Казанова биография личная жизнь. Сати Казанова: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото

Джованни Казанова (1725–1798) является автором многочисленных исторических сочинений, фантастического романа «Иксамерон» и мемуаров «История моей жизни», в которых великий итальянский сердцеед не только описал свои любовные авантюры, но и дал обширную характеристику нравов современного ему общества.

Казанова (полное имя Джованни Джакомо Казанова де-Сенгальт – дворянский титул, который он себе присвоил) был родом из Венеции. Первоначальные интересы молодого Джакомо были далеки от чувственных томлений. Он хотел принять духовный сан, но, запутавшись в любовных похождениях, не смог противостоять зову своей плоти. Молодой писатель несколько лет путешествовал по Европе, после чего вернулся в Венецию, где за обман и богохульство в 1755 году его заключили в тюрьму. В 1756 году Джакомо бежал в Париж, а затем и в Берлин, где получил аудиенцию у Фридриха Великого. После еще нескольких лет скитаний, в 1782 году, незадачливый любовник поселился в Чехии, в замке графа Вальдштейна, вместе с которым занимался каббалистикой и алхимией.

Любовь во всех ее проявлениях была высшим смыслом существования Казановы. Однако его романы не заканчивались свадьбой, так как больше любви он ценил свою свободу. «Я любил женщин до безумия, но всегда предпочитал им свободу», – писал Джакомо Казанова.

В любовной игре Казанову привлекало то действие, которое он оказывал на женщин: смешил, интриговал, смущал, заманивал, удивлял, превозносил (таковы, скажем, его приключения с госпожой Ф. на Корфу, К. К. в Венеции, мадемуазель де ла Мур в Париже). «Уговаривая девицу, я уговорил себя, случай следовал мудрым правилам шалопайства», – писал он об одержанной благодаря импровизации победе. Ради прекрасных глаз он переезжал из города в город, надевал ливрею, чтобы прислуживать понравившейся даме.

Джакомо представлял собой незаурядную личность: в нем сочетались возвышенное чувство и плотская страсть, искренние порывы и денежный расчет. Постоянным источником дохода для Казановы была продажа молоденьких девиц, которых он покупал, обучал любовной науке, а затем с большой выгодой для себя уступал другим – финансистам, вельможам, королю. Однако не стоит винить этого известного любовника во всех смертных грехах. Он был порождением своего времени, которое диктовало ему нормы поведения. Людовик ХV превратил Францию в огромный гарем. Со всех краев и даже из других стран прибывали красотки, родители привозили дочек в Версаль: вдруг король обратит на них внимание во время прогулки.

Некоторых девушек Казанова обучал светскому обхождению, вел с ними философские беседы. Он вступал в интимные отношения со всеми без разбора: с аристократками, с проститутками, с монахинями, с простыми девушками, со своей племянницей, может быть, с дочерью. Но ни одна из любовниц Казановы ни разу не упрекнула его, поскольку физическая близость занимала не первое место в общении с женщинами.

Известно, что в течение своей жизни Джакомо увлекался магией, порой посвящая ей все свободное время. Обитатели соседних домов нередко доносили на него властям, но он удивительно легко уходил от ответственности. Только однажды по обвинению в колдовстве венецианская полиция заключила его в знаменитую своими ужасами тюрьму Пломбы под свинцовыми крышами Дворца дожей в Венеции.

Сейчас трудно достоверно сказать, какую роль сыграли сверхъестественные силы, но Казанове удалось выйти из каземата, из которого было не под силу выбраться обыкновенному человеку. В неприступной венецианской темнице он вырубил ход на свинцовую крышу. Бегство принесло авантюристу известность во всей Европе.

Неудивительно, что Париж с восторгом встретил молодого повесу. Среди французов, плененных обаянием великого сердцееда, была и маркиза д’Юфре, которую привлекали большие бездонные глаза и римский нос Казановы. По словам современников, он совершенно одурманил ее. С видом знатока Джакомо поведал д’Юфре, что, когда ей исполнится 63 года, у нее родится сын, она умрет, а потом воскреснет молодой девушкой. Очарованная маркиза даже и не заметила, как ловко Джакомо тем временем завладел ее миллионами и, спасаясь от пленения в Бастилии, поспешил к Вольтеру в Ферме.

Государства он оценивал с точки зрения успеха своих авантюр. Англией он остался недоволен, так как в Лондоне лишился всех своих средств из-за предприимчивой мадам Шарпильон, муж которой чуть не убил Казанову. Будучи уже пожилым человеком, Джакомо писал: «Любовь – это поиск». Если исходить из этого утверждения, то его поискам не было конца. Об одних женщинах Джакомо вспоминал не без оттенка презрения, о других – с чувством благодарности.

В характерах Казановы и Дон Жуана мало общего. Первого никогда не преследовали ревнивые мужья и озлобленные отцы. Женщины не беспокоили его своей ревностью. В чем же тайна его обаяния? Казанова обладал неординарной внешностью, был внимателен и щедр. Но самое главное – то, что он умел говорить обо всем на свете: о любви, о медицине, о политике, о сельском хозяйстве.

Если же общего языка с потенциальной жертвой своего обаяния Казанова не находил, то он отказывался от любви. Как-то раз ему предложили провести ночь со знаменитой куртизанкой Кити Фишер, которая от обыкновенного клиента требовала тысячу дукатов за ночь. Казанова отказался, поскольку не знал английского, а для него любовь без общения не стоила и гроша.

