Оон по вопросам образования науки. Организация объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры юнеско

Энциклопедия юриста

Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

ОРГАНИЗАЦИЯ ООН ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ (ЮНЕСКО) - международная организация, призванная координировать сотрудничество государств в гуманитарной сфере; основана в 1946 г. В качестве специализированного учреждения входит в систему ООН.

Цели ЮНЕСКО:

Вклад в обеспечение мира и безопасности через поощрение международного сотрудничества в области образования, науки и культуры;

Обеспечение уважения к законности и справедливости, правам человека и основным свободам без различия расы, пола, языка или религии согласно Уставу ООН.

Членами ЮНЕСКО к 1998 г. являлись 183 государства, включая РФ, США (1984), Сингапур и Великобритания (1985) вышли из состава ЮНЕСКО.

Структура ЮНЕСКО: Генеральная конференция; Исполнительный совет; Национальные комиссии; Региональная структура; Секретариат.

Генеральная конференция - главный орган ЮНЕСКО, в котором представлены все государства-члены. Правительства назначают для участия в Конференции до 5 делегатов. Генеральная конференция собирается раз в 2 года (обычно в последнем квартале каждого нечетного года) в Париже. Чрезвычайная сессия может быть созвана по решению Конференции, Исполнительного совета или по требованию 1/3 государств-членов. На Конференции избираются председатель и президиум. Каждое государство располагает одним голосом. Решения обычно принимаются простым большинством, за исключением случаев, требующих, согласно Уставу ЮНЕСКО или регламенту Генеральной конференции, большинства в 2/3 голосов (изменение Устава, прием новых членов, утверждение международных соглашений и др.). Генеральная конференция определяет цели и (2-летнюю) программу деятельности ЮНЕСКО, созывает межправительственные и неправительственные конференции по вопросам образования, естественных и гуманитарных наук или распространения общих знаний, избирает членов Исполнительного совета и назначает по его рекомендации генерального директора. Исполнительный совет состоит из 51 члена, избираемых Генеральной конференцией из назначенных государствами делегатов (компетентных лиц). Он готовит повестку дня Генеральной конференции, формулирует рекомендации по программе и бюджету, отвечает перед Генеральной конференцией за выполнение принятых ею решений и консультирует ООН между ее сессиями. Заседает не менее 2 раз в год.

Национальные комиссии должны обеспечить включение в работу ЮНЕСКО государственных органов, занимающихся вопросами образования, науки и культуры.

На них возложены четыре функции:

Консультирование правительств и информирование общественности;

Связь государства-члена с ЮНЕСКО;

Участие в реализации и разработке программ ЮНЕСКО;

Осуществление собственных мероприятий (выставки, конференции, издания книг и др.).

Государства-члены разделены на 5 регионов (Африка, Латинская Америка, Азиатско-тихоокеанский регион, арабские страны, Европа и Северная Америка), в которых действуют около 50 региональных бюро. Большинство государств-членов, в том числе РФ, имеют постоянные представительства при штаб-квартире ЮНЕСКО. Генеральный директор - высшее должностное лицо ЮНЕСКО - возглавляет Секретариат. Он избирается сроком на 6 лет с возможностью переизбрания еще на один срок. Отдельные департаменты Секретариата (воспитание, естественные науки, социальные и гуманитарные науки, культура, коммуникация, информация и информатика) возглавляются его заместителями. Генеральный директор готовит программу и бюджет и руководит работой Секретариата. Важнейшими партнерами ЮНЕСКО являются: национальные комиссии, органы и институты системы ООН, негосударственные организации и фонды, клубы и ассоциированные школы ЮНЕСКО.

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЮ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЮН) автора БСЭ

Из книги Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии автора Борякова Наталья Юрьевна

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

28. ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Еще со времен разложения первобытного общества и социальной дифференциации возникла и дифференциация культуры. Основные формы культуры:1. Массовая («коммерческая») культура – возникла вместе с появлением общества

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

ЮНЕСКО см. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

Список всемирного наследия ЮНЕСКО В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975). По состоянию на 2006 год в списке всемирного наследия 830 объектов (в том числе 644 культурных, 162 природных и 24 смешанных) из 138

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

4. Источники финансирования стратегических программ образования, науки и технологий Значительная затратность и капиталоемкость ряда стратегических направлений научно-технического развития предполагает целевое финансирование из специальных фондов, наполнение и

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

5. Реструктуризация системы высшего образования и науки Определение приоритетов общих и стратегических научных исследований и утверждение общенациональных государственных программ научных исследований, в том числе в рамках общенациональных проектных программ

Из книги Закон подлости и другие законы автора Душенко Константин Васильевич

7. Государственная поддержка высшего образования и науки Руководствуясь целью возрождения научных (образовательных, исследовательских и научно-практических) школ и создания необходимых условий для интенсивных научных исследований, государство в соответствии с

Из книги автора

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Подходы к пониманию культуры1. Технологический: культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.2. Деятельностный: культура – осуществляемая в сферах материальной и

Из книги автора

Развитие науки и системы образования в начале ХХ в Образование:1897–1917 гг. – число грамотных выросло с 21 % до 31 %.Наука, техника:1896 г. – первый русский автомобиль. С 1908 г. – серийное производство автомобилей «Руссо-Балт» (Рига).1895 г. – А. С. Попов – первая радиостанция.1903 г.

