Бари алибасов и его жены. Бари Алибасов младший: биография и фото

Сын известного продюсера из 90-х о покупках эротического паблика, методике вербовки ЦРУ и спорах с сайентологами

Сегодня в Казани открывается форум малого и среднего предпринимательства «Взгляд в будущее», одним из спикеров которого является сын известного продюсера, бизнес-тренер Бари Алибасов-младший. На правах стратегического информационного партнера форума интернет-газета «Реальное время» побеседовала с предпринимателем, который рассказал о том, как жизнь в бедности толкнула его на открытие своего первого бизнеса, как паблики «ВКонтакте», созданные школьниками, привели его к банкротству, а также о бизнес-партнерстве с родным отцом, который берет с Алибасова-младшего гонорары за поздравления с днем рождения.

Альтернатива «Опоре России» в исполнении Алибасова-младшего

Бари, вы известны как успешный предприниматель, специалист по запуску стартапов, а также преподаватель: не могли бы рассказать, чем конкретно вы занимаетесь сейчас?

Сейчас у меня два очень интересных проекта. В первую очередь, мы хотим сделать высшее образование по предпринимательству совместно с университетом «Синергия». Сейчас на рынке для обучения владельцев малого и среднего бизнеса есть два продукта: первый - это огромное количество самых разных тренингов и курсов, а второе - это MBA (это больше программы для управленцев по найму для крупного бизнеса). А долгосрочных программ для того, чтобы обучить владельца малого и среднего бизнеса тому, как проект создавать и быстро масштабировать, нет. Буквально два месяца назад мы создали с университетом «Синергия» первую в России долгосрочную программу высшего образования для владельцев малого и среднего бизнеса. Это первое, о чем сейчас голова каждый день болит.

Второе: мы сейчас делаем сообщество предпринимателей всероссийское. Мне очень приятно, что зародыш этой идеи появился именно у вас в Казани три года назад, когда я к вам приезжал и вел мероприятие «Золотая сотня предпринимателей Татарстана». На этом мероприятии собралось огромное количество людей, и в кулуарных беседах, несмотря на то, что это была просто премия, в рамках которой награждались почетные предприниматели, состоялась куча сделок. То есть большая польза для людей была за кулисами. Это натолкнуло меня на мысль о том, чтобы сделать большое федеральное предпринимательское сообщество, которое могло бы внутри себя решать не столько законодательные, сколько насущные вопросы.

Конечно, сейчас существуют крупные прогосударственные организации, как «Деловая Россия», «Опора России», в том числе и ТПП, которые занимаются, наверное, больше представлением интересов бизнеса перед государством. Мне удалось с 2009 года покататься по регионам, и я обнаружил, что в каждом регионе существует сообщество от 50 до 500 предпринимателей, которым не столько интересна деятельность по лоббированию своих интересов в госструктурах - они просто внутри своего сообщества решают насущные вопросы предпринимателей: как найти добросовестных подрядчиков, получить консультацию у более опытного человека в той или иной отрасли, поэтому они друг с другом консультируются, общаются, советуют друг другу проверенных партнеров. Иногда даже собираются для того, чтобы просто решать проблемы совместно, которые у них есть - получается такой коллективный совет директоров.

Первый шаг был сделан буквально две недели назад - мы провели первый федеральный форум молодых миллионеров, на который из 40 регионов (в том числе из Татарстана были шесть человек) приехали 300 предпринимателей, у которых уже давно ежемесячный оборот перевалил за миллион рублей и у которых в основе лежит какая-то уникальная бизнес-модель.

«Мы сейчас делаем сообщество предпринимателей всероссийское. Мне очень приятно, что зародыш этой идеи появился именно у вас в Казани три года назад, когда я к вам приезжал и вел мероприятие «Золотая сотня предпринимателей Татарстана». Фото elitat.ru

«Так я начал свой первый бизнес - продавал яблоки на базаре...»

- Все-таки что вас заинтересовало в первую очередь - бизнес или преподавание?

Бизнес меня заинтересовал еще в 8 лет, когда мой отец, навещая нас в городе Саратове, где я жил до 14 лет с мамой, привез мне приставку «SEGA Mega Drive 2 » и картридж. У нас была такая интересная ситуация, что несмотря на то, что отец нас постоянно поддерживал, присылал кучу крутых шмоток и высылал деньги, мы жили очень бедно по одной простой причине: отец высылал деньги раз в год и на весь год, а мама у меня женщина очень рассеянная, и эти деньги она постоянно теряла. То у нас квартиру обворуют, то она придет в обменник (отец оставлял деньги в валюте) обменять валюту, а ее обманут. А так как она была очень гордая женщина, она стеснялась позвонить отцу и сказать: «Бари Каримович, вот мы с сыном тут нищие, потому что все, что ты на год нам выслал, у нас украли». Лет пять я, мама и бабушка жили на бабушкину пенсию. И вот когда он в очередной раз приезжал к нам и оставил мне приставку, а у нас в очередной раз обворовали квартиру и вытащили все деньги, я попал в ситуацию, что приставка есть, картридж уже надоел, а на новый бабушкиной пенсии точно не хватит. И я начал ездить на дачу, в восемь лет собирал яблочки и продавал их на рынке.

Рынок у нас тогда крышевали бандиты и выгоняли всех бабушек, которые им не отдавали комиссионные за то, что они там стоят, а меня - маленького 8-летнего ребенка выгонять стеснялись, видимо. И так я начал свой первый бизнес - продавал яблоки на базаре. Так постепенно эта предпринимательская жилка росла.

- Прям как в том анекдоте, как вы стали миллиардером… А как вы связались с преподавательской деятельностью?

