Одним из элементов общества как системы является. К числу глобальных проблем не относится

Современный американский антрополог Джулиан Стюард в своей книге «Теория культурных изменений» отошел от классического социального эволюционизма Спенсера, основанного на дифференциации труда. Каждое общество, по Стюарду, состоит из нескольких культурных полей:

  • технико-экономического;
  • социально-политического;
  • законодательного;
  • художественного и т. д.

Каждое культурное поле имеет свои законы эволюции, а все общество в целом находится в уникальных природных и общественных условиях. В результате развитие каждого общества уникально и не подчиняется никакой экономико-формационной линейности. Но чаще всего ведущей причиной развития локальных обществ является технико-экономическая сфера.

Марш (1967), в частности, указал признаки, при которых социальная общность может считаться обществом:

  • постоянная территория, имеющая государственную границу;
  • пополнение численности сообщества в результате деторождения и иммиграции;
  • развитая культура (понятия опыта, понятия о связи элементов опыта, ценности-верования, нормы поведения отвечающие ценностям и т. д.);
  • политическая (государственная) независимость.

Как можно видеть, экономика среди перечисленных признаков отсутствует.

Строение общества в социологии Парсонса

Самое известное, сложное и используемое в современной социологии — понимание общества, предложенное . Он рассматривает общество как разновидность социальной системы, которая в свою очередь является структурным элементом системы действия. В результате возникает цепочка:

  • система действия;
  • социальная система;
  • общество как форма социальной системы.

Система действия включает в себя следующие структурные подсистемы:

  • социальная подсистема, функцией которой является интеграция людей в социальную связь;
  • культурная подсистема, состоящая в сохранении, воспроизводстве и развитии образца поведения людей;
  • личностная подсистема, заключающаяся в реализации целей и исполнении процесса действия, заложенного в культурной подсистеме;
  • поведенческого организма, функция которого состоит в осуществлении физических (практических) взаимодействий с внешней средой.

Внешней средой системы действия является, с одной стороны, «высшая реальность», проблема смысла жизни и действия, заключенная в культурной подсистеме, а с другой стороны, — физическая среда, природа. Социальные системы — это открытые системы, находящиеся в постоянном обмене с внешней средой, «образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами ».

Общество — это «тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношении со своим окружением». Оно состоит из четырех подсистем — органов, выполняющих в структуре общества определенные функции:

  • социетальная подсистема — субъект социального действия, она состоит из совокупности норм поведения, служащих интеграции людей и коллективов в общество;
  • культурная подсистема сохранения и воспроизводства образца, состоящая из совокупности ценностей и служащая для воспроизводства людьми образца типичного социального поведения;
  • политическая подсистема, служащая для постановки и достижения целей социетальной подсистемой;
  • экономическая (адаптивная) подсистема, включающая в себя совокупность ролей людей, взаимодействия с материальным миром (табл. 1).

Ядром общества выступает социетальное сообщество — своеобразный народ, а остальные подсистемы выступают инструментами сохранения (стабилизации) этого сообщества. Оно представляет собой сложную сеть взаимопроникающих коллективов(семей, предприятий, церквей, государственных учреждений и т. д.), в рамках которых люди обладают общими ценностями и нормами и распределены между статусам и-ролям и. «Общество, — пишет Парсонс, — есть такой тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношениях со своим окружением». Самодостаточность включает в себя способность общества контролировать как взаимодействие входящих в него подсистем, так и внешние процессы взаимодействия.

Таблица 1. Структура общества по Т. Парсону

Главная общественная проблема, по мнению Парсонса, — проблема порядка, стабильности и адаптации общества к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Он уделяет особое внимание понятию «нормы» как важнейшего элемента социальной связи, института, организации. В реальности ни одна социальная система (и общество в том числе) не находится в состоянии полной интеграции и корреляции с другими системами, потому что постоянно действуют деструктивные факторы, вследствие чего необходим постоянный социальный контроль и другие корректирующие механизмы.

Парсонсовская концепция социального действия, социальной системы, общества была подвергнута критике с разных социологических точек зрения. Во-первых, общество у него оказалось втиснутым между культурной и антропологической (личность и поведенческий организм) подсистемами, при этом культурная подсистема осталась вне общества. Во-вторых, социетальное сообщество не входит в состав политической, экономической, культурной подсистем, поэтому социетальные статусы, ценности, нормы оказываются функционально недифференцированными по отношению к социальным системам. В-третьих, главным элементом общества оказывается социетальное сообщество, которое образовано ценностями и нормами, а не процесс деятельности, ведущий к определенному результату.

На мой взгляд, структуру общества, предлагаемую Парсонсом, можно существенно изменить. Имеет смысл добавить к подсистемам общества демосоциальную, связанную с воспроизводством и социализацией людей. Она не покрывается личностной и поведенческой подсистемами, играя фундаментальную роль в обществе. Нужно разделить культурную подсистему на духовную и психическую , так как их смешение в культурной подсистеме мешает самому Парсонсу при анализе отдельных культурных подсистем — например, церкви и религиозного мировоззрения. Следует включить в состав всех социальных систем общества социетальные части (функциональные социетальные сообщества).

Современные представления о строении общества

С моей точки зрения, общество состоит из следующих основных систем-сфер :

  • географическая (естественная основа существования и предмет производства);
  • демосоциальная (демографическая и социальная) — воспроизводство и социализация людей;
  • экономическая (производство, распределение, обмен, потребление материальных благ);
  • политическая (производство, распределение, обмен, потребление власти-порядка, обеспечение интеграции);
  • духовная (художественная, правовая, образовательная, научная, религиозная и т. п.) — производство, распределение, обмен, потребление духовных ценностей (знаний, художественных образов, моральных норм и т. п.), духовная интеграция;
  • психическая, сознательная, субъективная (совокупность инстинктов, чувств, взглядов, ценностей, норм, убеждений, присущих данному обществу).

Каждая из перечисленных систем включает в себя подсистемы, которые можно рассматривать в качестве относительно самостоятельных частей общества. Данные представления схематически можно показать следующим образом (схема 1).

Схема 1. Основные системы общества

Системы общества, во-первых, расположены такой «лесенкой» прежде всего в зависимости от соотношения в них материального (объективного) и психического (субъективного). Если в географической сфере субъективная составляющая (мировоззрение, ментальность, мотивация) отсутствует, то в сознательной — присутствует в полной мерс. При движении от географической (бессознательной) к психической (сознательной) системе роль конструирующих социум значений, т. е. сознательной составляющей жизнедеятельности людей, возрастает. Одновременно происходит усиление рассогласования обыденных (эмпирических) и научных (теоретических) знаний и убеждений. Во-вторых, демосоциальная, экономическая, политическая, духовная системы ориентированы на удовлетворение функциональных потребностей (демосоциальных, экономических и т. п.). Поэтому понятие социальной связи (социальности) выступает методологической основой анализа этих систем общества. В-третьих, эти системы комплементарны, дополняют одна другую и надстраиваются одна над другой. Между ними возникают разнообразные причинно-следственные, сущностно-явленческие и функционально-структурные связи, так что «конец» одной общественной сферы является одновременно «началом» другой. Они образуют иерархию, где результат функционирования одной системы является началом другой. Например, демосоциальная система является исходной для экономической системы, а последняя — для политической и т. д.

Один и тот же человек выступает субъектом разных общественных систем, а значит — и социетальных сообществ, реализует в них разные мотивационные механизмы (потребности, ценности, нормы, убеждения, опыт, знания), выполняет разные роли (мужа, рабочего, гражданина, верующего и т. п.), образует разные социальные связи, институты, организации. Это, с одной стороны, обогащает статусно-роле вой набор людей, а с другой стороны сохраняет единство общественных систем и обществ. Индивид, его деятельность, мотивация являются в конечном счете одним из основных интеграторов народонаселения в общество-народ. В понимающей социологии, социологии Парсонса и
феноменологической социологии индивидуальное социальное действие выступает главным элементом социального.

