Управление вмф. Управление связи военно-морского флота

Морские стратегические ядерные силы в Советском Союзе и позже в России никогда не являлись самостоятельным родом или видом вооруженных сил, а органично входили в состав Военно-морского флота. Морские стратегические ядерные силы представляют собой совокупность ударной, управляющей, обеспечивающей и обслуживающей подсистем.

Ударную подсистему составляют ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, ракетные комплексы на них и баллистические ракеты этих комплексов. Управляющая подсистема представляет собой совокупность средств и пунктов доведения до подводных ракетоносцев сигналов и команд органов управления. Обеспечивающая подсистема включает надводные корабли, многоцелевые подводные лодки, авиацию, стационарные системы наблюдения за надводной и подводной обстановкой и другие средства, перед которыми ставится задача обеспечения боевой устойчивости стратегических подводных лодок. Обслуживающая подсистема представляет собой разветвленную инфраструктуру пунктов и средств, предназначенных для поддержания технической готовности стратегических ракетоносцев, их оснащения и вооружения.

Структура Военно-морского флота

Военно-морской флот является одним из видов Вооруженных сил Российской Федерации. В состав ВМФ входят Северный, Тихоокеанский, Балтийский, Черноморский флоты, Каспийская флотилия, а также другие подразделения. Непосредственное руководство ВМФ осуществляет Главнокомандующий ВМФ, который также является заместителем министра обороны.

Главнокомандующему подчинен Главный штаб ВМФ, который осуществляет оперативное управление и планирует долгосрочную деятельность флота. В число основных подразделений ГШ ВМФ входят оперативное, разведывательное и организационно-мобилизационное управления, а также управления связи, службы противолодочной борьбы, противовоздушной обороны, радиоэлектронной борьбы. Начальник Главного штаба ВМФ является Первым заместителем Главкома ВМФ.

В число заместителей Главнокомандующего ВМФ также входят:

Первый заместитель Главкома ВМФ,

Заместитель Главнокомандующего ВМФ по вооружению, начальник кораблестроения, вооружения и эксплуатации ВМФ. Заместителю Главкома ВМФ по вооружению подчинены Главное техническое управление ВМФ, управление кораблестроения ВМФ, управление ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ, управление противолодочного вооружения ВМФ, радио-техническое и другие управления и службы,46

Заместитель Главнокомандующего ВМФ по боевой подготовке, возглавляющий управление боеЬой подготовки ВМФ,

Заместитель Главнокомандующего ВМФ по тылу, начальник управления тыла ВМФ.

Кроме этого, Главнокомандующему ВМФ непосредственно подчиняются командующие Северным, Тихоокеанским, Черноморским, Балтийским флотами и Каспийской флотилией, командующий авиацией ВМФ и начальник береговых войск ВМФ.

Организация командования флотами во многом аналогична организации ВМФ. В состав флотов входят флотилии, эскадры, военно-морские базы, бригады, а также отдельные дивизии.

Ударная подсистема морских стратегических сил

Стратегические ракетоносцы организационно объединены в тактические соединения-дивизии однотипных стратегических подводных лодок (в составе дивизии находится от 5 до 10 РПКСН). Оперативные объединения —флотилии—имеют в своем составе одну или несколько дивизий стратегических ракетоносцев. В состав флотилии могут входить также дивизии многоцелевых подводных лодок. К середине 1995 г. в составе ВМФ России насчитывалось семь дивизий стратегических подводных лодок. Четыре дивизии входили в состав Северного флота, а три —в состав Тихоокеанского флота.

На Северном флоте действовали дивизия тяжелых РПКСН проекта 941 (Typhoon) в составе 1-й флотилии подводных лодок (база Нерпичья), а также две дивизии стратегических подводных лодок проектов 667БДРМ, 667БДР и 667БД в составе 3-й флотилии (база Ягельная). Остающиеся в боевом составе стратегические подводные лодки проекта 667Б (Delta I) входили в состав дивизии базирующейся в Островном.

