Русская православная церковь в XVII веке. Этапы формирования крепостного права

Слайд 2

Государство и церковь

Крест и корона РПЦ занимает значительное место в истории русского государства. Взаимоотношения церкви и государства в XVI-XVII вв. богаты переменами. Они обусловлены: -внутренним развитием церкви и государства, - социально-экономическими, - внешнеполитическими причинами. Важно помнить о византийско-православной теории «симфонии власти», предполагавшей двуединство независимо существующих, но совместно отстаивающих православные ценности светской и духовной властей. Эта доктрина во многом определяла строительство самодержавной власти и равнодушие РПЦ, ее высших иерархов к собственно государственному управлению (что трактуется часто как зависимость церкви от царя). «Симфония власти» была идеалом государственного устройства, едва ли когда достигнутым.

Слайд 3

Церковь и монастыри обладали значительной экономической мощью, развитыми эффективным хозяйством, были культурными центрами. Монастыри строились часто в стратегически важных местах, имели огромное значение в обороне страны. Церковь была в состоянии выставлять до 20 тыс. ратников. Это определяло материальную базу авторитета церкви (своего рода государства в государстве), которая, тем не менее, не использовалась в противостоянии светской власти. Освященный Собор как орган церковного управления принимал активное участие в работе Земских Соборов. В годы Смуты РПЦ сыграла большую роль в борьбе с самозванцами, интервенцией (трагическая гибель патриарха Гермогена, гибель монахов при защите святынь, материальная поддержка ополчения). В последней четверти XVII в. На церковных землях насчитывалось около 148 тыс. крестьянских дворов (16% от всего крестьянского населения России). Было 15 тыс. церквей, 650 монастырей.

Слайд 4

Первый патриарший период истории РПЦ – с 1589 - 1700 гг. Одиннадцать патриархов.

Святитель Иов (1589-1605) Патриарх Гермоген (1606-1612) Патриарх Адриан (1690-1700) Патриарх Никон (1652-1658)

Слайд 5

Соправительство.Патриарх с его жизненным опытом, умом, энергией играл в этом союзе ведущую роль.

Боярин Федор Никитич Романов был страстный любитель охоты, превосходный наездник, первый щеголь. Офорт Г. Франка с оригинала Ильи Репина. Михаил Федорович Романов (1613-1345) 3-й Великий Государь Святейший Божиеюмилостию Патриарх Московский и всея Русии (1619-1633) Н. Тютрюмов. Портрет патриарха Филарета

Слайд 6

Презентация: Михаил и Филарет

Привилегии церкви (с.618) С.620

Слайд 7

Патриаршество Филарета (1619-1633). Оценка.

Патриарх Филарет фактически управлял Россией, являясь соправителем царя в течение 14 лет, укрепил самодержавие и новую династию, с одной стороны, и роль церкви, с другой. Филарет действовал в первую очередь как политический деятель, в интересах государства и династии Романовых, укрепляя церковь как часть государственного механизма. Цель – создать единую систему управления, усиливающую царскую власть и государство. При нем уже началась критика религиозных обрядов, обозначились противоречия и богословские споры середины XVII столетия.

Слайд 8

В середине XVII в. начинается переориентация в отношениях между церковью и государством.

Причины. I.Советская историография: процесс становления абсолютистской власти вел неизбежно к лишению церкви ее феодальных привилегий и подчинению государству. Повод – попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской. II. Церковные историки отрицают такую позицию патриарха. Считают Никона последовательным идеологом «симфонии власти». Инициатива в отказе от этой теории – деятельность царской администрации и влияние протестантских идей о подчинении церкви государству. Собор 1667, низложивший патриарха, постановил: «У царя власть править превыше патриаршей и всех иерархов». III.Современные историки: закреплен принцип независимости духовной власти от светской. Компромисс: государство подтвердило автономные, хозяйственные, административные, судебные права церкви, даже закрыло Монастырский приказ. (Основная тенденция – подчинить церковь государству. Петр I.)

Слайд 9

Реформа РПЦ (1653-1667 гг.) – одно из самых значительных событий XVII столетия. Началась она как спор в среде «ревнителей древнего благочестия», единомышленников. А обернулась острейшим внутрицерковным конфликтом и расколом общества по религиозному признаку. Едва заметная трещина на вершине общественной пирамиды (боярыня Ф.П. Морозова, княгиня Урусова Е.П.) превращается в разлом у ее основания. Раскол отразил и одновременно способствовал углублению культурного конфликта, который относят к родовым признакам переходной эпохи.

Слайд 10

Жанр: Историческая драмаВыпущено: Россия, 2011Режиссер: Николай ДостальВ ролях: Александр Коротков, Валерий Гришко, Роман Мадянов, Дмитирий Тихонов

На телеканале «Культура» премьера 20-серийного исторического фильма «Раскол». Режиссер Николай Досталь взялся за тему, которая и по сей день хранит немало «белых пятен», - история Руси XVII века, реформы патриарха Никона и судьбы старообрядчества. События показаны мощно через столкновение характеров, личностей, почти мистическое переплетение судеб.

