Юнеско критикует россию за угрозу всемирному природному наследию.

Photo UNESCO





25 июня в Дохе (Катар) завершила работу 38-я сессия Комитета всемирного наследия - главного органа Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года.


В ходе десятидневной работы сессии в Список всемирного наследия, по решению международных экспертов, были внесены 26 новых уникальных культурных и природных памятников .


Среди включенных объектов - 21 культурный, 4 природных и 1 смешанный. Впервые в Список всемирного наследия включена номинация от Мьянмы. Таким образом общее количество памятников выдающегося универсального значения, включенных в престижный перечень ЮНЕСКО, составляет (на территории 161 страны).


В ходе сессии странами-членами Комитета были рассмотрены базовые вопросы реализации Конвенции ЮНЕСКО 1972 г. (Россия является ее членом с 1988 г.). Было рассмотрено около 250 рабочих документов и принято свыше 150 решений, касающихся различных аспектов выполнения Конвенции - одного из самых востребованных международных соглашений, участниками которого являются 191 государство.


На сессии утвержден знаковый - 1000-й объект всемирного наследия - честь присвоения которого была оказана стране, представляющей африканский континент (Ботсване).


В состав российской делегации под руководством Постоянного представителя при ЮНЕСКО Э.В.Митрофановой вошли директор РНИИ Наследия П.Е.Юдин, Помощник Президента Татарстана Т.П.Ларионова, Министр культуры Татарстана А.М.Сибагатуллин, эксперты Минкультуры и Минприроды России, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Администрации Санкт-Петербурга, Музея-заповедника "Кижи", а также других заинтересованных ведомств и организаций.


Важным для России итогом сессии стало ЮНЕСКО нового российского культурного объекта " Болгарский историко-археологический комплекс " (Татарстан). Основанием для принятия решения стало соответствие российской номинации критериям, предусмотренным Конвенцией ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года. Международные эксперты согласились с представленным обоснованием выдающейся всемирной ценности Древнего Болгара, признав, что он является ярким свидетельством взаимоотношений и исторического взаимообогащения культурных традиций народов Евразии - тюркских, финно-угорских, славянских и других, в особенности в период развития Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и Российского государства.


Сессия рассмотрела российскую заявку о незначительном изменении буферной зоны объекта "Кижский погост". Были отмечены усилия Российской Федерации по продвижению международной тематической инициативы «Астрономия и всемирное наследие» (Россия, Австрия, Бразилия, Канада, Франция, Германия, Украина, США и др.), организации первого московского Международного семинара для религиозных представителей по вопросам управления объектами всемирного наследия религиозного значения, созданию международного Центра ЮНЕСКО категории 2 по вопросам всемирного наследия для стран СНГ и Восточной Европы.


На утверждение Комитета были вынесены отчеты о состоянии свыше 100 охраняемых ЮНЕСКО объектов, в том числе российских: «Кижский погост», «Исторический центр Ярославля», «Культурно-исторический комплекс Соловецких островов», «Куршская коса» (трансграничный с Литвой), «Озеро Байкал» , «Западный Кавказ» и «Девственные леса Коми» . Международными экспертами ЮНЕСКО предложены рекомендации относительно обеспечения дальнейшей сохранности выдающейся универсальной ценности указанных российских объектов. Кроме того, в решениях КВН сформулированы предостережения в связи с имеющейся у Организации информацией об иностранных проектах, способных нанести вред уникальным российским природным памятникам.


Отмечены успехи в исполнении рекомендаций Комитета по объекту "Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников". Подчеркнуто, что , представленный Российской Федерацией, отражает заметный прогресс в выполнении решения Комитета всемирного наследия, принятого на 36-й сессии КВН (Санкт-Петербург, 2012 г.). Выражена положительная оценка по итогам работы группы международных экспертов по вопросу уточнения границ данного объекта и разработки в России правового механизма защиты и управления объектами всемирного наследия. Отмечено успешное завершение работы в рамках ретроспективной инвентаризации (WHC-14/38.COM/8D) компонентов Санкт-Петербурга.


Признано, что состояние сохранности объекта "Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников" обеспечивается адекватно.


По решению стран-членов КВН утверждены уточненные формулировки положений о выдающейся универсальной ценности ряда российских объектов всемирного значения, внесенных в Список ЮНЕСКО: «Церковь Вознесения в Коломенском», «Исторический центр Ярославля», «Кижский погост», а также трансграничных «Геодезической дуги Струве» (с участием России и еще 9 стран), «Куршской косы» и «Убсунурской котловины» (с Монголией).


Кроме того следует отметить, что на сессии в Катаре была утверждена стран-членов Комитет всемирного наследия, ставшая продолжением инициативы, заложенной в ходе первой Молодежной модели ЮНЕСКО в Казани в июле 2012 г. по предложению российских организаторов 36-й сессии КВН.


Новым председателем Комитета всемирного наследия избрана Мария Бомер (Maria Bohmer), Государственный министр по культурным связям и образовательной политике в Министерстве иностранных дел Германии.


Очередная, 39-я, сессия Комитета состоится в Бонне (Германия) с 28 июня по 8 июля 2014 г.


Информация Постоянного представительства России при ЮНЕСКО

C 24 июня по 6 июля 2012 в Санкт-Петербурге проходила 36-я сессия Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО. Впервые в истории ЮНЕСКО сессия проходила в России, и, что особенно почетно, в год 40-летия Конвенции «Об охране всемирного культурного и природного наследия». Решением главы правительства РФ Дмитрия Медведева ООО Агентство «Полилог» стало единым исполнителем государственного контракта по подготовке и проведению мероприятия.

Ход сессии

Заседания сессии проходили в Таврическом дворце под председательством Элеоноры Митрофановой, посла, постоянного представителя Российской Федерации при ЮНЕСКО.

В работе сессии приняли участие более 2000 представителей из 119 стран, в том числе 338 делегатов из стран-членов Комитета, а также наблюдатели от государств-сторон Конвенции, международных организаций и неправительственных объединений, ученые, эксперты.

Впервые на сессии Комитета была организована веб-трансляция всех пленарных заседаний на официальном сайте сессии (www.whc36-russia2012.ru), в Пресс-центре аккредитованные СМИ получили возможность наблюдать за работой Комитета, участвовать в пресс-конференциях и интервью с представителями делегаций. Ход сессии освещали около 300 аккредитованных журналистов.

Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова

Делегаты сессии рассмотрели более 50 рабочих документов, касающихся различных аспектов реализации Конвенции, и приняли 241 резолюцию, подтвердив, в частности, актуальность этого международного договора, участниками которого на сегодня являются 189 государств, и высказавшись за необходимость баланса между его целями и задачами устойчивого развития.