Общественное, социальное, социетальное бытие - это совокупность демосоциальной, экономической, политической, духовной систем и связей между ними. Перечисленные термины выражают, в сущности, одно и то же. Системы социальной связи, общественного бытия, социальные системы представляют собой процессы производства, распределения, обмена и потребления каких-то социальных благ (товаров, порядка, истин и т. д.).

Социум - это совокупность общественных систем за исключением географической. В учебниках по социологии, как правило, выделяют раздел культуры общества , под которым в узком смысле слова понимается характерный для данного общества строй ценностей, норм, мыслей, действий. В широком смысле слова социум и культура общества - тождественные понятия, поэтому в настоящем учебном пособии я исключил раздел «культура»: она рассматривается в разных темах вследствие большой расплывчатости самого понятия «культура». Культура человека была рассмотрена раньше.

Общество - это совокупность всех общественных систем и связей между ними, его основные метасистемы — народ, формация и цивилизация. В социальных системах (общественном бытии) можно выделить три основные части, чтобы упростить их понимание и роль в обществе. Во-первых, это исходная, субъектная, социетальная часть социальных систем включает в себя функциональные общности (демосоциальные, экономические и т. п.), обладающие функциональной субъективностью (потребностями, ценности, знаниями), способностями к действиям, а также ролями.

Во-вторых, это базисная, деятельностная часть — процесс производства каких-то общественных благ — представляющая собой согласованные действия индивидов с разными ролями, их взаимное общение, использование предметов и орудий (ситуация деятельности). Примером могут служить менеджеры, инженеры и рабочие вместе со средствами производства в деятельности промышленного предприятия. Эта часть является базисной, потому что от нее зависит данная социальная система.

В-третьих, это результативная, вспомогательная часть, включающая в себя произведенные социальные блага: например, автомобили, их распределение, обмен и потребление (использование) другими социальными системами. К результативной части социальной системы нужно отнести и подкрепление исходных и базисных частей, подтверждение их адекватности своему назначению. Такая, реалистическая , точка зрения смягчает крайности субъективистской, понимающей, позитивистской и марксистской социологии.

В отличие от Парсонса, функциональное социетальное сообщество в такой трактовке является исходным элементом каждой социальной системы, а не выступает в качестве отдельной системы. В него входит также статус но-ролевая структура, характеризующая данную социальную систему. Оно, а не культурная подсистема, выступает конкретной функциональной культурной частью социальной системы.

Далее, не только экономическая и политическая, но также демосоциальная и духовная системы выступают социальными, т. е. обладают своими функциональными социетальными сообществами, со своими потребностями, ментальностью, способностями, а также действиями, нормами, институтами и результатами.

И, наконец, во всех социальных системах культурная, социетальная, личностная, поведенческая подсистемы находятся в единстве, а индивидуальное (элементарное) действие входит в базисную часть каждой социальной системы, включая в себя: а) ситуацию (предметы, орудия, условия); б) ориентации (потребности, цели, нормы); в) операции, результаты, блага.

Таким образом, общество можно определить как природно-социальный организм, состоящий из психической, социальной, географической систем, а также связей и отношений между ними. Общество имеет разные уровни: деревни, города, регионы, страны, системы стран. Человечество включает в себя как развитие отдельных стран, так и медленное становление общечеловеческого суперорганизма.

В настоящем учебном пособии общество изображено в виде иерархической структуры, которая включает в себя: 1) базисные элементы общества; 2) системы (подсистемы), сферы, органы; 3) метасистемы (народы , характеризующие «метаболическую» структуру общества; формации , характеризующие «социальное тело» общества; цивилизации , характеризующие его «душу»).

Сен-Симон, Конт, Гегель и другие полагали, что движущая сила изменений обществ находится в сфере сознания, в тех идеях, методах мышления и проектах, с помощью которых Человек пытается объяснить и предсказать свою практическую деятельность, управлять ей, а через нее и миром. Марксисты видели движущую силу исторических изменений в сфере борьбы бедных и богатых классов, производительных сил и экономических отношений, то есть в экономической системе. На мой взгляд, движущей силой развития обществ являются также противоречия психического, социетального, предметного внутри социальных систем, между общественными системами внутри общества, между разными обществами.

Текущая страница: 5 (всего у книги 41 страниц) [доступный отрывок для чтения: 27 страниц]

Тест к разделу I

1. Bepны ли следующие суждения об обществе?

Общество можно определить как…

А. обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Б. целостный социальный организм, включающий в себя большие и малые группы людей, а также связи и отношения между ними.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) вepно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.


2. Экономика, политика, социальные отношения и духовная жизнь общества – это:

1) независимо развивающиеся стороны общественной жизни;

2) взаимосвязанные сферы общества;

3) этапы постепенного усложнения общественной жизни;

4) элементы социальной структуры общества.


3. К элементам общества как системы можно отнести:

1) этнические общности;

2) природные ресурсы;

3) экологические зоны;

4) территорию государства.


4. К сферам общественной жизни не относится:

1) государство;

2) экономика;

3) политика;

4) социальная жизнь.


5. Общество как динамическая система характеризуется:

1) различными изменениями, развитием, возникновением новых и отмиранием старых частей;

2) статичным состоянием;

3) полной зависимостью от природы;

4) способностью адаптировать окружающую среду.


6. Вepны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинcтвa населения.

Б. Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.


7. Верны ли следующие суждения?

А. С ходом истории воздействие общества на природу возрастает.

Б. Природа – неисчерпаемая кладовая ресурсов для человечества.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.


8. И общество, и природа:

1) являются средой обитания человека;

2) движутся от более низких ступеней развития к более высоким;

3) не могут существовать изолированно друг от друга;

4) реализуют принцип: «Выживает сильнейший».


9. Для традиционного общества характерно(-а):

1) ценность человеческой личности;

2) динамичное развитие;

3) высокая роль религии;

4) индустриальное производство.


10. Общество, в котором yтвердились стандарты массового производства, называется:

1) информационным;

2) индустриальным;

3) традиционным;

4) постиндустриальным.


11. Для постиндустриального общества, в отличие от индустриального, характерно:

1) постоянное совершенствование технологий производства;

2) активное использование природных богатств;

3) использование правовых актов в целях создания благоприятных условий для развития производства;

4) широкое использование информационных технологий в различных областях жизни.


12. Для индустриального и постиндустриального общества, в отличие от аграрного, характерно:

1) влияние на общественное развитие природных факторов;

2) деления населения на городское и сельское;

3) широкое использование машинной техники;

4) существование абсолютных монархий.


13. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

1) личность стала подчиняться общине;

2) возросла социальная мобильность;

3) возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений;

4) усилилось внеэкономическое принуждение к труду.


14. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется…

1) прогрессом;

2) революцией ;

3) эволюцией;

4) регрессом.


15. Характерной чертой эволюционных процессов в общественной жизни является:

1) скачкообразность перемен;

2) революционный характер изменений;

3) постепенность процессов;

4) необратимость процессов.


16. Преобразования существенных сторон общественной жизни, осуществляемые властью, называются:

1) эволюцией;

2) развитием;

3) прогрессом;

4) реформами.


17. Верны ли суждения?

Глобальные проблемы порождены деятельностью:

А. Только развитых стран. Б. Всего человечества в целом.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.


18. К числу глобальных проблем не относится:

1) угроза ядерной войны;

2) нехватка природных ресурсов;

3) распространение наркомании;

4) замена религиозной идеологии атеизмом.


19. Решением глобальных проблем должны заниматься:

1) только развитые страны;

2) все страны и народы;

3) выдающиеся политики и ученые;

4) страны, входящие в «большую восьмерку».


20. Глобальные проблемы:

A. Выходят за рамки отдельных государств или группы стран. Б. Порождены ресурсосберегающими технологиями.

B. Определяют нынешнее и дальнейшее развитие человечества.

Г. Могут быть разрешены лишь усилиями всего мирового сообщества.