На Тихоокеанском флоте две дивизии РПКСН проекта 667Б (Delta I) и проекта 667БДР (Delta III) входили в состав флотилии атомных подводных лодок (база Рыбачий на Камчатке). Дивизия стратегических подводных лодок (в бухте Павловского) включала РПКСН проекта 667Б (Delta I).

Окончание сроков эксплуатации подводных лодок второго поколения (проекты 667Б и 667БД), а также выполнение Россией обязательств по Договору СНВ-1 приведут к значительному сокращению ударной подсистемы морских стратегических сил. В результате, к началу следующего тысячелетия в составе российских морских стратегических сил, вероятнее всего, останется не более трех дивизий стратегических ракетоносцев, две из которых будут базироваться на Северном флоте, а одна —на Тихоокеанском.

Управление морскими стратегическими силами

Различают оперативное и административное управление стратегическими подводными лодками. Вопросы, связанные с боевой подготовкой, материальным и техническим обеспечением флота, находятся полностью в ведении флота и решаются в административном порядке по линии соответствующих управлений и служб.

В период совершения стратегическими подводными лодками боевого патрулирования в заданной акватории или несения боевого дежурства в базе, а также в угрожаемый период осуществляется оперативное управление. В этот период командир ракетного подводного крейсера подчиняется непосредственно Главнокомандующему ВМФ (через Главный штаб ВМФ и штаб флота). Главнокомандующий ВМФ руководит боевой службой стратегических ракетоносцев в соответствии с оперативным планом Генерального штаба Вооруженных сил. Цели и обеспеченность ядерного удара (количество РПКСН на боевом патрулировании в заданных районах и на боевом дежурстве в пунктах базирования) определяются Генеральным штабом Вооруженных сил, который также осуществляет передачу приказа Верховного главнокомандования о применении ядерного оружия.

Обеспечение боевой устойчивости морских стратегических сил

Под обеспечением боевой устойчивости морских стратегических ядерных сил обычно понимается проведение комплекса мер, включающих:

Обеспечение безопасности РПКСН на переходах и в районах боевого патрулирования;

Проведение операций с целью поиска, отвлечения средств противника от РПКСН и вытеснения их из районов патрулирования стратегических подводных лодок;

Защиту РПКСН в пунктах базирования от атак с воздуха, с моря, суши и от диверсий;

Эти задачи решаются в комплексе с другими задачами ВМФ и в их выполнении принимают участие практически все силы боевого состава флотов. Меры по обеспечению охранения стратегических подводных лодок прежде всего направлены на повышение их выживаемости и увеличение эффективности морских стратегических сил в ситуации вооруженного конфликта. Наибольший акцент при этом ставится на противолодочной обороне маршрутов и районов патрулирования РПКСН.

В кризисный период силам ВМФ России будет поставлена задача осуществления ряда наступательных мер, направленных на ослабление потенциала противника. В частности, к числу таких мер может относиться создание угрозы авианосным группировкам, морским и океанским коммуникациям, береговым объектам и стратегическим подводным лодкам. Центральную роль в решении этих задач призваны играть многоцелевые подводные лодки. Предпринимаемые одновременно в различных районах мирового океана, эти меры позволят отвлечь противолодочные силы и средства потенциального противника и тем самым снизить угрозу российским РПКСН. Кроме этого, силами ВМФ должны будут осуществляться операции по поиску и уничтожению многоцелевых атомных подводных лодок противника в районах патрулирования российских РПКСН.

Среди мер по обеспечению боевой устойчивости морских стратегических сил особое место занимает оборона стратегических ракетоносцев в пунктах их базирования. Важность этой задачи связана с тем, что в период, когда не ведутся военные действия и отсутствует угроза нападения, большая часть российских стратегических подводных лодок находится в базах. Оборона баз стратегических подводных лодок обеспечивается с помощью развертывания подразделений противовоздушной обороны, призванных обеспечивать защиту от самолетов и крылатых ракет. Защиту от возможных десантов и нападения с суши обеспечивают войска береговой обороны (морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска).