Одним из главных итогов мероприятия стало включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО 26 новых объектов - 5 природных, 20 культурных и одного смешанного. Россия пополнила свой вклад в общечеловеческую сокровищницу природным парком «Ленские столбы». Общее количество охраняемых Конвенцией объектов достигло 962, а число стран, где они расположены, выросло до 157.

В рамках сессии были реализованы мероприятия «на полях»: во Всероссийском детском центре «Орленок» с 30 мая по 20 июня состоялся Международный молодежный форум, а с 1 по 9 июля в Казани проводилась Молодежная модель Комитета всемирного наследия. Такие акции позволяют прививать молодому поколению уважительное отношение к культуре и природе своей страны и приобщаться к совместной работе по сохранению всемирного наследия.

Министр культуры Владимир Мединский

В итоговых выступлениях участники сессии единодушно отметили высочайший уровень подготовки Российской Федерацией 36-й сессии Комитета всемирного наследия. Высказаны благодарности руководству Российской Федерации, российским организаторам и лично председателю Комитета, Постоянному представителю Российской Федерации при ЮНЕСКО Э.В.Митрофановой.

Новым председателем Комитета всемирного наследия избран Сок Ан, Заместитель Председателя Правительства Королевства Камбоджи. Следующая - 37-я сессия Комитета состоится в Пномпене (Камбоджа) 17-27 июня 2013 года.

Сессия за 77 секунд

Работа «Полилога»

Агентством была создана Дирекция сессии, включавшая в себя более 40 квалифицированных специалистов и 25 подрядных организаций.

Работа Дирекции фокусировалась на всех ключевых направлениях:

  1. Застройка всех помещений Таврического Дворца в соответствии с международными стандартами ЮНЕСКО, включая: техническое оснащение, мебель, синхронный перевод на 6 языков, обеспечение протокольных встреч и переговоров.
  2. Оперативное планирование работы сессии - внесение корректив в расписание сессии, согласование изменений с секретариатом и информирование делегатов о графике работы, создание информационных стоек и внутренней почтовой службы для делегатов.
  3. Техническое сопровождение работы сессии: работа высокоскоростного копи-центра, создание локальной сети более чем на 100 стационарных компьютеров, высокоскоростной Wi-fi интернет на всей территории дворца, координация работы подрядчиков по внутренней и веб-трансляции заседаний Комитета, обеспечение делегатов и Секретариата рабочими зонами с доступом в интернет и к рабочим документам сессии, установка электронной пропускной системы и мобильного центра аккредитации, обеспечение делегатов и персонала средствами мобильной связи, специальными рациями для коммуникаций. Профессиональными фотографами и видеооператорами были зафиксированы главные моменты сессии, в ближайшем будущем выйдет 20-минутный фильм по итогам мероприятия.
  4. Логистическое сопровождение - формирование комплексной транспортной схемы мероприятия с учетом перемещения 2000 делегатов сессии, протокольных встреч и заседаний. Организация работы VIP-зала для встреч статусных гостей в аэропорту Пулково 2. Застройка стоек информации на основных вокзалах Санкт-Петербурга, организация диспетчерской службы и службы такси, регулярное транспортное сообщение между основными объектами проведения сессии при помощи шаттлов, автобусов, легковых автомобилей и водного транспорта.
  5. PR-сопровождение мероприятия - была сформирована система взаимодействия Пресс-центра сессии с представителями пресс-службы ЮНЕСКО по оперативной подготовке и рассылке пресс-релизов. На официальном сайте сессии в ежедневном режиме размещались новости и фотоматериалы. Для журналистов в Пресс-центре были обеспечены рабочие места, позволявшие передавать материалы и записи трансляции напрямую в издания. Были организованы пресс-конференции, интервью и выездные мероприятия руководства комитета при участии ведущих СМИ России. На данный момент по итогам сессии вышло более 1500 информационных сообщений в российских СМИ и более 200 сообщений в иностранных СМИ.
  6. Организация питания делегатов и персонала на всем протяжении сессии, включая кофе-брейки, обеденный фуршет и вечерние банкетные мероприятия.
  7. Обеспечение безопасности мероприятия на высшем государственном уровне при поддержке Федеральной Службы Охраны, МВД, ГИБДД и собственной службы безопасности, включая территорию Таврического дворца, мобильные группы, транспортную безопасность, катера для охраны водной акватории и т.п.
  8. Создание хорошо обученной службы временного персонала и волонтеров в количестве более 500 человек, многоканального кол-центра и службы lost&found. Высокая квалификация персонала, доброжелательность и профессионализм были отмечены множеством благодарностей от делегатов и руководства ЮНЕСКО.
  9. Организация культурной программы для делегатов и гостей при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, включая насыщенные концерты артистов и ансамблей, посещения музеев и исторических памятников Санкт-Петербурга, выездные мероприятия в Петергофе, Петропавловской Крепости, Пулковской Обсерватории, Эрмитаже и многих других местах.

  • Министерство культуры Российской Федерации
  • Правительство Санкт-Петербурга
  • Правительство республики Татарстан
  • Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО
  • Межпарламентскую ассамблею государств участников СНГ
  • Все силовые структуры обеспечивавшие безопасность и слаженные действия на всех этапах работы
  • Компании: «Рост Эко», «Синхротел», «Секьюрикоп», «Stage Pro», «Lexla», «Вымпелком», «Свега Компьютер», «Бит Эксперт», «LavTur», «Terra Franca», «ISGL», «Иванар», «Проект под Ключ», «Холдинг+», Фонд «ПМЭФ».
17 июл 2012

Общее решение

Решение : 37 COM 7 B .103

Комитет всемирного наследия,

  1. изучив документ WHC-13/37.COM/7B.Add;
  2. ссылаясь на решения 34 COM 8 B .6, 35 COM 7 B .42, 35 COM 7 B .63, 35 COM 7 B .67, 35 COM 7 B .68, 35 COM 7 B .69, 35 COM 7 B .73, 35 COM 7 B .88, 35 COM 7 B .94, 35 COM 7 B .98, 35 COM 7 B .102, 35 COM 7 B .106, 35 COM 7 B .109, 35 COM 7 B .122, 35 COM 7 B .127, 35 COM 7 B .128, 35 COM 7 B .131 и 35 COM 7 B .133 , принятые на его 34-й (Бразилия, 2010 год) и 35-й (ЮНЕСКО, 2011 год) сессиях соответственно;
  3. с удовлетворением отмечает предпринятые соответствующими государствами-участниками меры по выполнению его предыдущих просьб о снижении угроз для выдающейся универсальной ценности следующих объектов всемирного наследия:
  • Старый город Лицзян (Китай)
  • Исторический ансамбль дворца Потала, Лхаса (Китай)
  • Археологический парк Сан Августин (Колумбия)
  • Исторический центр города Чески-Крумлов (Чешская Республика)
  • Исторический культурный ландшафт винодельческого региона Токай (Венгрия)
  • Тадж-Махал (Индия)
  • Красный форт (Индия)
  • Фатехпур-Сикри (Индия)
  • Археологический парк Чампанер-Павагадх (Индия)
  • Храмовый комплекс Прамбанан (Индонезия)
  • Монте-Сан-Джорджио (Италия/Швейцария)
  • Исторический центр Вильнюса (Литва)
  • Мелака и Джорджтаун – исторические города Малаккского пролива (Малайзия)
  • Исторический центр Мехико и Сочимилько (Мексика)
  • Камино-Реал-де-Тьерра-Адентро (Мексика)
  • Линии и геолифы в районах Наска и Пампас-де-Хумана (Перу)
  • Город Куско (Перу)
  • Церкви исторической области Молдова (Румыния)
  • Ансамбль Ферапонтова монастыря (Российская Федерация)
  • Остров Горе (Сенегал)
  • Работы Антонио Гауди (Испания)
  1. призывает соответствующие государства-участники продолжать свои усилия, направленные на обеспечение сохранности объектов всемирного наследия;
  2. 5. напоминает соответствующим государствам-участникам о необходимости своевременно проинформировать Центр всемирного наследия о любом крупном проекте в области строительства, который может оказать воздействие на выдающуюся универсальную ценность объекта, до того как будут взяты какие-либо необратимые обязательства, в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции.

