцо, аналог надземного метро, ставшее крупнейшим пересадочным узлом в столице. 20 августа 2015 года Владимир Якунин досрочно ушел в отставку с поста президента РЖД .

Якунин отказался от предложенному ему места в Совете Федерации и полностью посвятил себя общественной деятельности.

В июле 2016 года в сотрудничестве с экс-секретарем Совета Европы В. Швиммером и профессором Геттингенского университета П. Шульце он основал в Берлине исследовательский институт "Диалог цивилизаций", чья цель определена как снижение напряженности в мировой политике.

Сегодня Владимир Якунин также является председателем попечительского совета Фонда Андрея Первозванного.

Занимается научной деятельностью – возглавляет кафедру государственной политики факультета политологии МГУ.

Владимир Якунин - приглашенный профессор Стокгольмской школы экономики и Пекинского Университета. Почетный доктор Дипломатической академии МИД России.

По инициативе Якунина совместно с факультетом политологии МГУ в 2016 году была запущена образовательная программа по повышению престижа политологического образования PolitIQ, в рамках которой студенты получают возможность стажироваться в самых известных вузах мира.

Якунин пропагандирует идею интеграции России в "Новый Шелковый путь" - транзитный маршрут между Европой и Китаем. Продвигает концепцию Трансевроазиатского пояса "Развитие" (ТЕПР).


Доходы и собственность

Свое основное состояние Владимир Якунин заработал в девяностые годы.

Он участвовал в ряде предпринимательских инициатив - от создания автоцентра "Бикар" до развития банка "Россия". Позднее судьба Владимира Якунина была связана с холдингом "Стрим", занимавшемся экспортом. Владимир Якунин стал состоятельным человеком задолго до прихода в ОАО "РЖД".

В 2006 году, по данным газеты "Ведомости", только как председатель совета директоров "Транскредитбанка" Якунин заработал более 21 миллиона рублей.

Зарплату в качестве президента РЖД Владимир Якунин раскрыл в 2015 году. Она составила более 4 млн. рублей в месяц.

Скандалы, слухи

В июне 2013 года на лентах информагентств появилось сообщение об отставке главы РЖД. Вместо него назначен Александр Мишарин, сообщали СМИ со ссылкой на пресс-службу кабмина.

Однако вскоре информагентства опровергли собственные сообщения, указав, что пресс-служба правительства официально не подтверждает "факт рассылки сообщения об отставке главы РЖД". Спустя еще некоторое время агентства аннулировали сообщение об отставке В.Якунина. До сих пор заказчики фейковой рассылки так и не были найдены.

20 марта 2014 года США ввели санкции против ключевых секторов российской экономики из-за "нарушения суверенитета и территориальной целостности Украины". Документ также расширил круг российских чиновников, подпадающих под визовые и экономические санкции. В расширенный список, в частности, вошёл и Владимир Якунин. Сам он опровергал свою вовлечённость в события на Украине и в Крыму.

Пресс-служба РЖД заявила, что данное решение является следствием "неадекватной реакции администрации США на свободное изъявление личной гражданской позиции по вопросу, имеющему огромный общественный резонанс в России", а отказ во въезде Якунину, являющемуся председателем Международного союза железных дорог, означает отказ не только руководителю российской госкомпании, но и главе крупной всемирной организации.

В санкционный список Европейского союза Владимир Якунин не вошел.

В 2017 году отказался от права воспользоваться законом о компенсациях россиянам, попавшим под санкции.

Конфессиональные награды:

Влади́мир Ива́нович Яку́нин (р. 30 июня 1948 года , Меленки , Владимирская область) - российский государственный деятель, президент ОАО «Российские железные дороги » с 14 июня 2005 года.

Ранние годы

Родился в деревне Захарово Гусь-Хрустального района Владимирской области (по другим сведениям - в городе Меленки той же области) . Впоследствии вспоминал, что был в этой деревне всего два раза в жизни - когда родился, и второй раз, когда навещал своих бабушку и дедушку. Детство до 14 лет провёл в Эстонии в Пярну , где служил его отец, лётчик Пограничных войск. Мать работала бухгалтером. Родным городом считает Санкт-Петербург , куда в 1964 году после демобилизации отца переехала его семья. В Ленинграде окончил 366-ю среднюю школу (1966) .

