Антон табаков и его женщины. Табаков Антон Олегович: биография, личная жизнь, фильмография, ресторанный бизнес

Имя: Александра Табакова

Дата рождения: 03.05.1966

Возраст: 53 года

Место рождения: город Москва Россия

Деятельность: актриса

Семейное положение: не замужем

У популярного советско-российского режиссера и актера Олега Табакова четверо детей. Двое из них ему подарила бывшая жена Людмила Крылова. Еще двое детей мужчине родила его вторая супруга – Марина Зудина. Олег Табаков ушел от Людмилы к другой женщине (Марине), которая всего лишь на несколько лет старше его дочери Александры Табаковой.

Саше пророчили великое будущее. Преподаватели Табаковой и люди из ее близкого окружения были уверены, что она станет знаменитой актрисой, как и звездный отец. Однако, этого не случилось. Жизнь дочери Олега Табакова все реже обсуждается прессой. Вспомним биографию Александры Табаковой (см. фото) и ее личную жизнь.


Биографическая справка

День рождения Саша отмечает 3 мая. В прошлом году у женщины был серьезный юбилей — ей исполнилось 50 лет. Школу-студию МХАТ женщина окончила в 1987 году. Некоторое время Александра работала в театре под руководством своего отца – Олега Табакова.

Творчество в биографии и личной жизни Александры Табаковой в молодости занимало первое место. Сейчас она далека от кинематографа. А вот ее единственная дочь Полина, напротив, более близка. Девушка, как и мать, окончила Школу-студию МХАТ.

Как Александра Табакова пережила развод родителей?

Когда отец решил уйти из семьи, Александра училась на последнем курсе. Друзья женщины вспоминают, что сразу после того, как Саша узнала о предательстве отца, ее как будто подменили. Если раньше она была жизнерадостным человеком, то после того, как узнала новость об уходе из дома Олега Табакова, она перестала улыбаться. Саша ходила, будто тень. Даже друзья не смогли привести ее в чувство и немного «расшевелить».

Никто из близких Саши не видел, чтобы она плакала. Девушка оставалась сильной духом, несмотря на случившееся. Многие видели, что ей плохо. Однако, не многие решались к ней подойти, чтобы сказать слова поддержки. Окружение Саши Табаковой уверяло себя, что их поддержка девушке не нужна. Она справится со всем сама.

Александра Табакова в детстве со своими родителями

Отсутствие душевного равновесия не повлияло на учебу Александры. Она не бросила Школу-студию МХАТ. Девушка посещала занятия с той же периодичностью, что и раньше. Преподаватели видели, Саша учится по принуждению. Скорее всего, девушка не стала бросать учебу в МХАТЕ, чтобы не расстраивать свою маму.

Близкие люди также не могли помочь Александре пережить страшную потерю. Мать замкнулась в себе. Людмила даже сложнее переносила уход Олега Табакова из семьи, нежели Саша. Брат Антон также предпочел замкнуться в себе. Он не хотел обсуждать с сестрой то, что чувствует.

Как Саша справилась с потрясением

Единственный человек, который смог помочь отчаявшейся девушке – ее преподаватель Кира Николаевна Головко. За время своей работы в Школе-студии МХАТ Кира Николаевна взрастила множество популярных артистов.

Преподаватель вспоминала, как с радостью взялась за обучение нового курса, в составе которого была и Александра Табакова. Кира Николаевна признается, что никогда не давала студентам поблажек. Некоторые учащиеся ее за это недолюбливали. Студентам приходилось трудиться до седьмого пота, чтобы заслужить благосклонность опытного учителя.

На втором курсе Александра Табакова по-новому раскрылась перед Кирой Николаевной. Преподаватель поняла, что перед ней стоит настоящая прирожденная актриса. Саше нужно было помочь, чтобы она смогла направить свой талант в правильное русло.

Кадр из фильма «В городе Сочи темные ночи»

Спустя несколько бесед, Кире Николаевне удалось завоевать доверие Саши. Преподаватель и студентка часто оставались вместе после занятий. Они говорили обо всем на свете. Кира Николаевна отмечала, что Саша невероятно образованная девушка. С ней можно было поговорить на любую тему.

Преподаватель долгое время не хотела верить в то, что Олег Табаков действительно бросил свою семью. Именно он когда-то направил Киру Николаевну на работу в Школу-студию МХАТ. Женщина была за это невероятно ему благодарна.

Преподаватель Саши не хотела влезать в ее личную жизнь. Она ждала, пока девушка сама захочет поговорить о случившемся. Однажды, Александра собралась с духом и пришла поговорить со своей учительницей. Ей пришлось приложить много усилий, чтобы признаться Кире Николаевне в том, что ее действительно беспокоит.

Спустя какое-то время преподаватель заметила, как Саша стала лучше себя чувствовать. Ей показалось, что «рана» в душе девушки затягивается. Кира Николаевна считала, что Саша хочет стать актрисой, несмотря ни на что. Оказалось, что это не совсем так.

Кадр из фильма «Маленькая Вера»

Однажды Александра пришла к преподавателю и призналась, что хотела покончить с собой. Пожилая учительница была в шоке от услышанного. Она не могла поверить, что Саша так просто сдалась. В глазах Киры Николаевны Александра была сильным человеком, способным выдержать боль.

После случившегося преподавательница решила не вести задушевные разговоры со студенткой. Саша сама перестала идти на контакт.

Когда Александра выпустилась из вуза, Кира Николаевна продолжила следить за ее успехами в кино. Преподавательнице не понравилась роль Саши в картине «Маленькая Вера». Она считала, что бывшая студентка была для нее слишком хороша. По словам преподавательницы, Александра должна играть в классических постановках и сниматься в классических фильмах.

Как развивалась биография Александры Табаковой после развода родителей, и смогла ли она снова впустить в свою личную жизнь предавшего ее отца, читайте ниже.

Почему Александра отказалась от карьеры в кино?

Существует 2 версии, почему Александра больше не снимается в кино. В одной из них говорится, что женщина вместе с братом и их матерью так и не смогли простить Олега Табакова за измену семье. Дети решили оставить актерскую профессию, чтобы «наказать» таким способом отца. Согласно этой версии, Антон и Александра не общаются с Олегом Табаковым. Не общается с бывшим мужем и Людмила Крылова.

Актриса на съемках очередного фильма

Известна и другая версия отказа Саши от съемок в кино. Женщина сама не захотела стать актрисой. Она решила, что это профессия не для нее. Возможно, Александра не хотела, чтобы ее лишний раз сравнивали с отцом или вспоминали о нем при упоминании ее имени. Именно поэтому женщина решила отказаться от карьеры в кино. Согласно этой версии, Саша с отцом все-таки общается. Общение, скорее всего, вынужденное. Например, недавно у Олега Табакова был юбилей. Александра не поздравила отца с праздником.

Фильмография актрисы

Фильмография у дочери Олега Табакова очень скромная. В ней насчитывается всего лишь 4 картины:

  1. 2003 год. Короткометражный фильм «Другой район».
  2. 1989 год. Фильм «В городе Сочи тёмные ночи».
  3. 1988 год. Фильм «Маленькая Вера». Роль Ленки Чистяковой.
  4. 1987 год. Фильм-спектакль «Кресло». Роль Шуры.

Александра Табакова в роли ведущей

Возможно, что в будущем, Александра Табакова вновь начнется активно сниматься в кино. Пока что женщина об этом не готова говорить.

Личная жизнь дочери российского актера и режиссера Ольга Табакова

Личная жизнь у Саши Табаковой не менее насыщена, нежели ее биография. Она успела выйти замуж, развестись и пожить в гражданском браке. Первый супруг актрисы – Ян Йозеф Лиферс. Ян – немецкий актер. Мужчина известен тем, что сыграл главную роль в картине «Достучаться до небес». От Яна Александра родила дочь Полину. На этот факт указывают отдельные источники. В свободной энциклопедии Википедии не указано, что у Александры Табаковой есть дочь.

На момент рождения Полины, Ян и Александра жили за рубежом. В Германии они были счастливы вместе, но их брак продлился недолго. Бывшие возлюбленные поняли, что больше не смогут быть вместе — Ян и Александра приняли решение развестись. Саша вернулась домой вместе с дочерью. Друзья женщины говорят, что ее дочь очень похожа на Александру.

Актриса скрывает ото всех свою личную жизнь

После развода, Александра Табакова пыталась наладить отношения с другими мужчинами. Некоторое время она встречалась с российским актером Андреем Ильиным. Их союз вскоре распался. Предположительно, Александра и Андрей не смогли быть вместе из-за того, что женщина не хотела видеть возлюбленного в кино. Саша мечтала, чтобы ее мужчина сменил сферу деятельности. Однако Андрей не был готов идти на такие жертвы, даже ради любимого человека.

Общается ли Ян с дочерью Полиной, Александра предпочитает умалчивать.

Счастлива ли сейчас дочь Табакова?

Единственная радость Саши (см. фото) в личной жизни – это дочь. Сейчас женщина ни с кем не встречается. В ее биографии числится семейное положение «свободна».

Близкие Саши говорят, что у нее осталось очень мало друзей. Женщина сама не хочет ни с кем общаться. Она живет только благодаря дочери. Отсутствие работы вогнало Александру в депрессию. Несмотря на свой возраст (напомним, что Саше исполнилось 51 год), она до сих пор не решила, чем хочет заниматься в жизни.