Слайд 11

Предпосылки, причины церковной реформы

1. Социальный кризис середины XVII в.. Тяжелое экономическое положение страны затрагивали отношения между церковью (крупным землевладельцем) и государством. 2. Духовный кризис обострял проблему соответствия церкви требованиям времени. Выразился в обмирщении сознания. Проявлялось в его рационализации, индивидуализации у части посадских людей и верхов общества. У ремесленников появились личные клейма: все больше осмысливалась связь между личными усилиями человека и результатами его труда, его социальным положением. Появилась поговорка: «На Бога надейся, а сам не плошай». 3. Внешнеполитические интересы страны. Россия пыталась объединить все православные церкви и народы. Русский царь мечтал стать наследником византийских императоров как в делах веры, так и в их территориальных владениях. Достичь мощи имперской государственной власти (влияние теории «Москва – Третий Рим»). Поэтому необходимо было приведение обрядов в единство с греческими образцами, принятыми в украинской, сербской и др. православных церквах. 4. Кризисные явления в самой церкви.

Слайд 12

4.Кризисные явления в самой церкви

Низкий уровень профессиональной подготовки духовенства, его пороки (пьянство, стяжательство, разврат), разночтения в священных книгах и различия в обрядах подрывали авторитет церкви. Для восстановления ее влияния в обществе требовалось навести порядок, унифицировать обряды, священные книги согласно единому образцу.

Слайд 13

Кружок «ревнителей древнего благочестия»или «боголюбцев» возник в Москве в сер. 1640-х гг.

Лица духовные и светские, столичные (протопоп Казанского собора Иван Неронов, архимандрит Никон, окольничий Ф. Ртищев), провинциальные (протопопы Аввакум из Юрьевца Поволжского, Даниил из Костромы, Лазарь из Романова, Логгин из Мурома). Во главе царский духовник, настоятель кремлевского Благовещенского собора протопоп Стефан Вонифатьев. -упрочение православных ценностей (единогласие, литургическое единообразие, проповедь, исправление ошибок и разночтений в книгах); - борьба с языческими обычаями;-повышение религиозно- нравственного уровня черного и белого духовенства, прихожан за счет оцерковления всех сторон жизни. Эти идеи они рассматривали сквозь призму особой роли и ответственности Москвы за судьбы православия в соответствии с представлениями о Москве как Третьем Риме (всемирно-исторической миссии русского православия). Состав: Цель:

Слайд 14

Никон в 1646 по монастырским делам прибыл из Кожеозерского монастыря, познакомился с Вонифатьевым, принял программу «ревнителей благочестия». Его ум, энергия, взгляды на роль церкви произвели сильное впечатление на юного царя. Никон поставлен архимандритом придворной обители Романовых Новоспасского монастыря. Далее стремительное восхождение по ступеням церковной иерархии.

Кадр из фильма

Слайд 15

Разногласия среди «ревнителей благочестия»

Вопрос: по каким образцам производить изменения? 1. Вонифатьев, Никон, Ртищев (грекофилы) считали возможным через украинское посредничество обращение к греческим образцам и уставам. Россия, чтобы осуществить свою мировую миссию, должна усвоить как можно скорее ценности православной греческой культуры. 2. Неронов, Аввакум стояли за верность традициям, правке книг по древнерусским рукописям. Россия – Третий Рим и не нуждается ни в каких внешних заимствованиях. Патриарх Никон энергично взялся за реформу, опираясь на греческие книги.

Слайд 16

Русь восприняла из Византии устав, который преобладал в X в. на момент принятия Русью христианства. В XII-XIII вв. в Византии утверждается Иерусалимский устав. После завоевания Константинополя турками Москва стала считать себя хранительницей истинного православия, продолжая жить по старым обрядам, записанным в богослужебных книгах и утвержденным решениями Церковных соборов. Небезупречны оказались и те, и другие книги. В русских книгах не было двух одинаковых текстов, т.к. переписчики ошибались или вписывали отсебятину. Некоторые греческие книги подвергались изменениям после падения Византии. Исторические корни расхождений в обрядах восточной и Русской православных церквей

Слайд 17

Символом веры объявлен четырехконечный крест, считавшийся ранее «латинским»

Наряду с 8 был признан 4-х конечный.

Слайд 18

Произошла реформа церковно-славянского языка, изменилась лексика, грамматика, ударения.

Слайд 19

Историк русской церкви А.В. Карташев (1875-1960) о существе разногласий:

«Теократическая идеология «единого вселенского православного царя всех христиан» толкала московских царей на пути сближения с греками и всеми другими православными. А доморощенная Москва, загородившая свое православие стенами, не пускала своих царей на вселенское поприще.»

Слайд 20

Слайд 21

Реформа начала претворяться в жизнь после избрания Никона патриархом.

В 1653 г. разослал по всем церквам циркуляр о замене крестного знамения. - Против ослушников с благословения царя он развязал опалы и ссылки. Сосланы Логгин из Мурома, Неронов, Аввакум. Замучен епископ Коломенский Павел. -Непримиримость Никона, поспешность, насильственные методы проведения реформы вызвали глубокий протест населения, стали фактором раскола. - Имел устойчивые представления о превосходстве церковной власти над государственной (Культ митрополита Филиппа). -Ставил своей целью победу над светским мировоззрением (Соборное Уложение 1649 г., которое вводило правовое светское регулирование жизни, встречено им отрицательно). - Имел вселенские планы (Новый Иерусалим)

Слайд 22

Никон стремился превратить Московское государство из провинции христианского мира в центр мирового православия – Нового Иерусалима. Воскресенский монастырь на р. Истре (по названию храма Воскресения в Иерусалиме).

