Запуск баллистической ракеты. Стратегическое оружие будущего: запуск баллистических ракет с самолётов

Несколько часов назад Россия осуществила запуски нескольких межконтинентальных баллистических ракет.

Об этом сообщается в докладе Министерства обороны России, опубликованном утром 27 октября. Подробностей приводится минимум.

Стратегические ядерные силы осуществили запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М» (ее мобильной версии) с космодрома Плесецк (800 км к северу от Москвы), достигнув цели, локализованной на полигоне Кура на полуострове Камчатка. В запуске были использованы две стратегические атомные подводные лодки. Первая, находящаяся в эксплуатации в Тихоокеанском флоте, запустила залп из двух баллистических ракет из Охотского моря по целям, локализованным на полигоне Чижа в Архангельской области. Вторая стратегическая подводная лодка, принадлежащая Северному флоту, запустила ракету в Баренцевом море, поразив цель на полигоне Кура. Москва не сообщает подробности о типе задействованных единиц и системах вооружения, запущенных с подводных лодок. Во время маневров были задействованы также стратегические бомбардировщики «Туполев-160», «Туполев-85МС» и «Туполев-22МЗ», взлетевшие с баз Украинка (30 км к северу от Белогорска), Энгельс (командный пункт Ту-160 в 14 км от Саратова) и Шайковка (17 км к северу от Кирова). Бомбардировщики запустили крылатые ракеты (вероятно, Х-101/Х-102), поразившие цели, локализованные на полигонах Кура, Пембой (северо-восточный полигон Коми) и Теректа в Казахстане. По сообщению российского министерства обороны, все ракеты поразили свои цели.

Перевооружение российской ядерной триады завершится к 2020 году, как распорядился президент России Владимир Путин, с началом эксплуатации тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат».

Ракета «Тополь РС-12М» (SS- 27 Sickle-B)

Ny Teknik 01.11.2017

Путин проверил ядерную триаду

ИноСМИ 27.10.2017

Ядерная угроза: альтернативы диалогу нет

The Washington Post 25.10.2017

«Алабуга»: мощнее ядерной бомбы

Daily Star 03.10.2017 Трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета «Тополь-М» прошла успешные испытания на космодроме Плесецк, расположенном на северо-западе России. Ракета с инерциальной автономной системой на твердом топливе способна противостоять любой существующей системе противоракетной обороны, например, американской ABM благодаря своей способности осуществлять крутые виражи, выпускать ложные цели и полной защите против любых видов ЭМИ или лазерных атак. Единственная возможность сбить эту ракету существует на стадии запуска, и это задача перехватчиков, расположенных в Польше. C дальностью 10 тысяч километров ракета «Тополь-М» способна беспрепятственно поразить любую часть Соединенных Штатов. Вероятное круговое отклонение оценивается в 200 метров: ракета несет один боевой блок с максимальной мощностью 550 килотонн, но легко может быть переоборудована, чтобы переносить до шести боевых блоков Mirv/Marv максимально. В отличие от своего американского аналога ракета «Тополь-М» может запускаться как с мобильных установок, так и с шахтных пусковых установок.

Участвующие в запуске стратегические подводные лодки

Странно, но Москва не распространяется относительно участвовавших в запуске субмарин, при этом известно, что речь идет об атомных стратегических подводных лодках, и мы можем сузить круг предположений до класса «Дельта» и «Борей». Возможно, применялась также лодка «ТК-208 Дмитрий Донской», последняя из класса «Тайфун».

Подводные лодки «Дельта IV»

На данный момент существует семь эксплуатируемых субмарин «Дельта IV», проект 667БДРМ «Дельфин». Они представляют на данном этапе основу российской системы сдерживания. Целый класс был переоборудован для того, чтобы комплектоваться последней версией ракет Р-29РМУ2 «Лайнер», поступивших в эксплуатацию с конца 2014 года. В отличие от ракет «Булава», испытания атомных ракет с жидким топливом, проведенные К-84 «Екатеринбург» и К-114 «Тула», прошли успешно. Новая система вооружения берет начало от ракеты Р-29РМУ «Синева», способной транспортировать от восьми до десяти боеголовок Mirv/Marv с разной боевой эффективностью, их срок эксплуатации продлили до 2030 года.

К-46, третья стратегическая подводная лодка класса «Дельта IV», была переведена со своей базы на Кольском полуострове в Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске. Это единственная лодка класса «Дельта IV», которая была переоборудована, чтобы вместить экспериментальные российские минисубмарины, погружающиеся в глубину ледяных арктических вод. Центральный отсек, спроектированный так, чтобы вмещать 16 баллистических ракет, был модифицирован для новой техники. БС-64 «Подмосковье» была первой российской подводной лодкой для подводных дронов и проекта 10830 «Лошарик». Каркас был удлинен на 162,5 метра, оборонительные ресурсы были демонтированы. В следующем году проект 10830 «Лошарик» будет перенесен на К-139 «Белгород» Проект 09852. Официально разработанный как эволюция класса «Оскар II» Проект 949А, К-139 «Белгород» будет осуществлять научные исследования как платформа для подводных лодок без специального оснащения. К-139 была перепроектирована: длина нового центрального отсека составляет 30 метров, из-за чего размеры подводной лодки составили 184 метра. Это на 30 метров больше, чем первые лодки класса «Оскар», и на 11 метров больше по сравнению с классом «Тайфун».

Последний «Тайфун»


© РИА Новости, Алексей Даничев Генеральная репетиция военно-морского парада ко дню ВМФ в Кронштадте ТК-208 «Дмитрий Донской» Проект 941УМ останется в эксплуатации до 2022 года. Последняя выжившая субмарина из Проекта 941 послужит платформой для продолжения испытаний межконтинентальных баллистических ракет «Булава». 173 метра в длину, 23 метра в высоту, с грузоподъемностью 49800 тонн, шесть субмарин класса «Акула» (согласно правильной российской классификации) были включены во Всемирную книгу рекордов Гиннесса. ТК-208 была первым судном, вступившим в эксплуатацию, и будет последним, преодолевшим порог морей Северного флота в 18 подводной дивизии. Глубокие модификации, которым был подвержен «Дмитрий Донской», превратили его в первый продвинутый «Тайфун», сопоставимый с подводными лодками четвертого поколения. Проект 941-УМ был задуман для запуска ракет РСМ-56 «Булава». Другие пять платформ класса «Тайфун», вступивших в эксплуатацию, были денуклеаризованы и частично разобраны. ССБН «Архангельск» и ССБН «Северсталь», несколько лет пришвартованные в порту Северодвинска, разоружены и должны в скором времени быть разобраны, хотя официальное решение Кремля до сих пор ожидается.