Решение: 37 COM 8 B .43

Комитет всемирного наследия,

  1. изучив документы WHC-13/37.COM/8B, WHC-13/37.COM/1NF.8B1 и WHC-13/37.COM/INF.8B1.4;

Признавая выдающуюся уникальную ценность объекта, передает вопрос о номинации Архитектурно-исторического комплекса Булгар, Российская Федерация , обратно государству-участнику с тем, чтобы сделать это возможным в сотрудничестве с консультативным органом (ИКОМОС), в частности путем приглашения на объект консультативной миссии для принятия соответствующих мер по внесению его в список в соответствии с критериями (iii) и (vi) на его следующей сессии.

Решение: 37 COM 8 B .54

Комитет всемирного наследия,

  1. изучив документы WHC-13/37.COM/8B.Add и WHC‑13/37.COM/INF.8B1.Add;
  2. утверждает предлагаемые незначительные изменения границ Исторического центра Санкт-Петербурга и связанных с ним групп памятников, Российская Федерация ;
  3. рекомендует государству-участнику обратить внимание на следующие вопросы:

а) незначительные изменения охранных зон, установленных в соответствии с Законом Санкт-Петербурга №820-7, там, где необходимо ввести соответствующий режим (ОЗ или ЗРЗ1) на тех не имеющих на данный момент надлежащего уровня защиты (ОЗ или ЗРЗ1) небольших участках территории, которые предлагается включить в список объектов;

b) создание буферной зоны на основе зоны ЗРЗ2 в соответствии с согласованными сроками, принимая во внимание неоднократные просьбы, высказывавшиеся Комитетом всемирного наследия начиная с его 30-й сессии, об уточнении границ и необходимости надежной защиты культурного исторического окружения компонента 540-001;

c) изменение юридического статуса компонента объекта "Исторический центр Санкт-Петербурга" в рамках российской правовой базы для того, чтобы он стал "выдающейся достопримечательностью" и изменение детальных положений о режимах охранных зон, установленных законом № 820‑7 Санкт-Петербурга в 2009 году с целью улучшения их детализации и разграничения;

d) развитие комплексной системы управления всем объектом, внесенным в список, вместе с планом управления, на базе детальных градостроительных и охранных планов Исторического центра Санкт-Петербурга, которые должны быть разработаны как можно раньше.

Решение: 37 COM 8 B .56

Комитет всемирного наследия,

  1. изучив документы WHC-13/37.COM/8B.Add.2 и WHC‑13/37.COM/8B.Add.2.Corr;
  2. принимает заявления о выдающейся универсальной ценности следующих объектов всемирного наследия, номинированных на 36‑й сессии Комитета всемирного наследия (Санкт-Петербург, 2012 год):

– Бразилия: Рио-де-Жанейро: Ландшафты Кариока между горами и морем;

– Индия: Западные Гаты;

– Палестина: Место рождения Христа, Базилика Рождества Христова и путь паломников, Вифлеем;

– Российская Федерация: Природный парк "Ленские столбы".

8 D . Уточнение границ и территории объекта государствами-участниками в ответ на ретроспективную инвентаризацию

Решение: 37 COM 8 D

Комитет всемирного наследия,

  1. изучив документ WHC-13/37.COM/8D;
  2. ссылаясь на решение 36 COM 8 D
  3. признает отличный уровень работы по уточнению границ своих объектов всемирного наследия, проделанной государствами-участниками, и благодарит их за усилия, направленные на укрепление доверия к списку всемирного наследия;
  4. напоминает , что Центр всемирного наследия и консультативные органы не смогут изучить предложения о небольших или значительных изменениях границ объектов всемирного наследия в случаях, когда границы таких объектов, как они даны в списке, являются нечеткими;
  5. отмечает уточнения границ и территории объекта, предоставленные следующими государствами-участниками в ответ на ретроспективную инвентаризацию, отраженные в приложениях к документу WHC‑13/37.COM/8D:

– Алжир: Касба в Алжире;

– Бразилия: Церковный комплект Бон-Жесус-ду-Конгоньяс; Бразилия; Исторический центр города Сан-Луис;

– Куба: Крепость Сан-Педро-де-ла-Рока, Сантьяго-де-Куба;

– Доминиканская Республика: Колониальный город Сан-Доминго;

– Германия: Ганзейский город Любек; Металлургический завод в Фёльклингене;

– Иордан: Петра;

– Мексика: Сиан-Каан; Доиспанский город и национальный парк Паленке; Исторический центр города Пуэбла; Исторический город Гуанахуато и прилегающие рудники; Исторический центр города Морелия; Резерват китов Эль-Вискаино; Исторический центр города Секатекас; Наскальная живопись в горах Сьерра-де-Сан-Франсиско; Археологическая зона Пакиме, Касас-Грандес; Зона исторических памятников в городе Тлакотальпан;

– Панама: Национальный парк Дарьен;

– Парагвай: Миссия иезуитов Ла-Сантисима-Тринидад-де-Парана и Миссия иезуитов Хесус-де-Таварангуэ;

– Перу: Город Куско; Исторический заповедник Мачу-Пикчу; Чавин-де-Уантар (археологический памятник); Археологическая зона Чан-Чан; Исторический центр города Лима; Национальный парк Рио-Абисео; Линии и геолифы в районах Наска и Пампас-де-Хумана;

– Российская Федерация: Исторический центр города Санкт-Петербург и связанные с ним группы памятников; Кижcкий погост;

– Испания: Старый город в Авиле и церкви вне его стен; Исторический город Толедо; Исторический укрепленный город Куэнка; Дворец каталонской музыки и больница Сан-По, Барселона;

– Вьетнам: Комплекс памятников Хюэ;

Просит государства-участники, которые еще не дали ответ на вопросы, поднятые в рамках ретроспективной инвентаризации, предоставить все разъяснения и документацию как можно скорее и не позднее 1 декабря 2013 года.