Слайд 23

Литовченко А.Д. Царь Алексей и Никон у гроба митрополита Московского Филиппа

Слайд 24

Царь и патриарх: от союза к противостоянию

Отношения полного доверия и глубокого уважения долгое время связывали царя и патриарха. Напряженность в отношениях наметилась в 1656 г. Конфликт назревал постепенно. Среди многих объективных причин: - неудачный совет патриарха начать войну со Швецией; - недовольство Никоном в среде боярства и высших церковных иерархов; - нескрываемое желание Никона подчеркнуть автономию церкви и свою исключительную роль не только в делах священства. 1658 г. – отъезд Никона из Москвы с тайной надеждой, что царь позовет его обратно. 8 лет двусмысленная ситуация: формально Никон – патриарх, но не исполнял патриаршие функции.. Церковный собор 1666-1667 гг. «Дело патриарха Никона» [Кадр из фильма] В деятельности Никона переплелись в единый клубок интересы государства, потребности церкви и личные амбиции властолюбивого патриарха.

Слайд 25

Слайд 26

Последствия церковной реформы

1. Реформа, суд над Никоном стали прологом ликвидации патриаршества и полного подчинения церкви государству. 2. Победа реформаторов создала духовную атмосферу в обществе, способствовавшую критическому отношению к традиции, восприятию новаций. Это стало психологической предпосылкой преобразований Петра 1. 3. Деформация идеи «Москва – Третий Рим». Идею Нового Иерусалима подхватил Петр, создавший «Великую Россию» с новым политическим центром – Санкт-Петербургом, возводимом по образцу имперского Рима. 4. Старообрядчество – наиболее сложное и противоречивое последствие реформы.Создалась ситуация, когда идеи разделили народ.

Слайд 27

Слайд 28

* Собор 1666-1667 осудил старообрядцев, отлучил от церкви и передал их светскому суду.*Наиболее радикальным шагом старообрядцев было принятое в 1674 г. решение о прекращении молитв за здоровье царя. Это означало полный разрыв с существующим обществом, начало борьбы за сохранение идеала правды внутри своих общин.

Слайд 29

Главная идея старообрядцев -

«отпадение» от мира зла, нежелание жить в нем. Отсюда предпочтение самосожжения компромиссу с властями. В 1675-1696 гг. зарегистрировано 37 «гарей» (погибло 20 тыс. чел.). Другая форма протеста – бегство из-под власти царя, уединение в скитах и участие в освоении Урала, Сибири, прежде всего Алтая. В ранней истории старообрядческого движения особое место занимает – Соловецкое восстаниеоткрытая борьба с государственной властью.

Слайд 30

Из 600 защитников в живых осталось 50 человек.

Слайд 31

Старообрядчество дало русскому обществу новый тип личности: страдальца за веру, подвижника и мученика

Слайд 32

1682 г.

  • Слайд 33

    Протопоп Аввакум Петров (1620-1682)

    Аввакум – яркая личность в истории. Человек огромной силы духа. Отвращение от мира и стремление к святости он считал настолько естественным для человека, что не смог удиться ни в одном приходе из-за неустанного преследования им мирских потех и отступлений от обычаев церкви. Он участвовал в исправлении богослужебных книг, но вскоре был устранен из-за незнания греческого языка. Оказался в числе самых первых противников никоновской реформы. В 1653 г. он и его семья были отправлены в ссылку в Сибирь. Несломленный вернулся в Москву в 1664 г. Снова выступил за старую веру. С семьей его сослали на север. В 1666 был привезен на Церковный собор, его предали анафеме и сослали в Пустозерск, который стал идейным центром старообрядчества.

    Слайд 34

    Религиозно-философские взгляды Аввакума

    В многочисленных произведениях: «Книга бесед», «Книга толкований и нравоучений», «Книга обличений», послания, автобиографическое «Житие». Секрет популярности Аввакума: он выразил многое из того, что волновало всех, особенно людей зависимых, униженных, тех, кто видел в церковных новшествах причину своих бед. Причем выразил страстно, простым народным языком, показав всей своей жизнью, что значит пострадать за веру.

    Слайд 35

    1. Идеологи раскола не признавали священства русской церкви, которая лишилась в результате реформ всякой благодати. 2. Отношение к царю противоречивое. Не сомневались в божественном происхождении царской власти и незыблемости самодержавия. Надеялся, что царь образумится. Критика после 1670 у Аввакума становится более резкой: называет тираном, гонителем, мучителем («безумный царишко», «царь отщепенец»), предрекает ему мучительную кончину. 3. В сочинениях идея равенства, в основе которой лежит равенство каждого христианина перед Богом. Обличал богатых «никониан».