Класс «Борей»

Согласно контрактам, российский военно-морской флот получит восемь баллистических ракет класса «Борей»: три 955 и пять 955-А, или «Борей II». 955 будут вооружены 16-ю ракетами «Булава», 955-А класса «Борей II» — 20-ю. Спроектированные в гидродинамическом каркасе, предназначенном для снижения широкополосных шумов, подводные лодки класса «Борей» — первые в российском флоте, использующие водометный движитель. Длина подводных лодок «Борей» составляет 170 метров, диаметр — 13 метров, максимальная скорость — 46 км/ч, обеспечиваемая ядерным реактором ОК-650. Рабочая глубина оценивается в 380 метров (испытания проводились на максимальной глубине 450 метров). Трехступенчатая ракета «Булава», по кодификации НАТО, SS-N-30 Mace, является морской версией самой современной российской баллистической ракеты SS-27 «Тополь-М». Запуск может быть произведен, даже когда лодка находится в движении. Ее длина составляет 12,1 метров, диаметр — 2,1 метров, вес — 36,8 тонн: она способна поражать цели на расстоянии до 8 тысяч километров и спроектирована специально для оснащения атомных подводных лодок класса «Борей». Модификации лодок класса «Тайфун» сочли слишком дорогостоящими. После многочисленных проблем с разработками в январе 2013 года российское министерство обороны объявило о начале эксплуатации ракет «Булава». На сегодняшний день на первой линии огня должны находиться подводные лодки класса «Дельта IV». Лодки класса «Борей» способны перевозить 148 ракет Р-30 «Булава» по 1480 боеголовок по 100-150 килотонн каждая.

Временная линия класса «Борей»

Последняя подводная лодка с атомным двигателем класса «Борей» «Князь Пожарский» поступила в производство 23 декабря прошлого года на завод «Севмаш» в Северодвинске. Первые три «Борея» Проект 955 — это К-535 «Юрий Долгорукий», К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах». К-535 присоединилась к Североморскому флоту в январе 2013 года, вслед за ней в декабре того же года «Невский» начал эксплуатироваться в Тихоокеанском флоте. Судно K-551 «Владимир Мономах» вступило в эксплуатацию в 2014 году в составе Тихоокеанского флота. К-535 «Юрий Долгорукий» был зачислен в состав сил, патрулирующих Арктику. Четвертый «Борей» «Князь Владимир», первый в проекте 955/А, конструируется с июля 2012 года в цеху «Севмаш» на севере России. Строительство пятой атомной подводной лодки «Князь Олег» началось в июле 2014 года. Работы над созданием шестого «Борея» «Генералиссимуса Суворова» начались в декабре 2015 года. Несколько недель спустя началось производство и седьмого «Борея», окрещенного «Император Александр III», в цеху Северодвинска. Цех для создания последней подлодки класса «Борей» и пятой в серии А «Князь Пожарский» был запущен 23 декабря прошлого года.

На данный момент девять российских стратегических подводных лодок находятся в активной эксплуатации. Стратегический флот 2020 года будет сформирован из 13 субмарин: семи «Бореев», оснащенных ракетами «Булава», и шестью субмаринами «Дельта IV» со стратегическим патрулем для прикрытия уязвимых целей в Баренцевом и Охотском море. Если русские будут осуществлять запуск из этих районов, они смогут поразить любую точку континентальных Соединенных Штатов. Одна подводная лодка класса «Борей» будет переоборудована для секретных операций.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

21 августа 1957 года, ровно 60 лет назад, с космодрома Байконур была успешно запущена первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7. Эта советская ракета стала первой межконтинентальной баллистической ракетой, прошедшей успешные испытания и доставившей боеголовку на межконтинентальную дальность. Р-7, которую называли также «семеркой» (индекс ГРАУ - 8К71), была двухступенчатой МБР с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полета 8 тысяч километров.

В дальнейшем, с 20 января 1960 по конец 1968 года, модификация данной ракеты под обозначением Р-7А (индекс ГРАУ - 8К74) с увеличенной до 9,5 тыс. километров дальностью полета находилась на вооружении РВСН СССР. В странах НАТО данная ракета получила известность как SS-6 Sapwood. Эта советская ракета стала не только грозным , но и серьезной вехой в отечественной космонавтике, став базой для создания ракет-носителей, предназначенных для вывода в космос космических аппаратов и кораблей, в том числе пилотируемых. Вклад данной ракеты в освоение космоса огромен: на ракетах-носителях семейства Р-7 были запущены в космос многие искусственные спутники Земли, начиная с самых первых, а также состоялся полет первого человека в космос.


создания ракеты Р-7

История создания МБР Р-7 началась задолго до того, как состоялся первый ее старт, - в конце 1940-х начале 1950-х годов. В этот период по результатам разработок одноступенчатых баллистических ракет Р-1, Р-2, Р-3 и Р-5, которыми руководил выдающийся советский конструктор Сергей Павлович Королёв, стало ясно, что в будущем для достижения территории потенциального противника потребуется существенно более мощная составная многоступенчатая ракета, идея создания которой ранее была озвучена знаменитым российским теоретиком космонавтики Константином Циолковским.

Еще в 1947 году Михаил Тихонравов организовал в НИИ артиллерийских наук отдельную группу, которая начала осуществлять систематические исследования возможности разработки составных (многоступенчатых) баллистических ракет. Изучив результаты, которые были получены данной группой, Королёв принял решение провести эскизное проектирование мощной многоступенчатой ракеты. Предварительные изыскания по разработке МБР начались в 1950 году: 4 декабря 1950 года Постановлением Совета Министров СССР была поставлена комплексная поисковая НИР по теме «Исследование перспектив создания РДД разных типов с дальностью полета 5-10 тысяч километров и массой боевой части от 1 до 10 тонн». А 20 мая 1954 года вышло еще одно постановление правительства, которое официально ставило перед ОКБ-1 задачу по разработке баллистической ракеты, которая смогла бы нести термоядерный заряд на межконтинентальную дальность.

