Рисование средняя старшая труд людей весной. Труд людей весной план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию речи в форме квест-игры для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Труд людей весной» («Семена для Страшилы») Коррекционно-образовательные задачи: расширение представлений о необходимости и значения труда людей; формирование представлений о труде весной на огороде; расширение и активизация словаря по теме «Весенние сельскохозяйственные работы»; формирование навыка словообразования однокоренных слов; обогащение экспрессивной речи новыми словами; совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными, преобразование слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами); развитие фонематических представлений (различение слов близких по звуковому составу); совершенствование синтаксической стороны речи (исправление и составление предложений). Коррекционно-развивающие задачи: развитие диалогической речи, слухового и зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Оборудование: игрушка Страшила, мешочек с семенами, комнатное цветущее растение, модели-лепестки (отражающие необходимые составляющие условия роста растений на огороде); бланки с изображением инструментов на каждого; компьютер. Предварительная работа: просмотр мультфильма или чтение отрывков их сказки «Волшебник Изумрудного города» (А.М. Волкова); рассматривание иллюстраций о труде людей весной в природе; знакомство с сельскохозяйственными инструментами; труд в уголке природы по уходу за комнатными растениями. Ход НОД - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный гость. Это пугало, а зовут его Страшила. Вы когда-нибудь слышали про такого? Да, конечно, слышали. Есть такой сказочный герой из сказки «Волшебник Изумрудного города». Но сегодня с нашим пугало Страшилой приключилась совсем другая история. Дело в том, что Страшила живет на огороде. Скажите, а для чего нужно пугало на огороде? Что оно там делает, для чего стоит? (ответы детей- пугать, сторожить урожай, отгонять птиц) От какого слова произошло «пугало»? Какое есть слово-родственник у слова «пугало»? (ответы - пугать). Да, пугало и стоит на огороде, чтобы пугать, отпугивать вредителей огородных посадок, культурных растений, которые выращивает человек. А наш Страшила оказался без работы - наступила весна, пора засеивать огород семенами, а семена пропали… Что же будет сторожить наше пугало? Вот были семена у Страшилы, и вдруг… пропали. Наверняка это злая волшебница Гингема из сказки «Волшебник Изумрудного города» решила навредничать и спрятала семена! Давайте поможем Страшиле их найти. Но для того, чтобы отыскать семена, необходимо разгадать картинки-символы, которые помогут отыскать место, где оказались спрятанными семена. Все символы-картинки должны составиться в подсказку, которая покажет нам место со спрятанными семенами. Итак, в путь!
- Каждый символ – это подсказка, обозначающая необходимые условия для прорастания семян на огороде. Внимание, первая загадка, которая прячется вот в этой карточке. -Посмотрите, что же это за знак, что он обозначает? Что еще нужно для растений? (логопед показывает карточку-символ с изображением почвы). Да, это земля, почва, она необходима для роста растений. На огороде люди перекапывают почву и формируют из вскопанной земли грядки. Давайте посчитаем «перекопанные грядки» на огороде (логопед показывает карточки с числами от одного до десяти, дети считают): одна перекопанная грядка, две перекопанные грядки, три… Молодцы, справились с заданием, получаете карточку со знаком. Двигаемся дальше. Посмотрите, а этот знак что может обозначать (логопед показывает карточку с символом – воды – капелька (ответы детей). Да, это вода, она необходима для роста растений, без влаги и полива семена не смогут прорасти и дальше растения не смогут расти и дать урожай. Расшифровали их правильно, теперь необходимо выполнить задания для получения этого символа. Задание называется «Найди лишнее слово», слушайте меня внимательно: 1 - водный- вода - видный- подводный 2- поливать-лить-переливать-лейка 3- море-морковь-морской-мореплаватель 4- капать-капля-капель-копать 5- озеро-озерный-озорной-приозерный 6- река-речной- ручей -речка Хорошо, мы с вами получаем еще одну карточку-символ и идем дальше. Как вы думаете, что обозначает этот знак-символ, что необходимо растениям для роста? (логопед показывает лепесток с изображением солнца; ответы – солнце, свет).
ФМ: Солнце спит и небо спит
Солнце спит и небо спит, (Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.) Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх руками.) Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх, потянулись.) Все лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх руками.) Вдруг повеял ветерок, (Качаем раскрытыми в стороны руками.) Небо тучей заволок, (Закрыли лицо руками.) И деревья раскачал. (Качание туловища влево-вправо.) Дождь по крышам застучал, (Прыжки на месте.) Барабанит дождь по крышам, (Хлопаем в ладоши.) Солнце клонится все ниже. (Наклоны вперед.) Вот и спряталось за тучи, (Приседаем.) Ни один не виден лучик. (Встали, спрятали руки за спину.)