21. Верны ли суждения?

А. НТР создала гигантские силы разрушения и массового уничтожения людей.

Б. НТР увеличивает технические возможности производства предметов потребления, создает условия для повышения эффективности здравоохранения и образования.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) вepнo и А, и Б;

4) оба суждения неверны.


22. Под общественным прогрессом понимается:

1) неизменность общественной жизни;

2) революционные преобразования;

3) возврат к отжившим общественным отношениям;

4) переход от низшего к высшему.


23. Критерием общественного прогресса не является:

1) развитие производительных сил;

2) моральное, духовно-нравственное состояние общества;

3) степень возрастания человеческой свободы;

4) изменение формы государственного устройства.


24. Французские просветители к критериям прогресса относили:

1) развитие разума и нравственности;

2) усложнение юридических институтов;

3) развитие производительных сил;

4) покорение природы.


25. Верны ли суждения?

Цивилизация – это:

А. Определенный этап общественного развития.

Б. Высокий уровень культуры и воспитанности человека.

В. Особое состояние общества с правами и свободами.

Г. Совокупность определенных норм, отличающих одну общность от других.

1) АВ; 2) БГ; 3) ВГ; 4) АБВГ.


26. Bepны ли следующие суждения:

А. Цивилизация – это стадия общественного развития, следующая за дикостью и варварством.

Б. Цивилизация – это совокупность производственных отношений.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.


27. Западная цивилизация характеризуется:

1) господством государственной собственности;

2) развитыми рыночными отношениями;

3) признанием того, что власть выше закона;

4) общинной замкнутостью.


28. Для цивилизационного подхода характерно:

А. Признание единства исторического процесса для всех народов.

Б. Рассмотрение уникальных особенностей отдельных цивилизаций.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.


29. Целостность современного мира проявляется:

1) во взаимодействии государств и народов;

2) в преобладании внешней торговли над внутренней;

3) в совпадении национальных интересов народов мира;

4) в отсутствии противоречий между странами и регионами.


30. Укреплению целостности современного мира препятствует:

1) сохранение расово-этнических различий между народами;

2) наличие глобальных проблем человечества;

3) наличие в мире цивилизаций различного типа;

4) конфронтация между государствами.

Раздел II
Человек, познание. Деятельность

2.1. Человек как существо биосоциальное. Индивид, Индивидуальность. Личность

Проблема человека – центральная проблема философии. Что есть человек? Какова его природа и предназначение? Каково место человека в мире? На эти вопросы пытались и пытаются ответить самые выдающиеся умы человечества.

Важное значение для понимания сущности человека, путей развития общества имеет выяснение вопроса о происхождении человека. Существует несколько подходов к решению данной проблемы. Наиболее древней является религиозная теория происхождения человека. Для различных религий мира характерны: во-первых, вера в божественное происхождение жизни и человека; во-вторых, признание души как источника жизни, того, что выделяет человека из «царства животных». Человек, согласно религиозной теории, отличается от всех животных тем, что получил свою бессмертную душу от бога.

В священной книге христиан – Библии – следующим образом описывается появление первого человека на Земле. За пять дней Бог создал небо, землю, сушу, растения, зверей. А на шестой день Бог взял кусок сырой земли и вылепил человека. Затем он вдунул в лицо его дыхание жизни, – и стал человек живым. Через некоторое время Бог взял одно из ребер человека, создал из него жену и привел к человеку. Адам и Ева дали начало роду человеческому. Таким образом, религиозная теория происхождения человека основана на идее чуда, божественного вмешательства в естественный ход событий.

По мере развития биологии, антропологии, а позже – генетики, возникают естественнонаучные представления о происхождении человека. Наибольшую известность во второй половине XIX века получила эволюционная теория Ч. Дарвина . В своих работах «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.), «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) и др. Ч. Дарвин обосновал идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития. В основе эволюции лежит естественный отбор. Главную причину изменчивости организмов Дарвин видел в изменениях окружающих условий жизни. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования. В соответствии с эволюционной теорией человек как особый биологический вид также имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими. Психика человека, его способность мыслить, трудиться есть многократно усиленные естественным отбором инстинкты, низшие формы которых есть и у животных. Эволюционная теория в определенном смысле «растворяла» человека в животном царстве. Дарвин не дал четкого ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира.

Ответить на этот вопрос попытался Ф. Энгельс в своей (трудовой) теории происхождения человека. Указав на целый ряд природных и социальных факторов становления человека, Ф. Энгельс выделяет труд в качестве главной причины превращения обезьяны в человека.

Труд – это целесообразная деятельность по преобразованию вещества природы с использованием орудий труда.

Трудовая деятельность, считал Энгельс, присуща только людям и выступает основой существования человеческого общества. Труд создал человека, привел к развитию мозга, появлению сознания и речи.

Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности. Эти выводы были сформулированы Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

На протяжении XX века исследования археологов, палеонтологов, этнографов в определенной мере подтвердили основные положения Ч. Дарвина и Ф. Энгельса. Были найдены останки существ, которые занимают промежуточное положение между древней человекообразной обезьяной и современным человеком. Однако на многие вопросы, связанные со становлением человека, не существует однозначных ответов. Так, не объяснен в достаточной степени процесс развития мозга человека и человеческого разума. Высказывается множество других гипотез, в т. ч. идеи о внеземном возникновении жизни и человека. Проблема происхождения человека и сегодня находится в стадии научного изучения.

По оценкам ученых, человекообразные обезьяны – гоминиды – появились 3,5 млн. лет тому назад.

Превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. Процесс становления и развития человека – антропогенез – носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан со становлением общества – социогенезом. Становление человека и становление общества – две тесно связанные стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося более 3 млн. лет.

Современный тип человека – homo sapiens – человек разумный – появился 50–40 тыс. лет назад.

Выделение человека из животного мира было обусловлено целым рядом природно-биологических и социальных факторов. Под влиянием природно-климатических условий (изменение климата, исчезновение тропических лесов на обширных территориях) некоторые виды человекообразных обезьян были вынуждены резко изменить свой образ жизни. Они перебрались с деревьев на землю, что привело к освобождению рук, усвоению прямохождения. Постепенно развивающиеся руки становились органом для производства и использования орудий труда.

Так, наряду с природными вступают в силу и социальные факторы антропогенеза, и, прежде всего – трудовая деятельность. Изготовление простейших, а затем и более сложных орудий труда имело огромное значение для становления человека. В ходе трудовой деятельности человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями. Совершенствуя орудия труда, человек развивался одновременно и сам. Благодаря труду, изменяется физиология древних людей, развивается мозг, гортань, органы чувств, видоизменяется форма черепа.

Трудовая деятельность способствовала развитию общения между людьми. Усложнение коммуникативного взаимодействия, потребности обмена информацией обусловили появление языка и речи. Развитие речевого общения было одним из важных факторов антропогенеза.

Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию головного мозга человека. Орудия рыболовства и охоты давали возможность перейти от употребления исключительно растительной пищи к потреблению мяса. Мозг получил все необходимое для питания и быстрого развития. Употребление мяса привело также к использованию огня и приручению животных.

Существенное значение в процессе антропогенеза имело изменение и регулирование семейно брачных отношений . Животное стадо гоминидов основывается на эндогамии – близкородственных половых связях внутри стада. Антропогенез привел к запрету близкородственных отношений внутри стада и переходу к экзогамии – установлению брачных отношений с членами других общин. Экзогамия способствовала переходу от животного стада к самой простой из форм человеческого сообщества – первобытно-родовой общине.