Уже в возрасте 38 лет он почувствовал пресыщение. После неудачи с куртизанкой Шарпильон он стал довольствоваться легкими победами: публичными женщинами, трактирными служанками, мещанками, крестьянками, чью девственность можно было купить за горсть цехинов. Сексуальный интерес стал пропадать, и тогда Джакомо решил проявить себя на литературном поприще. В конце жизни он написал мемуары «История моей жизни», которые породили неоднозначные отклики.

Казанова совершенно искренне описывал каждый эпизод своих любовных похождений, его мемуары производили впечатление документа. Как совершенно ясно из этих воспоминаний, Казанова мог удовлетворить сразу двух женщин. Так было с Еленой и Гедвигой, двумя девушками, которых он одновременно лишил девственности. «Я наслаждался с ними несколько часов, переходя 5 или 6 раз от одной к другой, прежде чем истощился. В перерывах, видя их покорность и похотливость, я заставил их принимать сложные позы по книжке Арстино, что развлекло их сверх всякой меры. Мы целовали друг друга во все места, которые хотели. Гедвига была восхищена, ей понравилось наблюдать».

Однажды Казанова устроил «устричный ужин» с шампанским для двух монашек, Армаллиены и Элимет. Предварительно он натопил комнату так жарко, что девушки были вынуждены снять верхнюю одежду. Затем, затеяв игру, во время которой один брал устрицу у другого прямо изо рта, он умудрился уронить кусочек за корсет сначала Армаллиене, потом Элимет. Последовал процесс извлечения, потом он осматривал и сравнивал на ощупь их ножки.

Казанова неоднократно отмечал, как сладостно для него ощущение власти, как ему нравится платить людям, с которыми он только что забавлялся. Неудачи же в любви раздражали его и приводили в ярость. Когда мадам Шарпильон посмеялась над ним, он исцарапал ее, сбил с ног, разбил нос, то есть ответил самым жестоким образом.

Для других авантюристов важным считалось нажиться или прославить свое имя. Для Казановы же деньги и известность являлись лишь средством для достижения единственной цели – любви. В 1759 году Казанова находился в Голландии. В то время он уже был богат, уважаем, перед ним лежал легкий путь к спокойному и прочному благосостоянию. Но не это нужно было неугомонному Джакомо: новые встречи волновали его воображение. Ради прекрасных глаз, которые задерживались на нем дольше, чем требовали приличия, он мог переодеться гостиничным слугой, давать пиры, играть «Шотландку» Вольтера и поселиться надолго в крохотном швейцарском городке, где за короткое время успел соблазнить аристократку из высшего общества, дочерей трактирщика, монахиню из захолустного монастыря, ученую девицу, искусную в теологических диспутах, прислужниц в бернских купальнях, прелестную и серьезную Дюбуа, какую-то безобразную актрису и, наконец, даже ее горбатую подругу. Все его действия подчинялись одному правилу: двух женщин гораздо легче соблазнить вместе, чем порознь.

Говоря о Казанове, нельзя с точностью утверждать, что этот человек всегда был погружен в торопливый и неразборчивый разврат. Это случалось лишь тогда, когда он хотел избавиться от боли после разрыва с настоящей любовью. Среди бесчисленных женщин, упоминаемых этим известным распутником, есть несколько, оставивших глубокий след в его душе. Им посвящены лучшие страницы мемуаров. Рассказывая о них, Казанова избегал непристойных подробностей, а их образы созданы с такой живостью, что они становятся близкими для читателя людьми.

Первая любовь Казановы к Нанетте и Мартон, двум племянницам доброй синьоры Орио, была чиста и девственна, как утренняя роса. «Эта любовь, которая была моей первой, не научила меня ничему в школе жизни, так как она была совершенно счастливой, и никакие расчеты или заботы не нарушили ее. Часто мы все трое чувствовали потребность обратить наши души к Божественному провидению, чтобы поблагодарить его за явное покровительство, с каким оно удаляло от нас все случайности, которые могли нарушить наши мирные радости...»

Любовь Джакомо Казанова к певице Терезе, путешествовавшей переодетой кастратом, долгое время отдавалась болью в сердце. В этой странной девушке сочетались благородство и ясный ум, внушавшие уважение. Никогда он не думал так серьезно о женитьбе, как в ту ночь в маленькой гостинице в Синигальи. Однако женитьба была невозможна, и Тереза приложила все усилия, чтобы убедить его в этом. «Это было первый раз в моей жизни, что мне пришлось задуматься, прежде чем решиться на что-либо», – записал он в мемуарах.

Во время пребывания на Корфу Казанова переживал чувства, напоминающие своей сложностью и многогранностью темы современных литературных произведений. Много лет спустя воспоминание о патрицианке Ф. Ф. заставило Казанову воскликнуть: «Что такое любовь? Это род безумия, над которым разум не имеет никакой власти. Это болезнь, которой человек подвержен во всяком возрасте и которая неизлечима, когда она поражает старика. О любовь, существо и чувство неопределимое! Бог природы, твоя горечь сладостна, твоя горечь жестока…»

Розалия занимала в жизни Джакомо не первое место, она пронеслась в его жизни яркой кометой. Казанова подобрал Розалию в одном из марсельских притонов. «Я старался привязать к себе эту молодую особу, надеясь, что она останется со мной до конца дней и что, живя с ней в согласии, я не почувствую больше необходимости скитаться от одной любви к другой». Но, конечно, и Розалия покинула его, и поиски начались снова. Вместо предавшей любовницы Казанова встретил Ла Кортичелли. Коварная танцовщица заставила его пройти через муки ревности и обмана. Она искусно плела против него интриги и изменяла ему при каждом удобном случае. Но по тону его рассказов можно судить, что всегда, даже в минуту их окончательного разрыва, это легкомысленное создание внушало безграничную страсть начинавшему стареть авантюристу.