Карьера

Трудовую деятельность начал младшим научным сотрудником Государственного института прикладной химии. В 1975-1977 годах служил в Вооруженных силах СССР. Обучался в Краснознаменном институте разведки (ныне Академия внешней разведки) . После окончания службы в Советской Армии в 1977-82 гг. работал инженером, старшим инженером Управления Государственного комитета Совета Министров СССР по внешнеэкономическим связям (ГКЭС). В 1982-1985 годах начальник иностранного отдела .

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года № 843-р вновь назначен на должность президента . Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года № 987-р в третий раз назначен на должность президента ОАО «Российские железные дороги» .

Зарплата Якунина на посту президента ОАО «РЖД» в 2008 составляла 240 тыс. руб. в месяц.

Научная деятельность

С конца 2010 года является заведующим кафедрой государственной политики факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова .

Общественная и благотворительная деятельность

Является членом Попечительского совета Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова.

Якунин является председателем Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного . Лично участвует в доставке Благодатного огня со Святой Земли в Россию.

Якунин - председатель Попечительского совета благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!». Возглавляемая Якуниным компания выделяет средства на реализацию проектов фонда, созданного в 2007 году и занимающегося адресной материальной помощью детям-сиротам, детям-инвалидам, тяжелобольным детям; содействием семейному устройству детей; социальной адаптацией детей-сирот и детей-инвалидов; постинтернатным сопровождением воспитанников детских домов . Ряд проектов фонда осуществляется под личным патронатом Якунина .

Якунин - президент мирового общественного форума «Диалог цивилизаций».

Свободно владеет английским языком.

Семья

Женат первым браком. Супруга Наталья Викторовна Якунина (р.1 января 1948) - его ровесница и одноклассница, по профессии инженер, познакомились в девятом классе, поженились на четвёртом курсе. Занимала пост члена совета директоров ЗАО «Миллениум банк». В настоящее время она на пенсии. Якунины имеют двух сыновей и троих внуков.

Сын Андрей Владимирович Якунин (р. 1975) закончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Работал в гостиничном комплексе «Прибалтийская» в северной столице, был соучредителем компании «Тристар Инвестмент Холдингс», занимал пост директора британской инвестиционной компании Venture Investments & Yield Management (VIYM). По данным прессы, участвует в крупных девелоперских проектах на землях РЖД. В мае 2012 года компания «ЛенспецСМУ» приобрела права на строительство жилого комплекса «Галактика» в Петербурге . По оценке отца, Андрей Якунин обладает «блестящими аналитическими способностями», «трудоголик», читает курс лекций в СПГУ. Имеет сына и дочь.

В 2009 году принадлежащая Андрею Якунину Региональная гостиничная сеть (РГС) подписала с компанией The Rezidor Hotel Group стратегическое соглашение об открытии 20 отелей под брендом Park Inn by Radisson в крупных городах России. К июлю 2012 года уже построены и работают отели этого бренда в Казани, Астрахани и Ижевске. Строятся отели в Ярославле, Волгограде, Сочи и Новосибирске - все они находятся напротив или очень близко от вокзалов. Ещё три отеля находятся в стадии проектирования. Завершить строительство всех гостиниц РГС планирует к 2015 году, в проект вложено уже 115,3 млн долларов .

Сын Виктор Владимирович Якунин (р. 1978) закончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, продолжил образование в европейском университете, с середины 2000-х работал в российском офисе трейдинговой компании Gunvor , с 2007 занимал пост директора по юридическим вопросам, курировал вопросы юридического обеспечения проектов Gunvor в России. Является руководителем департамента инвестиций в инфраструктуру в фирме старшего брата VIYM. Имеет дочь. .

Финансирование Центристской партии Эстонии

21 декабря 2010 Полиция Безопасности Эстонии КаПо (эст. KaPo ) опубликовала на своём сайте значившийся ранее секретным документ No.98T , из которого следовало, что президент Российских железных дорог Владимир Якунин обещал председателю Центристской партии и мэру Таллина Эдгару Сависаару и вице-мэру Таллина Денису Бородичу поддержку партии к парламентским выборам (назначены на 6 марта 2011 года) в размере 1,5 млн евро, за передачу и легализацию денег среди прочих должен был отвечать вице-мэр столицы Денис Бородич.