— На прослушивание на роль Ирины Прозоровой, самой младшей из «Трех сестер», пригласила меня к себе домой, на Поварскую. Мне тогда было 19 лет, училась на втором курсе Школы-студии МХАТ. На кухне сидел Виталий Яковлевич Вульф, который с порога заявил, чтобы на роль Ирины я даже не надеялась: в истории театра еще не было случая, чтобы ее играла ровесница чеховской героини. Я и так сильно нервничала, а после замечания уважаемого театроведа у меня предательски затряслись ноги и зубы начали выбивать дробь. Невестке Галины Борисовны пришлось дать мне успокоительных капель, чтобы привести в чувство.

Помню все в малейших деталях, вплоть до запахов в изысканной квартире Волчек, хотя прошло двадцать с лишним лет. В гостиной полумрак, свет торшера падает в центр комнаты, где стою я, пытаясь изо всех сил держаться ровно. На диване сидит Галина Борисовна, в кресле расположился Виталий Яковлевич. Монолог я прочла ужасно: сбивалась, заикалась, делала долгие паузы, силясь вспомнить текст…

Когда закончила, Галина Борисовна сказала, что, к сожалению, меня не возьмет, потому что уже отсмотрела большое количество профессиональных провинциальных артисток и на одной из них остановила свой выбор. «Нет смысла тебя обманывать, завтра она приезжает в Москву и сразу с вокзала — в театр. Но ты приходи на репетицию, посидишь, посмотришь».


На следующее утро я приехала в «Современник». Репетиция вот-вот должна была начаться, все актеры на сцене, кроме той самой приглашенной артистки. Как выяснилось, ее поезд опоздал часа на два. Вот он, господин Случай! Галина Борисовна повернулась ко мне: «Ну, иди на сцену». Мне нацепили косу, поставили на стул и говорят: «Давай, девочка, выступай».

Тот день однозначно оставил на моем сердце несколько страшных рубцов. (Смеется.) Представьте: справа от меня Гафт, слева — Неелова, Яковлева, Кваша… От волнения во рту пересохло, в горле — спазм, и я не то что слова, звука выдавить не могу! Понимаю, что долго так продолжаться не может, и решаю: «Самое страшное, что может случиться, — не получу роль. Ну и ладно!» Испуг прошел, я выразительно прочла монолог, и, к моему ликованию, меня ввели в спектакль. Так я оказалась в прославленной труппе «Современника», где проработала почти 11 лет. Хорошее было время!

— А как про вас узнала Галина Борисовна?

— В то время я встречалась с Антоном Табаковым. Кажется, мы даже уже вместе жили. Как-то отмечали Новый год в Доме кино, сидели с Галиной Борисовной за соседними столиками, а они с Антоном были хорошо знакомы. Я задорно отплясывала на сцене в платье, сшитом мамой из ярких цветастых платков, и ощущала себя абсолютно счастливой. Молодая, красивая, учусь в Школе-студии, все лучшее — впереди! В какой-то момент Галина Борисовна спросила у Антона, кто эта девочка. «Моя невеста, учится в театральном», — отвечает. — «Пусть придет пробоваться, я ищу героиню».

Потом меня часто упрекали в том, что я блатная. В какой-то степени так и есть. Не будь рядом Антона, прославленный режиссер Волчек вряд ли бы обо мне узнала. И вообще, то, что я оказалась в семье Табаковых, сделало мою юность счастливой.

Мы с Антоном жили в его однокомнатной квартире на Селезневской. Кто только не приходил к нам в гости! Вся молодая артистическая богема Москвы! Помните культовый спектакль конца 1980-х «Служанки» Романа Виктюка? Чтобы достать на него билет, люди ночевали у театральных касс. Антон был знаком с исполнителями главных ролей. И вот кто-то из них пригласил нас на спектакль, а после Антон повел всех актеров к нам в гости. Они приехали прямо в гриме. Я была потрясена.

Помимо знакомства с интересными людьми, Антон дал мне очень многое, сформировал мое представление о мире, об искусстве.

— Как вы с ним познакомились?


— Случайно, в пасхальную ночь, прямо во время крестного хода. Я была с подружкой, Ксюшей Талызиной, Антон — с другом. Ксюша нас и познакомила. Мы разговорились, обменялись телефонами. Он стал иногда звонить и как-то спросил: «Куда собираешься поступать после школы?» — «В театральный», — отвечаю. «Нет, актриса мне не нужна», — сказал Антон и пропал. Я не опечалилась, потому что жизнь била ключом: экзамены, поступление в институт, первые влюбленности, одержимая учеба, побеги от родителей. Мама с папой так старательно меня контролировали, что заветной мечтой было переехать в общежитие. Там же свобода: приходи, когда хочешь, отрывки делай хоть круглосуточно! Пусть в одной комнате жили по четверо и на весь этаж один душ, зато там была настоящая взрослая жизнь. Представляете, какой идиоткой была? (Смеется.)

Когда родители моего однокурсника уезжали на дачу, он устраивал сабантуй в их большой квартире в Черемушках. Мы вели беседы об искусстве, фантазировали, какими станем великими артистами, как построим новый театр, изменим кинематограф. Мы жили с не прекращающимся ни на минуту ощущением полного счастья. Мои товарищи сидели у Гошки до утра, а я, как Золушка, уходила ровно в полночь. Родители подъезжали на машине, звонили из автомата и говорили примерно следующее: «Мы не ограничиваем твою свободу, общайся с друзьями сколько хочешь. Но когда поймешь, что пора спать, спустись». Ясное дело, что я немедленно прощалась со всеми и плелась вниз.

Еще раз мы встретились с Антоном на старый Новый год в ВТО, на Тверской. И как-то сразу все закрутилось, завертелось. Он старше меня почти на 11 лет, умный, воспитанный, интересный — как в такого мужчину не влюбиться?! И когда предложил переехать к нему, я согласилась. Замуж Антон не звал, а я об этом первое время и не задумывалась. Но когда подняла тему, услышала простосердечное: «Ты знаешь, в паспорте нет места для новой печати». До меня Антон уже был дважды женат и дважды разведен.

Когда родился Никита и мы пошли его регистрировать, нам предложили заодно и нас расписать. Антон идею поддержал, а я взбрыкнула: «Не хотел раньше? Ну и теперь не надо!» Такая вот глупая юношеская обида.

— Роль матери сразу пришлась вам по душе?


— В 19 лет я мало что смыслила в детях. Мне казалось, что самое сложное — это проходить девять месяцев беременной, а потом наступит радость материнства. И рисовала в воображении такую картинку: синее море, яркое солнце, кричат чайки, а я иду, такая красивая, по пирсу и веду за руку сына в нарядном костюмчике. И все вокруг удивляются: какая молодая мать — и такой красивый ангелочек рядом. Но когда мы принесли Никитоса домой и он ночью заплакал, я очень удивилась. Отлично помню тот момент. Стою у его кроватки растерянная, не понимаю, что делать: ведь ночами люди должны спать — почему мой-то ребенок орет? Столкнувшись с реальностью, я обалдела. Мне показалось, что, пока я погружена в кастрюльки и пеленки, жизнь проходит мимо и я не успею ею насладиться.

На десятый день после родов с радостью побежала в театр, оставив сына на попечение подруги, Алены Хмельницкой. В спектакле «Анфиса» я играла девственницу и в сцене с Борей Дьяченко становилась перед ним на колени и умоляла: «Поцелуй меня, дядя Федя, поцелуй, меня не целовал ни один мужчина». А в это время молоко текло так, что, я боялась, это заметят зрители. В антракте звоню домой, а Алена кричит: «Приезжай сейчас же! Ему надо менять пеленки! Я не умею!» До сих пор она вспоминает это как один из самых страшных моментов в своей жизни. Ей-то казалось, что, кроме «у-гу-гу» и «у-лю-лю», ничего не придется делать. И когда пришло время менять младенцу пеленки (памперсов еще не было), это вызвало неподдельный ужас.

— Из-за чего вы расстались с Антоном?

— Из-за моей молодости… Антону было уже за тридцать, и он хотел жену, семью, дом, а я ощущала себя исключительно артисткой. Обижалась, что мой взрослый муж меня совсем не понимает, ущемляет, не пускает на яркий, веселый праздник жизни, держит на задворках. Если я убегала к подружкам в общежитие или засиживалась с коллегами после репетиции в театре, оставив сына на попечение няни, дома случался конфликт. Но тем не менее мы прожили пять лет и разошлись цивилизованно. Оглядываясь назад, понимаю, что это была моя большая ошибка.

До сих пор мы с Антоном родные люди, всегда могу ему позвонить. Я нежно отношусь к Анжеле, его нынешней жене, и к Насте Чухрай, на которой он женился после меня. Благодарна им обеим за ту теплоту, с которой они относятся к моему сыну.

— Жертва не оказалась напрасной? Профессия вам приносила удовлетворение?

— В «Современнике» я была занята во многих спектаклях. Другое дело, что лет десять играла одни и те же роли. Когда любовь Галины Борисовны немножко поутихла, новые роли перестали давать. В это время мне исполнилось 30, я обернулась и поняла, что гордиться еще особо нечем, что мысли о будущем теряют былую радужность. И как итог — моя самооценка стремительно упала.

Я пошла к заведующей труппой и эмоционально высказалась об актерской зависимости от сцены, которую следует лечить в клинике, — что, мол, артисты как наркоманы: не могут добровольно расстаться с профессией. И попросила совета: может быть, мне пора кардинально поменять свою жизнь? На что она ответила, что все это глупости, что я нормально работаю и главный режиссер мною довольна.