Отец отправил меня в Англию, чтобы я мог получить там крутое образование, и когда я в 17 лет вернулся обратно в Россию, меня позвали заняться маркетингом в университет «Синергия». До этого они были бизнес-школой с MBA, но решили сделать большой вуз и заняться массовым высшим образованием. Так как я отучился в крутой английской частной школе, у меня было понимание, как вообще делать маркетинг высшего учебного заведения. Где-то за три года мы сделали из университета «Синергия» один из самых больших вузов для 11-классников в нашей стране - в нем уже училось порядка 90 тыс. человек. Именно в тот момент, когда компания начала разрастаться, у нас постоянно появлялась нужда в новых сотрудниках. И так получилось, что внешних людей для обучения наших сотрудников не было, потому что в 2004 году специалистов по продажам в сфере высшего образования не существовало. Считалось, что если вуз занимается рекламой и пропагандистской деятельностью, то это дурной тон, и значит, учебное заведение не очень хорошее. В негосударственных вузах весь маркетинг заключался в продаже дипломов и отсрочки от армии. И так получилось, что меня, как человека, который сам разрабатывал маркетинговую концепцию вуза, попросили обучить новых сотрудников. И мне понравилось.

В 2009 году была дилемма: к топ-10 бизнес-тренеров относились, как к великим гуру, а ко всем остальным, как к балаболам, которые не смогли самостоятельно ничего сделать

В 2009 году, когда я ушел в свой собственный бизнес, имея фамилию Алибасов, мне было гораздо дешевле раскручивать не бренд своего собственного бизнеса, а раскрутить свое лицо, потому что у фамилии Алибасов уже на тот момент было огромное количество поклонников и она вызывала доверие у большинства россиян. Для того, чтобы не дублировать имидж отца, мне нужно было выбрать какое-то собственное дело, собственный бренд этой фамилии, и я решил заняться преподавательской деятельностью на широком рынке.

Дело в том, что в 2009 году была дилемма: к топ-10 бизнес-тренеров относились, как к великим гуру, а ко всем остальным, как к балаболам, которые не смогли самостоятельно ничего сделать. Я понял, что балаболов от гуру отличает только одно - № 1 ты в своей теме или нет. Если взять топовых тренеров, которые есть сейчас на рынке - Радислав Гандапас, Игорь Манн, Глеб Архангельский - у каждого из этих тренеров есть своя ниша, и я тоже выбрал свою нишу, которая была свободна, - это молодежное предпринимательство. Очень быстро, в течение года меня начали называть главным стартапером страны. Меня начали приглашать на Селигер, на многие другие форумы, я начал заниматься в минэкономразвитии программой «Ты - предприниматель», которая должна была в различных регионах открывать субъекты малого бизнеса. Вот так где-то с 2009 года у меня бизнес больше ушел из широкого образовательного профиля в помощь молодым предпринимателям, и сам я как лицо своей компании начал делать образовательные продукты именно для этой целевой аудитории.

- То есть нельзя сказать, что вы предпочти что-то одно?

Вообще, единственное для чего мне нужно было преподавание - это для того, чтобы мне верил народ, потому что сейчас в любом бизнесе больше всего денег уходит на формирование доверия. Я думаю, что жителям Татарстана это больше всех понятно. Вот почему в Татарстане все работают с родственниками или друзьями преимущественно? Потому что доверие к родственникам и друзьям выше. Для меня было большой дилеммой, когда мне начали платить гонорар 350 тыс. рублей в день за лекцию - получилось, что доход от моего бизнеса сравнялся с доходом от преподавательской деятельности. Я мог просто 10 дней в месяц вести лекции, получать 3,5 млн рублей и больше ничем не заниматься. Думая о том, уйти в преподавание или же в бизнес, я все-таки ограничил преподавательскую деятельность до пяти дней в месяц максимум, потому что глаза перестают гореть.

Диалоги о котэ и потраченные миллионы на паблики «ВКонтакте»

- Хотелось бы, чтобы вы рассказали про наиболее успешные и провальные стартапы в вашей практике.

Расскажу вам про три стартапа, которыми я горжусь, два из которых стали сверхуспешными, а один стал сначала безумно успешным, а потом провальным, и научил меня, как правильно относиться к стартапам и как их на самом деле нужно запускать.

Первый стартап в моей жизни - это как раз университет «Синергия». Работая в топовой команде, нам удалось за три года создать самое крупное негосударственное учебное заведение в стране.

А в 2011 году меня пригласили поднимать стартап в дочернюю компанию «Авито», которая начала делать проект YELL.RU - это поисковик по заведениям, как аналог американского проекта YELP. Если Google - это global search, то Youtube и YELL - это advanced search. В основе у нас была компания «Желтые страницы», которая была в том же холдинге, где находилось «Авито». У меня была задача из этих больших бумажных талмудов сделать большой, красивый интернет-поисковик. За счет того, что мы смогли быстро освоить новый тренд с социальными сетями и сообществами, нам удалось этот проект поднять буквально с нуля за год так, что его капитализация выросла до $32 млн.

- А что за успешно-провальный проект?

Я, наверное, после проекта YELL надел на себя корону, решил, что я самый крутой, и на базе этого в 2012 году решил создать рекламное агентство по работе в социальных сетях. Я буквально за три месяца стал самым крупным в стране держателем пабликов «ВКонтакте». У меня было 213 пабликов с суммарной подписной базой 72 млн уникальных человек. Я мог одним кликом оповестить всех прямоходящих русскоговорящих людей на планете о чем угодно.

Я все равно добился встречи с этим крутым владельцем паблика. Это, наверное, была самая прокачивающая с точки зрения обучения встреча, потому что этот парняга, учащийся в девятом классе, рассказал мне то, чего я бы в жизни не прочитал ни у Котлера, ни у Игоря Манна, ни у кого. Он мне рассказал, почему все любят котэ, как надо запостить котика, чтобы его лайкнули, как после котика правильно засунуть часы, чтобы их лайкнули, а потом купили в интернет-магазине, почему вот эти девочки собирают лайки своими фотографиями, а те не собирают. В общем, рассказал мне огромное количество инсайдов, и единственное, в чем не был профессионален этот паренек, - он не знал, что его паблик сколько-то стоит. Он все это раскрутил просто, чтобы быть самым крутым в классе. Я у него просто спросил, во сколько мне обойдется купить права на его паблик, чтобы получить эксклюзивные права на рекламу, я даже не хотел его у него забирать - он его прекрасно вел. На что он мне озвучил совершенно смешную сумму в 60 тыс. рублей. За эту сумму получить возможность ежедневно общаться с миллионной аудиторией - это копейки. Я с ним поторговался, в итоге купил этот паблик за 50 тысяч. Сказал, что это действительно дорого, в итоге он мне сделал скидку.