Документ, в частности, гласит, что Якунин 23-24 июня 2010 года побывал с визитом в Эстонии, куда за день до этого уже приехал руководитель администрации РЖД Владимир Бушуев. 24 июня, во время увеселительной прогулки на катере в Таллинском заливе, Якунин сообщил Бородичу что «запрошенных трёх не будет, можно 1,5». В ходе дальнейшей культурной программы они посетили мызу Килтси в Ляэне-Вирумаа.

На мызе Сависаар, Бородич, Бушуев, Сергей Петров (владелец действующей в Эстонии транзитной фирмы Petromaks Spediitor AS) и Якунин, по предложению последнего, уединились для конспиративной беседы. В ходе беседы Якунин сообщил, что на парламентские выборы Центристская партия получит 1,5 млн евро. Из них 1/3 наличными, 2/3 денежным переводом на основании счетов. Также Якунин напомнил всем, что говорить о сделке нигде не стоит, сославшись на долгий опыт оперативной работы. Ответственными за передачу денег и их легализацию были назначены с одной стороны Сергей Петров и с другой стороны - Бородич.

19 февраля 2011 года на приёме мэра в Таллинской ратуше после воздвижения креста над ласнамяэским храмом Владимир Якунин лично позвонил своему другу дирижёру Мариинского театра Валерию Гергиеву и получил подтверждение, что вариант приезда симфонического оркестра в Таллин 28 февраля вполне возможен. Внеплановый концерт для закрытого круга лиц состоялся 28 февраля в концертном доме Nokia. Перед началом концерта перед публикой выступил мэр Таллина Сависаар. Мэрия Таллина оплатила только аренду зала в размере 5000 евро. Все остальные расходы были покрыты российской стороной. Многие средства массовой информации Эстонии расценили это событие как подтверждение поддержки властями России Центристской партии .

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (16 июня 2008 года) -
  • (10 августа 2006 года) - за большой вклад в развитие железнодорожного транспорта и многолетнюю добросовестную работу
  • Медаль «За развитие железных дорог» (22 октября 2007 года) - за большой вклад в развитие железнодорожного транспорта и достигнутые трудовые успехи
  • Орден «За заслуги перед Алтайским краем» I степени (25 сентября 2009 года) - за большой вклад в социально-экономическое развитие Алтайского края
  • Большой крест ордена Гражданских заслуг (Испания , 20 июля 2012 года) .
  • Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса (14 июня 2002 года)
  • Орден «За заслуги перед Австрийской Республикой» (Австрия , 2011 год)
  • Орден «Данакер» (Киргизия , 21 июня 2006 года) - за большой вклад в развитие экономических отношений между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией
  • Орден «Дружба» (Азербайджан , 2009 год) - за особые заслуги в укреплении сотрудничества и взаимных связей между Азербайджаном и Россией
  • Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (9 июня 2011 года , Италия)
  • Орден Почёта (Армения) - за значительный вклад в дело укрепления и развития сотрудничества между Республикой Армения и Российской Федерацией в сфере экономики
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени (РПЦ , 2008 год)
  • Орден преподобного Андрея Рублева I степени (РПЦ, 2009)
  • Орден святого преподобного Серафима Саровского II степени (РПЦ, 2005 год)
  • Орден «Аль-Фахр» I степени (Совет муфтиев России , 2008 год) - за значительный вклад в дело развития и укрепления идеи диалога цивилизаций, распространение идеалов мирного сосуществования народов и религиозных традиций, а также в связи с 60-летним юбилеем
  • Орден святого Саввы I степени (Сербская православная церковь , 17 декабря 2005 года) - за деятельную любовь к братскому сербскому народу и Сербской Православной Церкви
  • Орден Святого Гроба Господня (Иерусалимская православная церковь , 2004 год) - за большой вклад в развитие диалога цивилизаций и народов и организацию всеправославной молитвы «Просите мира Иерусалиму»
  • Орден святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (Православная церковь Чешских земель и Словакии , 2009 год) - за вклад в укрепление дружбы между народами России, Чехии и Словакии
  • Командор ордена святых апостолов Петра и Павла (Антиохийская православная церковь , 2010 год) - за труды на благо Православной Церкви
  • Орден святителя Иннокентия II степени (Православная Церковь в Америке , 2010 год)
  • Имеет ряд государственных наград СССР, в том числе: медаль «За боевые заслуги» .
  • (30 июня 2008 года) - за большой личный вклад в обеспечение эффективной работы железнодорожного транспорта и многолетний добросовестный труд
  • Медаль Павла Мельникова (Минтранс России, 2005 год) - за большой личный вклад в развитие транспортного комплекса России
  • Медаль «За содействие в обеспечении специальных программ» (ГУСП, 2009 год) - за высокую организацию работы по выполнению Указа Президента Российской Федерации «Вопросы мобилизации Российской Федерации»
  • Медаль «90 лет транспортной милиции» (ГАИ , 2009 год) - за весомый вклад в дело охраны общественного порядка и в связи с 90-летием со дня образования органов внутренних дел на транспорте
  • Лауреат премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность».