Управление связи Военно-морского флота берет свое начало от отдела связи ВМФ, созданного во исполнение приказа народного комиссара ВМФ от 31 января 1938 г. и в соответствии с "Положением о Народном Комиссариате ВМФ", утвержденным ранее. Отдел связи входил в состав Наркомата ВМФ и являлся одним из подразделений его структуры. 19 апреля 1939 года отдел преобразовали в Управление связи НК ВМФ, в котором было сформировано пять отделов: организационный, радио- и гидроакустики, проводной связи и электронного строительства, спецсредств и отдел снабжения, складов и мастерских. В составе Управления также были финансовое отделение, общая и строевая части.

На сборах руководящего состава Службы связи ВМФ (2003 г.)


На протяжении своего существования Управление связи, в зависимости от изменения структуры органов управления Военно-Морским Флотом, переименовывалось в Управление связи Военно-Морских Сил, Управление начальника связи ВМС, Управление связи ВМФ.

Изначально Управлением связи ВМФ решались вопросы вооружения Военно-Морского Флота средствами связи, разработки нормативных документов по организации и боевому применению связи, руководства боевой подготовкой служб связи флотов, флотилий и частей связи ВМФ центрального подчинения.

Управлением связи определялись также перспективы развития связи на Военно-Морском Флоте, вырабатывались тактико-технические задания на проектирование и создание новых средств связи и планировалось оборудование ими морских театров, размещались в промышленности заказы на их изготовление, осуществлялось руководство приемкой готовой техники связи и внедрением ее на флоты. При этом всегда вырабатывались пути наиболее экономичного и эффективного решения проблем создания новых информационных средств, построения и функционирования системы связи ВМФ. Кроме того, Управлением разрабатывались штаты, табели и нормы вооружения средствами связи кораблей и береговых объектов. Особой его заботой являлась организация подготовки моряков-связистов офицерских и старшинских категорий для кораблей, соединений и береговых частей.


Рассмотрение планов строительства системы связи ВМФ


Разработку радио- и проводных средств связи Управление осуществляло совместно с созданным при его непосредственном участии в 1932 году Научно-исследовательским институтом связи ВМФ, учеными гражданских НИИ и инженерно-техническим составом промышленности.

Всегда деятельность Управления связи являлась прологом к началу широкомасштабных работ по развитию информационнной технике сегодняшнего дня. В 1927-1934 годах была разработана система радиовооружения "Блокада-1", а на основе опыта ее эксплуатации в 1934-1940 годах - усовершенствованная "Блокада-2". Созданный при Управлении контрольно-приемный аппарат перед войной проделал большую творческую работу, еще теснее связав заказчика (Управление) с промышленными предприятиями страны, изготавливающими аппаратуру связи. К началу Великой Отечественной войны флот был обеспечен средствами связи, и в ходе боевых действий они показали себя достаточно надежными.


Доклад на выставке новых средств связи


С 1943 года началась интенсивная разработка новой системы радиосредств серии "Р" ("Победа"), которую приняли на вооружение в 1949 году. Это была аппаратура повышенной на-дежности, работающая в расширенном диапазоне частот, в режимах быстродействия, сверхбыстродействия и буквопечатания. Она обладала повышенной точностью установки частот, что обеспечивало беспоисковую и бесподстроечную связь. Одновременно велись поиски повышения устойчивости связи с надводными кораблями в удаленных районах Мирового океана и с глубокопогруженными подводными лодками.


Правильность организационной структуры, направленность работы и небольшая численность Управления подтверждались динамикой развития связи в ВМФ в годы войны и мирного строительства.