Последний значительный роман Казановы протекал в Милане. Он тогда еще пребывал в зените славы. «Моя роскошь была ослепительна. Мои кольца, мои табакерки, мои часы и цепи, осыпанные бриллиантами, мой орденский крест из алмазов и рубинов, который я носил на шее на широкой пунцовой ленте, – все это придавало мне вид вельможи». Гуляя по окрестностям Милана, Казанова встретил Клементину, по его словам «достойную глубокого уважения и самой чистой любви». Отзываясь о чувствах, которые обуревали его в то время, он писал: «Я любил, я был любим и был здоров, и у меня были деньги, которые я тратил для удовольствия, я был счастлив. Я любил повторять себе это и смеялся над глупыми моралистами, которые уверяют, что на земле нет настоящего счастья. И как раз эти слова, „на земле“, возбуждали мою веселость, как будто оно может быть где-нибудь еще! Да, мрачные и недальновидные моралисты, на земле есть счастье, много счастья, и у каждого оно свое. Оно не вечно, нет, оно проходит, приходит и снова проходит… и, быть может, сумма страданий, как последствие нашей духовной и физической слабости, превосходит сумму счастья для всякого из нас. Может быть, так, но это не значит, что нет счастья, большого счастья…» Разлука с Клементиной причиняла ему невыносимые страдания, ибо уже тогда Казанова чувствовал, что прощается со своим последним счастьем.

В Лондоне Казанова встретил не любимую женщину-друга, как он надеялся, а опаснейшую хищницу. Француженке из Безансона, носившей фамилию Шарпильон, суждено было сделаться злейшим врагом Казановы. Это была пламенная и опасная любовь! Мадам Шарпильон была словно соткана из хитрости, капризов, холодного расчета и легкомыслия, смешанных самым удивительным образом. Она разорила Казанову до нитки и довела до тюрьмы.

Любовники не раз выясняли отношения с помощью побоев. Например, однажды она чуть не задушила его, другой раз Казанова в парке бросился на нее с кинжалом. Шарпильон осмеливалась ему неоднократно изменять. Как-то раз Казанова застал ее на свидании с молодым парикмахером. Обезумевший от ревности Джакомо начал крушить все, что попадалось ему под руку. Шарпильону едва удалось спастись.

Однажды Казанове сообщили, что Шарпильон находится при смерти. Вспоминая этот тяжелый для него момент, Джакомо говорил: «Тогда я был охвачен ужасным желанием покончить с собой. Я пришел к себе и сделал завещание в пользу Брагадина. Затем я взял пистолет и направился к Темзе с твердым намерением раздробить себе череп на парапете моста». Встреча с неким Эдгаром спасла ему жизнь. Каково же было негодование и возмущение Джакомо, когда на следующий день он встретил Шарпильон на балу среди танцующих. «Волосы зашевелились у меня на голове, и я почувствовал ужасную боль в ногах. Эдгар рассказывал мне потом, что при виде моей бледности он подумал, что я сейчас упаду в эпилептическом припадке. В мгновение ока я растолкал зрителей и направился прямо к ней. Я стал ей что-то говорить, что – я не помню. Она убежала в страхе». Это было последнее свидание с Шарпильон.

После смерти Казанова стал героем многочисленных литературных произведений, а затем и кинофильмов. Великий итальянский режиссер Федерико Феллини показал в своем фильме (1976) одаренного человека, который тщетно пытается применить свои таланты, но в этом мире востребована только его сексуальная энергия.

История моей жизни

Джакомо Джироламо Казанова

ЭПОХА ВЕЛИКИХ АВАНТЮРИСТОВ

1861 Ф.М.Достоевский пишет, что «личность Казановы - одна из самых замечательных своего века», знакомит русского читателя с «Мемуарами», публикуя отрывки в журнале «Время», который издает его брат. Писатель заявляет в предисловии, что это «занимательное чтение», но «перевести всю книгу невозможно. Она известна некоторыми эксцентричностями, откровенное изложение которых справедливо осуждается принятою в наше время нравственностью».

1887 Сокращенный русский перевод «Мемуаров Казановы» в одном томе под редакцией В.В.Чуйко.

1960 21 апреля фирмой «Брокгауз» в Висбадене и парижским издательством «Плон» начата первая полная публикация оригинального текста «Мемуаров» Казановы.

2009 Полного русского перевода мемуаров Казановы все еще нет, но в издательстве «Захаров» выходит двухтомное издание, содержащее контаминацию (максимально полный свод) всех существующих на русском языке переводов.

«Говорят, старость делает человека мудрым: не понимаю, как можно любить следствие, если причина отвратительна».

Героическая эпоха авантюристов

Четверть века отделяет Семилетнюю войну от Французской революции, и все эти 25 лет над Европой стоит душное безветрие. Великие династии Габсбургов, Бурбонов и Гогенцоллернов устали воевать. Бюргеры безмятежно покуривают, пуская дым кольцами, солдаты пудрят свои косы и чистят ненужные уже ружья; измученные народы могут наконец немного передохнуть, но князья скучают без войны. Они скучают смертельно, все эти германские, итальянские и прочие князьки в своих крохотных резиденциях, и им хочется, чтобы их забавляли. Да, ужасно скучно этим беднягам, всем этим мелким в их призрачном величии курфюрстам и герцогам, в их свежеотстроенных, еще сыровато-холодных дворцах в стиле рококо, несмотря на всякие потешные сады, фонтаны и оранжереи, зверинцы, парки с дичью, галереи и кунсткамеры. На выжатые кровью деньги и с проворно разученными у парижских танцмейстеров манерами они, как обезьяны, подражают Трианону и Версалю и играют в «большую резиденцию» и «короля-солнце». От скуки они становятся даже покровителями искусств и интеллектуальными гурманами, переписываются с Вольтером и Дидро, собирают китайский фарфор, средневековые монеты и барочные картины, заказывают французские комедии, зазывают итальянских певцов и танцоров - и только властелину Веймара удается пригласить к своему двору нескольких немцев - Шиллера, Гете и Гердера. В общем же, кабаньи травли и пантомимы на воде сменяются театральными дивертисментами - ибо всегда в те моменты, когда земля чувствует усталость, особую важность приобретает мир игры - театр, мода и танец.