21. Вулканы Камчатки (Российская Федерация) (№ 765 bis)

Решение : 36 СОМ 7В.21

Комитет всемирного наследия,

1. Изучив документ WHC-13/37.СОМ/7В;

2. Ссылаясь на решение 36 СОМ 7В.21

3. С обеспокоенностью отмечает сообщение государства-участника о происходящем из года в год увеличении потенциальных угроз для объекта, проистекающих с соседних территорий, и выражает сожаление , что государство-участник не предоставляет достаточно подробной информации о динамике численности популяций животного мира на территории объекта, а также о ходе выполнения ряда рекомендаций миссии 2007 года по последующему наблюдению;

4. Полагает , что в отсутствие данной информации невозможно в полной мере оценить текущее состояние сохранности объекта и эффективность управления им;

5. Также с серьезной обеспокоенностью отмечает сокращение популяций дикого оленя и снежного барана и призывает государство-участника создать охранную зону для лучшей защиты места зимовки этих видов в соответствии с предложением Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам Камчатского края;

6. Приветствует факт разъяснения государством-участником вопроса об отсутствии планов строительства ГЭС на территории объекта и обращается к нему с просьбой предоставить, прежде чем будут приняты какие-либо необратимые решения, подробную информацию о возможных планах строительства ГЭС на реке Жупанова – основном районе зимовки диких оленей за пределами территории объекта – и их возможных последствиях для выдающейся универсальной ценности, включая копии оценки воздействия на окружающую среду, когда эти документы будут доступны, в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции;

7. прояснить очевидные противоречия относительно общей площади четырех составляющих объект региональных природных парков, предоставив подробную информацию (в том числе карты) о "требованиях" к границам, введенных в 2010 году в отношении этих четырех парков, а также подробную карту, на которой были бы отмечены границы всех частей объекта;

8. Призывает государство-участника полностью выполнить рекомендации миссии 2007 года по последующему наблюдению, особенно в части разработки и реализации единого интегрированного плана управления и координационной структуры, всеобъемлющего плана управления туристической сферой и укрепления институционального потенциала органов, осуществляющих управление объектами, в том, что касается как кадровых, так и финансовых ресурсов;

9. Также обращается к государству-участнику с просьбой представить Центру всемирного наследия до 1 февраля 2015 года обновленный отчет о состоянии сохранности объекта и о ходе выполнения вышеперечисленных рекомендаций для рассмотрения Комитетом всемирного наследия на его 39‑й сессии в 2015 году.

22. Озеро Байкал (Российская Федерация) (№ 754)

Решение : 37 СОМ 7В.22

Комитет всемирного наследия,

2. Ссылаясь на решение 36 СОМ 7В.22 , принятое на его 36-й сессии (Санкт-Петербург, 2012 год);

3. Приветствует решение государства-участника о закрытии Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), а также представление в Центр всемирного наследия государством-участником документа, содержащего основные пункты плана закрытия и сроки, в том числе меры, предусмотренные для решения вопроса о промышленном наследии комбината;

4. Призывает государство-участника представить до 1 февраля 2014 года в Центр всемирного наследия подробный план, содержащий конкретные сроки;

5. Обращается к государству-участнику с просьбой гарантировать прохождение любых планов относительно будущего использования территории БЦБК строгой оценки воздействия на окружающую среду, включая конкретную оценку возможных непосредственных, косвенных и кумулятивных последствий для выдающейся универсальной ценности объекта, и представить результаты данных оценок в Центр всемирного наследия в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции;

6. С обеспокоенностью отмечает возможные последствия запланированного строительства дамбы на реке Орхон в Монголии для объекта и также обращается к государствам-участникам Российской Федерации и Монголии с просьбой предоставить больше информации о том, на какой стадии находятся эти планы, а также об оценках воздействия на окружающую среду, в которых эти возможные последствия должны быть представлены в количественных показателях, – в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции;

7. Приветствует подтверждение сохраняющегося запрета на разведку минеральных ресурсов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, при этом с обеспокоенностью отмечая , что разрешение на добычу руды на Холоднинском месторождении действует до марта 2025 года;

8. Повторяет , что разработка месторождений несовместима со статусом объекта всемирного наследия, а также призывает государство-участника отменить действие разрешения на добычу;

9. Выражает обеспокоенность в связи с рядом значительных реальных и возможных угроз для объекта, в особенности в связи с происходящими и запланированными действиями в особых экономических зонах "порт Байкал" и "Ворота Байкала", изменениями, внесенными в федеральное законодательство и обеспечившими возможность развития туристической инфраструктуры в Баргузинском природном биосферном заповеднике, заявленными изменениями, внесенными в касающиеся Байкало-Ленского заповедника распорядительные документы, загрязнением реки Селенга и загрязнением воздуха;

10. Вновь обращается к государству-участнику с просьбой разработать, в рамках Специального закона об озере Байкал, интегрированный план управления и землепользования для объекта, в котором полностью учитывались бы все предложенные проекты, включая те, что предполагается реализовывать на территории специальных экономических зон "Порт Байкал" и "Ворота Байкала", чтобы их реализация была совместима с выдающейся универсальной ценностью и условиями целостности объекта;

11. Призывает далее государство-участника осуществить оценку возможных последствий вышеуказанных проектов для выдающейся универсальной ценности объекта посредством проведения оценки воздействия на окружающую среду и представить ее результаты в Центр всемирного наследия до принятия решения об их продолжении –в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции ;

12. Просит далее государство-участника представить до 1 февраля 2014 года в Центр всемирного наследия обновленный доклад о состоянии сохранности объекта и выполнении вышеперечисленных рекомендаций, в том числе подробный отчет о достигнутом прогрессе в реализации плана закрытия БЦБК для его рассмотрения Комитетом всемирного наследия на его 38-й сессии в 2014 году.