Из книги автора

Законы науки, культуры и религии Авангард чаще обстреливают сзади, чем спереди.Пабло ПикассоАктеры играют тем лучше, чем хуже пьеса.Альбрехт ГаллерАКТРИСЫ ЗАВОДЯТСЯ ДАЖЕ В САМЫХ ПРИЛИЧНЫХ СЕМЕЙСТВАХ.Оливер ХерфордАнекдоты размножаются почкованием.Карел

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

КОНВЕНЦИЯ

О ЗАЩИТЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СЛУЧАЕ

ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА

Высокие Договаривающиеся Стороны,

констатируя, что культурным ценностям был нанесен серьезный ущерб в ходе последних вооруженных конфликтов и что вследствие развития военной техники они все больше и больше подвергаются угрозе разрушения;

будучи убеждены, что ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру;

принимая во внимание, что сохранение культурного наследия имеет большое значение для всех народов мира и что важно обеспечить международную защиту этого наследия;

руководствуясь принципами защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, установленными в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов и в Вашингтонском пакте от 15 апреля 1935 г.;

принимая во внимание, что для эффективности защиты этих ценностей она должна быть организована еще в мирное время принятием как национальных, так и международных мер;

решив принять все возможные меры для защиты культурных ценностей,

согласились о нижеследующем:

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ

Определение культурных ценностей

Согласно настоящей Конвенции, культурными ценностями считаются независимо от их происхождения и владельца:

a) ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;



b) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте "a", такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте "a";

c) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах "a" и "b", так называемые "центры сосредоточения культурных ценностей".

Защита культурных ценностей

Защита культурных ценностей согласно настоящей Конвенции включает охрану и уважение этих ценностей.

Охрана культурных ценностей

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются подготовить еще в мирное время охрану культурных ценностей, расположенных на их собственной территории, от возможных последствий вооруженного конфликта, принимая меры, которые они считают необходимыми.

Уважение культурных ценностей

1. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории других Высоких Договаривающихся Сторон, запрещая использование этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта, и воздерживаясь от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей.

2. Обязательства, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть нарушены только в случае, если военная необходимость настоятельно потребует такого нарушения.

3. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются, кроме того, запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей. Они запрещают реквизицию движимых культурных ценностей, расположенных на территории другой Высокой Договаривающейся Стороны.

4. Они должны воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.

5. Высокая Договаривающаяся Сторона не может освобождаться от обязательств, установленных в настоящей статье, в отношении другой Высокой Договаривающейся Стороны, основываясь на том, что эта последняя не приняла мер по охране, предусмотренных в статье 3.

Оккупация

1. Высокие Договаривающиеся Стороны, оккупирующие полностью или частично территорию другой Высокой Договаривающейся Стороны, должны, по мере возможности, поддерживать усилия компетентных национальных властей оккупированной территории, чтобы обеспечить охрану и сохранение ее культурных ценностей.

2. В случае, если необходимо срочное вмешательство для сохранения культурных ценностей, расположенных на оккупированной территории и поврежденных в ходе военных операций, и если компетентные национальные власти не могут это обеспечить, оккупирующая держава принимает, насколько это возможно, самые необходимые меры по охране этих ценностей в тесном сотрудничестве с указанными властями.

3. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон, правительство которой рассматривается членами движения Сопротивления как их законное правительство, обратит, если возможно, их внимание на обязательства соблюдать те положения Конвенции, которые касаются уважения культурных ценностей.

Обозначение культурных ценностей

Культурные ценности, чтобы облегчить их идентификацию, могут быть обозначены отличительным знаком в соответствии с положениями статьи 16.

Меры военного порядка

1. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются ввести еще в мирное время в уставы или инструкции, которыми пользуются их войска, положения, способные обеспечить соблюдение настоящей Конвенции и, кроме того, воспитывать еще в мирное время личный состав своих вооруженных сил в духе уважения культуры и культурных ценностей всех народов.

2. Они обязуются подготовить и создать еще в мирное время в своих вооруженных силах службы или специальный персонал, которые будут следить за тем, чтобы уважались культурные ценности, и сотрудничать с гражданскими властями, которым поручена охрана этих ценностей.

Глава II. О СПЕЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ

Предоставление специальной защиты

1. Под специальную защиту может быть взято ограниченное число укрытий, предназначенных для сохранения движимых культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, центров сосредоточения культурных ценностей и других недвижимых культурных ценностей, имеющих очень большое значение, при условии:

a) что они находятся на достаточном расстоянии от крупного индустриального центра или любого важного военного объекта, представляющего собой уязвимый пункт, например, аэродрома, радиостанции, предприятия, работающего на национальную оборону, порта, значительной железнодорожной станции или важной линии коммуникаций;

b) что они не используются в военных целях.