Князья стараются перещеголять друг друга в денежных тратах и дипломатических ухищрениях, чтобы отбить друг у друга наиболее интересных затейников, наилучших танцоров, музыкантов, певцов-органистов. Они переманивают друг у друга Глюка и Генделя, Метастазио и Гассе, так же как каббалистов и кокоток, фейерверкеров и охотников на кабанов, либреттистов и балетмейстеров. Ибо каждый из этих князьков хочет иметь при своем маленьком дворе самое новое, самое лучшее и самое модное - в сущности, скорее назло мелкопоместному соседу, чем себе на пользу. И вот у них - церемониймейстеры и церемонии, каменные театры и оперные залы, сцены и балеты. Недостает лишь еще одного, чтобы разогнать скуку захолустного города и придать настоящий светский вид безнадежно приевшимся физиономиям неизменных шестидесяти дворян: не хватает знатных визитеров, интересных гостей, космополитических иностранцев - живой газеты, - словом, нескольких изюминок в квашеном тесте, маленького ветерка из большого света - в душном воздухе уместившейся на тридцати уличках резиденции.

И лишь только об этом распространится молва - глядь, из невесть каких уголков и укромных местечек уже катят всякие искатели приключений под сотнями личин и одеяний, ночь спустя они подкатывают в почтовых экипажах и английских колясках и широким жестом снимают самую элегантную анфиладу комнат в самой лучшей гостинице. На них фантастические мундиры каких-нибудь индостанских или монгольских армий, и они носят громкие фамилии, которые на деле являются такой же имитацией, как и фальшивые камни на пряжках их туфель. Они говорят на всех языках, твердят о своем знакомстве со всеми властителями и выдающимися людьми, они будто бы служили во всех армиях и учились во всех университетах. Их карманы наполнены проектами, речь изобилует смелыми обещаниями; они замышляют лотереи и дивертисменты, государственные союзы и фабрики, они предлагают женщин, кастратов и ордена, и хотя сами они не имеют в кармане и десяти золотых монет, они всем и всякому шепчут на ухо, что обладают тайной алхимиков. При каждом дворе они изощряются в новых художествах: тут они выступают под таинственным покрывалом франкмасонов и розенкрейцеров*, там, у сребролюбивого владетеля, разыгрывают знатоков химической кухни и трудов Парацельса. Сластолюбивому они предлагают свои услуги в качестве сводников и поставщиков с изысканным подбором товара, к любителю войн являются в качестве шпионов, к покровителям наук и искусств - в качестве философов и рифмоплетов. Суеверных они ловят гороскопами, легковерных - проектами, игроков - краплеными картами, а наивных - великосветской элегантностью. Но все это неизменно окутывается непроницаемо-шумящей оболочкой странности и тайны, непостижимой и тем самым вдвойне занимательной. Как блуждающие огоньки, внезапно вспыхивающие и манящие в трясину, мерцают они и поблескивают то тут, то там в неподвижном и затхлом воздухе резиденций, появляясь и исчезая в призрачной пляске обмана.

При дворах их принимают, забавляются ими, не уважая их и столь же мало интересуясь подлинностью их дворянства, как обручальными кольцами их жен и девственностью сопровождающих их девиц. Ибо в этой аморальной, отравленной упадочной философией атмосфере приветствуют без дальнейших расспросов всякого, кто приносит развлечение или хотя бы на час смягчает скуку, эту страшную болезнь властителей. Их охотно терпят наравне с девками, пока они забавляют и пока обирают не слишком нагло. Иногда эта свора артистов и мошенников получает сиятельный пинок ногой в зад, иногда они выкатываются из бального зала в тюрьму или даже на галеры, подобно директору венских театров Джузеппе Аффлизио. Некоторые, правда, присасываются крепко, становятся сборщиками податей, любовниками куртизанок или даже, в качестве услужливых супругов придворных блудниц, настоящими дворянами и баронами. Обычно они не ждут, чтобы запахло скандалом, ибо все их обаяние основано лишь на новизне и таинственности: когда их шулерство становится слишком наглым, когда они слишком глубоко залезают в чужие карманы, когда слишком надолго устраиваются по-домашнему при каком-либо дворе, вдруг может явиться кто-нибудь, кто поднимет их мантию и явит миру клеймо вора или рубцы каторжника.


Он очень рано убедил себя в том, что истинное его призвание – любовные приключения.

При одном звуке имени этого человека память немедленно извлекает из своих недр ярлык «авантюрист» и добавляет стереотипное прилагательное «знаменитый». Еще бы, ведь имя Казановы сделалось нарицательным, как имена Дон Жуана и Ловеласа!

В далёком 1967 году в Италии состоялся международный съезд потомков Казановы. Основной целью собравшихся было восстановить доброе имя их предка. Все выступавшие говорили с таким пафосом, что, как писали журналисты в своих отчетах, возникла опасность не просто реабилитации Казановы, но превращения его прямо-таки в строгого пуританина. К счастью для истины, столь далеко дело не зашло.