Первый послевоенный этап (19461956 гг.) совершенствования и развития системы связи ВМФ ознаменовался перевооружением кораблей и береговых центров аппаратурой серии "Победа", строительством первой 1000 кВт СДВ радиостанции, нескольких 200 кВт коротковолновых радиостанций, поступлением на флот первых образцов аппаратуры СБД. Управление связи ВМФ в эти и последующие годы (1956-1965), когда перед моряками-связистами встала задача, равной которой по сложности еще не приходилось решать - создание специальной постоянно действующей системы дальней оперативной связи ВМФ, сыграло свою главенствующую роль. Под его организующим началом в 1956 году были проведены уникальные фундаментальные исследования, которые легли в основу революционного преобразования системы связи Военно-морского флота, разработки перспективных технических средств и строительства целой серии новых береговых объектов связи.


Руководство управления связи ВМФ с представителями промышленности и науки


Научно-технический прогресс и возросшие возможности промышленности позволили Управлению связи в 1966-1985 годах приступить к созданию глобальной системы связи ВМФ. В этот период на вооружение поступают современные автоматизированные аппаратурные комплексы связи, специальные буксируемые антенны для подводных лодок, повсеместно внедряется засекреченная связь, формируются полки резервной системы связи и территориально разнесенные зональные узлы связи, в том числе за рубежом. Расширяется сеть СДВ мощных радиостанций, готовится строительство первого в стране сверхнизкочастотного центра связи с глубокопогруженными подводными лодками, усиливаются темпы работ по созданию морской составляющей космической связи.

Вместе с тем Управление связи ВМФ сосредоточивает свои усилия на решении вопросов повышения устойчивости управления подводными ракетоносцами, создании эффективных автоматизированных систем боевого управления, широкомасштабной автоматизации процессов связи, перспективных средств и комплексов связи.


На СДВ радиостанции после ее модернизации


Вместе с тем Управление связи ВМФ сосредоточивает свои усилия на решении вопросов повышения устойчивости управления подводными ракетоносцами, создании эффективных автоматизированных систем боевого управления, широкомасштабной автоматизации процессов связи, перспективных средств и комплексов связи.

С вводом СНЧ-центра, сети СДВ радиостанций и космических средств система связи и АСУ ВМФ становится постоянно действующей, глобальной. Являясь основой системы боевого управления силами Военно-морского флота, она одновременно используется для решения общефедеральных (СЕВ), межведомственных (ФПС) и межвидовых ("Монолит", "Вьюга") задач.


На встрече с академиком Котельниковым В.А.


Огромная заслуга руководства и Управления связи ВМФ в целом, состоит в том, что каждый сотрудник его коллектива прекрасно понимает задачи связи ВМФ и сое личное предназначение для их выполнения.

В результате строгого кадрового отбора сюда направляются наиболее перспективные, талантливые офицеры, те кто решает эти задачи первыми, кто закладывает фундамент более совершенной аппаратуры связи и при этом решает не только специальные, технические, но и не менее сложные организационные и научные проблемы. Сегодня эти функции успешно выполняет действующий состав управления. В разные годы большой вклад в дело создания, развития и совершенствования системы связи Военно-Морского Флота внесли контр-адмиралы: В.В. Изопольский, П.А. Соколов, А.С. Голубков; капитаны 1 ранга: К.А. Белоногов, Н.И. Ястребцев, М.Ф. Филиппов, Р.А. Церин, В.Т. Нечу-кин, Г.Б. Афанасьев, Е.П. Прокофьев, Б.П. Никитин, Г.П. Емасев, В.Г. Переходников, А.В. Шустиков, А.В. Леонов, Б.М. Ковешников, В.С. Васильев, Н.А. Комаров, В.П. Чугунов, А.А. Саморуков, А.А. Борщевский, С.А. Присяжный, А.В. Карелов, В.П. Коробков, В.И. Осипов, А.И. Лесных, В.И. Сабельников, В.В. Геков, В.В. Молодцов, В.И. Листвин; полковники: Н.А. Черепов, Н.Е. Техте-лев; служащие: В.О. Макарова, В.В. Моринова, Л.Н. Заглодина и многие-многие другие.