И тут снова вмешался случай. Меня пригласили на пробы в сериал «Две судьбы». Они проходили тяжело, меня долго не утверждали. И тогда я для себя решила: если не возьмут, то уйду из профессии, займусь чем-то другим. А что делать? Придется смириться. И как только меня утвердили на роль Веры Петровны и начались съемки, позвонил : «Кать, не хочешь перейти во МХАТ?» Мне показалось, что это знак свыше, и я немедленно согласилась, предав Галину Борисовну…

Слава Богу, она меня простила. Я ее безумно люблю и всю жизнь буду благодарна ей за то, что она верила в меня.

— Олег Павлович все-таки ваш родственник… Он до этого не приглашал вас в свой театр?

— Во-первых, в то время он не был худруком МХАТа. Во-вторых, между нами никогда не было родственных отношений. Я училась в Школе-студии, когда Олег Павлович был там ректором. И о том, что я встречаюсь с его сыном, он вообще узнал случайно.

И мы с ним сразу поставили себя так, что есть работа, профессия и приплетать сюда личную жизнь неправильно. Для меня Олег Павлович — большой авторитет, человек, которого я безмерно уважаю. Счастлива, что у них с Никитой хорошие отношения, все же сын носит его фамилию.

— Что за интересная фотография с Аль Пачино висит у вас на стене?


— Это фотография времен наших с «Современником» гастролей по Америке в 1997 году. Аль Пачино пришел к нам на спектакль «Вишневый сад» вместе с Ванессой Редгрейв. После заскочил за кулисы, поблагодарил за спектакль и убежал. А я в то время была настолько любознательна, что мне захотелось узнать, на какой машине ездит мировая знаменитость, с охраной или без. Выхожу следом за ним на улицу, смотрю, как забирается в джип, за рулем которого качок в кожаной куртке. Почему-то запомнила номер его машины. И вот он укатил в даль светлую, а мы с артистами пошли гулять по Нью-Йорку. Вдруг на одной улочке вижу автомобиль Пачино. Предлагаю: «Пойдемте его поищем?» Все загалдели: «Ты что, с ума сошла, что ему здесь делать?» Я завелась и предложила исследовать окрестности. Смотрим, перед нами вход в какой-то малюсенький итальянский ресторанчик. А за стеклянной витриной Аль Пачино что-то бурно обсуждает с поваром.

Видимо, он был хозяином заведения. Мы решили его дождаться, хотя не знали, что скажем. И вот когда Аль появился на пороге, ему навстречу шагнул Вася Мищенко: «Привет, Аль! Это мы, русские артисты!»

А тот смеется: «Рашн, рашн, я вас узнал!» Вася продолжает: «Аль, пойдем с нами выпьем». Тот спрашивает у переводчицы: «Что он говорит?» — «Предлагает вам пойти куда-нибудь посидеть», — лепечет испуганная девушка. И тут, к ее изумлению и нашей бурной радости, Аль Пачино соглашается: «Пойдемте!» Мы отправились в соседний ирландский паб с потрепанными стенами и старыми стульями и просидели там три часа. Звезда с мировым именем сидел с нами бок о бок. Мы не верили в свое счастье! На память каждый из нас с ним сфотографировался.

— И каким он вам показался?

— Абсолютно земной человек, никакой звездности… Когда мы предложили выпить, он отказался и откровенно рассказал, как лечился от алкоголизма.

— Видимо, «зашивался»?

— В Америке не «зашивают», не кодируют. У них принято ходить на специализированные курсы, так называемые «12 шагов», освобождающие от разных форм зависимости. И если в России принято считать, что их всего три — алкоголь, наркотики и курение, то за океаном чуть не 33. Зависимость от секса (от этого лечился ), от несчастной любви, от шопоголизма. Самый важный момент лечения — открытость. Нельзя скрывать проблему, нужно честно о ней говорить. Все это в Америке считается болезнью, а не распущенностью.

— Давайте вернемся к вашей жизни после «Современника» и расставания с Антоном Табаковым…


— Как я уже говорила, я перешла во МХАТ и спустя несколько лет в доме друзей — Алены Хмельницкой и Тиграна Кеосаяна — познакомилась с Кириллом, своим будущим мужем и отцом дочери Маши. По иронии судьбы наш с ним союз продлился тоже пять лет и распался по той же самой причине, что и в случае с Антоном. Жить с артисткой трудно, нас всегда манит свет рампы. А это мало кому по вкусу. Я постоянно наступаю на одни и те же грабли: встречаюсь с мужчинами, которым нравится моя профессия, но при этом им хочется держать меня дома.

Это я сейчас понимаю, что для женщины семья — самое важное, но в юности мне казалось иначе. С Кириллом сначала все было замечательно, я не предполагала, что брак будет скоротечным. Даже хотела взять его фамилию, потому что меня постоянно путали с другой Катей Семеновой, эстрадной звездой 1980-х. У мужа была фамилия Сигал, что переводится как «чайка» — очень символично для артистки! Но Галина Борисовна не разрешила. Сказала: «Для меня есть только одна артистка — Семенова. И сделала ее я».

Моя увлеченность работой снова сыграла со мной злую шутку. С мужем со временем мы стали объясняться на разных языках, и единственным переводчиком был наш ребенок. Но в таком состоянии трудно долго жить вместе, и мы расстались.

— Как на это отреагировали ваши дети?

— Я считаю, что дети не должны жить в семье, где происходят скандалы. Если родителям не хватает ума найти точки соприкосновения, то лучше разойтись.

Предполагаю, что Маша переживала и переживает до сих пор наш развод, она у меня девочка чувствительная, восприимчивая. Но, честно говоря, мы с ней никогда не обсуждали этот вопрос. Мне кажется, что больные темы не надо ворошить, душевные раны со временем затянутся.

— Вы рассказывали, что Никита тяжело проходил период взросления. Вы поэтому отправили его учиться в Америку, в колледж с жесткой дисциплиной?


— Никита никогда не был бунтарем, протестовал тихо, но упрямо. Теперь понимаю, что так проходило становление его характера. Но мне было с ним трудно. Он совсем не хотел учиться, никакие уговоры, поощрения и взывания к совести и разуму не помогали. Думаю, отправить его в Америку было правильным решением, он сильно изменился, возмужал, стал более самостоятельным. Спасибо Антону: благодаря его поддержке сын получил приличное образование, окончил Нью-Йоркский университет. Сейчас учится на продюсерском факультете Нью-Йоркской школы кино. Параллельно работает в брокерской фирме у моих друзей. Живет с русской девушкой Аней.

Никита давно американизировался, но вроде собирается возвращаться в Москву. Пусть приедет, попробует пожить на родине… Ему уже 23 года, взрослый самостоятельный парень. Я им довольна. Недавно, когда его навещала, он меня огорошил: «Вернусь в Москву, и будем жить вместе! Я так соскучился без мамочки». Вот и хорошо, я только рада.

— Вас не пугает перспектива проживания под одной крышей с невесткой?

— Я боялась, что мне не понравится выбор сына. Обычно свекрови всем недовольны. (Смеется.) Когда сама была невесткой, никак не могла взять в толк, почему мать мужа меня не понимает, не встает на мою сторону, когда ее сын совершает ошибки, почему не становится моей союзницей. Вместо того чтобы дать мудрый совет, судит: не так готовлю, не так убираю. Когда я вышла замуж за Кирилла, обижалась, что он ужинает не дома, а у мамы. Его любимый оливье рубила как умалишенная, а он отказывался есть и не говорил почему. Пока не надела ему кастрюлю на голову, не могла выяснить, что не так. Оказалось, что его мама резала ингредиенты мелко, а я крупно. И такие мелочи рушат семейную жизнь.

Всегда боялась стать плохой свекровью. (Смеется.) Но мне нравится девушка сына. Они с Аней ровесники, она чудесная девочка. Мы стали настоящими подружками. Можем вдвоем отправиться на шопинг, в кино.

— Кстати, кто-нибудь из детей продолжит актерскую династию?

— Никита точно нет, а Маша собирается поступать во ВГИК. В глубине души она надеется, что из нее выйдет хорошая актриса и судьба окажется к ней благосклоннее, чем к ее матери. А я советую, чтобы шла учиться на режиссера или на продюсерский факультет. Потому что на собственной шкуре испытала, что такое зависимость. Актерская профессия невероятно сложна. Сегодня позвонили, пригласили сняться в фильме, который неожиданно выстреливает, — и жизнь поворачивается к тебе лицом. А завтра не звонят…

— После триумфальных «Двух судеб» — сериала, который зрители полюбили за искренность, вы пропали с экранов. Почему?

— Когда Никита перебрался в Нью-Йорк и я стала регулярно его навещать, познакомилась с американцем русского происхождения и вскоре вышла за него замуж. Почему-то мне казалось, что у меня получится жить между городами и странами. На Западе многие так живут. Такого, как у нас: Москва — это центр, и все с упорством сюда рвутся, в Америке нет. Многие мои знакомые работают в Вашингтоне, а их семьи живут в других штатах. Ничего страшного, летают домой на выходные.

Хотя в Нью-Йорке я проводила всего месяца три-четыре в году (в Москве осталась Маша), в киношной тусовке поползли слухи, что я оттуда вообще не выезжаю, превратилась в домохозяйку, отказываюсь сниматься. Телефон замолчал, я ощутила себя в полнейшем вакууме. Прилетаю, например, на ММКФ, ко мне подходят знакомые: «Ты здесь?! Не в Америке? А тебя искали…» А что меня искать? Телефон всегда включен.