23. Западный Кавказ (Российская Федерация) (№ 900)

Решение : 37 COM 7B.23

Комитет всемирного наследия,

1. Изучив документ WHC-13/37.COM/7B;

2. Ссылаясь на решение 36 COM 7B.23 , принятое на его 36-й сессии (г. Санкт-Петербург, 2012 год);

3. Выражает озабоченность изменениями, касающимися правовой защиты объекта, что создает возможность для строительства крупных объектов туристской инфраструктуры на плато Лаго-Наки, расположенном на территории объекта, и вновь просит государство-участника проследить за тем, чтобы на территории объекта не возводились никакие крупные горнолыжные или туристские объекты инфраструктуры;

4. Несмотря на то, что государство-участник вновь заявляет о своих обязательствах не разрабатывать никаких новых планов по капитальному строительству, принятие которых повлияет на выдающуюся универсальную ценность данного объекта, Комитет всемирного наследия полагает , что начало подобного строительства на плато Лаго-Наки, включая горы Фишт и Оштен, будет являться основанием для его включения в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, в соответствии с пунктом 180 Руководства по выполнению Конвенции и его предыдущими решениями;

5. Отмечает заключение совместной миссии по мониторингу в 2012 году Центра всемирного наследия и МСОП о растущем антропогенном давлении на объект и просит государство-участника как можно скорее выполнить все его рекомендации, в частности:

a) разработать всеобъемлющую стратегию в области туризма и комплексный план по объекту и специальным охраняемым прилегающим территориям, отдавая предпочтение туристической деятельности, не оказывающей большое влияние на объект, и следя за тем, чтобы предложенные объекты туристско-рекреационной инфраструктуры не оказали влияние на выдающуюся универсальную ценность данного объекта;

b) проследить за тем, чтобы никакие области со значительным биологическим разнообразием и области, определяющие выдающуюся универсальную ценность данного объекта, не стали частью биосферного полигона Кавказского природного заповедника, который может использоваться для возведения объектов рекреационной инфраструктуры, и чтобы на территории полигона не осуществлялось никакой деятельности, угрожающей целостности объекта;

c) срочно разъяснить определение границ северной буферной зоны Кавказского природного заповедника, которая является частью объекта, и возобновить ее правовую охрану;

d) обеспечить точную оценку потенциального влияния любых предложенных работ по реставрации объектов инфраструктуры на территории объекта на его выдающуюся универсальную ценность, а также представление оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в Центр всемирного наследия для проведения обзора консультативными органами перед тем, как будет принято решение в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции ;

e) завершить точное определение границ всех частей объекта, обозначить функциональную буферную зону объекта и представить обновленную карту объекта и его буферной зоны в Центр всемирного наследия;

f) проследить за выполнением комплексного плана по управлению объектом c разработкой плана действий и назначением универсального координационного органа;

g) адаптировать "сертификаты" памятников природы на территории объекта, чтобы не допустить какие-либо лесозаготовки, включая санитарную рубку, строительство дорог, мостов, линий электропередачи и других коммуникационных объектов инфраструктуры, а также запретить составление планов капитального строительства, направленных на использование объекта в рекреационных целях;

h) остановить все строительные работы и/или расширение зданий и объектов в верхней части долины реки Мзымта на территории объекта и повысить юридический статус этой территории как охраняемой;

6. Учитывает намерение государства-участника представить предложение об изменении границ, а именно исключении частей плато Лаго-Наки из территории объекта, состояние которых, как сообщается, ухудшилось, и присоединении других частей, и напоминает о том, что подобное предложение должно быть четко обосновано в рамках МСОП, в чей список включен объект, должно основываться на надежных научных данных и представлено как новая номинация в соответствии с пунктом 165 Руководства по выполнению Конвенции ;

7. Также просит государство-участника до 1 февраля 2014 года представить в Центр всемирного наследия обновленный доклад о состоянии сохранности данного объекта, включая доклад о прогрессе, достигнутом в выполнении вышеупомянутых рекомендаций и рекомендаций миссии, для его изучения Комитетом всемирного наследия на его 38-й сессии в 2014 году.

24. Девственные леса Коми (Российская Федерация ) (№ 719)

Решение : 37 COM 7B.24.

Комитет всемирного наследия,

1. Изучив документ WHC-13/37.COM/7B;

2. Ссылаясь на решение 36 COM 7B.24 , принятое на его 36‑й сессии (Санкт-Петербург, 2012 год);

3. Учитывая информацию, недавно полученную от государства-участника и свидетельствующую о прогрессе, достигнутом в подготовке предложения о значительном изменении границ данного объекта для того, чтобы разъяснить правовой статус частей объекта и расширение его территории на 215000 га, охватывая уникальные девственные леса, а также обращает внимание на намерение государства-участника представить предложение о значительном изменении границ до 1 февраля 2014 года;

4. Вновь обращает внимание на заявление государства-участника о том, что на территории месторождения "Чудное" не осуществляется золотодобыча;

5. С сожалением отмечает , что государство-участник осуществляет золотодобычу на территории данного объекта и не отменило решение по изменению границ данного объекта, в результате чего лишились юридического статуса охраняемых объектов четыре относящиеся к данному объекту территории, в том числе золотое месторождение площадью 19,9 кв. км., и отмечает , что на картах, представленных вместе с заявкой, четко видно, что никакие области внутри объекта не были исключены и, следовательно, эти четыре области по-прежнему находятся в пределах границ объекта, как было указано в Списке всемирного наследия в 1995 году;

6. Считает , что данные проблемы представляют явную опасность для выдающейся универсальной ценности данного объекта в соответствии с пунктом 180 Руководства по выполнению Конвенции ;

7. Просит государство-участника принять следующие меры:

a) лишить уже выданных на исследование и добычу лицензий или заморозить их,

b) отменить изменение границ Национального парка Югыд Ва;

8. Вновь заявляет , что недопустимость добычи полезных ископаемых на территориях, имеющих статус объектов всемирного наследия, является его неизменной позицией, которая была поддержана международным программным заявлением Международного совета по горной промышленности и металлургии об отказе от такой деятельности на объектах всемирного наследия, и призывает соответствующие горнодобывающие компании не осуществлять золотодобычу на территории данного объекта, а финансовые институты, поддерживающие эти компании, – прекратить оказывать финансовую поддержку;

9. Также вновь заявляет , что любые предлагаемые изменения границ объекта всемирного наследия должны рассматриваться на основе официальных процедур, по крайней мере, не менее строгих, чем при выдвижении объекта для включения в Список всемирного наследия, и должны рассматриваться в рамках процедуры значительного изменения границ в соответствии с требованиями пункта 165 Руководства по выполнению Конвенции ;

10. Также просит государство-участника в консультации с Центром всемирного наследия и МСОП разработать ретроспективное заявление о выдающейся универсальной ценности для рассмотрения Комитетом всемирного наследия;

12. Также просит государство-участника до 1 февраля 2014 года представить в Центр всемирного наследия обновленный доклад о состоянии сохранности данного объекта с описанием хода выполнения вышеуказанных рекомендаций для рассмотрения Комитетом всемирного наследия на его 38‑й сессии в 2014 году.