Сейчас, запуская любой новый стартап, если я зарабатываю на нем позже, чем через неделю, то для меня этот стартап уже не интересен

Когда я выкупил этот паблик за полтинник, я понял, что другие сообщества также принадлежат школьникам. За полгода, вложив чуть меньше, чем 3 млн рублей, я скупил права на эксклюзивную рекламу во множестве пабликов - это «iFeed», «Корпорация зла», «Корпорация юмора», «Бизнес портал», «Записки миллионера» - все самое популярное, что было тогда в интернете. Но через полгода я стал банкротом.

Я мог достучаться до людей только через новостную ленту, потому что люди не привыкли делать лишний клик и заходить на страницу паблика. Из-за того, что появились программы, так называемые «грабберы», которые позволяют на своей странице и на страницах пабликов не оригинальный контент писать, а просто искать самый классный, залайканный тематический контент, получилось так, что все начали вести паблики не самостоятельно, а просто запуская программку, которая автоматически начинала заполнять стену. Так получилось, что в среднем паблике количество новостей в день увеличилось с трех до ста. Через полгода количество объема информации в новостной ленте, если сложить все показатели суммарно, выросло почти в 500 раз, а люди больше новостную ленту смотреть не стали. Так что при лучших раскладах, если раньше из трех миллионов меня смотрел один миллион человек, то теперь стало в 500 раз меньше просмотров. Это отразилось на цене рекламы, и вскоре бизнес стал нерентабельным.

Сейчас, запуская любой новый стартап, если я зарабатываю на нем позже, чем через неделю, то для меня этот стартап уже не интересен. Скорость получения первых денег для меня сейчас вышла во всех новых проектах на первый план.

«Вещь, которую государство сейчас должно качать, - это тренд на экспорт»

Ранее вы уже заявляли о том, что вы помогли тысячам предпринимателей открыть свой бизнес - в чем все-таки заключается ваша помощь?

Я помог более, чем трем тысячам предпринимателей. Многие надо мной смеются в соцсетях, думая, что эта цифра нереальная, но она более чем реальная. В 2010 году мне посчастливилось прильнуть к государственному бюджету и с 2010 по 2015 год, в рамках программы минэкономразвития по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, освоить 1,5 млрд рублей. Как ни странно, я сам денег на этом особо не заработал - мы действительно по-честному освоили 1,5 млрд рублей, раздав их в различные регионы. Наша задача заключалась в том, чтобы на эти деньги студенты пробовали открывать свой бизнес. Мы создавали необходимую среду - это образовательные программы, форумы, какие-то меры поддержки по льготному открытию компаний. За эти деньги мне за 5 лет удалось в стране создать 15,5 тыс. бизнесов (это на 1 января 2016 года). Из общего числа примерно 20% прошло через меня - я их готовил. Так или иначе мне удалось отследить в течение 5 лет, что произошло с 15,5 тыс. бизнесов на бумаге и более чем 3 тыс. бизнесов отследить вручную.

Все говорят о том, что малому и среднему бизнесу нелегко живется в России. Что бы вы лично изменили в системе, дабы помочь нашим предпринимателям?

Малому бизнесу просто не надо мешать развиваться. Когда государство пытается лезть и учить малый бизнес, как ему надо работать, ничего хорошего из этого не выходит. Им не нужны деньги, потому что на малый и средний бизнес денег не надо - практически все проекты, которые запускал я сам и которые запускали люди, прошедшие мои программы, запускались практически без денег. Бизнес с нуля - это не просто модный тренд, это единственная нормальная схема, по которой сегодня может запускаться малый бизнес.

Но у государства есть две конкретные вещи, которые могут помочь предпринимателям: во-первых, им нужна среда, а во-вторых, нужно помочь предпринимателям вырваться из оков местечковости. Республика Татарстан одна из самых продвинутых в этом плане, но если не брать Татарстан, а взять любой другой регион, то предприниматели с огромной неохотой выезжают со своим бизнесом за пределы своего региона. Я долго думал, что это какая-то ментальная черта, присущая только им, пока неделю назад мне мой старший товарищ не предложил экспортировать свои образовательные продукты в Китай. И вот я ему начал лепить те же самые отмазки про то, что там другой рынок, я там никому не нужен и так далее. Так что вторая вещь, которую государство сейчас должно качать – это тренд на экспорт. Учитывая ситуацию с нашим рублем, мне кажется, что экспорт - это будущее российской экономики.

Бари Алибасов-младший с отцом

«Мне даже морду били из-за того, что я сын Бари Алибасова»

Жизнь вашего отца всегда была связана с музыкой и шоу-бизнесом, а почему вы не посвятили себя аналогичным сферам? Или же в вашей биографии были эпизоды, связанные с этим видом деятельности?

Хороший вопрос, он для меня философский. Я всю жизнь пытался уйти от жизненного пути отца. Для меня повторение его жизни - это, наверное, самый большой страх детства. Если со мной начинают в классе общаться, то первый позыв для того, чтобы познакомиться - это то, что я сын Бари Алибасова. С тобой дружат из-за того, что ты сын Бари Алибасова, девчонки пытаются стать твоей девушкой, потому что ты сын Бари Алибасова, мне даже морду били из-за того, что я сын Бари Алибасова. И мне с детства хотелось хотя бы пакость какую-нибудь сделать для того, чтобы меня побили или наказали за то, что я сделал это сам. Поэтому лет до 25 я старался уйти от отцовской жизни, и несмотря на то, что я в 14 лет к нему переехал и он пытался меня воспитывать, пристроить на телевидение, организовать мне карьеру (не певца точно, потому что петь - это дело профессиональное, тебе либо дано, либо нет). Мне светила карьера ведущего, режиссера, оператора, ну, в общем, у меня могло быть в жизни все хорошо благодаря отцу. Но я в первую очередь взялся за раскрутку высшего учебного заведения, помните? И меня всегда тешило, что отец пляски на сцене организовывает, а я вот занимаюсь чем-то серьезным.