Табу на близкородственные отношения, на кровосмесительство – первый в ряду простейших социально-нравственных запретов, возникших в глубокой древности. Помимо этого уже самым примитивным сообществам были известны абсолютный запрет на убийство соплеменника, требование поддержания жизни любого из соплеменников, независимо от его физической приспособленности к жизни. Данные запреты касаются всех членов родовой общины и имеют характер обязательств, требований, нарушение которых влечет за собой наказание – остракизм. Эти запреты имеют надбиологический, социальный характер, способствуют переходу к человеческому нравственному существованию и потому выступают как еще один важный фактор становления человека.

Завершающей стадией антропосоциогенеза стала так называемая «неолитическая революция», ознаменовавшая переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, от присваивающей экономики к производящей . Совершенствование орудий труда, переход к оседлому образу жизни (формирование крупных племенных объединений), начало социального расслоения общества, дифференциация форм сознания, появление письменности и др., создавали предпосылки для перехода человеческого общества из первобытного состояния в цивилизованное.

Человек – это физическое тело со специфическими земными свойствами, целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух – природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид – это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство приводящее к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности.

С одной стороны, Человек разумный (Нота sapieпs) – это результат биологической эволюции, ее усложнения и видоизменения. Однако отличия человека от животного очень существенны. Животное, рождаясь на свет, обладает определенным набором инстинктов, которые задают поведенческие стереотипы и одновременно вариации этого поведения. Животные просто обречены вести себя тем или иным образом и не могут выйти за рамки своего вида.

У человека ситуация совершенно иная. Человечество развивается на протяжении 40 тысяч лет, имеет приблизительно около 1200 поколений, относится к одному биологическому виду (Ното sapieпs), но тем не менее обнаруживает потрясающее многообразие в процессе поведения.

Маркс прокомментировал эту ситуацию так: «Человек может вести себя по мерке любого вида».

Среди представителей Ноmо sapiens присутствует индивидуальная вариативность поведения, которая неизвестна животному миру. Человеческая способность к преобразованиям неиссякаема. Биологические предпосылки поведения животных зафиксированы в молекулах ДНК. Поведение людей определяет членораздельная речь , показ и пример . Функции врожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами) и преемственностью в поведении . И если говорить о программировании поведения человека, то его определяет культура . Она является своеобразной программой поведения человека.

Однако культура порождена социальным статусом индивида и не имеет прямого отношения к его биологическим характеристикам. Именно способность созидать «вторую природу» и культурные ценности и является исходным отличительным признаком того типа сообщества, который характерен для Ното sapieпs .

Таким образом, человек – это существо биосоциальное, особый вид сущего, живое телесное существо, субъект исторического развития общества.

Выделение человека из природы произошло благодаря:

– умению производить орудия труда;

– обладанию членораздельной речью;

– наличию сознания и разума;

– способности быть нpaвcтвeнным, подниматься над своими естественными влечениями и осуществлять свободный выбор.

С другой стороны, человек существо социальное. Он представитель определенной нации, государства, класса, сословия; он – член семьи, каких-либо сообществ и коллективов. Человек преобразует природные объекты, Т. е. занимается производством, предметно-практической деятельностью. Именно в ходе этой деятельности человек формируется как социальное существо .

Впервые это определение было дано Аристотелем , который назвал человека «общественным животным». С течением времени возникла масса других определений человека, которые акцентируют тот или иной аспект его жизнедеятельности. Примером могут служить такие рассуждения: человек – это существо моральное, свободное , обладающее самосознанием и пр.

При анализе соотношения биологического и социального начал в человеке существуют вопросы, которые являются предметом неутихающих дискуссий, споров и обсуждений. Что определяет сущность человека: его биологическое происхождение или социальный статус? Какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей? В зависимости от ответа на эти вопросы получают одобрение или осуждение проявления расизма и шовинизма, решаются вопросы женского равноправия и пр.

Существуют разные точки зрения на вопрос о том, какой фактор оказал решающее воздействие на эволюцию человека и формирование столь разительных отличий человека от животных. Это деятельностный подход (т. е. роль деятельности, труда), социализирующей (т. е. роль игры, общения), культурологический (роль становления и развития языка, сознания, нравственности) и т. д. Комплексный подход учитывает все эти факторы и исходит из того, что биологическая эволюция человека происходила вместе с социальной и культурной эволюцией. Так, в результате длительной биологической, социальной и культурной эволюции появился человек как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда, преобразующего природу.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием духовного и телесного, биологического и социального. Биологический уровень человека включает в себя такие компоненты как темперамент, пол, возраст, состояние здоровья, рост, вес, внешность. Таким образом, каждый из нас, относясь к виду Homo sapiens (человек) является ещё и индивидом.

Индивид (от слова – неделимое, особь) это человек как единичный, индивидуально-целостный, неповторимый представитель человеческого рода, который является конкретным носителем всех физиологических и социальных черт человечества.

Индивид выступает в качестве:

– доличностного существа;

– носителя предметно-традиционного действия;

– выразителя некоего слитного родового сознания.

Индивидом может быть любой человек, которого мы пpocто выделяем из человеческого сообщества.

Биологическое и социальное в человеке не два параллельных и независимых друг от друга фактора: они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причём интенсивность и качество их воздействий бывают разными и зависит это от многих обстоятельств.

Взаимоотношения между индивидом, личностью и индивидуальностью может быть передано формулой “Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают”. Индивидуальнocть подчеркивает специфические черты человека. Oтcюда и употребление такого словосочетания – «яркая индивидуальность».

Таким образом, человек выступает сначала как особь, «случайный индивид» (Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа, и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в ее преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.

Под влиянием биологического и социального в человеке формируется личность как итог развития индивида , наиболее полное воплощение его человеческих качеств.

Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе.

Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие «жизненность», куда входят и духовные, и телесные качества индивида.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего «лица», т. е. личности – это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица земли.

Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим, характеристика человека с точки зрения его участия в общественной жизни и значительной роли, которую он в этой жизни играет.

Личность – это человек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт, свойств и качеств; индивидуализированный способ бытия человека, в то время как индивидуальность – это общественный способ существования индивида.

Возникает вопрос – когда рождается личность?

Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.

Многие предпосылки личностного развития закладываются еще во внутриутробном периоде, что требует соответствующее осмысление в рамках определенного мировоззрения.

«Кризис рождения» имеет не только физиологическое значение, но во многом определяет параметры психической деятельности взрослого человека. Первый крик – это крик «нет!», подчеркивают современные специалисты, это отказ оттого, что называют жизнью. Отражение насильственной, обижающей, репрессивной по своей природе обстановки рождения человека исследовал С. Грофф. Он систематизировал и обобщил эмбриональные переживания пациентов, находящихся в измененном состоянии сознания, и на этой основе разработал методику «второго рождения».

В плане личностного самоопределения человека важно подчеркнуть, что человек приходит в жизнь с опытом рождения, а к рождению с опытом пренатальной общности. Более того, последние данные науки по поводу специфики генома человека говорят о том, что мы находимся в глубочайшем родстве с живой и неживой природой, и в этом смысл предпосылки личности каждого во многом определяется природным обоснованием человека.

Итак, новорожденный – уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Буквально с первых дней жизни, с первых кормлений, формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребенка нарастает к двух-трех летнему возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного «Я». Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые «критические» моменты, во время которых происходит запечатлевание ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека. Они носят название «импрессинга» и могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой, потрясшей душу историей, картиной какого-то события или внешним видом человека.

Дальнейшее развитие личности связано с «происхождением» других возрастных периодов и с, другой стороны, – с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, как, профессия, круг общения, эпоха – все это формирует личность. На жизненном пути неизбежны и взлеты – как правило, в юности и в возрасте 30–40 лет и застои (25–30, 40–45). Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т. п.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией . Человек учится выполнять особые социальные роли, т. е. учиться вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т. д. все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности – итог взаимодействия человека и общества. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний ЦНС и т. п., в принципе личность может «умереть» в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.