Или ФМ Солнце
Солнце глянуло в окошко, Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Наклониться, три – четыре И на месте поскакать – пять. А теперь «солнечное» задание «Собери предложение»: 1- солнце, растут, светит, растения, 2- стало, солнце, светло, взошло 3- пряталось, тучи, за, солнце. 4- семена, растут, тепло, когда 5- солнце, тучи, скрыли, дождь, начался 6- загорали, дети, солнце, припекало Молодцы, мы получаем подсказку. Продолжаем путь (дети переходят к следующей зоне, садятся на стульчики). Посмотрите, что это за знак? Что он может обозначать? (логопед показывает карточку с символом «термометр»). Да, это можно назвать градусником или правильно- термометр, а обозначает он то, что для роста растений необходимо тепло, теплый воздух. Теплый воздух ласково пригревает и оберегает растения, вот и мы выполним задание для получения этой карточки «Назови ласково»: Грядка-…грядочка; семя- …семечко; земля -…земелька; цветок- … цветочек; росток- … росточек; дерево- … деревце. Молодцы, получаем еще одну карточку (лепесток с моделью «термометр»). Двигаемся дальше. - Теперь посмотрим вот на этот знак -символ? Что же в нем зашифровано? (логопед показывает лепесток со схематичным изображением садовых инструментов –грабли, лопата). Ответы детей. - Совершенно верно, для ухода за растениями на огороде требуются специальные инструменты. А вот как хорошо вы их знаете, мы сейчас проверим. Присаживайтесь, пожалуйста, за столы, возьмите бланки с заданиями и простой карандаш. Вам нужно обвести только те инструменты, которые необходимы в работе на огороде. Итак, можете приступать (дети выполняют задание).
- Спасибо за работу, я вижу, что вы справились. Давайте попробуем назвать те инструменты, которые вы выделили (совместная проверка, закрепление названия инструментов: лопата, грабли, лейка, мотыга). Получайте заработанную карточку. Посмотрите, последняя загадка. Что же может обозначать этот знак? Что еще необходимо для проращивания семян? (логопед показывает карточку-лепесток с изображением человеческих рук). Да, это человеческий уход, забота о растениях на огороде. Без человека ни природа, ни сами инструменты ничего сделать не могут. Человек готовит землю, контролирует температуру и свет, поливает всходы. А еще что может делать человек на огороде? Давайте назовем как можно больше слов действий. Это и будет нашим последним заданием. Итак, продолжите предложение Весной на огороде человек может… копать, рыхлить, удобрять, сажать, ухаживать, взращивать, поливать, сгребать, пересаживать, подсаживать, рассаживать, отсаживать, сеять, обрезать и т.д. А теперь давайте посмотрим на наши знаки-карточки. Что же у нас получается? На что похожи карточки, какой они формы, что может из них получиться? То, что мы сможем из них сложить и будет указывать нам на место, где спрятала Гингема семена растений для огорода Страшилы. (дети высказывают предположения, приходят к совместному выводу, что это лепестки, если их сложить по кругу, то получится цветок, значит спрятанные семена нужно искать под каким-то цветком). Совместно с логопедом осматривают помещение, находят несколько комнатных цветущих растений, осматривают это место, под поддонами находят семена культурных растений в пакетиках). -Ребята, мы помогли Страшиле, нашли семена огородных растений, теперь ему будет что сторожить, но вот только если мы отдадим ему семена, то кто же их посадит. Мы с вами выяснили, что нужны человеческие руки, уход, а зачем же просто сторожить семена? Что же нам делать? (выслушиваются варианты детей). Я предлагаю предложить Страшиле пожить у нас в огороде, а вы с воспитателями посадите эти семена на огород во дворе детского сада, будете за ними ухаживать, а Страшила будет сторожить всходы от вредителей. Ну что же, вот и решено, забирайте эти семена, вы их заслужили. Знаки- символы в виде цветка тоже не забудьте захватить в группу, эти подсказки напомнят вам правила ухода за вашими всходами. До свидания, ребята.