Но как часто говорят, за что боролся, на то и напоролся. Когда я буквально года два назад начал анализировать свою жизнь, оказалось, что несмотря на то, что сферы деятельности у нас разные - вроде папа в шоу-бизнесе, а я вроде как в образовании, жизни у нас практически одинаковые. Отец с утра до вечера занимается своим коллективом - я делаю то же самое, у отца 5-10 поездок в регионы с концертами - у меня в месяц 5-10 поездок в регионы с райдером, с билетами, только у отца концерты под музыку, в стихотворной форме и полтора часа, а у меня по восемь часов, но в прозе. Гастроли, бизнес, творческий коллектив… Только он придумывает костюмы, а я придумываю образовательные программы. После осознания этого в последние несколько лет вместо того, чтобы стараться от отца как-то отстраниться, меня, наоборот, к нему потянуло, и последние три года мы живем душа в душу. И я даже начал помогать ему в раскрутке группы «На-На» в Интернете.

- То есть вы теперь бизнес-партнеры?

Меня отец пригласил в свой бизнес, а я его пригласил в свой. Он мне деньги платит, и я ему деньги плачу. Для того, чтобы позвать отца на свой собственный день рождения, чтобы он меня поздравил, я ему заплатил гонорар 250 тыс. рублей. Он мне даже скидку не сделал, чтобы вы понимали уровень нашей любви. Я знаю, что он иногда к другим ездит дешевле. При этом все честно, радушно.

Он такой же предприниматель, как и я, даже круче наверняка. Я его вообще считаю первым предпринимателем в нашей стране, так как он придумывал рекламные компании и зарабатывал деньги на клиентах еще в 1964 году. Я с него также беру гонорары за то, что мы раскручиваем группу «На-На». И я начал возить его с собой, как бизнес спикера - мы с этого года сделали новый формат выступления на бизнес-форумах, который называется «Алибасов-шоу», где мы с ним приезжаем и начинаем устраивать поединок между отцом и сыном в сфере предпринимательства. У нас с ним радикально противоположные взгляды. Люди анализируют и один, и другой подходы, и между этими полярностями находят какой-то свой личный путь.

Увлечение сайентологией и запрет на ловлю покемонов в храмах

- Хочу снова вернуться в прошлое и попросить вас рассказать об увлечении сайентологией в молодости.

Да, когда я обучался в Англии, в сайентологической школе я проучился три месяца. Не могу сказать, что подход сайентологов к тому, как надо бизнес строить, я принял, но эта школа мне дала самое главное - понимание того, как надо упаковывать образовательную услугу. Именно благодаря этой школе меня взяли в «Синергию», потому что в 2004 году круче сайентологов никто в России не мог делать маркетинг образовательных продуктов - они были номером один. Есть даже такая известная консалтинговая компания Business forward в России, где 99% технологий взяты из книги сайентолога о том, как построить бизнес-стратегию. Отмечу, что для меня до сих пор спорна сайентология, как религия - мы с моими друзьями-сайентологами над многими моментами до сих пор спорим.

Для меня до сих пор спорна сайентология, как религия - мы с моими друзьями-сайентологами над многими моментами до сих пор спорим

Если уж мы заговорили о религии: вы неоднократно называли себя воинствующим атеистом - ваша позиция так и не изменилась за все эти годы?

Я примирился чуть-чуть. Я перестал быть воинствующим атеистом в тот момент, когда мы пообщались с владельцем компании «Эко-окна», миллиардером, успешным предпринимателем. Когда мы с ним заговорили на тему религии, он мне сказал: «Бари, ну, атеизм - это же тоже вера». А предприниматель не должен верить - предприниматель должен знать. И сейчас, когда меня спрашивают, верю ли я в Бога, то я отвечаю словами Карла Юнга: «У меня нет необходимости верить - я знаю».

А как вы относитесь к ловле покемонов в храмах, за которую у нас теперь людей наказывают, и к закону об оскорблении чувств верующих?

Знаете, совсем недавно, на нашем форуме молодых миллионеров в Нижнем Новгороде, я удосужился пообщаться с предпринимателем, которого вербовали в США для того, чтобы он нес американские культуру и ценности в нашей стране. Он мне очень четко передал процесс вербовки. Позвольте мне на ваш вопрос ответить методом вербовки американских спецслужб.

Вся технология строится на том, что они учатся, потом у них идет пьянка, а на следующий день они все равно учатся, потому что после пьянки проще запихивать в башку необходимую информацию. В первый день после пьянки, когда они учились, они говорили о толерантности к национальностям, безусловно, все люди кивали головами и соглашались. Второй момент - это толерантность к вероисповеданию, на третий день началась толерантность к сексуальной ориентации: с кем бы ты ни спал - мальчик с мальчиком, девочка с девочкой, мальчик с айфоном - это тоже все нормально… Русские не очень приняли это дело, но участники из других стран к концу дня приняли эту идею. А уже на пятый день обсуждалась толерантность к наличию американских войск на территории своей страны. Они пошагово, по ступеням формируют эту толерантность.

Идет война на уровне сохранения своей самобытности, и если ты будешь толерантен ко всему, ты в итоге забудешь, кто ты есть на самом деле. Как только народы России забудут об этом, забудут свою историю, незамедлительно наша страна станет очередной колонией тех людей, которые диктуют политику в США. Для того чтобы этого не допустить, у нас идет ограничение толерантности людей, я думаю, что вряд ли наша культура когда-либо уйдет за третью ступень.

Если взять этот закон об оскорблении чувств верующих, то это еще один инструмент для того, чтобы сохранять культурную идентичность, инструмент для правовой защиты. Защищать культурную идентичность можно в правовом поле, а можно не в правовом. Так как наша страна все равно старается быть правовым государством, то надо дать легальную возможность мусульманам доказывать, что они мусульмане - если придут в мечеть Pussy Riot или люди приедут ловить покемонов, то их, скорее всего, ни один полицейский не спасет, если не будет правового поля, в котором верующие могут защитить свой культурный код. Поэтому я к этому закону отношусь абсолютно нормально. Кому-то он может показаться диким, но если над всеми этими вещами подняться… Если бы этого закона не было, то те, кто этот закон бы нарушал, подвергались бы большей опасности, чем просто попадание под статью.

