Секреты стрельбы в World of Tanks. Использование фугасных снарядов в World of Tanks Для чего фугасные снаряды в wot

6 лет назад Комментарии: 4


Фугасными снарядами в игре World of Tanks называются орудия крупного калибра, из которых нужно стрелять или фугасами, или кумулятивными снарядами. С последними все предельно ясно: по принципу действия они похожи на обычные бронебойные (только с поправкой на отсутствие и значительной потере бронепробития при прохождении через экран), только стоят намного дороже.

Чем популярны фугасные орудия?

Подобные «фугаски» с возможностью стрельбы из них кумулятивными снарядами были очень популярны таких машинах, как Неtzеr, М4 Shеrmаn и некоторых других. Очень высокий урон для своего уровня таких кумулятивных снарядов позволял быстро уничтожать противников. В обновлении 0.8.6 пробитие этих снарядов значительно сократили, но они все равно остаются грозной силой.

Стрельба осколочно-фугасными снарядами.

Но речь пойдет не о них, а о стрельбе обычных осколочно-фугасными снарядами, для чего, собственно, «фугаски» и предназначены. На первый взгляд, применение фугасных снарядов практически ничего не требует от игрока: попадай по противнику, ему все равно пройдет хотя бы минимальный урон. Именно поэтому на низких уровнях неопытные игроки стреляют часто только фугасами: они не знают зон пробития, поэтому бронебойные используют редко.

Но стоит игроку понять базовые принципы игры, выучить самые распространенные уязвимые зоны танков (например, нижняя лобовая деталь), как он полностью переключается на бронебойные, а осколочно-фугасные снаряды использует только в довольно специфических ситуациях: при сбивании захвата, при стрельбе по противнику, использующему обратный ромб, и т.д.

М5 Stuart, как пример танка с фугасным орудием.

Но что делать, если на танк можно поставить только «фугаску» или другие орудия откровенно слабые? Рассмотрим в качестве примера американский легкий танк М5 Stuart. На него можно поставить «ковырялку» 37 мм, пробитие бронебойным снарядом которой составляет 56 мм. Это мало даже для легкого танка четвертого уровня. Альтернативой является «фугаска» 75 мм, на которой нет кумулятивных снарядов. Да и «голдовые» фугасы редко используют из-за высокой цены.

Многие игроки считают этот легкий американский танк откровенно слабым в игре , особенно на фоне китайской копии. Но связано это с тем, что неопытные игроки просто не умеют грамотно использовать обычные осколочно-фугасные снаряды на таких «фугасках», так как привыкли к бронебойными снарядам.

Например, если вы используете бронебойные снаряды и противник стоит к вам боком, то полезно стрелять ему через гусеницу в борт, это гарантирует пробитие практически в любом случае. Но фугасным снарядом в таком случае стрелять в гусеницу не стоит, ведь она представляет собой экран, который хорошо поглощает урон от осколочно-фугасного боеприпаса. Лучше выстрелить, например, в борт башни, где броня относительно тонкая, что приведет к нанесению не только большого количества урона, но и критических повреждений.

Стреляем фугасами по артиллерии

Вопреки довольно распространенному мнению для эффективного использования осколочно-фугасных снарядов уязвимые места знать надо даже лучше, чем в случае бронебойных. Например, при стрельбе бронебойным снарядом по САУ практически нет разницы, куда, собственно, стрелять: урон пройдет в любом случае. А вот с осколочно-фугасным снарядом все значительно сложнее: урон может «съесть» и гусеница, и относительно прочные корпус, зато попадание в плохо бронированную рубку уничтожит САУ даже с одного попадания.

«Фугаски» отличаются слабым пробитием, но очень высоким уроном даже при использовании обычных, а не «голдовых» снарядов. Вашей целью должно быть слабо бронированные машины, например, с открытой рубкой. Среди ПТ-САУ низких уровней таких машин очень много, что позволит уничтожать их за один-два выстрела. Эффективны также попадания в борт, корму и другие слабо бронированные места, только не попадите в гусеницы.

«Фугаски» могут быть очень эффективны и при атаке лоб в лоб, так как осколочно-фугасный снаряд наносит много критических повреждений. При попадании такого снаряда в лоб башни часто полностью выходит из строя орудие, что не дает возможности стрелять. Если у противника нет ремкомплекта (или он его уже использовал), то он будет беззащитен секунд десять, что позволит легко его уничтожить.

«Фугаски» обладают плохой точностью и медленной перезарядкой. Первое приводит к необходимости стрельбы с ближних дистанций. Второе предполагает тщательное продумывание тактики, часто у вас есть всего один выстрел, после которого нужно сразу прятаться за укрытие. Играть приходится не от высокого урон в минуту, как у «дыроколов», а именно от высокого разового урона.

В качестве заключения стоит сказать, что фугаска, даже заряженная обычным, а не «голдовым» снарядом, может стать грозным оружием в умелых руках: можно уничтожать многих противников с одного-двух выстрелов, но для этого нужно знать уязвимые места и приноровиться к долгим перезарядке и сведению.