    Слайд 36

    4. Отстаивали традиционную систему культурных ценностей. Отрицал науки, философию Платона, Пифагора,..(«вси сии мудри быша и во ад угодиша»). Противились распространению светского образования. Негативно отзывался о новых явлениях иконописи. Принцип: «что до нас положено: лежи оно так во веки веком!». Оценка: в исторических условиях конца XVIIв. Сохранение традиции в духе старообрядчества было чревато духовным консерватизмом, застоем, отрывом от общеевропейского историко- культурного процесса.

    Слайд 37

    Религиозно-философские взгляды идеологов раскола

    5). Широки эсхатологические настроения в старообрядческой среде. Крайняя форма отрицания воцарившегося Антихриста – уход из мира самосожжением. Аввакум считал «огненное крещение» путем к вечному блаженству.

    Слайд 38

    Старообрядцы

    Включали представителей разных групп населения: духовенство, боярство, посадские люди, стрельцы, казачество, крестьянство. В раскол ушло от одной четверти до одной трети населения. В чем причина столь мощного сопротивления значительной части общества нововведениям? Историография Оценка раскола и старообрядчества не может быть однозначной. 1). Большинство авторов XIX- нач.XXв. основным мотивом раскола считали глубокий консерватизм, невежество, фанатизм масс. Такова позиция Н.Ф. Каптарева (1847-1917), автора крупных работ по истории РПЦ XVI-XVII вв.; Ключевского В.О.; Милюкова П.Н. «Очерки по истории русской культуры».

    Слайд 39

    Историография.

    2). Иная трактовка раскола у протоиерея, философа, историка В.В. Зеньковского (1881-1962). Он видит в расколе протест против заражения церкви «мирским духом», что угрожало вековой мечте о священном православном царстве на Руси. Значит, в расколе проявились не формализм и приверженность обрядам, а активное отношение народа к вере. 3). Историк-демократ А.П. Щапов (1830-1876) известен своими исследованиями истории раскола и народных движений XVII в. В его представлении раскол – это проявление социального протеста широких народных масс против усиления крепостничества и гнета со стороны государства.

    Слайд 40

    Н.И. Павленко, 95 лет

    4). Эта плодотворная идея о социальных предпосылках раскола развивалась в историографии советского периода. Н.М. Никольский (1877-1959), исследователь истории церкви и востоковед. В начале 1930-х гг. он написал очерк по истории РПЦ от Крещения до ХХ в. Автор пишет не только о разном социальном статусе священнослужителей, но и об эксплуатации князьями церкви (представители высшей церковной иерархии в средневековом обществе) приходского духовенства. 5). Н.И. Павленко подчеркивал, что низы безразлично относились к обрядовой стороне реформы и поддерживали старообрядцев только потому, что они боролись против дворянского государства. Бояре же – сторонники старой веры, видели в ней символ старины, средство «протеста против формировавшегося абсолютизма».

    Слайд 41

    6). Велика роль старообрядцев в развитии капитализма в России

    Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX-нач. ХХ в.: Учеб. кн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение,1995. – С. 166-172. «Социокультурная инверсия. Раскол и старообрядчество». Шахназаров О.Л. Отношение к собственности у старообрядцев до 1917 г.// ВИ.2004.№4.С. 53-70.

    Слайд 42

    Новые тенденции в духовной жизни староверов

    В преддверии Нового времени, в новых условиях старообрядчество обрело черты, нехарактерные для традиционного православия. Поскольку царь и церковь оказались дискредитированными, произошла «потеря» внешнего авторитета, заступника перед Богом, повысилась роль нравственности каждого верующего как носителя внутреннего идеала. Старообрядцы почувствовали остро личную ответственность не только за свое спасение, но и за судьбы церкви и общества. Их вера стала более деятельной, духовная жизнь интенсивной. Старообрядцы стали рассчитывать на себя, на свою внутреннюю веру, что положительно повлияло на их моральный облик, способствовало умеренности в потребностях, трудолюбию, честности. Эти тенденции проявлялись в европейской Реформации. Именно старообрядчество в конце XVIII – XIX вв. сделало исключительно много для русского предпринимательства. Основатели династий русс. Промышленников – Рябушинские, Морозовы, Гучковы, Третьяковы, Щукины, др. – принадлежали к старообрядцам.

    Слайд 43

    Проблемный вопрос

    Церковный раскол является национальной трагедией России?

    Слайд 44

    Алексей Михайлович Романов (1645-1676)

    «Одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом переходном положении.» Арсланов Р.А.: « В целом Алексей Михайлович представлял собой уходящий тип православного царя, уже не соответствовавший требованиям времени». В.О. Ключевский

    Посмотреть все слайды

    К началу 40-х годов XVII века в России наметился явственный церковный раскол, связанный со стремлением церковнослужителей к централизации духовной власти, отделением ее от светской и постановке выше по рангу последней. В это время церковь утратила ведущие позиции, занимаемые ею во времена Смуты и первые годы правления Михаила Романова. Несмотря на то что Филарет – первый Российский митрополит, стремился скорее к превращению России в теократическое государство, этого не произошло.

    Между богословами зародился спор о необходимости подправить некоторые аспекты церковного служения, повышения нравственного облика представителей духовной власти и поиске средств для противодействия проникновению в духовную среду светских канонов.