Сейчас сыну Бари Алибасова – Бари-младшему 32 года. С 14 лет ребенок знаменитого музыканта, основателя первой рок-группы СССР «Интеграл», а также автора одного из самых крутых бойз-бендов страны - «На-На» - Алибасова живет с отцом. Однако до этого времени Бари-младший ютился в небольшой квартире в родном Саратове - вместе со своей матерью Еленой Уронич.

Бари Каримович в программе «Когда все дома» рассказал, как познакомился с Леной. Встреча произошла, когда Алибасов гастролировал в Саратове. «А у меня есть друг Сергей Янкин... Мы тогда с «Интегралом» в Саратове работали. И напротив гостиницы «Европа» нашли двух подружек – двух Лен. Хорошо, все рядом было, далеко ездить не надо. И они обе родили мальчиков, называли обоих Бари, которые, в свою очередь, теперь выросли и стали два метра четыре сантиметра. Мы оба, и я, и Сергей, признали сыновей. И записали на свое имя», - рассказал Алибасов.

Любвеобильный музыкант не стал жениться на женщине, родившей ему сына. И она, по утверждению Бари-младшего, до сих пор в обиде на Алибасова. Несмотря ни на что, Елена сделала все, чтобы сын любил своего папу, пусть даже на расстоянии.

«Никаких обид на отца не было, потому что он признал сына от правильной женщины. Несмотря на то, что она, думаю, до сих пор обижена на отца, до сих пор страдает. У нее же после отца не было ни одного мужчины в жизни. Но она поняла, что я должен жить в любви к отцу. Все время мне говорила: «У тебя классный отец, папа тебя любит. Он не с нами, просто у него очень много работы, он очень занят», - поведал Бари Алибасов-младший.

// Фото: кадр из программы «Когда все дома»

Молодой человек занимается предпринимательством, организует мастер-классы по продвижению бизнеса. Будучи успешным в своем деле человеком, Бари-младший не скрывает, что у него было тяжелое детство. Оказалось, что сын знаменитого продюсера, пока жил с матерью, часто голодал. Даже при поддержке отца мальчику жилось непросто. По словам Алибасова-младшего, ему частенько было просто нечего есть. И чтобы выжить, он воровал яблоки, продавал их на рынке.

// Фото: кадр из программы «Когда все дома»

«До 14-ти жил с мамой в Саратове. Иногда и чай с хлебом становились шикарным обедом. У меня на карманные расходы было 10 рублей в месяц. Да и то потому, что я на дачах тырил яблоки и продавал их на рынке, откуда меня не гнали бандиты, потому что им было меня жалко 7-летнего ребенка», - откровенно заявил Бари-младший.

При этом Алибасов-старший уверяет, что поддерживал свою саратовскую семью, регулярно отправлял деньги. Правда, Елена оказалась женщиной, как выразился сын, рассеянной. «Папа вместе со шмотками деньги присылал и сразу так, чтоб на год хватило. Чтоб больше не заморачиваться. А мама - то к менялам пойдет, ее обманут, то нашу квартиру обворуют», - говорит Бари Бариевич.

И тогда Алибасов решил забрать сына, а потом и вовсе отправил его в английскую школу. Жизнь мальчика кардинально изменилась.

// Фото: кадр из программы «Когда все дома»

«Когда отец забрал, он сказал: «Сынок, буду воспитывать тебя в строгости, денег давать не буду – максимум сдача – на тебе тыщу рублей купи хлеб кофе, сдачу оставь себе». А сдача 720, как сейчас это помню… Ни в чем не ограничивал. Дал попробовать все, попасть в самые страшные передряги, дрались на Арбате… Но надо отдать ему должное, я до сих пор нахожусь в таком состоянии – рискуя и по жизни, и в бизнесе, я понимаю, если вдруг что-то случится, у меня есть любимый папа, который меня спасет. Ни разу в жизни к нему не обращался… Хотя признаюсь, что фамилия помогает. Любая дверь открывается. Всем прикольно посмотреть, какой у Бари Алибасова сын».

// Фото: кадр из программы «Когда все дома»

Алибасов был несколько раз официально женат, по некоторым данным, пять. Продюсер и музыкант признается, что попыток построить семью предпринял немало, примерно раз 12. Не отрицает, что очень любвеобилен, и как-то в его жизни было одновременно четыре женщины.

Бари-младший в этом плане похож на своего папу. Он откровенно заявил, что, как минимум, семь женщин в своей жизни он называл женами.

Сейчас оба не женаты. Алибасов-старший, которому уже 70, больше всех на свете любит своего 6-летнего сфинкса по кличке Чуча. «Не было в моей жизни существа, которого бы я так любил как кота», - говорит Алибасов.

Бари Алибасов - известная и разносторонняя личность. Многим он известен своей творческой деятельностью и некоторыми популярными продюсерскими проектами. Одним из подобных детищ Бари Каримовича является некогда популярная группа «На-На». Подробнее об интересных фактах из жизни Алибасова вы и узнаете из этой статьи.

Детские годы Бари Каримовича

Биография Бари Алибасова начинается в городе Чарске. Родился он в начале июня 1947 года в семье банковского управляющего и бухгалтера детского садика. Кроме него в семье были еще братья и сестры.

Несмотря на то что Союз довольно давно канул в Лету, его родиной считается бывшая территория Казахской ССР.

Особенности жизни в семейном кругу

По словам соседей, семейство Алибасовых жило в мире и согласии. Для окружающих это была любящая и полноценная семья. В реальности же у них случались мелкие ссоры, которые легко решали и не выносили на всеобщее обозрение. С детских лет Бари Алибасову прививали любовь к труду. Еще будучи маленьким мальчиком, он пас коров, помогал родителям с домашним хозяйством и огородом.

Подростковая жизнь и первые протесты

В подростковом возрасте Бари Алибасов, как и многие его сверстники в нелегкий переходный период, выражал родителям свое недовольство. Чаще всего оно касалось беззаботной юности.

Как и других, его наказывали. В ответ на это молодой человек попросту не приходил домой ночевать. Причем делал так несколько дней подряд. Он также часто прогуливал уроки в школе, из-за чего его родители частенько наведывались к директору. Более того, из-за регулярных прогулов молодого Алибасова неоднократно исключали из учебных заведений.