Новые мощные двигатели для ракеты Р-7 создавались параллельно в ОКБ-456, работами руководил Валентин Глушко. Систему управления для ракеты проектировали Николай Пилюгин и Борис Петров, стартовый комплекс - Владимир Бармин. К работе был привлечен и ряд других организаций. Одновременно с этим в стране был поставлен и вопрос о строительстве нового полигона, предназначенного для испытаний межконтинентальных баллистических ракет. В феврале 1955 года вышло очередное постановление Правительства СССР о начале постройки полигона, которому было присвоено название 5-й Научно-исследовательский и испытательный полигон Министерства обороны (НИИП-5). Полигон решено было строить в районе аула Байконур и разъезда Тюра-Там (Казахстан), впоследствии он вошел в историю и известен и по сей день именно как Байконур. Космодром строился как особо секретный объект, стартовый комплекс для новых ракет Р-7 был готов в апреле 1957 года.

Проектирование ракеты Р-7 было закончено в июле 1954 года, а уже 20 ноября того же года постройка ракеты была официально одобрена Советом министров СССР. К началу 1957 года первая советская межконтинентальная баллистическая ракета была готова к испытаниям. Начиная с середины мая 1957 года, проводилась первая серия испытаний новой ракеты, она продемонстрировала наличие серьезных недостатков в ее конструкции. 15 мая 1957 года был выполнен первый запуск МБР Р-7. Согласно визуальным наблюдениям полет ракеты протекал нормально, однако затем в хвостовом отсеке стали заметны изменения в пламени истекающих газов из двигателей. В дальнейшем после обработки телеметрии было установлено, что в одном из боковых блоков возник пожар. После 98 секунд управляемого полета из-за потери тяги произошло отделение данного блока, после чего последовала команда на выключение двигателей ракеты. Причиной аварии была названа негерметичность топливной магистрали горючего.


Следующий запуск, который был намечен на 11 июня 1957 года, не состоялся из-за неисправности двигателей центрального блока. Несколько попыток запустить двигатели ракеты ни к чему не привели, после чего автоматика выдала команду на аварийное отключение. Руководством испытаний было принято решение слить топливо и снять МБР Р-7 со стартовой позиции. 12 июля 1957 года ракета Р-7 смогла взлететь, но на 33 секунде полета была потеряна устойчивость, ракета начала отклоняться от заданной полетной траектории. В этот раз причиной аварии назвали замыкание на корпусе цепей управляющего сигнала интегрирующего прибора по каналу вращения и тангажа.

Лишь четвертый пуск новой ракеты, который состоялся 21 августа 1957 года, был признан успешным, ракета впервые смогла достичь района заданной цели. Ракета стартовала с Байконура, отработала активный участок траектории, после чего головная часть ракеты попала в заданный квадрат полуострова Камчатка (ракетный полигон Кура). Но и в этом четвертом пуске не все было гладко. Основным недостатком запуска стало разрушение головной части ракеты в плотных слоях атмосферы на нисходящем участке ее траектории. Телеметрическая связь с ракетой была потеряна за 15-20 секунд до расчетного времени достижения земной поверхности. Проведенный анализ упавших элементов конструкции головной части ракеты Р-7 позволил установить, что разрушение началось с наконечника головной части, а также одновременно с этим уточнить величины уноса ее теплозащитного покрытия. Полученная информация позволила доработать документацию на головную часть ракеты, уточнить прочностные и конструкторские расчеты, компоновку, а также изготовить новую ракету в кратчайшие сроки для очередного пуска. При этом уже 27 августа 1957 года в советской печати появилась об успешном испытании в Советском Союзе сверхдальней многоступенчатой ракеты.

Положительные результаты полета первой советской МБР Р-7 на активном участке траектории позволили использовать данную ракету для запуска первых в истории человечества искусственных спутников Земли 4 октября и 3 ноября того же года. Изначально создаваемая как боевая ракета Р-7 обладала необходимыми энергетическими возможностями, которые позволяли с ее помощью выводить в космос (на околоземную орбиту) значительную массу полезной нагрузки, что и было наглядно продемонстрировано запуском первых советских спутников.


По результатам проведения 6 испытательных запусков МБР Р-7 ее головная часть была существенно доработана (по сути, заменена новой), доработке подверглась система отделения головной части, а также были применены щелевые антенны телеметрической системы. 29 марта 1958 года впервые состоялся запуск, который был успешным в полном объеме (головная часть ракеты достигла цели без разрушения). При этом в течение 1958 и 1959 годов продолжались летные испытания ракеты, по результатам которых в ее конструкцию вносились все новые доработки. В результате постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС № 192-20 от 20 января 1960 года ракета Р-7 была официально принята на вооружение.

Конструкция ракеты Р-7

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, созданная в ОКБ-1 под руководством главного конструктора Сергея Павловича Королёва (главный проектировщик Сергей Сергеевич Крюков), была построена по так называемой «пакетной» схеме. Первая ступень ракеты состояла из 4-х боковых блоков, каждый из которых имел длину 19 метров и наибольший диаметр 3 метра. Боковые блоки были расположены симметрично вокруг центрального блока (вторая ступень ракеты) и соединены с ним нижним и верхним поясами силовых связей. Конструкция блоков ракеты была одинаковой. Каждый из них состоял из опорного конуса, силового кольца, топливных баков, хвостового отсека, а также двигательной установки. На всех блоках были установлены ЖРД РД-107 с системой насосной подачи компонентов топлива. Данный двигатель был построен по открытой схеме и включал в себя 6 камер сгорания. При этом две камеры применялись в качестве рулевых. ЖРД РД-107 развивал у земной поверхности тягу в 82 тонны.

Вторая ступень ракеты (центральный блок) включала в себя приборный отсек, бак для горючего и окислителя, силовое кольцо, хвостовой отсек, маршевый двигатель и 4 рулевых агрегата. На второй ступени был размещен ЖРД-108, который по конструкции был аналогичен РД-107, но отличался большим количеством рулевых камер. Данный двигатель развивал у земли тягу 75 тонн. Включался он одновременно с двигателями первой ступени (еще в момент старта) и работал соответственно дольше, чем ЖРД первой ступени. Запуск всех имеющихся двигателей первой и второй ступени прямо на старте выполнялся по той причине, что в то время у создателей ракеты не было уверенности в возможности надежного зажигания двигателей второй ступени на большой высоте. С похожей проблемой тогда столкнулись и американские конструкторы, которые работали над своей МБР «Атлас».