Сложный период реформирования Вооруженных сил переживает сейчас Служба связи ВМФ, руководимая вице-адмиралом А.Г. Долбней. Но несмотря на все трудности современного этапа, Управлению связи удается поддерживать необходимые элементы системы в постоянной готовности, сохранять опытные и готовить новые кадры, решать основную задачу по обеспечению боевого управления силами ВМФ.

Родился 1 августа 1955 г. в селе Греченцы Летичевского района Хмельницкой области. В 1972 г. поступил в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище, после окончания которого был направлен на Тихоокеанский флот. Там прошел путь от командира группы до командира электромеханической боевой части атомной подводной лодки. После окончания Военно-морской академии (1988 г.) продолжил службу на Камчатке в должности заместителя начальника электромеханической службы дивизии. В 1998 г. с должности заместителя командующего флотилией подводных лодок по эксплуатации и ремонту - начальника службы эксплуатации и ремонта назначен начальником управления эксплуатации и ремонта кораблей - заместителем начальника Главного технического управления ВМФ. С конца 2003 г. - начальник Главного технического управления ВМФ (с декабря 2006 г. - Техническое управление ВМФ).


- Николай Дмитриевич, как начиналось Техническое управление ВМФ в его нынешнем виде?

Можно назвать такие даты. В августе 1952 года было принято кардинальное решение об образовании Главного технического управления ВМС, а в апреле 1953-го Главтехупр уже переформировали в Техническое управление ВМС. Еще через год на базе этого управления были сформированы Главное управление судоремонтных заводов (ГУСРЗ) ВМС, Управление эксплуатации кораблей (УЭК) ВМС, Техническое управление (ТУ) ВМС и Управление технического снабжения (УТС) ВМС с подчинением их заместителю главнокомандующего ВМС - начальнику вооружения и судоремонта (ВИС).

В 1958 году УЭК ВМФ и ТУ ВМФ были объединены в одно управление - Техническое управление ВМФ (Управление технического снабжения включено в состав Техупра раньше). В 1960 году в состав ТУ ВМФ включается управление шкиперского снабжения, входившее до этого в Тыл ВМФ. Оно при этом переформировано в отдел шкиперской службы ТУ ВМФ. А в 1969 году Техническое управление преобразовывается в Главное техническое управление ВМФ, подчиненное непосредственно главнокомандующему ВМФ. При этом была введена должность заместителя главнокомандующего ВМФ по эксплуатации - начальника ГТУ ВМФ.

Насколько известно, немало пертурбаций выпало на Техупр и в годы перестройки - в конце восьмидесятых годов прошлого столетия. Как это все сказалось на нем?

С уверенностью можно сказать, что ГТУ к середине 80-х годов являлось полноценным центральным органом ВМФ с высоким авторитетом и в центре, и на флотах, с добрыми традициями. Однако к тому времени в стране началась, как вы сказали, перестройка. 1987-1988 гг. стали временем основательной реорганизации органов и системы управления электромеханической службы ВМФ как в центре, так и на флотах. Прежде всего переформировали Управление корабельного оборудования ГТУ ВМФ в Службу материально-технического обеспечения с заметным и совершенно необоснованным сокращением штатной численности. Затем переформировали и само ГТУ ВМФ в Главное управление эксплуатации и ремонта (ГУЭР) ВМФ. В его основу была положена существовавшая до этого структура ГТУ ВМФ, с некоторыми сокращениями численности. Включили в ГУЭР службы ракетно-артиллерийского, минно-торпедного и радиотехнического вооружения, изъяв их из соответствующих управлений, подчиненных начальнику кораблестроения и вооружения ВМФ.