Пять лет я ощущала себя стюардессой, которая живет в воздухе. Я так и не решилась кардинально изменить свою жизнь. Развелась и вернулась в Москву и в профессию.

— Не было соблазна попробовать пробиться в американское кино?

— Без хорошего знания языка это невозможно. Наверное, можно было вступить в гильдию русских актеров, походить на кастинги, но я никогда не хотела навсегда уезжать из России.

Как-то мне поступило интересное предложение — открыть в Нью-Йорке детскую театральную школу. Но поняла, что если соглашусь, то это точно станет моей лебединой песней. Отложу-ка я это дело на будущее!

— В апреле вам исполнится 43 года. Для актерской профессии это немало…


— Что уж греха таить, в российском кинематографе 90 процентов мужских ролей. Остальные играют 20-25-летние актрисы. Кстати, в той же Америке интерес режиссеров и сценаристов сосредоточен на 40-50-летних героинях. Потому что им есть что рассказать, в их глазах — опыт и жизнь. Практически во всех американских сериалах героини — взрослые активные женщины, с бурной личной жизнью. У них еще живы мамы, которые меняют кавалеров как перчатки. Это такая позиция государства: снимать жизнеутверждающее кино. А у нас все наоборот. И после 40 профессиональная жизнь замирает. К сожалению, мне пришлось с этим столкнуться.

Но Америка научила меня тому, что учиться никогда не поздно, так что сейчас обдумываю различные варианты развития своей дальнейшей карьеры. Понятно, что смогу работать лишь в киношной сфере, ведь я с детства отравлена ядом актерства. Моя мама — Наталья Орлова, художник-мультипликатор, создавшая замечательную «Тайну треть­ей планеты». Папа — Тенгиз Семенов, режиссер-документалист. Я росла в таком окружении, что другого выбора не было. Окончила школу № 123, с театральным уклоном, и с четвертого класса мечтала стать артисткой. Никаких других «мечт»! В нашем доме жили Эльдар Рязанов, Людмила Зайцева, Вера Глаголева, а Дедом Морозом на Новый год всегда был сосед — Александр Белявский. Моя мама, придумав образ Алисы Селезневой, срисовала его с меня маленькой. А прототипом Зеленого стал мой папа.

Только недавно узнала, что родители были против моего выбора. Но, уважая мое решение, ни слова не сказали — поддерживали, ободряли и твердили, что у меня все получится. Вот он — идеальный союз мужчины и женщины! Они женаты уже почти 45 лет. А мне пока так не повезло, не встретила я еще того, кто мне подошел бы. Хотя в моей жизни был мужчина, которого я любила сильнее других. Будете смеяться, но и с ним роман длился пять лет.

По каким-то причинам он не делал мне предложения, и я… поставила ультиматум. Мой взрывной характер и неумение ждать — главные мои враги. Сильных мужчин нельзя силком тащить в ЗАГС. Мы расстались. Он до сих пор не выходит из головы, однозначно я застряла в прошлом… Хотя знаю, что нельзя опускать руки и ставить на себе крест. Маша у меня такая трогательная! Постоянно ищет мне жениха. Увидит где-нибудь импозантного мужчину и говорит: «Мама, почему бы тебе не обратить на него внимание?»

Она очень хочет, чтобы я была счастлива. Как-то обняла меня: «Я никогда не выйду замуж, буду жить с тобой всю жизнь». Не дай Бог! С возрастом я становлюсь спокойнее, мягче, уже давно не такая взрывная, как раньше. Бываю, конечно, ураганом, но такой уж темперамент — зато со мной не бывает скучно!

Образование: окончила Школу-студию МХАТ

Семья: дети — Никита Табаков (23 года), студент Нью-Йоркской школы кино, Маша Сигал (17 лет), школьница

Карьера: служила в театрах «Современник», МХТ. Снялась более чем в 40 фильмах и сериалах, среди которых: «Увидеть Париж и умереть», «Горячев и другие», «Президент и его внучка», «Две судьбы»

Арифметика жизни Олега Табакова внушает безмерное уважение и тонкий трепет.

За спиной у Олега Павловича 60 лет службы в театре и больше 100 ролей в кино.

В 21 год Олег, он же Лелик, вошел в правление самого молодого и самого революционного по тем временам московского театра «Современник».

В 29 лет получил инфаркт.

В 32 — первую Государственную премию.

В 35 стал директором «Современника».

В 39 начал «учить детей», взяв себе первых учеников.

В 50 встал у руля Школы-студии МХАТ.

В 52 создал свою «Табакерку», театр на улице Чаплыгина.

До 82 лет выходил на сцену.

Когда родился старший сын…

О том, что для Олега Табакова театр всегда был на первом месте, говорят многие факты его биографии. Вот, например, родился первенец: старший сын Антон. Ему бы побольше внимания уделить… Не тут-то было!

Олег Табаков с сыном Антоном. Фото: www.globallookpress.com

Вот как рассказывал об этом несколько лет назад Антон Табаков:

— По иронии судьбы я появился на свет на родине отца, в Саратове, где гастролировал «Современник». Из роддома в Москву меня «депортировали» в люльке с незнакомой стюардессой. Та долго отказывалась от «подарка», пока родители не поклялись ей, что ребенка непременно встретят. Встретили. И, надеюсь, ни с кем не перепутали.

Прелести кочевой театральной жизни я испытал вскоре после своего рождения. Как-то, опаздывая на поезд, папа с мамой (актрисой театра «Современник» Людмилой Крыловой . — Ред.) бежали по перрону, схватив меня, тогда еще младенца, в охапку. Состав вот-вот должен был тронуться, поэтому ребенка, словно какой-то сверток, начали по рукам передавать в вагон. Едва родители, запыхавшись, прыгнули на подножку, поезд отошел от перрона. Думаю, сцена была впечатляющая. В общем, в раннем возрасте, да и потом, конечно, жизнь родителей я не облегчал. Однажды, рассказывал отец, не зная, как меня унять, он не придумал ничего лучшего, чем залезть в деревянную кроватку и сунуть мне свою грудь.

Людмила Крылова с сыном Антоном. Фото: www.globallookpress.com

Отец вместе с Олегом Ефремовым и Евгением Евстигнеевым в те годы трудился над созданием «Современника» и все свое время уделял любимому детищу. На собственных чад — меня, Мишу и Дениса — времени практически не оставалось.

— Но вами наверняка занимались бабушки и дедушки. Кем были родители Олега Павловича?

— Дедушка Павел Кондратьевич был удивительный! В своих рассказах он поразительным образом умел сочетать научные познания с цитатами классиков, наизусть читал Аверченко... Приезжая в Москву из Саратова, дедушка всякий раз останавливался не у нас, а как человек независимый предпочитал жить в гостинице «Пекин»: для него это был своего рода шик. Для меня же походы к нему становились еще одним развлечением. Дедушка к тому времени был в разводе, очень любил женский пол, и, естественно, ему хотелось произвести впечатление.

Моя бабушка была первой или второй супругой Павла Кондратьевича, а вообще у дедушки было столько жен, что эту цифру даже страшно произнести вслух. В те годы он работал в санатории «Пады» под Саратовом, мы летом ездили к нему погостить. Дед выращивал фантастически вкусные помидоры «бычье сердце». Благодаря своим познаниям в области биохимии он их так удобрял, что они были немыслимых размеров и весили по 2,5 килограмма каждый.

Бабушка, папина мама Мария Андреевна , жила с нами. Врач-рентгенолог, светская дама и эстетка, рожденная в местечке Балта, она всегда была подчеркнуто вежлива и корректна. Надо сказать, Мария Андреевна (а до нее — баба Катя и баба Аня, мои прабабки) с трепетом относилась ко всему, что связано с фамилией Табаковых. В то время мы жили в коммунальной квартире, у нас не было телефона, а чтобы позвонить по автомату, надо было спускаться вниз. Родители бесконечно спорили, кто это сделает. Отец просил: «Люся, ну пойди позвони, мне срочно надо...». Мама отвечала: «Я не могу, ты же понимаешь...» Начиналась перепалка, во время которой качающая меня в колясочке баба Катя с умилением говорила: «Вот Антошенька вырастет, он-то и будет бегать для папки по телефону звонить».

Артисты Людмила Крылова и Олег Табаков. 1964 г. Фото: РИА Новости / Мирослав Муразов

А еще у меня была замечательная няня Мария Николаевна . Она растила моего отца в Саратове. Потом он перевез ее в Москву, и она стала пестовать меня. Поставив на ноги сначала папу, затем — меня, Мария Николаевна, верующая одинокая женщина, с чувством выполненного долга решила, что пора помирать. Зачем жить дальше? Она не видела в этом смысла, тем более что была очень больным человеком: ее мучили тромбофлебит и куча других недугов. И вот Мария Николаевна начала договариваться с отцом: вот, мол, Олежек, ты меня похорони там-то, у меня есть сберкнижка, все готово... Но родилась сестра Сашка — и случилось чудо: няня воскресла, хотя действительно была на пороге смерти. Обретя смысл жизни, она еще восемь лет жила, забыв о своих болячках.

Мне было лет пять, когда папе и Евгению Александровичу Евстигнееву выделили малогабаритные квартиры в новом блочном пятиэтажном доме в районе метро «Аэропорт». Но очень скоро мы перебрались на Тверскую-Ямскую, в довольно большую квартиру, правда, на последнем этаже и, как положено, с протечками.