Здравствуйте товарищи танкисты! Этот выпуск цикла "секреты игры", посвящен стрельбе в World of Tanks. Если вы новичок в игре и вас не интересуют тонкости ее механики, то вы сразу можете перейти к ее последнему разделу, который называется - «Как правильно стрелять». Ссылку на нее вы найдете ниже, остальная, большая часть ролика может показаться вам скучной и не интересной. А мы оставшиеся разберемся, что же такое выстрел в мире танков.

Как происходит выстрел в World of Tanks

Сидя за своим компьютером, вы находите цель, переходите в снайперский режим, прицеливаетесь с надеждой нанести хороший урон, нажимаете кнопку мыши и в этот момент, ваш компьютер передает команду серверу игры, выстрел сделан, возвращаю результаты. На сервере в любой момент боя есть точная картина, он знает где вы находитесь, какой снаряд заряжен в вашем танке, точное расположение и наклон вашего орудия и, получив команду на выстрел, он строит параболу полета снаряда, учитывая силу тяжести. Кстати, для артиллерии, чтобы обеспечить интересный геймплэй и ее уникальную роль, коэффициент притяжения взят намного больше реального. Иначе она стреляла бы как КВ-2, ни о какой навесной стрельбе, да и о таком классе техники, речь бы не шла. Чтобы сделать игру интереснее и для большего реализма, каждое орудие имеет свой коэффициент разброса. Траектория полета снаряда начинается не строго по оси ствола, а в пределах небольшого конуса, размеры которого зависят от точности орудия. Это обеспечивает не большой разлет попаданий.

Кроме точности, каждое орудие имеет еще две довольно важных, но не документированных характеристики:

1. Максимальная дальность поражения снаряда

2. Скорость полета снаряда.

Если первый показатель представляет интересы и влияет на игру только в низкоуровневых боях, то скорость полета снаряда, а значит упреждение, которое надо брать перед выстрелом, вам придётся самостоятельно оценивать для каждого вида снаряда, для каждого орудия и каждого своего танка. Помните, скорость фугасных снарядов танка нередко меньше, а подкалиберных всегда больше чем бронебойных.

После того как рассчитана траектория выстрела, время и место ее окончания, стрелявшему, передаются ее координаты и короткий результат попадания. Пробил, не пробил, рикошет, критическое положение или промахнулся. Затем по этим данным игровой клиент адресует соответствующий визуальный эффект, причем иногда из-за низкого качества связи результат выстрела не всегда доходит от сервера до игрока или доходит с большим опозданием. В таком случае трансфер вы можете не увидеть, произойдет один из довольно редких случаев пропажи снаряда. Теперь перейдем к основным принципам стрельбы World Of Tanks.

Круг разброса

Как уже было сказано, снаряды в игре летят не точно в перекрестие прицела, а в пределах круга разброса, размер которого зависит от конкретного орудия. Причем шанс, что снаряд попадет в любую точку этого круга не равны, а подчиненка его и распределение гауса. Это означает, что вероятность попадание ближе к центру прицела гораздо выше, чем в центр круга сведения. Причем это распределение зависит от исходного размера круга сведения и не зависит от используемого орудия, не от класса техники, не от оплаты премиум аккаунта, не от времени суток и фазы луны.

Кстати, отображаемый круг разброса может отличаться от того который в данный момент рассчитан на сервере игры. Обычно, это связано с плохим качеством интернета, здесь вам может помочь включение флажка серверный прицел в настройках игры. Однако пользоваться в других случаях им не стоит. Клиентский прицел, как правило, вполне соответствует серверному, но значительно меньше тормозит.

Точность стрельбы

Величина круга разброса, а значит, точность стрельбы World Of Tanks зависит от:
1. Базовой точности орудия.
2. Навыком владения основной специальностью - наводчиком танка (на него дополнительно влияют навык командира, который дается членам экипажа, один процент к умению, за каждый 10 процент своего умения командовать).
3. Боевое братство и вентиляция.
4. Дополнительный паек, ящик колы и аналогичные одноразовые, примерные расходники.
5. Временное увеличение разбрасывание орудия, вызванное движением танка.

Попробуйте в тире навскидку попасть в центр мишени, не проста задача. Не правда ли? Для того чтобы точно поразить цель нужно замереть, выдохнуть, задержать дыхание и плавно потянуть за спусковой крючок. Хотя стрельба из танкового орудия намного сложнее, в игре от нас лишь требуется навести курсор на цель и немного подождать, пока виртуальный танкист, виртуально занимается виртуальным прицеливанием. В это время видимый круг разброса постепенно уменьшается, когда сведение законченно и круг достиг минимального для вашего танка значения, можно стрелять, шанс попасть будет самый высокий.

Полезный факт, как мы уже сказали, на точность стрельбы при полном сведении кроме базового коэффициента сведения орудия влияет только основной навык владения наводчиком, причем это влияние очень ощутимо. Хороший наводчик из плохого орудия будет стрелять лучше, чем не обученный из точного. Чтобы продемонстрировать это проведем несколько тестов. В левом верхнем углу изображены результаты стрельбы из орудия Z -6-7 c экипажем, посаженным за танк бесплатно. Таким образом, чтобы наводчик имел навык владения профессией 55 процентов. Далее то же орудие, но экипаж обучен до 100 процентов. В следующем окне экипаж этого же танка получил максимальный уровень владения профессией, вентиляцию, боевое братство и доп. паек. И наконец для сравнения в четвертом окне результаты стрельбы из танка с одним из точных орудий в игре СТУК 72 М-70 с наводчиком владеющим специальностью на 75 процентов.