Книги

  • Якунин В. И., Багдасарян В. Э., Сулакшин С. С. Государственная политика вывода России из демографического кризиса. М.: Научный эксперт, Экономика, 2007.
  • Якунин В. И., Багдасарян В. Э., Сулакшин C.C. Идеология экономической политики: проблема российского выбора. Монография - М.: Научный эксперт, 2008.
  • Якунин В. И., Багдасарян В. Э., Куликов В. И., Сулакшин С. С. Вариативность и цикличность глобального социального развития человечества. Монография - М.: Научный эксперт, 2009.
  • Якунин В. И., Багдасарян В. Э., Сулакшин C.C. Западня: новые технологии борьбы с российской государственностью. - М.: Эксмо, Алгоритм, 2010.

Примечания

  1. Новости - Руспрес
  2. Ъ-Власть - КГБ во власти и бизнесе
  3. Владимир Якунин:: Top.rbc.ru
  4. Ъ-Огонек - 10 выдвиженцев КГБ
  5. NEWSru.com | 15 лет исполнилось со дня образования путинского дачного кооператива «Озеро» (список «водившихся» в нём)
  6. ЯКУНИН Владимир Иванович - биография, новости, фото, дата рождения, пресс-досье. Персоналии ГлобалМСК.ру. Московский бизнес портал
  7. Би-Би-Си: «Премьер Эстонии назвал „подозрительным“ визит главы РЖД в Таллин»
  8. newsland.ru «Владимир Якунин - один из наиболее вероятных претендентов на кресло Владимира Путина в Кремле»
  9. 15 лет самому мутному «Озеру» в мире! - Политика - Новая Газета «компанией из 8 человек был учрежден и дачный потребительский кооператив „Озеро“. Первыми его соучредителями стали: … Владимир Якунин», "К приходу в дачный потребительский кооператив «Озеро» Владимир Якунин уже был главой совета директоров АОЗТ «Международный центр делового сотрудничества». "
  10. Якунин, Владимир Иванович - Механизм разработки геостратегий в современном российском государстве: На примере транспортно-железнодорожной сферы
  11. Якунин, Владимир Иванович - Процессы и механизмы формирования государственной политики в современном российском обществе
  12. Единый электронный каталог РГБ
  13. Приказ о создании кафедры государственной политики на факультете политологии МГУ от 12 октября 2010 года № 917
  14. Сайт фонда Андрея Первозванного
  15. Агентство Социальной Информации
  16. Новости | Московская ЖД
  17. Салуцкий А. С. Эпоха сетевых войн. «Московский железнодорожник», 2011, № 7, с.12
  18. Указ Президента Российской Федерации от 13 января 2010 года № 64 «Об утверждении состава попечительского совета фонда „Русский мир“»
  19. «Диалог цивилизаций» во времена глобальных трансформаций.
  20. Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин завел блог в «Живом Журнале».
  21. Lenta.ru: : Якунин, Владимир
  22. NEWSru.com | СМИ: Сын главы РЖД решил построить сеть гостиниц у крупных вокзалов на $500 млн
  23. (Ведомости, 23 декабря 2009)
  24. http://rzd.ru/wps/portal/press?STRUCTURE_ID=2&layer_id=463&page461_873=2&refererLayerId=461&id=212904
  25. Игорь Костолевский: «Я живу с железнодорожницей» - 7Дней.ру
  26. Новости | Пассажирам
  27. Вести. Ru: Все московские вокзалы, кроме Павелецкого, носят «не свои» названия
  28. NEWSmsk.com в Москве: Электрички к «Москва-Сити» пустят в следующем году
  29. Станции Малого железнодорожного кольца станут крупными транспортно-пересадочными узлами - Недвижимость - Интерфакс
  30. В России будут развивать высокоскоростные железные дороги - Первый канал
  31. Начало пути - МКЖД
  32. Тягловые животные в Азии