Все это было сделано с целью улучшения организации проведения комплексного ремонта и технического обеспечения кораблей ВМФ. Однако ГУЭР не мог стать действительно единым органом, отвечающим в комплексе за техническое обеспечение кораблей. Он не ведал вопросами штурманского вооружения, средств связи и химического хозяйства. Они остались в ведении соответствующих управлений. Службы ракетно-артиллерийская, минно-торпедная и радиотехническая оказались оторванными от заказывающих управлений. Проявились и другие досадные явления.

В 1993 году службу МТО вновь переформировали в управление, но уже не корабельного оборудования, а с другим названием (МТО). Сам ГУЭР снова преобразовали в Главное техническое управление ВМФ. В него вошли Техническое управление ВМФ, Управление материально-технического обеспечения, оргплановый и финансовый отделы, секретное отделение.

1 октября 1992 года должность заместителя главнокомандующего ВМФ - начальника ГУЭР ВМФ была упразднена, что вывело ГУЭР (и, следовательно, ГТУ ВМФ) из непосредственного подчинения главнокомандующему ВМФ. 1 декабря 1994 года в ГТУ ВМФ опять произошли изменения. Техническое управление ВМФ было переименовано в Управление эксплуатации и ремонта, а Управление материально-технического обеспечения вновь стало Управлением корабельного оборудования и материалов. И лишь 1 декабря 2006 года Главное техническое управление ВМФ было вновь переименовано в Техническое управление ВМФ.

Какие задачи стоят сегодня перед Техническим управлением ВМФ?

Основная цель - обеспечение технической готовности кораблей ВМФ. Для ее достижения решается целый комплекс задач. В качестве основных можно определить следующие: поддержание и восстановление исправного состояния корабельного оборудования, энергетических систем, корпусов, обеспечение кораблей военно-техническим имуществом, судоремонтными материалами, корабельным оборудованием и многие другие мероприятия, без выполнения которых корабли не смогут решить поставленные задачи.

Особое внимание ТУ ВМФ уделяет технической боеготовности атомных подводных лодок, борьбе с аварийностью и предупреждению аварий техники на кораблях флота. Трудно переоценить также значение обеспечения ядерной безопасности кораблей с атомной энергетической установкой (АЭУ) на всем жизненном цикле корабля - от его сдачи флоту до полной утилизации. Причем в Министерстве обороны Российской Федерации ТУ ВМФ является единственной организацией, занимающейся проблемами утилизации ядерных кораблей.

Какие проблемы накладывают отпечаток на деятельность Технического управления ВМФ сегодня?

Прежде всего, и это общая проблема для всех Вооруженных Сил России, - недостаточное финансирование. Около половины кораблей от общего корабельного состава флота имеет продленные межремонтные сроки и эксплуатируется с различного рода ограничениями. У части кораблей межремонтные сроки продлены быть не могут по их техническому состоянию, и они объективно подлежат исключению из состава ВМФ.

Проблема продления ресурсных показателей стала одной из первостепенных. Для ее решения привлекаются бюро-проектанты кораблей, судостроительные и судоремонтные предприятия промышленности, находятся способы и методы, которые приводят к некоторому увеличению количества кораблей, способных выполнять задачи без ограничений тактико-технических характеристик.

Недостаток финансирования судоремонта приводит к увеличению его продолжительности и, соответственно, удорожанию. В вопросе обеспечения кораблей военно-техническим имуществом, судоремонтными материалами, корабельным оборудованием тоже есть определенные трудности, связанные с неполным финансированием. В настоящее время обеспеченность флота основными видами ВВТ составляет около 89% от необходимого количества, а уровень закупок и обеспечения ремонта основных видов ВВТ и военно-технического имущества в полной мере не обеспечивает восполнения естественной убыли материальных средств.

Как, на ваш взгляд, можно решить эти проблемы?

Для решения этих и многих других проблем разрабатываются и на практике реализуются мероприятия, позволяющие их преодолевать и выполнять стоящие перед ТУ ВМФ задачи. Назову наиболее существенные из них.