25. Золотые горы Алтая (Российская Федерация) (№ 768rev)

Решение : 3 7 СОМ 7В.25

Комитет всемирного наследия,

1. Изучив документ WHC-13/37.СОМ/7В.Add;

2. Ссылаясь на решение 36 СОМ 7В.25 , принятое на его 36-й сессии (Санкт-Петербург, 2012 год);

3. Выражает крайнюю обеспокоенность в связи с новым указом 212 № 202 от 2 августа 2012 года Республики Алтай, разрешающим "строительство и эксплуатацию линейных объектов и структур, являющихся составной частью процесса", что ослабляет правовые нормы, защищающие объект; и ссылается на то, что в соответствии с пунктом 180 Руководства по выполнению Конвенции , изменение статуса правовой защиты территории, являющейся частью объекта, рассматривается как потенциальная угроза выдающейся универсальной ценности объекта и как причина для внесения объекта в Список объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой уничтожения;

4. С обеспокоенностью отмечает сообщения о том, что подготовительные исследовательские работы по прокладке трассы трубопровода велись на территории объекта, принадлежащего к всемирному наследию, с 36-й сессии Комитета;

5. Обращает внимание на сведения, недавно полученные от государства-участника, о том, что по состоянию на 30 апреля были приостановлены проектные работы по программе строительства Алтайского трубопровода, и о том, что в период 2014–2015 годов не будет осуществляться дальнейшее финансирование проектных работ;

6. , согласно которой любое решение о продолжении осуществления проекта по строительству газопровода через территорию объекта будет представлять явную угрозу выдающейся универсальной ценности объекта в соответствии с пунктом 180 и создаст очевидные основания для включения данного объекта в Список объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой уничтожения;

7. Вновь обращается с просьбой к государству-участнику принять однозначное решение об отказе от строительства газопровода "Алтай" через территорию объекта и настоятельно призывает государство-участника обеспечить, чтобы никакие дальнейшие подготовительные работы на территории объекта не проводились, а также, чтобы правительство Республики Алтай восстановило статус защиты "Зоны Покоя Укок", в соответствии с требованиями по защите, предусмотренными Конвенцией ;

8. Обращается с просьбой к государству-участнику обеспечить предоставление в Центр всемирного наследия результаты оценки воздействия на окружающую среду строительства на территории или в окрестностях данного объекта любой инфраструктуры (включая газопровод и гидроэнергетические проекты), которые могли бы повлиять на выдающуюся универсальную ценность объекта, во исполнение пункта 172 Руководства по выполнению Конвенции ;

9. Просит также государство-участника прилагать дальнейшие усилия по выполнению рекомендаций миссии по последующему наблюдению 2012 года;

10. Вновь подтверждает свою позицию , согласно которой все правовые вопросы в отношении объектов природного наследия в Российской Федерации (к которым относятся федеральные и региональные охраняемые территории) должны решаться посредством создания всеобъемлющего национального правового режима в целях защиты и управления объектами природного всемирного наследия для обеспечения выполнения государством-участником обязательств согласно Конвенции ; и вновь просит государство-участника организовать семинар для содействия развитию данного правового режима, после консультации с Центром всемирного наследия и МСОП;

11. Также просит государство-участника представить Центру всемирного наследия до 1 февраля 2015 года обновленный отчет о состоянии сохранности объекта и о ходе выполнения вышеуказанных рекомендаций для рассмотрения Комитетом всемирного наследия на его 39-й сессии в 2015 году.

80. Кижский погост (Российская Федерация) (С 544)

Решение : 37 СОМ 7В.80

Комитет всемирного наследия,

1. Изучив документ WHC-13/37.COM/7B.Add;

2. Ссылаясь на решение 36 СОМ 7В.83 , принятое на его 36-й сессии (Санкт-Петербург, 2012 год);

3. Отмечает прогресс, достигнутый государством-участником в сохранении и защите церкви Преображения и церкви Покрова Пресвятой Богородицы, и призывает его своевременно продолжать эти усилия и обеспечить необходимые ресурсы для того, чтобы предотвратить дальнейшую потерю материалов и деталей конструкции, которая может представлять угрозу для объекта;

4. Отмечает шаги, которые предпринимает государство-участник для разработки правовых методов защиты объектов культурных объектов всемирного наследия;

5. Также обращает внимание на рекомендации, вынесенные в апреле 2013 года миссией по последующему наблюдению в отношении объекта, а также призывает государство-участника выполнить эти рекомендации, в частности:

а) пересмотреть план управления для обеспечения того, чтобы сохранение и защита признаков, представляющих собой выдающуюся универсальную ценность объекта, были главными факторами при принятии решений; пересмотренный план управления должен включать в себя руководство по землепользованию и строительству, рекомендации по использованию сельскохозяйственных угодий, стратегию устойчивого развития туризма, меры по учету рисков и меры по отслеживанию состояния археологических ресурсов;

b) приостановить все предлагаемые новые строительные проекты в буферной зоне и в окрестностях объекта, включая помещения для посетителей и администрации, до тех пор, пока план управления не будет пересмотрен, а также до тех пор, пока не будут проведены оценки воздействия на наследие и окружающую среду с целью учета ожидаемого воздействия и совместимости строительства с выдающейся универсальной ценностью объекта;

с) усовершенствовать выполнение планов противопожарной охраны и безопасности для повышения уровня защиты и качества окружающей среды на объекте;

d) завершить разработку Руководящих принципов по реставрационно-консервационным работам, связанным с ключевыми элементами объекта;

6. Просит государство-участника, в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции, представить проектное предложение, техническую документацию и оценки воздействия на окружающую среду строительства офиса и общественного центра музея "Кижи" и любых других запланированных строительных объектов в Центр всемирного наследия и консультативные органы до начала работ;

7. Также просит государство-участника передать в Центр всемирного наследия для рассмотрения консультативными органами три печатные и электронные копии проекта плана управления;

8. Просит далее государство-участника пригласить консультативную миссию МСОП в начале 2014 года для проведения оценки прогресса, достигнутого в реставрационных работ и в ходе выполнения указанных выше рекомендаций;

9. Также просит государство-участника к 1 февраля 2014 года передать в Центр всемирного наследия обновленный отчет о степени сохранности объекта и о ходе выполнения указанных выше рекомендаций, для его рассмотрения на 38-й сессии Комитета всемирного наследия в 2014 году.