Казалось, он работал 24 часа в сутки

— Отец в те годы был общественным директором «Современника», ходил с большим портфелем и помогал решать в театре административно-хозяйственно-художественные вопросы. Он всегда или почти всегда делал то, что хотел, и по-другому жить не мог. Так что определенный его культ существовал и дома. Если был голоден — все кидались его кормить. Если был сыт — веселился, шутил, и все радовались вместе с ним. Мама пыталась обратить внимание на заботы, связанные с ней, с детьми, с домом, но отца они волновали мало.

Актеры московского театра «Современник» Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и Андрей Мягков в сцене из спектакля «Большевики» по пьесе Михаила Шатрова. 1969 г. Фото: РИА Новости

Казалось, он работал 24 часа в сутки. Думаю, из-за этого в 29 лет у него случился обширный инфаркт. Положение было настолько серьезным, что друзья приходили к нему прощаться. Только после этого папа научился отдыхать. Например, вернувшись с репетиции, он всегда спал перед вечерним спектаклем. Вокруг могло происходить что угодно, — гроза, землетрясение — но отец знал, что организм нуждается в восстановлении, и мог спать стоя, лежа, сидя. Эта способность передалась и мне. Хотя я никогда не думал, что мне она может пригодиться. Тем более что я сам, в отличие от отца, не слишком серьезно относился к театру. Отец таланта во мне не видел и рекомендовал обратить внимание, например, на завод «Калибр».

— Когда вы осознали, что ваш отец — знаменитый актер?

— Мне кажется, я всегда предполагал это, потому что видел его не только дома, но и на экране. Другое дело, что я считал это естественным. Однажды произошла такая история. Мы поехали к дедушке в деревню Пады под Саратовом (мы часто ездили туда на папиной «Волге», всегда по одной и той же дороге, мимо разных русских деревень со старинными названиями типа Конь-Колодец) и где-то возле Воронежа попали под дикий проливной дождь. Представьте себе: грунтовая дорога, мокрая глина, суглинок, колеса пробуксовывают... Короче, застряли капитально. Под жутким ливнем, в ночном кошмаре пытаемся в ближайшей деревне отыскать трактор. Долго стучим в дверь какого-то дома, пока нам наконец не открывают... А дальше — немая сцена. В те дни (это были семидесятые годы) по телевизору как раз демонстрировался фильм «Семнадцать мгновений весны». Вышедший на крыльцо сельчанин просто обалдел: предположить, что в его деревне Конь-Колодец застрянет машина «самого Шелленберга», он, понятное, дело, не мог. Нас не только вытащили, но и обогрели, накормили и оставили ночевать. Вот она, волшебная сила искусства!

Олег Табаков в роли Шелленберга. 1973 г. Фото: РИА Новости

— Вы обижались на отца?

— Я обижался на отца всегда. И то, что он не взял меня к себе на курс, а потом в театр, — это как раз ерунда. Другое дело, я считал, что он очень мало уделяет мне внимания, что несправедлив, слишком категоричен. Хотя в «Табакерку» отец все-таки меня взял...

— Ну о чем-то вы с ним все-таки беседовали?

— Помню, папа рассказывал, что в молодости покупал по 10-15 экземпляров приложения к журналу «Красноармеец», в котором печатались «Озорник» Ардова, «Прекрасная дама» Толстого, «Золотой теленок», и хранил эти книжечки до тех пор, пока они не становились дефицитом, после чего продавал их за большие деньги. А в 9 лет он припрятывал от родителей довески от буханки: хлеб тогда выдавали по карточкам. Когда скопленные кусочки по весу составили целую буханку, он отнес их немецкому военнопленному, который ремонтировал школу, а тот в обмен сделал ему деревянный автомат…

Удавалось ли отцу скрывать свой обман?

— Если уж вернуться к теме обид, то больше всех в нашей семье, вне всякого сомнения, страдала мама. Когда папа стал директором «Современника», она фактически осталась без ролей. Отцу проще было сказать ей, чем кому-либо из артистов: «Люся, ты пойми, я исполняющий обязанности директора театра. Ну как я могу? Ну дам тебе роль, и как я буду людям в глаза смотреть? Неловко, некорректно это...» Иногда он был искренен, иногда кривил душой...

— И вы, и ваша сестра Александра были сильно обижены на Олега Павловича, когда он ушел к Марине Зудиной. Какую боль он причинил вашей маме, и говорить не приходится…

— Родители не ладили давно. Часто скандалы возникали из-за ерунды, из-за какого-то пустяка, а закончиться могли чем угодно. Удавалось ли отцу скрывать свой обман? Мне было понятно, что происходит, думаю, матери — тоже. Да и Саша, вне всякого сомнения, догадывалась. Но мы делали вид, что все нормально. Папа потом объяснял, что скрывал роман с Мариной исключительно из нежелания причинить нам боль. Он сам испытал это на себе, когда его отец, которого он очень любил, оставил мать. Вернувшись с войны, мой дед привез новую семью и ушел из дома. Папа тогда действительно очень страдал (в ту пору ему было лет 13), но я не уверен, что воспоминания о тех переживаниях были главной причиной того, что он так долго не решался оставить нас. В каком-то интервью отец рассказал об эпизоде, который все расставил на свои места. Будто в очередной раз, вернувшись со съемок, уставший и раздраженный, он спросил нас с Сашей: «Что вас связывает со мной?» Мы вроде ушли от ответа, и тогда что-то в нем надорвалось. Ему показалось, что дома его не уважают, тем более что отношения с мамой уже лет десять как испортились, и она в порыве не раз говорила: «Нам надо развестись». Мне его рассказ кажется слишком театральным. Может, он спрашивал, может, мы что-то отвечали. Но не те слова и не в том контексте. Мать многое позволяла отцу и делала все, чтобы ему было хорошо, комфортно, чтобы он мог заниматься любимым делом.

Олег Табаков и актриса Марина Зудина с сыном Павлом и дочерью Машей. Фото: РИА Новости / PR-департамент BOSCO

Представить Олега Табакова вне сцены было действительно трудно. Сам он признался как-то: «Занятие театром — работа почти солдатская. Не хочется — надо! Холодно — надо! Жарко — надо! Я был директором „Современника“, когда умерла мама. Похоронил ее — и тут же должен был выйти на сцену… Человек должен быть счастлив от того, что он делает. Если бы мне не давали играть, я бы платил, чтобы выйти на сцену… Немного, рублей по триста, но платил бы…»

— известный российский бизнесмен
и ресторатор, актёр.

Беззаботное детство

Хлопотные дети…

Антон Табаков родился 11 июля 1960 года в Москве, в актерской семье: папа - актер Олег Табаков, мама - актриса театра «Современник» Людмила Крылова. Прелести кочевой театральной жизни мальчик испытал вскоре после своего рождения. Однажды, опаздывая на поезд, родители, схватив младенца в охапку, прыгнули на подножку поезда. Состав вот-вот должен был тронуться, поэтому ребенка, словно какой-то сверток, начали по рукам передавать в вагон. В общем, в раннем возрасте, да и потом, конечно,
жизнь родителей Антон не облегчал.

Однажды, рассказывал отец, не зная, как унять ревущее дитя, он не придумал ничего лучшего, чем залезть в деревянную кроватку и сунуть ему свою грудь.


Родители дружной компании мальчишек - Олег Табаков, Олег Ефремов и Евгений Евстигнеев - в те годы трудились над созданием «Современника» и всё своё время уделяли любимому детищу. На собственных чад - Антона Табакова, Мишу Ефремова и Дениса Евстигнеева - времени практически не оставалось. Театр тогда находился на площади Маяковского. Там, в стареньком трехэтажном здании, они и провели большую часть своего детства. Бывало, заигравшись за кулисами, напрочь забывали о том, что находятся на рабочем месте родителей, и выходили, выбегали или выезжали на велосипедах на сцену прямо во время спектакля.

Школа, семья…

Вообще в жизни Антона много историй, чаще нелицеприятных, которыми он когда-то жутко гордился: разбил кому-то нос или наставил синяков. В школе учились многие дети знаменитостей: в одном классе - внук Хрущева, в другом - внук Сталина... Однажды Антона Табакова пытались выгнать со скандалом за то, что он нанес травму Мите Шостаковичу. Поскольку потасовка произошла напротив учительской, «факт» на его лице увидели все.


Табаков старший в те годы был общественным директором «Современника», ходил с большим портфелем и помогал решать в театре административно - хозяйственно - художественные вопросы. Он всегда или почти всегда делал то, что хотел, и по-другому жить не мог. Определенный его культ существовал и дома. Если он был голоден - все кидались его кормить. Если, наоборот, был сыт - веселился, шутил, и все радовались вместе с ним. Мама пыталась обратить его внимание на заботы, связанные с ней, с детьми, с домом, но отца они волновали мало.

Великие взрослые…

Родители устраивали вечеринки, на которых знакомые узбеки готовили плов. Часто приглашал к себе Александр Наумович Митта, жена которого была фантастически хлебосольным человеком. Табаковы жили в одном доме с Андреем Мироновым, мальчик был практически влюблен в него. Его обаяние, отношение, юмор произвели на него сильнейшее впечатление.