2. Убежище для движимых культурных ценностей может быть также взято под специальную защиту, каково бы ни было его местонахождение, если оно построено таким образом, что, по всей вероятности, бомбардировка не сможет нанести ему ущерба.

3. Центр сосредоточения культурных ценностей считается используемым в военных целях, если его используют для перемещения личного состава или материальной части войск, даже транзитом. Этот центр также считается используемым в военных целях, если в нем осуществляется деятельность, имеющая прямое отношение к военным операциям, размещению личного состава войск или производству военных материалов.

4. Культурные ценности, перечисленные в пункте 1, не считаются используемыми в военных целях, если они охраняются вооруженной стражей, специально назначенной для этой охраны, или если около них находятся полицейские силы, на которые обычно возлагается обеспечение общественного порядка.

5. Если какая-либо из культурных ценностей, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, расположена вблизи важного военного объекта, указанного в упомянутом пункте, она тем не менее может быть взята под специальную защиту, если Высокая Договаривающаяся Сторона, которая просит об этом, обязуется никоим образом не использовать этот объект в случае вооруженного конфликта и, в частности, если речь идет о порте, вокзале или аэродроме, осуществлять любое движение в обход. В этом случае движение в обход должно быть подготовлено еще в мирное время.

6. Специальная защита предоставляется культурным ценностям путем внесения их в "Международный реестр культурных ценностей, находящихся под специальной защитой". Это внесение производится только в соответствии с положениями настоящей Конвенции и при соблюдении условий Исполнительного регламента.

Иммунитет культурных ценностей, находящихся

под специальной защитой

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются обеспечить иммунитет культурных ценностей, находящихся под специальной защитой, воздерживаясь, с момента включения их в Международный реестр, от любого враждебного акта, направленного против них, а также воздерживаясь от использования таких ценностей и прилегающих к ним участков в военных целях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 8.

Обозначение и контроль

Во время вооруженного конфликта культурные ценности, находящиеся под специальной защитой, должны быть обозначены отличительным знаком, предусмотренным в статье 16, и должны быть доступны для международного контроля, как это установлено в Исполнительном регламенте.

Лишение иммунитета

1. Если одна из Высоких Договаривающихся Сторон допускает в отношении ценности, находящейся под специальной защитой, нарушение обязательств, взятых ею в силу статьи 9, противная Сторона освобождается от своего обязательства обеспечить неприкосновенность данной ценности до тех пор, пока это нарушение продолжает иметь место. Однако каждый раз, когда она находит это возможным, она предварительно потребует положить конец этому нарушению в разумный срок.

2. Кроме случая, предусмотренного в пункте 1 настоящей статьи, иммунитет культурной ценности, находящейся под специальной защитой, может быть снят только в исключительных случаях неизбежной военной необходимости и лишь до тех пор, пока существует эта необходимость. Последняя может констатироваться воинскими начальниками, начиная только от командира дивизии или части, соответствующей дивизии, и выше. Во всех случаях, когда обстоятельства это позволяют, решение о снятии иммунитета нотифицируется достаточно заблаговременно противной Стороне.

3. Сторона, которая снимет иммунитет, должна об этом информировать, по возможности в кратчайший срок, письменно и с указанием причин, Генерального комиссара по культурным ценностям, предусмотренного Исполнительным регламентом.

Глава III. ПЕРЕВОЗКИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Транспорт, находящийся под специальной защитой

1. Транспорт, используемый исключительно для перевозки культурных ценностей, либо внутри территории, либо для перевозки их на другую территорию, может быть по просьбе заинтересованной Высокой Договаривающейся Стороны взят под специальную защиту на условиях, предусмотренных в Исполнительном регламенте.

2. Транспорт, пользующийся специальной защитой, находится под международным контролем, предусмотренным Исполнительным регламентом, и обозначается отличительным знаком, описанным в статье 16.

3. Высокие Договаривающиеся Стороны обязаны воздерживаться от любого враждебного акта в отношении транспорта, находящегося под специальной защитой.

Транспорт в срочных случаях

1. Если Высокая Договаривающаяся Сторона считает, что безопасность некоторых культурных ценностей требует их перевозки и что перевозка имеет настолько срочный характер, что процедура, предусмотренная в статье 12, не может быть соблюдена, особенно в начале вооруженного конфликта, транспорт может быть обозначен отличительным знаком, описанным в статье 16, если только просьба о предоставлении этому транспорту иммунитета согласно статье 12 не была уже раньше заявлена и отклонена. Если это возможно, уведомление о транспорте должно быть сделано противным Сторонам. Транспорт, следующий на территорию другой страны, не может ни в коем случае обозначаться отличительным знаком, если иммунитет ему не был специально предоставлен.

2. Высокие Договаривающиеся Стороны примут, насколько это возможно, необходимые меры предосторожности, чтобы транспорты, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи и обозначенные отличительным знаком, были защищены от враждебных действий, направленных против них.