ЖРД РД-107 в Мемориальном музее космонавтики в Москве


Все двигатели первой советской МБР Р-7 использовали двухкомпонентное топливо: горючее - керосин Т-1, окислитель - жидкий кислород. Для привода турбонасосных агрегатов ракетных двигателей был применен горячий газ, образующийся в газогенераторе при каталитическом разложении перекиси водорода, а для наддува баков использовался сжатый азот. Для обеспечения заданной дальности полета ракеты на ней была размещена автоматическая система регулирования режимов работы двигателей, а также система синхронного опорожнения баков (СОБ), что позволило уменьшить гарантийный запас топлива. Конструктивно-компоновочная схема ракеты Р-7 обеспечивала запуск всех ее двигателей в момент старта при помощи специальных пирозажигательных устройств, они были размещены в каждой из 32 камер сгорания. Маршевые ЖРД данной ракеты для своего времени выделялись очень высокими энергетическими и массовыми характеристиками, а также выгодно отличались своей высокой степенью надежности.

Система управления межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 была комбинированной. Автономная подсистема отвечала за обеспечение угловой стабилизации и стабилизации центра масс во время нахождения ракеты на активном участке траектории. А радиотехническая подсистема отвечала за коррекцию бокового движения центра масс на завершающем этапе активного участка траектории и выдачу команды на выключение двигателей. Исполнительными органами системы управления ракетой являлись воздушные рули и поворотные камеры рулевых двигателей.

Значение ракеты Р-7 в деле покорении космоса

Р-7, которую многие называли просто «семеркой», стала прародителем целого семейства ракет-носителей советского и российского производства. Они были созданы на основе МБР Р-7 в ходе глубокого и многоэтапного процесса модернизации. Начиная с 1958 года и по настоящее время, все ракеты семейства Р-7 производятся «ЦСКБ-Прогресс» (Самара).

Ракеты-носители на базе Р-7


Удачность и, как следствие этого, высокая надежность конструкции ракеты в совокупности с достаточно большой для МБР мощностью позволили использовать ее и в качестве ракеты-носителя. Уже в процессе эксплуатации Р-7 в этом качестве были выявлены некоторые недостатки, происходил процесс ее постепенной модернизации для повышения массы выводимой на орбиту полезной нагрузки, надежности, а также расширения спектра решаемых ракетой задач. Ракеты-носители данного семейства по-настоящему открыли всему человечеству космическую эру, с их помощью, среди всего прочего, были осуществлены:

Вывод на земную орбиту первого в истории искусственного спутника;
- вывод на земную орбиту первого спутника с живым существом на борту (собака-космонавт Лайка);
- вывод на земную орбиту первого корабля с человеком на борту (полет Юрия Гагарина).

Надежность конструкции созданной Королёвым ракеты Р-7 позволила разработать на ее базе целое семейство ракет-носителей: «Восток», «Восход», «Молния», «Союз», «Союз-2» и различных их модификаций. При этом новейшие из них активно используются и в наши дни. Ракеты семейства Р-7 стали самыми массовыми в истории, число их запусков уже составляет порядка 2000, они же признаются и одними из самых надежных в мире. На сегодняшний день все пилотируемые запуски Советского Союза и России осуществлены при помощи ракет-носителей данного семейства. В настоящее время Роскосмосом и Космическими войсками активно эксплуатируются ракеты «Союз-ФГ» и «Союз-2» данного семейства.

Дублирующая копия гагаринского «Востока-1». Экспонируется на территории музея космонавтики в Калуге

Источники информации:
https://ria.ru/spravka/20120821/727374310.html
http://www.soyuz.by/news/expert/34128.html
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/r-7/r-7.shtml
Материалы из открытых источников

24 октября 1974 года самолет С-5А Galaxy взлетел с авиабазы Ванденберг. На высоте 2,5 км открылся хвостовой люк. Два вытяжных парашюта извлекли из грузового отсека платформу с ракетой« Минитмен-1». Сработали пирозамки, и отделившаяся от платформы ракета встала вертикально, удерживаемая тремя стабилизирующими парашютами…

Запуск баллистической ракеты с самолета-носителя Ракета с вытяжным парашютом уже извлечена из грузового отсека и готова стартовать. Цель? Пока она учебная…

Михаил Кардашев

В соответствии с программой испытаний двигатель отработал десять секунд, после чего ракета упала в океан. Так был осуществлен первый в истории запуск МБР с самолета. Все 13 членов экипажа были награждены медалями. Испытание продемонстрировало возможность безопасного воздушного запуска МБР с серийного военно-транспортного самолета Lockheed С-5А Galaxy. Эксперимент был заснят с самолета сопровождения, а все полученные материалы уже на следующий день легли на стол госсекретаря США Генри Киссинджера, став веским аргументом на переговорах с СССР.

Одной из целей американской стороны было ограничение советских мобильных МБР РС-14 («Темп-2С»). В результате в 1979 году был подписан договор ОСВ-2, протокол к которому предусматривал временный запрет на летные испытания и развертывание как мобильных МБР, так и баллистических ракет класса «воздух-земля». Договор СНВ-1, вступивший в силу в 1994 году, запретил производство, испытания и развертывание МБР воздушного базирования на последующие 15 лет. Что же это за страшное оружие, от которого две сверхдержавы надолго избавили человечество?


Запуск баллистической ракеты с самолета-носителя Ракета с вытяжным парашютом уже извлечена из грузового отсека и готова стартовать. Цель? Пока она учебная…

Дубинка повышенной выживаемости

Интерес к самолетным баллистическим ракетам возник в США к концу 1950-х годов. К тому времени развитие средств ПВО превратило стратегические бомбардировщики — носители атомных бомб — в довольно уязвимые цели. Появившиеся на вооружении авиационные крылатые ракеты Rascal c дальностью 160 км снижали потери бомбардировщиков, однако они тоже достаточно эффективно перехватывались ПВО. Баллистические ракеты, в отличие от крылатых, не перехватывались средствами ПВО, а противоракетной

обороны тогда не было. Однако первая американская МБР «Атлас», проходившая испытания в 1958 году, предусматривалась для размещения на открытых стартовых позициях и требовала длительной подготовки к пуску. Это лишало ее шансов на выживание в случае нападения противника. Первая американская ракета подводного базирования — БРПЛ «Поларис-А1» — к 1958 году еще только разрабатывалась.