Да, тяжело в учении, легко в бою. Умелый экипаж вполне может нивелировать недостаток точности любого орудия.

Время сведения

Современные танки умеют стабилизировать орудие и автоматически сопровождать выбранную наводчиком цель, а танки начала и середины прошлого века, представленные в игре таких возможностей еще не имели и стрельба в движении для большинстве из них была не точной или же совсем не возможной. Чтобы сымитировать движение реального танка, в нашей игре при движении, при повороте башни, даже при выстреле круг разброса резко увеличивается и приходится ждать, пока он сузиться до минимального значения. Причем чем выше скорость и поворот башни, тем сильнее увеличивается круг. Увеличение так же зависит от установленной на танк ходовой, которая имеет свои не документированные коэффициенты разброса при движении и повороте. Подробные данные об этих коэффициентах, вы можете найти на сайте нашего информационного партнера wot-news в разделе расширенная информация о танках. Обратите внимание, характеристику время сведения, ошибочно называют скоростью сведения, что вносит некоторую путаницу.

Возьмем для примера американский танк приёмного уровня Т-34. При одной и той же скорости сведения, указанное время в характеристиках орудия три и четыре секунды потребуется для сведения, если танк со сто процентным наводчиком разогнался на некой эталонной скорости и резко остановившись, начал сводиться. А если ехать на первой передаче очень медленно, то круг разброса увеличиться намного меньше. Сведение после остановки естественно закончиться намного раньше.

Итак, время сведения не зависит от следующих характеристик:
1. Соответствующей характеристики орудия.
2. От владения специальностью наводчика, которая как мы помним, зависит от владения навык командира, боевое братство, вентиляция и примерные расходники.
3. Дополнительные: умение наводчика и мехвода (главный вход и поворот башни), от усиленных приводов наводки и стабилизатор вертикальной наводки.

На последнем пункте остановимся подробнее. В теории усиленного привода наводки и стабилизатора отличаются довольно существенно. Первое увеличивает скорость сведения и полезных свойств стрельбы с места, а второе уменьшает круг разброса и подходит для стрельбы при движении. Однако на практике их функции частично пересекаются.

Стабилизатор как следует из описания отлично подойдет для тех танков, на которых вы стреляете сходу. Он ощутимо уменьшает круг разброса при движении. И для танков, с которых вы привыкли стрелять с коротких перебежек, но при полном сведении, разница между приводом и стабилизатором, разницы практически тоже нет. В равных условиях с меньшего круга, орудие сводиться за тоже время, что с большего с усиленного привода. Мало того и при стрельбе с места стабилизатор уменьшает круг разброса после выстрела, который является тоже разновидностью движения. И в этом случае сведение со стабилизатором занимает меньше времени, чем с приводами.

Так что если на ваш танк ставиться стабилизатор вертикальной наводки, то его использование выгодней, чем усиленных приводов наводки. По словам одного из разработчиков игры, более известного под ником Вейдер, это правило в целом верно, исключая орудие с очень медленным сведением.

Как правильно стрелять

А теперь дадим несколько советов как лучше стрелять. Сразу говорим, что в этой серии, мы не рассматриваем приемы любые из артиллерии. Это самостоятельная и очень большая тема, которой придётся посвятить отдельную передачу, а то и не одну.

Итак, первое – сводитесь. Конечно, стрельба без сведения иногда необходима, однако причин для такой стрельбы очень мало. Это полезно на некоторых легких и средних, буквально нескольких тяжелых танков с хорошей скорострельностью и стабилизацией орудия. Снаряды, которые даже на максимальной скорости в большинстве случаев попадают в перекрестие прицела, но если вы не уверенны в орудие своего танка, тем более знаете, что не предназначены для стрельбы в движении, лучше остановитесь в более, менее безопасном месте и дождитесь полное сведение и нанесите урон.

Кроме случаев стрельбы с ходу или стрельбы по противникам, которые притерлись к вашему танку сбоку и ездят вперед назад мешая прицеливаться, лучше использовать снайперский прицел. В снайперском прицеле вы сможете вычислить слабые зоны противников и будете иметь большие шансы нанести урон, но платите за это очень узким сектором обзора. Противник, буквально появившийся в паре метров от вашей цели может остаться незамеченным и вследствие, уверенный в безопасности по вам стрелять. Поэтому сразу после выстрела переходите в обычный аркадный режим левой кнопкой шифт. Это позволит оценить ситуацию на поле боя и сменить позицию и т.д. Сделать такое переключение привычкой и польза от нее не заставит себя долго ждать.

Кстати, чтобы повысить темп стрельбы сводиться незадолго до того как закончиться перезарядка, чтобы к тому времени как танк будет готов к следующему выстрелу, вы успели и закончили сведение на цель.