Ирина Михалева
Планирование образовательной деятельности «Весна. Труд людей весной» (подготовительная группа)

Тема:"Весна. Труд людей весной".(подготовительная группа)

Образовательные задачи :

Уточнять знания детей о труде людей весной на огороде.

Расширять представления об орудиях труда.

Систематизировать знания о процессе посадки.

Расширить словарный запас (теплица, грядка, рассада, посадка, парник, сажать, сеять, поливать, белить, обрезать, копать, перекапывать).

Воспитывать положительное отношение к труду, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности.

Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений

Беседы:

«Семечко-рассада-помидор»:

Цель: Уточнить представление детей о том, из чего можно вырастить растение. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для условий, необходимых для условия роста растений. Развивать мышление, наблюдательность, речь. Воспитывать желание самим выращивать растения из семян.

«О труде людей» (дворник, садовник, комбайнер, агроном и т. д.)

Цель: Формировать первоначальные представления о весенних работах людей в природе. Знакомство с профессией дворник, садовник, комбайнер, агроном и т. д.

«Если мы не будем ухаживать за посевами…»

Цель: Систематизировать знания детей о посадке, уходе за посевами. Воспитывать положительное отношение к труду.

«Зачем нужна рассада?»

Цель: Дать представление что такое рассада, зачем она нужна. Что необходимо для посадки рассады.

«Инвентарь садовода»:

Цель: Уточнять знания детей о труде людей весной на огороде. Познакомить детей с инвентарем садовода, его применении.

Дидактические игры:

«Вырастим яблоки» : Упражнять детей в счете. Развивать ловкость, внимание.

«Где и какая нужна профессия»: Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими.

«Созрело- не созрело»: Определить спелость овощей и фруктов по внешним признакам.

«Вершки и корешки»: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

«Чудесный мешочек» - развивать умение узнавать предметы на ощупь.

Дидактические игры по развитию речи:

«Назови ласково» : Формировать умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (огурец- огуречик, лук-… итд)

«Опиши, я отгадаю»: Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого. Развивать связанную речь, мышление.

«Съедобное - несъедобное» : Развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном предмете, быстроту мышления. Формировать умение у детей за короткое время делить предметы на две категории: съедобное и несъедобное.

«Что сначала, что потом»: Формировать умение у детей составлять рассказ, расширять словарный запас, развивать логическое мышление, связную речь.

«Подбери действие» : Продолжать активизировать в словаре детей глаголы. (Люди весной что делают? Птицы весной что делают? и. т. д.)

Сюжетно-ролевые игры:

«Путешествие в парк» - Развивать у детей умение действовать в соответствии с игровой ситуацией (самостоятельно подбирать атрибуты к игре, устанавливать ролевые взаимоотношения со сверстниками, согласовывать игровые действия с принятой ролью, включаться в разные ролевые диалоги).

«Садовники »-Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Знакомство с трудом людей весной. Воспитание уважительного отношения к труду.