Проект носителя МБР на базе Ан-124. Всего за годы холодной войны в СССР и США разрабатывались проекты как минимум 27 систем (12 и 15 соответственно), предусматривавших воздушное базирование баллистических ракет. Три американских проекта дошли до стадии летных испытаний, еще два — до бросковых. Из советских разработок в воздух не поднималась ни одна. До принятия на вооружение дело ни разу не дошло и в США.

Размещать баллистические ракеты на самолетах еще не пробовали, но эта идея уже витала в воздухе. Барражирующий в зоне действия собственной ПВО стратегический бомбардировщик практически неуязвим для любого мыслимого противника. Выживаемость самолетов на земле можно обеспечить, рассредоточив их пошире — на авиабазах по всему свету. В сочетании с неуязвимыми баллистическими ракетами стратегические бомбардировщики могли стать качественно новой, гибкой и эффективной компонентой ядерных сил.

Проблема веса

Размещение межконтинентальной ракеты на бомбардировщике выглядело крайне привлекательно — пуск тогда мог бы выполняться из своего воздушного пространства. Увы, тогдашняя мат-часть такой возможности не давала: ракеты были слишком большими и тяжелыми для потенциальных носителей. Стартовый вес МБР «Атлас-D» составлял 118,6 т, длина — 22,1 м, а диаметр корпуса — 3,05 м. Самолетов, способных поднять такую штуку в воздух, не существовало. Конструкторам пришлось начать с ракет средней и малой дальности, отложив межконтинентальные на потом.


Для создания комплекса с МБР воздушного базирования может быть использован состоящий на вооружении военно-транспортный самолет Ил-76 (МФ, МД) и обладающая высокой надежностью и эффективностью БРПЛ межконтинентальной дальности «Синева». Проработки по комплексу «Аэрокосмос», проведенные ГРЦ им. академика В.П. Макеева и АНТК им. С.В. Ильюшина подтверждают возможность внутрифюзеляжного размещения и воздушного старта баллистической ракеты со стартовой массой около 40 т с самолета Ил-76МФ.

В 1958 году американской компанией Lockheed Georgia была начата разработка самолета с ядерной силовой установкой. Этот самолет рассматривался в качестве летающей платформы для запуска баллистических ракет большой дальности. Однако эта программа не имела успеха и была закрыта.

В том же году ВВС США были заключены контракты на разработку экспериментальных баллистических ракет класса «воздух-земля» Bold Orion и High Virgo. Дальность полета ракеты Bold Orion составляла 1770, а High Virgo — 300 км. Испытания были проведены в 1958—1959 годах: Bold Orion запускался с B-47 Stratojet, а High Virgo — со сверхзвукового бомбардировщика В-58 Hustler. Bold Orion стала не только первой баллистической ракетой большой дальности, стартовавшей с самолета, но и первой ракетой, продемонстрировавшей принципиальную возможность перехвата спутника. 13 октября 1959 года она была запущена с бомбардировщика В-47 по американскому ИСЗ «Эксплорер-VI» и пролетела в 6 км от него.

Обе ракеты были по сути экспериментальными и не повлияли на ход истории, но помогли сформулировать требования к новой баллистической ракете воздушного базирования Skybolt.


В 1959 году ракета Bold Orion впервые продемонстрировала принципиальную возможность перехвата искусственного спутника Земли. 13 октября 1959 года ракета, запущенная на десятикилометровой высоте с бомбардировщика B-47, прошла в шести с половиной километрах от американского ИСЗ «Эксплорер-VI», летевшего на высоте более 200 км. Попасть точно в выработавший свой ресурс спутник тогда не удалось, но едва ли это в 1959 году считалось большой неудачей. Тогдашние противоспутниковые системы планировалось оснащать ядерными боеголовками, поэтому достигнутая точность была в принципе достаточной.

Приближение к цели

Разработка Skybolt началась в 1960 году. Двухступенчатая твердотопливная ракета компании Douglas имела стартовый вес около 5 т, длину 11,66 м и диаметр корпуса 0,89 м. Мощность ядерного заряда составляла 1,2 Мт. Точность стрельбы должна была обеспечить астроинерциальная система управления компании Nortronics. Информация о дальности противоречива, по наиболее популярной версии она превышала 1800 км. В-52Н мог нести четыре ракеты, размещенные на двух подкрыльевых пилонах попарно. Для уменьшения аэродинамического сопротивления ракета снабжалась сбрасываемым хвостовым обтекателем. После отцепки от пилона она свободно падала около 120 м, избавлялась от обтекателя, запускала двигатель первой ступени и устремлялась вверх. Управление во время работы первой ступени обеспечивалось аэродинамическими рулями, а на участке второй ступени — поворотным соплом двигателя. Планами ВВС США предусматривалась закупка 1000 ракет к 1967 году и оснащение ими 22 эскадрилий стратегических бомбардировщиков В-52. Рассматривалась также возможность использования одноступенчатого варианта ракеты Skybolt для вооружения разрабатывавшегося сверхзвукового стратегического бомбардировщика В-70 «Валькирия». Новинку намеревалась принять на вооружение и Великобритания. В качестве носителя планировалось использовать стратегические бомбардировщики «Вулкан В.2».

Всем этим планам не суждено было стать реальностью. Первые пять пусков с В-52 оказались неудачными, успех пришел только при последнем испытании в апреле 1962 года, когда уже было принято решение о закрытии программы. На решение повлияли как неудачи на испытаниях, так и успешная разработка «подводного» «Полариса».


Советский ответ был в основных чертах симметричен американским планам. В уральском СКБ-385 провели проектные проработки авиационной баллистической ракеты Р-13А на базе ракеты морского базирования Р-13, а в ОКБ В.М. Мясищева — проектные проработки по размещению авиационных баллистических ракет на сверхзвуковых стратегических бомбардировщиках М-50 и М-56. Как и в США, эти работы дальнейшего развития тогда не получили. Доминантами стратегических ядерных сил СССР стали МБР наземного базирования и баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ).