Еще раз повторю, на некоторых легких, средних и даже тяжелых танков, в движении, особенно в плотном бою, пользоваться снайперским прицелом наоборот не стоит. Вместо того, чтобы выцелить слабую точку, вы можете проглядеть куда целиться ваш противник или куда вы едите. При этом у вас должен быть, кое-какой опыт стрельбы при движении, а стрелять лучше в борт или карму противника. Потому что даже плохо бронированные лбом танки могут срикошетить многие попадания. Вы должны понимать, что на ходу лучшие орудия могут дать проход, в подобной ситуации не стоит рассчитывать сделать выстрел, который уничтожит противника. Надейся на лучшее, а рассчитывай на худшее. Кстати, когда вы сконструированы в движении, можно стрелять на авто прицеле. Это не даст противнику, едущему за вами скучать, не даст сосредоточиться на стрельбе по вам, а вы получите лишний шанс нанести урон.

Запоминайте зоны пробития всех танков. Учитывайте углы наклона брони и работу используемых боеприпасов. Этот пункт в World of Tanks, пожалуй, самый сложный. В игре сотни танков и про большинство из них, по крайней мере, на тех уровнях, на которых вы играете, прежде всего, нужно знать максимальное количество характеристик. Грубо говоря, знание даже только мест пробития любых противников, которых вы можете встретить, на 5-10 процентов поднимет количество ваших побед. Причем, чем больше вы знаете о противнике, тем легче с ним бороться. Например, знание время перезарядки вашего врага, позволит сделать по нему лишний выстрел, в скорости поворота - закрутить его, дальности обзора - выбрать безопасную дистанцию для стрельбы и так далее. В этом вам помогут полезные моды – панель бронирования с временем перезарядки противника и зоны пробития танков World of tanks.

Если вам приходиться стрелять сквозь не прозрачную растительность по силуэту врага, прежде чем сделать выстрел, нащупайте его доступную часть. Двигая прицелом по танку противника, вы увидите, что кайма на нем, то появляется, то исчезает. Исчезает она, когда курсор переходит с цели на закрывающее ее препятствие. Таким образом, вы можете оценить какая часть противника, доступна для выстрела, и не потратить снаряд зря, угодив в землю, а то и в союзника стоящего рядом с ним.

У этого правила есть исключения. Когда вы стреляете сквозь просветы другого танка, в том числе и уничтоженного, контур у противника не появляется, но снаряд все равно может попасть в цель. И хотя стрелять так немного не привычно, но нередко очень полезно.

При стрельбе по движущимся целям учитывайте, скорость полета снаряда и берите соответствующее упреждение. Скорость индивидуальна для каждого орудия и для каждого типа боеприпаса. И необходимые просчеты будут проводиться вашими руками автоматически по мере роста опыта, но этот опыт необходимо получать. Чтобы его получать, необходимо просто помнить про то, что по движущимся целям нужно стрелять с небольшим опережением. Не в сам танк, а туда, где он окажется через секунду.

При стрельбе на дальних дистанциях, если танк пропадает из засвета или при стрельбе на упреждениях хорошо вымеренный выстрел может пройти мимо. Почему это происходит? В начале мы говорили, что снаряды в игре летят как в реальности по параболе. Если вы целитесь в танк противника, то дуга рассчитывается таким образом, чтобы окончание пришлось как раз таки по точке противника, в которого вы целитесь. Но когда вы пытаетесь попасть в движущегося или пропавшего из-за света врага, ваша линия может упираться в поверхность расположенную далеко позади него. Траектория в таком случае будет посчитана из расчёта пораженной этой далекой точки, которую показывает прицел. И снаряд пойдет выше врага. Дать простой и универсальный совет, как стрелять в данном случае очень сложно. Поэтому если вы видите, что точка прицеливания оказывается далеко позади вашей мишени, и вы не можете этого изменить, подождите пока противник засветиться вновь, чтобы не потратить зря выстрел и время.

Подведем итоги.
1. Сводитесь!
2. Пользуйтесь снайперским прицелом.
3. Но умейте стрелять и из аркадного режима.
4. Запоминайте места пробития и характеристики всех танков.
5. Используйте силуэт танка врага, чтобы находить его доступные части.
6. По движущимся целям стрелять с упреждением.
7. Врагов пропавших из засвета, иногда лучше подождать…

Итак, в этой передачи мы с вами разобрались, как происходит стрельба в World Of Tanks, узнали, как увеличить точность и уменьшить время сведения, как лучше стрелять в противника. В следующих сериях мы увидим, что происходит, когда происходит попадание в бронебойных, подкалиберных, фугасных и коммутативных снарядах.

Многие игры World of Tanks совсем не пользуются фугасными снарядами, так как те практически не наносят урона по вражеским целям. На самом же деле, так может думать только неопытный игрок, а тот, у кого уже несколько тысяч боев за спиной, понимает, насколько полезными фугасы могут быть против некоторой техники на поле боя.

Что такое фугасы в танках?

В реальной жизни фугасные снаряды использовались прежде всего против пехоты противника, построек, проверки минных полей, уничтожения приборов наблюдения, а также для контузии экипажа.

В нашей игре фугасы имеют очень низкое бронепробитие, и поэтому разрываются, не пробивая брони. Но ведь следует учитывать, что в данный момент далеко не все танки в игре защищены прочной броней.

Какие бывают фугасы в танках?

В нашей игре есть три вида фугасных снарядов:

  • обычные;
  • премиум-фугасы;
  • HESH-фугасы.

Какие лучше?