ВСЕ ФОТО

Председатель совета директоров ООО "Региональная гостиничная сеть" Андрей Якунин (слева) и президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин на церемонии открытия отеля Park Inn by Radisson в Новосибирске, 24 июня 2015 года
РИА Новости / Александр Кряжев

За 12 лет работы Владимира Якунина в РЖД его сын Андрей стал крупным предпринимателем, чей фонд VIY Management управляет активами на 400 млн долларов. Многие из проектов VIYM могут быть связаны с РЖД.

"Мы за то, чтобы дети железнодорожников работали на железнодорожном транспорте"

Напомним, в июле 2013 года оппозиционер Алексей Навальный сообщил в своем блоге, что обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить информацию о том, : он утверждал, что президент РЖД Владимир Якунин и его родственники якобы построили "гигантскую бизнес-империю", используя зарегистрированные в офшорах компании.

Навальный писал, что семья Якунина, в частности, владеет сетью расположенных на привокзальных территориях в ряде городов РФ отелей Regional Hotel Chain, которой управляет сын главы РЖД Андрей Якунин.

При этом Навальный ссылался на заявления по этому поводу самих Якуниных, согласно которым бизнес-связей между Андреем Якуниным и госмонополией не существует, глава РЖД не имеет никаких связей с бизнесом сына, а три привокзальные гостиницы - в Казани, Астрахани и Ижевске - не имеют никакого отношения к РЖД.

Далее Навальный пишет о "доме со львами" на Вознесенском проспекте в Петербурге - это здание, по данным его Фонда борьбы с коррупцией, Управделами президента передало в бессрочную аренду ЗАО, с которым также связаны структуры Якуниных. А привлечением инвестиций в проект реконструкции архитектурного памятника занималась компания, также принадлежащая Андрею Якунину.

Под давлением общественного мнения глава РЖД Владимир Якунин весной 2015 года даже распорядился за две недели покончить с кумовством в структурах возглавляемой им компании.

"Российские железные дороги" славятся трудовыми династиями, но преемственность поколений не должна подменяться кумовством, фаворитизму не место в РЖД, - цитировал Якунина-старшего сайт РЖД . - Мы за то, чтобы династии у нас были. Мы за то, чтобы дети железнодорожников работали на железнодорожном транспорте. Но совершенно недопустимым, на мой взгляд, является положение, когда член семьи работает под руководством другого члена семьи: "сын под отцом", "жена под мужем" и т. д."

Напомним, 17 августа стало известно, что глава РЖД Владимир Якунин направил коллегам телеграмму, в которой сообщил о полученном предложении стать сенатором и возможном уходе из монополии. В телеграмме отмечалось, что окончательное решение будет принимать российское руководство.

В связи с этим Московский Центр Карнеги напоминает, какое наследство оставляет после себя один из наиболее приближенных к президенту Путину людей.

Инвестиционный бюджет РЖД на 2015 год составляет 414 млрд рублей. Компания генерирует около 3% ВВП страны. По нескольким старым, но модернизированным веткам начали ходить немецкие и итальянские скоростные поезда, внешний и внутренний вид станций, вокзалов, вагонов стал намного приличнее, расписание соблюдается.

Однако главные результаты - это паралич в пригородных пассажирских перевозках в начале года, хотя и на них, и на дальние пассажирские перевозки РЖД ежегодно получает субсидии - в 2015 году почти 80 млрд рублей.

Компания в 2014 году потеряла 44 млрд рублей, в 2015-м недополучит еще 32 млрд рублей, хотя ее тарифы выросли на 10% - больше, чем у других монополий.

При этом Владимир Якунин постоянно просил государство о помощи: в 2008 году из-за кризиса он попросил выкупить инфраструктурные облигации за счет Банка России и выдать компании кредиты на инфраструктурные проекты из денег "Внешэкономбанка". В 2010-м - увеличить тарифы на перевозки не на 9%, а на 12,1% и еще дать субсидии на 50 млрд рублей. В 2011 году - изменить модель налогообложения компании, чтобы она платила меньше налога на прибыль; в 2012-м - обнулить налог на добавленную стоимость по пригородным пассажирским перевозкам. В 2015 году, когда электрички во многих регионах страны просто встали, правительство выделило РЖД без малого 65 млрд рублей господдержки.