Иммунитет от конфискации, взятия в качестве

приза или захвата

1. Будут пользоваться иммунитетом от конфискации, взятия в качестве приза или захвата:

a) культурные ценности, находящиеся под защитой, предусмотренной в статье 12, или защитой, предусмотренной в статье 13;

b) транспортные средства, занятые исключительно перевозкой этих ценностей.

2. Ничто в настоящей статье не ограничивает права на осмотр и контроль.

Глава IV. О ПЕРСОНАЛЕ

Персонал

Персонал, предназначенный для защиты культурных ценностей, должен, насколько это позволяют требования безопасности, пользоваться уважением в интересах сохранения этих ценностей и, если этот персонал попадает в руки противника, ему должна быть предоставлена возможность продолжать осуществлять свои функции, если культурные ценности, которые этому персоналу поручено охранять, также попадают в руки противника.

Глава V. ОБ ОТЛИЧИТЕЛЬНОМ ЗНАКЕ

Знак Конвенции

1. Отличительный знак Конвенции представляет собой щит, заостренный снизу, разделенный на четыре части синего и белого цвета (щит состоит из квадрата синего цвета, один из углов которого вписан в заостренную часть щита, и синего треугольника над квадратом; квадрат и треугольник разграничиваются с обеих сторон треугольниками белого цвета).

2. Знак употребляется однократно или троекратно в виде треугольника (один знак внизу) в соответствии с условиями, указанными в статье 17.

Пользование знаком

1. Отличительный знак применяется троекратно для идентификации только:

a) недвижимых культурных ценностей, находящихся под специальной защитой;

b) транспортов с культурными ценностями в соответствии с условиями, предусмотренными в статьях 12 и 13;

c) импровизированных укрытий, в соответствии с условиями, предусмотренными в Исполнительном регламенте.

2. Отличительный знак может применяться однократно для идентификации только:

a) культурных ценностей, не находящихся под специальной защитой;

b) лиц, на которых возложены функции по контролю в соответствии с Исполнительным регламентом;

c) персонала, предназначенного для охраны культурных ценностей;

d) удостоверений личности, предусмотренных Исполнительным регламентом.

3. Во время вооруженного конфликта запрещается применять отличительный знак во всех других случаях, кроме тех, которые упомянуты в предыдущих пунктах настоящей статьи, или применять для какой бы то ни было цели знак, имеющий сходство с отличительным знаком Конвенции.

4. Отличительный знак не может быть поставлен на недвижимую культурную ценность без одновременного вывешивания соответствующего разрешения, должным образом датированного и подписанного компетентными властями Высокой Договаривающейся Стороны.

Глава VI. О ПРИМЕНЕНИИ КОНВЕНЦИИ

Применение Конвенции

1. Кроме постановлений, которые должны вступить в силу еще в мирное время, настоящая Конвенция будет применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, который может возникнуть между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами, даже если состояние войны не было признано одной или несколькими из них.

2. Конвенция также будет применяться во всех случаях оккупации всей или части территории Высокой Договаривающейся Стороны, даже если эта оккупация не встречает никакого военного сопротивления.

3. Если одна из держав, находящихся в конфликте, не участвует в настоящей Конвенции, державы, являющиеся Сторонами этой Конвенции, в своих взаимоотношениях остаются тем не менее связанными ее постановлениями. Кроме того, Они будут связаны Конвенцией по отношению к указанной державе, если последняя заявила о принятии положений Конвенции и поскольку Она их применяет.

Конфликты, не имеющие международного характера

1. В случае вооруженного конфликта, не имеющего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из Сторон, участвующих в конфликте, будет обязана применять по крайней мере положения настоящей Конвенции, относящиеся к уважению культурных ценностей.

2. Стороны, находящиеся в конфликте, приложат все усилия к тому, чтобы ввести в действие путем специальных соглашений все или часть постановлений настоящей Конвенции.

3. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры может предложить свои услуги Сторонам, находящимся в конфликте.

4. Применение указанных выше положений не будет затрагивать юридический статус Сторон, находящихся в конфликте.

Глава VII. ОБ ИСПОЛНЕНИИ КОНВЕНЦИИ

Исполнительный регламент

Порядок применения настоящей Конвенции определяется Исполнительным регламентом, который является ее составной частью.

Державы - покровительницы

Настоящая Конвенция и ее Исполнительный регламент применяются при содействии держав - покровительниц, на которых возлагается охрана интересов Сторон, находящихся в конфликте.

Примирительная процедура

1. Державы - покровительницы окажут свои добрые услуги во всех случаях, когда они сочтут это полезным в интересах защиты культурных ценностей, особенно, если имеется разногласие между Сторонами, находящимися в конфликте, относительно применения или толкования положений настоящей Конвенции или ее Исполнительного регламента.