    В этот период в Москве начинает действовать общество ревнителей благочестия, куда входят будущий патриарх Никон и его оппонент в духовных вопросах – Аввакум. Никон предлагал взять за образец для подражания в будущем церковном реформировании греческую церковь, Аввакум же отстаивал необходимость возвращения к старорусским обрядам.

    Так возник первый церковный раскол, обострившийся после того как Никон получил патриаршую власть. Никон, как и его предшественник, стремился превратить страну в теократическое государство, но спустя 8 лет борьбы, был лишен сана и отправлен в ссылку. С уходом Никона раскол не только не прекратился, но продолжился с новой силой, поскольку намеченных им преобразований никто не отменял. Несогласных с Никоном и его последователями стали называть старообрядцами.

    Церковный раскол

    Ее последствия

    1. Упорядочение и централизация церковной (а шире – всей духовной жизни) вслед за аналогичными процессами в социально-экономической и политической сферах.

    Нужная, но неумело, поспешно и жестоко осуществленная реформа вызвала Раскол (в него ушло от 1/4 до 1/3 русских людей).

    Социальный и духовный переворот, вторая после смуты национальная трагедия.

    2. Не затрагивались основы православия, только обрядовая сторона (крестный ход по ходу Солнца, 2→3 перстное крещение, «аллилуйя» — трижды, а не дважды).

    Социальный мотив

    • возвращение к старине;
    • протест против существующих порядков (крепостничество, централизация, гнет правительства);
    • унификация, социокультурные последствия;

    Выход спора за церковные рамки, перенос борьбы в массы→ феномен старообрядчества.

    Духовный мотив

    Недовольство вызвал сам факт вмешательства светской власти в духовные дела, в традиционную культуру. Духовный мир воплощался в «истинной вере». И обрядовая сторона в любой религии чрезвычайно важна.

    Истинное православное царство (третий Рим) повредилось.

    4. Спор об образцах (древнерусские или греческие книги).

    Принципиальный выбор между византийским и западным наследием, а в конечном счете между Россией и Европой.

    Конфликт Никона со светской властью (действия патриарха шли вразрез с политическими процессами, характерными для второй половины XVII века).

    1658г. – отставка, принятая с неприличной поспешностью.

    1666г. – Церковный собор подтвердил отставку.

    Старообрядчество:

    Сложное, противоречивое явление, отразившее различные идейные воззрения и социальные интересы.

    Впервые ИДЕЯ разделила граждан одного государства. Она встала выше классов, сословий, личных привязанностей и вражды. Среди старообрядцев были бояре, священники, крестьяне и др.

    Характерные черты:

    1. фанатическая преданность старине и идее «Третьего Рима»;
    2. непримиримо-враждебное отношение к власти, светскому знанию, всему новому;
    3. отказ от общения с инакомыслящими, со всеми, кто не разделяет их взгляды;
    4. часто – изуверская форма протеста (коллективное самосожжение).

    Старообрядцы увидели в реформе :

    • стремление европеизировать, латинизировать государство;
    • подрыв веры в особую историческую роль России и ее великое будущее;
    • покушение на истинную веру – веру предков, подмену сущности вероучения, ибо государственной властью и церковным руководством овладел Антихрист.

    Значение:

    Раскол всколыхнул сознание миллионов людей, заставил их усомниться в легитимности существующего миропорядка. Раскол произошел и между официальной светской и духовной властью т значительной частью общества. Он дал толчок общественной мысли, подготовил почву для грядущих преобразований.

    (5 оценок, среднее: 4,20 из 5)

    1. Марина

      Отличная таблица! Все четко, кратко, последовательно. Спасибо за такое наглядное и последовательное изложение материала по церковной реформе!

    2. Юлия Носова

      Самые бессмысленные революции и войны совершаются именно из-за веры. В те времена многие даже покинули страну. На месте царя, я бы пресекла все это. Церковь желала стать выше светской власти, иметь больше власти, к тому же мешала развитию и политике. Это было в силах правящей власти, но увы.

    3. belonog-2016

      Народ никогда спокойно не примет церковные реформы. Хотя отделение церкви от светской власти могло бы послужить хорошим образцом проведения таких реформ. Церковь всегда была подчинена государству и неразрывно с ним связана. Можно было бы показать людям другую сторону веры. А вообще такая вещь, как вера в душе каждого человека априори отрицает понятие реформы. Отсюда и приверженность старообрядческву и сопротивление со стороны больших масс.

    4. Ирина

      Все церковные реформы 17 века, так или иначе, были направлены на укрепление политического влияния церкви в стране. Патриарх не мог просто смириться с тем, что Россия становится светским государством, а каждый из последующих митрополитов и патриархов просто пытался удержать у себя в руках больше политического влияния чего и разрабатывались новые каноны веры.