Первые наносят значительно большие урон, нежели бронебойные снаряды, однако их бронепробитие оставляет желать лучшего. Но даже у обычных фугасов есть большое преимущество – они наносят урон всегда, куда вы бы не попали. К примеру, КВ-2 имеет урон фугасом – 910 единиц. Попадания в бронированный танк, фугас наносит приблизительно 300-400 единиц урона, тогда как обычный снаряд нанесет «ноль». А слабо бронированные цели, вроде артиллерии или же вся ветка «картонных» немецких ПТ-САУ получат максимальный урон.

Следовательно, что бы противник не делал, как бы не «танковал» – он всегда получит урон фугасом.

В чем разница прем фугасов от обычных?

Премиум-фугасы мало чем отличаются от обычных. Чаще всего они немного лучше пробивают броню и имеют большой «сплэша» (радиус разлета осколков). То есть, таким фугасом можно повредить сразу несколько целей, если стоят рядом.

Особое место отведено HESH-фугасам, которые доступны только для британской техники. Их бронепробитие лишь немного уступает бронебойным снарядам и при этом урон они наносят просто громадный. Взять хоть, к примеру, знаменитую британскую ПТ-САУ FV215(B) 183. Бронепробитие HESH-фугасом этого монстра достигает 230 мм, а урон, внимание – 1750 единиц. Можете представить, когда в ваш борт просто влетает такой снаряд? Это практически всегда «ваншот», если вы не танк 10-го уровня.

Взрываем рандом

Стреляя фугасами нужно пытаться быть в прямую броню – гусеницы или «наклонная броня» лучше поглощают урон.

Фугасы приносят много удовольствия в игровой процесс, особенно на крупнокалиберных гаубицах. Некоторые любители фугасов смело берут КВ-2 и идут в бой против «десяток». Представьте себе владельца ИС-7 или Е-100, который получает в лоб урона на 350 единиц от танка 6 уровня и ничего не может с этим поделать. А каково тогда знаменитому Grille, когда он получит целую 1000 урона?

Фугасы – несомненно, очень полезный вид снарядов, однако ими нужно иметь пользоваться. Опытный игрок всегда возит с собой порядком пяти фугасов, даже на обычных орудиях, дабы, к примеру, шокировать «картонные цели».

Топ 5 фугасных танков

Когда дуло этих монстров смотрит на ваш танк, можно почувствовать, как по стальной броне идут мурашки, гусеницы начинают подкашиваться, а боеукладка постепенно намокает. Немногие выжили после того, как оказались в прицеле у героев этой статьи.

Сегодня мы рассмотрим самые мощные орудия в игре, ну и, естественно, технику, на которую они устанавливаются. Мы не будем обращать внимания на скорострельность, точность и бронепробитие. Определить танки с максимальным разовым уроном — вот наша сегодняшняя цель. На каждом уровне, с первого по десятый, мы отберем самый убойный танк. Также отдельно составим рейтинг самых мощных САУ.

1 уровень

Vickers Medium Mk . I (максимальный урон 71-119 единиц)

Единственный средний танк на первом уровне кардинально отличается от своих собратьев. Британец — самый массивный и почти самый медлительный среди одноклассников. Также он почти не имеет брони… да что уж там, можно сказать, что брони у Vickers Medium Mk. I вовсе нет. Стреляй, куда хочешь, в такую большую тушку сложно не попасть, а уж не пробить её или срикошетить еще тяжелее.

Но зато английский танк может задать жару всем соперникам в песочнице при помощи пушки QF 6- pdr 8 cwt Mk . II .

На выбор дают три вида снарядов: два бронебойных и один осколочно-фугасный.

Именно фугасы обладают рекордным уроном в 71-119 единиц, имея всего 29 мм бронепробиваемости, но на первом уровне это не проблема. Самый бронированный одноклассник (МС-1) имеет всего 18 мм на лбу.

2 уровень

Т18 (максимальный урон 131-219 единиц)

Низкоуровневая американская ПТ-САУ Т18 не отличается большим запасом очков здоровья, но зато обладает самой толстой лобовой броней на втором уровне и хорошей мобильностью.

Добавьте к этому мощную пушку 75 mm Howitzer M 1 A 1 — и вы получите ПТ, которая может нагло выходить на врага, наносить ему огромный урон, а сама получать только царапины.

Рекордным уроном в 131-219 единиц отличаются, как обычно, фугасные снаряды. С такой мощью можно одним выстрелом убить противника на уровень выше себя, но только при условии, что снаряд попадет в незащищенную часть корпуса. Если же противник стоит к вам лбом, то смело заряжайте «золотые» кумулятивные боеприпасы, урон у них чуть поменьше, зато бронепробиваемость в разы лучше.

Артиллерия Sturmpanzer I Bison (максимальный урон 225-375 единиц)

Эта САУ по праву занимает место «песочной» королевы. Если во вражеской команде оказалась такая артиллерия, берегите головы. На первый взгляд эта хлипкая машинка не представляет опасности, но если от нее прилетит снаряд, мало не покажется.