Казанову – в особенности молодого – при всём желании не назовёшь, разумеется, аскетом. Он очень рано убедил себя в том, что истинное его призвание – любовные приключения. Но, возможно, и преувеличенная молвой подобная репутация Казановы совершенно заслонила другие черты его облика. То, что он был донжуаном, знают все.

Но, помимо этого, он был аббатом, офицером, музыкантом, дипломатом, доктором права, инженером, экономистом, фабрикантом, философом, литератором, историком, искусствоведом, астрономом, импресарио, библиотекарем, масоном, тайным агентом, прорицателем, фальсификатором, картёжником – трудно перечислить все профессии и «профессии», которые перепробовал Казанова. И самое удивительное: за что бы он ни брался, он всегда выглядел профессионалом, в чем ему помогали разносторонняя эрудиция и беспримерная самонадеянность.

Он интересовался педагогикой и агрономией, медициной и лингвистикой; из оккультных наук сделал себе источник дохода, почитая отнюдь не предосудительным извлекать выгоду из глупости ближних. Занимался историей карт, кабалой и составлением «Словаря сыров».

Побывав в Польше, начал издавать историю польских восстаний (вышло три тома из предполагавшихся семи); обнаружен также написанный им «Проект устройства мыловаренного завода в Варшаве». В Париже он –организатор королевской лотереи и владелец мастерской по производству шелконабивных тканей (им была разработана новая технология), в Испании – земельный реформатор, в Курляндии он с видом специалиста объезжает рудники, в Венеции предлагает новый способ окраски материи.

Тысячи планов и проектов постоянно роятся в его голове. Он сочиняет политический диалог с Робеспьером, публикует памфлет против Калиостро, с которым ему понадобилось свести старые счёты.

Как шутливо заметил один его биограф, свои ухаживания за женщинами Казанова распространил и на девять муз. Он был принят в члены римской литературной академии «Аркадия». Переводил «Илиаду» и писал стихи, правда, и здесь не брезгуя шулерскими приемами: нередко посвящал одно и то же стихотворение разным дамам. Из-под его пера выходили пьесы, оперные и балетные либретто.

Объемистым романом «Икосамерон» он предвосхитил Ж. Верна, описав в нем, как двое англичан, брат и сестра, спустившись под землю, попадают в утопическую страну. Рисуя картину развитой цивилизации, он предрек здесь появление автомобилей, самолетов, телеграфа, телевидения и даже отравляющих газов, намного тем самым обогнав в мыслях свою эпоху.

Родился Джакомо Казанова в Венеции в 1725 году. Его матерью была актриса Джованна Фарусси, для нее написал комедию и помянул ее в своих мемуарах Карло Гольдони. Кстати, в течение двух лет она выступала с итальянской труппой при дворе русской императрицы Анны Иоановны. Отцом Казановы был, по предположениям биографов, владелец театра «Сан Самуэле» дворянин Микеле Гримани.

Сохранилось несколько достоверных портретов Джакомо Казановы и немало описаний его наружности, сделанных современниками. В его смуглом, с оливковым оттенком лице – противоречивом, как и весь Казанова – была какая-то демоническая свирепость и одновременно мягкое добродушие. Он был высокого роста, атлетического сложения. Всегда тщательно и со вкусом одевался. Шпага у него непременно была с драгоценной рукоятью; перстни, табакерки и пистолеты – тончайшей работы. После 1760 года к его туалету прибавилась еще одна деталь – дававший право на дворянство орден Золотой Шпоры, который пожаловал ему папа Климент XIII.

В своих бесконечных скитаниях Казанова не забыл и Россию, где побывал в 1764-1765 годах (среди его бумаг сохранился паспорт, выданный ему в Санкт-Петербурге 1 сентября 1765 года и подписанный вице-канцлером князем Александром Голицыным). Разумеется, и здесь он остался верен себе: перед Екатериной II он выступает в роли реформатора календаря, убеждает ее принять григорианский стиль. Найдена также его ода на итальянском языке в честь Екатерины.

Уцелел и доклад, написанный, видимо, в Петербурге, с изложением его мыслей о путях развития земледелия и разведении шелковичных червей. Казанова встречался с фаворитом императрицы Григорием Орловым, с канцлером Никитой Паниным и с княгиней Екатериной Дашковой, впоследствии директором Академии наук и президентом Российской академии.

Венецианца, повидавшего к тому времени чуть ли не все европейские столицы, поразил Петербург – город, «сымпровизированный царем Петром», как он выразился. Казанова пишет в своих «Мемуарах» о русских морозах и белых ночах: «В полночь вы можете читать письмо без свечи. Явление удивительное, не правда ли?..»

Он побывал и в Царском Селе, Петергофе, Кронштадте. «Кто Москвы не видал, тот не видел России, – писал он.– Истинной столицей русских будет еще долго святая Москва». Его меткие высказывания свидетельствуют о том, что он стремился как можно лучше узнать Россию.
Было нечто в этом человеке, привлекшее к нему внимание самых просвещённых его современников. Он бывал в гостях у Руссо и Вольтера (с которым печатно полемизировал), сиживал за одним столом с «бессмертным» Фонтенелем, редактором «Энциклопедии» д"Аламбером и Франклином. Дружбой с ним гордился Шарль де Линь, благодаря которому стали известны многие подробности о последних годах жизни Казановы…

Людмила Задорожная

: marya-iskysnica.livejournal.com

Имя Джакомо Казановы у большинства наших современников ассоциируется с многочисленными амурными похождениями. Между тем это не совсем соответствует действительности. Прежде всего Казанова являлся одним из самых образованных и загадочных людей своего времени.