    5. Оксана Викторовна

      Справедливо ли церковь отделили от государства? Давайте и я разберусь. Первыми отделила церковь от государства Франция и её «революция» с обезглавленной головой Марии-Антуанетты и падением манахии. Мария-Антуанетта сутками проводила за молитвой, но «бог» оказался бессильным. Репутация церкви, как защитницы была полностью подавлена и подорвана. Церковь и представляет защиту и интересы «наместников». С ними жестоко расправились и церковь была отделена от государства. В 1917 история повторилась в Российской империи. Шли годы, менялась мода и нерушимый Советский союз в одно мгновение прекратил своё существование и церковь стала оживать. Религия — это культура страны и корневые её традиции. На любой праздник все без исключения выполняют или просто понимают повседневные традиции: покупают подарки, цветы, накрывают праздничный стол, одевают праздничные одежды. Это культура и это традиции. Религия — это та же традиция. У одних её много у других нет или по возможности или по душевной необходимости. Должна быть ли церковь отделена от государства? Я с 25 лет владею гипнозом. Мне профессионально понятна «магия слова» или просто «молитва». Не всегда «боже, помолимся», смешно. Если взять с научной стороны и доказанные эксперименты с мозгом, где утверждают, что мозг человеком используется на 1, а другие на 10-20 процентов, то я, как профессионал могу уверенно предположить, что «магия слова» именно та область мозга, которая у человека находится в бездейственном состоянии. В религии это молитва. На столе есть много блюд и человек выбирает для себя то, что что ему по вкусу. В библии есть много текста и молитв, можно для себя выбрать самое близкое. Религия — это культура нации и как её государство представляет такая и духовность нации. Франция и без церкви передовое государство в мире с уровнем жизни намного выше России. Согласна. Но в какую страну мира после 1917 года было вывезена вся золотая казна Российской империи? Вспомним, что один из двоюродных братьев Николая II, который был как две капли воды похож на императора Российской империи был французом. Религию нужно понимать. «Где твой бог когда тебя убивают?» Ответ простой. Он вместе с убиенной. Для того, что бы «бог помог» нужно понимать религию на научном уровне, а молитву, как компьютерную программу. По такому же принципу и происходит действе заклинаний. «Да, пошёл ты..». И заметьте, что именно это действие начнёт вас преследовать и проявляться.
      М. Горбачёв вошёл в историю не как глава СССР, страны о которой уже никто не помнит, а тем более о её лидерах. Он вошёл в историю тем, что развалил почти без единого выстрела, учитывая территорию, «союз могучих, нерушимых республик». Развалил страну, которая доминировала в мире бессмертием.
      Возврат исторического статуса церкви, как культуры в нации, вернув её государственный статус — это возможность кому-то войти в историю.
      Кроме разных функций церковь имеет неоспоримый авторитет у людей преклонного возраста. Люди в возрасте чаще хотят быть ближе к богу. Старость в странах, а тем более в бывшем СССР с её «домами престарелых» вызывают ужас и страх. Если бы церковь с государственным статусом взяла на себя область «домов престарелых», которые имели бы вид монастырей божьих и находились при церкви, то встреча с богом была бы праздником, а не мучением людей, умирающих, как животные.
      Не церковь соперница государству, а время ставит всё на свои места.

    Церковь в Московском государстве оставалась носителем духов­ных ценностей и национальной идеологии. В 1589 г. при Борисе Году­нове было учреждено патриаршество. Церковь имела некоторую не­зависимость в сфере управления и суда. Это было как бы государство в государстве, возглавляемое высшими иерархами. Патриарх, митро­политы, архиепископы имели своих дворян и детей боярских, свою по­местную систему, не облагаемые налогами слободы в городах, свой суд, а патриарх - высшие учреждения (приказы).

    К XVI в. церковь превратилась и в крупнейшего земельного соб­ственника. Ее владения составляли около трети феодальных земель­ных площадей. Попытки секуляризации церковных земель не имели успеха, но все же царской власти удалось ограничить права церкви по расширению земельных владений.

    На Стоглавом соборе в 1551 г. приобретение вотчин высшим ду­ховенством и монастырями без разрешения царя было запрещено под угрозой конфискации новоприобретенных земель. Позднее было ог­раничено право вкладов вотчин в монастыри (по завещаниям, на «по-миндуши»). В 1580 г. снова принимается решение, запрещавшее цер­квям и монастырям увеличивать владения, которое духовенство прак­тически не выполняло.

    Соборное Уложение 1649 г. нанесло серьезный удар по экономи­ческим интересам духовенства. Оно запретило патриарху, митрополи­там и монастырям приобретать вотчины как родовые, так и жалован-

    ные и купленные, брать их в заклад по завещанию или на «помин души». На помин можно было дать деньги в цену вотчины, проданной на сто­рону или родичам. Нарушение закона влекло за собой конфискацию вотчины в государственный фонд («безденежно») и раздачу ее чело­битчикам (доносчикам). Ликвидация «белых слобод» ограничила тор-гово-ремесленную деятельность церквей и монастырей. Это сильно подорвало экономическое могущество церкви, ибо ей принадлежало ранее не менее 60% всего свободного от налогов городского имуще­ства.

    Была ограничена церковная юрисдикция, из нее были исключены дела о преступлениях, совершенных духовными лицами, такие как ду­шегубство, разбой и политические преступления, дела против семьи и нравственных устоев общества. Учрежден Монастырский приказ, ве­давший сбором податей с монастырских земель.

    Действия правительства вызвали недовольство духовенства. Пат­риарх Никон, претендовавший на то, чтобы сделать свое положение выше царского, называл Соборное Уложение «бесовской книгой». Но эти меры уже в XVII в. разрешили в пользу государственной власти начавшийся было спор ее с церковью о приоритетах и верховенстве.