Раннее проявление актерского таланта

Многие из окружения Бари Алибасова утверждают, что он родился с неповторимой и ярко выраженной творческой жилкой. Еще в дошкольном возрасте мальчика одевали в национальный костюм и готовили к выступлению перед родственниками. В это время он пел песни и читал стихи.

Во время учебы в школе будущий известный продюсер решил освоить игру на ударных инструментах. К удивлению многих, он прекрасно справился с поставленной задачей. Немного позже у юного Бари раскрылся талант первоклассного организатора. За короткое время ему удалось создать детский драмкружок. Набрав в него перспективных актеров, Алибасов ударно поработал над одной из пьес А. П. Чехова. Во время учебы в старших классах при его содействии был создан местный музыкальный ансамбль.

Под эгидой начинающего продюсера эта музыкальная труппа отправилась в самое первое свое областное турне. Вот таким необычайно талантливым был в свои школьные годы Бари Алибасов. Фото уже давно состоявшегося продюсера позволяет понять, сколько в нем творческой харизмы. Вы только посмотрите в эти веселые и никогда не унывающие глаза. В них столько огня и желания реализовать еще много творческих идей. Ведь всему свое время.

Дальнейшее образование и учеба

После окончания школы, в 1965 году, Бари решил опробовать свои силы в Усть-Каменогорском строительно-дорожном институте. Успешно сдав экзамены, он поступил на факультет архитектуры. После получения диплома об окончании вуза Алибасов ушел в армию. Здесь же он организовал свой второй ансамбль под названием «Задор». Вместе с ним молодой человек отправился на гастроли по ближайшим окрестностям. Сколько лет Бари Алибасову было на тот момент? Всего лишь чуть-чуть за двадцать.

После армии Алибасов решил получить профильное музыкальное образование, попутно руководя сразу несколькими группами молодых исполнителей. Для этого он даже поступил в профильное училище. Однако из-за слишком насыщенного творческого графика ему так и не удалось его окончить.

Первый личный проект

О своем первом личном музыкальном проекте продюсер стал подумывать в 60-е годы. В этот период ему посчастливилось объединить совершенно разных по характеру людей и организовать коллектив с названием «Интеграл». В роли сопродюсера в данном случае выступил бывший однокурсник Бари - Михаил Арапов.

Интересно, что в данном джазовом коллективе молодому музыканту удалось не только занять должность менеджера группы, но и даже написать собственную песню. Она называлась «Весенний дождь». Со своим коллективом талантливый молодой человек выступал преимущественно на юношеских вечерах, слетах молодежи и дискотеках. В этот же момент претерпела изменения и личная жизнь Бари Алибасова. Именно тогда он в первый раз по-настоящему влюбился.

Доходы музыкантов и радость от концертов

Несколькими годами позднее группа «Интергал» изменила свой стиль. Из джазового ансамбля она превратилась в рок-группу. Этот проект был одобрен на высшем уровне, что позволило подопечным Бари гастролировать по ближайшим городам и селениям. Удивительно, но не столь известный в Союзе коллектив очень быстро стал популярным. Говорят, что выступления этих музыкантов приносили им неплохую прибыль, они собирали полные залы.

Основание творческого центра и «На-На»

В начале 1989 года Бари организовал собственный творческий центр. Так он и стал самым настоящим продюсером. Одним из первых его проектов стала работа с коллективом «На-На». На этот раз он лично подбирал участников проекта, который был рассчитан преимущественно на молодежную аудиторию. Группа очень быстро стала популярной.

Затем была работа на телевидении и участие в нескольких телепроектах, включая «Кто хочет стать миллионером?» и «Битву экстрасенсов».

Группа «На-На» сегодня

Несмотря на то что популярность группы сегодня далека от идеала, ее деятельность продолжается. Правда, в большинстве случаев группа дает концерты исключительно на корпоративах и закрытых вечеринках. Но ее продолжают приглашать и сегодня.

Биография Бари Алибасова и личная жизнь

Бари никогда не был скрытным. Наоборот, о его личной жизни знали все. А очень часто он даже делал из нее настоящий рекламный проект. Первой женой нашего героя стала его школьная подруга. Однако этот любовный порыв был скоротечным, и пара распалась почти сразу после непродолжительного пребывания вместе. По рассказам самого Бари, его супруга ему очень быстро надоела. Он развелся. Спустя некоторое время после развода теперь уже бывшая супруга родила ему сына.

Второй супругой продюсера стала девушка, с которой он познакомился почти сразу после своего развода. Она была младше Алибасова на целых двенадцать лет. Но даже столь большая разница в возрасте не помогла внести разнообразие и спасти брак с Алибасовым. Очень скоро они развелись.

Третий бурный роман начался у Бари с одной из молодых фанаток группы «Интеграл». Это была Елена Уронич. Говорят, что на момент встречи с музыкантом и продюсером девушка планировала выйти замуж за другого мужчину. Но этому не суждено было случиться. Она влюбилась в продюсера. Правда, на этот раз он не спешил жениться. Некоторое время пара жила в гражданском браке. За это время Елена родила своему благоверному сына. Его назвали тем же именем, что и отца.

И еще несколько женщин продюсера

В 1990 году Алибасов в очередной раз женился. С четвертой женой он прожил в браке добрых четыре года. Спустя год после развода судьба свела его с известной актрисой - Лидией Федосеевой-Шукшиной. Влюбившись без памяти, наш герой снова женился. Но и этот барк продлился всего три года. Даже после развода они продолжили общаться, навсегда оставшись друзьями.

В начале 2013 года продюсер женился снова. Его супругой стала актриса и персональная помощница - Лилиана-Виктория Максимова.

В настоящий момент семидесятилетний Бари находится снова в поисках. Со своей шестой женой он расстался в конце 2017 года. В будущие пассии продюсеру пророчат светскую львицу Лену Ленину. Но женится ли Бари и на этот раз - сказать трудно.

Бари Алибасов и группа «На-На»

В 2017-м ему исполнилось 70, а пресса по‑прежнему пишет о его личной жизни, эксцентричных поступках и достижениях в шоу-бизнесе. Когда-то он создал группу, солистов которой называли «новыми Beatles». Для самого Бари Каримовича «На-На» были словно семья, которую он всегда ставил на первое место.