2. С этой целью каждая из держав - покровительниц может по приглашению одной из Сторон, Генерального директора Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры или по своему усмотрению предложить Сторонам, находящимся в конфликте, созвать совещание их представителей и, в частности, представителей властей, на которые возложена защита культурных ценностей, возможно на нейтральной, надлежащим образом выбранной территории. Стороны, находящиеся в конфликте, обязаны проводить в жизнь сделанные им предложения о созыве совещания. Державы - покровительницы предложат на одобрение Сторон, находящихся в конфликте, лицо, являющееся гражданином нейтральной державы или предложенное Генеральным директором Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры для участия в этом совещании в качестве председателя.

Помощь ЮНЕСКО

1. Высокие Договаривающиеся Стороны могут обратиться к Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры с просьбой о технической помощи для организации защиты своих культурных ценностей или по любому другому вопросу, вытекающему из применения настоящей Конвенции и ее Исполнительного регламента. Организация предоставляет эту помощь в пределах своей программы и своих возможностей.

2. Организация имеет право по собственной инициативе делать предложения по этому вопросу Высоким Договаривающимся Сторонам.

Специальные соглашения

1. Высокие Договаривающиеся Стороны могут заключать специальные соглашения по всем вопросам, которые по их мнению должны быть урегулированы особо.

2. Не может быть заключено никакого специального соглашения, ослабляющего защиту, которой пользуются согласно настоящей Конвенции культурные ценности и персонал, предназначенный для их защиты.

Распространение Конвенции

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются возможно шире распространять в своих странах как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов текст настоящей Конвенции и ее Исполнительного регламента. Они обязуются, в частности, включить их изучение в программы военного и, если возможно, гражданского обучения, для того, чтобы принципы Конвенции и ее Исполнительного регламента были известны всему населению, в особенности вооруженным силам и персоналу, предназначенному для защиты культурных ценностей.

Переводы и доклады

1. Высокие Договаривающиеся Стороны сообщат друг другу при посредстве Генерального директора Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры официальные тексты переводов настоящей Конвенции и ее Исполнительного регламента.

2. Кроме того, по меньшей мере один раз в четыре года они будут посылать Генеральному директору доклад, содержащий сведения относительно принятых, подготовляемых или изучаемых их администрациями мер для проведения в жизнь настоящей Конвенции и ее Исполнительного регламента, которые они считают целесообразным сообщить.

Совещания

1. Генеральный директор Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры может с согласия Исполнительного Совета созывать совещания представителей Высоких Договаривающихся Сторон. Он должен созвать такое совещание, если об этом поступит просьба не менее чем от одной пятой части общего числа Высоких Договаривающихся Сторон.

2. Помимо других функций, которые предписывают ему настоящая Конвенция и ее Исполнительный регламент, совещание имеет задачей изучать проблемы, связанные с применением Конвенции и ее Исполнительного регламента, и делать в этой связи рекомендации.

3. Совещание может, кроме того, пересматривать, в соответствии с положениями статьи 39, Конвенцию или ее Исполнительный регламент, если большинство Высоких Договаривающихся Сторон представлено на совещании.

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются принимать в рамках своего уголовного законодательства все меры, необходимые для того, чтобы были выявлены и подвергнуты уголовным или дисциплинарным санкциям лица, независимо от их гражданства, нарушившие или приказавшие нарушить настоящую Конвенцию.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Конвенция составлена на русском, английском, испанском и французском языках; все четыре текста имеют одинаковую силу.

2. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры обеспечивает переводы Конвенции на другие языки, которые являются официальными языками ее Генеральной Конференции.

Подписание

Настоящая Конвенция будет датирована 14 мая 1954 г. и до 31 декабря 1954 г. будет открыта для подписания ее всеми государствами, приглашенными на Конференцию, которая проходила в Гааге с 21 апреля по 14 мая 1954 г.

Ратификация

1. Настоящая Конвенция подлежит ратификации подписавшими ее государствами в соответствии с их конституционной процедурой.

2. Ратификационные грамоты будут депонированы Генеральному директору Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Присоединение

Со дня своего вступления в силу настоящая Конвенция будет открыта для присоединения к ней всех государств, указанных в статье 30, которые не подписали Конвенцию, а также для присоединения любого другого государства, которое будет приглашено присоединиться к ней Исполнительным Советом Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Присоединение осуществляется путем депонирования документа о присоединении Генеральному директору Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Вступление в силу

1. Настоящая Конвенция вступит в силу спустя три месяца после депонирования пяти ратификационных грамот.

2. В дальнейшем она будет вступать в силу для каждой Высокой Договаривающейся Стороны спустя три месяца со для депонирования этой Стороной своей ратификационной грамоты или документа о присоединении.

3. В случаях, предусмотренных в статьях 18 и 19, для Сторон, находящихся в конфликте, которые депонировали документы о ратификации или присоединении до или после начала военных действий или оккупации, Конвенция вступит в силу немедленно. В этих случаях Генеральный директор Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, в возможно более короткий срок, сделает сообщения, предусмотренные в статье 38.