Первая грань Я – это так называемое телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного Я мы ощущаем не столько личность, сколько ее материальный субстрат – тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело очень большой вклад в целостное ощущение собственного Я – об этом всем известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное Я приобретает в подростковом возрасте, когда собственное Я начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны Я еще отстают в своем развитии.

Вторая грань Я – это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально-ролевого Я – характеризующая черта бюрократа всех времен и народов, который мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и государственных интересов – и ничего кроме этого я не содержит.

Третья грань – психологическое Я. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я».

Четвертая грань Я – это ощущения себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание свой свободы или несвободы. Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.

Наконец, пятая грань Я – это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка – общее «+» или «-» отношение к себе. Следует различать самоуважение – отношение к себе как бы со стороны, обусловленное каким-то моими реальными достоинствами или недостатками – и самопринятие – непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Не менее важными характеристиками самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности , которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества:

«деятели» – для таких главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя;

«мыслители» – это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и требовать, а смотреть и размышлять, люди чувств и эмоций – которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Р. Гейне) проходит через их сердца;

«гуманисты» и «подвижники» – отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая душевное и телесное страдании.

В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определенные типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Так, если сравнить европейский канон личности, отражающий идеал цивилизации Запада с японским, как моделью культур Востока, то очевидны существенные различия. В европейской модели личность понимается как определенная целостность, а для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких «кругов обязанностей» – по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т. д.

Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Учитывая распространённый в социальных исследованиях подход к анализу общества в рамках социальной статики и социальной динамики, рассмотрим общество вначале в статике, как определённую системную целостность, а затем на этой основе обратимся к вопросу динамики общества.

Вопрос: «Что такое общество и как оно устроено?» является исходной проблемой социальной философии, т.к. он отражает объект данной науки.

Самое простое научное определение общества : совокупность людей , их объединений, а также совокупность взаимоотношений между ними . В этом определении выражен тот факт, что общество не может существовать без людей. В то же время, общество представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих его индивидов, т.к. оно включает также те реальные отношения, которые объединяют людей в роды, племена, семьи, народности, нации, государство и в целом, в глобальное человеческое сообщество.

Указанные два компонента общественной организации – люди и их взаимоотношения – не исчерпывают, конечно, всё содержание структуры общества, а образуют как бы его главные, несущие опоры. В реальности структура общества многомерна, представляет собой огромное множество частей и элементов, взаимодействующих друг с другом посредством разнообразных связей и отношений.

Эти элементы можно выделять по разным основаниям и рассматривать общество с разных позиций, но в любом случае, важно учитывать, что эти элементы общества в своих связях и взаимодействиях образуют единую общественную систему, целостный социальный организм.

Поскольку социальная система отличается особой сложностью, для её описания нельзя ограничиваться только тем набором понятий, которые выработаны в рамках общей теории систем: «элемент », «система », «структура », «отношение » и др. Для этого привлекаются также и специфические социально-философские понятия: «субъект », «объект », «социальная деятельность », «общественные отношения » и др. Разработка этого понятийного аппарата – продукт длительного развития философской мысли.

Первые представления о системности в природе и обществе зародились уже в античной философии, но наиболее активно проблема системности общественной жизни начала разрабатываться в XIX-XX в.в. в трудах таких социальных мыслителей, как О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, П.А.Сорокин и др. С тех пор разработана система понятий, позволяющая понять структуру общества как целостной системы.

Под её элементом понимается мельчайшая часть общества или их совокупность. В качестве таковых могут выступать те или иные социальные субъекты (индивиды, их объединения, например, этнос, социальный слой, семья и т.п.), отношения (производственные, политические, религиозные и др.) , институты (производство, государство, система права, образования и т.д.). В качестве подсистем общества выделяют также основные сферы его жизни. Следует учитывать, что все эти части общества не однообразны, они сложны, многокачественны, иерархичны и выполняют жизненно важные для общества функции – сохранение, воспроизводство социальной системы, а также её развитие и совершенствование.

Устойчивые связи между элементами социальной системы образуют её структуру . В общем плане её можно определить как исторически сложившуюся форму организации общества, внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимоотношений различных его частей. В качестве таковых могут выступать не только социальные субъекты (носители активности, направленной на объект), но и объекты – разнообразные явления, на которые направлена преобразовательная активность субъекта.

Социальная система , таким образом, охватывает всю совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм. Это означает, что ненормальное или слабое функционирование одного из элементов или подсистем социальной системы оказывает неблагоприятное воздействие на другие её подсистемы и на её функционирование в целом.

По мере осознания особой сложности и многообразия общественной жизни, в философии стало усиливаться стремление отыскать какое-то общее основание, из которого можно было бы вывести всё это многообразие. Многие социальные мыслители таким основанием считают совместную деятельность людей , т.к. на её основе складывается структура общества: вся система общественных отношений и институтов. Это как бы та «клетка», из которой вырастает весь социальный организм в единстве всех его структурообразующих элементов.

Рассмотрим их более конкретно, в генетической связи друг с другом, начиная с понятия деятельности. Социальную деятельность можно определить как форму активного отношения к окружающему миру (природному и социальному) с целью его познания и преобразования. Её простейшим элементом является социальное действие.

Структура социальной деятельности включает в себя три взаимосвязанных элемента: 1) субъект деятельности – тот, кто преобразует (отдельные личности, социальные общности, государства, всё человечество, представляющие его органы, например, ООН); 2) объект деятельности – то, что подвергается преобразованиям (природная среда, вещи, люди, различные организации и институты, нормы культуры и так далее); 3) средства деятельности (земля, средства производства – как материального, так и духовного: средства хранения, передачи и использования информации, символы, знаки, речь и.д.).

Необходимость постоянного воспроизводства этих компонентов порождает основные типы общественной деятельности, образующие базовую структуру всей социальной системы, т.к. они являются условием существования общества как устойчивого социального образования.

Это четыре основных типа общественной деятельности .

1. Материальная деятельность – производство материальных благ и услуг. Эту форму деятельности называют по-разному, говорят, например, о материальном производстве (К.Маркс), экономической деятельности (Э.Дюркгейм), хозяйстве (С.Н.Булгаков) и т.п.

2. Социальная деятельность . Она выражается в производстве и воспроизводстве самих людей. В сфере этой деятельности создаются и реализуются программы образования и воспитания, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.

3. Организационно-управленческая (в узком смысле – политическая ) деятельность . Её цель – поддержание и оптимизация общественных связей путём социального управления, политической деятельности (субъектами последней являются, прежде всего, государство и политические партии).

4. Духовная деятельность – деятельность по производству и потреблению разнообразной информации, научных идей, художественных ценностей, религиозных представлений, моральных норм и т.д.

В ходе осуществления этих четырёх важнейших видов деятельности складываются соответствующие виды общественных отношений (производственные, социальные, политические, духовные ), которые можно определить как устойчивые взаимосвязи, возникающие в процессе совместной деятельности между социальными группами и внутри них.

Эти общественные отношения приобретают устойчивый характер благодаря социальным институтам (производство, институт семьи и брака, государство, право, духовные институты). Социальные институты регулируют общественные отношения, осуществляя социальный контроль и вырабатывая систему правил и норм, в соответствии с которыми действуют люди.

Соответственно основным видам деятельности, складывающимся в их рамках общественным отношениям и институтам, в обществе в качестве его подсистем выделяют четыре главные сферы экономическую, социальную, политическую и духовную . Отметим, что каждая из них обладает сложной структурой и внутренними источниками своего развития. И все они в своём взаимодействии призваны удовлетворять важнейшие (фундаментальные) потребности общества. Кратко их охарактеризуем.

Экономическая сфера включает в себя производство, обмен, распределение и потребление материальных благ. Это сфера деятельности субъектов производственного процесса, институтов управления экономикой, экономическая политика государства. Экономическая сфера выделяется на базе материальных потребностей людей в пище, жилье, одежде и т.п.