    Но вместе с тем духовенство еще продолжало владеть многими зем­лями и крестьянами, не платило податей, не отбывало многих повин­ностей. Статьи Уложения четко защищали честь и достоинство лицду-ховного звания.

    Крупнейшим событием государственной и церковной жизни стала реформа патриарха Никона по исправлению церковных обрядов. Цер­ковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Распространение книгопе­чатания открывало возможность унификации церковных книг.

    После своего избрания в 1652 г. московским патриархом, стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обря­ды. Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недо­вольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены подорвут авторитет церкви в народе. Произошел раскол в русской церкви, вызвавший появление старооб­рядчества, отколовшегося от официальной церкви.

    Приверженцы старых порядков (старообрядцы) отказывались при­знать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным по­рядкам. Внешне разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам (греческим или русским) унифицировать церковные книги, как следует креститься (двумя или тремя перстами), как совершать крестный ход (по солнцу или против солнца), как пи­сать богослужебные книги и т.д. В старообрядчество оказались вовле­чены многие горожане, крестьяне, стрельцы, связывавшие ухудшение своего положения с реформой церкви. Старообрядчество преследова­лось как церковными, так и государственными властями.

    Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс. Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными пропове­дями «расколоучителей», бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения. Наи­более сильно протест против церковной реформы проявился в Соло­вецком восстании 1668-1676 гг. В 1676 г. царские войска захватили монастырь. Предводители старообрядчества протопоп Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск в низовья Печоры и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо.

    После этого старообрядцы часто подвергали себя самосожжению («ог­ненному крещению») в ответ на приход в мир «Никона-Антихриста».

    Учреждение в 1589 г. патриаршества в России усилило позиции духовенства, его претензии на политическую власть. Особенно сильно эта тенденция проявилась в середине XVII в. при патриархах Филаре­те (отце Михаила Романова) и Никоне. Притязание Никона на уста­новление верховенства над светской властью вылилось в конфликт Ни­кона с царем Алексеем Михайловичем. Патриарх заявлял: «Яко же месяц емлет себе свет от солнца, такоже и царь поемлет посвящение, помазание и венчание от архиерея». В 1658 г. он демонстративно по­кинул столицу, заявив, что не хочет быть патриархом в Москве, а оста­нется патриархом Руси. Никон требовал подчинения ему светской вла­сти. Алексей Михайлович ответил тем, что способствовал смещению Никона с патриаршества. В 1660 г. решением церковного собора Ни­кон был лишен сана. В 1666 г. состоялся церковный собор с участием александрийского и антиохийского патриархов и представителей кон­стантинопольского и иерусалимского патриархов. Никон был осужден и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь под Вологдой.

    В 1439 г. Василий 11 отказался признать союз между католической и православной церквами во главе с папой римским Митрополит Руси поддерживающий этот союз был низложен. На его место был выбран епископ Иона. Этим было положено начало независимости (автокефальной) русской церкви от константинопольского патриарха. В 1458 г. православная церковь распалась на 2 митрополии – Московскую и Киевскую (в Киеве был поставлен свой митрополит). Внутрицерковная борьба была связана с появлением ереси. Возникла ересь стригольников. На голове выстригался крест, полагая, что вера станет крепче, если будет опираться на разум. В Новгороде появилась ересь жидовствующих. Которые отрицали власть священника и требовали равенства всех людей. Это означало. Что монастыри не имели права владеть землей и крестьянами. Среди церковников не было единства в этом вопросе. Одни отстаивали право владеть землей и крестьянами. Их называли “иосифляне” или стяжателями. Другие возражали против накопления богатств и земельных владений церквами. Их называли “нестяжателями”. Но оба направления были против еретиков. Иван Ш на церковном соборе 1502 г. поддержал “иосифлян”. Русская церковь стала и государственной и национальной.

    Крупным успехом было учреждение патриаршества в России. Повысился ранг и престиж русской церкви, она стала окончательно равноправной по отношению к другим православным церквам. / Иерусалим, Константинополь/. Первым русским патриархом в 1589 г. был избран Иов – сторонник Годунова. Ему подчинялись 4 митрополита (Новгородский, Казанский, Ростовский, Крутицкий) и 6 архиепископов. Духовенство в середине ХУ11 в. составляло особое сословие: черное духовенство (архиереи и монахи) и белое духовенство (священники). Соборное уложение 1649 г. запретило монастырям приобретать новые вотчины, что отражало тенденцию подчинения церкви государству. В первых трех главах говорилось о преступлениях против церкви и царской власти. Любая критика церкви богохульство карались сожжением на костре. Были ликвидированы “белые” слободы, их население в т.ч. священники, включалось в посад. / “белая” слобода не платила тягло государству/. В 1652 г. московским патриархом избирается Никон. Стремясь превратить церковь в центр мирового православия, властный и “крутой” патриарх Никон начинает реформу по установлению одинаковой церковной обрядности. За образец были взяты греческие правила и обряды. Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви., которые боялись, что перемены подорвут их авторитет. Церковным расколом называют отделение части верующих от официальной православной церкви. Раскол в русской православной церкви начался в 17в, при Алексее Михайловиче, вследствие церковных реформ патриарха Никона. К 17в в богослужебных книгах накопилось немало описок, разночтений. Поэтому в разных частях России, в разных церквях служили по-своему. Патриарх Никон велел исправить книги, ввести единообразие в обрядах (в частности креститься двумя или тремя перстами, крестный ход совершать по ходу солнца или против)). Часть людей не приняла нововведений, их называли старообрядцами (раскольниками). Среди них выделялся протопоп Аввакум. Причины раскола объясняют по-разному. Сторонники официальной церкви считают, что причиной послужило невежество старообрядцев, слишком узкое понимание христианской жизни. Старообрядцы считают эти введения посягательством на веру отцов. Наиболее мощным протестом против церковной реформы было Соловецкое восстание. Здесь жили противники реформы с достаточным запасом продовольствия, за мощными стенами, но предатель впустил через тайные ходы царские войска в монастырь, которые всех и перебили. Аввакум и его единомышленники были сосланы, провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы подвергали себя самосожжению в протест на приход в мир “Никона-Антихриста”. Добившись титула “ великого государя” Никон явно переоценил свои силы. Это привело к конфликту между царём и патриархом, который затянулся на 8 лет. Только в 1666г состоялся церковный собор, который сместил Никона с поста патриарха. Тот же собор проклял всех сторонников, после чего гонения на раскольников усилились. Раскол в русской православной церкви не удалён и по сей день.