Введение в действие

1. Каждое из государств, являющихся Сторонами Конвенции на день вступления ее в силу, примет в шестимесячный срок необходимые меры для введения в действие Конвенции.

2. Для всех государств, которые депонируют ратификационные грамоты или документы о присоединении со дня вступления Конвенции в силу, этот срок будет также шестимесячным, считая со дня депонирования ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Территориальное распространение Конвенции

Любая из Высоких Договаривающихся Сторон может в момент ратификации или присоединения или в любой последующий момент заявить путем нотификации на имя Генерального директора Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, что настоящая Конвенция будет распространяться на всю совокупность территорий или на какую-нибудь из территорий, которые Она представляет в международных отношениях. Эта нотификация войдет в силу через три месяца после ее получения.

Соотношение с прежними Конвенциями

1. В отношениях между державами, которые связаны Гаагскими конвенциями о законах и обычаях сухопутной войны (IV) и о бомбардировании морскими силами во время войны (IX) от 29 июля 1899 г. или же от 18 октября 1907 г. и которые являются Сторонами в настоящей Конвенции, эта последняя дополнит вышеназванную Конвенцию (IX) и Регламент, приложенный к вышеназванной Конвенции (IV), и заменит знак, описанный в статье 5 вышеназванной Конвенции (IX), знаком, описанным в статье 16 настоящей Конвенции, для случаев, в которых эта Конвенция и ее Исполнительный регламент предусматривают употребление этого отличительного знака.

КонсультантПлюс: примечание.

В информационный банк включены IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 г. и IX Гаагская конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны от 18 октября 1907 г.

2. В отношениях между державами, которые связаны Вашингтонским пактом от 15 апреля 1935 г. о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников (Пакт Рериха), и которые являются Сторонами в настоящей Конвенции, эта последняя дополнит Пакт Рериха и заменит отличительный флаг, описанный в статье 3 Пакта, знаком, описанным в статье 16 настоящей Конвенции, для случаев, в которых эта Конвенция и ее Исполнительный регламент предусматривают употребление этого отличительного знака.

Денонсация

1. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон будет вправе денонсировать настоящую Конвенцию от своего собственного имени или от имени любой территории, которую эта Сторона представляет в международных отношениях.

2. О денонсации должно быть заявлено в письменной форме Генеральному директору Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

3. Денонсация вступит в силу через год после получения документа о денонсации. Если, однако, к моменту истечения этого года денонсирующая Сторона окажется участвующей в вооруженном конфликте, действие денонсации будет приостановлено до конца военных действий и во всяком случае до тех пор, пока не закончатся операции по возвращению культурных ценностей в страну, откуда они были вывезены.

Нотификация

Генеральный директор Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры сообщит государствам, указанным в статьях 30 и 32, а также Организации Объединенных Наций о сдаче всех документов о ратификации Конвенции, о присоединении к ней или принятии поправок, упомянутых соответственно в статьях 31, 32 и 39, также как и о нотификациях и денонсациях, предусмотренных соответственно в статьях 35, 37 и 39.

Пересмотр Конвенции и ее Исполнительного

регламента

1. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон может предложить поправки к настоящей Конвенции и ее Исполнительному регламенту. Текст каждой предложенной поправки сообщается Генеральному директору Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, который направляет его каждой Высокой Договаривающейся Стороне с просьбой, чтобы эта Сторона в течение четырех месяцев сообщила:

a) желает ли она, чтобы была созвана Конференция для рассмотрения предложенной поправки;

b) поддерживает ли она принятие предложенной поправки без созыва Конференции;

c) согласна ли она отклонить предложенную поправку без созыва Конференции.

2. Генеральный директор сообщает ответы, полученные в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, всем Высоким Договаривающимся Сторонам.

3. Если все Высокие Договаривающиеся Стороны, сообщившие в предусмотренный срок свое мнение Генеральному директору Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры во исполнение пункта 1 "b" данной статьи, уведомят Генерального директора о том, что они поддерживают принятие поправки без созыва Конференции, то Генеральный директор сообщает о нотификации их решения в соответствии со статьей 38. По истечении 90 дней со дня этой нотификации поправка приобретает силу для всех Высоких Договаривающихся Сторон.

4. Генеральный директор созывает Конференцию Высоких Договаривающихся Сторон для рассмотрения предложенной поправки, если о созыве Конференции просит более чем одна треть общего числа Высоких Договаривающихся Сторон.

5. Поправки к Конвенции или ее Исполнительному регламенту, которые рассматриваются в соответствии с процедурой, установленной в предыдущем пункте, вступают в силу только после того, как они единогласно одобрены Высокими Договаривающимися Сторонами, представленными на Конференции, и после того, как они приняты каждой из Высоких Договаривающихся Сторон.

6. Принятие Высокими Договаривающимися Сторонами поправок к Конвенции или ее Исполнительному регламенту, одобренных Конференцией, упомянутой в пунктах 4 и 5, осуществляется путем представления официального документа Генеральному директору Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

7. После вступления в силу поправок к настоящей Конвенции или ее Исполнительному регламенту только исправленный таким образом текст Конвенции или ее Исполнительного регламента остается открытым для ратификации или присоединения.