Полет за океан

Новый этап разработок БР воздушного базирования начался в конце 1960-х, когда и в СССР, и в США были созданы первые широкофюзеляжные военно-транспортные самолеты большой грузоподъемности. Размеры грузовых кабин Ан-22 и Lockheed С-5А вкупе с грузоподъемностью (соответственно 60 и 79 т) позволяли использовать эти самолеты в качестве носителей баллистических ракет средней дальности с большим стартовым весом.


Размещение ракет Skybolt на B-52H. Стратегический бомбардировщик B-52H должен был нести четыре ракеты Skybolt на подкрыльевых пилонах. Система разрабатывалась совместно США и Великобританией, причем, если для американцев это был один из нескольких проектов, то англичане сосредоточили на «Скайболте» все силы. Закрытие программы вызвало ожесточенные протесты с английской стороны.

Американский проект «Медуза» предусматривал вертикальное размещение нескольких твердотопливных МБР «Поларис» на самолете Lockheed С-5А. Ракета «Поларис-А3Т», принятая на вооружение в 1968 году, имела стартовый вес 16,4 т и дальность полета до 4600 км. Разделяющаяся головная часть включала три боевых блока. В СССР был разработан проект аналогичного комплекса на базе жидкостных баллистических ракет Р-27, входивших в состав морского ракетного комплекса Д-5. Носителем должен был стать Ан-22. На «Антее» предполагалось разместить три вертикальные выступающие над фюзеляжем пусковые установки с ракетами. Ракета Р-27 была принята на вооружение ВМФ в 1968 году, имела стартовый вес 14,3 т, дальность полета 2500 км и оснащалась моноблочной головной частью.

К началу 1970-х точность стрельбы МБР в СССР и США стала такой, что выживание стационарных пусковых установок в случае вражеского удара перестало быть очевидным. Американцы начали разработку перспективной МБР по программе МХ (Missile-X), рассчитанной на то, чтобы уцелеть при ядерном ударе. Кроме шахтных ПУ повышенной стойкости изучались варианты мобильного базирования, включая воздушный. Предпосылки были — к тому времени самолеты стали больше, мощнее, а нужная для межконтинентальной стрельбы масса ракет, напротив, уменьшилась. Рассматривался широкий набор вариантов авиационных носителей, включая транспортники «Боинг-747», Lockheed С-5А, гражданский самолет Douglas DC-10, самолеты с укороченной длиной взлета и посадки, способные рассредоточиваться на широкой сети аэродромов, самолеты вертикального взлета и посадки, самолеты-амфибии, перспективные самолеты-носители специальной разработки и вертолеты.


Проект носителя MC-747. В ходе работы над программой MX компанией «Боинг был предложен вариант размещения МБР на модификации серийного B-747. На нем могли размещаться четыре ракеты массой по 45.4 тонны, или восемь малогабаритных МБР по 22.7 тонн каждая. Тяжелые ракеты должны были запускаться через хвостовой люк, малогабаритные — через специальные люки в нижней части грузовой кабины.

Предлагалось не менее трех концепций носителей специальной постройки. Четырехдвигательный самолет со взлетным весом 545 т должен был находиться в воздухе на восьмикилометровой высоте 15 часов с полезной нагрузкой 272 т и 24 часа — со 182 т. Масса одной ракеты в наземном варианте составляла около 88,5 т, но «аэроверсия», конечно, могла отличаться. После заправки топливом в полете масса носителя могла составить 681 т. Для сравнения скажем, что максимальный взлетный вес B-52 составляет 229 т, а Ту-95 — 188.

Оружие будущего

МБР воздушного базирования долго были под запретом, но сейчас препятствий для их разработки нет. Договор СНВ-1 утратил силу в 2009 году, а в новом Договоре о СНВ ограничений нет. Это дает простор для творческой фантазии.
Многообещающе выглядит использование в качестве носителя самолетов «точечного» (вертикального или наклонного) старта с горизонтальной посадкой. Этот вариант исключает потерю времени на разбег по ВПП и позволяет не дожидаться ее освобождения предыдущим самолетом. Авиационный комплекс, подобно МБР наземного базирования, сможет выходить из-под удара противника по сигналу СПРН с той лишь разницей, что он может быть отозван назад в случае ошибки. В обозримой перспективе воздушное базирование МБР является единственным вариантом, обеспечивающим стопроцентную выживаемость сил ядерного сдерживания.
Гарантированное сохранение возможности ответного удара дает возможность принимать решения без лишней спешки. Появляется запас времени, необходимый для анализа обстановки, и исключается риск применения ядерного оружия по ложному сигналу. Поэтому МБР воздушного базирования могут способствовать сохранению стратегической стабильности в условиях угроз XXI века.

Этот проект был еще не самым большим. Шестидвигательный самолет большой продолжительности полета с контейнерами для ракет, установленными на крыле, должен был весить 817 т и нести 454-тонный груз. В крыльевых контейнерах могли размещаться малогабаритные МБР со стартовой массой 21,3 т. Двигатели ракет должны были включаться после сброса через открывающиеся створки в нижней части контейнеров. Наконец, самолет-амфибия с высокорасположенным крылом, четырьмя двигателями и взлетной массой 397 т при взлете с воды и 545 — с аэродрома должен был нести 91 т полезной нагрузки, удаляясь от аэродрома на расстояние до 7400 км. Вертолетный вариант размещения МБР позволял реализовать концепцию ракетного комплекса, «кочующего» между неподготовленными, но пригодными для взлета и посадки площадками, с тем чтобы затруднить его обнаружение и нанесение прицельного удара противником. Такие же возможности сулило размещение МБР на самолетах вертикального взлета и посадки (проект Grasshopper — «Кузнечик»).

Варианты подвижного базирования МБР MX не были реализованы на практике — на вооружении состоял только шахтный вариант, обеспечивающий большую точность, необходимую для «разоружающего» удара по ядерным силам Советского Союза.