В юные годы Антон Табаков восхищался Никитой Михалковым, поставившим фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». Мальчик поражался его таланту, работоспособности, умению общаться. Антону было очень весело в компании с Никитой Михалковым и Андреем Мироновым, они старались перещеголять друг друга по части шуток. Свои пьесы читал Сергей Владимирович Михалков, пел Владимир Высоцкий, всегда что-то интересное рассказывал Зиновий Гердт. Удивительным человеком был Олег Ефремов. Родоначальник реализма, он редко делал скидку на то, кто перед ним - взрослый или ребенок, мог пошутить, а то и напу г ать. Антон Табаков таких моментов очень боялся и всякий раз, завидев Олега Николаевича, старался убежать в другую комнату.

Друзья детства…

Чего только не происходило в те годы! Невероятные авантюры, гулянки... Неудивительно, что страстное желание как можно скорее стать взрослым зародилось у парня с юных лет. Причем с годами оно только усиливалось, несмотря на серьезную проблему: всегда очень молодо выглядел, и потому перед ним закрывались в ту пору все вожделенные двери, и приходилось либо пользоваться папиной известностью, что случалось довольно часто, либо показывать паспорт. А до его получения - комсомольский билет: в нем была перепутана дата рождения, и выходило, что он на год старше. С билетом же удавалось проходить и в рестораны, в том числе и в знаменитый «Арагви». Из всей дружной компании повезло только Денису Евстигнееву - тот, напротив, казался старше своих лет. Тяжелее приходилось Мише Ефремову. Моложе и меньше всех ростом, он выглядел и вовсе младенцем. Из-за этого частенько, когда дома собирались взрослые, Мишка вынужден был сидеть за детским столом и делать вид, что пьет лимонад. Под столом-то друзья ему, понятно, наливали шампанское.

Однако, несмотря на все хулиганские проделки, друзья не только продавали книги, но и читали их в большом количестве, не только тырили бычки из пепельниц, но и получили высшее, а некоторые и не одно высшее образование. В конце концов каждый из них стал достойным человеком, достиг определенных успехов в своей области,
сформировался как личность.

Театрально - киношная деятельность

Первые шаги…

Антон Табаков довольно рано стал самостоятельным - уже с шести лет он начал ездить на съемки. Дебют случился в фильме Краснопольского и Уского
«Четвертый папа» по новелле Нагибина «Времена года».







И Антон с Галей Яцкиной и Сашей Январевым, игравшими его маму и папу, отправился в свою первую экспедицию в Сухуми.

Мальчика поручили бессменному секретарю «Современника» - замечательной Раисе Викторовне Ленской, которая тратила на него много личного времени, хотя это не входило в ее обязанности. Может, от того, что это был первый фильм, а возможно, времена были другие, но от съемок остались только теплые воспоминания: какая-то горная речка, все купаются и объедаются виноградом...

Первый гонорар Антона Табакова составил тогда около трехсот рублей, по тем временам это были очень большие деньги.

А девятом классе парню пришлось перейти в школу рабочей молодежи № 127. А для этого нужна была формальная справка о работе. Справку он получил, отснявшись на Одесской киностудии в «Тимуре и его команде».

Спасибо, добрые люди…

Антон Табаков с детства не мог представить себя никем, кроме как актером. Мама не возражала, что сын пойдет по родительским стопам, но полагала, что для этого нужно приложить максимум усилий. Отец же таланта в сыне, почему-то, совсем не видел и рекомендовал обратить внимание, например, на завод «Калибр».

Ко времени окончания Антоном школы Табаков - отец набирал один из первых курсов в свою студию, и Табаков - сын собрался к нему поступать. Имея хорошие неформальные отношения с педагогами - Костей Райкиным, Валерой Фокиным, Гариком Леонтьевым, - он пытался найти в них поддержку, но худрук не сдавался.

В конце концов, волею судеб и благодаря титаническим усилиям Галины Борисовны Волчек, которая полностью взяла на себя подготовку парня в институт, Антон незаметно проскочил в ГИТИСе три тура и стал учиться у Андрея Александровича Гончарова.

Обиды, обиды…

Табаков - младший обижался на Табакова - старшего всегда. За то, что отец не взял его к себе на курс, а потом в театр, - хотя, это как раз ерунда. Другое дело - Антон считал, что он очень мало уделяет ему вообще внимания, что несправедлив, слишком категоричен...

Хотя в «Табакерку» отец все-таки его взял. И произошло это случайно. Антон уже лет десять проработал в «Современнике», когда по приглашению коллег Олег Павлович пришел на один из спектаклей, не зная, что он в нем играет. Долго смотрел, потом спрашивает: «А это что за артист?» - и показывает пальцем в сторону Антона. Ему отвечают: «Ну что Вы, Олег Павлович, это же Ваш сын, Антон!» «Надо же! - искренне удивился отец. - И давно он так?..» После чего Табаков - старший снизошел и пригласил сына к себе.



Актерскую карьеру оставил полностью…

Сниматься в кино и играть в театре Антон Табаков начал с раннего детства, и перед ним не стоял выбор профессии. Это было естественно. Наверное, потому и не было этого безумного ощущения от успеха или провала: успех - хорошо, провал - ничего страшного. Табаков был практически неуязвим. Наверное, он изначально был не совсем «правильным» актером. Не по результату, а по ощущениям. Актер должен «гореть», безумно любить свою профессию. Она предполагает постоянное самопожертвование. Конечно, Антону Табакову случалось играть и с температурой 40, и со сломанными ребрами. Но он не вожделел, не мечтал и не страдал. Не просыпался в холодном поту от того, что никогда не сыграет Гамлета или Ромео.

Если же предложат роль в кино, то артист Антон Табаков сыграет ее легко. Его родственник Федор Бондарчук, отец его крестника, периодически рассказывает Антону Табакову истории о том, что он вот-вот запускается с картиной, в которую обязательно его играть позовет. Если это совпадет, конечно, с графиком Табакова и с желанием режиссера, то… Антон Табаков был актером, проработал 15 лет на этом поприще. Были в этот период и легкие увлечения кинематографом, начиная аж с шестилетнего возраста, потом роли в нескольких кинолентах:

«Кто стучится в дверь ко мне» 1989



«Опасный возраст» 1981

Будьте моим мужем 1981
«Экипаж» .

Табаков - ресторатор

Идея заняться именно ресторанным бизнесом артисту пришла в голову неспроста. Нет, никто не посоветовал. Просто наше государство всегда считало, что искусство должно находиться на хозрасчете, и дотировать его незачем. Зарплата актера была не просто маленькой, а поистине унизительной, а у Антона уже была семья. К тому же в то время Табаков стал сниматься в кино все меньше и меньше. Надо было думать, как добирать разницу между зарплатой и прожиточным минимумом.

Создатель и совладелец целого ряда успешных бизнес - ресторанов «Обломов», «Мао», «Кафк», «Антонио» и кофейни «Илья Ильич», - Антон Табаков с завидной регулярностью дает старт новым проектам. Так, в ближайшем будущем откроются новые рестораны «Лонж Шу», «Штольц». И хотя даже в деловых кругах зачастую бытует широко распространенное мнение, что ресторанный бизнес слишком специфичен для того, чтобы его успешность создавалась такими традиционными средствами, как маркетинг и кадровая политика, Антон Табаков утверждает, что этот бизнес - такой же, как и любой другой.

«В ресторане нужен не только интерьер и концепция, но и сама еда, - утверждает гурман Табаков. Либо вы получаете от нее удовольствие, либо нет. Мы можем талантливо придумать, а потребить - нет. Мне бы очень хотелось, чтобы что-то менялось именно в этом отношении». Антон Олегович лично занимается дегустацией блюд и введением новых в своих ресторанах. К сожалению, пока, он не может позволить доверить это кому бы то ни было. Но очень ждет время, мечтает о том, чтобы не дегустировать блюда, которые он не очень любит, но, пока, это невозможно. Иначе все рассыпается, словно карточный домик.

Cпокойное течение жизни не устраивает…

Способ существования…

В юности совершать бесшабашные поступки легко: не скованные никакими обязательствами, все мы бездумно рискуем и ввязываемся в самые, что ни на есть провальные затеи. Но как только мы становимся «в ответе за тех, кого приручили», прежде всего, за семью, для большинства из нас наступает час, когда с авантюрами приходится распрощаться.

Однако предприниматель Антон Табаков считает, что, как был авантюристом, так им и остался. «Да, к сожалению, авантюра - это способ существования. И ни возраст, ни опыт, ни советы друзей и родственников не оберегают от ошибок именно авантюрного характера, которые я совершаю всю свою жизнь, следуя тактике Наполеона: сначала ввязываюсь, а потом смотрю по сторонам - что, зачем и почему. - Нет, это не потому, что у меня такой странный характер - загадочная русская душа, требующая определенных встрясок или адреналина. Все происходящее со мной - от безысходности, оттого, что по-другому я просто не умею, хотя надо бы учиться», - говорит Антон Табаков.



Их было несколько…

Проблема Антона Табакова в том, что, вступив в этот свой последний эксперимент под названием «брак», он по-прежнему совершает те же ошибки, что и раньше. Ведь почти все мы, соединившись с тем, кто наиболее близко подходит к нашему представлению об идеале, дальше пытаемся лепить и отсекать, то есть доводить близкого человека до совершенства. Давление Табакова над близкими женщинами всегда преобладало, и в результате возникало сопротивление: хватит, я такая, какая есть! Но он снова наступает на те же грабли, забывая, что, несмотря на молодость, рядом с ним полноценная личность, а не полуфабрикат.

Иногда Табаков становится сущим чудовищем, потому что - от укуса яблока до резанья хлеба, да чего угодно! - ему кажется, это должно быть именно так, как делает он, и никак иначе. Хотя сейчас Антон Табаков пытается работать над собой и медленно, правда, учится не обращать внимания на такие вещи.