Регистрация

В соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций, настоящая Конвенция будет зарегистрирована в Секретариате Объединенных Наций Генеральным директором Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

Совершено в Гааге 14 мая 1954 г. в единственном экземпляре, который будет храниться в архивах Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, и заверенные копии которого будут направлены всем государствам, указанным в статьях 30 и 32, а также Организации Объединенных Наций.

(Подписи)

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

Члены Исполнительного совета ЮНЕСКО 23 ноября избрали постпреда РФ при ЮНЕСКО Элеонору Митрофанову своим председателем - Россия впервые возглавила руководящую структуру Организации, передает корреспондент РИА Новости с заседания совета.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была создана 16 ноября 1945 г.

Устав ЮНЕСКО был принят на Лондонской конференции в ноябре 1945 г. и вступил в силу 4 ноября 1946 г. после сдачи на хранение актов о его принятии 20 подписавшими его государствами.

В настоящее время (октябрь 2009 г.) действительными членами ЮНЕСКО являются 193 государства . 6 государств являются ассоциированными членами.

СССР стал 70-м членом Организации в 1954 г.

Организация располагает 67 бюро и подразделениями , расположенными в различных частях мира.

Штаб-квартира находится в Париже, Франция.

Основная цель ЮНЕСКО заключается в том, чтобы содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии.

С целью осуществления своего мандата ЮНЕСКО выполняет пять основных функций:

Проводит перспективные исследования форм образования, науки, культуры и коммуникации, необходимых в завтрашнем мире;
- проводит продвижение, передачу и обмен знаниями, опираясь главным образом на научные исследования, подготовку и преподавание;
- осуществляет нормативную деятельность: подготовку и принятие международных актов и обязательных к исполнению рекомендаций;
- предоставляет услуги экспертов государствам-членам для определения их политики в области развития и разработки проектов в форме технического сотрудничества;
- осуществляет обмен специализированной информацией.

Руководящие органы

Генеральная конференция включает представителей всех государств-членов Организации . Генеральная конференция собирается раз в два года, и в ее работе участвуют государства-члены и ассоциированные члены. Для участия в работе Генеральной конференции также приглашаются в качестве наблюдателей государства, не являющиеся членами ЮНЕСКО, межправительственные организации, неправительственные организации и фонды.

Рабочими языками Генеральной конференции являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

Каждое государство-член имеет один голос на Генеральной конференции независимо от численности народонаселения и размера его взноса в бюджет. Генеральная конференция определяет направление и общую линию деятельности ЮНЕСКО, принимает программу и бюджет ЮНЕСКО на последующие два года, избирает членов Исполнительного совета раз в четыре года и Генерального директора.

Генеральный директор избирается раз в четыре года (ранее он назначался на шестилетний срок). Генеральный директор руководит Секретариатом.

Генеральный директор ЮНЕСКО - бывший министр иностранных дел Болгарии Ирина Бокова .

Исполнительный совет - главный рабочий орган ЮНЕСКО. Выступая в качестве административного органа, он осуществляет подготовку работы Генеральной конференции и несет ответственность за эффективное осуществление решений Конференции.

Функции и обязанности Исполнительного совета в основном определены в Уставе и Правилах процедуры либо в Директивах, принятых Генеральной конференцией. Дополнением к этим нормативным положениям служат резолюции Генеральной конференции. Раз в два года Генеральная конференция поручает Исполнительному совету выполнение конкретных задач. Другие функции определяются соглашениями между ЮНЕСКО и Организацией Объединенных Наций, специализированными учреждениями и другими межправительственными организациями.

Генеральная конференция избирает 58 членов Совета. Кандидаты избираются, в частности, с учетом разнообразия культур, которые они представляют, и их географического представительства. Исполнительный совет собирается два раза в год.

Председатель Исполнительного совета - посол России при ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова.

Секретариат является исполнительным органом Организации . Под руководством Генерального директора, избираемого на шестилетний срок, сотрудники Секретариата занимаются осуществлением программы, принятой государствами-членами.

ЮНЕСКО присуждает международные премии в областях своей компетенции. Среди них - Премия мира им. Феликса Уфуэ-Буаньи и Премия Л"Ореаль-ЮНЕСКО «Женщины и Наука».

ЮНЕСКО также отмечает международные дни, года и десятилетия, принимает участие в праздновании важнейших для государств-членов памятных дат.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ЮНЕСКО была создана на учредительной конференции представителей 44 стран, состоявшейся в Лондоне с 1 по 16 ноября 1945 года (16 ноября был утвержден Устав ЮНЕСКО, который вступил в силу 4 ноября 1946 года).

Сегодня ЮНЕСКО объединяет 191 государство мира (СССР вступил в ЮНЕСКО в 1954 году, Россия как правопреемница продолжает членство с декабря 1991 года.) и 6 ассоциированных членов. Штаб-квартира организации находится в Париже. Рабочие языки - английский, французский, арабский, китайский, русский и испанский.