Бари Алибасов родом из Казахстана. С раннего детства он любил выступать перед публикой с песнями и ставить спектакли, и совсем не отличался дисциплиной и послушанием. Юного Алибасова несколько раз исключали из школы и из космомола — зато спустя много лет в его честь назовут улицу в родном городе Чарске, а в школе организуют музей, посвященный продюсеру.

Первые шаги


Бари Алибасов, Лидия Федосеева-Шукшина

Почти сразу после учебы Алибасов впервые пробует силы в качестве руководителя музыкального коллектива: организует группу «Интеграл». Сначала они играли джаз, затем переключились на рок. Уже тогда проявился талант будущего продюсера: несмотря на полуподпольный статус рок-музыки в СССР, «Интеграл» гастролирует по городам, получает признание в министерстве культуры и в общем неплохо себя чувствует.

Все изменилось после перестройки: потеряв привычный уклад жизни, публика перестала тянуться к «западной» музыке. Когда на один из концертов «Интеграла» пришли всего 19 человек, Алибасов понял, что нужно что-то менять.

«Интеграл» был «прописан» в Саратове. Новый проект Бари решил начинать в Москве — и не задумываясь покинул провинцию, оставив там не только коллег-музыкантов, но и фактическую супругу с сыном.

Его отношения с Еленой Уронич начались незаметно для него самого. Уже разведенный к тому моменту, Алибасов совершенно не собирался встречаться с поклонницей группы, которая не пропускала ни одного концерта. Но девушка оказалась настойчивой и добилась своего.

В 1985-м родился сын, которого тоже назвали Бари. До 14 лет мальчик будет жить с мамой и бабушкой, периодически получая от отца финансовую помощь. Зато после 14-ти Алибасов возьмется за сына всерьез: перевезет в Москву, устроит в престижный лицей, а после отправит учиться заграницу.

Елена оказалась мудрой матерью и не стала припоминать Бари былые обиды: легко отпустила сына к отцу, не препятствовала их общению. «Единственная женщина, которая умудрилась склонить Барии Алибасова к зачатию и признанию ребенка», — говорит о ней Бари-младший.

«На-найцы»


«Для меня смена жанра совершенно не стала трагедией. И ломать себя не пришлось. Главное, чему я всегда учился сам и чему пытался научить «интегральцев», — полная раскрепощенность и свобода», — объяснил потом продюсер свое решение.

А смена жанра произошла кардинальная. «Рок умер», — решил для себя Алибасов и объявил большой кастинг в мальчишечью поп-группу.

Принято считать, что «На-На» «выстрелили» буквально за несколько месяцев. На деле все было не так просто. Первые полтора года продюсеру никак не удавалось сформировать коллектив, он пробовал и менял все новых и новых солистов, пока не нашел «золотой» состав: Левкин, Политов, Жеребкин, Асимов.

Они собирали стадионы, их плакатами были обклеены комнаты каждой второй школьницы, а дамы постарше с удовольствием любовались на красивых парней, прощая им даже провокационные номера.

Алибасов вспоминает случай, когда для номера «Эскимосы и папуасы» костюмер принес наряд для папуасов: едва прикрывающие наготу набеденные повязки. Продюсер боялся, что солисты откажутся выходить в этом на сцену, но они к тому времени так раскрепостились, что проблем не возникло.

За кулисами яркого эпатажного шоу скрывалась жесткая дисциплина: Бари понимал — чтобы тянуть плотный гастрольный график, нельзя отвлекаться на развлечения и женщин.

Став солистом «На-На», каждый подписал подробный договор на 38 листах: нельзя пропускать репетиции, заводить романы с сотрудницами «Шоу Бари Алибасова», а все посторонние женщины должны покидать номера артистов до двух часов ночи. В противном случае — штраф.

Сам Бари старался заменить подопечным родного отца:

«…если хочешь добиться от артиста достижений на сцене, избавь его от насущных проблем. И я избавлял: «выбивал» для «на-найцев» квартиры, бронировал в гостиницах лучшие номера, чтобы накормить чем-то особенным, часто сам вставал к плите».

10 лет он жил бок о бок с парнями, зарабатывал, копил и наслаждался плодами успеха. Но впереди Алибасова ждал очередной крутой поворот: дефолт 1998-го года положил конец успешными гастролям. Публика больше не могла ходить на концерты, у людей не было на это денег.

Распускать «На-На», как когда-то «Интеграл», Алибасов не стал. С ними он, наоборот, решился на смелую авантюру — покорение Америки.

Космические амбиции

«На-На» и раньше бывали в США на гастролях, с успехом выступая перед мигрантами из России. Часто Бари Каримовичу предлагали попробовать повторить успех группы и здесь. Момент настал.

Он собрал все накопленные сбережения, перевез ребят, оплатил им уроки английского, вокала и танцев. В США совсем другой уровень шоу-бизнеса, и Бари не хотел ударить грязь в лицом.

Ему почти удалось добиться заключения контракта с крупной звукозаписывающей студией — в США это означало, что дальнейшие расходы по записи альбома и раскрутке студия возьмет на себя. Но случилось непредвиденное: в 2001 году в Интернете появился первый бесплатный файлообменник Napster.

Студии больше не могли зарабатывать на продаже альбомов. Контракты разрывались даже с именитыми исполнителями типа Мэрайи Кэрри — а уж русская группа стала и вовсе никому не нужна.

Это было крушение первой мечты. Вторую он до поры до времени скрывал.

Лишь небольшой круг посвященных знал, что Алибасов готовит грандиозный проект с Центром подготовки космонавтов: один из «на-найцев» должен был отправиться в космос, чтобы исполнить там гимн планеты.

Финансировал проект Фредди Хайнекен, владелец крупной пивоваренной компании. Но едва «На-На» вернулись в Москву после неудачи в Америке, как пришла вторая плохая новость: Хайнекен скончался, проект приостановили.

Бари Алибасов – один из самых известных советских, а затем российских продюсеров. Талантливый музыкант, композитор, родился 06.06.1947 в маленьком казахстанском поселке Чарск.