Отцы и дети: Антон Табаков

Актер, предприниматель, известный ресторатор и отец четверых детей Антон Табаков рассказал «Дочки-Матери» о том, почему он предпочел театральным подмосткам ресторанный бизнес, как воспитывает детей и чем отличается
от своего отца Олега Табакова.

У Вас четверо детей. Как менялось Ваше отношение к отцовству с каждым следующим ребенком? Кому из детей больше всего повезло с папиным вниманием?

Первый ребенок у меня появился в сознательном возрасте, мне был уже 31 год, поэтому мне сложно сказать о каких-то серьезных переменах в отношении и сознании. Конечно, моим младшим повезло больше, чем Никите и Ане, с ними я провожу достаточно много времени. Это связано с тем, что когда-то я принял решение перестать заниматься бизнесом после 50 лет и сейчас претворяю его в жизнь. Возможно, я не самый удобный отец в понимании своих детей, я часто читаю им нотации и пытаюсь донести важные для меня мысли. С Никитой мы проводим много времени, обсуждая создание ресторанного бизнеса и его будущее, с Аней я часто бьюсь по поводу правильного питания и занятий гимнастикой.
Это не очень благодарное занятие.


Табаков умышленно никогда не называет количество своих предыдущих браков, употребляя емкое слово «несколько». «Зачем заниматься арифметикой в этой области? Ни мне, ни предыдущим семьям это ничего не добавит. Но отрицать не буду: у меня был не один брак. Но ни один не длился столь долго, как последний, - уже семь лет. Я слышал, психологи считают цифру семь опасной для супружества, и, наверное, они знают, что говорят. Мне сложно анализировать наши семейные отношения: когда ты внутри ситуации, все видится по-другому. Но, что бы ни было, дальше пойдут какие-то другие цифры, а значит, другие периоды», - философски рассуждает Антон Олегович.

С хорошими эмоциями Антон Табаков ходит туда, где уютно, комфортно, нешумно, и, конечно же, вкусно кормят. Из всех видов отдыха он предпочитает сон и готовку. Когда Табаков стоит за плитой, что-то режет, его мозги отдыхают. А он медитирует и вытряхивает свои проблемы.

Александра Сонечкина 25.12.2002

"Правда 24": Антон Табаков о ресторанном бизнесе

В гостях у программы "Правда 24" бизнесмен и ресторатор Антон Табаков.
Он рассказал о своих заведениях, о семье, и о кулинарии


Антон Табаков: Люди должны есть в ресторанах,
а не пускать пыль в глаза

Пресса сообщает, что в России начинают массово закрываться рестораны, кафе и общепиты, причем в первую очередь в столицах и мегаполисах. О том, почему так происходит, рассказал в интервью Pravda.Ru актер и ресторатор Антон Табаков.

"Проблема заключается в том, что первоначально они были настроены на абсолютно другой сегмент ресторанного бизнеса. В России в одно время была потеряна культура общепита, в 90-х годах была найдена. Люди в рестораны должны ходить есть, а не встречаться, показывать друг другу свое благосостояние или пускать пыль в глаза. На сегодняшний день пыль перестали пускать в глаза, а потребность в еде осталась, но рынок не был заточен. У нас был либо фастфуд, либо более высокий чек. И с последним как раз проблемы. Между фастфудом и дорогими ресторанами ничего не было, поэтому закрывается именно тот сегмент, который становится невостребованным в нынешней экономической ситуации", — заявил Антон Табаков.

Корреспондент Pravda.Ru поинтересовался, в чем проблема — в невозможности найти новых поставщиков продуктов, в недостатке инвестиций?


"Да нет, это придуманная история. Вопрос в том, что люди привыкли к определенному. А это определенное пропало из нашей жизни, и они стали так реагировать на это, потому что арендные ставки довольно высокие, все было привязано к долларовому эквиваленту, на сегодняшний день все поднялось в два раза", — подчеркнул Антон Табаков.

Корреспондент Pravda.Ru спросил у Антона, каков, по его мнению, выход из ситуации?

"Это очень обидно, так как еда существует для того, чтобы от нее получать удовольствие, и сейчас многие об этом думают, но с неким опозданием", — печально заключил Антон Табаков.


Антон Табаков в рубрике "Однажды на Кинотавре",
Кинотавр 2010, Кино в Деталях

Антон Табаков: "Мне не хочется быть самым
богатым на кладбище"

- Антон, Вы считаете себя богатым человеком?

- Я бы так огульно на себя не наговаривал.

-У Вас же свой собственный ресторанный бизнес. Наверняка Вы не бедствуете?

- По сравнению со среднестатистическим гражданином России я, вне всякого сомнения, богатый человек, а по сравнению с людьми, имена которых даже страшно произносить вслух, я практически нищий.

- И какие это имена?

- Роман Абрамович, Борис Березовский, Олег Дерипаска. Хотя на примере ЮКОСа понимаешь, что деньги не всегда приносят счастье.

- А почему Вы вообще решили заняться собственным бизнесом?

- Так получилось, что мое занятие бизнесом возникло из ничего. Я не стремился к этому, нигде не учился, просто так сложилось

- Тем не менее, целенаправленное стремление к заработку денег было?

- Каждый человек в определенном возрасте понимает, что деньги зарабатывать необходимо, особенно когда появляется семья, которую надо кормить. Предыдущая моя профессия таких возможностей мне не давала. Несмотря на то, что я довольно часто снимался в кино и играл в театре, все равно я не мог таким образом содержать ни семью, ни себя самого.




СПИСОК фильмов. ИНФОРМАЦИЯ .

1971 Мальчики

1976 Когда-то в Калифорнии





1976 Тимур и его команда.





1 серия

2 серия

1984 Время и семья Конвей





1984 Первая конная

1984 Сказки старого волшебника

1985 Город невест



1987 Человек с бульвара Капуцинов



1995 Одинокий игрок

- По моему глубокому убеждению, научить, равно как и заставить человека хорошо готовить, - нельзя. Он может выучить рецепты, купить продукты, скрупулёзно всё порезать и зажарить, но если в это не будет вложено кусочка души, всё пропадёт напрасно, а результат окажется несъедобным.


Антон Табаков: "Я знаю о еде все"
Статья из газеты: АиФ Суперзвёзды № 24 26/12/2006

ПОДОБНО герою фильма "Ирония судьбы...", Антон Табаков вместе с друзьями придумали собственную традицию встречи Нового года. Только если киношные герои собирались накануне боя курантов и в бане, то Табаков со товарищи - 1 января и не в столь влажном месте. Праздник именуется "Доедалки" и за последние годы оброс не только новыми деталями, но и поклонниками, среди которых немало известных людей.

- АНТОН, как возникла идея "Доедалок"?

- Это случилось лет десять назад. Началось с того, что никак не получалось собраться с друзьями на Новый год, потому что и с родителями надо посидеть, и с детьми - праздник-то семейный. И как-то Денис Евстигнеев с женой Катей Правдиной-Гердт позвали всех в гости 1 января. А чтобы не заморачиваться на готовке, попросили народ принести с собой еду, оставшуюся с праздничного стола. И собралась компания друзей, тогда ещё не очень большая. Каждый что-то принёс, и всё это было дружно съедено. На следующий год людей собралось гораздо больше. Толпа всё разрасталась, и собираться стало уже человек тридцать-сорок. Так у нас появился праздник "Доедалки", который ценится теперь ничуть не меньше, а может и больше, чем собственно Новый год.

- Есть просто так - скучно даже в очень хорошей компании. Какая-то культурная программа на "Доедалках" предусмотрена?

- Сама собой родилась идея конкурса на лучшее блюдо - с присуждением премий, вручением наград, в общем, всё как полагается. Это оказалось не только страшно весело, но ещё несоизмеримо повысило качество еды. Если раньше каждый нёс то, что не жалко, то со временем блюдо стали готовить специально для "Доедалок"
и с гораздо большим старанием.......
Читать

"Замазка" (сырный салат)

В течение многих лет состав этого салата неоднократно менялся, поэтому постоянной рецептуры не существует. Можно использовать любой сыр: обыкновенный, типа голландского, плавленый, белые сыры вроде моццареллы, адыгейского и т. д. Можно взять несколько разных сыров.

300-350 г сыра, 1-2 варёных яйца, 1 луковица, зелень, майонез для заправки, 3-4 ст. л. зелёного горошка (по желанию), 1-2 зубчика чеснока (по желанию).

Сыр натереть на тёрке. Чем мельче тёрка, тем лучше, так как салат должен быть однородным. Яйца измельчить вилкой. Лук мелко нарезать и обдать кипятком, чтобы ушла горечь. Всё смешать. Обильно заправить майонезом. Давленый чеснок добавляется по желанию. Можно заменить лук чесноком. Зелёным горошком можно украсить салат. Перед подачей на стол посыпать рубленой зеленью.

Борщ Галины Борисовны

На 10 порций (примерно 3-3,5 л) 2-3 крупные свёклы, 200-250 г капусты (можно квашеной), 1-2 моркови, 2-3 картофелины, 1 корень петрушки, половина сухого корня сельдерея, 1-2 луковицы (по 70-80 г каждая), 1 ст. л. томата-пюре, 2-3 свежих ярко-красных помидора, 2 ст. л. жира, 1 небольшой сладкий перец, 2 зубчика чеснока, 15 г укропа, 50 г шпика, 1 ст. л. сахара, 1 ст. л. 3%-ного уксуса или лимонной кислоты, 2-3 л холодной воды, 400 г лопатки и 300 г свиных рёбер - если борщ мясной (можно использовать телячью грудинку и лопатку).