    При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


    Той же организации, которой оно было первоначально создано. Таким образом, анализируя политико-правовое обеспечение религиозной политики можно сделать вывод: 1. Государство Республики Беларусь проводит взвешенную религиозную политику исключительно правовыми методами. 2. Необходимо чтобы Закон отвечал международным документам по правам человека, защищал конституционные права...

    Окружения Александра II,и их взаимоотношения с государем. Цель настоящей курсовой работы – провести анализ взаимоотношений государства и Церкви при Александре II. Задачами курсовой работы являются: 1) Проанализировать влияние государства на Церковь в XVII – XIX вв.; 2) Рассмотреть влияние реформ Александра II на взаимоотношения государства и церкви; 3) Рассмотреть...

    Многократными попытками царской власти перейти в наступление, которое тут же сменялось еще более щедрыми пожалованиями. Одна из следующих попыток урегулировать взаимоотношения между государством и церковью в середине XVI века была предпринята на Стоглавом соборе. Политика Ивана Грозного тоже имела секуляризационные тенденции. Обращаясь к Стоглавому собору, царь касался важнейших привилегий...

    Светской) делала церковную организацию сильным конкурентом для государственных органов: в церковном расколе особенно очевидно проявилось стремление Церкви встать над государством. Эта борьба продолжалась вплоть до начала XVIII в. Церковь в XV-XVII вв. являлась одним из крупнейших землевладельцев. В начале XVI в. была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, в середине...

    Русская православная церковь играла значительную роль в жизни России. С одной стороны, она поддерживала царскую власть, с другой - часто конфликтовала с ней: казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные богатства; церковь пыталась оказывать влияние на государственные дела. По этой причине на Руси постоянно существовала проблема: что выше - ʼʼсвященство или царствоʼʼ, т. е. духовная или светская власть. При царе Михаиле Романове страной фактически управлял патриарх Филарет. Был проведен учет земельного фонда, постоянно взимались налоги, укреплен суд, уменьшен произвол властей в центре и на местах, уменьшены привилегии монастырей. Филарет выступал против взяток, вольнодумства, распущенности, в церковной жизни стало больше спокойствия и порядка. Но после его смерти в церкви начались бурные события.

    3. Многих церковных деятелœей тревожило то, что в церковных книгах накопилось много неточностей. Во время церковных служб одновременно священник читал свою молитву, дьячок - свою, а хор пел псалмы. Прихожане не могли ничего разобрать, во время службы разговаривали.

    4. В это время в Москве сложился Кружок ревнителœей древнего благочестия, в который вошли известные деятели церкви: Никон, Аввакум, царский духовник Вонифантьев и др.
    Размещено на реф.рф
    Их возмущали нравы, царившие в среде духовенства: невежество, пьянство; они выступали за ʼʼисправлениеʼʼ церковных служб, разночтений в богослужебных книгах.

    Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести всœе церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Царь и часть духовенства поддержали Паисия. Но многие священники считали, что исправления нужно вносить согласно древним русским рукописям и решениям Стоглавого собора (1551). При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным книгам. Реформатором Русской православной церкви выступил патриарх Никон.

    В 1667 ᴦ. церковный Собор проклял всœех защитников старых обрядов - старообрядцев. Собор официально признал, что реформа не есть личное дело Никона, а дело царя, государства и церкви. По этой причине всœе, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти. Царь издал ряд указов, которые предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всœеми сторонниками старой веры. Οʜᴎ жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви. Возникнув на почве религиозного разногласия, он превратился в одну из форм социального протеста народных масс.

    Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где не подчинялись ни власти, ни официальной церкви, создали свою церковную организацию. Раскольники создавали свои общины (скиты), изолированные от мира. Тысячи семей уходили в раскол. В рядах старообрядцев оказались люди из самых разных социальных слоев. Основную массу составляли крестьяне.