Детство

По национальности Бари – казах, его мать – татарка. Его родители были интеллигентными и образованными людьми. Отец занимал должность управляющего отделением Сбербанка, мать трудилась бухгалтером. Семья по восточной традиции была многодетной, у Бари было еще несколько братьев и сестер.

Жизнь в многодетных семьях никогда не была легкой. Денег на все не хватало, потому приходилось донашивать друг за другом одежду и делить любимые лакомства, чтобы доставалось на всех. Но дети росли дружными, семья часто собиралась на вечерние посиделки с песнями и плясками. Ребята устраивали импровизированные концерты.

Алибасов в молодости

В семье всегда были музыкальные инструменты, и Бари самостоятельно научился на них играть. А когда он пошел в школу, то уже в подростковом возрасте собрал свой первый ансамбль, который исполнял народные и популярные эстрадные песни. Группа быстро стала популярной, и ее начали приглашать на выступления не только на школьных мероприятиях.

Музыка так захватила Бари, что он не слишком думал об учебе. Успеваемость была средненькой, довольно часто он пропускал занятия, предпочитая самодеятельные репетиции. К тому же, у Бари с детства был вспыльчивый характер, и он нередко затевал драки. В итоге сначала его исключили из комсомола, а затем и вовсе хотели выгнать из школы. Получить аттестат он смог лишь благодаря авторитету отца.

Музыкальный старт

К удивлению педагогов, Алибасову удалось не только закончить среднюю школу, но и поступить в институт на престижную специальность – архитектуру. На третьем курсе его призвали в армию. Поначалу он служил в ракетных войсках, но все свободное время снова проводил за занятиями музыкой.

Талант не мог остаться незамеченным, молодого бойца перевели в военный ансамбль. Там он создал новую группу, которая много гастролировала с концертами по дальневосточным частям.

Еще на первом курсе, до призыва в армию, Алибасов нашел такого же влюбленного в музыку как он приятеля, Михаила Арапова, и вместе с ним организовал небольшой студенческий коллектив с модным названием «Интеграл». Ребята играли электронную современную музыку, джаз и песни, которые писал сам Бари.

Буквально за пару лет группа стала очень популярной и часто выезжала выступать в крупные города Казахстана и Алма-Аты. Пока Алибасов был в армии группа не выступала так активно, но ребята не разбежались. И буквально через пару месяцев после демобилизации он возрождает коллектив. Тем более, что за два года им было написано несколько новых песен.

Алибасову удается договориться с областной филармонией, чтобы она взяла группу под свое крыло, и ребята получили удостоверения эстрадных артистов. Имея официальный статус, группа уже могла подавать заявки на участие в серьезных фестивалях и концертах.

Первым их серьезным достижением было выступление на фестивале Дружбы Народов в Алма-Ате, а затем их пригласили на открытие московской Олимпиады.

Особенностью «Интеграла» было умение сочетать качественную музыку с настоящим шоу на сцене. Такого не позволял себе ни один коллектив — в советские времена артисты в строгих костюмах чинно стояли на сцене, держа в руках микрофоны. Это стало главной причиной того, что путь на большую эстраду и телеэкраны им был закрыт.

Зато профессиональная и очень оригинальная музыка пользовалась успехом в киноиндустрии. Голосами «Интеграловцев» пели герои многих советских музыкальных фильмов и мультиков. Эти песни перезаписывались и затем звучали практически в каждом доме. Но только в 1980 году, после того, как группа завоевала гран-при на престижном рок-фестивале, ребятам разрешили дать первый сольный концерт в Москве.

Алибасов и «НА-НА»

На пике популярности «Интеграл» продержался еще несколько лет. Но Алибасов уже достиг своей главной цели – покорил московский музыкальный Олимп, и этот проект ему стал не интересен. К тому же перестройка сняла практически все ограничения и запреты.

Появилось множество других рок-исполнителей, из андеграунда на эстраду переместились новые коллективы, и «Интеграл» потерял былую оригинальность.

В 1989 году Алибасов принимает решение о запуске нового нестандартного проекта – молодежной группы «НА-НА», для организации которой организует масштабный кастинг. Из нескольких тысяч претендентов он выбирает всего четверо никому не известных парней, с которыми подписывает контракт.

С группой «На-На»

Всего через полгода они уже появляются на сцене популярного музыкального фестиваля. И после первого же выступления слух о новой группе разносится по всей Москве. К концу года «НА-НА» объявляют музыкальным открытием года. И с этого момента она начитает активно гастролировать по всей территории бывшего СССР.

Алибасову часто задавали вопрос о странном названии группы. Секрет прост — изначально репертуар коллектива должен был состоять только из песенок с простым мотивом, который даже не имеющий слуха обыватель мог бы напевать «на-на-на-на..». И именно такой подход сработал. В первой половине 90-х песни Алибасова распевали все, они не сходили с верхних строчек хит-парадов.

Состав группы окончательно определился только к 1992 году, но это не мешало ее растущей популярности. В 1995 они уже гастролировали не только по СНГ, но и практически по всему миру. Этот проект стал визитной карточкой Алибасова и принес ему хорошие дивиденды. Группа существует и по сей день. Правда сейчас Алибасов больше занимается продюсированием молодых исполнителей.

Личная жизнь

Для многих странно, что воспитанный на восточных традициях Алибасов так часто менял спутниц. Но сам артист объясняет это именно своим темпераментом и творческой натурой. Для того, чтобы он мог творить, в его крови постоянно должен бурлить огонь, ему просто необходимо чувство влюбленности, рядом с ним должна быть не просто женщина, а Муза.

Когда отношения с Музой разлаживались, он просто уходил, навсегда вычеркивая ее из своих мыслей или жизни. Количество таких Муз навсегда останется тайной, известной только самому Алибасову. Мы лишь можем утверждать, что официальных браков в его жизни было шесть. Причем шестой супругой стала его бывшая помощница, Виктория Максимова, которая в 2016 родила ему сына.

С Викторией Максимовой

В начале 2017 года Алибасов, у которого есть еще один сын, 1985 г.р. от Елены Уронич (бывшей официальной супруги), стал подозревать жену, которая младше его почти на 40 лет, в измене.