«Магазин - Семена» : Вызвать у детей интерес к профессии продавца, использовать в игре названия разнообразных садовых растений, названия семян овощей. Формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

«Аптека для растений»: Закрепить знания, умения и навыки посадки огорода, поливки комнатных растений. Формировать умение выражать своё отношение к роли как определённой жизненной позиции, развивать социальные способности и навыки общения

"Семья на пикнике": Формировать умение детей планировать игру, подбирать атрибуты, распределять роли. Закреплять умение самостоятельно развивать сюжет игры. Расширять словарный запас, развивать диалогическую речь детей. Способствовать установлению дружеских взаимоотношений между детьми.

Подвижные игры:

«Перебежки»: Упражнять детей в быстроте и ловкости.

«Через ручеек»: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.

«Салочки»: Развивать бег, ловкость.

«Пустое место» :Развивать у детей внимательность, скорость реакции, ловкость, беговые навыки.

«Водяной»: Развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями. Обогащать двигательный опыт детей.

«Найди себе пару»:Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге.

«Стоп»: Развивать умение двигаться по сигналу, равновесие.

Чтение художественной литературы:

«Самый красивый наряд на свете», пер с яп. В. Марковой. З. Александрова «Капель», «Весенняя уборка»

Ю. Крутогорова «Дождь из семян»

Л. Некрасов «Огородники»

Весенние заботы (по Т. Шорыгиной)

О. Высотская «Разговор с весной»

В. Орлов «Кутерьма»

А. Майков «Летний дождь»

Рассматривание: иллюстраций о труде людей в саду и огороде весной.

Составление схем последовательности посадок различных растений.

Рассматривание и сравнение семян огурцов, кабачков, перцев и томатов, их зарисовка в дневнике наблюдений.

Публикации по теме:

«Где прячется здоровье». Конспект непосредственно образовательной деятельности (подготовительная группа) Образовательная область: «Здоровье». Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Физическая.

Тема недели: Овощи. Труд людей в полях и огороде Дата Организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных.

Конспект непосредственно организованной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Труд людей весной» Цель: Познакомить детей с трудом взрослых в весенний период. Задачи: актуализировать знания детей о времени года – весна повторить.

Конспект образовательной деятельности по ЗОЖ «Мое тело». Подготовительная группа (6–7 лет) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида Детский сад №27 «Зарничка» Конспект образовательной.

Конспект организованной образовательной деятельности «Музыкальная весна» (старшая группа) Тема: «Музыкальная весна» Возрастная группа: старшая группа Цель: Приобщение детей старшего возраста к восприятию классической музыки. Задачи:.

Итоговое занятие по теме: «Труд людей весной».

Подготовительная группа

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Закрепление знаний о труде людей весной в саду

Закрепление знаний о выращивании растений, необходимых для этого условий.

Расширять представления детей об окружающем мире; вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию растений

Закрепить знания детей об образовании, составе и значении почвы.

Обогащение словарного запаса детей: пикировка.
Развивающие задачи:

Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.

Развивать память, логическое мышление, связную речь.

Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.

Развивать интерес к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства.


Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Приобщение к экологической культуре и к трудовой деятельности.

Предварительная работа: работа в уголке природы (посадка, рыхление, полив); чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях.

Словарная работа: почва, воздух, увеличительное стекло (лупа), лаборатория, опыт, плодородная, перегной.

Оборудование: Стеклянные стаканчики с водой, пластиковые тарелочки, ложки, лупы. Земля, песок, глина. Мультимедиа. Коробка- посылка с землёй. Рассада. Перчатки.

Методы и приемы:
Словесные: мини-беседы с детьми, рассказ, объяснения, вопросы, пояснения, инструкция.
Наглядные: показ способов проведения опытов.
Практические: элементарные опыты.

Ход НОД

Организационный момент:

(Воспитатель приглашает детей в круг.)

- Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть –

Много нового узнать.

В группу приходит почтальон и

приносит посылку (коробка с землей).