Сын актрисы и аристократа

Известно, что Казанова появился на свет 2 апреля 1725 года в Венеции. Его настоящее имя - Джакомо Джироламо. Родителями мальчика были актеры Гаэтано Джузеппе Казанова и Дзанетта Фарусси. Но по одной из версий, отцом Джакомо являлся возлюбленный его матери - венецианский патриций Микеле Гримани.

Воспитывала ребенка бабушка по матери - Марция Фарусси. Мальчик оказался способным к наукам и к шестнадцати годам уже окончил Падуанский университет, причем с двумя докторскими степенями - по богословию и праву. После этого юноша отправился в путешествие: сначала на греческий остров Корфу, а затем в Константинополь.

Мастер на все руки

Не имея особых средств, Казанова подвизался на самых разнообразных поприщах. В Британской энциклопедии о нем говорится: «Проповедник, писатель, воин, шпион и дипломат». Занимался он и математикой, историей, финансами, музыкой, служил библиотекарем у графа Вальдштейна в чешском замке Дукс и даже состоял в масонском ордене.

Джакомо объехал всю Европу. Он побывал во Франции, Голландии, Испании, Австрии, России, Швейцарии, Пруссии, Польше. При этом среди его знакомых были самые выдающиеся люди того времени - Руссо, Вольтер, Моцарт, Сен-Жермен. Он общался с монархами, министрами, кардиналами и даже папой Римским.

Из рук папы Климента XIII наш герой получил орден Золотой шпоры – за заслуги в области дипломатии. В то же время венецианские инквизиторы приговорили Казанову к пяти годам заключения в тюрьме Пьомби за то, что он якобы занимался чернокнижием. Джакомо стал первым, кто сумел оттуда сбежать, да еще вместе с заключенным из соседней камеры!

Во Франции Казанова находился на службе у короля Людовика XV. Одной из порученных ему миссий стала тайная инспекция военно-морского флота. Он также проводил переговоры с голландскими банкирами по поручению министерства финансов. В Испании он содействовал реализации плана заселения Сьерра-Морены швейцарскими и баварскими крестьянами. Российской императрице Екатерине II предлагал провести аграрную реформу, колонизировать Поволжье и Сибирь, разводить под Саратовом шелковичных червей…

Тем не менее его главная цель - занять высокое положение при одном из европейских дворов – так и не была достигнута. Все его прожекты давали лишь временный результат, а потом приходилось искать что-то новое. Не раз Казанова пробовал организовывать собственные предприятия – но каждый раз прогорал. Правда, знать принимала его как равного. Никто и не догадывался, что «шевалье де Сенгальт» или «граф Яков Касанова де Фарусси» на самом деле был внуком венецианского башмачника.

Кстати, Казанова был довольно плодовитым автором. Помимо двенадцатитомной автобиографии «История моей жизни» его перу принадлежат фантастический роман «Икозамерон», книга «История смуты в Польше» и другие художественные произведения. Он также перевел на итальянский «Илиаду» Гомера и написал ряд математических трактатов.

Рыцарь любви

Хотя любовных похождений в жизни Казановы и впрямь было немало, его все же нельзя назвать стопроцентным донжуаном. В своих мемуарах великий авантюрист упоминает только 144 дамы, с которыми он имел связь. Правда, в одном из писем Джакомо признается, что на самом деле женщин у него было примерно в три раза больше, чем описано в автобиографии.

Ну пусть даже их было около пятисот. Если учесть, что описываемый период сексуальных похождений охватывает приблизительно сорок пять лет, то получается, что в среднем Казанова крутил за год одиннадцать романов. Число, конечно, внушительное, но не астрономическое.

Стоит добавить, что Казанова поступал с женщинами довольно благородно, всегда был щедр к ним, стараясь выполнять любые прихоти очередной возлюбленной. Он мог пожертвовать ради дамы сердца важными делами, и в любви старался не столько брать, сколько отдавать. К тому же вы не найдете в его воспоминаниях дурных отзывов ни об одной из женщин. Хотя поводы были: любовницы нередко стремились использовать Джакомо в своих интересах или даже обобрать до нитки.

Существует легенда, что женщины, которые приходят взглянуть на могилу Казановы на тихом кладбище в чешском Духцове, непременно цепляются подолом одежды за установленный там железный крест. Похоже, великий авантюрист и после смерти поддерживает свою репутацию.

Джакомо Казанова был небедным человеком

В истории развития человечества есть имена, которые стали нарицательными, каковым является и имя . Когда кого-то из мужчин называют этим именем, то сразу становится понятно, что этот человек в буквальном смысле слова настоящий волокита, который не пропускает «ни одной юбки».

Именно таким и был Джованни Джакомо Казанова, родившийся в солнечной Венеции 2 апреля 1725 года. Мальчик был отпрыском артистки, которая будучи замужем за коллегой по ремеслу, согрешила и родила ребенка от директора театра, в котором выступала. Спустя год она постаралась избавиться от дитя и отдала его на воспитание бабушке. А сама вновь стала кочевать по чужим постелям – что же, видимо маленькому Казанове досталась не лучшая генетика по материнской линии и сказалась на всей его дальнейшей судьбе.

От родителей ему досталась любовь к театру, искусству, в котором он хорошо разбирался, став взрослым. Но вернемся к детству и отрочеству юного отпрыска артистов. Будучи еще маленьким, одиннадцати лет отроду, он уже познал, что такое половое влечение и совершенно серьезно собрался жениться на юной барышне, которая была старше его всего лишь на два года. Конечно, браку не суждено было состояться, ведь подросток учился в школе в Падуе и здесь же поступил в университет, где изучал право.