Лопатку запечь в духовке в течение 10 минут, положить в кастрюлю вместе с рёбрами, залить водой и варить, пока мясо не будет отставать от костей. За 10 минут до готовности мяса обжарить 1 морковь и половинку луковицы и добавить в бульон. Затем вынуть мясо и процедить бульон. На нём будет вариться борщ. В процессе варки бульона следует подготовить овощи. Капусту, свёклу, лук и морковь нарезать соломкой. Капуста закладывается прямо в бульон, а остальные овощи нужно предварительно обжарить в растительном масле. Свёкла пассеруется отдельно до полуготовности, с добавлением томата-пюре, лимонной кислоты или уксуса и небольшого количества (0,5 ч. л.) сахара.

Когда капуста будет наполовину готова, добавить в борщ пассерованные овощи. Можно положить и картофель, который заранее нарезать и сварить до полной готовности, чтобы он почти разварился в борще. Свёкла кладётся в борщ только за 10-15 минут до готовности, иначе она потеряет свой цвет. При чистке свёклы кожицу лучше не выбрасывать, а с помощью неё сделать краску, отварив в малом количестве воды с добавлением кислоты и сахара.

Когда борщ готов, нужно заправить его однородной массой из сала, рубленого чеснока, мелко рубленного укропа, крупно порезанного сладкого перца и помидоров. Затем 2-3 минуты борщ ещё должен постоять на медленном огне, а потом настояться в течение 30 минут под крышкой.

Биография, личная жизнь, фото Антона Табакова интересуют поклонников его таланта, а также его знаменитого отца. Олег Табаков ушел из жизни на 83 году. Причиной смерти стала продолжительная тяжелая болезнь. Его сын Антон продолжил актерскую династию, но предпочел уйти в бизнес для заработка денег, занимаясь театральной съемочной деятельностью для души.

Биография Антона Табакова

Родился Антон в знаменитой семье в 1960 году. Родители мальчика занимались творческой деятельностью. Мама являлась знаменитой актрисой. Людмила Крылова активно снималась в кино и считалась звездой советского киноискусства. Поступила на службу в театр «Современник», где неизменно работает и сегодня.

У Антона есть младшая сестра Александра, которая также пошла по стопам родителей и стала актрисой.

В детстве Антон отличался любопытным характером и особой активностью. Соседские ребята очень любили будущую звезду, он имел множество друзей. Мальчик любил активные игры, отлично организовывал группы и команды для совместных забав. Напряженный график родителей диктовал свои правила, часто получалось так, что оставить сына было не с кем, знаменитый папа Олег Табаков брал мальчика к себе на работу.

Именно в театре современник Антон нашел верных друзей – Дениса Евстигнеева и Михаила Ефремова. Ребята сильно шалили за кулисами в театре. Для игр был в распоряжении практически весь театр, они играли в войну и даже катались на велосипедах по сцене.

Родители выбрали для мальчика школу, в которой учились отпрыски знаменитых родителей. Например, внук Хрущева и Сталина. Табаков-младший не отличался особыми успехами в учебе, а поведение было отвратительным. Доходило до драк, но Олег Табаков неоднократно спасал сына от отчисления.

Театральная карьера — по стопам отца

Будущее Антон решил связать с актёрской деятельностью. При выборе профессии он ни минуты не сомневался и видел себя только на сцене. В первую очередь юноша решил поступить на обучение к своему отцу. Олег преподавал в школе студии МХАТ, но сына предпочёл на обучение не брать. Отец не был уверен, что сын осознанно делает выбор и не хотел испортить мальчику будущее. Несмотря на отсутствие поддержки от отца, Антон поступает в ГИТИС к наставнику Андрею Гончарову.

После обучения в 1981 году Антон начинает работать в «Современнике». За годы служения в театре Табаков-младший смог раскрыть свой актерский талант и заслужить одобрение отца. В результате десятилетнего труда Олег Табаков пригласил своего сына на работу в собственный театр «Табакерку».

Фильмография Табакова-младшего

Биография, личная жизнь, фото Антона Табакова связаны не только с театром, но и кино. Впервые мальчик появился на экране в фильме «Четвертый папа» в 6 лет. В возрасте 10 лет снялся в фильме «Мальчики».

Юноша снимался в эпизодических ролях, но доказывал критикам наличие таланта. Уже будучи подростком участвовал в двух телеспектаклях в родном театре родителей. В «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Когда-то в Калифорнии» исполнял эпизодические роли. В 1976 году впервые получил главную роль в фильме для детей «Тимур и его команда». Фильм имел оглушительный успех. К Антону пришла популярность.

Повзрослев младший Табаков, стал получать роли в серьезных фильмах. После проб его утвердили на съемки в драмах «Последний шанс» и «Экипаж». Будучи студентом театрального института, получил второстепенную роль в фильме про войну «Ты должен жить». Помимо Табакова в нем снимались многие звезды советского кино.

Главная роль Табакову досталась в семейной драме «Опасный возраст». Режиссер фильма Александр Прошкин утвердил молодого человека на роль Димы Родимцева, родителями которого по сценарию стали Алиса Фрейндлих и Юозас Будрайтис. В этом же 1981 году снимается в нескольких сценах в картине «Будь моим мужем».

Через три года получил роль в картине «Время и семья Конвей». Актеры главных ролей преимущественно были подобраны после прослушивания, но так совпало, что они относились к семьям с династическим актерским талантом.

Роль принца играет в детском фильме, сценарий которого написан по произведениям Шарля Перро. В «Сказках старого волшебника» вместе с сыном играет мама, исполняет роль королевы.

Во второй половине 80-х и начале 90-х актер играет еще в нескольких фильмах. Ему достаются эпизодические роли. Сильной занятостью карьера Антона не характеризуется, поэтому актер принимает решение уйти из театра и из кино. Материальные трудности привели Табакова-младшего в бизнес. Биография, личная жизнь, фото Антона Табакова стали интересовать поклонников еще больше.

Новый виток — почему Антон бросил актерскую карьеру?

Небольшой доход подтолкнул Табакова-младшего найти новые пути заработка, так как большого успеха в актерской деятельности не получалось. Выбор нового занятия получился спонтанным. В конце 80-х актер занимался рекламой и организовывал общественные мероприятия. Антон регулярно устраивал праздники, накрывал столы и устраивал фуршеты. Данное занятие увлекло мужчину, и он открыл небольшой арт-клуб под названием «Пилот», все мероприятия в котором организовывал самостоятельно.

Особый акцент Табаков делал на угощение, необычное меню. В результате талантливой организации заведение Антона Олеговича стало популярным.

Вскоре было принято решение расширить деятельность. Табаков-младший стал ресторатором и открыл несколько заведений; «Обломов», «Мао», «Кафка», «Антонио». Помимо ресторанов в Москве появилась сеть кофеен «Илья Ильич» принадлежащих актеру.

В начале «нулевых» расширяет бизнес, открывает в столице дополнительные рестораны. «Лонг Шу» и «Штольц». Антон ответственно относится к ведению бизнеса, участвует во всех процессах организации. Для каждого заведения меню подбирается индивидуально. Новая позиция в меню обязательно должна быть попробована и одобрена актером лично.

Успех его ресторанного бизнеса обусловлен строгим контролем над качеством работы персонала, а также тщательным подбором поваров.

Помимо ресторанного бизнеса Антон организовал вместе со своим другом Андреем Деллос косметологический бизнес. Было открыто представительство Французской фирмы «Посольство красоты».

Личная жизнь — сколько раз был женат?

В отношении своей личной жизни Антон Табаков сильно не распространяется, но и не скрывается чрезмерно. На вопрос о количестве браков, чаще всего отвечает, что их было «несколько». Многие скажут, что личная жизнь актера не сложилась, однако, он просто искал любовь всей своей жизни.

В отношениях младший Табаков настоящий тиран. Он привык, что обустройство семейной жизни должно происходить по его желанию. Желание Антона заставить окружающих слушать его, давление и попытки изменить своих женщин, встречали сопротивление со стороны жен во всех браках. Повторение его ошибок приводило к разводам.

Первой женой ресторатора стала Ася Воробьева. Ася не имеет никакого отношения к актерскому ремеслу. Познакомились они в студенчестве, девушка училась на филологическом факультете. Жена ушла к лучшему другу – Михаилу Ефремову.

Во втором браке с Екатериной Семеновой родился сын Никита. Третьей женой стала Анастасия Чухрай. Дочь известного кинорежиссера долго не отвечала мужчине взаимностью. На момент свадьбы актер уже ушел из профессии. В браке появилась дочка, но пара рассталась после 12 лет брака.

В четвертый раз избранницей Антона Табакова стала девушка младше его более чем на 20 лет. С Анжеликой знаменитость прожил 10 лет до бракосочетания. В браке появилось двое детей – Антонина и Мария.

Свадьба все-таки состоялась. Супруги прожили двенадцать лет, у них родилась дочь. К сожалению, этот брак тоже распался. Двадцатого сентября две тысячи тринадцатого года Антон Табаков женился в четвертый раз — на девушке по имени Анжелика, которая младше него на двадцать четыре года. С новой избранницей ресторатор прожил десять лет в гражданском браке и наконец решил узаконить отношения. Супруги воспитывают двух дочерей – Антонину и Марию.