Воспитатель : Ой, ребята, посмотрите, что принес нам почтальон. Какая большая посылка. Смотрите, на ней что-то написано. Послушайте:

« природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа».

Как вы думаете, ребята, что это?

Дети : Земля, почва

Воспитатель : Давайте откроем ее и посмотрим, правы ли вы. А вы знаете, зачем нам прислали эту почву? Как вы думаете?

Дети : Может, что-то посадить, посеять.

Воспитатель : Правильно, что-то посадить.

Ребята, в какое время года люди начинают вести посадку?

Дети: Весной.

Воспитатель : А сейчас у нас весна?

Дети: Да.

Воспитатель : Значит, самое время заниматься садовыми работами.

А что вы знаете о садовой работе? Как там ведётся работа?

Показ на экране мультимедиа фото

с изображением работ садоводов.

Дети:

Воспитатель : Всё верно. А мы с вами будем садить цветы в клумбы на своё участке?

Дети: Да.

Воспитатель : Для этого, что мы уже сделали?

Дети: Мы посеяли семена цветов в ящички.

Воспитатель : Давайте расскажем нашим гостям как мы это делали.

Дети: 1. Мы взяли три лоточка, засыпали в них разные виды земли. Полили. 2. Взяли блюдце с водой и опустили в него семена цветов.

3. Те семена, которые опустились на дно блюдца, мы и посеяли.

4. Присыпали землёй. Полили.

5. Накрыли плёнкой. Создали «теплицу».

6. Поставили на солнышко. И стали наблюдать.

Поливали. Ухаживать. Вели дневник наблюдения.

(Показ дневника наблюдения. Вскользь).

Воспитатель : Всё верно. Давайте же теперь посмотрим, на сегодняшний день какая у нас выросла рассада? Что можете о ней сказать?

Дети: Не во всех ящиках рассада выросла.

Воспитатель : Почему? Как вы думаете?

Дети: Что-то мы сделали не так.

Воспитатель : А вот что бы понять, почему рассада выросла только в одном из трёх видов земли, нам нужно провести ряд экспериментов, опытов, наблюдений. Для этого предлагаю вам стать учеными-исследователями. Кто знает, чем занимаются ученые?

Дети: Исследуют, наблюдают, проводят опыты.

Воспитатель: Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому мы будем также с вами договариваться о том, что делать, помогать друг другу.

Воспитатель: Вспомним правила поведения в лаборатории.

Дети: Не шуметь. Всё ставить на свои места. Ничего не кидать.

Воспитатель: Пройдём в нашу лабораторию.

У вас на столах лежат предметы для исследования. Посмотрите всё.

Мы будем проводить опыты с помощью таблиц, которые подскажут нам, с чего необходимо начать работу, как ее продолжить и к каким результатам мы должны прийти.

И вот первая подсказка для проведения опыта. (слайд)

Что нужно нам сделать?

Дети: Понюхать, рассмотреть, потрогать.

1 опыт: дети рассматривают

внешний вид почвы и дают описание.

Воспитатель: Что вы можете сказать о всех трёх видах земли?

Дети: Внешне они все разные. Песок и глина без запаха. Земля пахнет влагой. Песок сыпуч. Глина мягка, как мука. Земля имеет, какие–то мусоринки.

Воспитатель: Далее необходимо выяснить, из чего состоят почва, песок и глина, то есть что в них содержится. Как это сделать? Какие предметы нам нужны для этого опыта? (слайд)

Дети: Необходимо рассмотреть почву, песок и глину через лупу.

Воспитатель: Верно. Тем самым, мы узнаем, определим, имеются ли в них полезные примеси, которые необходимы для роста растения.

2 опыт: дети рассматривают под лупой

почву, песок, глину.

Воспитатель: Что вы можете сказать? Какой сделать вывод можем?

Дети: В почве видим камни, песок, перегнившие листья, чернозем и другие примеси.

Воспитатель: А что вы знаете о составе почвы?