Прежде всего организация действенного контроля за техническим состоянием корабля. Своевременная достоверная информация позволяет произвести рациональное перераспределение ассигнований по установленным командованием ВМФ приоритетам. Внедряются методики безразборной диагностики ВВТ, позволяющие своевременно выявлять возможные неисправности и предотвращать их на уровне элементной базы машин и механизмов, что дает ощутимый экономический эффект. Эти же методики дают возможность перейти на систему технического обслуживания корабельного оборудования по его фактическому состоянию, что также дает серьезную экономию денежных средств и возможность использовать их, решая другие проблемы поддержания и восстановления технической готовности кораблей флота.

Специалистами ТУ ВМФ разрабатывается механизм перехода к снабжению кораблей флота военно-техническим имуществом по потребностям, производится обоснованная корректировка цен на заказываемую продукцию, чем достигается существенная экономия в расходовании бюджетных средств.

А как решаются проблемы технического обеспечения тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов"?

Для отечественного флота этот корабль уникальный. Он остался единственным, способным нести на борту и обеспечивать применение истребительной и штурмовой корабельной авиации. Опыт технического обеспечения данного типа кораблей начался в середине семидесятых годов, когда в состав ВМФ СССР был принят головной корабль данного проекта - ТАКР "Киев", и накапливался в период эксплуатации его и всех последующих кораблей серии.

Ввод в строй "Кузнецова" исторически совпал с распадом Советского Союза и последующим затянувшимся недофинансированием технического обеспечения как всего ВМФ, так и данного корабля в частности. По указанной причине, а также учитывая, что отечественные авианесущие корабли строились на Украине, в Николаеве, а в проектировании и изготовлении оборудования и вооружения корабля участвовало большое количество проектных организаций и заводов всего СССР, возникало множество проблем, связанных с ремонтом как всего корабля, так и отдельного оборудования. Решение этих проблем потребовало значительных финансовых затрат, усилий органов военного управления ВМФ и Северного флота, проектных организаций, судоремонтных предприятий и заводов.

Но это все позади. Корабль снова технически исправен, способен выполнять любые задачи в любой точке Мирового океана. Современный авианосец - дорогой, но самый долговечный корабль. При умелом содержании и грамотной эксплуатации, своевременном и качественном ремонте он способен служить стране десятки лет, защищая территорию, жизненно важные интересы:

Что сегодня представляет собой Техническое управление ВМФ? Кто здесь работает, служит?

Прежде всего наше управление - это коллектив специалистов-профессионалов, наиболее опытных и квалифицированных инженеров-механиков. Они прошли службу на подводных лодках и надводных кораблях, судоремонтных заводах и заводах перезарядки реакторов Военно-морского флота, в технических управлениях флотов и электромеханических службах соединений и объединений кораблей. Несмотря на материальные и социальные трудности, каждый из них с честью выполняет свои обязанности. Более половины офицеров - выпускники Военно-морской академии.

Гордость управления - его лучшие, наиболее опытные специалисты. Среди них контр-адмирал Андрей Владимирович Степанов, капитаны 1-го ранга Олег Александрович Глушков и Валерий Леонидович Любимцев, служащие Тамара Ивановна Букина, Тамара Григорьевна Кочеткова, Тамара Васильевна Шикалова, Нина Николаевна Ожерельева.

Однако существует у нас и реальная кадровая проблема - офицеры, имеющие большой опыт службы на кораблях и судах флотов, не имеют большого желания переводиться в: Москву. Причины очевидны: отсутствие какого-либо жилья, неизбежная необходимость ожидания его в течение многих лет, низкое (по сравнению с коммерческими структурами и государственными служащими) денежное довольствие, высокие цены в столице: С гражданским персоналом еще сложнее. Таких окладов, как у служащих управления, нет даже у неквалифицированных рабочих ЖКХ в Москве. А ведь работа в центральном органе военного управления требует высокой квалификации и опыта. Поэтому комплектование Технического управления ВМФ - очень непростая задача, которую приходится решать буквально ежедневно, а каждым офицером и служащим дорожить.