Молодость прошла в веселье и дружбе с такими людьми как граф Лионский и аббат Берни. В это же время на его пути встречается куртизанка, которая и сумела сделать из Казановы великолепного любовника. Она дала ему понять, что, только сумев удовлетворить женщину, он может позволить удовлетвориться сам. Обучив его всем возможным приемам, способным возбудить женщину и довести ее до оргазма. Ее заслуга и в том, что Джакомо Казанова всю жизнь пользовался сексуальными игрушками, так у него был прообраз современного фаллоимитатора, изготовленного из дерева и обтянутого кожей. Любовь к подсматриванию за чужими половыми актами и к анальному сексу пришла уже позже.

Казанова и духовная семинария

Но вот Казанове 17 лет и он становится доктором юриспруденции, после чего решает поступить в духовную семинарию. Но не тут-то было! Ее окончить Казанова не смог, обуреваемый похотью, он проявлял непомерный интерес к женскому полу и на роль священника никак не подходил. Тем более что он был замечен и в гомосексуальных связях с одним из семинаристов. За многочисленные любовные похождения он был просто исключен из семинарии, а годом позже умудрился попасть в форт Сан-Андреа, но в этом были виноваты его собственные интриги.

Слухи о его таланте любовника довольно быстро распространялись, и молодые и не очень юные женщины изо всех сил пытались заполучить Казанову. Да и он никому не отказывал, пользуясь не только их постелью, но и щедростью – он никогда не брезговал любыми подарками из щедрой женской ручки – будь то золотые монеты или украшения с брильянтами. Правда одно из любовных похождений заканчивается печально – его изгоняют из Венеции.

Как бы сложилась его жизнь, если бы не эти обстоятельства – неизвестно, но будучи изгнанным из Венеции, Казанова отправился в путешествие, сначала по Италии, а потом уже и по Европе, где он успел побывать в Париже. Спустя несколько лет ему была дарована милость, вернутся в родной город и вот уже познавший любовь женщин и обласканный вниманием сенатора Брагадино, Казанова в 1746 году начинает музицировать, и становится скрипачом в доме сенатора и, конечно, успешно соблазняет женщин.

Неодолимая тяга к путешествиям и приключениям не дает покоя молодому и полному сил мужчине, и он в 28 лет вновь отправляется в Европу, на этот раз в Вену, Дрезден и Прагу. Но непоседа Казанова всегда стремился в родной город и его путь опять лежит в Венецию. Как видно Казанове не очень-то хорошо запомнились законы Венеции, потому, что вскоре он вновь попадает в тюрьму, обвиняемый в богохульстве и махинациях. И в том же 1756 году ему удается бежать из тюрьмы и инкогнито уехать из Венеции.

Казанова – французский тайный агент

Портрет Джакомо Казанова

На ту пору его друг юности аббат Берни получает довольно значимый пост – министр иностранных дел Франции. Вспомнив о своей дружбе с Казановой, он приглашает его в Париж всего лишь с одной целью – сделать из последнего тайного агента. Что ж, план Берни удался и постепенно Джакомо Казанова становится одним из тех людей, кто активно вовлечен в дипломатическую деятельность, тем более что все двери женских спален для него были открыты, и он был вхож в любой из домов, настолько была сильна его слава первоклассного любовника.

Авантюрист Казанова даже сумел побывать на должности директора французской лотереи и открыть собственную мануфактуру. Казалось бы, все шло хорошо, он ведет светскую жизнь, занимается спекуляциями, имеет достаточно средств, но через два года все внезапно оканчивается в тот момент, когда Берни теряет пост министра и его место занимает герцог де Шуазель.

Вновь путешествия по Европе, неопределенность, случайные деньги, судьба перешла в стадию темной полосы, которая не закончилась и после возвращения в Париж. На этот раз в 1759 году он отправлен уже во французскую тюрьму Форт-л’Эвек. В Париже он наделал долгов, а, как известно, от них не всегда можно убежать. Это был бы не Казанова, если бы через два дня ему не удалось бы выйти из тюрьмы, но какой ценой? Секретная миссия в Голландии, вот на что он согласился ради свободы.

Годом позже он уже отправляется в Германию, где успевает побывать в Кельне и Штутгарте, но и здесь ему нет покоя от кредиторов, они преследуют его по пятам, однако ловкому авантюристу все-таки удается улизнуть от них и через Швейцарию добраться до Парижа. Через год он вновь в светском обществе и политике, о чем говорит тот факт, что на Аугсбургском конгрессе он представлял Португалию.

Казанова любил не только женщин, но и красивую жизнь, и долги преследовали его повсюду, даже когда он был в Лондоне, из которого по этой причине ему пришлось бежать. Здесь же была очередная, одна из самых ярких любовных историй Казановы и куртизанки Шайпийон. Закончилась она весьма плачевно – полным отсутствием денег и бегством.
И вот снова посещение Германии, где в Берлине он был представлен королю Фридриху Великому. Король предлагает ему поступить на военную службу и принять в командование кадетский корпус, но Казанове совсем не хочется быть привязанным к одному месту, поэтому он предпочитает отказаться от места. Скука, скука… Она снова гонит его в дорогу, и он вновь собирается в путь.

Казанова в России

И вот в 1765 году Казанова решил побывать в России и увидеть Москву и Петербург. Здесь его представляют царствующей в то время ЕкатеринеII. Царица не разделила общего восторга дам от знакомства с интриганом, он ей не понравился, а потому и должности при дворе ему не удалось получить.