Дети: Земля образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растения. Чем больше такой еды, тем лучше себя чувствует растение. А в песке и глине этого всего нет.

Воспитатель: Верно. А в песке, глине это вы видите?

Дети: Нет.

Воспитатель: Далее необходимо провести следующий опыт. Посмотрите на схему, что делаем? (слайд)

Дети: Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Так же сделаем и с песком и с глиной.

3 опыт: опускают почву, песок, глину

в разные стаканы с водой.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Дети: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх только у почвы. А это значит, что в почве есть воздух, а в песке и глине нет воздуха. А воздух, необходим для жизни растения.

Воспитатель: Правильно. Молодцы.

Ребята, вот вы сами и нашли ответ на вопрос: почему наши посевы семян цветов не выросла в песке, глине, а только в почве. Почему? Сделаем вывод.

Дети: Семена выросли только в почве, потому что она богата полезными веществами; в ней есть воздух. Это всё необходимо для роста семян растений. А в глине и песке этого нет. Потому и не выросли у нас растения.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

А теперь и мы превратимся на миг в цветы и немного отдохнем.

Физ.минутка

и.п. сидя

Спал цветок и вдруг проснулся, (встать, руки на поясе)

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)

Взвился вверх и полетел. (бег)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Продолжаем работу в лаборатории.

Воспитатель: Рассмотрим нашу рассаду. Одинаковая ли она по высоте?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как вы думаете, почему рассада разная, ведь мы посадили семена в одно и то же время?

Дети: Рассаде не хватает места.
Воспитатель: Правильно - рассаде тесно, не хватает места и света. А ведь мы сможем ей помочь. Я предлагаю вам пикировать каждому свой цветок в отдельный стаканчик и ухаживать за ним.

Пикировка –это пересадка рассады в отдельный горшочек, стаканчик.

Воспитатель: Что нам для этого понадобится?

Дети: Стаканы, земля, водичка.

Воспитатель: Верно. Вот стаканы, вода. А где же землю возьмём?

Дети: Нам же пришла посылка с почвой.

Воспитатель: Да. Вот для чего нам в группу отправили посылку с землёй, почвой.

Продуктивная деятельность – пикировка рассады.

Воспитатель: Молодцы, мы все хорошо сегодня потрудились. Поставим наши стаканчики с рассадой на свет, солнышко и дальше будем за ней ухаживать, наблюдать. А когда станет тепло - мы высадим её в клумбы на нашем участке.

Конспект поисково-исследовательской деятельности

«Труд людей весной»

Методист: Пащенко Г.В.

Подпись: … … … … … …

Воспитатель: … … … … …

Подпись: … … … …

Выполнила: студентка

3-го курса «В» группы

ГОБУ СПО ВО «РПК»

Шевченко Екатерина

г.Россошь

Цель: познакомить детей с трудом людей весной в природе.

Задачи:

Образовательная – уточнить и активизировать знания детей о весенних изменениях в природе; закрепить названия весенних месяцев; расширять словарный запас детей по теме.

Развивающая – развивать мышление детей, их внимание и память, речь и мелкую моторику рук.

Воспитательная – Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, желание помогать им.

Оборудование: картинки с изображением весенних месяцев (март, апрель, май), сюжетные картинки по теме «Труд людей весной».

Ход занятия

I. Организационный момент

У весны работы много,
Помогают ей лучи:

Дружно гонят по дорогам

Говорливые ручьи,
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают всё вокруг.

Из-под хвои и травинки

Выполз первый сонный жук.

На проталине цветочки

Золотые расцвели,

Налились, набухли почки,

Из гнезда летят шмели.

У весны забот немало,
Но дела идут на лад:

Изумрудным поле стало,
И сады в цвету стоят.

II. Основная часть.

Сообщение темы занятия.

О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне.)

Сегодня на занятии мы будем говорить о весне и о том, чем люди занимаются весной.

Беседа о весне.