В 1975-1977 годах проходил срочную службу в Вооруженных Силах СССР.

В 1977-1982 годах работал инженером, старшим инженером в Комитете по внешнеэкономическим связям при Совете Министров СССР.

В 1982-1985 годах занимал должность начальника иностранного отдела Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе АН СССР.

В 1985-1991 годах был вторым, первым секретарем Постоянного представительства СССР при ООН, работал в Комитете по мирному использованию космического пространства.

С 1991 по 1992 год — главный консультант Научно-производственного предприятия ТОО "ТЭМП" (Санкт-Петербург).

В 1992-1997 годах занимал пост директора акционерного общества закрытого типа "БИКАР" (Санкт-Петербург).

В 1997-2000 годах был начальником отдела Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления президента РФ.

В семье — двое сыновей . Андрей Якунин — российский партнер британской инвесткомпании Venture Investments & Yield Management (VIYM), председатель совета директоров Национальной ассоциации участников рынка альтернативных инвестиций (НАУРАН). Виктор Якунин — управляющий санкт-петербургским офисом VIYM.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Владимир Иванович Якунин – госслужащий, экс-глава ОАО «Российские железные дороги», чрезвычайный и полномочный посол РФ.

Forbes оценил его доход за 2014 год в $11 миллионов, поместив на 9 место в рейтинге самых высокооплачиваемых российских руководителей. Однако Григорий Левченко, пресс-секретарь экс-главы монополии, опроверг эти данные, заявив в СМИ, что в действительности сумма заработка Владимира Ивановича была почти в 5 раз меньше и составляла $2,4 миллиона.

После своего ухода из власти летом 2015 года бывший хозяин железных дорог не дал согласия стать кандидатом в сенаторы - по предложению руководителя Калининградской области Николая Цуканова представлять его регион в СовФеде. Отказаться от предварительного намерения его заставила юридическая несовместимость данного статуса с возможностью продолжения деятельности в сфере международных отношений, на которой он планирует сконцентрироваться после отставки.

Детство Владимира Якунина

Появился на свет будущий высокопоставленный управленец 30 июня 1948 года на родине своей матери во Владимирской области. В те годы его папа-летчик министерства госбезопасности, служил в эстонском городе Пярну, где была сложная политическая обстановка. Поэтому из соображений безопасности тот отправил жену рожать в деревню к ее родителям. После улучшения ситуации она вместе с сыном вернулась обратно на место службы мужа.


Детство Володи прошло на эстонском побережье Балтийского моря, в портовом и курортном городке. Его мама была бухгалтером, папа в свободные от службы часы увлекался карточной игрой в преферанс. В 1964 году отец уволился, и семья перебралась из Пярну в город на Неве. Там Владимир окончил школу и высшее учебное заведение «Военмех».

Начало карьеры Владимира Якунина

После получения в 1972 году высшего образования молодой инженер трудился в Государственном институте прикладной химии (с подчинением 6-му Управлению), где разрабатывались составы для боеприпасов, систем воздействия на атмосферные явления.

В 1974 году он поступил на работу в органы госбезопасности. В 1977 году он заочно окончил Высшую школу КГБ и был направлен в госкомитет экономических связей при Совмине. В период 1982-1985 гг. он руководил отделом по работе с иностранцами столичного Физтеха, являясь офицером контрразведки КГБ.

Владимир Якунин: Есть ли жизнь после РЖД

С 1985 года Владимир Иванович находился на дипломатической службе в США.

Предпринимательская деятельность Владимира Якунина

В 43 года Якунин занялся бизнесом. В партнерстве с прежними сослуживцами он учредил Международный центр делового сотрудничества, принимал участие в становлении банка «Россия», НПП «Темп», руководил автоцентром «Бикар».


Под контролем возглавляемого Владимиром Путиным отдела по внешним связям администрации Северной столицы Якунин занимался экспортом цветных металлов. Одновременно он трудился в компании «Стрим», экспортируя лес, хлопок, нефтепродукты. Дача Якунина находилась в кооперативе «Озеро» - аналоге московской «Рублевки», учредителем которого он стал вместе с будущим главой государства.

Все его совладельцы, включая Якунина, Юрия Ковальчука, братьев Сергея и Андрея Фурсенко , Николая Шамалова, в период президентства Владимира Владимировича заняли весомые должности во власти и бизнесе.