Наш ответ MX

Советские конструкторы не оставались в стороне от веяний времени. В 1970—1980-х годах в СССР разрабатывался межконтинентальный авиационный ракетный комплекс («МАРК») на базе МБР морского базирования и военно-транспортных самолетов Ан-22 и Ан-124. Проработки КБ машиностроения и КБ О.К. Антонова показали возможность размещения на Ан-22 одной ракеты Р-29Р, а на самолете Ан-124 — двух-трех. Ракета Р-29Р была принята на вооружение ВМФ в 1977 году, имела стартовый вес 35,3 т и оснащалась разделяющейся головной частью с тремя блоками индивидуального наведения. В перспективе возможен был переход к более мощной Р-29РМ со стартовым весом 40,3 т и четырьмя боевыми блоками.

Ракета должна была стартовать после десантирования на платформе с парашютом через хвостовой люк самолета. В отличие от «Минитмена», двигатель первой ступени с управляющими камерами запускался сразу после отделения ракеты от платформы. Это снижало потери начальной высоты и скорости полета ракеты на достартовом участке.

Другим вариантом воздушного базирования МБР был ракетный комплекс «Кречет» на базе бомбардировщика Ту-160 и твердотопливных ракет специальной разработки. Головными разработчиками этого комплекса были КБ А.Н. Туполева и КБ «Южное». На бомбардировщике могли размещаться две МБР, имеющие стартовый вес 24,4 т. Ракеты могли нести по шесть боевых блоков индивидуального наведения. Комплексы «МАРК» и «Кречет» не были востребованы заказчиком, а затем работы в этом направлении «заморозили» из-за запретов, наложенных договорами ОСВ-2 и СНВ-1.

Минобороны РФ провело тренировку по управлению Стратегическими ядерными силами (СЯС) России. В учении приняли участие Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), Военно-морской флот и дальняя авиация ВКС.

Практические действия отработали расчёты пунктов управления РВСН, экипажи атомных подводных крейсеров Северного и Тихоокеанского флотов, а также лётчики дальних бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. Таким образом, были задействованы все составляющие ядерной триады: наземная, морская и авиационная.

  • Самолёт Ту-160 ВКС России
  • Минобороны России

С космодрома Плесецк боевой расчёт РВСН произвёл пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Тополь» по цели на полигоне Кура (Камчатка).

Из акватории Охотского моря атомоход Тихоокеанского флота ударил двумя МБР по полигону Чижа (Архангельская область), а подлодка Северного флота из акватории Баренцева моря выпустила ракету по полигону Кура. Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3 осуществили пуски крылатых ракет по объектам на полигонах Пембой (Республика Коми), Кура и Теректа (Казахстан).

«По результатам тренировки задачи были выполнены в полном объёме. Все учебные цели успешно поражены», — говорится в сообщении Минобороны РФ.

Как заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, в тренировке по управлению СЯС принял участие глава государства Владимир Путин. Верховный главнокомандующий произвёл пуск четырёх баллистических ракет.

Ядерный щит

Россия обладает полноценной ядерной триадой с 1960-х годов. Сухопутный компонент состоит из ракетных комплексов шахтного и мобильного базирования, морской включает атомные подводные крейсера стратегического назначения, воздушный — дальние бомбардировщики.

Москва уделяет первостепенное внимание совершенствованию СЯС как оружия сдерживания США и блока НАТО. Наиболее мощным компонентом триады является сухопутный. На вооружении РВСН стоит более 60% боезарядов и носителей, имеющихся в ядерном арсенале РФ.

  • Cтратегический ракетный комплекс «Ярс»
  • РИА Новости
  • Александр Кряжев

Модернизация РВСН включает в себя постановку на боевое дежурство мобильных комплексов РС-24 «Ярс» (на замену «Тополю-М»), шахтных пусковых установок «Сармат» (на замену «Воеводе») и разработку боевого железнодорожного комплекса (БЖРК) «Баргузин».

Подводные крейсера России перевооружаются на МБР «Синева» и «Булава». А в 2020—2021 годах дальняя авиация России должна получить гиперзвуковые ракеты.

Укрепление ядерного щита РФ происходит на фоне расширения глобальной системы ПРО США и модернизации американских СЯС, на которую будет потрачено $1 трлн.

Не символическая роль

Профессор академии военных наук Вадим Козюлин считает, что тренировка ядерной триады, которую провело Минобороны РФ, имеет большое значение для развития слаженности различных компонентов. По его словам, Россия отработала нанесение «стратегического ядерного удара».

«Это определённо нерядовые учения. У нас огромная страна. Конечно, необходимо проверять взаимодействие между флотами, РВСН и авиацией. Как правило, на подобных тренировках проверяется оперативность выполнения задач, качество комплексов связи, точность поражения, выявляются преимущества и недостатки техники», — сообщил в беседе с RT Козюлин.

Эксперт назвал произведённые пуски «серьёзным результатом», который даёт толчок совершенствованию системы управления СЯС. Как отметил Козюлин, учения ядерной триады с участием президента вселяют уверенность в том, что Россия способна отразить любую агрессию.

  • Владимир Путин во время совместных стратегических учений
  • РИА Новости
  • Михаил Климентьев

«Роль президента не была символической. В его руках находится ядерный чемоданчик. Именно ему принимать решение, если России будет угрожать смертельная опасность. Совершив пуски ракет, глава государства почувствовал на себе груз ответственности», — сообщил Козюлин.

Военный эксперт Дмитрий Литовкин полагает, что тренировка СЯС России, скорее всего, стала «логическим завершением» стратегических учений «Запад-2017». Аналитик обратил внимание, что предыдущие манёвры с Белоруссией также завершались пусками баллистических и крылатых ракет.

«Стратегический характер учений предполагает, что в манёврах должны быть задействованы не только обычные вооружения, но и средства ядерного поражения. В сентябре мы наблюдали практическую фазу применения сухопутных войск, авиации, флота. Теперь задачи отработали стратегические силы», — заявил в комментарии RT Литовкин.

Как пояснил аналитик, разные виды и рода Вооружённых сил РФ действуют в «едином стратегическом замысле». Поэтому он призвал не искать политических мотивов в участии в тренировке СЯС Владимира Путина.

«Президент является Верховным главнокомандующим. Только он может принять решение о боевом применении стратегических сил. В рамках прошедшего учения он выполнил свою функцию», — резюмировал Литовкин.