Ребята, сейчас ранняя или поздняя весна?

Какие весенние месяцы вы знаете? Назовите их по порядку.

Назовите 1-й месяц весны, 3-й месяц.

Какой месяц находится между мартом и маем?

Какой месяц впереди апреля? Мая?

А теперь я задам вам «Хитрые вопросы». Чтобы ответить на них, нужно подумать.

Чего больше весенних или зимних месяцев?

Чего больше весенних месяцев или весенних дней?

Чего больше времён года или весенних месяцев?

Молодцы, ребята, и с хитрыми вопросами вы справились.

Давайте вспомним, как весна начиналась.

(Стало ярче светить солнышко.)

И что стало происходить?

(Снег стал таять, потекли ручейки, заплакала капель.)

Что стало с деревьями?

(На деревьях набухли почки, стали распускаться листочки.)

Весной природа оживает и происходит много разных явлений. Какие ещё изменения произошли весной в природе? (Появляется свежая молодая травка. Прилетели птицы из тёплых стран и стали вить гнёзда. Проснулись звери после зимней спячки. Выползают насекомые.)

Игра «Закончи предложение».

Подберите слова-действия и закончите предложения.

Весной солнце … (греет, припекает, ласкает…)
Весной сосульки под солнцем… (тают, капают…)
Весной сугробы от солнечного тепла(оседают, тают…)
Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются…)
Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят, шумят…)
Весной птицы… (возвращаются, прилетают…)
Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают …)
Весной лёд на реке…(тает, трещит, ломается, плывёт…)
Весной на проталинах первые цветы…(появляются, расцветают, распускаются…)
Весной травка… (пробивается, растёт, зеленеет…)

Рассказ логопеда о труде людей весной.

Как только с полей сходит снег, на них начинаются весенние работы. Много забот у людей весной. Весна – самое горячее время года для земледельцев. В народе говорят: «Если весну проспал, зимой голодать будешь». Вот и трудятся люди на селе весной с раннего утра до позднего вечера. Вносят удобрения в почву, вспахивают (боронуют) землю на полях. Поля засевают зерновыми растениями.

Какие зерновые культуры вы знаете? А кто из вас видел такие поля?

Сеют семена овощных культур, высаживают картофель. Надо успеть за короткое время, пока не пересохла почва. В конце весны, в теплые майские дни, высаживают рассаду огурцов, помидоров, капусты.

На плечи - лопаты, и в поле ребята!

Работе мы рады! И солнышку рады!

Земля так тепла - чуть дымится она.

И пашня готова принять семена.

Много работы появилось у людей в огородах и на дачах.

А какие весенние работы ждут людей на дачах?

Какие заботы, дела, хлопоты ждут людей?

В садах деревья и кустарники опрыскивают ядовитыми растворами, чтобы отпугнуть насекомых-вредителей. Нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью.
Весной в садах проводят посадку саженцев плодовых деревьев и кустарников.
В садах, парках, на улицах подрезают деревья и высаживают новые молодые деревья. На клумбах высаживают красивые цветы.

В парках, садах, скверах, около домов люди граблями сгребают прошлогодние листья, ветки, мусор. В уборке парков помогают школьники. Около домов наводят порядок жильцы. Там где люди потрудились, такими красивыми становятся парки, скверы, улицы наших городов.

А если хорошо потрудиться на даче, то что будет там осенью?

Много труда вкладывают люди. Работают в поле и в огороде, в садах и парках, во дворе и возле дома. Тогда и лето будет красивое, и осень с урожаем, а зима – с запасами.

Игра с пальчиками.

А сейчас мы с вами тоже поработаем. Инструментом нашим будут пальчики. Готовы?

Руки, как грабельки (большой палец прижат к ладони, а остальные слегка разведены и полусогнуты), скребут по шершавой поверхности подушечками пальцев (на ударные слоги):

Граблями сгребаем мы мусор с земли,
Чтоб к свету росточки пробиться смогли.