В России тоже не обошлось без любовного приключения, коим для него стало приобретение крестьянки за 100 рублей. Увидел он ее, когда однажды прогуливался с новым приятелем офицером Степаном Зиновьевым по Екатерингофу. Красота девушки поразила и заставила преследовать беглянку до самого дома, где она и успела спрятаться. Крепостное право позволяло купить девушку, о чем венецианец и договорился с ее отцом.

Нюра, или как ее назвал в своих мемуарах Казанова, Заира, была на редкость смышленой и уже через три месяца общения, достаточно неплохо говорила по-итальянски и ко всему прочему обучилась всем приемам любви. Он одел ее в самые модные платья, обучил манерам, сделал из нее вполне благовоспитанную девицу. Был у Заиры и недостаток – она была жутко ревнивой особой и однажды чуть не убила итальянца, запустив в него бутылкой.

Время пролетело незаметно и вечного странника Казанову потянуло к переменам, но он не мог вот так просто, взять и вернуть совершено измененную им девушку обратно родителям в крестьянскую избу. Тогда он решает устроить ее дальнейшую судьбу и «пристраивает» ее к архитектору Ринальди, 70-ти летнему старику, который вскоре скончался, оставив все свое состояние Заире.

Казанова в Европе

Казанова любил многих женщин, но не подолгу. Секс-спорт 🙂

А Казанова вновь собрался в путешествие на этот раз в Польшу. В Варшаве он обласкан королем и вращается в высшем обществе, однако его близость к театральному миру сыграла с ним злую шутку – возник конфликт с графом Бернадцким из-за актрисы, закончившийся дуэлью и бегством Казановы из страны.

Казанова опять в странствиях по европейским государствам, которые меняются одно за другим – новые люди, новые места, любовницы. Где бы он ни появлялся, его деятельность так или иначе была связана со шпионажем, благо он был вхож в высшие круги всех государств. Во время этого путешествия, будучи в Испании он дважды был посажен в тюрьму, но как обычно, он там долго не задерживался.

В 1770 году его друг Берни стал кардиналом, их дружба возобновилась и конечно Казанова возвращается в Италию, но разрешение вернуться в Венецию он получает лишь спустя пять лет.

Прибыв в Венецию, он становится агентом и на этот раз не правительства, а инквизиции, получив попутно и должность директора театра. Антонио Пратолини – таково было его имя в доносах для инквизиции.

Неугомонный Казанова опять не смог удержаться на одном месте, а литературная деятельность, публикация памфлета «Ни любви, ни женщин» стала причиной его нового бегства из Венеции, помимо очередного романа. Высмеяв верхушку венецианского общества в памфлете, он тем самым приговорил себя на изгнание. На этот раз он решает поехать в Австрию и Чехию.

Чопорность австрийского двора и его дам, непомерно гордившихся своей девственностью, была непонятна и смешна для распутника, впрочем, как и для любого итальянца. Здесь ему совсем не понравилось, тем не менее, делать нечего – жить где-то надо было.

Спустя год он вновь возвращается в свой любимый город, постоянно его отторгавший, как инородное тело. Это был последний визит в Венецию, после которого он отправляется в Вену, приняв пост секретаря посла, и там знакомится с графом Вальдштейном. Завязавшаяся между ними дружба приводит к тому, что граф предлагает Казанове уехать в свое поместье, на что тот соглашается.

Граф Вальдштейн увлекался алхимией и магией, а потому Казанова не только работает у него библиотекарем, но и с присущим ему любопытством принимает участие в опытах графа.

Это было последнее путешествие, которое совершил Казанова. К тому времени, когда он отправился жить в поместье графа, он уже не был интересен дамам – постаревший и растративший всю свою сексуальную энергию он мог претендовать на связь разве что с какой – нибудь простой дамой, преклонного возраста.

Старость Казановы

Удивительно, что при такой бурной жизни Джакомо Казанова умер своей смертью, не на дуэли и не в тюрьме

Джакомо Казанова прожил довольно долгую жизнь, и всегда писал свои мемуары, но начиная с того возраста, когда ему исполнилось 49, рассказы о любовных приключениях исчезают. Видимо к этому возрасту, он уже не был способен удовлетворить ни одной женщины. Ему приписывают сотни любовных приключений, на самом деле он никогда не задавался целью их считать. Хороший знаток женской психологии и мастер флирта, он ценил возможность вскружить женщине голову, игра соблазнения доставляла не меньшее удовольствие, чем близость. Его успех объясняется и тем, что каждой женщине он дарил пусть маленький, но кусочек любви, а не только секс, и его мемуары пронизаны легкой грустью расставаний, и нежностью к каждой из них. Но помимо любовных приключений в мемуарах много описаний жизненных ситуаций и тех людей, с кем ему доводилось быть знакомым, среди которых как простые смертные, так и правящие в то время монархи.

Будучи образованным и разносторонним человеком, Казанова за свою жизнь написал несколько литературных произведений, это и «Истории смуты в Польше», и роман «Икозамерон», комедия «Молюккеида», перевод «Илиады» Гомера и ряд других переводов французских романов и собственных сочинений. Произведения Казановы издавались часто, но их постоянно видоизменяли, то избавляясь от разных отрывков, то меняя их смысл, а подлинные мемуары были изданы только в 60-е годы прошлого столетия.

Умер он тут же, в поместье графа Вальдштейна в возрасте 73 лет, (4 июля 1798г). Старый, больной и одинокий старик, оставивший свой неизгладимый след в истории человечества, как самый талантливый обольститель, непревзойденный любовник, писатель, авантюрист и философ, шпион и масон, шулер и дуэлянт, человек неуемных страстей и острого ума.