81. Исторический центр города Ярославля
(Российская Федерация) (
C 1170)

Решение : 37 COM 7 B .81

Комитет всемирного наследия,

1. Изучив документ WHC-13/37.COM/7B.Add;

2. Ссылаясь на решение 36 COM 7 B .84 , принятое на его 36-й сессии (Санкт-Петербург, 2012 год);

3. Выражает сожаление в связи с тем, что, несмотря на обращения Комитета к государству-участнику на его 35-й и 36-й сессиях с просьбой о предоставлении отчета о состоянии сохранности объекта, государство-участник не предоставило данный отчет ни в 2012, ни в 2013 году, вследствие чего вопросы, поднятые миссией по последующему наблюдению 2012 года, не были сняты;

4. Призывает государство-участника усилить степень законодательной и нормативной защиты объекта и его буферной зоны на федеральном и региональном уровнях;

5. Кроме того, призывает государство-участника улучшить систему управления объектом и его буферной зоной, разработать план управления, а также рассмотреть возможность назначения управляющего объектом и создания соответствующего консультативного органа в составе представителей федеральных и региональных организаций по вопросам сохранения исторического наследия;

6. Отмечает значительное число проектов по сохранению исторического наследия, реализуемых на территории объекта с 2008 года, но при этом считает , что стратегия сохранения объекта, специальное руководство по сохранению, подкрепленные данными исследований и археологическими данными, позволила бы получить более последовательные и качественные результаты;

7. Снова выражает обеспокоенность в связи с тем, что новое строение ненадлежащего масштаба, высоты и массы, либо с использованием нетрадиционных материалов, представляет особую угрозу для выдающейся универсальной ценности объекта, внесенного в список за его значимость в плане городского планирования и пространственного взаимного расположения зданий;

8. Вновь настоятельно просит государство-участника предоставить в Центр всемирного наследия для рассмотрения в консультативных органах детальную информацию о любых предлагаемых строительных работах, включая те, которые, по сообщениям, должны были прекратиться в 2012 году, способных оказать неблагоприятное воздействие на выдающуюся универсальную ценность объекта, в том числе приложить оценки их воздействия на объект наследия в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции ;

9. Обращается к государству-участнику с просьбой предоставить в Центр всемирного наследия не позднее 1 февраля 2014 года обновленный отчет о состоянии сохранности объекта и прогрессе в выполнении вышеуказанных рекомендаций для рассмотрения в Комитете всемирного наследия на его 38-й сессии в 2014 году.

82. Культурно-исторический ансамбль Соловецких островов (Российская Федерация) (С 632)

Решение : 37 COM 7 B .82

Комитет всемирного наследия,

1. Изучив документ WHC-13/37.COM 7B.Add;

2. Ссылаясь на решения 35 COM 7B.107 и 36 COM 7B.86 , принятые на его 35‑й (ЮНЕСКО, 2011 год) и 36-й (Санкт-Петербург, 2012 год) сессиях, соответственно;

3. Выражает сожаление

4. Отмечает предпринимаемые государством-участником шаги по разработке правовых мер защиты культурных объектов всемирного наследия, а также по созданию Комиссии по сохранению духовного, культурного и природного наследия Соловецкого архипелага;

5. Отмечает решение об организации семинара для религиозных представителей, участвующих в процессе управления и использования объектов всемирного наследия в Российской Федерации, принятое государством-участником во исполнение просьбы Комитета и в сотрудничестве с Центром всемирного наследия, ИККРОМ и ИКОМОС,

6. Просит государство-участника предоставить в Центр всемирного наследия детальную информацию по генплану Соловецкого монастыря и другие документы по планированию до визита миссии по последующему наблюдению;

7. Вновь выражает свою озабоченность возможной реконструкцией зданий монастыря и другими значительными мерами по вмешательству в ландшафт объекта с точки зрения воздействия на его выдающуюся универсальную ценность (ВУЦ), а также просит государство-участника предоставить детальную информацию в Центр всемирного наследия до прибытия миссии;

8. Снова обращается к государству-участнику с просьбой предоставить в Центр всемирного наследия все проектные предложения, которые могут нести угрозу ВУЦ объекта, в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции, а также предоставить все новые предложения оценки воздействия на культурное наследие (ОВКН), в соответствии с Руководством ИКОМОС по ОВКН для объектов всемирного культурного наследия;

9. Обращается далее к государству-участнику с просьбой в срочном порядке пригласить на объект совместную миссию по последующему наблюдению Центра всемирного наследия, ИКОМОС и ИККРОМ с целью оценить общее состояние сохранности объекта и рекомендует назначить визит миссии как можно скорее;

10. Просит далее государство-участника предоставить в Центр всемирного наследия не позднее 1 февраля 2014 года отчет о состоянии сохранности объекта и о выполнении вышеуказанных рекомендаций, для рассмотрения в Комитете всемирного наследия на его 38-й сессии в 2014 году.

83. Кремль и Красная площадь, Москва
(Российская Федерация) (С 545)

Решение : 37 COM 7 B .83

Комитет всемирного наследия,

1. Изучив документ WHC-13/37.COM/7B.Add;

2. Ссылаясь на решение 35COM 7B.105 , принятое на его 35-й сессии (ЮНЕСКО, 2011 год);

3. Отмечает усилия, предпринимаемые государством-участником по разработке правовых мер защиты объектов всемирного наследия;

4. Выражает сожаление в связи с тем, что государство-участник не предоставило отчет о состоянии сохранности объекта;

5. Снова обращается к государству-участнику с просьбой предоставить в Центр всемирного наследия, в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции , все проектные предложения, которые могут нести угрозу выдающейся универсальной ценности объекта, в том числе приложить соответствующие оценки воздействия на культурное наследие согласно Руководству ИКОМОС по оценкам воздействия на культурное наследие для объектов всемирного культурного наследия;

6. Вновь обращается к государству-участнику с просьбой предоставить в Центр всемирного наследия для рассмотрения в консультативных органах три копии плана управления объектом;

Просит государство-участника предоставить в Центр всемирного наследия не позднее 1 февраля 2015 года детальный отчет о состоянии сохранности объекта и о выполнении вышеуказанных рекомендаций, для рассмотрения в Комитете всемирного наследия на его 39-й сессии в 2015 году.

Формат для составления отчета государства-участника

о состоянии сохранности объекта всемирного наследия,

включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО

Название объекта всемирного наследия (государство-участник) (регистрационный номер)

1. Информация, предоставляемая государством-участником в ответ на решение Комитета всемирного наследия (по пунктам)

[Примечание: информация должна касаться событий, произошедших в течение прошлого года или с момента принятия последнего решения Комитета по данному объекту ]

2. Другие текущие вопросы в сфере сохранности, указанные государством-участником

[ Примечание: вопросы, посвященные проблеме сохранности, которые не поднимались в решении Комитета всемирного наследия или другом справочном запросе Центра всемирного наследия ]

3. Просьба сообщить о любых планируемых крупных реставрационных работах, перестройке и новом строительстве на охраняемой территории и в буферной зоне и/или узких зонах согласно пункту 172 "Руководства по выполнению" .

Завершилась 42-я сессия Комитета Всемирного наследия, проходившая в Манаме (Бахрейн) с 24 июня по 4 июля под председательством шейхи Хаи Рашид Аль Халифы. Следующее заседание Комитета состоится в Баку (Азербайджан), сообщает официальный сайт ЮНЕСКО.

В ходе 42-й сессии Комитет включил 19 новых объектов в Список Всемирного наследия (13 культурных, 3 природных и 3 смешанных объекта) и одобрил расширение одного природного объекта. В настоящее время Список Всемирного наследия насчитывает 1092 объекта в 167 странах.