В частности, Якунин 2002 году стал замминистра путей сообщения, блестяще осуществив реорганизацию ведомства в ОАО. В 2005 году он стал главой Российских Железных Дорог.

Аналитики отмечали, что кандидатура Владимира Ивановича фигурировала в качестве преемника главы государства. Но Якунин, якобы, не имел желания баллотироваться на президентский пост, уступив место молодым претендентам, Дмитрию Медведеву и Сергею Иванову .

Владимир Якунин – президент РЖД

В 2012 году в столице Франции на заседании генассамблеи Международного союза железных дорог он был назначен председателем данной организации, призванной гармонизировать отношения между железными дорогами стран Европы.


В 2013 году на возглавляемом Якуниным предприятии возникали финансовые проблемы. Для сохранения денежных ресурсов рабочих предприятия переводили на сокращенную неделю.

В 2014 году глава страны присвоил руководителю РЖД ранг чрезвычайного и полномочного посла. Благодаря оптимизации логистики, Якунину удалось увеличить на четверть объем грузоперевозок в контейнерах. В 2015 году совет директоров компании своим решением увязал размер премий своего руководителя с показателями финансовой деятельности. В августе президент РЖД распоряжением правительства был освобожден от занимаемой должности. Поговаривали, что он пойдет в сенаторы, но Якунин отказался от данного предложения.

Во время работы Владимира Якунина в РЖД в России появилось высокоскоростное сообщение: между Москвой и Санкт-Петербургом запустили «Сапсаны», развивающие скорость до 250 км/час. Были введены в эксплуатацию несколько серий нового подвижного состава: «Ласточки» (производящаяся в России адаптация немецкого Siemens Desiro), «Стрижи» и двухэтажные поезда. Тогда же были внедрены электронные билеты, а на вокзалах появился беспроводной доступ в интернет.

При Якунине началась масштабная кампания по реконструкции вокзалов и организации парковочных пространств. Благоустройство коснулось и привокзальных территорий - прилегающие к вокзалам площади начали очищать от беспорядочных ларьков, цветочников, нелегальных таксистов и бездомных. Запущены проекты по модернизации Транссиба и БАМа, был возрожден проект Малого кольца Московской железной дороги (известной сейчас как МЦК), аэропорты Москвы с центром связали Аэроэкспрессы. К Олимпиаде в Сочи был построен вокзал в Адлере, реконструирована железнодорожная инфраструктура всего южного побережья.

Личная жизнь Владимира Якунина

Экс-глава РЖД женат, имеет двоих сыновей - Андрея, 1975 года рождения, и Виктора, родившегося в 1978-м. Со своей супругой Натальей он познакомился еще в период учебы в ленинградской школе. Поженились они в 1971 году. Как и супруг, она окончила «Военмех».


В начале 2000-х она занялась бизнесом, являлась одним из руководителей «Миллениум банка». Сегодня она выступает в качестве соучредителя «Геленджикского курортного комплекса-Меридиан», ООО «МСК Трейд», занимается благотворительной деятельностью. Вместе с мужем она стала главой учрежденного в Женеве целевого фонда «Диалог цивилизаций».

Их старший сын – экономист, закончил университет Санкт-Петербурга. Вместе со своей семьей он проживает в Лондоне. У пары есть сын и дочка. Ему принадлежит гостиничная сеть из 20 отелей в городах России, он занимается также рядом крупных инновационных строительных проектов.


Сын Виктор – юрист, закончил тот же ВУЗ, что и брат. Затем он продолжил образование в школе бизнеса Лондона, позже – в школе при Колумбийском университете Нью-Йорка. Виктор – директор юридического подразделения крупнейшей международной энергетической группы компаний Gunvor. Он проживает с супругой и двумя детьми в Северной столице.

Экс-президент РЖД – доктор политических наук. Он является завкафедрой политологии МГУ, профессором экономической школы Стокгольма. Владимир Якунин имеет государственные награды, среди которых орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени и орден Почета.

Владимир Якунин сегодня

После отставки Владимир Якунин сосредоточился на научной и общественной деятельности. Он – со-основатель Исследовательского Института «Диалог Цивилизаций», Председатель Попечительского Совета Фонда Андрея Первозванного, Председатель Попечительского совета Благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!».