Социальная сфера – сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, классов, профессиональных, социально-демографических и национальных слоёв населения по поводу социальных условий их жизнедеятельности. Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением потребностей людей в поддержании здоровья, в образовании, в организации досуга, в получении социальной поддержки. Степень удовлетворения этих потребностей определяет уровень и качество жизни человека, что связано с его социальным положением.

Политическая сфера – социальное пространство деятельности социальных групп, классов, наций, политических партий и движений, направленной на осуществление их политических интересов. Эту сферу представляют различные политические институты, в первую очередь, государство – система органов, осуществляющих власть. Политическая сфера выделяется для удовлетворения потребности в организованности общественной жизни.

Духовная сфера – сфера отношений людей по поводу различного рода духовных ценностей, их производства, распространения и потребления. Эта сфера соответствует потребности человека в развитии своих способностей, в удовлетворении духовных запросов.

Все эти сферы общественной жизни выполняют разные функции в социальной системе, могут развиваться разными темпами и в то же время, они диалектически связаны между собой, влияют друг на друга и на всё историческое развитие общества.

Методологические подходы к пониманию общества могут быть разные: можно расположить его основные сферы таким образом, что они будут равны между собой, т.е. будут иметь одинаковую значимость для общественной жизни. Но их можно выстроить и в вертикальном порядке, учитывая особую роль в обществе каждой из них. С точки зрения марксистской социальной философии, экономика, выполняя функцию добывания средств существования, выступает фундаментом общества. Политическая сфера выполняет роль его управленческой надстройки. Социальная сфера, связанная с взаимоотношениями больших групп населения, пронизывает всю пирамиду общества. Духовная же сфера носит универсальный, «сквозной» характер, т.к. затрагивает все этажи общества.

В целом общество в единстве всех его подсистем, обладает способностью к самоорганизации, самоуправлению и саморазвитию.

В современной науке получил распространение системный подход к пониманию различных явлений и процессов. Родился этот подход в естествознании, одним из основателей теории систем стал ученый Людвиг фон Берталанфи. Гораздо позднее, чем в науках о природе, системный подход утверждается в обществознании. Общество, согласно этому подходу, представляет собой сложную систему. Для того чтобы разобраться в данном определении нам необходимо прояснить суть самого понятия системы.

Что представляет собой система ?

Признаки системы:

· во-первых, некая целостность, общность условий существования;

· во-вторых, наличие определенной структуры – элементов и подсистем;

· в-третьих, наличие коммуникаций – связей и отношений между элементами системы;

· в четвертых – взаимодействия данной системы и других систем;

· в-пятых – качественная определенность, признак, позволяющий отделять данную систему от иных систем.

В социальных науках общество характеризуется как динамичная саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. Динамизм общественной системы включает в себя возможность изменения с течением времени как общества в целом, так и отдельных его элементов. Эти изменения могут носить как поступательный, прогрессивный характер, так и регрессивный характер, приводящий к деградации или даже полному исчезновению определенных элементов общества. Динамичные свойства также присущи связям и отношениям, пронизывающим общественную жизнь. Сущность изменения мира гениально уловили греческие мыслители Герактит и Кратил. По выражению Гераклита Эфесского, «все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Кратил же, дополняя Гераклита, заметил, что « в одну и ту же реку нельзя войти и однажды». Меняются условия жизни людей, меняются сами люди, меняется характер общественных свзей.

Система определяется также как комплекс взаимодействующих элементов. Элементом , составной частью системы, называется некоторый далее неразложимый компонент, принимающий непосредственное участие в ее создании. Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Общество представляет собой сложную систему, так как включает в себя в качестве разные типы составных элементов: подсистемы, которые сами являются системами; социальные институты, определяющиеся как совокупность социальных ролей, норм, ожиданий, социальных процессов.

В качестве подсистем выделяются следующие сферы общественной жизни:

1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ). Это система жизнеобеспечения, являющаяся своеобразным материальным основание общественной системы. В хозяйственной, экономической сфере определяется, что именно, каким образом и в каком количестве производится, распределяется и потребляется. Каждый из нас так или иначе вовлечен в экономические отношения, играет в них свою конкретную роль – собственника, производителя, продавца, потребителя различных благ и услуг.

2) социальная (состоит из социальных групп, инидивидов, их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом). В этой сфере действуют значительные группы людей, которые формируются не только по своему месту в экономической жизни, но и по демографическим (половым, возрастным), этническим (национальным, расовым), политико-правовым, культурным и другим признакам. Говоря о социальной сфере, мы выделяем в ней общественные классы, слои, нации, народности, различные группы, объединенные по полу или возрасту. Мы различаем людей по уровню их материального благосостояния, культуры, образования.

3) социального управления или политическая (ведущим элементом которой выступает государство). Политическая система общества включает в себя целый ряд элементов: а) учреждения, организации, из которых важнейшим является государство; б) политические отношения, связи; в) политические нормы. Основой политической системы выступает власть .

4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, порождающие явления духовной жизни людей, культуры). Элементы духовной сферы: идеология, общественная психология, образование и воспитание, наука, культура, религия, искусство более самостоятельны, автономны, чем элементы других сфер. К примеру, позиции науки, искусства и религии могут существенно разниться в оценке одних и тех же явлений, даже находиться в состоянии конфликта.

Какая из указанных подсистем является наиболее значимой? Каждая научная школа дает свой ответ на поставленный вопрос. Марксизм, допустим, признает в качестве ведущей, определяющей экономическую сферу. Философ Крапивенский С.Э. отмечает: «именно экономическая сфера в качестве базиса интегрирует все остальные подсистемы общества в целостность». Однако, это не единственная точка зрения. Есть научные школы, признающие в качестве основы сферу духовной культуры.

Каждая из названных сфер-подсистем, в свою очередь является системой, по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Трудно привести примеры явлений, затрагивающих только одну из сфер. Великие географические открытия повлекли за собой существенные перемены в экономике, государственной жизни, культуре.

Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь, распознавать разнообразные общественные явления, процессы, отношения.

Важной характеристикой общества как системы является его самодостаточность , понимаемая как способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все необходимое для жизни людей.

Помимо самого понятия системы мы часто используем определение системный , стремясь подчеркнуть единый, целостный, комплексный характер каких-либо явлений, событий, процессов. Так, к примеру, говоря о последних десятилетиях в истории нашей страны, употребляют характеристику – системный кризис, системные трансформации. Системность кризиса означает то, что он затрагивает не только одну какую-то сферу, допустим, политическую, государственное управление, а охватывает все, и экономику, и социальные отношения, и политику, и культуру. Аналогично и с системностью изменений, трансформаций. Одномоментно эти процессы затрагивают как общество в целом, так и отдельные его сферы. Комплексность, системность стоящих перед обществом проблем требует от него системного же подхода к путям их разрешения.

Подчеркнем также, что общество взаимодействует и с другими системами в своей жизнедеятельности. Прежде всего, с природой, получая от нее внешние импульсы, и в свою очередь, воздействуя на нее.


Общество и природа.

Важным вопросом в жизнедеятельности общества издревле являлось взаимодействие с природой. Природа – среда обитания общества, во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека законами. Первоначально человек и человеческие сообщества являлись неотъемлемой частью природного мира. В процессе развития, общество обособилось от природы, но сохранило тесную связь с ней. В древности люди полностью зависели от окружающего мира и не претендовали на господствующую роль на Земле. В самых ранних религиозных взглядах провозглашалось единство человека, животных, растений, явлений природы - люди верили, что все в природе обладает душой и состоит друг с другом в родственных отношениях. От капризов погоды зависела удача на охоте, собранный урожай, успех рыбной ловли, а в конечном счете жизнь и смерть человека, процветание его племени или бедность и нужда.