Пушка у «Бизона» всего одна, так что тут выбирать не приходится. Кумулятивные снаряды к ней очень дорогие, их можно купить по цене 12 золотых или 4800 серебряных монет за одну штуку, но они того стоят. Благодаря огромному (для своего уровня) урону в 225-375 единиц и отличной бронепробиваемости 171-285 мм, от одного снаряда маленькой артиллерии могут сильно пострадать даже тяжелые танки пятого уровня.

3 уровень

Cruiser Mk . II (максимальный урон 278-463 единиц)

И снова британец. Этот легкий британский танк может похвастаться максимальным уроном, которого достаточно чтобы «ваншотнуть» противника на уровень, а то и на два выше себя. В принципе, вот и все, больше похвастаться ему нечем. Скорость отвратительная, броня слабая, перезарядка так себе, а про точность я вообще молчу. Снаряд летит очень медленно, и пойди разбери, когда он настигнет цель, и настигнет ли вообще. Бывает, что сведешься на стоячего противника, с предвкушением дашь залп, и смотришь, как твой снаряд по издевательской дуге перелетает врага.

Но несмотря на все это, лично я оставил Cruiser Mk. II в своем ангаре. Знаете почему? Это очень фановый танк! Пусть он медленный, неповоротливый и косой, но когда с одного выстрела снимаешь все очки здоровья высокоуровневому противнику, проникаешься неподдельной любовью к Cruiser Mk. II .

Чтобы добиться максимальной убойности, нужно установить орудие 3.7- inch Howitzer . К этой пушке поставляют всего два вида боеприпасов — «золотые» кумулятивные и обычные осколочно-фугасные. Премиумные кумулятивные снаряды обладают превосходной бронепробиваемостью, но фугасы наносят огромный урон (если стрелять по слабым местам), целых 278-463 единицы.

Артиллерия Lorraine 39 L AM

Миниатюрная, динамичная и дальнобойная артиллерия с долгой перезарядкой, но огромным, как для своего уровня, уроном. Благодаря навесной траектории полета снаряда, маленькая французская САУ умеет доставать противников, прячущихся за невысокими укрытиями.

Имеет в арсенале два орудия: четвертого и пятого уровней. Несмотря на одинаковый урон, «стоковая» пушка дольше перезаряжается, да и снаряды из нее летят как-то медленно.

Самым большим уроном 308-513 единиц обладают осколочно-фугасные боеприпасы, но против тяжелых танков пятого и шестого уровней лучше использовать «золотые» кумулятивные снаряды.

Таким же уроном обладают M 37 и Wespe .

4 уровень

Hetzer (максимальный урон 308-513 единиц)

Немецкая ПТ-САУ в «топовой» комплектации наводит страх и ужас на своих противников. Мало того, что Hetzer имеет низкий корпус, рикошетные углы наклона брони и хорошую подвижность, он еще обладает замечательным уроном.

Одна из его «топовых» пушек 10,5 cm StuH 42 L /28 может стрелять бронебойными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Фугасы наносят — 308-513 единиц урона, но годятся только для слабо бронированных противников. Против тяжелых танков и ПТ-САУ лучше всего использовать «золотые» кумулятивы.

Таким же уроном обладает Somua SAu -40 и Т40 .

Артиллерия Grille (максимальный урон 510-850 единиц)

Самая популярная САУ в средних ротах и, возможно, лучшая артиллерия на своем уровне. Но не стоит думать, что купив «Грилль» вы тут же начнете пачками убивать врагов. Эта машина требует особого подхода и привыкания. Во-первых, у нее очень плохие углы горизонтальной наводки, а это значит, что стоит вам лишь слегка сместить прицел вправо или влево, как придется снова дожидаться полного сведения. Благо, с максимально прокачанным экипажем и «усиленными приводами наводки» Grille довольно быстро сводится на цель, так что не стоит стрелять навскидку, проявите немного терпения.

Еще одной положительной чертой «Грилля» является хорошая дальность полета снаряда. В отличие от советского аналога, маленькая немецкая артиллерия практически на любой локации может послать снаряд из одного конца карты в другой.

Ну и, конечно, самый большой урон на четвертом уровне (510-850 единиц), который с лихвой окупает длительную перезарядку. В арсенале имеется два вида снарядов: осколочно-фугасные и кумулятивные. У обоих видов боеприпасов одинаковый урон, но кумулятивы пробивают более толстую броню, жертвуя при этом осколочными повреждениями. Учитывая хромающую точность этой артиллерии, выбор типа снарядов — задача непростая.

5 уровень

КВ-1 (максимальный урон 338-563 единиц)

После разделения легендарного КВ на два танка (КВ-1 и КВ-2 ) обе новые машины заняли первые места на 5 и 6 уровнях рейтинга самой убойной техники в World of Tanks.

КВ-1 в «топовой» комплектации обладает хорошо бронированной компактной башней, которая позволяет ему безнаказанно вести огонь из-за укрытий и складок местности.

У этого танка широкий выбор орудий пятого и шестого уровня, но максимальным уроном (338-563 единиц) обладает лишь фугасница 122 мм У-11 . В такую пушку можно зарядить фугасы или кумулятивные «золотые» снаряды.

Осколочно-фугасные боеприпасы, несмотря на большой заявленный урон, принесут мало пользы если стрелять в крепкий лоб ПТ-САУ и тяжелых танков своего уровня, зато легкие танки и артиллерия буквально взрываются чуть ли не с первого попадания.