На Северном флоте отчитались о завершенных боевых стрельбах баллистическими ракетами морского базирования. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения « » из подводного положения произвел успешный групповой пуск четырех ракет Р-30 «Булава» из акватории Белого моря по полигону «Кура» на Камчатке. Моряки заявили, что боевая стрельба таким количеством ракет на подводных лодках проекта 955 выполнялась впервые.

%Запуск четырех ракет — это не так и много. К примеру, накануне развала Советского Союза в августе 1991 года ракетная подводная лодка стратегического назначения К-407 «Новомосковск» осуществила последовательный запуск 16 ракет Р-29М

— двух боевых и 14 эквивалентных по баллистике ракет-макетов. Интервал между запусками баллистических ракет составил всего 14 секунд.

Вместе с тем экс-начальник Главного штаба ВМФ России адмирал считает, что большой необходимости в подобной операции сегодня уже нет. «Схема запуска на «Юрии Долгоруком», как показали эти учения, отработана. Залповая стрельба возможна. А шестнадцать ракет запускать уже не нужно», — полагает военачальник.

По его словам, это очень дорогое удовольствие. В настоящее время система проверок позволяет за счет пуска только четырех изделий уточнить возможность пуска остальных двенадцати. «Так что такой необходимости в прежней схеме, когда запускались сразу 16 ракет, сегодня нет, — полагает Виктор Кравченко. — И американцы в залповой стрельбе со своих подводных лодок никогда не запускали более четырех ракет одновременно».

Что касается баллистической ракеты морского базирования «Булава», то она шла на вооружение Военно-морского флота очень тяжело.

«Разработчик изделия, впервые взялся за эту тематику, — рассказал «Газете.Ru» адмирал Кравченко. — Раньше они морской составляющей никогда не занимались».

Первый запуск прототипа «Булавы» состоялся 23 сентября 2004 года с борта тяжелого атомного подводного крейсера проекта 941 « ». Три первых пуска прошли нормально, а четвертый, пятый и шестой оказались неуспешными. Седьмой пуск «Булавы» лишь частично прошел удачно: один боевой блок так и не долетел до полигона «Кура» на Камчатке. Восьмой и девятый запуски ракет в 2008 году прошли успешно. Десятый вновь завершился неудачей. Одиннадцатый и двенадцатый запуски ракет этого типа также закончились неуспешно.

«Тем не менее, эту ракету довели до ума. На тот период времени просто не было возможности делать что-либо другое — вот и все, — считает адмирал Виктор Кравченко. — Твердотопливная ракета все-таки гораздо лучше в эксплуатации на подводных лодках, чем изделия с жидкими и очень агрессивными компонентами ракетного топлива».

На фоне успешной боевой стрельбы ракетным подводным крейсером стратегического назначения «Юрий Долгорукий» отечественные эксперты продолжают анализировать информацию, распространенную американским телеканалом CNBC, который утверждал, что четыре испытания российской ракеты с ядерной установкой прошли неудачно.

«Я считаю, что новости от CNBC — это PR-акция, построенная на абсолютно недостоверных данных», — пояснил «Газете.Ru» экс-начальник Главного штаба генерал-полковник . По словам военачальника, нигде CNBC подобные данные об испытаниях перспективного российского вооружения получить не мог.

Высокопоставленный источник «Газеты.Ru» в оборонно-промышленном комплексе, напрямую не связанный с испытаниями стратегической крылатой ракеты, рассказал, что

тут «много неясного, никакой фактуры нет. Не думаю, что это были испытания сразу с ядерным двигателем. Скорее, это был какой-то имитатор или еще что-нибудь.

Откуда взялись данные, что разработчики не хотели испытывать изделие и при этом утверждали, что они пока не готовы, тоже абсолютно неясно».

На испытаниях очень часто случаются неудачи, отметил в разговоре с «Газетой.Ru» академик Алексей . «Достаточно вспомнить эпопею с принятием на вооружение баллистической ракеты морского базирования «Булава». Отказов тогда было достаточно много. Но вчера был произведен успешный групповой пуск сразу четырех ракет», — сказал эксперт.

По словам ученого, ничего удивительного, трагического, невозможного в неудачных пусках российской стратегической крылатой ракеты с ядерным двигателем нет.

«А то, что у нас это отрицают, так и это представляется логичным. В марте об этой ракете было сказано много хорошего. Она была представлена как один из основных прорывных проектов из шести новых систем оружия, которые представил не кто-нибудь, а президент Российской Федерации, и не где-нибудь, а в послании главы государства Федеральному собранию в Манеже. Понятно, что после этого Министерство обороны России о каких-либо неудачах сообщать не станет», — считает академик Арбатов.

Но вот вопрос, напоминает собеседник издания, эта система — стратегическая крылатая ракета с ядерным двигателем разрабатывалась и у нас, и в Соединенных Штатах с 1950-х годов. В ходе испытаний было очень много неудач. Американцы в конечном итоге отказались от подобного проекта или отложили замысел в очень долгий ящик, пока новые технологии не позволят сделать что-либо существенное в этой сфере.

«Что сейчас у нас, судить очень трудно, — полагает Алексей Арбатов. — Как и всегда, никаких деталей нет. Какая силовая установка на этой ракете, что используется в качестве рабочего тела - никакой достоверной информации нет».

По словам эксперта, американцы о своих системах всегда сообщают очень детально, когда получают необходимые ассигнования на их разработку, но у нас система совершенно иная, поэтому любая информация об этом проекте закрыта.

«Единственное, что я могу сказать, что лично у меня вызывает очень большие сомнения, так это необходимость в подобной системе вооружения в принципе», — заявил «Газете.Ru» академик Арбатов.

В частности, он задается вопросами, как испытывать изделие при наличии атомного двигателя или что будет с реактором, если ракета упадет, ведь «стратегическая крылатая ракета — это не беспилотный летательный аппарат, и ее не вернешь на аэродром вылета».

«В плане стоимости и эффективности эти перспективные разработки не вызывают большого энтузиазма у тех, кто привык смотреть на стоимость и трезво оценивать эффективность по сравнению с существующими и перспективными альтернативными системами, позволяющими выполнять те же задачи, что и стратегическая крылатая ракета с ядерным двигателем», — заключает академик Арбатов.