Постепенно люди стали изменять окружающий мир для своих хозяйственных нужд - вырубать леса, орошать пустыни, разводить домашних животных, строить города. Была создана как бы еще одна природа - особый мир, в котором проживает человечество и который имеет свои правила и законы. Если одни старались максимально использовать окружающие условия и приспосабливаться к ним, то другие - полностью преобразовывали, приспосабливали природу к своим потребностям.

В современной науке прочно утвердилось понятие окружающая среда. Ученые выделяют в ней две стороны – естественную и искусственную среды. Собственно природа составляет первую, естественную среду обитания, от которой человек зависел всегда. В процессе развития человеческого общества возрастает роль и значение так называемой искусственной среды, «второй природы» , которую составляют объекты, созданные при участии человека. Это растения и животные, выведенные при помощи современных научных возможностей, природа, преобразованная в результате воздействия людей. Сегодня на Земле практически не осталось мест, где человек не оставил бы своего следа, не изменил что-либо своим вмешательством.

Природа всегда влияла на жизнь человека. Климат и географические условия – все это существенные факторы, определяющие пути развития того или иного региона. Люди, живущие в разных природных условиях, будут различаться своим характером, образом жизни.

Взаимодействие человеческого общества и природы прошло несколько этапов в своем развитии. Менялось место человека в окружающем мире, менялась степень зависимости людей от природных явлений. В глубокой древности, на заре человеческой цивилизации, люди полностью были зависимы от природы и выступали только как потребители ее даров. Первыми занятиями людей, как мы помним из уроков истории, были охота и собирательство. Тогда люди ничего не производили сами, а только потребляли то, что рождала природа.

Качественные изменения во взаимодействии человеческого общества с природой получили название техногенных революций . Каждая такая революция, порожденная развитием человека и его деятельности, приводила к изменению роли человека в природе. Первой из подобных революций стала революция неолитическая или аграрная . Ее результатом стало зарождение производящего хозяйства, формирование новых видов хозяйственной деятельности людей – скотоводства и земледелия. Человек благодаря переходу от присваивающего хозяйства к производящему смог сам обеспечивать себя продуктами питания. Следом за земледелием и скотоводством возникают также ремесла, развивается торговля.

Следующей техногенной революцией является революция промышленная, индустриальная . Начало этой революции относится к веку Просвещения. Суть промышленной революции заключается в переходе от ручного труда к машинному, развитию крупной фабричной промышленности, когда машины и оборудование постепенно заменяют ряд функций человека на производстве. Индустриальная революция влечет за собой рост и развитие крупных городов – мегаполисов, развитие новых видов транспорта и связи, упрощение контактов между жителями разных стран и континентов.

Свидетелями третьей техногенной революции стали жители 20 века. Это революция постиндустриальная или информационная , связанная с появлением умных машин – компьютеров, развитием микропроцессорных технологий, электронных средств связи. В обиход широко вошло понятие – компьютеризация – массовое применение компьютеров на производстве и в быту. Появилась всемирная сеть Интернет, открывшая огромные возможности для поиска и получения любой информации. Новые технологии существенно облегчили труд миллионов людей, привели к росту производительности труда. Последствия этой революции для природы сложны и противоречивы.

Первые очаги цивилизации возникли в бассейнах великих рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Возможность освоения плодородных земель, создание систем орошаемого земледелия – опыты взаимодействия человеческого общества с природой. Изрезанная береговая линия и гористый рельеф Греции обусловили развитие торговли, ремесла, возделывание оливковых деревьев и виноградников, в гораздо меньшей степени, производство зерновых. Издревле, природа влияла на занятие и общественный строй людей. Так, к примеру, организация масштабных ирригационных работ в масштабах всей страны способствовала формированию деспотических режимов, могущественных монархий, ремесла и торговля, развитие частной инициативы индивидуальных производителей привели к установлению в Греции республиканского правления.

С каждым новым этапом развития человечество все более и более всеобъемлюще эксплуатирует природные ресурсы. Многие исследователи отмечают угрозу гибели земной цивилизации. Французский ученый Ф.Сан-Марк в своей работе «Социализация природы» пишет: «четырехмоторный «Боинг», летающий по маршруту Париж – Нью-Йорк, потребляет 36 тонн кислорода. Сверхзвуковой «Конкорд» использует при взлете свыше 700 килограммов воздуха в секунду. Мировая коммерческая авиация сжигает ежегодно столько же кислорода, сколько его потребляют два миллиарда человек. Для 250 миллионов автомобилей в мире требуется столько же кислорода, сколько его необходимо всему населению Земли».

Открывая новые законы природы, вмешиваясь все более и более активно в природную среду, человек не всегда мог четко определить последствия своего вмешательства. Под влиянием человека меняются ландшафты Земли, появляются новые зоны пустынь, тундр, вырубаются леса – легкие планеты, многие виды растений и животных исчезают или находятся на грани исчезновения. Все меньше и меньше остается уникальных экологически чистых уголков природы, которые теперь стали пристальным объектом внимания туристических компаний. К примеру, стремясь превратить степные пространства в засеянные нивы, люди создали угрозу опустынивания степи, разрушения уникальных степных зон.

Появление в атмосфере земли озоновых дыр может привести и к изменению атмосферы. Значительный ущерб природе наносить испытание новых видов оружия, прежде всего, ядерного. Чернобыльская катастрофа 1986 года свидетельствует о том, к каким разрушительным последствиям может привести распространение радиации. Жизнь практически полностью погибает там, где появляются радиоактивные отходы.

Российский философ И.А.Гобозов подчеркивает: «Мы требуем от природы столько, сколько она, по существу, не может дать, не нарушая своей целостности. Современные машины позволяют нам проникнуть в самые далекие уголки природы, изъять любые полезные ископаемые. Мы даже готовы вообразить себе, что нам все дозволено в отношении природы, поскольку она не может оказать нам серьезного сопротивления. Поэтому мы не задумываясь вторгаемся в природные процессы, нарушаем их естественный ход и тем самым выводим их из состояния равновесия. Удовлетворяя свои эгоистические интересы, мы мало заботимся о будущих генерациях, которым из-за нас придется столкнуться с огромными трудностями».

Изучая последствия неразумногоиспользования человеком природных богатств, люди начали осмысливать всю пагубность потребительского отношения к природе. Людям предстоит создать оптимальные стратегии природопользования, создать условия своего дальнейшего существования на планете.

Общество и культура

С историей человечества тесно связаны такие понятия как культура и цивилизация. Слова «культура» и «цивилизация» используются в разных смыслах, мы встречаемся с ними как в единственном, так и во множественном числе, и, невольно задаешь себе вопрос: «А что же это такое?»

Подобное любопытство вполне обосновано и оправдано. Заглянем в словари и попробуем узнать из них об этих широко используемых как в обыденной речи, так и учеными словах. В различных толковых словарях приводятся разные определения данных понятий. Сначала узнаем о происхождении слова «культура», его этимологии. Слово это латинское и означает возделывание земли. Римляне заключали в это слово смысл обработки и ухода за землей, чтобы она могла приносить полезные для человека плоды. В последующие времена существенно изменился смысл слова. Например, о культуре пишут как о том, что не является природой, о том, что создано человечеством за все время его существования, «второй природе» - продукте человеческой деятельности. Культура – результат деятельности общества за все время его существования.

По мнению австрийского ученого Зигмунда Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами, и чем она отличается от жизни животных. На сегодняшний день, по подсчетам ученых, насчитывается уже более сотни определений культуры. Кто-то понимает ее как процесс обретения человеком свободы, как способ человеческой деятельности. При всем многообразии определений и подходов, всех их объединяет одно - человек. Попробуем и мы сформулировать свое понимание культуры.