Главная цель ЮНЕСКО - содействовать обеспечению мира и безопасности на планете, способствуя сотрудничеству между странами в различных областях. Основные сферы деятельности ЮНЕСКО - образование, наука, культура и информация.

В области образования основной задачей организации является обеспечение всеобщего начального и развитие высшего образования. Ключевая программа в этой сфере - "Образование для всех в течение всей жизни". Главная роль здесь отводится новым информационным технологиям в области предоставления базового образования.

Наиболее известными программами ЮНЕСКО в научной сфере являются такие как "Человек и биосфера", направленная на защиту окружающей среды; "Плавучий университет" (разработана на базе МГУ, направлена на исследования в области морской геологии и археологии); "Наука на службе развития".

В области информации деятельность ЮНЕСКО сосредоточена в рамках Международной программы развития коммуникаций, учрежденной на 21-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1980 году. В 2000 году в ЮНЕСКО началась реализация программы "Информация для всех", основной целью которой является развитие информационной политики, ориентированной на человека как конечного потребителя информации.

В области культуры основной задачей ЮНЕСКО является защита культурного наследия. В 1972 году на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, участниками которой в настоящее время являются 168 стран. Согласно документу был создан специальный комитет, задачей которого стало составление Списка объектов всемирного культурного и природного наследия, подлежащих охране. Список включает художественные, исторические и природные памятники. На июль 2005 года в Списке числились 788 объектов из 134 стран, включая Россию (22 объекта). Существует также Список объектов всемирной опасности, в который вошли исторические памятники Ирака, пострадавшие в ходе американской военной акции в этой стране.

Высшим органом ЮНЕСКО является Генеральная конференция, созываемая раз в два года. На конференции принимаются основополагающие документы, определяются приоритеты на ближайшие 2 года, утверждается бюджет. Конференция также избирает Исполнительный совет и генерального директора. Исполнительный совет несет ответственность за выполнение программы, принятой на конференции, и собирается два раза в год.

Устав ЮНЕСКО определяет пост генерального директора "как высокого должностного чиновника - управляющего организацией, наделенного широкими правами и полнотой власти". Он готовит все заседания Генеральной конференции и Исполнительного совета, причем обладает правом инициатора, и принимает участие во всех заседаниях без права голоса. Генеральный директор избирается на 6-летний срок, мандат может быть продлен только один раз. С 14 ноября 1999 года этот пост занимает Коитиро Мацуура (Япония).

Бюджет ЮНЕСКО складывается из взносов государств-членов и утверждается Генеральной конференцией на два года.

Организация издает ежемесячный журнал "Курьер ЮНЕСКО" (на 35 языках), ежемесячный журнал "Хроника ЮНЕСКО", журналы и бюллетени по специальным вопросам, кроме того, публикует большое количество серийных изданий, монографий, справочников, статистических сборников и обзоров по различным вопросам науки, культуры и просвещения, а также библиографических указателей. Ежегодно публикуется каталог изданий ЮНЕСКО.

По материалам агентств ИТАР-ТАСС, РИА "Новости".

Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО

Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ООНВОНК/ЮНЕСКО) United Nations Educational, Scientific, and Cultural Organization (UNESCO) была создана 16 ноября 1945 года. Действует с 4 ноября 1946 года после сдачи на хранение актов о его принятии 20 подписавшими его государствами. Её штаб-квартира располагается в Париже, во Франции

В состав организации входит 67 бюро и подразделений, расположенных в различных частях мира. Членами ЮНЕСКО являются 194 стран – все члены ООН, исключая Лихтенштейн плюс Острова Кука и Ниуэ. Ассоциированными членами являются Аруба, Британские Виргинские Острова, Каймановы Острова, Макао, Нидерландские Антильские Острова, Токелау

Основные задачи:

содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры;

обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии. решение проблемы дискриминации в области образования и неграмотности;

изучение национальных культур и подготовка национальных кадров; проблемы социальных наук, геологии, океанографии и биосферы;

проведение перспективных исследований форм образования, науки, культуры и коммуникации, необходимых в завтрашнем мире; продвижение, передача и обмен знаниями; подготовка и принятие международных актов и обязательных к исполнению рекомендаций

Основные направления деятельности представлены в пяти программных секторах: образование, естественные науки, социальные и гуманитарные науки, культура, коммуникация и информация

Структура ЮНЕСКО: В составе ЮНЕСКО имеются три органа.

Генеральная Конференция государств-членов, которая является высшим руководящим органом ЮНЕСКО, собирается, как правило, на свои сессии раз в два года. Следуя принципу, что каждое государство-член обладает одним голосом, Генеральная конференция утверждает Программу и бюджет Организации

Исполнительный Совет насчитывает в своем составе 58 представителей государств-членов; он собирается на свои сессии, как правило, два раза в год. Выступая в качестве административного органа, он осуществляет подготовку работы Генеральной конференции и несет ответственность за эффективное осуществление решений Конференции