Таким же уроном обладает СУ-85 .

Артиллерия M 41

Американская САУ пятого уровня славится тем, что помимо отличного урона, она обладает замечательными углами горизонтальной наводки и хорошей скорострельностью.

Также М41 может разгоняться до 56 км/ч, но из-за слабого движка на это требуется немало времени.

«Топовое» орудие 155 mm Gun M 1918 M 1 может стрелять двумя видами осколочно-фугасных снарядов — обычными и премиумными. У обоих видов боеприпасов одинаковый урон (713-1188 единиц), но «золотые» снаряды чуть лучше пробивают броню и при взрыве дальше разбрасывают свои осколки.

Таким же уроном обладают Hummel и AMX 13 F 3 AM .

6 уровень

КВ-2

Очень опасный танк в боях на шестом и седьмом уровнях. Благодаря орудию 152 мм М-10 , которое в народе получило прозвище «шайтан-труба», КВ-2 может наносить 683-1138 единиц урона, но только при условии пробития фугасом брони. Если же вам противостоит толстошкурый танк, то имеет смысл попробовать бронебойные или кумулятивные снаряды.

В отличие от своего предшественника, КВ-2 имеет внушительный корпус и массивную башню, а это значит, что спрятаться на нем довольно непросто. Старайтесь избегать открытой местности и держитесь ближе к городским постройкам, где можно будет вылавливать врагов на узких улочках. Причина очевидна: с точностью у этого танка беда, стрельба по дальним мишеням — лишь напрасная трата снарядов. Городские строения также пригодятся для отступления на перезарядку, которая длится примерно четверть минуты.

Артиллерия С-51 (максимальный урон 1388-2313 единиц)

С-51 или «буратино» почти всегда желанная артиллерия в чемпионских ротах. Пусть скорострельность у этой САУ самая низкая на шестом уровне, зато с «топовым» орудием 203 мм Б-4 она наносит фугасами 1388-2313 единиц урона при удачном попадании.

По сравнению со своим коллегой СУ-14 , эта артиллерия гораздо подвижнее, что позволяет ей вовремя менять позицию при угрозе обнаружения.

Таким же уроном обладает СУ-14 .

7 уровень

СУ-152 (максимальный урон 683-1138 единиц)

На седьмом уровне советские машины сохраняют лидерство по урону. Самое мощное орудие СУ-152 практически ничем не отличается от фугасницы на тяжелом танке КВ-2 . Пушка 152 мм МЛ-20 также стреляет бронебойными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами, которые и наносят больше всего урона по слабо бронированным целям — 683-1138 единиц.

Не стоит забывать, что с фугасной пушкой вы жертвуете точностью и скорострельностью. Она не позволит сидеть в кустах и метко отстреливать противников на дальних дистанциях, оптимальный вариант — зайти неприятелю в тыл и, улучив момент, когда ему будет не до вас, реализовать внушительный альфа-страйк.

Артиллерия GW Tiger (максимальный урон 1500-2500 единиц)

Массивная и медленная артиллерия с долгой перезарядкой, но с убойными осколочно-фугасными снарядами, наносящими 1500-2500 урона. Даже если фугас не пробивает броню, все равно любому противнику станет не по себе. Кто знает, вдруг в следующий раз прилетит бронебойный снаряд, который при благосклонности ВБР может сваншотить почти любую машину в игре?

GW Tiger отлично подходит для командной игры во взводе. При таком огромном уроне не стоит гнаться за «фрагами». Оставьте мелочь и «недобитков» своим союзникам, ваша первоочередная цель — высокоуровневые тяжелые танки и ПТ-САУ.

8 уровень

ИСУ-152 (максимальный урон 713-1188 единиц)

И снова СССР в лидерах. Усовершенствованная модель предыдущей ПТ-САУ, ИСУ-152 , обладает орудием десятого уровня 152 мм БЛ-10 , которое может наносить 713-1188 единиц урона фугасными снарядами. Впрочем, намного эффективнее стрелять бронебойными: урон у них чуть ниже, но зато бронепробиваемость позволяет легко прошивать даже самых крепких противников десятого уровня. Использовать «золотые» снаряды с этой пушкой не имеет особого смысла. И без них можно легко пробить любого противника.

ИСУ-152 с «топовой» пушкой имеет сносную точность, что позволяет не ломиться в гущу боя, а прикрывать союзников с безопасной дистанции.

Артиллерия Т92 (максимальный урон 1688-2813 единиц)

Самая убойная и самая бесполезная артиллерия восьмого уровня. Премиумные осколочно-фугасные снаряды наносят 1688-2813 урона и имеют огромный радиус разлета осколков — более 11 метров.

Во всем остальном у Т92 сплошные минусы.

Во-первых, это жутко косая артиллерия. Казалось бы, при огромном радиусе разлета осколков особой точности не требуется. Ну, приземлился снаряд не на голову противнику, а рядом с ним, все равно супостата зацепит осколками. А что делать, если на одной полянке сцепились вражеские и союзные танки? При таком раскладе можно положить и тех и других, причем еще неизвестно, кого зацепит больше, и будет ли после этого команда вам благодарна.