В Список Всемирного наследия были включены следующие объекты (в алфавитном порядке):

Культурные объекты:

Инуитские охотничьи угодья между морем и льдами (Дания)

Археологический объект Тхимлич Охинга (Кения)

Гёбекли-Тепе(Турция)

Дворцовый город Мадина Аз-захра (Испания)

Древний город Калхат (Оман)

Ивреа, промышленный город XX века (Италия)

Комплексы в стиле викторианской готики и арт-деко в Мумбае (Индия)

Наумбургский кафедральный собор (Германия)

Оазис Аль-Ахса, меняющийся культурный ландшафт (Саудовская Аравия)

Пограничный археологический ландшафт Хедебю и Даневирке (Германия)

Санса, буддийские горные монастыри (Республика Корея)

Сасанидский археологический ландшафт в провинции Фарс (Исламская Республика Иран)

Скрытые христианские объекты в регионе Нагасаки (Япония)

Природные объекты:

Горная местность Барбертон, или горы Макхонджва (Южная Африка)

Тектоно-вулканическая формация горной цепи Шен-де-Пюи и разлома Лимань (Франция)

Фаньцзиншань (Китай)

Смешанные объекты:

Долина Техуакан-Куйкатлан: Мезоамериканская естественная среда обитания (Мексика)

Национальный парк Чирибикете - «Малока клана Ягуара» (Колумбия)

Пимачиовин Аки (Канада)

Расширение природного объекта:

Долина реки Бикин (Российская Федерация)

В ходе этой сессии Комитет также принял решение включить объект «Национальные парки озера Туркана» (Кения) в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой.

ЮНЕСКО — специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Цели, декларируемые организацией, — содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка, ориентации или религии.

Всемирное наследие ЮНЕСКО — природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым, по мнению ЮНЕСКО, являются их сохранение и популяризация в силу особой культурной, исторической или экологической значимости.

По состоянию на 2017 год в Списке всемирного наследия — 1073 объекта, из которых 832 являются культурными, 206 — природными и 35 — смешанными в 165 странах-членах Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия. Каждый объект имеет свой идентификационный номер.

В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО на 2017 год значится 28 наименований, имеющих в описании пометку «Российская Федерация», это составляет 2,7% от общего числа. 17 объектов включены в список по культурным критериям, причём 6 из них признаны шедевром человеческого гения (критерий i), и 11 объектов включено по природным критериям, причём 4 из них признаны природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности (критерий vii). В 2017 году Россия занимала 9 место в мире по общему количеству объектов всемирного наследия, а по числу природных объектов — 4-ое (после Китая, СШАи Австралии).

Также в список Всемирного наследия входит находящийся на территории Крыма древний город Херсонес Таврический и его хора, имеющий в описании пометку «Украина». Российские власти рассматривают его как объект всемирного наследия на территории РФ; постоянный представитель РФ при ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова относила его к числу российских объектов.

Кроме этого, по состоянию на 2017 год, 18 объектов (не считая трех повторно номинированных) на территории России находятся в числе кандидатов на включение в список всемирного наследия.

Комитет Всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), заседание которого проходит с 24 июня 2018 года в Манаме (Бахрейн) под председательством шейхи Хайи Рашид Аль Халифы, включил девять новых объектов в Список Всемирного наследия.

Об этом говорится на официальном сайте ЮНЕСКО .

Перечень всемирного наследия ЮНЕСКО пополнился объектами из Кении, Омана, Саудовской Аравии, Дании, Германии, Индии, Ирана, Японии и Кореи, в частности это:

Археологический объект Тхимлич Охинга (Кения) - укрепленное каменное сооружение, построенное методом сухой кладки, вероятно, в XVI в.

Древний город Калхат (Оман) - уникальное археологическое свидетельство торговли между жителями восточного побережья Аравийского полуострова, Восточной Африки, Индии, Китая и Юго-Восточной Азии.

Оазис Аль-Ахса (Саудовская Аравия) - системный объект, состоящий из садов, каналов, источников, дренажного озера, исторических зданий и археологических памятников. Аль-Ахса - крупнейший оазис в мире, в нем насчитывается 2,5 млн пальм.

Инуитские охотничьи угодья Гренландии (Дания) - культурный ландшафт внутри полярного круга, включая зимние дома охотников на северных оленей и археологические памятники инуитской культуры.

Археологический комплекс Хедебю и Даневирке (Германия) - важный торговый центр датских викингов.

Комплексы в стиле викторианской готики и арт-деко в Мумбаи (Индия). «Эти два ансамбля свидетельствуют об этапах модернизации, которую прошел Мумбаи в течение XIX-XX веков», - говорится в решении ЮНЕСКО.

Сасанидский археологический ландшафт провинции Фарс (Иран) - восемь объектов эпохи империи Сасанидов, которая существовала в III-VII вв.

Скрытые христианские поселения в Нагасаки (Япония) - уникальный памятник культурной традиции, состоящий из десяти поселков, замка и собора, созданных во времена запрета христианства в Японии.

Санса, буддийские горные монастыри в Корее (Республика Корея) - семь храмов, которые содержат открытые внутренние дворики с лекционными залами, павильонами и залами Будды.

Отметим, что официальная делегация Украины также участвует в 42-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО. Об этом сообщает пресс-служба Министерства культуры Украины на официальном сайте.

Украинская делегация провела переговоры с пани Ресслер, директором Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО, по поводу культурного наследия оккупированного Крыма, в результате которых было получено подтверждение готовности проведения мониторинга состояния объектов всемирного наследия, расположенных на временно оккупированной территории Крыма, и фиксации нарушений Российской Федерацией международного законодательства в сфере охраны культурного наследия, при условии обеспечения надлежащего уровня безопасности во время пребывания миссии на временно оккупированной территории.

Кроме пленарных заседаний 42-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, представители украинской делегации провели ряд консультативных встреч с членами Комитета всемирного наследия и совещательными органами (ICOMOS и ICCROM). По результатам консультаций экспертами по охране всемирного культурного наследия было рекомендовано продолжить работу по расширению объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Киев: Собор Святой Софии с прилегающими монастырскими сооружениями и Киево-Печерская Лавра» за счет включения Андреевской и Кирилловской церквей и корректировки границ буферной зоны бъекта.

Также участниками сессии и секретариата Центра всемирного наследия ЮНЕСКО был отмечен прогресс, достигнутый украинской стороной в совершенствовании нормативно-правовой базы путем законодательного закрепления правового статуса объектов всемирного наследия и регулирования отношений в этой сфере.

Напомним, ЮНЕСКО - международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН, которое через сотрудничество государств-членов в области образования, науки и культуры способствует ликвидации неграмотности, подготовке национальных кадров, развитию национальной культуры, охране памятников культуры и т.п.

В апреле , которое дает возможность разместить мониторинговую миссию и охранять памятники культуры на оккупированном полуострове.