Культура - способ созидательной, творческой деятельности человека, способ накопления и передачи человеческого опыта из поколение в поколение, его оценивания и осмысливания, это то, что выделяет человека из природы и открывает путь его развития. Но это научное, теоретическое определение отличается от того, что мы используем в обыденной жизни. Здесь мы говорим о культурности, когда имеем в виду определенные человеческие качества: вежливость, тактичность, уважительность. Мы рассматриваем культуру как определенный ориентир, норму поведения в обществе, норму отношения к природе. В тоже время нельзя отождествлять культуру и образованность. Человек может быть и очень образованным, но не культурным. Созданное, «возделанное» человеком – это архитектурные комплексы, книги, научные открытия, живописные полотна, музыкальные произведения. Мир культуры образует продукты человеческой деятельности, а также способы деятельности, ценности, нормы взаимодействия людей между собой и с обществом в целом. Культура влияет и на естественные, биологические свойства и потребности людей, например, потребность в еде человек неразрывно связал с высоким искусством кулинарии, разработал сложные ритуалы приготовления блюд, сформировались многочисленные традиции национальной кухни (китайской, японской, европейской, кавказской и т.д.), ставшие неотъемлемой частью культуры народов. Например, кто из нас скажет, что японская чайная церемония – всего лишь, удовлетворение потребности человека в воде?

Люди творят культуру, и сами формируются под ее влиянием, осваивая нормы, традиции, обычаи, передавая их из поколения в поколение.

Культура тесно связана с обществом, поскольку создается людьми, связанными сложной системой общественных отношений.

Говоря о культуре, мы все время адресовались к человеку. Но ограничить культуру одним человеком невозможно. Культура обращена к человеку, но как члену определенного сообщества, коллектива. Культура во многом и формирует коллектив, возделывает сообщество людей, связывает нас с нашими ушедшими предками. Культура налагает на нас определенные обязательства, задает нормативы поведения. Стремясь к абсолютной свободе, мы бунтуем иногда против установлений предков, против культуры. С революционным пафосом, либо по невежеству мы сбрасываем с себя налет культурности. Что тогда остается он нас? Первобытный дикарь, варвар, но не освобожденный, а, напротив, закованный в цепи своей темноты. Бунтуя против культуры, мы тем самым бунтуем против самих себя, против своей человечности и духовности, мы утрачиваем человеческий облик.

Каждый народ создает и воспроизводит свою культуру, традиции, ритуалы, обыкновения. Но ученые-культурологи выделяют и ряд элементов, которые присущи всем культурам – культурные универсалии. К ним относят, к примеру, наличие языка с его грамматическим строем, правила воспитания детей. К культурным универсалиям можно отнести заповеди мировых религий («не убий», «не укради», «не лжествидетельствуй» и т.д.).

Наряду с рассмотрением понятия «культура», мы должны затронуть и еще одну проблему. А что есть псевдокультура, эрзац-культура? С эрзац-продуктами, которые широко продаются в стране, как правило, в период кризиса, понятно. Это дешевые заменители ценных натуральных продуктов. Вместо чая - высушенные морковные очистки, вместо хлеба, смесь отрубей с лебедой или корой. Современный эрзац продукт, например, это маргарин, созданный на растительной основе, который старательно выдается производителями рекламы за сливочное масло.

А что же такое зрзац(подделка) культуры? Это мнимая культура, мнимые духовные ценности, которые иногда могут выглядеть внешне очень привлекательно, но, по сути, отвлекать человека от истинного и высокого. Нам могут сказать, уйдите в это удобный мир псевдоценностей, спаситесь от сложностей жизни в примитивных поддельных радостях, удовольствиях. Погрузите себя в иллюзорный мир «мыльных опер», многочисленных телевизионных саг, подобных «Моей прекрасной няне» или «Не родись красивой», мир анимационных комиксов о жизни черепашек «Ниндзя». Исповедуйте культ потребительства, ограничьте свой мир «Сниккерсами», «Памперсами», «Спрайтами» и т.д. Вместо общения с подлинным юмором, продуктом человеческого ума, интеллекта, стиля, телевидение прессингует нас пошлыми юмористическими передачами, являющимися воплощением антикультуры. Но это удобно для тех, кто хочет жить исключительно простыми инстинктами, желаниями, потребностями.

Ряд ученых разделяют культуру на материальную и духовную . Под материальной культурой понимаются здания, сооружения, предметы домашнего обихода, орудия труда - то, что создается и используется человеком в процессе жизнедеятельности. Тогда, духовная культура - это плоды нашей мысли, творчества. Строго говоря, подобное разделение очень условно и даже не совсем верно. Например, говоря о книге, фреске, статуе, мы не можем четко сказать - это памятник какой культуры: материальной или духовной. Скорее всего можно выделить эти две стороны только относительно воплощения культуры и его назначения. Токарный станок, конечно, не полотно Рембрандта, но это тоже продукт человеческого творчества, результат бессонных ночей и бдений его создателя.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

24. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА

Общество – сложное образование с развитой структурой. Структура – это способ связи и иерархия элементов в социальной системе. Проблема социальной структуры общества – одна из центральных в социологии.

Любое общество разделяется на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений – социальноэкономических, политических, духовных, образуя общественную систему. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать. Основные элементы общества: люди (индивиды) социальные связи и действия (взаимодействия). Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений; социальные отношения это:

Относительно устойчивые социальные связи и взаимодействия между людьми и социальными группами;

Социальные институты и организации;

Социальные группы и общности;

Сословия (принадлежность к тому или иному сословию определяется сложившимися традициями, действующими законами и уровнем экономического благосостояния);

Социальные нормы и ценности.

Каждый из этих элементов находится в тесной взаимосвязи с другими, играет особую роль в обществе. Задача социологии состоит, прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших ее элементов выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных образований. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. При этом социальная система имеет новые, интегральные качества, не сводимые к характеристике отдельных людей или их групп.

Из книги Акционерные общества. ОАО и ЗАО. От создания до ликвидации автора Сапрыкин Сергей Юрьевич

5.2. Структура уставного капитала акционерного общества Поскольку общество является акционерным, естественно, его уставный капитал составляется из акций, приобретенных акционерами.Акция – это именная ценная бумага, которая закрепляет:– права ее владельца (акционера)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭ

1.8. Документы, оформляемые при внесении различных изменений и дополнений в устав акционерного общества, или утверждение устава общества в новой редакции Внесение изменений и дополнений в устав акционерного общества или его утверждение в новой редакции осуществляется

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФР) автора БСЭ

1.9. Основные формы бухгалтерской отчетности акционерного общества Бухгалтерская отчетность состоит из:1. Бухгалтерского баланса (форма № 1).2. Отчета о прибылях и убытках (форма № 2).3. Отчета об изменениях капитала (форма № 3).4. Отчета о движении денежных средств (форма

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭК) автора БСЭ

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Лекция № 17. Социальная структура общества Социальная жизнь – это социальное взаимодействие человека и общества. В многообразии целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, т. е. происходит «сведение» индивидуального к

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Столпы общества С норвежского: Samfundets stotter.Название пьесы (1877) норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828-1906), в которой автор показывает состоятельных и уважаемых граждан маленького провинциального городка Норвегии, внешне респектабельных, но внутренне

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

27. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА Социальная структура общества – внутреннее устройство общества, совокупность его социальных общностей и отношений между ними. Общество представляет собой сложную систему социальных взаимодействий, в которые вступают индивиды,

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

25. ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА. ДЕЗОРГАНИЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Признаки общества: целостность; устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий); динамизм (смена поколений, преемственность, замедление,

Из книги автора

34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ Общепринятого определения понятия «социальная структура» нет. В самом общем виде социальная структура – одно из основных понятий социологии обозначает совокупность элементов социальной системы, связи и

Из книги автора

9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА Социальная структура общества – расслоение общества и иерархия общественных слоев, а также взаимоотношения между ними. Неравенство людей в доходах, престиже, власти возникает с зарождением человеческого общества. С появлением

Из книги автора

Из книги автора

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы Общество – 1) в узком смысле: социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей; круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (общество нумизматов, дворянское

Из книги автора

1.9. Основные институты общества Социальный институт – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и