Кроме того, Т92 очень долго перезаряжается. Пока идет перезарядка, враг успеет не только починить сломанные гусеницы, но и легко скрыться из виду.

Ну и напоследок — еще один большой минус этой артиллерии. У него напрочь отсутствует отрицательный угол вертикальной наводки. Представьте, что к вам на базу прорывается легкий танк, подъезжает вплотную к вашему лбу, и вы ничего не можете с этим поделать. Пушка Т92 просто не опускается ниже нулевой линии, а это значит, что танки с низким силуэтом могут спокойной расстрелять вас в упор.

9 уровень

Т30 (максимальный урон 713-1188 единиц)

Основные достоинства Т30 — крепкая свободно крутящаяся башня и максимальный урон в 713-1188 единиц.

Из недостатков можно выделить слабое бронирование корпуса, долгое время перезарядки и непредсказуемую точность.

Наибольший урон наносят осколочно-фугасные снаряды, но комфортнее всего играть, конечно, с бронебойными или подкалиберными.

В игре Т30 может вести себя как тяжелый танк (изначально он таковым и являлся). Если вам надоело сидеть в кустах, смело отправляйтесь к месту боевых действий. Главное не лезть на рожон, прикрывать слабый корпус и показывать врагам только свою крепкую башню.

Таким же уроном обладают Объект 704 и Т95 .

10 уровень

FV 215 b (183) (максимальный урон 1313-2188 единиц)

Нет ничего страшнее, чем встретиться лицом к лицу с заряженным FV 215 b (183) . От упоминания об этой ПТ-САУ даже «Маусы» прячутся в свои норы, ведь одним удачным залпом британский монстр способен ополовинить его здоровье. Представляете, что будет с остальными танками при попадании в них снаряда от FV 215 b (183) ?

«Премиумные» снаряды выдают сумасшедший урон (1313-2188 единиц), но если обычно фугасы имеют очень низкую бронепробиваемость, то особые британские HESH-фугасы пробивают от 206 до 344 мм брони. Расплачиваться за это приходится отвратительной точностью и огромным временем перезарядки.

В целом, FV215b (183) сильно отличается от своих одноклассников не только уроном, но и внешним видом. Эта ПТ-САУ имеет форму «тапка», то есть, башня расположена сзади корпуса, и чтобы аккуратно выглянуть из-за угла, вам придется показывать противнику всю свою огромную тушу. Так называемый «Обратный ромб» тут мало чем поможет, на бортах FV215b (183) всего 50 мм брони.

К этой ПТ надо привыкнуть и научиться не только грамотно выезжать из-за угла, но и вовремя откатываться на длительную перезарядку. Старайтесь не ездить в одиночестве, лучше всего взять во взвод толстошкурого и рикошетного напарника, который сможет отвлекать противников, пока вы будете перезаряжаться.

Данная статья будет посвящена целесообразности и балансному значению Осколочно-фугасный снаряд в

Сейчас в World of Tanks базовый боекомплект, который автоматически выставляется при покупке танка, нередко содержит большое количество фугасов. На некоторых ПТ-САУ, например, их количество может достигать вообще 80% от всего боекомплекта. При этом даже новички быстро понимают, что фугасы на большинстве танков просто бесполезны.
В некоторых официальных видео, которые можно посмотреть на сайте игры, можно услышать рекомендации стрелять осколочно-фугасными, если не получается пробить противника обычными бронебойными. Но такие советы только вводят в заблуждение: фугасами цели, которую вы не можете пробить бронебойными, вы будете наносить жалкие 10-50 единиц урона. Иногда урон вообще от фугасов не будет проходить, так как броня противника слишком толстая.

Здесь стоит сказать, что механика работы фугасов несколько раз менялась в World of Tanks. Несколько лет назад фугасы были действительно грозным оружием даже на тех танках, на которых сейчас стреляют исключительно бронебойными. Но это вносило серьезный дисбаланс: даже танки пятого уровня могли разобрать при столкновении лоб в лоб танки восьмого или девятого уровня.

Так что механику действия осколочно-фугасных снарядов серьезное переработали. Изменение в формуле нанесения урона вряд ли вам будут интересны, стоит сказать только, что теперь против толстой брони фугасы мелкого калибра абсолютно бесполезны. Почему же разработчики как-то не исправят ситуацию? Все-таки ее нельзя назвать нормальной: игрокам доступны боеприпасы, которые на большинстве танков совершенно не нужны. И разработчики действительно признают такую ситуацию ненормальной и ищут пути решения, но здесь есть одна очень серьезная трудность.
Дело в том, что осколочно-фугасные снаряды являются основными для артиллерии, которая сейчас, по мнению разработчиков, сбалансирована практически идеальна. Поэтому любое усиление роли фугасов (например, серьезное увеличение вероятности нанесения критических повреждений) приведет к апу артиллерию и значительному нарушению баланса. А этого не хотят ни разработчики, ни игроки.

Так что на данный момент осколочно-фугасные снаряды на большинстве танков практически бесполезны. Нужны они разве что при сбивании захвата, но и в таких случаях надежнее использовать «голдовые» снаряды (подкалиберные или кумулятивные). Исключение здесь составляет только артиллерия и некоторые машины с «фугасками», которые как раз стреляют преимущественно осколочно-фугасными снарядами.